Должностная инструкция психолога — должностные обязанности психолога

06.01.2020

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

Охрана Труда

Должностная инструкция психолога

Должностная инструкция психолога

  1. Общие положения

1.1 Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность психолога.

1.2 Психолог относится к категории специалистов.

1.3 Психолог назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом директора предприятия по представлению заместителя директора по персоналу.

1.4 Взаимоотношения по должности:

Заместителю директора по персоналу

Лицо, назначенное в установленном порядке

  1. Квалификационные требования психолога:

высшее профессиональное образование

без предъявления требований к стажу работы*

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии.

Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию.

Методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников.

Технические средства, применяемые при изучении условий труда.

Передовой отечественный и зарубежный опыт работы психологов.

Основы технологии производства.

Основы экономики, организации производства, труда и управления.

Основы профориентационной работы.

Законодательство о труде.

Правила внутреннего трудового распорядка.

Правила и нормы охраны труда.

работы по специальности

— психолога II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет;

— психолога I категории — лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

  1. Документы, регламентирующие деятельность психолога

3.1 Внешние документы:

Законодательные и нормативные акты, касающиеся выполняемой работы.

3.2 Внутренние документы:

Устав предприятия, Приказы и распоряжения директора предприятия (заместителя директора по персоналу); Положение об отделе персонала, Должностная инструкция психолога, Правила внутреннего трудового распорядка.

  1. Должностные обязанности психолога

4.1. Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

4.2. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

4.3. Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

4.4. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

4.5. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время его работы.

4.6. Совместно с социологом и другими специалистами предприятия участвует в определении задач социального развития.

4.7. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

4.8. Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего, дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

4.9. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых специалистов и рабочих.

4.10. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в производственную практик, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

4.11. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

4.12. Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учетом психологических факторов и эргономических требований.

4.13. Консультирует руководителей предприятия по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

4.14. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

  1. Права психолога

Психолог имеет право:

5.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

5.2. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

5.3. В пределах своей компетенции сообщать своему непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе своей деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

5.4. Запрашивать лично или по поручению руководства предприятия от руководителей подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

5.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — то с разрешения руководителя организации).

5.6. Требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении им его должностных прав и обязанностей.

  1. Ответственность психолога

Психолог несет ответственность:

6.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией — в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Украины.

6.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Украины.

6.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Украины.

  1. Условия работы психолога

7.1. Режим работы психолога определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.

  1. Условия оплаты труда

Условия оплаты труда психолога определяются в соответствии с Положением об оплате труда персонала.

9 Заключительные положения

9.1 Настоящая Должностная инструкция составлена в двух экземплярах, один из которых хранится у Предприятия, другой — у работника.

9.2 Задачи, Обязанности, Права и Ответственность могут быть уточнены в соответствии с изменением Структуры, Задач и Функций структурного подразделения и рабочего места.

9.3 Изменения и дополнения в настоящую Должностную инструкцию вносятся приказом генерального директора предприятия.

Источник: http://trudova-ohrana.ru/primery-dokumentov/primery-dolzhnostnyh-instrukcij/2228-dolzhnostnaja-instrukcija-psihologa.html

Должностная инструкция психолога: права и обязанности, образец

должностные обязанности психолога

Должностная инструкция психолога – это документ, который определяет функциональные обязанности педагога-психолога. Помимо инструкции, специалист руководствуется в своей профессиональной деятельности и другими положениями и нормативно-правовыми актами. Какими – узнайте из этой статьи. Также вниманию читателей предлагается информация по составлению должностной инструкции психолога (профстандарт), определены функции, обязанности, права и сфера ответственности детских психологов.

должностные обязанности психолога

Детский психолог: особенности профессии

Часто к людям, занимающим эту должность, относятся несколько предвзято, как и к самой профессии психолога. В то время как во всем мире люди понимают, насколько важным является эмоциональное и психическое здоровье и детей, и взрослых, в нашей стране население все еще не готово обращаться к специалистам этой сферы. В то же время большинство психологических проблем легче решить на ранних стадиях, поэтому, чем раньше доктор начнет работать с пациентом, тем выше шанс на его скорейшее выздоровление.

Согласно современным образовательным программам во всех государственных образовательных учреждениях (школах и ДОУ) в штате должная быть предусмотрена ставка педагога-психолога. Должностная инструкция этого сотрудника составляется по единому образцу. Согласно документации, этот специалист должен работать с детьми, родителями и педагогами. Его главная задача – помочь ребенку социализироваться, справиться с неизбежным стрессом, который он испытывает, попадая в новую для себя среду. Психологу предстоит провести серьезную работу по выявлению и предупреждению факторов, провоцирующих асоциальное поведение у воспитанников, также он должен помогать детям успешно реализовывать себя в различных жизненных ситуациях.

должностные обязанности психолога

Должностная инструкция психолога-педагога

Полный документ включает в себя четыре основных раздела. В них подается информация о положениях, регламентирующих работу специалиста. Также в инструкции расписаны функции психолога, его должностные обязанности, права и сфера ответственности.

Помимо общих положений, должностная инструкция детского психолога демонстрирует, кому подчиняется этот сотрудник, каков его рабочий график, какие требования предъявляются к нему как к специалисту. Указана там и его роль во взаимоотношениях между воспитателями, детьми и их родителями. Штатный психолог в школе или детском саду – это не практикующий врач, который может назначить ребенку терапевтическое лечение, а всего лишь консультант. Кроме того, он не имеет права ставить своим воспитанникам какие-либо диагнозы. Вместе с тем он может составить приблизительный план социализации ребенка, а также помочь родителям найти подход к их малышу в случае возникновения каких-либо проблем.

должностные обязанности психолога

Требования к специалисту (образование, стаж, квалификация)

Работа детского специалиста регулируется сразу несколькими документами:

Претендент на должность педагога-психолога обязан иметь действительный диплом, подтверждающий наличие у него высшего или среднеспециального образования по направлению «Педагогика и психология». При этом руководитель школы или садика не вправе требовать от кандидата на вакантную должность какого-либо опыта работы по специальности, а его отсутствие не может быть законным основанием, по которому человека не приняли на работу. Все эти нормы прописаны в должностной инструкции психолога, в разделе, содержащем общие положения.

Также, согласно инструкции, трудовая нагрузка психолога в школе и ДОУ ограничивается 36 часами в неделю, при этом непосредственные занятия с детьми должны занимать не более 18 часов. В остальное время педагог-психолог занят «бумажной» работой – составлением планов и отчетов, систематизацией и анализом результатов, полученных во время работы с детьми.

должностные обязанности психолога

Функции психолога в школе и ДОУ

Педагог-психолог, работающий в образовательном учреждении, выполняет крайне важные функции: ответственная реализация возложенных на него должностных обязанностей способствует формированию здоровых и плодотворных отношений между детьми и педагогическим составом.

Психолог работает сразу по нескольким направлениям:

Для того чтобы выполнять все эти функции, психологу необходимо проводить с детьми адаптивную, консультационную, аналитическую, педагогическую и коррекционную работу.

Круг обязанностей педагога-психолога

Исходя из представленного выше перечня функций, педагог-психолог в своей работе выполняет самые разные задачи. Главные – это выявление личностных проблем у детей, а также нарушений в процессе их социализации. Для диагностики психолог использует разные методы – инициирует беседы с детьми, сотрудниками ДОУ и родителями, проводит групповые и индивидуальные занятия, во время которых оценивает уровень коммуникационной, эмоциональной и психической развитости малышей, анализирует данные, полученные в ходе этих занятий.

Кроме того, этот специалист может проводить обучающую работу с воспитателями и лицами, ответственными за уход за ребенком (опекунами, мамами и папами). Особенно важной эта деятельность является в отношении проблемных детей, к которым нужен особый подход как со стороны персонала учебного заведения, так и со стороны родителей.

должностные обязанности психолога

Педагог-психолог работает с ребенком с момента его принятия в образовательное учреждение и ведет его до самого выпуска. В это время специалист должен пристально следить за тем, нет ли у ребенка нарушений в умственном, эмоциональном или психическом развитии. Должностная инструкция психолога ДОУ определяет ход его действий, если у ребенка выявлены какие-либо проблемы. Педагог должен принять решение о тактике дальнейшей помощи подопечному: будет это коррекционная психологическая поддержка или наблюдение и соответствующее лечение у специалиста психиатрического профиля.

Должностная инструкция психолога в школе также не дает психологу права самостоятельно проводить какое-либо лечение ребенка. В отличие от ДОУ, школьные педагоги-психологи должны отдельно работать с одаренными детьми, помогая им развивать их таланты. Немаловажная роль отводится деятельности, направленной на половое воспитание детей подросткового и старшего возраста.

Значительную часть своего рабочего времени психолог занят оформлением отчетной документации и составлением планов (годовых, квартальных и месячных).

Запрещенные действия

Должностная инструкция педагога-психолога в школе и ДОУ ограничивает деятельность этого специалиста по таким направлениям:

Психолог должен помочь ребенку адаптироваться в социуме и облегчить процесс его вхождения в коллектив, сделать его пребывание в образовательном учреждении более приятным и интересным.

должностные обязанности психолога

Трудовые права

Детский психолог в своей работе может руководствоваться всеми положениями, изложенными в должностной инструкции педагога-психолога. В ДОУ и школах отличаются образовательные программы, однако в своей деятельности психолог самостоятельно выбирает методологию, по которой он проводит работу с детьми. Однако она не может противоречить законодательству.

Педагог-психолог, как и воспитатели, может присутствовать на родительских собраниях, участвовать в других мероприятиях.

В случае конфликтных ситуаций, он имеет право на защиту своей профессиональной чести и достоинства и неразглашение информации о ходе разбирательств. Руководство учебного заведения не может препятствовать ознакомлению педагога-психолога с поданными на него жалобами или претензиями.

Рамки ответственности

В случае нарушения любых локальных нормативных актов учебного учреждения педагог-психолог несет персональную ответственность за свои действия. Это может быть административное взыскание с внесением соответствующей записи в трудовую книжку или устное предупреждение от руководства. Также человек, занимающий эту должность, является материально ответственным лицом, обязательства за нанесение ущерба ДОУ или школе регулируются трудовым законодательством РФ.

Если действия педагога-психолога противоречат закону об образовании и связаны с насилием над воспитанником (физическим или моральным), он освобождается от своей должности.

должностные обязанности психолога

Служебная иерархия и рабочие взаимосвязи

Непосредственным руководителем педагога-психолога является заведующий ДОУ или директор школы, в которой он занят. Они принимают на работу этого специалиста, и они вправе подписать указ об его увольнении. Психолог, помимо выполнения своих прямых профессиональных обязанностей, может быть привлечен к другим видам работ: методологической, педагогической или организационной. Однако руководитель не имеет права вызывать его из отпуска для замены других сотрудников. С воспитателями психолог находится на равных, и они могут свободно обмениваться полученной в результате работы информацией, касающейся их профессиональной деятельности.

Источник: http://businessman.ru/doljnostnaya-instruktsiya-psihologa-prava-i-obyazannosti-obrazets.html

Razmut — резюме для размученых, вакансии для исполнения мечты!

Психолог (обязанности, описание работы, вакансии)

ведущий психолог, стаж работы за специальностью психолога не меньше двух лет.

Психолог первой категории для магистра без стажа работы для специалиста стаж работы за специальностью психолога второй категории не меньше двух лет.

Психолог второй категории стаж работы за специальностью не меньше двух лет.

Психолог без требований стажу работы.

Психолог в своей деятельности руководиться нормативно-правовыми актами, международными нормами и стандартами, которые относятся к предоставлению квалифицированной помощи, поддержки во время психологических расстройств сотрудников. Соблюдение требований конфиденциальности. Психолог должен иметь государственным языком, знать работу на ПК и ответствующее программное обеспечение, знать правила общения, этику, эстетику, социальную и практическую психологию, социологию личности, психодиагностику, быть осведомленным в правилах использования психологических тестов на предприятии.

На должность психолога назначает и увольняет директор предприятия.

Психолог планирует и проводит тесты для психических и физических характеристик, а именно: интеллект, склонность, способность, возможность.

Психолог оценивает и интерпретирует результаты консультаций.

Также анализирует влияние наследственности социальных, профессиональных и других факторов на мышление и поведение личностей.

Психолог поддерживает связи с членами семьи, руководителями учебных заведений, работодателями относительно личности и предоставляет им рекомендации по выполнению решений и урегулированию проблем.

Психолог проводит консультацию и терапевтические беседы с отдельными личностями или группами и предоставляет аналогичные услуги.

Психолог изучает психологические причины во время установление диагноза, лечения и предотвращение психических заболеваний эмоциональных расстройств.

Психолог готовит научно-практическую информацию и отчеты.

Психолог консультирует руководителей относительно социально-психологических проблем управления производства и социального развития коллектива.

Психолог берет участия в осуществления мероприятий относительно адаптации молодых сотрудников, а так же производит добор актуальных вопросов, которые требуют немедленного разъяснения.

Психолог должен знать:

Конституцию страны, декларацию прав и свобод человека, конвекцию о праве ребенка.

Нормативные документы, которые регулируют вопросы охраны труда, охраны здоровья, профориентацию, занятости личности.

Общую психологию , педагогическую и социальную психологию, психологию личности, детскую и возрастную психологию, медицинскую, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику.

Психолог должен знать основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, психологии труда, психодиагностики.

Методы активного изучения и социального психологического тренинга общения.

Современные методы индивидуальных и массовых консультаций.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности.

Психолог имеет права знакомиться с проектами решения руководства, которые относятся к его деятельности.

Вносить на рассмотрение руководства предложения о повышении производительности труда.

Спрашивать лично или за поручением руководство информацию или документы нужные для выполнения служебных обязанностей.

Привлекать всех сотрудников для выполнения задач по улучшению производительности.

Обращаться с ходатайством к руководству по содействию выполнения служебных обязанностей и прав.

Психолог отвечает за ненадлежащее выполнение служебных обязанностей предусмотренных должностной инструкцией в рамках трудового законодательства страны.

Отвечает за правонарушения совершенные в процессе деятельности,

в рамках определенных действующим административным, криминальным законодательствам. Отвечает за нанесение материальных убытков.

Профессия психолог — это увлекательная работа, так как приходиться работать с человеческими душами. И ни секрет, что человек обладающей этой специальностью должен быть внимательный, рассудительный, коммуникабельный, уметь выслушать человека и дать нужный и правильный совет в данной ситуации.

Если вы обладаете всеми этими качествами, то специальность психолога Вам подходит. Вакансии психолога вы можете найти на нашем сайте

Источник: http://razmut.ru/index.php/instrykcija/81-psiholog-objazannosti-opisanie-raboty-vakansii

Должностная инструкция психолога-консультанта службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия»

ПРОЕКТ

Должностная инструкция

от __________ №_______

Служба индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия»

Психолог-консультант

Общие положения.

Принимается на работу и освобождается от занимаемой должности приказом директора Центра согласно установленному порядку и КЗОТ РФ. Подчиняется непосредственно начальнику отдела.

Квалификационные требования.

Имеет высшее профессиональное образование.

Должен знать.

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по делам молодёжи, касающиеся работы с детьми и молодёжью, Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребёнка, основы профессиональной психологической деятельности, методы и методики психологической диагностики различного профиля, основы психологического консультирования, специфику работы с детьми и молодёжью, трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила техники безопасности.

Требования к квалификации: высшее образование, стаж работы не менее 1 года.

Функции.

1. Обеспечение профессиональной деятельности, направленной на оказание психологической помощи различным группам молодёжи, детей, подростков и их родителей.

2. Психологическое просвещение молодежи и содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав личности.

3. Информационно-методическое и диагностическое обеспечение деятельности службы.

Должностные обязанности.

1. Владеет комплексом методик и технологий психологической диагностики, коррекции и немедицинской психотерапии.

2. Подготавливает и участвует в выпуске печатной продукции Центра по направлению деятельности отдела.

3. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

4. Консультирует работников учреждения по вопросам практического применения психологии, ориентированной на повышение психологической компетентности специалистов, непосредственно работающих с молодежью.

Права.

1. На свободу выбора в использовании определённых направлений психологической деятельности в русле различных техник и отраслей психологии.

2. Имеет право принимать участие в общих собраниях службы и вносить свой вклад в формирование плана его работы и концепцию его деятельности.

3. В своей работе имеет право пользоваться помощью других сотрудников службы и сотрудников отдела по делам молодежи.

Ответственность.

Несёт ответственность в соответствии с КЗОТ РФ.

Должностная инструкция супервизора службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет доверия»

ПРОЕКТ

Должностная инструкция

от __________ №_______

Супервизора службы индивидуальной психологической помощи молодежи «Кабинет Доверия»

Общие положения.

Принимается на работу и освобождается от занимаемой должности приказом директора Центра согласно установленному порядку и КЗОТ РФ.

Требования к квалификации.

Имеет высшее профессиональное образование, стаж работы не менее четырёх лет.

Должен знать.

Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов управления по делам молодёжи, касающиеся работы с детьми и молодёжью, Конституцию Российской Федерации, Конвенцию о правах ребёнка, основы профессиональной психологической и супервизорской деятельности, методы и методики психологической диагностики различного профиля, основы психологического консультирования, специфику работы с молодёжью, трудовое законодательство, нормы охраны труда и правила техники безопасности.

Функции.

1. Планирует и осуществляет супервизорскую работу для психологов-консультантов службы «Кабинет доверия».

2. Организует и проводит мероприятия, направленные на повышения квалификации психологов-консультантов службы.

3. Организовывает и проводит мероприятия, направленные на профилактику синдрома «сгорания» специалистов службы.

Должностные обязанности.

1. Разрабатывает программу супервизорской деятельности в службе.

2. Регулярно планирует и осуществляет супервизорскую работу (индивидуальные и групповые супервизии) для психологов-консультантов службы.

3. Организует и проводит обучающие семинары и занятия для психологов-консультантов службы, занимается обучением новых сотрудников службы.

4. В целях профилактики «синдрома сгорания» организует и проводит консультации и обучение методам самовосстановления сотрудников службы.

5. Разрабатывает рекламные материалы по информированию населения о деятельности и представляемых службой услугах, а также способствует рекламной деятельности службы.

6. Регулярно проходит переподготовку и повышает собственную квалификацию.

Права.

1. На свободу выбора в использовании определённых направлений психологической деятельности в русле различных техник и отраслей психологии.

2. Имеет право принимать участие в общих собраниях службы и вносить свой вклад в формирование плана его работы и концепцию его деятельности.

3. В своей работе имеет право пользоваться помощью других сотрудников службы и сотрудников отдела по делам молодежи.

Ответственность.

Несёт ответственность в соответствии с КЗОТ РФ.

должностные обязанности психолога

должностные обязанности психолога

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

должностные обязанности психолога

должностные обязанности психолога

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник: http://cyberpedia.su/12xd421.html

Должностные обязанности психолога

Должностные обязанности:

· Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия, учреждения, организации в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы.

· Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития, определению психологических факторов, оказывающих влияние на работающих.

· Проводит совместно с физиологом обследования индивидуальных качеств работников, особенностей трудовой деятельности рабочих и служащих различных профессий и специальностей, а также связанные с профессиональным подбором, проверкой психологических условий труда, выявлением интересов и склонностей, удовлетворенностью трудом.

· Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих.

· Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работника во время работы.

· Совместно с социологом и другими специалистами участвует в определении задач социального развития.

· Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, малоэффективный труд), определяет пути устранения причин, их вызывающих.

· Разрабатывает профессиограммы и детальные психологические характеристики профессий рабочих и должностей служащих, определяемые влиянием производственной среды на нервно-психическое напряжение работающего.

· Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей.

· Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов.

· Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным направлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, улучшению морально-психологического климата, условий труда и повышению работоспособности человека, осуществляет контроль за их выполнением.

· Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников.

· Принимает участие в формировании трудовых коллективов, в проектировании систем организации труда (организации рабочего времени, рационализации рабочих мест) с учет психологических факторов и эргономичес­ких требований.

· Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психологическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, занимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Должен знать:

· Постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, относящиеся к вопросам практической психологии;

· Психологию труда и управления, инженерную и социальную психологию; методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности работников;

· Технические средства, применяемые при изучении условий труда;

· Передовой отечественной и зарубежный опыт работы психологов;

· Основы технологии производства;

· Основы экономики, организации производства, труда и управления; основы профориентационной работы;

· Законодательство о труде;

· Правила внутреннего трудового распорядка;

· Правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации:

Психолог I (Высшей) категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога II категории не менее 3 лет.

Психолог II категории: высшее профессиональное (психологическое) образование и стаж работы в должности психолога не менее 3 лет.

Психолог: высшее профессиональное (психологическое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Рабочее место специалиста-психолога:

Под рабочим местом практического психолога понимается сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности и представляющий достаточную для выполнения профессиональных задач власть. Кроме сбалансированности этого комплекса, для организации рабочего места психолога; необходимы: последовательная приверженность к творческому подходу; наличие профессиональной компетентности; практический опыт; конструктивное взаимодействие практического психолога со всеми реалиями, влияющими на результаты его труда; материальное обеспечение рабочего места.

Предлагая практическому психологу самостоятельно, творчески подойти к наполнению конкретным содержанием названных элементов рабочего места, остановимся на его материальном обеспечении.

Материальное обеспечение рабочего места психолога включает в себя такие составляющие, как:

1. Рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов.

2. Комната психологической разгрузки:

■ Для проведения психологической релаксации;

■ Снятия нервно-психологического напряжения;

■ Индивидуального и группового психологического консультирования

■ Психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий;

■ Работы пункта, почты или телефона доверия.

3. Материальная база психотерапевтического воздействия:

■ Аудиокассеты с записями психотерапевтического характера;

■ Проекционные материалы психотерапевтического характера;

■ специальная светотехническая система и другие средства, способствующие осуществлению психотерапевтического воздействия.

4. Материальная база психодиагностики:

— Аудиотехника с записями стимульного материала, специальные бланки;

— Персональный компьютер, калькулятор и т. д.

5. Материальная база психологического просвещения и психологической подготовки:

■ Специально оборудованное помещение.

В перспективе материальное обеспечение рабочего места психолога должно расшириться и включить: в кабинете психотерапевтического воздействия — технические средства специального назначения; в материальной базе психодиагностики — комплекс психодиагностических приборов, диктофон, видеотехнику и др. Кроме того, необходимо включение в рабочее место психолога электронно-вычислительной техники со специальным программным обеспечением.

Профессиональная компетентность специалиста-психолога:

Профессиональная компетентность психолога, работающего в той или иной организации, определяется в ходе различных проверок, аттестаций, а также — в ходе непрерывного самооценивания. Основные вопросы, которые контролируются в процессе определения профессиональной компетентности психолога, следующие:

1. Уровень компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности;

2. Результативность социально-психологической работы и роль психолога в ее организации;

3. Соответствие условий и возможностей для проведения эффективной социально-психологической работы;

4. Реальное социально-правовое, организационное материальное обеспечение профессиональной деятельности непосредственно психолога.

Определение уровня компетентности в выполнении должностных обязанностей и участия в профессиональной деятельности коллектива, жизнедеятельности клиента включает проверку:

1) соблюдения этического кодекса работы психолога;

2) временных нагрузок психолога во всей сфере труда, жизни и непосредственно в его профессиональной деятельности;

3) системы личного участия психолога в работе с различными категориями клиентов (человек—семья—коллектив);

4) эффективности системы взаимодействия психолога: с другими должностными лицами по организации и проведению социально-психологической работы, коммуникабельности во взаимоотношениях с другими социально-психологическими службами;

5) степени учета информации психолога при принятии управленческих решений; в случае правильных результатов в работе психолога и своевременном предоставлении им информации соответствующим должностным; лицам, оставляемой ими без внимания, или 50% -ном преобладании временных затрат психолога во вне профессиональной сфере — проанализировать причины неконструктивной позиции руководителей;

6) участия психолога в работе различных комиссий и выполнения функций, выходящих за рамки его должностных обязанностей;

7) самосовершенствования и овладения продуктивными технологиями социально-психологической работы.

Всестороннее изучение и оценка результативности социально-психологической работы и роли в ней практического психолога охватывают следующие вопросы:

1) эффективность социально-психологического сопровождения труда и жизни клиентов в их целостном контексте, а также при целевой работе с ними в соответствии с общими задачами, потребностями в рамках функциональных обязанностей;

2) действенность осуществления поддержки развития и реализации творческого потенциала клиентов и оказа­ние им помощи в решении различных проблем;

3) организация и результативность психологической подготовки, которая осуществляется в различных обязательных и инновационных формах психологического просвещения и консультирования;

4) соответствие организации диагностической работы требованиям, предъявляемым к ней; правильность выво­дов и рекомендаций по результатам психодиагностической работы, степень их учета и компетентность должностных лиц при реализации;

5) организация и эффективность психопрофилактической работы, особенно в предупреждении различных проявлений девиантного поведения, преодолении кризисных ситуаций и решении проблем труда и жизни социальных субъектов;

6) компетентность и результативность психокоррекционной и психореабилитационной работы, степень включенности элементов психологической реабилитации в сферу социально-бытовой практики: спортивно-оздоровительные мероприятия, организация досуга и др.

Анализ и оценка соответствия условий и возможностей проведению эффективной социально-психологичес­кой работы осуществляются по следующим вопросам:

1) материально-техническая база социально-психологической работы и степень ее соответствия имеющимся возможностям;

2) наличие, состояние и система работы объектов социально-психологической работы:

■ Лаборатории ПФО при участии практического психолога;

■ Учебно-методического кабинета социально-психологической работы;

■ Центра психологической консультации в той структуре, где практический психолог выполняет свои функции;

■ Комнаты психологической релаксации; наличие учебно-методического фонда социально-психологической работы в библиотеке, на рабочих местах, личном пользовании клиентов.

Определение реальной социально-правовой, организационной и материальной обеспеченности профессиональной деятельности практического психолога предполагает проверку:

1) Наличия рабочего кабинета, сейфа для хранения документов, учетно-отчетной документации;

2) Наличия и корректности ведения учетно-отчетной основной документации, включающей:

■ Планы работы практического психолога (перспективного плана, плана на месяц, плана профессионального совершенствования);

■ Результаты психодиагностики, акты (карты) обследования и составления психологических портретов клиентов;

■ Ежемесячные справки-доклады о проделанной работе и другие необходимые документы;

■ Оперативные информационные сообщения о состоянии дел, проблемах и т. п.;

■ Рекомендации должностным лицам и другим категориям клиентов, а также требования по организации социально-психологической работы;

■ Систему взаимодействия с должностными лицами по организации социально-психологической работы;

■ Учебно-методические материалы и разработки для психологического просвещения и консультирования.

Источник: http://studopedia.ru/19_84453_dolzhnostnaya-instruktsiya-spetsialista-psihologa.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2020 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты