Групповой психоанализ; Студопедия — групповой психоанализ

24.03.2019

На первом этапе учитываются присутствующие в воспоминании люди. Присутствие матери может свидетельствовать об избалованности, недостатке материнского внимания или о хорошем выполнении ею своих материнских функций. Отсутствие матери может отражать ее пренебрежение ребенком, отсутствие привязанности к ней или пережитое «свержение с трона» в результате появления следующего ребенка. Присутствие отца может быть признаком обращения к нему из-за неудовлетворительных отношений с матерью, «свержения с трона», бунта избалованного ребенка против строгого отца.

Групповой психоанализ

З. Фрейд в 1921 г. опубликовал программную работу «Массовая психология и анализ человеческого «Я», в которой сочувственно излагает взгляды Ле Бона: «Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична, неправдоподобного для нее не существует… Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают лишь чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать, и всегда повторять то же самое… Она уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере… Она хочет, чтобы ею владели и ее подавляли, хочет бояться своего господина… И наконец: массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить. Ирреальное для них всегда имеет приоритет перед реальным, нереальное влияет на них почти так же сильно, как реальное. Массы имеют явную тенденцию не видеть между ними разницы… Масса – это послушное стадо, которое не в силах жить без господина. У нее такая жажда подчинения, что она готова подчиняться каждому, кто назовет себя ее властелином» (Фрейд, 1991, с. 78–82)

Позже, в работе «Недовольство культурой» Фрейд указал на объединяющее значение «агрессивного компонента человеческих влечений», поскольку деструктивность можно держать под контролем, только сплотившись на основе требований культуры. Фрейд предположил, что для формирования группы необходима взаимная идентификация ее членов на основе либидинозной зависимости от лидера, который идеализируется.

Преодоление регрессивных (либидозных и деструктивных) тенденций группы возможно с помощью эмпатии: «От идентификации через подражание идет путь к вживанию, т.е. к пониманию того механизма, который вообще делает возможным нашу позицию по отношению к чужой психической жизни» (Фрейд, 1991, с. 31).

J У старика был беспощадный взгляд; не было в мире такой иллюзии, которая могла бы его убаюкать – за исключением веры в его собственные идеи (Альберт Эйнштейн о Зигмунде Фрейде).

Адлер

Цели адлерианской группы состоят в следующем (Адлер, 1995, 1997; Сидоренко, 2000). Необходимо создать такие терапевтические отношения, которые приведут участников группы к исследованию базовых посылок, лежащих в основе их существования, и достижению более глубокого понимания жизненного стиля, т.е. представлений о жизни и способов поведения в типичных жизненных ситуациях. Помочь клиентам в осознании своих сильных сторон и ресурсов, которые позволят осуществить изменения. Побуждать членов группы к принятию полной ответственности за выбранный стиль жизни и любые изменения, которые они хотят достигнуть.

В первоочередную задачу терапевта входит отслеживать социальный контекст поведения. В начале работы он стремится определить цели; предпринимает активные шаги для установления и поддержания терапевтических отношений, а также для исследования и анализа индивидуальной динамики. Он также создает модель внимательной заботы, помогает членам группы принять и использовать свои сильные стороны, поощряет у участников группы развитие смелости, необходимой для перевода того, чему они научились в группе, в повседневную жизнь. Для решения этих задач терапевт анализирует превалирующие паттерны, чтобы стимулировать переоценку некоторых убеждений и целей, используя интерпретации, оценку и конфронтацию.

Работа обычно проводится в малой группе, состоящей из 3–5 человек. На диагностической стадии работы участники работают со своими самыми ранними воспоминаниями. Надо дать оживленному событию название, выразить свои чувства по поводу него, внести в него любое изменение. Качественный анализ ранних воспоминаний включает четыре этапа:

1) анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез;

2) проверка гипотез;

3) инсайт – постижение формулы жизненного стиля автора воспоминания;

4) исследование формулы вместе с автором.

На первом этапе учитываются присутствующие в воспоминании люди. Присутствие матери может свидетельствовать об избалованности, недостатке материнского внимания или о хорошем выполнении ею своих материнских функций. Отсутствие матери может отражать ее пренебрежение ребенком, отсутствие привязанности к ней или пережитое «свержение с трона» в результате появления следующего ребенка. Присутствие отца может быть признаком обращения к нему из-за неудовлетворительных отношений с матерью, «свержения с трона», бунта избалованного ребенка против строгого отца.

Присутствие родных братьев и сестер может говорить о развенчании, соперничестве с ними, зависимости от них, сотрудничеству с ними. Присутствие двоюродных братьев и сестер того же пола, что и автор воспоминаний, может указывать на распространение социального чувства за пределы собственной семьи. Если они противоположного пола по отношению к автору, это может свидетельствовать о трудностях в общении с противоположным полом.

Присутствие бабушки или дедушки может говорить о том, что они баловали ребенка. Если они вспоминаются в теплой атмосфере вне родительского дома, можно думать об исключении остальных людей и недостаточной социальной адаптации. Присутствие кого-то, кроме родственников позволяет предположить интерес к другим людям и сотрудничество с ними. Однако они могут восприниматься как опасность и отражать несамостоятельность и страх покинутости.

При анализе типа события учитываются следующие связи. Опасности, несчастные случаи, наказания говорят о фиксации на враждебной стороне жизни. Воспоминания о болезни или смерти отражают страх перед ними и стремление лучше подготовиться к встрече с ними. Воспоминания о привычных проступках, кражах и сексуальных опытах указывают на напряженные усилия избегать их в дальнейшем. Воспоминание первого посещения детского сада или школы свидетельствует о выраженности впечатлений от новых жизненных ситуаций.

Далее выявляется ведущий способ восприятия ситуации субъектом. Преобладающий в воспоминании вид чувствительности (зрительный, слуховой, моторный и т.д.) может указать на желательный выбор профессии. Ощущение принадлежности: употребление местоимения «я» или «мы»; если «мы» – то с родственниками или с более широким кругом людей. Упоминание о чувствах, связанных с воспоминанием, говорит об интересе к эмоциональной стороне жизни и наоборот. Испытанное в воспоминании чувство может свидетельствовать о преимущественном способе эмоционального воздействия субъекта на других. Наконец, эмоциональный фон воспоминания может отражать эмоциональную тональность избранного человеком жизненного стиля.

На втором этапе из гипотез, сформулированных на первом этапе, исключают те, которые опровергаются другими элементами воспоминания. На третьем этапе методом мозгового штурма записывают любые идеи по поводу жизненного стиля автора. Затем выводят формулу его жизненного стиля, начинающуюся со слов: «Жизнь – это…» или «Жить – значит…».

Уровень психосексуального развития, отразившийся в раннем воспоминании предположительно должен соответствовать уровню зрелости пациента. Темы воспитания, удовлетворения желаний или недоверия и лишения чего-либо характерны для оральной стадии развития. Темы бунтарства, неподчинения, нанесения вреда себе или другим или послушания, чистоплотности, заботы об имуществе служат признаками анальной стадии. Темы получения удовольствия от власти и силы или боязни наказания за это удовольствие, как и сексуальные темы ассоциируются с фаллической стадией. Темы вражды, соревнования или гармоничных действий в семейном треугольнике свидетельствуют об эдиповой стадии. Темы какой-либо совместной со сверстниками активности, принятия или отвержения группой и индивидуальных достижений встречаются в латентной стадии развития.

При количественной оценке ранних воспоминаний учитывают следующие параметры. Использование логики и долженствования, осознание своих и чужих чувств, уровень любознательности, уверенность в себе или несостоятельность, радость или угнетенность, благополучный или неприятный конец. Активность или пассивность субъекта, ответственность за себя или зависимость, общительное поведение или отъединение, доброжелательность или враждебность среды и автора воспоминания, хорошее или плохое обращение с ним. Переживание конфликта, соревнования, страха или тревоги; чувство одиночества, покинутости или растерянности; противостояние авторитетам, нарушение правил.

При оценке целей выделяют инициативное преследование цели, преследование ее путем установления собственных правил и с игнорированием барьеров, преследование цели с помощью окольных, фиктивных или тщетных усилий, «ведомое» преследование цели в рамках требований ситуации, пассивное сопротивление с минимальными усилиями и безнадежный подход.

Для оценки воспринятых семейных ролей обсуждаются проблемы, связанные с очередностью рождения. Участников просят разделиться по очередности рождения на однородные подгруппы, в которых обсуждают чувства, опыт, проблемы, связанные с местом в семье. Создается обобщенный портрет очередности рождения, который представляют всей группе и обсуждают, что означала для уже взрослого участника его позиция в семье. Обычно для личности старшего ребенка характерны черты, обусловленные «свержением с трона» после рождения второго ребенка: утрата доверия к миру, стремление «вернуть престол» ценой все новых достижений. Второй ребенок постоянно стремится обогнать кого-то, младший может стать «испорченным ребенком».

Перворожденным чаще снятся страшные сны, где им что-то плохо удается; младшие видят кошмарные, безнадежные сны. Старший ребенок более надежен, реалистичен, ориентирован на достижение цели, он более замкнут и сдержан. Младший нацелен на эмоциональное проживание жизни, более беспечен и оптимистичен, общителен и непосредственен. Единственный ребенок обычно считает себя любимцем; так же воспринимает себя старший ребенок, если второй ребенок младше на 5 лет и больше. Старший сын становится более доминантной личностью, старшая дочь уступает по доминантности младшим сестрам. Сыновьям кажется, что их предпочитала мать, дочерям – отец.

После завершения диагностической стадии переходят к фазе переориентации – изменения жизненного стиля. Терапевт применяет в это время специфические техники: самораскрытие, исследование родительской семьи, исследование социальной динамики и уникального жизненного стиля пациента, когнитивное реструктурирование, изменение системы убеждений. Члены группы достигают инсайта о себе; принимают ответственность за осуществление позитивных изменений; рассматривают альтернативные взгляды, цели и формы поведения.

Источник: http://studopedia.ru/4_151037_gruppovoy-psihoanaliz.html

Групповой психоанализ — они или мы?

групповой психоанализ

Большинство всех проблем касаются человеческих отношений, и только в общении мы можем научиться разрешать эти проблемы.

Нарциссизм и социальность

Человек социален по своей сути, мы находимся в сложных переплетениях социальных взаимодействий и связей. Являясь социальным, в то же самое время человек уникален и не заместим, психологический подход предполагает, что индивид не менее значим, чем коллектив, что соответствует классической максиме «человек – мера всех вещей». Проблема состоит в разрешении конфликта нарциссизма и социальности.

У нас есть потребность как реализации себя, так и в отношениях. Каждый человек решает дилемму — быть принятым, быть приятным людям, вписаться во внешние обстоятельства и ситуации, при этом сохранить уникальность, не утратить свою индивидуальность, т.е. быть аутентичным самому себе. В этом вся проблема: как быть собой и быть в отношениях. Разрешить эту дилемму не так просто.

Мы социальны, мы стремимся к контактам, к взаимодействиям, мы хотим чувствовать себя причастными к группам, сообществам. Достаточно подумать о том, какой жизненной драмой становится для человека невозможность обрести семью, людей, близких по духу, среди которых можно почувствовать себя принятым, с кем можно разделить переживания и чувства, глубже осознать ценность прожитого опыта. Связанность с другим есть самая суть человека, и отделенность от других людей – одно из самых болезненных переживаний.

Жизнь состоит из противоречия между нашим потенциалом и диктуемыми окружающей средой правилами, по которым нужно жить и строить отношения. В процессе социального становления человек сталкивается с массой противоречий, происходящее в реальности и его личные смыслы могут не совпадать. Реальность может казаться невыносимой, правда о себе и своей жизни может противоречить представлению о желанном, о должном, о добре, об идеалах. И это субъективное переживание человеком невыносимости реальности, неприемлемости некоей правды о себе и своей жизни заставляет человека бежать от реальности и от отношений в одиночество, в неврозы, в болезни, в скептицизм и разочарованность.

Конфликт нарциссизма и социальности можно разрешить только посредством человеческого общения. Групповая аналитическая психотерапия предоставляет безопасное пространство для глубокого общения и самопознания через взаимодействие с другими людьми. Через общение в этом безопасном пространстве каждый участник группы может многое понять о себе и о других, понять, как освободиться из плена мышления, пронизанного собственным «Я», в то же время не задавливать собственные аутентичные переживания, не подавляя самих себя, научиться выражать аффекты, быть спонтанными, не разрушая других людей и ситуации.

Мы тренируем тело в спортзале, так как понимаем, что нетренированное тело не справится с нагрузками и не сможет реализовать свои задатки, также и нашей психике нужны тренировки, чтобы суметь справиться со сложными жизненными задачами, — переживания, возможность развивать и выражать аффекты, эмоциональные связи и обмены с другими людьми. Чтобы реализовать эти задачи развития нам нужны поддерживающее окружение и безопасное пространство. Это предоставляет групповой психоанализ.

Цель групповой психоаналитической работы – помочь участникам выявить погребенные собственные аутентичные стремления и аффекты, при этом не разрушая связей с другими людьми, а напротив, создавая удовлетворительные связи с группой в целом, с ведущим и с каждым участником в отдельности. Важно научиться переживать события и взаимодействия с людьми без замысловатых концептуализаций (абстрагирование и уход) или безосновательного осуждения (агрессия и обесценивание).

Человеческие переживания диалогичны по своей сути, они всегда адресованы кому-то, и в анализе можно обнаружить адресат этих переживаний. Чтобы понять себя, нам нужен кто-то, нам нужен диалог. Групповая психоаналитическая терапия дает человеку возможность вынести вовне эти внутренние диалоги, выразить себя, получить обратную связь, опробовать более открытые способы взаимодействия. Это возможность приобрести новый более аутентичный опыт общения с другими людьми. Только лишь глубокое человеческое общение способно разорвать круг индивидуально неразрешимых внутренних конфликтов, раздирающих человека.

Групповой психоанализ — это форма групповой психотерапии, в которой используются идеи, принципы и методы психоанализа, он возник в результате взаимодействия психоанализа и социальной психологии. Этот вид психотерапевтической работы предполагает регулярные встречи группы людей под руководством ведущего группы – психотерапевта. Таким образом создается безопасное пространство для общения этих людей, цель которого решить психологические проблемы и трудности, внутренние конфликты, научиться строить доверительные и открытые отношения, понять себя и других.

Семейные истории

Первая группа, в которой мы получаем опыт отношений, это семья, родительская пара. Первые контакты с матерью и семейным окружением имеют глубочайшее значение для последующего развития человека. Каждый человек строит свое взаимодействие с людьми в соответствии с внутренними образами своих родителей, которые сформировались у него еще в раннем детстве. И, естественно, придя на группу, человек привносит эти образы родителей (репрезентации), и строит свое общение исходя из этих внутренних репрезентаций. Многие проблемы в жизни человека, связанные как с общением, так и с недостаточным функционированием, являются следствием ранних эмоциональных разочарований в семье.

Большинство людей, вступающих в психотерапевтические группы, имеют за плечами неудовлетворительный опыт в своих первых и наиболее важных группах – в родительских семьях. К счастью, необязательно получать второе детство, чтобы исцелить это. Аналитическая группа – это метафора семьи. В пространстве групповой работы актуализируются и прорабатываются травмы прошлого, у каждого участника есть возможность снова пережить какие-то моменты своей жизни, восприняв их по-новому, разделить с группой переживания, переработать и смягчить боль, которая не дает двигаться в отношения. В итоге, меняется Ваше отношение к самому себе, к своей жизни, что является ключом для положительных перемен в жизни.

Каждый участник приносит в группу свою семейную историю, свою жизненную драму. И вместо открытых отношений, вместо реального предъявления себя и реального движения навстречу друг другу участники начинают проигрывать некие сюжеты, в которых существуют предопределенные роли, общаются, исходя из непережитых, непереваренных детских переживаний, эмоций, обид, основываясь на глубоко вытесненных установках о своей самонедостаточности.

Для обретения человеком состояния целостности и уверенности очень важно, чтобы был сформирован позитивный бессознательный образ родительской пары. Когда этот образ хорошего внутреннего объекта установлен, тогда есть возможность для сепарации от родительских фигур и создания удовлетворяющих отношений с партнером. Человек перестает искать в партнере замену матери или отца, становится способным давать и получать любовь. Переживая актуализированный в групповом процессе травматический опыт детства, осознавая его влияние, пересматривая его, участники учатся осознавать собственную ответственность в том, что происходит в их жизни сейчас, начинают лучше управлять собой, уменьшать проекции вовне того, что не нравится, создавать новые формы взаимодействия с другими участниками и с группой в целом.

Групповая психоаналитическая терапия — это возможность постепенно освобождаться от этого груза прошлого. И чем больше ты от него освобождаешься, чем больше очищаешь внутреннее пространство, тем больше ты присутствуешь в настоящем, и как следствие, жизнь становится более яркой и наполненной.

Как работает метод группового психоанализа (групп-анализа)

По мнению Зигмунда Фрейда, образование групп преследует две цели: борьбу с силами природы (в том числе — бессознательной природы самого человека) и связывание человеческой деструктивности. И это в большой мере соотносится с целями групповой психотерапии, т.к. для каждого из нас очень актуально научиться справляться с деструктивными импульсами, быть способными выдерживать агрессию собственную и других людей. И это очень важно.

Так как общение в группе не структурировано и не ограничено определенными темами, а используется свободная дискуссия, это позволяет каждому участнику полнее раскрыться. Каждый участник, строя взаимодействия с другими участниками и группой в целом, привносит свои проблемы и драму своей жизни в это общение. Участники группы отзываются на проекции друг друга, и таким образом в групповом процессе происходит спонтанное разыгрывание внутренних драм участников.

Не зная самих себя, мы проецируем неосознаваемые части своей личности на других. Каждый участник проецирует свои внутренние содержания и застарелые ожидания на других и в то же время сам становится экраном для чужих проекций. Каждый проецирует свою рану наружу, вместо того, чтобы исцелять ее внутри. Эти процессы создают групповую динамику, в ходе которой у каждого участника происходит работа над наиболее незрелыми и инфантильными частями личности, связанными с комплексами страхов и защит. Именно эти незрелые аспекты личности участников и являются помехой в групповых процессах.

Пространство групповой аналитической терапии позволяет отследить собственные тенденции к неправильному и искаженному восприятию, когда ты видишь не ситуацию, а свои страхи по поводу ситуации. Человек говорит тебе какие-то слова, а ты реагируешь не на эти слова – ты реагируешь на некие собственные страхи. В процессе взаимодействий с группой и получения обратной связи, участник начинает видеть, как происходит процесс подмены реальности картинками из прошлого, образами родителей, других значимых фигур. Участники учатся в процессе групповой работы отслеживать в себе эти тенденции, что позволяет изменить этот механизм психической жизни.

Процесс групповой динамики следует определенным циклам. В психологии есть даже такое понятие, как «возраст группы». Психоаналитическая группа в этом смысле не исключение, она проходит в своем развитии естественные циклы – рождение, развитие и завершение. Для каждого этапа характерны свои трудности. Для начального этапа, например, характерны сильные тревоги, напряжение, ощущение неопределенности ситуации и рискованности самопредъявления. Задача участников – научиться справляться с непереносимыми чувствами, научиться видеть друг друга, понимать, осознать собственную ценность для группы, ценность каждого участника и группы в целом. Для каждого участника важно ощутить свою принадлежность к группе, для группы в целом необходимо осознать возможность черпать силу из собственных ресурсов.

Таким образом постепенно между участниками группы формируются отношения доверительности, в которых становится возможным эмоциональное раскрытие участников, зарождаются влияющие на наше развитие эмоциональные связи. Доверие позволяет обрести чувство безопасности, и тогда мы можем раскрыться.

Когда мы уходим от эмоциональных связей в межличностных отношениях, тогда не создается условий для развития участников, не происходят желательные структурные изменения в их личности, и в результате подлинные переживания участников, их потребность в аутентичных формах взаимодействия оказывается заблокирована. Тогда мы получаем чрезвычайно обедненные межличностные отношения, и жизнь человека становится эмоционально бедной и пустой. И групповая ситуация помогает каждому участнику увидеть, что же ему мешает в отношениях, что мешает доверительности, самораскрытию, принятию других участников группы.

В каждой группе есть здоровый потенциал, который выражается в ее способности понимать, прорабатывать и разрешать существующие в ней конфликты и напряжение. В процессе групповой динамики мы сталкиваемся с различными проявлениями группового поведения, не всегда конструктивного. Свободная, открытая коммуникация помогает преодолевать препятствия на пути коммуникации и доверия, смягчать агрессию пониманием. Участники получают возможность испытать сильные очищающие и освобождающие переживания, которые разрушают старые картинки, меняют восприятие себя, отношение к своим родителям, к своему прошлому. Тогда человек становится способным ощутить истинного себя, а не набор скомканных представлений о себе.

В метафоре психоанализа группа в целом является материнской фигурой, дающей понимание, тепло и принятие, а ведущий группы — отцовской фигурой, устанавливающей порядок и обеспечивающей безопасность. Аналитический процесс позволяет в определенной мере проработать ранние конфликты, лишения, фрустрации, которые человек пережил в детстве, что дает возможность изменять бессознательные родительские образы во внутреннем мире человека. В психотерапевтической практике известно, что когда устанавливаются хорошие отношения с первичным объектом (ранний образ матери в бессознательном) создаются условия, чтобы человек мог давать и получать любовь, сумел построить гармоничные отношения.

Это позволяет освободиться от давления родительских фигур и от постоянного ощущения, что нам что-то недодали. Бессознательные нереалистические ожидания эйфории сменяются радостью открытия иных отношений с миром, соответствующих новым представлениям о себе. Мы больше не боимся двигаться в отношения и не избегаем контакта с реальностью, мы перестаем защищаться от собственных чувств и не подавляем самих себя. Тогда мы открываемся для опыта и познания себя и мира.

В процессе групповой работы у Вас потихонечку что-то будет проясняться, и Вы начнете улавливать связи и суть происходящего. И ключевой момент терапии — когда Вы осознаете, что от Вас многое зависит и в плане самоощущения, и в плане влияния на группу и на отдельных участников. Вы начнете справляться с чувством самоотчужденности, с неуправляемостью самочувствия, со спутанностью и неустойчивостью самоощущения в сложных жизненных ситуациях. Когда для человека становится возможным принимать долю своей ответственности во внешней или внутренней ситуации, это способствует интеграции его психической жизни, ощущению собственной силы и возможностей.

Главное, что ты можешь понять о себе, – твоя жизнь в твоих руках – сделай ее как можно более богатой!

Я приглашаю Вас принять участие в групповой психоаналитической терапии!

Записаться и задать вопросы Вы можете по тел. +7-909-958-07-49.

Ведущая группы – Голенева Лада Викторовна, психолог, психоаналитический терапевт, групп аналитик.

Источник: http://psy-space.ru/?page=gruppovoy-psihoanaliz—oni-ili-my

Групповой психоанализ. Теория — техника — применения

групповой психоанализ

групповой психоанализ

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ И ТЕХНИКА . 21

Теоретические построения группового психоанализа

Иргмгард Веллерт . 23

Введение . 23

Исторический обзор . 24

Глоссарий . 25

Основные методы группового психоанализа . 29

  1. Психоанализ в группе . 31
    1. Сэмюэл Ричард Славсон:
      новый подход к распределению либидо. 31
    1. Александр Вольф и Эмануэль Шварц:

индивид под влиянием группы. 33

    1. Вальтер Шиндлер: семейная модель отдельного участника —
      условные рефлексы в групповом процессе. 35
  1. Психоанализ группы . 37

2. 1. Уилфрид Р, Бион: хорошая атмосфера в группе, базовые допущения

и протоментальная система. 37

2. 2. Генри Эзриел: групповое напряжение

и отношение здесь-и-сейчас. 42

2. 3. Дитер Ольмайер: интенсивные группы. 45

2. 4. Герман Аргеландер: расщепление группы

по структурной модели на Оно, Я и Сверх-Я. 45

2. 5. Йозеф Шойкет: большая группа. 47

3. Психоанализ индивида в группе, посредством группы и посредством
психоанализа группы:
Зигмунд Г. Фукс:
сеть отношений и индивидуальность
. 49

4. Психоанализ в группе и через группу:
переменные терапевтической активности:
геттингенская модель
А.
Хайгль-Эверс и Ф. Хайгля . 52

4. 1. Психоаналитически-интеракционная терапия —
модель 1. 55

4. 2. Психоаналитически ориентированная терапия —
модель II. 56

4. 3. Аналитическая терапия — модель III. 57

5. Психоанализ группы и в группе с особым вниманием к групповым
феноменам
первичного нарциссизма: У . Д. Фингер-Трешер:
концепция первичного нарциссизма . 57

Заключение . 60

Определение показаний к групповой терапии

Михаэль Хайне . 54

Введение . 54

  1. Определение показаний на основании расстройства . 65
  2. Отношение ведущий — пациент . 66
  3. Терапевтические методы в групповой терапии . 68

3. 1. Ориентация на групповой процесс
или на индивидуальный случай. 69

3. 2. Относительно здоровые и страдающие
нетяжелыми неврозами участники группы. 71

3. 3. Пациенты с тяжелыми нарушениями. 72

Конвергенция различных школ. 72

Заключение . 75

Аналитическая группа как средство диагностики

Бетина Финк . 77

Теоретические размышления о применении в стационарном сеттинге

Введение . 77

  1. Основания . 78
  2. Способы групп-аналитической диагностики . 81
    1. Гипотезы толкования. 81
    2. Валидизация через консенсус. 82
    3. Восприятие и построение теории. 82
    4. Сеттинг. 84
    5. Позитивная диагностика . 87

Заключение . 90

Контрперенос в групп-анализе

Михаэль Лукас Мёллер . 91

  1. К теории контрпереноса

в индивидуальном психоанализе . 92

  1. К теории групп-аналитического контрпереноса . 95
    1. Множественный контрперенос. 97
      1. Формы множественного контрпереноса. 97
      2. Двойное напряжение контрпереноса. 98
    2. Контрперенос на латеральные контпереносы. 100
      1. Латеральные контрпереносы,

обусловленные ролью. 101

      1. Латеральные контрпереносы, обусловленные фазами. 102
      2. Латеральные контрпереносы

на выделяющихся членов группы. 103

      1. Латеральные контрпереносы,

обусловленные сопротивлением. 104

    1. Групповой контрперенос. 104
      1. Контрперенос на группу как целое. 104
      2. Контрперенос на подгруппы. 105
    2. Динамические контрпереносы в групп-анализе. 106
      1. Контрпереносы дефекта. 107
      2. Контрпереносы конфликта. 108
    3. Влияние множественного переноса групп-аналитика

на его собственный контрперенос. 109

  1. Следствий групп-аналитического контрпереноса . 110
    1. Релятивизация групп-аналитика. 110
    2. Конфликт с синтетической функцией Я. 111
    3. Круг самоусиления в контрсопротивлении. 113
  2. Контрперенос в сравнении

концепций групповой терапии . 113

  1. Групп-аналитческий контрперенос,

обусловленный концепцией . 118

    1. Иллюзорная концепция автономного Я . 118
    2. Три уровня контрпереноса: базальный, культурный

и динамический контрперенос. 119

  1. Проблемы контрпереноса

в групп-аналитической практике . 121

  1. Два глаза контрпереноса:

непосредственный и структурный контрперенос . 124

  1. Групп-аналитический контрперенос как код матрицы . 126
  2. Многопоколенческая перспектива контрпереноса . 126

Заключение . 127

Факторы воздействия

групповой аналитической психотерапии

Юлиана Ева ван Вик . 130

Введение . 130

  1. Исторический обзор . 131
  2. Концепции, основанные на теории травмы,

и катарсис в групп-аналитических моделях . 132

  1. Значение концепций теории влечений

и психологии Я для понимания лечебных факторов в
групп-аналитическом процессе
. 135

  1. Позиции теории влечений и теории травмы

в концепциях теории объектных отношений . 141

  1. Инсайт и адаптация, проективная идентификация и корригирующий
    эмоциональный опытв групп-аналитических моделях
    . 143
  2. Значение психологии самости

для понимания групповых процессов . 145

Заключительные замечания . 149

О функции руководства группы

Феликс де Мендельсон . 150

Введение . 150

  1. Принципы руководства группой по Фуксу . 152
  2. Принципы руководства группой по Биону . 157
  3. Некоторые рекомендации для начала

групп-аналитической практики . 161

  1. Иллюстрация: случай из практики . 165

Рекомендуемая литература . 166

Обоснование групп-анализа Тригантом Барроу и его значение для
современного групп-анализа Диер Занднер
. 168

  1. Интенции, приведшие Барроу

к обоснованию групп-анализа. 170

  1. Первые обоснования группового метода. 175
  2. Огрупп-анализе как методе исследования. 184
  3. Концепция групп-анализа Барроу. 186
  4. Влияние Барроу на классиков групп-анализа. 191

Регрессия группы или регрессия в группе?

Рейнхардт Лобе . 199

Введение. 199

  1. Регрессия группы. 202
    1. Асоциально-социальное бессознательное. 202
    2. «Массовая душа» и функции Я. 203
    3. Уровень Я в больших и малых группах. 205
    4. Проективная идентификация

и «фуппа базовых допущений». 207

  1. Регрессия в группе. 212
    1. «Диадическая модель» и группа. 212
    2. Группа-мать и участник-младенец. 214
    3. «Масса» и «индивид». 216
    4. «Вторичная индивидуализация» —

спасение идентичности. 217

    1. «Социально индуцированная/индивидуальная

регрессия»: клинически-диагностическое понятие. 219

Групп-аналитическая ситуация.

Соблазнение. Тайна. Загадка

Йоханнес Ранефельд . 222

Введение. 222

  1. Соблазнение. 223
  2. Соблазнение как перенос, перенос как соблазнение —

движение навстречу. 227

  1. Аналитик как гарант метода

и «хранитель загадки». 230

  1. Загадка: клинические категории,

топика и отношение к бессознательному. 233

Заключение. 235

Любовь в группе

Михаэль Лукас Мёллер . . 237

  1. Многообразие любви в группе. 237
  1. Любовь участников группы ко всей группе. 238
  2. Любовь участников группы друг к другу. . 239
  3. Любовь участника группы к ведущему. 240
  4. Любовь группы в целом к ведущему. 240
  5. Любовь групп-аналитика к участнику группы. 240
  6. Любовь групп-аналитика ко всей группе. 240
  7. Семь способов проявления любви в группе. 241
  8. Аналогичные гомосексуальные формы любви. 242
  1. Сопротивление любви,

любовь как сопротивление. 242

  1. Контрсопротивление любви. 242
  2. Аналитики игнорируют, что их идеализируют. 243
  3. Любовь в группе как сопротивление. 244
  4. Сопротивление любви в группе. 245
  5. Любовь в группе не замечает

группу как форму любви. 246

  1. Любовь до начала группы. 246
  1. Выбор профессии психоаналитика

как акт любви. 246

  1. Выбор пациентов как любовный выбор. 247
  1. Матрица любви. 247
  1. Любовь — признак матрицы. 247
  2. Мультиличностное поле любви. 248
  3. Слоистая структура любовной матрицы. 249
  4. Возникновение любви: решающая вспышка. 250
  5. Любовь как знак двоичной матрицы. 251
  6. Двоичная матрица

как часть групповой матрицы. 252

  1. Теоретическая дилемма любви в группе . 253
  1. Сокращенная теория любви

и дифферентная теория группы. 253

  1. Группа в любви. 254
  1. Обнаружение любви к группе. 254
  2. Любовь как внутренняя

групповая сексуальность. 255

  1. Многосторонняя обусловленность

любви в группе. 257

  1. Обоснование воздержания. 257
  2. Всестороннее образование

либидиноэных связей в группе. 258

  1. Аналитик ведет группу, пока она его не поймает. 259
  1. Персонификация любви групп-аналитика. 259
  2. Любовь групп-аналитика. 261

ЧАСТЬ II. ГРУППОВЫЕ ПРОЦЕССЫ

И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ. 269

Типичное течение аналитических групп

Михаэль Хайне . 271

Введение. 271

  1. Примеры неаналитических моделей

течения групповых процессов. 274

  1. Анализ типичных общественных процессов у Эрдхайма. 277
  2. Модели течения терапии в группах. 279
    1. Групповые процессы по Биону. 279
    2. Результаты исследований в Альтаусзее. 281
      1. Нидация. 282
      2. Контроль. 283
      3. Инициация. 283
      4. Экодомия. 284
      5. Коллективная ассоциация. 285
      6. Освобождение. 286

Значение сновидений в групповом психоанализе

Юлиана Ева ван Вик . 288

Введение. 288

  1. Развитие понимания снов. 289
  2. Модели порождения сновидений

и их значение в групповом процессе. 292

  1. Концепция группового сновидения. 295
  2. Групповое сновидение — функция переноса. 297
  3. Коммуникативная функция сновидений в группах. 298
  4. О практике толкования групповых сновидений. 299

Заключительные замечания. 300

Групповой психоанализ с пожилыми людьми

Альфред Притц . . 302

  1. Введение. 302
  2. Является ли групповой анализ подходящим методом

терапии для пожилых людей?. 302

  1. Вопросы терапевтического метода. 304
  2. Показания. 305
  3. Приятие старения. 306
  4. Поддержание здоровья/ многочисленные болезни. 306
  5. Утрата близких. 307
  6. Одиночество. 308
  7. Изменения места: перемещение в дом престарелых,

в дом инвалидов, в больницу. 308

  1. Конфликты в доме престарелых. 309
  2. Приближение конца жизни. 309

Групп-анализ с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы

Ева Кучера, Сюзанна Эйллер-Херц . 310

Введение. 310

  1. Клиенты. 311
  2. Сеттинг. 311
  3. Групповой процесс. 312
  4. Контрперенос. 316

Заключение. 318

Аналитическая групповая терапия больных различными видами зависимости

Ирмгард Айзенбах-Штанглъ . 319

Введение. . 319

  1. К определению зависимости. 321
  2. Группы для больных с зависимостью. 326
  3. Групповой психоанализ страдающих зависимостью. 327
  4. Иллюстрации: случаи из практики. 331

Групп-анализ с бездомными

Элизабет Выкоукалъ . 337

  1. Общая ситуация. 337
  2. Взгляд со стороны. 339
  3. Вхождение. 340
  4. Давать и брать. 342
  5. Движение — куда?. 344

Групп-анализ пар

Михаэль Лукас Мёллер . 346

  1. Являются ли показания к групп-анализу пар

первым общим показанием к психотерапии?. 347

  1. Почему эта важнейшая форма терапии применяется,

тем не менее, очень редко?. 350

  1. Создание группы пар в рамках частной практики. 352
  2. Общие бессознательные взаимоотношения партнеров

как терапевтический объект. . 354

  1. Биперсональная организация переноса и сопротивления. 355
  2. Оживление структуры взаимоотношений —

путеводная нить терапевтического метода. 355

  1. О многообразии возможных констелляций

у ко-терапевтов. 356

  1. Контрперенос отношения- специфическая черта

групп-анализа пар. 357

  1. Два одновременных основных переноса —

на терапевта и партнера. 358

  1. Фазы терапии и успех лечения. 359
    1. Развитие группы пар. 359

Стадиальная модель группового развития. 361

    1. Эмпирическое измерение успеха терапии. 362

Опыт проведения межкультурных больших групп

Йозеф Шойкет . 364

Введение. 364

  1. Международная секция групп-анализа, Альтаусзее. 366
  2. Семинары в Германии. 367
  3. Психотерапевтическая образовательная программа

на Украине. 369

  1. Большая группа в Иерусалиме. 371
  2. Университетский курс в Будапеште. 371

8. Всемирный конгресс психотерапевтов в Вене. 372

Заключение. 373

Супервизия

с групп-аналитической точки зрения

Корнелия Штайнхардт (Komelia Steinhardt) . 375

Введение. 375

  1. Первое приближение к супервизии. 377
  2. Подход к супервизии

с групп-аналитической точки зрения — часть первая. 379

  1. Подход к супервизии

с групп-аналитической точки зрения — часть вторая. 384

Заключение. 388

Групп-аналитическое образование

Иргмгард Веллерт . 389

А. ГРУПП-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АВСТРИИ. 389

Введение. 389

  1. Секция группового психоанализа Австрийского общества

групповой терапии и групповой динамики (ÖAGG) . 389

  1. Юридический базис: Закон о психотерапии. 390
  2. Вводный курс психотерапии (пропедевтика) — условие

допуска на курс специализации по психотерапии. 390

4. Условия приема на курс специализацию

«Групповой психоанализ». 390

  1. Условия групп-аналитического образования

(по состоянию на 2000 г.). 391

  1. Порядок и длительность. 393
  2. Сертификат об окончании

и внесение в список психотерапевтов. 393

  1. УЧРЕЖДЕНИЯ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ,

В КОТОРЫХ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ СПЕЦИАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ ГРУППОВОГО ПСИХОАНАЛИТИКА. 393

Литература. 396

Именной указатель. 430

Предметный указатель. 440

Немецко-русский словарь понятий

(приложение к Предметному указателю). 463

Источник: http://ufreida.com.ua/gruppovoy_psikhoanaliz._teoriya_-_tekhnika_-_primeneniya/

Групповой психоанализ в формате супервизии. «Дикая» супервизия и что с этим делать.

Каждый групп-аналитик и психотерапевт, практикующий групповой психоанализ, нуждается в компетентной супервизорской поддержке.

Бурное развитие групповой психотерапии привело к тому, что начинающие психотерапевты открывают в своей практике очень разные группы. А супервизора, как это бывает на развитом психотерапевтическом рынке, в той же организации просто нет. Поэтому находят супервизора не по принципу, что это – Мастер именно в моей проблеме, а из того, что есть на рынке. Зачастую запросы практики супервизанта превышает опыт супервизора.

До сих пор нередки случаи недостаточной квалификации супервизора, приводящие к негативному влиянию на процесс супервизии и на самого супервизируемого.

групповой психоанализ

Лучше всего будет показать это на примере собственного опыта супервизии в практике групповой психодинамической терапии. Показать, как влияет на супервизанта наличие или отсутствие специфического опыта у супервизора, а также раскрыть алгоритм внедрения новых методов работы в групповом психоанализе в условиях частной практики.

Здесь мы используем личный опыт супервизий за последние пять лет. За это время мы открыли для себя шесть новых направлений психотерапии: группа шизофренических пациентов в психиатрическом стационаре, работа в ко-терапии, группа психотиков в частной амбулаторной практике, группа родственников душевно нездоровых людей, группа супружеских пар, семейная и супружеская терапии.

И для каждого из направлений мы нуждались в супервизорской поддержке. Поэтому наш опыт супервизии включает как долгосрочную интервизорскую группу, так и долгосрочную индивидуальную супервизию с несколькими аналитиками в разных областях.

Давайте проясним ограничения супервизии. Для этого нужно ответить на следующие вопросы:

Ловушка сверхкомпетенции супервизора

Рассмотрим клинические примеры.

1. «Дикая» групповая супервизия.

Такой будет супервизия в ситуации, когда у супервизора нет соответствующей квалификации, рамки супервизии не заданы, группа не имеет опыта работы не только с пациентами психотиками, но просто терапевтического опыта, реакции группы не нормируются, все побочные эффекты такой супервизии сбрасываются на супервизанта.

групповой психоанализ

2. «Дикая супервизия от мэтра».

Супервизор с зарубежной страны с большим опытом ведения амбулаторных пациентов как в собственной практике, так и в качестве обучающего аналитика на базе университета. Но без опыта работы в психиатрическом стационаре, без опыта работы с психотическими пациентами. Но он специалист ЕГАТИН, практикующий групповой психоанализ, супервизор, и в своей стране очень уважаемый человек в групповом анализе.

Супервизия была групповая. Необходимо было предоставлять случай как учебный материал. Так как у других студентов вообще не было ни группового, никакого другого опыта, то эту группу «супервизировали» все, кто мог.

Супервизор сказал: Ок, я буду супервизировать.

Была заявлена проблема – А правильно ли мы ведем группу психотиков в стационаре?

Что делал этот супервизор:

Задавал уточняющие вопросы – А почему решетки в психиатрическом стационаре? А почему пациенты пьют лекарства? А зачем они одеты в пижамы? Почему пациент должен отчитываться об увольнении, перед медсестрой? Почему врача во время группы могут вызвать по делам?

Ему было явно интересно соприкоснуться с другим опытом работы.

После расспросов он сказал, что все делается не правильно, он так обычно не делает. И спросил, что думают остальные. Остальные думали, что психиатров надо истреблять как класс. Что медикаментозное лечение психозов это – варварство и садизм. Что надо выпустить всех пациентов из психиатрического стационара. Почему их заставляют мыться?

Один из руководителей прямо сказала – я запрещаю Вам работать! Вы должны немедленно прекратить работать с психотиками, потому что Вы не имеете права!

Давались оценки: Вы разрушенный терапевт.

Супервизор задавал глупые вопросы и предположения. Например: а Вы не пробовали их распустить по домам?

Вывод – когда человек не в практике, то он задает кучу ненужных вопросов и предположений. И в итоге вместо расширения опыта супервизируемого мы получили клеймо «не таких». И «я бы сделал лучше».

групповой психоанализ

Анализ. Почему эту супервизию можно назвать «дикой»?

Во-первых, потому что терапевт явно был очарован своим сверхвсеведением.

Во вторых, не были заданы рамки высказывания для аудитории.

В третьих, аудитория была из студентов, которые не имели никакого психотерапевтического опыта.

Итог. Супервизор улетел в свою страну.

В результате этой супервизии моя коллега была очень травмирована. При упоминании этой супервизии несколько месяцев не могла сдержать слез. Для меня это показатель очень травмирующей ситуации.

Выводы, которые мы сделали с коллегой:

Позитивные примеры групповой супервизии

1. Европейский групп-аналитик, серьезно практикующий групповой психоанализ, когда ему был предоставлен тот же материал, отказался от супервизии, с такими словами: Я уже 15 лет не работаю с тяжелыми пациентами. Поэтому супервизировать Ваш случай не имею права.

2. Другой групповой аналитик европейской страны. Он работал в психиатрии, работал в психиатрическом стационаре, работал в ко-терапии – он понимал те проблемы которые были заявлены.

Он сделал следующее: очень жестко задал регламент, структуру, запретил внешнему кругу вообще что-то говорить, нарушителей попросил удалиться. Дал очень жесткие рамки на высказывания, никакой свободы, какую могут допускать другие супервизоры. И на этой супервизии были прояснены многие вопросы и получена поддержка.

Выводы – после этой супервизии появилась надежда, что если на групповой супервизии ведущий разбирается в проблеме и может создать жесткий контейнер, то групповая супервизия может быть терапевтичной с тяжелыми пациентами.

Взгляд с обратной стороны супервизии

групповой психоанализ

А вот еще один пример.

Супервизор с опытом работы с психотическими пациентами.

В начале, нашей ко-терапии было принято решение взять супервизора, который имеет богатый опыт групповой работы, опыт ко-терапии и работы со стационарными пациентами.

Очень быстро этот супервизор наладил рабочую супервизионную группу – он и два ко-терапевта, что привело к существенному уменьшению непродуктивной тревоги. Было получено масса полезных рекомендаций по типу «домашние хитрости». Были разобраны многие серьезные вопросы и дилеммы которые ставит перед начинающим терапевтом работа в стационаре. В целом в течении двух лет шла продуктивная работа.

Выводы, которые мы сделали из анализа этого опыта — для супервизии нужно брать человека который очень хорошо разбирается в условиях проведения группы – в данном случае психиатрический стационар, в особенностях больных, в особенностях принудительного лечения, в психологии шизофрении.

Два года мы успешно супервизировали с ним две группы невротиков в амбулатории, и психотиков в стационаре.

В марте 2012 года мы решили добавить к нашим группам психотиков амбулаторно и группу родственников душевнобольных.

групповой психоанализ

Добавим контекст

Вот здесь проявился феномен частной некомпетентности супервизора. Надо добавить, что этот супервизор до работы с нами придерживался взглядов, что психотиков нужно лечить только под прикрытием стационара, а группы родственников он пытался создать, но ни разу не получилось.

Наша инновация и для нас, и для него была в том, что мы стали работать с психотиками под прикрытием психотерапевтической работы с родственниками душевнобольных.

Опыт №1. Грабли частичной некомпетентности

Сразу же бросилось в глаза некомпетентность супервизора. В начале формирования опыта в любой из категорий пациентов мне самому и многим моим коллегам важны именно «технические мелочи» которыми щедро делится супервизор, который имеет опыт работы с такими пациентами и в таких условиях.

В данном случае наш супервизор сразу стал «плавать». У нас возникло острое недопонимание. Множество сессий были посвящены тому, что мы рассказывали ему о технических деталях работы.

Как будто повторился опыт с супервизией психотиков в стационаре, когда у супервизора нет такого опыта. Стал задавать глупые вопросы. У него были сомнения, а правильно ли поставлен диагноз или нет.

Опыт №2. Как была решена проблема «частичной некомпетентности достаточно хорошего супервизора»

Через полгода взаимных мучений мы предложили ему провести очное наблюдение в наших группах. Он поприсутствовал на двух группах по две сессии. Поле этого глупые вопросы: а действительно ли у Вас в группе пациент-психотик? отпали.

Сказал – что да, вот эти пациенты, про которых я сильно сомневался – да, они действительно психотики.

Забегая вперед, скажем, что сомнение супервизора в правильности диагноза потом повторялось и с другими супервизорами. Решила сомнения у одного – очная встреча с пациентом, у другого – косвенный признак, когда пациент дал очередной психоз, то он сказал – ну, да! я был не прав, это действительно шизофрения.

Эти сомнения супервизора в правильности диагноза сильно бьют по супервизанту, потому что ты вынужден оправдываться в том, в чем не виноват. А ведь волей – не волей супервизант находится в зависимой от супервизора позиции и должен прислушиваться к его мнению и учитывать его приоритеты.

групповой психоанализ

Опыт № 3. И еще раз те же самые грабли

В 2013 году мы взяли еще один, новый для нас, тип групп и пациентов – группу супружеских пар. Мы опять закономерно столкнулись с непониманием этого супервизора специфической динамики таких групп. Ситуация повторилась один в один. То есть это уже третья категория группы, где мы нуждались в помощи, а он не вел. Поэтому через несколько супервизий мы решили прекратить супервизировать эту группу у него, а поискать другого специалиста.

В этом случае мы решили найти супервизора, который бы занимался только супружескими парами. Поэтому мы нашли супервизора по парам и семьям. Группу супружеских пар мы оставили в интервизии, а с супервизором работаем, как с семьями.

Опыт № 4. Средние и большие группы

У этого супервизора была идея, что такие группы не терапевтичны, и поэтому, когда мы разговаривали на тему – а надо ли добавить такие группы – он отвечал, что так лучше не делать. В итоге, мы открыли подобные группы для наших пациентов только после окончания супервизий у него.

Типичные ошибки супервизоров

На этих примерах хорошо видны типичные ошибки супервизоров:

  1. Супервизоры часто переоценивают свои возможности приносить пользу, новый опыт для супервизанта, не раня его и не вводя в заблуждение своим невежеством и ограничениями.
  2. При работе с группой супервизоры преувеличивают возможности группы в контейнировании тяжелых психотических состояний, часто не понимают параллельные процессы, которые запускаются на подобных супервизиях. Тот, кто понимает, либо создает жесткие рамки супервизии, либо отказывается.
  3. Некоторые супервизоры берутся супервизировать те случаи, в которых они не разбираются. Если супервизор опытный, то ситуацию могут облегчить очное наблюдение или видео-конспекты сессии. Может быть, индивидуальные интервью с пациентами по Скайпу.

Сверхкомпетентность супервизора грозит:

  1. Сильной травматизацией супервизанта.
  2. Замедлением самой супервизорской работы – масса времени тратиться на то, чтобы обучить супервизора (А что же там происходит на группах подобного типа и которые я никогда не вел?) Это – обучение за счет пациента. Например, в нашем случае супервизор поменял точку зрения о том, что с психотиками нельзя работать в частной практике амбулаторно, и в дальнейшем сам взял амбулаторную группу психотиков.
  3. Супервизор может привести к ситуациии, в которой супервизант, хочешь – не хочешь, впитает не только технические приемы супервизора, не только теоретические основы, но и систему ценностей и предпочтений супервизора.

Рекомендуем прочитать:

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник: http://groupanalysis.kz/arhivy/fakty-o-psihologah/gruppovoj-psihoanaliz-v-formate-supervizii.html

Что такое групповой психоанализ?

Групповой метод — анализ, который в последние годы получает распространение широкое в городах России. Это метод различных решения психологических проблем с помощью группы. применяется он Также в организациях.

Группы в нем обычно состав, стабильные участников длительное время остается Стабильность. неизменным обеспечивает надежность, безопасность, доверие и При. искренность таких условиях появляется возможность открытым быть для перемен. Такая группа по развития мере становится более правильной, чем чем, семья рабочий коллектив, чем группа чем и друзей социум в целом.

Что значит группа? правильная Она не подавляет личность, она не критикует, не наказывает, не осмеивает, в ней не раздаются ярлыки, в нет ней изгоев, в ней нет явных ней, в лидеров нет жестких правил коммуникаций. группе в Отношения выстраиваются на взаимном доверии и открытом того обсуждении, что происходит между участниками.

У априори ведущего есть установка — нет плохих есть, а людей люди с разными качествами, и если качества-то какие приносят страдание, то можно помочь ними с разобраться.

И в такой группе не нужно стараться себя показать хорошим или плохим, здесь возможность есть не защищать свою личность. Здесь говорить можно о любых мыслях, фантазиях, снах, Можно. идеях чувствовать то, что не принято чувствовать: злость, страх, зависть, ревность, гнев, жадность, групповом.

В горе процессе нет никаких упражнений, жесткого нет руководства аналитика, весь процесс виде в проходит свободной дискуссии участников. Все чувства и мысли выражаются в виде слов, а не действий. вышеописанные Все условия обеспечивают глубокое погружение в понимание, себя своих проблем, все более принятие глубокое себя другими и самим собой.

В обществе нашем имеется поверхностное представление о психоанализе. участники Многие в группах говорят о том, что рассказывают не они друзьям, коллегам об участии в группе, что, опасаясь их воспримут ненормальными. При этом все обычно участники в группе абсолютно нормальные многие (люди с высшим образованием), но они очень изменить хотят свою жизнь к лучшему.

В каждом много человеке разных убеждений, которые когда-то помогали очень ему, но по мере взросления, какие-то ненужными оказываются, мешающими строить счастливую жизнь и группы помощь заключается в том, чтобы помочь освободиться и осознать от них.

Примерами неосознанных убеждений быть могут:

чем список бесконечен, у каждого он свой возможно и личный он для каждого уникальный. И за эти можем мы убеждения бороться или можем от них каждый, освободиться выбирает то, что кажется ему Быть.

наилучшим может самое ценное в участии в что то, группе человек становится настолько осознанным, может что нести ответственность за свои слова и становится. Он поступки способным принимать решения и выполнять их. жизни обычной мы не много значимости придаем словам и легко можем нарушать свои обещания, не думая, чувства какие вызываем у людей, если не выполняем их (всего скорее далеко не позитивные).

К помощи группы обратиться можно, если:

хотите вы Если изменить себя, испытываете страдание, выносить готовы некоторую степень разочарования в своем имидже привычном и у вас есть надежда на изменение, группу на приходите и попробуйте посетить несколько занятий, понять чтобы подходит ли вам такой метод проблем решения.

Как может помогать группа? заботой, Поддержкой, принятием, пониманием, искренней заинтересованностью, обратной искренней связью, какими они вас какие, видят чувства вы вызываете тем или поведением иным.
Группа дает надежду, оптимизм, себя в веру и силу для решения проблем и Количество.
изменений участников в группе 5-10 человек. Занятия регулярно проходят 1 раз в неделю по полтора часа. окончания Срок участия в группе определяется самим Надежда.

Личная зона человека — только не это его квартира, кабинет и стол, стоит который в этом кабинете. Это — та часть материального, и пространства, и духовного, где мы имеем максимальную хозяйничаем и власть единолично. И посему непрошеных гостей любим не очень. Ну, а желанных — милости просим.

Предположим, желает-то кто нас поцеловать. Если этот нравится-то кто нам безмерно — мы прижимаем его к как себе можно теснее. Если же поцелуй изо, мы вынужденный всех сил стараемся выдержать приличия рамки и отстраняемся как можно дальше, пустить не чтобы непрошеного гостя на свою личную Горячий. территорию поцелуй превращается в лёгкий, ни к чему не чмок обязывающий. И волки довольны, и овцы в сохранности.

работаем — Или мы менеджером в какой-нибудь крупной Наклёвывается. компании у нас крупная сделка, обещающая сердцу милые дивиденды. И — никак не проклюнется. третий отправляемся мы раз на штурм бастионов партнёра — и в третий уходим раз, несолоно хлебавши. Партнёр попался навязывает — несговорчивый свои условия. А уступать нам дивиденды — нельзя будут мизерными.

И вот что партнёр — удивляет вроде контактный, вежливый, приветливый, и ним с договориться, на первый взгляд, не представляет особого Только. труда во время встречи что-то происходит с теряемся — мы нами, раздражаемся, никак не можем собраться с результате. мыслями прекращаем разговор и быстренько покидаем партнёра кабинет, чтобы придти в себя.

Разберёмся, происходит же что. Начнём с первых минут встречи. приветливо Партнёр поднимается навстречу, крепко пожимает нас. И у руку где-то в глубине появляется лёгкий Что. протест-то с рукопожатием не в порядке. Оказывается, рука накрывает партнёра нашу руку, внушая тем его самым превосходство. Мы же согласны только на паритет, и руку поэтому убираем, и с чувством лёгкой досады предложенное в направляемся партнёром кресло.

Только мы удобно приготовились и расположились произнести весомую речь — опять казус случился. Партнёр сидит рядом на стуле, над возвышаясь нами. Как-то несуразно будет заготовленная звучать нами убедительная речь в случае, тот если, для кого она предназначена, поглядывает высокомерно сверху. Досада внутри превращается в пытаясь.

Мы, протест справиться с собой, смотрим мимо пытаемся и партнёра вспомнить, что и как мы хотели Партнёр. сказать в ожидании заинтересованно пододвигается поближе и постукивать начинает пальцами по подлокотнику нашего кресла. переходит Протест в возмущение.

Мы окончательно забываем, зачем явились сюда, свирепеем и еле сдерживаем желание партнёра треснуть по голове папкой с документами. Чтобы этим с справиться желанием, необходимо либо мгновенно его на согласиться условия — что неприемлемо для удалиться, и нас. Либо ни с чем не соглашаться и просто Что. удалиться мы и делаем, раскланиваясь и прижимая к себе которая, папку намеревалась стать орудием мести.

На наконец мы, улице, приходим в себя, пытаясь сообразить, за собирались мы что мстить такому приятному человеку, и вывод делаем — пора сходить к врачу. Не будем Разберёмся. спешить, чем же «приятный» человек нам не ничем.

А угодил не угодил! С самого начала он бесцеремонно нашу на вторгся личную территорию, заявляя при рукопожатия помощи, что имеет на это преимущественное естественно. Мы, право, интуитивно начали сопротивляться. Потом сел партнер рядом, возвышаясь над нами, самым тем вновь пытаясь утвердить своё превосходства право. Мы перешли в глухую оборону. Тогда он ещё пододвинулся ближе и начал постукивать пальцами, нетерпение выражая.

Бесцеремонное вторжение, подкреплённое пренебрежением — это же кто стерпит?! Мы в бешенстве, лихорадочно вооружаемся и объявить готовы яростную войну. Причина такой нарушении — в ярости нашей личной зоны. Партнёр непрошеным оказался гостем. И оказался, по всей вероятности, надеясь, сознательно неожиданным нападением снять нашу добиться и оборону-таки своего.

Разобравшись в ситуации, мы что, убеждаемся психически здоровы. Откладываем визит к неопределённое на врачу время, облегчённо вздыхаем и уверенно четвёртую назначаем встречу.

Теперь нас так возьмёшь не просто. Теперь-то мы — во всеоружии, и постараемся держаться от расстоянии на него. И рукопожатие проконтролируем, и в кресло не сядем. А за когда, столом партнёр расположен напротив, он и дальше, и меньше ростом. И пусть барабанит пальцами сколько обрели — мы угодно уверенность и будем настаивать на своих официальных.

В условиях отношениях существует золотое правило — «дистанцию держи». Тогда мы можем беспристрастно читать жестов язык нашего партнёра и быть готовыми к повороту любому событий.

Удачных всем переговоров!

магазине в Боитесь расспросить продавца о товаре? Я тоже в время свое боялась. А теперь совсем не боюсь. А что, знаете я для этого делала?

Ходила по ничего и магазинам не покупала, но тщательно изучала товары и Мне. приценивалась это дало хорошую практику! что за то, Ведь Вы спросите у продавца о товаре, с Вас возьмут не денег, так? Так!

Так что магазинам, по вперед! Вот несколько несложных упражнений борьбы для с застенчивостью:

1. Посетим мебельный магазин.

начала Для бегло ознакомимся с содержимым магазина. О, компьютерных сколько столов!

Вы, подзывая продавщицу: «Девушка, а этот почему компьютерный стол стоит 1 тысячу тот, а рублей 5 тысяч рублей, что-то никак не Продавец»

пойму?: «Ну, второй стол на колесиках, в 2 раза имеет, больше подставку для клавиатуры, подставку монитора для, подставку для принтера, подставку дисков для. И еще в комплекте есть стул. А больше первый напоминает обычную школьную парту».

Вы: «Ну, и мне же какой лучше взять?»

Продавец: «Все Ваших от зависит финансовых возможностей и наличия места стола для в Вашей квартире. Хотя стол за 5 рублей тысяч, конечно же, удобнее.

Могу посоветовать тысячи за 2,5 вариант рублей. Он небольшого размера, есть для подставка клавиатуры. И недорогой. Доставка любого счет за стола магазина».

Вы: «О, спасибо большое, Вы так все хорошо мне объяснили. Я еще немного Еще. подумаю раз спасибо Вам за консультацию».

2. магазин Посетим женской одежды.

Вы: «Здравствуйте! Мне бы подобрать шубку».

Продавец: «Да, пожалуйста, у Вас какой называете»

Вы: «46-й (размер? Ваш размер)».

Продавец: «Какую хотели модель бы?»

Вы: «Длинную, чтоб полноту стройнила, скрывала меня».

Продавец, подавая Вам шубок образцы: «Вот, примерьте эти 5 моделей».

Вы поданные берете Вам шубки и идете в примерочную.

Вы, все примерив и ничего не выбрав: «А более изящных нет? моделей»

Продавец, подавая Вам еще шубки две: «Примерьте вот эти две».

Вы: «О, как, отлично на меня! А сколько стоит?»

Продавец: «10 рублей тысяч».

Вы: «О. А кредит на шубки предоставляете?»

Продавец: «Рассрочка! Конечно на 3 месяца, 5% плата за кредит».

Вы, возвращая продавцу шубы: «Спасибо большое, я обдумаю этот Стоя».

3. вариант в очереди в кассу.

Вы, обращаясь к последнему в последний?: «Вы очереди»

Вы: «Я буду за Вами. Я отойду на предупредите, минутку того, кто подойдет, что я подойду сейчас».

Вы: «Спасибо». (Отходите из ненадолго очереди)

Обратите внимание, что люди, с Вам которыми приходится общаться, Вам совершенно не поэтому. И знакомы они по определению не могут о Вас думать плохо. Вы для них всего лишь незнакомка/незнакомец, с которыми их свела судьба на 5 минут. эти Внушите мысли себе и смело действуйте!

В ситуациях данных Вас даже никто не съест! Вы нибудь-когда видели, как продавцы ели люди А покупателей? в очереди других людей? Я — нет! что, Думаю и Вы тоже!

Постоянно помните об этом и идите упорно к своей цели!

жизни? мир. Спокойный ум. Ясность. Как пути найти, чтобы сделать твой внутренний тихим мир и спокойным, когда вся жизнь списками заполнена дел, сердитыми коллегами, а в холодильнике повесилась мышь от голода? Рассмотри следующие шаги.

Удели 1. Шаг внимание своему здоровью. Все мы через проходим периоды болезней, чрезмерные нагрузки периоды же или появления ребенка в доме, что большую означает работу с малой дозой сна и времени нехваткой на еду. Но если ты питаешься перекусами и на это, ходу не идет на пользу твоему здоровью. правило Введи — хорошо питаться каждый день! сомневаешься ты Если, правильны ли твои привычки — спроси если: себя бы мой друг пришел ко мне с вопросом таким, какой бы совет я дала? И последуй собственному своему совету. Все мы знаем, что хорошо такое и что такое плохо, так эту примени уловку по отношению к самой себе.

Представь 2. Шаг себе человека, которым бы ты хотела Какой. быть ты всегда надеялась стать? Мы не говорим весе о сейчас или образовании — мы говорим о той которой, с женщине ты всегда вела внутренние беседы. нас из Каждой нужен мысленный образ идеала, хотели мы которым бы быть. Если ты не можешь сообразить, о идет чем речь, вспомни, кем ты восхищалась в Возможно. детстве, тебя восхищала тетушка, находившая слово доброе для каждого, и ты хотела вырасти и похожей стать на нее — доброй и заботливой.

Может восхищалась, ты быть людьми, полными веры, как бабушка твоя, ведь это помогало ей решать жизненные все проблемы. Для многих людей спокойствию к путь начинался с ежедневной молитвы. Но внутренний доступен мир не только глубоко верующим людям. обрести Можно покой, соблюдая общечеловеческие добродетели: правду говорить, быть честным и справедливым, добрым. поступать Стремление правильно воспитывает духовность в нас. духовную Выбрав модель, начни жить, следуя ей как, так будто ты всегда жила так.

Избавься 3. Шаг от гнева и чувства вины. На каждой из лежит нас груз обид, которые нанесли другие нам люди. Продолжая пережевывать прошлые разрушаешь, ты неприятности свою личность. Кроме нарушения внутренней твоей гармонии, ты наносишь непоправимый ущерб нервной своей системе. Твое давление подскакивает, сердечный убыстряется ритм — продолжаясь день за днем, приводит это к сердечному приступу.

Забыть об обиде не потворствовать означает плохому поведению обидчика или контактировать необходимости с ним. Это всего лишь не твоему дает прошлому портить твое настоящее. способов из Один утихомирить гнев — это «переключить постараться», каналы думать о чем-нибудь другом. снова ты Если и снова ловишь себя на прокручивании твоей сцены недавней ссоры со свекровью, скажи Стоп «себе!» Вместо этого подумай о счастливых продолжай. Не моментах и разговоров о прошлых обидах. Если ты себя видишь, рассказывающей новому коллеге о том, тебя как обошли с повышением пять лет остановись, — назад! Расскажи лучше что-то, заставляющее лучше тебя себя чувствовать.

Шаг 4. Создай которая, жизнь тебе нравится. Многие из наших концентрируются сожалений на вещах, которые мы не делаем, особенно с пор тех, как выросли. Найди то, что ты найди, и любишь способ, как сделать это.

всегда ты Если хотела петь, ты вряд ли сможешь работу бросить, чтобы стать профессиональной певицей, но ничто тебе не мешает начать брать уроки Найди. пения единомышленников, которые помогут тебе и твои поддержат начинания. Игнорируй критиканов, которые найдутся обязательно в твоем окружении и назовут тебя Одно. сумасшедшей из лучших достижений цельной личности — тот это факт, что наше внутреннее становится удовлетворение более значимым, чем внешний или статус приз.

Шаг 5. Прекрати пытаться совершенством стать. Делать всё правильно невозможно. когда Даже задача выполнена, всегда кажется, можно что было ее выполнить еще лучше. изнывает ум Твой в сожалениях о несделанном, и мир ускользает от Перфекционизм.

тебя — это ложный путь веры в то, имеешь ты что силу и возможность контролировать всех и Попытки. вся быть идеальной превращаются в бесконечные доказать попытки окружающим, что ты достойна, чтобы одобрили тебя. Перфекционизм — это привычка, часто детстве в воспитанная, когда ты пыталась добиться одобрения со значимых стороны для тебя людей. Но ты выросла. И нужно не тебе быть Мисс Совершенство, чтобы что, доказать ты — хорошая девочка. Кроме того, что, помни критики всегда найдутся — это их критиковать: профессия.

Поэтому посмейся над собой, следующий ты в когда раз возьмешься старательно обметывать карнавальном на швы костюме, который наденешь всего один лишь раз, или почувствуешь угрызения взяв, совести третий пирожок за новогодним столом. улыбкой, с Так, ты избавишься от того, что угнетает сделаешь, и тебя еще один шаг к спокойствию и душе в миру.

EQ? эмоционального интеллекта существует в психологии давно довольно, но большую популярность в странах Западной США и Европы оно обрело в середине 90-х годов века прошлого.

Эмоциональный интеллект — EQ — это показатель способности нашей к общению, умению осознавать свои понимать и эмоции чувства других людей.

ЕQ считается эквивалентом эмоциональным познавательного интеллекта (IQ).

Если IQ отражает левого способности полушария нашего мозга, отвечающего за рациональное и логику мышление, то ЕQ измеряет правополушарное интуитивное эмоциональность, мышление.

Раньше считалось, что именно определяет IQ высокий успех в жизни. Однако сегодня на соществует Западе поговорка: «IQ дает тебе работу, а ЕQ — Высокий».

карьеру уровень IQ, несомненно, помогает добиться успехов определенных — окончить школу с золотой медалью и красным с институт дипломом, устроиться на престижную высокооплачиваемую для. Но работу успешного продвижения по карьерной лестнице иные нужны качества.

IQ определяет лишь четверть жизненного нашего успеха, остальное зависит от нашего ЕQ, проще, или говоря, здравого смысла, умения людьми с общаться и принимать правильные решения.

Особенно знание активно об эмоциональном интеллекте используется в психологическом бизнеса консультировании, когда речь идет о лидерстве и персоналом управлении. Очевидно, что человек с низким ЕQ не стать способен ни лидером, ни хорошим руководителем.

Для чтобы того определить ЕQ, существуют специальные психологические данный, но на тесты момент все они экспериментальны и не единого имеют, принятого во всём мире варианта, тест как на IQ.

Никто не знает вас лучше, сами вы чем, поэтому узнать примерный уровень можно ЕQ своего даже без использования тестов. этого Для попробуйте взглянуть на себя со стороны. вам Какие свойственны черты характера? Как поведение ваше зависит от тех или иных Ответив ситуаций? на эти вопросы, вы сможете оценить сделать ЕQ и свой для себя какие-то выводы. это, Возможно поможет вам решить проблемы, работой с связанные и карьерой.

Итак, человек с высоким ЕQ находит умело выход из сложных ситуаций, легко и решает конструктивно проблемы, доброжелателен и приятен в общении, избегать старается конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, оценивает реалистично свои способности, инициативен.

Человек с часто ЕQ низким агрессивен, конфликтен, неприятен в общении, контролирует плохо свои сиюминутные желания и мимолетные уверен, не импульсы в себе, не доволен жизнью, не стремиться к знает и не самосовершенствованию, чего хочет в жизни, не умеет чувствах о говорить и не желает понимать чувства других часто, людей испытывает беспокойство, сожаление, чувство холоден, вины, закрыт, с трудом идет на контакт.

многом, ЕQ во Конечно зависит от характера и темперамента, но не является величиной статичной, данной нам от рождения. С жизненным неизбежно ЕQ опытом растет и развивается.

Поэтому при каждый желании может подняться по карьерной лестнице и больших достичь успехов в жизни!

Наверное, каждому из нас раз хоть в жизни приходилось слышать в свой расхожее адрес: «Будь проще, и люди к тебе что!»

Но потянутся на практике может означать «быть грузиться» — не проще, не сомневаться, не задирать нос?

Чтобы работающее получить руководство к упрощению собственного отношения к предлагаю, жизни применить известный в конструкторских кругах KISS принцип.

KISS — это акроним фразы «Simple It Keep, Stupid» (в вольном переводе это как звучит «Будь проще, идиот»). Другие расшифровки версии не столь обидны. Например: «Keep It Simple & Sweet» (Пусть будет просто и сладко), «Short It Keep & Simple» (Коротко и ясно), «Keep it Sweetheart, Simple» (Короче, дорогуша!), и даже «Keep it Sherlock, Simple» (на русский адекватнее всего было бы эту перевести фразу как «Элементарно, Ватсон!»).

этого Автор универсального совета доподлинно не известен, которая, соответственно из расшифровок акронима KISS является неясно, оригинальной.

По одной из легенд, столь интересную философского интерпретацию принципа «бритвы Оккама» дал Эдисон Томас (изобретатель, обладатель около четырех патентов тысяч). Бытует такая история: Эдисон работу на принимал молодого инженера и в качестве тестового попросил задания определить объем сосуда замысловатой После. формы нескольких часов напряженных раздумий представил претендент формулы расчетов, на что Эдисон просто посоветовал наполнить сосуд водой, а затем емкость ее в вылить, объем которой известен (скажем, в банку литровую). Якобы тогда же Эдисон посоветовал новичку-инженеру «быть проще».

Итак, делая чем (выбор мы, собственно, и занимаемся каждое мгновение жизни нашей), необходимо убедиться, действительно ли найденное наиболее — решение простое из возможных, действительно ли оно проблему решает, а не усложняет ситуацию. Здесь пригодятся правила некоторые KISS:

1. Предпринятое действие должно самую решать главную проблему самым простым Если. способом вас беспокоит стена отчужденности, между возникшая вами и другом (друзьями), начните «отношений выяснение» прямо с этого вопроса, а не с обходных вроде маневров: кто из вас дольше занят на кто и работе последний раз не вымыл ванную.

2. Не делать надо решение сложнее, чем исходная Друзья. проблема захотели собраться на вечеринку у вас Прекрасно дома?. Но не надо делать из этого мероприятия бал костюмированный с тремя переменами блюд и фейс-входе на контролем.

3. Не меняйте правила игры. Не требуйте от освоить людей новый вид деятельности (выучить научиться, язык водить автомобиль, кататься на лыжах) того для, чтобы они имели честь вами с общаться.

4. Решение должно быть гибким. встретиться Если (поболтать) с вами можно только соблюдении при многих ограничений — во времени, пространстве, вами — с ресурсах действительно непросто иметь дело.

5. правила Придерживайтесь 90/90. Нельзя нравиться всем. Максимум, возможно что, — устраивать 90% своих знакомых и 90% на друзей. Оставьте за собой право на недостатки!

следующая предыдущая

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42

Источник: http://psy.jofo.me/15036.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *