Профилактика наркомании и алкоголизма — профилактика алкоголизма наркомании токсикомании

27.04.2019

Самым эффективным способом профилактики является библиопсихотерапия , другими словами лечение печатным словом. Кроме того, данный метод доступен всем и не требует значительных затрат.

Профилактика наркомании и алкоголизма

профилактика алкоголизма наркомании токсикоманииСовременная медицина выделяет несколько видов зависимостей, требующих неотложного лечения. Самыми опасными являются алкоголизм и наркомания. На опыте доказано, что предупредить любое заболевание намного легче, чем проходить полный курс лечения.

Поэтому профилактика наркомании и алкоголизма является основой для медицинских учреждений, занимающихся лечением зависимостей такого рода.

Причиной возникновения наркологической зависимости является недостаточное владение информацией о влиянии алкоголя, наркотиков и других ядов на здоровье человека.

Следовательно, профилактика наркомании и алкоголизма основывается на донесении этой информации зависимому человеку, а также его членам семьи.

Все виды зависимости находятся в подсознании человека, поэтому их профилактика направлена на работу с подсознанием человека.

Самым эффективным способом профилактики является библиопсихотерапия , другими словами лечение печатным словом. Кроме того, данный метод доступен всем и не требует значительных затрат.

Ранее практиковалась телевизионная психотерапия, однако этот метод был признан неэффективным и непрофессиональным, и в настоящее время не используется.

Еще одним эффективным профилактическим методом является приобщение склонных к зависимости людей к другим видам деятельности, например, спорту, а также к здоровому образу жизни.

Создаются специальные групповые секции, в которых человек может отвлечься от алкоголя, наркотиков и других видов зависимостей.

Сочетание нескольких методов профилактики наркомании и алкоголизма позволяет достичь лучших результатов.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: http://mirbodrosti.com/profilaktika-narkomanii-i-alkogolizma/

Наркомания, алкоголизм, токсикомания, профилактика

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших — угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым (Г. К. Ушаков, 1973). Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми; у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10— 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей. Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12—14 лет — в 40 %, в возрасте 15—16 лет — в 32 %.

Болезненные пристрастия — особая группа вредных привычек. Они подрывают сначала психическое, а затем и физическое здоровье человека. Это — употребление алкоголя и других наркотических веществ, включая и никотин, содержащийся в табаке. Наркотические вещества (от греч. наркотикос — приводящий в оцепенение, одурманивающий) — вещества, вызывающие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы. Помимо этилового спирта и никотина к ним относятся вещества, содержащиеся в опийном маке, индийской конопле, южноамериканском растении кока и некоторых других растениях. Подобными же наркотическими свойствами, выраженными в различной степени, обладают эфир, хлороформ, органические растворители, используемые в химчистке, а также бензин.

В результате приема наркотических веществ возникает особое состояние психики — эйфория, для которого характерны приподнятое настроение, отрешенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей; может наблюдаться также «приятная расслабленность», «умиротворенность», сонливость. Опасность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытывать его вновь и вновь, сначала при каждом подходящем случае, а затем не считаясь ни с чем,— это состояние становится для него дороже всего остального в жизни. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее вещества полностью подчинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется наркоманией. Таким образом, алкоголизм — это разновидность наркомании.

Алкоголизм, как и любая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и систем органов), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, так как при этом заболевании полностью изменяется отношение человека к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям. Особенностью наркомании является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. По характеру взаимодействия организма и психики с наркотическими веществами различают несколько стадий.

Наркотические вещества оказывают на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя и других наркотических веществ вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, рвота, головокружение, головная боль и т. д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает. При повторных приемах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит уже описанная выше эйфория. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к алкоголю, которое заключается в том, что человек (теперь уже больной) постоянно думает о выпивке и вызываемом ею эффекте. Уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.

Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержанием мыслей. О чем бы человек ни думал, чем бы ни занимался, он уже не забывает об алкоголе. Как благоприятные он начинает расценивать ситуации, способствующие добыванию спиртных напитков, как неблагоприятные— препятствующие этому. (Все это — проявления психической зависимости от наркотического вещества.) Вместе с тем на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.

Постепенно зависимость человека от алкоголя усиливается. В отсутствие его наркотического эффекта человек не только ощущает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, снижением работоспособности, дрожанием конечностей, ознобом, болями в различных частях тела и т. д. Это — проявления физической зависимости от наркотического вещества. При этом многие болезненные симптомы хорошо уже различимы для окружающих. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции — алкогольное похмелье.

Постепенно влечение больного к наркотику приобретает неудержимый характер, со стремлением немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все другие потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать последнюю одежду, все унести из дома и т. д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе и преступные.

На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его нарастает устойчивость организма к яду (т. е. развивается толерантность). В результате для достижения желательного наркотического эффекта больному приходится употреблять все большее количество алкоголя (соответственно другого наркотика).

Под влиянием систематического приема наркотических веществ происходит выраженная в той или иной степени (в зависимости от особенностей употребляемого вещества) психо-социальная деградация личности. Она включает эмоциональную, волевую, интеллектуальную деградацию. Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее тонких и сложных эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории — устойчивых нарушений настроения (к ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность). Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, в забывчивости, в неумении выделить главное и существенное в разговоре, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, начатое дело довести до конца, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. Наркоман способен проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество.

У учащихся, склонных к употреблению наркотических веществ, в значительном числе случаев имели место: остаточные явления родовой травмы, длительная задержка дыхания при родах, нейро-инфекции, черепно-мозговые травмы и т. д. Уже в начальных классах у них отмечаются такие особенности поведения, как чрезмерная возбудимость, расторможенность, немотивированные колебания настроения и т. д. Однако в настоящее время отчетливо выражена тенденция к приему тех или иных наркотических веществ и среди вполне здоровых подростков, которые начинают использовать их под влиянием более старших по возрасту товарищей из своей группы, компании. При этом наименее устойчивы к такому влиянию учащиеся социально незрелые, повышенно внушаемые, неспособные к направленным волевым усилиям и не имеющие твердых моральных устоев; с завышенным уровнем притязаний, с претензиями на исключительность; не имеющие развитых интересов и ориентированные главным образом на потребление и развлечения.

Мотивами начала употребления наркотических средств являются подражание более «опытным», любопытство; у девочек этому способствует наличие истероидных черт характера в условиях стрессорных или психотравмирующих ситуаций. Подростки, употребляющие наркотические вещества, оказывают интенсивное давление на неупотребляющих: этому способствуют свойственные подростковым группам и компаниям установки типа «делай как все», и противостоять этому давлению может лишь какой-либо иной вид активной деятельности, общий для группы и привлекательный для нее, а не просто бездействие.

Поскольку наркомания полностью подчиняет себе деятельность человека и сводит тем самым на нет результаты любого раздела воспитания, будь то идейно-политическое, трудовое, нравственное, ее профилактика и активная борьба с нею должны рассматриваться работниками народного образования как неотъемлемая часть всех этих разделов воспитания, как их гражданский и профессиональный долг, а не узкое дело гигиенистов и медиков. Вместе с тем особая роль в профилактике наркомании среди учащихся принадлежит классному руководителю, поскольку он лучше других учителей знает (или должен знать) круг общения учащихся своего класса, а следовательно, и характер референтной группы подростка, юноши. Это позволяет оценить характер, который оказывает данная группа на учащегося. Кроме того, классный руководитель знает (или должен знать) семейное положение учащихся. Известно, что если родители курят, употребляют алкоголь, принимают психотропные препараты, их дети оказываются более других предрасположенными к наркомании. Способствуют этому и неблагоприятные семейные условия (конфликты, развод). Знание всех этих микросоциальных, экзогенных факторов позволяет выявить группу риска по наркомании, алкоголизму. В качестве эндогенных факторов риска наркомании выступают отмеченные выше неблагоприятные особенности — предболезнекный фон (остаточные явления родовой травмы и т. д.), отклонения в психическом развитии. О них учитель может судить по данным медицинских карт, а также на основании анализа некоторых особенностей поведения учащихся (расторможенность, неуравновешенность и т. д.).

Учителю необходимо уметь распознавать особенности поведения учащегося, подозрительные в плане употребления им наркотических веществ. Это колебания активности и настроения на протяжении короткого времени (несколько часов), охлаждение к прежним занятиям, смена круга общений, отчужденность, необычные возбуждение или заторможенность.

Задачей школы в профилактике наркомании является своевременное выявление учащихся, склонных к употреблению или употребляющих те или иные наркотические вещества, и направление их в соответствующие подразделения создаваемой в стране наркологической службы — для окончательной диагностики, выявления референтной группы, выяснения, где было сформировано заинтересованное отношение к наркотическому веществу, установления источников получения наркотика. Учащийся, употребляющий наркотическое вещество, должен быть взят на учет и направлен на лечение; в обычной школе он оставаться не должен: наркотическая склонность требует лечения.

В работе по профилактике вредных привычек учитель должен действовать совместно с родителями. Учащимся же следует разъяснить лишь сущность пьянства и алкоголизма, наркомании как особого явления, ее безнравственность, несовместимость с осуществлением жизненных планов человека, разрушительность для психики и здоровья, но не раскрывать свойств конкретных наркотических веществ (кроме всем известных алкоголя и табака), так как это может лишь послужить расширению наркотического «кругозора» учащихся. По этой же причине, с учетом региональных условий, следует проводить занятия и беседы с учащимися лишь об известных в данной местности веществах, не упоминая те из них, которые там не известны. Необходимо активное сотрудничество школы с педагогами-организаторами при ЖЭКах и ДЭЗах микрорайонов, примыкающих к школе, при выявлении отдельных подростков и подростковых компаний, употребляющих наркотические вещества.

Поскольку к употреблению наркотических веществ учащихся толкает в ряде случаев не только любопытство, раздражение или давление группы, но также и неудовлетворительное по тем или иным причинам их психологическое состояние, необходимо вести в школе работу по психогигиене, с помощью медицинских работников, психологов обучать школьников снятию психического напряжения путем переключения на новые виды деятельности, способствующие психической разрядке, вовлекать их в активные занятия физической культурой, в художественную самодеятельность и т. д. Главное при этом — подобрать индивидуально учащемуся такой вид активной деятельности, который, во-первых, был бы посилен для него и, во-вторых, результаты которого способствовали бы достижению положительных эмоций.

Гигиена питания

По мнению специалистов, формула здорового питания представляет собой сумму трех равнозначных слагаемых: финансовых возможностей семьи, ассортимента пищевых продуктов и уровня образования в вопросах рационального питания. Основа рациона питания детей — соблюдение суточной потребности в основных пищевых ингредиентах. В питании ребенка значительное место должны занимать продукты моря: рыба, морская капуста, а также морские беспозвоночные (гребешки, мидии, кальмары, креветки, трепанги). В них содержится большое количество йода и марганца, других микроэлементов, необходимых для нормального роста и развития организма ребенка. Следует ограничивать потребление рафинированных продуктов, отдавать предпочтение натуральной пище. Ведущие специалисты-кардиологи не рекомендуют употреблять кипяченую воду. Для сердца полезна именно сырая вода (разумеется, обеззараженная). Необходимо с раннего возраста приучать детей к ограниченному потреблению соли, сахара. Рацион питания детей должен содержать достаточное количество овощей и фруктов.

профилактика алкоголизма наркомании токсикомании

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник: http://cyberpedia.su/17×4455.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

Педагогика Профилактика алкоголизма и наркомании

Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание.

А. С. Макаренко

Сегодня в Российской Федерации более 3 млн. наркоманов, из них не менее 10% — школьники. В 1—4-х классах учатся «потомственные», генетические дети-наркоманы. Это вовсœе не означает, что они разделят судьбу своих несчастных родителœей, но, имея генетическую склонность, они раньше других могут интересоваться наркотиками. Это серьезная проблема, которая требует серьезного к ней отношения всœех: государства, школы, родителœей.

Наркомания— это общее название для комплекса причин и следствий, связанных с потреблением наркотических веществ. К наркотическим веществам относятся те, что вызывают особое состояние нервной системы — наркотическое опьянение. Наиболее известные среди них опий, морфий, марихуана, гашиш, болеутоляющие лекарства. Наркотические свойства имеют и некоторые сельскохозяйственные культуры, к примеру мак, конопля.

Наркотическое опьянение головного мозга вызывает вдыхание некоторых ядовитых веществ, как к примеру, испарений минœеральных удобрений, веществ для уничтожения мух и комаров, средств для обработки садов и огородов и т. п. Наркотические вещества вводятся в желудок или кровь, а токсические вещества вдыхаются. Соответственно тех, кто глотает таблетки или колется, называют наркоманами, а тех, кто получает «кайф» от вдыхания ядовитых веществ, — токсикоманами.

Наркомания возникает в ответ на возросшую напряженность личной и общественной жизни как способ ухода от реальной действительности в мир грез и иллюзий. С помощью одурманивающих средств — наркотиков люди пытаются защитить нервную систему от постоянных стрессов, гнетущего давления обстоятельств. Наркомания — это закономерное следствие принявшего нечеловеческую направленность общественного прогресса.

Одни люди, достаточно сильные интеллектуально и нравственно, еще могут противостоять трудностям и соблазнам, другие же — слабые, ранимые и морально опустошенные — вынуждены искать спасения в наркотиках. Наркомания — это болезнь века.

Мнения относительно того, что есть наркомания, разделились. Одни считают ее дурью и блажью, выдумкой ищущих наслаждений молодых людей, а другие — серьезным заболеванием, возникающим от перенапряжения психики. У одних отношение к наркоманам осуждающее, у других сочувственное. Соответственно формируются социальные, медицинские и педагогические подходы к профилактике и лечению наркомании. Первый — осуждать, запрещать, карать; второй — увещевать, предостерегать, защищать, помогать; третий — сочетать то и другое.

Социальная опасность наркомании в том, что люди, однажды испробовавшие легкий путь ухода от проблем, уже с трудом возвращаются к нормальной жизни или не возвращаются к ней совсœем. Οʜᴎ утрачены для себя, своих близких, для общества. Наркотики парализуют волю, отбирают силы, убивают нормальные желания и потребности. Человек, попавший в наркотический плен, теряет по капле свое физическое и нравственное здоровье и скоро уходит из жизни.

Общественная опасность наркомании еще и в том, что ежедневное потребление наркотиков требует немалых денег, которые добываются нечестным или преступным путем. Человек, пристрастившийся к наркотикам, становится никудышным работником. Зарабатывать себе на жизнь, обеспечивать семью, удовлетворять свои потребности он уже не может. По этой причине наркомания тесно связана с асоциальным, антисоциальным поведением и преступностью.

Винить человека в том, что он начинает искать и употреблять наркотики, нельзя. В случае если его нервная система постоянно напряжена и ищет способ избавиться от этого напряжения, то рано или поздно человек найдет выход. Достаточно малейшего повода для возникновения опасной связи. Случайно или преднамеренно попробовав наркотик, получив однажды желаемое расслабление, человек уже будет целœенаправленно искать его и систематически употреблять. Возникновение наркотической зависимости — главная опасность: вместо обычных и здоровых способов снятия напряжения (хобби, занятие спортом и пр.) человек будет привязан к таблетке, шприцу.

И раньше ведь люди жили среди наркотических веществ. В каждом крестьянском подворье росли мак и конопля, остро и дурно пахнущих растений было полно за околицей. Почему же никто не становился наркоманом? Потребности организма не было, не было и тех причин, которые гонят сегодняшних школьников нюхать и пробовать разную гадость. На данный вопрос мы не найдем более убедительного ответа͵ чем тот, который уже высказан. Почва подготовлена напряжением жизни, зерна наркомании на ней уже взошли и будут, к сожалению, произрастать и дальше.

Наркомания молодеет. Десять лет назад этой болезнью была поражена лишь небольшая часть праздно шатающейся молодежи. Сегодня и занятые, скромные, работящие молодые люди, студенты, не против того чтобы побаловаться наркотиком. Социологические обследования выявляют всœе более тревожную картину: в сети втягивается молодая часть нации, ее будущее.

Наркомания пришла в школу. Здесь она особенно коварна и опасна, потому что губит нацию в зародыше, лишает ее идущего. Темпы распространения этой страшной болезни среди несовершеннолетних возрастают. Сегодня уже и ученики начальной школы находятся в сфере ее опасного притяжения. В одном из опросов младших школьников <И.П. Подласый, 1999) зафиксировано, что 28 % учеников 3—4-х классов знают вкус алкоголя, 17 % пробовали курить, 9 % пробовали какие-то непонятные вещества.

Перед учителœем начальной школы во весь рост встает особая коррекционная задача профилактики наркомании и токсикомании среди детей. Задача чрезвычайно важная, трудная. Кроме своих прямых обязанностей — научить и воспитать, учителю крайне важно выполнять роль спасителя. Сегодня перед учителœем стоит архиважная задача отвести, помочь, защитить детей от наркотиков.

В состоянии наркотического опьянения дети и подростки могут совершать не только асоциальные поступки, но и правонарушения. Здесь сращивается низкая воспитанность с потерей контроля. Ребенок становится опасным для себя и для окружающих. Потому наркомания и токсикомания — реальная угроза их будущему.

С наркоманией нужно бороться всœеми доступными средствами. Но для этого должны быть в первую очередь устранены главные и сопутствующие причины. Главная — возрастание напряженности; сопутствующие — увеличение числа людей, потребляющих наркотики, распространение наркобизнеса — тоже не исчезают.

Усложняет ситуацию то, что первые шаги ребенка к вредным веществам скрыты и не диагностируются. Когда же признаки употребления наркотиков налицо, то изменить ситуацию уже очень сложно: организм быстро привыкает и перестраивается физиологически для искусственного стимулирования отдельных центров головного мозга. По этой причине основные направления деятельности учебно-воспитательных учреждений — предупредительная, профилактическая работа с учениками всœех возрастных групп.

Главное внимание обращается на то, чтобы уже в раннем возрасте убедить детей относиться к наркотикам как наибольшему злу, воспитать у них ответственное отношение к своему будущему, сформировать личностное невосприятие асоциальных форм удовлетворения потребностей.

Пока школа лишь актуализирует проблему и констатирует количественные параметры распространения наркомании и токсикомании в ученической среде, но очень слабо подготовлена в информационно-методическом плане к проведению эффективной воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни.

В учительской среде всœе еще дебатируются вопросы: должны ли педагоги заниматься антинаркотической пропагандой, спасением учеников-наркоманов, в частности информировать учеников о наркотических средствах, токсических веществах? И вопрос данный действительно не простой. Некоторые педагоги утверждают, что тем, кто их уже попробовал, такая информация не нужна; а тех, кто еще не приобщился к «запретному плоду», может спровоцировать проверить ее правильность. В некоторых случаях чрезмерная старательность педагога при объяснении сущности наркотизации человеческого организма может действительно превратиться в детальный инструктаж. Врачи настаивают на том, что наркомания — болезнь и лечить ее должны только специалисты. Предупреждать ее они не берутся — только лечить. Только совместными усилиями врачей, учителœей, родителœей, но, прежде всœего, государства можно бороться с этой сложнейшей проблемой.

Учителя сегодня не имеют достаточной подготовки для компетентного антинаркотического воспитания. Им крайне важно хорошо ориентироваться в том, что представляют из себя наркотические вещества: каковы их свойства, признаки действия, последствия употребления, внешние симптомы. По имеющимся данным, 80 % учителœей имеет об этом весьма смутное представление. Больше 20 % опрошенных педагогов не отличает наркомании от токсикомании, не говоря уже о знании токсических веществ, их видов, свойств, признаков действия. На вопрос: «Из каких источников вы черпаете информацию о наркомании и токсикомании?» почти 90 % учителœей называют радио, телœевидение, газеты, бытовые разговоры. На такой информационной почве трудно разворачивать подлинную диагностическую и коррекционную работу.

По каким причинам дети приобщаются к употреблению наркотиков? Обобщенные статистические данные свидетельствуют, что чаще всœего такими общими причинами будут:

—лишнее, не задействованное продуктивной работой время;

—отсутствие контроля в семье за тем, чем занимаются дети;

—конфликтная атмосфера в семье и возникающая на этой почве детская тревожность, напряженность;

—употребление наркотиков родителями, другими членами семьи;

—хранение наркотиков дома;

—стимулирование к употреблению наркотиков, токсических веществ со стороны друзей, одноклассников, дворовой компании;

—состояние депривации, возникающее у ребенка вследствие незащищенности, отсутствия родительской любви, заботы;

—состояние фрустрации, в ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ впадает часть детей после того, как их надежды что-то достичь, не осуществились. Но естественно, в каждом конкретном случае первый толчок к употреблению наркотика обусловлен неповторимыми стечениями обстоятельств, совокупным действием внешних и внутренних причин. Нельзя исключать и случайность. Около 60 % опрошенных детей и подростков, попробовавших наркотики, утверждают, что произошло это случайно. Случайно, быть может, только для ребенка.

Признаки наркотического опьянения и употребления наркотиков:

• чересчур блестящие глаза (на первой стадии действия наркотика);

• потухший, грустный, больной взгляд (на заключительной стадии);

• плохой запах изо рта͵ от волос и кожи;

• стремление уйти, спрятаться;

• неустойчивая, шатающаяся походка;

• агрессия или, наоборот, апатия;

• быстрая смена настроения;

• неадекватные реакции на ситуацию;

• заторможенность речи, мышления, действий;

• худое, анемичное тело;

• плохая память, отсутствие интересов;

Конечно, такие признаки бывают вызваны и другими причинами. Но, наблюдая подобное состояние своего ученика, учитель вправе заподозрить и неладное. Зная ребенка, образ его жизни, его семью, педагог сделает правильный вывод. Необходимо побеседовать с реБенком, посоветоваться с психологом, врачом, родителями, узнать круг знакомых, друзей и т. д.

Алкоголизм— другой не менее страшный, опасный и коварный враᴦ. Для педагогов важно подчеркнуть, что во всœем мире потребление алкоголя несовершеннолетними прогрессирует. В 1986 ᴦ. Британский медицинский журнал напечатал статью о распространении алкоголизма среди детей в Глазго (Англия) с 1973 по 1984 гᴦ. За данный период зарегистрировано 143 случая поступления в больницу детей в возрасте от 3 до 15 лет: 108 мальчиков и 35 девочек, 53 ребенка не достигли семилетнего возраста. Обследования показывают, что алкоголизм в России среди детей также растет. Ученые утверждают, что среди хронических алкоголиков 60% познали вкус алкоголя уже в начальной школе. Алкоголизм и пьянство являются причиной примерно 47 % бракоразводных дел. Среди правонарушителœей алкоголиков более 60 %.

Потребление алкоголя детьми и подростками относится к числу наиболее острых социальных и педагогических проблем. Алкоголь в сравнении с никотином еще более вреден для нервной системы. В медицинской литературе описано большое число случаев тяжелого отравления головного мозга при однократном употреблении детьми 120—200 г крепких спиртных напитков (так называемые острые алкогольные энцефалопатии). Тяжелыми последствиями таких отравлений мозга могут стать умственная отсталость, судорожные припадки, параличи.

Даже эпизодическое «баловство» оказывает пагубное влияние. В первую очередь, дети и без того отличаются расторможенностью, плохо управляют своими чувствами. Вино резко усиливает эти свойства и провоцирует отклоняющееся, чаще всœего деструктивное, поведение. Во-вторых, употребляя спиртные напитки, дети и подростки усваивают «алкогольные традиции». День рождения — вино, начало каникул — вино, поездка за город — вино. Возникает своего рода психологическая зависимость от алкоголя: спиртные напитки становятся условием веселого времяпрепровождения. Наконец, в-третьих, частое употребление спиртного в столь ранние годы грозит быстрым развитием пристрастия к алкоголю — возникновением физиологической зависимости.

Среди наиболее известных и распространенных способов борьбы с пьянством и алкоголизмом — просветительные и запрещающие меры. Конечно, применительно к детскому возрасту, они приобретают специфическую окраску, но, в сущности, не изменяются. Профилактические действия:

· запрещение употребления слабых тонизирующих напитков на школьных праздниках. Тот учитель будет прав, у которого с 1-го класса дети усвоят привычку на днях рождения, совместных торжествах, загородных прогулках пить только чай;

• внимательно следить за развитием ситуации. В случае если она не вызывает опасений, детям не стоит напоминать о вредных последствиях алкоголизма, чтобы не спровоцировать попыток убедиться в этом на собственном опыте;

• как только появятся первые разговоры в классе, кто и что делал на вчерашнем семейном празднике, учитель должен отреагировать;

• проводить групповую антиалкогольную терапию;

• постоянно объяснять и показывать детям, что есть много других способов интересного проведения досуга, отдыха.

Алкоголизм и наркомания — смертельные враги будущего. Победить их нужно в школе, наладив дело так, чтобы в школе ребенок понял, какой вред здоровью приносит употребление наркотиков и алкоголь.

Читайте также

Я пришел к глубокому убеждению, что именно тот, кто от меня прячется и старается не попадаться на глаза, тот является самым опасным объектом, на него я должен обратить особое внимание. А. С. Макаренко Сегодня в Российской Федерации более 3 млн. наркоманов, из них не менее 10%. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/pedagogika/view/532018_profilaktika_alkogolizma_i_narkomanii

Профилактика наркомании и алкоголизма.

Профилактика наркомании и алкоголизма.

Профилактика имеет три уровня:

1. Работа с группами, не имеющими зависимости

2. Работа с группой риска

3. Лечение людей с диагнозом

Модель заболевания

Зависимость – неспособность обойтись без чего-то, даже если в данный момент это и не нужно. Химические зависимости – частный случай зависимости. Входят: наркомания, алкоголизм, табакокурение, зависимость от лекарств.

Наркомания и алкоголизм по Всемирной организации здоровья относятся к хроническим прогрессирующим смертельным болезням. Она неизлечима, зависимость на всю жизнь, но человек может не употреблять, а соблюдать определенные рекомендации. Прогрессирующая – значит, что толерантность к зависимости растет. Если снова начать употреблять, то доза скоро станет больше, чем та, с которой вошел в ремиссию.

Специалисты называют это болезнью био-психо-социальной, т.е. затрагивает все сферы жизни (здоровье, поведение, эмоции, общение, ценности)

Биологическая часть:

Вещества встраиваются в обмен веществ организма. Возникает физическая зависимость. Организм не может безболезненно существовать без поступления вещества. Снять несложно. В мед. учреждениях врачи проводят детоксикацию, чтобы снять болезненное ощущение от неприёма. Некоторые наркоманы переламываются «на сухую», без детокса. Детокс – 6-8 часов – з недели, в среднем 7-10 дней. Это НЕ лечение.

Психологическая зависимость:

Проявляется в тяге. Сущность: непреодолимое желание снова употребить, чтобы почувстовать то особое состояние, которое дает вещество. Этой зависимостью занимается реабилитация (как процесс лечения и место, где лечение происходит, реабилитационное отделение).

Занимает 1,5 – 2 года.

2 месяца лечится стационарно. 2-3 месяца амбулаторно. После этого 1-2 раза в неделю зависимый ходит на тренинги, в терапевтические группы, группы взаимопомощи (АА). Это еще 2-3 месяца. Так постепенно возвращается к нормальной жизни.

Работа с чувствами, мыслями и поведением. Психологическая зависимость вызывает ложь, отрицание своих проблем, работу фантазии, компульсию («знаю, а остановиться не могу»), сужение мышления (конусообразное).

Социальный аспект:

Подразделяется на социальную зависимость и созависимость. Социальная зависимость – страх потерять группу, незрелость личности, отсутствие внутренней свободы, страх быть непринятым. Связано с психологической зависимостью. Панацея одна: хочешь выздоравливать – не общайся с прежней группой. На реабилитации учат завязывать знакомства, уходить от связей, менять свой внутренний мир.

Созависимость начинается в семье, профилактика должна быть в семье. На реабилитации занимаются с семьей, чтобы человек не вернулся в среду, где его болезнь принимают.

Духовная сфера связана с социальной незрелостью. Ценности у взрослых и подростков разные, также у наркоманов и алкоголиков. Без переоценки ценностей и способности за это платить невозможен личностный рост.

Основные ошибки родителей, когда они узнают о наркоманизации детей.

· Первая реакция: стыд. Закрываются, не делятся этим. Ребенком это расценивается как «не страшно употреблять, страшно, если кто-то узнает». У ребенка остается возможность находить деньги на наркотик (от родственников и т.п.)

· Родители берут на себя ответственность за то, что ребенок употребляет, чувствуют вину. Принцип нужен такой: ты сам принял решение употреблять, ты см ответственен за последствия. Матерям трудно переступить этот принцип.

· Лишают опеки: денег, благ. Это конец доверия.

· Ребенка нужно жестко наказать, но нужно понять, что ребенок болен. Если он подросток, то может уйти из дома. Поэтому лучше не терять контакт. Свойственно чаще мужчинам. Наказание ничего не решает. Могут быть ужесточенные правила (3-4 штуки). Например, ограничение возвращения домой (до 12), если употребляешь – не даем денег. Эти правила индивидуальны.

· Срыв. Важно рассказать, что это болезнь. Эти попытки «остановился-сорвался» дают возможность понять, что есть проблема. Родители должны вести себя достойно, без криков, слез.

· Не поддаваться на шантаж. Он будет только усугубляться. («Если ты мне не дашь денег, мне домой не приду»)

· Не занудствовать, говорить только то, что действительно смогут исполнить.

· Озабоченность печальными последствиями употребления. Родители себя загоняют в стресс, страх, не оценивают ситуацию адекватно. Нужно давать им информацию, что болезни типа гепатита, ВИЧа, не убивают сразу, если пациент не принимает наркотика.

· «Существует один верный способ решения проблемы, моя задача его найти» – могут говорить себе родители. Одного способа нет!

Совершая эти ошибки, родители выбиваются из сил, что приводит к еще одной проблеме.

· Пусть всё идет, как идет. Здесь нужна психологическая поддержка.

· Полная зависимость от ребенка, родители живут его проблемами, его жизнью (созависимость)

Созависимость.

Созависимый тоже зависимый, больной, только его зависимость не от вещества, а от человека (мать от ребенка, например). Созависимость – диагноз.

Химическая зависимость – психотравмирующий фактор. Жена, мать, дети находятся всегда под действием этого фактора (например, муж алкоголик). Психик жены непременно ответит на этот фактор комплексом специфических эмоциональных реакций, поведенческих стереотипов. Эти навязчивые поведенческие эмоциональные стереотипы и есть созависимость. Ее можно определить как крайнюю поглощенность состоянием, жизнью, интересами другого человека и стремление контролировать его поведение и жизнь при одновременном игнорировании собственных потребностей.

Созависимость – комплекс определенных личностных черт, которые не дают возможность жить собственной счастливой жизнью.

Созависимость проявляется на уровнях:

· Когнитивном (сознание) – поглощение мыслями о близком, невозможность думать о чем-то ругом, прикованность внимания к жизни, проблемам другого, преобладание контрастного мышления, жестких оценочных суждений. Большое количество некритически воспринимаемых долженствований.

· Эмоциональном – преобладающие чувства – вина, стыд, страх, гнев, обида. Высокий уровень эмоционального напряжения. Утрачивается способность радоваться. Постоянным фоном душевная боль, усталость.

· Поведенческий – навязчивое стремление контролировать окружающих при одновременном снижении способности контролировать свои собственные действия. Контроль – это советы, распоряжения, попытки заставить зависимого не употреблять, «спасти» его. Чередуется с периодами апатии и безразличия. Часты бурные конфликты, агрессия. Зависимый – центр семьи.

Созависимый зависит от вещества опосредованно, благодаря эмоциональной близости с зависимым. Размыты или отсутствуют личностные границы.

Треугольник созависимости Карпмана.

Отражает модели поведения созависимого.

1. Контроль за жизнью, советы, поучения

2. Ликвидация последствий в результате действий зависимого

3. Берет ответственность за другого человека

1. Делает за другого то, что он может и сам

2. Не думает о себе, игнорирует собственные потребности

3. Потребность быть нужной

Преследователь:

Манипуляции (наказать зависимого за то, что он живет не как должно, вызвать чувство вины)

Прерывать этот круг – задача профилактики.

У созависимой матери вырастает зависимый или созависимый.

Признаки употребления (поведенческие)

1. Исчезает часто из дома, при этом невнятные объяснения и вспышки гнева, когда родители пытаются выяснить

2. Частое вранье

3. Меняется круг друзей или сами друзья

4. Изменяются телефонные разговоры (отрывистые, непонятные слова)

5. Перестает интересоваться семейными проблемами («стал холодный, безразличный»)

6. Резкие смены настроения без явной причины

7. Потеря прежних интересов

8. Изменение режима сна

9. Изменение режима питания

10. Пропадают деньги или вещи

11. Может казаться странным: нарушении координации, странный блеск в глазах, зрачок не реагирует на смену освещения, быстро уединяется в комнате..

12. Изменения в поведении: шантаж с целью напугать родителей, динамо-машина (стратегия выпрашивания с помощью невыполнимых обещаний), игра на понижение (давай 3000.. нет? Ну тогда 500..), «разделяй и властвуй» (использует по очереди маму, папу, бабушку и т.д), проституция, правонарушения и т.д.

Портрет среднестатистического ребенка, который пробует наркотики.

· Обычно мальчик (9-10 лет, девочки обычно в старшем подростковом). Мать – лидер в семье. С точки зрения интеллекта – обычный ребенок.

· Безответственный и ленивый

· Проблемы дисциплины в школе

· С ним тяжело общаться, особенно взрослым

· Алкогольные проблемы в предыдущих поколениях

· Ему трудно работать, напрягаться (проблемы с произвольной сферой)

· Нет реальных планов на будущее

· Иногда слишком активен, иногда подавлен

· Может быть правонарушителем

Как спровоцировать своих детей к употреблению алкоголя и наркотиков.

1. Никогда не сидеть за совместной трапезой всей семьей

2. Никогда не организовывать семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпеньем, как семейной встречи

3. Обращаться к детям, но не говорить с ними, не слышать

4. Наказывать в присутствии других и никогда не хвалить за хорошее поведение

5. Всегда решать проблемы и/или принимать решение за ребенка

6. Возложить ответственность за нравственное и духовное воспитание на школу и/или церковь

7. Никогда не позволять своим детям испытывать холод, усталость, разочарование, переживание неудач.

8. Угрожать детям. «Если ты когда-нибудь попробуешь алкоголь, наркотик, я тебя накажу»

9. Ожидать, что ребенок будет учиться на отлично по всем предметам

10. Всегда доделывать все за ребенка и препятствовать тому, чтобы он принимал ответственность за себя

11. Не позволять детям выражать отрицательные эмоции

12. Чрезмерно опекать и не учить значению слова «последствия»

13. Заставлять чувствовать, что ошибки – это грехи

14. Никогда не доверять своим детям.

Трудности при работе с современными подростками.

1. Зависит от семьи, семья давит, пытается осуществлять тотальный контроль

2. Несформированные духовные ценности, отрицание ценностей взрослых

3. Потребность в принадлежности к группе, принятии группой

4. Роль лидера группы, авторитет лидера группы

5. Много свободного времени и неумение его структурировать

6. Широкая граница фрустрации

7. «Хочу всё и сразу» – максимализм

8. Неуважение со стороны взрослых, нет границ в отношениях

9. Отсутствие опыта потерь и жизненного опыта вообще

10. Высокий уровень отрицания, негативизма

11. Невозможность заработать свои деньги на досуг, развлечения, спорт, низкая оплата труда

12. Физиология подростка, гормональные взрывы, неприятие себя

13. Чувство одиночества и недоверие

14. Фантазирование, вранье, уход от реальности

15. Не сформированы компенсаторные процессы. Возбуждение доминирует над торможением, особенно у подростков с органическими нарушениями.

16. Любопытство, желание острых ощущений

18. Отсутствие соц. защиты от агрессии в семье (с точки зрения ребенка)

19. Привязанность к родителям с деструктивным поведением (не имеют того, чего хотят, поэтому держатся за родителей до последнего)

20. Отсутствие центров реабилитации для подростков (10-15 лет)

21. Отсутствие групп поддержки для подростков (по типу АА)

22. Меньше людей, друзей, которые поддерживают в желании вести трезвый образ жизни

23. Менее серьезное отношение к трудности остаться трезвым. Иллюзия легкости «делать как я хочу»

24. Нежелание возвращаться в школу, связанное с чувством неуспешности и поражения

25. Незнание, непонимание проблемы химических зависимостей учителями.

26. Отсутствие навыков социальной адаптации. Подросток не осознает себя частью социальной культуры.

Стратегии работы с подростками.

1. Работа с семьей. Может быть индивидуальная и групповая. Индивидуальная – с психологами. Групповая – группы поддержки, взаимопомощи, терапевтические, лектории.

2. Игровые формы. Дети с родителями, это помогает расслабиться

3. Организация отдыха с совместной деятельностью. Через совместную деятельность ощущает себя частью общества.

4. Индивидуальное обучение или работа в малых группах (пять человек)

5. Определение в интернаты и спецшколы

6. Система поощрений и наград (повторяется то поведение, которое награждается)

7. Использование арт-терапии, музыкальной сказка-терапии, креативные методики, танец-терапия

8. Организация помощи старым и слабым

9. Организация трудовой деятельности за нормальное вознаграждение

10. Тренинги общения, умения вести диалоги, духовного роста, умения говорит «нет»

11. Модели для подражания, наличие лидера в группах выздоровления, он лечит сообщество.

12. Выработка надежды, веры в выздоровление

Социальные роли в дискфункциональной семье.

Суть социальной роли вообще – адаптации к действительности.

· «Жертва обстоятельств». «Пью, потому что такая жизнь», – оправдание.

Ø Эмоциональный фон – стыд, вина, страх, тревога, жалость к себе.

Ø Личностные особенности – мания величия, гордыня, завышенная самооценка, завышенные требования к другим, нереальное видение мира.

Ø Поведение – злоупотребление алкоголем, непринятие правды, любит обвинять, враждебен и агрессивен.

· «Мученица». Это нужно, чтобы поднять свою самооценку.

Ø Эмоциональный фон – обида, вина, гнев, сомнения, страхи.

Ø Личностные особенности – враждебность, отказ видеть реальность, гиперответственность, соматически болезни, жалость к себе.

У детей роли следующие.

· «Козел отпущения». Чаще мальчик.

Ø Чувства – озлобленность, отверженность, одиночество, недоверие, обидчивый, вина, чувство собственной неполноценности.

Ø Характер – дерзкий, бунтарь, рассеянный, обидчивый, замкнутый, угрюмый, низкая самооценка.

Ø Поведение – склонность к дурным связям и поступкам, обвиняет других, не подчиняется старшим, часто обладает лидерскими способностями, привлекает внимание к себе, уходит в себя или на улицу.

Ø Функция роли – привлечение внимания на себя. Если не будет коррекции, то скорее всего это алкоголик, наркоман, ранняя беременность, правонарушения.

Ø Референтная группа: товарищи

Ø При коррекции: храбрый, отважный, уравновешенный, реальный взгляд на жизнь, умеет помогать другим, может пойти на риск, подвиг.

Подсознательно ощущает, что всё внимание матери на отце. Начинает бунтовать, чтобы получить внимание. Не верит в добро и любовь от взрослых. С ним нужно терпение.

· «Герой». Чаще девочка.

Ø Чувства: гнев, страх, неполноценность, одиночество, вина, обида.

Ø Функция роли: спасать семью, чтобы ею гордились.

Ø Поведение – маленькая мама, делает, что положено, стремится достичь совершенства, недовольна сделанным, перфекционизм, гиперответственность, строит отношения часто на позиции сверху, доминирует, отличница. Всё делает, чтобы получить одобрение. Обидчива, стыдлива, низкая самооценка, чувствительна к критике. «Чтобы быть любимым, нужно быть хорошим».

Ø Цель – помочь семье не выдавать информацию.

Ø Перспективы без коррекции – созавизима, трудоголик, всегда права, предпочитает контроль и мнипулирование, внушаема, зависит от мнения окружающих, тревожна.

Ø При коррекции – компетентна, организована, отличный работник, уважаемый.

Ø Чувства – недовольство, одиночество, незначимость, чувство неполноценности, неудачливости, никому не нужен, злость, обида, боль.

Ø Поведение – замкнутый, закрытый, отчужденный, одиночка-мечтатель, смотрит на всё со стороны, надменность как защитная реакция, сверх независимо держится, одинок, избегает риска, привязывается больше к вещам, чем к людям, часто дети с избыточным весом.

Часто суициды, ранние смерти.

Нерешительный, мало радости в жизни, не разборчив в связях, возможны изменения в половой ориентации.

Ø Функции роли – не мешать, с ним нет проблемы, внимания не требуется, всё хорошо.

Ø При коррекции – независимый, талантливый, творческий, находчивый, настойчивый, богатое воображение.

· «Шут, клоун». Чаще мальчик, «талисман семьи».

Ø Социальная функция – разряжать обстановку.

Ø Чувства – тревога, страх, одиночество, неуверенность.

Ø Характер – симпатяга, инфантильный, нуждается в защите, беспокойный, узкий круг интересов, слабый, уязвимый, остроумный.

Ø Поведение – кривляние, жажда внимания любым путем, хочет насмешить, гиперактивный, часто с физическим недостатком.

Ø Перспективы – клоун по жизни, неспособен справляться со стрессами и трудностями, решение проблем на грани истерики.

Ø При коррекции – обаятельный, душа компании, независимый, доброжелательный, услужливый.

Программа 12 шагов.

Это анонимное сообщество. Нет структуры административной (равенство). Свою деятельность осуществляют через собрания (анонимные алкоголики, наркоманы). Это группы для людей, страдающих зависимостями. Членами являются люди с проблемами, на добровольной основе. Существуют почти во всем мире. В России практика начитывает 20 лет.

Цель – объединить людей с проблемой и помочь ее решить сообща.

Есть 12 правил (традиций).

Ритуал приветствия каждый раз. Вначале объявляется тема, исходя из того, что у кого случилось.

Никто на таких собраниях не дает советов, не перебивает. Можно только излагать свой опыт.

Есть также группы для родственников (Ал-Анон, Нар-Анон).

В АА и АН раз в неделю бывают открытые собрания.

В группах оказывается взаимная помощь, посторонних не приветствуют.

Люди работают по шагам. Каждая ступенька – духовная проблема, связанная с зависимостью, проблема личностного роста.

Программа не привязана к религии.

Выздоровление – быстрое взросление.

1 шаг: признание болезни (упражнения)

2 шаг: осознание себя частью мира, есть сила, которая поможет.

3 шаг: поручить себя этой высшей силу.

4 шаг: честно увидеть себя, внутренний самоанализ.

5 шаг: исповедь, проговорить проблему.

6 шаг: стараться строить свою жизнь иначе, не повторять ошибок.

7 шаг: усмирение, без злобы принимать жизнь, как есть, анализировать себя, свои поступки, принять условия.

8 шаг: составить список людей, которым причинили боль, вред.

9 шаг: попросить прощения (вернуть деньги)

10 шаг: продолжать анализировать каждый день, признавать плохие поступки, исправлять их сразу.

11 шаг: жить по программе каждый день, этот шаг аккумулирует все предыдущие шаги.

12 шаг: помощь другим.

Условно можно разделить шаги на три части:

1,2,3 – осознание себя частичкой мира, усмирение гордыни.

4,5,6,7 – работа с собой, какой я?

8,9,10,11,12 – я дающий, я в мире.

Причины срыва.

1. Биологическая. Когда человек начинает принимать наркотик, у него повышается работоспособность мозга. При прекращении приёма работа мозга не просто снижается к прежнему уровню, а гораздо ухудшается. Восстановление деятельности мозга до первоначального значения может занять 3 месяца, и это время глубокой депрессии.

2. Биологическо-психологическая. Связана с устройством памяти – помнит, как было хорошо.

3. Социально-психологическая. Одиночество (друзей нет, родители раздражают)

4. Страдает самолюбие (никто не любит, никто не жалеет)

5. Мысль о «разочке».

6. Контакт с химически зависимыми.

Когда человек реабилитируется, его учат понимать внутренний срыв, понять момент обострения. Срыв – это процесс, а не факт приема.

Обстоятельства срыва.

Могут быть толчком к срыву или обстоятельствами к употреблению.

Источник: http://kursak.net/profilaktika-narkomanii-i-alkogolizma/

Профилактика алкоголизма и наркомании

профилактика алкоголизма наркомании токсикоманииСегодня медицина акцентирует внимание на нескольких типах зависимости, которые требуют незамедлительного вмешательства. Одними из самых страшных считаются алкоголизм и наркомания. Как показывает горький опыт, предотвратить болезнь проще, чем ее вылечить. Именно это говорит о том, что профилактика вредной привычки должна стать основой учреждений, специализирующихся на подобных проблемах.

В чем заключается профилактика алкоголизма?

Во всем мире люди постоянно пытаются бороться с пьянством, опираясь на аспекты медицины, законодательства и общества. Эта борьба имеет государственную и общенародную поддержку и проводится для сохранения здорового образа жизни, формирования социально развитой и независимой личности.

Стоит учитывать тот момент, что все способы профилактики основываются на исследованиях, тестах; используются, учитывая возраст и пол; имеют постоянный и временный период действия и состоят и научно подтвержденных, экономических и медицинских мер.

Что включает в себя профилактика алкоголизма?

1. Сбор информации, характеризующей социум, возрастные и профессиональные особенности потенциальных пациентов.

Он включает в себя несколько моментов:

    • оценка работы по проведению учебных, воспитательных или производственных мер, позволяющих бороться с пьянством;
    • уровень осведомленности в кружках, секциях и на занятиях культурно-массового сектора;
    • уровень работы по профилактике употребления алкоголя в определенных школах, институтах и техникумах;
    • контрольналичия специальных курсов и уроков, направленных на предотвращение пьянства. Соблюдение всех запланированных бесед с проблемными личностями и их родителями;
    • анализ общего состояния обследуемых и их влияние на учебные или производственные процессы.

2. Анкетирование и изучение полученных данных.

Опросник, который проводится специалистами реабилитационного центра «Здоровье», состоит из общей и специальной части. Первая часть предусматривает изучение семьи пациента, его рабочего коллектива, досуга и перенесенных болезней. Вторая часть направлена на определение частоты приема алкоголя, причин этого явления и динамику повышения или понижения признаков пьянства.

На данном этапе профилактика алкоголизма предусматривает подготовку человека к проведению опросов; психологическое и социальное обследование; подтверждение характеристики пациента от учителя, начальника или родственника.

3. Обработка полученных данных на компьютере.

Эта процедура создана для того. Чтобы распределить всех испытуемых на группы:

    • люди, никогда не пьющие алкоголь;
    • лица, периодически употребляющие спиртные напитки;
    • люди, которые прибегают к рюмке не чаще 3 раз в течение месяца;
    • группа людей, находящихся на первых стадиях алкоголизма;
    • вторая стадия пьянства;
    • третья стадия болезни.

Кроме того, на этом этапе изучаются отношения пациента с коллегами или одноклассниками.

4. Проведение учета и взятие под наблюдение хронически больных пациентов и лиц, склонных к алкоголизму.

5. Разрабатывание и использование эффективных методов профилактики пьянства в обследуемом коллективе. Выявление «дыр» в антиалкогольной разработке и поиск действенных способов улучшения работы.

Все описанные меры направлены на то, чтобы профилактика алкоголизма приносила пользу и положительные результаты.

Особенности профилактики наркомании

Сегодня наркомания является глобальной проблемой человечества, распространяющейся по принципу эпидемии. Масштабы «зараженности» растут намного быстрее, чем разрабатываются меры по борьбе с этим явлением. Данные факты говорят о том, что в современном обществе просто необходима профилактика наркомании.

Что такое зависимость от наркотиков? Это психологическое и физическое состояние человека, в ходе которого он сосредоточен на том, чтобы достать наркотическое вещество и ощутить столь желанное чувство удовлетворенности. Самое страшное то, что ради эйфории человек забывает о семейных ценностях, морали и может решиться на кражу и даже на убийство. Личность на этом фоне теряется, а организм очень истощается, что ведет к неминуемой смерти.

Круг общения наркомана суживается, и в нем остаются только люди со схожими интересами и зависимостью. Они образуют группу антисоциальных личностей. Исходя из этого, наркоман со стажем нигде не работает, не имеет семьи и друзей. Он абсолютно не пригоден обществу и приносит только проблемы. Это объясняет тот факт, что само общество старается искоренить проблему наркозависимости и спасти погибающих людей.

https://youtube.com/watch?v=flPJTuwUgco

Методы профилактики наркомании

Самым популярным способом предотвращения появления зависимости считаются профилактические меры, проводимые в школах. Именно подростки более подвержены возникновению вредных привычек. Если не упустить важный момент, то ребенку можно объяснить, почему так опасны наркотики. При правильном подходе и постоянном потоке информации, у подростка вырабатывается свое личное мнение, ведь он уже в состоянии понять грозящую опасность.

Профилактика наркомании постепенно становится частичкой образования. В этих целях в учебных заведениях ввели уроки, где говорится о влиянии наркотиков на организм человека, показываются документальные подтверждения этого факта.

Правильная работа с подростками ведет к достижению желаемых результатов. Лекции, занятия и всевозможные листовки должны быть повсюду. Они могут стать тем элементом, который уменьшит количество людей, зависимых от наркотических веществ.

Учителя, врачи и социологи практикуют методы борьбы с зависимостью, в основе которых лежит принцип заполнения вакуума в обществе нужной и полезной информацией.

Специалисты реабилитационного центра «Здоровье» добиваются регулярного финансирования телевизионной рекламы, рассказывающей о вреде наркотиков. Подробнее узнать о работе профессионалов можно здесь. На данном ресурсе имеются номера телефонов, по которым можно получить психологическую поддержку и все нужные консультации. Здесь же можно задать вопросы и договориться о встрече с доктором.

Помните, что алкоголь и наркотики не являются личной проблемой отдельных личностей. Это очень опасно для всех людей, ведь наркоманы очень часто болеют СПИДом и венерическими заболеваниями. Кроме того, среди подобного контингента распространен гепатит.

Источник: http://rc-zdorovie.com.ua/profilaktika-alkogolizma-i-narkomanii.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2021 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты