Этические принципы психолога; Студопедия — этические принципы психолога

10.02.2018

1. Уважение достоинства, прав и свобод личности

Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

1. Принцип уважения

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

Принцип уважения включает:

1. Уважение достоинства, прав и свобод личности

· Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

· Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться на данных, полученных научными методами. Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

· Психолог избегает деятельности, которая может привести к дискриминации Клиента по любым основаниям.

· Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.

2. Конфиденциальность

· Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

· Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.

· Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

· Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.

· Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

· Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.

· Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента

4. Самоопределение Клиента

· Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.

· Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному развитию, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.

· Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний).

2. Принцип компетентности

Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

Принцип компетентности включает:

1. Знание профессиональной этики

· Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области профессиональной этики и обязан знать положения настоящего Этического кодекса. В своей работе Психолог должен руководствоваться этическими принципами.

· Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.

· Психолог несет ответственность за соответствие профессионального уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой работы и настоящего Этического кодекса.

· В своих рабочих контактах с представителями других профессий Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь.

2. Ограничения профессиональной компетентности

· Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках собственной компетентности, основанной на полученном образовании и опыте.

· Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование, интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную (биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

· Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии, доверия и удовлетворения от общения с Психологом.

· Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

3. Ограничения применяемых средств

· Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

· Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен определяться научными пристрастиями Психолога, его общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам определенного типа, социального положения или профессиональной деятельности.

· Психологу запрещается представлять в результатах исследования намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом существенной ошибки в своем исследовании после того, как исследование было опубликовано, он должен предпринять все возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему опубликованию исправлений.

4. Профессиональное развитие

· Психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности и свою осведомленность в области этики психологической работы (исследования).

5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях

· Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.

· Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность в случае, когда его способности или суждения находятся под неблагоприятным воздействием.

3. Принцип ответственности

Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
Принцип ответственности включает:

1. Основная ответственность

· Решение Психолога осуществить исследовательский проект или вмешательство предполагает его ответственность за возможные научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие в исследовании или вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

· Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента.

· Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство.

2. Ненанесение вреда

Психолог применяет только такие методики исследования или вмешательства, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не имеют отношения к конкретным и согласованным задачам психологического исследования.

3. Решение этических дилемм

Психолог должен осознавать возможность возникновения этических дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение. Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах, отраженных в Этическом кодексе.

В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы этического характера, он должен обратиться в Этический комитет Российского психологического общества за консультацией.

4. Принцип честности

Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Принцип честности включает:

1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей

· Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей, так и возможностей своей профессии. Это условие установления диалога между профессионалами различных специальностей.

2. Честность

· Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия работы, такие как распределение прав и обязанностей между Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей психологические услуги) или процедура хранения и применения результатов исследования.

Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам.

При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя в известность о том, что:
– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;

– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует закон;

— профессиональное руководство его работой может осуществлять только психолог;
– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст данного Этического кодекса.

· Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами информированного решения о вступлении в профессиональные отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений, отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и отвечает правилам приличия.

· Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать гарантии результативности оказываемых услуг.

· Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с третьими лицами с этой целью.

3. Прямота и открытость

· Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им информацию и избегать ее искажения в исследовательской и практической работе.

· Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ литературных данных по поставленному вопросу.

· В случае возникновения искажения информации психолог должен проинформировать об этом участников взаимодействия и заново установить степень доверия.

4. Избегание конфликта интересов

· Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в результате двойственных отношений. Психолог должен стараться избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.

· Психолог не должен использовать профессиональные отношения в личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

· Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную ответственность.

· Психолог не должен вступать в какие — бы то ни было личные отношения со своими Клиентами.

5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом

· Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.

· Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия.

· Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.

· Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен указать ему на это конфиденциально.

Источник: http://studopedia.ru/8_91443_eticheskie-printsipi-psihologa.html

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАНИЯ

В своей профессиональной деятельности психолог обязан:

1. Руководствоваться Законом «Об образовании в Российской Федерации», законодательством Российской Федерации, международными и российскими актами об обеспечении защиты прав и развития детей, нормативными документами Министерства образования РФи региональных департаментов образования, Положением о психологической службе образования.

2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не брать на себя решение вопросов, невыполнимых с точки зрения современного состояния психологической науки и практики, а также находящихся в компетенции представителей других специальностей.

3. Знать новейшие достижения психологической науки в целом, детской и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

4. Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов работы некомпетентными лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

5. В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка, задач его полноценного психического развития.

6. Оказывать необходимую и возможную помощь работникам образования региона, администрации и педагогическим коллективам учебно-воспитательных учреждений в решении основных проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития детей, обеспечением индивидуализированного подхода к детям. Оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивиду­альных проблем. Оказывать помощь родителям или заменяющим их лицам в решении их проблем как воспитателей. В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «Не навреди», т. е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству детей, родителей, педагогов или третьих лиц.

7. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работы, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб ребенку или его окружению.

8. Информировать работников отделов образования, администрацию и педагогические коллективы учебно-воспитательных учреждений о задачах, содержании и результатах проводимой им работы в рамках, гарантирующих соблюдение п. 7 настоящего документа.

9. Вести запись и регистрацию всех видов работы по установленной форме.

Ответственность работника службы социально-психологической помощи:

1. Психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

2. Психолог несет ответственность за сохранение протоколов обследований, документации службы, оформление их в установленном порядке.

В своей профессиональной деятельности психолог имеет право:

1. Самостоятельно определять приоритетное направление работы с учетом конкретных условий региона, учебно-воспитательного учреждения и т. п.

2. Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов деятельности.

3. Требовать от вышестоящих инстанций создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей.

4. Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования, администрации региона, руководителей учебно-воспитательных учреждений в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

5. Знакомиться с необходимой документацией.

6. Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения.

7. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных медико-психолого-педагогических и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу детей. В случае несогласия с решением комиссии (оставление на второй год, перевод в другую школу и т. п.) психолог имеет право донести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

8. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работы, оценки их эффективности.

9. Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования и эксперименты для исследовательских целей.

10. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и других изданиях, вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, выступлений и пр.

11. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

12. Обращаться в случае необходимости через руководство службы с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью детям (изменение режима работы родителей, санаторное обеспечение и т. п.).

13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам защиты прав и интересов детей.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

1. Принцип ненанесения ущерба испытуемомутребует от психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили испытуемому вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений психолога с испытуемым и заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения.

1.1. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа с испытуемым допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать, после извещения его о цели исследования, о применяемых методах и способах использования полученной информации.

1.2. Правило безопасности для испытуемого применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния испытуемого, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования.

1.3. Правило предупреждения неправильных действий заказчика относительно испытуемого. Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между психологом и заказчиком и которые могли бы ухудшить положение испытуемого. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого. Во многих случаях психологсам применяет к испытуемому разработанные им на основании предварительного исследования рекомендации (психотерапия, консультирование, тренинг и др.). Часто сам испытуемыйприменяет к себе рекомендации психолога.

2. Принцип компетентности психолога требует от психолога браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен, для решения которых владеет практическими методами работы и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий. Выполнение принципа обеспечивается правилами, регламентирующими отношения психолога с заказчиком, испытуемым, результатами исследования.

2.1. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие заказчика руководствоваться ими при использовании методов и материалов психологического характера.

2.2. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, максимально эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с психологом. Если испытуемый болен, то применение любых методов исследования и профилактики допустимо только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы испытуемого. Выполнять психотерапевтическую работу с больным психолог может только согласованно с лечащим врачом и при наличии специализации по медицинской психологии.

2.3. Правило обоснованности результатов исследования психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных материалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ лите­ратурных данных по поставленному вопросу.

3. Принцип беспристрастности психологане допускает предвзятого отношения к испытуемому, формулирования выводов и осуществления действий психологического характера, противоречащих научным данным, какое бы субъективное впечатление испытуемый ни производил своим видом, юридическим и социальным положением, каким бы положительным или отрицательным ни было отношение заказчика к испытуемому. Принцип выполняется, если выполняются правила, регламентирующие влияние на результаты исследования личности самого испытуемого, психолога и заказчика.

3.1. Правило адекватности методик, применяемых психологом. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными и валидными, адаптированными к контингенту испытуемых.

3.2. Правило научности результатов исследования психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получившие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к испытуемым определенного типа, социального положения, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

3.3. Правило взвешенности сведений психологического характера, передаваемых заказчику психологом. Психолог передает заказчику результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности испытуемого вне тех задач, которые были поставлены перед психологом. Психолог руководствуется только интересами дела и не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

4.Принцип конфиденциальности деятельности психологаозначает, что материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку. Принцип выполняется в том случае, если соответствующими правилами регламентируется процесс обмена информацией психологического характера между заказчиком и психологом, между заказчиком и испытуемым.

4.1. Правило кодирования сведений психологического характера. Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от протоколов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из некоторого числа цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество испытуемого и соответствующий ему код, известный только психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

4.2. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

4.3. Правило корректного использования сведений психологического характера. Психолог должен достичь соглашения с заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения испытуемому результатов его исследования, которые могут его травмировать, создать условия для выполнения этого соглашения. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

5.Принцип осведомленного согласиятребует, чтобы психолог, заказчик и испытуемый были извещены об этических принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и принимали в ней добро­вольное участие. Примечание. При тестировании детей до 16 лет в области учебных достижений, навыков и умений достаточным является согласие школьного или педагогического совета. В случае оценки личности необходимо индивидуальное согласие ребенка и его родителей. При психодиагностическом обследовании подростка 16 лет и старше требуется только его согласие.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: http://zdamsam.ru/a2093.html

Реферат — Этические принципы в работе психолога — файл n1.docx

Доступные файлы (1):

n1.docx29kb.01.01.2013 11:16скачать

n1.docx

Практическая психология как профессиональная деятельность начинает зарождаться в массовом масштабе и поэтому требует внимательного к себе отношения с той точки зрения, что именно она социально обостряет до предела проблему обоснованности воздействия одного человека на другого.

Психология, как профессия, управляется принципами, общими для всех профессиональных этик. Уважение к личности, защита человеческих прав, чувство ответственности, честность и искренность по отношению к клиенту, осмотрительность в применении инструментов и процедур, профессиональная компетентность, твердость в достижении цели вмешательства и его научной основы. [1]

Психолог, как профессионал, выполняет важнейшую социальную задачу – задачу создания обобщенного, персонифицированного (в своем лице и в лице конкретного участника или участников его профессиональной деятельности) образа другого человека.

Вполне вероятно, что эта профессиональная деятельность психолога – один из способов, создаваемых в современной культуре, для сохранения психической реальности как особой характеристики жизни.

Профессиональная деятельность психолога — это работа с внутренним миром человека, с человеческой личностью. А этот объект работы требует соблюдения особых принципов и правил этики.

Прежде всего, рассмотрим сам термин: этика — это совокупность норм поведения, мораль какой-либо общественной группы. В деятельности любой профессиональной группы также вырабатываются свои нормы, правила профессионального поведения, которые в совокупности образуют профессиональную этику. Так, говорят о врачебной этике, научной этике. О значимости этики в деятельности врача знают многие. Знают и о том, что уже древнегреческий врач и философ Гиппократ сформулировал этические заповеди врача. Теперь они известны под названием клятвы Гиппократа и составляют основу профессиональной медицинской этики.

Психология имеет в своем распоряжении такие инструменты, пользование которыми требует особой осторожности. Рассмотрим наиболее важные принципы профессиональной этики психолога. [2]

  1. Этические принципы деятельности психолога.

Этические принципы призваны обеспечить:

— решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

-защиту людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: учащихся, студентов, педагогов, супервизоров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог;

-сохранение доверия между психологом и клиентом;

-укрепление авторитета психологической службы образования среди учащихся, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

1. Принцип конфиденциальности.

2. Принцип компетентности.

3. Принцип не нанесения ущерба.

4. Принцип уважения.

5. Принцип объективности.

6. Принцип ответственности.

7. Принцип этической и юридической правомочности.

8. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

9. Принцип благополучия клиента.

10. Принцип профессиональной кооперации.

11. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

12. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в других странах мира.

1. Принцип конфиденциальности

-Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в случае необходимости должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

-Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

— Участие учащихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция, психотерапия и др.) должно быть сознательным и добровольным. (В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.)

-Психолог собирает и использует лишь ту информацию о клиенте, которая необходима ему для решения задач, определяемых планом его работы и спецификой учреждения, где он работает.

-Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности. (Вся психологическая информация может заноситься в специальную карту, которая шифруется при регистрации клиента.)

-Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми.

-На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

-Администрация образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к ситуации образования.

2. Принцип компетентности

-Психолог постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, знакомится с последними достижениями в области психологии.

-Психолог применяет только надежные и валидные методы изучения психических свойств, качеств и состояний личности, способствует применению их другими.

-Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

-В интересах оптимального выполнения своей задачи психолог сотрудничает с другими психологами и с представителями смежных отраслей науки.

-Психолог самостоятельно выбирает процедуру и методы обследования. При необходимости психолог консультируется с экспертом в соответствующей области (руководителем методического объединения, членом научно-методического совета службы практической психологии и другими специалистами).

-Новые психолого-педагогические программы, используемые в повседневной массовой практике, утверждаются на областном научно-методическом совете службы практической психологии.

-Психолог имеет право проводить анализ использования психологических методик педагогами и другими участниками образовательного процесса.

3. Принцип не нанесения ущерба.

Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

4. Принцип уважения.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

5. Принцип объективности.

Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

6. Принцип ответственности.

-Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед обществом, в котором он работает и живет. Он популяризирует психологические знания для повышения благополучия общества.

-Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

-Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

-Психолог несет профессиональную ответственность за высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

-Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны. Все скрытые цели, включенные в замысел работы, должны быть раскрыты клиенту не позднее окончания этой работы.

7. Принцип этической и юридической правомочности.

-Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологических исследований.

-В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методическое объединение) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

-Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с детьми, их родственниками, педагогами, другими участниками образовательного процесса и общественностью.

-Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. В случаях, когда необходимо психологическое заключение, он выступает в качестве должностного лица, помня, что его мнение играет важную роль в защите интересов общества и конкретного гражданина (ребенка, педагога и т. п.).

8. Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

-В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать информации о специальных диагностических методах. Информация о таких методах возможна только в сообщениях для специалистов.

-Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

-Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно, в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

9. Принцип благополучия клиента.

-В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права своих клиентов, студентов, супервизоров и других участников исследований. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

-Психолог должен отдавать предпочтение интересам клиента при определении целей и планировании процедуры, характере проведения диагностического обследования. Психолог должен оберегать клиента от психологических травм уважать личность человека, с которым работает.

-Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

10. Принцип профессиональной кооперации.

-Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

-Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц. Если психолог имеет претензии к стилю или методам работы коллеги, то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов. В тех случаях, когда психолог узнает об этических нарушениях другого психолога, он обращает на это его внимание, если это может способствовать приемлемому разрешению ситуации и при этом не будут нарушено право на конфиденциальность.

-Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения, в конфликтных ситуациях — на этическую комиссию областного научно-методического совета службы практической психологии образования.

-Психолог при рецензировании материалов, представленных к публикации на грант или в других целях, уважает конфиденциальность и авторские права.

-После опубликования результатов исследования психолог не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ. Авторские права на психологические данные принадлежат собравшей их стороне.

11. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

-Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

-В процессе диагностики или психологического консультирования психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента. Клиент в любой момент (или вообще) может отказаться от работы, так же клиент может отказаться от работы с данным психологом и обратиться к другому специалисту.

-Психолог должен информировать участников психологической работы о важных аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

-Для получения согласия клиента на психологическое обследование психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык. Психолог формулирует и излагает результаты обследования в терминах, понятных клиенту.

-Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

-В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента. Недопустимо акцентировать внимание клиента на его ограничениях и недостатках.

12. Принцип морально-позитивного эффекта профессиональных действий психолога.

-Психолог должен делать все возможное для определения ситуаций, в которых психологические техники или инструментарий вообще не могут быть адекватно использованы или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения. Это касается случаев, когда психологическим инструментом пользуются непрофессионалы или когда исследование болезненно затрагивает такие индивидуальные особенности как возраст, пол, расовая и национальная принадлежность, вероисповедание, сексуальная ориентация, физическое или психическое расстройство, язык, социальный и экономический статус.

-В отчетах о своей работе, сделанных для специалистов, не имеющих психологического образования, психолог должен исходить из того, что сообщения должны быть ясными и применимыми к практическим нуждам заказчика.

-При выступлениях в средствах массовой информации психолог должен высказывать суждения, основанные на реальных достижениях психологической науки и практики. Содержание выступлений должно быть направлено на позитивные изменения в общественном мнении или эмоциональном состоянии адресата.

-Психолог не должен участвовать в деятельности, результаты которой могут дискредитировать психологию как науку.

Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Каким будет вмешательство консультанта — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности. [4]

Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Так, в ряде стран мира существуют этические кодексы психолога, определяющие деятельность профессионала. Для тех, кто непосредственно работает с людьми в сфере психологического воздействия, эти нормы еще жестче и строже, еще больше требований и ограничений накладывают они на психолога-практика. Далеко не всегда существуют однозначные и простые ответы на этические и моральные проблемы, возникающие в психологической практике. Несоблюдение профессиональных принципов и требований в некоторых странах (например, в США) может привести к тому, что психолог лишается диплома, права на практику и предложение своих профессиональных услуг и т.д.

В нашей стране этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает. [3]

Источник: http://gendocs.ru/v42697/%D1%80%D0%B5%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82_-_%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%B2_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B5_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B0

Этические принципы психолога

этические принципы психолога

Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества. Этические принципы и правила работы определяют условия, при которых деятельность психолога приносит реальную пользу клиенту, обеспечивают уважение, гуманность и профессионализм.

С полной версией документа вы можете ознакомиться на официальном сайте Российского психологического общества.

Основные этические принципы психолога, оказывающего услуги по психологическому консультированию включают:

  1. Принцип уважения
    Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека, в том числе:
    • Уважение достоинства, прав и свобод личности
    • Конфиденциальность информации, полученной психологом в процессе работы с клиентом.
    • Осведомленность и добровольное согласие клиента. Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Видео- или аудиозаписи консультации психолог может делать только после того, как получит согласие на это со стороны клиента. Это положение распространяется и на телефонные переговоры.
    • Самоопределение клиента. Психолог признает право клиента на сохранение максимальной автономии и самоопределения, включая общее право вступать в профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
  1. Принцип компетентности
    Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и использовать только те методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
  2. Принцип ответственности
    Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом. Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что его услуги не являются злоупотреблением.
  3. Принцип честности
    Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Чтобы записаться на консультацию, позвоните по тел. +7 (391) 271-84-04

Или воспользуйтесь формой заявки – Оставить заявку

Очный прием проходит по адресу ул. Маерчака, д.18 Г, офис. 406 (Железнодорожный район)

Источник: http://12psy.ru/blog/informatsiya-dlya-klientov/eticheskie-printsipy-psikhologa

Этика психолога: сущность, принципы, профессиональная ответственность

Любой специалист, работающий с людьми, должен руководствоваться нравственными и моральными принципами, основанными современным обществом. В случае с психологией подобное отношение к этике имеет еще большее значение. Однако идеалы поведения нигде не записаны, поэтому руководствоваться ими бывает довольно трудно. В нашей статье вы узнаете о принципах профессиональной этики психолога, а также методах гуманности и уважения других людей. Настоятельно рекомендуем вам ознакомиться с этой информацией.

В чем заключается принцип взаимоуважения?

Каждый психолог должен уважать личные права и свободы человека, которые провозглашены законом и гарантированы Конституцией Российской Федерации. Если специалист не будет соблюдать эти элементарный нормы, то добиться доверия со стороны пациента вряд ли удастся. Также этика психолога-консультанта, касающаяся взаимоуважения, включает в себя несколько пунктов, которые будут перечислены ниже:

  1. Специалист обязан с одинаковым уважением относиться ко всем своим пациентам вне зависимости от их социально-экономического статуса, языка, вероисповедания, расы, этноса, культуры, национальной принадлежности, сексуальной ориентации, физических качеств и так далее. Само собой, к каждому клиенту нужен свой подход. Однако он должен быть основан на жизненных обстоятельствах, которые пришлось пережить человеку, а не на чем-то из вышеперечисленного.
  2. Психолог должен всеми силами стараться избегать предвзятого отношения к какому-либо человеку. Данные о пациенте не должны влиять на ваше отношение к нему. Даже если у специалиста возникнет симпатия или субъективное мнение по поводу поведения клиента в определенной ситуации, это никак не должно повлиять на дальнейшие выводы и процесс лечения. В противном случае может быть выбрана изначально неверная стратегия для психологического исцеления.
  3. Психолог должен уметь правильно организовывать рабочий процесс, чтобы во время изучения и анализа психологического здоровья пациента специалист случайно не нанес вред своему клиенту. И это касается не только его самочувствия, но и социального статуса. Если кто-то из знакомых пациента узнает о его психологических проблемах, то он может лишиться доверия со стороны определенных лиц и навсегда утратит доверие в обществе.

Также психолог должен всеми силами стараться избегать такого лечения, которое приведет к дискриминации клиента по определенным основаниям. Большинство людей косо смотрят на тех личностей, которые ищут помощи у специалистов в области психологии. Если вы дадите своему клиенту какое-нибудь странное домашнее задание, например, без предупреждения поцеловать понравившегося человека, то это может привести к печальным последствиям.

Конфиденциальность

этические принципы психолога

Одним из важнейших принципов профессиональной этики психолога является конфиденциальность, которая должна соблюдаться при любых условиях. Даже если к вам придет сотрудник из прокуратуры и начнет спрашивать о том, что беспокоило вашего клиента, вы имеете полное право не отвечать ему на подобные вопросы, поскольку это будет неэтично. О том, что еще включает в себя профессиональная этика психолога, читайте ниже в списке:

  1. Специалист ни при каких условиях не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе работы с пациентом. Те тайны, которые психолог получил от клиента в ходе доверительного общения, не должны подвергаться намеренному или случайному разглашению. Если же подобную информацию все-таки нужно кому-то рассказать, то сделать это можно исключительно с согласия пациента.
  2. Результаты исследований необходимо представлять сторонним лицам таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать вашего пациента. Поэтому если вы занимаетесь со своим коллегой изучением психологической науки, то никогда не произносите в результате обсуждения заболевания никаких имен и данных, которые касаются личной жизни вашего клиента.
  3. Профессиональная этика педагога-психолога включает в себя полную конфиденциальность данных от студентов или учеников школы. То есть если вы провели в определенной группе социальный или психологический опрос, то о его результатах должны знать только вы сами и никто более.
  4. Если специалисту необходимо продемонстрировать конкретный случай на примере своего пациента, то это необходимо сделать таким образом, чтобы сказанная вами информация не задела благополучие, достоинство и честное имя вашего клиента.
  5. Специалист не должен стараться отыскать в клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач. Например, затрагивание интимных тем очень часто негативно сказывается на доверии пациента к специалисту. Поэтому вопросов о сексе и тому подобном лучше всего избегать.

Также не следует забывать о том, что если вы храните данные о своих пациентах на электронных или бумажных носителя, то эта информация должна находиться под хорошей защитой. Также неоспоримым правом клиента является разговор с психологом с глазу на глаз, без присутствия третьих лиц.

Добросовестное согласие и осведомленность

этические принципы психолога

Смысл профессиональной этики практического психолога заключается в том, чтобы в процессе лечения пациент не получил вреда своей репутации. Однако многие клиенты даже не понимают того, что они добросовестно соглашаются на некоторые действия, посещая кабинет специалиста. Поэтому психолог должен осведомлять своего пациента заранее о следующих нюансах, дабы потом не произошел неприятный казус:

  1. Психолог обязан сообщать своему пациенту обо всех шагах, которые должны привести к лечебному действию. Особенно актуально это в случае со стационарным лечением. Специалист должен заранее информировать своего клиента о возможных рисках лечения и альтернативных методах диагностики, в том числе и непсихологических.
  2. Разрешается делать аудио- и видеозаписи консультации с пациентом только после письменного согласия со стороны клиента. То же самое касается и телефонных переговоров с клиентом. И даже если в вашем распоряжении окажется такая запись, это еще не значит, что вы можете демонстрировать ее третьим лицам.
  3. Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть абсолютно добровольным. Специалист ни в коем случае не имеет права манипулировать своим пациентом с целью получить от него какую-нибудь информацию. Если клиент даст свое согласие на проведение эксперимента, то все действия должны проводиться специалистом с особой осторожностью.

Однако в некоторых случаях бывает и так, что испытуемый не должен знать, что над ним проводится психологический эксперимент. В этом случае стоит проводить все действия с особой осторожностью и обязательно объяснить ситуацию клиенту после окончания эксперимента.

Самоопределение клиента

В чем еще заключается смысл профессиональной этики практического психолога? Конечно же, в праве клиента вступать во взаимоотношения с теми людьми, которых он считает достойными. Психолог ни в коем случае не должен диктовать клиенту то, кому можно доверять и с кем лучше общаться. В следующем списке вы найдете основные этические принципы, касающиеся самоопределения клиента:

этические принципы психолога

  1. Пациент имеет право на сохранение максимальной автономии в самоопределении своих поступков. Кроме того, клиент всегда может разорвать все связи с психологом, если сочтет это нужным. Специалист не должен давить на пациента различными психологическими методами с целью извлечь из сотрудничества собственную выгоду.
  2. Клиентом может стать любой человек, который считает себя полностью дееспособным. В случае недостаточной дееспособности решение о сотрудничестве со специалистом могут принять родители, опекуны или другие лица, назначенные законом.
  3. Психолог не имеет морального права препятствовать желаниям своего клиента привлечь к лечению еще одного специалиста. Однако в этом правиле есть и некоторые исключения, например, если психологическая помощь оказывается заключенному, то здесь четко соблюдаются установленные законом нормы.

Помните о том, что независимо от умственных и физических способностей клиента, вы никак не должны оказывать влияние на его самоопределение. Также не забывайте, что профессиональная этика психолога и профессиональная ответственность – это слова-синонимы. Поэтому вы должны безоговорочно соблюдать даже те правила, которые не прописаны в каком-либо юридическом документе.

Принцип компетентности

Этика профессиональной деятельности психолога также основана на стремление оказать клиенту психологическую поддержку и вылечить то заболевание, которое его беспокоит. Если границы компетентности специалиста не столь широки, то на это может уйти слишком много времени. Поэтому необходимо также учитывать принцип профессиональной компетентности, структура которого описана ниже.

этические принципы психолога

  1. Специалист должен обладать исчерпывающими знаниями в области психологии, а также следовать этическому кодексу. Во время своей деятельности психолог обязан постоянно руководствоваться этическими принципами и подавлять свое желание начать манипулировать клиентом.
  2. Если студенты или какая-то группа пациентов выступает в качестве материала для экспериментов, то психолог обязан проводить все действия согласно этическому кодексу. Если уровень компетентности специалиста не позволяет этого сделать, то от подобных экспериментов лучше всего отказаться.
  3. Психолог несет личную ответственность за уровень профессиональной компетентности персонала, который находится у него в подчинении. Поэтому если вы решите нанять несколько молодых специалистов себе в помощь, то вся ответственность за их поступки ложиться на вас.

Довольно часто психологу приходится работать с представителями различных профессий и социальных групп. Специалист должен проявлять терпимость к каждому из своих клиентов и относиться к пациентам с максимальной лояльность – это один из главных принципов этики психолога. В противном случае вы рискуете утратить доверие со стороны клиентов и других специалистов.

Ограничьте профессиональную компетентность

Этика работы психолога заключается еще и в том, что специалист должен уметь ограничивать свою деятельность в рамках собственной компетентности. Не стоит соглашаться работать с тяжело больными пациентами, если вы обладаете недостаточными знаниями и навыками. Это может негативным образом сказаться не только на состоянии больного, но и на вашей репутации.

этические принципы психолога

Любой специалист имеет право проводить анкетирование, психотерапию, тренинги, исследования и так далее. Однако если психолог будет делать это лишь для того, чтобы внести свои действия в отчетность, а не в целях помощи пациенту, это может привести к потере доверия к такому психологу.

Специалист в области психологии должен владеть методами психологической беседы. С опытом эти навыки довольно сильно развиваются, однако если вы не поняли принципов какого-либо метода, то лучше всего его не использовать, иначе это может вызвать у клиента чувство неудовлетворения от общения со специалистом.

Ограничьте применяемые средства

Специалист имеет право применять методики, которые не противоречат кодексу этики психолога. Однако все эти средства должны адекватно вписываться в процесс лечения, а не удовлетворять личные желания специалиста провести то или иное исследование. Если ваш пациент оказал вам доверие и согласился на проведение эксперимента, то все действия должны быть максимально надежными, нормализованными и стандартизированными. В противном случае это приведет к ухудшению самочувствия пациента.

Необходимо применять лишь те методы интерпретации и обработки данных, которые получили широкое научное признание. Выбор методов не должен определяться лишь пристрастиями психолога к тому или иному способу лечения. Он должен в первую очередь удовлетворять личные симпатии клиента определенной профессии, социальной группы или профессионального типа. В противном случае эксперимент не даст правдивых результатов.

Также психолог не имеет морального права заранее искажать первичные данные о задаче, которая применяется в эксперименте или же предоставлять заведомо некорректную и ложную информацию. Если же подобная ошибка была допущена случайно, то стоит задуматься о прекращении эксперимента, поскольку пациент уже вникнет в его суть, а повторная деятельность не принесет правдивых результатов.

Принцип основной ответственности

Профессиональная этика психолога также состоит еще и в том, что специалист должен всеми силами стараться избежать причинения вреда психологическому и физическому здоровью своего пациента. Когда вы подписываете контракт с клиентом, то вы гарантируете ему, что ваши методы являются бескорыстными и правомерными, поэтому не стоит злоупотреблять использованием своего положения в собственных целях.

этические принципы психолога

Основная ответственность включает в себя три принципа:

Если молодой специалист будет соблюдать три этих пункта, то никаких проблем во время общения с пациентом возникнуть не должно. Однако, к сожалению, очень часто психологи пренебрегают ими, считая, что полученная информация гораздо важнее личного самочувствия клиента. Помните о том, что нет ничего важнее, чем здоровье вашего пациента.

Принцип честности

Этика практического психолога также включает в себя принцип честности. Кому вы будете больше доверять: человеку, который от вас что-то скрывает, говоря все время загадками, или человеку, который открыт в общении и не боится делиться своими собственными мыслями? В психологии принцип честности играет огромную роль в установлении контакта с пациентом и его дальнейшем лечении.

этические принципы психолога

Психолог должен всеми силами избегать возможности организовать себе рекламу с помощью влиятельного пациента. Даже если пациент сам предлагает подобные услуги на бесплатной основе, то стоит отказаться. Дело в том, что различные маркетинговые ходы очень часто завышают качество предлагаемого товара или услуги, поэтому если к вам обратиться клиент по такой рекламе, то он будет заведомо настроен на то, что вы жулик и мошенник, который хочет лишь обобрать его до нитки.

Высказывание своих умозаключений также ведет к установлению доверия между психологом и пациентом. Не стесняйтесь сказать клиенту то, что вы на самом деле о нем думаете. Очень мало людей в кабинете психолога обижаются на специалиста. Однако если вы не будете стесняться высказываться о своем клиенте в том контексте, которого он заслуживает, то человек будет на подсознательном уровне понимать, что вам можно доверять.

Прямота и открытость в общении

Ну, и последний принцип этики практического психолога, который мы сегодня рассмотрим, – это прямота и открытость. Специалист должен не только нести ответственность за свои поступки, но и предоставлять пациенту информацию по поводу его лечения без каких-либо искажений. Особенно актуально это в случае проведения исследовательской работы или эксперимента над клиентом.

Многие психологи очень часто формируют свою речь, используя различные понятия и термины, однако подобное действие говорит лишь о вашей компетентности. Если вы хотите наладить доверительные отношения с пациентом, то лучше всего избегать различных премудростей во время общения. Старайтесь общаться с ним простым языком, дабы клиенту не пришлось после консультации с вами отправляться за специальным терминологическим толкователем, чтобы понять, что именно вы имели ввиду.

Если избежать искаженной информации все-таки не удается, то психолог должен всеми силами постараться объяснить своему пациенту, что он сделал это не нарочно. Конечно же, лучше избегать подобных ситуаций, дабы не выстраивать степень доверия повторно, однако стоит уметь принимать свои ошибки, если вы их совершили. Один этот факт говорит о психологе, как о профессионале своего дела.

Кроме того, открытость и прямота в общении должна также присутствовать не только во время взаимодействия с клиентами, но и с коллегами. Вы не должны способствовать своими действиями вытеснению своего коллеги с какой-либо должности. Общение в коллективе должно быть легким и непринужденным, даже если кто-то из начинающих специалистов действует некомпетентно ввиду своей неопытности. Намекните коллеге на его ошибку, но не затевайте скандал, который приведет в дальнейшем к разногласиям.

Заключение

К сожалению, наша статья подходит к концу, поэтому пора подводить итоги всему вышесказанному. Однако для начала позвольте посоветовать вам к просмотру небольшой видеоролик, в котором квалифицированный специалист рассказывает о смысле этики психолога и ее основных принципах. Если вы закончили учебное заведение совсем недавно и только планируете начать свою профессиональную деятельность, то совет от такого специалиста не окажется лишним. Поэтому досмотрите ролик до конца, если хотите почерпнуть больше знаний в этом вопросе.

этические принципы психолога

Надеемся, что наша статья помогла вам разобраться в том, что представляет собой этика педагога-психолога. Специалист, ежедневно работающий с больными пациентами, должен уметь правильно с ними общаться и выстраивать доверительный диалог. Никакие внешние факторы не могут оказывать влияние на поведение профессионала. Даже если вы ведете свою деятельность среди не самых приятных личностей, вы должны понимать, что общение с пациентом – это очень важный этап его лечения. А что вы думаете по этому поводу?

Источник: http://fb.ru/article/448817/etika-psihologa-suschnost-printsipyi-professionalnaya-otvetstvennost

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *