Этапы развития психики — этапы развития психики

03.05.2019

Стоит отметить, что основные этапы развития психики рождаются постепенно, по мере эволюционного совершенствования каждого живого существа:

Этапы развития психики

этапы развития психики

Когда многие из нас заняты какой-либо активной деятельностью, то есть, не сидят на месте, то таким образом они не только привносят в свою жизнь или новые навыки, или ощущения, эмоции и пр., но также формируют свой внутренний мир. Именно благодаря трудовой деятельности, общению с окружающими нас людьми можно наблюдать этапы развития психики.

Достижение поставленных целей дарует и уверенность в собственных силах, и явный пример проявления психического здоровья каждого из нас. На протяжении всех этапов развития психики умственные и внешние действия личности с материальными объектами дополняют друг друга.

Основные этапы развития психики

Стоит отметить, что основные этапы развития психики рождаются постепенно, по мере эволюционного совершенствования каждого живого существа:

  1. Этап ощущения, сенсорный, характерен безусловными рефлексами, не отличающимися особой сложностью. Развивается двигательный аппарат, вместе с тем — осязание, слух, зрение, обоняние и пр.
  2. Этап восприятия знаменует появление сложной нервной системы, совершенствуются те ее отделы, которые образуют связи между анализаторами. Появляется, в первую очередь, моторная память. Животные приобретают умения проявлять собственные эмоции.
  3. Интеллектуальный: способность к поведению интеллектуального характера в случае появления трудностей на пути к достижению поставленных целей, но такие поступки, зачастую, не являются доминирующими в поведении.
  4. Этап психологического и физического формирования. Есть только у людей. В этот период развиваются задатки речи, абстрактного мышления, возникает потребность в общении с себе подобными. Важно отметить, что далее перечислены основные этапы развития психики, которые есть только у человека.
  5. Этап сознания. Стремление познавать мир в окружающей человека реальности, наличие тяги к творческим этапы развития психикизанятиям.
  6. Этап человеческого самосознания, неотъемлемой частью которого есть познание собственного «я» посредством познания окружающих людей. Развитие самоконтроля, самовоспитания.
  7. Этап социального поведения. Именно на данном этапе личность каждого человека достигает совершенства.

В этапах развития психики человека особое значение отводится его роли в социуме, взаимодействии с ним. Это говорит о том, что психическое формирование определяется не только биологическими компонентами (присуще животным), но и социально-культурными.

Источник: http://womanadvice.ru/etapy-razvitiya-psihiki

Этапы развития психики

А.Н. Леонтьев:критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличиечувствительности – способность реагировать на жизненно не значимые раздражители среды(звук, запах и т.п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи.

Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью.

На стадии элементарной чувствительности животное (от амеб до насекомых, рыб, земноводных)реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). инстинктивное поведение специфично для каждого данного вида; структура и цели каждой его формы закреплены генетически. Инстинкт– это врожденные, неизменяемые формы поведения, одинаковые у особей определенного вида, это врожденная последовательность, алгоритм реакций в ответ на строго определенные раздражители.

На стадии предметного восприятия (у птиц, млекопитающих) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться , появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом , в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Высшим уровнем отражения является психическое отражение— собственно, психика. В процессе эволюции она возникла и развилась у животных, а затем у человека, именно потому, что иначе они не смогли бы существовать. Психика человека — это качественно иной, более высокий, чем у животных, уровень развития психики.

Различия психики человека и животных следующие:

— животные не могут анализировать( если лев не догнал антилопу, он не может понять, почему так получилось и в следующий раз сделать по-другому);
— у животных нет речи и речевого общения(есть звуки и сигналы, означающие всегда одно и то же, тогда как слова человеческой речи могут иметь разное значение);

— нет слов, которые бы что-то значили(попугай может произносить слова, но для него они — пустой звук);

— нет способности планировать свою деятельность, рассматривать различные варианты ситуаций;

— животное по собственной инициативе не передает индивидуальные навыки потомству или другой особи (если собака усвоила, что она получает кусочек мяса при нажатии красной, а не синей кнопки, то ее щенки этого не узнают, пока сами не научатся);

— у животных нет сознания(кроме обезьян и дельфинов).

3. Формы организации труда мастера производственного обучения в организациях среднего профессионального образования РФ

Традиционной формой – является закрепление мастера за учебной группой. При этом мастер ведёт группу по обучению профессии на протяжении всего периода обучения, до его окончания.

Типовым положением об учреждении НПО предусмотрено, что производственное обучение по всем профессиям проходит в группах по 12-15 человек. Если профессии связаны с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ – группы по 8-10 человек.

Рассмотрим наиболее типичные формы организации труда мастера.

1. Мастер – мастерская. Используется для профессий широкого профиля или группе совмещённых профессий. Включает несколько разделов, отличающихся по содержанию и организации труд, учебно-материальному оснащению. Проводится в учебных мастерских и на учебных участках. За учебными мастерскими, лабораториями, участками закрепляются мастера производственного обучения. Они проводят занятия со всеми учащимися учебного заведения по соответствующим специализациям и разделам программы по графику-расписанию.

В обязанности мастеров входит оснащение и эксплуатация оборудования и аппаратуры мастерской, её методическое обеспечение, поддержание в исправном, работоспособном состоянии учебно-материальной базы учебно-производственного подразделения.

2. Бригадная организация работы мастеров производственного обучения

Бригада формируется из мастеров, закреплённых за учебными мастерскими и учебными группами одной сложной профессии всех 3-х курсов обучения. В производственном обучении на 1-м и 2-м курсах с учащимися работают одновременно 4-5 мастеров. Это позволяет более полно охватить учащихся текущим инструктированием в процессе выполнения учебно-производственных работ. Это обеспечивает повышение качества обучения учащихся. Для коллективной формы труда мастеров характерны: взаимозаменяемость и взаимопомощь членов бригады; организация эффективного педагогического наставничества опытных мастеров над начинающими.

В каждой бригаде избирается мастер из числа наиболее опытных мастеров. Он осуществляет общее организационное и методическое руководство учебно-производственной и учебно-воспитательной работой всей бригады.

Бригадирпринимает личное участие в подготовке и проведении уроков производственного обучения мастерами – членами бригады.

Производственное обучение может чередоваться с теоретическим обучением по определённым временнЫм периодам. Обычно – на 2-м, 3-м курсам.

Это характерно при обучении строителей или других профессий, которые связаны с необходимостью выезда на объекты.

3. За группой закреплены 2 мастера. Один из них – ведущий, он проводит общегрупповой вводный инструктаж, второй мастер ему помогает. Текущее инструктирование учащихся в процессе упражнений мастера проводят совместно. При этом один – постоянно находится среди работающих учащихся, а другой – особое внимание уделяет инструктированию на рабочих местах, где выполняются наиболее ответственные, сложные и опасные работы: например, на сверлильных станках; при паянии, у токарного станка при скоростных операциях; на станках с ЧПУ – с числовым программным управлением и т.п.

4. Прогрессивной формой организации педагогического труда мастера производственного обучения является такая, когда он выполняет функции и мастера, и преподавателя – мастер и преподаватель. Возможна в 2-х вариантах:

1) мастер, закреплённый за группой или учебной мастерской, по расписанию ведёт уроки специальных предметов. При этом повышается уровень и степень связи истории практики;

2) мастер самостоятельно, один проводит все совмещённые, бинарные (интегрированные) уроки производственного обучения и специального предмета.

Главное в этой идее – выделение профессионального мастерства как определённого предмета учебного процесса. При этом решаются вопросы формирования у учащихся взаимосвязанной системы знаний и умений, сознательности и активности обучения. Но это требует пересмотра содержания образования, разработки принципиально новой методики и организации преподавания специальных предметов и производственного обучения. Но это пока –дело будущего.

Источник: http://studopedia.ru/10_257854_osnovnie-etapi-razvitiya-psihiki.html

Эволюция психики

Основные этапы эволюционного развития психики животных

Проблема происхождения психики. А.НЛеонтьев о возникновении психики.

Теории происхождения психики.

Эволюция психики животных и человека.

Проблема возникновения и развития психики в психологии всегда была неразрывно связана с определением психики как явления и как предмета научного исследования. Психика изучается по ее проявлениям, продуктам и физиологическим механизмам, лежащим в ее основе. А проявляется психика в процессе взаимодействия субъекта с миром (поведение как объект психологического исследования) и в форме результатов активности субъекта (даже вербальный ответ и результаты интроспективного исследования являются не самой психикой, а ее продуктом). Все эти трудности еще более усугубляются при изучении психики животных, от которых нельзя получить сведений в форме описания своих субъективных состояний. Кстати, это касается и изучения психики ребенка на довербальной стадии развития, что является одним из оснований постоянного сближения фило- и онтогенетических исследований и традиционного обращения психологии раннего детского возраста к сравнительно-психологическому методу анализа. Такая специфика предмета исследования ставит психологию в особое положение среди всех наук, определяя необходимость использования подходов, применяемых как естественными, так и гуманитарными дисциплинами, которые не всегда могут гармонично сочетаться друг с другом. Это отразилось в истории психологии в периодически возобновляющихся разногласиях по поводу объекта и методов исследования, особенно в период становления объективной психологии, и надолго поставило зоопсихологию в положение науки, не занимающейся истинно психологическим предметом — содержанием субъективного мира и переживаниями животных.

Этимологически слово психика (душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика — это сущность, где внеположноеть и многообразие природы собирается к своему единству, эго виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это субъективный образ объективного мира.

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, нс видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными совокупностями таких процессов, то есть психика — это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Таким образом, психика человека включает в себя, по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение — полноценную деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Рисунок 1.Психическое отражение

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

Для того чтобы понять, что такое психика, следует ответить на вопросы о том, когда и почему в ходе эволюции она возникла, как развивалась, усложнялась, изменялась. Процесс возникновения и изменения психики как продукта эволюции называется филогенезом. Направление в науке, которое можно назвать антропопсихизм, исходит из того, что психика есть только у человека — следовательно, возникнает она с появлением человека.

Биопсихизм наделяет психикой всю живую материю и, в соответствии с этим, относит время ее появления к периоду зарождения жизни.

В учении о всеобщей одухотворенности природы — панпсихизме — выдвигается тезис о наличии души не только у живой природы, но и у неживой, например, у камней — а возникновение психики уходит в еще более далекое прошлое.

Существует способ решения проблемы возникновения психики, при котором она признается свойственной не всякой материи вообще и не всякой живой материи, а только организмам, имеющим нервную систему. Эта концепция получила название нейропсихизм.

Во всех вышеперечисленных теориях психика приписывается чему- либо (?) или кому-либо потому, что они принадлежат к определенному классу объектов. Отсюда: ни одна из вышеприведенных точек зрения не дает четкого, ясного представления об объективном, но внутреннем (исходящем из сущности самой психики) критерии психического — данные критерии являются внешними по отношению к форме существования организма.

Совершенно иной взгляд на проблему возникновения психики содержится в трудах А.Н.Леонтьева . Его гипотеза получила наиболее широкое признание:

— в качестве объективного критерия психики он предложил рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически [1]

нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (абиотические) воздействия — это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не вредны и не полезны, но они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, могут сигнализировать организму об их наличии. Если живой организм приобретает способность отражать биологически нейтральные свойства и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Свойственная всей живой материи способность отражать жизненно значимые воздействия среды, соответствующая допсихическому уровню развития, называется простой раздражимостью. Существование живых организмов в усложняющейся и изменчивой среде приводит к дальнейшему усложнению отражения окружающей действительности и возникновению более сложной формы раздражимости — чувствительности. Чувствительность представляет собой способность некоторых живых организмов отражать биологически нейтральные раздражители, обладающие сигнальным значением.

Возникновение чувствительности как высшей формы раздражимости является, с точки зрения А.Н. Леонтьева, исходным моментом развития психики, обеспечивающим более эффективное приспособление к среде.

Простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для обеспечения жизни им было достаточно простой раздражимости. Решающим условием для возникновения чувствительности явился переход от жизни в однородной среде к жизни в более сложной среде дискретных предметов, переход от неоформленных источников жизни к вещно- оформленным.

Развитие психики в животном мире тесно связано с эволюцией нервной системы: от наиболее древней составляющей — сетевидной нервной системы к самому сложному уровню развития нервной системы — мозгу. Нервная система уже обусловила функционирование организма как единого целого.

Большую роль в развитии психики играло изменение характера взаимоотношения живых организмов с окружающей средой. Допсихические процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т. д. Отражение биологически нейтральных свойств оказалось неразрывно связанным с качественно иной активностью живых существ — поведением. Смысл этой новой формы активности заключался в том, чтобы обеспечивать биологический результат там, где условия не позволяли ему реализовываться непосредственно, сразу. Таким образом, психическое развитие живых организмов определялось усложнением нервной системы, изменением среды существования и возникновением поведенческой активности.

этапы развития психики

Рисунок 2 Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, «изобретать» новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных нс выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Итак, мы не можем не сказать: в психологии сегодня так и нет единого определения психики. Она определяется через ее функции (отражение реальности, регуляция деятельности и т. п.), через обеспечивающие ее физиологические механизмы (психика — функция мозга или нервной системы), феноменологически (психические явления), через объект исследования (поведение, человек как субъект психики). Все эти определения отражают различные стороны психики и не исключают, а дополняют друг друга. Однако в каждом случае исследователи придерживаются определенных взглядов на то, что такое психика, как она возникла и развивалась в эволюции и как возникло человеческое сознание. И всегда центральным в проблеме возникновения и развития психики был вопрос о соотношении того, что заложено в человеке эволюционно, и того, что возникает с появлением человеческого сознания как «надбиологическое», отличающее человека от всех остальных животных и связанное с социально-культурной сущностью человека (проблема «биологического и социального» в психике человека). Любая наука, и психология в том числе (а значит, зоопсихология и сравнительная психология тоже), направлена на познание самого человека и его места в мире. Поэтому, несмотря на кажущееся «примирение» противоположных точек зрения по этому вопросу в современной науке, понимание сути взаимоотношений этих составляющих остается актуальным и невозможно без сопоставления взглядов на фило — и онтогенез человеческой психики. Более того, вся история психологии развития связана с таким сопоставлением, и самые актуальные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии локализуются именно в области сопоставления развития психики в эволюции и онтогенезе человека.

Резюмируем: при изучении возникновения человеческого сознания из генетически более ранних форм психики в психологии выделяются две основные проблемы:

При изучении психологии человека объектом исследования обычно является человек (и проявления его психики) как один уровень филогенетического развития. К другим онтогенетическим уровням психология чаще всего подходит с позиций метода актуализма, предполагая (по умолчанию), что целью развития личности в онтогенезе является то, чем она стала. Филогенетический план ограничен конкретным общественнокультурным содержанием, задающим содержание и саму структуру личности. По умолчанию предполагается, что целью эволюционного процесса является «производство человека», что есть прямой антропоцентризм (или филогенетический актуализм). Использование в этом случае биологических данных и закономерностей оказывается не совсем корректным по отношению к воззрениям эволюционной биологии, так как эволюционная теория внутри биологической науки, определяя место человека в эволюции, вовсе не говорит об окончании этого процесса. Зоопсихология изучает эволюцию психики, начиная с ее зачаточных форм, возникших у примитивных организмов из элементарной формы отражения — раздражимости, до сложно организованной психики высших животных. Изучая психику, зоопсихология охватывает диапазон ее развития, где нижней границей являются начальные формы психического отражения свойственные животным организмам, с их качественным отличием от такового у растений, а верхней границей является зарождение человеческой психики из психики высших животных. Современная зоопсихология исходит из постулата, что все формы психических явлений и сама психика возникли из раздражимости, свойственной всей живой материи (Л.С. Выготский). Раздражимость — это способность живой материи отвечать избирательно и специфическим образом на жизненно значимые воздействия среды в соответствии с потребностями обмена веществ. Простая раздражимость свойственна простым организмам с примитивной организацией обмена веществ и энергии между внутренней и внешней средой. Поддержание потоков энергии, пластических веществ и информации на постоянном уровне необходимо организму для поддержания гомеостаза — устойчивого неравенства содержания внутренней и внешней сред. Раздражимость протоплазмы одноклеточных лежит в основе всех наблюдаемых у них форм поведения и характеризуется определенной направленностью их перемещений. Биологическая эволюция приводит к усложнению обмена веществ. Вследствие этого возникает большое разнообразие видов раздражимости. По мере усложнения организации живого происходит интеграция клеток, тканей и органов в организм, формируется центральная нервная система, которая способствует организации реагирования организма как единого целого. Происходит переход количественного накопления вариантов раздражимости в разных тканях организма животного на качественно новый уровень, при этом возникает качественно новая форма раздражимости — чувствительность. Таким образом, появление центральной нервной системы, функционально специализирующейся на восприятии информации, способствует появлению качественно нового, высшего, вида раздражимости — чувствительности.

Чувствительность — это элементарное психическое явление, характеризующееся способностью организма к ощущению, то есть к отражению предметов объективного мира, возникающему при их непосредственном воздействии на организм. С возникновением центральной нервной системы и специализацией ее отделов, организм приобретает способность раздражаться (реагировать) в ответ на такие воздействия, которые сами по себе не в состоянии изменить характер обмена веществ с внешней средой. В результате этого животное приобретает способность реагировать не только на непосредственное воздействие значимого для жизнедеятельности фактора, но и оценивать значение воспринимаемых индифферентных факторов среды с точки зрения вероятности следования за ним значимого фактора. Такие ранее индифферентные воздействия приобретают для организма значение сигнала о возможности последующего поступления значимого раздражителя и отражаются организмами в виде ощущений. Итак, на основе раздражимости формируется элементарное психическое явление — чувствительность, которая опосредует деятельность организма, направленную на поддержание жизни. В результате этого наступает как бы раздвоение прежде единого процесса взаимодействия организма со средой. С одной стороны, выделяются процессы, непосредственно связанные с поддержанием и сохранением жизни, регулируемые на основе раздражимости, а с другой стороны, выделяются процессы, связанные с функциями поддержания жизни опосредованно. Эти процессы осуществляют вероятностную оценку ценности поступающих сигналов и представляют собой особую форму жизнедеятельности, которая лежит в основе чувствительности организмов к факторам внешней среды и их психического отражения. Такое раздвоение деятельности организма приводит к формированию психики как нового вида внешней активности. Оно становится возможным лишь у животных, достигших определенной степени развития мышечной и нервной системы. По мере усложнения организации животных усложняется и их психика. На определенном этапе эволюции в процессе антропогенеза у человека формируется качественно новая психика, обусловленная развитием общественно-трудовой деятельности и формированием речи у данного вида. Психика человека, развившаяся из психики животных и имеющая с ней много общего, отличается качественно за счет того, что человек способен отражать объективную реальность в двух планах — чувственном и понятийном, то есть абстрактно-логическом. Это и определяет сущность человеческого сознания как способа отражения действительности в абстрактно-логических понятиях в виде речи.

В отличие от человека, у животных, даже высоко организованных, абстрактно-логическое отображение отсутствует, у них возможно только чувственное отображение.

Вопросы и задания для самопроверки по материалам Темы 8

взаимоотношения живых организмов с окружающей средой?

Источник: http://studref.com/396281/psihologiya/evolyutsiya_psihiki

Основные этапы развития психики в филогенезе

Развитие психики в филогенезе характеризуется несколькими этапами. Рассмотрим две основные истории, связанные с данным процессом.

Филогенез — это историческое развитие, охватывающее миллионы лет эволюции, историю развития разных видов живых организмов.

Онтогенез предполагает развитие отдельного индивида от рождения до последних дней жизни.

этапы развития психики

Ступени исторического развития психики

Выделим основные этапы развития психики в филогенезе. Первая стадия связана с сенсорной элементарной психикой. Для животных окружающий мир представлен не в виде предметов, а в качестве отдельных элементов, особенностей, включая удовлетворение жизненных основных потребностей.

Типовым примером самых важных явлений и предметов А. Н. Леонтьев считает поведение паука. После того как насекомое оказывается в паутине, паук сразу же направляется к нему, начинает опутывать его собственной ниткой. По результатам исследований было выяснено, что для паука значима только вибрация, производят которую крылья насекомого. Она передается по всей паутине, а после ее прекращения паук движется к жертве. Все остальное паука мало интересует, важна только вибрация.

Если дотронуться звучащим камертоном до паутины, паук в ответ будет передвигаться к звукам, постарается на него взобраться, опутать его паутиной, постарается своими конечностями наносить ему удары. По подобному эксперименту можно сделать вывод, что вибрация является для паука сигналом о поступлении еды.

На этом этапе развитие психики в филогенезе можно рассматривать инстинктивное поведение в качестве примера сенсорной элементарной психики.

этапы развития психики

Что такое инстинкты

Под ними понимают действия живого существа, не требующие специального обучения. Животное словно с рождения «знает» о том, что именно оно должно делать. Применительно к человеку под инстинктами можно понимать такие действия, которые производятся человеком автоматически, пока он еще не успел о них даже подумать.

Как происходит развитие психики в процессе филогенеза? Люди с древних времен пытаются найти ответ на этот вопрос. Например, необычную сложность удалось установить в поведении пчел, муравьев, птиц, возведении бобрами плотин.

Человечество стремилось постигнуть тайну инстинктов. Под ними подразумевали своеобразную твердую программу, действующую только в тех ситуациях, когда сохранялись внешние условия, последовательность звеньев.

Также под инстинктами подразумевали шаблонные, стереотипные, автоматизированные действия, которые основываются на безусловных рефлексах.

этапы развития психики

Вторая ступень эволюции

Рассматривая этапы развития психики в филогенезе, остановимся на воспринимающей стадии (перцептивной). Животные, находящиеся на такой ступени развития, способны отражать окружающий мир не только в форме элементарных отдельных ощущений, но и в виде образов предметов, соотношений их друг с другом.

В этом случае развитие психики в филогенезе нуждается в определенном уровне развития центральной нервной системы. Помимо инстинктов, в поведении живых существ важную роль играют определенные навыки, которые осваивает во время своей жизни каждое отдельное существо.

Развитие психики в филогенезе и онтогенезе невозможно без рефлексов. На высших этапах повадки животных приобретают специфические параметры, которые свидетельствуют о наличии простейшего интеллекта.

Окружающий мир систематически задает живому существу новые задачи, решение которых способствует эволюционному процессу. В противном случае существо просто погибнет.

этапы развития психики

Высший уровень поведения

Рассматривая основные этапы развития психики в филогенезе, отметим, что последней является стадия интеллекта. Выделим отличительные особенности такого поведения живых существ:

Леонтьев А. Н. выделяет в подобных действиях две фазы:

Для реализации подобного действия животное должно выявить взаимосвязь предметов, отношение их друг к другу, предусмотреть результаты проведенных действий. Именно это происходит на третьей стадии развития психики в филогенезе.

Но пользуются ли обезьяны в естественных условиях такими приспособлениями? Англичанкой Д. Гудал, которая долгое время занималась изучением поведения шимпанзе в Африке, были сделаны следующие выводы:

этапы развития психики

Предпосылки появления сознания человека

Развитие психики в филогенезе и онтогенезе у животных характеризуется множеством предпосылок, на основе которых в специальных условиях появилось человеческое сознание.

В качестве одной из них можно отметить совместный характер существования и взаимоотношений животных. Например, в работах зоопсихолога Н. А. Тиха идет речь о значимости постоянных группировок у обезьян, вызванных инстинктом самосохранения. Именно он привел к формированию самостоятельной потребности к жизни в среде себе подобных, взаимоотношениях между отдельными членами стада.

Происхождение и развитие психики в филогенезе связано с появлением у обезьян избирательной потребности, связанной с желанием организовывать семьи. Зоопсихологами был сделан вывод о том, что у одних обезьян выделяется стремление к другим индивидам, что способствует появлению отношений между ними.

Безусловно, развитие психики человека в филогенезе связано с животной стаей. Это результат огромного революционного скачка.

этапы развития психики

Психологические особенности

Как появилось человеческое сознание? Чем оно сходно с человекоподобными обезьянами? Отметим часть психологических особенностей:

Возникновение и развитие психики в филогенезе – длительный процесс, в результате которого человек приобрел существенные отличия от иных живых существ.

Животные не владеют различными понятиями. Именно благодаря речи, человек получает возможность отклоняться от представлений, возвращаться к историческим данным, проводить их сопоставление, выделять нужную информацию, применять ее в определенных ситуациях.

Благодаря труду у людей формируются определенные процессы: внимание, память, воля. Труд позволяет человеку возвышаться над царством животных. Само по себе создание орудий – это развитие психики в филогенезе. Подобная деятельность способствовала формированию сознательной деятельности.

этапы развития психики

Язык как система символов

Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза тесно связано с появлением языка. Он стал совокупностью кодов, благодаря которым обозначаются предметы внешнего мира, их качества, действия, взаимоотношения между ними. Слова, объединенные во фразы, можно считать главным средством общения.

В настоящее время выделяют несколько версий происхождения человеческого языка:

Проблема развития психики в филогенезе тесно связана с передачей информации о предметах, которые можно использовать в практической жизни.

Значимость языка для эволюции

Появление языка вносит в сознательную деятельность человека три серьезных изменения:

Развитие психики в эволюции филогенеза способствовало формированию сознания. Его по праву можно считать высшим уровнем психического отражения человеческой сущности.

Характеристики сознания

А. В. Петровский выделяет в нем четыре основные вида. Все уровни развития психики в филогенезе заслуживают детального рассмотрения и изучения:

Закономерности онтогенеза

Чем выше положение, которое занимает на шкале филогенетического развития определенный живой организм, тем более сложное строение имеет его нервная система. Но при этом гораздо большее количество времени необходимо организму для того, чтобы достигнуть полной поведенческой и психологической зрелости.

Человеческий индивид при рождении почти не приспособлен к самостоятельной жизни по сравнению со всеми существами, проживающими на нашей планете. Это легко компенсируется удивительной пластичностью мозга, способностью к формированию различных систем по мере роста организма.

У животных видовой опыт в большей степени сохранен на уровне генетических программ, автоматически развертываемых по ходу индивидуального развития. У человека это проявляется во внешней форме, при передаче культурного и исторического опыта от старшего поколения детям.

Психическое развитие ребенка связано с двумя основными факторами:

Каждый индивид обладает определенными психологическими характеристиками, связан с влиянием внешних факторов. Например, сензитивный период становления речи характерен для 1-3 летнего возраста.

Психологическое формирование малыша происходит сразу по нескольким направлениям:

Развитие различных сфер психики осуществляется неравномерно: по одним линиям оно осуществляется интенсивнее, по другим протекает достаточно медленно.

В результате такой неравномерности периодически у человека появляются кризисы развития. Например, противоречия проявляются в 1 год, в трехлетнем возрасте, в подростковый период, являются результатом несоответствия в формировании мотивационных и интеллектуальных сфер. В качестве положительного воздействия подобных кризисов можно выделить их способность стимулировать развитие «недоразвитых» сфер. Они выступают в качестве движущей силы самосовершенствования личности.

Варианты психологического исследования

Оно включает в себя несколько определенных этапов:

Метод предполагает некую организацию деятельности. В психологии для опровержения либо подтверждения выдвинутой гипотезы применяются следующие методы: беседа, эксперимент, наблюдение, психодиагностическое исследование.

Самым распространенным способом работы исследователя является установление наблюдения за отдельным индивидом (группой наблюдателей) в ожидании, когда появятся те явления, что вызывают у исследователя определенный интерес.

Отличительной характеристикой этого метода является невмешательство исследователя. Наблюдение эффективно на этапе получения эмпирической информации.

Достоинством подобного метода является тот факт, что в процессе проведения психологического исследования наблюдатель ведет себя естественно. Основной его недостаток в невозможности предвидеть конечный результат, невозможности воздействия на протекание анализируемого явления, ситуации, поведения.

Для преодоления субъективности наблюдения допускается работа группы исследователей, применение технических средств, сопоставление получаемых разными экспериментаторами результатов.

В ходе эксперимента можно организовать такую ситуацию, за которой можно будет вести четкий контроль.

Гипотеза, которая ставится в начале практической деятельности, предполагает связь между различными переменными. Для ее проверки исследователь выбирает алгоритм действий, методику, затем приступает к экспериментальной части.

Выделяют несколько вариантов ее проведения: естественный, формирующий, констатирующий, лабораторный.

Беседа предполагает выявление связей на базе эмпирических данных, которые нужны исследователю.

Но в случае несущественного психологического контакта между испытуемым и исследователем проявляется подозрительность, желание уйти из ситуации с помощью стереотипных, стандартных ответов.

Успех беседы напрямую связан с квалификацией психолога, способностью установления контакта с собеседником, отделения от содержания разговора личных отношений.

Несколько слов в заключение

В настоящее время психодиагностическое исследование используется для выявления особенностей испытуемого, уровня его эмоционального состояния.

Психодиагностика стала отдельной областью психологии, она направлена на измерение индивидуальных особенностей отдельной личности.

Диагноз является основной целью проведения исследования, его можно устанавливать на разных уровнях:

Современную психодиагностику используют в разнообразных практических областях: здравоохранении, расстановке кадров, профориентации, подборе, прогнозировании социального поведения, психотерапевтической помощи, образовании, психологии межличностных и личностных отношений. Благодаря психодиагностике детские психологи выявляют проблемы, характерные для каждого конкретного ребенка, помогают ему своевременно выходить из сложных жизненных ситуаций, устанавливать контакты со сверстниками.

Источник: http://fb.ru/article/20678/razvitie-psihiki-v-filogeneze-paradigmyi-teoreticheskogo-rassmotreniya-i-etapyi-protsessa

Этапы развития психики

Психосоциальное развитие по Э. Эриксону. Развитие по психосексуальному направлению (З. Фрейд). Периодизация по Л.С. Выготскому. Развитие по Ж. Пиаже. Развитие по Л. Колбергу. Сравнение периодизаций психического развития. Психические стадии и конфликт.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления04.11.2008
Размер файла26,5 K

этапы развития психики

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

По предмету: Возрастная психология

Тема: Этапы развития психики

Выполнила: ст-ка II курса заочного отд.

Приняла: Собирова А.Б.

Содержание

Таблица I. Психосоциальное развитие по Э. Эриксону

Таблица II. Развитие по психосексуальному направлению (З. Фрейд)

Таблица III. Периодизация по Л.С. Выготскому

Таблица IV. Развитие по Ж. Пиаже

Таблица V. Развитие по Л. Колбергу

Приложение Сравнение периодизаций психического развития

+ поддержка, удовле-творение основных потребностей;

отсутствие эмоцио-нального общения,

Нормальное развитие происходит, если потреб-ности ребенка быстро удовлетворяются, если он не испытывает долгого невнимания. Главное — обогащение общения. Поведение матери должно быть предсказуе-мым. В противном случае у ребенка вырабатыва-ется боязливость, подозрительность к миру.

Автономия — стыд и

Автономия против стыда и сомнения

ствие поддержки и

Исход зависит от соотно-

шения сотрудничества и

своеволия, свободы само-выражения и её подавле-

ния. Из чувства самоконт-

роля, как свободы распо-ряжаться собой без утра-

ты самоуважения, берет

начало прочное чувство

товности к действию и

гордости своими дости-

жениями, чувство собст-

венного достоинства. Из

ощущения утраты свобо-

ды и чужого сверхконтро-

ля происходит устойчи-

вая склонность к сомне-

стать независи-мым от ро-дителей и исследо-вать грани — цы своих возможно-стей?»

Инициати-ва (предпри имчивость) против вины

+ поощрение актив-ности, наличие воз-

можности в творче-

Дети, которым предостав

лена инициатива в выбо-

ре деятельности, выраба-

вость. Если взрослые по-

казывают ребенку, что

его деятельность вредна

и нежелательна, он начи-

нает чувствовать себя ви-

новатым и уносит это чувство вины во взрос-лую жизнь

обучение и воспита-ние, наличие хоро-

ших примеров для

плохое обучение, отсутствие руковод-

ства и поддержки

Если детей поощряют в

деятельности, у них выра

батывается умелость, спо

собности к техническому

творчеству, а если нет, то

у ребенка появляется чув

«Кто я? Ка — ковы мои

Идентич-ность про-тив смеше-ния ролей

одной стадии в дру-

гую, наличие опре-

моделей для подра-

жания и положитель

ной обратной связи;

нечеткая обратная связь, неопределен-

Сверстники, идеа-лы, куми-ры, этало-

Если подросток благода-

ря родителям уже выра-

ботал доверие, самостоя-тельность, предприимчи-

вость и умелость, то его

шансы на идентифика-

цию собственного «Я»

При наличии положитель-

ных социальных условий

исход — интимность, при

Опасность стадии в избе-

гании контактов, которые

обязывают к близости

В случае, если человек

ощущает себя адекватным

обществу, коллективу, по-

в случае обеднения лич-

ной и общественной жиз-

ни, неудачи в оптималь-

ном развитии, оставляю-

щими человека с чувством

застоя, инертности, неспо-

погрузиться в заботу о

ности прожитого пу-

планов и целей, пол-

ноты и целостности;

той жизнью, отчая-

При отсутствии чувства

отчаяние и неготовность

принять смерть. Смерть

не воспринимается как

естественное и неизбеж-

ное завершение жизнен-

ного пути, наступает от-

чаяние, которое выража-

Эмоциональное общение ребенка со взрослым

М/у потребностью в новых впечатлениях и возможностью

Освоение норм отношений

М/у потребностью в самостоя — тельности и возможностью

Усвоение способов деятельно-

сти с предметами

М/у потребностью в общении, во внешних впечатлениях и возможностью удовлетворения; между новыми возможностями и старым образом жизни

Освоение социальных норм,

Произвольность всех психических

М/у новыми требованиями и старыми способами их

Освоение знаний, развитие

общение в учебной и

других видах деятель-ности

о себе не как о «ре-

М/у стремлением к самостоя-

тельности и возможностью

Освоение норм и отношений

Старший шк., (ранняя юность)

Профессиональное и личностное опреде-ление

М/у необходимостью самоопре-

деления и возможностью

знаний, умений, самопознание

Поздняя юно сть или ран-няя зрелость

Трудовая деятель-ность, профессио — нальная учеба

Зона сосредоточения либидо

Опыт, соответствующий данному уровню развития

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде постоянного жевания чего-нибудь, курения, облизывания губ, грызения ногтей, переедания, поцелуев.

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоонтроль)

Все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии. Воспитание, которое поддерживает старания ребенка контролировать себя (по Фрейду — поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника и щедрая хвальба за это), воспитывает позитивную самооценку и способствует развитию творческих способностей.

Половые органы (мастурбация)

Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

С 3-х лет ребенок замечает разницу в анатомическом строении мужчин и женщин.

Основным объектом либидо становится родитель противоположного пола. Формируется Эдипов комплекс у мальчика и комплекс Электры у девочки (мальчик влюбляется в мать, хочет на ней жениться, при этом он ревнует маму к отцу, любит его и испытывает чувство вины за свои эмоции). Выход из конфликта (разрешение конфликта) — отождествление себя с конкурирующим родителем.

Отсутствует, (сексу-альное бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

На данной стадии либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, — такие, как спорт, интеллектуальные занятия, отношения со сверстниками. Этот период можно рассматривать как время подготовки к взрослению.

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общественную жизнь.

В подростковом и юношеском возрасте сексуальность оживает с новой силой (эротические сновидения, фантазии…), в итоге эта энергия полностью переключается на сверстника противоположного пола. При нормальном развитии личности все, что было до генитальной стадии вытесняется в область бессознательного. Однако иногда наше бессознательное «рвется» наружу. Это проявляется в форме оговорок, описок, ошибок памяти, сновидений, «несчастных» случаев, фантазий, неврозов.

Возрастные кризисы по Л.С. Выготскому

Самый яркий и несомненный кризис в развитии ребенка, т.к происходит смена среды, переход из утробной среды во внешнюю среду. Кризис новорожденности характеризуется актом возникновения психической жизни — появлением улыбки и глазного контакта.

Кризис одного года

Этот кризис Выготский связывает с возникновением автономной речи и, отчасти, с появлением самостоятельной ходьбы.

Имеет позитивное содержание: здесь негативные симптомы очевидно и непосредственно связаны с позитивными приобретениями, которые делает ребенок, становясь на ноги и овладевая речью

— называется также фазой строптивости или упрямства. В этот период, ограниченный коротким промежутком времени, личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения. Ребенок проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие. Это, в первую очередь, кризис социальных отношений.

Позитивное значение: возникают новые характерные черты личности ребенка.

— был открыт и описан раньше других кризисов. Негативные стороны: нарушение психического равновесия, неустойчивость воли, настроения и т.д. В работах Выготского выделяются два симптома этого кризиса: манерничание и кривляние.

Позитивные стороны: возрастает самостоятельность ребенка, изменяется его отношение к другим детям.

Кризис 13-ти лет

— негативная фаза возраста полового созревания: падение успеваемости, снижение работоспособности, дисгармоничность во внутреннем строении личности, свертывание и отмирание прежде установившей-ся системы интересов, продуктивности умственной работы учащихся. Это вызвано тем, что здесь про-исходит изменение установки от наглядности к пониманию. Переход к высшей форме интеллектуаль-ной деятельности сопровождается временным снижением работоспособности.

Кризис 17-ти лет

Примечание: Возрастной кризис это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Л.С. Выготскому, возрастной кризис норма онтогенеза.

Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625a3ad68b4d43b88521206c27_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *