ТИПЫ ПСИХИКИ — типы психики человека

08.10.2018

• Строй психики биоробота, «зомби» — когда в основе поведения лежат культурно обусловленные автоматизмы, а внутренний психологический конфликт «инстинкты / культурно обусловленные автоматизмы» в поведенческих ситуациях в большинстве случаев разрешается в пользу культурно обусловленных автоматизмов. Но если изменяющиеся общественно-исторические обстоятельства требуют отказаться от традиционных в той или иной культуре норм поведения и выработать новые, то «зомби» отдаёт предпочтение сложившейся традиции и отказывается от возможности творчества.

Типы психики человека

ТИПЫ ПСИХИКИ
Основные типы психики — животный, «зомби», демонический, человечный и опущеный в противоестественность.

Человек от всех прочих биологических видов в биосфере Земли отличается тем, что структура его психики генетически не запрограммирована однозначно, а является продуктом личностного развития как под воздействием внешних обстоятельств, так и на основе его собственного разумения.

Если вспомнить общешкольный курс биологии, известный всем, и заглянуть в собственную психику, то можно утверждать, что информационно-алгоритмическое обеспечение поведения человека включает в себя: 1) врождённые инстинкты и безусловные рефлексы (как внутриклеточного и клеточного уровня, так и уровня видов тканей, органов, систем и организма в целом), а также и их оболочки, развитые в культуре; 2) традиции культуры, стоящие над инстинктами; 3) собственное ограниченное чувствами и памятью разумение; 4) «Интуицию вообще» — то, что всплывает из бессознательных уровней психики индивида, приходит к нему из коллективной психики, является порождением наваждений извне и одержимости в инквизиторском понимании этого термина; 5) водительство Божье в русле Промысла, осуществляемое на основе всего предыдущего, за исключением наваждений и одержимости как прямых вторжений извне в чужую психику вопреки желанию и осознанной воле её обладателя.

В психике всякого индивида есть возможное или действительное место всему этому. Но есть и то, что выделяет человечество из биосферы планеты, однако на это господствующие ныне биология, психология и социология внимания не обращают, и потому об этом не пишется ни в школьных, ни в вузовских учебниках. Суть этого умолчания состоит в том, что названные выше компоненты могут быть по-разному упорядочены, порождая различные типы структуры личностной психики, вследствие чего всякая особь биологического вида «Человек разумный» может быть носителем одного из четырёх более или менее устойчивых в течение взрослой жизни типов строя психики:

• Животный тип строя психики — когда всё поведение особи подчинено инстинктам и удовлетворению инстинктивных потребностей, не взирая на обстоятельства.

В животном типе психике можно выделить одну социально значимую модификацию: скотский тип строя психики.

Его специфичность можно понять из пословицы «волка ноги кормят» и из житейского наблюдения — «а скотину хозяин кормит». Без хозяина скотина, будучи предоставлена сама себе и обстоятельствам, большей частью погибает, меньшей частью дичает и возвращается к адекватной для самостоятельной жизни в биоценозах организации психики, после чего её тоже начинают «кормить ноги». Но и при хозяине, поскольку в скотском типе всё подчинено инстинктам, то индивид со скотским типом строя психики ориентирован на получение максимума физиологических удовольствий при минимуме работы.

Поэтому, когда на скотский тип строя психики накладываются притязания обладать всей полнотой прав человека, то «на выходе» получается весьма агрессивно-паразитический антисоциальный тип — ему все и всё должны, но он сам никому и ни чем не обязан и ничего не должен. Вследствие этого за ним остаётся полоса разрухи, а одно из удовольствий для него — напакостить окружающим. Однако если его предоставить самому себе и обстоятельствам на продолжительное время, то в них он являет свою полную недееспособность и либо погибает, либо (хотя бы на некоторое время — до нового изменения обстоятельств) перестаёт быть скотом.

Сами носители скотского типа строя психики всего этого за собой могут не признавать. Но когда этого не осознаёт психологическая наука и государственные деятели, то проведение в жизнь концепции не знающей исключений и общих для всех «прав человека» способно ввергнуть общество в катастрофу культуры с тем большими шансами, чем последовательнее власть проводит в жизнь политику защиты «прав человека» или поддаётся давлению извне на эту тему.

• Строй психики биоробота, «зомби» — когда в основе поведения лежат культурно обусловленные автоматизмы, а внутренний психологический конфликт «инстинкты / культурно обусловленные автоматизмы» в поведенческих ситуациях в большинстве случаев разрешается в пользу культурно обусловленных автоматизмов. Но если изменяющиеся общественно-исторические обстоятельства требуют отказаться от традиционных в той или иной культуре норм поведения и выработать новые, то «зомби» отдаёт предпочтение сложившейся традиции и отказывается от возможности творчества.

• Демонический строй психики характеризуется тем, что его носители способны к творчеству и волевым порядком могут переступить и через диктат инстинктов, и через исторически сложившиеся нормы культуры, вырабатывая новые способы поведения и разрешения проблем, возникающих в их личной жизни и в жизни обществ. Будет ли это добром или злом в житейском понимании этих явлений окружающим — зависит от их реальной нравственности. Обретая ту или иную власть в обществе, демонизм требует безоговорочного служения себе, порождая самые жестокие и изощрённые формы подавления окружающих. Один из наиболее изощрённых вариантов проявления принуждения окружающих к добродетельности, в качестве образца поведения, привёл Ф.М.Достоевский в “Селе Степанчиково и его обитателях” (Фома).

• Человечный строй психики характеризуется тем, что каждый его носитель осознаёт миссию человека — быть наместником Божиим на Земле. Соответственно этому обстоятельству он выстраивает свои личностные взаимоотношения с Богом по Жизни и осмысленно, волевым порядком искренне способствует осуществлению Божиего Промысла так, как это чувствует и понимает. Обратные связи (в смысле указания на его ошибки) замыкаются Свыше тем, что человек оказывается в тех или иных обстоятельствах, соответствующих смыслу его молитв и намерений. Иными словами Бог говорит с людьми языком жизненных обстоятельств.

Для человечного строя психики нормальна — неформальная, внедогматическая и внеритуальная вера Богу по жизни и действие в русле Промысла Божиего по своей доброй воле, т.е. для человека нормально язычество в Единобожии. Доказательства Своего бытия Бог даёт всем и каждому в диалоге с ним персонально тем, что отвечает молитве изменением жизненных обстоятельств в соответствии с её смыслом, либо так или иначе даёт по-нять, почему просимое не может быть исполнено. То есть:

Бытие Бога — не вопрос веры в то, что Бог есть либо в то, что Бога нет: это вопрос нравственно обусловленного осмысления своей личной религиозной практики и знание, практически подтверждаемое в повседневности жизни в диалоге с Богом. То есть и в данном случае тоже — «практика — критерий истины».

Ещё один тип строя психики люди породили сами.
• Опущенный в противоестественность строй психики — когда субъект, принадлежащий к биологическому виду «Человек разумный», одурманивает себя разными психотропными веществами: алкоголем, табаком и более тяжёлыми наркотиками наших дней. Это ведёт к противоестественному искажению характера физиологии организма как в аспекте обмена веществ, так и в аспекте физиологии биопoля, что имеет следствием множественные и разнообразные нарушения психической деятельности во всех её аспектах (начиная от работы органов чувств и кончая интеллектом и волепроявлением)[1], характерных для типов строя психики животного, зомби, демонического (носители человечного типа строя психики не одурманивают себя). Так человекообразный субъект становится носителем организации психики, которой нет естественного места в биосфере, и по качеству своего не отвечающего складывающимся обстоятельствам поведения оказывается худшим из животных[2] (тем более, если он носитель скотского типа психики и преисполнен самомнения о том, что он — человек, и возможно — выдающийся). И за это нарушение им самим Свыше предопределённого для него статуса в биосфере Земли он неотвратимо получает воздаяние по Жизни.

При этом если у субъекта возникает зависимость от дурманов, то он обретает стойкое искажение своего биополя. И соответственно, по параметрам своего духа он перестаёт принадлежать к биологическому виду «Человек разумный». Кроме того, большинство дурманов являются генетическими ядами, т.е. они нарушают работу хромосомного аппарата и разрушают хромосомные структуры тех, кто их принимает в свои организмы. Дефективные хромосомные структуры передаются потомству, что так или иначе подрывает их здоровье, потенциал личностного развития и творчества. Это тем более имеет место, если зачатие происходит до того, как системы восстановления хромосомных структур, действующие в организме, успевают исправить повреждения. Но если генетические яды поступают в организм слишком часто и в таких количествах, что системы восстановления хромосомных структур организма не успевают исправлять все повреждения, то потомство просто обречено на вырождение.

Именно эти обстоятельства и позволяют назвать этот тип строя психики, — порождённый самими людьми и воспроизводимый культурой общества, — опущенным в противоестественность.

Тип строя психики может меняться в течение жизни в процессе личностного развития (а равно и деградации) и быть устойчивым на протяжении некоторого продолжительного периода времени. Но тип строя психики может быть и неустойчивым, т.е. меняться под воздействием обстоятельств даже по нескольку раз на день.

При этом все знания и навыки, которые несёт личность, являются своего рода «приданым» к типу строя психики: т.е. знания и навыки сами по себе тип строя психики не характеризуют, а одни и те же знания и навыки могут быть достоянием носителей разных типов строя психики [3].

Тип строя психики изначально обусловлен воспитанием, т.е. недостижение личностью к началу юности необратимо человечного типа строя психики — результат порочности культуры общества и неправедного воспитания со стороны родителей.

Поэтому, будучи взрослым и осознавая этот факт, индивид способен перейти от любого типа строя психики к человечному — основе для дальнейшего личностного и общественного развития; индивид способен осознавать при каком типе строя психики он действовал в тех или иных обстоятельствах в прошлом, при каком типе строя психики пребывает в текущий момент времени; индивид способен предпринимать целенаправленные действия для того, чтобы перейти к необратимо человечному типу строя психики, и Бог поможет ему в такого рода усилиях.

Соответственно здоровое общество является носителем такой культуры, в которой:

человечный тип строя психики признаётся единственно нормальным для всякого индивида, начиная с подросткового возраста (когда пробуждаются половые инстинкты);

за редкими исключениями все достигают необратимо устойчивого человечного типа строя психики к началу юности.
________
Примечания:

[1] При этом не стоит самообольщаться тем, кто употребляет алкоголь и/или курит якобы «в меру», якобы когда хочет (а когда не хочет — то не пьёт и не курит). Реально интенсивность систематического воздействия разного рода дурманов на их психику такова, что говорить о трезвости их духа не приходится (последствия новогоднего фужера шампанского при рассмотрении интеллектуальной деятельности на пределе возможностей человека компенсируются через 2 — 3 года, и то же самое касается воздействия однократного употребления пол-литра пива).

Тем самым индивид, допускающий в своём рационе разные дурманы и психотропные вещества в любом количестве, — уже сходит с того пути, на котором он может стать человеком и осуществлять Божий Промысел. Особенно это касается тех, кто уже уведомлён об этом, но продолжает настаивать на том, что волен жить так, как ему захочется.

[2] Чарльз Дарвин некогда сказал: «Обезьяна, однажды опьянев от бренди, никогда к нему больше не притронется. И в этом обезьяна значительно умнее большинства людей» (приведено по публикации “Орангутаны — культурное племя” в газете “Известия” от 8 января 2003 г.).

Однако Дарвин говорил об обезьяне, которой на психику не давят. Если же это условие не выполняется, то «Человек разумный» способен приучить домашних животных к чему угодно: в том числе и к алкоголизму, поскольку при совместном проживании, именно хозяин-кормилец воспринимается домашними животными в качестве вожака стаи, который предписывает им образцы поведения.

[3] В связи с этим необходимо отметить одно выявившееся статистически значимое обстоятельство. Есть субъекты, которые, получив знания о типах строя психики, их особенностях и различии, впадают в убеждённость, что они вследствие этого уже состоялись в качестве человеков, не свершив определённой (для каждого своей уникальной) работы по приведению организации их собственной психики к необратимо человечному типу.
___________

Источник: http://www.timofey.ru/chelovek/tipi_psihiki.html

Типы психики человека

В психике любого человека всё это (1, 2, 3, 4) так или иначе есть. Но взаимодействуют между собой эти составляющие (1, 2, 3, 4) у разных людей по разному. В зависимости от того, как эти составляю­щие выстроены по уровням значимости у человека (что на 1-ом месте, что на 2-ом и т.д.), в зависимости от этого можно говорить о психике каждого. Из этого определяется 5 основных типов строя (устрой­ства) психики:

1. Человечный строй психики.

2. Демонический строй психики.

3.Строй психики биоробота-зомби.

4. Животный строй психики.

В современном нам обществе существует огромное число недо­людков, строй психики которых можно назвать:

5. Опущенный ниже животного.

Этот строй психики несвойственен природе человека, его генети­ке. Он привнесён в жизнь социальной системой, в которой живут со­временные люди, выполняя на практике жизненные установки, сфор­мированные несправедливой и безнравственной концептуальной вла­стью. Подробнее об «опущенных» рассказ чуть ниже.

Кроме этого, каждый человек живёт не один (изолированно), а в обществе (городе, каком-то коллективе, фирме, партии и т.д.). Это по­рождает в обществе в целом (селе, городе, области, партии, фирме и т.д.) некую коллективную психическую деятельность («коллектив­ную психику», психическую «атмосферу».) Она может быть двух видов:

1. С ростом ошибок. К ошибкам, которые совершает один че­ловек, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком ошибок растёт и погребает под собой всё такое общество (часть общества, партию …), если общество (часть общества) не подготовит другую психическую «атмосферу».

2. С устранением ошибок. Ошибка, совершённая одним чело­веком, устраняется другими. Но главное здесь в том, что каждый старается не совершать ошибок сам, чтобы не обременять других устранением его ошибки.

Люди различаются по взаимоотношениям их личной психики с коллективной психикой. Разделяются они так:

1. «Стадность».

В этом случае человек подчинён коллективной психике. («Я– как все», « мы – богоизбранные», «наше дело – телячье», «мы – за царя!», «а мы – за генсекретаря», «а мы – за демократию», « а я – вне политики», «мы – люди маленькие», «бараны мы, что хочешь, то и делай с нами», т.е. твори беспредел, и т.п.).

2. «Коллективная свобода».

Здесь человек – свободный соучастник некой коллективной пси­хической деятельности.

3. «Пастухи» и «волки».

В этом случае, будучи даже в «коллективной свободе», по отно­шению к психике «стадности» человек возможно станет выступать:

– Либо в качестве «волка» в «стаде» творить беспредел в отноше­нии «баранов» («хозяева фабрик, заводов, дворцов, пароходов …»).

– Либо в качестве «пастуха» над «стадом», т.е. поддерживать волчий беспредел в отношении «баранов» (попы, раввины, муллы, лидеры партий, движений, обществ и т.п.).

4. По «вкладу» в коллективную психику люди могут быть:

– людьми, работающими на поддержание безошибочного лада в коллективе;

– людьми, порождающими лавину ошибок и бедствий в коллективе;

– людьми, которым свойственно и «то», и «другое» (и лад, и раз­лад) в зависимости от настроения, обстоятельств, персонального ок­ружения и т.д.

Важный вывод. Всё сказанное выше означает, что все получен­ные человеком теоретические знания и освоенные им практи­ческие навыки – всего лишь придаток к его типу психики.

То есть: достоинство человека, как личности, выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом (че­ловечном) типе психики.

Источник: http://studopedia.ru/4_118645_tipi-psihiki.html

Типы строя психики человека

типы психики человека

Все мы в какой-то мере анализируем мотивы поступков человека и его внутренний мир, то есть мы пытаемся понять природу психики индивида к самому себе и к его окружению. Так что же есть психика?
Психика (греч. psychikos – душевный) –
Согласно В.А.Жмурову психика это:
1. Термин, обозначающий «свойство высокоорганизованной материи отражать объективную реальность».
2. Психика суть множество гипотетических мыслительных процессов и действий, которые могут служить объяснительными приёмами для психологических данных.
3. Психику представляет множество сознательных и бессознательных умственных опытов организма индивида.
4. Психика есть совокупность процессов, таких как восприятие и познание.
5. Психика рассматривается как элемент мозга – позиция, которая восходит к У.Джемсу. Её можно переформулировать так: изучите мозг, и вы узнаете, что есть психика.
6. Психика есть спонтанное свойство сложно организованной структуры – выбивающейся, неожиданно возникающая в любой биологической системе, достигающей достаточной степени сложности и организованной структуры.
7. Психика есть интеллект.
8. Психика – это характеристика или черта.
9. Психика есть особая субстанция.
Согласно Ассаджоли, существует шесть составляющих психики:
1. Самость высшая – своего рода «внутренний бог»;
2. Самость сознательная –Я – точка ясного сознания;
3. Поле сознания – анализируемые чувства, мысли побуждения;
4. Бессознательное высшее, или сверх сознание – высшие чувства и способности, интуиция, вдохновение;
5. Бессознательное среднее – подобие фрейдовского предсознательного — мысли и чувства, которые могут легко осознаваться;
6. Бессознательное низшее – инстинктивные побуждения, страсти, примитивные желания и т.п.
В.Б. Шапарь считает, что: «В современной науке сформулирована система требований к единицам анализа психики: они должны иметь внутренне связанную структуру, в которой представлены свойства целого; способность к развитию и саморазвитию; способность к образованию открытого таксономического ряда и т.д.
На разных этапах развития психологии в качестве функций единиц анализа психики выступали: ощущение, представление и идея; рефлекс; структурное соотношение фигура – фон; поведенческий акт или навык; проба проверка; схема; действие; операция (обратимое действие); эмоционально подобное ощущение; функциональный блок; установка, образ, мотив, значение, отношение, диалог и др.
По З.Фрейду, человеческая психика складывается из трех основных систем: бессознательного, предсознательного и сознания.
Мильтон Эриксон считал по-своему о бессознательном и сознании.
В книге Р.Хейвенс, К.Уолтерс «Гипнотерапевтические трансы»записано:
««Бессознательное» Мильтон Эриксона – это не вытесненные воспоминания Фрейда и не мистическое коллективное бессознательное Юнга. Когда Эриксон говорит о бессознательном, он подразумевает процессы познания и восприятия, а так же эмоции, возникающие и протекающие автоматически, за пределами той области сознания, которая подконтрольная человеческому Эго. Термин «сознание» Эриксон использовал для обозначения того ограниченного количества информации, которое попадает в поле внимания среднестатического человека в его повседневной деятельности. Наблюдая за дихотомией сознания и бессознательного наткнули ученого на естественный вывод: люди пытаются руководствоваться своим сознанием и целиком и полностью полагаются на его возможности, в то время как у бессознательного не только больше таких возможностей, но и наиболее объективное чувство реальности.
Остается лишь поражаться бесчисленному множеству функций, которое берет на себя наше бессознательное. В любой момент, буквально «из неоткуда», как только того потребует ситуация, волшебным образом всплывают факты, давно забытые навыки или способность понять тот или иной феномен. Причем вне зависимости от того, хочет этого сознание или нет. Сами того не замечая, мы расчесываем укус или наматываем прядь волос на палец. В сознании то и дело вплывают имена, даты, идеи… В самый неожиданный момент мы можем испытать прозрение или прилив вдохновения. Из глубины бессознательного всплывают «нелогичные» эмоции. В повседневной жизни мы функционируем одновременно на нескольких уровнях восприятия, познания, реакции. Каждый этот уровень. В свою очередь, работает как автономное «мини-сознание» …и просто дуэт сознание/бессознательное. Одной из самых масштабных и всеобъемлющих ошибок нашег
о сознательного мышления является его ложная, но непоколебимая уверенность в том, что оно отвечает за все мысли, возникающие в голове индивида, а так же за его поведение. На самом деле — основной функцией сознания является придумывание «сюжетов», которые помешают эго в центр личности и делают его ответственным за всё, что происходит в теле и голове человека. А между тем, осознанное мышление, как это ни странно, обладает довольно ограниченным набором функций и отвечает за весьма скромный перечень действий или творческих озарений. На самом деле его основной функцией является поиск рациональных объяснений тем действиям, которые совершает бессознательное. Именно бессознательное играет решающую роль в нашей повседневной жизни»(с.29-32).

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Психика (от др. – греч.— «дыхание», «душа»):
1. Особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой.
2. Способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т. п.). Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности
3. Субъективный внутренний мир человека, опосредованный/опосредующий взаимодействие человека с внешним миром.
Психика животных — субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п
Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т. д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики — сознание.
Формы психического отражения
В отношении перехода от биологической формы отражения к психической выделяются следующие стадии:
1. Сенсорная. Отражение отдельных раздражителей: субъект реагирует только на биологически значимые раздражители (раздражимость).
2. Перцептивная. Выражается в способности отражать комплекс раздражителей в целом: ориентирование начинается с совокупности признаков, наблюдается реагирование и на биологически нейтральные раздражители, являющиеся лишь сигналами жизненно важных раздражителей (чувствительность).
3. Интеллектуальная. Проявляется в том, что в дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их функциональных отношений и связей.

Источник: http://www.chitalnya.ru/work/1099687/

Психотип личности: классификация и описание

Классификация психотипов личности

типы психики человека

Общеизвестные психологические типы были выявлены и описаны австрийским психиатром и психоаналитиком К. Г. Юнгом.

Его теория об «интроверсии – экстраверсии», а также о четырех типах восприятия мира развивалась и продолжает развиваться.

Психотипы личности, предложенные Юнгом:

  1. Экстраверт – человек, психологически ориентированный на внешний мир; общительный, активный, деятельный.
  2. Интроверт – человек, ориентированный на внутренний мир; замкнутый, чувствительный, рассудительный.
  1. Мыслительный тип – человек, в принятии решений преимущественно опирающийся на логику и мышление. Подавленной оказывается сфера чувств.
  2. Чувствующий тип – человек, ориентированный на чувства, судит категориями «хорошо – плохо», а не логически.
  3. Ощущающий тип – человек, воспринимающий жизнь непосредственно органами чувств, он смотрит, слушает, трогает и принимает решение исходя из получаемой информации. Интуиция им подавляется.
  4. Интуитивный тип – человек, полагающийся на «шестое» чувство; такие люди принимают решение, опираясь на интуитивные, бессознательные знания, а не на непосредственные ощущения.

Основываясь на типологии Юнга, в семидесятых – восьмидесятых годах прошлого столетия советский социолог А. Аугустинавичюте разработала одну из самых подробных и достоверных личностных типологий и стала основательницей научного направления под названием «соционика».

Еще один советский ученый А. Е. Личко, наблюдая за подростками, выделил психологические типы, описывающие виды акцентуаций характера. Акцентуация – чрезмерное усиление отдельных черт характера, психологические отклонения, граничащие с психопатологией, но не выходящее за пределы нормы.

  1. В подростковом, кризисном возрасте акцентуация проявляется наиболее выраженно.
  2. Позже характер «сглаживается», а акцентуация проявляется только в кризисных, стрессовых ситуациях.

Немецкий ученый К. Леонгард предложил схожую классификацию, но не ограничивал ее рамками пубертатного периода. В основе классификации оценка стиля общения человека с близким окружением.

Психологические типы по К. Леонгарду:

  1. Гипертимный. Оптимистичный, коммуникабельный, инициативный, деятельный, конфликтный, раздражительный, легкомысленный.
  2. Дистимный. Пессимистичный, молчаливый, замкнутый, неконфликтный, добросовестный, справедливый.
  3. Циклоидный. Переменчивый тип, совмещающий гипертимность и дистимию.
  4. Возбудимый. Медлительный, раздражительный, угрюмый, властный, добросовестный, аккуратный, любящий животных и детей.
  5. Застревающий. Перфекционист, любознательный, справедливый, честолюбивый, обидчивый, подозрительный, ревнивый.
  6. Педантичный. Формалист и аккуратист, серьезный, надежный, неконфликтный, пассивный, занудный.
  7. Тревожный. Робкий, неуверенный в себе, беззащитный, пессимистичный, самокритичный, дружелюбный, исполнительный, чувствительный.
  8. Эмотивный. Чрезмерно ранимый, слезливый, пассивный, добрый, сострадательный, отзывчивый, исполнительный.
  9. Демонстративный. Может быть как лидером, так и приспособленцем; самоуверенный, артистичный, обходительный, увлекающий, неординарный, эгоистичный, хвастливый, ленивый.
  10. Экзальтированный. Чрезвычайно общительный, испытывающий яркие и искренние чувства, влюбчивый, альтруистичный, сострадательный, переменчивый, склонный паниковать и преувеличивать.
  11. Экстравертированный. Общительный и словоохотливый, открытый, исполнительный, несерьезный, склонный к азарту и риску.
  12. Интровертированный. Идеалист, замкнутый, философствующий, неконфликтный, принципиальный, сдержанный, упорный, упрямый.

Классификация психотипов личности в зависимости от темперамента

Чаще всего типология личности составляется исходя из различий в темпераментах и характерах людей.

Первая известная типология личности в зависимости от типа темперамента была предложена древнегреческим врачом Гиппократом. Она до сих пор остается актуальной и популярной, хотя ученый не связывал индивидуально типологические особенности личности со свойствами нервной системы (как это принято сейчас).

Психотип человека по Гиппократу зависит от соотношения различных жидкостей в организме: крови, лимфы и двух видов желчи.

Психологические типы темперамента по Гиппократу:

  1. флегматик – человек, в организме которого преобладает лимфа (флегма), отчего он становится спокойным и медлительным;
  2. меланхолик – человек, в организме которого преобладает черная желчь (мелане холе), отчего он боязлив и склонен к печали;
  3. сангвиник – человек, в организме которого много крови (сангвис), подвижный и веселый;
  4. холерик – горячий и импульсивный, в его организме много желтой желчи (холе).

Много веков подряд развивалось и дополнялось учение о темпераментах. В частности, этим занимались немецкий философ И. Кант и русский физиолог И. П. Павлов. Сегодня названия видов темперамента остались теми же, но суть изменилась.

Темперамент – сочетание врожденных особенностей работы высшей нервной деятельности. Он зависит от скорости и силы процессов возбуждения и торможения в головном мозге. Так, слабый тип высшей нервной деятельности соответствует темпераменту меланхолика; сильный уравновешенный, но инертный – флегматик; холерик – сильный и неуравновешенный; сильный, уравновешенный и подвижный – сангвиник.

В начале ХХ века немецкий психиатр Э. Кречмер выделил различные типы личности в зависимости от характера. Это была первая классификация характера. Кречмер связывал психотип человека с конституцией его тела.

Три вида телесной конституции:

  1. Астенический. Худые и высокие люди, у них удлиненные руки и ноги, слаборазвитая мускулатура.
  2. Атлетический. Люди крепкие, с хорошо развитой мускулатурой, рост средний или выше среднего.
  3. Пикнический. Склонные к полноте люди со слаборазвитыми мышцами и опорно-двигательным аппаратом, среднего или небольшого роста.

Так как Э. Кречмер был психиатром, он сопоставил психотипы личности со склонностью к той или иной психопатологии и сгруппировал их в два типа личности:

  1. Шизотимики – психически здоровые люди атлетического или астенического телосложения, отдаленно напоминающие больных шизофренией. Им свойственны такие черты характера: артистичность, чувствительность, отчужденность, эгоистичность, властность.
  2. Циклотимики – психические здоровые люди пикнического телосложения, напоминающие больных маниакально-депрессивным психозом. Это веселые, оптимистичные, общительные, легкомысленные люди.

Теория Э. Кречмера была основана лишь на его личных наблюдениях, но послужила основой для последующих, более сложных типологий характера. Намного позже ученые пришли к выводу, что форма тела действительно влияет на характер и индивидуально типологические особенности личности. Связь между конституцией тела и склонностью к акцентуации характера (крайняя степень нормального функционирования психики) и психопатологии действительно существует.

Классификация психотипов личности в зависимости от характера

типы психики человекаЛюди различаются не только особенностями характера, но и отношением к жизни, обществу и нравственным ценностям. Несмотря на то что есть понятие должного поведения, люди ведут себя по-разному.

Немецкий психоаналитик и социолог Э. Фромм ввел понятие «социальный характер» и определил его как некую одинаковую совокупность черт характера в структуре личности большинства членов конкретной общности. Определенный социальный характер есть у любой общности, класса или группы людей.

Социальный характер был взят за основание для классификации психологических типов личности.

Психологические типы личности по Э. Фромму:

Человек, склонный направлять агрессию на себя либо на других людей, если сочтет их виновными в происходящих личных неудачах или проблемах всего общества. Такие люди стремятся к самосовершенствованию, неуверенные в себе, пунктуальные, ответственные, требовательные, властные, любят терроризировать окружающих, оправдывая свои действия благими намерениями.

Психологический мазохизм практически всегда сочетается с садизмом. Однако есть люди в большей степени склонные к одному из типов.

Индивидуально типологические особенности «мазохиста»: самоуничижение, самокритика, склонность всегда и во всем винить себя. «Садиста» Фромм определял как авторитарную личность. Это человек-эксплуататор, властный и жестокий.

Не причиняет страданий ни себе, ни людям, но агрессивно устраняет причину своих неприятностей. Чтобы не чувствовать себя бессильным и фрустрированным, человек прекращает отношения или прерывает начатое дело, то есть использует разрушительность как средство разрешения любой неприятности. «Разрушители» обычно люди тревожные, отчаянные, малодушные, ограниченные в реализации своих возможностей и способностей.

В отличие от двух предыдущих психологических типов, «конформист» пассивен. Он не борется, а смиряется с трудными жизненными обстоятельствами. Это слишком лабильный человек, практически потерявший свое

Он человек-приспособленец, который изменит точку зрения, поведение, принципы и даже тип мышления, если того будет требовать ситуация. Такие люди бывают аморальны, оттого не видят ничего постыдного в смене точек зрения и жизненных ценностей.

Такая социальная типология не с лучшей стороны характеризует людей, но выявляет проблемы общества и остается необычайно актуальной и в наше время.

Нельзя сказать какая из типологий лучше, они дополняют друг друга. Любая типология личности позволяет индивиду познать себя и одновременно осознать свою уникальность.

Причина деления на психотипы

типы психики человекаФилософы и ученые во все времена существования цивилизованного общества старались разграничить и выделить из многообразия природы человеческой натуры психологические типы людей. Многие классификации основаны на наблюдениях за людьми, жизненном опыте или умозаключениях ученого, предложившего конкретную типологию. Только в прошлом столетии в связи с расцветом психологии психотипы личности стали объектом исследований и получили должное научное обоснование.

Несмотря на многообразие существующих сегодня психологических типов, определить к какому типу личности относится человек бывает сложно. Часто, читая классификацию типов и желая найти себя, индивид не может определиться или находит сразу несколько типов, схожих с индивидуально типологическими особенностями собственной личности.

Недостаток любой типологии в том, что она не может вместить все возможные типы личности, ведь каждый человек – индивидуальность. Можно говорить, что личность скорее относится к тому или иному типу, в большей мере схожа с ним или в некоторые моменты проявляет себя подобным образом.

Любой психотип человека – это обобщение, попытка объединить в группу близкие и часто наблюдаемые вместе качества, черты характера, особенности темперамента, поведения и другие индивидуально типологические особенности личности.

Типы личности часто утрированные и упрощенные, описывающие отклоняющееся поведение (даже психопатологию) или только те качества личности, которые являются ярко выраженными и стереотипными, шаблонными.

Чистые типы встречаются редко. Однако каждый второй человек, читая ту или иную типологию или проходя психологический тест, с легкостью определяет свой психотип и соглашается с даваемой ему характеристикой.

Чем более развита личность индивида, тем труднее ему отнести себя к тому или иному типу личности. Гармонично развитая личность и яркая индивидуальность с трудом «вписывается» в какой-либо отдельный психотип.

Несмотря на несовершенство типологий и типов личности, они позволяют разобраться в себе, заметить недостатки, обозначить пути развития. Окружающим индивида людям, знающим к какому психологическому типу он относится, легче выстраивать с ним отношения и прогнозировать поведение в конкретной ситуации.

Типология личности помогает профессиональным психологам проводить психодиагностику клиента. Психологический портрет личности обязательно включает описание его психотипа. Индивидуально типологические особенности личности чрезвычайно важны, ведь они расскажут о темпераменте, характере, способностях, эмоционально-волевой сфере, направленности, установках, мотивации и ценностях – обо всех компонентах индивидуальности.

Бытует множество околонаучных классификаций психологических типов, которыми люди пользуются в повседневной жизни. Например, разделение людей в зависимости от времени суток, когда наблюдается наибольшая активность и трудоспособность, на «жаворонков» и «сов».

На просторах интернета огромное количество псевдонаучных тестов, скорее развлекательных, нежели позволяющих разобраться в себе. Но даже такие психологические тесты имеют право на существование, поскольку рождают у человека стремление познать себя. Какие же психотипы людей описаны в науке психологии?

Источник: http://headlife.ru/psihotipy-lichnosti/

Типы строя психики человека и цели развития

Тот мировоззренческий уровень управления обществом, о котором мы говорили при рассмотрении первого вопроса, реализуется через призму психической деятельности людей. Поэтому коротко рассмотрим особенности психики человека. Введем понятие строя психики. Человек является частью биосферы Земли, и он строит своё поведение под воздействием разноуровневых факторов. Строй психики человека определяется тем, какой из ниже перечисленных факторов оказывается у того или иного человека самым значимым, превалирует в его жизни. Так вот к числу таких факторов отнесём:

1) животные инстинкты,

2) привычки, традиции, навязанные в обществе, поведенческие стереотипы,

3) холодный расчет, попирающий общепринятые нормы поведения,

4) интуитивные прозрения и подсказки Души, идущие с бессознательных уровней психики.

Соответственно можно классифицировать типы строя психики людей:

1. Животный тип строя психики – если доминируют инстинкты и рефлексы, то мы имеем дело с человекообразным животным.

2. Зомби-биоробот – доминирование обычаев, традиций, привычек. (Почему куришь? – Потому что все курят. Почему пьешь пиво? – Потому что все пьют).

3. Демон – характерны рассудочные расчеты, наваждения и одержимость. (Это мировая закулиса, разработчики и хозяева библейских и религиозных культов, лидеры евразийства, высшие иерархи сайентологов и т.п).

4. Человеческий – нормой для психики Человека Разумного является гармоничное сочетание всех вышеперечисленных мотиваций к действиям при доминировании интуитивных прозрений (то, что называют водительством Божьим промыслом). Особое значение в продвижении людей к человечности играет явление соборности. Его суть состоит во влиянии на человека коллективной психики, когда это влияние идёт в русле Божьего промысла, не подавляет свободу воли каждого из индивидов.

5. Опущенный ниже животного – одурманивание различными ядами (за счет наркотиков, алкоголя и др.) приводит к тому, что биополевые, биологические, физиологические процессы, идущие в его организме, искажаются. Психика этого человекообразного существа становится ниже любого животного (ни одно животное не позволяет себе употребление этих ядов).

Указанные типы строя психики не являются раз и навсегда данными человеку, как не существует строгих границ между ними. Более того, существуют люди способные менять свой тип психики по нескольку раз в день. Но, тем не менее, обычно это достаточно устойчивое свойство человека, но способное к преобразованию при настойчивой и целеустремленной работе, как в рамках определенной культуры, так и в рамках самостоятельной работы над собой.

Цель развития Человека Разумного, как биологического вида, сводится ко всё более полному освоению генетически обусловленного потенциала развитияи постепенному преобразованию строя своей психики к человечному типу.

Вместо этого, многие из представителей этого вида за время жизни не развиваются в этом смысле, а деградирует до скотского состояния, когда важнейшим мотивом всех их действий и поступков выступают инстинкты сексуально-пищеварительного характера. Этому всемерно способствуют современные глобализаторы, чтобы сохранить свое господство.

Развитие человека – это не накопление определенного запаса знаний, а совершенствование типа строя психики. Образованный и умный мерзавец с бесчеловечной психикой общественно гораздо более опасен, чем мерзавец недоучка. Поэтому нечеловечный строй психики является главным источником и угрозой безопасности людей.

Кроме того, толпо-элитарные схемы управления как раз и основывают свои методы на том, что в обществе превалируют люди с животным типом строя психики и типом психики зомби-биоробота. Если в преемственности поколений культура общества способна к воспроизводству во все большем процентном отношении людей с человечным строем психики, то толпо-элитаризм станет невозможен и навсегда исчезнут опасности жизни и деятельности людей, связанные с ним.

Дата публикования: 2014-11-28 ; Прочитано: 199 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Источник: http://studopedia.org/5-46757.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *