Профилактика наркомании и алкоголизма — профилактика алкоголизма наркомании токсикомании
27.04.2019Самым эффективным способом профилактики является библиопсихотерапия , другими словами лечение печатным словом. Кроме того, данный метод доступен всем и не требует значительных затрат.
Профилактика наркомании и алкоголизма
Современная медицина выделяет несколько видов зависимостей, требующих неотложного лечения. Самыми опасными являются алкоголизм и наркомания. На опыте доказано, что предупредить любое заболевание намного легче, чем проходить полный курс лечения.
Поэтому профилактика наркомании и алкоголизма является основой для медицинских учреждений, занимающихся лечением зависимостей такого рода.
Причиной возникновения наркологической зависимости является недостаточное владение информацией о влиянии алкоголя, наркотиков и других ядов на здоровье человека.
Следовательно, профилактика наркомании и алкоголизма основывается на донесении этой информации зависимому человеку, а также его членам семьи.
Все виды зависимости находятся в подсознании человека, поэтому их профилактика направлена на работу с подсознанием человека.
Самым эффективным способом профилактики является библиопсихотерапия , другими словами лечение печатным словом. Кроме того, данный метод доступен всем и не требует значительных затрат.
Ранее практиковалась телевизионная психотерапия, однако этот метод был признан неэффективным и непрофессиональным, и в настоящее время не используется.
Еще одним эффективным профилактическим методом является приобщение склонных к зависимости людей к другим видам деятельности, например, спорту, а также к здоровому образу жизни.
Создаются специальные групповые секции, в которых человек может отвлечься от алкоголя, наркотиков и других видов зависимостей.
Сочетание нескольких методов профилактики наркомании и алкоголизма позволяет достичь лучших результатов.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник: http://mirbodrosti.com/profilaktika-narkomanii-i-alkogolizma/
Наркомания, алкоголизм, токсикомания, профилактика
Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших — угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.
Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.
У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым (Г. К. Ушаков, 1973). Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми; у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10— 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей. Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12—14 лет — в 40 %, в возрасте 15—16 лет — в 32 %.
Болезненные пристрастия — особая группа вредных привычек. Они подрывают сначала психическое, а затем и физическое здоровье человека. Это — употребление алкоголя и других наркотических веществ, включая и никотин, содержащийся в табаке. Наркотические вещества (от греч. наркотикос — приводящий в оцепенение, одурманивающий) — вещества, вызывающие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы. Помимо этилового спирта и никотина к ним относятся вещества, содержащиеся в опийном маке, индийской конопле, южноамериканском растении кока и некоторых других растениях. Подобными же наркотическими свойствами, выраженными в различной степени, обладают эфир, хлороформ, органические растворители, используемые в химчистке, а также бензин.
В результате приема наркотических веществ возникает особое состояние психики — эйфория, для которого характерны приподнятое настроение, отрешенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей; может наблюдаться также «приятная расслабленность», «умиротворенность», сонливость. Опасность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытывать его вновь и вновь, сначала при каждом подходящем случае, а затем не считаясь ни с чем,— это состояние становится для него дороже всего остального в жизни. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее вещества полностью подчинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется наркоманией. Таким образом, алкоголизм — это разновидность наркомании.
Алкоголизм, как и любая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и систем органов), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, так как при этом заболевании полностью изменяется отношение человека к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям. Особенностью наркомании является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. По характеру взаимодействия организма и психики с наркотическими веществами различают несколько стадий.
Наркотические вещества оказывают на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя и других наркотических веществ вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, рвота, головокружение, головная боль и т. д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает. При повторных приемах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит уже описанная выше эйфория. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к алкоголю, которое заключается в том, что человек (теперь уже больной) постоянно думает о выпивке и вызываемом ею эффекте. Уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.
Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержанием мыслей. О чем бы человек ни думал, чем бы ни занимался, он уже не забывает об алкоголе. Как благоприятные он начинает расценивать ситуации, способствующие добыванию спиртных напитков, как неблагоприятные— препятствующие этому. (Все это — проявления психической зависимости от наркотического вещества.) Вместе с тем на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.
Постепенно зависимость человека от алкоголя усиливается. В отсутствие его наркотического эффекта человек не только ощущает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, снижением работоспособности, дрожанием конечностей, ознобом, болями в различных частях тела и т. д. Это — проявления физической зависимости от наркотического вещества. При этом многие болезненные симптомы хорошо уже различимы для окружающих. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции — алкогольное похмелье.
Постепенно влечение больного к наркотику приобретает неудержимый характер, со стремлением немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все другие потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать последнюю одежду, все унести из дома и т. д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе и преступные.
На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его нарастает устойчивость организма к яду (т. е. развивается толерантность). В результате для достижения желательного наркотического эффекта больному приходится употреблять все большее количество алкоголя (соответственно другого наркотика).
Под влиянием систематического приема наркотических веществ происходит выраженная в той или иной степени (в зависимости от особенностей употребляемого вещества) психо-социальная деградация личности. Она включает эмоциональную, волевую, интеллектуальную деградацию. Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее тонких и сложных эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории — устойчивых нарушений настроения (к ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность). Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, в забывчивости, в неумении выделить главное и существенное в разговоре, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, начатое дело довести до конца, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. Наркоман способен проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество.
У учащихся, склонных к употреблению наркотических веществ, в значительном числе случаев имели место: остаточные явления родовой травмы, длительная задержка дыхания при родах, нейро-инфекции, черепно-мозговые травмы и т. д. Уже в начальных классах у них отмечаются такие особенности поведения, как чрезмерная возбудимость, расторможенность, немотивированные колебания настроения и т. д. Однако в настоящее время отчетливо выражена тенденция к приему тех или иных наркотических веществ и среди вполне здоровых подростков, которые начинают использовать их под влиянием более старших по возрасту товарищей из своей группы, компании. При этом наименее устойчивы к такому влиянию учащиеся социально незрелые, повышенно внушаемые, неспособные к направленным волевым усилиям и не имеющие твердых моральных устоев; с завышенным уровнем притязаний, с претензиями на исключительность; не имеющие развитых интересов и ориентированные главным образом на потребление и развлечения.
Мотивами начала употребления наркотических средств являются подражание более «опытным», любопытство; у девочек этому способствует наличие истероидных черт характера в условиях стрессорных или психотравмирующих ситуаций. Подростки, употребляющие наркотические вещества, оказывают интенсивное давление на неупотребляющих: этому способствуют свойственные подростковым группам и компаниям установки типа «делай как все», и противостоять этому давлению может лишь какой-либо иной вид активной деятельности, общий для группы и привлекательный для нее, а не просто бездействие.
Поскольку наркомания полностью подчиняет себе деятельность человека и сводит тем самым на нет результаты любого раздела воспитания, будь то идейно-политическое, трудовое, нравственное, ее профилактика и активная борьба с нею должны рассматриваться работниками народного образования как неотъемлемая часть всех этих разделов воспитания, как их гражданский и профессиональный долг, а не узкое дело гигиенистов и медиков. Вместе с тем особая роль в профилактике наркомании среди учащихся принадлежит классному руководителю, поскольку он лучше других учителей знает (или должен знать) круг общения учащихся своего класса, а следовательно, и характер референтной группы подростка, юноши. Это позволяет оценить характер, который оказывает данная группа на учащегося. Кроме того, классный руководитель знает (или должен знать) семейное положение учащихся. Известно, что если родители курят, употребляют алкоголь, принимают психотропные препараты, их дети оказываются более других предрасположенными к наркомании. Способствуют этому и неблагоприятные семейные условия (конфликты, развод). Знание всех этих микросоциальных, экзогенных факторов позволяет выявить группу риска по наркомании, алкоголизму. В качестве эндогенных факторов риска наркомании выступают отмеченные выше неблагоприятные особенности — предболезнекный фон (остаточные явления родовой травмы и т. д.), отклонения в психическом развитии. О них учитель может судить по данным медицинских карт, а также на основании анализа некоторых особенностей поведения учащихся (расторможенность, неуравновешенность и т. д.).
Учителю необходимо уметь распознавать особенности поведения учащегося, подозрительные в плане употребления им наркотических веществ. Это колебания активности и настроения на протяжении короткого времени (несколько часов), охлаждение к прежним занятиям, смена круга общений, отчужденность, необычные возбуждение или заторможенность.
Задачей школы в профилактике наркомании является своевременное выявление учащихся, склонных к употреблению или употребляющих те или иные наркотические вещества, и направление их в соответствующие подразделения создаваемой в стране наркологической службы — для окончательной диагностики, выявления референтной группы, выяснения, где было сформировано заинтересованное отношение к наркотическому веществу, установления источников получения наркотика. Учащийся, употребляющий наркотическое вещество, должен быть взят на учет и направлен на лечение; в обычной школе он оставаться не должен: наркотическая склонность требует лечения.
В работе по профилактике вредных привычек учитель должен действовать совместно с родителями. Учащимся же следует разъяснить лишь сущность пьянства и алкоголизма, наркомании как особого явления, ее безнравственность, несовместимость с осуществлением жизненных планов человека, разрушительность для психики и здоровья, но не раскрывать свойств конкретных наркотических веществ (кроме всем известных алкоголя и табака), так как это может лишь послужить расширению наркотического «кругозора» учащихся. По этой же причине, с учетом региональных условий, следует проводить занятия и беседы с учащимися лишь об известных в данной местности веществах, не упоминая те из них, которые там не известны. Необходимо активное сотрудничество школы с педагогами-организаторами при ЖЭКах и ДЭЗах микрорайонов, примыкающих к школе, при выявлении отдельных подростков и подростковых компаний, употребляющих наркотические вещества.
Поскольку к употреблению наркотических веществ учащихся толкает в ряде случаев не только любопытство, раздражение или давление группы, но также и неудовлетворительное по тем или иным причинам их психологическое состояние, необходимо вести в школе работу по психогигиене, с помощью медицинских работников, психологов обучать школьников снятию психического напряжения путем переключения на новые виды деятельности, способствующие психической разрядке, вовлекать их в активные занятия физической культурой, в художественную самодеятельность и т. д. Главное при этом — подобрать индивидуально учащемуся такой вид активной деятельности, который, во-первых, был бы посилен для него и, во-вторых, результаты которого способствовали бы достижению положительных эмоций.
Гигиена питания
По мнению специалистов, формула здорового питания представляет собой сумму трех равнозначных слагаемых: финансовых возможностей семьи, ассортимента пищевых продуктов и уровня образования в вопросах рационального питания. Основа рациона питания детей — соблюдение суточной потребности в основных пищевых ингредиентах. В питании ребенка значительное место должны занимать продукты моря: рыба, морская капуста, а также морские беспозвоночные (гребешки, мидии, кальмары, креветки, трепанги). В них содержится большое количество йода и марганца, других микроэлементов, необходимых для нормального роста и развития организма ребенка. Следует ограничивать потребление рафинированных продуктов, отдавать предпочтение натуральной пище. Ведущие специалисты-кардиологи не рекомендуют употреблять кипяченую воду. Для сердца полезна именно сырая вода (разумеется, обеззараженная). Необходимо с раннего возраста приучать детей к ограниченному потреблению соли, сахара. Рацион питания детей должен содержать достаточное количество овощей и фруктов.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Источник: http://cyberpedia.su/17×4455.html
Open Library — открытая библиотека учебной информации
Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.
Категории
- Астрономия
- Биология
- Биотехнологии
- География
- Государство
- История
- Лингвистика
- Литература
- Менеджмент
- Механика
- Образование
- Охрана труда
- Педагогика
- Политика
- Право
- Психология
- Социология
- Физика
- Химия
- Экология
- Электроника
- Электротехника
- Энергетика
- Юриспруденция
- Этика и деловое общение
Педагогика Профилактика алкоголизма и наркомании
Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание.
А. С. Макаренко
Сегодня в Российской Федерации более 3 млн. наркоманов, из них не менее 10% — школьники. В 1—4-х классах учатся «потомственные», генетические дети-наркоманы. Это вовсе не означает, что они разделят судьбу своих несчастных родителей, но, имея генетическую склонность, они раньше других могут интересоваться наркотиками. Это серьезная проблема, которая требует серьезного к ней отношения всех: государства, школы, родителей.
Наркомания— это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с потреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них опий, морфий, марихуана, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркотические свойства имеют и некоторые сельскохозяйственные культуры, к примеру мак, конопля.
Наркотическое опьянение головного мозга вызывает вдыхание некоторых ядовитых веществ, как к примеру, испарений минеральных удобрений, веществ для уничтожения мух и комаров, средств для обработки садов и огородов и т. п. Наркотические вещества вводятся в желудок или кровь, а токсические вещества вдыхаются. Соответственно тех, кто глотает таблетки или колется, называют наркоманами, а тех, кто получает «кайф» от вдыхания ядовитых веществ, — токсикоманами.
Наркомания возникает в ответ на возросшую напряженность личной и общественной жизни как способ ухода от реальной действительности в мир грез и иллюзий. С помощью одурманивающих средств — наркотиков люди пытаются защитить нервную систему от постоянных стрессов, гнетущего давления обстоятельств. Наркомания — это закономерное следствие принявшего нечеловеческую направленность общественного прогресса.
Одни люди, достаточно сильные интеллектуально и нравственно, еще могут противостоять трудностям и соблазнам, другие же — слабые, ранимые и морально опустошенные — вынуждены искать спасения в наркотиках. Наркомания — это болезнь века.
Мнения относительно того, что есть наркомания, разделились. Одни считают ее дурью и блажью, выдумкой ищущих наслаждений молодых людей, а другие — серьезным заболеванием, возникающим от перенапряжения психики. У одних отношение к наркоманам осуждающее, у других сочувственное. Соответственно формируются социальные, медицинские и педагогические подходы к профилактике и лечению наркомании. Первый — осуждать, запрещать, карать; второй — увещевать, предостерегать, защищать, помогать; третий — сочетать то и другое.
Социальная опасность наркомании в том, что люди, однажды испробовавшие легкий путь ухода от проблем, уже с трудом возвращаются к нормальной жизни или не возвращаются к ней совсем. Οʜᴎ утрачены для себя, своих близких, для общества. Наркотики парализуют волю, отбирают силы, убивают нормальные желания и потребности. Человек, попавший в наркотический плен, теряет по капле свое физическое и нравственное здоровье и скоро уходит из жизни.
Общественная опасность наркомании еще и в том, что ежедневное потребление наркотиков требует немалых денег, которые добываются нечестным или преступным путем. Человек, пристрастившийся к наркотикам, становится никудышным работником. Зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать семью, удовлетворять свои потребности он уже не может. По этой причине наркомания тесно связана с асоциальным, антисоциальным поведением и преступностью.
Винить человека в том, что он начинает искать и употреблять наркотики, нельзя. В случае если его нервная система постоянно напряжена и ищет способ избавиться от этого напряжения, то рано или поздно человек найдет выход. Достаточно малейшего повода для возникновения опасной связи. Случайно или преднамеренно попробовав наркотик, получив однажды желаемое расслабление, человек уже будет целенаправленно искать его и систематически употреблять. Возникновение наркотической зависимости — главная опасность: вместо обычных и здоровых способов снятия напряжения (хобби, занятие спортом и пр.) человек будет привязан к таблетке, шприцу.
И раньше ведь люди жили среди наркотических веществ. В каждом крестьянском подворье росли мак и конопля, остро и дурно пахнущих растений было полно за околицей. Почему же никто не становился наркоманом? Потребности организма не было, не было и тех причин, которые гонят сегодняшних школьников нюхать и пробовать разную гадость. На данный вопрос мы не найдем более убедительного ответа͵ чем тот, который уже высказан. Почва подготовлена напряжением жизни, зерна наркомании на ней уже взошли и будут, к сожалению, произрастать и дальше.
Наркомания молодеет. Десять лет назад этой болезнью была поражена лишь небольшая часть праздно шатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные, работящие молодые люди, студенты, не против того чтобы побаловаться наркотиком. Социологические обследования выявляют все более тревожную картину: в сети втягивается молодая часть нации, ее будущее.
Наркомания пришла в школу. Здесь она особенно коварна и опасна, потому что губит нацию в зародыше, лишает ее идущего. Темпы распространения этой страшной болезни среди несовершеннолетних возрастают. Сегодня уже и ученики начальной школы находятся в сфере ее опасного притяжения. В одном из опросов младших школьников <И.П. Подласый, 1999) зафиксировано, что 28 % учеников 3—4-х классов знают вкус алкоголя, 17 % пробовали курить, 9 % пробовали какие-то непонятные вещества.
Перед учителем начальной школы во весь рост встает особая коррекционная задача профилактики наркомании и токсикомании среди детей. Задача чрезвычайно важная, трудная. Кроме своих прямых обязанностей — научить и воспитать, учителю крайне важно выполнять роль спасителя. Сегодня перед учителем стоит архиважная задача отвести, помочь, защитить детей от наркотиков.
В состоянии наркотического опьянения дети и подростки могут совершать не только асоциальные поступки, но и правонарушения. Здесь сращивается низкая воспитанность с потерей контроля. Ребенок становится опасным для себя и для окружающих. Потому наркомания и токсикомания — реальная угроза их будущему.
С наркоманией нужно бороться всеми доступными средствами. Но для этого должны быть в первую очередь устранены главные и сопутствующие причины. Главная — возрастание напряженности; сопутствующие — увеличение числа людей, потребляющих наркотики, распространение наркобизнеса — тоже не исчезают.
Усложняет ситуацию то, что первые шаги ребенка к вредным веществам скрыты и не диагностируются. Когда же признаки употребления наркотиков налицо, то изменить ситуацию уже очень сложно: организм быстро привыкает и перестраивается физиологически для искусственного стимулирования отдельных центров головного мозга. По этой причине основные направления деятельности учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всех возрастных групп.
Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам как наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.
Пока школа лишь актуализирует проблему и констатирует количественные параметры распространения наркомании и токсикомании в ученической среде, но очень слабо подготовлена в информационно-методическом плане к проведению эффективной воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни.
В учительской среде все еще дебатируются вопросы: должны ли педагоги заниматься антинаркотической пропагандой, спасением учеников-наркоманов, в частности информировать учеников о наркотических средствах, токсических веществах? И вопрос данный действительно не простой. Некоторые педагоги утверждают, что тем, кто их уже попробовал, такая информация не нужна; а тех, кто еще не приобщился к «запретному плоду», может спровоцировать проверить ее правильность. В некоторых случаях чрезмерная старательность педагога при объяснении сущности наркотизации человеческого организма может действительно превратиться в детальный инструктаж. Врачи настаивают на том, что наркомания — болезнь и лечить ее должны только специалисты. Предупреждать ее они не берутся — только лечить. Только совместными усилиями врачей, учителей, родителей, но, прежде всего, государства можно бороться с этой сложнейшей проблемой.
Учителя сегодня не имеют достаточной подготовки для компетентного антинаркотического воспитания. Им крайне важно хорошо ориентироваться в том, что представляют из себя наркотические вещества: каковы их свойства, признаки действия, последствия употребления, внешние симптомы. По имеющимся данным, 80 % учителей имеет об этом весьма смутное представление. Больше 20 % опрошенных педагогов не отличает наркомании от токсикомании, не говоря уже о знании токсических веществ, их видов, свойств, признаков действия. На вопрос: «Из каких источников вы черпаете информацию о наркомании и токсикомании?» почти 90 % учителей называют радио, телевидение, газеты, бытовые разговоры. На такой информационной почве трудно разворачивать подлинную диагностическую и коррекционную работу.
По каким причинам дети приобщаются к употреблению наркотиков? Обобщенные статистические данные свидетельствуют, что чаще всего такими общими причинами будут:
—лишнее, не задействованное продуктивной работой время;
—отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;
—конфликтная атмосфера в семье и возникающая на этой почве детская тревожность, напряженность;
—употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;
—хранение наркотиков дома;
—стимулирование к употреблению наркотиков, токсических веществ со стороны друзей, одноклассников, дворовой компании;
—состояние депривации, возникающее у ребенка вследствие незащищенности, отсутствия родительской любви, заботы;
—состояние фрустрации, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ впадает часть детей после того, как их надежды что-то достичь, не осуществились. Но естественно, в каждом конкретном случае первый толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Около 60 % опрошенных детей и подростков, попробовавших наркотики, утверждают, что произошло это случайно. Случайно, быть может, только для ребенка.
Признаки наркотического опьянения и употребления наркотиков:
• чересчур блестящие глаза (на первой стадии действия наркотика);
• потухший, грустный, больной взгляд (на заключительной стадии);
• плохой запах изо рта͵ от волос и кожи;
• стремление уйти, спрятаться;
• неустойчивая, шатающаяся походка;
• агрессия или, наоборот, апатия;
• быстрая смена настроения;
• неадекватные реакции на ситуацию;
• заторможенность речи, мышления, действий;
• худое, анемичное тело;
• плохая память, отсутствие интересов;
Конечно, такие признаки бывают вызваны и другими причинами. Но, наблюдая подобное состояние своего ученика, учитель вправе заподозрить и неладное. Зная ребенка, образ его жизни, его семью, педагог сделает правильный вывод. Необходимо побеседовать с реБенком, посоветоваться с психологом, врачом, родителями, узнать круг знакомых, друзей и т. д.
Алкоголизм— другой не менее страшный, опасный и коварный враᴦ. Для педагогов важно подчеркнуть, что во всем мире потребление алкоголя несовершеннолетними прогрессирует. В 1986 ᴦ. Британский медицинский журнал напечатал статью о распространении алкоголизма среди детей в Глазго (Англия) с 1973 по 1984 гᴦ. За данный период зарегистрировано 143 случая поступления в больницу детей в возрасте от 3 до 15 лет: 108 мальчиков и 35 девочек, 53 ребенка не достигли семилетнего возраста. Обследования показывают, что алкоголизм в России среди детей также растет. Ученые утверждают, что среди хронических алкоголиков 60% познали вкус алкоголя уже в начальной школе. Алкоголизм и пьянство являются причиной примерно 47 % бракоразводных дел. Среди правонарушителей алкоголиков более 60 %.
Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь в сравнении с никотином еще более вреден для нервной системы. В медицинской литературе описано большое число случаев тяжелого отравления головного мозга при однократном употреблении детьми 120—200 г крепких спиртных напитков (так называемые острые алкогольные энцефалопатии). Тяжелыми последствиями таких отравлений мозга могут стать умственная отсталость, судорожные припадки, параличи.
Даже эпизодическое «баловство» оказывает пагубное влияние. В первую очередь, дети и без того отличаются расторможенностью, плохо управляют своими чувствами. Вино резко усиливает эти свойства и провоцирует отклоняющееся, чаще всего деструктивное, поведение. Во-вторых, употребляя спиртные напитки, дети и подростки усваивают «алкогольные традиции». День рождения — вино, начало каникул — вино, поездка за город — вино. Возникает своего рода психологическая зависимость от алкоголя: спиртные напитки становятся условием веселого времяпрепровождения. Наконец, в-третьих, частое употребление спиртного в столь ранние годы грозит быстрым развитием пристрастия к алкоголю — возникновением физиологической зависимости.
Среди наиболее известных и распространенных способов борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные и запрещающие меры. Конечно, применительно к детскому возрасту, они приобретают специфическую окраску, но, в сущности, не изменяются. Профилактические действия:
· запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках. Тот учитель будет прав, у которого с 1-го класса дети усвоят привычку на днях рождения, совместных торжествах, загородных прогулках пить только чай;
• внимательно следить за развитием ситуации. В случае если она не вызывает опасений, детям не стоит напоминать о вредных последствиях алкоголизма, чтобы не спровоцировать попыток убедиться в этом на собственном опыте;
• как только появятся первые разговоры в классе, кто и что делал на вчерашнем семейном празднике, учитель должен отреагировать;
• проводить групповую антиалкогольную терапию;
• постоянно объяснять и показывать детям, что есть много других способов интересного проведения досуга, отдыха.
Алкоголизм и наркомания — смертельные враги будущего. Победить их нужно в школе, наладив дело так, чтобы в школе ребенок понял, какой вред здоровью приносит употребление наркотиков и алкоголь.
Читайте также
Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание. А. С. Макаренко Сегодня в Российской Федерации более 3 млн. наркоманов, из них не менее 10%. [читать подробенее]
Источник: http://oplib.ru/pedagogika/view/532018_profilaktika_alkogolizma_i_narkomanii
Профилактика наркомании и алкоголизма.
Профилактика наркомании и алкоголизма.
Профилактика имеет три уровня:
1. Работа с группами, не имеющими зависимости
2. Работа с группой риска
3. Лечение людей с диагнозом
Модель заболевания
Зависимость – неспособность обойтись без чего-то, даже если в данный момент это и не нужно. Химические зависимости – частный случай зависимости. Входят: наркомания, алкоголизм, табакокурение, зависимость от лекарств.
Наркомания и алкоголизм по Всемирной организации здоровья относятся к хроническим прогрессирующим смертельным болезням. Она неизлечима, зависимость на всю жизнь, но человек может не употреблять, а соблюдать определенные рекомендации. Прогрессирующая – значит, что толерантность к зависимости растет. Если снова начать употреблять, то доза скоро станет больше, чем та, с которой вошел в ремиссию.
Специалисты называют это болезнью био-психо-социальной, т.е. затрагивает все сферы жизни (здоровье, поведение, эмоции, общение, ценности)
Биологическая часть:
Вещества встраиваются в обмен веществ организма. Возникает физическая зависимость. Организм не может безболезненно существовать без поступления вещества. Снять несложно. В мед. учреждениях врачи проводят детоксикацию, чтобы снять болезненное ощущение от неприёма. Некоторые наркоманы переламываются «на сухую», без детокса. Детокс – 6-8 часов – з недели, в среднем 7-10 дней. Это НЕ лечение.
Психологическая зависимость:
Проявляется в тяге. Сущность: непреодолимое желание снова употребить, чтобы почувстовать то особое состояние, которое дает вещество. Этой зависимостью занимается реабилитация (как процесс лечения и место, где лечение происходит, реабилитационное отделение).
Занимает 1,5 – 2 года.
2 месяца лечится стационарно. 2-3 месяца амбулаторно. После этого 1-2 раза в неделю зависимый ходит на тренинги, в терапевтические группы, группы взаимопомощи (АА). Это еще 2-3 месяца. Так постепенно возвращается к нормальной жизни.
Работа с чувствами, мыслями и поведением. Психологическая зависимость вызывает ложь, отрицание своих проблем, работу фантазии, компульсию («знаю, а остановиться не могу»), сужение мышления (конусообразное).
Социальный аспект:
Подразделяется на социальную зависимость и созависимость. Социальная зависимость – страх потерять группу, незрелость личности, отсутствие внутренней свободы, страх быть непринятым. Связано с психологической зависимостью. Панацея одна: хочешь выздоравливать – не общайся с прежней группой. На реабилитации учат завязывать знакомства, уходить от связей, менять свой внутренний мир.
Созависимость начинается в семье, профилактика должна быть в семье. На реабилитации занимаются с семьей, чтобы человек не вернулся в среду, где его болезнь принимают.
Духовная сфера связана с социальной незрелостью. Ценности у взрослых и подростков разные, также у наркоманов и алкоголиков. Без переоценки ценностей и способности за это платить невозможен личностный рост.
Основные ошибки родителей, когда они узнают о наркоманизации детей.
· Первая реакция: стыд. Закрываются, не делятся этим. Ребенком это расценивается как «не страшно употреблять, страшно, если кто-то узнает». У ребенка остается возможность находить деньги на наркотик (от родственников и т.п.)
· Родители берут на себя ответственность за то, что ребенок употребляет, чувствуют вину. Принцип нужен такой: ты сам принял решение употреблять, ты см ответственен за последствия. Матерям трудно переступить этот принцип.
· Лишают опеки: денег, благ. Это конец доверия.
· Ребенка нужно жестко наказать, но нужно понять, что ребенок болен. Если он подросток, то может уйти из дома. Поэтому лучше не терять контакт. Свойственно чаще мужчинам. Наказание ничего не решает. Могут быть ужесточенные правила (3-4 штуки). Например, ограничение возвращения домой (до 12), если употребляешь – не даем денег. Эти правила индивидуальны.
· Срыв. Важно рассказать, что это болезнь. Эти попытки «остановился-сорвался» дают возможность понять, что есть проблема. Родители должны вести себя достойно, без криков, слез.
· Не поддаваться на шантаж. Он будет только усугубляться. («Если ты мне не дашь денег, мне домой не приду»)
· Не занудствовать, говорить только то, что действительно смогут исполнить.
· Озабоченность печальными последствиями употребления. Родители себя загоняют в стресс, страх, не оценивают ситуацию адекватно. Нужно давать им информацию, что болезни типа гепатита, ВИЧа, не убивают сразу, если пациент не принимает наркотика.
· «Существует один верный способ решения проблемы, моя задача его найти» – могут говорить себе родители. Одного способа нет!
Совершая эти ошибки, родители выбиваются из сил, что приводит к еще одной проблеме.
· Пусть всё идет, как идет. Здесь нужна психологическая поддержка.
· Полная зависимость от ребенка, родители живут его проблемами, его жизнью (созависимость)
Созависимость.
Созависимый тоже зависимый, больной, только его зависимость не от вещества, а от человека (мать от ребенка, например). Созависимость – диагноз.
Химическая зависимость – психотравмирующий фактор. Жена, мать, дети находятся всегда под действием этого фактора (например, муж алкоголик). Психик жены непременно ответит на этот фактор комплексом специфических эмоциональных реакций, поведенческих стереотипов. Эти навязчивые поведенческие эмоциональные стереотипы и есть созависимость. Ее можно определить как крайнюю поглощенность состоянием, жизнью, интересами другого человека и стремление контролировать его поведение и жизнь при одновременном игнорировании собственных потребностей.
Созависимость – комплекс определенных личностных черт, которые не дают возможность жить собственной счастливой жизнью.
Созависимость проявляется на уровнях:
· Когнитивном (сознание) – поглощение мыслями о близком, невозможность думать о чем-то ругом, прикованность внимания к жизни, проблемам другого, преобладание контрастного мышления, жестких оценочных суждений. Большое количество некритически воспринимаемых долженствований.
· Эмоциональном – преобладающие чувства – вина, стыд, страх, гнев, обида. Высокий уровень эмоционального напряжения. Утрачивается способность радоваться. Постоянным фоном душевная боль, усталость.
· Поведенческий – навязчивое стремление контролировать окружающих при одновременном снижении способности контролировать свои собственные действия. Контроль – это советы, распоряжения, попытки заставить зависимого не употреблять, «спасти» его. Чередуется с периодами апатии и безразличия. Часты бурные конфликты, агрессия. Зависимый – центр семьи.
Созависимый зависит от вещества опосредованно, благодаря эмоциональной близости с зависимым. Размыты или отсутствуют личностные границы.
Добавить комментарий