Юнгианский анализ: общие положения, понятие, техника проведения, методы психоанализа, советы и рекомендации психолога — юнгианский психоанализ

31.12.2019

Обучение юнгианскому анализу представляет собой знакомство с аналитической психологией. Помимо этого, слушатели курса получают еще и практические навыки, которые необходимы для проведения психологического консультирования. Эти знания могут быть использованы и в дальнейшем. Областью их применения станет деловое или семейное, а также индивидуальное консультирование. Юнговский анализ дает хороший эффект во время проведения психолого-педагогической работы, занятий психокоррекционного направления с детьми, а также в сфере рекламы и управления человеческими ресурсами.

Юнгианский анализ: общие положения, понятие, техника проведения, методы психоанализа, советы и рекомендации психолога

Имя Карла Густава Юнга известно многим. Это последователь Фрейда, который работал над продолжением развития психоаналитической теории. Однако при этом он не следовал традициям своего учителя, а выбрал собственный путь.

юнгианский психоанализ

В связи с этим сотрудничество Юнга и Фрейда было совсем недолгим. Ведь в скором времени они разошлись во взглядах. Каждый из них по-своему понимал концепцию коллективного бессознательного. Это и стало причиной создания Юнгом собственной школы, которая была названа им аналитической. Также этот ученый разработал систему психотерапии, которая и по сей день находит свое применение с целью диагностики и лечения самых разных душевных патологий. Эта система носит название юнгианского анализа.

Общие положения

В чем состоит суть юнгианского анализа? Его автор вовсе не шел по пути полного отвержения существующих психоаналитических концепций. Он лишь считал их заключенными в рамки ограничений и пытался расширить видение научного направления. Психология, фактически созданная Юнгом, является более универсальной и обширной. Теорию Фрейда при этом можно считать лишь одним из ее частных случаев.

Юнг был согласен со своим учителем в том, что современному человеку приходится постоянно подавлять свои инстинктивные влечения. При этом он в большинстве случаев даже и не осознает мотивов своих поступков. Юнгианский анализ ставит своей целью помочь человеку лучше разобраться в сложившейся ситуации на основе исследований проявления бессознательной жизни индивида, а именно сновидений, фантазий, оговорок и т.д. В результате пациент начнет лучше справляться с имеющимися у него психологическими проблемами, а симптомы болезни ослабнут.

Основы юнгианского анализа не нашли свое отражение в создании научных теорий. Дело в том, что автору этой методики были более интересны непосредственные переживания человека, его мечты и чувства, значимые житейские события и духовные поиски. Юнг занимался разработкой психологии, которая была бы наиболее близка к эмоциональной сфере людей. Именно поэтому он отказался от работы над сложным теоретизированием и описанием догматических утверждений. Этим он подчеркнул эмпирический характер психологии. При этом он стремился описать рассматриваемые ею явления такими, какими они проявляются в жизни.

Истоки психологических проблем

В своих разработках Юнг предположил, что все человеческие переживания в форме возбуждения и страха, удовольствия и т.д. имеют коллективные основания. Но при этом он, так же, как и Фрейд, признавал, что текущие проблемы индивида являются следствием истории его жизни, психологических травм, пережитых стрессов и особенно ранних отношений в семье. В этом и заключена суть созданного ученым юнгианского анализа. Концепция основана на понимании того, что кроме сознательной жизни человек обладает бессознательной частью комплексов, психологических и детских травм, которые клиент сможет проанализировать, воспользовавшись помощью опытного специалиста.

юнгианский психоанализ

Помимо этого, каждый человек обладает уникальностью, своим значимым внутренним центром, который и регулирует всю его жизнь. Если найти с ним общий язык, то можно ощутить всю полноту бытия.

Теоретические конструкты

Те понятия и методы, на которых основывается аналитическая психология, Юнг сформулировал в своих Тавистских лекциях. Ученый включил в структуру психического бытия индивида две основные сферы. Одна из них представляет сознание, а вторая – бессознательное. Бессознательное, в свою очередь, было подразделено Юнгом на коллективное и индивидуальное. В первое понятие исследователь включил содержание психики не отдельного человека, а всего общества. Ведь оно уже само по себе обладает коллективной природой.

В целом теория Юнга включает в себя следующие элементы:

  1. Отправная точка созданного ученым анализа — теория, рассматривающая различные типы личности. При ее разработке Юнг указал на существование двух аттитюдов, а именно экстраверсии и интроверсии, а также четырех функций, в числе которых ощущения, интуиция, чувства и мышления.
  2. Основываясь на типизации личности, Юнг создал собственную модель, характеризующую бессознательное поведение индивида, а также разработал понятие архетипа.
  3. Личность ученый разграничил на персону и эго, аниме и тень, анимус и самость. Подобная работа была проделана им на основе рассмотрения архетипов.

Юнг полагал, что психика человека – это, в первую очередь, бессознательное. Именно поэтому люди не в состоянии полностью что-либо воспринимать или понимать. При этом любое психическое переживание может быть интерпретировано человеком с использованием множества вариантов. Юнг полагал, что любая мысль способна ветвиться до бесконечности.

Индивидуализация

Одним из основных понятий юнгианского анализа являются архетипы. Они представляют собой:

Все эти элементы являются первичными представлениями о мире и не зависят от уровня полученных человеком знаний. Это структура мировоззрения, передающаяся из поколения в поколение. Архетипы Юнг рассматривает и в качестве результата переживаний, которые ранее имели место в жизни человека, и как причины этих переживаний. Познание этих элементов стало в психологии существенным шагом вперед, ведь архетипы в периоды жизненных поворотов являются теми источниками, из которых может быть получено указание, позволяющее разрешить проблему.

юнгианский психоанализ

Их осознанная обработка приводит к развитию процесса восстановления и развертывания потенциальной целостности, которая была дана человеку еще в эмбриональном периоде. Это и есть индивидуализация личности. Данный процесс подразумевает установление непосредственных связей между самостью и эго. Причем последний из этих двух архетипов представляет собой центр сознания. Самость же является ядром психики. Она включает в себя как сознание, так и бессознательное, постоянно взаимодействующие между собой, несмотря на то что их существование проходит раздельно друг от друга.

Интроверсия и экстраверсия

Из всех предложенных Юнгом понятий эти два получили самое широкое распространение. Они указывают на то, что индивидов можно характеризовать с точки зрения их внутренней и внешней ориентированности.

В аналитической психологии Юнга либидо рассматривается в качестве творческой жизненной энергии, способствующей непрерывному личностному росту человека. Экстраверсия и интроверсия являются двумя типами жизненных установок. Первая из них характерна для людей подвижных, легко образующих привязанности и контакты. Основной движущей силой у них служат внешние факторы. В связи с этим экстраверты легко внушаемы и весьма подчинены мнению других. Чаще всего они подвержены такому заболеванию, как истерия.

юнгианский психоанализ

Интроверты, напротив, созерцательны. Они нуждаются в уединении и интересуются только собой. Для этих людей характерна такая форма невроза, как психастения.

Функции личностной сферы

По мнению Юнга, в борьбе за свое существование человек использует:

  1. Мышление. Оно позволяет ему сформировать мнение, обладающее связью с объективной реальностью.
  2. Чувства. Они также являются способом формирования мнения, однако фокусируются при этом на ценностных ориентациях личности.
  3. Ощущения. Их опорой является чувственный опыт человека, его восприятие конкретных фактов и деталей. Базируются ощущения на обонянии, осязании и зрении.
  4. Интуиция. Она представляет собой способ познания сенсорной информации на основе использования прошлого опыта, рассмотрения будущих целей.

Бессознательное личное и коллективное

В юнгианском анализе данные понятия также являются базовыми. Личное бессознательное формируется у индивида на основе его прошлого. Оно состоит из подавленных и болезненных воспоминаний, а также тех из них, которые смогли просочиться в подсознание из сознания. Из них и складываются некоторые элементы личности. Причем все они не доходят до человеческого сознания.

Ядром психического материала является вторая составляющая. Это коллективное бессознательное, которое распределяется между людьми всех культур и временных периодов. Никакого влияния на возникновение данного элемента личный опыт не оказывает.

Юнговский анализ рассматривает выражение бессознательного через коллективные и индивидуальные символы. Но именно вокруг первых из них и строится вся работа с пациентом. Поиск, а также интерпретация взаимосвязи образов, создаваемых коллективным бессознательным, — основная задача юнгианских техник.

Активное воображение

При проведении юнгианского анализа отзывы о получении многочисленных положительных результатов имеет техника, выполняющая задачу порождения символов, позволяющих интегрировать сознательные и бессознательные процессы. Психологом в этом случае создается проективная ситуация, которая позволяет человеку сосредоточиться, представив образы из своих сновидений, фантазий и произведений искусства. Специалисты предлагают своему клиенту мысленно «перевернуть» эти объекты, проследив динамику их изменений и историю. Образы, которые проявляются при этом, человек должен зарисовывать или записывать.

Подобный ход позволит конкретизировать увиденное и найти скрытое в нем значение. При этом у человека включается сознательный контроль, и он способен вжиться в появившиеся образы.

Метод амплификации

В перечне техник юнгианского анализа находится способ, при котором выстраиваются взаимосвязи между универсальными и индивидуальными символами с использованием интерпретации. Специалист предлагает клиенту рассмотреть объекты, взятые из искусства, культуры и мифологии. После эти образы подлежат интерпретации, что позволяет человеку создать новые взаимосвязи в существующей у него модели мира.

Изначально амплификация имела отношение к алхимическому процессу. Данное понятие означало погружение человека, ставящего эксперименты, в поток образов с целью поиска новых способов их интерпретации. Несколько позже способ амплификации стал использоваться и в психоанализе. Он позволяет клиенту расширить грани своего внутреннего мира, а специалисту – открыть самые глубокие переживания пациента.

Песочная терапия

Данный метод был предложен Дорой Кальф – ученицей Юнга. Эта терапия, с одной стороны, представляет собой «песочницу в миниатюре», а с другой – небольшую модель мира. Сегодня его используют клиники, проводящие юнгианский анализ в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны. Клиент в этом случае работает с плоским ящиком, наполненным песком, а также с набором фигурок, которые относятся к различным эпохам и содержат различные символы (атрибуты культуры, фигурки людей, природные элементы, деревья и дома).

юнгианский психоанализ

Цвет ящика изнутри – синий. Это является символом воды и неба. Клиент, начиная играть с песком, создает собственную модель мира. С одной стороны, он остается взрослым, а с другой – становится в позицию ребенка. «Переустройство» мира, проводимое пациентом, гармонизирует ту его модель, которая имеется в сознании человека. На эту технику специалисты рекомендуют обратить особе внимание. При ее проведении проявляется эффект арт-терапии, который выступает прекрасной профилактикой стрессов.

Анализ сновидений

Ночные видения Юнг рассматривал как прямой канал, благодаря которому можно связаться с бессознательным. Данный метод предусматривает поиск взаимосвязей между индивидуальными и культуральными символами.

Основы юнгианского анализа сновидений строятся на том, что их содержание можно трактовать как интеграцию и рефлексию имеющих место жизненных процессов. Но с другой стороны, ночные сюжеты позволяют людям ассимилировать опыт всего человечества, который был накоплен в коллективном бессознательном.

юнгианский психоанализ

В юнгианском анализе сновидений выделяют субъективный и объективный уровень трактовки увиденного. В связи с этим одни и те же образы могут быть интерпретированы совершенно по-разному. Например, появление во сне знакомой женщины может стать отражением специфики отношений к ней наяву, выражением необходимости решения той или иной проблемы или же указывать на динамику психических процессов индивида.

Помимо этого, проводимый специалистом анализ сновидений обладает проспективным или ретроспективным аспектом. Первый из них настраивает взаимосвязи с будущим и занимается поиском тех процессов, которые начинают созревать в душе человека. Что касается ретроспективного анализа, то его основной задачей является поиск взаимосвязей между сновидениями и жизненными событиями, произошедшими недавно или в далеком прошлом.

Для того чтобы произвести максимально полную интеграцию значений образов, увиденных в ночных сюжетах, специалисты могут использовать танцевально-двигательную или арт-терапию, а также иные методы, например, работу с одной из традиционных символьных систем – картами Таро. Подобные техники являются весьма эффективными, и потому рекомендуются к их прохождению.

Обучение

Концепция Юнга обладает огромной теоретической ценностью. Ее появление смогло оказать огромнейшее влияние практически на все гуманитарные науки. Помимо этого, эффективность разработки доказана более чем полувековой клинической практикой, являясь неотъемлемым приложением в психоаналитическом лечении как взрослых, так и детей.

юнгианский психоанализ

Тому, кто заинтересовался юнгианским анализом, обучение можно пройти на курсах дополнительного образования. Они приглашают всех интересующихся психологией. При этом слушателями могут стать не только специалисты в этой области, но и социальные работники, а также лица, имеющие любое высшее, неполное высшее или среднее профессиональное образование.

Обучение юнгианскому анализу представляет собой знакомство с аналитической психологией. Помимо этого, слушатели курса получают еще и практические навыки, которые необходимы для проведения психологического консультирования. Эти знания могут быть использованы и в дальнейшем. Областью их применения станет деловое или семейное, а также индивидуальное консультирование. Юнговский анализ дает хороший эффект во время проведения психолого-педагогической работы, занятий психокоррекционного направления с детьми, а также в сфере рекламы и управления человеческими ресурсами.

Обучение в Москве юнгианскому анализу предлагает столичный Институт психоанализа. При этом слушатели могут выбрать для себя очную или заочную форму получения знаний.

Литература

Изучить концепцию Юнга позволяют и труды некоторых специалистов. Например, книга «Шизофрения. Опыт юнгианского анализа», написанная И.А. Зайцевой-Пушкаш, описывает актуальную и пока еще малоизученную проблему. Она касается понимания содержания мышления и его структуры при шизофрении. Предназначена эта книга не только для профессионалов. Ее чтение будет интересно широкому кругу лиц.

Еще одна интересная книга – «Границы в анализе. Юнгианский подход» Всеволода Калиненко. В этом труде автор сделал акцент на рассмотрении психологических проблем с точки зрения культурного бессознательного. Предназначена книга для студентов, обучающихся в психологических вузах, а также для квалифицированных специалистов в этой области.

Еще один интересный труд – «Юнгианский анализ сказок» Ханса Дикманна. Этот психоаналитик является приверженцем концепции Юнга. Автор книги показывают ту решающую роль, которую играет сказка во всей дальнейшей жизни человека. При этом Ханс Дикманн разъясняет, как подобное влияние может быть использовано для устранения патологического процесса.

Международная ассоциация

Существует организация, которая объединила в себе профессионалов, работающих в сфере аналитической психологии. Это Международная ассоциация, участниками которой являются представители 28 стран. Основной задачей этого сообщества является распространение идей и практики аналитической психологии во всех государствах мира, а также обучение специалистов исходя из самых высоких этических и научных стандартов.

Российское отделений данной ассоциации находится в Москве. Одним из ее членов с 2013 г. является Махмудов Эльдар. Юнгианский анализ с его техниками он применяет в своей врачебной практике. Все желающие могут обратиться к нему за консультацией. Махмудов Эльдар юнгианский анализ активно использует для помощи при решении самых разных проблем.

Источник: http://fb.ru/article/410590/yungianskiy-analiz-obschie-polojeniya-ponyatie-tehnika-provedeniya-metodyi-psihoanaliza-sovetyi-i-rekomendatsii-psihologa

Юнгианский психоанализ

Центральное понятие Юнга — “коллективное бессознательное”. Он отличает его от “личностного бессознательного”, куда входят прежде всего вытесненные из сознания представления; там скапливается все то, что было подавлено или позабыто. Фрейд обращал все внимание на раннее детство индивида, в то время как Юнг считал, что “глубинная психология” должна обратиться к гораздо более отдаленным временам. “Коллективное бессознательное” является итогом жизни рода, оно присуще всем людям, передается по наследству и является тем основанием, на котором вырастает индивидуальная психика. Учитывая строение тела, по мнению Юнга, было бы странно, если бы психе (= душа, психика) оказалась единственным биологическим феноменом, не обнаруживающим различимых следов своей эволюции. В рамках генетической теории Юнг устанавливает тесную связь архетипа с мифологией[23] и придает последней характер первого и основного хранилища того коллективного опыта, который составляет субстрат бессознательного. Главнейшие мифологические мотивы общи всем расам и всем временам. Архетипы “коллективного бессознательного” являются своеобразными когнитивными образцами, тогда как инстинкты — это их корреляты; интуитивное схватывание архетипа предшествует действию, “спускает курок” инстинктивного поведения. Юнг разъяснял, что под архетипом он имеет в виду не определенную фигуру в ее конкретности, а тенденцию к формированию такой репрезентации мотива, причем сами репрезентации могут варьироваться в высокой степени, не теряя своей основной конфигурации (pattern). Мифологические символы не являются ни фигурами речи, ни случаями тайнописи, к которой прибегает память (криптомнезия), они приходят из глубины, не имеют ничего общего с нашим индивидуальным опытом, принадлежат к области абсолютно бессознательного. Символ, по Юнгу, является соединением сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, мысли и чувства, восприятия и интуиции. Эти стороны присущи символу именно как его внутренние взаимные противоположности. Взаимодействие противоположностей требует медиирующего компонента. В результате символ конституируется единством трех компонентов: двух, находящихся в отношении оппозиции, и третьего, медиирующего.

Архетипические представления (образы и идеи) являют собой визуализацию архетипов. Они имеют самые различные структуры, и все они указывают на, по сути, «непредставимую» основную форму. Миф есть первобытный язык, естественный для этих психических процессов.

Миф позволял древнему человеку объяснять для себя окружающий мир и влиять на него. Однако, объяснительная функция мифа сохранилась и в наши дни, потому что наука нередко бывает бессильна. Благодаря развитию медиа процесс мифотворчества стал управляем. Поскольку миф связан с чувственными образами и может, минуя сознание, внедряться в подсознание, он превратился сильнейший механизм манипуляций.

Массовой культуре свойственна ориентированность на иррациональное, бессознательное, коллективное. Юнг в своих работах отмечал, что символообразование является основой массовой культуры. Роль символа, по его мнению, заключается в том, чтобы способствовать сублимации энергии бессознательных сфер психики, т.е. направлению ее в объективную реальность. Согласно Юнгу, базовыми в понимании массовой культуры являются следующие компоненты. Во-первых, ее восприятие как компенсаторного явления, восполняющего утраченную целостность человеческой природы. Во-вторых, понимание бессознательной основы массовой культуры. В-третьих, понимание мифотворческого предназначения массовой культуры.

Воспитывая в человеке потребителя, лишая его самостоятельного, критического отношения к реальности. создавая культовые, чуть ли ни оргиастические формы поклонения своим героям, массовая культура выступает в роли современной мифологии. Ее произведения, так же как и мифы, основаны на неразличении идеального и реального. Так же как и мифы, они становятся предметом не познания, а веры. Массовая культура мифологизирует историю, создает чисто ритуальное поклонение своим героям. Например, «звезды» Голливуда – типичный пример современной мифологии. Массовая культура инфантильна, она включает веру в суперменов, «звездные войны», пришествие дьявола, коварных инопланетян, кровожадных вампиров и всемогущих экстрасенсов. Для массовой культуры, помимо прочего, очень свойственно повторение сюжетов, идей и образов. А повторяемость – это свойство мифа.

Таким образом, как сами продукты массовой культуры, например, песни, кинофильмы, так и все, что с ними связано – имидж исполнителей или актеров, подробности их личной жизни, и т.п., незаметно влияют на подсознание потребителей. Минуя рациональные фильтры и критические оценки, они привносят определенные воззрения, эмоции, представления о «правильном» образе жизни. Данная закономерность активно используется США, о чем свидетельствует огромное количество американских фильмов и музыки в теле- и радиоэфирах других стран, и, в особенности, России. Таким образом, США заражают молодые поколения чувством национальной ущербности, убивают в них патриотизм. И если Франция активно этому сопротивляется, защищая свою богатую культуру, российские политики, зачастую, этому даже способствуют.

Дата публикования: 2014-12-08 ; Прочитано: 471 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Источник: http://studopedia.org/6-33461.html

Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?

юнгианский психоанализ

Современная психология и психоаналитическая наука предлагают множество точек зрения, парадигм и направлений. Есть такие течения психологической науки, которые делают акцент в большей мере на работу с сознанием, например, когнитивно-поведенческая психотерапия. Что касается всех направлений психоаналитической работы, то в них фокус делается в первую очередь на бессознательных аспектах и проявлениях человеческой психики. Открытие Зигмундом Фрейдом бессознательного в начале XX века положило начало совсем иному виду психологической работы – глубинной работе с психикой, которая невозможна без признания существования бессознательного.

Фрейд, работая с пациентками, страдающими истерией, заметил, что в основе их симптомов лежали проблемы психосексуального характера. Из этого наблюдения со временем развилась фрейдовская теория о бессознательном, в центре которой лежит идея о течении сексуальной энергии – либидо и о том, что структура взрослой личности формируется в раннем детстве и напрямую зависит от того, как ребенок прошел стадии своего развития. Юнг на ранних периодах своей работы в психиатрии познакомился с трудами Зигмунда Фрейда, а позже и с самим Фрейдом. С 1907 г. они стали работать в тесном сотрудничестве,которое продолжалось 5 лет. Фрейд считал Юнга своим учеником и полагал, что он будет развивать его идеи и нести их в массы.

Но взгляды Юнга на бессознательное не в полной мере совпали с взглядами Фрейда и в 1912 году Юнг опубликовал работу «Психология бессознательного», в которой опроверг многие из идей Фрейда. Юнг не согласен был с тем, что сексуальность занимает центральное место в формировании неврозов и большее значение придавал коллективному бессознательному с его изначальными паттернами человеческого поведения – архетипами. Фрейд обвинял Юнга в мистицизме и в излишней субъективизации психики.

Психические процессы по Фрейду в большей степени объсяняются тем, как человек разрешил для себя основные детские конфликты на разных стадиях развития и тем, насколько свободно течет его сексуальная энергия и насколько полно он может получать удовольствие. Юнг полагал, что основным стремлением психики является развитие и что любой невроз, возникший у человека во взрослом возрасте, это не только не разрешенный в детстве конфликт, но и некий актуальный поиск души человека здесь и сейчас, которая хочет наиболее полно воплотиться и ищет смысла, не обязательно связанный с проблемами сексуальности. Юнг также большое внимание уделял архетипам и комплексам при взгляде на психику человека, которые можно сравнить с энергетическими центрами в психике человека, универсальными для ее природы.

Когда в современной жизни мы говорим «классический психоанализ» или «аналитическая психология К.Г. Юнга», то имеем в виду многочисленные теоретические отличия, из-за которых и разорвали свои отношения Фрейд и Юнг.

Но когда речь идет о методах работы в индивидуальной терапии, то можно говорить о том, что взаимопроникновение разных направлений психологической науки друг в друга настолько велико, что можно найти очень много общего в работе классических психоаналитиков, аналитических психологов, гештальт-терапевтов или эксзистенциальных психологов, невзирая на то, что каждый из представителей этих разных направлений опирается на различные теоретические концепции.

Что касается ответа на вопрос «Чем юнгианский анализ отличается от психоанализа Фрейда?», то в общих чертах можно сказать, что интерпретации юнгианского аналитика и классического психоаналитика в каких-то моментах будут отличаться. Юнгианский аналитик вряд ли будет интерпретировать текущие проблемы клиента в ключе его сексуальных желаний, скорее будет искать смысл в неврозе или некий архетипический сюжет, который задает то или иное течение невроза и возможности для трансформации или изменения этого архетипического сюжета. В классическом анализе клиент может ожидать большую опору на универсальность для человека психосексуальных конфликтов: каждый человек проходит определенные стадии развития, каждый сталкивается с разрешением одних и тех же проблем, структура психики и вид невроза обусловлены общими для развития человека закономерностями и тем, как конкретный человек разрешил основные человеческие конфликты в рамках полученного детского опыта. Психическая структура рассматривается как результат первоначальных дебютных шагов в шахматной партии согласно сравнению Фрейда.

В юнгианском анализе фокус скорее сделан на субъективном, которое обобщается до коллективных процессов: внутренняя реальность, воображение, тот контекст, в котором живет человек и которым мыслит, и своего рода “вписывание” этого контекста в нечто общее и универсальное для всего человеческого опыта – архетипических сюжетов — и есть то, что подлежит проработке, трансформированию, используется как ресурс анализа. Пожалуй, оба подхода имеют свои сильные и слабые стороны, но один идет как бы снаружи вовнутрь, а другой изнутри наружу.

Интересно посмотреть на эти теоретические подходы через призму открытия Юнгом психологических типов. Юнг утверждал, что существуют две установки сознания – экстравертная (восприятие, в большей мере сконцентрированное на внешнем, опирающееся на объектный мир) и интровертная (восприятие внешнего мира через призму внутреннего мира субъекта). Если думать о том, как на природу человека смотрели Фрейд и Юнг, то сложно не заметить того, как Фрейд в своих теоретических воззрениях в большей мере опирался на универсальность объективной реальности, того, какова реальность для большинства и искал объективные закономерности, по которым функционирует психика, в то время как Юнг фокусировался на внутренних смыслах, находя подтверждения существования внутренней жизни в накопленном человечеством опыте – мифологии, сказках, фолклоре. Оба взгляда на психику, безусловно, интересны и в чем-то дополняют друг друга, при этом не исключая и ракурсов иных теоретических концепций.

Многочисленные современные исследования выявили парадокс, который заключается в том, что психотерапия имеет хороший эффект и он никак не связан с направлением или методологической основой, в которой этот эффект достигается. Каждый современный клиент выбирает именно тот метод, который ближе его душе и индивидуальным особенностям. А также сложно игнорировать тот факт, что личность психолога является основополагающим фактором в работе. Ведь именно в контакте “Я-Другой” и в пространстве доверительных терапевтических отношений происходят истинные и глубинные изменения психики.

Источник: http://psy-space.ru/?page=chem-yungianskiy-analiz-otlichaetsya-ot-psihoanaliza-freyda

Хегай Л. А. Юнгианский анализ

Дата22.02.2016
Размер18,59 Kb.

Хегай Л.А.

Юнгианский анализ

Резюме

Юнгианский анализ – метод психотерапии, разработанный на основе идей К.Г.Юнга и его учеников. Ключевыми идеями Юнга, повлиявшими на его школу психотерапии, являются концепции архетипов коллективного бессознательного, бессознательного стремления к целостности, индивидуации или личностного развития, психических установок и функций в типологии личности, телеологии и синхронии (акаузальной причинности). Юнг внес коррективы в общее поле психоанализа, указав на важность доэдиповой фазы в психическом развитии, материнского комплекса, разработав подход к терапии психозов, указав на важность контрпереноса и учебного анализа, выступив пионером в экзистенциально-гуманистическом уклоне в психоанализе. Юнг инициировал работу с образами в психотерапии, заложив основы разных видов имагинативной терапии. Юнг много сделал для понимания проблем пациентов второй половины жизни и пациентов, переживающих духовно-смысловой кризис. Личный интерес Юнга к восточной философии, квантовой физике, психологии религии стимулировал последующие поколения аналитических психологов стремиться быть на переднем краю естественнонаучной и гуманитарной мысли, искать синтеза психотерапии с другими областями знания. Вслед за Юнгом его последователи стремятся не превращать аналитическую психологию в догму, развивать ее творчески в соответствии с нуждами и особенностями каждого поколения и каждой конкретной культуры.

Сущность метода.

Юнгианский анализ – диалогический и диалектический метод. Аналитик делает акцент на свободном диалоге двух личностей. Он остается реальным человеком, открытым и искренним, поддерживающим контакт со своей Самостью, стремясь использовать свои знания и эмпатические навыки на благо пациента. С другой стороны, анализ сфокусирован на диалектическом процессе между сознанием и бессознательным, происходящем в поле взаимодействия. Для этого играют важную роль система правил проведения сессий, аналитические интерпретации и другие интервенции, анализ переноса и контрпереноса.

Юнгианские аналитики отличаются тем, что рассматривают любого человека, какой бы трудный период он не переживал в настоящее время, как потенциально здорового, талантливого и способного к позитивным изменениям. Юнгианский анализ допускает сочетание с другими методами психотерапии и поощряет самостоятельную работу пациента. Он стремится подобрать индивидуальный набор методов для каждого пациента.

Теоретические основы.

Теоретические основы юнгианского анализа разработаны в трудах К.Г.Юнга и его учеников. Концепция бессознательного, модель психики, типология, теория символизма, теория аналитического процесса как алхимической трансформации нашли разное воплощение в локальных школах юнгианства, среди которых наибольшую известность приобрели Американская, Лондонская и Цюрихская группы.

Применение. Показания к применению.

Юнгианский анализ имеет широкий спектр применения: детская и взрослая терапия, пролонгированный психоанализ и краткосрочное консультирование, индивидуальная и групповая терапия, бизнес-консультирование, арт-терапия, прикладной психоанализ и т.п.

Разработаны специальные теории и клинические методы для работы с различными психопатологическими состояниями (нарциссизм, психосоматика, депрессия, истерия, шизофрения и т.п.) .

Особенно хорошо юнгианский анализ подходит для взрослых образованных людей с развитым символическим мышлением, находящимся в духовном кризисе. Низкая способность к символизации, операциональное или прагматическое мышление, конкретизм являются общими противопоказаниями для аналитической терапии любой школы.

Практические результаты

Практическая эффективность юнгианского анализа доказана долгой историей его применения, огромным числом научных работ, бурным ростом числа аналитиков и распространением аналитической психологии на более чем 50 стран мира. Юнгианские аналитики во многих странах мира не только возглавляют гуманитарные и клинические кафедры, институты и клиники, но избираются в главные психотерапевты своих стран и в руководство международных психологических организаций. Социальная значимость юнгианской психологией подкрепляется поддержкой Нобелевских лауреатов Германа Гессе и Вольфганга Паули.

Литература:

  1. Кембриджское руководство по аналитической психологии, М. Добросвет, 2000
  2. А. Самюэльз, Юнг и постъюнгианцы, М., Черо, 1997
  3. Т. Кирш, Юнгианцы, СПб., «А-Я», «Янус», 2007

Источник: http://psihdocs.ru/hegaj-l-a-yungianskij-analiz.html

Юнгианский анализ

юнгианский психоанализ

Юнгианский анализ (или аналитическая психология Юнга, Analytical psychology или Jungian psychology) – одно из самых мощных психологических направлений, появившихся на почве , другими словами — «в пику» учению знаменитого Зигмунда Фрейда. Несмотря на то, что и теория австрийца Фрейда и теория швейцарца Юнга относятся все-таки к одной области психологии – аналитической.

юнгианский психоанализ

Юнг был лучшим и ближайшим учеником Фрейда, он полностью разделял взгляды своего учителя на роль бессознательного в жизни и поведении каждого человека. Однако со временем его точка зрения относительно трактовки бессознательного стала резко отличаться от фрейдовской. Можно сказать, что как ученый, он «перерос» Фрейда. Будучи человеком духовным и набожным, Юнг не мог не противиться теории своего учителя, в которой тот утверждал, будто бессознательное — не что иное, как исключительно хранилище нереализованной сексуальности, страхов и комплексов. Юнг пришел к мысли, что личное бессознательное является не только вместилищем подавленных сексуальных желаний, но гораздо в большей степени источником творческого потенциала личности, ее духовных стремлений.

Помимо индивидуального подсознания Юнг предполагал существование и коллективного бессознательного, ведь человечество в целом тоже составляет единый организм. Это огромный энергетический ресурс, созданный опытом всех предыдущих поколений, который ярко проявляется в историческом и культурном наследии: в мифах, сказаниях, легендах и традициях. Эта коллективная память, по мнению Юнга, связывает каждого конкретного человека с обществом в целом, с окружающим миром, и она, по сути,— главный источник познания человеком самого себя (путь от общего к частному).

Ощутить коллективное бессознательное помогает анализ мифов, сказок, легенд, снов и символов. В них заложены универсальные образы, которые Юнг называл архетипами. Если верить представлениям Юнга, от тотального влияния архетипов необходимо избавляться — только такой путь ведет к самореализации. Очень важно понимать, что выходя из-под давления архетипа, человек тем не менее не теряет своей связи с коллективным бессознательным, он может «пользоваться» этим творческим и интеллектуальным ресурсом, но уже не быть зависимым от него.

Символика — основной инструмент юнгианцев. Именно символы и образы, согласно теории Юнга, отражают то, что мы в действительности чувствуем, а значит, и то, что потенциально можем проанализировать и осознать. Корни любых психологических проблем, по мнению психоаналитиков, лежат в зоне бессознательного. А первый и самый главный ключ к решению этих проблем, с точки зрения психоанализа,— это их осмысление. Другими словами, сознательная проработка. В этом случае, если верить Юнгу, символы как раз и выступают в роли тех проводников, которые постепенно, «за ручку», переводят наши проблемы из одной области (бессознательного) в другую (сознание).

Кроме того, работа с символами зачастую вдохновляет и провоцирует клиентов на творческий «взрыв». Яркий тому исторический пример — писательская история Германа Гессе. Его самый неординарный роман «Игра в бисер» был написан именно в период, когда автор активно посещал психотерапевтические сессии Юнга. А закончилось все, как известно, Нобелевской премией по литературе.

В 1955 году, еще при жизни Юнга, была основана Международная ассоциация аналитических психологов, число аналитиков которой сегодня перевалило за две тысячи. Кроме нее в различных странах мира действует более 30 организаций, регулярно готовящих специалистов в области юнгианского анализа — по сравнению с другими направлениями современной психологии цифра очень внушительная. В России юнгианцы также превалируют по отношению ко всем прочим практикующим психотерапевтам.

Источник: http://www.jv.ru/news/10881-yungianskij-analiz-.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2023 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты