Базовые определения развития, формы, области, факторы и закономерности психического развития; Студопедия — необратимые направленные закономерные изменения психики человека

12.11.2019

1. это биогенетический подход, в цент­ре внимания которого «находятся проблемы разви­тия человека как индивида, обладающего определен­ными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип тело­сложения, нейродинамические свойства мозга, орга­нические побуждения и др.), который проходит раз­личные стадии созревания по мере реализации фи­логенетической программы в онтогенезе».

Необратимые направленные закономерные изменения психики человека

Развитие— это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Развитие — это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость — способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность — способность системы к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития.

Закономерность — способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста (Карандашев Ю. Н., 1977).
Рост — это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений — это рост»,— уточняет Д. Б. Эльконин (ЭльконинД. В., 1989).

Созревание — процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Процесс созревания состоит в последовательности предварительно запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Рост — процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез — это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Многие недоразумения при определении механизма психического развития возникают из-за смешения различных областей психического развития человека. Ведь каждая из них качественно отличается от другой. И если все они в своем развитии подчиняются общим принципам и закономерностям, то механизмы развития каждой будут различными в силу собственного качественного своеобразия. Поэтому вслед за выделением областей психического развития следует определить и их носителей.
Можно выделить следующие области развития:

когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Качественное содержание выделенных областей указывает и на их носителей.
Филогенез — процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Онтогенез — процесс индивидуального развития человека.

Область (сфера) психического развития — психическое пространство, состоящее из элементов (носителей психического) определенного качества.

Психофизические свойства — свойства, характеризующие деятельность сенсорных (ощущение) и перцептивных (восприятие) систем человека.

Психосоциальные свойства — свойства, характеризующие деятельность эмоциональной и личностной сферы человека.

Когнитивные свойства — свойства, характеризующие деятельность познавательных процессов и способностей человека.

Я-концепция — целостный образ собственного Я человека, представляющий собой относительно устойчивую, в большей или меньшей степени осознаваемую систему представлений человека о самом себе.

Самосознание личности — совокупность представлений человека о самом себе (Я-концепция) и отношение к ней (самооценка).

Индивид (человек как индивид) — человек как единичное природное существо, представитель Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носитель индивидуально своеобразных, генетически обусловленных черт.

Личность (человек как личность) — в отечественной психологии это: 1) субъект социальных отношений и сознательной деятельности, носитель психосоциальных свойств человека; 2) системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

В зарубежной психологии личность, как правило, определяется на основе частных эмпирических представлений, развиваемых в рамках той или иной теории личности.
Субъект деятельности (человек как субъект деятельности) — это индивид, личность как источник познания (субъект познания), общения (субъект общения) и преобразования действительности (субъект труда).

акторы психического развития — это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность.Если действие фактора наследственности проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития, а действие фактора среды (общества) — в социальных свойствах личности, то действие фактора активности — во взаимодействии двух предшествующих.

Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

О действии наследственности говорят следующие факты: свернутость инстинктивной деятельности младенца, длительность детства, беспомощность новорожденного и младенца, которая становится обратной стороной богатейших возможностей для последующего развития. Йеркс, сравнивая развитие шимпанзе и человека, пришел к выводу, что полная зрелость у самки наступает в 7-8 лет, а у самца — в 9-10 лет.
Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Генотип — совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Фенотип — совокупность всех признаков и свойств особи, развившихся в онтогенезе в ходе взаимодействия генотипа с внешней средой.

Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения.

Таким образом, активность может быть понята как системообразующий фактор взаимодействия наследственности и среды.

Сформулируем основные закономерности этого процесса.
1.Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.Неравномерностьразвития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. О неравномерности развития психической функции судят по темпу, направленности и длительности происходящих изменений. Установлено, что наибольшая интенсивность колебаний (неравномерность) в развитии функций приходится на период их высших достижений. Гетерохронностьразвития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций.

Неравномерность — неодинаковость, непостоянство в развитии психических функций.

Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций.

Если неравномерность развития обусловлена нелинейной природой системы, то гетерохронность связывается с особенностями ее структуры, прежде всего с неоднородностью ее элементов. «Единство через разнообразие» — вот манифест существования любой саморазвивающейся и самоорганизующейся системы. Именно это обстоятельство и обусловливает избирательный характер развития структур и функций в соответствии с внешними и внутренними факторами. В связи с этим становится понятным, почему темпы развития разных психических образований оказываются разными.
Неустойчивостьразвития. Неравномерность и гетерохронность тесно связаны с неустойчивостью развития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах детского развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций — с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

2. Сенситивностьразвития. Сенситивный период развития — это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

Сенситивность возрастная — оптимальное сочетание условий для развития определенных психических процессов и свойств, присущее определенному возрастному периоду.
Кумулятивность развития — накопление в ходе роста психических свойств, качеств, умений, навыков, приводящее к качественным изменениям в их развитии.
Дивергентность развития — многообразие появляющихся в ходе развития признаков и свойств, действий и способов поведения на основе их постепенного расхождения.
Конввргентность развития — сходство, сближение, свертывание, синтез, усиление избирательности в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения.
Периоды сенситивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

4. Кумулятивностьпсихического развития. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример — последовательное становление и развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.

5. Дивергентность—конвергентностьхода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции — дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция — это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.

Общая характеристика теорий психического развития. Примеры для иллюстрации каждой стадии возрастного развития в теориях психического развития З. Фрейда, Э. Эриксона, Л. Колберга, Ж. Пиаже и др.

Понятия, принципы и закономерности психического развития объединяются в рамках теорий, весьма многочисленных к насто­ящему времени. Одни теории делали акцент на эндогенных (внутренних) причинах психического развития, дру­гие — на экзогенных (внешних). Кроме того, в рамках разных теорий внимание их авторов концентрирова­лось на различных сферах психического развития. Например, Ж. Пиаже объяснял ход интеллектуально­го, а Л. Колберг — нравственного развития человека. Таким образом, при классификации теорий психичес­кого развития следует использовать два параметра: во-первых, это источник, движущая сила развития, а во-вторых — область, сфера развития.

А.Г. Асмолов, анализируя возможные теоретичес­кие подходы, объясняющие развитие человека, выде­ляет три основных, в которые укладывается множе­ство отдельных теорий и концепций:

1. это биогенетический подход, в цент­ре внимания которого «находятся проблемы разви­тия человека как индивида, обладающего определен­ными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип тело­сложения, нейродинамические свойства мозга, орга­нические побуждения и др.), который проходит раз­личные стадии созревания по мере реализации фи­логенетической программы в онтогенезе».

В рамках биогенетического подхода основными теориями являются теории рекапитуляции Э. Геккеля и С. Холла и теория психосексуального развития 3. Фрейда.

2. это социогенетический подход, пред­ставители которого делают акцент на изучении про­цессов «социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентации. ».

Основное содержание социогенетического подхода наиболее ярко представлено в концепции Э. Эриксона. В ней каждая стадия развития определяется той кри­зисной ситуацией, которая должна быть разрешена с целью дальнейшего беспрепятственного процесса раз­вития. По его мнению, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), воз­никающего в узловых точках процесса развития.

К этому на­правлению, по-видимому, можно отнести и теории научения (Б.Скиннер, А. Бандура), согласно которым приобретение человеком разнообразных форм пове­дения происходит путем научения.

3. это персоногенетический подход, представители которого во главу угла ставят «проблемы активности, самосозна­ния и творчества личности, формирования человечес­кого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуаль­ного характера и способностей, самореализации лич­ностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности».

Содержание персоногенетического подхода наибо­лее ярко представлено в работах А. Маслоу и К. Род­жерса. Они отвергают детерминизм внутреннего или средового программирования. По их мнению, психи­ческое развитие — результат собственного выбора, сделанного человеком. Сам процесс развития носит спонтанный характер, поскольку его движущей силой является стремление к самоактуализации (по А. Мас­лоу) или стремление к актуализации (по К. Роджер­су). Эти стремления носят врожденный характер. Смысл самоактуализации или актуализации состоит в развитии человеком собственного потенциала, сво­их способностей, что ведет к развитию «полноценно функционирующего человека»

Стремление к самоактуализации (Мас­лоу) — врожденное стремление человека к мак­симально полному выявлению и развитию сво­их личностных возможностей.

Стремление к актуализации (Род­жерс) врожденная тенденция личности «развивать все свои способности, чтобы сохра­нять и развивать личность» (Роджерс), т. е. сохранить, развить и усилить себя, максималь­но выявить лучшие качества своей личности. Эта актуализирующая тенденция избира­тельна, она направлена на те аспекты среды, которые обещают конструктивное движение личности к завершенности и целостности.

Иерахия потребностей в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низ­ших к высшим. При этом доминирующие по­требности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотиви­рованным вышележащими потребностями.

К названным А. Г. Асмоловым подходам следует добавить теории когнитивного направления. Они занимают промежуточное направление между биоге­нетическими и социогенетическими подходами, по­скольку ведущими детерминантами развития счита­ют и генотипическую программу, и условия, в кото­рых эта программа реализуется. К ним относят­ся теории Ж. Пиаже, Дж. Брунера, Л. Колберга и др.

В целом, следует отметить условность такого де­ления, поскольку многие из существующих теорий, строго говоря, невозможно отнести «в чистом виде» ни к одному из указанных подходов.

Источник: http://studopedia.ru/10_161100_bazovie-opredeleniya-razvitiya-formi-oblasti-faktori-i-zakonomernosti-psihicheskogo-razvitiya.html

Основные закономерности психического развития

Психическое развитие– это закономерные необратимые изменения психических функций во времени, которые выражаются в количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Данное понятие включает некое изменение, возникновение новых психических функций, их усовершенствование.

Основные характеристики психического развития:

1.Качественные изменения психических функций. Понимаются как переход от одного качественного состояния к другому. Например мышление развивается от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.

2.Необратимость развития на основе преемственности изменений. Необратимость развития означает, что вернуться в прошлое человек не может. В развитии есть движение вперед, но нет возврата назад.

3.Направленность развития. Различают два вида направленности развития: прогрессивную и регрессивную. Прогрессивное развитие предполагает переход от структуры низшего порядка к структуре высшего порядка, а регрессивное развитие – наоборот. В норме преобладает прогрессивное развитие. Регрессивное развитие изучает клиническая психология.

Движущими силамипсихического развития являются внутренние противоречия. Противоречия между социальной ситуацией развития ребенка и психологическими новообразованиями в личностной и умственной сферах (Л.С. Выготский).

Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.

1.Цикличность. Психическое развитие представляет собой чередование периодов подъема, интенсивных изменений в психике и периодов замедления, затухания. Так год жизни во младенчестве не равен году жизни в дошкольном возрасте.

2.»Метаморфозы» в развитии.Развитие есть цепь качественных изменений. На каждой возрастной ступени психические функции качественно отличаются от того, что было раньше и от того, что будет потом.

3.Неравномерность.На определенном возрастном этапе психические функции ребенка развиваются неравномерно. Какая-то функция является доминирующей, другие находятся на периферии сознания. Каждый возраст связан со сменой доминирующей функции и перестройкой межфункциональных связей. Например, в раннем возрасте доминирующей становится функция восприятия, остальные психические функции зависят от него.

4.Закон развития высших психических функций.Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями (формами) самого ребенка.

5.Сочетание процессов эволюции и инволюции.Психическое развитие предполагает не только «развертывание (эволюцию) новых психических явлений, но и отмирание или преобразование (инволюцию) предыдущих. Например, у ребенка, который научился говорить словами исчезает лепет.

6.Сензитивность.Оптимальное сочетание условий для развития определенной психической функции, которое присуще определенному возрасту. Например, возраст от 1года до 3-х сензитивный период для развития речи.

7.Комулятивность.Достижения в развитии на каждой стадии подготавливают переход на следующую стадию и включаются, трансформируясь, в следующую стадию.

8.Дивергентность и конвергентность хода развития.Дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция — его свертывание, усиление избирательности.

Дата публикования: 2015-04-10 ; Прочитано: 1486 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/10-106401.html

5.2. Закон развития

• эволюционную, связанную с постепенными коли­чественными и качественными изменениями (изменение сознания сочетается с изменениями материи);

• революционнуюу характеризующуюся: а) скачкоо­бразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому; б) скачкообразным изменением созна­ния без соответствующего изменения базиса.

Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Про­грессивное развитие — это переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Регрессив­ное развитие — это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим или уже пройденным фор­мам и структурам. Прогресс и регресс тесно связаны между собой, и составляют диалектическое единство. Без регресса нет прогресса, и наоборот.

Развитие организаций обусловлено следующими факто­рами:

— изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура и др.);

— изменениями внутренней среды (перемещения работ­ников, переход на новые технологии и др.);

— потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);

— старением и износом материальных элементов (обо­рудования, человека, технологии);

— изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры и фауны);

— глобальным состоянием мировой цивилизации.

Развитие основано на жизненном цикле любой матери­альной системы, который включает семь взаимосвязанных этапов: порог чувствительности (0 — Л), внедрение (А — Я), рост (В — С), зрелость (С — /)), насыщение (£> — £), спад (Е — Р) и крах (^ — С) (рис. 5.1).

В соответствии с этим законом каждая материаль­ная система стремится достичь наибольшего суммарного

Рис. 5.1. Этапы жизненного цикла

потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Закон развития опирается на ряд принципов (правил). Среди них следует отметить принципы инерции, эластич­ности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (или запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы Я. начинается спустя некоторое время <Тх) после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некото­рое время (Г2) после их окончания (рис. 5.2).

В организациях инерция проявляется в функциониро­вании устаревшего оборудования, в использовании уста­ревших знаний и навыков, в деятельности изживших себя организационных структур.

Инерция очень свойственна и человеку, независимо от возраста проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип эластичности заключается в том, что ско­рость (V) изменения потенциала системы Я. зависит от самого потенциала Я.\

На практике эластичность системы оценивают в сравне­нии с другими системами исходя из статистических данных или классификаций.

Зона инерции
Т.

Зона инерции

Время

К

Конец воздействия

Н

Начало воздействия

Рис. 5.2. Потенциал системы

Разные организации по-разному реагируют на одни и те же события в зависимости от профессионализма пер­сонала, технического, организационного и культурного уровня самой организации.

Приведем примеры высокой эластичности. При скач­кообразном увеличении спроса на продукцию организа­ция быстро задействует резервные мощности и привле­кает смежные организации. При резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники организации в короткие сроки разработали, освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.

Принцип непрерывности состоит в том, что процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меня­ется лишь скорость и знак изменения.

Кажущаяся дискретность (прерывистость) изменения потенциала системы чаще объясняется взглядом со сто­роны, когда не замечается текущая работа, приводящая (трансформирующаяся) к новому качеству или количе­ству.

Например, организация 28 марта получила кредит в сумме 50 ООО долл., который был зачислен на ее расчет­ный счет в банке. Увеличился ли ее потенциал? Конечно, нет, так как в строке баланса «кредиторская задолжен­ность» появилось число 50 ООО долл. Если же организация будет успешно использовать этот кредит, то ее потенциал будет постепенно (непрерывно) расти.

Принцип стабилизации состоит в том, что система стре­мится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы Я.. Этот принцип основан на известной потребно­сти общества в стабильности. Стабилизация организации должна проводиться профессионально за счет ряда факто­ров, в том числе за счет подключения новых ресурсов для изготовления нового изделия.

Стабилизация осуществляется путем включения новой продукции в деятельность организации. Так, не дожидаясь спада продукции «А», необходимо включить в деятельность организации новую продукцию «Б», а затем — продук­цию «В». При этом образуется зона стабилизации ресурсов. Для стабилизации профессионального уровня персонала организации необходимо создать систему постоянного обу­чения сотрудников. Если такого обучения нет, этот про­цесс все равно будет идти, но спонтанно и неэффективно.

Для стабилизации потенциала организации могут исполь­зоваться также специальные виды страхования.

Успешное развитие и рост организации может привести к «синдрому большого бизнесакоторый характеризуется следующими признаками:

— крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

— всеохватывающая система специальных форм и про­цедур для принятия обычных, повседневных решений;

— рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

— передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Если в результате прогрессивного развития организации стал проявляться «синдром большого бизнеса», снять его позволят методы регрессивного развития пути движения к более простым структурам, но на новом уровне.

Источник: http://finances.social/teoriya-organizatsii_953/zakon-razvitiya-120022.html

ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ. Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития: эволюционную и революционную. Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие.

Развитие организаций обусловливается следующими факторами:

· изменениями внешней среды (экономика, политика, культура и т.п.);

· изменениями внутренней среды (ротация кадров, изменения технологий);

· потребностями человека и общества (самореализация человека, прибавочный продукт для общества);

· старением и износом материальных элементов (оборудование, человек, технологии);

· глобальным состоянием мировой цивилизации.

Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы, включающем 8 взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7), ликвидация или утилизация (Э8).

Э1Э2Э3Э4Э5Э6Э7Э8

Рисунок 5.4 Жизненный цикл материальной системы

Тангенс угла наклона кривой на этапах внедрения, роста, зрелости, спада и краха определяет принадлежность развития к эволюционной или революционной форме, спаду или подъему. Диапазон угла наклона 50-60 о свидетельствует о революционной форме развития; диапазон 10-30 о — об эволюционной форме; промежуточный диапазон 30-50 о — это период постепенного перехода к одной из указанных форм; диапазон 0-10 о – это стабилизация или изменение запасов (т.е. «проедание»). Положительный тангенс характеризует подъем, отрицательный – спад.

Формулировка закона развития: каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

n Rj = å( Rij), i=1 å( Kj * Rj) à max j=1 Kj = Fj (Kj+1,…, K7)

где Rj — потенциал системы на j этапе жизненного цикла; Rij — потенциал (ресурс) системы в области i на этапе j; Kj — весовой коэффициент влияния каждого предыдущего этапа потенциала на последующие; Fj— функция этого влияния.

Закон развития опирается на принципы инерции, эластичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (запаздывания) состоит в том, что изменение потенциала системы Rj начинается не одновременно с началом воздействий изменений во внешней или внутренней среде, а спустя некоторое время Тз, и продолжается некоторое время Тп после окончания этих воздействий. В организациях инерция проявляется в деятельности устаревших структур, технологий и традиций.

Rj

инерции эластичности инерции

Тз

Тп

Т

Рисунок 5.5. Графическое изображение принципа инерции

Принцип эластичности состоит в том, что скорость Сп изменения потенциала системы Rj зависит от самого потенциала Rj, т.е. Сп = F (Rj). Скорость изменения потенциала системы определяется углом подъема или спада кривой изменения ресурса в зоне эластичности. Малый угол означает малую эластичность (восприимчивость к воздействиям), большой угол – высокую эластичность системы. Разные организации по-разному реагируют на одинаковые раздражители в силу различий своего технического, профессионального, организационного и культурного уровня.

Таблица 5.3 Факторы эластичности организации

Эластичность организации
Факторы повышенияФакторы снижения
Университетская подготовка основного персонала Универсализация производства Резервирование (страхование) Изоляция от внешней среды (создание собственной инфраструктуры) Унификация изделий и их состыковка с другими изделиями Введение ГОСТов и ОСТов Ротация кадровПрофессиональная подготовка основного персонала Специализация производства Задействование всех производственных мощностей Сильная зависимость от внешней среды Полная свобода на габариты и характеристики изделий Отсутствие обязательных норм Сокращение текучести кадров

Принцип непрерывности состоит в том. что процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняется лишь скорость и знак производной. Дискретность является кажущейся. Со стороны фиксируются только качественные изменения, количественные (причина качественных) ускользают от внимания.

Принцип стабилизации состоит в том, что система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Исходя из этого, улучшение работы организации должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в т.ч. за счет подключения новых ресурсов на каждом этапе развития продукции.

Ресурс системы Зона стабильности

Изделие А Изделие Б Изделие Г

А внедрение насыщение спад

Б внедрение насыщение спад

В внедрение насыщение спад

Г внедрение насыщение спад

Рисунок 5.6 Графическое изображение принципа стабилизации

Стабилизация в приведенном случае осуществляется за счет подключения новой продукции в деятельность организации. Не дожидаясь спада, необходимо включать новые ресурсы.

Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса (разбухание аппарата управления, гиперцентрализация, всеохватывающая система формализации принятия решений, рост числа совещаний, уход от ответственности за принятие решений). Терапия – регрессивное развитие, упрощение структур.

Закон развития относится к объективным законом, поэтому в практике реализации имеется 3 варианта:

— руководитель и подчиненные не знают о действии закона. Велика вероятность бессистемного наращивания потенциала организации путем расширения производства и привлечения дополнительных инвестиций. Груз накопленного потенциала снижает маневренность организации, а в ряде случаев не позволяет ей выйти на этап роста. Израсходовав ресурсы, компания может безвременно прекратить свое существование.

— руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. При грамотном управлении запасами их практически не должно быть. Однако подчиненные могут очень болезненно воспринимать отсутствие запасов (это – вопреки традициям). Руководителю может быть очень нелегко.

— и руководитель, и подчиненные знают о законе развития и могут им управлять. Результат будет проявляться в снижении себестоимости и увеличении оборачиваемости оборотных средств.

Бизнес-план является правопреемником известного в СССР промфинтехплана. Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана.

|следующая лекция ==>
ЗАКОН САМОСОХРАНЕНИЯ|Закон информированности-упорядоченности

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 185 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/2_48554_zakon-samosohraneniya.html

Категория развития в специальной психологии

В философии понятие «развитие» определяется как необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры. Эти изменения, во-первых, закономерны, так как они показывают существование связи между различными явлениями, во-вторых, они необратимы, так как объект нельзя вернуть в прежнее состояние. Существенную характеристику процессов развития составляет время: всякое развитие осуществляется в реальном времени, и только время выявляет их направленность.

Не всякое изменение объекта относится к фактам его развития. Обратимость изменений характеризует процессы функционирования, а при отсутствии направленности изменения не накапливаются, поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. Случайность изменений в объекте лишает их закономерного характера, отсутствие закономерности характерно для случайных процессов неожиданного характера.

Психическое развитие – это процесс необратимых, направленных, закономерных изменений во времени психики человека в процессе его жизни. Психическое развитие характеризуется своим темпом, ритмом, имеет качественные характеристики. Выделяются отдельные стадии, или периоды, психического развития, на протяжении которых психическое развитие характеризуется своей целостностью.

Психология развития изучает факты, закономерности и механизмы психического развития человека. Факты психического развития – это конкретные явления психической жизни человека, определение конкретных сроков, в которые у человека появляются те или иные психические функции. Например, когда ребенок становится способным слышать и слушать другого человека, быть внимательным, испытывать и выражать эмоции, в каком возрасте и какие побуждения являются для него характерными, когда он может самостоятельно играть, учиться, трудиться, устанавливать значимые отношения с окружающими, устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и т.д. Факты психического развития – это широкий круг разнообразных явлений психики человека в процессе ее развития, ее становления.

Закон выражает связь между предметами, составляющими элементами данного предмета, между свойствами предметов, между свойствами внутри предмета. Закономерности психического развития – это необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между отдельными сторонами психики ребенка, между психическими функциями. Так, известны возрастные закономерности психического развития, которые выражают связь между особенностями развития психической функции и возрастом человека. Например, все дети дошкольного возраста демонстрируют феномены Пиаже, дети в конце дошкольного возраста уже способны управлять своим поведением, для детей раннего возраста большей побудительной силой обладает предмет по сравнению со словом, обращенным в его адрес. Закономерности могут выражать также связь между особенностями психического развития ребенка и его полом. Так, например, установлено, что девочки, вплоть до подросткового возраста, развиваются быстрее мальчиков, у девочек больше развиты левополушарные функции, а у мальчиков – правополушарные.

Механизм психического развития – это совокупность состояний и процессов, из которых складывается явление, он определяет, описывает, как и почему, каким образом, по какому пути возникает то или иное психическое явление. Так, усвоение ребенком сенсорных эталонов начинается с практических действий с предметами в соответствии с эталонами; самооценка формируется через сравнение себя с другими людьми и через усвоение ребенком оценок, даваемых окружающими в его адрес, хватание появляется как результат зрительно-моторных координаций и развития осязания. Приведенные примеры фактов, закономерностей и механизмов психического развития свидетельствуют, что в целостном процессе психического развития все они тесно связаны между собой, а изучаются психологией развития изолированно лишь для удобства их рассмотрения.

Процесс психического развития может быть описан, во-первых, как последовательное возникновение психических функций, когда каждая последующая функция появляется на основе каждой предыдущей. Поэтому существует определенная последовательность возникновения психических функций, которая не может быть нарушена. Например, вначале ребенок должен научиться сосредоточивать свой взгляд на лице взрослого и звуках его голоса, и только после этого он сможет понимать речь взрослого, обращенную к нему. Вначале ребенок должен научиться смотреть на предмет и только после этого – хватать этот предмет. Во-вторых, психическое развитие может быть рассмотрено и как процесс одновременного развития взаимосвязанных функций. Например, ребенок учится выполнять разнообразные действия с предметами, и у него одновременно развивается процесс восприятия. Таким образом, психическое развитие является процессом системным и иерархичным.

В процессе психического развития между психическими функциями устанавливаются определенные связи и отношения, которые носят закономерный характер.

В психологии развития описаны следующие виды закономерных отношений между функциями:

сензитивность развития: наличие периодов, на протяжении которых та или иная психическая функция развивается особенно интенсивно, в это время психические функции особенно чувствительны к внешним воздействиям;

иерархичность развития – взаимосвязь разных психических функций, выделение ведущей функции, подчиняющей себе развитие других функций;

неравномерность развития: а) наличие стабильных периодов, когда развитие происходит медленно и постепенно, и кризисных периодов, когда развтие протекает скачкообразно, в быстром темпе; стабильные и кризисные периоды циклично сменяют друг друга; б) разные функции различаются темпом своего развития в разные возрастные периоды;

гетерохронность развития – несовпадение во времени развития разных психических функций, разновременность их развития, или гетерохронность;

независимость развития – психические функции могут развиваться независимо, не влияя на каком-то этапе друг на друга;

кумулятивность развития – результаты развития функций накапливаются на предшествующей стадии, чтобы приобрести новое качество на следующей стадии;

дивергентность процесса развития – повышение разнообразия психических функций, их дифференциация;

конвергентность процесса развития – интеграция психических функций, свртывание нескольких функций в одну.

История психологии развития накопила немало теорий, которые описывают процесс и закономерности психического развития ребенка. Любая теория, описывающая психическое развитие ребенка, должна рассматривать две основные проблемы: проблему содержания развития и проблему движущих сил развития.

Создавая теорию развития, психологи должны отвечать на вопросы: какие изменения происходят в субъекте (ребенке), что именно развивается, и какова природа этих изменений. Содержание развития – это описание области психического у ребенка, которая рассматривается как изменяющаяся в процессе его жизни. Содержание развития – это определение и описание тех сторон психики, которые развиваются, по мнению автора теории, в первую очередь: ведь развитие именно этих сторон оказывает влияние и на развитие всех остальных.

Движущие силы развития – это комплекс причин, факторов и условий, которые оказывают влияние на процесс развития. Определение движущих сил развития отвечает на вопрос о том, почему происходит процесс развития, почему ребенок не остается одним и тем же на протяжении своей жизни. Движущие силы психического развития можно описать с помощью следующих понятий:

· предпосылки психического развития – биологические особенности организма, нервной системы ребенка, индивидуально-типологические особенности;

· источник психического развития – социальная среда, окружающая ребенка; в нее включаются предметная среда и социальное окружение;

· условие психического развития – собственная активность ребенка, проявляющаяся в двух формах – его деятельности и общения с окружающими;

· движущие причины – создание и разрешение противоречий между потребностями и возможностями ребенка в процессе развития.

Уже в первых психологических теориях подчеркивался закономерный характер психического развития ребенка. Каждая теория развития ребенка либо напрямую, либо имплицитно (то есть скрыто и непрямо) отвечает также и на вопрос о том, существует ли влияние взрослых на развитие ребенка и какую роль играют взрослые в развитии ребенка. Отношения ребенка со взрослым сообществом – это очень важные отношения, которые оказывают влияние на развитие ребенка.

Теории развития ребенка пытаются описать изменения поведения и деятельности ребенка, его отношений с окружающими, его когнитивных и речевых способностей на определенных этапах жизни, предсказать и объяснить их. Использование теорий развития позволяет ученым и практикам оценить развитие каждого конкретного ребенка, предвидеть и прогнозировать возможные изменения в его жизни, а также создать условия для полноценного развития ребенка.

В истории психологии развития сложились два традиционных подхода к описанию и объяснению развития ребенка, его причин и движущих сил – это биогенетический и социогенетический подходы. Согласно биогенетическому подходу развитие ребенка определяется действием биологических причин, а содержание развития определено уже при рождении ребенка, сам процесс развития представляет собой лишь разворачивание заложенных в ребенке способностей. В объяснении движущих сил психического развития эти теории исходили из традиций естественных наук, в рамках которых процесс развития рассматривается как строго детерминированный материальный процесс, поэтому и процессу психического развития приписывали биологическую детерминацию. Идея биологической детерминации психического развития закономерно породила и представление о спонтанности развития ребенка.

Согласно социогенетическому подходу ребенок при рождении представляет собой «чистую доску», которая заполняется содержанием только прижизненно, а содержание развития ребенка целиком определяется воздействием на него окружающей среды. Эти два подхода породили одну из главных дискуссий в истории психологии развития, дискуссию о роли врожденного и приобретенного в развитии ребенка, о влиянии биологических и социальных факторов на процесс развития.

В конечном итоге спор по поводу детерминант психического развития привел к постановке проблемы движущих сил психического развития в ином ракурсе: что в развитии обусловлено биологически, а что – внешней средой. Показательным в этом плане является созданная В. Штерном теория конвергенции двух факторов.

Проблема относительного вклада среды и наследственности в развитие ребенка стала основной в новой отрасли психологии психогенетике, которая рассматривает взаимодействие наследственности и среды и его влияние на развитие ребенка в целом, на развитие его отдельных качеств и способностей, типов поведения, психопатологических симптомов и синдромов. В настоящее время уже сложилось единое мнение ученых, работающих в разных направлениях, что изменения в развитии ребенка зависят от взаимодействия генетических и средовых воздействий, причем ребенок уже давно не рассматривается как пассивный объект этих влияний. Различные факторы не только комплексно влияют на развитие ребенка – они и сами изменяются под воздей­ствием друг друга. Нервная система младенца весьма пластична и в значительной степе­ни формируется под влиянием его собственного опыта, опыта взаимодействия с окружающим миром.

В современных теориях психического развития индивид уже рассматривается не как пассивный объект воздействия среды и наследственности или их взаимодействия, а как участник и создатель собственного развития, который может преобразовывать себя и мир вокруг себя. Ребе­нок с рождения активно исследует мир, общается с людь­ми, то есть имеет собственные мотивы и цели, а не является просто созревающим и пассивно обучаемым объектом. Если по каким-то причинам стремление к исследо­ванию, потребность в общении отсутствует или существенно снижена, то шансы на успешное развитие ребенка очень малы. Это относится ко всем областям развития. Ребенок ос­ваивает язык только в том случае, если он знает, что с людьми можно общаться, воздействовать на них при по­мощи коммуникации, и хочет делать это более эффек­тивно. Ребенок начинает ползать и ходить, только если ему нужно до чего-то добраться. Он учится открывать коробки, если хочет достать то, что в них лежит или если ему интересен сам процесс открывания. В каждой теории развития описываются биологические факторы и факторы среды, анализируется собственная активность ребенка, однако теории отличаются друг от друга в зависимости от того, что они считают главным в развитии ребенка.

Теории психического развития ребенка очень важны для понимания закономерностей развития ребенка с отклонениями. Только зная нормальное развитие, мы можем понять законы отклонений в развитии и увидеть возможности оказания помощи особому ребенку. Описание теорий психического развития можно найти в любом учебном пособии по психологии развития или по возрастной психологии. На наш взгляд, наиболее важными для понимания закономерностей отклоняющегося развития являются теории М. Монтессори, В. Штерна, З. Фрейда, Э. Эриксона, теория привязанности Д. Боулби и М. Айнсворт, теории научения, культурно-историческая теория Л.С. Выготского, отечественные теории развития ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин А.В. Запорожец) [7; 12].

Причины, условия и переменные, которые способствуют нормальному психическому развитию, способны помешать его течению, другими словами, привести к отклоняющемуся развитию.

Современные теории развития описывают как общие закономерности процессов развития психики, так и развитие отдельных психических функций у детей. Так, например, рассматривается когнитивное развитие, моральное развитие, развитие идентичности, развитие Я-концепции и др. Развитие функций рассматривается при этом в связи с задачами развития. Понятие «задачи развития» было предложено американским педагогом Хэвигхарстом (Havighurst, 1948). Оно означало те умения и навыки, которые должны быть присвоены ребенком в том или ином возрасте. В другом определении задача развития описывается как стимул, «который имеет индивид в определенный момент своей жизни и успешное достижение которого делает его счастливым и ведет к успешному решению последующих задач. И, напротив, неудача делает индивида несчастным и приводит к неодобрению общества в решении следующих задач» [11, с. 50]. Таким образом, понятие задачи развития обозначает достижения ребенка в развитии, которые обязательны в определенном возрасте и которые свидетельствуют о благополучном процессе его развития.

Каждый исследователь в специальной психологи явно или имплицитно придерживается определенной теории развития ребенка. Однако надо понимать, что ни одна из теорий развития ребенка не описывает его развитие абсолютно полно и точно, и поэтому взгляд на ребенка с позиций только одной теории является недостаточным. Теории развития – это разные точки зрения на ребенка, и каждая теория – это взгляд на развитие ребенка только с одной стороны, поэтому ни одна из теорий развития не является абсолютно истинной или абсолютно ложной.

Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля

1. Что изучает специальная психология?

2. Определите, что такое факты, закономерности и механизмы психического развития?

3. Каковы Ваши представления о ребенке с особенностями психофизического развития? Составьте описательный портрет такого ребенка.

4. Какие существуют понятия для обозначения особых детей? Какие из этих понятий для Вас являются приемлемыми и неприемлемыми? Обоснуйте свой выбор.

5. Какое место занимает специальная психология в системе наук о ребенке?

6. Чем по содержанию отличаются понятия «психология аномального развития», «детская патопсихология», «специальная психология»?

7. Сравните понятия: аномальное развитие и отклоняющееся развитие.

8. Какие медицинские дисциплины изучают ребенка с особенностями психофизического развития?

9. Какое место занимает специальная психология в системе клинических дисциплин?

10. Сравните понятия «психология развития» и «психопатология развития»; «психология аномального развития» и «психопатология развития».

11. Что изучает дефектология? Что такое «дефектологический квадрат»?

12. Почему появилось название «коррекционная психология»? Что она изучает?

13. В чем специфика специальной психологии? Какие задачи она решает?

14. Каково и прикладное теоретическое значение специальной психологии?

необратимые направленные закономерные изменения психики человека

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

необратимые направленные закономерные изменения психики человека

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

необратимые направленные закономерные изменения психики человека

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

необратимые направленные закономерные изменения психики человека

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник: http://cyberpedia.su/11xbaca.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *