Холл Стенли | Мир Психологии — психолог холл

28.12.2019

Из применения биогенетического закона к психологии детей следовали неприемлемые для современной науки выводы. Х. настаивал, в частности, на том, что детям нужно предоставлять возможность проходить через анимистические, религиозные и др. стадии в своем развитии («Проблемы воспитания», 1911).

Мир Психологии

психолог холл

ХОЛЛ СТЕНЛИ

Холл Гренвилл Стэнли (Hall, Granville Stanley 1844-1924) — амер. психолог, один из основателей педологии и амер. экспериментальной психологии; автор работ по детской и педагогической психологии, в которых использовал результаты созданных им опросников детей различных возрастов. Впоследствии опросники Х. были подвергнуты критике за субъективность (Т. Рибо), поскольку вопросы предполагали самонаблюдение детей над своим собственным сознанием.

Придерживался теории рекапитуляции ( см . также Биогенетический закон, Периодизация психического развития), согласно которой ребенок в своем психическом развитии кратко повторяет стадии развития психики человеческого рода. Очевидная биологизация психического развития детей в данной концепции Х. была подвергнута справедливой критике в трудах специалистов по детской психологии последующего периода, в т.ч. К.Н. Корнилова, Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

ХОЛЛ Гренвилл Стэнли (1846–1924) — американский психолог, один из основоположников педологии, сторонник экспериментальной педагогики. С целью исследования детской психики Х. широко распространял вопросники, отвечая на к-рые дети должны были сообщать о своих чувствах (в частности, моральных и религиозных), о своем отношении к другим людям («юность», 1904). Методика вопросников встретила резкую критику, поскольку строилась на признании достоверности высказываний детей о самих себе. Впоследствии метод вопросников был заменен методом тестов.

В объяснении психического развития ребенка Х. опирался на биогенетический закон, на основе к-рого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества). Формирование психики детей трактовалось как фатальный переход от одной фазы развития человеческого рода к другой. Например, характер детских игр объяснялся проявлением и «изживанием» охотничьих инстинктов первобытных людей, а игры подростка считались воспроизведением образа жизни воинственных племен.

Из применения биогенетического закона к психологии детей следовали неприемлемые для современной науки выводы. Х. настаивал, в частности, на том, что детям нужно предоставлять возможность проходить через анимистические, религиозные и др. стадии в своем развитии («Проблемы воспитания», 1911).

Источник: http://www.persev.ru/kholl-stenli

Холл Грэнвилл Стэнли

психолог холлГрэнвилл Стэнли Холл (Granville Stanley Hall; 1844-1924) – американский психолог, педагог, один из организаторов психологической науки в США. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии) и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джемсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).

Американский психолог Г.С. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался не сколько лет. В Лейпциге Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя роль мышечной чувствительности в восприятии пространства. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. – «Журнал педагогической психологии». основал и был редактором «American Journal of Psychology», а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904 г.) и «Journal of Race Development» (после 1910 г.).

Начиная с конца прошлого века, Холл – один из ведущих ученых США – стал вместе с другими психологами организатором первых профессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов, он также сыграл большую роль в приглашении 3. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые прошли с большим успехом, положив начало американскому психоанализу.

Однако известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей. Хотя идея о необходимости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е годы прошлого века, исследований, в центре которых стояла бы имен но эта задача, еще не существовало. Г. Спенсер, который впервые заговорил о развитии психики в процессе адаптации к среде, анализировал прежде всего методологические и общетеоретические проблемы психического развития. Холл же в первую очередь обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка, анализ которого может стать генетическим методом общей психологии. Им на писаны работы, посвященные проблемам возрастной психологии и положившие начало плодотворному развитию этой отрасли психологической науки в Америке: «Юность» (1904 г.) и «Проблемы воспитания» (1911 г.).

В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как дети представляют окружающий мир. Вскоре их содержание рас ширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, дети должны были рас сказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Мате риалы, полученные в исследовании Холла, позволяли также со ставить комплексную характеристику детей, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с позиций самих подростков.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии про ходят те же стадии, что и весь род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказав, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

В созданной им теории рекапитуляции Холл утверждал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является (по мнению Гетчинсона) ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Холл был также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяс нялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практи ческой психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комп лексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.

Таким образом, С. Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла имен но психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х годов нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. При этом название «педология», введенное учеником Холла О. Кристиеном, было заменено новым – child study («исследование ребенка»).

Источник: http://wiki.1vc0.ru/enciklopediya/psixologiya/psixologi/grenvill-stenli-xoll.html

Психолог холл

Возрастная психология на протяжении многих веков не сущест­вовала как самостоятельная наука, более того, изучение психичес­кого развития ребенка и создание концепций воспитания осуще­ствлялось в русле философии (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локк, А. Бэн и др.) и естествознания, изучавшего ребенка с точки зрения физиологии, биологии и медицины (работы Ч. Дарвина), а также в этнографических исследованиях детства и языка (И. Тен). Такая картина просуществовала вплоть до конца XIX в., когда постепенно стали намечаться предпосылки для фор­мирования возрастной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки, важнейшими из которых были:

1) разработка идей развития в биологии, в частности в эволюционной теории Чарльза Дарвина;

2) активное развитие самой психологии как самостоятельной науки, в частности развитие экспериментальной, дифференциальной психологии, и проводимые в то время лабораторные эксперименты В. Вундта, исследования памяти Г. Эббингауза, изучение индивидуальных различий Ф. Гальтона;

3) появление в русле экспериментальной психологии объективно научных методов исследования — эксперимента как собственно психологического, а не психофизиологического метода, использование математических методов для проверки и анализа полученных результатов, что впоследствии привело к разработке различных тестов для измерения способностей и высших психологических функций как взрослых, так и детей;

4) обусловленный требованиями времени и ходом развития общества переход психологии от теоретической науки к практике и практическому применению накопленных знаний, в частности применение этих знаний в области педагогики и обучения, т. е. возникновение тесной связи между психологией и педагогикой. Таким образом, возрастная психология как самостоятельная наука появилась на стыке двух других наук — психологии и пе­дагогики. Целью детской психологии становится разработка объективных общих рекомендаций относительно разработки приемов и методов обучения на каждом из возрастов. В соот­ветствии с этой целью перед детской психологией встала задача исследования общих для всех детей механизмов и этапов пси­хического развития.

С именем Стенли Холла (1844—1924) связано возникновение такой отрасли возрастной психологии, как педология, — Холл явился ее основателем. Также Ст. Холл, будучи учеником В. Вунд-та, повлиял на возникновение и развитие в США эксперимен­тальной психологии, организовав исследовательскую лабораторию по изучению психики ребенка, а также издавая психологи­ческий журнал, посвященный проблемам детской психологии.

В своих исследованиях Холл вывел следующие законы и идеи, ставшие центральными в его науке педологии.

1. Ребенок в своем психическом развитии проходит все стадии филогенетического развития психики человека.

2. Последовательность прохождения и содержание этих стадий имеют генетическую природу, и поэтому общие для всего человеческого вида в целом. Это утверждение легло в основу созданной Холлом теории рекапитуляции.

3. Создание на основе теории рекапитуляции периодизации психического развития ребенка, где ведущим критерием изучения на каждом этапе является способ добывания ребенком пищи, при этом каждая стадия развития имеет соответствующий онтогенезу, т. е. общему развитию человека, способ добывания пищи.

4. Обучение должно проходить в точном соответствии с каждым возрастным этапом, не забегая вперед, но и не отставая, так как организм самостоятельно подготавливает необходимую основу для успешного психического развития ребенка.

5. Прохождение каждой из этих стадий обязательно в строго отведенное для нее природой время, и застревание на какой-либо стадии ведет к различным отклонениям от нормального развития и может плохо повлиять на общее психическое и умственное состояние ребенка.

6. Механизмом успешного перехода от одной стадии развития к другой является игра, в которой и происходит освобождение ребенка от инстинктов, мешающих его успешному развитию.

Стенли Холл был одним из пионеров детской психологии. Со­зданная им наука педология имела широкий резонанс в научных кругах и пользовалась большой популярностью. Несмотря на ее педоцентризм и пересмотр в дальнейшем некоторых положений, она все же сыграла важную роль в развитии психологии вообще и дет­ской психологии в частности. Ориентированность педологии глав­ным образом на практику, а не на теорию, ее акцент на решение практических задач психологии и педагогики позволили просущест­вовать этой науке до середины XX в., завоевав популярность не только в Америке, но и в Европе и России, а позже и в СССР.

Стенли Холл в созданной им науке педологии свел воедино требования педагогики к ее практическому применению и до­стижения того времени в биологии и психологии, что обусло­вило появление первой экспериментальной детской психоло­гии, необходимость которой осознавалась многими учеными и психологами того времени

Ученик Холла К. Гетчинсон на основании теории рекапитуля­ции создал периодизацию психического развития, критерием в ко­торой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, свя­зывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добы­вания пиши, который является (по мнению Гетчинсона) ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил в психическом развитии детей пять основных фаз, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпа­дал с началом следующей.

1. От рождения до 5 лет — стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком.

2. От 5 до 11 лет — стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком.

3. От 8 до 12 лет — пастушеская стадия. В этот период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности.

4. От 11 до 15 лет — земледельческая стадия, которая связана с интересом к погоде, к явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и цветоводству. В это время у детей появляются наблюдательность и осмотрительность.

От 14 до 20 лет — стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у них возникает стремление обмениваться различными предметами.

Д. Селли(1843-1923). В своих основных книгах «Очерки по психологии детства» (1895) и «Педагогическая психология» (1894-1915) он сформулировал основные положения ассоцианистического подхода к детскому развитию. Эти работы способствовали проникновению психологических идей в учебные заведения, частичному изменению программ обучения и стиля общения педагогов с детьми.

Селли исходил из того, что ребенок рождается только с пред­посылками основных психических процессов, которые формиру­ются уже при его жизни. Такими предпосылками служат три эле­мента, составляющие основу главных образующих психики — ума, чувства и воли. При этом врожденным элементом, из которого формируется ум, является ощущение, для чувств — это чувствен­ный тон ощущений, гнев и страх, а для воли — врожденные формы движений, т.е. рефлекторные, импульсивные и инстинктивные дви­жения.

В течение жизни происходит ассоциация отдельных элементов (ощущений, движений), которые объединяются (интегрируются) в целостный образ предмета, представление или понятие. Так же формируется постоянное отношение (чувство) к окружающему и волевое поведение. Большое значение при образовании ассоциа­ций, с точки зрения Селли, имело внимание, благодаря которому соединяются между собой строго определенные, а не любые эле­менты. Помогает усвоению и упражнение, которое ускоряет и упро­чивает связь элементов в единое целое.

Хотя в теоретическом плане существенных открытий в теории Селли не было, так как о структуре сознания и интеграции эле­ментов на основе ассоциации говорили практически все предста­вители этого направления, его труды имели большое значение для практической возрастной психологии и педологии. В центре вни­мания Селли было изучение того, какие ассоциации и в каком по­рядке появляются в процессе психического развития детей. Его исследования показали, что первыми возникают ассоциации по сходству, затем постепенно у детей формируются образы предме­тов, основанные на ассоциациях по смежности, а в конце второго года жизни появляются ассоциации по контрасту. Данные, полу­ченные Селли, позволили также выделить основные этапы в по­знавательном, эмоциональном и волевом развитии детей, которые необходимо учитывать при их обучении.

На основе этих положений последовательница Селли М. Монтессори разработала систему упражнений, способствующих интел­лектуальному развитию детей дошкольного возраста. Основой этой системы, достаточно распространенной и сегодня, была трениров­ка ощущений как основных элементов мышления, осознание и ин­теграция которых ведет познавательное развитие детей.

Немецкий психолог и педагог Э.Мейман (1862-1915) был одним из пионеров возрастной психологии в Германии. Он основал психо­логическую лабораторию при Гамбургском университете, в которой проводились исследования психического развития детей. Мейман также основал первый специальный журнал, посвященный педоло­гическим проблемам, — «Журнал по педагогической психологии». Основное внимание в своей разнообразной деятельности (он зани­мался не только психологическими проблемами, но и вопросами искусствоведения и является автором оригинальной эстетической теории) он уделял прикладному аспекту возрастной психологии и педологии, так как считал главной задачей педологии разработку методологических основ обучения детей. Его трехтомник «Лекции по экспериментальной педагогике» (1907) представлял собой своего рода энциклопедию педагогической психологии, в которой не только собрано все, что накопила в то время эта наука, но и пред­ложены новые подходы к пониманию познавательного развития.

В своих теоретических подходах Мейман стремился соединить ассоцианистический подход Селли с теорией рекапитуляции, пред­ложенной Холлом. Исходя из этого, он предложил свою периоди­зацию психического развития, критерием в которой являются уже не абстрактные способы добывания пищи, но этапы интеллектуаль­ного развития.

1. От рождения до 7 лет — стадия фантастического синтеза. На этой стадии дети обобщают отдельные ощущения без всякой системы и логики, поэтому получаемые ими понятия часто далеки от реальности. Так как интеллектуальная интеграция в этом возрасте еще плохо развита, ее результаты дополняются олицетворением и «вчуствованием», т.е. данными интеграции чувственного тона ощущений.

2. От 7 до 12 лет — стадия анализа. На этой стадии можно начинать систематическое обучение детей, так как ведущим процессом здесь становится не интеграция, а дифференциация – разложение общих понятий, знаний, которые ребенок пытается осознать, на части и формирование адекватного представление об этих частях.

3. От 12 до 16 лет-стадия рассудочного синтеза. На этом этапе у подростков формируется операциональное мышление, они могут интегрировать те отдельные понятия, которые были ими усвоены на предыдущем этапе, и получать научные представления об окружающем.

Мейман считал, что возрастная психология должна изучать не только стадии и возрастные особенности психического развития, но и индивидуальные варианты развития, например вопросы дет­ской одаренности и отсталости, врожденные склонности детей. При этом обучение и воспитание должны основываться как на знании общих закономерностей, так и понимании особенностей психики конкретного ребенка.

Источник: http://studopedia.ru/11_25369_razvitie-vozrastnoy-psihologii-s-holl-k-getchinson-d-selli-e-meyman-i-dr.html

Концепция рекапитуляции Стенли Холла. Биогенетический закон в психологи. Метод анкет. Проблема связи исторического и индивидуального развития. Л.С.Выготский о биогенетическом принципе в психологии.

психолог холл

Онлайн школа английского языка нового поколения. Более 7 лет предоставляет обучение английскому языку по Skype (Скайп) и является лидером данного направления! Основные преимущества:

Концепция рекапитуляции относится к числу ранних психологических теорий. Э. Геккель в 1874 г. Сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза: эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза. Этот закон был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Американский психолог Ст. Холл считал, что ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Например, то, что ребенок часто просыпается ночью в страхе Холл объяснял атавизмом: ребенок попадает в прошедшую эпоху, когда человек один спал в лесу, подвергаясь опасности, и часто пробуждался. Детскую игру Холл считал необходимым упражнением для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций. А развитие детского рисунка, по мнению Холла, отражает те стадии, которые проходило изобразительное искусство в истории человечества.

Положения Холла критиковали многие психологи, однако именно под влиянием его работ изучение детской психологии приняло широкие масштабы.

Несмотря на ограниченность и наивность концепции рекапитуляции, биогенетический принцип в психологии интересен тем, что это был поиск закона. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, это была неверная теоретическая концепция, но именно теоретическая концепция. В концепции Холла впервые сделана попытка показать наличие связи между историческим и индивидуальным развитием, которая до сих пор недостаточно прослежена.

Биогенетический закон – онтогенез есть повторение филогенеза.

Л.С. Выготский «Биогенетический закон в психологии и педагогике»

В своей статье ЛСВ говорит о 4 основных направлениях толкования биогенетического закона:

1) Теория рекапитуляции Ст. Холла. Развитие ребенка рассматривается здесь как обусловленный наследственными причинами процесс, течение которого определено основной линией эволюционного развития. Важнейшие стадии в их строго закономерной последовательности автоматически воспроизводятся одна за другой; между ребенком и человечеством лежит бездна, исчезающая только с годами.

2) Теория отбора (Торндайк) объясняет наличие аналогий между развитием индивида и рода действием одинаковых причин, определяющих тот и другой процесс. Два основных фактора – случайная вариация и отбор полезного действуют и в филогенезе, и в онтогенезе.

3) Теория соответствия (Клапаред, Коффка, Блонский) объясняет параллелизм онто- и филогенеза сходством обоих рядов , в основе которых лежит, в сущности, один и тот же процесс онтогенетического развития: в обоих рядах поэтому мы заранее можем ожидать обнаружения сходных черт, общих обоим и присущих всякому процессу развития.

4) Теория социогенеза (Залкинд, Корнилов, Пинкевич) исходит из социальной обусловленности человеческой биологии, видит в этом основной, определяющий фактор развития ребенка, отрицает его автоматическую связь с прошлым человечества, следовательно, и применимость биогенетического закона к психологии.

По мнению Выготского, из всех этих научных направлений наиболее состоятельными являются теории 3 и 4.

Также Выготский говорит о том, что вопрос о приложимости биогенетического закона к психологии имеет актуальное значение для теории и практики воспитания. Первая теория строит все воспитание на принципе согласования его с биогенетическим законом, т.е. воспитание должно провести ребенка через все стадии развития, давно оставленные человечеством позади; вторая теория освобождает воспитание от прямого подчинения требованиям биогенетического закона и ограничивает его применение; третья теория у ряда авторов решительно порывает с выводами реакционной педагогики; а теория социогенеза отрицает за биогенетическим законом всякое практическое значение для решения основных вопросов воспитания. Научно наиболее состоятельной и здесь является формула, объединяющая выводы из 3 и 4 теорий, — меряющая путь, который должен пройти в процессе своего развития ребенок, всем протяжением эволюционного и исторического пути развития человечества, но выражающая все принципиальное своеобразие детского развития и управляющих им законов.

Биогенетический принцип в психологии

Биологами Э.Геккелем и Ф.Мюллером сформулирован биогенетический закон, который основан на принципе рекапитуляции (повторяемости).

Эмбриогенез есть краткое и сжатое повторение филогенеза.

Принцип рекапитуляции оказал влияние на Ст.Холла (США, психолог), который создал первую цельную теорию психического развития в детстве.

Историческое развитие отражается в индивидуальном развитии организма, принадлежащего к данному виду. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) является кратким и быстрым повторением истории развития рода предков данного вида (филогенеза).

Он использовал метод анкетирования, разработав опросники для учителей, родителей и самих детей – подростков. Его интересовало, как дети представляют себе окружающий мир, какие чувства испытывают в различных ситуациях, каковы их ранние воспоминания, как они относятся к другим людям. Холл собрал и статистически обработал тысячи анкет. Он также анализировал детские игры, страхи, речь, сравнивал рисунки современных ему детей и древнюю наскальную живопись. Холл обнаружил черты сходства в развитии конкретного ребёнка и в развитии человечества в прошлые эпохи. Игры детей – это атавизм, остаточное явление, оживание прошлого в настоящем. Игры с песком – это возврат к пещерной стадии в истории человечества, к периоду первоначального собирательства и выкапывания корней. Игры детей 5-12 лет напоминают охотничьи инстинкты первобытных людей. Игры подростков – воспроизведение образа жизни индейских племён, стадия обмена.

С.Холлу принадлежит идея создания педологии – специальной науки о детях, концентрирующей все знания о развитии ребёнка из других научных областей (педагогики, медицины, биологии, социологии и др.).

Теория рекапитуляции С.Холла

Основной предмет исследования

Поиск закономерностей психического развития ребёнка

Анкетирование (массовое обследование), сравнение рисунков детей и первобытных людей, анализ игр, страхов

Рекапитуляция, игра, онтогенез, филогенез, педология

Психическое развитие ребёнка кратко воспроизводит социогенез человечества; выделены периоды (этапы) смены форм поведения детей в генетически заданной последовательности

Биологический фактор, созревание инстинктов

Близость метода исследования к интроспекции, поверхностность аналогий, мифологичность, чересчур широкие обобщения

Постановка проблемы взаимосвязи между историческим и индивидуальным развитием человека – первая ставшая известной теория психического развития в детстве

Источник: http://agespsyh.ru/otvety-na-bilety-po-psikhologii-razvitiya/237-koncepcija-rekapituljacii-stenli-holla.html

Социология молодежи

Электронная энциклопедия

под редакцией проф. Вал. А. Лукова

Холл Стэнли Гренвилл

Холл Стэнли Гренвилл (Hall G. Stanly) (01.02.1846, Ашфилд, штат Массачусетс, — 24.04.1924, Вустер, штат Массачусетс) —американский психолог, один из основателей педологии (науки о детях). Холл — автор первого по времени публикации обобщающего исследования по молодежной проблематике.

психолог холл После защиты докторской диссертации под руководством У. Джемса в Гарвардском университете он учится в 1878–1880 гг. в Германии, в том числе у Г. Фехнера и В. Вундта (в его Лейпцигской лаборатории экспериментальной психологии — первой в мире). Вернувшись в США, Холл начал преподавать психологию в университете Дж. Хопкинса, где в 1883 г. основал первую психологическую лабораторию — пока еще по усвоенным немецким образцам. Но, создавая в 1889 г. первую педологическую лабораторию, Холл проявляет оригинальность замысла, по сути междисциплинарного. С 1888 по 1920 г. Холл — профессор психологии и президент Университета Кларка в Вустере (штат Массачусетс). Увлеченный психоанализом З. Фрейда, организовал его приезд (в сопровождении Ш. Ференци и К. Г. Юнгом) в 1908 г. в США на 20-летний юбилей Университета Кларка и для выступления с лекциями. Фрейд прочитал пять лекций в Университете Кларка, на которые собрались видные американские ученые (среди них У. Джемс), что дало мощный толчок для продвижения психоанализа в США. Издание американских лекций Фрейда сопровождалось авторским посвящением Холлу (Freud, 1948: 5).

психолог холл

С именем Холла связано издание в 1887 г. первого в США психологического журнала «American Journal of Psychology», в 1891 г. — журнала по возрастной психологии, в 1915 г. — журнала по прикладной психологии, он — один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической ассоциации.

Формируя подходы к изучению детской психологии, Холл исходил из целей освобождения американских психологических концепций от европейского влияния. В 1893 г. в своем выступлении на Всемирной выставке в Чикаго он подчеркивал: «До настоящего времени мы ездили в Европу, чтобы учиться психологии. Давайте же сделаем центром наших интересов психологию ребенка, и тогда в Америке будет собственная психология» (цит.: Шульц Д., Шульц С. Э., 1998: 211). Холл организовал циклы лекций по возрастной психологии для учителей американских школ, которых включил в исследовательский процесс: через учителей — слушателей лекций он вел опрос учащихся разных возрастов (от 10 лет до 25 лет) относительно их представлений об окружающем мире, их чувствах, оценке окружающих людей, ранних воспоминаниях, соблюдения религиозных и нравственных норм. Полученные данные (несколько тысяч ответов) были статистически обработаны и систематизированы по возрастным группам. Считая «метод анкет» (как тогда называли анкетный опрос) ориентировочным средством, «методом по раскопке поверхности», Холл сделал дальнейший шаг: он попытался теоретически осмыслить полученный результат, что и составило основу его работы над формированием теории молодежи. В 1904 г. он опубликовал книгу «Юность» (в двух томах, их объем — около 1,5 тыс. страниц) — первую теоретическую работу, в которой обнаруживаются ростки психологии и социологии молодежи как относительно самостоятельных научных дисциплин (Hall, 1904). психолог холл Замысел Холла отличала масштабность: исследователь поставил себе целью охарактеризовать не только психологические основы юности, но и поставить ее в контекст современной ему психологии, антропологии, социологии, исследований в области сексуального поведения, преступности, религии и образования (что отражено в полном названии книги: «Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education»). Фактически уже в этой первой по времени создания теории молодежи наметился путь к междисциплинарности молодежных исследований, который определил подходы в таких исследованиях ХХ и XXI вв. (Луков, 2015).

О стремлении Холла к междисциплинарности свидетельствуют первые главы 1-го тома, ориентированные на данные биологии — увеличение роста и веса (Hall, 1904a: 1–50) и т. д.), и последние главы 2-го тома, в частности глава XV, посвященная социальным инстинктам и институциям, где появляются социологические мотивы (Hall, 1904b: . 363–448), глава XVI об интеллектуальном развитии и образовании, где сильна тематика педагогики (Ibid.: 449–560), глава XVII об образовании девушек, где закладывались основы ныне активно развивающейся гендерологии (Ibid.: 551–647). психолог холл Холл широко использовал в качестве источника данные, почерпнутые из художественной литературы и из опубликованных текстов биографического характера — в главе VIII «Юность в литературе, биографиях и истории» (Hall, 1904a: 513–589), где, среди прочего, подробно изложены дневники Марии Башкирцевой, которые она начала писать в 12 лет и завершила по случаю скоропостижной кончины в 23 года; дневники были опубликованы в 1887 г. и сразу приобрели мировую известность; для Холла — это важный источник по теме его исследования (Ibid.: 554–559).

На базе двухтомника с учетом того интереса, который вызвало его издание, Холл подготовил и опубликовал его сжатое изложение под названием «Youth» (Hall, 1906). Книга стала читаемой и в Европе, ее знали наиболее активные исследователи молодежных проблем (например Ш. Бюлер), ее переиздали в Лондоне в 1905 г. (Hall, 1905) и в изложении на французском языке в Париже в 1909 г. (Compayré, 1909).

В основе книги Холл лежала его теория, согласно которой в развитии человека действует закон рекапитуляции, т. е. сжатого повторения основных этапов развития человечества в психическом развитии индивида. Это положение восходило к биогенетическому закону Э. Геккеля, и его аналоги довольно широко применялись в современной Холл психологической науке: Э. Клапаред, В. Штерн и ряд других видных психологов того времени опирались на этот закон как на объяснительный принцип в изучении проблем детской и педагогической психологии (Ярошевский, 1976: 279). Но Холл шел дальше других в конкретизации этого общего положения и в стремлении свести детерминацию человеческих поступков и фактов сознания к внутрибиологическим источникам. Детские игры, например, Холл трактовал как проявление и изживание в безобидной форме охотничьего инстинкта первобытных людей, подростковые игры рассматривались как воспроизведение действий воинственных племен и т. д. Аналогично этому юность понималась как период между детством (эпохой охоты и собирательства) и взрослостью (эпохой развитой цивилизации), это переходный, кризисный период (эпоха хаоса), в котором животные проявления натыкаются на требования общества, на социальный контроль. Исследователь анализировал факты, вроде игры с луками, хороводов и т. д., которые трактовал как отголоски игровой форме жизни первобытного человека. Он усматривал в боязни кошек пережиток, пришедший из времен, когда те были еще дикими, в копании в песочнице — связь с пещерным человеком, в стремлении ребенка к воде — отражение генетической связи человека с животными, вышедшими из водной стихии. Такие сопоставления рядом видных психологов начала ХХ в. были оценены как «чудовищные натяжки» (Э. Торндайк, К. Гроос).

Вслед за Руссо Холл определяет юность как «второе рождение» человека, это период бунта («бури и натиска»), он наполнен стрессами и конфликтами, доминанты этого периода — нестабильность, энтузиазм, смятение. Если ребенок, согласно закону рекапитуляции, воспроизводит присущие филогенетическому развитию человечества инстинкты, то юноша — чувства. Холл писал: «Если в душевной жизни ребенка мы отмечаем наследственное влияние первобытных предков, до примитивных организмов включительно, то теперь влияют главным образом более близкие к нам культурные генерации. Так же как при рождении природа наделяет ребенка основными психофизическими способностями, дифференцирующимися и совершенствующимися при дальнейшем развитии, так и теперь новые вклады являются родовыми, и развертывающиеся из них побочные психические свойства постепенно дифференцируются из тех чувств, инстинктов, импульсов, склонностей, задатки которых являются продуктами второго наследства. Таким образом, в некотором отношении ранний юношеский возраст является для высшей природы человека как бы детством. В этом возрасте появляются не существовавшие раньше характерные свойства и дарования, а из старых импульсов и инстинктов некоторые значительно увеличиваются и развиваются, в то время как другие занимают подчиненное положение, так что устанавливаются новые отношения и новый центр для личного «я”». (Перевод Л. С. Выготского — Выготский, 1929: 55–56).

Заслуга Холла состоит в том, что он впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера юноши (подростка). Им, в частности, были выделены 12 антитез — противоречий, между которыми колеблется юность: чрезмерная активность сменяется упадком сил, неистовая веселость — унынием, самоуверенность — застенчивостью и трусостью, стремление к высокому — низменными страстями, общительность — потребностью в уединении и т. д. По Холлу, альтруизм и эгоизм в этом возрасте постоянно переходят друг в друга, живая любознательность легко сменяется «умственным равнодушием и сумасбродством», активность образного восприятия контрастирует с тягой к абстрактным рассуждениям.

Небезынтересно установление исследователем присущего юности противоречия между реформаторскими устремлениями и рутинерством. Если к инновационности во множестве современных трактовок свойств молодости внимание исследователей велико, то рутинерство молодежи не получило научного осмысления и не изучено на эмпирическом уровне.

В итоге содержание периода юности представлено американским исследователем как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности, на что обращено внимание к последующей литературе (Обухова, 1995: 278). Но отсутствие достаточно развернутого рассмотрения реального социального контекста поведения и сознания молодого человека (кроме отдельных аспектов) в конце концов определило слабость теоретической конструкции «Юности». Даже вошедшее в современное социологическое и психологическое знание как общее место утверждение о кризисном характере перехода от детства к взрослости оказалось применимым лишь для культурной модели европейского типа.

В отечественной учебной, справочной, теоретической литературе по социологии молодежи принято называть имя Холла при характеристике основных направлений молодежных исследований (Ковалева, Луков, 1999; Волков и др., 2001; Чупров, Зубок, 2011; Луков, 2008, 2012).

Соч.: Hall, G. Stanly (1904a) Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. N. Y. : D. Appleton and Company. Vol. 1. ХХ, 589 p.; Hall, G. Stanly (1904b) Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. N. Y. : D. Appleton and Company. Vol. 1. 784 p.; Hall, G. Stanly (1905) Adolescence. 2 Vol. London; Hall, G. St. (1906) Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene. N. Y.–Chicago : D. Appleton and Company. X, 379 p.

Лит.: Compayré, G. (1909) L’Adolescence, étude de psychologie et de pédagogie. Paris : F. Alcan. 218 p.; Freud, S. (1948) Gesammelte Werke : Chronologisch Geordnet / Hrsg. von A. Freud u. a. London : Imago Publ. Co. Ltd. Bd. 8. 502 S.; Волков, Ю. Г., Добреньков, В. И., Кадария, Ф. Д. и др. (2001) Социология молодежи : учеб. пособие / под ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д : Феникс. 575 с.; Выготский Л. С. Педология подростка: Задания 1–8. М. : Изд. бюро заоч. обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. 172 с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2008) Холл Гренвил Стэнли // Социология молодежи : энциклопедич. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с. С. 555–557; Луков, В. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М. : Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.; Луков, В. А. (2015) Трансдисциплинарность в исследовании тезаурусов новых поколений // Трансдисциплинарность в философской науке: Подходы. Проблемы. Перспективы / под ред В. Бажанова, Р. В. Шольца. М. : Изд. дом «Навигатор». 564 с. С. 484–501; Обухова, Л. Ф. (1995) Детская психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола. 357 с.; Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2011) Социология молодежи : учебник. М. : Норма : ИНФРА-М. 335 с.; Шульц, Д., Шульц, С. Э. (1998) История современной психологии. СПб. : Евразия. 526 с.; Ярошевский, М. Г. (1976) История психологии. 2-е изд., перераб. М. : Мысль. 463 с.

Источник: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/researchers/25-holl.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *