Физика и народные приметы о погоде — Физика для всех — народные приметы и погода слайды

25.01.2020


Гигрометр из семян с остью
. У семян некоторых растений имеются ости, которые быстро и чутко реагируют на изменение влажности воздуха: при высокой влажности они распрямляются (раскручиваются), а в сухом воздухе закручиваются спиралью. Поэтому из них можно изготовить простейший, но чувствительный гигрометр. Для этого наиболее пригоден плодик с остью такого повсеместно распространенного на пашне однолетнего невысокого сорного растения, как аистник цикутный (рис. 13). Если в центре кружочка из картона диаметром 5-6 см проколоть иглой отверстие и закрепить в нем каплей клея нижний конец плодика (семя), то в сухую погоду его серпообразное острие будет отклоняться по окружности против хода часовой стрелки (влево), а при повышении влажности – обратно (вправо).

Народные приметы и погода слайды

народные приметы и погода слайды

Туман, роса, иней. Весной, летом и осенью, после заката солнца, в безветренную погоду, в связи с охлаждением в о здуха над н агретой поверхностью земли часто поднимается сплошное «покрывало” парообразной влаги в виде тумана. По этому явлению природы тоже можно установить характер предстоящей погоды. В народе существуют приметы, что «если туман утром поднимается вверх, – жди дождя, а если оседает на землю, – будет сухая погода”, «туман, исчезающий после восхода солнца, предвещает хорошую погоду”. Ночные и утренние туманы в долинах, исчезающие после восхода солнца, у пастухов горных районов считаются предвестниками хорошей погоды. В летнее время обильные росы предвещают ясную погоду без дождя.

народные приметы и погода слайды

Световые явления. О характере погоды можно судить по окраске зари при восходе и закате солнца. Цвет зари зависит от содержания в воздухе водяных паров и пыли. Воздух, сильно насыщенный влагой, преимущественно пропускает красные лучи, поэтому ярко-красная вечерняя заря предвещает ненастную ветреную погоду. Ярко-оранжевое небо при заходе солнца – к сильному ветру. Интенсивная ярко-желтая, золотистая и розовая окраска вечерней зари свидетельствует о малом содержании влаги и большом количестве пыли в воздухе, что указывает на предстоящую засушливую ветреную погоду. Утренняя заря красного цвета летом – к дождю, а зимой – к метели. «Если солнце с красною зарею заходит, а со светлою восходит, – к вёдру и ясному дню”.

Приближение дождливой, ветреной погоды и грозы можно установить и по мерцанию звезд, которое происходит при смешивании теплых и холодных слоев атмосферы, а также при содержании в ней большого количества водяных паров или кристалликов льда. В этом случае тонкий пучок лучей, идущий от звезды, проходя через неоднородные прослойки воздуха, то рассеивается, то сжимается. Из-за этого глаза воспринимают неодинаковое количество лучей, и звезда кажется то яркой, то тусклой. В «спокойной” атмосфере не нарушается прямолинейность распространения света и звезды не мерцают. По народным приметам, «звезды играют зимой – к вьюге, к морозу, к снегу, а летом – к дождю”, «звезды прыгают к холоду”.

Мерцание звезд начинается, как правило, за 2-3 сут перед дождем. При появлении тонких облаков далекие звезды становятся слабо видимыми, а ближние расплываются, увеличиваются в размерах. При высокой облачности многие звезды не видны, поэтому в народе и говорят: «Когда звезды начинают прятаться, – скоро будет дождь”, «На небе мало звезд – к пасмурной погоде”.
Данные мудрые народные наблюдения показывают, что с ухудшением погоды связано повышение количества водяного пара в воздухе, т.е. влажности. Другая народная примета гласит:«Если в поле далеко раздаётся голос, то будет дождь»С чем это может быть связано? Как объяснить такое явление?
В данном случае народ связал звуковые явления и увеличение влажности воздуха! Оказывается с увеличениемвлажности увеличивается плотность воздуха, а следовательно и способность проводить звук!

Ухудшение погоды сопровождается, как правило, падением атмосферного давления. Как известно, явление кипения также находится в некоторой зависимости от атмосферного давления: чем ниже атмосферное давление, тем ниже температура кипения жидкости, тем быстрее она закипает! Это явление нашло отражение и в народных приметах: «Горшки легко закипают через край — к ненастью». Речь идёт конечно о кипении молока, оно при низком давлении «убегает» быстрее, чем обычно.

О предстоящей погоде можно судить по движению облаков и их внешнему виду, по направлению и силе ветра, окраске зари, оптическим эффектам вокруг небесных светил – Луны и Солнца.

Так, красная утренняя заря свидетельствует о наличии большого количества пара в атмосфере, что обязательно приведет к увеличению облачности и ухудшению погоды.
Багровые зори – к ветрам.

Приход грозы можно определить даже за несколько дней по небу, где начинают высоко появляться тонкие прозрачные полоски перистых облаков – верный признак и громких гроз.

Солнце перед грозой всегда мутное, спрятанное за пелену, ощущается удушливый зной, а на горизонте появляется полоса облаков, слившихся в темную сплошную массу.

Если туман с вечера опускается вниз и ложится на землю, то завтра не будет дождя. Если туман поднимается вверх от земли или воды – будет очень жарко.

Иногда в народе говорят: «Соль мокнет — к дождю», «Парит — к грозе»,

«Табак сыреет — к сырой погоде». О чём идёт речь? Некоторые вещества впитывающие влагу из окружающего воздуха сыреют, происходит это как раз перед дождём, когда увеличивается влажность воздуха.

Существует старинная народная примета: «Лучина трещит и мечет искры — к ненастью».Её объяснение аналогично: при повышенной влажности деревянные предметы (лучина) отсыревают. При горении влага из древесины интенсивно испаряется. Увеличиваясь в объёме, пар с треском разрывает древесные волокна.

Растения

Многовековой народный опыт составления долгосрочных прогнозов основан на внимательных наблюдениях за окружающим миром. И растения в этом мире способны предвещать необыкновенно широкий диапазон различных колебаний в природе и в погоде. Некоторые из прогнозов получили статус «народных примет». Например, известно, что щедрое и обильное выделение берёзового сока весной предвещает дождливое лето. А если у берёзы листья распускаются раньше, чем у ольхи, лето будет тёплое и сухое, и наоборот – берёзу опередит ольха – к дождливому и холодному лету. О летней погоде можно судить и по распусканию почек на дубе и ясене. Пробуждение почек у дуба раньше чем у ясеня также предвещает холодное мокрое лето.

На длительное наступление осени указывает рябина своим поздним цветением. Ещё замечено, что обилие плодов на рябине и невероятно большой урожай ягодных корзинок указывает на дождливую осень, слишком мало плодов у рябин – к сухой осени. По дереву вишни определяют, когда же ляжет настоящий снег: пока с веток вишни не опадёт последний осенний лист – снег лежать не будет, сколько бы не выпадал, пока висят листья на вишнях – будут оттепели. О приближении суровой зимы судили с осени по урожаю желудей: много плодов к холодной морозной зиме. Какие бы теплолюбивые деревья не цвели по весне, а заморозки будут продолжаться, пока окончательно не распустятся почки на черёмухе и груше.

Деревья и кустарники, травы и цветы служат нам путеводителями в окружающем мире, навигаторами в погоде. Кроме предсказаний погоды, могут выступать в роли своеобразного компаса. Каждому школьнику известно, что на открытой местности любое дерево с южной стороны наиболее облиственное и разветвлённое, поскольку именно с юга освещено и обогрето солнцем. Хорошим компасом служит и сам ствол дерева: при внимательном осмотре легко обнаружить на коре сосны с северной стороны сплошную вертикальную тёмную полосу, отличающуюся от основного цвета ствола. А связано это с тем, что после дождей и осадков солнце, проходя с востока на запад, освещает и высушивает в первую очередь кору с южной стороны. Северная сторона ствола дольше сохраняет влагу, в которой поселяются различные микроорганизмы и лишайники, не любящие солнечных лучей. Берёзовая кора с юга чище, белее и светлее, а на северной стороне у берёзы имеются трещины и наросты, больше тёмных пятен. Деревья хвойных пород с южной стороны имеют ещё и потёки смолы – живицы.Дикий салат латук является настоящим компасным растением: его листья всегда обращены ребром к зениту солнца и практически не дают тени. Широкая сторона листа – поверхность – обращена к востоку и западу – так растение спасает себя от перегрева. По такому же принципу устроены листья эвкалиптов, хлопчатника, пижмы обыкновенной. А ягоды клубники и земляники всегда начинают краснеть с южной стороны.

Учёным – ботаникам известно около 400 видов растений, которые чутко реагируют на ближайшие изменения погоды и играют роль своеобразных барометров. Некоторые из них перед дождём стискивают бутоны, стремясь уберечь пыльцу от намокания и переохлаждения, другие же наоборот – начинают источать сильнейшие ароматы и нектар перед наступлением грозы, привлекая к себе насекомых и наше внимание. Отсюда и родилась примета: белую акацию атакуют пчёлы – будет дождь. Известный горицвет – легендарный адонис открывает свой венчик ближе к вечеру, но нектар выделяет только перед дождём с увеличением влажности воздуха. В сухую ясную погоду адонис перестаёт привлекать запахом насекомых. Перед дождём также сильно пахнут жимолость и смородина, хотя при устойчивой солнечной погоде их запах еле – уловим. Медоносные растения липа и гречиха усиленно вырабатывают нектар и источают аромат при влажности воздуха не ниже 60 – 80 %, привлекая насекомых именно во влажные дни. А ещё одной приметой дождя является сильно пахнущее сено. Черёмуха, жасмин, рябина, фиалка и васильки – наоборот – «ярче” пахнут в сухую и стабильно солнечную погоду.

Интересным барометром являются цветки чертополоха, которые в хорошие ясные дни голыми руками в буквальном смысле не возьмёшь, зато перед дождём колючки на головке цветка плотно смыкаются и теряют свои цепкие качества и колючие свойства. Ветки ели и сосны с повышением влаги в воздухе опускаются ниже, а чешуйки на шишках смыкаются, в плотную прижимаясь друг к другу.

Описано огромное количество случаев, связанных с поведением животных в сейсмически неблагоприятных зонах, а вот факты, что растения способны предсказывать сейсмические колебания, практически не известны. Однако есть одно из немногих растений, служащее знаком скорого извержения вулкана. Это королевская примула, растущая на острове Ява по склонам вулкана. Только она расцветает в канун извержения вулкана и служит местным жителям сигналом к опасности. Благодаря цветку люди вовремя успевают эвакуироваться в безопасную зону. Это свойство загадочного цветения примулы королевской долгое время оставалось неизученным, пока белорусские учёные – физики смогли дать объяснение. Всё дело в том, что под действием ультразвука, улавливаемого растением в период извержения, усиливается осмотическое давление внутри растения. Происходит невероятное ускорение движение жидкости в капиллярах – сосудах примулы, увеличивается высота уровня влаги в растении, что даёт ему дополнительные силы, мощный толчок служит стимулом к цветению. И снова благодаря наблюдениям за растениями в науке было сделано открытие: ультразвуковой капиллярный эффект, нашедшее возможность его практического применения для нужд человечества, например, для насыщения пористых материалов расплавленными металлами и т.п.

По выращенному на огороде репчатому луку можно предугадать зимнюю погоду прямо дома: если два-три наружных сухих слоя кожуры луковицы тонкие и легко рвутся, погода будет относительно теплой, а если кожура грубая и прочная – следует ожидать суровую зиму.

Достоверную информацию о том, какая погода ожидает нас в ближайшие сутки, и даже часы, мы получаем от домашних животных и птиц, насекомых .
Ласточки и стрижи летают низко над землей, почти касаются грудками поверхности воды – значит, быть дождю, хотя в небе еще ни облачка. Объяснение здесь простое – увеличилась влажность, крылья у мошкары потяжелели, потому и скапливается она внизу, а птицы следуют за ней.

Муравьи перед дождем спешат закрыть входы в муравейники. Заботясь о сохранении нежной пыльцы, растения сворачивают лепестки своих цветов.

Самодельные предсказатели погоды

Еловая ветка – барометр. Используя способность хвойных деревьев опускать свои ветви перед дождем и поднимать их перед ясной погодой, жители сибирской тайги издавна по состоянию кроны елей довольно точно определяют предстоящую погоду. Способность реагировать на изменение погоды сохраняется и у сухих еловых ветвей, что позволяет делать из них простейшие долго работающие барометры. Для этого берут 25-30-сантиметровый отрезок ствола молодой ели вместе с веткой длиной 30-35 см, очищают ее от коры и прикрепляют выпиленную часть ствола к какой-нибудь отвесной опоре (лучше к стене здания). Ветка должна находиться в таком состоянии, чтобы при опускании вниз ее свободного конца перед ненастьем и поднятии вверх при устойчивой ясной погоде она перемещалась параллельно стене-экрану, не задевая ее. Возле конца ветки-”стрелки” на стену прикрепляют фанерную, металлическую или пластмассовую шкалу с делением через 1 см. Спустя некоторое время, когда прибор покажет свои возможности, шкалу можно будет разметить на показатели: «ясно”, «переменно”, «дождь”, как и на обычном барометре-анероиде. Многолетние наблюдения показали, что при длине ветки 32 см амплитуда ее отклонений может достигать 11 см. Существенные изменения погоды это нехитрое приспособление предсказывает за 8-12 ч, иногда и за более длительный срок.


Гигрометр из семян с остью
. У семян некоторых растений имеются ости, которые быстро и чутко реагируют на изменение влажности воздуха: при высокой влажности они распрямляются (раскручиваются), а в сухом воздухе закручиваются спиралью. Поэтому из них можно изготовить простейший, но чувствительный гигрометр. Для этого наиболее пригоден плодик с остью такого повсеместно распространенного на пашне однолетнего невысокого сорного растения, как аистник цикутный (рис. 13). Если в центре кружочка из картона диаметром 5-6 см проколоть иглой отверстие и закрепить в нем каплей клея нижний конец плодика (семя), то в сухую погоду его серпообразное острие будет отклоняться по окружности против хода часовой стрелки (влево), а при повышении влажности – обратно (вправо).


Диапозитив-гигрометр.
Довольно точный предсказатель погоды можно изготовить из диапозитива. Для этого надо сфотографировать какой-нибудь летний ландшафт. Желательно, чтобы на негативе была изображена растительность с рекой или озером. Позитивный отпечаток следует сделать на фотопластинке. После проявления, фиксирования и промывки опускают диапозитив на 15 мин в 10%-й раствор азотнокислого кобальта и высушивают его не промывая. По сухой эмульсии изображенные на нем деревья, кустарники и траву закрашивают желтой акварельной краской, например гуммигутом. Окантовывают диапозитив и подвешивают между рамами окна. С приближением погожей сухой погоды небо и вода на прозрачном фотоснимке заголубеют, растительность станет зеленой. Но как только погода начнет ухудшаться, природа поблекнет: небо и вода посереют, а листья и стебли станут желтыми.

Барометр из бессмертников. Для предсказания погоды можно использовать и букет цветов. Если хорошо высушенные цветки бессмертников на стеблях обработать раствором из 200 г воды, 4 г глицерина и 30 г хлористого кобальта, букет сухоцветов перед ненастьем будет приобретать желтую окраску, а с наступлением ясной солнечной погоды цветки становятся ярко-зелеными.

Нередко в старину для предсказания погоды привязывали на шнурке зрелую еловую шишку или пучок куриных перьев: к ненастью чешуйки у шишки смыкались, а перья опускались.

Источник: http://sites.google.com/site/fizdlyalyub/home/fizika-i-narodnye-primety-o-pogode

Конспект занятия «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»

Валентина Косюк
Конспект занятия «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»

Образовательная область: Познавательное развитие.

Цели: Формирование системы знаний о природе, природных явлениях.

— Учить самостоятельно определять погоду, составлять прогноз, называть для этого специальные приборы (термометр, флюгер, осадкомер, снегомер, ветряной рукав); Показывать ее влияние на растительный и животный мир; Находить уже известные народные приметы в окружении. Закреплять и расширять знания детей о людях, которые предсказывают погоду. Развивать внимание, мышление, речь.

Предварительная работа: Знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года, знакомство с народными приметами,

Рассматривание иллюстраций пейзажей времен года, картинок с изображением одежды, метеоприборов. Прослушивание музыки композиторов посвященной временам года. Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы.

Материал и оборудование:

Мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, презентация на тему «Зимние явления в природе», запись музыки для упражнения «Играем в снежки»

Картинки одежды для игры «Собираемся на прогулку», картина «Где ошибся Незнайка», снежинки для упражнения на дыхание.

Альбомные, тонированные (в голубой цвет) листы бумаги, кисточки, салфетки, гуашь.

Персонаж Незнайка, картинки – раскраски.

Ход НОД

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Этот день мы проведем вместе. Пусть он вам принесет радость и много новых интересных впечатлений.

народные приметы и погода слайды

Воспитатель: Я вчера прочитала очень интересную загадку, хотите я ее вам загадаю? (да)

Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

Мальчик в шляпе голубой, любопытный и смешной.

Очень любит он мечтать, сочинять и рисовать.

А ну-ка угадать его сумейте,

Известен он под именем (Незнайка)

народные приметы и погода слайды

Воспитатель: Молодцы, конечно это Незнайка!

(стук в дверь)

Воспитатель: Ребята, к нам кто — то пришел!

(входит Незнайка)

народные приметы и погода слайды народные приметы и погода слайды

Незнайка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? (да)

Хорошо, что вы меня знаете, наверное, читали обо мне. (да) Помните, как я однажды хотел художником стать, но у меня ничего не получилось? Портреты, которые я нарисовал, никому не понравились? (да, помним)

Теперь я решил стать художником – пейзажистом, буду рисовать природу в разное время года. Вчера я нарисовал картину про зиму. Шел мимо вашего детского сада, услышал, свое имя и решил показать её вам. Хотите ее посмотреть?

народные приметы и погода слайды

(показывает картину)

народные приметы и погода слайды

Воспитатель: Ребята, посмотрите, правильно изобразил зиму Незнайка на своей картине? Где он ошибся?

народные приметы и погода слайды

(дети находят ошибки и называют их)

народные приметы и погода слайды

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему Незнайка сделал столько ошибок в своей картине?

(он не знает зимние явления природы, он не умеет наблюдать за погодой и т. д.)

Воспитатель: Правильно, ребята, каждое время года имеет свои отличительные погодные явления природы, а Незнайка не знает эти сезонные явления и поэтому он сделал столько ошибок. А вы хотите ему помочь? (да)

Воспитатель: Знаете, ребята, я думаю, это очень хорошо, что Незнайка сегодня попал к нам. Если ты, Незнайка, будешь сейчас внимательно слушать и запоминать, все что будут говорить и делать дети, ты обязательно научишься наблюдать за погодой, погодными явлениями и тогда ты будешь рисовать так, что всем понравиться. Устраивайся рядом и внимательно слушай.

народные приметы и погода слайды

Воспитатель: Давайте ребята, расскажем и покажем Незнайке, какие признаки зимы вы знаете, что бывает зимой?

Слайд – 1- 7 «Признаки зимы»

(Зимой выпадает снег, становится холодно, реки и озера покрываются льдом, зимой дни становятся короче, а ночи длинней, рано темнеет, солнце светит редко и почти не греет, дуют холодные ветра, люди надевают теплую одежду)

народные приметы и погода слайды

Воспитатель: Незнайка, а пословицы о зиме ты знаешь?

Незнайка: Нет не знаю!

Воспитатель: Ребята, расскажем незнайке пословицы о зиме? (да)

Слайд -8 – 13 «Картинки к пословицам, поговоркам»

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо мороз, что снегу нанес.

Береги нос в большой мороз.

Декабрь – год кончает, а зиму начинает.

Много снега – много хлеба.

Февраль- месяц лютый,спросит: в чем обутый?

Воспитатель: Незнайка, вот дети сказали, что зимой люди надевают теплую одежду. И пословицу рассказали

«Февраль — месяц лютый спросит, в чем обутый?» А тебе не холодно? Сейчас зима, а ты раздетый.

Незнайка: Зимой ничего не надо надевать, только майку, шорты и босоножки. Я одет по погоде.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на одежду Незнайки, он одет по погоде? (ответы детей)

народные приметы и погода слайды

Воспитатель: — Так, как одет Незнайка, одеваются, в какое время года? (летом)

Воспитатель: Незнайка, разве ты не знаешь, что для каждого времени года существует своя одежда.

Незнайка: Да, а я и не знал!

Воспитатель: — Ребята, вы хотите показать Незнайке, какую одежду нужно надевать зимой? (да)

(дети садятся за столы) Д/и «Собираемся на прогулку»

народные приметы и погода слайды народные приметы и погода слайды народные приметы и погода слайды

Незнайка: (рассматривает картинки, выбранные детьми)

— Спасибо ребята, вот теперь я понял, какую одежду мне нужно было надеть сегодня.

Воспитатель: Молодцы, вы все правильно выбрали зимнюю одежду, а в какие игры – забавы, мы можем поиграть зимой на прогулке?

народные приметы и погода слайды

(играть в снежки, строить снежные крепости, горки, кататься на санках, коньках, лыжах)

Воспитатель: Правильно, а хотите сейчас поиграть с Незнайкой в снежки? (да)

Музыкальное упражнение: «Играем в снежки»

Воспитатель: Незнайка, ты, о чем задумался?

народные приметы и погода слайды

Незнайка — А, как же мне узнать, что надеть завтра на прогулку?

Воспитатель: — Ребята, подскажете Незнайке, что нужно знать, чтобы правильно подготовить одежду на завтра? (нужно знать какая будет погода)

Незнайка: — А, как узнать, какая будет погода?

(узнать прогноз погоды)

Незнайка: — А, что это такое? Прогноз погоды? Где его можно узнать?

Воспитатель: — Ребята, вы можете подсказать Незнайке, где можно узнать прогноз погоды?

(спросить у родителей, послушать дикторов радио и телевидения, прочитать в газете, посмотреть в интернете, телефоне, посмотреть в окно нет ли ветра, дождя, снега, посмотреть на термометр, самим наблюдать за погодой по дороге в детский сад и домой и т. д.)

Незнайка: — Вот спасибо, дети я теперь тоже буду следить за прогнозом погоды и буду знать, что мне надеть и брать ли с собой зонтик.

Воспитатель: — Незнайка, а ты знаешь, как называется профессия людей, которые составляют прогноз погоды?

народные приметы и погода слайды

Незнайка: Нет, не знаю.

Воспитатель: А, вот наши дети знают. (Синоптики) они даже стихотворение знают об этой профессии, ребята, кто хочет рассказать стихотворение «Синоптики» (дети по желанию читают стихотворение)

Он нам всем передаёт: Осторожно, гололёд! Снег пойдёт с утра, возможно, будьте очень осторожны! Минус семь, восточный ветер. Надевайте шубы, дети! К вечеру – внимание! Ждём похолодание».

Слайд – 14 — 15 — «Метеостанция»

народные приметы и погода слайды

Воспитатель: — Синоптики с помощью приборов днем и ночью следят за состоянием погоды: направлением ветра, температурой воздуха, состоянием неба и солнца.

— а для чего нужны синоптикам эти белые будки, и как они называются?

(это — метеобудки – они служат для размещения приборов, защиты их от осадков, сильного ветра и солнца)

Воспитатель: — А, какие приборы нужны синоптикам для работы?

Слайды – 16 – 20 «Метеоприборы»

Термометр – с его помощью определяют температуру воздуха. Флюгер — с его помощью определяют стороны света и направление ветра.

Дождемер – с его помощью измеряют количество осадков, выпадающих в виде дождя, снега, града.

Ветряной рукав или вертушка – определяет силу ветра.

Снегомер — инструмент для измерения высоты снежного покрова.

Воспитатель: — Почему люди хотят знать, какая будет погода?

(для того, чтобы знать, как одеться, чтобы не замерзнуть, или наоборот, чтобы не было жарко, чтобы не промокнуть, не быть унесённым ветром, чтобы знать, брать с собой зонт или нет и т. д.)

Воспитатель: Правильно ребята, молодцы, а хотите поиграть в игру «Природные явления» (ответ детей)

Д/ игра «Природные явления» (вос-ль читает загадку, дети отгадывают и на экране появляется ответ)

1. Лёгкий, белый и пушистый, а на солнышке искристый, лишь зимой у нас бывает и в ладошке быстро тает.

2. Кто зимой метет и злится, дует, воет и кружится,

стелет белую постель? Это — снежная (Метель)

3. Под ногами все куда-то ускользает и плывет.

И смешно,и страшновато: На дороге … (Гололед)

4. В белом бархате деревня — и заборы, и деревья.

А как ветер нападет, этот бархат опадет. (Иней)

5. Летит, а не птица, воет, а не зверь.

Тучи нагоняет, воет, задувает.

По свету рыщет, поет да свищет. (Ветер)

6. Побелело на ночь всюду, а у нас такое чудо!

За окошком двор исчез, там волшебный вырос лес (Морозные узоры).

7. Почему зимой капель? потому что (оттепель).

8. Серебристая Морковка прицепилась к крыше ловко.

Уцепилась за карниз и растёт зимою вниз.

9. Что за звездочки такие на пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные, а возьмешь — вода в руке? (Снежинки)

Воспитатель: — Молодцы, ребята, а посмотрите, сколько красивых снежинок у нас. Хотите превратиться в ветерок? (да)

Как подует ветерок, так закружится снежок. (Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.)

— Ой, после снежинок ручки у нас замёрзли, давайте их согреем, подуем на них тёплым воздухом.

Воспитатель: Раньше не было прогноза погоды и люди, наблюдали за растениями, поведением животных, птиц, по ночному небу и замечали, что часто происходят совпадения особенно зимой, люди следили за погодой и создавали приметы, которые помогали предсказать заморозки, метель и т. д.

Приметы, которые создавали люди, назывались «Народными приметами»

А, вы знаете народные приметы?

Слайды – 31 –43 «Картинки к народным приметам»

Яркие звезды – к морозу.

Иней на деревьях – к морозам, туман – к оттепели.

Если вороны вьются в воздухе – будет снег, садятся на снег – к оттепели, садятся на верхушки деревьев – к морозу.

Воробьи перелетают с места на место – перед сильным ветром.

Морозный январь урожайный год.

Зима морозная – лето жаркое.

Зимой собаки валяются в снегу – быть метели.

Утром кричат синицы – к морозу.

Дым столбом – к морозу.

Кошка прячет нос к похолоданию.

Если кошка зимой ложится ближе к батарее — ждите сильного мороза.

Воспитатель: — Ребята, а вы хотите показать Незнайке, как вы умеете рисовать зимние погодные явления природы? (да)

народные приметы и погода слайды

(дети по желанию рисуют на тонированном, альбомном листе, одно из четырех погодных явления «Зимний, морозный, солнечный, день», «Снежный день», «Пасмурный, холодный, ветреный, день», «Дождливый день»,

народные приметы и погода слайды народные приметы и погода слайды народные приметы и погода слайды народные приметы и погода слайды

и размещают работы на стенде)

народные приметы и погода слайды народные приметы и погода слайды

Незнайка: (рассматривает рисунки, хвалит детей)

народные приметы и погода слайды

Молодцы, дети, я тоже теперь буду следить за погодой, явлениями природы, учить приметы, пословицы, поговорки, загадки о зиме и может тогда, у меня будут получаться правильные, красивые рисунки.

(дарит детям раскраски с изображением себя и своих друзей)

народные приметы и погода слайды

Незнайка: Вы ребята, просто класс, рад, что побывал у вас!

До свидания, в добрый час, к вам приду ещё не раз!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами помогли Незнайке, и он был очень рад нашей помощи.

Конспект НОД по развитию речи для детей средней группы «У природы нет плохой погоды» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 2 Авторский конспект непосредственной образовательной деятельности.

Конспект комплексного занятия «Взаимосвязь фауны и флоры от времени года» КОНСПЕКТ комплексного Комплексного занятия в подготовительной группе. Цель. Взаимосвязь фауны и флоры от времени года. Образовательные.

Конспект познавательного занятия в старшей группе «У Природы нет плохой погоды» ]Подготовила воспитатель; Пласкеева Анна Анатольевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (старшая группа) ТЕМА: «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ.» Тип занятия:.

Конспект урока по окружающему миру «Прогноз погоды» Конспект урока Дата: 27.09.2016 Предмет: окружающий мир Класс: 3а Тема: прогноз погоды Тип урока: ОНЗ Цель урока: познакомить с особенностями.

Конспект занятие для слабослышащих детей. Рисование-диктант «Изменения погоды» Конспект занятия. Рисование – диктант. Изменения погоды Цели: 1. Развитие слухового восприятия. 2. Эстетическое воспитание учащихся, развитие.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему «Взаимосвязь и взаимодействие в природе» Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Взаимосвязь и взаимодействие в природе». Цель: Расширить представление.

Консультация для педагогов «Приобщение к миру экономических явлений в творческих видах детской деятельности» Консультация для педагогов «Приобщение к миру экономических явлений в творческих видах детской деятельности». Подготовила : воспитатель.

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности «Лиственные деревья. Дуб» Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: уточнить имеющиеся представления и дать новые знания по теме. Задачи направлены на достижение.

народные приметы и погода слайдыФоторепортаж «У природы нет плохой погоды?» В то время, когда Наташа Плахтеева радовала нас своим постом «К нам вернулось «Бабье лето», у нас шёл ледяной дождь. По началу это было.

Конспект занятия «В мире природы» В мире природы Основные задачи: — сформировать интерес к живой природе; — развить наблюдательность, внимание; — познакомить детей с лягушкой;.

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/vzaimosvjaz-pogody-i-osnovnyh-javlenii-prirody.html

Народные приметы и погода слайды

народные приметы и погода слайды​​ народные приметы и погода слайды​​​​ народные приметы и погода слайды

Человеку всегда важно знать, какая будет погода, поскольку она влияет на самочувствие и деятельность. Наблюдая природу в ненастье, солнечным днём, в сумерки, ночью, люди отмечали характерные признаки, предваряющие те или иные изменения погоды. Так появились многочисленные приметы — свидетели народной наблюдательности, сметливости, мудрости.
Погодные» приметы разнообразны. Одни подмечают поведение людей и животных, другие связаны с различными физическими явлениями, третьи — с религиозными верованиями.
Попытаемся объяснить некоторые из народных примет с точки зрения физических процессов, описываемых в них.
Атмосферный воздух – важнейший фактор существования живых организмов, так как он содержит необходимый для растений и животных кислород. В приземном слое воздуха содержится (по объему) 78,08% азота, 20,95% кислорода, 0,93% аргона, 0,03% углекислого газа; менее 0,01 % составляют гелий, неон, криптон, водород, ксенон, озон и радон, вместе взятые. Кроме этих газов в воздухе всегда содержатся водяные пары, количество которых в зависимости от температуры составляет 0,01-4% (по объему). Воздух и создает атмосферное давление. Он оказывает давление на поверхность Земли и все находящиеся на ней предметы и живые существа.
Давление воздуха на уровне моря при температуре 0°С соответствует давлению ртутного столба высотой 760 мм – эту величину и принято считать за нормальное барометрическое атмосферное давление. Колебания атмосферного давления обусловливают значительные изменения погоды.
Барометрическое давление тесно взаимосвязано с влажностью воздуха. Не случайно поэтому большинство простейших народных приборов – предсказателей погоды – основано на установлении колебаний влажности воздуха. Это обусловлено тем, что плотность водяных паров по отношению к плотности воздуха, принимаемой за единицу, равна 0,623. Поэтому влажный воздух легче сухого, а атмосферное давление в нем падает. Когда давление снижается, воздух становится более влажным, из водяных паров образуются облака и можно ожидать выпадение осадков.

Самодельные предсказатели погоды

Еловая ветка – барометр. Используя способность хвойных деревьев опускать свои ветви перед дождем и поднимать их перед ясной погодой, жители сибирской тайги издавна по состоянию кроны елей довольно точно определяют предстоящую погоду. Способность реагировать на изменение погоды сохраняется и у сухих еловых ветвей, что позволяет делать из них простейшие долго работающие барометры. Для этого берут 25-30-сантиметровый отрезок ствола молодой ели вместе с веткой длиной 30-35 см, очищают ее от коры и прикрепляют выпиленную часть ствола к какой-нибудь отвесной опоре (лучше к стене здания). Ветка должна находиться в таком состоянии, чтобы при опускании вниз ее свободного конца перед ненастьем и поднятии вверх при устойчивой ясной погоде она перемещалась параллельно стене-экрану, не задевая ее. Возле конца ветки-”стрелки” на стену прикрепляют фанерную, металлическую или пластмассовую шкалу с делением через 1 см. Спустя некоторое время, когда прибор покажет свои возможности, шкалу можно будет разметить на показатели: «ясно”, «переменно”, «дождь”, как и на обычном барометре-анероиде. Многолетние наблюдения показали, что при длине ветки 32 см амплитуда ее отклонений может достигать 11 см. Существенные изменения погоды это нехитрое приспособление предсказывает за 8-12 ч, иногда и за более длительный срок.

Гигрометр из семян с остью. У семян некоторых растений имеются ости, которые быстро и чутко реагируют на изменение влажности воздуха: при высокой влажности они распрямляются (раскручиваются), а в сухом воздухе закручиваются спиралью. Поэтому из них можно изготовить простейший, но чувствительный гигрометр. Для этого наиболее пригоден плодик с остью такого повсеместно распространенного на пашне однолетнего невысокого сорного растения, как аистник цикутный (рис. 13). Если в центре кружочка из картона диаметром 5-6 см проколоть иглой отверстие и закрепить в нем каплей клея нижний конец плодика (семя), то в сухую погоду его серпообразное острие будет отклоняться по окружности против хода часовой стрелки (влево), а при повышении влажности – обратно (вправо).

Диапозитив-гигрометр. Довольно точный предсказатель погоды можно изготовить из диапозитива. Для этого надо сфотографировать какой-нибудь летний ландшафт. Желательно, чтобы на негативе была изображена растительность с рекой или озером. Позитивный отпечаток следует сделать на фотопластинке. После проявления, фиксирования и промывки опускают диапозитив на 15 мин в 10%-й раствор азотнокислого кобальта и высушивают его не промывая. По сухой эмульсии изображенные на нем деревья, кустарники и траву закрашивают желтой акварельной краской, например гуммигутом. Окантовывают диапозитив и подвешивают между рамами окна. С приближением погожей сухой погоды небо и вода на прозрачном фотоснимке заголубеют, растительность станет зеленой. Но как только погода начнет ухудшаться, природа поблекнет: небо и вода посереют, а листья и стебли станут желтыми.

Барометр из бессмертников. Для предсказания погоды можно использовать и букет цветов. Если хорошо высушенные цветки бессмертников на стеблях обработать раствором из 200 г воды, 4 г глицерина и 30 г хлористого кобальта, букет сухоцветов перед ненастьем будет приобретать желтую окраску, а с наступлением ясной солнечной погоды цветки становятся ярко-зелеными.

Нередко в старину для предсказания погоды привязывали на шнурке зрелую еловую шишку или пучок куриных перьев: к ненастью чешуйки у шишки смыкались, а перья опускались.

Источник: http://guvk88.ucoz.com/news/fizika_i_narodnye_primety_o_pogode/2018-12-02-1289

Технологическая карта урока «Народные приметы.Осенние загадки»

Предмет:Начальные классы
Категория материала:Конспекты
Автор:Петрова Ольга Михайловна это Вы?
Тип материала:Документ Microsoft Word (docx)
Размер:19.32 Kb

Ф.И.О. Петрова Ольга Михайловна

Предмет : литературное чтение

Тип урока: Закрепление пройденного материала

Технологическая карта изучения темы

Народные приметы. Осенние загадки.

познакомить учащихся с народными приметами, с осенними загадками; отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, внимание; воспитывать бережное отношение к природе.

— Личностные УУД :Проявлять: — интерес к самостоятельному общению с книгой; -эмоционально—ценностное отношение к красоте осенней природы; -интерес и творческое отношение к созданию и оформлению полезного совета.

Осознавать важность образных выражений, посредством которых передаются чувства, эмоции, представления автора.

— Регулятивные УУД: -выполнять учебное действие по плану; — выполнять учебное действие в соответствии с целью; — Осуществлять самооценку при выполнении учебного задания.

— Коммуникативные УУД:- формулировать собственное мнение и и позицию; — строить понятные для партнера высказывания в рамках учебного диалога.

— Познавательные УУД: -определять тему, главную мысль текста и обосновывать своё мнение; — определять смысл народных примет и обосновывать своё мнение; использовать разные источники информации для выполнения задания

Предметные:- читать выразительно текст;- работать с художественным текстом по алгоритму;

Знать: — народные приметы , грибы ( съедобные и несъедобные )

Уметь :использовать приобретённые знания в повседневной жизни. Личностные: -уметь самостоятельно работать с книгой. Метапредметные : использовать приобретенные знания при составлении полезных советов «Как подготовиться к празднику «Осенний бал»

Жанр, рифма, поговорка ,примета ,олицетворение, загадка

Окружающий мир : тема «Осень», ИЗО : тема «Осенний пейзаж» , Технология : темы «Корзина с цветами» , «Семейка грибов на поляне»

Учебник, ч. 1 стр.32 – 33,карточки , презентация.

Учебник, ч. 1 стр.32 – 33

Фронтальная работа, индивидуальная работа

1. Общая готовность детей к уроку.

Он пойдет вам дети впрок.

Постарайтесь все понять

Ну и многое узнать.

-Посмотрите друг на друга, на гостей и подарите свои улыбки.

Реакция на учителя, гостей, внимание.

Проверка домашнего задания

2.Чтение рассказов составленных дома

-Прочитайте рассказы, которые вы составили дома.

Несколько человек читают свои рассказы

Отработка техники чтения

Работа по теме урока

2. Речевая разминка

3.Отработка техники чтения

5.Работа по теме урока

а) Знакомство с народными приметами

7. Продолжение работы по теме урока

-Вставьте пропущенные в стихотворении слова, научитесь читать его выразительно. Попробуйте выучить его за одну минуту.

Жёлтое солнце на землю … .

Жёлтый подсолнух за солнцем … .

Жёлтые груши на ветках … .

Жёлтые листья с деревьев … .

(Ответ: глядит, следит, висят, летят)

-Прочитайте стихотворение по слогам, а затем плавно, целыми словами (слайд№2)

-Какую тему мы продолжим изучать сегодня? (осеннюю)

— Какие произведения вы читали на прошлом уроке? (Произведения устного народного творчества, народные пословицы и поговорки)

-Расскажите, какие пословицы и поговорки вы приготовили к сегодняшнему уроку.

-Сегодня на уроке мы продолжим эту работу.

— Знаете ли вы народные приметы об осени? (Дети называют приметы, если знают)

— Откройте учебник на стр. 32.

— Прочитайте народные приметы. (дети читают и объясняют их смысл)

Народные приметы: (слайд № 3-6 )

Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.

Осенний иней – к сухой и солнечной погоде , к ведру , к теплу.

Белки делают большой запас орехов – жди холодной зимы.

В лесу много рябины – осень будет дождливая , мало – сухая.

Орехов много , грибов мало – зима будет снежная и суровая.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Домашняя птица прячет голову под крыло – к холоду.

Появились комары поздней осенью – к мягкой зиме.

Осенний дождь мелко сеется , да долго тянется .

Гром в сентябре предвещает теплую осень .

Раннее опадание листвы – к ранней зиме .

Птица на крышу садится – к непогоде.

Облака редкие – будет ясно и холодно.

Теплая осень – к долгой зиме.

-Какие слова были непонятны?

-Кто из вас может объяснить данное слово?

Пояснение непонятных слов

Работа над загадками (слайд № 8 )

— Прочитайте осенние загадки на стр.33 , отгадайте их (Ответы детей)

— Какие загадки осени знаете вы?

— Прочитайте самостоятельно загадки, приготовьтесь читать их вслух. (Дети читают загадки, отгадывают их)

— Он идет, а мы бежим,

Он догонит все равно !

В дом укрыться мы спешим ,

Будет к нам стучать в окно ,

И по крыше тук да тук !

Нет , не впустим милый друг ! (дождь)

Поет , да свищет . (ветер)

— Листья желтые летят ,

И под ноги просто так

Как ковер ложатся.

Что за желтый снегопад ?

Это просто …. (листопад)

— Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (сентябрь)

— Все мрачней лицо природы:

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? (октябрь)

— Осенью бывает много грибов. Знаете ли вы грибы? Отгадайте загадки Ольги Дружковой.

(Отгадки записываю на доске под картинками с изображением грибов )

Все рядком да рядом

Вокруг стола сели

Да шляпы надели . ( опята )

Под осиною ребятки

Бегают — играют в прятки,

Где один покажется –

Там и другой окажется ( подосиновики )

К речке напиться,

Где махнула хвостом –

В оранжевой юбчонке . ( лисичка)

Да белом пиджаке,

В шляпке ярко – красной,

Красивой да опасной,

Кто его с собой возьмет –

Тот и горюшка хлебнет . ( мухомор)

Шляпки на подкладке,

Скользкие да гладкие . ( маслята)

Грозный стройный пан,

Владыка всем грибам,

Ему не знакома грусть,

Его называют … (груздь)

С собой унес. (боровик)

Да никому не нужна. (поганка)

— На какие группы можно разделить грибы? (Съедобные и несъедобные) (слайд №21)

— Распределите наши грибы по нужным группам. Какие грибы еще можно добавить к ним?

Самоанализ деятельности на уроке: — У вас две две карточки: зелёная и жёлтая. Если вам понравился урок: это было полезно и интересно – покажите мне зелёную карточку. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите жёлтую карточку

Готовят артикуляционный аппарат к чтению.

Читают слова по слогам, целыми словами.

Воспроизводят информацию, полученную ранее.

Читают пословицы и поговорки, приготовленные дома

Формулируют учебную задачу вместе с учителем

Чтение текста в режиме жужжащего чтения.

Осознанно строят ответ на вопрос.

Высказывают предположение, раскрывают смысл слов.

Читают загадки, разгадывают.

Рефлексия собственной деятельности с помощью карточек

Продолжение работы по теме урока

Подведение итогов урока

9.Подведение итогов урока

— Что нового узнали на уроке?

-Какие названия съедобных грибов вы запомнили?

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

1.Нарисовать грибы, которых нет в учебнике, и подписать название. Можно также подобрать иллюстрации.

2. Подготовить народные приметы и загадки об осени. Приготовиться читать их в классе.

3. Принести сборник стихотворений и рассказов о природе.

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 11 Скачиваний: 28

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Источник: http://www.infouroki.net/tehnologicheskaya-karta-uroka-narodnye-primetyosennie-zagadki.html

Чувашские народные приметы о погоде — Inf. Чувашские поверья и приметы Приметы природы на чувашском языке

Старайся наблюдать различные приметы; Пастух и земледелец, в младенческие лета, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветер, и ясный день… А.С. Пушкин

Этапы реализации Исследовательский Практический Цель исследования: Собрать сохранившиеся в нашей местности приметы чувашского народа и создать брошюру «Çанталăка сăнама вĕренĕр»» для использования на уроках чувашского языка и КРК

Ожидаемые результаты: развитие познавательно-мыслительной активности формирование представлений об универсальной ценности родной природы, накопление знаний о растениях, птицах, насекомых, об их способности менять свое поведение в связи с предстоящей погодой, неживой природой — умение делать предположения о погоде при наблюдениях за природой на основе чувашских примет

Чувашские приметы могут помочь определить погоду своей местности. Выполнение различных видов упражнений помогут закрепить народные приметы и учат наблюдать за природными явлениями. С этой целью мы решили создать брошюру «Çанталăка сăнама вĕренĕр» для использования на уроках. Актуальность проблемы

Т=ман ум\н: Ула кураксемпе чанасем пÿрт-çурт тавра пух=наçç\. +сансем çÿлл\ хур=нсем çинчен ч=тл=ха в\çсе каяççĕ. Сив\тес ум\н: Кушак к=мака çумне т\рш\нет. Çерçисем й=вине мам=к й=таççĕ. Пакшасем х=в=ла пытанаççĕ те ш=т=кне пит\реççĕ.

«Растения-барометры» («Ÿсен-т=рансем – барометрсем») Если цветы календулы закрыты в бутон — будет дождь. Если уродилось много рябины- зима будет холодной. Листья осины лежат на земле кверху лицевой поверхностью — зима будет холодной, изнанкой- теплой, а если и той и другой- умеренной.

«Птицы-метеорологи» (Кай=ксем–метеорологсем») Если воробьи заходят в лужу — будет дождь. Синичка пищит с раннего утра — жди мороза. Ворона кричит зимой — будет метель; летом — к дождю. Сова кричит — жди похолодания. Воробьи в пыли барахтаются — к дождю. Ласточки летают низко – к дождю.

«Насекомые-предсказатели погоды» («Хурт-к=пшанк=сем – çантал=ка п\лтерекенсем») Муравьи прячутся в муравейнике — в ближайшее время будет ливень. Паук неподвижно замер в центре паутины — жди в ближайшее время ненастья. Паук прячется в угол паутины — будет дождь. Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой — далеко в поле. Мухи кусаются — к дождю.

«Прогноз по неживой природе» («Ч\р\ мар ёут ёантал=к ёум=ра систерет») Облака идут низко — будет дождь. Облака идут против ветра — будет снег. Если солнце сразу после восхода уходит за тучи — будет дождь. Отсутствие росы в тихую светлую ночь предвещает ненастье. Чем обильней роса, тем жарче будет день.

«Животные-синоптики»(«Ч\р чунсем–синоптисем») Если кошка царапает ножку стола или стула — к ненастью, дождю. Кошка жмется к печке – к холоду. Белки прячутся в дупло и закрывают отверстие – к холоду. Лошадь часто скребет ногами – к дождю Свинья солому таскает – к буре.

Дым поднимается в небо столбом – к морозу. Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу. Цветет калина – можно сажать огурцы. Листьев на березе еще мало – не бойся сеять. В доме свистеть нельзя – не будет денег. Если месяц всходит прямо, погода будет ясной, если рожками вверх, погода будет ненастной. Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

Первая группа «В доме свистеть нельзя – не будет денег». «Если услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову — так можно вырасти большим и сильным». Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу. Народные приметы различны и по происхождению, и по достоверности.

Третья группа Дым поднимается в небо столбом – к морозу. М=рьерен т\т\м çÿлелле х=парать – сивве. Собака валяется на снегу – к ненастью. Йыт= юр çинче й=валанать – çил-т=в=ла. К=макара вут= шартлатать – сивве.

Прогноз погоды на основе примет чувашского народа

— и зучение чувашских народных примет в учебниках чувашского языка для русской школы;

П риметы жителей г. Канаш и Канашского района (д. Сугайкасы);

К раткосрочные прогнозы погоды.

Старайся наблюдать различные приметы;

Пастух и земледелец, в младенческие лета,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветер, и ясный день…

Краткая аннотация проекта

Человек – дитя природы. Издавна человек не только созерцал природу, но и всегда стремился познать ее. Благодаря тысячевековому упорному и систематическому наблюдению за природой накоплены народные приметы для предсказания погоды. Они заботливо передавались из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Изучение богатого опыта народных наблюдений поможет развитию кругозора учащихся.

Изучение и предсказание пого­ ды в каждом районе тесно связано с частой изменчивостью погоды в горах. Многие местные признаки погоды выражены в на­ родных поговорках о погоде. Поэтому мы решили провести исследовательскую работу, связанную с предсказанием погоды по местным народным признакам. Мы изучили много примет о по­ годе, систематически проверяли их экспериментально. Проект может быть использован в рамках учебного процесса на уроках чувашского языка и культуры родного края.

Цель исследования : Собрать сохранившиеся в нашей местности приметы чувашского народа и создать брошюру « Ёантал=ка с=нама в\рен\р» » для использования на уроках чувашского языка и КРК

Изучить чувашские народные приметы в учебниках чувашского языка для русскоязычных школ

Расспросить старожилов г. Канаш и Канашского района о приметах погоды нашей местности и классифицировать их по разделам

Изучить изменения климата в нашем городе за 2010 год и сделать вывод о том, как работают приметы погоды в современных условиях

Актуальность проблемы

Народные приметы о погоде — сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды. Народные приметы уходят своими корнями в далёкое, языческое прошлое. Людям приходилось уметь ориентироваться в погодных явлениях затем, чтобы вовремя собрать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы. Сейчас мы пользуемся метеостанциями, но наши предки пользовались приметами. Но даже сейчас некоторые метеорологи признают ценность народных примет.

В учебниках чувашского слова для русскоязычных школ имеются чувашские народные приметы. Использование их на уроках развивает познавательно-мыслительную деятельность, воспитывает любовь к природе родного края и уважения к традициям чувашского народа. Но чувашских народных примет в учебниках чувашского слова очень мало и они не классифицированы по темам, не связаны с темой учебного материала, в течение учебного года они встречаются лишь один раз. Кроме этого задания к данным приметам одинаковые: прочитать и переводить. Таким образом, учащиеся их не могут запомнить и использовать их в жизни. Чувашские приметы могут помочь определить погоду своей местности. Выполнение различных видов упражнений помогут закрепить народные приметы и учат наблюдать за природными явлениями. С этой целью мы решили создать брошюру « Ёантал=ка с=нама в\рен\р » для использования на уроках.

Ожидаемые результаты:

Развитие познавательно-мыслительной активности

Формирование представлений об универсальной ценности родной природы, накопление знаний о растениях, птицах, насекомых, об их способности менять свое поведение в связи с предстоящей погодой, неживой природой

Умение делать предположения о погоде при наблюдениях за природой на основе чувашских примет

Изучение чувашских народных примет в учебниках чувашского языка для русской школы.

Мы выписали из этих учебников приметы чувашского народа, но их очень мало.

Н. Н. Чернова, В. И. Игнатьева. Ч=ваш с=мах\, 4-м=ш класс:

Х\л т=манл= пулсан, ёу ёум= рл= пулать.

И. А. Андреев, Р. И. Гурьева. Ч=ваш с=мах\, 5-м\ш класс:

Ула кураксемпе чанасем пърт-ёурт тавра пух=наёё\.

Сансем ёълл\ хур=нсем ёинчен ч=тл=ха в\ёсе каяёё\.

Кушак к=мака ёумне т\рш\нет.

Ёерёисем й=вине мам=к й=таёё\.

Пакшасем х=в=ла пытанаёё\ те ш=т=кне пит\реёё\.

И. А. Андреев, Р. И. Гурьева. Ч=ваш с=мах\, 6-м\ш класс:

Ёилс\р-м=нс\р в=л шавлать.

Килелле часрах васкар –

В=йл= ёум=р инёех мар.

К=л=к ч=ххи кускалать,

Ёунат айне пуётарать, —

Хура п\л\т ёывхарать.

К=л=к ч=ххи к=т-к=т-к=т!

Ёум=р п\рчи п=т-п=т-п=т!

П\л\те х\вел ларать

М=р кун ыран пулать,

Кун ыран уяр пулать.

Ёум=р хыёё=н асамат к\пер\ кур=нсан ыран ёантал=к уяр пулать.

Ёум=р ум\н пул= к\мест.

Каёхине х\вел п\л\те анса ларсан ыран ёантал=к ёум=рл=, =м=р пулать.

О. И. Печников, М. Н. Печникова. Ч=ваш с=мах\, 8-м\ш класс:

П\л\тсем ёиле хир\ё шусан – юр ё=вать.

Сив\ре х\вел п\л\тс\р анса ларсан сив\ кунсем татах пулаёё\.

К=макара вут= шартлатсан – ёантал=к сив\тет.

Х=ш енче ё=лт=рсем пит\ ёут=, ёав енчен ёил пулать.

Ё=лт=рсем сайра пулсан ёум=р пулать.

Каёпа ё= л т=р нумай пулсан уяртать, сив\тет; сахал пулсан — =ш=тать.

Ир пуёланн= ёум=р каёчен пырать.

Примечание: В данном списке приметы не классифицированы. Можно было их разделить на группы:

«Растения-барометры» («Ъсен-т=рансем – барометрсем»)

«Птицы-метеорологи» (Кай=ксем – метеорологсем»)

«Насекомые-предсказатели погоды» («Хурт-к=пшанк=сем – ёантал=ка п\лтерекенсем»)

« Прогноз по неживой природе»(«Ч\р\ мар ёут ёантал=к ёум=ра систерет»)

«Животные-синоптики» («Ч\р чунсем – синоптисем»)

Приметы жителей г. Канаш и Канашского района (д. Сугайкасы)

Приметы занимали огромное место в жизни чуваш и имеют определенное значение и сегодня. Приметы еще живут, но многое поменялось местами: на смену примет о погоде пришел прогноз погоды, а многие поверья были опровергнуты самим человеком, его открытиями и научными достижениями. Но люди по-прежнему уверенно предсказывают изменения в погоде, например, зимние морозы предсказывают по поднимающемуся дыму из труб:

Дым поднимается в небо столбом – к морозу.

М=рьерен т\т\м ёълелле х=парать – сивве.

Зимнюю непогоду по плохому разгоранию дров в печи или по поведению домашних животных:
Собака валяется на снегу – к ненастью.

Йыт = юр ёинче й=валанать – ёил-т=в=ла.

К=макара вут= шартлатать – сивве.

Как правило, эти приметы оказываются надежными и проверенными. Как раньше, люди доверяют приметам, связанным с дорогой, со сновидениями, с состоянием погоды в определенные дни, связывая это с весенне-полевыми работами:

Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу .

Цветет калина – можно сажать огурцы .

Листьев на березе еще мало – не бойся сеять .

Существует огромное количество примет, связанных с благополучием, здоровьем и т.д. которым до сих пор доверяют. Даже сейчас можно услышать, как ребят в шутку посылают побегать под теплым моросящим дождиком:
Во время дождя нужно ходить с непокрытой головой: говорят, вырастешь большим!

Или как старики советуют кататься по земле во время первого грома:
Если услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову — так можно вырасти большим и сильным.

В домах не разрешается свистеть, иначе не будет денег:
В доме свистеть нельзя – не будет денег.

Также есть приметы, связанные с различными праздниками, с погодой в эти дни:
Если на Ильин день идет дождь, осень будет дождливой.

Некоторые приметы связаны с луной, ее положением и состоянием:
Если месяц всходит прямо, погода будет ясной, если рожками вверх, погода будет ненастной.

Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

Народные приметы различны и по происхождению, и по достоверности. Их можно раз­ делить на несколько групп.

Первая группа примет в значительной степени связана с суеве­ риями и религиозными предрассудками. Эти народные приметы и поговорки не представляют научной ценности для предсказания погоды.

Вторая группа примет не связана непосредственно с суе­ вериями, но также не представляет ценности для предсказания погоды. Многие из них противоречат здравому смыслу, например: «Если убить лягушку, будет дождь».

К третьей группе относятся приметы, основанные на многове­ ковом народном опыте. В этих приметах отражены результаты бесчисленных наблюдений за погодой, накопленные и передавае­ мые из поколения в поколение.

Краткосрочные прогнозы погоды

Во время проведения исследовательской работы мы изучали и наблюдали местные народные признаки погоды . Для предсказания погоды по местным народным признакам необходимы два условия: во-первых, внимательно наблюдать за погодой, и, во-вторых, понимать движения и изменения, происхо­ дящие в атмосфере, которые ведут к перемене погоды.

Сегодня мы наблюдали за птицами – прилетели грачи.

Примета : Если грачи прилетели рано – жди затяжной весны.

Примета : Увидел грача — через месяц весна придет.

Сегодня на прогулке привлекли вороны. Их было очень много, они летали стаями, сильно каркали.

Сегодня мы наблюдали за воробьями. Нас насмешил один воробушек, который залез в лужу и увлеченно стал прихорашиваться: клювом чистил перышки, крылышки расправлял с таким усердием, как будто хотел зачерпнуть ими воду.

Примета : Если воробьи заходят в лужу — будет дождь.

Сегодня наблюдали за цветами мать-и-мачехой. На солнечной стороне живописная лужайка с ярко-желтыми цветочками-солнышками. Бутоны полностью раскрыты с утра. Это предвещает ясную, теплую погоду.

Примета : Если бутоны мать-и-мачехи, одуванчика с утра раскрыты — к сухой ясной погоде, дождя не будет.

Мы дома наблюдали за домашними питомцами и заметили, что кошка царапает ножку стула.

Наблюдали за цветами календулы. Утром цветы были закрыты в бутон, значит, сегодня будет пасмурно, дождливо.

Осень набрала обороты, окружающая нас природа подготовилась к зиме. А какая зима ожидает нас в этом году? Мы наблюдали за деревьями, за опавшими листьями. Есть очень хорошие народные приметы, по которым можно предположить какая будет зима? Во время наблюдений мы заметили, что листья осины лежали на земле кверху изнанкой и лицевой стороной.

Мы на прогулке наблюдали за паутиной. Она летала низко, попадала в лицо, значит, погода изменится, будет дождь.

Примета: Если паутины летают высоко — будет ясная погода, если низко — к дождю, ухудшению погоды.

Мы наблюдали и за рябинкой. Этой осенью на рябине много ягод

На прогулке наблюдали за облаками. Ветер гонит их в разных направлениях и они плывут низко. Это признак ухудшения погоды.

Вот уже несколько дней мы наблюдаем ночное небо без звезд, что не обещает нам холодов. А весело чирикающие воробьи предвещают нам хорошую погоду. Так что мы еще несколько дней можем насладиться теплой, мягкой погодой .

Наблюдали за солнцем. От солнца лучи идут вниз, значит, будет холодная, ясная погода.

На прогулке наблюдали за птицами. Их много слетелось на кормушки. Это тоже примета ухудшения погоды, к снегопаду.

Сегодня наблюдали за птицами, прилетающими к нашему дому: вороны, голуби, синицы, воробьи. Их больше-больше на кормушках; не боясь людей, они клюют семечки, крупу, крошки. Мы заметили: много птиц прилетает в птичью столовую перед ненастьем, ухудшением погоды. Можно также предположить, что выпадет снег.

Вывод: Исходя из этих наблюдений можно сделать прогноз погоды на ближайшие 2-3 дня. В результате исследования было выяснено, что не все приметы погоды сбываются.

Почему народные приметы о погоде могут не сбываться? По одной из версий, когда создавались народные приметы, был совсем другой климат. Зимы были более холодные, лето не такое жаркое, то есть они создавались совсем для других времён, а точнее для других климатических эпох. Часть примет достоверна и в сегодняшние дни, они объясняются с научной точки зрения. В основном это касается примет, содержащих краткосрочный прогноз. Желательно опираться на несколько примет, прежде чем составить окончательный прогноз погоды.

Практический этап

Были собраны многие приметы погоды, классифицированы. (Приложение 1)

В ходе исследования нами попутно были составлены разные виды упражнений для закрепления и запоминания учащимися чувашских народных примет о природных явлениях, их можно использовать на уроках чувашского языка и КРК в 3-9 классах.

Х\вел тух=ё х\релет,

Пакшасем х=в=ла пытанаёё\,

Кирл\ с=махсем: х=раёё\, к\теёё\, п=с=лать.

2. Кроссвордпа \ёлесси

1. … ум\н пул= к\мест.

2. … вут= шартлатсан – ёантал=к сив\тет.

3. Каш та каш … кашлать, ёум=ра в=л п\лтерет.

4. … нумай пулсан уяр пулать.

5. Сив\тес ум\н … х=в=ла пытанаёё\.

6. Каёхине … п\л\те ларсан ыран ёум=р пулать.

7. … сав=н=ёл= юрлаёё\ — уяр, лай=х ёантал=ка.

8. … к=мака ёумне т\рш\нсен сив\тет.

М\нле с=махсем пытанн=?

Пуёватм=ш (сехет й\ппи ёавр=нн= май вул=р). Аст=в=р: миёе клетка урл= сиктерсе каймаллине п\лес пулать.

Ку
рано
+ н\ —

ё + + + нн + + = + ать

Пан= п\лтер\шсене калавра ус= кур=р.

Йыт= ё\р ёинче й=валанать, часах ёум=р пулать.

Кушак к=мака ёумне т\рш\нет — сив\ пулать.

Тъпере ё=лт=рсем й=лк=шаёё\ — ыран уяр пулать.

М\нле с=махсем сиксе юлн=?

Х=ш енче … пит\ ёут=, ёав енчен ёил пулать.

Ё=лт=рсем сайра пулсан … пулать.

Ёум=р хыёё=н асамат к\пер\ кур=нсан ыран ёантал=к … пулать.

… к=мака ёумне т\рш\нет – сивве.

… ч\пписене ёунат айне пуётарать – ёум=ра.

Кам нумайл= хисепри глаголсене ытларах тупать?

Календула чечек\сем уё=лмаёё\, в\сем ёум=ра п\лтереёё\.

Х\лле ула курак кранклатать – ёил-т=в=ла, ёулла – ёум=ра.

Ч\кеёсем аялта в\ёеёё\ — ёум=ра

Ч=хсем ч\пписене ёунат айне пуётараёё\ – ёум=ра.

Ёилс\рех в=рман кашлать – ёум=ра.

П\л\тсем аялта ш=ваёё\ — ёум=ра.

Пурл= форм=ри глаголсене ёукл= форм=ра ларт=р.

Ш=насем иртенпе с\рлеёё\ — лай=х ёантал=ка.

П\л\т ёиле хир\ё ш=вать – юр ё=васса.

М=рьер\н т\т\м ёълелле каять – сивве.

Ёум=р вит\р х\вел п=хать – татах ёум=р пулать.

Ч\р чунсен яч\сене туп=р, в\сем ёинчен каласа пар=р.

Йыт= юр ёинче й=валанать – ёил-т=мана.

Кушак к=мака ёумне т\рш\нет – сивве.

Пакша х=в=ла пытанать, ш=т=кне пит\рет – сивве.

Лаша час — часах урисемпе ч=рмалать – ёум=ра.

Сысна й=вине ул=м й=тать – й\пе-сапана.

К=нт=рла шапасем кваклатаёё\, ёыран х\рринче сикеёё\ — ёум=ра.

Каш та каш в=рман кашлать, ёилс\р – м\нс\р в=л кашлать.

Кушак к=мака ёумне т\рш\нет.

Кушак с\тел урине ч=рмалать.

Ч\кеёсем аялта в\ёеёё\.

Палан чечеке ларн=.

Хур=н ёулёисем сар=лн=.

Ёум=р к=нт=рларан ёума пуёлар\.

13. Кай=к яч\сене туп=р. Х=ш\ ытлашши? М\нш\н?

Ёерёисем кълленч\кре ё=в=наёё\ — ёум=ра.

К=с=я иртенпе юрлать – сивве.

Т=мана к=шк=рать – сивве.

Ч\кеёсем аялта в\ёеёё\ — ёум=ра.

Ёерёисем й=висене мам=к й=таёё\ — сивве.

14. Ёултал=к в=х=ч\сене туп=р та в\сем ёинчен калав т=в=р.

Х\лле х\вел пай=ркисем ёълелле – ёил-т=манна, аялалла –сивве.

Ула курак х\лле кранклатать – ёил-т=манна, ёулла – ёум=ра.

Кураксем ир в\ёсе килсен ёуркунне =ш= пулать.

К\ркунне пилеш\н ёырлисем нумай пулсан – х\л сив\ пулать.

15. Калава малалла т=с=р.

Ёулла эпир асаннепе в=рмана кайр=м=р. П\р уёланк=ра ёырла нумай пуётарт=м=р. Сасарт=к варман ёилс\р-м\нс\р кашлама пуёлар\ . . .

16. П\ррелл\ хисепрен нумайл= хисеп т=в=р.

Ама хупах\н чечек\ хуп=нн=, в=л ёум=ра п\лтерет.

Курак ир в\ёсе килн\ — ёуркунне =ш= пулать.

К=тк= й=вана пытанать – ёум=ра.

К=макара вут= шартлатать – сивве.

Ч\кеё аялта в\ёет – ёум=ра.

В результате исследования было выяснено, что не все приметы погоды сбываются. Часть примет достоверна и в сегодняшние дни, они объясняются с научной точки зрения. В основном это касается примет, содержащих краткосрочный прогноз. Однако многие оправдываемые в давние времена (более 200-300 лет назад) приметы в наши годы устаревают в связи с изменениями климата.

Были собраны многие приметы погоды, классифицированы по группам. В ходе исследования нами была составлена брошюра « Ёантал=ка с=нама в\рен\р» » для использования на уроках чувашского языка и КРК. Чувашские приметы могут помочь определить погоду своей местности. Они передаются от отцов и матерей к детям, помогают осмыслить и познавать окружающий мир и верить в волшебство, существующее в природе.

Библиографический список

Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. — Ч., 2004.

Смоленский А. В. Чувашские приметы о погоде и ее влияние на хозяйство. – Казань,1894.

Чувашское устное народное творчество. Том

«Растения-барометры»

Одуванчик плотно сжимает свою пушистую шляпу — к ненастью.

Листочки клевера перед дождем выпрямляются.

Если бутоны мать-и-мачехи, одуванчика с утра раскрыты — к сухой ясной погоде, дождя не будет.

Если цветы календулы закрыты в бутон — будет дождь.

Если уродилось много рябины- зима будет холодной.

Листья осины лежат на земле кверху лицевой поверхностью — зима будет холодной, изнанкой- теплой, а если и той и другой- умеренной.

Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

Лес шумит без ветра — к неустойчивой погоде.

Черемуха цветет — жди холода.

Весной с березы течет много сока — лето будет дождливое.

«Птицы-метеорологи»

Если воробьи заходят в лужу — будет дождь.

Синичка пищит с раннего утра — жди мороза.

Ворона кричит зимой — будет метель; летом — к дождю.

Сова кричит — жди похолодания.

Воробьи в пыли барахтаются — к дождю.

Ласточки летают низко – к дождю.

Если вороны летают стаями, каркают — будет сухая ясная погода.

Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.

Куры рано садятся на насест — к морозу.

Воробьи таскают в гнезда пух – к холоду.

«Насекомые-предсказатели погоды»

Муравьи прячутся в муравейнике — в ближайшее время будет ливень.

Паук неподвижно замер в центре паутины — жди в ближайшее время ненастья

Паук прячется в угол паутины — будет дождь.

Если будет хорошая погода — мухи летают и жужжат с раннего утра.

Если мухи замерли и затаились — в ближайшее время будет сильный дождь.

Мошки особенно сильно лезут в лицо — жди дождя.

В муравейнике открыты ходы и видно муравьи бодро двигаются — к хорошей погоде

Если комары и мошки вьются столбом, будет хорошая погода.

Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой — далеко в поле.

Мухи кусаются — к дождю.

«Прогноз по неживой природе»

Облака идут низко — будет дождь.

Облака идут против ветра — будет снег.

Если солнце сразу после восхода уходит за тучи — будет дождь.

Отсутствие росы в тихую светлую ночь предвещает ненастье.

Чем обильней роса, тем жарче будет день.

Туман стелется по воде — к хорошей погоде.

Туман поднимается от воды вверх — к дождю.

Туман исчезает после восхода солнца без ветра — к хорошей погоде.

Если звезды сильно мерцают ночью — к ясной погоде, тусклые — к переменной погоде.

Ночью был иней — днем снегопада не будет.

Дым из трубы столбом — к морозу, дым из трубы коромыслом — к теплу.

Если зимой от солнца идут лучи вверх — к вьюге, вниз — к холоду.

Ветер гонит их в разных направлениях, и они плывут низко. Это признак ухудшения погоды.

Дождь пошел с обеда, затянется на сутки.

Дождь идет сквозь солнца следом опять дождь.

Если зимой от солнца идут лучи вверх — к вьюге, вниз — к холоду.

Без ветра лес сильно шумит – к дождю.

При восходе солнца (лишь только рассветает) заря очень красная – к дождю.

Солнце садится в тучу – к дождю.

Перистые облака вечером — к перемене погоды.

Ярко-красный закат — к ветреной погоде.

Роса выпала — дождя не жди.

Весь день солнце сильно печет — вечером жди дождя.

Зимой звезды мерцают — к морозу.

«Животные-синоптики»

Дневное сильное кваканье лягушек, прыгающих, на берегу водоема — к ненастью.

Если кошка царапает ножку стола или стула — к ненастью, дождю.

Кошка жмется к печке – к холоду.

Белки прячутся в дупло и закрывают отверстие – к холоду.

Лошадь часто скребет ногами – к дождю

Свинья солому таскает – к буре.

Собака валяется – к ненастью, траву ест – к дождю.

Курица на одной ноге стоит – к стуже.

Наседка сажает под себя цыплят – к ненастью.

Старайся наблюдать различные приметы; Пастух и земледелец, в младенческие лета, Взглянув на небеса, на западную тень, Умеют уж предречь и ветер, и ясный день… А.С. Пушкин

Этапы реализации Исследовательский Практический Цель исследования: Собрать сохранившиеся в нашей местности приметы чувашского народаи создать брошюру «Çанталăка сăнама вĕренĕр»» для использования на уроках чувашского языка и КРК

Ожидаемые результаты: развитие познавательно-мыслительной активности формирование представлений об универсальной ценности родной природы, накопление знаний о растениях, птицах, насекомых, об их способности менять свое поведение в связи с предстоящей погодой, неживой природой — умение делать предположения о погоде при наблюдениях за природой на основе чувашских примет

Чувашские приметы могут помочь определить погоду своей местности. Выполнение различных видов упражнений помогут закрепить народные приметы и учат наблюдать за природными явлениями. С этой целью мы решили создать брошюру «Çанталăка сăнама вĕренĕр» для использования на уроках. Актуальность проблемы

Х\л т=манл= пулсан, çу çум=рл= пулать.

Т=ман ум\н: Ула кураксемпе чанасем пÿрт-çурт тавра пух=наçç\. +сансем çÿлл\ хур=нсем çинчен ч=тл=ха в\çсе каяççĕ. Сив\тес ум\н: Кушак к=мака çумне т\рш\нет. Çерçисем й=вине мам=к й=таççĕ. Пакшасем х=в=ла пытанаççĕ те ш=т=кне пит\реççĕ.

«Растения-барометры» («Ÿсен-т=рансем – барометрсем») Если цветы календулы закрыты в бутон — будет дождь. Если уродилось много рябины- зима будет холодной. Листья осины лежат на земле кверху лицевой поверхностью — зима будет холодной, изнанкой- теплой, а если и той и другой- умеренной.

«Птицы-метеорологи» (Кай=ксем–метеорологсем») Если воробьи заходят в лужу — будет дождь. Синичка пищит с раннего утра — жди мороза. Ворона кричит зимой — будет метель; летом — к дождю. Сова кричит — жди похолодания. Воробьи в пыли барахтаются — к дождю. Ласточки летают низко – к дождю.

«Насекомые-предсказатели погоды» («Хурт-к=пшанк=сем – çантал=ка п\лтерекенсем») Муравьи прячутся в муравейнике — в ближайшее время будет ливень. Паук неподвижно замер в центре паутины — жди в ближайшее время ненастья. Паук прячется в угол паутины — будет дождь. Перед дождем пчелы летают вблизи улья, а перед хорошей погодой — далеко в поле. Мухи кусаются — к дождю.

«Прогноз по неживой природе» («Ч\р\ мар ёут ёантал=к ёум=ра систерет») Облака идут низко — будет дождь. Облака идут против ветра — будет снег. Если солнце сразу после восхода уходит за тучи — будет дождь. Отсутствие росы в тихую светлую ночь предвещает ненастье. Чем обильней роса, тем жарче будет день.

«Животные-синоптики»(«Ч\р чунсем–синоптисем») Если кошка царапает ножку стола или стула — к ненастью, дождю. Кошка жмется к печке – к холоду. Белки прячутся в дупло и закрывают отверстие – к холоду. Лошадь часто скребет ногами – к дождю Свинья солому таскает – к буре.

Дым поднимается в небо столбом – к морозу. Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу. Цветет калина – можно сажать огурцы. Листьев на березе еще мало – не бойся сеять. В доме свистеть нельзя – не будет денег. Если месяц всходит прямо, погода будет ясной, если рожками вверх, погода будет ненастной. Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

Первая группа «В доме свистеть нельзя – не будет денег». «Если услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову — так можно вырасти большим и сильным». Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу. Народные приметы различны и по происхождению, и по достоверности.

Вторая группа «Если убить лягушку, будет дождь».

Третья группа Дым поднимается в небо столбом – к морозу. М=рьерен т\т\м çÿлелле х=парать – сивве. Собака валяется на снегу – к ненастью. Йыт= юр çинче й=валанать – çил-т=в=ла. К=макара вут= шартлатать – сивве.

Краткосрочные прогнозы погоды Для предсказания погоды по местным народным признакам необходимы два условия: во-первых, внимательно наблюдать за погодой; во-вторых, понимать движения и изменения, происходящие в атмосфере, которые ведут к перемене погоды.

В результате исследования было выяснено, что не все приметы погоды сбываются. Часть примет достоверна и в сегодняшние дни, они объясняются с научной точки зрения. В основном это касается примет, содержащих краткосрочный прогноз.

В ходе исследования нами была составлена брошюра «Çанталăка сăнама вĕренĕр»» для использования на уроках чувашского языка и КРК. Ёантал=ка с=нама в\рен\р

Источник: http://amorlatinoamericano.ru/weapons/chuvashskie-narodnye-primety-o-pogode—inf-chuvashskie-poverya-i.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *