Психоанализ; Студопедия — основателем психоанализа считается

08.02.2018

Глубокое проникновение психологии XX в. во внутренний мир человека дало основание сомневаться в том, что поведение полностью определяется и контролируется сознанием. Сформировалась концепция, во многом противоположная экзистенциализму. Если экзистенциализм обратился к душе человека, то психоанализ проник в подсознание, за сознательной деятельностью он обнаружил подсознательные мотивы поступков и отверг постулат экзистенциализма о свободе воли человека.

Основателем психоанализа считается

Глубокое проникновение психологии XX в. во внутренний мир человека дало основание сомневаться в том, что поведение полностью определяется и контролируется сознанием. Сформировалась концепция, во многом противоположная экзистенциализму. Если экзистенциализм обратился к душе человека, то психоанализ проник в подсознание, за сознательной деятельностью он обнаружил подсознательные мотивы поступков и отверг постулат экзистенциализма о свободе воли человека.

Основателем психоанализа является австрийский врач и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939 гг.). Он считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности.

«Оно» – бессознательное (глубинные инстинктивные, в основном сексуальные и агрессивные побуждения), играет главную роль, определяющую поведение и состояние человека. В «Оно» содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъекта. Фрейд считал, что существует два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознанность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами. как правило, происходит с бессознательном слое, но и с тем, что поведение человека вызывается как правило одновременным действием обеих этих сил. С точки зрения Фрейда инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писал и сам Фрейд и его ученики и является той специфической энергией, которая связана с инстинктом жизни. Для энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также считал, что содержание бессознательного постоянно расширяется, так как те стремления и желания, которые человек не смог по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание.

Вторая структура личности – «Я» по мнению Фрейда также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое «Я», хотя это может быть для нас и не легким делом. Если содержание «Оно» расширяется, то содержание «Я», наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с «океаническим чувством я», включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое «Я» до своего тела, сужая, таким образом, объем «Я».

Третья структура личности – «Сверх-Я» (механизмы подчинения индивида обществу) не врожденная, она формируется в процессе жизни ребенка. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием «Сверх-Я». В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалентных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в «Оно» стремятся к своему удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически не выполнимы ни в одном обществе. «Сверх-Я», в содержание которого входит совесть, самонаблюдение и идеалы человека, предупреждает его о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, принятых в данном обществе. Таким образом «Я» становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются «Оно» и «Сверх-Я». Такое состояние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд постоянно подчеркивал, что не существует четкой грани между нормой и патологией и испытываемое людьми постоянное напряжение делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не возможно), то хотя бы смягчить конфликт между «Оно» и «Сверх-Я».

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются: вытеснение; регрессия (возврат к пройденным стадиям развития); рационализация (оправдание подсознательных побуждений); идентификация себя с другим лицом, которое обладает тем качеством, которое отсутствует у субъекта; проекция (приписывание другим своих желаний, опасений, страхов); сублимация (переключение энергии). Вытеснение является самым неэффективным механизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности. Желание вытесняется в бессознательное, человек о нем совершенно забывает, но оставшееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. При этом символ, по мнению Фрейда, не является непосредственным отражением вытесненного желания, но его трансформацией. Поэтому он придавал такое значение «психопатологии обыденной жизни», то есть толкованию таких явлений как ошибки и сновидения человека, его ассоциации. Отношение Фрейда к символике было одной из причин его расхождения с Юнгом, который считал, что существует непосредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкований, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более успешными видами защиты, так как они дают возможность хотя бы частичной разрядки энергии, содержащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выхода из конфликтной ситуации. Человек может начать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т.д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связана со стремлением «Сверх-Я» хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид. Поэтому человек не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те желания и чувства, которые он испытывает сам. В том случае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно, так как человек может осознать эти чувства как реальные, действительные, но внешние по отношению к нему и не пугаться их.

Однако наиболее эффективным является механизм, который Фрейд назвал сублимацией. Этот механизм помогает направить энергию, которая связана с сексуальными или агрессивными стремлениями, в другое русло, реализовать ее, в частности, в художественной деятельности. Механизм сублимации трактуется как основной источник творчества. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом сублимации и с этой точки зрения рассматривал произведения искусства, научные открытия. Наиболее успешной эта деятельность является потому, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис или очищение человека от нее.

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод – психоанализ, для объяснения работы которого и были собственно созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого он признает безусловно. При этом между ними как бы устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, то есть появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов или ошибок пациента, то есть следов его вытесненного влечения, о котором мы говорили выше. При этом врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но внушает ему свое толкование, которое пациент некритично принимает.

Фрейд – атеист. Он склонялся к выводу о врожденном характере религиозной потребности, рассматривая религию как «коллективный невроз навязчивости», как «массовую иллюзию». Религия – спасительное средство от индивидуальных форм невротизации. Помимо обращения к мировым культурным вершинам, Фрейд не обходит вниманием и низовые сферы культуры (например, опыт создания различных сонников), и факты, связанные с обыденным сознанием.

Культурологическое понимание учения Фрейда связано, прежде всего, с выявлением последовательности перехода ученого от узконаучного знания к формированию комплекса идей, которые относятся к философии, эстетике, этике, религии, шире – теории и истории всей человеческой культуры. Возможность исследования массовой психики, коллективного бессознательного, открытая Фрейдом, стимулировала индивидуальные направления творческого поиска учениками и последователями Фрейда: А. Адлера, Г. Маркузе, Э. Фромма, К.Г. Юнга.

Альфред Адлер (1870-1937 гг.), австрийский психолог и мыслитель, полностью отказывается от понятия «сексуальное бессознательное», введенного Фрейдом, и игнорирует ряд важных для своего учителя механизмов психической деятельности, таких, как перенос, вытеснение и др. Адлер пришел к выводу: роль руководящего направляющего начала в жизнедеятельности играет «воля к власти». Опыт неудачного решения жизненных проблем рождает «комплекс неполноценности». С одной стороны, неполноценность является основой человеческого устремления к успеху. С другой – чувство неполноценности оказывается источником всех проблем. Адлер выдвинул совершенно новый для философии и педагогики тезис: ребенку нужно предоставить полную свободу, чтобы он мог достичь «сверхполноценности». Индивидуальная психология Адлера оказала значительное влияние на развитие «гуманистической» психологии и последующее развитие неофрейдизма.

Немецко-американский философ Герберт Маркузе (1898-1979 гг.) является представителем так называемой Франкфуртской школы. Маркузе дополняет фрейдистское учение, вводя понятие «прибавочного подавления». Естественный и неизбежный путь любой цивилизации – путь принуждения к труду и отказа от влечений – в современном обществе дополняется социальной сверхрепрессией – подавлением сексуальных влечений, «десексуализацией» организма. Сфера «Оно» разрушается. Стремление к смерти также вырывается из «Оно», разрушает целостность индивида, питает технический прогресс, направленный на овладение природой. Высвобождение разрушительных сил в человеке ведет к гибели в нем творческого начала, к исчерпанию импульсов социального развития. Маркузе провозглашает Идею «Великого Отказа», уклонения от общественных отношений, которая должна обеспечить эмансипацию «принципа удовольствия», воссоздать единство человека и природы. В этой революции человеческого сознания особые надежды Маркузе возлагал на социальные группы, еще не интегрированные современным обществом, не имеющие «репрессивную структуру влечений»: на студенческую молодежь, национальные меньшинства, маргинальные сообщества.

Эрих Фромм (1874-1980 гг.) как представитель неофрейдизма создал «аналитическую социальную психологию». Он выходит за рамки психоанализа Фрейда, приближаясь к философской антропологии, марксизму и экзистенциализму. Фромм настаивает на глубинных связях социальный ориентиров, групповых ценностей с экономическими, социальными и политическими условиями жизни. Фромм согласен с Марксом, что общество формирует человека, «что «надстройка» целиком определяется экономическими факторами. Но тогда и корни психической патологии надо искать в экономическом фундаменте.

В зависимости от степени адаптации к обществу у человека формируется нормальный или невротический характер. Поскольку общество само обладает либидозной структурой, то есть сублимированными чертами характера, присущего его членам, то именно «общественный характер», считает Фромм, является важнейшей итоговой «производительной силой», вызывающей изменения как в способе производства, так и в области сознания и мышления. Фромм делает важный вывод: любые реформы, любые революции, игнорирующие сложившийся «характер общества», обречены на поражение, так как не изменяют самого главного – глубинных качеств человека. Пока экономическая система и существующие формы обобществления формируют характер общества, его важнейшими установками остаются эгоизм, садизм, мазохизм и конформизм (приспособленчество).

Фромм описывает различные типы характеров, которые являются типами непродуктивной ориентации: 1. пассивная ориентация (стремление к получению всех благ во внешнем мире); 2. эксплуататорская ориентация (получение благ достигается с помощью применения силы или хитростью); 3. накопительская ориентация (главное – «владеть», «обладать»); 4. «рыночная ориентация» («человек озабочен только тем, чтобы не утратить способность продаваться»); 5. некрофилия (любовь к мертвому, стремление к уничтожению и разложению культуры, морали и т.п.). Продуктивную ориентацию Фромм назвал «биофилией» – это влечение к принципу жизни и роста во всех сферах жизнедеятельности, это ориентация «быть», в отличие от «иметь».

Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) считается основателем «аналитической психологии». Юнг отказывается от некоторых фрейдистских положений таких, как «Эдипов комплекс», «вытеснение», «сублимация» и др. Центральным для него становится понятие бессознательного, освобожденного от сексуальности, но обладающего универсальной, надперсональной природой. Юнг в учении об архетипах коллективного бессознательного показал роль подсознательной мотивации не только в индивидуальном, но и совместном поведении людей. Архетип – это доопытная идея-символ, модель наших представлений и переживаний, передающаяся по каналам наследственной памяти всех поколений людей. Юнг наделил архетип самостоятельным дочеловеческим существованием – это первооснова бытия и фундамент индивидуальной психики. Архетипы невыразимы в языке и противостоят сознанию; проявляются в религиях, сказках, снах, художественном творчестве. Наиболее живучими и влиятельными выступают следующие душевнее инстанции: Маска (желание быть тем, чем ты не являешься на самом деле; средоточие социального); Анима и Анимус (женское и мужское начала, сообщающиеся с бессознательным); Тень (постыдные желания, ютящиеся в каждом из нас); Самость (истинное лицо человека, о котором никто не знает, даже он сам; она объединяет сознательное и бессознательное).

Философское значение концепции архетипов Юнга состоит в стремлении понять индивидуальную жизнь через глубинную общечеловеческую природу. Личностное поведение всецело определяется врожденными образами поведения, существующими на уровне коллективного бессознательного. Юнг пишет о том, что европейская цивилизация подавляет и искажает сущность нашей психической жизни, загоняя архетипы вглубь подсознания. Становление личности возможно только на путях восприятия всего коллективного бессознательного и разумного включения его в структуры своего поведения. «Необходимо познать самого себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть. В нашем сознании мы господствуем над самими собой, но стоит перешагнуть сквозь дверь Тени, как мы с ужасом обнаруживаем, что являемся объектами каких-то факторов. Я теряю самого себя. Здесь все перевернуто по сравнению с моим обычным сознанием. И когда мы перестаем осознавать самих себя, открывается Самость», – писал Юнг.

Заслуга Юнга состоит и в том, что он ввел понятия «интроверт» и «экстраверт» для характеристики не только типа личности, но и типа культуры. Западная культура олицетворяет экстравертный тип мышления, направленный во вне, на познание и преобразование окружающего мира. Восточный – интровертный тип мышления, который стремится привести множественность окружающего мира к единому знаменателю. Поставить субъекта, разум в центр мироздания.

Развитие проблемы бессознательного в современной западной философии происходит в русле идей, намеченных Юнгом. Открытие и исследование т.н. «измененных состояний сознания» дает материал для вычленения архетипов коллективного бессознательного (Ст. Грофф, Р. Моуди, К. Кастанеда, В. Налимов).

Источник: http://studopedia.ru/1_110788_psihoanaliz.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Психология Психоанализ

Экзистенциализм

Структурализм

Близким к неопозитивизму течением философской мысли ХХ в. является структурализм. Под этим наименованием объединяют представителœей различных наук, исследования которых основаны на методе структурного анализа. Это общефилософское направление, пытающееся на основе абсолютизации структурного метода выстроить оригинальную теорию познания. Наибольшее распространение структурализм получил в философии истории и философской антропологии. Представителями раннего структурализма являются Клод Леви-Строс, Мишель Фуко, Луи Альтюссер. Современный структурализм (постструктурализм) представлен творчеством Жака Дерриды, Умберто Эко, Жиля Делœеза.

Одним из ведущих направлений европейской философии ХХ в. стал экзистенциализм (лат. existeпtia – существование) – философия существования. Основателœем его считается С. Кьеркегор(1813-1855 гᴦ.). Он выступил против рационализма классической философии, обвинив разум в поглощении индивидуальности.

В центре внимания философии существования лежит проблема сущности человеческой жизни. По мнению экзистенциалистов, сущ­ность (смысл, замысел) человеческого существования находится в самом существовании. Существование как сущность скрыто от человека повсœедневностью, оно прозревается им только в «пограничных ситуа­циях» — между жизнью и смертью. Страх перед смертью — единствен­ное состояние, в котором человек ведет подлинно свободное, самосто­ятельное существование. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора – разум приводит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой вой­ны. Его представители: в России – Николай Бердяев (1874-1948 гᴦ.), Леонид Андреев (1871-1919 гᴦ.), в Германии – Карл Ясперс (1883-1969 гᴦ.), Мартин Хайдеггер (1889-1976 гᴦ.), во Франции – Жан-Поль Сартр (1905-1980 гᴦ.), Симона де Бовуар (1908-1986 гᴦ.), Альбер Камю (1913-1960 гᴦ.).

Философия экзистенциализма вызвала интерес тем, что она обра­тилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Чело­веку, чтобы выжить, крайне важно разобраться в своем внутреннем мире, трезво оценить свои способности и возможности.

Основателœем психоанализа является австрийский ученый-психи­атр Зигмунд Фрейд (1856-1939 гᴦ.). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессоз­нательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, которые разделœены особой психической инстанцией – предсознательным. Согласно Фрейду, всœе душевные процессы бессознательны. Бессознательное — особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение энергии бессознательного. Отвечая на данный вопрос, он в 1920 ᴦ. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт — «либидо». Эта теория была подвергнута критике, и позже Фрейд разрабатывает вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» — инстинкт жизни, и «Танатос» — инстинкт смерти. Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинк­там культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Фрейд, отрицая ценность ре­лигии, предложил переход от религиозной веры к атеизму.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ разработали его ученики А. Адлер, В. Райх, К. Юнг, Э. Фромм.

Э. Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в кото­рых выражается совокупность фундаментальных потребностей чело­века: потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он выявил проблему человеческого существования и основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинœение, личное бытие и историческое бытие и т.д. Цель его фи­лософии – помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения – культивирование всœеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всœех сферах жизни. В современной науке выявлены концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма.

Читайте также

Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме моралии социальной философии. Можно выделить следующие положения учения Дьюи о мора­ли и общественной жизни: • не существует единственно возможного «высшего блага», к которому должно стремиться. [читать подробенее]

218______________ПСИХОАНАЛИЗ . Истоки и первые этапы развития своим последователям жизнь, приняв в качестве постулата, что все события психической жизни сохраняются в памяти’; более того, они передаются по наследству. Это допущение сделало возможным сомнительные аналогии между. [читать подробенее]

Якорь Метафора и анекдот — чтобы она встречала клиента в его модели мира Не менее важен и тот аспект, который НЛП уделяет метафоре. Вот как пишет о роли этого инструментария Дэвид Гордон в работе «Терапевтические метафоры»: «Метафоры (в форме волшебных сказок. [читать подробенее]

Вопрос II. ПсихоанализПсихоанализ- направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества. Основателем психоанализа считается австрийский ученый – психиатр Фрейд (1856 — 1939). Началом психоанализа. [читать подробенее]

Итак, все остается по-прежнему. Нам не нужно отказываться от результатов нашей работы по толкованию сновидений, хотя они и кажутся нам странными. А пока запомним: искажение сновидения является следствием цензуры, которая осуществляется признанными тенденциями Я против. [читать подробенее]

Понятие «защитные механизмы» было введено Зигмундом Фрейдом для «общего обозначения техники, которую эго использует в конфликтах, могущих привести к неврозам»[32]. Дочь Зигмунда Фрейда, Анна Фрейд, автор классического труда «Я и защитные механизмы», развившая. [читать подробенее]

Именно в конце 90-х годов антисемитизм приобретает расистский характер, будучи направленным против всех евреев, независимо от их социальной и религиозной принадлежности. Если он еще не стал действительно массовым, то уже были заложены те семена, которые дали ядовитые. [читать подробенее]

ЕВРЕИ, АНТИСЕМИТЫ И ПСИХОАНАЛИЗ Когда говорят о еврействе и антисемитизме в связи с психоанализом, то игнорируют исторические особенности и того, и другого. На прошлое более чем вековой давности переносится кошмар Освенци-ма и Дахау, да еще с крайним легковерием. [читать подробенее]

СРАВНЕНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ И КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ Биографический контекст идей Фрейда хорошо известен, включая важные связи между идеями Фрейда, его личным опытом и самоанализом. Аналогичный контекст идей Бека менее знаком и заслуживает рассмотрения. [читать подробенее]

Третьим соображением я назвал историческое, желая обратить внимание на то, что в мире оккультизма не происходит, собственно говоря, ничего нового, но в нем вновь возникают все те знамения, чудеса, пророчества и явления духов, о которых мы знаем с древних времен и из древних. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/846153

Маргоша

Великие предсказатели и ясновидцы

Сновидения и знаменитый психоаналитик

Зигмунд Фрейд (Sigismund Schlomo Freud) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог.
Этот ученый считается основателем психоанализа и его идеи оказали значительное влияние на развитие таких наук, как психология, социология, антропология, и даже на литературу и искусство начала XX века. Работы и заслуги Фрейда перед медициной и психологией отмечены международными премиями и научными званиями самого высокого уровня, его труды изучаются и являются предметом споров между учеными и в наши дни.
За всю свою жизнь Зигмунд Фрейд написал и опубликовал огромное количество научных работ, полное собрание которых уместилось в 24 емких тома.

Родился Фрейд 6 мая 1856 года в австрийском городке Фрайберге. Когда ему исполнилось три года, семья переехала в Лейпциг. Здесь он вырос, закончил с отличием гимназию и в 1873 году поступил на медицинский факультет Венского университета. Именно здесь у него зародился интерес к физиологии и психологии, а также к зоологии. Учился он хорошо, постоянно выделяясь среди других студентов уровнем знаний и тягой к учебе.
В 1881 году он с отличием окончил университет, получив ученую степень доктора.

основателем психоанализа считается

Дальнейшая профессиональная деятельность молодого ученого была очень разносторонней. Из-за постоянной нехватки средств ему приходилось заниматься не только исследованиями, но и медицинской практикой.
Тем не менее, уже в начале научной карьеры Фрейд написал множество трудов на различные медицинские темы. В свободное время он занимался лабораторными исследованиями. Карьера Фрейда, как ученого, не отличалась стремительным ростом по гладкому пути. Случались неудачи, противостояния с представителями научных кругов, и даже периоды глубоких депрессий.
Одно время Фрейд заинтересовался свойствами кокаина, как эффективного анальгетика, способного заменить считавшийся опасным морфий. Испытания препаратов с кокаином он проводил на себе и даже на своих знакомых и близких. В результате таких экспериментов он стал наркозависим и страдал головными болями и неврозами.

Одной из причин разрыва Фрейда с научным миром явилось его утверждение, что подавленные мысли сексуального характера лежат в основе истерии и многих других отклонений психики. Интеллектуальная элита встретила эти идеи очень негативно.
Тем не менее, Фрейд продолжил изучение психики, зачастую проводя эксперименты и опыты на себе. Результатом его трудов было открытие роли сновидений и эдипова комплекса в формировании человеческой психики.

Самым важным своим научным трудом сам Зигмунд Фрейд считал книгу «Толкование сновидений», написанную в период с 1897 по 1899 годы. Фрейд писал: «Эта книга. содержит самое ценное из открытий, которые благосклонная судьба позволила мне совершить. Озарения подобного рода выпадают на долю человека, но только раз в жизни».
К сожалению, научный мир с прохладой встретил этот труд и некоторое время его игнорировали. Но постепенно у Фрейда стали появляться единомышленники, поддерживающие его идеи.

Работы над основами психоанализа продолжались вплоть до объединения Австрии с гитлеровской Германией, когда начались гонения на лиц еврейской национальности. Труды Фрейда, наравне с трудами таких гениев, как Эйнштейн, Гейне, Маркс, Манн и др. были запрещены, как противоречащие идеологии нацизма.
Фрейду, путем больших материальных и моральных потерь, пришлось уехать в Англию.

23 сентября 1939 года он умер от передозировки морфия, которая была осуществлена согласно предварительной договоренности с ухаживавшим за ним доктором.

Влияние идей Фрейда на западную цивилизацию XX века было чрезвычайно глубоким. Они и по сей день продолжают оказывать значимое влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство. Ряд открытий Фрейда, таких, как признание важности сновидений и обнаружение энергии бессознательных процессов, на данный момент являются общепризнанными, хотя многие другие аспекты его теории активно критикуются современными учеными.
Тем не менее, подавляющее большинство представителей современной науки единодушны — вне зависимости от времени, Фрейд — это фигура в психологии, с которой следует считаться.

Как вы сможете убедиться, пролистав страницы размещенного здесь объединенного сонника, Фрейд почти все сновидения привязывает к сексуальной стороне жизни человека, взаимоотношениям между противоположными полами. Именно эти аспекты лежат в фундаменте и других трудов знаменитого психоаналитика, чем, собственно, он и вызвал возмущение у многих представителей научной элиты своего времени. Классическим примером опровержения выводов Фрейда является голодающий человек, который не будет думать о взаимоотношениях с противоположным полом, полностью сосредоточившись на поиске пищи.
Кто и насколько прав — покажет время и дальнейшее изучение психологии человека.

Наиболее грустно то, что именно сексуальная ориентированность выводов Фрейда о психологическом бытие человека послужила причиной отторжения психологии, как науки, в нашей стране. Ее всячески высмеивали, критиковали и даже запрещали — долгое время психология считалась наукой нон-грата. Знаменитая фраза: «В нашей стране секса нет!» — наиболее емко объясняет причины такого отношения к научным трудам Фрейда в СССР. Мог ли сознательный строитель коммунизма думать о таких глупостях, как взаимоотношения между мужчиной и женщиной?! Разумеется, нет!
В результате подобного идейного подхода мы на десятки лет отстали от Запада в познании тайны человеческой души.

Что касается сонника, который сам основатель психоаналитики считал венцом своей деятельности, — каждый сам волен в выборе — доверять или не доверять этому труду Фрейда. Следует лишь отметить, что ни один из известных толкователей сновидений не опирается на фундаментальные познания о психике человека, и уж тем более — каждой отдельной личности, поскольку в изучении психологии мы стоим лишь «у входа».
Поэтому не следует считать объяснение того или иного сна в подобных сборниках руководством к действию или безусловной догмой.

Источник: http://www.margoscha.ru/dreams/freid/index.shtm

Одним из наиболее значимых для развития психологии XX в. направ­лений является психоанализ, основателем которого считают австрий­ского психолога и психиатра 3. Фрейда

Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только его сознанием, но и бессознательными влече­ниями и желаниями, к которым Фрейд [13] относил прежде всего стрем­ление к любви и в то же время к смерти, разрушению. Эти влечения сосре­доточены в особом структурном образовании психики, получившем на­звание «Ид» («Оно»).

Вторичный слой психики — «Эго»(«Я») — призван соизмерять влечения «Ид» с требованиями реального мира, представленными в «Супер-Эго» («Сверх-Я»)— носителе моральных стандартов.

Поскольку требования «Ид» и «Супер-Эго» несовместимы, «Эго» пре­бывает в состоянии конфликта, напряжения, от которого спасается с по­мощью специальных психологических защит (вытеснения, проекции, сублимации и пр.).

Учение 3. Фрейда развили его ученики. Так, центральной идеей А. Адлера (1870-1937), создателя индивидуальной психологии, является тезис о бессознательном стремлении человека к совершенству, которое определяется переживанием чувства неполноценности и необходимо­стью его компенсации.

По К. Юнгу (1875-1961), согласно принципам созданной им анали­тической психологии психическое развитие личности в целом определя­ется коллективным бессознательным (архетипами), запечатлевшими опыт человечества.

В дальнейшем развитии психоанализа в его рамках была выдвинута гипотеза о том, что человеком движут не только биологически задан­ные влечения и инстинкты, но и приобретенные: стремление к безопас­ности (К. Хорни, 1885-1952), образы себя и межличностных отноше­ний, сложившихся в детстве (Г. Салливен, 1892-1942), под влиянием социальных и экономических факторов (Э. Фромм, 1900-1980), стрем­ление к идентичности, психическому здоровью личности (Э. Эриксон, 1902-1990).

2.Влиятельным направлением в психологии явился бихевиоризм (от англ.—поведение),основателем которого считают амери­канского исследователя Д. Уотсона (1875-1958). Научная программа Уотсона основывалась на схеме 8—>К, согласно которой внешнее воздей­ствие, или стимул (8), порождает определенное поведение организма, или реакцию (К). Отсюда следовал вывод: достаточно подобрать нужный сти­мул, чтобы получить требуемое поведение. Такие понятия внутреннего, психического мира человека, как «сознание», «переживание» и пр., игно­рировались, считались ненаучными.

В дальнейшем Э. Толмен (1886-1959), К. Халл (1884-1952) и другие ученые, работавшие в данном направлении, предложили схему S—>R, по которой связь между стимулом и реакцией не является прямой, по­скольку было установлено, что один и тот же стимул может вызвать разные реакции, равно как одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Б. Скиннер (род. 1904) на основе положений бихевиоризма выдвинул идею программированного обучения, предусматривающего «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага. Его идеи внесли существенный вклад в становление кибернетики.

Хотя в наше время бихевиоризм по сравнению с психоанализом нахо­дится на втором плане, несомненной заслугой его является разработка методических принципов и техники эксперимента, объективного подхо­да к изучению психических явлений.

3.Одним из ведущих направлений современной психологической нау­ки является гуманистическая психология, которая, по определению од­ного из ее основоположников А. Маслоу (1908-1970), представляет со­бой «третью силу», противопоставляющую себя бихевиоризму и психо­анализу.

В противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий, представители гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987), Г. Олпорт (1897-1967) и другие рассматривают личность как еди­ное целое. В отличие от психоаналитического подхода предметом гу­манистической психологии обозначается психологически здоровая лич­ность.

При этом гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие возникают в результате воздействия окружающей среды. Высшей осно­вополагающей потребностью человека является потребность в самоосу­ществлении (самоактуализации) или, по В. Франклу (род. 1905), осново­положнику логотерапии, в нахождении собственного смысла.

В соответствии с этими представлениями в рамках гуманистической психологии разрабатываются подходы к обеспечению психического бла­гополучия личности.

В 60-х годах XX в. обозначилось еще одно направление — транс­персональная психология, изучающая предельные возможности чело­веческой психики с нетрадиционных позиций.

Основными теоретическими источниками трансперсональной пси­хологии являются психоанализ и восточные философские системы, прин­ципы которых сформулированы на основе представлений об энергети­ческой природе мира.

В центре этого направления — так называемые измененные состо­яния сознания, которых можно достичь с помощью специально органи­зованного интенсивного дыхания (С. Гроф) и особой, трансценденталь­ной музыки.

Измененные состояния сознания дают возможность повторного пе­реживания важных событий из жизни человека на более высоком уров­не, что может привести к духовному перерождению, обретению целост­ности.

Отечественная психология в XX в. пошла по особому пути развития на основе философии диалектического материализма. На развитие пред­ставлений о природе психического, сложившихся в отечественной пси­хологии, существенно повлияли работы таких выдающихся ученых, как И. Сеченов, И. Павлов, В. Бехтерев (1875-1927), Л. Выготский (1896— 1934), А. Леонтьев (1903-1979), С. Рубинштейн (1889-1960) и др.

Так, Л. Выготский создал культурно-историческую концепцию пси­хического развития человека, в которой раскрыл механизмы формиро­вания высших психических функций (логической памяти, абстрактно­го мышления и пр.) в процессе освоения человеком культуры.

А. Леонтьев, ученик и последователь Л. Выготского, основное вни­мание уделял изучению строения и функционирования психического от­ражения реальности в процессе деятельности.

В русле теории деятельности была разработана концепция поэтап­ного формирования П. Гальперина (1902-1988), практическая реали­зация которой позволяет повысить эффективность обучения.

С. Рубинштейн фундаментально исследовал взаимосвязь внутрен­него и внешнего, сформулировав принцип детерминизма при объяс­нении психических явлений.

1.4.Так, долгое время являясь одним из разделов философии,психология неизбежно взяла из этой науки принципиально важные теоретические положения, определяющие подход к решению проблем. Таким образом, философия является методологической основой психологии.

Очевидна связь психологии с естественными науками— биологией, физиологией, химией, физикой и др., с помощью которых можно изучить физиологические и биологические процессы мозга, лежащие в основе психики.

Психологию сближают с гуманитарными науками(социологией, историей, языкознанием, искусствоведением и др.) изучение взаимо­действия личности и ее ближайшего окружения; интерес к особенностям психического, душевного склада человека в различные исторические эпохи; роль языка в культурном и психическом развитии человека, про­блема творчества.

Не менее очевидна связь психологии с педагогикой.Эффективно обучать и воспитывать можно только на основе знания закономерностей, по которым развивается психика человека.

Многообразны связи психологии с медициной.Общие точки сопри­косновения эти науки находят в изучении проблемы нарушения психи­ческой деятельности, психологическом обосновании особенностей взаи­модействия врача и пациента, диагностике и лечении ряда заболеваний.

Взаимосвязь психологии и технических наукпроявляется, с одной стороны, в выявлении оптимальных психологических условий взаи­модействия человека и машины, с другой — в разработке технических средств, приборов для изучения проявлений психики.

Структура современной психологии включает широкий круг отраслей психологической науки.

Особое место среди психологических дисциплин занимает общая психология, которая изучает принципиальные теоретические вопросы, встающие перед психологической наукой в целом: что такое психика; по каким законам она развивается; каковы критерии развития психики и пр.

Основные вопросы, изучаемые общей психологией, конкретизиру­ются в частных отраслях психологической науки.

Так, взаимосвязь мозга и психики изучается в психофизиологии и нейропсихологии. Проблемы развития психики от животных до человека рассматриваются сравнительной психологией и зоопсихологией, развитие психики человека изучает возрастная психология, отклонения в психическом развитии — специальная психология.

Влияние социума на психическое развитие личности, закономерности формирования и развития общности людей являются предметом соци­альной психологии.

Психология трудаизучает психологические закономерности трудо­вой деятельности.

Каждая из этих отраслей включает ряд более частных дисциплин. На­пример, психология труда служит основой для развития отраслей психо­логического знания, имеющих отношение к конкретным видам деятель­ности человека, — инженерной психологии, медицинской психологии, юридической психологии и др.

На базе этих отраслей строится практическая психология, к сфере деятельности которой относятся разработка рекомендаций и непосред­ственная работа с людьми и группами на основе психологической диаг­ностики их проблем.

1.5. В целом методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1. Принцип детерминизма,который применяется для анализа при­роды и сущности психических явлений при рассмотрении послед­них во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому
принципу психика определяется образом жизни и изменяется с из­менением внешних условий, являясь при этом детерминантой пове­дения и деятельности человека.

2. Принцип единства сознания и деятельности,утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, кото­рое выражается в том, что сознание и вообще все психические свой­ства человека не только проявляются, но и формируются в деятель­ности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выя­вить те психологические закономерности, которые обеспечивают
успешность достижения ее цели.

3.Принцип развитияозначает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном раз­витии как процесс и результат деятельности.

Методологические принципы воплощаются в специальных эмпири­ческих методах психологии, с помощью кото­рых выявляются существенно важные факты, закономерности и меха­низмы психики.

К основным методампсихологического исследования относят на­блюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации прояв­лений психических явлений в поведении на основе их непосредствен­ного восприятия.

Научное наблюдение предпринимается со строго определенной це­лью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной систе­мой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюде­нии участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна пред­ставлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.

Различают следующие виды наблюдения:

нестандартизированное,когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;

стандартизированное,при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образ­цов поведения.

В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:

включенное,когда исследователь является участником той груп­пы, за которой он наблюдает;

простое,когда особенности поведения фиксируются со стороны.
Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их. С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в есте­ственных условиях, не искажая естественного хода событий в резуль­тате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации ис­следования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяс­нить причины их появления.

Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испы­туемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он—предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, напри­мер в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).

Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.

В констатирующемэксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующийэксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.

Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:

опрос—сбор первичной вербальной информации с помощью за­ранее составленной совокупности вопросов в процессе непосред­ственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) кон­такта между исследователем и исследуемым;

тесты— система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики чело­века —интеллекта, творческих способностей и пр.;

изучение продуктов деятельности— количественно-качествен­ный анализ различных документальных источников (дневников, ви­деозаписей, газет, журналов и пр.).

В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реали­зуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени су­ток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения ис­следователя, самочувствия испытуемого и пр.).

Дата публикования: 2015-04-08 ; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с) .

Источник: http://studopedia.org/10-47992.html

11.5 фактов об основателе психоанализа Зигмунде Фрейде, которых вы никогда не знали

Сегодня великому австрийскому психологу и психиатру исполнилось бы 160 лет. В честь его юбилея Лайф расскажет о неожиданных страницах из биографии основоположника психоаналитического учения

1. Свою научную карьеру Фрейд начал с изучения сексуальной жизни угрей и поиска их половых органов

В 17 лет в 1873 году Фрейд поступил на медицинский факультет Венского университета. Отучившись там два года, он приступил к изучению зоологии по руководством профессора Карла Клауса. Старый учёный поручил юному Фрейду амбициозное исследование: изучить половую систему угрей и обнаружить у самцов семенники. Дело в том, что долгое время процесс размножения угрей был покрыт тайной. Почти 2000 лет со времен Аристотеля считалось, что они самозарождаются из ила болот или трутся о камни, а из оторванных кусочков кожи появляются новые угри. Лишь в 1777 году анатомам удалось обнаружить яичники у самок угря, однако вплоть до 1877 года было доподлинно неизвестно, есть ли у самцов семенники.

Фрейд принялся за поставленную задачу с рвением молодости. Дважды он посещал опытную станцию в Триесте, где препарировал более 400 угрей и изучал с помощью микроскопа их дольчатый орган. Однако с уверенностью доказать, что это семенники, он так и не смог. Приоритет в обнаружении семенников угря в итоге достался польскому учёному Сирскому. Для Фрейда это был серьёзный удар, поколебавший его уверенность в себе и честолюбие.

2. Фрейд заложил основу нейронной теории строения нервной системы и придумал новые методы окрашивания нервных тканей

С 1883 по 1885 годы Фрейд работал в лаборатории Теодора Мейнерта. Российский ученик Мейнерта Ливерий Даркшевич опубликовал в 1884 году статью «Новый способ окрашивания микроскопических препаратов для исследования волокон в центральной нервной системе». В действительности описанное открытие полностью принадлежало молодому Зигмунду. Он изобрёл способ окраски препаратов нервной ткани хлористым золотом, благодаря которому смог детально изучить строение нервной системы речного рака. Дело в том, что в конце XIX века в физиологии господствовала теория континуитета, гласящая, что нервная система представляет собой некую единую сеть. Лишь гораздо позже было доказано, что в реальности она состоит из отдельных обособленных клеток — нейронов. На основе своих экспериментов Фрейд высказывал аналогичные предположения, однако они не получили широкого распространения.

3. Фрейд увлекался изучением лечебных и анестезирующих свойств кокаина, а также употреблял его сам по меньшей мере 13 лет

В 1884 году Фрейд прочёл исследование о влиянии кокаина на здоровье баварских солдат, после чего незамедлительно приступил к экспериментам с этим веществом на себе. В то время свойства кокаина (особенно наркотические) были почти неизвестны. Зигмунд регулярно принимал небольшие дозы наркотика для борьбы с депрессией, снятия утомления, поддержания оптимального тонуса и работоспособности при чрезмерных нагрузках. Кокаин помогал Фрейду преодолеть и проблемы с пищеварением и болями в животе. В отдельных письмах и работах Фрейд называл его «прекрасным афродизиаком». Вот одно из его признаний: «В гостях можно было лопнуть от скуки, если бы не крохотная доза кокаина».

Всего Фрейд опубликовал четыре научные работы об эффектах кокаина, однако впоследствии исключил их из всех своих прижизненных собраний сочинений. Фрейду принадлежит приоритет в использовании кокаина как анестизирующего препарата, особенно при операциях на глазах, но, как и в случае с окрашиванием нервной ткани, австрийца обошли его более резвые коллеги. Так, друг Фрейда Карл Коллер воспользовался идеями своего товарища, поставил системный, полностью задокументированный научный эксперимент и стал известен как первооткрыватель кокаиновой анестезии по всему миру.

4. Фрейд ежедневно выкуривал более 20 сигар, что привело к раку челюсти, мучившему его до конца дней

Фото: © Pixabay

Ежедневно Фрейд посещал табачную лавку неподалёку от своего дома, где закупал большой запас сигар. Считается, что Фрейд курил почти беспрерывно, употребляя от 20 и более сигар за день. Австрийский психолог верил, что курение повышает его продуктивность и творческие способности. Эта пагубная привычка привела к возникновению у него рака челюсти в 1923 году, после чего он пережил серьёзную операцию. Впоследствии Фрейд подвергался хирургическим вмешательствам ещё 33 раза за 16 лет и мучился от постоянных нестерпимых болей. Тем не менее курить он так и не бросил до самой смерти.

5. Бежать от нацистов из Австрии Фрейду помог бывший американский посол в СССР и прототип булгаковского Воланда Уильям Буллит

Уильям Буллит был первым послом США в Советском Союзе. По мнению культуристорика Александра Эткинда, Буллит послужил прототипом для персонажа Воланда, а Весенний бал полнолуния (Бал ста королей) — это не более чем преломлённые в художественном восприятии Булгакова приёмы в американском посольстве, отличавшиеся роскошью и разгулом. В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии, Буллит находился в Париже. Благодаря его ходатайству перед президентом Франклином Рузвельтом, активным переговорам и финансовой помощи, Фрейд и его семья получили разрешение и возможность покинуть Вену.

Фото: © en.wikipedia.org

6. Фрейд мог забрать из оккупации даже домохозяйку, однако оставил четырёх своих младших сестёр в Австрии, где все они были замучены в концентрационном лагере

Фото: © en.wikipedia.org

На момент эвакуации у Фрейда была возможность вывезти почти всех своих еврейских родственников, однако по неизвестным причинам он не забрал с собой младших сестер. В 1939-м всех их насильственно забрали из дома (как только у них закончились деньги, чтобы откупаться от нацистов) и поместили в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В 1942 году все четыре сестры поочерёдно погибли.

7. Фрейд разработал теорию детского психосексуального развития, но за все время клинической практики у него был всего один пациент-ребёнок

В работе » Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1907—1908, опубликована в 1909-м), больше известной как «Случай маленького Ганса», Фрейд описывает проблемы сынишки своего друга, композитора и историка музыки Макса Графа.

У Ганса развилась фобия: он очень боялся покидать дом, так как опасался, что его покусает белая лошадь. По мнению Фрейда, образ лошади — это символ его отца, Макса, к которому мальчик относился как к конкуренту за внимание матери (Эдипов комплекс). Фрейд считал, что малыш желал смерти отцу, но при этом боялся быть кастрированным им. Именно этот страх трансформировался в опасение быть укушенным, а желание смерти проявилось в рассказе о падении лошади.

Самое интересное в этой истории, что Фрейд не общался напрямую с мальчиком, а получал информацию через его беседы с отцом.

8. Смерть Фрейда могла быть суицидом, в котором ему помог друг-врач

В 1939 году боли от раковой опухоли стали совершенно невыносимыми для Фрейда. При этом новую операцию ему делать отказывались. 21 сентября Фрейд обратился к своему лечащему врачу и другу Максу Шуру: «Вы обещали не удерживать меня, когда моё время придёт. Сейчас нет ничего, кроме пытки, которая делает бессмысленным всё остальное». После чего Шур, получив согласие дочери Фрейда Анны, ввёл ему большую дозу морфия, отчего основатель психоанализа впал в кому, а спустя два дня умер.

9. Воры пытались похитить прах Фрейда

После смерти Фрейда его тело сожгли, а прах поместили в древнегреческую урну. Затем, когда скончалась его жена Марта в 1951 году, её прах также был добавлен туда. В течение многих лет урна выставлялась в лондонском крематории Голдерс-Грин, расположенном напротив еврейского кладбища и неподалёку от знаменитого Хайгейтского кладбища. В январе 2014 года, по сообщению полиции, некие неизвестные лица пытались похитить прах четы Фрейд. Их затея провалилась, но они серьёзно повредили урну возрастом более 2300 лет.

Фото: © en.wikipedia.org

10. В Библиотеке Конгресса США хранятся восемь ящиков с корреспонденцией Фрейда, которые никогда не будут открыты

Всего на хранении там находится 153 ящика с письмами Фрейда, его семьи, пациентов, коллег, а также с черновиками и прочими записями. Содержание почти всех уже давно изучено. 9 из оставшихся пока запечатанными ящиков будут открыты последовательно в 2020-м, 2050-м и 2057 году. Корреспонденцию из восьми последних коробок, согласно особому пункту завещания, не будут извлекать и изучать никогда.

11. Знаменитая кушетка из кабинета Фрейда на Берггассе, 19 находится вовсе не там

А в Лондоне. Как и большинство других личных вещей доктора. Поэтому, чтобы увидеть аутентичные предметы быта отца психоанализа, надо ехать не в Венский музей Фрейда, а в Лондонский.

Источник: http://life.ru/p/406740

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *