Психоанализ Фрейда: что это такое, история, идеи, виды и методы, критика — психоанализ представители и основные идеи

27.04.2019

Структурная модель психики:

Психоанализ — грандиозное мошенничество XX века или гениальный метод лечения психических расстройств?

Сейчас в моде всевозможные афоризмы о смысле жизни. Вот одни из самых популярных:

«Чем безупречнее человек снаружи, тем больше демонов у него внутри».
«Единственный человек, с которым вы должны сравнивать себя, — это вы в прошлом. И единственный человек, лучше которого вы должны быть, — это вы сейчас».
«Человек никогда ни от чего не отказывается, он просто одно удовольствие заменяет другим».

Но, ставя эти красивые фразы в статусы, публикуя в соцсетях, цитируя их в компаниях, большинство людей даже не догадываются, что они принадлежат знаменитому психологу первой половины XX века Зигмунду Фрейду и отражают всю суть его учения, известного как психоанализ.

Что такое психоанализ

психоанализ представители и основные идеи

Психоанализ — это психотерапевтическое направление, созданное Фрейдом, эффективный метод лечения различных психических расстройств, получивший широкую популярность.

Это первое направление в психологии и психотерапии, детально проработанное в плане теории. Чётко описаны две ипостаси личности человека — бессознательное (скрытое, вытесненное, неосознаваемое) и сознательное (поверхностное, видимое, осознаваемое, понятное). Они постоянно вступают в противоречия между собой — отсюда и внутренние конфликты, приводящие в итоге к психическим расстройствам. Но самое главное — почти всегда побеждает бессознательное. Именно оно становится мотиватором большинства поступков и решений. Задача психоанализа — вскрыть его и перевести в плоскость сознательного.

Являясь ключевым понятием, личность в психоанализе максимально представлена с точки зрения и скрытых, и осознанных мотивов, которые определяют её развитие и совершенствование на протяжении всей жизни.

Что изучает данное направление? Предмет исследования — скрытые мотивы из бессознательного, провоцирующие развитие различных психоэмоциональных расстройств личности и поведения. Они раскрываются через высказываемый анализантом (пациентом) свободный поток мыслей.

На сегодняшний день психоаналитическое направление представлено разными школами. Но все они объединены базовыми понятиями — разделением на сознательное и бессознательное и поисками истоков проблем в детстве. В психологии это мощный инструмент для устранения неосознанных механизмов и привычных шаблонов, мешающих реализации желаний и социальной адаптации.

Из истории

Фрейд

Основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд (1856-1939) — знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог. Практикуя в разных больницах, постепенно накапливал опыт, чтобы потом оформить его в одну чёткую и обоснованную теорию.

  1. Долгое время работал с пациентами, страдающими от невротических и истерических черт характера.
  2. Затем консультировал детей-афатиков (с нарушениями речи). Выявил, что их проблемы обусловлены не физиологией, а именно психическими реакциями.
  3. Проходил стажировку у знаменитого невролога Ж.-М. Шарко, изучая общий парез.

В результате обширной и разносторонней практики в 1895 году он написал книгу «Исследования истерии». Это первая теоретическая основа психоанализа. Именно в ней сформулирована мысль о том, что причинами большинства психических расстройств являются подавленные, скрытые в бессознательном воспоминания о психотравмирующих ситуациях из детства. Здесь же Фрейд высказал предположение, что все они так или иначе связаны с сексуальными влечениями.

В 1900 году вышла вторая крупная работа — «Толкование сновидений». В ней описано значение снов для психики человека. По его мнению, именно они раскрывают суть бессознательного, которое проявляется в виде символов. Их нужно только расшифровать. В этой же книге представлена подробная «топографическая модель психики», её структура и принцип работы. Согласно ей, социальные запреты и рамки воспитания вытесняют неприличные сексуальные влечения в область бессознательного. Данный процесс практически всегда заканчивается чувством повышенной тревожности и развитием психических расстройств.

психоанализ представители и основные идеиЗигмунд Фрейд (1856-1939)

Психоанализ Фрейда (фрейдизм) в дальнейшем постоянно развивался, расширялся и критически переосмысливался. На его основе появлялись новые школы, течения и ответвления от классической теории. Чаще всего их возглавляли бывшие коллеги и ученики Фрейда. Например, А. Адлер и К. Г. Юнг. Хотя во многих вопросах они резко расходились во мнениях со своим учителем.

Многие специалисты отмечают, что психоанализ Юнга — направление, кардинально отличающееся от фрейдизма. Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр и педагог, разработавший учение об архетипах. Это структурные элементы коллективного бессознательного (существуют архетипы младенца, девы, матери, возрождения, духа, трикстера и др.). С их помощью можно растолковать не только сны, но и мифы разных народов. Цель юнговского направления (как её определял сам психоаналитик) — индивидуация личности. Это процесс психического развития, когда в полной мере реализуются индивидуальные способности (таланты) и уникальные особенности человека.

Особую популярность получила юнговская концепция психологических типов. В основе классификации — психологическая установка (экстравертная или интровертная) и психические функции (мышление, чувства, ощущения, интуиция).

Неофрейдизм

Вторая, более поздняя волна возникновения новых психоаналитических течений, — неофрейдизм. Самые яркие представители — Э. Фромм, К. Хорни, Г. С. Салливан, Ж. Лакан и др. Они пытались найти общие точки соприкосновения психоанализа с общественными и гуманитарными науками.

Эрих Фромм (1900-1980) — немецкий социолог, социальный психолог, философ, представитель Франкфуртской школы. Является основоположником неофрейдизма и фрейдомарксизма. Связал психоанализ Фрейда с марксизмом и этикой.

Карен Хорни (1885-1952) — американский психолог, ключевая фигура неофрейдизма. Перенесла акцент с сексуальных влечений как основных мотиваторов человеческого поведения на воздействие окружающей социальной среды. Свои взгляды и идеи изложила в книге «Новые пути в психоанализе».

В России

В России данное направление стало невероятно популярным в 1920-х гг. Иван Дмитриевич Ермаков (1875-1942) — русский психиатр и психолог, попутно был художником и литературоведом. Считается пионером фрейдизма в СССР. Основал Государственный психоаналитический институт, перевёл на русский язык работы Фрейда и Юнга. Начиная с 1930-х гг. психоанализ подвергся гонениям и был предан забвению вплоть до 1990-х гг.

Современный психоанализ насчитывает более 20 школ и течений. Их теория и подходы к лечению расстройств различаются настолько кардинально, что найти у них один исток крайне затруднительно.

https://youtube.com/watch?v=COYW40JlQ_4

Классический фрейдизм

Основная концепция в двух словах: любые психические расстройства — результат конфликта бессознательного (сформированного под влиянием психосексуального развития) и сознательного (продиктованного воспитанием и социальными нормами).

Юнгианский психоанализ

Другое название — аналитическая (комплексная) психология. Цель — осмыслить и интегрировать глубинные силы и мотивации человеческого поведения через феноменологию не только сновидений (как у Фрейда), но ещё и фольклора и мифологии. Ключевое понятие — коллективное бессознательное.

Статистический

Авторская методика Ольги Перцевой, построенная на квадрате (психоматрице) Пифагора. Позволяет составить цифровой портрет личности, не осложнённый шаблонами общества, навязанными моделями мышления и поведения. Одно из направлений в нумерологии.

Экзистенциальный

Техника экзистенциальной психотерапии, разработанная Ж.-П. Сартром. Согласно ей, человек — завершённая целостность, а не комплекс паттернов поведения, вступающих в конфликт с сексуальными инстинктами (как у Фрейда). Основной инструмент — наблюдение.

Гуманистический

Основоположник — Фромм. Отрицает ведущую роль сексуальных влечений в развитии личности. Акцентирует внимание на других факторах её формирования — социологических, политических, экономических, религиозных и культурных.

Структурный

Основоположник — Ж. Лакан. Направление, использующее особое значение языка для характеристики бессознательного. Активно применяется для терапии речевых нарушений, продиктованных психическими расстройствами и детскими психотравмами.

Эго-психология

Ведущая роль в психике отводится Эго (согласно классической концепции, её играло Оно). Представители: А. Фрейд (младшая дочь Зигмунда Фрейда), Э. Глоувер, Э. Эриксон.

Теория объектных отношений

Основа британской школы психоанализа. Базовая идея — отношение людей к окружающему миру во взрослой жизни формируется под влиянием опыта, сложившегося в детстве. Основные представители — М. Кляйн и Д. Сандлер.

Современными школами с психоаналитическим подходом к лечению расстройств также являются Self psychology Кохута, интерперсонализм Салливана и интерсубъективизм Столороу.

Теория

Анализант — пациент, с которым работает психоаналитик.

Метапсихология — вся теория психоанализа.

Топографическая модель психики:

Структурная модель психики:

психоанализ представители и основные идеиСтруктура личности по З. Фрейду

Этапы психосексуального развития — опыт, оставляющий отпечаток в виде моральных установок, черт характера, паттернов поведения:

  1. Оральная фаза (от рождения до 1,5 года) — господство Ид.
  2. Анальная (1,5-3,5) — формирование сверх-Я под влиянием норм, правил, ограничений, запретов.
  3. Фаллическая (3,5-6) — повышенный интерес к сексу, который чаще всего приводит к комплексам Эдипа или Электры.
  4. Латентная (6-12) — отсутствие проявлений, перерыв.
  5. Генитальная, взрослая (с 12 лет).

Защитный психологический механизм — бессознательный психический процесс, направленный на устранение отрицательных переживаний:

Это основные защитные механизмы, описанные Фрейдом. На сегодняшний день список существенно расширен и включает более 30 психических процессов.

Основы

Это основные идеи психоанализа, на которых строится работа с пациентом.

Практика

Общая схема лечения

Анализант вербализует (проговаривает) мысли на основе свободных ассоциаций, возникающих у него в голове, а также фантазии и сны.

Далее психоаналитик на основании этого материала находит бессознательные конфликты, которые являются причинами всех проблем анализанта.

В конце концов он интерпретирует их, чтобы найти путь для решения проблем.

Примеры из частной практики Фрейда

В своих работах Фрейд подробно описывал не только теорию психоанализа, но и те клинические случаи, с которыми сталкивался сам. Всего их 43, но наиболее известны 5 из них. Они демонстрируют, как психиатры должны выстраивать свои сеансы в зависимости от того, с каким диагнозом они имеют дело.

психоанализ представители и основные идеи

Психоаналитический подход эффективен при таких диагнозах, как:

Противопоказаниями являются различные формы ши­зофрении и маниакально-депрессивного психоза. Психоаналитический подход в лечении импуль­сивного невроза, перверсии, зависимостей и девиантного поведения решается в индивидуальном порядке.

Методы психоанализа

Свободные ассоциации

Является основным правилом психоанализа. Проективный метод, заключающийся в том, что анализанту предлагается свободно говорить всё, что приходит в голову. При этом он может высказывать даже то, что кажется ему абсурдным и непристойным. Задача психоаналитика — увидеть в этом потоке мыслей, вычленить и проанализировать бессознательное, связать с детством и снами пациента.

Толкование сновидений

Анализанту предлагается на протяжении нескольких сеансов рассказывать все свои сны в мельчайших деталях. Именно в них скрыто бессознательное. В своей работе «Толкование сновидений» Фрейд объяснил значения многих символов из снов, которые используются в психоанализе до сих пор. Большинство из них связано с потаёнными сексуальными желаниями.

Интерпретация

Центральный этап любого сеанса психоанализа. Психоаналитик расшифровывает пациенту символы из свободных ассоциаций и снов и объясняет суть внутреннего конфликта. Анализант в свою очередь должен принять и понять данное толкование. Только так он может начать расшатывать систему застойных патологических, навязчивых переживаний, сложившуюся на основе противоречий бессознательного и сознательного.

Сопротивление

Защитный механизм психики, препятствующий проникновению в бессознательное. Это сила, поддерживающая болезненное состояние. Она мешает пациенту говорить всё, что у него в голове. Часто это воспитание или социальные стереотипы.

психоанализ представители и основные идеи

Перенос

Другое название — трансфер. Бессознательное перемещение ранее пережитых чувств на совершенно другого человека (не того, на кого они были направлены раньше). В том числе — на психоаналитика.

Проработка

Последний этап с анализантом, когда происходит перестройка психики. Основная задача — изменить привычное поведение и устоявшиеся отношения через освобождение от патогенных шаблонов.

Это основные техники, используемые психоаналитиком в работе с разными психическими расстройствами.

Критика

На протяжении всего своего существования психоаналитический подход в психологии критиковался с различных точек зрения.

Основные положения критики:

Английский биолог Питер Медавар назвал психоанализ самым масштабным интеллектуальным мошенничеством ХХ века.

Несмотря на всю критику, философия психоанализа сыграла важную роль в развитии общества. Она активно используется практически во всех гуманитарных науках. Без неё была бы невозможна даже сексуальная революция. Сейчас данное направление, представленное более чем 20 школами и отдельными течениями, практикуется так же широко и часто, как и сто лет назад, когда было создано.

Источник: http://ponervam.ru/psihoanaliz.html

Основные понятия психоанализа

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

Статьи по психологии и медицине

Понятие психоанализа и основные психоаналитические идеи.

Диапазон трактовок психоанализа велик. Если взять за исходное определение какую-то одну трактовку, то ускользает почва для адекватного понимания психоанализа. Поэтому мы приведем его характеристики, данные Фрейдом в своих работах разных лет. Итак,

— Психоанализ- часть психологии как науки, исследование бессознательного,

— незаменимое средство научного исследования,

— способ исследования психических процессов,

— беспартийный инструмент, как например, исчисление бесконечно малых величин,

— наука о бессознательном психическом,

— орудие, которое дает возможность Я овладеть ОНО (сознанию- бессознательным),

— исследование, признающее факты переноса и сопротивления как исходные положения работы,

— вспомогательное средство исследования в разнообразных областях духовной жизни,

— один из видов самопознания,

— ненаучное, свободное от тенденциозности, исследование о терапевтических приемах,

— метод для облегчения душевных страданий,

— медицинский метод, направленный на лечение отдельных форм нервности посредством определенных методов.

Таким образом, психоанализ является и наукой, и искусством, и занимает среднее место между медициной и философией.

Наиболее полное определение психоанализа Фрейд дал в энциклопедической статье » Психоанализ и теория либидо»:

— способ исследования психических процессов, иначе недоступных пониманию,

— метод лечения невротических расстройств, основанный на этом исследовании,

— ряд возникших в результате этого психологических конструкций, постоянно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознание и бессознательное. Психоаналитик не считает сознание сутью психики и исходит из того, что бессознательные влечения и желания предопределяют мышление и поведение человека.

Причиной большинства психических и эмоциональных расстройств является то, что уходящие своими корнями в травмирующие психику ребенка переживания детства, бессознательные влечения и желания сексуального и агрессивного характера приходят в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Рождается психический конфликт, разрешаемый путем вытеснения из сознания «дурных» влечений и желаний. Но они не исчезают бесследно, а загоняются в глубины человеческой психики и рано или поздно дают о себе знать. Благодаря механизмам сублимации (переключение сексуальной или агрессивной энергии на социально приемлемые цели) они могут выливаться в творчество, занятие наукой, но могут толкнуть человека к «бегству в болезнь», невротическому способу разрешения стоящих перед человеком проблем и противоречий жизни.

В теории психоанализ нацелен на выявление смысла и значения бессознательного в жизни человека, на раскрытие и понимание механизмов функционирования психики человека.

Основные психоаналитические идеи :

— в психике нет ничего случайного,

— события первых лет имеют первостепенное значение для всей последующей жизни,

— эдипов комплекс (проявление ребенком бессознательных влечений, сопровождающихся выражением чувств любви и ненависти к родителям) является не только ядром неврозов, но и источником возникновения нравственности, морали, религии, общества и культуры,

— психический аппарат состоит из трех областей- бессознательного Оно (влечения и инстинкты, берущие свое начало в соматической структуре и проявляющиеся в неосознаваемых формах), сознательного Я (несущего функции самосохранения и контроля над требованиями Оно, всегда стремящегося к получению удовольствия любой ценой) и гиперморального Сверх-Я, олицетворяющего собой авторитет родителей, социальные требования, совесть,

— основополагающие влечения человека- влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос), включающее в себе инстинкт разрушения.

В клинической практике психоанализ направлен на устранение невротических симптомов путем осознания пациентом своих бессознательных влечений и желаний с целью понимания и последующего сознательного разрешения внутрипсихических конфликтов. Используя различные аналогии, З.Фрейд сравнивал психоаналитическую терапевтическую работу с работой химика (химический анализ), археолога (раскопки древних слоев), вмешательством хирурга и влиянием воспитателя.

г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

Телефоны: +7(925)741-17-49, +7(925)859-11-45, +7(916)726-40-70

Источник: http://www.psychoanalyse.ru/predmet/metod.html

Классический психоанализ З. Фрейда

Основные положения психоанализа З. Фрейда, превратившего область бессознательного в предмет науки. Содержание идеи метаморфоз, претерпеваемых сексуальным инстинктом в онтогенезе. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления13.01.2012
Размер файла15,6 K

психоанализ представители и основные идеи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Классический психоанализ З. Фрейда

Психоанализ — понятие, превратившее область бессознательного в предмет науки, введенное З. Фрейдом. Основные положения учения о психоанализе З. Фрейд изложил в книге «Толкование сновидений» (1900), где сновидения рассматривались как разряд эмоционального напряжения, выраженный в иллюзорной реализации влечений, скрытых в символике образов. Описывались механизмы построения этих образов: сгущение, вытеснение, искажение и другие изменения, которые происходят благодаря бдительной «цензуре сознания».

В психической жизни выделялось три уровня: бессознательный, предсознательный и сознательный.

Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное, насыщенное энергией либидо. Эта сфера от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. Предсознательное содержит психические акты, которые без особого напряжения могут стать предметом осознания. Сознательное не является пассивным отражением процессов, которые совершаются в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии неизбывного конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков: симптому истерии, забывания травмированных событий (амнезия), катарсиса и др.

Фрейд пришел к выводу, что сновидения, ошибки памяти и т. п. нужно соотносить не только с физиологическими, но прежде всего с психологическими (мотивационными) механизмами, посредством которых решаются значимые для личности задачи. Центральной для Фрейда становится идея метаморфоз, претерпеваемых сексуальным инстинктом в онтогенезе. Согласно его концепции об инфантильной сексуальности, ребенок до 5-6 летнего возраста проходит ряд фаз : оральную, анальную, фаллическую. Между 6-ю годами и юностью — период когда половой инстинкт находится в скрытом состоянии. Задача психоанализа- «распознать» в раннем детстве различные слои, где возникают те сексуальные нарушения, которые становятся источником невроза. Особое место отводилось «Эдипову комплексу», под которым понималась определенная мотивационно — аффективная формула отношений ребенка к своим родителям. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по Фрейду, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

После первой мировой войны, истребившей множество людей и культурных ценностей, породившей неврозы особого рода, Фрейд присоединяет к инстинкту самосохранения и половому инстинкту инстинкт разрушения (служащий мотивом агрессивного поведения). Из того, что воспитание предполагает торможение инстинктивных стремлений, был сделан вывод о разрушительном влиянии цивилизации на психическое здоровье.

Претерпевают изменения взгляда Фрейда и на структуру человеческой личности. В работах «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Я и Оно» (1923) он предлагает типомодель, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-я (супер-эго). Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знает ни о реальности, ни об обществе. Она изначальна иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго), которая следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде. Эго — посредник между стимулами, идущими как из этой среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой стороны. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов.

Особое значение предавалось сверх-я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если ид вырастает из непосредственного опыта, а я — индивидуального, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве и остается практически неизменяемым в последующие годы. Сверх-я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно, но в противовес сверх-я то Оно испытывает наказание в виде укоров совести. На новом этапе эволюции Фрейд объясняет чувство у невротиков влиянием сверх-я. Этим объяснялся феномен тревожности, занимавший большое место в психоанализе, задача которого усматривалась в том, чтобы освободить Я (эго) от различных форм давления на него и увеличить его силу. От напряжений, испытываемых эго под давлением различных сил, личность спасается с помощью специальных « защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и т.д.

Вопросы о мотивации как детерминации поведения, о строении личности, динамике отношений между ее различными структурами Фрейд выдвинул на передний план, но дал ложный ответ: мотивация выступила в виде психической энергии, циркулирующей в замкнутой системе организма, определяющей самое себя и имеющей единственный вектор- устремленность к рассеянию, к разряду.

Важная роль в формировании мотивационной сферы и характера человека принадлежит детству. У Фрейда психическое развитие ребенка свелось к различным стадиям сексуальных пертурбаций, якобы однозначно определяющих характер и установки взрослой личности.

Мотивационный и познавательный аспекты психической деятельности не идентичны. Их различие Фрейд истолковал как извечный. Абсолютизировав психическую причинность, Фрейд расширил ее действие далеко за пределы того отрезка жизнедеятельности, на протяжении которого она действует.

Психический фактор (неадекватно представленный) оказался определяющим для законов как телесной, так и общественной жизни. У Фрейда психическая энергия, с одной стороны, подменила биологические основания мотивации, с другой — выступила в роли главного регулятора социальных связей личности.

Ни одно течение в истории психологии не вызывало таких взаимоисключающих суждений и оценок, как фрейдизм. Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую «за кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством последователей психотерапевтическая работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания».

2. Представители психоанализа, обосновывающие ведущую роль социальных факторов

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были Карл Юнг (1875-1961) и Альфред Адлер (1870-1937). Первый назвал свою психологию аналитической, второй — индивидуальной.

Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если в бессознательную психику индивида могут, по Фрейду, войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами. Подобно инстинктам животных, у человека, согласно Юнгу, врожденными для различных рас являются архетипы, представляющие не индивидуальное, а коллективное бессознательное. Архетипы — априорные организаторы нашего опыта, невидимый ультрафиолетовый конец психического спектра. Они обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а в творениях культуры. В качестве объекта своих спекуляций Юнг выбрал историю алхимии, символы которой, по его мнению, запечатлели стремление к «индивидуализации», выражающей потребность индивидуальной души синтезировать присущее ей коллективно-бессознательное начало с элементами собственного сознания.

Характерный для всего психоаналитического движения антиисторический подход не только к индивидуальному сознанию, но и к развитию культуры ярко вы ступил в юнговской концепции. Эволюция культурных ценностей выводилась Юнгом из мифических вневременных свойств человеческой души.

Если юнговское учение об архетипах, коллективном бессознательном и т.д. не было принято научной психологией, то разработанная им типология характеров приобрела популярность и поныне используется в исследованиях личности. Юнг разделил человеческие типы на:

— экстравертивный (обращенный во вне, увлеченный социальной активностью, чуждый самосозерцанию),

— интровертивный (обращенный внутрь).

Концепция Юнга ничем позитивно не обогатила понятие о мотивации, ликвидировала важное разграничение двух ее аспектов — энергетического и смыслового — и провозгласила последний изначально, генетически заложенным в конструкции мозга.

Другой крупный представитель психоаналитического движения А. Адлер, так же как и Юнг, отверг пансексуализм Фрейда и выдвинул ряд идей, повлиявших на зарождение неофрейдизма. Среди этих идей выделяется принцип единства личности (в противовес ее разделению на ид, эго и супер-эго) и подчеркивание роли социального, а не биологического фактора в мотивационной структуре человека. Согласно учению Адлера (названному « индивидуальной психологией»), индивид из-за дефектов в развитии его телесных органов испытывает «чувство неполноценности». Стремясь преодолеть это чувство и самоутвердиться среди других (здесь и выступает социальный фактор), он актуализирует свои творческие возможности. Компенсация и сверхкомпенсация — таковы движущие силы психического развития. Иногда попытки освободиться от чувства неполноценности ведут к невротическим срывам, чтобы добиться превосходства над другими людьми, личность провоцирует у них симпатии к своей персоне.

Сверхкомпенсация — это особая форма реакции на чувство неполноценности. Она порождает людей, отличающихся исключительными достижениями. Так же, как и Фрейд, Адлер считал, что формирование характера падает на первые пять лет, когда у ребенка развивается свой стиль поведения, определяющий образ его мыслей и действий во все последующие периоды. Чувство неполноценности является стимулом психического развития индивида. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет «стилем жизни», которое приравнивается к личности, к «Я». Адлер сохранил глубокую связь с психоанализом (принял положение о врождённых и бессознательных причинах и движущих силах поведения); сохранил тезис о решающей роли раннего детства для всей последующей жизни человека.

Карен Хорни (1885-1952) выступила с социологизированным вариантом фрейдизма, в котором поставила проблему социальной обусловленности формирования характера человека и неврозов. Хорни заменяет преимущественно биолонезаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход. Она делает вывод, что все человеческие отношения в семье, между родными, в школе, в обществе, в любви имеют характер соперничества. Постоянная необходимость сравнения себя с другими, притязания, с одной стороны, и реальные возможности своего неуспеха и успеха других, вызывают тяжёлые переживания — страх перед возможной неудачей, чувства неполноценности, зависти и постоянной тревожности, отсутствие теплоты и безопасности в детстве порождает усиленную потребность в успокаивающей привязанности, за которой стоит потребность в безопасности.

Хорни подчёркивает роль культуры, противоречий, вызываемых его: с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, а с другой налагает большие ограничения (экономические, юридические), которые подавляют эти же потребности, следовательно усиливает бессознательную внутрипсихическую драму, основными элементами которой служат противоположные бессознательные побуждения, основанные на несовместимых стремлениях, причём конфликты разрешаются в результате подавления с помощью защитных механизмов Я. Сумма таких решений, их источник и развитие в течение жизни индивида определяют его характер и делают личность нормальной или невротической.

Э. Фромм (1900-1980) относится к неофрейдизму; он понимал человека как часть общества, который никогда не живёт с ним в гармонии. По Фромму, в личности нет ничего прирождённого, все психические проявления — эффект её перегруженности в различные социальные среды. Развитие индивидуальности оказывается не признаком прогресса, а источником извращённых наклонностей к насилию, агрессии, подавлению творческого начала (так называемые механизмы «бегство от свободы»). По Фромму, наиболее прекрасные и самые безобразные склонности человека представляют собой не компоненты фиксированной и биологически заданной человеческой природы, а результаты социального прогресса, который творит людей.

3. Соотнесите основные положения психоаналитической концепции и их авторов

психоанализ фрейд сексуальный социальный

А) бессознательное стремление к власти, как основное побуждение людей, проявляющееся в их межличностных отношениях.

Ответ: 1) А. Адлер.

Адлер критиковал учение Фрейда за сильное преувеличение роли сексуальности и бессознательного в детерминации поведения людей. Он акцентировал внимание на роли социальных факторов, уделяя внимание влечениям- основам человеческого характера. По Адлеру, характер человека вырастает из его жизненного стиля. Этот стиль представляет собой складывающуюся в детстве систему целенаправленных стремлений, в которых реализуется потребность в превосходстве самоутверждений и бессознательном стремлении к власти, как основное побуждение людей, проявляющее в их межличностных отношениях.

Б) концепция о «коллективном бессознательном», воздействующем на отношения социальных групп.

По концепции Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое. Национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное содержит информацию психического мира всего общества, а индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. Юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статических паттернов, врождённых образцов поведения, которые нуждаются в актуализации. Бессознательное делится на:

— латентные (временно неосознаваемые)

— подавленные (вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики).

В) Концепция рыночного социального характера, определяющего влияние социокультурных факторов на жизнь и деятельность людей.

Ответ: 3) Э. Фромм.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

З. Фрейд и появление психоанализа. Основные идеи психоанализа. Деление психики человека на сознательное и бессознательное. Основные понятия психоанализа. Методы расшифровки бессознательного. Проблемы и философия психоанализа.

реферат [26,1 K], добавлен 12.11.2002

Жизнь и научная деятельность основоположника психоанализа З. Фрейда. Периоды формирования психоанализа. Идеи и техники психоанализа. Схема структуры личности. Основные характеристики «Оно». Признаки «Я», его функции и ответственность за принятие решений.

презентация [2,2 M], добавлен 10.10.2013

Понятие психологии как науки, место и роль в ней психоанализа, история его возникновения и развития. Становление и значение теории психоанализа З. Фрейда. Структура и элементы психики по Фрейду, их взаимосвязь. Изучение психоанализа Юнгом и Адлером.

реферат [15,5 K], добавлен 08.04.2009

Психоанализ как метод лечения. Философские и естественнонаучные предпосылки психоанализа. Развитие и распространения теории и практики психоанализа. Классическая форма психоанализа З. Фрейда. История психоанализа в России, обзор судеб его сторонников.

курсовая работа [107,5 K], добавлен 24.03.2011

Зигмунд Фрейд как один из самых знаменитых врачей мировой истории, философ, «духовный отец» психоанализа. Метод свободных ассоциаций. Основные идеи психоанализа. Суность сексуального комплекса та комплекса неполноценности. Теория сновидений З. Фрейда.

презентация [645,7 K], добавлен 16.01.2013

Биография. Приход Фрейда в медицину. Предпосылки создания психоанализа. Первое упоминание о сексуальности. Ошибки Фрейда в разработке теории психоанализа. Мировое признание Фрейда. Недостатки подхода, основанного только на изучении сексуальности.

реферат [29,9 K], добавлен 23.07.2008

История возникновения психоанализа, его сущность и основные идеи. Экспериментальные разработки понятия бессознательного в работах Фрейда, Юнга и Лакана. Схема психосоциального развития личности. Психоаналитически ориентированные методы тестирования.

курсовая работа [41,9 K], добавлен 05.10.2012

Исторические факты жизни Зигмунда Фрейда. Сущность и значение учения психоанализа. Структура личности по Фрейду. Особенности концепции либидо. Сущность понятия невротического симптома. Характеристика психотерапевтических методов психоанализа З. Фрейда.

курсовая работа [44,8 K], добавлен 27.06.2012

Особенности психоаналитической концепции культуры венского психиатра З. Фрейда как основоположника психоанализа. Специфика аналитической концепции культуры К.Г. Юнга. Типичные образы, проходящие через всю историю мировой культуры, и слои бессознательного.

реферат [22,4 K], добавлен 26.11.2013

Зигмунд Фрейд — психиатр и психолог, основоположник психоанализа. Фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Теория инстинктов Фрейда и развитие половой функции. Сновидение как процесс, который образует содержание из скрытой мысли.

контрольная работа [35,4 K], добавлен 30.11.2010

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00162869_0.html

Психоанализ в психологии. Что это такое, определение, представители, основные идеи, преимущества, недостатки, методы

В психологии для изучения личности человека и выявления его проблем используется множество различных способов. Один из самых распространенных — это психоанализ. Основатель его теории и разработчик практических методов австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд.

Именно он, работая во Франции и в Вене, в конце XIX века произвел «революцию» на стыке медицины и психологии, выпустив «Введение в психоанализ».

Определение

Психоанализ по Зигмунду Фрейду, это очень важная часть в психологии, её фундамент. В его трудах есть много определений психоанализа — это средство для самопознания и исследования, способ осознания бессознательного, инструмент для духовных и нравственных изысканий, а также методика для лечения различных психических заболеваний и избавления от переживаний.

Именно множественность определений психоанализа Фрейда позволила в дальнейшем создать различные его трактовки. Так как теория и практика психоанализа были продолжены, развиты и критикуемы большим количеством исследователей, практически каждый из них дал свое толкование и определение психоанализу.

Например, доктор А. Адлер, коллега Фрейда и глава института психоанализа создал свою его версию — индивидуальную психологию. Он считал, что психоанализ должен изучать не причины, а цели неврозов. А именно, комплекс неполноценности и стремление к социализации и власти, возникающие в процессе воспитания у детей и продолжающие развиваться с возрастом.

Другой ученик Фрейда, К. Юнг, исходил из психоаналитической концепции бессознательного отдельной личности. Но развил ее и создал аналитическую психологию с учением о коллективном бессознательном. И психоанализ, по его мнению, это способ выявить общие ключевые моменты (архетипические), скрытые в прошлом не отдельно взятого человека, а народов и даже человечества в целом.психоанализ представители и основные идеи

В 1920-1930 г возник неофрейдизм. Его представители К. Хорни ,Э. Фромм отказались от значимого в классическом психоанализе влияния либидо на формирование личности и её патологии. По их мнению, главная задача психоаналитиков — выявлять социальные и культурные факторы, наибольшим образом влияющие на человека с детства.

Продолжателями классического психоанализа стали специалисты направления эго-психологии. Они акцентировали свое внимание на неврозе переноса и считали психоанализ методом выявления максимального количества таких явлений в жизни человека, начиная с самого раннего детства.

После 1950 г возникло направление психосоматической медицины. Врачи этого направления считали психоанализ методом лечения различных соматических заболеваний, даже органического происхождения. С помощью психоаналитических техник они занимались терапией невроза органов.

В 1960 г ученым Ж. Лаканом классический психоанализ был преобразован в структурный. В отличие от первого, он создал новую топологическую модель психики, в которой выделил не бессознательное, предсознание и сознание, а символическое, воображаемое и реальное.

После 1970 г А. Лоренцер определил основы психоаналитической герменевтики. Он считал сознание не менее важным участником формирования личности, чем бессознательное. Именно в сознании складывается сочетание коллективных и индивидуальных норм, формирующих символический жизненный проект.

Суть и базовые принципы

Австрийский врач-невролог Зигмунд Фрейд является признанным основателем теории психоанализа и одноименного метода лечения. В 1880 г он, совместно с доктором Иосифом Брейером, наблюдал влияние гипноза на истерические припадки у женщин. Во время гипнотических сеансов пациентки вспоминали, очень эмоционально реагировали и переживали травмирующие события своей жизни.

Брейер назвал это состояние катарсисом. После вывода из транса они совершенно не помнили о произошедшем. Тем не менее, после сеанса происходило полное избавление от всех симптомов истерии и невроза.

Это навело Фрейда на понимание того, что причины различных душевных заболеваний и проявлений кроются в той части личности, которая не осознается человеком, т.е. в бессознательном. Он начал искать способы извлечения этой информации с целью сознательного переживания пациентом этих событий.

Ему пришлось работать с множеством пациентов с истерическими и невротическими расстройствами различного происхождения, в том числе сифилитического и органического. В беседах с ними, он использовал исследование сновидений и фантазий больных, их оговорки и описки.

Итак, первоначально используя психоанализ как метод лечения больных, Фрейд на его основании к концу 1890 года сформировал теорию психоанализа. А позднее дополнил её «Толкованием сновидений». Позднее Фрейд описал структуру личности и теорию поведения человека.

Психоанализ в психологии это ряд основных постулатов:

Психоаналитических методик влияния множество, однако их можно объединить в несколько этапов. Вначале врач должен получить максимальное количество информации о бессознательном пациента. Для этого применяется метод свободных ассоциаций, толкование снов и различных ошибочных слов и действий. В некоторых случаях используется и гипнотическое воздействие.

Далее врач должен выявить, преодолеть и показать пациенту его методы психологической защиты. И в финале он показывает пациенту значимые конфликты, подавленные желания, позволяет пережить травмирующие события.

Психологические теории и школы

Психоанализ в психологии это важнейший элемент ее теории и практики. Именно поэтому у Зигмунда Фрейда было много не только почитателей и продолжателей, но и критиков.

Каждый из них частично принимал постулаты психоанализа, но не соглашался с некоторыми из них, внося свои поправки, и создавая новые теории. Так возникли многочисленные психологические школы, своим появлением обязанные все же именно классическому психоанализу.

Аналитическая, глубинная психология

Институт К. Юнга и Общество аналитической психологии были созданы в 1948 году в Цюрихе. Карл Юнг работал вместе с Фрейдом и частично принимал постулаты психоанализа до 1911 года. Затем он обнаружил, что существует не только индивидуальное бессознательное, но и коллективное.

психоанализ представители и основные идеиПсихоанализ в психологию ввел З. Фрейд

Под ним подразумевается наследуемая многими поколениями в течении сотен тысяч лет структура психики. Именно она с помощью архетипов определяла развитие людей всех времен и культур. Архетипы — это общечеловеческая символика, понимаемая интуитивно.

Также Юнг выделял такие части бессознательного, как индивидуальное, семейное, групповое, национальное и коллективное. То есть потенциал развития человека в момент его рождения уже практически определен предыдущими поколениями.

Эго-психология

Ее создателями стали Анна Фрейд (дочь Зигмунда Фрейда) и Мелани Кляйн. Анна изучала преимущественно Я (эго, предсознание) и механизмы влияния его на ОНО (бессознательное). Она разработала теорию защитных механизмов, которыми пользуется Я, чтобы вытеснить в бессознательное конфликты и влечения.

Также Анна Фрейд всю жизнь работала с детьми, создала детски психоанализ. Методика классического психоанализа была переработана ею и адаптирована для работы с детьми, в том числе в игровых формах.

Теории объектных отношений (британская школа психоанализа)

Представители этого направления высказали теорию, что уже во младенце с рождения присутствуют структуры Я и Оно. Именно отношения между младенцем и значимыми взрослыми определяет его дальнейшее личностное развитие.психоанализ представители и основные идеи

Ученые соглашались с определяющим влиянием этих отношений на разных стадиях развития — оральной, анальной и генитальной на последующее Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важную роль играют даже предметы, окружающие малыша. В последующей взрослой жизни человек переносит из детства сценарии отношений со значимыми взрослыми, добавляя сюда и различные объекты.

Структурный психоанализ Ж.Лакана

Свои психоаналитические исследования Лакан начал в 1950 г. Он предположил, что бессознательное имеет свою структуру и она напоминает язык. Также он пытался обнаружить связи между бытием, познанием, сознанием и бессознательным.

По его мнению, Оно — реальное, Я — воображаемое, а сверх-Я — бессознательное символическое. И в обычной жизни именно сверх-Я противостоит воображаемому. Искусство и его образы являются продуктом сверх-Я, они составляют отдельный мир. Однако все эти символы подтверждают существование Оно.

Селф-психология (Х. Кохут)

Возникла в 1960-1970 годах в США как продолжение классического психоанализа, но с акцентом на переживание человеком самости.

Кохут работал с пациентами, имевшими нарциссические расстройства и заметил наличие у них специфического механизма переноса различных типов. Он выделил селф-перенос идеализирующий, зеркальный и близнецовый. Психоаналитическую методику он предложил ограничить интроспекцией, считаю остальные способы не подтверждаемыми эмпирическим путем.

Интерперсональный психоанализ (Г.С.Салливан, Клара Томпсон)

С конца 1920 годов Салливан работал преимущественно с пациентами шизоидного типа личности или расстройства. Он понял, что само понятие личности условно и недоказуемо. психоанализ представители и основные идеи

И поэтому разработал теорию интерперсонального психоанализа, предлагавшую в качестве основного объекта исследования межличностные отношения. Он дополнил её и специальными психотехниками. Они позволяют выявлять свои вытесненные и подавленные желания и конфликты через взаимодействие и поведение с другими людьми.

Интерсубъективный подход (Р. Столороу)

Он был разработан в 70-х годах прошлого века на основе Селф-психологии Кохута. Акцент в нем делается на улучшение аффективного взаимодействия между доктором и пациентом, как двумя субъективными мирами. С этой целью активно изучается механизм переноса и сопротивления между двумя Я, которые формируют интерсубъективное поле.

Показания к началу применения

Психоанализ в психологии это наиболее «медицинская» его часть, метод лечения некоторых заболеваний и коррекции имеющихся личностных проблем.

Его рекомендуют применять в таких ситуациях:

Достоинства и недостатки

Как теория и практическая методика, психоанализ обладает рядом как достоинств. так и недостатков.

ДостоинстваНедостатки
Центром психической жизни становится бессознательноеИзучить бессознательное можно, только извлекая оттуда информацию в сознание, а при этом возникает множество искажений
Можно помочь пациенту «вспомнить» многие факты из прошлого с целью переживания событий и излеченияИногда травмирующие события не удается переработать и отыграть и тогда возможно либо сохранение проблем или заболевания, либо даже ухудшение состояния
Разработаны методики психоанализа для практической работы с пациентамиТолкование свободных ассоциаций, снов и оговорок очень субъективно и находится в большой зависимости от опыта, культуры и морального облика самого врача
Сексуальная сфера стала изучаема психологом и ее влияние на развитие и жизнь человека очень великоИногда значение либидо и комплексов преувеличивается врачом, отрицающим влияние воспитания, среды и окружения
Терапия позволяет не просто избавиться от заболеваний или проблем, она просто расширяет граница сознания человека в ранее неизвестные ему областиПсихоаналитическая терапия — очень длительная, чаще дорогая и не гарантирует улучшения или излечения.

Методы

Психоанализ в психологии это не только теория, но и практическая методика работы с пациентами. Она имеет четкую структуру и направление исследования, которое может занимать многие месяцы и даже годы.

  1. Метод свободных ассоциаций. Во время сеансов, на ранних этапах работы, психоаналитик предлагает говорить пациенту абсолютно все, что приходит в голову. Все мысли, даже незначительные, непристойные или несерьезные на первый взгляд. Они помогают изучить бессознательное пациента и выявить конфликты и комплексы.психоанализ представители и основные идеи
  2. Толкование сновидений. Вытесненные желания, находящиеся в бессознательном стремятся проникнуть в сознание. Но, так как в состоянии бодрствования они встречают сопротивление в виде защитных механизмов, гораздо проще этот процесс происходит во время сна. В форме символических значений, нередко в искаженном, сгущенном или смещенном виде они преобразуются в зрительные образы. И сразу после пробуждения, пока образы не успели перейти в предсознание, многие люди способны подробно описывать свои сны. Из них психоаналитик может почерпнуть множество полезной информации о работе бессознательного и заключенных в нем конфликтах и влечениях отдельного индивидуума. Главное при этом правильно интерпретировать увиденное.
  3. Выявление ошибочных слов (сказанных или написанных) или действий. Влияние бессознательного на поведение человека несомненно, при этом ничего случайного в нем нет. И наиболее ярко это можно увидеть на примере якобы «ошибочных» действий или слов. Врач исследует оговорки, описки, опечатки, случайно повторяемые действия. На самом деле, эти слова или действия — именно то, чего на самом деле человек хочет. Просто обычно они блокируются сознанием, не считая таких вот сбоев. Например, человек обещает и хочет обязательно попасть на какую-то важную встречу, но при этом неоднократно про неё «забывает», или «просыпает» или опаздывает. Именно это красноречиво говорит о том, что на самом деле встречаться он не желает. А его поведение просто подчиняется в данном случае.
  4. Выявление вытеснения, переноса, отрицания, сопротивления, рационализации, регрессии и других защитных механизмов. Всего их существует около 30. Поскольку содержание бессознательного не подвластно социальным нормам и воспитательным установкам, с помощью защитных механизмов психика человека удерживает его поведение и мысли в рамках социально одобряемых правил и приличиях. Свои влечения пациент может переносить на другого человека (в том числе доктора), может замещать их на другие, отрицать их, пытаться рационально объяснить, отказываться от них и даже сублимировать в другое русло. При этом во время изучения его свободных ассоциаций, снов или оговорок реальные подавленные желания все же можно выявить.
  5. На последнем этапе психоанализа выявленные конфликты и травмирующие события прорабатываются, растолковываются, переживаются заново. После полного осознания и принятия пациентом этих событий конфликт может быть разрешен. В результате чего исчезают беспокоящие симптомы, тревожность, депрессия, неврозы, смягчается течение психосоматических заболеваний.

Таким образом, психоанализ, как теория и методика, внес неоценимый вклад в психологию и медицину, раскрыв новые горизонты личности человека. Он обрел множество последователей и школ, продолжающих его идеи. И на практике он применяется очень многими психологами и врачами.

Автор: Наталья Калегова

Видео о психоанализе

Лекция о современном психоанализе:

Источник: http://healthperfect.ru/psihoanaliz-v-psihologii.html

Психоанализ представители и основные идеи

ПСИХОАНАЛИЗ

Основатель: Зигмунд Фрейд, Австрия (1856-1939).

Что это? Система методов, с помощью которых можно погружаться в бессознательное, изучать его, что бы помочь человеку понять причину внутренних конфликтов, возникших в результате детских переживаний, и тем самым избавить его от проблем невротического характера. Как это происходит? Главное в психотерапевтическом процессе — преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий. Это долгий и строго регламентированный вид психотерапии. Психоанализ проходит 3-5 раз в неделю в течение 3-6 лет. Основные идеи психоанализа:

Бессознательное — особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.

Сознательное — одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом -— определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу. Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики: Эго («Я») Суперэго («Сверх-Я») Ид («Оно»).

Системность — объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.

Принцип системности (в психологии) — необходимость из великого множества явлений выделить и обособить специфическую категорию закономерно взаимосвязанных объектов, приобретающих значение и характер системных.

Внутреннее строение этих объектов описывается в таких понятиях, как элемент, связь, структура, функция, организация, управление, саморегуляция, стабильность, развитие, открытость, активность, среда и др.

Что же такое психоанализ с точки зрения психологии? Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый 3. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий). Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на трех уровнях: психоанализ — как метод психотерапии; психоанализ — как метод изучения психологии личности;

психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

Рассмотрев основной психологический смысл психоанализа, в дальнейшем мы будем обращаться к нему как мировоззренческой системе.

В результате творческой эволюции 3. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Это называют структурой личности по модели 3. Фрейда. Под Оно (Ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (Эго). Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из окружающего мира, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избежание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от Ид). Особое значение придавалось Сверх-Я (Супер-Эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом. Если Ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то Супер-Эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью. Если Я (Эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (Ид), но в противовес сверх-Я (Супер-Эго), то оно испытывает наказание в виде укоров совести, чувства вины. Поскольку Сверх-Я черпает энергию от Ид, постольку Сверх-Я часто действует жестоко. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (Эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Регрессия — соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество. Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций». Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы и назван — либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом. Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах — символах этой формы ночной жизни. Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности». Одной из ведущих версий Фрейда является Эдипов комплекс, как извечная формула отношения мальчика к родителям: мальчик испытывает в
лечение к матери, воспринимая отца как соперника, который вызывает и ненависть и страх. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения. Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Фрейд находит первоисток всех проявлений человеческой души во влечениях, залегающих в бессознательном, в глубинах психики — отсюда название «глубинная психология», закрепившееся за психоанализом. Аналитик повсюду ищет и находит следы влечений, той психической энергии, либидо, которая, в общем то, создаёт произведения искусства или религиозные верования. Человек у Фрейда — «человек желающий», у которого влечения и страсти предшествуют сознательному поведению и мышлению. Он подчинен неумолимым влечениям, сокрытым за множеством конвенциональных масок, но сознательный мир не столько рационален, сколько полон «рационализации», то есть подобранных для оправдания своих поступков идеальных мотивов, которые не совпадают с подлинными мотивами поведения. «Разумность» человека весьма ограниченна, за ясными и отчетливыми идеями и образами сознания скрываются темные и спутанные представления сновидений и галлюцинаций, психические отображения инстинктивных влечений и неосознаваемых запретов. Предметом психоанализа является в первую очередь разного рода психопатологии, в которых этот внутренний мир берет верх над сознательной жизнью. Для обозначения самого глубокого уровня психической жизни Фрейд использовал термин «Trieb», переводимый либо как «инстинкт», либо как «влечение». Хотя Фрейд постоянно подчеркивал связь психической жизни с биологической организацией (поэтому речь идет об инстинктах), эта биохимическая реальность, по его собственному признанию, нам неизвестна, и лишь в каком-то отдаленном будущем наука сумеет полностью объяснить поведение и мышление человека на языке химии и физиологии. Психоанализ имеет дело с психическими заместителями или представителями инстинктов. Мы сталкиваемся с особой психической реальностью: влечения изначально осмыслены, поэтому они могут входить в сознание в состоянии сновидения или невроза, в виде ошибок (по Фрейду, неслучайных), могут воздействовать на сознание. Влечение уже наделено смыслом — это как бы пограничье между биологическим и психическим, тут совершается переход ненаправленной энергии на конкретный объект. Фрейд создал учение, которое было использовано не только для объяснения поведения и мышления невротиков, но и для истолкования эмпирических данных чуть ли не всех социальных и гуманитарных наук. Фрейд подчеркивал наличие конфликтов в психике человека, стал рассматривать душевную жизнь индивида в ее истории и в связи с действием некоторых социальных факторов. Его заслугой является разработка вопросов о динамическом соотношении бессознательных и сознательных мотивов действий людей, о наличии в психике различных уровней. Фрейду удалось показать и некоторые негативные стороны современного ему общества, поскольку те внутри психические конфликты, которые он описывал, являлись отражением условий существования людей в мире. Фрейд считал, что биология и психология должны быть теми «точными» науками, которые заложат фундамент для всей совокупности социальных и гуманитарных наук. Он сосредоточил все внимание на том, что по его мнению, присуще природе человека, то есть на некоторых биопсихических характеристиках, которые в отличие от различных привнесений культуры, присущи всем людям. Моделью его философской антропологии был не просто человек с его исключительно психологическими задатками. Человеческая природа была понята им по образу и подобию тех больных невротиков, с которыми он как врач имел дело. Неврозы, по его мнению, не имеют какого-либо им только свойственного содержания, которого мы не могли бы найти у здорового. Невротики заболевают теми же комплексами, с которыми ведем борьбу и мы, здоровые люди. В конечном счете и здоровая, и отклонившаяся от нормы психика истолковываются Фрейдом как результат совершающейся в раннем детстве эволюции либидо (сексуального инстинкта). В зависимости от того, успешно ли был преодолен» эдипов и электров комплексы» или нет, произошла ли фикса
ция, задержка на одной из ранних ступеней развития либидо, протекает, в соответствии с его учением, вся взрослая жизнь человека. По определению Фрейда, психоаналитиком является тот, кто признает существование первичных бессознательных процессов в психике, учение о вытеснении и сопротивлении, а так же считает, что фундаментом психоанализа является теория детской сексуальности и «эдипова комплекса». Фрейд подчеркивал, что бессознательное, во-первых, выступает как проявление инстинктов, во-вторых, что именно энергия инстинктивных влечений определяет динамику психической жизни человека, в-третьих, что структура психики, характер индивида и все социально-культурные явления должны объясняться этой психодинамикой, и, наконец, что события и впечатления раннего детства определяют основные черты психики индивида. Однако, в психоанализе важны и события недавнего прошлого или настоящего, которые подавляются пациентом на бессознательном уровне (как правило, моральном — Супер-Эго). На этих предположениях и основан метод психоанализа. Системность в психоанализе

В дальнейшем в схеме классического психоанализа за первичные психические процессы было принято «либидо», имеющее инстинктивную сексуальную природу, а с версией о торможении родилось понятие о «защитных механизмах», благодаря которым личность с ее слепыми влечениями, затормаживая их, способна выжить в социальном мире.

Идея о динамике нервных процессов возбуждения и торможения как основе саморегуляции поведения (каковой ее утвердил Сеченов) перешла в совершенно иную сферу. Она была переведена на язык извечного конфликта между биологическими (сведенными к неукротимой сексуальности) и социальными (заложенными в семейных отношениях времен детства) силами, разрывающими «бедное «Я»».

Впоследствии эта концепция привела к известной фрейдовской схеме строения психического аппарата человека как составленного из трех «враждующих» блоков: (Оно — Я — Сверх-Я). Так обстояло дело в психологии. Что же касается нейрофизиологии, системное отношение «возбуждение — торможение», появившееся на научной сцене после Сеченова, перешло в эту науку для объяснения интегративной функции центральной нервной системы в классических трудах Ч. Шеррингтона и И.П.Павлова.

Человек как субъект, личность (Б.Г. Ананьев)

Личность тесно связана и с субъектом познания, общения и трудовой деятельности. Личностные влияния на субъект деятельности осуществляются прежде всего через мотивационную сферу и ее социальный компонент, а также через установки, ценности, особенности характера, способствующие или, наоборот, препятствующие выполнению той или иной деятельности.

Нельзя не указать на трудности, которые возникают при попытке разведения понятий «субъект» и «личность».

Ананьев считает, что субъект — всегда личность, а личность — субъект, но все же содержание этих понятий никогда полностью не совпадает, «Личность» релевантна общественным отношениям, а «субъект» деятельности. В рамках данной концепции некоторые основания для разведения этих понятий действительно есть. Так, человека как личность определяет его принадлежность к той или иной расе, национальности. В трудовой деятельности эти обстоятельства малозначимы. И все же причастность личности к определенному вероисповеданию или нации предполагает ее участие в обрядовых, культовых действиях. Эти трудности выразились в парадоксальном тезисе Ананьева, который акцентирует важнейшую роль личности в обществе: свою концепцию человека как субъекта деятельности он предваряет следующим положением -‘ личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, субъект общественного поведения — носитель нравственного сознания.

Основательная разработка проблемы «понятия субъекта» Ананьевым в 50-60-е гг. XX столетия была значительным вкладом в отечественную психологию. Основания субъектного подхода были заложены в отечественной психологии работами СЛ. Рубинштейна, а также рассматривалась зарубежными учеными. Так, Адлер в индивидуальной психологии широко пользуется понятием субъекта, субъекта жизни. Даже своих пациентов он рассматривал как субъектов позитивной перестройки их личностей. Субъектное качество человека образно выражает Фромм, определяя личность как единство мрамора и скульптора. Но эти ученью в большинстве своем не восходят от абстрактного рассмотрения человека -субъекта к его конкретной определенности. Ананьев же пытается наполнить психологическим содержанием понятие субъекта. Прежде всего, он выделяет множество форм активно-деятельного отношения человека к миру — таких, как игра, учение, труд, боевая и спортивная деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность.

Раскрывая содержание понятия субъекта, Ананьев связывает его с деятельностью, ее предметом, орудиями, операциями, планируемым результатом. Субъект, подчеркивает он, не сводится только к исключительно специфическим субъектным явлениям. Структура субъекта интегрирует свойства индивида и личности, определяющие готовность и способность к выполнению деятельности и достижению в ней определенного уровня продуктивности. Поэтому структура субъекта — это структура потенциалов человека, начиная с его жизнеспособности и трудоспособности и кончая талантом.

Основываясь на результатах многочисленных экспериментов, Ананьев показывает, что одно из центральных мест среди потенциалов субъекта занимает интеллект — многоуровневая и многокомпонентная организация познавательных сил, в которую входят психофизиологические функции, психические процессы, состояния и свойства.

Итак, и характеристики индивида, и особенности личности, и свойства субъекта, и сложный характер взаимосвязи между ними Ананьев постоянно и последовательно соотносил с сущностными чертами деятельности человека. Роль общения, познания, игры, учебы, труда, спорта и т.д., по его мнению, выступает в том, что в них формируются именно те качества личности и те свойства субъекта, которые необходимы для их успешного осуществления.

Таким образом, рассматривая проблему соотношения индивида и личности в индивидуальном развитии, необходимо учитывать то, в какие виды деятельности включается человек, и какие связи с субъектом опосредуют это соотношение на разных этапах жизни.

Включаясь в различные виды деятельности, как первичные (общение, познание), так и производные (игра, учение, труд), человек реализует свой природный и накопленный в процессе жизни потенциал. Это приводит к формированию индивидуальности, которая может быть отнесена к высшему, типу новообразований. В индивидуальности происходит не только объединение и установление тесных связей основных структур человека как индивида, субъекта деятельности и личности, но и их однонаправленное развитие, где социальные задачи и установки личности реализуются посредством активной творческой деятельности с использованием всех ресурсов индивидной организации. Поэтому наиболее активное влияние личностных особенностей на ее природную основу осуществляется лишь в структуре индивидуальности, которая является итогом жизненного пути человека. Человек как личность представляет собой совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых. Человека как личность изучают — общая, дифференциальная, сравнительная психологии, психолингвистика, психология отношений, психологическое учение о мотивации.

Однако человек — это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальный и духовные ценности.

Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости. Человека как субъекта деятельности изучают — психология познания, творчества, труда, общая и генетическая психологии.

Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности -как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.

Однако для каждого из нас очевидно и то, что все мы отличаемся друг от друга своим темпераментом, характером, стилем деятельности, поведения и т. д. Поэтому кроме понятий индивида, личности и субъекта используется и понятие индивидуальности. Индивидуальность — это неповторимое сочетание в человеке его черт из всех трех названных выше подструктур психики. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным классам, группам и типам. Но как индивидуальность он существует в единственном числе и неповторим в истории человечества. Понять индивидуальность можно, лишь объединив все факты и данные о человеке во всех аспектах его бытия. С этой точки зрения индивидуальность — это функциональная характеристика человека, проявляющая себя на всех уровнях его структурной организации — индивида, личности, субъекта деятельности. Именно на уровне индивидуальности возможны наивысшие достижения человека, поскольку индивидуальность проявляется во взаимосвязи и единстве свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.

Таким образом, приступая к психологической характеристике человека, необходимо дать психологическую характеристику человека как индивида, собственно личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Смена принципов как содержательная реформа в психологии.

Источник: http://studopedia.ru/3_75021_osnovnie-ponyatiya-psihoanaliza.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *