Повышение квалификации психологов — повышение квалификации педагогов психологов

01.10.2018

Психологическая службы будут пропагандировать здоровый образ жизни, реализовывать образовательные программы по профилактике аддиктивного поведения учащихся, по преодолению тревожности, страхов, фобий, а также аффективных и личностных расстройств.

Реанимация психологической службы в системе образования

повышение квалификации педагогов психологов

Учебник по психологии для учащихся 3 — 11 классов

Еще в октябре 2017 года Главный психиатр Минздрава РФ, глава центра психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе анонсировал появление учебника по психологии для учащихся 3-11 классов. По этому учебнику будут обучать школьников. Учебный материал будет интегрирован в уроки ОБЖ. Как предполагается на темы по психологии будут отводиться по 20 часов в год. Помимо этого готовится специальный учебник «Психология для родителей».

В январе этого года чиновники из Минздрава и Министерства образования рассказали о скором появлении отдельного учебного предмета «Психология». Для внедрения образовательного предмета уже есть успешные предпосылки. Например, в десяти школах Тюмени школьников обучают управлять своими эмоциями. Для реализации этого проекта Департамент образования региона организовал обучение более ста учителей. Проект «Социально-эмоциональное развитие детей» будет внедрен во всех школах России.

Программа психологического сопровождения образования

Задачи психологического сопровождения образовательного процесса

Профессиональные психологи будут помогать участникам образовательного процесса в трудных жизненных ситуациях, помогать в выборе профессии и адаптации к получаемой профессии. Специалисты должны содействовать в позитивной социализации и проводить коррекцию агрессивного, суицидального и противоправного поведения, развивать межкультурную компетентность обучающихся и толерантность, заниматься профилактикой ксенофобии, экстремизма и межэтнических конфликтов.

Психологическая службы будут пропагандировать здоровый образ жизни, реализовывать образовательные программы по профилактике аддиктивного поведения учащихся, по преодолению тревожности, страхов, фобий, а также аффективных и личностных расстройств.

Квалификационные требования к педагогам-психологам

повышение квалификации педагогов психологовЧтобы вернуть психологов в школы, будет разработана специальная система карьерного роста специалистов. Уже с 2017 года действует новый профстандарт педагогов-психологов. Пока он носит рекомендательный характер, но с 1 января 2020 года он станет обязательным для исполнения.

Согласно этому профессиональному стандарту, педагоги-психологи для работы в образовательных учреждениях должны иметь 7-ой уровень квалификации. Сегодня педагоги-психологи выпускаются бакалаврами после 4 лет обучения в ВУЗе. И чтобы повысить свой уровень квалификации им придется либо поступать в магистратуру и обучаться еще 2 года (именно поэтому внедрение профстандарта отложили на 3 года, чтобы специалисты смогли освоить магистратуру), либо пройти дополнительные курсы повышения квалификации педагогов-психологов объемом не менее 250 академических часов.

Повысить уровень квалификации можно на дистанционных курсах Современной научно-технологической академии.

Источник: http://www.snta.ru/press-center/reanimatsiya-psikhologicheskoy-sluzhby-v-sisteme-obrazovaniya/

Деятельность педагога-психолога в соответствии с ФГОС

повышение квалификации педагогов психологов

Если при формировании заявки на обучение в качестве способа доставки удостоверения о повышении квалификации Вы выберете «Курьерской службой», то документ об образовании будет доставлен до ближайшего к Вам пункта выдачи почтовых отправлений курьерской службы доставки «СДЭК».

Услуги курьеской службы по доставки документа об образовании оплачиваются обучающимися самостоятельно при получении согласно её тарифов.

Тема 1. Психология общения и педагогическое сотрудничество с ребенком

Тема 2. Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ

Тема 3. Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

Тема 4. Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса

Тема 5. Коррекционно-развивающая работа с обучающимися

Тема 6. Психологическая диагностика обучающихся

Тема 7. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Тема 8. Психопрофилактика (профессиональная деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Тема 9. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями

Тема 10. Психологическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Тема 11. Диагностика и профилактика нарушений поведения и отклонений в развитии в образовательных организациях

Тема 12. Обеспечение психологической безопасности субъекта образовательного процесса

Тема 13. Психологическая коррекция поведения и нарушений в развитии обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Тема 14. Нормативно-правовые основы обучения и сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Источник: http://xn--80achdsmthemz.xn--p1ai/povyshenie-kvalifikacii/kurs/pedagog-psiholog-fgos/

Повышение квалификации педагогов психологов

Постоянно возрастающая востребованность психологов со стороны педагогической практики, с одной стороны, ведет к чрезмерному количественному увеличению подготавливаемых кадров в масштабах страны, с другой – таит опасность снижения их профессионального уровня.

Развитие и расширение поля деятельности практических психологов требует новых подходов не только к их профессиональной вузовской подготовке, но и к системе повышения квалификации.

Психологический отдел Департамента образования, взаимодействуя с психолого-педагогическими вузами города, психологическими институтами и факультетами, утверждает программы повышения квалификации практических психологов, уделяя при этом первостепенное внимание работе с молодыми кадрами.

Программа повышения квалификации должна предусматривать изменение стратегии психологической подготовки специалиста: из преимущественно ученической стратегии в стратегию самообразовательную, что способствует переосмыслению ценностей и смыслов профессиональной деятельности, дальнейшему развитию профессионального самоопределения практического психолога. Сущность такого самоопределения состоит в нахождении все более глубоких и обоснованных смыслов в сфере профессиональной деятельности и осознания способов ее реализации.

К сожалению, современное высшее образование в области практической психологии не всегда обеспечивает в должной мере формирование у будущего специалиста психологической и профессиональной готовности к самостоятельной профессиональной деятельности. Это вызывает необходимость организации поствузовского этапа профессиональной подготовки в рамках повышения квалификации, который целесообразно организовывать непосредственно в адаптационный период работы психолога в учреждении образования, когда он только приступает к самостоятельной работе. В программах повышения квалификации для молодых специалистов должно быть предусмотрено восполнение пробелов в профессиональных знаниях, в развитии общей и психологической культуры, в формировании профессионально-личностных особенностей специалистов. Желательно, чтобы на курсах повышения квалификации работа по осознанию и углублению профессиональной деятельности проводилась в форме взаимодействия коллег: преподавателей вуза, опытных практических психологов высшего разряда (наставников), начинающих практических психологов.

Программа повышения квалификации для молодых специалистов может включать решение таких задач:

• формирование у слушателей четких представлений о целях, задачах и содержании своей профессиональной деятельности, о своих функциональных обязанностях и границах своей профессиональной компетенции;

• укрепление в сознании слушателей научно обоснованных взаимосвязей теоретических и практических основ профессиональной деятельности;

• развитие способности анализировать и интерпретировать эмпирический материал, полученный в ходе наблюдений, бесед, диагностического обследования и пр.;

• выработку умения профессионально вести беседу и диалог как основу всякого сотрудничества;

• развитие профессионального чувства ответственности за диагноз, рекомендации, за реализацию этих рекомендаций в работе с человеком любого возраста, за последствия своих рекомендаций;

• развитие способности видеть психологическую проблему и находить адекватные для ее разрешения способы профессиональной деятельности;

• расширение профессионального и личностного культурного поля педагога-психолога и др.

В третьей части книги представлена примерная «Программа повышения квалификации педагогов-психологов» (см. документ 8).

Источник: http://studopedia.ru/7_65881_povishenie-kvalifikatsii-rabotnikov-psihologicheskoy-sluzhbi-obrazovaniya.html

Развитие профессионально значимых качеств педагога-психолога в системе повышения квалификации Ромицына Елена Геннадьевна

повышение квалификации педагогов психологов

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ромицына Елена Геннадьевна. Развитие профессионально значимых качеств педагога-психолога в системе повышения квалификации : диссертация . кандидата педагогических наук : 13.00.08.- Майкоп, 2007.- 247 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/2068

Содержание к диссертации

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы развития профессионально значимых качеств личности педагога-психолога в системе повышения квалификации 10

1.1. Профессиональная подготовка педагога-психолога и возможности ее совершенствования в системе повышения квалификации 10

1.2. Структура развития профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога 25

1.3 Основные подходы к развитию личности педагога-психолога и его профессиональных качеств в процессе повышения квалификации 45

Выводы по главе 59

Глава II. Проектирование процесса развития ПЗЛК педагога-психолога в ходе повышения квалификации 60

2.1. Концептуальная модель развития ПЗЛК педагога-психолога в процессе повышения квалификации 60

2.2. Организация опытно-экспериментальной работы и обсуждение ее результатов 92

2.2.1. Констатирующий этап эксперимента 92

2.2.2.Формирующий этап эксперимента 97

2.2.3. Контрольный этап эксперимента 112

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях в российском обществе постоянно растет потребность в компетентных специалистах в самых разных областях профессиональной деятельности. Происходящие изменения в отечественной системе образования поставили целый ряд дискуссионных вопросов относительно отношения к данным реформам, их оценки, а также проблем формирования и развития профессиональной компетентности педагога. Очень важно понять, могут ли педагоги-психологи правильно реагировать на эти изменения, то есть правильно определять и изменять свои позиции как субъекта образовательного процесса, вести инновационную деятельность для целенаправленного развития личности обучающихся.

Особенно важным в новых меняющихся условиях является развитие профессионально значимых личностных качеств педагогов-психологов. Проблема совершенствования качества профессиональной подготовки и переподготовки педагогов-психологов, формирования у них творческого потенциала, умения решать профессиональные задачи, потребности в самообразовании и саморазвитии требует специально организованной работы по повышению квалификации данных специалистов. Несмотря на то, что одной из основных задач системы повышения квалификации является совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков в целом, и развитие профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК), в частности, она в полной мере не решается в условиях курсовой подготовки.

Учитывая, что в современной науке имеются определенные исследования, посвященные постановке и решению проблемы профессионального развития личности (В.А. Сластенин, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, А.К. Маркова, Э.Ф. Зеер и др.), отдельным аспектам развития ПЗЛК по отношению к образованию взрослых (СИ. Змеев, С.Н. Бегидова, Г.А. Бордовский и др.), отметим, что система повышения квалификации (ПК) в достаточной степени не обеспечивает педагога-психолога тем содержанием, которое необходимо для развития

ҐТЗЛК. Следовательно, основной задачей системы ПК является наряду с совершенствованием теоретической и практической подготовленности педагога-психолога к осуществлению профессиональной деятельности развитие его профессионально значимых личностных качеств.

В ходе анализа теоретических и эмпирических исследований были выявлены следующие противоречия:

между потребностью развития ПЗЛК практикующих педагогов-психологов и низким уровнем их сформированности в процессе вузовской подготовки;

между имеющимся образовательным потенциалом системы ПК и отсутствием научно обоснованных подходов к процессу формирования и развития ПЗЛК педагога-психолога.

С учетом указанных противоречий сформулирована проблема исследования: каковы сущность и структура ПЗЛК педагога-психолога и каковы педагогические условия его эффективного развития в процессе повышения квалификации?

Актуальность данной проблемы и ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы настоящего исследования: «Развитие профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога в системе повышения квалификации».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия эффективного развития профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога и доказать целесообразность их внедрения в практику образовательного процесса системы повышения квалификации.

Объект исследования — процесс повышения квалификации педагога-психолога.

Предмет исследования — педагогические условия развития профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога в процессе повышения квалификации.

Гипотеза исследования: процесс развития профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога в системе повышения квалификации будет эффективным, если:

— определить сущность и структура профессионально значимых
личностных качеств педагога-психолога;

— теоретически обосновать и разработать модель развития ПЗЛК в
процессе повышения квалификации, включающую в себя мотивационный,
целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный
компоненты как проектной основы совокупности педагогических условий
данного процесса;

— разработать и внедрить методику поэтапной реализации модели развития
ПЗЛК.

В соответствии с объектом, предметом, целью исследования и для подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

Определить сущность и структуру профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога.

Выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих развитие ПЗЛК педагога-психолога.

3. Разработать концептуальную модель развития ПЗЛК педагога-психолога
в процессе повышения квалификации и методику ее поэтапной реализации.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанной модели
развития ПЗЛК и предложить научно-методические рекомендации.

Методологической основой исследования явились философские положения: о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений реального мира; о творческой активности личности как субъекте собственной деятельности; о целенаправленном, сознательном характере человеческой деятельности; о сущности образования как социального явления и его важнейшей роли в личностном развитии человека.

Методологическим ориентиром выступили личностно-деятельностный и системный подходы к изучению педагогических процессов.

6 Теоретическую основу исследования составили:

— положения теории личности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.А.
Крутецкий, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, А.В. Петровский, С.Л.
Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.);

теории профессиональной деятельности (М.С. Коган, А.В. Петровский, В.А. Сластенин и др.) и профессионально-личностного развития педагогов (В.И. Горовая, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, З.К. Меретукова, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, Н.М. Сажина, В.Н.Тарасова, К.Д. Чермит и др.);

концепции непрерывного профессионального образования и образования взрослых (С.Н. Бегидова, Г.А. Бордовский, СИ. Змеев, Ю.В. Кричевский, К.М. Левитан, Е.П. Тонконогая и др.);

— концепции проектирования педагогических систем и процессов (Е.Л.
Белкин, В.П. Беспалько, В.В. Краевский, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, М.Р.
Кудаев, Ю.С. Тюнников и др.) и модульной организации обучения (С.Я.
Батышев, К.Я. Вазина, М.Л. Чошанов, Т.Н. Шамова, П.А. Юцявичене и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы:

теоретические: теоретический анализ, методы теоретического
обобщения, моделирование;

эмпирические’. эксперимент, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок;

методы обработки результатов’, качественный и количественный
анализ, статистические и математические методы.

Личный вклад соискателя определяется разработкой модели развития ПЗЛК и методики ее поэтапной реализации, проектированием и апробацией эксперимента, разработкой программы спецкурса, его содержания, методических пособий и дидактических материалов, руководством и непосредственным участием в экспериментальной работе.

Экспериментальная база исследования. Основная исследовательская работа осуществлялась на базе Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Эмпирическую базу исследования составили материалы анкетирования и тестирования более двух тысяч слушателей курсов разных лет обучения (1992-2005г.г.); личный опыт работы в качестве методиста, заведующего лабораторией психолого-педагогической диагностики, старшего преподавателя кафедры педагогики и психологии, факультета переподготовки АО ИППК РО, кафедр специальной педагогики и психологии, социальной работы и психологии, начального обучения с дополнительной специальностью «Психолог» ПГУ им. М.В. Ломоносова г. Архангельска.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в несколько взаимосвязанных этапов:

на первом этапе (2000-2002 гг.) проводился теоретический анализ проблемы исследования; определялся научно-исследовательский аппарат, выявлялась структура профессионально значимых качеств педагога-психолога, создавалась программа опытно-экспериментальной работы, производился отбор соответствующих методов исследования, разрабатывался вариант комплекта методик диагностики развития ПЗЖ;

на втором этапе (2003-2005 гг.) разрабатывалась и апробировалась модель развития профессионально значимых качеств личности педагога-психолога в системе повышения квалификации, был осуществлен формирующий эксперимент, проведен анализ результатов опытно-экспериментальной работы;

на третьем этапе (2006-2007 гг.) были обобщены полученные в ходе опытно-экспериментальной работы данные, систематизированы результаты исследования, завершена работа над рукописью диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

сформулировано понятие «профессионально значимые качества личности педагога-психолога», обоснованы его сущность, содержание и структура;

выявлена и теоретически обоснована система педагогических условий для

мотивационного, целевого, содержательного, процессуального, оценочно-результативного обеспечения процесса развития ПЗЖ педагога-психолога;

— разработана модель развития ПЗЛК педагога-психолога, включающая систему педагогических условий и предложена методика ее поэтапной реализации.

Теоретическая значимость заключается в обогащении содержания системы повышения квалификации концептуальными подходами, связанными с развитием ПЗЖ педагога-психолога; в раскрытии сущности понятия «профессионально значимые личностные качества педагога-психолога», теоретическом обосновании модели развития ПЗЛК и определении этапов развития ПЗЖ, позволяющих обеспечить эффективное достижение этой цели.

Практическая значимость выполненного исследования определяется тем, что разработанная модель развития ПЗЖ педагога-психолога может использоваться в учебном процессе вузов при освоении будущими педагогами-психологами дисциплин психолого-педагогического цикла, а также в практике образовательных учреждений, осуществляющих переподготовку и повышение квалификации. Разработанные в соответствии с предложенной дидактической моделью материалы (программа спецкурса, рабочая дидактическая тетрадь, система тренингов, учебно-методические пособия и др.) могут быть включены в процесс теоретического и практического обучения как педагогов-психологов, так и других педагогических работников — слушателей курсовой подготовки. Разработанные критерии и уровни развития ПЗЖ могут быть использованы в образовательной практике системы повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической и теоретической обоснованностью его исходных позиций, выбором и реализацией комплекса взаимодополняющих и взаимопроверяющих теоретических и эмпирических методов, соответствующих задачам исследования, систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы, длительностью и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально значимые личностные качества педагога-психолога
представляют собой совокупность общечеловеческих, профессионально-
отраслевых и профессионально-специфических качеств, оказывающих влияние
на эффективность осуществления его профессиональной деятельности и
выступающие в роли внутренних условий формирования компетентности.

2. Эффективность развития ПЗЛК педагога-психолога в процессе
повышения его квалификации обеспечивается применением концептуальной
модели развития ПЗЛК, включающей систему педагогических условий
(мотивационное, целевое, содержательное, процессуальное и оценочно-
результативное обеспечение), и методики ее поэтапной реализации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные идеи,
научные результаты и выводы исследования докладывались и обсуждались на
ежегодных научных, научно-практических, научно-методических

конференциях работников образования и молодых ученых (1992, 1994, 1998, 2002 г.г.), на третьей международной научной конференции «Здоровое поколение — международные ориентиры XXI века» (Самара, 2005 г.), отражены в 9 публикациях автора: научных статьях, тезисах, методических разработках. Результаты диссертационного исследования и рекомендации по их использованию были доложены на заседаниях кафедры педагогики и психологии, на научно-методическом и Ученом совете АО ИППК РО, на заседаниях кафедры педагогики и педагогических технологий Адыгейского государственного университета. Разработанные дидактические материалы были утверждены на кафедре педагогики и психологии АО ИППК РО, на кафедре специальной педагогики и психологии ПГУ им. М.В. Ломоносова г. Архангельска и использованы в работе с различными категориями слушателей повышения квалификации и студентами вуза.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Список использованной литературы составляет 200 источников.

Профессиональная подготовка педагога-психолога и возможности ее совершенствования в системе повышения квалификации

Современное направление государственной политики в области образования выявило необходимые условия реализации личностно-профессионального подхода в образовании взрослых в целом, и в системе повышения квалификации в частности.

Под «повышением квалификации» обычно понимается обучение после получения специалистами основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование их профессиональных знаний (углубление, повышение. ) [194].

В связи с реформированием системы образования, новое освещение получила проблема развития личности (особенно в период осуществления профессиональной деятельности) и актуальность данной проблемы постоянно возрастает. Несомненно, важную роль в решении этого вопроса играют возможности, способности и готовность специалиста (педагог-психолог) к профессиональной деятельности [145, 146], однако в современных динамичных условиях, это касается еще и несоответствия и устаревания составляющих профессиональных квалификаций.

Следует отметить, что система повышения квалификации испытывает кризис, являющийся результатом коренных преобразований во всех сферах народного хозяйства, в том числе и в системе образования. По мнению многих исследователей [5; 45; 70; 82; 96; 165 и др.], данный кризис находит практическое выражение в неадекватности моделей и структур системы повышения квалификации современной образовательной практике. Наиболее ярким проявлением переживаемого кризиса является, с одной стороны, стремление к сохранению сложившихся моделей педагогической реальности в рамках прежней парадигмы, с другой стороны — развитие и внедрение новых педагогических идей.

Изменения в системе повышения квалификации, на наш взгляд, обусловлены следующими факторами:

— вступление психолого-педагогической науки в кардинально новый этап развития ставит перед специалистами новые и более сложные задачи учебно-воспитательной работы, требующие от педагога-психолога расширения, углубления и обновления знаний, умений, навыков в процессе повышения квалификации [11; 24; 25; 30, 60; 61; 174];

— использование информационных технологий для повышения эффективности процесса профессиональной деятельности ведет к необходимости овладения педагогами-психологами компьютерной техникой и изучению на необходимом уровне теоретических основ программирования информации [60, 61, 144];

— применение психологического сопровождения образовательного процесса в связи с тенденцией расширения контингента обучающихся, нуждающихся в специальной психолого-педагогической помощи и поддержке, а также увеличения числа учащихся, имеющих трудности в усвоении образовательных программ, [13, 20, 138, 169].

Серьезное препятствие на пути эффективного функционирования системы повышения квалификации создает ее ориентация, в основном, на массовую подготовку в процессе повышения квалификации и слабая направленность на дифференциацию и индивидуализацию. На сегодняшний день в практике повышения квалификации существуют различные критерии дифференциации обучающихся: по категориям обучаемых педагогов; по категориям обучаемых ими детей; по стажу педагогической деятельности.

Ключевые проблемы существующей системы повышения квалификации в сфере образования выделяют в своих работах А.А. Попов, И.Д. Проскуровская, Ю.Н. Кулюткин и др. [11, 56, 75, 87], к числу которых они относят:

— компенсационный характер организации повышения квалификации;

— репродуктивный характер содержания повышения квалификации, внедеятельностный и непроектный характер форм организации содержания;

— несоответствие современной ситуации, как образовательной, так и социокультурной;

— формальный характер организации и прохождения повышения квалификации;

— отсутствие гибкости в организации выбора и возможности самостоятельно формировать индивидуальную программу;

— игнорирование современных коммуникативных, информационных технологий, технологий работы с информацией;

— отсутствие стратегических целей и задач, концептуальной и организационно-деятельностной рамки — комплексной программы, определяющей образовательную (кадровую) политику;

— рассогласование политики и модели управления профессиональным развитием педагога на всех уровнях — школьном, муниципальном, региональном;

— недостаточная разработанность механизмов и форм поддержки образовательной деятельности нетрадиционных субъектов в сфере образования, подготовки и повышения квалификации.

Структура развития профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога

Развитие системы деятельности: комплексная диагностика, развивающая и коррекционная деятельность, консультирование и просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса, экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута, социально-диспетчерская деятельность, расширяет набор функций, к выполнению которых должен быть подготовлен современный педагог-психолог. Данные обстоятельства требуют от квалифицированного психолога соблюдения им морально-этических норм поведения при развитых профессионально важных качествах деятельности, являющихся одним из показателей оценки его профессиональной компетенции, обеспечивающих его социальную адаптированность, способность к саморегуляции и многоуровневой рефлексии.

Одной из наиболее обобщенной, гуманистически ориентированной цели деятельности педагога-психолога является защита прав детей на развитие и образование, на сохранение «позитивного здоровья», которое нарушается в том числе из-за перегрузок образовательных программ, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, их эмоциональных перегрузок при одновременном участии в образовательной деятельности детей и взрослых в качестве преподавателя психологии.

Совокупность социально-психологических образований — это профессионально-личностные качества педагога-психолога, влияющие на результат его педагогической деятельности. При всем их многообразии и индивидуальной неповторимости, они должны основываться на потенциальном ценностном отношении к Человеку как таковому и представлять собой вполне определенную систему активных отношений к ценностям профессионально-педагогического значения.

Педагогическая деятельность — это деятельность, направленная на реализацию педагогического взаимодействия, совокупность осознанных действий преподавателя и обучающихся (М.Т. Громкова), это профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания (рис.1). Структуру педагогической деятельности составляет совокупность конструктивной, организационной, коммуникативной и гностической деятельностей.

Для выявления структурных компонентов ПЗЛК педагога-психолога считаем целесообразным рассмотрение структур ПЗЛК педагога и психолога в отдельности. Так, исходя из профессиональной деятельности учителя, можно заключить, что педагог должен уметь ставить и решать педагогические задачи, рассматривая при этом ученика как активного равноправного соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственную логику поведения. Постановка педагогических целей и задач учителем требует анализа педагогической ситуации как совокупности условий, в которых учитель принимает и реализует педагогические решения. Специалисты отмечают, что, прежде всего, каждый педагогический работник должен владеть умением социальной перцепции («чтение по лицам»), умением осуществлять педагогические наблюдения (педагогическая зоркость), умением вести работу по самообразованию и самосовершенствованию и осуществлять анализ этой работы. Зрелая педагогическая деятельность учителя характеризуется стремлением к постоянному и конструктивному самооцениванию, что требует не только необходимых педагогических умений, но и таких профессионально значимых качеств, которые обеспечивают данный вид деятельности. Приведем пример профессионально значимых личностных качеств учителя [151] (табл. 1).

Следует отметить, что исследователи (Э.Ф. Зеер и др.) считают ядром педагогической деятельности — педагогическое взаимодействие или личностно-ориентированное педагогическое общение. Основным фактором педагогического труда, определяющим профессиональную позицию в педагогической деятельности и педагогическом общении, является личность учителя, к которой традиционно предъявляется ряд требований.

Личность является центральным фактором в труде учителя. Среди требований, предъявляемых педагогу, выделяют главные, без удовлетворения которых невозможно быть высококвалифицированным учителем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной лучшим образом обучить и воспитать другую личность — ученика. Как главные, так и второстепенные требования относятся к деятельности и общению педагога, к его способностям, знаниям, умениям и навыкам

Концептуальная модель развития ПЗЛК педагога-психолога в процессе повышения квалификации

Исторические корни развития современной психодиагностики. Области социальной практики, требующие применения диагностики. Задачи практической и научной психодиагностики. Основные психодиагностические методы и их классификация. Психологический тест как объективное измерение. Стандартизированные самоотчеты. Проективные методики. Компьютерная диагностика. Принцип работы диагноста. Прогнозирование и проектирование психолого-диапюстичсской деятельности. Психолого-педагогическое обследование. Этапы диагностического процесса. Требования к проведению обработке и заключению. Индивидуальная и групповая диагностика. Организация процесса наблюдения, беседы в ситуации психолого-педагогического диагностирования. Психолого-педагогический диагноз. Способы решения диагностических задач. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций. Критерии и методики определения эффективности профессиональной деятельности. Профессионально-этические нормы работы психодиагноста.

Развитие личности педагога-психолога.

Требования к личности практического психолога: профессиональные умения, личностные качества, профессионазьная направленность и профессиональное мастерство педагога-психолога Мотивация в деятельности педагога-психолога. Самоанализ уровня профессионального развития Рефлексивный анализ профессиональных возможностей. Формирование способов социального реагирования, рефлексивной культуры, рефлексивного мышления. Имидж психолога. Формы и методы профессионатьного совершенствования и личностного роста педагога-психолога.

Модуль IV. Практнко-орнентированный

Цель: Показать основные формы изучения и обобщения практического и теоретического опыта педагога-психолога

4. 1. Исследовательская деятельность в процессе преобразования исихолого-педагогической действительности.

Исследовательски-ориентированное повышение квалификации. Участие педагогов-психологов в процессе изменения и преобразования педагогической действительности в условиях неопределенности в образовании. Роль методических объединений в актуализации освоения и реализации изучения профессионатьного пространства. Портфолио — рефлексивный анализ развития личности и укрепления индивидуальных ресурсов. Виды портфолио.

4. 2. Проблема изучения и внедрения опыта работы педагога-психолога

Современные подходы к обобщению педагогического опыта. Критерии, виды, формы обобщения ППО Информационно-педагогический модуль. виды педагогической информации. Описание педагогического опыта с использованием технологии модульного отражения педагогической информации. Банк педагогической информации, технология работы с ним. Экспертиза различных форм психолого-педагогической деятельности. Типология проектов и их структурирование. Проект во внеурочной деятельности. Проектирование образовательной программы педагога-психолога.

Источник: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/razvitie-professionalno-znachimyh-kachestv-pedagoga-psihologa-v-sisteme-povyshenija.html

Повышение квалификации «Психолог ДОУ»

Психолог в детских дошкольных учреждениях (ДОУ) помогает повысить эффективность образовательного процесса. Специалист помогает детям, поступающим в детский сад, адаптироваться к новым для них условиям, комфортно чувствовать себя в коллективе, общаться с воспитателями и педагогами; кроме того, в задачи психолога входит оценка психического развития ребенка, определение его способностей и склонностей. В случае выявления отклонений психолог должен подготовить рекомендации по корректировке воспитательного и образовательного процесса. Чтобы эффективно выполнять широкий спектр обязанностей, психолог должен повышать квалификацию не реже, чем один раз в три года, как и другие работники системы образования.

‘Наука’ приглашает на курсы повышения квалификации по программе «Психолог детских дошкольных учреждений (ДОУ)» детских и школьных психологов. Программа разработана на основе актуальных профессиональных стандартов, соответствует ФГОС и обеспечивает оптимальный уровень подготовки специалистов к выполнению широкого спектра задач. Пройти обучение на курсах для психологов дистанционно могут специалисты из Москвы и других регионов. По окончании курса слушателям выдается удостоверение установленного образца.

Повышение квалификации психологов

Учебная программа рассчитана на 72 – 140 часов (на выбор слушателя)

В рамках курса слушателям предлагается углубить знания и усовершенствовать практические навыки по направлениям:

Условия дистанционного обучения психологов

Слушателем курсов ‘Наука’ может стать специалисты с профильным высшим или средне-специальным образованием. Стаж работы по специальности не имеет значения. Желающим пройти курс «Психолог в ДОУ» мы предлагаем условия:

Прием без вступительных экзаменов;

Доступ к обширной библиотеке научных и методических материалов и системе интерактивных тестирований для самопроверки по пройденному курсу;

Возможность консультироваться с преподавателями академии онлайн;

Стоимость курса рассчитывается исходя из количества включенных направлений и образовательных модулей;

  • Удостоверение о повышении квалификации установленного образца, действительное на территории РФ. Доставляется слушателю почтой или курьером.
  • Узнать подробнее об образовательной программе, рассчитать стоимость обучения и записаться на курс, вы можете по телефону или через диалоговое окно на сайте.

    Диплом о профессиональной переподготовке

    повышение квалификации педагогов психологов

    Удостоверение о повышении квалификации

    повышение квалификации педагогов психологов Похожие программы:

    Лицензии и сертификаты

    Источник: http://uchitel-pedagog.ru/povyshenie-kvalifikacii/psikholog-dou/

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *