Глубинная психология — психоанализ как основа глубинной психологии

03.11.2018

К социокультурным формам неполноценности относятся возрастные, половые, социальные, моральные и другие.

Глубинная психология. Психоанализ

Тема 11.

Зигмунд Фрейд (1856-1939)(Рис.70)

психоанализ как основа глубинной психологии

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896году , а в 1897 он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни.

Толчком к исследованию бессознательного и его роли явились исследования в клинике Шарко, а также на его исследования повлияли исследования Брейера.

Взгляды Фрейда можно разделить на 3 области:

· метод лечения функциональных психических заболеваний;

Основные произведения: «Толкование сновидений» (1900), «психопатология обыденной жизни» (1904), «я и оно» (1923).

Развитие психики есть приспособление, адаптация к окружающей враждебной среде.

Движущими силами психического развития служат врожденные и бессознательные влечения. С точки зрения психоанализа основой психического развития является не интеллектуальная сфера, а эмоции и мотивы человека.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев – сознательного, предсознательного и бессознательного.

Фрейд считал, что существует 2 основных врожденных бессознательных влечения – инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (тонатос), которые находятся в онтогонестических отношениях между собой, создавая основу для фундаментального биологического внутреннего конфликта.

Инстинкт жизни включает в себя голод, жажду, секс и направлены на самосохранения особи и выживания вида.

Инстинкт смерти – это разрушительные силы, которые могут быть направлены как вовнутрь (мазохизм или самоубийство), так и вовне (ненависть, агрессия).

Либидо – форма психической энергии, побуждающая человека стремиться к действиям и мыслям, доставляющим наслаждение.

С точки зрения Фрейда врожденные влечения представляют собой каналы, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Именно поэтому фрустрация влечения приводит к неврозу, так как при этом невозможна разрядка.

На основании данных положений разрабатывалась идея катарсического очищения (разрядки) в сеансе психоанализа и идея трансфера (перенос, обмен энергии между пациентом и психоаналитиком).

В бессознательном слое располагается одна из структур личности – id («оно») – энергическая основа психического развития, так как в ней располагаются врожденные бессознательные влечения, стремящиеся к своему удовольствию, к разрядке.

Ego — по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании.

Super-ego – неврожденная структура. Механизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием супер-эго.

В процессе идентификации у детей формируется также эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек).

Защитные механизмы:

Поддержание своего психологического здоровья, положительной самооценки человек вырабатывает механизмы психологической защиты, которые помогают предотвратить или смягчить конфликт между id и super ego.

· Вытеснение – самый не эффективный механизм, так как при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности.

· Отрицание наличия внешней угрозы

· Замещение – переключение с одного объекта недоступного на другой более доступный.

· Проекция – вызывающий тревогу импульс приписывается другому

· Рационализация– связана со стремлением супер-эго хоть как-то проконтролировать создавшуюся ситуацию, придав ей добропорядочный вид

· Регрессия – представляет собой более примитивный способ реализации стремлений, выходя из конфликтной ситуации

· Подавление – отрицание существования какого-либо фактора или события вызывающего тревогу.

· Сублимация– механизм трансформации энергии сексуальных или агрессивных влечений в социально-одобряемые формы деятельности

· Метод свободных ассоциаций

· Метод толкования сновидений

· Метод толкования оговорок

Фрейд выделил 5 основных стадий формирования структуры личности.

Травмы, полученные при общении с родителями в первые годы жизни, являются причиной психических и социальных отклонений в поведении, которые могут проявляться позднее во взрослой жизни.

Впервые в круг психологического изучения Фрейд ввел бессознательную психику и ее влияние на поведение человека.

Подчеркнул значение семейного опыта в процессе социализации человека.

Акцентировал внимание на роли сексуальной жизни человека. Сыграл ключевую роль в современной психотерапии, разработав понятия психологической защиты, катарсиса, трансфера.

Альфред Адлер (1870 — 1937)(Рис.71)

психоанализ как основа глубинной психологии

Австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии, один из основоположников современной психотерапии.

Адлер «развернул» психоанализ в сторону социально-педагогической проблематики. Утверждал, что между сознанием и бессознательным существует не причинно-следственная связь, а смысловая.

Адлеровскую психологию называют «эго-психологией», так как он подчеркнул место сознательного Я в структуре личности.

Терапия – продолжение воспитания в случае уклонения человека на ошибочный путь.

Считал, что отношения между пациентом и психоаналитиком должны строиться на принципах доверия, равноправия и дружеского участия, что являлось подходящей основой для лечения неврозов.

Невозможно предлагать общие правила, схемы лечения, так как каждый случай индивидуален.

Ввел понятия комплекс неполноценности, социальный интерес, комплекс превосходства.

Комплекс неполноценности есть нормальное естественное для человека чувство. Причиной неполноценности является неполноценности отдельных органов стимулирующих стремление к компенсации в рамках одной функции.

К социокультурным формам неполноценности относятся возрастные, половые, социальные, моральные и другие.

Возраст – главный и универсальный источник неполноценности, ориентированный на богатство, бедности, власть, безвластие и т.д.

Компенсаторный комплекс превосходства – стремление к превосходству, власти на основе социального чувства, которое вызывает интерес к другим людям, общественным событиям.

Адлера интересует случай «псевдокмпенсации» — стремление в превосходству не находит применения и вызывает конфликты с окружающими.

Адлер выделяет причины невротической компенсации следующие:

· Врожденное несовершенство органов

Социальность – естественная форма жизни человека, сотрудничество с другими людьми.

Социальное чувство – инстинктивная способность видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого.

Цель индивидуальной психологии – восстановить внутреннее психическое равновесия и усилить сознательное «Я».

Задача: активизация познающих, критических и конструктивных сил разума.

Проблемы человеческой природы (1929)

Практика и теория индивидуальной психологии (1920)

Наука жизни (1928)

Стиль жизни (1930)

Социальные интересы: вызов человечеству (1938)

Карен Хорни (1885-1952)(Рис.72)

психоанализ как основа глубинной психологии

С 1919 года Хорни начала собственную практику на основе психоанализа.

Работы посвящены психологии женской психики, в не выведение ее из мужской.

1937г – «невротическая личность нашего времени» посвящена анализу роли социальных факторов в возникновении неврозов.

Психическую деятельность человека невозможно адекватно объяснить его биологической природой. Она выступала за социологическую ориентацию психоанализа.

Рассматривая невротические реакции Хорни соотнесла с раскрытием духовных ценностей западной цивилизации, характеризующуюся проявлением индивидуализма и соперничества.

Причина нервозов – коренная тревога, порожденная ощущением беспомощности человека перед лицом врожденного мира.

Хорни обращала внимание на противоречие между потребностями и возможностями духовного удовлетворения индивида.

Стремление к удовлетворению потребности зависит от тенденции поведения личности:

· Стремление к людям

· Стремление против людей

· Стремление от людей

Причины тревоги – отношения родителей и ребенка – агрессия, отвержение, высмеивание, предпочтение брата или сестры.

Возникает «невротический круг»: стараясь уменьшить тревожность, человек отказывается от реального «я» и уходит к идеальному «я»

Эгопсихология Эрика Эриксона. (1902-1994)(Рис.73)

психоанализ как основа глубинной психологии

Детство и общество (1950)

Истина Ганди (1969)

Самотождественность: кризис юности (1968)

Основатели эгопсихологии З. Фрейд и Э. Эриксон.

Главной частью структуры личности является осознаваемая часть Эго, которая стремится к цельности и индивидуальности.

Отличия от Фрейда:

1) решительный сдвиг акцента от id к ego.

Эго составляет основу поведения и функционирования человека. Он рассматривает эго как автономную структуру личности, первым направлением развития которой является социальная адаптация.

Эго-психология описывает людей как более рационального и поэтому принимающего осознанные решения и сознательно решающих жизненные проблемы.

2) Эрикосн развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья.

Эрикосн подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка.

Развитие эго неизбежно и тесно связано с изменениями особенностей социальный предписаний и системой ценностей.

3) Теория развития эго охватывает все жизненное пространство.

4) Теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития. Фрейдовскому фаталистическому предупреждению о том, что люди обречены на социальное угасание. Каждый личный и социальный представляет собой вызов.

Эпигенетический принцип – все что растет – имеет общий план.

Последовательность стадий – результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от него общество, к которому он принадлежит.

1) Личность развивается ступенчато, переход от одной стадии к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, расширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодействия.

2) Общество старается поддерживать темп и последовательность развития

Эрикосн выделял 8 стадий, путем последовательного прохождения которых формируется личность:

1) Младенчество 0-1год базальное доверие – базальное недоверия

2) Раннее детство 1-3года самостоятельность – стыд и сомнение

3) Возраст игры 4-7 лет инициативность – вина

4) Школьный возраст 6-12лет трудолюбие – неполноценность

5) Юность 12-20 лет эго-идентичность – ролевое смешение

6) Ранняя зрелость 20-25 близость – изоляция

7) Средняя зрелость 26 – 64 продуктивность – инертность

8) Поздняя зрелость 65-смерть эго-интеграция – отчаяние

Эрих Фромм (1900-1980)(Рис.74)

психоанализ как основа глубинной психологии

Пытался соединить Фрейда с Марксом и экзистенциализмом. Неофрейдизм возникает в коне 30х годов в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде.

Фромм по другому истолковывает бессознательное.

Противоречивость человеческого существования: патриархальный и матриархальный принципы организации жизни, авторитарное и гуманистическое сознание.

Обладание и бытие как 2 способа жизнедеятельности индивида.

Он пересматривает символику бессознательного, смещая акцент с подавленной сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами.

Вводит понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества.

Изучает основные тенденции развития западной культуры с ее потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера и отчуждением.

Подлинной ценностью человека является способность к любви. Любовь, по мнению Фромма, основа человеческого существования.

Человеческая природа обусловлена историческими, а не биологическими факторами.

Основной подход к изучению человеческой личности – 2 врожденные бессознательные потребности, а именно потребность в укоренении и потребность в индивидуализации.

Если потребность в укоренении заставляет человека стремится к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремится к общей с ними системе ориентиров.

Примирить 2 противоположные тенденции может только любовь.

Выделяет 2 типа свободы: свобода «от» и свобода «для».

Механизмы психологической защиты: садизм, мазохизм, конформизм, деструктивизм.

Глубинные человеческие потребности:

· Потребность в общении

· Потребность в межиндивидуальных узах

· Потребность в творчестве

· Потребность в ощущениях глубоких корней

· Потребность в стремлении к уподоблению, познанию, освоению бытия.

Из плена иллюзий

Бегство от свободы

Человек для себя

Концепция человека у Маркса.

психоанализ как основа глубинной психологиипсихоанализ как основа глубинной психологии

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 548 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/10_73008_glubinnaya-psihologiya-psihoanaliz.html

Psinovo.ruсайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

Глубинная психология, психоанализ

Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты глубинной психологии 1.1История возникновения глубинной психологии 1.2.Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма Глава 2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда 2.1.Психоанализ. Понятие и суть 2.2.Ключевые понятия ученых и роль сновидений 2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии. Глава 3. Гипноз Заключение Список литературы Введение Сегодня, как и во времена первой публикации, отзывы коллег и ученых о З. Фрейде удивительно полярны. Здесь легко найти все: и ненависть, и преклонение, и полное отрицание, и слепое следование каждому слову. Почему же психоанализ на протяжении почти 100 лет оказывается мишенью нападок и предметом восхищения?

Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Данная работа посвящена рассмотрению ключевых понятий и методов классического психоанализа Фрейда.

В связи с этим предусматривается вынести на рассмотрение такие вопросы: Психоанализ. Понятие и суть. Глубинная психология и психоанализ Фрейда.

Ключевые понятия учения. Роль сновидений Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Цель: рассмотреть теоретические и методологические основы психоанализа. Задачи: 1.рассмотреть психоанализ, историю создания; 2.проанализировать основные приемы и методы психоаналитической терапии; 3.сравнить классический психоанализ и бихевиоризм; 4.узнать ключевые понятия учения; 5проанализировать все факты, отличающие психоанализ от других направлений в психологии. Объект: психоаналитическое направление в психологии. Предмет: Личность и ключевые понятия в психоанализе.

Гипотеза: Если психоанализ спустя 100 лет создания актуален при изучении глубинных структур психики, чем другие направления, то психоанализ – самый действенный метод в психотерапии и самая емкая система знаний мировоззрения Личности. Актуальность данной темы: Психоанализ является фундаментальным учением как в психотерапии, так и в самой психологии, т. к. здесь раскрыта вся глубина человеческой психики и сознания. С помощью психоанализа мы всё больше узнаем всю «поднаготную» личности современного человека.

На основе глубинной психологии были основаны многие направления в этой малоизученной науки, такие как постфрейдизм и другие. Фред дал наиболее полную структуру личности человека, указал на все комплексы, мотивы, патологии Личности, о которых многие ученые даже и не подозревали.

Кроме этого, в числе заслуг Фрейда также есть метод, которым пользуются многие психиатры и до сих пор, излечивающий истерию и различные комплексы. Как сказал Бугер, если бы не было Фреда, то его надо было бы выдумать.

Глава 1. Теоретические аспекты Глубинной психологии. 1.1.История возникновения глубинной психологии.

Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в тличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной. Фрейдизм – и в этом его заслуга – стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего психотерапевтических задач.

Не случайно, что свои научные взыскания З. фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию. Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалсь впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), з. фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников фрейда. Дальнейшая судьба психоаналитического учения и отношение к нему в разных странах складывались по-разному.

поначалу все, кроме ближайших учеников и последователей фрейда, относились к нему весьма прохладно. затем оно привлекло к себе сторонников в германии и австрии, в европе, в сша, где до сих пор является довольно популярным. В первые годы советской власти им интересовались и отечественные психологи, увидев в этом учении одну из возможных материалистических альтернатив господствовавшей тогда интроспективной идеалистической психологии.

затем, в 30-е годы, вместе с ограничениями психологических исследований, началом сильного некомпетентного идеологического давления на эту науку, особенно усилившегося после выхода постановления цк вкп (б) «о педологических извращениях в системе наркомпроса» (1936), резкой критике было подвергнуто все учение фрейда. 1.2.Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма.

Несмотря на различие и противопосталение друг другу классического психоанализа и бихевиоризма эти направления имеют много общего в рассмотрении личности, то есть человек выступает существом бездуховным, так как ни одно из этих направлений не интересует в полном смысле ценности и смыслы человеческого бытия. Кроме того, в данных направлениях постулируется зависимость человека от прошлого. так психоаналитики гипербализируют зависимость существования человека и формирование его личности от опыта раннего детства и взаимоотношения с родителями, а бихевиористы преувеличивают роль неправильно выработанных навыков поведения в развитии личности. Представителей этих направлений объединяет также идея о том, что личность деструктивна по своей сути и несовершенна, поскольку зависит от прошлого.

бихевиористы приписывают человеку роль «пассивной жертвы плохого научения», а психоаналитики представляют личность жертвой конфликта между социальными нормативами и биологическими инстинктами. Поэтому, и в том, и в другом направлении личность деструктивна, неадаптирована, зависима, несовременна, больна, а поэтому ее надо лечить по заданной психоаналитической или поведенческой схеме. и в том, и в другом случае, психолог оказывается в позиции «над», а изучаемый человек становится объектом, вещью или жертвой обстоятельств, судьбы, других людей, которые зная лучше самого человека, что ему надо для счастья, лечат и развивают его.

В этом состоит директивность и манипулятивность этих направлений. Глава 2. Глубинная психология и психоанализ Фрейда. 2.1. Психоанализ.

Понятие и суть. Психоанализ — не толь вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, социальной философией, принадлежа, таким образом, к факторам идеологического порядка. Именно в этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры.

По словам Бергера, “если бы Фрейда не было, его нужно было бы выдумать” Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни.

Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их (путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им возможность отреагировать.

Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или к неудовольствию. Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа можно рассматривать на трех уровнях: психоанализ — как метод психотерапии; психоанализ — как метод изучения психологии личности; психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии, философии.

2.2.Ключевые понятия учения. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание.

Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями.

Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом З. Фрейд рассматривает организацию психической жизни в виде модели, имеющей своими компонентами различные психические инстанции, обозначенные терминами: Оно (ид), Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). Под Оно (ид) понималась наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все прирожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия и ничего не знающее ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна. Ее требованиям должна удовлетворять инстанция Я (эго).

Эго — следует принципу реальности, вырабатывая ряд механизмов, позволяющих адаптироваться к среде, справляться с ее требованиями. Эго посредник между стимулами, идущими как из этой Среды, так и из глубин организма, с одной стороны, и ответными двигательными реакциями с другой. К функциям эго относится самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов (исходящих от ид. Особое значение придавалось сверх-Я (супер-эго), которое служит источником моральных и религиозных чувств, контролирующим и наказующим агентом.

Если ид предопределен генетически, а Я — продукт индивидуального опыта, то супер-эго — продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве (связано, согласно Фрейму, с комплексом Эдипа) и остается практически неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который служит для него моделью.

Если Я (эго) примет решение или совершит действие в угоду Оно (ид), но в противовес сверх-Я (супер-эго), то Оно испытывает наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я черпает энергию от ид, постольку сверх-Я часто действует жестоко, даже садистски. От напряжений, испытываемых под давлением различных сил, Я (эго) спасается с помощью специальных «защитных механизмов» — вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и др. Влечения стремятся к разрядке, но их удовлетворение не всегда возможно. Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.

Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности. Сублимация — один из механизмов, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества.

По мнению Фрейда, это наиболее эффективный способ функционирования человека. Разновидностью сублимации является творчество.

Регрессия — соскальзывание не более примитивный уровень поведения или мышления. Замещение – смена объекта, на который направлены чувства.

Включается тогда, когда выражение чувств в отношении данного объекта чревато опасностью. (Напр. – срыв гнева на более слабом.

) Проекция — приписывание другим, своих, как правило, предосудительных желаний, мотивов, мыслей и т. п.. («Никому нельзя доверять, — говорит человек, не всегда честный в своих поступках). Рационализация – позволяет человеку оправдать неприемлемые для него, однако действующие желания, чувства, мотивы.

Стремление подыскать им социально одобряемое оправдание. Изоляция – удаление инстинктивных импульсов при сохранении в сознании событийного ряда ситуации. Происходит снижение чувствительности в отношении травмирующего фактора. В психодинамической терапии предполагается, что защитные механизмы искажают реальность, но они функциональны и необходимы, поскольку временно устраняют из сознания действие травмирующего фактора.

Однако, если они становятся слишком ригидными, то затрудняют адаптацию и развитие человека. Следуя биологическому стилю мышления, Фрейд выделял два инстинкта, движущие поведением инстинкт самосохранения и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида.

Этот второй инстинкт был возведен Фрейдом в разряд психологической догмы (ссылка на Юнга) и назван — либидо. Бессознательное трактовалось как сфера, насыщенная энергией либидо, слепого инстинкта, не знающего ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Подавленное, вытесненное сексуальное влечение расшифровывалось Фрейдом по свободным от контроля сознания ассоциациям его пациентов. Такую расшифровку Фрейд назвал психоанализом.

Исследуя свои собственны сновидения Фрейд, пришел к выводу, что «сценарий» сновидений при его кажущейся нелепости не что иное, как код потаенных желаний, которое удовлетворяется в образах — символах этой формы ночной жизни. В период первой мировой войны Фрейд вносит коррективы в свою схему инстинктов. Наряду с сексуальным в психике человека присутствует инстинкт стремления к смерти (Тонатос как антипод Эросу), по Фрейду, этот инстинкт включает в себя и инстинкт самосохранения.

Под именем Тонатос имелось в виду не только особое тяготение к смерти, но и к уничтожению других, стремление к агрессии, которая возводилась в ранг известного, заложенного в самой природе человека биологического побуждения. Идея о том, что на наше повседневное поведение влияют неосознаваемые мотивы, рассмотрена Фрейдом в книге «Психопатология обыденной жизни» (1901).

Различные ошибочные действия, забывание имен, оговорки, описки обычно принято считать случайными, объяснять их слабостью памяти. По Фрейду же в них прорываются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет. Все причинно обусловлено. В другой работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905) шутки или каламбуры интерпретируются Фрейдом, как разрядка напряжения, созданного теми ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Используя понятия энергетического подхода Фрейд выделил два фактора возникновения невроза – сексуальная конституция и инфантильные перживания (в них осталась фиксированной энергия либидо). Он описал пять стадий психосексуального развития, каждая из которых создает предпосылки для фиксации: Оральная стадия (первый год жизни). Получение удовольствия в связи с приемом пищи (деятельность губ, языка, зубов).

Результат фиксации – получение удовольствия от курения, сарказма. Также – оральная агрессия, чувство зависимости от других. Анальная.

Контроль за мочеиспусканием, дефекацией (сексуальное удовольствие от овладения мускулатурой). Фиксация – выражается в двух типах индивид. особенностей: первый – подавление импульсов – ригидность, сверхпунктуальность, скупость.

Второй – протест – гнев, агрессивность, бунтарство. Фаллическая (4-6 лет). Обнаружение наличия (отсутствия пениса). Эрогенная зона – гениталии.

Переживание конфликта – Эдипов (Электры) комплекс. Кроме того, обнаружение девочкой отсутствия пениса, зависть к пенису (влечение к отцу основывается также на этом), возложение на мать вины за его отсутствие. Эта фаза является наиболее значительным источником психических нарушений.

Латентная стадия (5-6-лет). Сексуальность не проявляется. Развитие представления о нормах жизни.

Генитальная. Осознание половой принадлежности. Поиск путей генитального удовлетворения (с участием внешнего объекта). Частные влечения подчиняются либидо.

Схема психосоциального развития личности от младенческого возраста до стадии, на которой возникает естественное влечение к лицу противоположного пола рассматривается Фрейдом в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Роль сновидений.

Особенностью воззрения Фрейда является также предложенный им метод дешифровки снов, с помощью которого за видимым обнаруживается сокрытое. В соответствии с представлениями Фрейда, сновидение направляется бессознательными импульсами, в которых человек не хочет признаться в сознательном состоянии, так как во время сна ослабевает контроль и запретные импульсы выходят наружу. Но так как сильными побуждениями сон может быть нарушен, то сновидение маскирует их, облекая в символы скрытое содержание. Под скрытым содержанием понимаются вытесненные желания.

Явное, явленное содержание получается в результате процессов сгущения, смещения и вторичной обработки. Сгущение – комбинация различных элементов, даже наложение их друг не друга в одном элементе сновидения. Например, в одном лице сочетаются или проявляются последовательно черты разных людей, люди одновременно находятся в разных местах и т. п. Смещение – проявление в сновидении элемента, мало связанного с главным содержанием ситуации, в которой проявилось неосознанное переживание. Во сне может присутствовать например только один предмет (элемент), который присутствовал в травмирующей ситуации.

Вторичная обработка – процесс, в результате которого сновидение приобретает цельность и связанность, заполняются пробелы, исправляются несоответствия. Интерпретация преодолевает и невротическое сопротивление, и “работу сна” — вообще то искажение, которое привносится в видимую нами картину мира запретами и нормами.

Фрейд обнаруживает механизмы конденсации, смещения образов, проекции и сублимации влечений. Наше “Я” совсем не так “прозаично”, как полагали философы.

Это лишь одна из инстанций психики, формирующаяся в процессе индивидуального развития. Длительная зависимость ребенка от родителей, медленное в сравнении с другими животными взросление — вот первопричина существования другой инстанции “Сверх-Я”.

В ней как бы конденсируются требования и запреты родителей, семьи, воспитателей, социальной среды, народной традиции, всего филогенеза. Чтобы понять смысл нынешних психических затруднений индивида, нужно вернуться к его раннему детству; в социологии, эстетике, философии культуры регрессия к ранним этапам человеческой истории помогает установить смысл сегодняшних событий, творений, социальных институтов, религиозных верований и моральных запретов. Поэтому истолкование сновидений представляет собой “королевскую дорогу” психоанализа, а само сновидение может быть парадигмой всех шифров, уловок влечений, так как в сновидении происходит регрессия психического аппарата к архаичному, изначальному — мы возвращаемся к нашим детским влечениям, а они суть наследия первобытности.

Важнейшей предпосылкой всей культурологии фрейдизма является “биологический закон”: онтогенез есть повторение филогенеза. Трагедия, разыгравшаяся однажды в первобытной орде, неизменно повторяется на каждой семейной сцене; история Эдипа и история Моисея возобновляют эту древнейшую пьесу — в этом эстетическая сила античной трагедии, воспроизводящей древний миф, в этом сила истории Моисея — она воспроизводится в душе ребенка, вступающего в жизнь не только биологически, но и психически через взаимоотношения с родителями. Символика сновидений универсальна, мы имеем дело с одними и теми же символами, замещающими влечения.

Строго говоря, это не символы, а знаки с установленными от века значениями. Психоаналитик может быть верующим или неверующим в Бога, почитающим искусство или равнодушным к нему, но психоанализ в любом случае есть род иконоборчества. Метод Фрейда — сведение сложного к простому, примитивному и архаичному.

Психоанализ представляет собой театр масок, где главным актером является желание. Фрейд ставит вопрос об отношениях между влечением и смыслом, языком и той силой, которая стремится найти выражение в языке. Не зря он сразу заинтересовал писателей и художников, хотя встретил немалое сопротивление со стороны медицинских кругов.

И сновидения, и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания. Это лежит в основе всей психотерапии Фрейда, который утверждал:“Там где было Оно, должно стать Я”.

Иначе говоря вместе с выходом бессознательных представлений на свет сознания, они теряют ту психическую энергию, которая не находила ранее иного пути, кроме создания невротических симптомов. 2.3. Основные приемы и методы психоаналитической терапии.

Учение Фрейда прославилось прежде всего тем, что проникло в тайники бессознательного, или, как иногда говорил сам автор, «преисподнюю» психики. Однако, если ограничиться этой оценкой, то можно упустить из виду другой важный аспект: открытие Фрейдом сложных, конфликтных отношений между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, бурлящими за поверхностью сознания, по которой скользит при самонаблюдении взор субъекта. Сам человек, полагал Фрейд, не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного устройства собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами.

И здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом «свободных ассоциаций». Содержание свободных ассоциаций – прошлое и будущее, мысли и чувства, фантазии и сны. В ходе свободных ассоциаций пациент учится воспроизводить травматический опыт. Пациент укладывается на кушетке, врач садится в изголовье, чтобы не попадать в поле зрения пациента, тем самым давая тому свободу для выражения подавленных мыслей и чувств.

С самого начала аналитической работы важно чтобы клиент почувствовал атмосферу безопасности. Терапевт дает почувствовать, что хорошо понимает болезненность процедуры и высказывает уважение к усилиям пациента. Пациенту предлагается прийти в состояние спокойного самонаблюдения, не углубляясь в раздумья сообщать все, что приходит в голову, без сознательного отбора, не придерживаясь логики.

Пациента предостерегают от тенденции поддаться какому-либо мотиву, желанию что-нибудь отбросить (даже если мысли кажутся тривиальными, не важными, травмирующими, нескромными, унизительными и т. п.). Психоаналитик не занимает ни одобряющей ни критикующей позиции. Во время сеанса он, как правило, молчит (даже когда пациент задает вопросы). Его задача – слушать пациента, следя за его речью, мимикой. Интерпретацию психоаналитик применяет редко, только тогда, когда пациент готов ее принять, при этом стремится привести клиента к осознанию источника его проблемы, пониманию ее сути.

Свободные ассоциации имели преимущество перед гипнотической техникой. Фрейд отмечал, что главным является не воспроизведение травматических событий, а изменения в личности, которые делают возможным принятие болезненных воспоминаний. Выделяют следующие приемы аналитического метода: Инструкция относительно процедуры психоанализа.

Вопросы для получения информации и прояснения содержания. Реконструкция – описание и выделение некоторых явлений, прояснение их деталей, комментирование материала, который клиент готов признать. Конфронтация – привлечение внимания клиента к какому-либо содержанию. Терапевт проясняет его и заставляет клиента признать что-либо, чего он раньше признать не хотел, но что следует признать.

Иногда, за существенным продвижением наступает ухудшение. Так проявляется сопротивление лечению со стороны Супер-Эго.

Так возникает негативная терапевтическая реакция. Она связана с отношением к родителям или другим значимым лицам в детстве. Аналитику как бы приписывается их роль (трансфер*), его оценка продвижения рассматривается как санкция.

Если терапевт заранее уяснит для себя характер межличностных отношений пациента на разных этапах жизненного пути, ему легче будет анализировать развивающийся трансфер. Подготовка к интерпретации (указание на жесткие структуры в поведении, стереотипы в восприятии, эмоциональном реагировании). Интерпретация – указание на источник переживания, в результате которого осознается причина переживания.

Термин «интерпретация» основывается на том, что высказывание или сновидение представляет некоторое скрытое содержание, смысл и значение которого находится в глубинных пластах бессознательного. Терапевт раскрывает смысл переживания, опираясь на психоаналитическую теорию. При помощи этого приема пациент осознает историю, источник, форму, причины и значение переживания. Интерпретация – предположение психоаналитика, которое нуждается в проверке опытом переживания пациента.

Содержание для интерпретации тщательно готовится, иначе оно может травмировать и создать новую систему защит. Основное условие – отсутствие оценки со стороны аналитика..

Интерпретация, вызвавшая изменения наз. мутационной. Выделяют различные виды интерпритаций по нескольким критериям.

Интерпретация содержания предполагает раскрытие более глубокого значения. Символическая интерпретация указывает на скрытый смысл образов сновидений, оговорок и другой продукции, значение которой представлено в символической форме. Интерпретация защиты является способом анализа сопротивления.

Гипноз. Гипнозом называется способность впадать в особое состояние, похожее на сон, при котором пациент сохраняет способность действовать под влиянием лица, погрузившего его в гипнотическое состояние. Характерная особенность этого состояния – необыкновенная восприимчивость ко всяким внушениям и приказаниям.

Пробуждается загипнотизированный только после приказания, но ничего не помнит. Гипноз возможен и без внушения,, например, встречающийся иногда у некоторых лиц естественный сомнамбулизм (снободрственное состояние), или лунатизм, то есть способность говорить, ходить и действовать во сне. Гипнотизм был известен с незапамятных времен. Еще римляне пользовались этим видом воздействия на человека.

Жрецы Египта и брамины Индии впервые открыли гипнотизм. Они чрезвычайно широко стали пользоваться этой силой, производили огромное впечатление на людей.

Личности, часто гипнотизируемые, утрачивают способность сами гипнотизировать. Установлено, что умеющий гипнотизировать умеет с успехом действовать и на самого себя, отсюда вывод: особенным даром обладают те лица, которые умеют властвовать над собственными желаниями. У алкоголиков, курильщиков, наркоманов и вообще людей с дурными наклонностями не бывает большого запаса гипнотической силы. Способность гипнотизировать, влиять на других людей и действовать на себя присуща людям, одаренным силой воли и энергии.

Каждый может развить у себя силу воли, энергию и способность к гипнотизму, если он действительно этого желает. По научному, гипноз – это искусственно вызываемое сноподобное состояние человека и высших животных, при котором торможением охвачена не вся кора головного мозга, а отдельные ее участки; так называемые сторожевые пункты сохраняют возбудимость, обеспечивая контакт загипнотизированного с раздражителями. С наступлением наиболее глубокой, так называемой парадоксальной фазы торможения, когда слабые раздражители (например, слово) действуют эффективнее сильных (например, боли), наблюдается высокая внушаемость, что используется в лечебных целях.

Заключение. Психоанализ представляет собой не только мир, но и философию.

Она далеко от оптимизма. Мы обладаем такой, а не иной физической и психической организацией и мало что способны изменить в своем положении. Реальность не подчиняется нашим желаниям и не подвластна мольбам. С нею можно примириться, как и со своей судьбой.

Психоанализ — это урок скромности для человека, поскольку ему следует отучиться принимать иллюзорное за самоочевидное, а желаемое за действительное. Обнаружив себя рабом собственных влечений, человек способен уменьшить зависимость, но от цепей ему не избавиться, как и от смерти.

Освобождение от иллюзий, от сновидений дает познание необходимости. Такая философия не утешает, она помогает одному бесстрашному принятию судьбы. Фрейд дал импульс многим направлениям науки, обеспечил прорыв в невиданные глубины нашей психики, помог понять многое, что считалось таинственным. И самое ценное то, что психоанализ до сих пор вызывает неутихающую полемику.

Развитие, идущее через борьбу мнений, дискуссий, это и есть подлинный прогресс знания. Заслуги Фрейда перед наукой позволяют поставить его имя в один ряд с именами Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна. Список использованной литературы: Бурлачук Л. Ф. и др. Основы психотерапии: Учебное пособие- К.:Ника-Центр, 2001.

Фрейд З. Психоаналитические этюды. Сост. Д. И.Донского, В. Ф.Круглянского – Минск.

: Поппури, 1999. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ – Москва, 1997 Фрейд З. Сочинения. – Москва 1987. Немов Р. С. Психология, книга 1. Москва 2000 Издательский центр «Автор» Красная магия, Новосибирск, 1996 Прохоров А. М. Советский Энциклопедический Словарь, Москва, 1989.

Ворник Б. М. Сексология. Справочник.

Минск 1993 Маклаков А. Г. Общая психолгогия. Санкт-Петербург 2004 Годфрид М. Психология и психиатрия. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Питер 1999 Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию.

Москва 1997. Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – Москва, Наука 1979. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды, в 2-х томах, под редакцией А. А.Бодалева, Б. Ф.Ломова, Москва, 1980.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания, Институт психологии, Москва, Наука 1977. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.

2-е издание, Москва, Политиздат, 1977. **ТРАНСФЕР – перенос на психоаналитика чувств, которые клиент ранее испытывал к другим людям, прежде всего к родителям. Похожие рефераты: Психоанализ Фрейда Определение и уровни психоанализа, учение Фрейда и его применение.

Источник: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/glubinnaya_psichologiya_psichoanaliz.html

Основные понятия психоанализа

Поиск по сайту

Часто задаваемые
вопросы

Статьи по психологии и медицине

Глубинная психология — Основные понятия психоанализа.

Глубинная психология — термин, используемый для общей характеристики тех психологических школ, направлений и учений, представители которых в своей исследовательской и терапевтической деятельности акцентируют внимание на бессознательных мотивах мышления и поведения человека, внутрипсихических конфликтах и защитных механизмах личности.

Заслуга введения этого термина в целом признается за Блейлером, расширившим границы академической рациональной и органически ориентированной психологии, введя в них открытые Фрейдом области бессознательного, бессознательные мотивы и феномены.

Впоследствии данный термин стал широко использоваться в научной литературе применительно не только к психоанализу, но и к широкому спектру самых различных психоаналитических и выходящих за пределы психоанализа течений, представители которых не только признают важное значение бессознательных мотивов в мышлении и поведении человека, но и пытаются внести свой посильный вклад в их изучение.

В области глубинной психологии невозможно приобрести пригодное для использования фундаментальное знание, которое охватывало бы многие у уж тем более все школы. Наиболее научно развитой школой в глубинной психологии является психоанализ.

На заметку. Если Вы столкнулись с проблемой протезирования зубов, обратите внимание на мостовидные зубные протезы из металлокерамики. Их использование в полном объеме восстанавливает жевательную функцию, а внешний вид таких зубов не отличается от собственных.

г. Москва, улица Косыгина, 13, подъезд 5 (м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект) Схема проезда.

Телефоны: +7(925)741-17-49, +7(925)859-11-45, +7(916)726-40-70

Источник: http://www.psychoanalyse.ru/idea/g_psy.html

Развитие и методы глубинной психологии

Глубинная психология — комплекс направлений психологической науки, главная целью которых является изучение бессознательных психических процессов. Часто она называется динамической психологией. От нее берет свое начало такая наука как психосоматика.

Понятие и суть

Глубинная психология объединяет в себе несколько направлений психологической науки, которые имеют схожую основу. Каждое из них говорит о том, что в большей степени на поведение человека влияют скрытые мотивы, которые прячутся за поверхностью сознания.

Эта наука строится на теориях многих известных ученых:

психоанализ как основа глубинной психологии

  1. Психоанализ З. Фрейда. Он утверждал, что главная движущая сила любых бессознательных процессов, чувств, переживаний — сексуальная энергия.
  2. Индивидуальная психология А. Адлера. Она называет движущую силу бессознательных процессов чувством власти. Описывает его на примере отношения маленького ребенка к окружающим его взрослым.
  3. Аналитическая психология К. Г. Юнга. Его теории похожи на понимание Фрейда, но он называет движущей силой жизненную энергию.
  4. Логотерапия Виктора Франкла По его мнению психическое развитие происходит тогда, когда личность познает смысл жизни.

Самостоятельные направления глубинной психологии:

  1. Четкое разделение сознания и психики. Их независимое положение относительно друг друга.
  2. Основной всей психической жизни человека являются неосознаваемые глубинные слои.
  3. Формирование личности зависит от бессознательного, поскольку оно является основополагающим поведения.
  4. Главная задача науки заключается в том, чтобы доказать влияние бессознательного на поведение индивида.
  5. Психическим феноменом является сознание, но он не считается влиятельным, поскольку подчиняется бессознательному.

Рассматривая познание неизвестного, можно выделить несколько основных тезисов:

  1. После нарушения баланса между культурными принципами, инстинктами возникают расстройства невротического характера.
  2. Любые желания, которые возникают на уровне инстинктов, противоречат социальным положениям.
  3. Поведение людей зависит от процессов, порождаемых за пределами сознания.
    Глубинная психология признает автономию личности, совмещает уникальные методики для ее изучения.

Становление и развитие

психоанализ как основа глубинной психологииНачало развития глубинной психологии можно обозначить выходом книги Зигмунда Фрейда — «Толкование сновидений». Это событие датировано 1900 годом. В своих дальнейших трудах он утверждал, что сознание является тонкой пленкой, которая скрывает под собой огромное содержимое бессознательного. Из-за этого любой ученый не пытающийся изучать то что скрыто, получит минимальное количество информации о личности.

Многие психологи продолжают пытаться расшифровывать сновидения. Они уверены в том, что это зашифрованные послания от бессознательного. После Фрейда разработкой глубинной психологии занимался Юнг. Он сделал большой вклад в развитие аналитический направлений психологической науки.

Постулаты индивидуальной психологии заложил Адлер. Он говорил о том, что любой ребенок после рождения ощущает себя неполноценно. Малыш пытается компенсировать то, чего не хватает. Постепенно появляются бессознательные жизненные принципы, которые часто приводят к появлению психических расстройств.

Последователи направления и их открытия

Существует несколько выдающихся последователей глубинной психологии, которые совершили большие открытия для ее дальнейшего развития. Основателями теории психоанализа и глубинной психологии были:

психоанализ как основа глубинной психологии

  1. З. Фрейд. Он утверждал, что после рождения человека, у него изначально заложены бессознательные влечения к смерти, жизни. Постепенно оно может трансформироваться во влечение к суициду.
  2. А. Адлер. У любого человека есть бессознательное чувство неполноценности, сильное влечение к превосходству, позволяющее компенсировать то, чего не хватает. Постепенно формируется индивидуальный смысл жизни, который строится на форме компенсации.
  3. К. Юнг. На поведение личности влияет психическая энергия либидо, которая распределяет человеческий опыт с помощью врожденных архетипов. При этом он выделял два уровня бессознательного — индивидуальный, общественный.
  4. К. Хорни. Ученый утверждал, что у людей есть чувство коренной тревоги, которое может иметь психологическую, физиологическую основу. Постоянно проявляется конформизм (влечение к людям), чувство ухода от общества, агрессия к окружающим.
  5. Э. Фромм. У любого индивида есть врожденное стремление к независимости, укорененности, индивидуализации. При этом типология строится на одной из двух потребностей — иметь или быть.
  6. Г. Салливан. Подчеркивал наличие постоянного чувства тревоги.
  7. Э. Эриксон. На протяжении жизни личность никогда не прекращает занимать. Человек проходит 8 этапов собственного становления.

Другие ученые внесли менее значимый вклад в познание бессознательного.

Существует несколько известных направлений глубинной психологии:

Методы и теории

Чтобы добраться до бессознательного, современные психиатры применяют две методики:

психоанализ как основа глубинной психологии

  1. Изучение сновидений. Во время сна мозг посылает человеку сигналы о его скрытых проблемах. Состояние сна позволяет организму расслабиться, что помогает мыслям приходить без затруднений. Они приходят в непонятной форме, которую нужно расшифровать. На деле существует отдельное направление психологии, которое изучает сновидения, объясняет знаки, которые видят люди, пребывая в грезах.
  2. Методика свободных ассоциаций. Изначально пациент должен расположиться перед психологом поудобнее, рассказать ему все, что у него накопилось на волнующую тематику. Разговор должен начинаться с мелочей, медленно подходя к важным моментам. Постепенно пациент непроизвольно расскажет о причинах возникновения негативных ситуаций, внутренних конфликтах. После рассказа, психолог объясняет человеку то, что он рассказал, уточняет спорные, интересующие моменты.

Глубинная психология объединяет в себе множество направлений психологической науки, которые изучают бессознательное, скрытое за гранями сознания. Со временем появились эффективные методики, которые помогают психологам улучшать психологическое состояние людей.

Полезное видео

В видео очень подробно раскрыто понятие глубинной психологии.

Источник: http://mystroimmir.ru/psihologiya/glubinnaya.html

Неофрейдизм: принципы и представители

Психоанализ Фрейда как основа неофрейдизма. Ключевые понятия, история возникновения и основные представители неофрейдизма. Карен Хорни: образ Я. Эрих Фромм: «бегство от свободы». Эрик Эриксон: Эго-психология. Гарри Спок Салливен: межличностные отношения.

РубрикаПсихология
ПредметИстория психологии
Видконтрольная работа
Языкрусский
Прислал(а)Анжелика
Дата добавления03.10.2011
Размер файла145,2 K

психоанализ как основа глубинной психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Неофрейдизм как направление в социальной психологии. Основные представители неофрейдизма. Формирование адаптации и развитие направленности личности подростков. Диагностика социально-психологической адаптации. Три типа направленности личности по К. Хорни.

курсовая работа [378,6 K], добавлен 12.07.2015

Идеи, теории и взгляды основных представителей неофрейдизма. Содержание индивидуальной теории личности А. Адлера, социокультурной теории К. Хорни. Концепция «гуманистического психоанализа» Э. Фромма, «Интерперсональная теория психиатрии» Г.С. Салливана.

реферат [29,7 K], добавлен 20.11.2010

Личность–человеческий индивид как субъект межличностных и социальных отношений и сознательной деятельности. Эрих Фромм. Карен Хорни. Гарри Стек Салливан. Исследования в области шизофрении. Курт Гольдштейн. Конституциальная психология Шелдона.

контрольная работа [73,1 K], добавлен 24.10.2007

Психоаналитическая философия как направление, представители которого исследуют психику человека. Этапы становления психоанализа, его основные принципы. Особенности фрейдизма, аналитическая психология, неофрейдизм и американская школа культурантропологии.

статья [14,9 K], добавлен 14.03.2012

Проблема соотношения сознания и бессознательного в понимании З. Фрейда. Неофрейдизм как направление в психологии, развившееся в 20—30-е годы XX века. Анализ взглядов К. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Г. Салливана на проблему бессознательного.

реферат [30,7 K], добавлен 29.11.2012

Философия и психоанализ. Основные понятия и идеи фрейдизма. Психоанализ Фрейда. Особенности воззрений последователей З. Фрейда. Фрейд и неофрейдизм. Проблемы онтологии в психоанализе. Психоанализ и франкфуртская школа.

курсовая работа [45,5 K], добавлен 14.12.2002

Влияние ортодоксального психоанализа Зигмунда Фрейда на взгляды Карен Хорни. Отражение концепций психолога в произведении «Невротическая личность нашего времени»: объяснение противоречий культуры и последствий невротизма для определенной личности.

реферат [40,0 K], добавлен 25.06.2011

История возникновения и теоретические аспекты глубинной психологии. Психоанализ, его понятие и суть. Ключевые понятия ученых и роль сновидений. Глубинная психология, бихевиоризм и психоанализ Фрейда. Основные приемы психоаналитической терапии, гипноз.

контрольная работа [26,5 K], добавлен 27.05.2009

История возникновения глубинной психологии. Сравнительный анализ глубинной психологии и бихевиоризма. Глубинная психология и психоанализ Фрейда. Ключевые понятия ученых и роль сновидений. Основные приемы и методы психоаналитической терапии. Гипноз.

курсовая работа [31,8 K], добавлен 08.02.2008

Теория конфликта Карен Хорни как синтез работ Фрейда и Адлера. Понятие «базисной тревоги», виды невротических проявлений. Стратегии поведения: движение к людям, против них и от них. Культурные факторы возникновения конфликта. Разрешение конфликтов.

реферат [28,9 K], добавлен 05.02.2009

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00144249.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *