Что называют психикой — что называют психикой

07.03.2019

Будучи «хранилищем» впечатлений о мире и о себе, психика выступает в качестве связующего звена между физическим (телом) и духовными аспектами (разум, душа) человеческого существа, а также служит в качестве моста между другими людьми. Она представляет собой динамичную конструкцию, которая постоянно меняется, благодаря различным процессам, протекающим в психике.

Психика

что называют психикой

что называют психикой

Психика

Психика – это одна из четырех составляющих нефизических аспектов человеческого существа, наряду с сознанием, разумом и душой. Сам термин произошел от древнегреческого имени Психея (греч.ψυχή – «дыхание», «удар»), которое использовалось в литературном языке в качестве синонима слова «душа». В науку и обиход оно пришло из мифологии.

Известная история повествует о том, как бог любви, Эрот (Эрос), полюбил обычную, смертную женщину. Любовная интрига между ними развивалась, преодолевая предательства, расставание, смертельную опасность. В конце концов, Эрос и Психея воссоединились.

Древние греки видели историю Психеи и Эрота, как аллегорию жизни. Их вспыхнувшая взаимная любовь проходит через тяжелые испытания, и в конце концов Психея умирает, но оказавшись в загробном мире, обретает бессмертие. Ее длинное и опасное путешествие между мирами является символом человеческой души, совершающей нелегкий путь через всю жизнь.

Психее пришлось делать трудный выбор, переживать бурные эмоции, чтобы добиться личностного роста. Поэтому в древнегреческом языке, ее имя стали ассоциировать со словом «душа».

Психика взрослого человека

что называют психикой

Человеческая психика – это своеобразное отражение мира, прошедшее через призму разума.

Объективная реальность обретает новые очертания, благодаря:

Психика взрослого человека находится в постоянном движении. Она развивается в свете различных событий, под воздействием информации, ее преобразуют различные эмоции, переживания. Влияние на психику оказывает жизненный опыт, прошлое, пережитое.

Обитая в теле, человеческая психика относится к нематериальным категориям. Но она оказывает влияние на все аспекты человеческой жизни, во многом определяя судьбы людей.

Разнообразные функции психики позволяют человеку:

Особенности женской психики

что называют психикой

Это – не миф. Отличия в психике и поведении мужчин и женщин действительно существуют. Виной тому различие нейрохимических процессов у представителей противоположного пола. Недаром специальный тест на психику позволяет определить пол человека.

Нередко мужчинам кажется, что женщины читают их мысли. Научные исследования показывают, что природа устроила женщин особым образом. Она подарила им чудесную функцию психики – более развитую интуицию, чтобы они могли понимать и обеспечивать жизнь собственному потомству, не полагаясь на вербальное общение.

Особенности психики представительниц прекрасного пола в том, что они не любят конфликты, но не выносят отсутствия реакции собеседника, партнера и т. п. Ученые считают, возможно, это связано с тем, что в процессе эволюции у женщин формировалось особое состояние психики – острая чувствительность к межличностным сигналам, как способ держаться подальше от конфликтов, происходящих на государственном, общественном уровне, в отличии от мужчин. Исследования показывают, что всплеск нейрохимической активности, который происходит в коре головного мозга женщины во время серьезного конфликта, особенно в близких отношениях, находится почти на том же уровне, как при апоплексическом ударе. Возможно, из-за имеющегося опыта в «чтении» чужих мыслей, женщины не могут спокойно выносить пустые обещания, отговорки и долгое молчание.

Еще одной особенностью психики дам является то, что они «заводятся» с пол оборота. На состояние психики женщин влияют объективные факторы:

Насколько процессы психики протекают не одинаково, отчетливо проявляется на примере сексуальных отношений. Для мужчин прелюдия включает в себя все, что случается за пару минут до полового акта. Для женщин она состоит из всего, что произошло за 24 часа до соития.

Женский мозг лучше синхронизирован со словами и звуками, что доказал научный эксперимент, в процессе которого мужчины и женщины должны были слушать чтение вслух. Полученные данные показали, что во время прослушивания у женщин регистрировалась активность мозга в обоих (левом и правом) полушариях, в то время как у мужчин только левое полушарие мозга было активировано.

Это объясняет, почему развитие психики девочек происходит иначе, чем у мальчиков. Они, как правило, учатся говорить раньше, чем мальчики, а впоследствии преуспевают в изучении языков.

Часто говорят, что у женщин наблюдается нарушение психики во время предменструального синдрома. Но это – не совсем верно. Истина заключается в том, что менструальный цикл женщины влияет на состояние ее психики почти каждый день месяца. Потому что изменение уровня гормонов коррелирует с настроением, чувствительностью и уровнем энергии. Однако для большинства женщин верно утверждение, что их психика и поведение изменяются к худшему за 12-24 часов до начала менструального кровотечения.

Женский мозг, как правило, не нуждается в риске. Он не одобряет рискованные поступки своих обладательниц, в отличие от мозга мужчин, особенностью психики которых является жажда экстрима. Ведь они испытывают прилив эндорфинов при столкновении с опасной ситуацией.

Менопауза приводит к тому, что суть психики меняется. К 45 годам женский организм, как правило, в меньшей степени переживает воздействие эстрогена и окситоцина. Это приводит к тому, что дамы менее охотно строят новые романтические отношения, не желают развивать их и стремиться к сохранению, как это было в молодости.

Данное изменение вводит окружающих в заблуждение, относительно развития психики дам «бальзаковского возраста». На самом деле, зрелые женщины склонны в большей степени рисковать и притягивать к себе внимание.

Психика и поведение мужчин

что называют психикой

Пожалуй, своеобразие, которым обладает структура психики представителей сильного пола, наиболее ярко проявляется во взаимоотношениях с женщинами.

Одни мужчины предрасположены к эмоциональной отдаче в отношениях с противоположным полом, другие не готовы к ней. Эти особенности психики являются неотъемлемой частью личности, будучи результатом пережитого опыта, предыдущих положительных или отрицательных отношений, темперамента и социальных норм. По уверениям различных экспериментов, наблюдений и тестов на психику, шаблоны поведения мужчин, как правило, делятся на пять простых категорий.

К первой относят обязательных мужчин, которых часто называют «человек слова». Они ищут прочных отношений, ценят моногамию, взаимность чувств и дружескую поддержку. Такие мужчины восхищаются, уважают и любят женщин. Им бывает комфортно в отношениях с противоположным полом, когда партнерши оказываются на позиции властителя. Они рассматривают супружество как отношения равных. И высоко оценивают ту важную роль, которую женщина играет в семье.

Развитие психики обязательного мужчины может столкнуться с трудностями, если он будет настолько сфокусирован на семейных ценностях, что перестанет рассматривать партнершу как личность, откажется от романтики в отношениях. Однако, вспоминая и заново открывая индивидуальность женщины, им часто удается восстановить отношения и взаимную поддержку.

Данная категория также включает мужчин, которые чувствуют себя комфортно на второстепенных ролях. Например, если партнерша является основным кормильцем, он не испытывает трудностей, даже оказавшись мужем своей начальницы. Он чувствует себя абсолютно органично и делает все возможное, чтобы оказать поддержку, в качестве помощника в семье.

Другая категория – это мужчины, суть психики которых психологи определяют термином «эмоциональный контроллер». Такие представители сильного пола относятся к своим партнершам, как к нежным цветам, за которыми следует старательно ухаживать, чтобы они радовали и приносили плоды. Они очень гордятся тем, что помогают своим «половинкам» расти и развиваться, до тех пор, пока партнерша понимает и соблюдает четкую роль в отношениях.

Все, что дает эмоциональный контролер или «мужчина-сторож», должно вернуться в несколько ином качестве. Он думает о том, как помочь, доставить удовольствие партнерше. А она должна отвечать благодарностью, заботясь о нем, в свою очередь.

Специальный тест на психику, вероятно, определит в подобном мужчине человека, который предпочитает прогнозируемость, ритуалы. Он за поддержание традиционных ролей в отношениях.

На практике такая модель отношений неплохо зарекомендовала себя, несмотря на то, что некоторым она кажется старомодной. Однако данная конструкция может оказаться довольно хрупкой. Если какие-либо правила эмоционального контролера оспариваются в семье, он может чувствовать себя под угрозой, становясь более жестоким, и даже бывает готов разрушить отношения. Поэтому важно поддерживать равновесие, оптимальный баланс сил, что требует больших усилий от партнерши.

Существует отдельная категория мужчин, с особой формой психики, которые никогда не бывают готовы к длительным, глубоким отношениям с противоположным полом. Зачастую они держатся стайкой, входя в группу парней, которая, как правило, формируется в подростковом возрасте. Но иногда «свободные художники» или «закоренелые холостяки» могут объединяться по интересам с себе подобными на жизненном отрезке от 20 до 30 лет.

Они часто рассматривают мужскую дружбу в качестве основного общения. И считают, что женщины представляют угрозу, оказывая влияние на их психику и стремясь разрушить отношения с друзьями. Идейные холостяки ориентированы на единый образ жизни и поощряют следование данному шаблону среди своих сверстников.

Так как они все же имеют определенные сексуальные потребности (и, возможно, скрытые эмоциональные), которые должны быть выполнены, настоящие «мачо» все же вступают в супружеские отношения с противоположным полом. Но делают это демонстративно неохотно.

Одна из многих трудностей, которые возникают в близких отношениях с носителями данной формы психики, – комплекс мужественности. Они опасаются оказаться недостаточно брутальными, вступив в серьезные романтические отношения. Но с возрастом даже настоящие мачо часто приходят к мысли, что готовы к семейной жизни.

Еще одна распространенная форма психики мужчин – комплекс зависимости от других. Такие люди часто зависят от своих партнерш. Они чувствует себя потерянными, если рядом нет кого-то, кто задает вектор, управляет стремлениями, от кого зависят психика и поведение в повседневной жизни. Иногда зависимый мужчина может страдать комплексом неполноценности, который дополнительно усиливает расстройство психики.

Зависимость этого человека и отсутствие осознания того, что он слишком зависит от кого-либо, часто делают невозможными любые отношения. Он требует, чтобы кто-то заботился о нем эмоционально, а также, возможно, физически. Но эти требования могут показаться невыполнимыми партнеру.

Мужчина, имеющий нарушение психики, в виде комплекса зависимости от других, постоянно ставит себя в положение жертвы, провоцируя ситуацию, в которой он становится отверженным. Интенсивность его собственных потребностей не оставляет возможности обратить внимание на желания других. Он просто не в состоянии определить, когда его партнерша начнет задыхаться в отношениях с ним. Не будучи в состоянии уменьшить свои запросы, он испытывает разочарование в партнере, чувствует себя несчастным, в конце концов уходит или встает на путь измен.

Состояние психики зависимого мужчины зачастую улучшается, по мере того как он получает опыт неудачных отношений. Разрывы дают ему возможность научиться поддерживать свои потребности самостоятельно, несмотря на дискомфорт от одиночества. Отрицательный опыт позволяет почувствовать себя более комфортно в «собственной шкуре», прежде чем попытаться выстроить другие, более гармоничные отношения.

Существуют также мужчины-одиночки. Они могут испытывать страх перед отношениями, не желают переживать боль, становиться уязвимыми, имея негативный опыт в прошлом. Разнообразные расстройства психики, в виде комплексов, являются следствием психологических травм, полученных в предшествующих отношениях. Даже если такой «волк-одиночка» кажется жестким снаружи, он чувствует себя очень хрупким внутри, и поэтому либо категорически уклоняется от отношений, чтобы защитить себя, либо может состоять в отношениях, оставаясь при этом чрезвычайно скрытным, замкнутым.

Он впадает в крайности, чтобы защититься от эмоциональной боли, в том числе, чтобы не оказаться в ситуации, когда он может стать отверженным. При поддержке и последовательности партнерши, он может научиться доверию.

Суть психики мужчины не ограничивается перечисленными моделями. Она гораздо шире, чем скупые характеристики ее особенностей. Однако знание типичных шаблонов мужской психологии, мотивации поведения, помогает лучше понять их.

Абсолютно всем мужчинам, с различными особенностями развития психики, необходимы уверенность и терпение партнеров. Они помогают улучшить отношения.

Детская психика

что называют психикой

Процессы психики в детском возрасте отличаются от таковых у взрослых. Психика ребенка развивается от рождения до конца подросткового возраста, причем она имеет свои особенности у разных мальчиков и девочек.

В качестве научной дисциплины, с твердой эмпирической основой, детскую психику начали изучать сравнительно недавно.

В 1840 году, Чарльз Дарвин решил вести записи роста и развития одного из своих отпрысков, собирая и систематизируя данные, как если бы он изучал неизвестный вид животных.

Аналогичное, но более сложное исследование, было проведено немецким психофизиологом Тьерри Уильямом Прейером, который в 1882 году опубликовал революционную для психологии работу «Душа ребенка».

В 1891 году американский педагог-психолог Г. Стэнли Холл создал «Учительскую семинарию», периодическое издание, посвященное детской психологии и педагогике.

В начале ХХ века началась разработка тестов интеллекта и создание специальных клиник для детей, что дополнительно стимулировало развитие отрасли психологии, предметом которой была детская психика.

Ряд известных психологов ХХ века, Зигмунд Фрейд, Мелани Кляйн, дочь Фрейда, Анна Фрейд, занимались развитием психики ребенка, главным образом, с психоаналитической точки зрения. Пожалуй, наибольшее влияние на современную детскую психологию оказал швейцарский ученый, Жан Пиаже. С помощью непосредственного наблюдения и практических действий, Пиаже разработал теорию стадий развития, которые проходит детская психика, приобретения понимания у детей. Он описал различные этапы обучения в детском возрасте, охарактеризовав психику ребенка, восприятие себя и мира на каждом этапе обучения.

Сегодня детская психология обладает знаниями, собранными из различных источников. Замечания родственников, учителей и других взрослых, а также непосредственное наблюдение и интервьюирование профессиональными психологами дают много новых материалов о детской психике.

Используются очень разные методы, например, «окно в одну сторону» или зеркальная комната, в которой мальчики и девочки могут свободно взаимодействовать с окружающей их средой или другими, не зная, что за ними наблюдают. Личностные тесты на психику, интеллект, а также различные экспериментальные методы оказываются очень полезными для науки, предмет изучения которой – психика ребенка.

Несмотря на попытки унифицировать различные теории развития психики ребенка, она остается динамичной, меняется по мере приобретения новых знаний и опыта.

Физическое развитие и психика малышей

что называют психикой

Возраст до 6 лет называют «ранним детством» или «дошкольными годами». Младенцы и дети дошкольного возраста растут быстро. Наряду с физическим развитием, формируется психика ребенка. Карапуз, пухленький малыш, который едва может произносить звуки, вдруг становится выше, стройнее, болтает без устали. Особенно очевидным в раннем детстве является тот факт, что развитие всех умений, навыков, способностей, интегрировано. Биологические, психологические и социальные изменения, происходящие в это время (как и на протяжении всей остальной жизни), взаимосвязаны.

Несмотря на интенсивное физическое развитие детей дошкольного возраста, структура психики в раннем детстве меняется медленнее, она становится более стабильной, в сравнении с динамикой в младенческом возрасте. Однако любые изменения в головном мозге ребенка оказывают важное влияние на физическое развитие в течение дошкольного периода, включая грубую и мелкую моторику.

Пластичная психика ребенка школьного возраста

Дети школьного возраста имеют обостренный интерес к познанию, у них уже сформировано чувство собственного внутреннего мира. Они становятся более опытными «специалистами» в решении проблем.

Школьники учатся думать конкретно, формировать определенные, точные и однонаправленные точки зрения, основанные на реальном и конкретном опыте, а не на абстракции. Старшие дети реже фантазируют, их не так легко ввести в заблуждение, как детей младшего возраста. В отличие от детей дошкольного возраста, школьники обладают гораздо более весомым багажом знаний, который влияет на состояние психики.

Еще Жан Пиаже отметил, что мышление детей существенно меняется на стадии конкретных операций. Дети школьного возраста способны классифицировать, выделять особенности, последовательно упорядочивать, группировать, в соответствии с логической последовательностью. Они приходят к пониманию причинно-следственных связей и преуспевают в математике и естественных науках. Осмысливают понятие устойчивой идентичности.

Пиаже считал, что предоперационные познавательные способности ограничены эгоцентризмом, неспособностью понять точку зрения других. Но эгоцентризм нивелируется с возрастом. В школьные годы дети, как правило, осознают, что другие люди имеют свои собственные взгляды, чувства и желания.

Современные исследования развития детской психики часто противоречат некоторым аспектам теории Пиаже. Например, Robert S. Siegler и некоторые другие когнитивные теоретики объяснили феномен сохранения как медленные, прогрессивные изменения в правилах, которые дети используют для решения проблем, отрицая внезапное изменение когнитивных способностей и схем. Другие исследователи показали, что младшие и старшие дети развиваются постепенно, а не совершая скачки на отдельных этапах.

Кроме того, современные исследователи считают, что психика ребенка часто оказывается гораздо совершеннее, дети понимают гораздо больше, чем предполагают учителя и другие взрослые. Например, в процессе обучения дети младшего школьного возраста могут выполнять многие из тех задач, которые раньше считались реально выполнимыми только для детей старшего возраста. Исследователи также обнаружили, что возможности и функции психики детей во многом определяются биологическим и культурным влиянием.

Суть изменений психики подростков

что называют психикой

Большинство подростков достигают в когнитивном развитии стадии формальных операций, которую выделил Жан Пиаже, в возрасте от 12 лет и старше. В этот период они осваивают новые функции психики для манипулирования информацией.

Раньше, будучи детьми, они могли думать только конкретно. На новом этапе развития структур психики подростки учатся думать абстрактно, пользоваться дедуктивными методами. Данная стадия позволяет тинейджерам научиться рассматривать будущие возможности, находить ответы, принимать решения, проверять гипотезы, а также делать выводы о событиях, которые произошли не с ними.

Психическая зрелость наступает вместе с созреванием мозга и расширением взаимосвязей в социуме, который предлагает огромные возможности для жизненных экспериментов. «Мирской» опыт играет большую роль в достижении духовного роста. Исследования показывают, что абстрактному мышлению и навыкам критического рассуждения можно обучить.

Согласно теории Роберта Стернберга, интеллект состоит из трех аспектов:

Компонентный аспект интеллекта дает возможность использовать внутренние возможности обработки информации, искать решение проблем, оценивать результаты. Подростки с развитым критическим аспектом успешно проходят стандартизированные тесты на интеллект.

Эмпирический аспект интеллекта обеспечивает эффективное обучение новым навыкам. Другими словами, это возможность сравнить старую и новую информацию, сопоставлять факты вместе. Тинейджеры с развитым проницательным интеллектом хорошо справляются с усвоением новой информации и быстро учатся решать новые задачи в автоматическом режиме.

Контекстный аспект интеллекта позволяет применять знания на практике, в том числе с учетом социальных, культурных и исторических контекстов. Подростки с развитым ситуативным аспектом интеллекта:

Еще одними аспектами развития психики подростка являются нравственное развитие и способность рассуждать о правильном и неправильном. Известный американский психолог Лоренс Колберг предложил теорию нравственного развития, состоящую из трех уровней и шести этапов:

Нравственное развитие подростка зависит, в частности, от проявлений эмпатии, стыда и чувства вины. По мере созревания структур психики, ребенок обретает способность взвешивать последствия поступков и слов, в свете собственных интересов и интересов окружающих. Подростки, как правило, демонстрируют традиционную мораль, становясь старше, хотя некоторым из них может потребоваться больше времени, чтобы получить опыт, необходимый, чтобы сделать переход из детства во взрослую жизнь

Исследования, как правило, поддерживают модель Колберга. Тем не менее, его теория была подвергнута критике по нескольким пунктам. По мнению некоторых экспертов, модель страдает однобокостью, так как больше подходит для характеристики развития психики образованных людей. Кроме того, некоторые подростки могут переживать регресс психики, в силу семейных факторов, негативного влияния среды.

Феномен человеческой психики

что называют психикой

Раньше ее называли словом «душа». Но постепенно в науке и в обиходе его заменил термин «психика», который включает весь субъективный мир, объединяющий:

Великий психоаналитик Карл Юнг когда-то сказал: «Психика является величайшим из всех космических чудес». И остается недостаточно изученной.

Современный человек порой упускает из вида тот факт, что общение с миром невозможно без психики. Человечество застыло на первой ступени осознания важности процессов психики для создания житейского опыта, представлений людей о мире и себе самих.

Не зная той роли, которую играет психика человека, люди иногда фантазируют, моделируя мир таким образом, чтобы поставить ее в основу мироздания. Однако зачастую человек не осознает ключевую роль, которую играют психика и сознание, оказываясь в состоянии внутреннего отрыва от внешнего мира.

Меж тем, внешний мир можно представить, как холст, на котором мозг и психика воспроизводят самые причудливые формы, являясь его отражением. Внешний мир, а также психика и сознание, представляют единство, в котором каждый элемент является продуктом другого.

Мир проявляется в человеческом сознании, и суть психики заключена в отражении окружающей действительности и собственной оценке. Объективная реальность и психика человека вместе образуют единство, напоминающее замкнутый круг. Одна составляющая создает другую, сама формируясь под ее влиянием.

Мозг и психика

что называют психикой

В настоящее время существуют две отдельные модели, используемые для описания существования человеческой психики. Религиозная модель считает, что психика человека – это «душа». Данная концепция также поддерживает идею о том, что душа не зависит от тела и существует как до, так и после того, как заканчивается земное существование. Вторая модель, известная как светская, относится к психике как к «разуму». Согласно научной концепции, психика действует как продолжение тела, реагирует на функции мозга и внешние раздражители

Разум объединяет умственные способности человека:

Мозг и психика работают сообща. Кора головного мозга, напоминающая сложный лабиринт, хитросплетение борозд и извилин, покрывает его поверхность. Любые внутренние и внешние сигналы поступают в этот центр управления организмом, где осуществляется их анализ и синтез. В проекционной коре, которая связана с ассоциативной областью и подкорковыми структурами, протекают важные процессы управления различными функциями организма.

Определенные участки коры отвечают за:

В том числе, процессы психики осуществляются посредством сложной мозговой деятельности.

Все зоны коры условно разделяют на три блока.

Первый называют «энергетическим блоком». Он не занимается приемом и сортировкой информации, но обеспечивает эти процессы, поддерживая кору в оптимальном тонусе. Благодаря его работе, человек может концентрировать внимание. Блок тонуса в коре обеспечивает активность психики и сознания. Если происходят какие-либо нарушения, и энергетический блок не справляется со своими задачами, человек может испытывать чрезмерное возбуждение или наоборот, апатию, невероятную усталость. А существенный сбой в его работе может привести к потере сознания и даже к коматозному состоянию.

Второй объединяет несколько областей коры, отвечающие за работу органов чувств и управление движениями:

Если существуют нарушения в одной из этих зон, они закономерно оказывают влияние на психику.

Третий блок контролирует поведение людей. Он объединяет зоны коры больших полушарий головного мозга, прежде всего передние. Лобные доли обеспечивают сложные действия людей, отвечают за психику и поведение. Если они работают с нарушениями, человек испытывает трудности:

Человеческий мозг и психика людей таят множество загадок. В частности, известно, что хотя определенные зоны мозга оказывают влияние на психику, нет каких-либо оснований утверждать, что они действуют изолированно. Влияние их всеобъемлющее. Свидетельством служит тот факт, что если происходит повреждение головного мозга в определенной области, у разных людей оно может приводить к неодинаковым расстройствам психики. И наоборот: разнообразные нарушения психики могут быть ассоциированы со сбоями в работе отдаленных друг от друга зон коры головного мозга.

Не только кора головного мозга влияет на сознание и психику. Они, в свою очередь, оценивают мозговые функции и управляет высшей нервной деятельностью.

Психика и сознание

что называют психикой

Два понятия являются родственными, пересекающимися. Психика и сознание включают взаимосвязанные явления. Однако психика является более широким термином, который объединяет сознание, память и когнитивные функции. А сознание – является высшей формой психики. Это – бодрствующее состояние (без сновидений или комы), позволяющее оценивать реальность.

Психика является термином, который существует в обиходе, обсуждается в философии и используется в клинической психологии. Он, как правило, объединяет:

Развитое сознание способно обнаружить расхождения между воспоминаниями и действительностью, а также корректировать искажения реальности с помощью ума. Поэтому психика является самым ценным фактором для развития сознания.

Структура психики

что называют психикой

Великий психоаналитик Зигмунд Фрейд считал, что человеческая личность состоит из Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). По мнению Фрейда, три аспекта психики человека формируются на разных стадиях развития личности. Идентификатор импульсивен и требует немедленного удовлетворения, в то время как Эго помогает соотносить свои требования с реальным миром. Супер-эго включает в себя ценности и нормы окружающего мира.

Согласно психоаналитической теории Зигмунда Фрейда о личности, поведение людей является результатом взаимодействия друг с другом трех уровней психики:

Карл Юнг доработал описание структуры психики, включив в число прочих элементов коллективное бессознательное состояние. Он считал, что психика – не только продукт среды обитания: она присуща человеку с рождения.

Процессы психики

Человеческая психика имеет две основные функции:

Будучи «хранилищем» впечатлений о мире и о себе, психика выступает в качестве связующего звена между физическим (телом) и духовными аспектами (разум, душа) человеческого существа, а также служит в качестве моста между другими людьми. Она представляет собой динамичную конструкцию, которая постоянно меняется, благодаря различным процессам, протекающим в психике.

Все психические процессы условно разделяют на три вида:

В других классификациях, оставляя познавательные процессы в качестве первого вида , опускают
коммуникативные, считая их частью волевых и эмоциональных процессов, которые выделяют в
две отдельные группы.

Они протекают в неразрывной связи, обеспечивая саму возможность существования друг друга.

Состояния психики

что называют психикой

Психика может иметь различные состояния в разное время. Если представить ее в виде зеркального шара, качество изображения реальной картины будет зависеть от количества и свойств отражающих элементов на его поверхности. Шар с меньшим количеством зеркал дает простой образ реальности. В то время, как шар со множеством зеркал дает весьма сложный образ реальности.

Очевидно, что «продвинутая» психика способна представлять действительность более сложный, но с другой стороны, она более склонна к составлению картин из искаженных образов реальности, в силу многих факторов.
Степень искажения, в определенный момент времени соответствующая тому или иному
состоянию психики, оказывает влияние на различные психические процессы, протекающие в организме.

Состояния психики различают по многим свойствам, в том числе по:

Все они постоянно меняются, оказывая влияние на поведение людей, заставляя поступать, думать и говорить определенным образом, а не иначе.

Свойства психики

что называют психикой

Среди свойств человеческой психики выделяют:

Влияние на психику

Человеческая психика постоянно меняется под влиянием многих факторов:

Влияние на психику извне можно оказывать в виде:

Классическим примером использования всевозможных способов воздействия на психику человека является религия. Абсолютно все концессии активно эксплуатируют весь арсенал методов влияния. Архитектура, музыка, живопись, скульптура, благовония, освещение, цветовая гамма, тексты молитв, ритуалы производят впечатление, вызывают яркие эмоции, оставляют особый след в душе, изменяют психику.

Нарушения психики

что называют психикой

Сильное искажение реальности может привести к состоянию, в котором основные функции психики временно не будут исполняться, а значит реальность не будет восприниматься объективно и поведение человека станет неадекватным. В этом случае речь идет о нездоровье психики, а значит организма в целом.

В отличие от физического здоровья, здоровье психическое определяется отсутствием не только психоэмоциональных расстройств, связанных с повреждением мозговых структур, но и поведенческих расстройств, формирующихся в силу характера, темперамента и т. п., под влиянием экономических, бытовых и прочих факторов.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения выделяют несколько критериев, определяющих состояние здоровья психики:

Известный американский социолог Толкотт Парсонс в середине прошлого века охарактеризовал психическое здоровье, как способность человека выполнять определенные роли в социуме. Он считал что это понятие относительно, так как ограничивается групповыми и общественными законами и нормами. А нарушения психики, с точки зрения физиологии, даже при наличии
определенных патологических симптомов, позволяют человеку полноценно жить, если
они не вступают в конфликт с общественными нормами, ценностями, моралью.

Классификация расстройств психики

что называют психикой

Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что у двух из десяти человек на Земном шаре наблюдаются расстройства психики, при которых люди не в состоянии выполнять определенные задачи в личной и семейной жизни, в трудовой и общественной деятельности. По различным оценкам, один ребенок из 12-20 детей имеет нарушения психики.

Специалисты считают, что расстройства нельзя отождествлять с психическими заболеваниями, так как они не всегда связаны с физическими нарушениями. Поэтому современная международная классификация болезней (МКБ-10) оперирует термином «психическое расстройство».

Согласно данной классификации, все расстройства психики делят на следующие:

Кроме того, в зависимости от внутренних и внешних факторов, нарушения психики могут рассматривать в рамках двух типов психических расстройств:

Самым распространенным расстройством психики является депрессия.

Аффективные расстройства

что называют психикой

Они связаны с эмоциональными процессами психики. О расстройствах настроения или аффективных идет речь, если человек испытывает гипертрофированные, неадекватные по интенсивности эмоции во время печальных или радостных событий. Жалуется на частые и очень резкие перепады настроения.

К расстройствам настроения или аффективным относят:

Тревожные расстройства

Нередко расстройство психики может выражаться в том, что человек оказывается не в состоянии правильно расценивать опасность. Здоровая психика осознает угрозу, но не позволяет страху овладеть собой. Патологически измененная психика не только поддерживает искажение реальности, но и усиливает погрешность, заставляя человека испытывать панику, ужас, которые
нередко сопровождаются тахикардией (учащенное сердцебиение), усиленным потоотделением и прочими неприятными симптомами.

В этом случае диагностируют один из типов тревожных расстройств:

В таких случаях нередко требуется помощь извне (медикаментозные и
немедикаментозные методы), чтобы вновь оптимизировать мыслительные процессы, и
заставить сознание здраво осмысливать угрозы.

Психотические расстройства

что называют психикой

К данной группе расстройств психики относятся шизофрения и прочие нарушения, которые
характеризуются бредом, галлюцинациями (в виде слуховых, зрительных образов).

Психотические расстройства считаются одними из самых тяжелых, опасных для
самого человека и общества.

Различные формы зависимости психики

Очень часто люди оказываются не в состоянии бороться со своими желаниями, даже если они могут нанести вред окружающим или им самим. Если такие устремления становятся постоянными, речь идет о маниях или психических зависимостях, под воздействием которых ломаются судьбы, прерываются социальные, трудовые и семейные отношения и связи.

Ярким примером подобных нарушений психики является игромания. Под ее влиянием человек порой идет на неоправданные риски, лишается денег, работы, семьи, а иногда и жизни.

Диагностика нарушений психики: тесты и пр.

что называют психикой

Психика людей развивается, в зависимости от совокупности различных факторов:

Ее состояние подвержено влиянию стрессов, которые оставляют свои отпечатки
и приводят к разнообразным последствиям. Примером может служить катастрофа или
теракт, которые пережила группа людей. Кто-то из них может справиться с сильным потрясением, другой получает настолько глубокую психоэмоциональную травму, что она вырастает в расстройство психики.

Различные отклонения в поведении, настроении, образе мыслей людей, вступающие в диссонанс с принятыми обществом моральными установками, культурными нормами могут свидетельствовать о нарушениях психики. Для них характерны следующие патологические симптомы:

Нередко на психическое расстройство указывают жалобы на нарушения физического здоровья. При этом патология внутренних органов отсутствует либо имеет неспецифические симптомы.

Так как человек с психическим расстройством не адекватно оценивает окружающий мир и себя самого, как элемент реальности, нередко он не осознает проблему. Симптомы и клиническую картину нарушения психики может оценить только специалист.

Психиатры, психологи и психотерапевты для скрининга расстройств используют различные диагностические тесты психики или психологические опросники самооценки. Они содержат вопросы, касающиеся симптомов предполагаемого нарушения, которые помогают выявить изменения в поведении и психологии, продемонстрировать интенсивность и частоту проявления симптомов расстройства.

Восстановление нормальных функций психики

В России лица, имеющие расстройства психики, наблюдаются в диспансерах психоневрологического профиля. Для лечения психических нарушений используют медикаментозные и немедикаментозные методы.

Впервые медикаментозное лечение пациентов с нарушениями психики было проведено в середине прошлого столетия, во Франции, посредством хлорпромазина. Сегодня существует большое количество антипсихотических препаратов, которые может назначить только специалист, так как каждый из них имеет свои показания, противопоказания и побочные эффекты.

Существует три основных вида психотерапевтического воздействия:

В большинстве эпизодов, психическим расстройствам сопутствуют соматические заболевания, которые также должен диагностировать и лечить врач.

Источник: http://illnessnews.ru/psihika/

ПСИХИКА. ПСИХИЧЕСКОЕ. Психологический словарь

Психика – 1. Существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие ориентацию и деятельность этих существ.

2. Свойство высокоорганизованной материи отражать окружающую действительность в процессе взаимодействия с ней.

3. Неотъемлемое свойство живого. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством отличных от физиологических, но неотъемлемых от них психических актов, процессов, состояний.

Суть и назначение психики

что называют психикой

Отражение, как таковое, возможно биологически, благодаря наличию у организмов органов чувств и центральной нервной системы. Сознание, как высшая форма психики присуще только человеку, но и неосознанная психика человека имеет качественные отличия от психики животного. Создание образа окружающей среды, свободная ориентировка в ней, удовлетворение потребностей в связях со средой определяет психику.

Психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Психическое отражение мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и будущего. У человека прошлое выступает в качестве опыта, представленного в памяти. Настоящее — есть совокупность образов, переживаний, процессах умственных процессов. Возможное будущее реализуется в побуждениях, целях, сновидениях, фантазиях и т.д.

Следует различать осознанную и неосознанную психику. Однако, как осознанная, так и неосознанная психика качественно отличаются от психики животных. Основное отличие психики человека от животной — именно в сознательной целенаправленности психических проявлений, обусловленых трудовой деятельностью. Две основные характеристики психики: сущностная — сознание, деятельностная — активность.

Обратная связь, идущая от среды, контролирует правильность получаемого отражения. Т.е. насколько предварительный образ действия соотносится с его результатом. У человека, в отличие от животного, верность отражения контролируется социальными связями.

Знаменитый русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829 — 1905) утверждал в своих исследованиях, что психика является замкнутой развивающейся рефлекторной системой. Отображение окружающего в психике вторично по отношению к самому окружающему и зависит от объективных условий жизни, но при этом достигается в результате активности. При этом психика одновременно является и результатом биологической эволюции, и одним из ее факторов, поскольку позволяет вырабатывать более сложные уровни приспособления живых организмов к окружающей среде.

В реальной деятельности человека его психические проявления не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны социально обусловленной деятельностью личности. В ходе развития и формирования человека как члена общества, как личности, многообразные психические процессы, взаимодействуя, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, в сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на решение конкретных задач.

Структура психики. Взгляд Зигмунда Фрейда

что называют психикойКак и всякое научное явление, событие, психика имеет свою структуру, описанную с помощью различных схем и понятий. Во всем научном мире за основу принята гипотеза Зигмунда Фрейда, очень понятно описанная в его трудах. По Фрейду психика имеет несколько уровней, называемых бессознательное (ИД), сознание (ЭГО) и сверх-сознание (СУПЕР-ЭГО).

Фрейд сравнил психику с айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. Внизу (под водой) находятся неосознаваемые механизмы сознательных действий (то, что и как мы делаем). Это так называемые «чернорабочие» сознания. Многие из этих механизмов образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни.

На одном уровне с процессами сознания можно поместить неосознаваемые побудители (мотивы) сознательных процессов. Они того же ранга, что и осознаваемые побудители. Но качественно отличаются тем, что вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и временами прорываются в сознание в особой, символической форме.

Над айсбергом находятся надсознательные процессы (Супер-Эго). Они, как правило, представляют собой длительную и напряжению работу сознания, результат которой возвращается в сознание (видимая часть айсберга), как новая творческая идея, новые отношения, чувства или установки. Именно сочетание работы этих трех структурных единиц меняет дальнейшее течение сознания.

Развитие психики

что называют психикой

Под развитием психики в психологии понимается закономерное изменение психических процессов во времени, выражающееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Такие преобразования имеют необратимый характер, особую направленность (способность к накапливанию изменений, «надстраивание» новых над предшествующими) и закономерный характер (воспроизводимость этих изменений у особей одного вида).

В качестве особого предмета исследования в изучении психики выделяют процессы формирования и распада мозговой организации мозговых структур.

Основными тенденциями и направлениями развития психики являются:
а) усложнение форм поведения — как форма двигательной активности;
б) совершенствование способности к индивидуальному научению — как средство обучения;
в) усложнение форм психического отражения — как следствие и фактор предыдущих тенденций.

Следует иметь ввиду, что психика, как любой другой процесс, явление не формируется и не развивается в одночасье. В развитии психики можно выделить три стадии:

1. Стадия элементарной сенсорной психики. Здесь форма отражения представлена в качестве простейших реакций на воздействие окружающей среды.
2. Стадия перцептивной психики. Более сложное строение деятельности, выражающееся через выделение операций поведения.
3. Стадия интеллекта. Характерна для особей с накопленным опытом.

что называют психикой

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ, СУПЕРВИЗИЮ, ПОЛУЧИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ИЛИ ЗАДАТЬ НАБОЛЕВШИЕ ВОПРОСЫ МОЖНО, ПОЗВОНИВ ПО ТЕЛЕФОНУ:

Новое Искусство Жить. 2007-2015. Все права защищены.
Использование материалов только с согласия автора и с указанием прямой ссылки на источник

Источник: http://newforlife.ru/distionary/psychikos.html

Понятие о психике

В предыдущих главах мы рассматривали психологию как современную и многогранную науку. В переводе с древнегреческого «психология» — это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Мы уже говорили о существовании различных точек зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т.е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т.д. Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование по своему характеру реактивно, т.е. живой организм проявляет активность только после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность характеризует

общую способность к ощущениям. По мнению А.Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его запах или форму и т.д. В дальнейшем в процессе развития органической материи у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики — способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, — процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность

по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию», заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т.е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно, поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность поведения человека в значительной степени определяется степенью его критичности.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким образом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к сознательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения, попробуем его отрицать, сказав, что определенные животные также совершают полезные действия. Например, собака — охраняет, лошадь — перевозит дрова, а некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того чтобы совершать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить действия, похожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида

(онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

Существует еще один вопрос в исследовании психических явлений, который мы должны осветить в данном разделе. В чем состоят функции психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды (рис 3.1). С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности

что называют психикой
Рис. 3.1. Основные функции психики

организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у человека. Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного контакта живого существа с внешней средой, т.е. в формировании соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у менее развитых организмов. Следовательно, и внутренняя, и внешняя стороны адаптации прежде всего обеспечивают возможность биологического существования живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной, но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку приток информации об изменившихся условиях внешней среды порождает определенные изменения в протекании психических процессов, т.е. у человека происходит и психическая адаптация.

Существует еще одна проблема научного познания психики, о которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание. Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого феномена, каким является психика? Ранее уже говорилось о существовании различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения — идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом (биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой точки зрения — дуалистической — у человека существуют два начала: психическое (идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой природы, и его существование должно рассматриваться как свойство высокоразвитой материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день. Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической науки, но и философии, религии, физиологии и т.д. Сегодня еще нет однозначного ответа на этот вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с материалистической точки зрения, что предполагает использование рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная взаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата «искусственная почка» сопровождается явлением временного снижения интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых организмов, исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного индивида. В данной главе мы рассмотрим эволюцию психики животных.

Дата добавления: 2014-10-15 ; Просмотров: 1487 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/11_15580_ponyatie-o-psihike.html

Психические заболевания

Психические заболевания (нервные расстройства, душевные болезни) — это пограничные с нормой или патологические отклонения в психике человека.

Такие состояния не влекут за собой нарушения физического здоровья пациентов, а только изменения в сфере чувств, мышления или восприятия заболевших.

Почему весной обостряются психические заболевания?

Психиатрические отклонения часто имеют коварный характер, они могут затихать на длительное время, и человек будет чувствовать себя здоровым, но при малейшем изменении внешних условий возвратиться и проявить себя с новой силой. что называют психикой

Именно поэтому весной обостряются психические заболевания: это происходит по причине резкой перестройки природных факторов, которые оказывают мощное воздействие на организм человека: нервную деятельность, гормональный фон, кровоснабжение и обмен веществ.

Прогнозы на выздоровление людей с душевными расстройствами весьма условные, лечение сложное и комплексное, с применением лекарственных средств и психотерапии.

В результате лечения от некоторых видов психических расстройств пациенты избавляются навсегда, тогда как другие больные борются с ними пожизненно.

Психические заболевания: список и описание

Психологи и психиатры выделяют следующие группы и виды психических болезней:

  1. Фобии (панические и стрессовые состояния) — расстройства, возникающие на фоне гипертрофированного чувства страха. В этих случаях естественная защитная реакция на опасность становится доминирующим ответом человека на любые внешние раздражители.
  2. Депрессии . Проявляются утратой интереса к жизни и негативным ее восприятием.
  3. Неврозы (истерия, неврастения , навязчивые состояния) протекают с повышенной раздражительностью и возбудимостью пациентов, мнимыми соматическими жалобами, бурными эмоциональными реакциями на жизненные трудности и неприятности.
  4. Задержки психического развития (у детей) и умственная отсталость у всех возрастных групп. Такие патологии характеризуются умеренным или выраженным отставанием от нормальных показателей мышления, восприятия, речевых, поведенческих или коммуникативных навыков.
  5. Параноидальные патологии , шизофрения — болезни, имеющие специфическую симптоматику. К отличительным признакам паранойи относятся спутанность сознания, бредовые мысли. Шизофреники стараются отгородиться от социума, они сосредоточены на себе или какой-то «сверхважной» идее.
  6. Эпилепсия— заболевание с возникновением судорог и потерей сознания.
  7. Аффективные патологии . Проявляются нарушениями поведения в ответ на обычные внешние раздражители (реакции гнева, плаксивости, агрессии).
  8. Психозы . Данные состояния связаны с развитием мании (навязчивой мысли о преследовании, вредительстве, подслушивании) или сочетания мании и угнетенного состояния духа (депрессивных мыслей о самоубийстве, наличии неизлечимой болезни, бессмысленности существования).

Причины психических расстройств

Факторы, вызывающие душевные заболевания, относятся к теоретическим, практическая взаимосвязь с нарушениями психики на данный момент не доказана.

что называют психикой

В медицинской науке выделяют 2 группы возможных причин, обуславливающих появление или прогрессирование расстройств психики:

  1. Внешние:
    — воздействие токсинов биологической (продукты жизнедеятельности бактерий и вирусов) или химической (яды и отравляющие вещества) природы;
    — радиоактивное излучение;
    — черепно-мозговые травмы;
    — перегибы в воспитании или недостаток внимания в детстве, эмоциональные травмы (стрессы и переживания) в любом возрасте;
    — злоупотребление психоактивными веществами (алкоголем и (или) наркотиками;
    — длительные физические болезни;
    — профессиональная деятельность, требующая постоянной концентрации внимания, сосредоточенности;
    — кислородное голодание тканей головного мозга.
  2. Внутренние:
    — генетическая предрасположенность, наследственность;
    — нарушение механизмов равновесия между процессами напряжения и расслабления в нервной системе.
    — органические поражения мозга, связанные с острыми или хроническими воспалительными изменениями в нем;
    — заболевания крупных и мелких сосудов, кровоснабжающих мозговые структуры.

Наиболее частой причиной психических расстройств становятся органические поражения головного мозга или его сосудов (инсульты, опухоли, травмы). При этом нарушения в сфере восприятия, мышления и речи могут носить временный характер и исчезнуть после проведения лечения или сопровождать пациентов всю жизнь.

В случаях наркомании и алкоголизма психические расстройства неуклонно прогрессируют.

что называют психикой

Сохранить психическое здоровье людей возможно только при полном отказе от этих зависимостей.

При развитии шизофренических нарушений, проявляющихся в резком изменении привычных жизненных ценностей и увлечений, паранойе с развитием бредовых идей, необходимо постоянное наблюдение и лечение у психиатра .

Признаки психического расстройства

Для каждого заболевания психики характерна своя клиническая картина.

Заподозрить наличие подобных нарушений можно, наблюдая такие симптомы и признаки:

Диагностика

Установить расстройство психики может только специалист, для этого он всесторонне изучает жалобы и образ жизни пациентов, проводит обследование с помощью клинических методов.

Применение специальных опросников позволяет выявить нарушения тревожности, предрасположенность к депрессиям, аффективным расстройствам, агрессии.

Многие психологические методики, используемые в психиатрии, адаптированы для использования простыми людьми и выложены в интернете.

В сети находятся характерологический опросник К. Леонгарда, шкала тревоги Шихана, методика пятен-клякс Роршаха.

Однако, проводя такие тесты, люди должны понимать, что информация из них имеет ознакомительный и предположительный характер, точную расшифровку тестовых исследований может дать только врач.

Кроме этого, для диагностики причин психических отклонений могут потребоваться инструментальные методы:

Симптомы психического расстройства у мужчин

У мужского населения самыми распространенными нарушениями психики являются:


что называют психикой

Психические расстройства у мужчин характеризуются:

Расстройства психики у мужчин встречаются чаще, чем у женщин .

Это обусловлено распространением в их среде вредных пристрастий (алкоголизма и наркомании), особенностями гормонального фона (повышением уровня тестостерона и норадреналина), трудовой деятельностью, связанной с опасными и ответственными профессиями (управление наземными, воздушными или морскими видами транспорта, пребывание на политических, полицейских и армейских постах).

Симптомы у женщин

Женщины чаще всего страдают патологиями в аффективной сфере, депрессиями, расстройствами пищевого поведения ( булимией, анорексией ) и ночного сна ( бессонницей ), повышенной тревожностью и стойкими фобиями. что называют психикой

Признаки психического расстройства у женщин:

Психические заболевания у детей

Самые распространенные болезни психики у детей — это ЗПР (задержка развития), аутизм и гиперактивность .

что называют психикой1. Задержка развития ребенка может проявляться в малом запасе слов для его возраста, невозможностью освоения определенных действий и игр, которыми сверстники оперируют в полном объеме.

2. Аутизм (детская форма шизофренического расстройства) характеризуется добровольным устранением ребенка от общения со взрослыми и детьми, замкнутостью, гипертрофированным развитием какой-либо одной способности ребенка (счета, рисования, пения) или прогрессирующим снижением интеллекта.

3. Гиперактивность детей состоит в невозможности сконцентрировать внимание, сохранить двигательное спокойствие, воспринимать обучение в полном объеме и проконтролировать свое поведение.

Лечение расстройств

Терапия нарушений психики предполагает проведение ряда мероприятий:

Источник: http://psihbolezni.ru/

Олег Димитров

Давайте поговорим о психике человека, но не с позиции как она работает в сферическом вакууме, а с уклоном на практическую составляющую. Мы рассмотрим психические процессы человека и как их можно их использовать для того чтобы становиться более уверенным, избавиться от страхов, а также создавать полезные убеждения.

что называют психикой

Психика человека устроена так, что она достаточно адаптивна. Чем старше человек становится, тем более гибкая становится психика (с точки зрения сознания убеждений). Это нужно для того, чтобы человек мог эволюционировать. У маленького ребёнка основная задача выжить. Поэтому если что-то с ним происходит связанное с угрозой жизни, то он выносит решение как действовать в подобных ситуациях. Пройдут десятилетия, а решение останется таким же, каким оно было принято в раннем детстве.

К примеру, если маленького мальчика бабушка напугала сказав: «Не ходи в темноту, там Бабайка», то маленький мальчик пронесет этот страх через всю жизнь. И спустя десятилетия он будет задаваться вопросом: почему когда в квартире он выключает свет, ему начинает лезть в голову страшные мысли. Он знает, что это совершенно идиотские мысли, но, тем не менее, его будет мысли будут приходить.

Особенности психики человека

Как же так может получаться, что решение которое маленький ребёнок принял в детском возрасте, продолжает функционировать даже когда это решение совершенно неуместно. Дело в том, что психика человека не обладает логикой. Логикой обладают только сознание. А убеждения, которые идут из бессознательного воспроизводится без фильтров. В этом есть большой смысл. Если человеку угрожает смертельная опасность, а он в этот момент будет думать как ему лучше поступить, то он может просто погибнуть.

Когда происходит что-то реально угрожающее жизни, это требует быстрых и незамедлительных действий. Поэтому бессознательное человека берёт на себя весь контроль и мгновенно начинает действовать. Тупо, топорно, но быстро.

Если есть автоматическая программа связанная с данным стимулом, то в критической ситуации вы становитесь практически безвольной марионеткой. У кого-то контроль теряется полностью, у кого-то контроль теряется лишь частично. Могу лишь сказать, что у 10% населения земли контроль над ситуацией теряется полностью, то есть бессознательная часть полностью забирает контроль над ситуацией (их называют сомнамбулы).

Желание меняет психику

Как это может не звучать странным, но каждое желание, особенно направленное на себя (я плохой, я недостойный, я жалкий) — кардинально меняет физику и психику тела. И это происходит иногда за несколько часов самокопания. Почему так происходит я объясняю в видео

Бессознательные программы человека

Давайте разберемся, как работают бессознательные программы. Как я уже говорил, маленький ребёнок, если с ним произошло что-то опасное для жизни, может принять автоматическую программу реагирования. Я уже привел пример с мальчиком, который решил не ходить в темноту потому, что там опасная Бабайка (это, кстати, реальная ситуация моего клиента). Хотя ситуация не связана с угрозой жизни напрямую (угроза жизни от Бабайки не было), но было достаточно воображения ребенка и ощущения страха.

что называют психикой

Итак, у нас есть ребенок, который записал бессознательную автоматическую программу для стрессовой ситуации. Если бессознательное обнаружит, что происходит с с человеком что-то что совпадает с угрозой жизни из базы бессознательных программ, то бессознательное тоже включит автоматическую программу защиты.

Когда нам летит что-то в лицо мы моргаем. Если мы слышим сзади визг тормозов, то мы автоматически реагируем. Это происходит очень быстро.

В большинстве случаев бессознательные решения записываются именно в момент травматичной ситуации. Например, когда на беременную маму нападают собаки, ребёнок в животике может записать программу автоматического реагирования на собак. Так у ребенка может создаться один из самых первых страхов.

Для справки: ребёнок начинает обучение не с момента рождения, а с момента одного месяца после зачатия. Он запоминает всё, что видит, слышит и чувствует мама.Все значимые события запоминаются. Позднее в процесс включается анализ ситуации — знания которые он получил также от мамы. Появятся зачатки логики (сравнение предыдущего опыта с нынешним).

При работе с одной клиенткой, она вспомнила, что на 8 месяце после зачатия, она будучи в маме думала так: «Мама не знает что для меня хорошо. Мама может мне навредить». Это думал ребенок, который находился еще в утробе! Но когда клиентка вспомнила себя в 2 месяца после зачатия, то в тот момент мама думала о себе: «Я ничего не умею, ничего не знаю. Я могу ребёнку случайно навредить. Я не справлюсь». Эту информацию ребенок записал в свой головной мозг: «Мама не знает. Она может навредить».

Ребенок просто подчистую записал то, что мама думала о себе. А в последствии использовал эти знания для выстраивания отношений с мамой. И это вылилось в огромное непонимание ребенком мамы. А позднее когда ребенок вырос, это вылилось в то, что он стал считать себя лучше других во всем: «Я знаю, а вы не знаете. Я лучше вас.». Эта надменность действовала крайне разрушительно на жизнь.

Чуть позже я объясню как это исправить, и как вспомнить значимые детские переживания.

что называют психикой

Поведение и психика человека

Вам, наверное, уже понятно, что поведение человека очень сильно зависит от того, какие травмы были нанесены ребёнку в детстве. Например, стеснительность, которую многие считают неотъемлемой чертой характера — всего лишь детская травма связанная с окружающими людьми. Ребёнок в детстве решил, что окружающих людей нужно избегать, потому что они могут быть опасны. Например, он не вовремя подошел к папе попросил поиграть, а папа его обругал. Ребёнок в этот момент обиделся и в его бессознательные программы записался вывод, что даже близких людей нужно бояться.

Как бы этот человек не старался быть открытым и спокойным его бессознательные программы будет постоянно утягивать его в другую сторону. Потому что бессознательная программа работает постоянно, днем, ночью, когда ты уставший и когда нет. Единственный момент, когда бессознательная программа может отключиться, если на человека действует угроза другого характера. К примеру, на военных действиях у солдат обычно психосоматические заболевания пропадает. Давайте разберемся, почему так происходит.

Каждое психосоматическое заболевание это автоматическая программа защиты психики человека.

Да, это может казаться совершенно иррациональным избегать, скажем, апельсинов (пищевая аллергия на цитрусовые). Но в детстве могло произойти что-то, что ребёнок посчитал смертельно опасным. Например, ему в несколько месяцев дали лимон, это было настолько неприятно для маленького ребенка, что он подумал что может умереть, и в этот момент ребёнок принял решение что всё что имеет вкус цитрусовых — опасно для жизни. Ребёнок вырос и он уже и забыл об этом инциденте, а бессознательные программы до сих пор продолжают функционировать.

что называют психикой

Вернемся к солдатам и боевым действиям. Когда солдат попадает в боевые действия, это представляет реальную угрозу жизни и это перекрывает те угрозы, которые были записаны в младшем возрасте. Поэтому психосоматические заболевания сами по себе проходят (активируются другие защитные программы). Но когда солдат вернется в обычную жизнь, всё может вернуться на старое русло.

Развитие психики человека

Как можно использовать эти знания для того чтобы развить психику человека до новых высот? Уже наверное понятно, что если у нас есть какая-то бессознательная программа, то она может мешать нашему развитию. К примеру, если человек боится брать на себя ответственность, потому что в детстве у него была ситуация в которой он взял на себя ответственность и подвергся наказанию. В тот момент он решил, избегать ответственности. Да, детство прошло и он может уже действовать более осознанно, но программа всё также хранится в памяти. Если этот человек решит, скажем, стать начальником, то у него ничего не выйдет, потому что его бессознательное будет саботировать вес процесс.

что называют психикой

Как же можно сделать так, чтобы эту бессознательную программу убрать, а за место неё создать положительную автоматическую программу? Давайте для начала разберемся, можно ли ввести в бессознательные программы те, которые бы нам помогали. Например убеждение: «Я всё могу».

Я думаю, на этот вопрос вы сами знаете ответ, потому что у вас есть знакомые, которые верят в себя и считают что они всё могут, а вся их вера базируется на том, что у них было несколько ситуаций, которые были подтверждением этого. Впрочем, и у вас тоже. Весь секрет состоит в том, что любой человек может поверить в любую положительную сторону своего характера, если этому не будет мешать его бессознательное. Если у человека в бессознательном записано обратное, то хоть сколько убеждай в том, что ты все можешь — ничего не произойдет. Но если в психике человека не будет деструктивных программ, то ввести нужные убеждения не составит большого труда.

Убрать бессознательную программу из психики

Когда в психику человека записывалась бессознательная программа, человек находился в трансовом состоянии. Потому что когда происходит ситуация связанная с угрозой жизни, то контроль передается подсознанию. То есть человек уходит из сознательного состояния и погружается в транс. Из-за того, что человек в трансе и происходит запись решения в подсознание.

что называют психикой

Для того чтобы нам убрать программу из подсознания нам нужно также быть в трансовом состоянии. Существует несколько способов погружения в трансовое состояние. Это медитация, это специальные йога техники, это погружение через дыхание. Но все эти приемы требуют годы на освоение. Я же расскажу о использование гипноза, потому что он быстрый и безопасный.

Индукцией Элмана (прогрессивная техника погружения в гипнотический транс), можно ввести в транс любого человека всего за 10 минут. И после того как человек погрузиться в трансовое состояние он может исправить бессознательные решения которые принял в детском возрасте. А за место этих деструктивных решений создать новые положительные, которые бы его подписывали.

Альтернативный путь исправления бессознательных программ это регрессивный анализ. Это поиск первопричины дискомфортного поведения используя регрессию по возрасту.Я считаю ее одной из самых безопасных и эффективных техник 21 века.

Источник: http://olegdimitrov.ru/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *