Избавление от пищевой зависимости: чем себя поддержать? Фрейд и три этажа психики — что такое этажи психики

06.03.2019

Взрослая часть есть в каждом из нас. Она примиряет меж собой детское «хочу» и родительское «надо» с учетом реальностей нашей жизни. Вот эта часть и будет основной поддержкой в нашей борьбе с пищевой зависимостью. У вашего взрослого есть методы утешения собственного внутреннего малыша. Но также у него есть и привычки родителей, которые, полностью может быть, уже мешают вам в дилемме отношений с весом. Вы по привычке утешаете собственного внутреннего малыша вкусненьким, сладеньким, жертвуя внешним обликом и здоровьем. Но есть пути лучше.

Что такое этажи психики

Сыромоноедени е — Дневник . J
Естественное питание всех биологических видов, в том числе и человека, при которой в пищу употребляются только сырые продукты без их термической или иной обработки и без смешивания, один вид продукта за один приём пищи.

Избавление от пищевой зависимости: чем себя поддержать? Фрейд и три этажа психики

Если вы ощущаете свою зависимость от пищи, означает это действительность вашей нынешней жизни.

При этом уверена, что в почти всех областях собственной жизни – на работе, в семье, в кругу друзей – вы взрослая, уравновешенная, удачная, вас уважают коллеги, обожают друзья и даже слушаются малыши. Более чем наименее.

Но в отношениях с пищей вы почаще в проигрыше. Такое чувство, что снутри вас живет некий то злой, то злосчастный, то испуганный Жевун, который принуждает вас набрасываться на пищу, просит тонны шоколада, трясется от вида и аромата новоиспеченной сдобы, грубо попирает вашу потребность оставаться стройной и моложавой.

Пробы ограничить его аппетиты – таблетками «для похудения», диетами, запретами – раз от раза проваливаются… Либо дают временный итог. Почему? Да так как Жевун рос и развивался снутри вас всю жизнь. И сформировался он в вашем ранешном детстве как ваш заступник и спасатель. Мать тебя игнорирует? Пожуй, полегчает… Мать повсевременно орет и сердится? Пожуй, полегчает… Кто-то тебя отторг либо испугал? Пожуй, полегчает…

По мере вашего взросления Жевун помогал в тяжелых ситуациях. Власть его укреплялась и росла. Но в некий момент он стал вас напрягать и раздражать. Так как за его защиту и поддержку приходится платить собственной лишней тяжестью, стыдом на пляже, проигрышами в поисках любви, потерей наслаждения от собственного тела…

С того времени, как вы начали сформировывать свою Взрослую часть, её потребности имеют суровые разногласия с требованиями Жевуна. Вы желаете стать стройной и симпатичной – Жевун нашептывает: «Как жутко!» И упаковывает вашу красоту в жировой панцирь… Вы желаете достигнуть внимания и признания – Жевун здесь как здесь – «Ешь побольше! Чем ты будешь больше, тем заметней» И т.д. и т.п.

Сейчас желаю возвратиться в действительность. Все мы взрослые люди, и даже с малоблагоприятным детством к истинному моменту научились более-менее управляться с жизнью, и – уверена – ей ликовать… Предлагаю разобраться с нашими ресурсами. Что сейчас нам помогает?

Для начала приведу модель нашей психики из транзактного анализа. Эрик Берн постулировал, что психика – по аналогии с домом – делится на три базисных этажа: детский, взрослый и родительский.

Детский этаж – опыт нашего юношества, со всеми нашими желаниями, требующими незамедлительного ублажения, с нашей потребностью играть, развлекаться, с любопытством к жизни. В детской части коренится наша способность к творчеству, здесь же в главном живут наши ужасы, обиды и огорчения. Тут есть комната хвастовства, комната наших взрослых игрушек, сюда мы заходим, когда требуется утешение, отсюда вырастает наша любовь к сладкому.

Родительский этаж – это заветы, привычки нашей родительской семьи, это усвоенные от родителей «должен», «можно – нельзя», «стыдись», «ты виноват», «что такое отлично и что такое плохо». С этим багажом мы живем всю жизнь, но в сознательной собственной части мы можем поспорить, отстоять свое мировоззрение, ощутить себя свободным от малоадекватных на сегодня ограничений и запретов наших родителей.

В этом нам помогает НАШ актуальный опыт, НАШИ ценности и установки, которые и сформировывают наш взрослый этаж. В хоть какой актуальной ситуации мы можем реагировать потерей самостоятельности и попыткой защититься чужими указаниями, отказом принять на себя ответственность – в данном случае мы реагируем из детской части. Либо попыткой стать доминирующей фигурой, обучить всех, как следует, – в данном случае мы действуем от родительского кусочка. Либо испытать беспристрастно, с учетом всех особенностей текущей ситуации выработать свою линию поведения – без жестких конфронтаций, без прогибов себя. Тогда и мы – взрослые.

Взрослая часть есть в каждом из нас. Она примиряет меж собой детское «хочу» и родительское «надо» с учетом реальностей нашей жизни. Вот эта часть и будет основной поддержкой в нашей борьбе с пищевой зависимостью. У вашего взрослого есть методы утешения собственного внутреннего малыша. Но также у него есть и привычки родителей, которые, полностью может быть, уже мешают вам в дилемме отношений с весом. Вы по привычке утешаете собственного внутреннего малыша вкусненьким, сладеньким, жертвуя внешним обликом и здоровьем. Но есть пути лучше.

Фрейд отдал не плохое определение психике. Психика – это инструмент примирения разнонаправленных стремлений и желаний и выработки компромиссных решений. Но если вы до сего времени ощущаете свою зависимость от Жевуна, означает, вашему внутреннему Ребенку тяжело условиться с вашей Взрослой частью. Он ощущает ваше отвержение, свою беззащитность… И по привычке опирается на Жевуна. И чтоб научиться поддерживать и успокаивать свою детскую часть, необходимо дорыться до первопричин, понять нужды собственной малеханькой девченки и дать ей чувство безопасности.

Клиенты нередко обращаются ко мне с запросом: «Дайте советы, которые посодействуют стремительно и отлично совладать с моими пищевыми проблемами».

Я на это обычно так отвечаю:

Готовых рецептов, которые помогают стремительно и всем, у меня нет. Мне самой тяжело смириться со своим несовершенством. Но моя взрослая часть избегает дачи неверных обещаний. Если б я объявила себя Колдуном и Чернокнижником, это была бы другая история. Но действительность такая, что я – одна из вас.

Я боролась со собственной пищевой страстью всю сознательную жизнь… Перепробовала кучу методов – прямо до магии, чесслово… Но самым продуктивным методом для меня оказалась психология. А психология настаивает, что зависимость можно одолеть, но для ее преодоления будет нужно много работать. Или одной, или с проф поддержкой. Но если пищевая зависимость преследует вас долгие и длительные годы, резвые победы – это миф…

Даже если вы сознательно желаете поменяться, безотчетное чихать желало на эту «рябь на воде». Оно будет упрямо держаться за свои привычки и панцири. Новое всегда страшит… А вдруг избавимся от Жевуна и все пойдет прахом?? Но если мы упрямо будем добиваться собственного, мы равномерно продвинемся и получим размеренный итог.

Вот несколько упражнений, которые могут посодействовать стать опорой для самой себя.

1. Найдите свою детскую фотографию – лучше до пятилетнего возраста. Общайтесь как можно почаще с этой восхитительной малеханькой девченкой. Будьте с ней бережной, попытайтесь услышать, что она желает вам сказать. Соединяйтесь с ней, защищайте её. Почувствуйте её возлюбленной и успокоенной. Пообещайте ей, что вы – Взрослая – можете быть ей опорой и поддержкой. И самое главное – попытайтесь дать ей веру в то, что ваша любовь вне критерий, что вы цените ее хоть какой, во всех ее проявлениях, капризах и шалостях… И помните в собственном диалоге с ней, что она – это вы!

2. Попытайтесь нарисовать собственного Жевуна. Цветными фломастерами либо карандашами. Когда закончите, уединитесь и побеседуйте с ним (либо с ней) – лучше вслух. Похлопочите о собственной безопасности – домашние могут отреагировать на ваш разговор с рисунком испугом за ваше духовное здоровье.

Скажите Жевуну откровенно, что вы думаете о его участии в вашей жизни. Попросите его гораздо меньше вмешиваться в ваше «сегодня». Добавьте, что вы уже сами в состоянии о для себя хлопотать.

Если вы отважтесь на это упражнение, и оно пройдет без сильного сопротивления, используйте его по способности, когда на вас накатывает приступ «дурного аппетита».

Продолжение следует.
что такое этажи психики

Источник: http://suskoylence.narod.ru/Izbavlenie_ot_pishevoi_zavisimosti_chem_sebya_podderjat_Freid_i_tri_etaja_psixiki.htm

Три уровня психики по Фрейду

Дата: 9 Январь 2014Рубрика: Подсознание, Психология человекаКомментарии: 1 комментарий

что такое этажи психикиПриветствую вас, читатель s-mind.ru! Обратимся к доктору Зигмунду Фреду и обсудим выделенные им три уровня психики. Доктор Фрейд лечил истерию гипнозом и добился в своих методах и исследованиях довольно неплохих результатов.

Фрейд впервые из всех психологов начал применять такой метод: пациент под полным гипнозом повествует о тех обстоятельствах, которые привели его к нервному срыву, гипнотизёр заставляет пациента переживать те же самые ощущения заново. Пройдя во второй раз через все мучения, пациент просыпается после гипноза как бы уже освобождённым от зависимости и от обстоятельств, которые имели место в прошлом.

Фрейд несколько лет применял этот метод и за это время смог сделать открытие, которое он считал прорывом в сфере психоанализа. Это трансфер, суть которого заключалась в том, что чувства, терзающие больного по отношению к его близкому окружению, переносятся непосредственно на самого психотерапевта, который ведет сеанс гипноза. Таким образом, во время лечения этим способом появляется «призрачное» третье лицо.

Именно благодаря проведённым исследованиям, Фрейд сумел вычислить три составляющие человеческой психики, которые можно назвать тремя этажами души. О них речь и пойдёт ниже.

Параллельно изучению трансфера, доктор Фрейд разрабатывает учение непосредственно о человеческой психике. Психика человека имеет три уровня – бессознательный, подсознательный и само сознание.

Бессознательный уровень психики человека,

как правило, оказывает огромное влияние на его жизнь в целом, и также на отношение к жизни и смерти. Бессознательное увлечение, как считает Фрейд, есть самая главная причина всех эмоций и переживаний.

Подсознание человека

можно назвать особым видом материи, который до сих пор не изучен, и вряд ли в ближайшее врем учёные смогут дать объяснение подсознательному уровню. Фрейд считал, что подсознание, это именно та часть человеческой психики или души, которая связывает в одну сеть само сознание и бессознательную часть человека.

Сознание человека,

это его самый верхний уровень, это то что отличает человека от остального животного мира, это есть разум человеческий. Но сознание напрямую имеет зависимость от двух предбудущих уровней. Между этими тремя уровнями существует тесная взаимосвязь, и в этой взаимосвязи переплетаются все чувства человека, эмоции, страхи, желания и многое другое. Так же именно на подсознании рождаются сновидения.

Доктор Фрейд сновидения считал очень важной частью человеческой жизни и настоятельно рекомендовал всем обращать на них пристальное внимание. Так как они рождаются именно на подсознательном уровне, а подсознательный уровень — это не что иное, как связующее звено между бессознательным и сознанием.

Фрейд считал, что самым важным уровнем, именно фундаментом в человеческой психике является бессознательный уровень. Ведь именно на этом уровне рождаются психические силы, которые невозможно контролировать самостоятельно. К этим силам относятся желания, стремления, страсть и аффект. Они являются доминирующей частью человеческого поведения. И, конечно, самой главной действующей силой в поведении человека доктор Фрейд считал либидо. Либидо порождает сексуальную энергию, которую Фрейд считал самой мощной, и именно на либидо, по его мнению, основывалось все поведение человека.

По мнению Фрейда, именно от либидо зависят все чувства, которые способен человек испытывать.

Более того, Фрейд предположил, что именно умение любить (имеется в виду любовь к людям, родителям, к себе и половая) напрямую зависит от мощности сексуальной энергии.

Источник: http://s-mind.ru/tri-urovnya-psixiki-po-frejdu/

Высшие психические функции — психология

Что такое высшие психические функции человека :

что такое этажи психики

Если объяснять научными терминами, что такое высшие психические функции, то получится скучно и непонятно. Поэтому немного упростим. ВПФ — это процессы, свойственные только человеку. Мы приобрели их в ходе эволюции. Самым главным завоеванием является речь.

Такой сигнальной системой не обладает больше никакой другой биологический вид.

Кроме этого, в активе человека есть эмоционально-волевая сфера, которая отвечает за поведение индивидуума, а также мы можем мыслить, то есть перерабатывать информацию, получаемую из окружающего мира,способны запоминать и впоследствии применять заложенные в памяти образы.

Все вышеперечисленные высшие психические функции не могут существовать по отдельности, они тесно связаны между собой и в развитии тянут друг друга. Для их осуществления необходимы определенные механизмы и условия, при которых они действуют.

Механизмы ВПФ

Психические процессы человека — это составная часть ВПФ, механизмы ее реализации. То есть с их помощью происходит вся деятельность психики.

Они делятся на физиологическую часть, нейронную связь, отвечающую за передачу сигналов между участками мозга, и познавательную часть — сами действия.

Образно это можно изобразить так: в одном участке мозга что-то произошло, об этом надо оповестить другие отделы, чтобы совершаемое действие вышло на внешний план.

Виды психических процессов

Все процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. К первому виду относятся наши ощущения, за это отвечают органы чувств. Из информации, поступающей от них, у нас возникает представление об окружающей действительности, недостающие детали мы можем вообразить.

Все этовенчает внимание, оно может быть непроизвольным (неконтролируемым) или произвольным, когда мы на чем-то концентрируемся по своей воле. Все они связаны с процессами, осуществляющими высшие психические функции. Начинается это с восприятия — то, как мы приняли сигналы от органов чувств.

Этот процесс сугубо индивидуален, поэтому говорят, что на вкус и цвет товарищей нет, вся эта информация перерабатывается мыслительными процессами с использованием речи (думаем мы словами). Далее подключается память. Все, что туда попадает, раскладывается по «хранилищам», что-то в ближайшие, что-то совсем в «погреб». Но даже оттуда при определенных условиях образы могут всплывать.

Следующая группа — это эмоциональные процессы. Самые примитивные из них — эмоции,они быстротечны, но рождают чувства — более устойчивые формы, которые побуждают нас к различным действиям. Но есть еще процессы, у которых амплитуда выражения зашкаливает — это аффекты (также скоротечны) и стрессы — они могут быт довольно продолжительными.Самая сложная группа — это волевые процессы.

Для того чтобы они осуществлялись, подключаются все наши высшие психические функции. К волевым актам относятся: борьба мотивов, постановка целей и, наконец, принятие решения. Именно воля заставляет нас двигаться вперед, преодолевать трудности.

Командный центр

Чтобы управиться со всем этим сложным хозяйством, человеку необходима психическая саморегуляция: осознанные действия человека, направленные на регулирование и контролирование своего состояния.

Последнее время этому вопросу уделяется много внимания. Человек испытывает огромные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

И если не научиться способам регуляции своего состояния, то рано или поздно произойдет взрыв.

Высшие психические функции (ВПФ)

что такое этажи психики

Высшие психические функции (ВПФ) — специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций за счёт опосредствования их психологическими орудиями. В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся: память,мышление, восприятие, речь.

Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. Введёно Л. С. Выготским, развито А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным,
П. Я. Гальпериным.

Было выделено четыре основных признака ВПФ — опосредованность, произвольность, системность; складываются путем интериоризации.

Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к «позитивным» биологическим теориям и позволяет лучше понять как располагаются память, мышление, речь, восприятие в человеческом мозге и с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткани и даже в некотором роде воссоздавать их.

Структура

Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением. Тем не менее, они могут быть разложены на составляющие их естественные процессы.

При натуральном запоминании образуется простая ассоциативная связь между двумя точками. Такова память животных. Это своеобразное запечатление, отпечаток информации.

Человеческая память имеет принципиально иное строение. Как видно из схемы, между элементами А и Б вместо одной простой ассоциативной или рефлекторной связи возникают две другие: АХ и БХ. В конечном итоге это приводит к тому же результату, но другим путём.

Необходимость использования такого «обходного пути» возникла в процессе филогенеза, когда естественные формы запоминания стали непригодны для решения задач, вставших перед человеком.

При этом Выготский указывал на то, что не существует таких культурных приёмов поведения, которые было бы невозможно полностью разложить на составляющие его естественные процессы. Таким образом, специфически человеческой является именно структура психических процессов.

Развитие

Как уже было сказано выше, формирование высших психических функций — процесс принципиально иной, нежели естественное, органическое развитие. Основным отличием является то, что поднятие психики на высшую ступень, заключается именно в её функциональном развитии, (т.е. развитии самого приёма), а не органическом. На развитие влияют 2 фактора:

-биологический: для развития человеческой психики необходим мозг человека, обладающий наибольшей пластичностью; биологическое развитие является только условием для культурного развития, потому что структура этого процесса задаётся извне;

-социальный: развитие человеческой психики невозможно без наличия культурной среды, в которой ребёнок усваивает специфические психические приёмы.

Интериоризация

Изначально любая высшая психическая функция является формой взаимодействия между людьми, между ребёнком и взрослым, таким образом является интерпсихическим процессом.

На этом этапе формирования высшие психические функции представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы.

В дальнейшем в процессе интериоризации внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, таким образом внешний процесс становится внутренним, то есть интрапсихическим. Внешние действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.

Экспериментальные исследования

Экспериментальная разработка проблем запоминания велась также Леонтьевым уже в рамках деятельностного подхода. Основным результатом этих исследований стала разработка параллелограмма развития.

Мозговая организация

Психофизиологическим коррелятом формирования высших психических функций выступают сложные функциональные системы, имеющие вертикальную (корково–подкорковую) и горизонтальную (корково–корковую) организацию.

Но каждая высшая психическая функция жестко не привязана к какому–либо одному мозговому центру, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры делают более или менее специфический вклад в построении данной функции.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Высшие психические функции (стр. 1 из 6)

что такое этажи психики

Внутренний мир человека, т. е. его психическая жизнь — этообразы, мысли, чувства, стремления, потребности и т. п.. вся совокупность психического отражения человеком действительности, окружа­ющего мира.

Психика, представляя собой внутренний мир че­ловека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у расте­ний и предметов неживой природы. Психика отража­ет окружающую действительность, благодаря психи­ческому отражению реальности человек познает ее и так или иначе виз действует на окружающий мир.

Психика —это особенное свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

Психика — общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявление психики: материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)[1] .

Зависимость психических процессов от личности как индивидуальности выражается в:

1. индивидуальных различиях;

2. зависимости от общего развития личности;

3. превращении в сознательно регулируемые действия или операции.

Изучая проблемы развития личности, Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории.

В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие.

Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.

1. Высшие психические функции.

1.1. Теория ВПФ.

Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья «Проблема культурного развития ребенка» в журнале «Педология» в 1928 г.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как «фактора», а как «источника» развития личности . В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии.

Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления.

Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком к значением , использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного.

Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е.

превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции.

На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).

На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним.

Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.

Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.

Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс – процесс экстериоризации – вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Выдвижение принципа «внешнее через внутреннее» в Культурно -исторической теории расширяет понимание ведущей роли субъекта в различных видах активности – прежде всего в ходе обучения и самообучения.

Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивидуальных, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми.

Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В свете системного и смыслового строения сознания диалогичность является основной характеристикой сознания.

Даже превращаясь во внутренние психические процессы, высшие психические функции сохраняют свою социальную природу – «человек и наедине с собой сохраняет функции общения» .

Согласно Выготскому, слово относится к сознанию как малый мир к большому, как живая клетка к организму, как атом к космосу. «Осмысленное слово есть микрокосм человеческого сознания».

В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности , но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием.

Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение.

Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу.

Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения других сменяются критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность.

Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: «Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)». Третичные функции составляют основу самосознания . В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личные психологические отношения , некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

1.2. Сущность и составляющие ВПФ.

Развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства иссле­дования окружающего мира, изобретению и широкому использова­нию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Наличие у человека представлений говорит о том, что наши восприятия оставляют в коре мозга какие — то следы, которые сохраняются некоторое время. То же надо сказать и наших мыслях и чувствах. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение или узнавание того, что было в нашем прошлом опыте, называется памятью .

В процессе запоминания обычно устанавливается связь одного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

Осуществляя связь между прошлыми состояниями психики, настоящим и процессами подготовки будущих состояний, память сообщает связность и устойчивость жизненному опыту человека, обеспечивает непрерывность существования человеческого «я» и выступает, таким образом, в качестве одной из предпосылок формирования индивидуальности и личности.

Речь является основным средством человеческого общения.

Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует осебе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т. п.).

Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства.

Благода­ря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясьличнымопытом, обогащается опытом других лю­дей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного позна­ния, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.

Высшие психические функции: определение понятия

что такое этажи психики

В начале 20 века под воздействием марксистской философии, отводившей орудийному труду важнейшее значение для появления человека разумного, сложилась теория Л.С. Выготского, который ввёл понятие «высшие психические функции».

Согласно ей, Homo sapiens отличается способностью изменять окружающую обстановку с помощью культурного опыта. Этот опыт переходит от отцов к детям не только в виде предметов, а главным образом, через знаковую речь, которая закрепляет этот накопленный опыт.

Собственная же психика постигалась человеком посредством знаков. Они не только обозначают явления действительности, но и, обобщая, образуют понятия. Универсальным знаком является слово.

Исследуя эволюцию личности, учёный выделил естественные и собственно высшие психические функции человека. Первыми он наделён как биологическое существо, и используются они непроизвольно.

Рекомендуем: Что такое безусловные рефлексы?

Вторые же характеризуются индивидуальным развитием при взаимодействии с социумом. Несформированность большинства психических процессов и функций у человека называют тотальным недоразвитием.

Важнейшее в нейропсихологии и общей психологии понятие высших психических функций – это сложноорганизованные модели сознательной деятельности, происходящей в психике человека, которые реализуются на базе определённых мотивов, управляются определёнными целями и схемами, зависят от законов психической деятельности.

Выделяют следующие свойства высших психических функций:

Высшие процессы, происходящие в сознании

К высшим психическим функциям относятся описанные ниже процессы, происходящие в сознании и формирующиеся всю жизнь.

Восприятие – это «отпечаток» окружающего мира в психике в результате влияния на органы чувств. Непреднамеренное восприятие спровоцировано отличительными чертами вещей (например, яркостью или необычной формой) и интересом к ним личности. Преднамеренное – вызвано задачей получить понятие о предмете или явлении. Это, например, просмотр презентации или чтение книги.

Мышление как высшая психическая функция – обобщённое отражение окружающего мира. С его помощью познаётся сущность и содержание реалий действительности, а также их внутренние качества. Важно, что отражение здесь происходит через сопоставление фактов, и оно является обобщённым познанием.

Рекомендуем: Гиперкомпенсация — это

Если говорить о видах мышления, то наглядно-действенное – это реальное, физическое исследование и обобщение своих действий; наглядно-образное – мышление «картинками», увиденными ранее; отвлечённое – основано на логических рассуждениях. Понятие – это самое высокое обобщение.

Память – одно из главных качеств центральной нервной системы, характеризующееся возможностью хранить информацию о действительности. Она бывает образная, эмоциональная, словесно-логическая и двигательная.

Память как высшая психическая функция формируется в три этапа. Сначала происходит произвольное или непроизвольное запоминание информации, первое из которых более результативно. Затем сведения хранятся в долговременной или кратковременной памяти. Следующий этап – воспроизведение данных посредством извлечения их из памяти.

Речь, как определил Л.С. Выготский, занимает особое место среди высших психических функций. Без неё рождение личности нереально. Более того, благодаря ей возможно существование и других психических функций человека.

Рекомендуем: Аутизм: причины и лечение

Внимание как высшая психическая функция – это сконцентрированность психики на предмете или явлении. Оно позволяет выбирать нужные сведения.

Мотивация – «толчок» к действиям, направленным на достижение каких-либо потребностей. Биологическая мотивация присуща людям и животным (например, желание есть или пить). Социальная – характерна для людей и отчасти животных. Духовная – отличает только людей и относится к потребностям интеллекта.

Эмоции устанавливают отношение личности к реалиям действительности и самому себе. Они выполняют две функции. Сигнальная – указывает на целесообразность или нежелательность воздействия. Это свойство позволяет быстро реагировать на раздражитель, так как немедленно включает все системы организма. Регуляторная функция – это развитие деятельности, имеющей цель регулировать работу раздражителей.

Сознание как высшая форма отображения окружающего мира управляет процессом взаимодействия человека с действительностью. Это личностное восприятие реальности, возникающее с учётом опыта человека.

Взаимодействуя с социумом

Развитие высших психических функций у человека начинается в окружающем мире. Прежде всего они появляются как непроизвольные поступки ребёнка, взаимодействующего с людьми. Так, ВПР ещё не находятся в его индивидуальном сознании и только позже, перейдя во внутренний мир растущей личности, становятся интрапсихическими. Например, речь из орудия коммуникации превращается в интеллект.

ВПФ формируются по законам, описанным Л.С. Выготским.

Подробнее об этом можно узнать в работе «История развития высших психических функций» и других трудах Л.С. Выготского.

Учёный даёт такой пример. Изначально указательный жест новорожденных – это лишь неполучившееся действие, нацеленное на желаемый предмет. Этот жест ещё не является указательным, но может получить данную семантику, если так его истолкуют взрослые. На данном этапе действие малыша становится опосредовано обществом и несёт смысл «дай мне это».

Спустя немного времени ребёнок его запоминает и теперь использует для общения и получения необходимой ему вещи. Затем он начинает понимать, что может применять хватательное движение, чтобы самостоятельно взять предмет.

Из внешнего – во внутреннее

Ключевым понятием Л.С. Выготского в изучении процесса развития психики в онтогенезе стала интериоризация. Взаимодействие во время трудовой деятельности способствовало появлению речи.

Сначала слова помогали в организации работы и были адресованы другому человеку («принеси», «убери»). Затем их начали направлять на себя. Знаки стали мыслями, то есть осуществился процесс интериоризации – трансформации из социального в индивидуальное. Она происходит при образовании и становлении внешнего и внутреннего взаимодействия индивида.

Рекомендуем: Ассоциативная психология

В онтогенезе интериоризация проходит в три этапа:

Как пример приведём исследование Л.С. Выготским произвольного внимания. Перед детьми младшего дошкольного возраста поместили кружки, пометив их тёмно-серым и светло-серым цветами. В одну кружку клали орех, никогда не меняя место, и предлагали детям угадать его нахождение. Они выбирали то одну, то другую кружку.

Когда же им показали, куда кладут предмет, и обратили внимание на метку, проблем с угадыванием не стало. То есть взрослый дал знак (внешний), который теперь стал собственностью ребёнка (внутренней). Состоялась интериоризация.

Таким образом, высшие психические функции, по Л.С. Выготскому, – это социальный образ действия, направленный на себя.

Высшие и низшие психические функции. Развитие высших психических функций в онтогенезе. Интериоризация

что такое этажи психики

Разработавшего учение о высших психических функциях. Л.С.Выготский предположил существование двух линий развития психики: натуральной, культурно опосредствованной. В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось.

Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память). Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер.

Роль знаковых систем в становлении и функционировании психики человека, безусловно, принципиально – оно определяет качественно новый этап и качественно иную форму существования психики.

Высшие психические функции-сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные по психологическому строению и произвольные по способу своего существования (произвольные процессы внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, воли, осознания себя и своих действий).

Важнейшей характеристикой высших психических функций является их опосредственность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества.

Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование высшие психические функции представляет собой наиболее универсальный способ и формирование.

Основные характеристики высших психических функций – опосредственность, осознанность, произвольность – представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологически системы». Закономерностью формирования высших психических функций является то, что первоначально она существует как форм взаимодействия между людьми (т.

е как интерпсихологический процесс) и лишь позже – как полностью внутренний (интерпсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренний психологические носит название интериоризации. Другая важнейшая черта, характеризующая логику развития высших психических функций,- их постепенное «свертывание», автоматизация.

На первых этапах формирования высшей психической функции представляет собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарное сенсорные и моторные процессы; затем эти действия процессы свертываются, приобретают характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура высших психических функций.

Психофизиологической основой высшей психической функцией является сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную и горизонтальную организацию.

Часть звеньев функциональной системы «жестко закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в постройке функциональных систем в целом.

Таким образом, высшие психические функции не связаны с работой одного «мозгового центра» или всего мозга как однородного и эквипотенциального целого, а является результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговой структурой принимают дифференцированное участие.

В психологии интериоризацией называют формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне.

Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим. Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Возможно, животные такой способностью не обладают и не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой — речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества.

Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией.

Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдалённых от него на сотни и тысячи километров. Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.

), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже, П. Жане, А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским. По мнению Л.

С. Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека. В последующем интериоризация была изучена П. Я. Гальпериным как процесс и легла в основу планомерно-поэтапного формирования.

Понятие высших психических функций: их строение и развитие

что такое этажи психики⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 5Следующая ⇒

Л. С. Выготский: выделял натуральные, природные функции (они непроизвольны) и психические, присущие только человеку. Для приспособления к жизни общества человеку необходимо овладение социально-культурным опытом.

Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции вклиниваются элементы общественно-исторического опыта, тем самым преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями.

Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

Основные свойства ВПФ:

социальны по существу, не нужны отдельному человеку, разделены между людьми (функция слова).

опосредованны по характеру. Людей соединяют речевые знаки. ВПФ появляется дважды: на уровне внешних средств и как внутренний процесс.

произвольны по процессу формирования (произвольность — результат опосредованности, освоения средств).

системны по своему строению (созданы на основе нескольких натуральных функций; ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности).

КритерийНатуральная ПФВысшая ПФ
1. СтроениеНепосредственны. Протекают без вмешательства культурных средствОпосредствованы по своему строению (в процесс ее протекания включены культурные средства)
2. ПроисхождениеПриродное. Продукт естественного развитияСоциальное. Формируются при активном участии других людей, членов общества
3. УправлениеНепроизвольное. Невозможно сознательно вмешиваться в этот процессПроизвольное. Можно произвольно, целенаправленно управлять процессом

Эксперимент по формированию памяти. А. Н. Леонтьев: методика двойной стимуляции. Основная задача испытуемого – запомнить и воспроизвести 20 слов, 20 названий предметов.

2 рода стимулов: 1) основной, стимулы-объекты (слова для запоминания),

2) стимулы-средства, помогающие запомнить материал (карточки с картинками).

1 серия экспериментов: испытуемый прослушивает и запоминает слова (запоминание без средств).

2 серия экспериментов: испытуемый прослушивает слова и устанавливает ассоциативные связи для каждого слова с помощью картинок. При воспроизведении может ими пользоваться (запоминание с помощью средств).

(1) внешние средства практически не повышают продуктивности запоминания, (2) в младшем школьном возрасте внешние средства значительно повышают продуктивность запоминания (3) У взрослых при высокой продуктивности запоминания внешние средства практически уже не повышают ее.

Верхние показатели — характеристики обучения, нижние — развития. Вывод: 1) обучение должно опираться на определенный уровень естественного развития, 2) обучение (верхняя точка) направляет процесс естественного развития, «ведет его за собой».

Обучение создает ЗБР психических функций. Зона ближайшего развития — различие между тем, что ребенок может выполнить самостоятельно, без помощи культурных средств и тем, что он может сделать при участии взрослого, используя их.

3) у взрослых уже не внешние, материальные средства, а внутренние, умственные.

Интериоризация («вращивание внутрь») — процесс преобразования внешних средств во внутренние и возможность самостоятельного создания и использования этих средств для управления своим поведением. Человек в (2) получает возможность управлять своими психическими функциями с помощью внешних средств.

А. Лурия: эйдотехника — образная техника.

Экстериоризация – поведение вовне – процесс создания внешних средств для управления даже такими функциями, которые обычно не осознаются.

Чтобы управлять своими психическими функциями, нужно их осознавать. Если нет представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. Биологическая обратная связь — прием управления натуральными функциями (пример с научением управлять биоритмами мозга).

Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.

В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает новые способы поведения – специфически культурные.

Все ВПФ суть интериоризированные отношения социального порядка. Их состав, генетическая структура, способ действия – вся их природа социальна.

Культура ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека. ВПФ происходят от естественных природных функций.

В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей. Основу культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения.

Стадии развития ВПФ:

Между ними – процесс интериоризации.

Интериоризация – переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации – обобщаются, вербализуются, сокращаются и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности.

Совместная предметная деятельность необходима для присвоения культурно-исторического опыта. В процессе присвоения (внешняя, опосредованная деятельность) возникает качественно новая – внутренняя деятельность.

26.Категория сознания в психологии. Основные характеристики сознания. Структура сознания и его свойства. Принцип единства сознания и деятельности.

СОЗНАНИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЗНАНИЯ

Определение сознания сталкивается с большим количеством трудностей, связанных с очень разными подходами к этой проблеме. Проблема сознания является одной из глобальнейших и сложнейших проблем в психологии.

Основные подходы к проблеме

«Сознание , – писал В. Вундт, – заключается лишь в том, что мы вообще находим в себе какие бы то ни было психические состояния» .

Сознание психологически представляет собой, с этой точки зрения, как бы внутреннее свечение, которое бывает ярким или помраченным, или даже угасает совсем, как, например, при глубоком обмороке (Ледд).

Поэтому оно может иметь только чисто формальные свойства; их и выражают так называемые психологические законы сознания: единства, непрерывности, узости и т. д.

По мнению У. Джеймса, сознание есть «хозяин психических функций» , то есть фактически сознание отождествляется с субъектом.

Сознание – это особое психическое пространство, «сцена» (К. Ясперс). Сознание может быть условием психологии, но не ее предметом (Наторп).

Хотя его существование представляет собой основной и вполне достоверный психологический факт, оно не поддается определению и выводимо только из самого себя.

Сознание бескачественно, потому что оно само есть качество – качество психических явлений и процессов; это качество выражается в их презентированности (представленности) субъекту (Стаут). Качество это не раскрываемо, оно может только быть или не быть.

Общая черта всех выше приведенных взглядов – это акцент на психологической бескачественности сознания.

Несколько иная точка зрения у представителей французской социологической школы (Дюркгейм, Хальбвакс и др.). Психологическая бескачественность сознания здесь сохраняется, но сознание понимается как плоскость, на которую проецируются понятия, концепты, составляющие содержание общественного сознания. Этим сознание отождествляется со знанием: сознание – это «со-знание», продукт общения знаний.

Представляет интерес система взглядов Л. С. Выготского на сознание. Он пишет о том, что сознание – это рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого себя. «Сознательно то, что передается в качестве раздражителя на другие системы рефлексов и вызывает в них отклик»[20]. «Сознание есть как бы контакт с самим со-бой»[21].

Сознание есть со-знание, но лишь в том смысле, что индивиду-альное сознание может существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его реальным субстратом. Сознание не дано изначально и не порождается природой, сознание порождается обществом, оно производится.

Поэтому сознание не постулат и не условие психологии, а ее проблема – предмет конкретно-научного психологического исследования.

При этом процесс интериоризации (то есть вращивания внешней деятельности во внутренюю) состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предсуществующий внутренний «план сознания»; это процесс, в котором этот внутренний план формируется. Элементами сознания, его «клеточками», по Выготскому, являются словесные значения.

Взгляды на проблему сознания А. Н. Леонтьева во многом продолжают линию Выготского. Леонтьев считает, что сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, и его действия и состояния.

Первоначально сознание существует лишь в форме психического образа, открывающего субъекту окружающий его мир; на более позднем этапе предметам сознания становится также и деятельность, осознаются действия других людей, а через них и собственные действия субъекта. Порождаются внутренние действия и операции, протекающие в уме, в «плане сознания».

Сознание-образ становится также сознанием-реальностью, то есть преобразуется в модель, в которой можно мысленно действовать.

По мнению Б. Г. Ананьева, «как сознание психическая деятельность есть динамическое соотношение чувственных и логических знаний, их система, работающая как единое целое и определяющая каждое отдельное знание.

Эта работающая система есть состояние бодрствования человека, или, другими словами, специфически человеческая характеристика бодрствования и есть сознание»[22]. По Ананьеву, со-знание выступает как составная часть эффекта действия. Первоначальные факты сознания – это восприятие и переживание ребенком результатов своего собственного действия.

Постепенно начинают осознаваться не только эффекты действий, но и процессы деятельности ребенка. Индивидуальное развитие сознания осуществляется путем перехода от сознания отдельных моментов действия к целенаправленной планомерной деятельности.

При этом все состояние бодрствования становится сплошным «потоком сознания», переключаемого с одного вида деятельности на другой. «Сознание как активное отражение объективной действительности есть регулирование практической деятельности человека в окружающем его мире»[23].

По мнению Л. М. Веккера, сознание в широком смысле охватывает высшие уровни интеграции когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов. В более узком смысле сознание представляет собой итог интеграции когнитивных и эмоциональных процессов[24].

Совершенно иной взгляд на сознание характерен для представителей восточных учений.

Вот выдержка из работы основоположника интегральной йоги Шри Ауробиндо: «Ментальное сознание – диапазон чисто человеческий, он отнюдь не охватывает всех возможных диапазонов сознания, точно так же как человеческое зрение не может охватить все цветовые оттенки, а человеческих слух – все уровни звука, ибо есть множество звуков и цветов, которые находятся выше или ниже доступного человеку диапазона, которые человек не может видеть или слышать. Точно так же есть планы сознания выше и ниже человеческого плана; обыкновенный человек не имеет с ними контакта, и они кажутся ему лишенными сознания – супраментальный или глобально-ментальный и субментальный планы. … То, что мы называем „несознанием“ – это просто иное сознание. … На самом деле, когда мы спим или когда нас оглушили, или когда мы находимся под влиянием наркотиков, или когда мы „мертвы“, или находимся в любом другом состоянии – в это время мы не более бессознательны, чем при глубокой внутренней сосредоточенности на какой-то мысли, когда мы не замечаем ни нашего физического „Я“, ни того, что нас окружает… По мере того как мы продвигаемся вперед и пробуждаемся к осознанию души в себе и в предметах, нам становится ясно, что сознание присутствует и в растениях, и в металле, и в атоме, и в электричестве – в любом предмете физической природы; мы обнаружим даже, что оно ни в каком отношении не является низшей или более ограниченной формой по сравнению с ментальной; наоборот, во многих „неживых“ формах оно является более интенсивным, быстрым, живым, хотя и менее развитым в направлении к поверхности»[25].

СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

С. Л. Рубинштейн выделяет следующие свойства сознания:

Каждый акт сознания редко может быть либо только познанием, либо только переживанием, либо только отношением; чаще он включает эти три компонента.

Однако степень выраженности каждого из этих компонентов весьма различна. Поэтому каждый акт сознания можно рассматривать как точку в системе координат этих трех важнейших психологических категорий. См.

: Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 1957.

При анализе механизмов сознания важно преодоление так называемой мозговой метафоры. Сознание является продуктом и результатом деятельности систем, к которым относится и индивид, и общество, а не только мозг.

Важнейшим свойством таких систем является возможность создания недостающих им функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы.

Сознание должно выступать в качестве «суперпозиции функциональных органов».

Свойства сознания как функционального органа:

Функции сознания

К основным функциям сознания относятся следующие:

– порождающая (творческая, или креативная);

Источник: http://obu4ayka.ru/stati/__trashed-2164.html

popoffich

popoffich блог

Четыре этажа человеческой психики

Сразу оговорюсь, мысли это не мои, а Кургиняна. Просто я их пересказал по памяти, для лучшего усвоения. Тут моя сжатая и маленько сумбурная компиляция, того как я понял цикл статей в газете СВ про четыре этажа человеческой психики.
Человеческая психика имеет 4 этажа.

Первый этаж – это звериное в человеке. То, что осталось в нас от обезьяны. Это биологические потребности, а также ряд инстинктов. Также в широком смысле, это наша зависимость от природного начала в нас. Например, наш характер и поведение может определяться гормонами, генами, сексом, пищей и т.д.

Второй этаж – это социальное в человеке. То что регулируется в нас обществом. Это традиции, мораль, речь, язык, табу, культура, религия, идеология и т.д. Очень часто, а иногда всегда, люди действуют не по свободной воле, а по социальной роли определенной обществом. Люди без индивидуальности могут вообще всю жизнь прожить, не снимая маски социальной роли, и действуя как роботы. Но, в обмен на несвободу от общества, человек получил относительную свободу от звериного в себе и в других людях. Женщина может идти по улице, и не бояться, что её изнасилует более сильный и крупный самец, потому что её защищают социальные механизмы, не только в виде полиции, но и в виде норм и законов в голове потенциального самца.
В общем социальное – это клетка, в которой сидит наша внутренняя обезьяна.

Третий этаж – это личностное, персональное. То, что мы создаем в себе сами, путем противостояния как обществу, в виде консервативности, враждебности ко всему, что отличается от серой массы других людей. А также личность создается путем противостояния внутренней биологической обезьяне, которая ленивая, похотливая и тупая. Вместо того чтобы лежать на диване и пить пиво, или бегать за женщинами, мы читаем книги, рисуем, пишем и т.д. Причем, очень часто не ради одобрения от общества, а иногда и против общественного мнения, ради истины как мы её понимаем.

Четвертый этаж – это идеальное, некий образ в голове, тот сияющий и прекрасный идеал, который заставляет личность в нас просыпаться и бороться против своей биологии и против общественного консерватизма. То есть четвертый этаж это, по сути, продолжение третьего этажа, они не могут существовать друг без друга. Без идеального не просыпается личность. Без личности, некому по настоящему любить идеальное. При этом идеальное – это тот фундамент, на котором строятся социальные нормы, которыми регулируется деятельность второго этажа человеческой психики. Поэтому, даже абсолютно лишенные персональных характеристик, люди толпы, вынуждены, хотя бы на словах — уважать идеальное. Совершать обряды и ритуалы верности идеальному, пускай даже без искренней веры в него. Просто потому что «так надо».

Далее я сказал, что суть человека в том, что человек это – не до конца обусловленное существо (determined). Это значит что да, биология определяет нашу жизнь очень сильно, но не полностью. Если ты не будешь есть, то ты умрешь, но мы знаем истории, как люди добровольно выбирали смерть от голода, ради выполнения какой то цели. Джордано Бруно может умереть в огне ради науки, двуногое животное – никогда.

Да, социальное определяет нашу жизнь ничуть не меньше. Но не до конца, не полностью. Если ты родился в бедной семье, то это вовсе не значит что ты умрешь бедным, ты можешь сам изменить свою судьбу. Сам менять свою социальную роль. И ты можешь менять общество.

Тут можно увидеть такую параллель. Общество людей смогло подняться над животным уровнем обезьян.
А отдельная личность может подняться над социальным уровнем.
Это позиция нашего движения.

Позиция фашизма противоположна. Их взгляд – человек это абсолютно обусловленное существо. Обусловлено биологически – например негр никогда не будет умнее, чем белый. Обусловлен социально – общество должно быть кастовым, узкая группа аристократов должна править невежественными массами. Это соответствует «человеческой природе» в понимании фашистов. А человек это не более чем «социальное животное»

И тут есть полемика нашего движения и части марксистов. Потому что по нашему убеждению существует два марксизма.
Один марксизм – это марксизм человека как социального животного. В этом марксизме люди движутся только интересами. Коммунистическое общество это общество, которое живет в интересах рабочего класса. При этом идеалы отрицаются как нечто, не имеющее отношения к реальности. Есть только интересы больших масс людей – классов. Марксисты как проводники классовых интересов пролетариата.
Это упрощенное описание.

И есть второй марксизм – где говорится об эмансипации и пробуждении творческих сил в каждом человеке. То есть говорится о том что, человек в капиталистическом обществе отчужден (alienation) от своей сущности. А сущность человека понимается в гуманистическом стиле.
То есть что такое гуманизм? Гуманизм, на мой взгляд — это признание благой сущности человека. Что отличает человека от зверя? Вот это отличие и есть человеческая сущность.
Ещё раз: человеческая сущность – это та часть человеческой психики, которая отличает нас от животных. Убери эту часть психики, и человек станет лысой, говорящей обезьяной, а не человеком.
Человеческая сущность – это трудно уловимая субстанция, которая поднимает нас над звериным существованием.

Умение творить, в первую очередь. И христианский миф о Боге, это в первую очередь демонстрация того, что человек наравне с Богом способен творить новые сущности из ничего. Человек может взять, что-нибудь из природы и сотворить то, чего в природе нет. А животное может только потреблять уже готовое.

Так же еще одна черта человеческой сущности – способность любить. Любить не в понятии чисто физического секса, а Любви в высшем смысле этого слова.
В моем понимании Любовь это когда человек хочет отдавать и жертвовать своему объекту любви и при этом не ждать ничего в ответ на это. Потому что если ты даешь, и при этом ждешь, что тебе дадут что-нибудь эквивалентной стоимости, то это торговля, а не любовь.
Высший акт любви это самопожертвование, отдача своей жизни. Потому что как-бы не была высока компенсация, она не сможет компенсировать отданную жизнь.
Человек может отдать свою жизнь за Родину, или за идею коммунизма на всей земле, например. А животное не может.

Марксизм первого типа, оперирует понятием «интереса». Марксизм второго типа оперирует понятием «идеал». Оба этих марксизма, в какой то степени, антагонистичны один другому. Потому что за интерес можно бороться, но умирать за интересы нельзя. А за идеал умирать можно и нужно.
При этом я не хочу сказать, что интересов вообще нет, они есть и их влияние огромно. Говорить что интересов нет вообще, а есть только идеалы, это крайность и экстремизм. Очевидно, что интересы есть.
Но также крайность и экстремизм говорить, что нет идеалов, и есть только интересы.
А ведь в Советском Союзе, особенно после Сталина, стали говорить именно в этом духе. Хотя начало этому было положено уже в самом начале, и это являлось одной из крупнейших причин, почему СССР не стало.

Также можно упомянуть, что в тех странах, где коммунисты говорили об идеалах – революция побеждала. В тех странах, где коммунисты говорили об интересах – революция проигрывала, а коммунистов покупали капиталисты. И это очень логично ведь «коммунисты интереса» изначально действовали в логике экономической выгоды, а не жертвенной борьбы против сил, что мешают любить и творить во всю силу человеческой сущности.

И еще об этажах человеческой психики. Как я сказал их четыре: животный, социальный, личностный, идеальный.
Я сказал, что социальный этаж, это клетка для звериного. Но он также является клеткой для персонального.
Поэтому всегда есть конфликт личности и общества.
Либералы и еврокоммунисты предлагают освобождать личность от оков социального, и называют это «эмансипацией». Они говорят, что если убрать табу, то личность ограниченная социальными нормами расцветет, как расцветает растение, которое переставили из тени на солнечное место.
В рамках этой эмансипации они уничтожают табу и традиционную мораль. Но, делая это, они освобождают не только персональное, они также освобождают зверя, который спрятан в каждом человеке.
Делается это ради «свободы». Человеку говорят, что у него есть свобода идти и делать все что угодно. Всячески защищается свобода человека превратиться в свинью.
Наркотики, алкоголь, свободный секс, все виды сексуальных извращений. Единственное что запрещено – это способность запрещать. То есть, запрещены все виды запретов и табу.
Те, кто против этого – это «плохие консерваторы», потому что они не хотят дать личности развиваться. Они хотят сковать и закрепостить всех, кто обладает личностью и отличается от серой массы. Так говорят либералы и их левацкие союзники на Западе.

Параллельно с этим, постмодернисты уничтожают понятие «идеальности». Идеалы и метафизика, как способность различения Добра и Зла называют «реакционизмом» и «мракобесием». Мода на «прогрессивность» и «толерантность».

А дальше интересная ситуация. Как я уже написал ранее, третий этаж психики – личность, может актуализировать себя только при наличии четвертого этажа – идеала. Личность не может вырастить сама себя, если у неё нет идеала и сверхзадачи, к которой нужно стремиться. В магазинах есть горы книг по «саморазвитию», но они дают не подлинное развитие, а просто особый род деградации, когда у личности выбрасывается все что не связанно с «личным успехом». Ни один подлинный гений в человеческой истории ни стал бы гением, если бы полностью следовал книгам по саморазвитию современных авторов.

Но дорога к четвертому этажу закрывается постмодернистами, которые воют с идеальным вообще. Война идет историческая, говорят, что в истории не было героев, были только пиарщики. Война идеологическая, те, кто были героями, становятся маньяками и злодеями. Война смысловая, те вещи, которые были святыми, превращают в брэнды, чтобы лучше продавать потребительский мусор.

Как результат – личность, лишенная доступа к идеальному, превращается в свою бледную тень. А в это время, освобожденная от оков социального, выходит на свободу свинья и обезьяна, сидящая в человеке. И личность должна с ней сражаться, в условиях отсутствия социального, которое бы этого Зверя ограничивало.
А так как личность лишена идеального, она обречена на поражение в битве со Зверем, берущего свою мощь от природного начала, которому миллионы лет.

В итоге мы видим, как целые народы должны будут потерять свою человеческую сущность и превратиться в двуногих животных.
По сути это глобальный проект по расчеловечиванию человека.
Зачем он нужен?
По сути это проект глобального фашизма. Убивать людей это преступление, а убийство животных преступлением не является. Речь идет о поэтапном сначала расчеловечивании миллиардов людей, а затем их физическом уничтожении. Гитлер на фоне этого будущего геноцида покажется великим гуманистом.

Источник: http://popoffich.livejournal.com/70943.html

Что такое психика?

НазваниеЧто такое психика?
страница1/3
Дата публикации07.07.2013
Размер216.04 Kb.
ТипВопрос

vbibl.ru > Право > Вопрос

Тема 2. Мозг и психика
Мозг — это та сила, которая может сдвинуть мир.

Стивен Кинг
Что такое психика?
Как человек думает и придумывает, запоминает и вспомина­ет, наблюдает и фантазирует? Эти вопросы занимали человече­ство на протяжении всей его истории. Но до сих пор мы не можем точно ответить на них, несмотря на то, что ученые нако­пили огромную информацию.

Ответ на некоторые вопросы нашел известный отечественный пси­холог П.Я.Гальперин. Анализируя поведение белого медведя, опи­санное полярником радистом Э.Кренкелем, он делает вывод: мед­ведь сначала действует как бы в своем воображении, «в плане образа» — психика позволяет ему видеть умственным взором белое поле, себя и свой предательски черный нос. И лишь потом он начинает действовать реально: прыгает к лунке, одновремен­но прикрывая лапой нос.

Ученик также видит умственным взором класс, учителя и себя во время опроса — довольного или огорченного.

Шофер, попав в аварийную ситуацию, не станет хаотически дергать за рычаги управления, повинуясь рефлексу и врожден­ной инстинктивной реакции. Он мысленно представит, что будет делать, оценит последствия, внесет коррективы, примет реше­ние и лишь потом начнет действовать.

Как видим, сложное, рациональное поведение, ведущее к успе­ху, есть результат внутренней психической работы, творчества, быстрого, но не стереотипного реагирования по шаблонам.

Преобразуя мир, сначала мысленно, а затем реально, чело­век, в частности, создает искусственные механизмы, которые решают интеллектуальные задачи. Но какими бы слож­ными ни были технические устройства, выполняющие интеллек­туальные задачи, они не имеют ничего общего с внутренним миром человека, с его психикой. Психика есть свойство вы­сокоорганизованной материи — живого тела.

В психологии принято следующее определение психики: « Психика — системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и саморегу­ляции на этой основе своего поведения и деятельности». (Психо­логия. Словарь. — М., 1990.)

Чтобы понять закономерности человеческой психики, необ­ходимо посмотреть, где она «живет», «заглянуть» в нее. Так как психику долгое время называли душой, то считали, что она на­ходится в сердце. Люди до сих пор связывают с сердцем многие свои переживания, говорят: «Я люблю его всем сердцем», «От страха сердце в пятки ушло» или называют безжало­стного человека «бессердечным».

В настоящее время физиологи убедительно доказали, что все психические процессы сосредоточены в мозгу. То есть познавательные процессы, мышление, творческие способности, а также другие проявления психической жизни человека, в том числе поведение, связаны с работой мозга.
Строение мозга человека
^ Что вы уже знаете о строении мозга?

Вес мозга людей колеблется в среднем от 1020 г до 1970 г. Мозг мужчин весит на 100-150 г больше, чем мозг женщины. Если сравнить мозг человека и животных, то оказывается, что у человека он не самый большой. Так, среди животных самым большим мозгом обладают киты. У синего кита он весит 6800 г, примерно в 5 раз больше, чем мозг человека. Вес мозга индий­ского слона около 5000 г, северного дельфина белухи — 2350, дельфина афалины — 1735 г.

Но нужно учитывать не только вес мозга, но и вес подчинен­ного ему тела. Обычный кит — это 30 тонн жира, костей и мяса. Слон весит около 3 тыс. кг, белуха — 300, а человек — всего каких-то 75 кг. То есть у человека 1 г мозга «командует» при­мерно 50 г тела, а у обычного кита — 5 кг, почти в 100 раз большим «хозяйством». Поэтому сложность поведения зависит не от веса, а от отношения массы мозга к массе тела.

КитЛевСобакаОбезьянаЧеловек
1 / 40001 / 5401 / 2501 / 1001 / 50

Из приведенных данных видно, что первенство остается за человеком.

Мозг — основной орган психической деятельности челове­ка — это живая вселенная внутри нас. Как мы уже говорили, все мыслительные процессы происходят в мозгу. Мозг — ко­мандный пункт нашего организма и важнейшая часть нервной системы. Нервная система человека состоит из 3 отделов и похожа на сеть проводов, по которым поступают сигналы из мозга и в мозг.

1. ^ Центральная нервная система включает головной и спинной мозг и выполняет регулирующую функцию.

  1. Периферическая нервная система состоит из нервов, пронизывающих разные части организма; она передает сигналы от центральной нервной системы к различным органам и от органов к центральной нервной системе, т.е. выполняет связующую функцию.
  2. ^ Вегетативная нервная система состоит из нервных узлов, расположенных во внутренних органах и вдоль спинного мозга, а центры вегетативной нервной системы разме­щены в различных отделах головного и спинного мозга. Вегета­тивная нервная система выполняет регулирующую функцию внут­ренних органов (сердца, легких, пищевода, желудочно-кишечно­го тракта, желез внутренней секреции).

В мозг по нервам передаются сигналы от всех органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи), которые «обслуживаются» пе­риферической нервной системой. В мозгу они «обрабатывают­ся», осмысливаются, затем мозг посылает ответные команды — нервные импульсы — в мускулы и в органы. Так вызывается смех, появляется аппетит, возникает половое влечение и т.д. (Ученые установили, что сигналы, поступающие в мозг и иду­щие из него, представляют собой слабые электрические разряды.)

Мозг также регулирует работу внутренних органов — серд­ца, желудка, легких и т.д.

Нервы или, вернее сказать, нервные клетки обслуживают мозг как посыльные: передают информацию всему организму — каждое сообщение в соответствующее место. Нервные волокна, по кото­рым проходят сигналы, похожи на современный телефонный кабель.

В организме человека функционируют совершенно независи­мо друг от друга три основных вида нервных клеток.

Клетки первого вида собирают информацию о запахах, вкусе, тепле, холоде, свете и боли из внешнего мира и передают ее другим клеткам. Клетки первого вида называются чувствительными или сенсорными.

В низких формах жизни эти клетки располагаются на коже и прямо передают информацию во внутренние органы. Но у чело­века и других сложных организмов большая часть чувствитель­ных клеток находится в теле, они также могут получать «сооб­щения» с кожи при помощи тонких «антенн».

Клетки второго вида называются двигательными или мотор­ными. Они получают информацию от сенсорных клеток и реаги­руют на нее, посылая сигналы в разные отделы организма: мыш­цы и железы. Однако информация не сразу идет от сенсорной клетки к двигательной, а обязательно проходит через мозг, где она «переводится» в ощущения. Например, вы дотронулись до горячего утюга. Чувствительные нервные клетки получили сигнал от кожи ладони и передали его в мозг. Мозг обработал и сделал вывод – горячо (вы ощущаете горячее прикосновение утюга) и посылает другой сигнал, которые по двигательным клеткам доставляется к мышцам руки и вы отдергиваете руку от утюга. Вся эта работа занимает доли секунд.

Клетки третьего вида работают как связисты. Они передают сигналы в организме на большие расстояния, соединяют чувст­вительные клетки в одной части тела с такими же клетками в другой. Таким образом через специальные клетки нервной сис­темы мозг получает информацию обо всем, что происходит с организмом.

Строение мозга очень сложно, он состоит из многочисленных слоев или этажей нервных клеток — всего их 15 млрд. Это больше, чем людей на земном шаре. Величина клеток колеблет­ся от 0,005 до 0,05 мм. Они различны как по форме, так и по выполняемым функциям, но связаны между собой. Некоторые клетки имеют до 10 тыс. связей с другими клетками. В целом в коре головного мозга человека нервные клетки обеспечивают 10 в 10 000 степени связей. Недаром ученые сравнивают мозг чело­века с компьютером.

Клетки мозга — настоящие работяги, поэтому им постоянно требуется питание. Наш мозг пронизывает густая сеть кровенос­ных сосудов, по которым кровь разносит кислород во все клетки мозга. Если «порция» крови недостаточна, значит, мозг получает мало кислорода. В результате может наступить потеря сознания. Мозг — самый нежный и чувст­вительный орган. Мозг — единственный орган, который до сих пор еще не научились сохранять без притока свежей крови и пересаживать.

Не следует заниматься в душной комнате — быстро заболит голова, можно даже потерять сознание. Причиной внезапной, обычно непродолжительной, на несколько минут, а то и секунд, потери сознания — обморока — является острая недостаточность кровоснабжения головного мозга. При этом кровь оттекает от мозга во внутренние органы и вследствие этого у человека бледнеет лицо.

Обмороки наглядно показывают зависимость состояния со­знания от правильной работы мозга, а следовательно, и от усло­вий, в которых находится человек.

А когда же мозг отдыхает? Только ночью, когда мы спим и в комнате темно, тихо. Но и тогда в мозгу есть «дежурные клет­ки», которые не «спят». А «ремонтники» следят за восстановле­нием того, что было утрачено за день. Вот почему мы утром просыпаемся свежими и отдохнувшими.
^ Сколько часов и как правильно необходимо спать, чтобы наш мозг отдохнул?
Роль коры головного мозга
Главной частью головного мозга является кора . Это тон­кий — от 1,5 до 3 мм — слой клеток. Кора покрыта складками-бороздами, которые образуют извилины. Благодаря им поверх­ность коры увеличивается и, соответственно, увеличивается ко­личество клеток — чем больше извилин, тем больше клеток. Поэтому иногда говорят, чтобы подчеркнуть глупость, несообразительность человека: у тебя полторы извилины, и те прямые.

Локализация высших психических функций находится в коре голов­ного мозга. Считается, что мышление и сознание зависят от работы коры головного мозга. Отдельные области коры выполняют специфические функции.

Что происходит в нашем мозгу, когда мы сердимся или раз­дражаемся, строим планы, рассматриваем предмет?

Ученые выяснили, что затылочные части коры перерабатывают зрительные сигналы и ответственны за функцию зрения, лобные части коры — за выбор целей и принятие решений. Люди с повреж­дениями лобных долей испытывали огромные трудности в приспо­соблении к жизненным конфликтам и меняющимся требованиям; они оказывались безответственными, неспособными осуществлять сколько-нибудь последовательные жизненные планы. В височной части коры располагается слуховая зона. Височная кора участвует также в процессах памяти, в частности в решении вопроса о том, что именно подлежит хранению. Поражение этой зоны может привести к потере долговременной памяти.

В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов; моторные зоны, управляющие движениями тела; гностические зоны, отвечающие за восприятие. Ассоциативные зоны в лобной части мозга обеспечивают мышление, речь, память и осознание положения тела в пространстве.

Интересно, как открывали местонахождение этих зон и то, за что они отвечают: иногда в определенном участке мозга что-то нарушалось, и человек переставал уметь делать что-то. Тогда-то и понимали, что данный участок мозга отвечает за такую-то функцию. Когда у композиторов Равеля и Шапорина произошло кровоизлияние в левое полушарие, то оба уже не могли говорить и писать, но продолжали сочинять музыку — так было установлено, что центр речи и письма находится в левом полушарии.

Существует и другой путь исследования. В мозг вживляются электроды, и их стимуляция вызывает определенные реакции: стимулируется обонятельный центр — и человек чувствует запахи, возбуждают центр слуха — слышит звуки. При травме головы, затронувшей центр памяти, человек теряет память частично или полностью (популярный сюжет мексиканских сериалов). Также известен сюжет из художественных фильмов о психбольницах, когда с помощью лоботомии (иссечения участка головного мозга) делали пациента покорным, теряющим интерес к окружающему миру, — он переставал быть человеком. Сейчас этот метод официально уже не используется.

Источник: http://vbibl.ru/pravo/96744/index.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *