Основные направления деятельности педагога-психолога в сфере образования; Студопедия — направления деятельности педагога психолога

02.11.2018

Психол-я диагностика – углубленное психолого-педагог-е изуч-е обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Цель — психолого-педагог-е изуч-е индивид-х особ-тей личности уч-ся для выявления причин возникновения проблем в обуч. и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на к.т. можно опираться в ходе корр-й работы; раннего выявления професс-х и познавательных интересов; определения индивид-го стиля познават-ой дея-ти и др. Основанием для провед-я психодиагн-ких мероприятий явл-ся план работы шк. Массовая диагн-ка носит ограниченный хар-р. Основными в работе педагога-психолога явл-ся 3 диагн-ких минимума: 1) проводится в начальный период обуч-я в школе в два этапа. Цель диагност-гоисслед-я на 1 этапе – выделение группы детей, у к.т. осложненно протекает процесс адаптации. На 2 этапе проводится изуч-е личн-х и индивид-х особ-тей уч-ся для выдел-я групп детей, находящихся в соц-но опасном положении, уч-ся с повышенными интеллект-ми способностями, имеющих особенности обучения и развития для псих.-педаго-го сопров-я или определения индивид-гообразоват-го маршрута. 2) проводится в 2 этапа – в 4 и 5 кл. Цель диагн-ки в 4 кл. – мониторинг процесса обучения и уровня обученности уч-ся для организации профилакт-кой и развив-ей работы, подготовки психолого-педагог-их рекомендаций педагогам ср. школы. Цель диагн-ки в 5 кл. – содействие созданию благоприятных социально-психолог-их условий уч-ся и классным кол-вам в период перехода из нач-го в ср. звено шк. 3) проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способ-тей и склон-тей уч-ся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориент-ой работы. Др. диагност-е мероприятия могут осущ-ся согласно плану работы учреждения с целью обесп-я выполнения основных задач, а также в случаях необход-ти подготовки психол-педагог-ой хар-ки на отдельных уч-ся. Все диагн-е мероприятия с уч-ся могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Некоторые диагн-е меропр-я, такие как диагн. социально-психол-го климата кл. коллективов, анкетир-е уч-ся и родит.по отдельным проблемам, могут осущ-ся совместно с кл. руководителями и педагогами социальными.

Направления деятельности педагога психолога

Психол-я диагностика – углубленное психолого-педагог-е изуч-е обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Цель — психолого-педагог-е изуч-е индивид-х особ-тей личности уч-ся для выявления причин возникновения проблем в обуч. и развитии; определения сильных сторон личности, ее резервных возможностей, на к.т. можно опираться в ходе корр-й работы; раннего выявления професс-х и познавательных интересов; определения индивид-го стиля познават-ой дея-ти и др. Основанием для провед-я психодиагн-ких мероприятий явл-ся план работы шк. Массовая диагн-ка носит ограниченный хар-р. Основными в работе педагога-психолога явл-ся 3 диагн-ких минимума: 1) проводится в начальный период обуч-я в школе в два этапа. Цель диагност-гоисслед-я на 1 этапе – выделение группы детей, у к.т. осложненно протекает процесс адаптации. На 2 этапе проводится изуч-е личн-х и индивид-х особ-тей уч-ся для выдел-я групп детей, находящихся в соц-но опасном положении, уч-ся с повышенными интеллект-ми способностями, имеющих особенности обучения и развития для псих.-педаго-го сопров-я или определения индивид-гообразоват-го маршрута. 2) проводится в 2 этапа – в 4 и 5 кл. Цель диагн-ки в 4 кл. – мониторинг процесса обучения и уровня обученности уч-ся для организации профилакт-кой и развив-ей работы, подготовки психолого-педагог-их рекомендаций педагогам ср. школы. Цель диагн-ки в 5 кл. – содействие созданию благоприятных социально-психолог-их условий уч-ся и классным кол-вам в период перехода из нач-го в ср. звено шк. 3) проводится на этапе допрофильной подготовки с целью определения способ-тей и склон-тей уч-ся. Результаты этого минимума служат основанием для организации последующей профориент-ой работы. Др. диагност-е мероприятия могут осущ-ся согласно плану работы учреждения с целью обесп-я выполнения основных задач, а также в случаях необход-ти подготовки психол-педагог-ой хар-ки на отдельных уч-ся. Все диагн-е мероприятия с уч-ся могут проводиться только с согласия родителей или лиц, их замещающих. Некоторые диагн-е меропр-я, такие как диагн. социально-психол-го климата кл. коллективов, анкетир-е уч-ся и родит.по отдельным проблемам, могут осущ-ся совместно с кл. руководителями и педагогами социальными.

Корр. — развив.– активное воздействие на процесс формир-я личн. в детском возрасте и сохранение ее индивид-ти, осуществляемое на основе совместной деят-ти специалистов обр-го учреждения. Цель– создание усл. для к-либо поддержки всем нуждающимся уч-ся ч/з оказание услуг или направление к соответствующим специалистам.

Пед-псих. на основании собственных наблюдений, а также наблюдений кл. рук, педагога соц, род, а также на основании результатов диагн-х меропр-ий выделяет гр. детей, нуждающихся в корр-й поддержке. Пед-псих. мотивирует учащихся и их род на посещение корр-х мероп-ий. Включение уч-ся в корр-е гр возможно с разрешения род./лиц, их замещающих. Пед-псих располагает сведениями об учр-ях, орг-ях и специалистах, оказывающих специальные медиц-е, психологич-е, психотерап-е услуги. Направляет уч-ся на конс-ии или в корр-е группы, работающие в региональных центрах, в т.ч. соц-педагог-х, центрах внешк. работы, центрах корр-разв. обуч-я и реабилитации и т. д. На основании реком-й, полученных от ведущих групп, формулирует систему мер для педагогов и кл. рук-й с целью поддержки результатов корр-й работы с учеником. К-р работа пед-псих в школе ориентирована на корр-ю межл-х отношений в кл, содействие преодолению кризисных периодов в жизни учащихся ч/з систему больших психол-х игр, малых тренингов с колл-ми кл. значимымнапра-ем разв-ей работы пед-псих явл-ся помощь старшекл. в определении их жизненных планов, в професс-ом и лич-ом самоопред-ии. Псих-г орг-етк-р работу в виде факультативов, кружков, клубов, в рамках часов школьного компонента.

Консультативная деятельность – оказание помощи обуч-ся, воспитанникам, их родителям, пед-м работникам и др. участникам обр. процесса в вопросах развития, воспит-я и обуч-я посредством спец-но орган-х способов психол. конс-я. Цель работы – оказание помощи уч-ся, их родителям и педагогам в решении актуальных задач разв-я, социализ-ии, учебных трудностей, проблем взаимоот-й.

Псих-педагог-е конс-е носит хар-р индивид-й или групп.работы и реализуется по отношению ко всем участникам учебно-восп-го процесса. Для уч-ся возможны такие консульт-е формы, как телефон доверия, гр. консультации на кл. часах, а также психол-я поддержка в экстренных случаях. Конс. для родителей организуются по специфическим проблемам учащихся (например: информ-е о шк. трудностях их ребенка, разъяснение особенностей переживаемого ребенком возрастного этапа, информир-е об особ-тяхвзаимод-я с детьми-подр-ми, характере оказ-я помощи в подготовке д/з и т. п.).

Психолого – педагогический консилиум – это совещание лиц, участвующих в учебно – воспитательной работе, для постановки педагогического заключения, выработке коллективного решения о наиболее соответствующем для данного ученика типе учебной программы и мерах педагогического воздействия на учащихся. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделённое правом рекомендовать и контролировать. В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого – педагогической стратегии сопровождения учащихся, ученических групп и параллелей в процессе обучения. Задачи консилиума: 1. Выявление характера и причин отклонений в учении и поведении учащихся. 2. Принятие коллективного решения о соответствующих для данного ученика типе класса, учебной программы, особенностях обучения. 3. Разработка программы педагогических мер в целях коррекции отклоняющегося развития. 4. Консультация в решении сложных или конфликтных ситуаций. Психологическое просвещение – формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у пед-х работников и руководителей обр-х учр-й потребности в психол-х знаниях, создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся; Направлено на приобщение взрослых и детей к психол-м знаниям. Просвет-я деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветит-й работы — знакомство с современным состоянием психол-й науки, основными законом-ми и условиями психичразв-я чел. Просв-я деят-тьпсихол направлена на формир-е представл-я о практ-й значимости психол. знания и психол. помощи формир-ся чел, а также на построение педаго-гго процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психологическая профилактика – предупрежд-е возник-я явлений дезадаптацииобуч-ся, разработка конкретных рекомендаций пед. работникам, родителям по оказ-ю помощи в вопросах воспит, обуч. и развития. Можно говорить о 3 уровнях психопроф-и. 1 ур — первичная профил-ка, направленная на детей, не имеющих значит-х эмоц-х, поведенч-х и учебных проблем. 2 ур — вторичная профил-ка, работа с детьми группы риска, у к.т. замечено появление соответствующих проблем. 3 уровень — третичная проф-ка в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом ур. собственно профилакт-я деят-ть осуществляется параллельно с корр-ой. С уч-ся мероприятия организуются на кл часах, с род. – на родительских собраниях и др. К провед-ю этих мероприятий могут привлекаться соответствующие специалисты. Основой для выбора темы являются: ситуация в образ-й среде данной шк; психол-е сод-е возрастных и кризисных периодов обуч-я; психолог-е аспекты трансформации образования. Актуальное направлениеориентировано на решение злободневных проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании школьников, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности. Перспективное направление нацелено на развитие, становление индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. При этом важнейшая задача — не выявление особо одаренных или талантливых детей, а создание психологических условий для развития способностей всех и каждого. Оба направления неразрывно связаны между собой: психолог, решая в школе перспективную задачу, повседневно оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям.

Этические принципы и правила :Принцип ненанесения ущерба испытуемому. Принцип компетентности психолога. Принцип конфиденциальности. Принцип осведомленного согласия. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Правило безопасности применяемых методик. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Правило адекватности методик.

2.40.Социально – психологический тренинг как метод активного социального обучения.Социально-психологический тренинг направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Задача тренинга: а) овладение определенными социально-психологическими знаниями; б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников; в) осознание целостности социально-психологического бытия людей; г) развитие способности адекватно и понимать себя и других; д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп; е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям. Структура психологических тренинговых занятийТренинговые занятия, как и любая другая форма психологической работы с детьми, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства и т.д. Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане собственного развития или развития отношений. Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий. Информация, так называемая «теория», дается крайне дозированно. Только то, что нужно для сегодняшнего занятия, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает формировать навыки (с мотивационной и инструментальной точек зрения) и в дальнейшем их отслеживать самому. Отработка навыков в серии упражнений. Как правило, это короткие, конкретные упражнения на отработку разных сторон, аспектов какого то навыка. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, чтобы происходило ранее. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего). Межличностная поддержка, обратная связь. Работа с личностью. Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) педагога начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и сутью, и эффектом СПТ. Чтобы члены группы смогли начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Поэтому консультант сознательно строит свою работу по развитию группы. Работа с группой Конструктивная работа над собой участников тренинга может осуществляться в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением самовосприятия в тренинге объединяет участников. Группа также нуждается в конфронтации, конфликтах, взаимной критике, которые приводят к изменениям в поведении и позициях участников группы. При конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение. Конфронтация дает результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи. Можно выделить, по крайней мере, три фазы развития группы: Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых занятиях у большинства участников – заинтересованный, у некоторых – скептический. Фаза конфликта. Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы». Этапы понимания своего « Я»:Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысливание своих особенностей, проявляющихся в общении, является и сутью и эффектом социально-психологического тренинга .Понимание своего «Я» может происходить на нескольких уровнях: осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?); осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?); осознание мотивов, лежащих в основе того и
ли иного стиля поведения (почему я общаюсь именно так?); понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?). Роль психолога в тренинге Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий.Экспертная функция. Ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других. Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе. Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия, умение действовать в межличностном общении в доверительной манере. Он создает в группе эффективные коммуникации, учит быстро реагировать на возникающие ситуации. Он искренен в выражении своих чувств, активен, участвует в процедурах вместе с группой. Методы социально – психологического тренинга: Групповая дискуссия – способ организации общения, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Анализ ситуаций – стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» — случаи из личной жизни, имеющие значимость для участников или группы. Ролевая игра – метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Психодрама – метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание. Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус. Психогимнастика – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Музыкотерапия – метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, пение) может снять напряжение и усталость. Домашняя работа (ведение дневниковых записей) – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Участникам предлагают воспользоваться дневником для выполнения заданий, выданных на занятиях, анализа эффективности опыта, полученного в группе, и предложений по собственному улучшению. Дневник позволяет участнику отдавать себе отчет в том, как он развивается, что с ним происходит, каковы особенности его реакций в той или иной ситуации.

2.40.Социально – психологический тренинг как метод активного социального обучения.Социально-психологический тренинг направлен на изменения и в сознании, и в формировании навыков. СПТ зачастую направлен на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Задача тренинга: а) овладение определенными социально-психологическими знаниями; б) коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников; в) осознание целостности социально-психологического бытия людей; г) развитие способности адекватно и понимать себя и других; д) овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп; е) обучение индивидуализированным приемам межличностного общения; ж) чувственное познание группо-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям. Структура психологических тренинговых занятийТренинговые занятия, как и любая другая форма психологической работы с детьми, требует привыкания, адаптации участников к новым процедурам, способам работы, организации пространства и т.д. Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане собственного развития или развития отношений. Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий. Информация, так называемая «теория», дается крайне дозированно. Только то, что нужно для сегодняшнего занятия, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает формировать навыки (с мотивационной и инструментальной точек зрения) и в дальнейшем их отслеживать самому. Отработка навыков в серии упражнений. Как правило, это короткие, конкретные упражнения на отработку разных сторон, аспектов какого то навыка. Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, чтобы происходило ранее. Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего). Межличностная поддержка, обратная связь. Работа с личностью. Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) педагога начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и сутью, и эффектом СПТ. Чтобы члены группы смогли начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Поэтому консультант сознательно строит свою работу по развитию группы. Работа с группой Конструктивная работа над собой участников тренинга может осуществляться в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением самовосприятия в тренинге объединяет участников. Группа также нуждается в конфронтации, конфликтах, взаимной критике, которые приводят к изменениям в поведении и позициях участников группы. При конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение. Конфронтация дает результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи. Можно выделить, по крайней мере, три фазы развития группы: Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых занятиях у большинства участников – заинтересованный, у некоторых – скептический. Фаза конфликта. Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего «мы». Этапы понимания своего « Я»:Работа с «Я» (как совокупностью представлений человека о самом себе) начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысливание своих особенностей, проявляющихся в общении, является и сутью и эффектом социально-психологического тренинга .Понимание своего «Я» может происходить на нескольких уровнях: осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?); осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?); осознание мотивов, лежащих в основе того и
ли иного стиля поведения (почему я общаюсь именно так?); понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?). Роль психолога в тренинге Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий.Экспертная функция. Ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других. Аналитическая функция. Ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе. Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия, умение действовать в межличностном общении в доверительной манере. Он создает в группе эффективные коммуникации, учит быстро реагировать на возникающие ситуации. Он искренен в выражении своих чувств, активен, участвует в процедурах вместе с группой. Методы социально – психологического тренинга: Групповая дискуссия – способ организации общения, который позволяет сопоставить противоположные позиции, увидеть проблему с разных сторон, уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации, устранить эмоциональную предвзятость. Анализ ситуаций – стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: «здесь и теперь» — что и почему произошло в группе или с ее отдельными участниками; «там и тогда» — случаи из личной жизни, имеющие значимость для участников или группы. Ролевая игра – метод, суть которого заключается в «разыгрывании ролей». Участники играют роли, позволяющие им полностью выражать свои реальные чувства и мысли. Психодрама – метод групповой работы, в котором участники исполняют роли, моделирующие жизненные ситуации с личностным смыслом для участников. Цели психодрамы – устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка умений социальной перцепции, углубленное самопознание. Проективное рисование – вспомогательный метод групповой работы, дающий основание для диагностики и интерпретации затруднений в общении. Метод позволяет работать с мыслями и чувствами, которые участник не осознает по тем или иным причинам. Рисование развивает и усиливает чувства, воспитывает художественный вкус. Психогимнастика – вспомогательный метод работы в группе, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Музыкотерапия – метод работы в группе, благодаря которому между участниками возникают взаимопонимание и доверие, интенсифицируется групповая динамика. Использование музыки в любом виде (записи на магнитофоне, прослушивание пластинок, пение) может снять напряжение и усталость. Домашняя работа (ведение дневниковых записей) – метод, благодаря которому опыт, получаемый в группе, анализируется и осмысляется дома. Участникам предлагают воспользоваться дневником для выполнения заданий, выданных на занятиях, анализа эффективности опыта, полученного в группе, и предложений по собственному улучшению. Дневник позволяет участнику отдавать себе отчет в том, как он развивается, что с ним происходит, каковы особенности его реакций в той или иной ситуации.

Источник: http://studopedia.ru/12_92870_osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-pedagoga-psihologa-v-sfere-obrazovaniya.html

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

направления деятельности педагога психолога

Для психологической службы образования характерны два направления работы: актуальное и перспективное.

В рамках актуального направления обсуждаются и решаются злободневные проблемы и вопросы, связанные с конкретными трудностями в обучении и воспитании детей, с нарушениями в их поведении, с трудностями в обшении (в той или иной системе отношений) и т.п.

В рамках перспективного направления осуществляются, реализуются своего рода прогностические программы с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его потенциальных возможностей для гармонического развития и формирования его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. А это возможно только при создании благоприятных психологических условий для развития всех и каждого.

Оба направления связаны между собой, влияют друг на друга; но более определяющим является все-таки перспективное направление в достижении целей школьной психологической службы. При этом чрезвычайно важным моментом является осуществление практическим психологом стыковки начальной и конечной целей деятельности по отношению к ребенку.

На начальном этапе взаимодействия школьного психолога с ребенком определяется готовность ребенка к систематическому обучению в школе. Разработано и используется много программ комплексного обследования детей. Результаты позволяют находить оптимальные для данного ребенка способы обучения и воспитания.

На конечном этапе взаимодействия психолога со школьником целью является сформированность его психологической готовности к жизненному самоопределению, которое включает личностное, социальное и профессиональное самоопределение. Обратим особое внимание на указание специалистов о том, что речь идет не об окончательном, состоявшемся самоопределении старшеклассников, а именно о психологической готовности к такому самоопределению, которая включает в себя: а) сформированность на высоком уровне психологических структур, прежде всего самосознания школьников; б) развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, временные перспективы и ценностные ориентации; в) становление индивидуальности как результата развития и осознания своих способностей и интересов каждым старшеклассником.

Работа практического психолога в системе образования осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое просвещение, психопрофилактическое, психодиагностическое, развивающее, психокоррекционное и консультативное.

Психологическое просвещение направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога может осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога направлена на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.

Психопрофилактическая работа — формирование педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

Можно говорить о трех уровнях психопрофилактики. Первый уровень — первичная профилактика, направленная на детей, не имеющих значительных эмоциональных, поведенческих и учебных проблем. Второй уровень — вторичная профилактика, работа с детьми группы риска, у которых замечено появление соответствующих проблем. Третий уровень — третичная профилактика в работе с детьми с ярко выраженными и запущенными учебными и поведенческими проблемами. На этом уровне собственно профилактическая деятельность осуществляется параллельно с кор-рекционной.

В зависимости от типа учебно-воспитательного учреждения, в котором работает психолог, психопрофилактическая работа включает в себя:

• адаптацию детей к детскому саду, рекомендации родителям или лицам, их заменяющим, по оказанию помощи детям в адаптационный период;

• обследование детей при переходе из старшей группы в подготовительную в плане их готовности к обучению, подготовка для родителей или лиц, их заменяющих, и воспитателей рекомендаций по ликвидации возможных отставаний и пробелов в подготовке к школе;

• определение психологической готовности к обучению в школе для оптимального выбора учебного заведения, раннего выявления способностей, отклонений в развитии и их коррекции;

• подготовка совместно с учителем программы индивидуальной работы с теми детьми, которые в этом нуждаются;

• проведение психологического обследования детей при поступлении в учреждение интернатного типа с целью создания максимально благоприятных условий для развития детей и социально-психологической реабилитации;

• предупреждение у детей психологической перегрузки и невротических срывов, вызванных условиями их жизни, обучения и воспитания;

• создание благоприятного психологического микроклимата в учебно-воспитательном учреждении через оптимизацию форм общения педагогов с детьми, педагогов с коллегами и родителями, консультирование работников учреждения по широкому кругу проблем.

При профессионально грамотном решении задач психологической службы и дошкольный, и школьный психолог занимаются в основном психопрофилактической работой. Но если на одной из возрастных ступеней нормальные условия развития ребенка нарушаются, на последующей ступени приходится основное внимание сосредоточивать на коррекции и проводить специальную развивающую работу.

Психодиагностическая работа — психолого-педагогическое исследование детей на протяжении всего периода дошкольного детства и школьного, выявление индивидуальных особенностей их развития, определение причин выявленных нарушений развития личности и интеллекта.

Для реализации этих задач практический психолог:

• проводит в случае необходимости психологическое обследование ребенка с целью определения его психического развития, соответствия развития возрастным нормам;

• проводит изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью ранней диагностики одаренности, обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку, помощи в профессиональном и жизненном самоопределении;

• диагностирует психологические причины отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей разного возраста, причины нарушения поведения, уровень овладения необходимыми навыками и умениями;

• проводит диагностику общения детей со взрослыми и сверстниками, выявляет психологические причины нарушения общения.

Психодиагностическая работа психолога предусматривает проведение и изучение практического запроса и формулировку психологической проблемы, выбор метода диагностики и проведение исследования, а также постановку психологического диагноза. Заключительным этапом работы можно считать разработку практических рекомендаций.

Развивающая и психокоррекционная работа — активное воздействие практического психолога на процесс формирования личности ребенка. Для осуществления развивающей и психокоррекционной работы практический психолог разрабатывает и осуществляет:

• программы, направленные на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе;

• программы коррекции, направленные на устранение отклонений в психическом развитии;

• программы психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в экстремальных и критических жизненных ситуациях.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включают психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими.

Развивающая и коррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы практического психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка.

Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения — центральной нервной системы или психического заболевания.

Консультативная работа психолога направлена на оказание помощи при решении человеком определенных проблем. Направления этой деятельности:

• консультирование администрации, педагогов, родителей, лиц, их заменяющих, по проблемам обучения и воспитания детей;

• консультирование детей, родителей, лиц, их заменяющих, по вопросам выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении в школу, при переходе с одной ступени на другую;

• консультирование работников учреждений интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вопросам социально-психологической реабилитации детей;

• проведение совместных консультаций работников учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (школы-интернаты, детские дома), педагогов школ, в которых обучаются эти дети, представителей шефствующих организаций с целью обеспечения преемственности в работе с детьми;

• проведение индивидуальных и групповых консультаций детей по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.;

• консультирование администрации учреждения при составлении плана учебно-воспитательных мероприятий с учетом как возрастных особенностей детей, так и тех, что обусловлены организацией жизни, обучения и воспитания в каждом конкретном учреждении.

Источник: http://www.rusmedserver.ru/med/pedagog/41.html

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ

направления деятельности педагога психолога

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 24.12.2016

Статья просмотрена: 4601 раз

Библиографическое описание:

Поликарпова, Е. Д. Диагностическое направление деятельности педагога-психолога в ДОУ / Е. Д. Поликарпова, А. С. Аллахвердян. — Текст : непосредственный, электронный // Образование и воспитание. — 2017. — № 1.1 (11.1). — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/52/1805/ (дата обращения: 04.05.2020).

Данная статья предназначена для молодых специалистов, педагогов-психологов, недавно поступивших на работу в дошкольное образовательное учреждение. Статья раскрывает особенности диагностического направления работы педагога-психолога, дает развернутые ответы на вопросы, возникающие у молодого специалиста: какие виды диагностики реализуются в детском саду? Как планировать диагностическую деятельность педагога-психолога? В каких случаях целесообразно использовать те или иные методики?

Ключевые слова: психологическая диагностика, планирование, методики для исследования.

Одним из основных направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является диагностика. Психологическая диагностика – это получение своевременной информации об индивидуально-психологических особенностях детей, динамике процесса их развития, необходимой для оказания психологической помощи воспитанникам, родителям и педагогам; выявление возможностей и интересов, способностей, склонностей детей для обеспечения полноценного личностного развития. Поскольку основным субъектом работы является ребенок, то приоритетным направлением является диагностика детей. Исследование психологических особенностей и развития ребенка начинается с 3-х лет и ведется в двух направлениях – изучение познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Календарное планирование диагностики ведется в соответствии с годовым планом педагога-психолога, где указываются сроки его проведения и цели. Результаты проведенных исследований фиксируются в журнале диагностической работы.

Диагностическое направление подразделяется на следующие виды: скрининговая диагностика, диагностика в рамках ПМПк, диагностика по запросу, дополнительно – диагностика родителей и диагностика педагогов дошкольного учреждения.

Скрининговая диагностика – это плановое мероприятие, которое проводится ежегодно в марте, апреле и мае. Целью ее является определение уровня развития познавательных процессов детей и соотнесение их с возрастной нормой, а также выявление трудностей в эмоционально-волевой сфере детей. По результатам скрининговой диагностики педагог-психолог формирует группы детей для коррекционной и развивающей работы.

Диагностика в рамках ПМПк проводится ежегодно в сентябре, феврале и мае, целью ее является выявление детей с отклонениями в познавательной и эмоционально-волевой сфере для последующего психологического сопровождения ребенка.

Диагностика детей по запросу родителей и педагогов проводится в течение года, что также регистрируется в журнале учета.

Диагностика родителей в дошкольном учреждении проводится в случае обращения их к педагогу-психологу, в контексте детско-родительских отношений.

Диагностика педагогов проводится по запросу администрации и в обязательный перечень работы не входит. Поскольку педагог-психолог является членом коллектива, то для большей объективности целесообразно привлекать специалистов из других учреждений.

Все методики, используемые педагогом-психологом, должны быть лицензированы и стандартизированы.

  1. Содержание скрининговой диагностики.

Источник: http://moluch.ru/th/4/archive/52/1805/

направления деятельности педагога психолога

Nav view search

Навигация

Искать

Меню сайта

Войти на сайт

Направления деятельности педагога-психолога

С руководителем ДОУ

  1. Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность таким образом, чтобы быстрее достичь поставленной педагогическим коллективом цели.
  2. Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  3. Участвует в подборе и перестановке кадров (дает рекомендации по психологической совместимости сотрудников).
  4. Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  5. Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
  6. Осуществляет поддержку ИКТ. Предоставляет психологическую информацию для сайтов ДОУ.
  7. Предоставляет отчетную документацию.
  8. Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
  9. При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями раз­вития на ПМПК.
  10. Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Со старшим воспитателем

  1. Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС.
  2. Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образо­вательные маршруты.
  3. Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  4. Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  5. Содействует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения.
  6. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  7. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
  8. Участвует в организации методических объединений и является членом ПМПК.
  9. Участвует в психологическом сопровождении инновационной деятельности, экспериментальной площадки.
  10. Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
  11. Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  12. Проводит психологическое сопровождение конкурсов («Интеллектуальная Олимпиада для одаренных дошкольников», «Малые Олимпийские игры», «Воспитатель года» и т. д.).
  13. Оказывает помощь в создании предметно-развивающей среды в группах.

С воспитателем

  1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
  3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности УУД у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
  4. Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
  5. Ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  6. Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  7. Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  8. Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  9. Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
  10. Принимает активное участие в методических объединениях воспитателей. Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
  11. Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  12. Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  13. Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
  14. Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С родителями

    • Конвенцию о правах ребенка;
    • государственную политику в сфере:
      • охраны психологического здоровья детей;
      • содействия социальной адаптации;
      • социальной защиты;
      • социальной реабилитации;
    • утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
    • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
    • принцип «здесь и сейчас».
  1. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  1. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
  2. Создает условия для предупреждения явлений дезадаптации детей в ДОУ.
  3. Объясняет родителям значимость:
    • создания условий для успешной социализации детей;
    • обучения игровому взаимодействию с детьми;
    • совместной игры родителя с ребенком;
    • учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
  1. Знакомит родителей:
    • с возрастными и индивидуальными особенностями их детей;
    • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
    • со способами обеспечения условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе;
    • с современными видами игровых средств и оборудования.
  1. Формирует:
    • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
    • потребность к овладению психологическими знаниями;
    • желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
    • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду;
    • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности;
    • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
  1. Обучает родителей:
    • способам применения разных видов игровых средств и оборудования;
    • умению организовывать и направлять разные игры детей;
    • методам игрового взаимодействия с ребенком;
    • созданию оптимальной развивающей среды дома;
    • правилам выбора игровых средств и оборудования.
  1. Проводит:
    • индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;
    • групповые тематические консультации для родителей;
    • психологическую диагностику детей.

В консультативном центре

  1. Информирует:
    • о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
    • о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
    • об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-личностной сфер ребенка;
    • о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
    • о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
    • о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
    • о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним.
  2. Реализует:
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • государственную политику в сфере:
      • охраны психологического здоровья детей;
      • cодействия социальной адаптации;
      • социальной защиты;
      • социальной реабилитации;
    • утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
    • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
    • принцип «здесь и сейчас».
  3. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной и эмоционально-личностной сфер.
  4. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
  5. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
  6. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  7. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, раз­вития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
  8. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
  9. Знакомит родителей:
    • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
    • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  10. Объясняет родителям значимость:
    • создания условий для успешной социализации детей;
    • обучения игровому взаимодействию с детьми.
  11. Формирует:
    • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
    • потребность к овладению психологическими знаниями;
    • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
    • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности;
    • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
  12. Проводит:
    • групповые тематические консультации для родителей:
    • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
    • консультации по телефону по вопросам, не требующим личного контакта;
    • информационные беседы по телефону;
    • индивидуальное игровое взаимодействие с детьми группы риска.

В группе кратковременного пребывания

  1. Информирует:
    • о путях преодоления трудностей в воспитании ребенка;
    • о симптоматике и оптимальных путях прохождения периодов кризиса 3 и 7 лет;
    • об игровых приемах, направленных на развитие интеллектуальной, коммуникативной и эмо­ционально-личностной сфер ребенка;
    • об игровых приемах снижения психо-эмоционального напряжения;
    • о путях и методах формирования у ребенка школьной зрелости;
    • о психологической готовности ребенка к школе и оптимизации прохождения им периода адаптации к новым социальным условиям;
    • о результатах диагностики уровня психического развития ребенка;
    • о проблемах и достижениях ребенка, выявляемых в процессе работы с ним;
    • о формах игрового взаимодействия в семье;
    • о способах конструктивного выхода из конфликтной ситуации.
  2. Реализует:
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • государственную политику в сфере:
      • охраны психологического здоровья детей;
      • содействия социальной адаптации;
      • социальной защиты;
      • социальной реабилитации;
    • утвержденную программу работы ДОУ на текущий учебный год;
    • принцип личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку;
    • принцип «здесь и сейчас».
  3. Проводит психологическую диагностику интеллектуальной, коммуникативной и эмоционально-личностной сфер.
  4. Выявляет причины и механизмы нарушений в социальной адаптации, развитии, обучении.
  5. Осуществляет психологическую поддержку семьи.
  6. Обеспечивает гармонизацию детско-родительских отношений.
  7. Разрабатывает конкретные рекомендации для родителей по вопросам воспитания, развития и обучения ребенка в виде информационно-наглядного материала (памятки, буклеты и др.).
  8. Создает условия для предупреждения возникновения явлений дезадаптации детей в ДОУ, школе.
  9. Знакомит родителей:
    • с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;
    • со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
  10. Объясняет родителям значимость:
    • создания условий для успешной социализации детей;
    • совместного игрового взаимодействия с ребенком;
    • учета психофизиологических особенностей ребенка для его успешного развития и воспитания.
  11. Формирует:
    • психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;
    • потребность к овладению психологическими знаниями;
    • желание использовать психологические знания в интересах гармонизации детско-родительских отношений;
    • модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;
    • личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с другими специалистами);
    • предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.
  12. Проводит:
    • групповые тематические консультации для родителей и педагогов;
    • индивидуальные консультации для родителей по запросу;
    • встречи с родителями в родительском клубе;
    • информационные беседы с родителями по результатам диагностических обследований, наблюдений;
    • индивидуальное игровое взаимодействие с детьми «группы риска»;
    • консультирование педагогов по вопросам оптимизации отношений между детьми в группе и в системе «педагог — ребенок».

Источник: http://www.ivushuv.ru/index.php/otkrytye-dannye/materialno-tekhnicheskoe-obespechenie-i-osnashchennost-obrazovatelnogo-protsessa/metodicheskaya-rabota/stranitsa-psikhologa/napravleniya-deyatelnosti-pedagoga-psikhologa

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *