Сказать жизни «Да! »: психолог в концлагере скачать fb2, epub, rtf, txt, читать онлайн | Виктор Франкл — психолог в концлагере

08.02.2018

Название: Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере
Автор: Виктор Франкл
Год: 2011
Жанр: Общая психология, Личностный рост, Зарубежная психология

«Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» Виктор Франкл

психолог в концлагереНазвание: Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере
Автор: Виктор Франкл
Год: 2011
Жанр: Общая психология, Личностный рост, Зарубежная психология

О книге «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере» Виктор Франкл

Каждый гражданин своей страны обязан знать ее историю. Здесь можно говорить и о высоких патриотических ценностях и о банальной образованности. Но наиглавнейшим был и остается бесценный опыт прошлых поколений, который, в первую очередь, касается пережитых военных действий. Великая Отечественная Война оставила огромный отпечаток на целом поколении людей множества стран и тот жуткий и жизненно важный опыт, который она дала, не должен забывать никто. Те, без преувеличения, великие герои, пережившие годы войны и те, кто канул в лету, являются ярчайшим примером для следующих поколений, чтобы люди ни в коем случае не допустили печального повторения прошлого, ни в борьбе за мифические идеалы, ни в агонии самых страшных человеческих пороков.

Кроме всего прочего, война 1941-1945 годов знаменита еще и созданием и бурным развитием, так называемых концентрационных лагерей. Об этом явлении, также сказано немало, но врятли рассказы об этом смогут передать весь истинный ужас происходящего. Виктор Франкл — философ и психолог, один из величайших духовных учителей человечества XX века создал книгу, которая способна перевернуть представление рядового человека о нацистских лагерях смерти. Она получила довольно жизнеутверждающее название — «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере».

Самолично побывав в плену у нацистов и выжив в концлагере, Франкл смог использовать столь печальный опыт, как способ познания сути человеческой жизни. Парадоксально, но книга «Сказать жизни «Да!» на самом деле не повествует непосредственно об ужасах лагерей смерти, она повествует о силе духа, о том, как важно, ни при каких, даже самых жутких обстоятельствах, не терять веру в себя, о важности истинной цели. Будучи профессиональным психологом, Франкл в своей работе максимально абстрагировался от оценочных суждений и личного опыта заключенного. Он описал все происходящее именно с точки зрения профессионала, анализируя поведение и чувства человека попавшего в подобные условия, и вывел своеобразный рецепт выживания вопреки всему.

Книга, действительно, невероятно глубокая, затрагивающая самые потаенные струны человеческих душ. Каждый прочитавший ее обязательно переосмыслит многие из своих жизненных ценностей и установок, и сможет лучше понять самого себя.

Читайте удивительную, пронзительную книгу-откровение Виктора Франкла — «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере», анализируйте, составляйте мнение. Приятного чтения.

Источник: http://lifeinbooks.net/chto-pochitat/skazat-zhizni/

Сказать жизни ДА! Психолог в концлагере автор Виктор Франкл читает Олег Исаев

психолог в концлагере

Эта удивительная книга сделала ее автора одним из величайших духовных учителей человечества в XX веке. В ней философ и психолог Виктор Франкл, прошедший нацистские лагеря смерти, открыл миллионам людей всего мира путь постижения смысла жизни. В страшных, убийственных условиях концлагерей он показал необычайную силу человеческого духа. Дух упрям, вопреки слабости тела и разладу души. Человеку есть ради чего жить! Почему книга достойна прочтения
Книга разошлась миллионными тиражами в десятках стран, крупнейшие философы считали ее одним из величайших произведений человечества, а миллионам простых людей она помогла изменить свою жизнь. По опросу Национальной библиотеки конгресса США, книга вошла в десятку книг, которые больше всего повлияли на жизнь людей во всем мире.

Содержание
01. Упрямство духа. Предисловие Д. Леонтьева. (13:24)
02. Неизвестный заключенный. (03:22)
03. Активный и пассивный отбор. (05:17)
04. Отчет заключенного № 119104 (психологический опыт). (08:56)
05. Фаза первая: прибытие в лагерь. (00:35)
06. Станция Аушвиц. (08:26)
07. Первая селекция. (06:11)
08. Дезинфекция. Что остается человеку: голое существование. (06:01)
09. Первые реакции. (05:01)
10. «Броситься на проволоку». (06:32)
11. Фаза вторая: жизнь в лагере. Апатия. (07:56)
12. Что причиняло боль. (03:16)
13. Тяжесть презрения. (10:54)
14. Мечты заключенных. (02:32)
15. Голод. (07:52)
16. Сексуальность. (01:00)
17. Без всякой сентиментальности. (03:05)
18. Политика и религия. (03:43)
19. Спиритический сеанс. (02:01)
20. Уход в себя. (03:31)
21. Когда отнято все… (06:12)
22. Медитации в канаве. (04:11)
23. Монолог на рассвете. (02:22)
24. Искусство в концлагере. (05:56)
25. Лагерный юмор. (06:48)
26. Мы завидуем арестантам. Счастье — это когда худшее обошло стороной. (08:10)
27. В сыпнотифозный лагерь. (05:39)
28. Жажда одиночества… (04:49)
29. Судьба играет человеком. (06:41)
30. Последнее желание, выученное наизусть. (04:43)
31. План бегства. (15:31)
32. Раздражительность. (08:43)
33. Внутренняя свобода. (07:54)
34. Судьба — подарок. (06:34)
35. Анализ временного существования. (09:35)
36. Спиноза как воспитатель. (11:34)
37. Задать вопрос о смысле жизни. (04:16)
38. Страдание как подвиг. (01:40)
39. Ожидание. (02:48)
40. Слово, сказанное вовремя. (03:44)
41. Врачевание души. (06:09)
42. Психология лагерной охраны. (08:43)
43. Фаза третья: после освобождения. (08:01)
44. «Отпустило»… (09:04)

Источник: http://knigavuhe.org/book/skazat-zhizni-da-psikholog-v-konclagere/

25 пронзительных высказываний Виктора Франкла — психолога, пережившего концлагерь

психолог в концлагере

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

1941 год. Нацисты уже начали отлавливать евреев и отправлять в концентрационные лагеря. Как бы вы поступили, имея на руках свежую американскую визу, дарующую возможность уехать и оказаться в безопасности, при этом понимая, что ваши родители останутся и совсем скоро к ним в дом нагрянут с визитом фашисты? Австрийский психиатр, психолог и невролог еврейского происхождения Виктор Франкл, вопреки вполне реальной возможности сбежать, выбрал остаться с семьей. Все потому, что на тот момент он уже знал кое-что важное о смысле человеческого существования.

психолог в концлагере

Ученый с международным именем осознанно позволил схватить себя и отправился в нацистский лагерь вместе с родными, потому что буквально накануне войны практически завершил разработку своей теории о смысле жизни как главной движущей силы развития личности.

«У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь», — писал Франкл в одном из своих трудов. И он выбрал свой путь, узрев смысл в том, чтобы помогать семье и другим узникам лагерей. Впоследствии, благодаря этому опыту, его теория прошла жесткую проверку на прочность. Действительно, наибольшие шансы выжить, по наблюдениям врача, оказывались у людей с крепким духом, в то время как крепкое здоровье имело второстепенное значение.

Нам в AdMe.ru кажется, что именно эта предыстория объясняет, почему теории Франкла стали достоянием мировой общественности, а научные труды, в особенности всемирно известная монография «Сказать жизни „да!“», — разлетаются на цитаты. С самыми волнующими фразами и выводами отважного психолога о счастье, любви и поиске смысла жизни вы можете ознакомиться ниже.

О счастье и любви

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но, если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое страстно его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, «зачем» ему жить, и будет способен вынести почти любое «как».

Счастье — это когда худшее обошло стороной.

Если бы все люди были идеальны, то каждого человека всегда можно было бы заменить любым другим.

Нам опять и опять приказывается и предписывается быть счастливыми. Но счастье не может быть объектом стремления, погони; оно должно быть результатом чего-то другого. Надо иметь основание быть счастливым.

Только любовь есть то конечное и высшее, что оправдывает наше здешнее существование, что может нас возвышать и укреплять!

Об успехе и самореализации

Человек чем-то похож на самолет. Самолет может ездить и по земле, но, чтобы доказать, что он самолет, он должен подняться в воздух. Так же и мы: если не поднимемся над собой, никто и не догадается, что мы сможем полететь.

Не ставьте себе целью успех: чем больше вы будете стремиться к нему, сделав его своей целью, тем вернее вы его упустите. Успеха, как и счастья, нельзя добиваться. Он приходит потом только как незапланированный результат преданности делу, более значительному, чем ты сам.

О психиатрии и неврозах

У каждого времени — свои неврозы, и каждому времени требуется своя психотерапия.

Если страх превращает пугающие мысли в реальность, то слишком сильное желание мешает получить желаемое.

Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся.

Нормальная личность удовлетворяется миром с частичной безопасностью, в то время как невротик ищет абсолютной безопасности.

Если человек хочет прийти к самому себе, его путь лежит через мир.

Никто не вправе вершить бесправие, даже тот, кто от бесправия пострадал, и пострадал очень жестоко.

Наследственность — это не более чем материал, из которого человек строит самого себя. Это не более чем камни, которые могут быть использованы, а могут быть отвергнуты строителем. Но сам строитель — не из камней.

О внутренней свободе

Живи так, словно живешь уже во второй раз и при первой попытке испортил все, что только можно испортить.

Пусть на какие-то минуты, пусть в каких-то особых ситуациях, но юмор тоже оружие души в борьбе за самосохранение. Ведь известно, что юмор, как ничто другое, способен создать для человека некую дистанцию между ним самим и его ситуацией, поставить его над ситуацией, пусть, как уже говорилось, и ненадолго.

Каждой твари дано оружие для самозащиты: кому рога, кому копыта, жало или яд. У меня — дар красноречия. Покуда мне рот не заткнут, со мной лучше не связываться.

У человека можно отнять все, кроме одного: последней свободы человека — выбирать собственное отношение к любым обстоятельствам, выбирать собственный путь.

Между стимулом и нашей реакцией на него всегда есть время. За это время мы выбираем, как реагировать. И именно здесь лежит наша свобода.

О смысле жизни и его поисках

Утрата смысла жизни — основная проблема современного общества, все остальные проблемы из нее проистекают.

У каждого есть свое особое призвание. Каждый человек незаменим, а жизнь его неповторима. И поэтому задача каждого человека настолько же уникальна, насколько уникальна и его возможность выполнить эту задачу.

Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.

Стремление найти смысл жизни является главной мотивирующей силой в человеке. Я не побоюсь сказать, что в мире не существует более действенной помощи для выживания даже в самых ужасных условиях, чем знание, что твоя жизнь имеет смысл.

Виктор Франкл был освобожден американскими войсками 27 апреля 1945 года. В ходе выживания он, к сожалению, не сумел спасти от гибели своих родных, но спас тысячи других жизней, кочуя из лагеря в лагерь. Позже, когда все тяготы войны остались позади, он осмыслил свой жестокий опыт и изобрел логотерапию — собственную методику в клинической психологии, согласно которой эффективное преодоление депрессии заключается в поиске и реализации личного смысла жизни. По мнению психиатра, люди склонные к суициду, а также страдающие разного рода зависимостями, в первую очередь лишены цели, ради которой стоило бы жить. И, чтобы спасти их от трагических последствий — нужно помочь найти эту цель.

Согласны ли вы с тезисами и выводами, о которых он заявил? И знали ли вы, что популярная фраза о счастье-бабочке принадлежит именно ему?

Источник: http://www.adme.ru/tvorchestvo-pisateli/25-pronzitelnyh-vyskazyvanij-psihologa-po-sobstvennoj-vole-popavshego-v-konclager-2067965/

Как психолог Виктор Франкл в концлагере учил узников искать смысл жизни.

Виктор Франкл родился в Вене в 1905 году в еврейской семье. Его родители были простыми служащими, а юный Виктор с самого детства заинтересовался очень необычной областью – психологией. Еще в старших классах гимназии он написал работу о психологии философского мышления. Дальше талантливый мальчик отправился в Венский университет изучать неврологию и психиатрию. Особенно его внимание привлекла психология депрессий и самоубийств. Уже в университете он создал программу поддержки для студентов в период получения аттестатов. Пока Франкл работал в этом направлении, ни одного случая самоубийства в университете не произошло. Это был настоящий успех, и молодого врача пригласили работать в Берлин. В 1941 году он женился.

Однако уже наступили тяжелые годы, и для молодой семьи Франклов они оказались трагическими. Сначала Виктору запретили работать с пациентами-арийцами, а затем его самого, жену и престарелых родителей депортировали в концентрационный лагерь Терезиенштадт. Для него потянулись дни, полные мучительной безнадежности. Но вокруг были люди, которым было точно так же тяжело, и как врач он видел, что многие из них стоят на краю гибели. Одной из огромных удач стала встреча с коллегой. Доктор Карл Флейшман находился в лагере дольше. Он успел адаптироваться, и у него возникла мысль о том, что несколько квалифицированных врачей могли бы существенно облегчить участь остальных заключенных. Так для Виктора Франкла началась новая, действительно удивительная работа. Как человек он не уставал ужасаться всему, что он видел, как врач он помогал своим новым многочисленным пациентам, а как ученый, занимающийся пограничными состояниями психики, он не мог не понимать, что судьба поместила его именно в то место и время, где он имеет возможность наблюдать людей в условиях, уникальных по своей жестокости. Однако в данном вопросе и сам исследователь был жертвой, поэтому и данные, которые он накопил, и методы, которые в это время наработал, были, конечно, пропущены в первую очередь через себя:

«Так, я помню, как однажды утром шёл из лагеря, не способный больше терпеть голод, холод и боль в ступне, опухшей от водянки, обмороженной и гноящейся. Моё положение казалось мне безнадёжным. Затем я представил себя стоящим за кафедрой в большом, красивом, тёплом и светлом лекционном зале перед заинтересованной аудиторией, я читал лекцию на тему «Групповые психотерапевтические опыты в концентрационном лагере» и говорил обо всём, через что прошёл. Поверьте мне, в тот момент я не мог надеяться, что настанет тот день, когда мне действительно представится возможность прочесть такую лекцию.» — напишет он через много лет.

психолог в концлагере

Главной идеей методики Виктора Франкла стала очень философская и глубокая мысль о том, что для выживания в любых условиях человеку нужна цель, можно считать ее и смыслом жизни . Этот вид психотерапии, выкованный на боли и жестокости, он затем назовет логотерапией.

«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, „зачем“ жить, преодолеет почти любое „как“».»

Для самого доктора Франкла смыслом существования стала помощь людям. Удивительно, что под самым носом у охранников, в полной тайне, группе врачей и бывших социальных работников удалось в лагере Терезиенштадт организовать настоящую службу психологической поддержки. Особое внимание было уделено людям, которым угрожала особая опасность: эпилептикам, психически нездоровым, пожилым и немощным заключенным. Врачи помогали им адаптироваться и пережить первые моменты шока, искали вместе с ними надежду и те мысли, которые помогут им пройти через это страшное испытание. При этом заключенные получали действительно квалифицированную психологическую помощь, так как команда врачей, брошенных в застенки подобралась по-настоящему «звездная».

Главной задачей психологов было предотвратить попытки самоубийства. Для того чтобы отслеживать их, они даже организовали своеобразную службу информации. Все заключенные помогали друг другу, и сигнализировали врачам, если кто-то высказывал опасные мысли. Так годы заключения стали для Виктора Франкла временем упорного самоотверженного труда и тяжелой, но уникальной практики в его профессии. Однако, когда в апреле 1945 года он освободился, то узнал, что не сумел помочь главным для него людям. Мать, отец и жена в разные годы и в разных лагерях погибли. Из всей семьи кроме него выжила лишь сестра.

Доктора Франкла ждала очень долгая жизнь, которую он посвятил тому, чтобы помочь максимальному числу людей. Уже к концу 1945 года он закончил книгу «Сказать жизни „ДА“. Психолог в концлагере». Этот труд до сих пор является бестселлером, причем не только в научных кругах. В книге описан опыт заключенного с точки зрения психиатра. К счастью, Виктор Франкл не остался одинок, через два года он женился, и его супруга стала верной спутницей. Причем разница в вероисповедании абсолютно не мешала им радоваться мирной жизни – Франклы вместе посещали церковь и синагогу, праздновали Рождество и Хануку. Их дочь, кстати, пошла по стопам отца и стала детским психологом.

Виктор Франкл опубликовал более трех десятков книг, многие из которых были переведены на 10—20 языков, стал обладателем 29 почетных докторских степеней, преподавал в Венском университете и в Гарварде. Всю жизнь он спасал людей тем, что учил их находить смысл в собственном существовании. Умер этот великий ученый и гуманист в возрасте 92 лет. К сожалению, его смерть была замечена только в профессиональных кругах, так как весь мир, по стечению обстоятельств, в сентябре 1997 года оплакивал принцессу Диану.

Дубликаты не найдены

Сказать жизни „ДА“ — классная книга. Описание быта концлагеря, поведения заключённых, свои и их мысли в тот момент. Практически нет драмы. Разные события рассматриваются с точки зрения врача-психолога. Рекомендую. Написана легко, заумного ничего нет.

Интересная статья, спасибо

Я наверно тупой, но я так и не понял как Франкл учил людей искать смысл жизни, и есть ли среди них хоть один который нашел

Я тоже не понял, как можно надеяться на что-то зная точно, что тебя ждёт газовая камера.

Это был не лагерь смерти.

В лагере Терезиенштадт не было газовых камер. Это был лагерь для «внутреннего» потребления: там не было военнопленных и прочих опасных элементов для тогдашней Германии. Короче, на фоне остальных — курорт.

Франкл был не только в Терезиенштадте, но так же и в Аушвиц(лагерь смерти) и Тюркхайм, один из лагерей системы Дахау. Более того, он сам был в списках в газовую камеру, но его спасло то, что главный врач концлагеря, которому он понадобился как помошник, вычеркнул Франкла из списка.

Спасибо, что указали на этот факт. Я проверю его.

Это и имел в виду.

В лагере Франклл вместе с другими врачами психиатрами и психотерапевтами создали целую группу поддержки не только для психически больных, но и для тех кто утратил какой-либо смысл жизни, пребывая в столь не человеческих условиях. Основная идея Франкла красной нитью проходит через созданную им логотерапию и экзистенциальный анализ, а именно » Свобода воли, Воля к смыслу и Смысл жизни» Последнее достоинство человека оказывается в том, чтобы ждать, что жизнь откроет тебе сейчас, быть открытым к этим возможностям, не исключать никакую из них, принимать и допускать любую. Позже Франкл определил свое мировоззрение как трагический оптимизм » дела обстоят плохо, но если мы не будем делать все, что можно, то они будут еще хуже, так что многое зависит от нас». Вспоминая слова Ницше, Франкл все время апелировал к его фразе » Если человек знает » Зачем» жить, он может выдержать любое » Как». Именно эта фраза стала непоколебимым постулатом для Франкла во время пребывания в лагере смерти, он мотивировал других заключенных к этому » Зачем», и именно это » Зачем», для кого-то это была семья, дети, оставленная профессия в связи с войной, любимое хобби,все то, что было потеряно для людей в концентрационном лагере, Но и то, что еще могло состояться в их жизни, если они будут знать, что у них есть не просто цель выжить, но это и является для них главным смыслом » выжить», Чтобы . обнять близких, написать заново потерянную книгу на воле, которая была уничтожена в лагере, как у самого Франкла, или выступить с лекцией в университете или просто первым делом сходить в любимый ресторан и т.д. Для каждого это » Зачем» было своим, особенным, уникальным. Другими словами помощь состояла в том, чтобы не терять этот трагический оптимизм в пучине боли, страха, страдания и отчаяния. Именно сам человек решает кем он будет в следующее мгновение.

Ну дык человек книгу написал, может там про это есть?

Если Вы про «Жизнь в поисках смысла», то там воды раз в 100 больше чем в моем дипломе, не осилил. Почему Франкл столь популярен в психотерапевтических кругах мне совершенно непонятно

Из безводного, со смыслом, жезнеутверждающее и ориентацией на практику могу только Ульянова посоветовать.

Поподробнее , я записываю.

Ульянов Владимир Ильич. Более известный под псевдонимом Ленин.

Или тебе именно психолога присоветовать?

Ну как же! Гитлер, лагерь, саморазвитие, сильный духом и слава психотерапевтам — все банальности нашего века в одном флаконе Франкле.

На войне практически все находятся в той или иной степени пограничного состояния психики, и вопрос выживания в таких условиях — действительно в нахождении цели для дальнейшего выживания и борьбой со своими негативными мыслями. Когда это находишь — становится проще (но не легче) и тогда уже начинаешь искать именно пути для своей дальнейшей жизни.

Если что, у самого за окном война уже 5,5 лет идет

Как правило, цель на войне у всех одна — выжить. Только каждый при этом понимает ее при этом по своему : кто-то готов ради этого поступиться жизнями своих товарищей, а кто-то готов и свою жизнь отдать за них, а кто-то может и готов бы смалодушничать, но видя около себя маленьких детей и немощных стариков находит силы преодолеть себя и идти защищать их.

Благодарю. А вам и вашим близким — здоровья, мира, добра и благополучия!

психолог в концлагере

Чтобы разобраться можно посмотреть кино. По этой книге его еще не сняли, зато есть спектакль в Петербурге, в Большом драматическом театре — «Человек». Смотришь и сам буквально приходишь к ощущению и пониманию всего.

Страшные люди всё таки учёные.

Я в концлагере. Боль. Смерть. Голод. Страдания и раны. Безнадёжность.

«Хм, стоит исследовать моё психическое состояние и написать про это научную работу», лол.

Германия. Женский концлагерь Равенсбрюк. Часть 3.

Заключенные покидают лагерь. Май 1945 г.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Дети из лагеря после освобождения отправляются на реабилитацию.

психолог в концлагере

Надзирательница Доротея Бинц на первом Равенсбрюкском суде в 1947 году.

психолог в концлагере

Одежда заключенных в музее.

психолог в концлагере

Выжившие подопытные женщины после медицинских экспериментов в лагере на реабилитации в США. 1958 г.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Каток для измельчения человеческих костей, не сгоревших в печах крематория.

психолог в концлагере

Ворота лагеря (вид снаружи) с домом охраны.

психолог в концлагере

Бывшая комендатура СС. Ныне музей.

психолог в концлагере

Жилой дом для охранников СС.

психолог в концлагере

Жилая зона охранников СС.

психолог в концлагере

Бараки на территории бывшего женского лагеря.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Мемориал на месте концлагеря.

психолог в концлагере

Стена Наций с братской могилой для 300 заключённых.

психолог в концлагере

Памятник «Две Женщины» в крематории перед Стеной Наций.

психолог в концлагере

Памятник у озера.

психолог в концлагере

Германия. Женский концлагерь Равенсбрюк. Часть1.

Женщины на строительстве лагеря. 1939 г.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Общий вид лагеря. 1939 г.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Двойной ряд колючей проволоки по периметру лагеря.

психолог в концлагере

Барак с газовыми камерами.

психолог в концлагере

Лагерь после освобождения заключенных. 1945 г.

психолог в концлагере

Площадь вместо бараков сегодня.

психолог в концлагере

Входные ворота в лагерь в 1940 году и сегодня.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Заключенные в лагере.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

«Тягловая сила» на узкоколейке.

психолог в концлагере

Возвращение заключенных с работ в бараки.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Нары в бараках для заключенных.

психолог в концлагере

Заключенные в бараках.

психолог в концлагере

Мастерская по пошиву и ремонту обуви.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Женщины на работах.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Швейный цех в 1942 году и сегодня.

психолог в концлагере

психолог в концлагере

Человек, который каждый день видел смерть детей

В Россию из Польши в середине мая привезли выставку «Женщины в концентрационном лагере и лагере смерти Аушвиц», который в годы Второй мировой войны находился в польском городе Освенциме. Уникальную экспозицию представил сам музей «Аушвиц-Биркенау» совместно с Научно-образовательным центром устной истории. На стендах фотографии — страшные этапы создания женского лагеря, его управления, организации и быта.
На снимке: диванчик в комнате Хенрика Мандельбаума, заставленный мягкими игрушками.

Источник: http://pikabu.ru/story/kak_psikholog_viktor_frankl_v_kontslagere_uchil_uznikov_iskat_smyisl_zhizni_6956487

Виктор Франкл. Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере

психолог в концлагере
Будни в Аду
Каждому времени требуется своя психотерапия

Виктор Франкл – видный австрийский психотерапевт, психолог и философ, создатель логотерапии (разновидность экзистенциальной психотерапии, которая основывается на поиске и анализе смысла жизни). Главной потребностью человека, по Франклу, является необходимость осмысленного существования. Найти смысл во внешнем мире и реализовать его – вот цель жизни каждого, а цель врача-психолога помочь людям найти этот самый смысл. Помощь такую Франкл оказывал в течение всей жизни, не исключая того времени (с сентября 1942-го по апрель 1945-го), которое провёл заключённым в концентрационных лагерях. Там, в тяжелейших условиях голода, холода, физического истощения, нарушая строгий запрет лагерного начальства, он тайно вёл психотерапевтическую деятельность, оказывая помочь заключённым. Параллельно он пытался вести записи и восстановить рукопись научного труда, который был написан ещё до попадания в лагерь, наблюдал за окружающими (в первую очередь – за собой), анализ результатов данных наблюдений и легли в основу его работы.

То, что происходит внутри человека, то, что лагерь из него якобы «делает», — результат внутреннего решения самого человека.

Книга «Сказать жизни «Да!»» представляет собой психологический анализ происходивших в концлагерях событий. Она написана нарочито отстранённым языком, словно бы Франкл именно для того и пришёл в лагерь, чтобы наблюдать за тем, как ведут себя люди в экстремальных условиях. Здесь практически нет эмоционально окрашенных оценочных критериев: «хорошо», «плохо», «ужасно», «чудовищно» — автор не употребляет таких характеристик. Обезличенное повествование, хоть и идёт от первого лица, но преимущественно описательно. «Мне холодно», «чувствую голод», «капо жесток», «товарищ пал духом», «ведёт себя, как животное» — только фиксация и анализ происходящего. Эпизоды с воспоминаниями пережитого используются лишь для иллюстрации и подтверждения того или иного тезиса, выдвигаемого психологом. Это не личный дневник и не мемуары, несмотря на то, что описывается пережитое самим автором и увиденное им собственными глазами.

Кто не готов пожертвовать своей жизнью, тот просто существует, пока не подохнет. А для того, кто готов бросить такую жизнь к чертям, и смерть может иметь смысл.

Понять, насколько страшно всё происходящее в этой книге, можно, напряжённо размышляя. Но не в этом задача автора. Он не спекулирует на эмоциях читателя, красочно рисуя ужасы, не взывает к совести и морали – словно бы выключив их на время – он просто фиксирует поведение людей в нечеловеческих условиях. Это даёт пищу для отстранённых философских размышлений, и позволяет привести читателя к ужасу другого порядка – глубинного, метафизического, экзистенциального. К понимаю того каким будничным может быть абсолютное зло, и творят его не демоны или чудовища, адский механизм функционирует стараниями обыкновенных людей. Но самым страшным является отсутствие смысла в жизни, ощущение её бессмысленности, которое оказывается смертельным. Отсюда возникает и понимание того, как можно противостоять этому злу – не поддаваясь внутренне, не теряя смысла, не забывая о том прекрасном, что было в твоей жизни, и что есть, поскольку ты о нём помнишь, ты его знаешь, ты его чувствуешь глубоко внутри себя, этим внутри преображая пространство вокруг.

Духовная свобода человека, которую у него нельзя отнять до последнего вздоха, даёт ему возможность до последнего же вздоха наполнять свою жизнь смыслом.

Пошагово исследуя свои мытарства и страдания товарищей по несчастью, Франкл выводит три этапа существования заключённых в лагере: фаза прибытия, фазы жизни в лагере и жизни после освобождения из него. Если на первом этапе ещё есть какие-то эмоции – лишённая какого-либо логического основания надежда на лучшее, остаточная щепетильность, переживания за скудный скарб, то позднее остаётся только страх смерти и тупая апатия ко всему остальному.

Реальность сужается. Все мысли и чувства концентрируются на одной-единственной задаче: выжить!

В тот момент, когда человек ломается и уже не видит смысла в собственном выживании – его можно считать мёртвым. Без исключений. Не имеет значения его физическое состояние – потеря смысла ведёт к гибели. Франкл не романтизирует себя или других, откровенно описывая то полуживотное состояние, в котором они находятся. Когда удовлетворение самых простых потребностей – еда, сон, тепло, безопасность – становится невозможным, с людей сходят условности приличий, остаётся самая суть. И эта суть не является скотской для всех без исключения. Большинство заключённых были просто апатичны, и пытались выжить, встречались и те, кто опускался до откровенного скотства и подлости, такие люди были, как были и те, кто старался помочь другим, встречались и среди надсмотрщиков, даже начальник лагеря старался помочь заключённым в меру возможности, за что его они защищали после освобождения, выдав его солдатам только после обещания сохранить ему жизнь.

Что же такое человек? Это существо, которое изобрело газовые камеры. Но это и существо, которое шло в эти камеры, гордо выпрямившись, с молитвой на устах.

Книга Франкла – гимн человеческому духу, который бывает настолько крепок, что не ломается даже в самых тяжких условиях. Это рассказ о людях, силою обстоятельств поставленных в такие условия, когда всё человеческое и цивилизованное выбивается из них, поскольку может стать причиной гибели. Этикет, нормы морали, условности – всё это исчезло, но и в таком оголённом состоянии, на самом дне души, оказывается, находится место человечности. Это ли не говорит о том, что это – истинная суть человека? Несломленный дух, свобода потерявшего всё, у кого уже невозможно больше ничего отнять – ни воспоминаний, ни любви.

Мы, вернувшиеся, знаем и можем с полной уверенностью сказать: лучшие не вернулись!

Источник: http://postmodernism.livejournal.com/768129.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *