Как правильно воспитывать школьника 10-15 лет? Советы из психологии школьника — психолог для школьника

08.10.2018

Психологи и детские психиатры утверждают, что наиболее обучаемыми дети являются в дошкольном возрасте, но в средней школе точно также необходимо обращать внимание на успеваемость ребенка, направлять и помогать. Если вы отстранитесь от особенностей его обучения и способностей к каким-то предметам, то можете даже погубить творческую личность или будущего ученого. Роль родителей всегда должна ярко проявляться в самореализации и развитии ребенка. Обязательно направляйте все свои усилия, чтоб воспитать порядочного, умного и воспитанного субъекта общества, ведь в 10-15 лет еще можно подкоррективать некоторые особенности поведения и привычки.
Обязательно следуйте следующим рекомендациям специалистов в сфере психологии и социологии, чтоб грамотно подойти к воспитанию ребенка 10-15-ти лет.

Психолог для школьника

На разных этапах взросления ребенка необходимо применять различные методики, чтоб обеспечить интеллектуальное развитие и психологический комфорт малыша. Чем характеризуется возраст 10-15 лет? В этом возрасте ребенок проходит через сложный этап — половое созревание, которое может отразиться на успеваемости в школе и взаимоотношении с родителями и сверстниками.

Конечно, учителя и классный руководитель знают об этих особенностях и должны приложить максимум усилий, чтоб ребенок прошел этот этап максимально успешно и комфортно, но не последнюю роль тут также играют родители. Если вы хотите, чтоб ваш сын или дочка умели грамотно выражать свою мысль, находили общий язык с противоположным полом и успевали по предметам в школе, посвятите им время и уже очень быстро заметите положительную динамику. В развитии ребенка важную роль играет его самооценка и умение отстоять собственную точку зрения и мнение, об этом стоит помнить.

В 10-15 лет ребенок еще не полностью может контролировать собственные желания и требования к окружающему миру, поэтому вам нужно будет продемонстрировать ему на жизненных примерах то, что для достижения цели необходимо долго и упорно работать. Именно в этом возрасте ребенок входит во взрослую жизнь и учится быть самостоятельным и достигать поставленных целей.

психолог для школьника

Психологи и детские психиатры утверждают, что наиболее обучаемыми дети являются в дошкольном возрасте, но в средней школе точно также необходимо обращать внимание на успеваемость ребенка, направлять и помогать. Если вы отстранитесь от особенностей его обучения и способностей к каким-то предметам, то можете даже погубить творческую личность или будущего ученого. Роль родителей всегда должна ярко проявляться в самореализации и развитии ребенка. Обязательно направляйте все свои усилия, чтоб воспитать порядочного, умного и воспитанного субъекта общества, ведь в 10-15 лет еще можно подкоррективать некоторые особенности поведения и привычки.
Обязательно следуйте следующим рекомендациям специалистов в сфере психологии и социологии, чтоб грамотно подойти к воспитанию ребенка 10-15-ти лет.

Научитесь правильно поощрять ребенка. В этом вопросе многие родители «перегибают палку», ведь иногда сложно понять где нужна похвала, а где и без нее можно обойтись, чтоб не вызвать в ребенке гордыню и самовлюбленность. Не забывайте о том, что ребенок, к успехам которого родители не проявляют абсолютно никакого интереса, может полностью отчаяться и потерять уверенность в себе.

Всегда подбадривайте вашего школьника, если он проявил в чем-то успех или просто получил хорошую оценку в школе. Ваша похвала и поощрение должны распространяться также и на его жизнь вне учебного заведения. Именно в этом возрасте стоит прививать любовь ребенка к работе. Максимально понятно донесите ребенку мысль о том, что родителям нужно помогать, ведь это для них так важно. Придумайте поощрение за мытье посуды или помощь бабушке с дедушкой на даче, чтоб он с этого возраста понимал, что награда достается за труды.

психолог для школьника

Внимательно отслеживайте то, с кого берет пример ваш ребенок и кто в классе является лидером. К сожалению, далеко не всегда лидерские качества одного из детей могут благоприятно повлиять на других. Иногда это вызывает желание соперничать в учебе или в интересных хобби, но иногда это просто плохой пример для вашей дочки или сына, поэтому всегда обращайте внимание на кумиров вашего малыша. Бывает и так, что кумиром является публичная личность, что в свою очередь легче проконтролировать и вовремя указать на недостатки человека, на которого хочет быть похожим ребенок. Конечно, первой реакцией маленького подростка будет агрессия, но ваши слова прочно отложатся в его подсознании, и спустя время он все переосмыслит.

Не забывайте о половой культуре. В этом возрасте стоит начать рассказывать ребенку не только о том, как взрослые проявляют любовь друг к другу, но и о том, как нужно предохраняться и к чему могут привести беспорядочные половые связи. Психологи доказали, что дети, с которыми родители не беседуют на тему половой жизни, больше склонны к раннему вступлению в половую жизнь и к незапланированной беременности. Начиная с 10 лет можно рассказывать ребенку о том, что скоро он станет взрослым во всех планах, что у него начнется половое созревание, и этого не нужно бояться. Очень часто дети читают информацию в интернете, которая может быть искаженной, и немного пугаются того, какие происходят изменения с их организмом. Вашей задачей будет подготовка ребенка к этому непростому в их жизни этапу, ведь еще вчера ваша дочка или сын были сконцентрированы на игрушках и детским забавам, а сегодня уже на пути к взрослению и вступлению во взрослую жизнь.

Научите ребенка говорить «нет». Этот совет кажется пустяковым, но на самом деле это очень важно для взрослой жизни. Безотказными детьми часто пользуются корыстные одноклассники, что приводит к снижению успеваемости вашего малыша и дарит ему неуверенность в себе. Ребенок смущается и не может отказать из-за своей мягкости, другой же вовремя этим воспользуется и получит свою выгоду. Расскажите ребенку о том, что он должен думать, в первую очередь, о своих интересах, а уже потом помогать другим. Очень важно воспитать в подростке желание отстаивать свое мнение и четко держать свою позицию. Практикуйте данную методику дома, чтоб дать показательный пример.

Предупредите ребенка о том, что его подстерегают опасности во взрослой жизни и что он должен сам научиться быть осторожным с неизвестными людьми и даже одноклассниками. К сожалению, бывают такие случаи, когда ребенка принуждают к сексу как раз таки лет в 13-15. Вам нужно объяснить это своему малышу и предостеречь его. Родители должны много времени уделять воспитанию детей, чтоб они были готовы к взрослой жизни во всех ее проявлениях.

Старайтесь определить, чем хочет заниматься ваш ребенок в будущем, чем увлекается и к чему имеет склонности. В 10-15 лет уже стоит начать задумываться о том, в какой ВУЗ поступить. Средняя школа — это подготовка ребенка к обучению в институте, поэтому так важно в нужный момент направить все усилия на усовершенствование знаний вашего малыша. Обязательно общайтесь с классным руководителем, ведь он прекрасно знает о талантах и успеваемости вашего ребенка. Бывают такие дети, которые в этом возрасте точно знают, кем хотят быть, но бывают и такие, с кем нужно побеседовать, посоветоваться и прийти к однозначному решению. В этом возрасте будущее ребенка зависит от родителей, поэтому не пустите все на самотек, принимайте активное участие в жизни вашего малыша.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Источник: http://meduniver.com/Medical/Psixology/kak_vospitivat_shkolnika.html

Психология школьника

Психология младшего школьника, Игнатьев Е

психолог для школьника

ОСОБЕННОСТИ ОЩУЩЕНИИ И ВОСПРИЯТИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

В психологии принято выделять ощущения и восприятия в качестве психических процессов, лежащих в основе других познавательных процессов и возникающих в результате непосредственного воздействия предметов и явлений объективного мира на органы чувств. В учении И. П. Павлова об анализаторах и временных связях мы находим объяснение физиологического механизма ощущений и восприятий. Процесс возбуждения, возникающий в периферическом конце анализатора под воздействием предметов и явлений материального мира, по соответствующим проводящим путям передается в кору головного мозга (корковое ядро анализатора).

Э. А. Форапонова. Особенности ощущений и восприятии у младших школьников

К. П. Мальцева. Особенности памяти младшего школьника

М. Д. Громов. Развитие мышления младшего школьника

А. Г. Рузская. Некоторые особенности воображения младшего школьника

Ф. Н. Гоноболин. Внимание младшего школьника

П. И. Розмыслов. Формирование воли у младших школьников

П. И. Размыслов Эмоции младших школьников

П. И. Размыслов. Интересы младших школьников

Н. С. Лукин. Психологические особенности трудовой деятельности младшего школьника

Н. С. Лукин. Психологические особенности игры младшего школьника

Н. А. Черникова. Психологическая характеристика особенностей литературного творчества младших школьников

Е. И. Игнатьев. Психологические особенности изобразительной деятельности младшего школьника

Е. А. Мальцева. Психологический анализ музыкального развитии младшего школьника.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Психология младшего школьника

Психоэмоциональные особенности развития ребенка в период от 6 до 10 лет и индивидуальное восприятие организации учебного процесса.

1 сентября — это начало нового этапа в жизни ребенка, связанное с его поступлением в школу. И то, в какой мере любознательному, открытому для получения самых разнообразных знаний о самом себе и окружающем мире, исполненному предчувствием новых радостных открытий, первокласснику удастся сохранить этот трудовой настрой, в большой степени зависит от того, каким образом он будет заниматься своей учебной деятельностью.

психолог для школьника

Период от шести до десяти лет, который соответствует младшему школьному возрасту, в возрастной психологии описывается как период физической и психической стабильности.

Состояние психики здорового ребенка, достигшего школьного возраста, характеризуется спокойствием, безмятежностью и устойчивостью. Естественной умственной потребностью, заложенной в ребенке самой природой, продолжает оставаться стремление к самостоятельному, лишенному давления извне, изучению и освоению оружающего мира.

Многим взрослым не приходит в голову, что если ребенок достиг такого уровня развития, что он уже способен посещать школу и понимать, что там происходит, то он также способен сам выбирать то, как он хочет учиться: индивидуально, в группе, в классе, дома, в экстернате.

Существуют педагоги, которые любят повторять: «У Вас такой способный ребенок. Но такой ленивый. Если бы он захотел, стал бы отличником». Каким образом происходит, что способный ребенок становится на уроках ленивым, вялым, часто отвлекается, не слышит учителя, разговаривает с соседом, смотрит в окно или просто думает о чем-то своем?

Первый, самый простой, ответ: неинтересно. Ребенок учится там, где происходит для него что-то важное. И не может по-настоящему хорошо освоить обязательный предмет, который преподан ему в неинтересной для него форме. По этой причине часто угасает интерес к школе у учеников, склонных получать настоящее наслаждение от занятий предметом, на котором они целиком сосредочены. Часто эти одаренные школьники попадают в разряд «троечников».

Второй ответ: индивидуальные особенности психики ребенка. Широко известно разделение детей (и взрослых) на «левополушарных» и «правополушарных».

При переработке получаемой информации дети с доминирующим левым полушарием мозга предпочитают пошаговый анализ получаемых знаний, которые должны поступать последовательно. Они успешно справляются с изучением материала, поступающего небольшими порциями, их внимание сосредоточено на деталях, которые только постепенно складываются в целостное представление о предмете изучения. Трудности у этих детей возникают, когда взрослый требует быстрого понимания основного смысла прочитанного текста, общего представления о решаемой задаче.

Для детей с доминирующим правым полушарием мозга характерно синтезирование отдельных частей информации, поступающих одновременно. Эти дети легко постигают научные, математические, гуманитарные принципы, но иногда им бывает трудно восстановить ход своих рассуждений, они проигрывают во время проверочных работ, так как испытывают затруднения при последовательном описании того, что быстро и целостно «схватили». Если они хотят получить хорошую оценку, то им приходится просто «зубрить». Очень часто они неуверены в себе, несмотря на ярко развитую способность образно представлять информацию об окружающей действительности.

Ребенок может в большей степени пользоваться одним из анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический) и лучше воспринимать ту информацию, которая поступает по хорошо работающему «каналу связи» с окружающим миром.

Потеря интереса к учебе в этих случаях связана с неучетом преподавателем способа переработки информации учеником.

Четвертый ответ: индивидуальные особенности личности ребенка, связанные с типом воспитания в семье. Дети, излишне зависимые от похвалы и порицания, привыкают к тому, чтобы их потребность в учебной деятельности постоянно стимулировалась. Жесткие требования, предъявляемые к поведению ребенка-дошкольника, особенно до трех лет, малое предоставление свободы ведут к формированию зависимого от контроля других способа учения. Такой ребенок воспринимает ситуации, в которые его ставит учитель, как данные, не пытается отыскать свой способ решения задач, ждет наводящих вопросов, боясь выйти за рамки заданной ситуации. Независимые в учении дети стараются любую ситуацию интерпретировать по-своему, им нравятся проблемные и творческие задания. Взрослый может ориентироваться только на пассивную или только на активную часть детей, что тоже может стать причиной потери интереса к школе.

Пятый ответ: ребенка может не устраивать организация учебной среды. Это значит, что пространство вокруг него во время занятий учебной деятельностью должно быть организовано определенным образом: особые пропорции помещений, художественные элементы оформления класса, неструктурированность среды: отсутствие парт, стульев, потребность в тишине, концентрации.

И наконец, неудовлетворение предпочтения работать одному, с партнером, с двумя партнерами, в группе, где наставниками являются более старшие дети, а не взрослые, со взрослым или в сочетании различных способов работы по собственному выбору, также может стать причиной потери интереса к учебным занятиям.

Дорогие мамы и папы! Анализ индивидуального стиля учения вашего ребенка поможет вам подобрать такой способ его обучения, который будет максимально содействовать его познавательному и личностному развитию.

Элла Прокофьева, детский психолог.

Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье

Психология младших школьников, их поведение и воспитание в семье

В школе дети приучаются к самостоятельности, аккуратности, прилежанию и систематическому труду. Их учат определять время по часам, ценить его и ориентироваться в нем. Уже в начальных классах у детей развиваются способности к абстрактному мышлению, логическим рассуждениям, вниманию, наблюдению, запоминанию, анализу и выводам.

Учеба в школе подразумевает появление новых социальных связей, помогает привить ребенку чувство товарищества, дружбы, долга и ответственности перед коллективом. Быстро обогащается жизненный опыт ребенка, становится более конкретным и реальным его отношение к окружающему миру. В возрасте 7–11 лет у ребенка появляется желание помогать слабым, сострадание к попавшим в беду, он стремится завоевать уважение своих родителей и педагогов, авторитет в детском коллективе.

Учеба в школе заметно расширяет детский кругозор, дарит детям мир принципиально новых впечатлений и понятий, оказывает сильное влияние на их мировоззрение. Отношение их к окружающей реальности становится более критическим, они более остро реагируют на несправедливость, на посягательства на их чувство собственного достоинства.

В начальных классах четко проявляются ошибки, допущенные в дошкольном воспитании – индивидуализм, эгоизм, неуважение к старшим, товарищам, непослушание, ложь, грубость, безразличное отношение к коллективу. В то же время, учеба в школе выявляет также и положительные качества и черты ребенка, заложенные воспитателями и родителями в течение первых шести лет жизни.

Многим детям особенно трудно бывает пережить несколько первых месяцев после поступления в школу. Родители могут приходить на помощь ребенку, но при этом не должны проявлять фанатизма. Они должны понимать, что в семь-восемь лет у него проявляются естественные желания обходиться без посторонней помощи.

Некоторые родители совершают ошибку, безо всякой нужды предлагая первокласснику свои услуги, ревниво оберегая его от посильных для него нагрузок, полностью освобождая его от уборки квартиры и мытья посуды, от ухода за одеждой и обувью. Они находят этому объяснения, говоря, что хотят облегчить жизнь ребенка, перегруженного школьными уроками, занятиями иностранным языком, музыкой, но не учитывают того, что чрезмерная опека с их стороны формирует такие отрицательные черты, как лень, неряшливость, безволие, беспомощность, неумение преодолевать трудности.

Еще в начальных классах ребенок должен осознать, что труд – первоисточник всех благ, составляющих фундамент благополучия его семьи, а в перспективе – его государства и народа. При правильном трудовом воспитании ребенка надо научить уважать труд взрослых, привлекать к посильной полезной деятельности в школе и дома.

При привлечении учащихся начальных классов к общественно полезной деятельности следует контролировать их физические нагрузки, так как детям в 7–10 лет характерно переоценивать свои силы в связи с активным развитием их мускулатуры.

Темперамент ребенка психолог для школьника

Обучение и воспитание школьника младшего возраста основано на индивидуальном подходе к его личности, с учетом его темперамента, состояния здоровья и умственных возможностей.

Вопрос о темпераменте стоит разобрать поподробнее. Общепринятая классификация эмоционального поведения выделяет четыре типа темперамента: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

У детей-холериков проявляется выраженная эмоциональная возбудимость, быстрая смена настроений. Им не свойственно сдерживать свои эмоции и желания, в их действиях нередко отмечаются вспышки возбуждения, иногда даже агрессивность.

К учебе в школе они приспосабливаются не всегда сразу, так как их тянет на конфликты с окружающими, они могут проявлять на уроках несдержанность, запальчивость и вспыльчивость в ответ на замечания учителя. У этих детей сильный, но неуравновешенный тип высшей нервной деятельности, они в своем поведении руководствуются больше желаниями и чувствами, нежели разумом. Их привлекают занятия музыкой, изобразительным искусством, поэзией.

Дети-холерики имеют обостренные вегетативные реакции, они легко краснеют или бледнеют при малейшем эмоциональном возбуждении. У них с рождения в коре головного мозга слабо развито торможение, поэтому им тяжело решать проблемы, возникающие в их жизни. Если желания холериков не совпадают с их возможностями, в их поведении отмечается нервозность, негативизм.

Некоторые педагоги к типу холериков относят трудновоспитуемых детей, которые в своем поведении постоянно проявляют необузданность, недисциплинированность, упрощенность мышления, склонность к конфликтам со сверстниками и взрослыми. Для их воспитания требуется сугубо индивидуальный подход, оно представляет собой трудную задачу. Однако если воспитательное воздействие строится на педагогически верной основе, с учетом особенностей характера, ему хорошо поддается большинство детей-холериков .

У детей с флегматическим характером рассудок явно преобладает над эмоциями. Они способны хорошо контролировать, а при необходимости даже подавлять свои желания и эмоции, без осложнений адаптироваться к учебе в школе. Такие дети ведут себя спокойно, ровно, их речь нетороплива и размеренна, жестикуляцией обычно не сопровождается. В коллективе они отличаются дисциплинированностью, сдержанностью в отношении своих и чужих недостатков, спокойной реакцией на одобрение или порицание их поступков, склонностью к уединению, они стараются избегать конфликтов.

У детей-сангвиников сильный, уравновешенный тип высшей нервной деятельности, их эмоциональные и мыслительные реакции выражены одинаково хорошо. Они способны управлять своими эмоциями, адаптируя их под требования соответствующей обстановки. Их речь хорошо развита, она быстрая, громкая, богатая, правильно построенная. Эти дети хорошо приспособлены к школьной обстановке, они хорошо переносят школьные нагрузки, в своем поведении они эмоциональны. Типичными чертами их характера являются оптимизм, жизнерадостность, высокая самооценка, критическое отношение к своим и чужим недостаткам. Однако им часто свойственно переоценивать свои интеллектуальные и физические возможности.

У детей с меланхолическим темпераментом слабый тип высшей нервной деятельности. Функции их нервной системы (как корковые, так и подкорковые) ослаблены, подвижность нервных процессов небольшая. Проще говоря, их эмоциональная сфера и мыслительные возможности быстро истощаются. Такие дети быстро устают, они не могут переносить ни длительные, ни единичные физические, эмоциональные и психические нагрузки. Они плаксивы, обидчивы, впечатлительны, самолюбивы, остро реагируют на наказания и поощрения. К учебе в школе адаптируются с трудом, часто к посещению школы относятся неохотно. При ошибках в воспитании у них могут развиваться различные заболевания и невротические состояния.

психолог для школьникаЗдоровье, психика и привычки

Также значимым фактором является и состояние здоровья учеников начальных классов, в первую очередь первоклассников. В этом возрасте нередки хронический тонзиллит, ревматизм и другие заболевания, осложняющие адаптацию ребенка к школьному режиму и отражающиеся на его успеваемости. Эти обстоятельства вынуждают вопрос о школьной нагрузке для ослабленных и больных детей решать совместно с педиатром.

Детям 7–10 лет свойственная такая характерная особенность психоэмоциональной сферы, как любознательность, интерес ко всему яркому и новому. Эта черта выражается в стремлении ребенка всему подражать, даже копировать, не задумываясь о критическом отношении к объекту внимания, следовательно, личный пример его родителей, приемы их эстетического и нравственного воздействия на него играют исключительно важную воспитательную роль. Взаимное уважение, понимание, дружелюбие и любовь взрослых друг к другу, готовность приходить на помощь облагораживают ребенка, формируют у него самые добрые душевные качества, развивают их чувства, мысли, взгляды в самом правильном направлении.

Ребенок может копировать не только хорошее. Он может подражать и плохому примеру: курить, обижать слабых, проявлять жесткость к животным. Опрос пяти тысяч курильщиков показал, что 14% мужчин начали курить в возрасте до десяти лет, а 50% – до 16 лет. Получается, что в начальных классах начинает курить каждый шестой ребенок, в возрасте, когда организм особенно чувствителен к действию никотина и табачных смол. И, скорее всего, дети в этом возрасте обзаводятся этой дурной привычкой, подражая своим родителям и другим близким людям.

Родительский пример может послужить причиной формирования у детей склонности к нарушению норм поведения в общественных местах, неуважения и грубого отношения к взрослым, женщинам, одноклассникам. Если в семье ребенка царит атмосфера лицемерия и обмана, постоянно происходят ссоры и скандалы, процветает произвол и цинизм, это непременно отразится на психике и поведении ребенка, может сделать его жестоким и злым, деспотичным и грубым, беспринципным и лживым.

Сильный вред формированию морали ребенка наносит желание взрослых применять к детям другую, по сравнению с собой, нравственную мерку. Некоторые родители произносят при детях нецензурные слова, совершают бесчестные поступки, а за те же самые действия своего ребенка наказывают, или требуют от него подтянутости и аккуратности, в то время, как сами небрежны и неряшливы. Лицемерие по отношению к ребенку вызывает в нем озлобление и чувство обиды, формирует такое омерзительное качество, как лживость.

Наказывать или нет? психолог для школьника

С первого по четвертый класс у школьников происходит формирование критического отношения к происходящему: дети начинают различать четкую грань между плохим и хорошим, активно пытаются влиять на события семейной и школьной жизни, протестовать против обмана, фальши и другого негатива. Они болезненно переносят ущемления чувства собственного достоинства, на наказания реагируют мучительно, если по отношению к ним проявляется несправедливость или применяется физическое воздействие. Телесные наказания детей совершенно недопустимы в любой форме, так как они вызывают у них глубокое оскорбление, бурный протест, становятся причинами нервных заболеваний (заикание, навязчивые движения, невроз, энурез).

Опыт педагогов показывает, что ребенок, подвергаемый телесным наказаниям, растет пугливым и робким, лживым и угрюмым, зато с готовностью затевает драку со сверстниками, используя любую возможность, чтобы обидеть младших или менее сильных, проявляя при этом жестокость и злобу.

Даже несильный удар или шлепок (так называемые «легкие телесные наказания») могут подвергнуть психику ребенка жестокому испытанию: в его душе происходит столкновение любви и ненависти – двух противоположных чувств – к близкому ему человеку.

Некоторые родители думают, что суровость и строгость составляют основу воспитания школьника. Но, постоянно прибегая к грубости и окрику, они не получают желаемого результата. Это объясняется тем, что таким образом родители стремятся вызвать в детях уважение к себе, и в самом деле вызывают, но уважение холодное, основанное на страхе, и тем самым отвращают детей от себя и приучают их к лживости и скрытности.

К большому сожалению, в традиционном семейном воспитании наказания преобладают, а средства поощрения используются слабо и неумело. Меры поощрения могут быть разными, но очень важно разумно их использовать. Нежелательна любая крайность: перехвалить школьника также вредно, как и не оценить его старательность. Похвала ребенку за хорошо выполненные задания, за проявленную им инициативу должна быть уместной, тогда она укрепит его веру в собственные возможности и силы, будет способствовать развитию его воли и самоутверждения.

Дети в 7–8 лет проявляют доверчивость и непосредственность. Родители и педагоги должны считаться с этим и трепетно относиться к проявлению искренности, честности, прямолинейности в поведении и рассуждениях детей. Обучение в школе ускоряет развитие интеллекта, что является основополагающим в более совершенном формировании нравственных и эстетических чувств у школьников, в тонких переживаниях, вызванных искусством, литературой, общением с природой, с людьми. Направление воспитания чувств у ребенка можно считать верным, если взрослые смогут привить ему любовь к прекрасному, приобщить его к красоте природы, научат его ценить духовную красоту человека и достойные подражания поступки.

В обучении и воспитании школьников младших классов большую роль играет эмоциональное начало. Полноценное умственное развитие ребенка невозможно без эмоционально-эстетической , поэтической составляющей. Во время большого эмоционального всплеска мысли детей становятся особенно ясными, и процесс запоминания происходит наиболее эффективным.

Следует отметить некоторые особенности воспитания девочек. В возрасте 9–10 лет у них повышается активность работы эндокринной системы, в частности половых желез и гипофиза. Это вызывает процесс формирования женского типа тела: «округляются» бедра и ягодицы, увеличиваются грудные железы.

В 10–11 лет организм девочки начинает вырабатывать эстроген (женский половой гормон), который вызывает развитие как первичных, так и вторичных половых признаков. В результате этого ее психоэмоциональная сфера находится в неустойчивом состоянии: появляются интерес к своей внешности, первые мысли о принадлежности к женскому полу, чувство естественной стыдливости. В этот период девочке жизненно необходима помощь мамы, ее тактичная поддержка.

В век ускорения физического, интеллектуального и полового развития детей начало менструаций у девочек нередко приходится не на 15–16 лет, как было раньше, а на 11–12 . Мама или учительница (обязательно женщина!) должны в доступной и доверительной форме уже в 9–10 лет рассказать девочкам, что это такое, каково значение менструации в жизни женщины, каким должен стать ее гигиенический и общий режим в эти дни. Отсутствие или запаздывание информации по этому вопросу может вызвать у школьницы психологическую травму, так как неожиданное и незнакомое поведение организма может показаться болезненным состоянием.

психолог для школьникаОсновной целью педагогов, воспитателей и родителей является воспитание в ребенке гармоничной личности, поэтому развитие интеллекта учащихся должно проходить параллельно с их занятиями спортом и физкультурой.

Эффективным воспитание в семье ребенка младшего школьного возраста будет только тогда, когда родители будут стараться разобраться в физических, интеллектуальных и эстетических запросах своего ребенка, усваивать и применять на практике педагогические приемы, используя свой авторитет и являясь примером для ребенка в труде, в общественной и личной жизни.

Психология школьника

В период 7-9-ти лет у детей наступает временное затишье перед бурей, имя которой переходной возраст.

Единственный переломный момент этого периода — поход в первый класс и адаптация в новом коллективе. Хорошо, если класс формируется на базе группы детского сада, и малыши знают своих будущих одноклассников. Многие дети безболезненно вливаются в новый коллектив, но некоторым ребятам трудно сделать шаг навстречу социуму. Родители должны всячески поддержать своих деток и сделать адаптацию минимально проблематичной.

Психология школьника младших классов — это осознание себя через призму отношений полов. Обычно именно в этом возрасте возникают первые влюбленности. Кроме того, у ребенка смещаются ориентиры на авторитетные личности. До школы главной инстанцией для получения информации были родители, теперь авторитетом становятся учителя.

Мы расскажем вам о том, как происходит адаптация детей в школе, с какими проблемами могут столкнуться родители, как чувствуют себя близнецы, которых родители разделили для учебы в разных классах и т.д.

Пузкарапуз берет на себя ответы на вопросы пап и мам детей, возраст которых 7-9 лет. Мы познакомим вас с тонкостями психологии школьника младших классов и не дадим совершить ошибок в воспитании ребенка.

Источник: http://psiholog4you.ru/psihologiya-shkolnika/

Необходим ли психолог для школьника?

психолог для школьника

На сегодняшний день много моментов перетекает в нынешнюю систему образования с западной системы. К примеру, тестирование, свободный выбор предметов для посещения, даже обращение детей к преподавателям стало немного другим.

В недавнее время в школах стали работать школьные психологи. У многих их появление вызвало массу вопросов такого плана: нужен ли психолог для школьника, если ребенок постоянно занят на уроках, а если он и будет шалить, то его вызовут к директору. Также в случае проблемы учителя вызовут родителей в школу, и они будут проводить с детьми воспитательные работы.

На сегодняшний день довольно распространенными проблемами детей являются проблемы непослушания и неуспеваемости. Ведь учителя с «трудными» детьми практически не работают. Максимум, что они могут — провести беседу с таким ребенком. Но когда такой подросток попадает в руки психолога, то он проводит с ним огромную работу. Ведь школа – это заведение, где каждый человек индивидуален, к нему нужно особый подход и особое внимание.

Каждый ребенок очень быстро обижается, он довольно уязвим и непостоянен, поэтому требует постоянного внимания. Психологические особенности школьника устроены так, что если на него давить со всех сторон, то он или замкнется в себе, или будет дальше буянить на зло. Поэтому должность школьного психолога была создана для того, чтобы он помог разобраться в истоке проблемы, нашел интересные методы для ее решения.

психолог для школьника

Кроме того, специалист поможет оптимизировать ту среду, в которой находятся дети. Также он будет пытаться создать такие условия для учебного процесса, чтобы в них было комфортно находиться и учащимся, и педагогическому коллективу. Психолог в жизни школьника появляется тогда, когда происходит подготовка к школе. Психолог дает рекомендации родителям, какие трудности могут настигнуть ребенка в школе, говорит о том, что нужно сделать, чтобы их не случилось.

Очень хорошо, когда в школе работает не только психолог, а и социальный педагог и логопед. Эта служба специалистов будет работать сплоченно над каждой проблемой, рассматривая ее со всех сторон. Для того чтобы школьный психолог работал плодотворно, необходимо обеспечить его комфортным пространством, которое будет разделено на несколько зон. В одной зоне будет проходить консультация, зона для групповой работы, где будут выясняться проблемы в коллективе, а также зона для игры и релаксации.

Также кабинет должен быть оснащен компьютером, а также аудио и видеоматериалами, чтобы с детьми можно было проводить диагностику. Для психолога, работающего в школе, постоянно предлагаются курсы для повышения квалификации, на них он повышает свою компетентность, развивается, узнает новые решения проблем. С первоклассниками психолог проводит различные развивающие занятия, которые помогают развить его всесторонне, улучшить отношения в коллективе, обеспечивает малышам легкую адаптацию к школе.

В занятиях может принимать участие и педагог, который занимается с этим классом. Дети учатся принимать одноклассников такими, какими они есть, со всеми их достоинствами и недостатками, чтобы ребенок – инвалид или склонен к полноте ребенок, смогли нормально чувствовать себя в коллективе, не быть покинутыми всеми. Ведь часто бывают так, что к таким детям, одноклассники проявляют жестокость, постоянно подшучивают над ними, поэтому психолог и должен сгладить данную ситуацию.

психолог для школьника

Также психолог подсказывает родителям, как они должны подбадривать ребенка, как хвалить за малейшие достижения, не сравнивая его с другими детьми. Каждому ребенку психолог может распечатать памятку: Рекомендации школьникам от психолога. В ней нужно описать самые важные моменты для ребенка, чтобы они помогли ему чувствовать себя комфортно среди других детей.

Многие родители, если у ребенка не совсем гладко складываются отношения с одноклассниками, сразу принимают решение о переведении ребенка в другую школу. Но они не думают о том, что такие проблемы могут возникнуть и в новом коллективе. Ведь ребенок будет напуганным еще больше, а новый коллектив – это новый стресс, поэтому психолог разными способами будет оказывать ему поддержку, будет стараться разными способами налаживать отношения, при этом, открыто не показывая свое влияние, будет в первую очередь, отталкиваться от мнения ребенка.

С родителями психолог также должен общаться на родительских собраниях, давать им дельные советы, поэтому это нужная работа. Также нередко к школьному психологу обращаются учителя. Он объяснит учителю, как нужно поступить, если ребенок недостаточно понимает предмет, выясняет, связано ли это с проблемами психологического характера и определяет пути решения проблемы.

Дети младшего школьного возраста намного реже обращаются к психологу, это связано с их возрастом, они еще не способны полностью осознать свою проблему. По своей инициативе чаще обращаются подростки, так как их интересуют какие-то личные вопросы по поводу взаимоотношений с одноклассниками, родителями. Часто их интересуют вопросы по поводу личной жизни и как поступить в той или иной ситуации. Также в этом возрасте актуальна проблема выбора будущей профессии, ведь иногда вуз выбирают не школьники, а их родители.

психолог для школьника

Если же проблема подростка довольно серьезная, психолог отправляет его в психологический центр, где ребенку оказывается помощь квалифицированных специалистов – невролога, психотерапевта, которых в обычной школе нет.

Стоит отметить, что в этом случае нужно учитывать мнение родителей. Если они не хотят получать помощь, то насильно ее оказывать не стоит. Когда ребенок идет в первый класс, родители по желанию пишут заявление о том, что с их классом будет проводиться психологическая работа, как индивидуальная, так и групповая. В обязательном порядке проводятся различные тесты и тренинги, диагностика в виде анкет, опросников и так далее. Хотя они и проводятся в игровой форме, но содержат в себе глубокий смысл.

Излишество работы психолога состоит в том, что не стоит бежать к психологу каждый день. Учителя начнут пользоваться этим, будут привыкать, что ответственность за каждого ребенка взял на свои плечи психолог, поэтому он постепенно будет терять навыки общения с детьми, и, в конце концов, может случиться так, что он перестанет быть авторитетом для детей, а его терять ни в коем случае нельзя.

Также нередко бывает так, что родители обращаются к психологу для того чтобы он выполнил такие их запросы: «Хотим, чтобы ребенок всегда был отличником» или «Хотим, чтобы ребенок был лидером в классе и ничего не боялся». В первую очередь нужно понимать то, что психолог – не Бог, и для того, чтобы ребенок стал отличником, будет недостаточно одной работы психолога.

психолог для школьника

Здесь потребуется и желание, и помощь родителей. То же самое касается и вопроса лидерства. Лидера в классе выбирает коллектив, и если ребенок сам говорит всем о том, что он здесь самый главный, то это ничего не значит, так как лидерство нужно заслужить. Встречаются и такие родители, которые хотят поделиться со своими проблемами, чтобы психолог помог решить или бытовые проблемы, или проблемы в личной жизни. В таком случае психолог имеет полное право отказать.

Школьные психологи советуют больше времени проводить с ребенком и разговаривать с ним на различные темы. Таким образом можно будет понять, что волнует ребенка, имеются ли у него страхи, как складываются взаимоотношения в школе со сверстниками и учителями.

Также в домашней обстановке родители должны придумать режим дня, в котором ребенок не будет ощущать перегрузок и переутомлений. Его нужно хвалить даже тогда, когда он сделал небольшой шаг к успеху. Таким образом, школьнику будет вселена уверенность в себе и своих силах, он будет готов прилагать максимум усилий для всеобщего развития.

Не нужно сильно драматизировать тогда, когда ребенок перенес неудачу, когда у него что-то не получается. Нужно помочь ребенку и подсказать варианты и пути решения проблемы. В дальнейшем ребенок сам сможет решать те или иные проблемы, приобретая, таким образом опыт.

Не стоит бояться обращаться к школьному психологу, можно прийти к нему в любой ситуации. Правильно выбранная методика психолога поможет ребенку справиться с трудностями и в развитии личности в целом.

Источник: http://veselajashkola.ru/roditelyam-sovety/neobxodim-li-psixolog-dlya-shkolnika/

Школьный психолог — советы психолога родителям

Плохие оценки, низкая успеваемость, постоянные записи в дневнике о плохом поведении? Не торопитесь снимать ремень, чтобы провести воспитательные работы. Статья от редакции «1001» расскажет, как помочь ребёнку в школе.

психолог для школьника

Психологи утверждают, что причинами неуспеваемости школьников, чаще всего являются не недостаток способностей и не лень. Плохие оценки в дневнике говорят о том, что родители с чем-то не справляются. Надо стараться отыскать ошибки и пробелы в воспитании, исправить их, и только тогда ребенок начнет хорошо учиться, а родители смогут поставить себе «5» по воспитанию.

Почему ребенок не хочет учиться?

Дети не могут выбирать изучаемые дисциплины, их интересы не учитываются школой, а мотивации к учебе не придается абсолютно никакого значения. В этом и есть основная причина, почему ребенок не хочет учиться. К сожалению, изменить школьную систему образования мы не можем, а домашнее обучение – редкое явление, к тому же имеющее множество сложностей и подводных камней. Остается приспосабливаться к имеющейся образовательной модели и «встраивать» в нее своего ребенка. Помимо этого, необходимо выяснить, нет ли у вашего чада дополнительных причин негативного отношения к школе.

Их может быть несколько:

— антипатия к одному или нескольким учителям (а возможно даже конфликт);

— проблемы в отношениях с одноклассниками;

— скука от учебного однообразия и усталость;

— сложности с конкретным предметом (не понимает, не успевает, предмет неинтересен);

— проблема утренних подъемов.

Довольно часто родители по незнанию дополнительно усложняют жизнь первоклассников тем, что:

— загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);

— резко меняют отношения в семье («Ты теперь большой, должен сам мыть посуду» и т.д.).

Некоторые частные случаи:

— Некоторые дети получают плохие оценки умышленно, чтобы вернуть внимание мамы и папы, утраченное после рождения второго ребенка, как это часто бывает. Они создают такие ситуации, что родители вынуждены буквально не спускать с них глаз: проверяют уроки, вместе решают задачи и т. п. Подумайте, достаточно ли внимания, тепла и ласки вы уделяете своему ребенку? Может быть, он чувствует себя одиноким, никому не нужным?

— Есть дети – ярко выраженные лидеры. Придя в школу, они стремятся стать во всем лучше всех, а когда это не получается – начинают хулиганить. Для них главное – во что бы то ни стало обратить на себя внимание. Что предпринять в таком случае? Взять учителя в союзники. Попросите, чтобы учитель чаще хвалил его за хорошие поступки, игнорировал мелкие проделки, а за крупные строго наказывал. А за единицы и двойки пусть сам краснеет в кабинете директора или завуча, а не мама. Почувствовав личную ответственность, маленький честолюбец вернется к реальности.

— Еще одна причина неуспеваемости школьников – нежелание взрослеть. Такое часто происходит в семьях, где родители проводят на работе слишком много времени, а домой приходят очень усталыми и раздраженными. Любое недовольство дети чутко улавливают и все проблемы пап и мам связывают с их статусом взрослых. Ребенку достаточно услышать фразу типа «вырастешь – узнаешь» или «вот будешь работать – поймешь» и он начнет защищаться от будущих взрослых «страшилок». Если в вашей семье похожая ситуация, старайтесь не выплескивать отрицательные эмоции на ребенка и не ведите со школьником серьезных разговоров о своих проблемах. Лучше будет приласкать малыша, поговорить с ним по душам, и объяснить ему доступно и понятно преимущества взрослой жизни. Например: став взрослым, он может самостоятельно выбирать еду, одежду, планировать свои дела, путешествовать, дарить близким подарки… Вы должны объяснить, что качество жизни зависит от образования. Если вы сумеете заинтересовать ребенка чем-нибудь, что напрямую связано с его успехами в школе, тогда он будет хорошо учиться.

— Особенно тяжело учиться детям, которые не посещали детский сад. Им трудно соблюдать режим дня, они не умеют работать в коллективе. Для таких детей школа – ежедневный стресс, и чем выше уровень стресса, тем хуже успеваемость.

Обучение в современной школе – сложная, но в целом посильная задача. Роль родителей школьника состоит не в том, чтобы делать за него или даже вместе с ним домашние задания. Для начала стоит помочь ребенку справиться с побочными проблемами, которые отвлекают и усложняют учебную жизнь. А вот с мотивацией к обучению необходимо разбираться отдельно.

Как помочь ребенку?

Общие советы

— В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности;

— Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать;

— Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы;

— Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму;

— Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности;

— Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

10 советов для здравого ума и твердой памяти

Не требуйте лишнего

Не стоит предъявлять ребенку завышенных требований. Сколько бы он ни занимался, если ваша «программа» его не заинтересует, усвоить ее школьнику будет сложно. Не корите его за отсутствие феноменальных успехов, ведь психоэмоциональная нагрузка от этого только возрастет. Предложите ребенку на выбор несколько путей самореализации: спорт, творчество, хобби.

Установите режим дня

Умственные нагрузки можно облегчить, если соблюдать правильный распорядок дня. Младшие школьники не должны ложится спать позднее 22 часов и делать уроки «на ночь глядя». Режим дня нужен и в каникулы, чтобы потом легче было перестроиться на рабочий лад. Укрепляйте иммунитет

Посоветуйтесь с врачом и составьте для ребенка программу закаливания и спортивных занятий. Не забывайте также о приеме поливитаминных комплексов в осенний и весенний период. Эти меры помогут школьнику избавиться от частых болезней, которые усиливают усталость. Помните: чтобы прийти в себя после болезни, включиться в работу, детям нужно не меньше двух недель.

Отключите компьютер

Первоклассник не должен работать за компьютером и смотреть телевизор больше одного часа в сутки. Если ребенок учится в старших классах и вынужден работать за компьютером часами, убедите его делать перерывы и выполнять гимнастику для глаз и спины.

Позаботьтесь об отдыхе

От усталости помогает чередование умственных и физических нагрузок. Просидев час за учебниками, школьник нуждается в прогулке на свежем воздухе, активных играх и общении с друзьями.

Заварите чай

После школы или перед сном давайте ребенку травяной чай, он оказывает расслабляющее действие, помогает эмоционально разрядиться. Особенно полезен при умственных перегрузках чай с мятой, мелиссой, валерианой и пустырником. Не давайте детям лекарственные препараты без рекомендации врача!

Сделайте массаж

Умственному переутомлению способствуют и проблемы с осанкой. Мышечный каркас школьника еще не окреп, а от долгого сидения за столом ребенок сутулится — в мышцах возникает напряжение, которое провоцирует головную боль. Запишите школьника на лечебную физкультуру и плавание. А расслабиться после учебного дня ему помогут мягкие поглаживающие движения в области шейно-воротниковой зоны, волосистой части головы и мышц лица.

Проверьте зрение

Ребенок должен регулярно посещать офтальмолога, ведь причиной умственного переутомления могут быть и проблемы со зрением. Из-за того, что школьник недостаточно четко видит окружающие предметы, он постоянно находится в напряжении и сильнее устает.

Не забывайте о правильном питании

Для нормальной работы головного мозга необходимо, чтобы питание было полноценным и разнообразным. Особенно полезны «для головы» молоко, творог, кефир, сыр, мясо, рыба, яйца, зелень, бобовые, грибы, орехи, семечки, бананы и морепродукты.

Будьте для ребенка примером

Старайтесь сами вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Пример родителей лучше любых советов научит школьника следить за своей физической и умственной формой.

Детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе. Учиться в современной школе действительно нелегко, и порой родителям приходится проявлять завидную выдержку и мудрость, чтобы пройти вместе с ребенком этот многолетний путь. Желаем вам терпения, а вашим детям – мотивации к учебе и тяги к знаниям!

Источник: http://1001.ru/articles/post/shkolnyi-psiholog—sovety-psihologa-roditelyam-21930

Психология школьника

Как развивается психология школьника, чем она отличается от психологии дошкольника и что нужно предпринимать родителям, чтобы ребенок хорошо чувствовал себя и показывал хорошие результаты в учебе? Это не праздные вопросы.

психолог для школьника

С наступлением первого учебного года, когда проходит эйфория от гордости за себя, ставшего учеником, ребенком начинаются осознаваться первые трудности: появление новых, не всегда воспринимаемых положительно новых задач, сложности с адаптацией в коллективе, привыкание к требованиям учителя и т.д.

Сталкиваясь с сопротивлением детей, их нервными срывами, переутомлением, нежеланием идти в школу, саботажем учебной деятельности, родители начинают бить тревогу. Однако многие проблемы можно предотвратить, если знать, что представляет собой психология школьника младших классов.

Начало» взрослой» жизни

Для многих первоклассников школа – это начало другой, «взрослой» жизни. И они с удовольствием поддерживают разговоры с родителями о том, какие они теперь «большие», радостно выбирают ранец, дневник, тетрадки… В этот момент многие мамы и папы впадают в иллюзию, что действительно дети осознают свой изменившийся статус и станут более ответственно подходить к учебе, будут более самостоятельными.

Однако обольщаться не стоит: психологи утверждают, что для основной массы детей начало учебы не более чем игра. Психология школьника — первоклассника мало отличается от психологии дошкольника, поэтому проще всего объяснять ему истины о школе языком правил игры. Нужно договариваться о том, как теперь будет организован его день, что из запланированного должно выполняться в первую очередь, а что потом, как вести себя в классе и т.д.

Адаптация в коллективе происходит быстрее у тех детей, которые посещали детский сад, а также занимались в развивающих кружках, секциях. Им легче психологически подстроиться под других ребят и учителей, они не отличаются сильной застенчивостью и быстро находят общий язык с разными людьми. Зная эту особенность психологии школьника , стоит заранее подготовить ребенка к общению со сверстниками, развивать у него социальные навыки.

Важность переключения

В дошкольном периоде у детей физическая активность превалирует над интеллектуальной, а в школе все происходит с точностью до «наоборот».

Почему дети так устают? Потому что важнейшим принципом формирования нормальной психологии школьника является возможность переключения с одной деятельности на другую, а они сразу погружаются в учебу и привыкают жить в непрекращающемся стрессе.

Только представьте себе: вы каждое утро приходите на работу, и строгий начальник ставит вам отметки за то, как вы написали отчет, заполнили ведомость, подготовили рабочее место. А если ему что-то не понравилось, он перед всем коллективом устраивает «читку» ваших документов и разбор ошибок. А когда вы приходите домой и рассказываете своим родителям, что вам сегодня начальник «двойку» за квартальный баланс поставил, они дружно начинают ругать вас и говорить: «В кого же ты у нас глупый такой? Все бухгалтера как бухгалтера, а у тебя вечно проблемы и т.д.»

Понимаете теперь, какой стресс испытывают дети, каждый день пребывая в ситуации оценки результатов их деятельности сначала учителем, потом родителями? Как психология школьника страдает от такого пристального внимания и негатива? Как надо контролировать свои эмоции, чтобы вести себя с детьми разумно и гуманно?

Чтобы стресс не накапливался и не приводил к серьезным проблемам в здоровье, нужно приучать детей к регулярным прогулкам, которые не могут быть заменены на просмотр передач или игру на компьютере. Час игры с ребятами в футбол, катание на велосипеде, пробежка в парке с папой или поход в бассейн с мамой позволят ребенку отдохнуть лучше, чем несколько часов просмотра мультфильмов.

Главное – не оставлять ребенка наедине с возникшими трудностями не утратить его доверие. Первые взлеты и неудачи, дружба и ссоры, симпатии и антипатии, любовь и ненависть – все это слагаемые опыта, который поможет подготовиться к взрослой жизни, где все решения придется принимать самостоятельно и нести за них персональную ответственность.

Источник: http://sonyaclub.ru/psixologiya-shkolnika/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *