Подвижная психика и осенние овощи, а также генетический индикатор курильщика — МедНовости – — подвижная психика

02.01.2020

Острота слуха к грызунам возвращалась постепенно на протяжении двух с половиной месяцев. К концу исследования она в среднем составила 45 процентов от нормы. У трети песчанок наблюдалось восстановление слуха до 90 процентов, еще треть на терапию стволовыми клетками никак не отреагировала.

Подвижная психика и осенние овощи, а также генетический индикатор курильщика

подвижная психика

При расчете скидок и надбавок по соцстрахованию от несчастных случаев на производстве будут учитываться результаты аттестации рабочих мест и медосмотров работников, сообщает Минтруда России. Приказом ведомства утверждена методика, в которой, по словам директора Департамента развития социального страхования министерства Людмилы Чикмачевой, «отражена новая формула расчета, которая учитывает такие показатели, как результаты аттестации рабочих мест и результаты обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда».

«Работодателям, у которых в предшествующем финансовом году зафиксированы факты гибели работников на производстве, скидки не устанавливаются», – подчеркнула Людмила Чикмачева. По ее словам, введение новой формулы призвано экономически стимулировать работодателей к улучшению условий труда работников.

Трудовая активность — один из способов преодоления депрессии. Осенняя депрессия на этой неделе обсуждалась в эфире радиостанции «Эхо Москвы» с Главным государственным санитарным врачом РФ Геннадием Онищенко. По его мнению, в наибольшей степени этому психологическому расстройству подвержены «люди с подвижной психикой, особенно женщины, люди, живущие в постоянном чувстве тревоги, особенно незанятые» Работающему человеку, как отмечает Геннадий Онищенко, «некогда вспомнить, что сейчас — зима, осень или лето». Самое главное, по его мнению, «найти себе занятие, и никакой хандры не будет». «А если нечем заняться, если большую часть суток человек пребывает в горизонтальном положении на кровати или на диване, как раз хандра и застает», — говорит руководитель Роспотребнадзора.

По мнению Геннадия Онищенко, «не запустить хандру» позволят «встреча с друзьями, общение с детьми и другими членами семьи, чтение хорошей книги или просмотр интересной передачи».

В то же время он напомнил, что для осенней депрессии есть объективные причины, в частности, сокращение светового дня. «Сейчас у нас (в Москве) «женское лето», а обычно в это время низкая облачность, постоянно моросящий дождь. Я, кстати, очень люблю такую погоду: сутки льющий дождь, все спокойно. Гулять под таким дождем особенно приятно, это настраивает на желание подумать наперед, на перспективу. А на многих это влияет очень угнетающе», — отметил Геннадий Онищенко.

По словам Главного санитарного врача в такой период очень важно правильно питаться, принимать витамины, не есть жирную мясную пищу, чтобы организм не «зашлаковывался». Иначе течение депрессии только усугубляется. Начало осени — это сезон овощей, подчеркнул он.

Несколько лет назад международной группой ученых были представлены данные о том, что депрессия повышает смертность в такой же степени, как табакокурение. Новые данные о генетической составляющей пристрастия к никотину опубликовали на этой неделе канадские исследователи.

Степень никотиновой зависимости напрямую связана с генетически обусловленной скоростью метаболизма никотина в организме. Чем быстрее происходит этот процесс, тем сильнее реакция головного мозга на поступление никотина и визуальные стимулы, связанные с курением, и тем труднее человеку отказаться от этой привычки. Во время курения никотин всасывается в кровь через слизистую оболочку рта и легких, и с кроветоком достигает печени, где метаболизируется, превращаясь в алкалоид котинин. Для процесса преобразования необходим фермент цитохром Р4502A6 -зависимая моноксигеназа (CYP2A6). Скорость этого процесса, а также уровень поступающего в головной мозг алкалоида зависит от вариации кодирующего фермент гена CYP2A6.

Авторы исследования протестировали курильщиков возрасте 18 – 35 лет, выкуривающих от пяти до 25 сигарет в день в течение не менее, чем двух лет, на скорость метаболизма никотина, вариацию гена CYP2A6 и реакцию головного мозга на визуальные стимулы, связанные с курением. Участникам эксперимента демонстрировали изображения пачек сигарет, курящих людей, и так далее, замеряя мозговые импульсы с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии.

Выяснилось, что области головного мозга, связанные с памятью, мотивацией и наградой — миндалина, гиппокамп, полосатое тело, островок и поясная кора – курильщиков с высокой скоростью метаболизма никотина демонстрируют значительно более бурную реакцию на визуальные стимулы, чем у курильщиков с медленным метаболизмом.

Именно эта устанавливающаяся психологическая и биохимическая ассоциация между мгновенно накатывающей после затяжки сигаретой «никотиновой волной», самим процессом курения и всем, что с ним связано, и делает людей с генетически обусловленным быстрым метаболизмом никотина столь страстными курильщиками, полагает руководитель исследования доктор Ален Дагер (Alain Dagher) из Монреальского неврологического института и госпиталя (The Neuro) при университете МакГилла (Канада), которого цитирует пресс-релиз The Neuro.

Им гораздо труднее избавиться от этой зависимости, чем людям с медленным метаболизмом никотина, у которых уровень алкалоида в крови практически не меняется в течение дня и отсутствует эффект «никотиновой волны». «Механизм возникновения привычки в таких людей совершенно иной», поясняет ученый.

Как полагают авторы исследования, полученные результаты говорят о том, что подход к разработке программ отказа от курения необходимо индивидуализировать в зависимости от уровня никотинового метаболизма каждого конкретного курильщика.

Глухим мышам-песчанкам восстановили слух человеческими стволовыми клетками. Об этом сообщает журнал Nature. Группа британских ученых из Университета Шеффилда под руководством Марчело Ривольта (Marcelo Rivolta) инъецировала 50 тысяч клеток-предшественников слуховых нейронов зародыша человека в атрофированные нейроны кохлеарного спирального ганглия (нейроны улитки внутреннего уха) 18 грызунов, добившись таким образом частичного восстановления слухового нерва, по которому звуковые сигналы поступают в мозг.

Атрофией слухового, точнее, преддверно-улиткового нерва, обусловена потеря слуха у каждого десятого человека на планете.

Стволовые клетки вносились в уши подопытных животных в среде, способствующей трансформации клеток-предшественников в клетки слухового нерва.

Острота слуха к грызунам возвращалась постепенно на протяжении двух с половиной месяцев. К концу исследования она в среднем составила 45 процентов от нормы. У трети песчанок наблюдалось восстановление слуха до 90 процентов, еще треть на терапию стволовыми клетками никак не отреагировала.

Мыши-песчанки были выбраны в качестве модели потому, что они воспринимают звуки в том же диапазоне частот, что и люди, в отличие от обыкновенных мышей, который слышат в диапазоне высоких частот.

Исследователи измеряли сдвиги в остроте звука путем регистрации энцефалограмм мышей, то есть активности их мозга.

По мнению доктора Ралфа Холма (Ralph Holm), главы биомедицинских проектов в благотворительной организации Action on Hearing Loss, результаты этого исследования «дают основания надеяться, что в будущем удастся исправлять некоторые виды глухоты». «Для миллионов людей, которые страдают утратой слуха, это чрезвычайно важно», — подчеркивает он.

Источник: http://medportal.ru/mednovosti/main/2012/09/14/digest/

Подвижная психика

Общая психология (фрагмент семинара)

КИНЕСТАТИКА
(«движение + стоятие» /гр./ — родовидовой элемент 1.4. Таблицы 1)
подвижность, устойчивость, инертность, уравновешенность

— Подвижность — это многообразие движений человека?

— Подвижность — это способность психических элементов перемещаться, изменять свое место в пространстве. Внешне это свойство проявляется в подвижности человека. Внутренне — в перемещении образов, изменении подходов, смене отношений.

Подвижность может быть заложена в геноме человека как врожденная характеристика, а может быть приобретена в результате развития человека. Она может быть осознанной (необходимость поиска чего-либо), а может быть неосознанной (суета, метания). Подвижность позволяет человеку перестраивать психику и психические процессы. Подвижные люди имеют большие возможности в поисково-исследовательской деятельности, большую способность к свободным перемещениям.

— А что такое инертность? Судя по смыслу, — это нечто противоположное подвижности?

— Совершенно верно. Подвижность и инертность — это две взаимоисключающие и, — как это ни странно, — взаимодополняющие характеристики психики человека.

Инертность (неподвижность, бездеятельность — лат.) — способность психики сохранять состояние покоя и места в пространстве. Инертность и ригидность (твердость — лат.) психики необходимы в стационарных (неподвижных — лат.) условиях деятельности. Здесь подвижность только мешает. Инертные люди хорошо выполняют монотонную, однообразную работу. У них лучше формируются установки. Они более консервативны в своих отношениях к действительности.

Когда ругают консервативных, ригидных, инертных людей, называя их косными, твердолобыми, заторможенными, у меня возникает протест. Хочется в качестве эксперимента предложить шустрым, подвижным «обвинителям» попробовать выполнить работу, требующую постоянного надзора, контроля, твердости позиций.

— Но инертность, консерватизм часто вредят человеку и мешают развитию!

— Я бы сказал не «часто вредят», а «могут вредить» человеку. Там, где необходима перестройка, а человек инертен, то он или погибнет, или займет худшее место в жизненном пространстве. Что касается развития, движения вперед, то неизвестно куда это развитие приведет. Только ретроспективный анализ событий может показать роль консерваторов. Консервативные люди по инерции продолжают двигаться вперед, а другие консервативные люди, требуют остановиться в этом безудержном развитии. Кто прав, кто не прав — рассудит время.

— Понятие «инертность» как-то отличается от понятия «устойчивость»?

— Да. Но эти понятия соседствуют друг с другом, если так можно сказать.

Устойчивость — это способность, человека, психики человека занимать прямолинейное положение или осуществлять направленное движение, не допуская колебаний в ту или иную сторону. Эта характеристика внешне проявляется в «пирамидальном», прямом положении тела или в направленном, уверенном движении. Пирамида — это достаточно устойчивое геометрическое тело. Пирамидальное, прямое положение тела — это, прежде всего, расставленные на ширину плеч ноги и прямая осанка. Обратите внимание на выправку военных людей. Здесь достаточно хорошо просматривается это феномен устойчивости.

Кроме статического положения, устойчивость крайне необходима в поступательном процессе движения к какой-либо цели. Она способствует формированию представлений, определяет направленность действий человека, помогает ему в карьерном продвижении.

Устойчивость психики часто одобряется общественным мнением. Но нужно, все-таки, помнить, что устойчивые люди часто бывают прямолинейными, не гибкими в своих намерениях и действиях. Отсутствие гибкости может привести их к проигрышу, особенно, там, где эта гибкость требуется всеми условиями эффективной жизнедеятельности.

— Устойчивость и уравновешенность — это не одно и тоже? Мне кажется, что эти понятия близки по смыслу.

— Нет. Это прямо противоположные понятия. Как инертность и подвижность, устойчивость и уравновешенность — это взаимоисключающие, но и взаимодополняющие характеристики психики человека. Если устойчивость характеризует пространственное положение пирамиды, стоящей на основании, то уравновешенность — это сбалансированное положение весов. Весы, как известно, имеют свою точку опоры. Но давайте вернемся к психике человека и определим, что такое уравновешенность.

Уравновешенность — это способность психики балансировать между двумя крайностями. Уравновешенность дает человеку возможность занимать промежуточное положение между двумя противоположностями. Уравновешенный человек не впадает в крайности. Он гибок, политичен, стремясь удержать или улучшить свое положение.

Внешне уравновешенность проявляется в каких-либо позах. Позы для человека характерны в неопределенных, часто, противоречивых, противоположных ситуациях. Поэтому по позе с определенной долей вероятности можно оценить психику человека и его возможную реакцию на конкретную ситуацию.

Уравновешенность психики — весьма полезная характеристика психики. Но уравновешенный человек может быть человеком не устойчивым, не надежным, так как его реакции политичны и зависят от конкретной ситуации. Двойственность во мнениях и отношениях довольно характерна для уравновешенных людей.

Психология делового общения

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ И ВЛИЯНИЯ
(разработана на основе полного варианта системы элементов психологии)

СИСТЕМА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

подвижная психика

На предложенном рисунке психологическая атака противоположна программированию, манипуляция — давлению.

Возможны смежные сочетания: атака + давление, давление + программирование, программирование + манипуляция, манипуляция + атака.

Возможны парадоксальные включения: атака с элементами программирования, программирование с элементами атаки; давление с элементами манипуляции, манипуляция с элементами давления.

Психологическая атака — это метод разнообразного, изменчивого; быстрого, активного; многословного, многозначного; подвижного, пантомимического воздействия на психику человека с целью отключения логического мышления: произведения или неотразимого впечатления, или введения в состояние растерянности, с последующим побуждением человека к нужной реакции.

ОБРАЗЫДЕЙСТВИЯСЛОВАПОЛОЖЕНИЕ
разнообразие
изменчивость
быстрота
активность
многословие
многозначность
подвижность
пантомимика

Психологическая атака применяется политиками, предпринимателями; радио- и телеведущими; в процессе презентации, аттраксии (зазывания) и т.д. В основе либерократического стиля-метода руководства — пси-атака.

Психологическое программирование — это метод однообразного, константного; точного, настойчивого; однозначного, уникального; неподвижного, инертного воздействия на психику человека с целью создания алгоритмов его интеллекта и формирования стереотипов поведения (с последующим включением нужных программ через специальные коды доступа).

ОБРАЗЫДЕЙСТВИЯСЛОВАПОЛОЖЕНИЕ
однообразие
константность
точность
настойчивость
однозначность
уникальность
неподвижность
инертность

Психологическое программирование применяется в торговой и политической рекламе; в процессе обучения, инструктажа; при кодировании и т.д. В основе бюрократического стиля-метода руководства — пси-программирование.

Психологическая манипуляция — это метод двойственного, композиционного; ловкого, решительного; двузначного, двусмысленного; равновесного, сбалансированного воздействия на психику человека с целью постановки его в неудобное положение необходимого выбора своего поведения между двумя альтернативами (между хорошим и плохим, хорошим и более хорошим, плохим и более плохим, хорошим и нейтральным, плохим и нейтральным поведением, выгодным манипулятору).

ОБРАЗЫДЕЙСТВИЯСЛОВАПОЛОЖЕНИЕ
двойственность
композиционность
ловкость
решительность
двузначность
двусмысленность
равновесие
сбалансированность

Психологическая манипуляция применяется политиками, идеологами, воспитателями; мошенниками; в процессе переговоров, дискуссий, диспутов т.д. В основе демократического стиля-метода руководства — пси-манипуляция.

Психологическое давление — это метод представительного, внушительного; сильного, интенсивного; указующего, утвердительного; устойчивого, стабильного воздействия на психику человека с целью принуждения его к действиям и размещения на нижней ступени социальной иерархии.

ОБРАЗЫДЕЙСТВИЯСЛОВАПОЛОЖЕНИЕ
представительность
внушительность
сила
интенсивность
приказ
утверждение
устойчивость
стабильность

Давление применяется в армии, органах власти и управления; в процессе моббинга, травли, шантажа и т.д. В основе автократического стиля-метода руководства — пси-давление.

Психологическая диагностика и коррекция (краткая аннотация методики)

Методика ЛИСИ (личность-индивид-субъект-индивидуальность)

Методика позволяет выявить 4 психологических типа (акцентуации): «индивид», «субъект», «индивидуальность», «личность» и 16 подтипов (субакцентуаций): «индивид-индивид», «индивид-субъект», «личность-индивидуальность», «личность-личность».

Основа диагностического инструментария — опросник, состоящий из 105 диагностических единиц: 64-х базовых, 32-х дополнительных, 9-ти проверочных.

Интерпретация результатов опроса дает возможность отобразить психику конкретного человека комбинацией из 64-х элементов таблицы в виде:
— абсолютизируемых психотипов (категорическая интерпретация),
— относительных акцентуаций (профильная интерпретация).

Данные вербально-графической и вербальной интерпретации результатов опроса по методикам Г. Ю. Айзенка (опросники EPI; MPI) при достаточной выраженности психотипов имеют относительно высокую степень корреляции с интерпретацией результатов опроса по методике ЛИСИ.

В этом случае для вербальной интерпретации «экстраверта» можно использовать комбинационные цепи, составленные из всех первых видовых элементов таблицы, «интроверта» — из всех третьих элементов, «стабильного типа» — из всех вторых элементов, «нейротика» — из всех четвертых элементов периодической таблицы (см. Таблица 1).

Несмотря на концептуальные противоречия авторской системы (модели) и системы (модели) Г. Ю. Айзенка результаты интерпретации могут быть относительно достоверны.

В частности, у Айзенка шкала стабильность-нейротизм — шкала порядка (от устойчивости до нервности /неуравновешенности/). У автора шкала субъект-личность — это шкала равных отношений (устойчивость- «0» -уравновешенность). Если рассуждать проще, то «нейротизированный тип» может быть уравновешенным и неуравновешенным «стабильный тип» устойчивым и неустойчивым, стабильный или нейротизированный типы могут иметь устойчивую (неустойчивую) или уравновешенную (неуравновешенную) психику.

Для психологической коррекции (приведения в соответствие профильной интерпретации результатов диагностики оптимальной психограмме жизнедеятельности /деятельности/ человека) можно использовать все доступные подходы, методы методики, приемы. Они достаточно хорошо описаны в психологической литературе и представлены в практике психологов-профессионалов.

Кибернетическая психология

Полный вариант системы элементов психологии — основа программного обеспечения специальных … комплексов

Источник: http://psychology.net.ru/articles/print.html?page_id=483

Отряхнулся и пошел. Что такое психологическая устойчивость и как она приближает нас к счастью

В резюме, поданных на амбициозные вакансии, часто значится пункт «стрессоустойчивость». Но что это означает — непробиваемость или, наоборот, гибкость? В позитивной психологии, изучающей «хорошие» состояния психики, устойчивость — это одно из ключевых понятий. Что оно в себя включает и как добиться большей эффективности в трудных ситуациях?

Поделиться:

Термин «устойчивость» (resilience) был заимствован англоязычными психологами из физики — исходно это слово означает свойство упругого тела восстанавливать исходную форму после прекращения деформирующего воздействия. Наша психика тоже может быть «упругой» — в этом случае устойчивость означает способность человека успешно функционировать в неблагоприятных обстоятельствах.

Изначальная способность стойко переносить невзгоды зависит от многих факторов — генов, воспитания, социальных возможностей и т. д. Устойчивость не передается по наследству напрямую, но, как пишут авторы книги Resilience: The Science of Mastering Life’s Greatest Challenges, психиатры Стивен М. Саутвик и Деннис С. Чарни, последние исследования связывают это качество с генами, которые регулируют симпатическую нервную систему (она отвечает за адаптацию функций организма к стрессовым условиям), гипоталамо-гипофизарно-адреналовую ось (стимулирует выброс кортизола в кровь) и обмен серотонина (влияет на поведенческие реакции на стресс и стабильность настроения). Также важную роль играет допаминовая система вознаграждения (биологическая основа мотивации) и префронтальная кора головного мозга (она позволяет нам контролировать и планировать свое поведение, несмотря на обуревающие нас эмоции). Наши природные данные сильно различаются: кому-то биологически больше повезло с саморегуляцией, а у кого-то это слабое место. Но это не означает, что устойчивость нельзя развить. То же самое и с факторами внешней среды: дети из неблагополучных семей находятся в зоне риска, но примерно треть из них (согласно продолжительному исследованию известного психолога Эмми Вернер) отлично справляется с трудностями.

Важно отметить, что это бесценное качество не означает упрямства и непробиваемости — ригидные люди, с трудом меняющие свои взгляды и привычки, хуже приспосабливаются к тяжелым ситуациям, чем мягкие и гибкие индивиды, хотя на первый взгляд и могут выглядеть более внушительно. Устойчивость также не равна «непробиваемому оптимизму», который часто основан на отрицании неприятных эмоций и может приводить к необъективной картине мира. Стойкий человек реалистично смотрит на жизнь и хорошо разбирается в своих ощущениях, признавая и страх, и злость, и горе, когда они появляются. Но при этом он не дает эмоциям контролировать свое поведение, быстро переходя от признания того, что ситуация ему не нравится, к поискам выхода из нее. Такой человек верит, что в его силах что-то изменить. Лишенные этого качества люди обычно начинают обвинять внешний мир в том, что он сделал их несчастными, и оправдывать собственное бездействие.

подвижная психика

Дарья Варламова:
Концепция не изменилась. Что такое ригидность и как она мешает адаптироваться

Это не означает, что надо брать на себя полную ответственность за то, что с вами происходит — разумеется, природные катаклизмы, болезни, войны, уровень преступности и многие другие неприятные вещи находятся вне вашего контроля. Но в любой, даже самой сложной ситуации есть что-то, чем мы управляем. Известный австрийский психиатр Виктор Франкл, прошедший через концлагерь, в своей работе «Человек в поисках смысла» изучал, какие стратегии помогали другим заключенным выживать в столь страшных условиях. Оказалось, что лучше всего справлялись те, кто придумывал себе какие-то осмысленные действия: например, одна женщина не потеряла волю к жизни потому, что постоянно следила за состоянием своих волос — того немногого, чем она еще могла распоряжаться.

Интересно, что психологическая устойчивость непосредственно влияет на физическую сопротивляемость организма. Например, чувство юмора, по некоторым данным, укрепляет иммунную систему (в частности, повышает содержание в слюне иммуноглобулина А, который помогает нам бороться с респираторными заболеваниями).

Что помогает стать устойчивее

Американская психологическая ассоциация (АРА) разработала список из 10 советов для тех, кто хочет сделать собственную психику более адаптивной и выносливой. Вот некоторые из них:

Укрепляйте отношения внутри и вне семьи. Отдельно повезло тем, у кого в детстве сформировался надежный тип привязанности: уверенность в поддержке родителей позволяет ребенку смелее исследовать окружающий мир, что отражается на способности к активным действиям в ситуациях неопределенности и во взрослом возрасте. Но и для тех, кому не повезло с родителями, есть хорошая новость: крепкие, нежные и полные взаимной заботы отношения с партнером и друзьями тоже позитивно сказываются на психологической устойчивости. В тяжелой ситуации вы будете знать, что не одиноки — поддержка придаст сил, чтобы бороться с обстоятельствами. Это подтверждают даже исследования среди военных: дружные отношения с однополчанами заметно повышают эффективность солдат на поле боя и их способность переносить стресс.

Верьте в свои силы. Это не означает, что полезно считать себя Суперменом — наоборот, нужно ставить амбициозные, но реалистичные цели и быть готовым к работе над собой и к тому, что результаты появятся не сразу. Важно отмечать постепенный прогресс и уметь работать на «стайерских» дистанциях ради отложенного вознаграждения: знаменитые «зефирные» эксперименты конца 1960-х — начала 1970-х в США показали, что дети, способные отказаться от сладости сейчас для того, чтобы получить вдвое большую порцию позже, впоследствии преуспевали больше, чем их менее выдержанные сверстники.

Будьте готовы меняться. Не стоит воспринимать свалившиеся на вас трудности как что-то, необратимо ухудшающее вашу жизнь. Многое зависит от интерпретации и от умения разделять то, что на что можно повлиять, а на что нет. Мир постоянно меняется, и какие-то из прежних целей и планов приходится пересматривать. Временное разочарование вполне естественно, но эти изменения могут открыть новые перспективы, если сосредотачиваться не на негативе, а на максимальной выгоде, которую можно извлечь из изменившихся обстоятельств.

Используйте трудность как урок. Не всегда можно победить, но в любой ситуации можно чему-то научиться, если быть достаточно открытым и любопытным. Знаменитая цитата Ницше о том, что то, что нас не убивает, делает нас сильнее, может прозвучать болезненно для человека, только что пережившего трагедию. Проблемы не всегда закаляют, а чрезмерная нагрузка может сломать даже сильного человека. И все-таки трудные обстоятельства могут помочь нам открыть свои новые сильные стороны. Конечно, это не обязательно происходит сразу и по умолчанию — для этого требуется серьезная внутренняя работа и некоторая доля везения.

Не забывайте заботиться о себе. Психологическая выносливость не означает, что нужно быть ломовой лошадью — если вовремя расслабляться и переключать внимание с проблем на что-то приятное, энергии заметно прибавится.

Психологи также советуют искать дополнительные способы сохранять душевное равновесие. Какие-то из них могут быть индивидуальными — например, творчество, личный дневник или духовные практики. Другие имеют под собой научную основу — например, медитация помогает бороться с тревожностью и развить самоконтроль, а аэробные упражнения страхуют от неприятных последствий повышенного уровня кортизола — «гормона стресса».

Источник: http://snob.ru/selected/entry/119675/

Форум для настоящих женщин

Меню навигации

Пользовательские ссылки

Объявление

Информация о пользователе

Вы здесь » Форум для настоящих женщин » Наши дети » Психика дошкольника

Психика дошкольника

Сообщений 1 страница 1 из 1

Поделиться12009-12-05 22:23:27

Психика ребенка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной нервных реакций и даже нервных расстройств.

Родители должны знать границы психоэмоциональных возможностей малыша 3—6 лет и не допускать действия тех раздражителей, которые слишком сильны для ребенка и могут вызвать срыв высшей нервной деятельности, привести к развитию нервного заболевания.

Опасность развития невроза у дошкольников таится в столкновении возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Суть его заключается в следующем. Многие воспитательные воздействия направлены на то, чтобы вырабатывать у малыша сдержанность, умение «затормозить» свои желания, но в силу особенностей возраста ребенок подвижен, активен, любознателен, он страстно стремится познать окружающий мир, проявить самостоятельность, и нередко эти активные действия наталкиваются на жесткий родительский запрет: «нельзя», «не делай этого», «не разговаривай», «не ерзай» и т. д. Постоянный запреты обусловливают перегрузку тормозного нервного процесса, который у дошкольников еще относительно слаб. Кроме того, создаются условия для столкновения этого процесса с возбуждением, с желанием что-то делать, двигаться, говорить и т.п. Если такие перегрузки и «сшибки» повторяются часто, у ребенка может развиться невроз.

Дошкольный возраст
невропатологи называют колыбелью невроза, периодом упрямства, негативизма, ибо ребенок бурно протестует против многочисленных барьеров, которые ставят взрослые на пути его активной познавательной и мышечной деятельности. Возможность развития невроза у дошкольников явно возрастает, когда родительский запрет сопровождается окриком, угрозой или телесным наказанием. В подобной ситуации запрет приобретает характер психотравмы, рождающей не только конфликт между ребенком и родителями, но и грубую дезорганизацию детских мыслей и чувств, а иногда — полный срыв психоэмоциональной деятельности.

К 3—4 годам правильно воспитанный ребенок хорошо усваивает смысл слов «нет» и «нельзя», обозначающих твердое отклонение его необоснованных просьб, требований и желаний. Тормозные реакции на такие слова вырабатываются легче, если, пуская в ход крик, плач, истерическую реакцию, дети ничего этим не достигают. Во-первых, никому из взрослых, окружающих ребенка, не следует показывать вида, что такое поведение малыша их волнует. Во-вторых, резкий окрик обычно бесполезен, равно ках и паническое заискивание перед капризным ребенком. Наиболее верной формой поведения взрослых в таких случаях является спокойное разъяснение малышу неприглядности его поведения и твердое отклонение необоснованного требования, неразумной просьбы, неоправданного желания. Главное, чтобы при этом сохранялась единая линия в поведении взрослых, а их слова не расходились с делом (за исключением каких-либо необычайных обстоятельств).

При необходимости детей наказывают, но без унижения их достоинства. Можно лишить малыша любимых игрушек, сладостей и т.п. Если ребенок наказан, например, отцом, лучше, чтобы отменил наказание тоже он. Серьезную ошибку допускают те родители, которые отменяют наказание, полученное ребенком от другого члена семьи. Подобный подход способствует тому, что дети перестают считаться с требованиями взрослых. Одной из форм наказания является временное охлаждение к ребенку родителей и других членов семьи.

Одномоментная, но сильная психическая травма может вызвать у ребенка невроз в форме нарушения речи — заикание или даже полное выключение речи на определенное время. Нередко причиной заикания бывают поведение пьяных родителей, грубые наказания ребенка. Заикание затрудняет общение детей с другими лицами, рождает чувство собственной неполноценности.

Следствием потрясения или конфликта ребенка с окружающими может быть невроз навязчивых состояний. Навязчивыми бывают страхи, воспоминания, поступки. Такое болезненное состояние обычно развивается как закрепившийся условный рефлекс с нежелательным эффектом. Связь с пережитой психической травмой может зафиксироваться также в навязчивых действиях в виде бесконечного оплевывания, шмыгания носом, постукивания ногой или рукой, кивания головой.

Психическая травма дошкольника (особенно в возрасте 3—4 лет) бывает обусловлена одномоментным сверхсильным воздействием различного происхождения, но непременно связанным со страхом. Так, ребенок может сильно испугаться во время грозы, землетрясения, пожара. Ужас охватывает малыша при внезапном появлении разъяренной лающей собаки. Чувство страха может появиться и в зверинце или в цирке, где демонстрируются крупные хищники.

Следует учитывать, что психика особенно ранима у детей физически ослабленных от рождения, у малышей возбудимых, легко истощаемых, часто болеющих. Этим детям крайне необходим надежный заслон от психотравмирующих воздействий окружающей среды. Если же ребенку и предстоит встреча с непонятными, но впечатляющими воздействиями (например, посещение зоопарка), то малыша необходимо психологически к этому подготовить и по необходимости ограничивать зрелищные и другие впечатления.

Невроз детского страха возникает иногда в результате просмотра кинофильмов и телевизионных передач. Содержание детских телевизионных передач, а также сказок, рассказов, стихотворений, песен, должно быть понятным и доступным, но не устрашающим.

Некоторые родители в «воспитательных целях» запугивают ребенка милиционером («придет и заберет») или доктором («сделает укол»). В дальнейшем при одном упоминании, например, о враче ребенок впадает в паническое состояние. А ведь с медицинскими работниками ему непременно придется столкнуться, и не раз.

Тяжелой психической травмой для ребенка является распад семьи. Он не может еще правильно оценить происходящее, не в состоянии без потрясения перенести уход из семьи отца или матери.

Наиболее часто встречающаяся форма невроза у детей — неврастения, то есть резко выраженное истощение функциональных возможностей центральной нервной системы. У детей-неврастеников отмечаются неуверенность в своих силах, ослабление воли, памяти, внимания, нарушение сна. Умственные и физические нагрузки, даже умеренные, нередко вызывают у них бурные вегетативные реакции: покраснение или побледнение лица, обильное отделение пота, боль в сердце, повышение температуры тела.

Основной принцип профилактики неврозов у детей — это соблюдение оптимального ритма жизни: разумное чередование и сочетание умственных, эмоциональных и физических нагрузок.

Если ребенок на распоряжение реагирует резко отрицательно, нецелесообразно настаивать на его выполнении. Лучше в таких случаях подождать, когда ребенок успокоится. Упрямым детям распоряжения следует отдавать не в форме приказания, а в виде просьбы, сопровождая ее словами «пожалуйста», «будь добр» и т. п. Предложения и просьбы родители и другие взрослые должны произносить без ноток раздражения, а тем более гнева, наиболее уместен ровный, спокойный тон.

Родителям полезно помнить простую истину: неврозы у детей легко предупредить, но очень трудно лечить.

Источник: http://idealwomen.0pk.ru/viewtopic.php?id=114

Гуманитарная соционика

Психика многослойна: тип, подтип, профиль. Позиция Гуманитарной соционики

Психика в Гуманитарной соционике рассматривается как объёмная система слоёв, напластованных друг на друга: глубинное ядро — средние слои — поверхность. Качество и устойчивость этих слоёв закономерно изменяются от глубинного ядра к внешней оболочке. Чем ближе к внешней границе, тем психика более подвижна и тем меньше энергии требуется приложить, чтобы её транфсформировать.

Собственно тип находится в глубинном ядре. Его устройство в течение жизни средствами самой психики не меняется (максимальная жёсткость и устойчивость). Срок его существования равен времени существования самой психической системы. Таким образом, соционический тип является инвариантом психики. Чтобы прямо обнаружить и «вскрыть» его, нужно приложить к психике максимальную нагрузку.

Соционика. Психика многослойна — кроме типа, существует подтип и акцентуации. Именно этим объясняется трудность диагностики типа.

Далее над сердцевиной лежит средний слой, который обладает не абсолютной, а лишь относительной устойчивостью. Он называется вариантом типа, или подтипом. Относительная устойчивость означает, что подтип может измениться, хотя это происходит редко и лишь под влиянием сильных жизненных потрясений в те моменты, когда психика находится в переходном состоянии (например, подростковый период, кризис середины жизни и т.п.). В случае индивидуальной психики речь идёт о периоде в десятки лет. Вариант типа проявляется прежде всего как склонность человека выполнять определённую роль в первичной группе.

И, наконец, снаружи формируется самый «мягкий» и подвижный психический слой — функциональный профиль, который часто является отпечатком текущей среды обитания носителя типа. Он существует так долго, как долго носитель типа пребывает в ней. Обычный срок жизни профиля — порядка нескольких лет. В этом случае также говорят о стереотипах поведения. Например, армейская среда делает человека грубее, женское воспитание способствует формированию профиля с эмоциональностью и т.п.

подвижная психика

Именно многослойностью психики объясняется трудность однозначной диагностики её типа. При детальном и тщательном рассмотрении с близкой дистанции перед наблюдателем открывается причудливая картина усиленных и ослабленных функций, которая напоминает наложение двух, а иногда и более типов.

Кроме того, не следует исключать и текущие функциональные состояния (эта часть психики ради простоты на схеме не указана). Их совокупность нередко рассматривается как четвёртый, самый короткоживущий слой психики. Например, когда люди коллективно радуются какому-то очень значимому для них событию, то практически все они оказываются в этико-экстравертном состоянии «Е» и т.п. Таким образом, функциональное состояние непродолжительно (у отдельного человека оно длится от нескольких минут до нескольких часов) и полностью ситуативно. Его можно представить себе как локальный «всплеск» на функциональном профиле.

Гуманитарная соционика рекомендует следующий порядок записи модели психики из трёх частей (текущее состояние обычно не записывается): тип — подтип — усиленные функции.

Образ Я (представление человека о самом себе) обычно фокусируется на средних слоях психики и выше (уровень подтипа и акцентуированных функций). Осознание себя в чистом (стандартном) типе легко даётся лишь целостным личностям с адекватной самооценкой. Необходимо помнить, что реальные люди могут сознательно или полуосознанно фокусироваться сразу на нескольких психических слоях — думать одно, говорить другое, а вести себя по-третьему.

Источник: http://socioniks.net/article/?id=8

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *