Какие народные приметы и знания помогли Васютке вижить — чьи приметы часто вспоминал васютка

08.09.2018

Опубликовано 10.06.2017 по предмету Литература от Гость >>

Чьи приметы часто вспоминал васютка

Опубликовано 10.06.2017 по предмету Литература от Гость >>

Ответ оставил Гость

В тайге Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.
Васютка жил в деревне, расположенной возле тайги, поэтому с детства впитал таежные законы, которые и помогли выжить.
В тайге было страшно. Он постоянно вспоминал советы и рассказы старших, и правильно оценивал их. Рассказы взрослых, знание таежных законов, его самообладание, помогли ему выжить в тех суровых условиях. поблогодари за решение за ранние спасибо

Нельзя всё время учиться. А для развлечения мы рекомендуем вам поиграть в отличную игру:

Источник: http://shkolniku.com/literatura/task965903.html

Приметы по которому Васютка орентировался в лесу.

СКАЗКА:» Васюткино озера».

чьи приметы часто вспоминал васютка

чьи приметы часто вспоминал васютка

Васютка,чтобы не потеряться, ставил затеси,вспоминал рассказы взрослых,пользовался своим жизненным опытом,наблюдал,определялся по природе,где что находится,где север,где юг..и т .д

Другие вопросы из категории

Ямб, Анапест, Метафора,

Олицетворени, Пословица, Аллегория, Басня, Поэма, Антитеза.

Срочно надо через час здавать)*

пожалуйста ответе это срочно.

Читайте также

2. Главный герой рассказа.
3. Птица, из-за которой Васютка попал в беду.
4.Географический объект, который открыл Васютка.
5. Название леса, в котором заблудился Васютка
6. Автор рассказа «Васюткино озеро».
7. Как по-другому называются зарубки на дереве.
8. Как звали дедушку Васютки.
9. Чем снабжал Васютка бригаду рыбаков.?

1. Почему у рыбаков не стало улова?
2. Чем занимались рыбаки в такое время?
3. О каких таежных законах вы узнали, читая этот рассказ?
4. Что пришлось сделать Васютке приманивая глухаря?
5. Как в лесу определить где север, где юг?
6. Почему Васютка стал разговаривать вслух, когда заблудился?
7. В каком направлении решил идти Васютка? Почему?
8. Какие признаки указывали на приближение водоема?
9. С какими приметами был знаком Васютка? (трех примет хватит)
10. Как Васютка устраивал себе ночлег?
11. Почему в озере было много белой рыбы?
12. Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?
13. Подберите текст из рассказа «Васюткино озеро» к иллюстрациям, помещенным в учебнике.
14. Объясните слова: холодная изморось, осетр, стерлядь, небылицы, хилые березки, затеси, белая рыбы, шлюпка, бот, пацан, хлопец, варнак, рыбная тара. Помогите пожалуйста. За ответ лучший дается 26 баллов.

Прочитайте описание грозы,которая застала путника в лесу.Какие изобразительные приемы (олицетворение и т.д. и т.п.) использует писатель? Сопоставьте описание природы у Гоголя ( повесть Тарас Бульба) и Тургенева. Расскажите о результатах сравнения.

2. Кто был для Алексея «Самым понятным и дорогим человеком»?

3. Драгоценный металл, которым была украшена табакерка бабушки.

4. Что иногда втыкали в сиденье стула полуслепого мастера неистощимые на такие выдумки дядья?

5. Одежда, которую носили сыновья деда Каширина, тогда как он сам носил атласный глухой жилет.

6. Растёртые листья растения, употребляемые бабушкой для нюханья.

7. Транспортное средство, на котором приехал Алексей к дедушке.

8. Документ об уплате денег.

9. Произведение печати, по которому дедушка пробовал учить Алексея грамоте. 10. Как звали гнедого мерина, любимца бабушки?

11. Шест с металлическим крюком, при помощи которого большая лодка «подцепилась» к спущенному трапу.

12. Русский писатель, чью книгу в награду за учёбу получил Алексей.

13. Проверка знаний для поступления в третий класс, успешно выдержанная Алексеем.

14. Профессиональное занятие красильщика, которое спешил освоить Алексей, окрасив белую праздничную скатерть.

15. Город на Волге, откуда приехали Пешковы.

16. Шёлковый треугольный платок, который носили на шее дядья?

17. Что давали ветошники за пуд собранных костей?

18. Широкий фартук, в который был «обёрнут» ребёнок, оставленный у ворот дома Кашириных.

19. Что было в руках у дяди во время пожара, когда он «прыгал» около дедушки?

Источник: http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/2450377_primety-po-kotoromu-vasutka-orentirovalsa-v-lesu/

За что васютка любил жизнь. Становление характера Васютки. Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро

Конкурс проектно-исследовательских работ «Грани науки»

Становление характера Васютки

Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

5 «а» класс, МБОУ « Усть-Удинская СОШ№2»

Крыс Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы

1. Становление характера Васютки

1.1. Понятие о литературном характере

1.2. Речь и поступок как способы создания характера

1.3. Характер- основа нашего поведения

1.4. Поведение Васютки в лесу

1.5 Черты характера Васютки

1.6. Что помогло выжить Васютке?

1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

1.8. Что думаю я о Васютке.

Список использованной литературы

Понятие о литературном характере

Литературным характером принято считать образ человека, который очерчен с полнотой и индивидуальной определенностью. Именно через характер раскрывается определенный тип поведения, зачастую тот, который присущ определенному историческому времени и общественному сознанию.

Также через характер автор раскрывает свою нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. О характере говорят, как о органическом единстве общего и индивидуального, то есть в характере выражены и индивидуальные черты, и те, которые присущи общественности. В более широком понимании, характер — это художественно созданная личность, но та личность, которая отображает действительный человеческий тип.

Для создания определенного характера в литературном произведении существует целая система элементов. Это внешние жесты и внутренние: речь и мысли. Внешность, место и роль героя в развитии сюжета тоже формирует определенный тип характера. В характере также могут присутствовать противоречия, которые уже воплощаются в художественных конфликтах. Противоречия могу быть часть определенного характера.

Речь и поступок как способы создания характера

Одними из основных способов создания характера в литературных произведениях являются речь и поступок . Языковая форма выражение характера героя присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Без речи создать определенный характер довольно тяжело. Для такого жанра, как драма, речь персонажей выполняет одну из самых главных характерологических функций.

Поступок является одной из ярких форм выражение литературного характера. Действия героя, его решения и выборы говорят нам о его натуре и том характере, который хотел выразить в нем автор. Поступки порой имеют большое значение, чем речь для окончательного понимания характера литературного героя.

Характер это основа нашего поведения, на которую мы опираемся, чтобы среагировать на какое-то событие. Набор определенных черт личности — сущность характера. В характере человека есть три золотых качества: терпение, чувство меры и умение молчать. Иногда в жизни они помогают больше, чем ум, талант и красота.

Характер уверенно можно назвать основой личности. Это своего рода стержень, который позволяет определенным образом реагировать на различные проявления жизни.

Человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения, которые он у себя вырабатывает, от дел и поступков, которые он совершает, в зависимости от всей его сознательной деятельности. «Характер закаляется трудом, и кто никогда не добывал себе собственным трудом насущного пропитания, тот в большей части случаев остается навсегда слабым, вялым и бесхарактерным человеком,» —
Д. Писарев.

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. В жизни возникают такие ситуации, когда человек должен проявить самообладание, мужество и выдержку. Преодоление трудностей и сложных жизненных обстоятельств способствуют становлению характера человека. Человек обязан воспитать в себе человеческое, уметь прощать и понимать людей, а сделать это можно лишь преодолев трудности, превозмогая душевную боль и обиды.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой. Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

Черты характера Васютки

Каждую минуту своей жизни, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Вот какие черты характера Васютки я отметил, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. -Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

«Погасла звездочка — значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило — к холоду!»

«Та-ак. Почти голая сосна у ели — значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «. отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Что помогло выжить Васютке?

Приобретенные навыки и умения

«В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

Умел разжечь костер даже в дождь

Добыть и приготовить дичь

Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

Умел без компаса определить стороны света

Знал особенности эха в лесу

Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

Знал приметы погоды

Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

Не расходовать зря патроны.

Не съедать припасы все сразу

Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.

«Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

«Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

Речная рыба водится только в проточных озерах

Тайга для Васютки — открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

Найти по типу леса реку.

Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

Васюткино озеро — отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь — любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.

(Мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)

Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

Мальчик по достоинству оценил мудрость деда («С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего») и те навыки, что передал ему отец.

Что я думаю о Васютке и какие уроки я получил, общаясь с героем

Герой — необычный мальчик. Симпатия, которую испытывает и автор к Васютке, читается между строк.

Мне он тоже глубоко симпатичен. Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание.

Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

Этот мальчик — мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. Все время, которое он провел в лесу, мальчик помнил слова отца и дедушки: «Тайга наша, кормилица, хлипких не любит!» Поэтому как ни страшно было Васютке, каким безвыходным ни казалось его положение, он держал себя в руках, не раскисал, не падал ду-хом. Смекалка и наблюдательность помогли Васютке найти вер-ный путь домой и рассказать о необыкновенном озере с белой ры-бой. За эту находку мальчику были благодарны взрослые рыбаки. Я думаю, что обнаруженное озеро — достойная награда мальчику за смелость и выдержку, проявленную им в незабываемые дни, которые он проведел один на один с тайгой

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Астафьев В. П. « Васюткино озеро» Рассказы / В. П. Астафьев. — М.: Дет. лит. 2010 г.
  2. Астафьев В. П. Сопричастный всему живому / В. П. Астафьев «Литература в школе». — 1989. — №2. — С. 30-38.
  3. Википедия 2006 г. — №3. — С. 65-73.

Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

Этот мальчик мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие — добрее, угрюмые — улыбчивее. Не зря говорят, что человек — дитя природы. Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой.

Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Васютка отправился в лес за орехами для рыбаков, погнался за глухарем и заблудился. Конечно, он очень испугался, ведь одно дело бродить по знакомым тропинкам, а другое — потеряться в бескрайнем зеленом океане!

Но природа не любит слабых и трусливых, и Васютке это было прекрасно известно. Конечно, Васютка не раз бывал в этом лесу, слышал он и рассказы рыбаков, как следует поступать в подобных ситуациях. Но вместе с тем он прекрасно понимал, как легко навсегда сгинуть в бескрайних просторах суровой тайги. Вот почему мальчику потребовались вся его воля, самообладание и мужество, чтобы не поддаться панике. Как опытный взрослый, Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем. И победа его даже не в том, что он поведал рыбакам о чудесном, полном рыбы, озере, а в том, что он сумел преодолеть растерянность и страх в самом себе, что и помогло ему вернуться домой. Пришлось мальчику применять на практике все, что он когда-либо слышал о подобных ситуациях. Все пригодилось — и поучительные рассказы рыбаков, и собственные догадки. Но больше всего помогли Васютке выдержка и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду.

Мальчик с честью выдержал испытание. Проведя несколько суток в лесу, он вышел к реке, где его подобрали, помогли вернуться домой знакомые рыбаки. Я уверен, что эти долгие дни наедине с природой Васютка запомнит навсегда.

Историю о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.

Сюжет рассказа взят из детства писателя, проведшего свои ученические годы в Красноярском крае. Даже фамилия бригадира является реальной и принадлежит известной династии сибирских промысловиков.

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Описание рассказа

чьи приметы часто вспоминал васютка

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

чьи приметы часто вспоминал васютка

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Главный герой

чьи приметы часто вспоминал васютка

Василий Шадрин — обычный деревенский школьник, озорник и хвастунишка. Он любит приключения, считает себя вполне взрослым и самостоятельным человеком. Его характер сложился под воздействием отца, немногословных жителей таежной деревни. Обычаи и традиции сибирского края также наложили свой отпечаток. Автор не дает подробной характеристики главного героя, его личность раскрывается в процессе повествования.

Попав в безвыходное, пугающее положение, зная, чем может обернуться потеря дороги в лесу, ясно представляя последствия, Васютка проявил мужество и выдержку, практическую сметку и рассудительность, не утратив при этом чувства юмора. Не поддавшись страху, отважно преодолевая препятствия, парнишка думает не только о себе, но и об общих интересах.

Анализ рассказа

Во вступлении, ведущемся от третьего лица, автор говорит о новом озере и о роли Васютки в этом открытии. Глубокая любовь к родине и убежденность, что каждого из нас ждут большие и малые победы, сквозит в начальных строках.

Завязка происходит, когда, увлекшись охотой за глухарем, подросток заблудился. Кульминацией выступает момент, когда таёжники спасают отчаявшегося Васютку. Развязка рассказа — это возвращение парня к матери и начало промысла в открытом озере.

чьи приметы часто вспоминал васютка

Рассказчик применяет традиционную композицию с последовательным повествованием и минимальным количеством героев. Неторопливость и подробность изложения позволяет представить себя на месте центрального персонажа, читатель сочувствует Васе, переживает за него.

Для Астафьева характерно использование сравнений. Благодаря красочным описаниям природа низовья Енисея оживает. Образности действующим лицам добавляет применение в прямой речи местного диалекта.

Преодолевать трудности, всегда искать выход из непростой ситуации, использовать все возможности — вот чему учит эта история. Огромное желание жить помогло маленькому сибиряку выбраться из тайги.

Васютка. «Васюткино озеро».
Художник В. Дугин

Мальчик Васютка является главным героем рассказа «Васюткино озеро» Астафьева.

В этой статье представлена характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро», описание характера и внешности героя, а также история о Васюткином озере.

Васютка в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева

«. Да это я, Васька! Заблудился я. «
«. Подплывая к стоянке бригадира Шадрина. «

Возраст Васютки — 13 лет:

«. Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки — озеро, названное его именем! Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашёл его и людям показал. «

«. Когда Васютка с ружьём на плече и с патронташем па поясе, похожий па коренастого, маленького мужичка. «

«. Патронов осталось десять штук. Стрелять Васютка больше не решился. Он снял телогрейку, бросил на неё кепку и, поплевав на руки, полез на дерево. «

«. Васютка сдвинул свои густые брови, силясь что-то припомнить. «

«. Расправив полы ватника, Васютка защитил от ветра кучу веток. «

«. Васютка снял прохудившиеся сапоги, размотал грязные портянки Высушил сапоги и портянки, оторвал от кальсон тесёмки и подвязал ими державшуюся на трёх гвоздях подошву правого сапога. «

«. Мальчик расцарапал себе лицо, порвал телогрейку, но ничего этого не замечал. «

«. Ниже и ниже но Енисею спускалась бригада. Но уловы по-прежнему были малы. «
«. Заполярная тайга не страшна зверьём. «

«. Васютка дальше Енисея ещё никогда не бывал и видел только один город — Игарку. «

«. Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи. «
«. Одно утешало: скоро начнётся учебный год, и мать с отцом отправят его в деревню. «

«. Орехами рыбаков снабжал Васютка. Все ближние кедры он уже обколотил. С каждым днём приходилось забираться всё дальше и дальше в глубь леса. Но эта работа была не в тягость. Мальчишке нравилось бродить. Ходит себе по лесу один, напевает, иногда из ружья пальнёт. «

«. Бранился Васютка так, для солидности. Он ведь знал, что кедровка — птица полезная: она разносит по тайге семена кедра. «

«. увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. «Глухарь!» — догадался Васютка, и сердце его замерло. Стрелял он и уток, и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему ещё не доводилось. «

«. Он подождал, пока утки поравняются с мысом, выцелил пару и выстрелил. Две нарядные свиязи опрокинулись кверху брюшками и часто-часто задвигали лапками. «

«. А что? Влёт ещё лучше, оказывается, стрелять: сразу вон несколько ухлопал. «

«. Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Та-ак… Почти голая сторона у ели — значит, в ту сторону север, а где ветвей больше — юг. Та-ак…»

«. поглядел на озеро, на кровянистое небо и с тревогой проговорил:
— Ветер завтра будет. А вдруг ещё с дождём. «

«. Васютка вспомнил слова дедушки: «Вызвездило — к холоду!» — и на душе у него сделалось ещё тревожнее. «

«. Ох-хо-хо, парнишка-то был какой, парнишка-то, шустрый, востроглазый. «

«. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил, покуривал тайком. «

«. А много ли в жизни хотелось узнать и увидеть Васютке? Много. Узнает ли? Выберется ли из тайги. «

«. Мысль, которая вчера вечером беспокоила Васютку, снова полезла в голову: «Откуда в озере столько белой рыбы?» Он не раз слышал от рыбаков, что в некоторых озёрах будто бы водится белая рыба, но озёра эти должны быть или были когда-то проточными. «

Семья Васютки

«. Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина — Васюткиного отца. « «. Васютка всегда немного робел перед большим, неразговорчивым отцом, хотя тот никогда его не обижал. «

«. Анна! Анна! Нашёлся пескаришка-то! Анна! Где ты там? Скорее беги! Отыскался он…В цветастом переднике, со сбившимся набок платком показалась Васюткина мать. Когда, она увидела спускавшегося по трапу оборванного Васютку, ноги её подкосились. Она со стоном осела на камни, протягивая руки навстречу сыну. «

«. Нету нам нынче фарту, — ворчал Васюткин дедушка Афанасий. «

История Васютки и Васюткиного озера

«. И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился. «

«. Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы: щуки там, сороги или окуня. Нет, но широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере — белая рыба. «

«. Васютка, внук-то мой, потерялся. Пятый день ищем. «

«. Да знаешь ли ты, дэ тебя вынесло? Шестьдесят километров ниже вашего стану. «

«. Да это я, Васька! Заблудился я! Пристаньте, пожалуйста! Пристаньте скорее. «

«. Васютка сам нашёл его и людям показал. « «. Вот и озеро Васюткино…С тех пор и пошло: Васюткино озеро, Васюткино озеро. «

Васюткино озеро на карте

«. На районной карте появилось ещё одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами: «Васюткино оз.». На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка.

Может, видели вы на физической карте в низовьях Енисея пятнышки, будто небрежный ученик брызнул с пера голубыми чернилами? Вот где-то среди этих кляксочек и есть та, которую именуют Васюткиным озером. «

Это была цитатная характеристика Васютки в рассказе «Васюткино озеро» Астафьева, описание характера и внешности героя, описание семьи Васютки, а также история о Васюткином озере.

Источник: http://realartist.ru/for-that-vasyutka-loved-life-the-formation-of-the-character-of-vasyuki.html

Васютка в рассказе “васюткино озеро”: образ, характеристика, описание характера и внешности

«Васюткино озеро» характер Васютки

чьи приметы часто вспоминал васютка

«Васюткино озеро» характер Васютки расскрыт с помощью цитат из рассказа Астафьева.

Характеристика Васютки из рассказа «Васюткино озеро»

Главный герой рассказа «Васюткино озеро» оказался один среди дикой природы. Когда он заблудился, ему помогло знание законов леса: у него было ружьё, спички, хлеб.

Он смог подстрелить птиц и приготовить их, переночевать в лесу, опознавать, где север, найти по признакам природы реку.

Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

Васютка не раз проявлял смекалку. И когда побежал в сторону, обратную той, откуда слышался гудок теплохода, и когда ватником защищал от ветра в сыром лесу разгорающийся костёр. И когда подвязал тесёмкой от кальсон оторвавшуюся подошву сапога.

Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

Черты характера Васютки:

смелость: «Трудно было мальчику преодолевать страх в ночном лесу. Ему казалось, что кто-то к нему крадётся, но он смог проявить смелость.»

Терпение: «Не раз к нему приходило отчаяние, но он был терпелив и снова и снова боролся за жизнь. Вышел к реке, и даже когда судно прошло мимо, не отчаялся. »

Заботливость.
«Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

Эмоциональность
«Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»
«Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

Рассудительность:
Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.
«Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».
«…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»
«Та-ак…Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

Самообладание:
«Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»
«Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»
«Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

Сообразительность.
Смекалка. Находчивость.
« Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»
«Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»
Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»
Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»
«он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

Воля. Мужество. Выносливость.

Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «…отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.
Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

Характеристика Васютки из “Васюткино озеро”

чьи приметы часто вспоминал васютка

Характеристика Васютки из “Васюткино озеро”

  • cdfdfsgs
  • Васютка – ребенок, ученик начальной школы. Он очень любознательный и самостоятельный. С детства приучен к труду. Оказавшись в тайге, он не отчаялся, а стал стараться выжить в данных условиях. Он не опустил руки, поэтому Бог помог ему справиться с трудностями, выйти к людям. Вспомните сцену, когда мать побежала к нему навстречу – здесь у меня появляются слезы.
  • Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе. Васютка родился и вырос в тажном краю, в семье рыбака. И к тринадцати годам он уже многое знал и умел. Отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя “переиначивать тажные законы”: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.

    В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка как-то раз он пошел в лес за кедровыми орешками для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда он заблудился. Деревья, деревья, деревья…

    Под ногами мох и жухлая трава, над головой равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась. Героя рассказа Виктора Астафьева “Васюткино озеро” спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретнные навыки и умения разжечь костр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря “драгоценный припас” – патроны. А главное – желание выжить во что бы то ни стало. “Тайга хлипких не любит, “-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. Он нашел озеро, полное рыбы, настоящий подарок для рыбаков. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нм водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца. Все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.

    Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем.

    Васютка родился и вырос в тажном краю, в семье рыбака. К 13 годам он уже многое знал и умел, так как отец брал его на промысел. Когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные истории, лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал Васютка. Когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя “переиначивать тажные законы”: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.

    Васютка убедился в мудрости законов и в необходимости соблюдать их, когда заблудился. Ему было очень страшно одному в тайге. Ему помогли смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретнные навыки и умения разжечь костр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря “драгоценный припас” – патроны. А главное – желание выжить во что бы то ни стало. “Тайга хлипких не любит, “-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. Он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. Васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нм водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к Енисею.Все потом удивлялись, как ему удалось победить тайгу, Васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка.

    Озеро, названное Васюткиным, – это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика.

  • спс ребят
  • Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро . Этот мальчик мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие – добрее, угрюмые – улыбчивее. Не зря говорят, что человек – дитя природы. Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой. Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева Васюткино озеро .

    Источник: http://2pct.ru/vasutka-v-rasskaze-vasutkino-ozero-obraz-harakteristika-opisanie-haraktera-i-vneshnosti/

    Исследовательская работа «Васютка в зеркале природы»

    Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро» — «Васютка в зеркале природы».

    Научно — практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Секция литературы. Автор: Павлова Светлана Александровна, 7 класс, МКОУ Тамтачетская СОШ, Научный руководитель: Юзефович Людмила Филипповна, учитель русского языка и литературы

    Просмотр содержимого документа
    «Исследовательская работа «Васютка в зеркале природы» »

    Научно — практическая конференция

    «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки»

    Васютка в зеркале природы

    Исследовательская работа по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

    Павлова Светлана Александровна

    7 класс, МКОУ Тамтачетская СОШ

    Юзефович Людмила Филипповна учитель русского языка и литературы

    МКОУ Тамтачетской СОШ

    исследовательской работы «Васютка в зеркале природы»

    Исследовательская работа посвящена изучению образа главного героя рассказа «Васюткино озеро» для того, чтобы в лице Васютки ближе познакомиться с детьми 30-х годов прошлого века и через образ Васютки лучше узнать автора В.П. Астафьева. Для достижения поставленной цели автор проводит наблюдения над поведением Васютки в лесу, анализируя ситуации, в которые попадает герой, обращает внимание на то, как природа учит его на ошибках, помогает в выборе пути раскрывает черты характера и делает вывод о том, что помогло герою выжить. Автор работы высказывает свое мнение о герое и в заключении делится своими выводами о том, что объединяет и что отличает современных детей и поколение ровесников писателя.

    В своей работе автор приходит к пониманию, что детство – это не только беззаботная пора, но и время становление личности, формирования характера.

    Аннотация стр. 1

    Оглавление стр 2

    Введение стр. 3-4

    1. По таежным следам Васютки. стр-5-15 ( по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро») стр. 5

    1.1. Кто такой Васютка? стр. 5

    1.2. Как автор раскрывает образ Васютки стр. 5

    1.3. Встречи с миром живой природы стр. 6-8

    1.4. Поведение Васютки в лесу стр. 8-9

    1.5 Черты характера Васютки стр. 10-11

    1.6. Что помогло выжить Васютке? стр. 12-13

    1.7. Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса? стр. 13-14

    1.8. Что думаю я о Васютке. стр. 14-15

    Заключение стр. 15-16

    Список использованной литературы стр. 17

    Виктор Петрович Астафьев (1924-2001г.г.) является одним из талантливых писателей наших дней. Он — лауреат двух Государственных премий СССР (1978, 1991г.), трех Государственных премий РФ (1975, 1995, 2003Г.г.), Герой Социалистического Труда. В общей сложности он создал 373 произведения.

    Известный русский писатель родился он в 1924 году, в крестьянской семье, в маленьком селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска. Детство и юность прошли в Сибири. Вся жизнь и творчество связаны с родным и близким его сердцу краем. Герои его произведений – земляки, односельчане, дедушка, бабушка, занятые рабочим повседневным делом, на котором земля и все на земле держится. Особое место в его творчестве занимают рассказы о детстве, которое, несмотря на трудное время, было счастливой порой. . Страницы деревенского детства отражены в рассказах, написанных в разное время. Они составили единую и целостную книгу « Последний поклон». На протяжении 20 лет создавалась эта его «сокровенная книга», в которой « образ неведомой страны счастья и справедливости замрёт, остановится, закаменеет…».

    В ноябре 2015 года я вместе со своими одноклассниками посетила мемориальный комплекс В.П. Астафьева в поселке Овсянка, что находится на пути между Красноярском и Дивногорском. На узкой улочке Щетинкина стоит дом писателя, в котором он жил с 1980 по 2001 год. Горница, кабинет, небольшой огород. Этот маленький домик лишний раз подтверждал, что истинно великий человек скромен.

    В музее мы разговаривали с людьми, которые были близко знакомы с писателем. Мы ходили по улочкам, по которым ходил писатель, вдыхали здоровый воздух, который вдыхал и Астафьев, встречались с прохожими, которые, возможно, были героями его рассказов, внимательно разглядывали его односельчан, среди которых он жил и был не известным на весь мир человеком, а добрым соседом.

    Красота окружающей природы: лес, увалы, Енисей – вызвали воспоминание о рассказе «Васюткино озеро», который мы изучали в 5 классе. Рассказ «Васюткино озеро»- особенный в творчестве писателя. Он был написан В.П. Астафьевым в 1956 году. Вот что пишет о истории его создания сам писатель: «В городе Игарка преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский. Однажды предложил нам, пятиклассникам, написать о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провел один, и вот об этом обо всем написал. Сочинение было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нем, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро»- мой первый рассказ для детей. И хотя рассказ написан еще неуверенной рукою, у меня все же отношение к нему особое, теплое…»,- рассказывал В.П. Астафьев.

    Зная, что этот рассказ тесно связан с жизнью талантливого писателя, носит автобиографический характер, я захотела еще раз перечитать произведение, пристальнее вглядеться в образ Васютки и пройти вместе с ним таежными тропами через все его испытания. Мне интересно было лучше увидеть и понять деревенского мальчишку 30-х годов, сравнить с детьми моего поколения и понять, какие силы подняли Витю Астафьева до высот литературного Олимпа, помогли стать достойным сыном своей страны и гордостью земляков.

    По таежным следам Васютки

    Кто такой Васютка?

    Герой рассказа Виктора Астафьева «Васюткино озеро» — тринадцатилетний мальчишка. Васютка жил в деревне, расположенной возле тайги, учился в школе. Его отец, Григорий Шадрин, — бригадир рыбаков. С отцом часто рыбачил на Енисее, охотился в лесу. У него есть заботливая мать и ворчливый, но умный и добрый дедушка Афанасий.

    В рассказе «Васюткино озеро» описана сложная ситуация, в которую попал мальчик. Как-то раз Васютка пошел в лес за кедровыми орешками и заблудился. В тайге было страшно. Огромный лес, тайга, вокруг ни души, а в сумке только краюха хлеба да ружье, и полная неизвестность впереди. Сможет ли он выйти из этого леса? Найдется ли?

    Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся Васютке целых пять дней продержаться в неприветливой тайге, добывая себе пропитание охотой, выйти к людям и рассказать рыбакам об обнаруженном им озере, в котором водилось очень много речной рыбы.

    Как автор раскрывает образ главного героя?

    В.П. Астафьев раскрывает образ Васютки через его взаимоотношения с природой.

    Человек- дитя природы. Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой. Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Природа ставит Васютку в такие обстоятельства, которые учат по достоинству оценить мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

    Природа наказывает героя за легкомыслие и эгоизм, устраивает ловушки герою, она учит человека на ошибках, прощает, указывает верный путь и помогает в выбраться из тайги.

    Встречи с миром живой природы

    Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять. Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей.

    Читая начало рассказа, я почувствовала, что о Васютке, 13- летнем мальчике, автор говорит с уважением. Васютка не по годам мудр. Почему? Кто был его учителем? Природа с ее уроками, тайнами, загадками.

    Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, погнавшись в лесу за глухарем, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился… Как маленькая песчинка легко теряется в океане, как звездочка во Вселенной, так и мальчик потерялся в бескрайней тайге. Пронизывающий ужас заставлял его то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Конечно, ему было очень страшно одному в тайге. Бескрайняя тайга и Васютка. «Тайга…Тайга…Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая, равнодушная. С высоты она казалась огромным темным морем. … Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворялась в них».

    Природа в произведении это не фон, не декорация к изображаемому, а сложный мир. Природа – это нечто живое, одушевленное, обладающее своими чувствами и мыслями.

    Природа – устраивает ловушки

    Не раз бывавший в лесу мальчик Васютка сбился с пути, потому что нарушил закон тайги, перестал следить за пометками на деревьях. Природа устраивает герою ловушки и дает подсказки. В эпизоде «Паук и его жертва» автор как бы сравнивает Васютку с попавшей в паутину жертвой. «Опытный охотник- паук растянул над мертвой птичкой паутину. Паука уже нет…Попалась в нее сытая, крупная муха и бьется, жужжит слабеющими крыльями». И тут его будто стукнуло: да ведь он заблудился!

    Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней. «Ну и зарядил, окаянный!»-обругал Васютка дождь. Через природу он пытается подать весточку родным . С улыбкой обращаясь к белке, он говорит: «А я вот заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут… А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная». А вот еще один пример. Когда на его пути почти из- под ног взметнулся здоровенный глухарь, Васютка показал ему кукиш: «А этого не хочешь? Провалиться мне, если я еще свяжусь с вашим братом!»

    Природа дает подсказки

    Безымянное озеро, найденное Васюткой, стало для него озером надежды. «И все –таки у озера было куда веселее, чем в гуще тайги. … Уток было множество. …Рядом с осокой, на гладкой поверхности воды, то и дело расплывались круги. Васютка взглянул в воду и замер: около травы копошились рыбы…. Столько рыбы он еще никогда не видел…. Это было удивительнее всего. В озере – белая рыба!» Он не раз слышал от рыбаков, что если в озерах водится белая рыба, значит озера проточные. А если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведет его к Енисею.

    Природа – это красота и надежда

    Лес. Осенний холод. Вокруг ни души. Мальчик брел, почти падая от усталости. Хотелось лечь и не двигаться. И даже при таких удручающих обстоятельствах маленький герой не может не поразиться красоте и мощи Енисея, к берегу которого вышел.

    «У него даже дух захватило – так красива, так широка была его родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень приветливой. Он бросился вперед, упал на край берега и жадными глотками стал хватать воду, шлепать по ней руками, окунать в нее лицо.

    — Енисеюшко! Славный, хороший… — шмыгал Васютка носом и размазывал грязными, пропахшими дымом руками слезы по лицу. От радости Васютка совсем очумел. Принялся прыгать, подбрасывать горстями песок. С берега поднялись стаи белых чаек и с недовольными криками закружились над рекой».

    Васютка смог прочитать « книгу тайги». Природа преподала Васютке уроки мудрости и доброты, показала свое величие, мощь, силу, красоту и указала выход из тупика.

    Поведение Васютки в лесу

    Деревья, деревья… Под ногами — мох и жухлая трава, над головой – равнодушные облака, а в сердце –ужас. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти

    Поняв, что рассчитывать можно только на самого себя, Васютка сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Он перестал метаться по тайге и заставил себя соображать. «Тайга хлипких не любит»,- эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии. Он стал припоминать все, чему его учили.

    Когда «в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь», перво-наперво он развел костер, потом на горячем месте выкопал ямку и положил туда глухаря, «плотно закрыв ее мхом…, присыпал золой, углями». Через час охотничье блюдо было готово, и Васютка раскопал птицу. « От птицы шел аппетитный запах: глухарь упрел в собственном соку», но без соли мясо было невкусным. Мальчик подумал и вспомнил, что мешок под шишками из- под соли. Он вывернул мешок и обнаружил в уголках соль.

    Поужинав, мальчик приготовил себе место для ночлега, зарядил ружье и положил его рядом. Первая ночь была самой страшной, потому что ночью Васютка впервые оказался один в лесу. Ему было жутко: слышались разные шорохи, а огромный корень-выворотень показался ему злобным чудовищем. Проведя беспокойную ночь, под утро он крепко заснул, придвинувшись к костру.

    Утром мальчик долго не мог понять, где нахо­дится. Васютка залез на дерево. Долго искал взглядом полосу лиственного леса, что тянулась по берегам Енисея, и не мог найти. Спустившись, он позавтракал мясом и дви­нулся на север, надеясь выйти в тундру, где бы­ли хоть и редкие, но поселения.

    Васютка постоянно размышляет, у него очень пытливый ум. Это оказывается решающим в его путешествии. И хотя природа, как змей- искуситель, запутывает следы, она в то же время дает подсказки, оставляет знаки.

    На закате он заметил среди мха стебли травы и пошел быстрее. Он надеялся, что впереди Ени­сей, так как знал, что трава обычно растет у больших водоемов. Прорвавшись через чащу, он оказался на берегу озера, где увидел множество непуганых уток и был поражен обилием рыбы. И не просто озерной, а белой рыбы. Он подстрелил уток, ощипал их, зарыл в горячие угли костра, лег на пихтовые ветки. Он старался отгонять худые мысли, думал о доме, школе, товарищах. Его донимало раскаяние: «Не слушал вот он на уроках и в перемену чуть не на голове ходил…» «Сам Васютка покуривал» и другим табачок давал. «Эх, сейчас бы Ольгу Федоровну увидеть…,- думал вслух. – Весь табак бы вытряхнул.»

    Васютке пришлось провести еще несколько тревожных дней и ночей в неприветливом осеннем лесу. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, его мужество было вознаграждено. Ему удалось разгадать все загадки тайги и выйти на берег Енисея, где его подобрали знакомые рыбаки с проплывающего мимо бота, накормили, уложили спать и помогли вернуться домой.

    Смекалка, вера в себя помогли мальчику не растеряться и выжить в трудных условиях.

    Черты характера Васютки

    Каждую минуту своей жизни, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Вот какие черты характера Васютки я отметила, заочно путешествуя с ним по таежным тропам.

    «Орехи кто-то должен добывать? Охота ведь рыбакам пощелкать вечером»

    «Шел по лесу, насвистывал, пел, что на ум приходило» «В несколько прыжков очутился возле глухаря. –Стоп, голубчик, стоп!- радостно бормотал Васютка»

    «Отчаяние охватило его, и сразу не стало сил. Будь что будет!»

    Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.

    «Погасла звездочка – значит чья-то жизнь оборвалась»,- вспомнил Васютка слова дедушки Афанасия».

    «…Вспомнил сова дедушки: «Вызвездило – к холоду!»

    «Та-ак. Почти голая сосна у ели – значит в ту сторону север, а где ветвей побольше- там юг»

    «Мальчик заговорил вслух: «Ладно, не робей! Найдем избушку. У избушки Енисей поворот делает, мимо никак не пройдешь»

    «Стрелять он не стал… Трепет перед драгоценным «припасом»крепко вбит»

    «Пора! Васютка быстро встал на одно колено и попытался с маху посадить на мушку птицу»

    « Болото! Болото чаще бывает у берегов озер!»

    «Обнаружив безымянный водоем, по обилию белой рыбы, он понял, что это проточное озеро, впадающее в какую-нибудь речушку, ведущую к Енисею. Так он и искал дорогу к реке»

    Чтобы заметили Васютку с рыбосборочного катера, «он стал складывать все припасенные дрова: догадался, что у костра его скорей заметят»…»вспомнил про ружье, схватил его и начал палить вверх»

    Чтобы подсолить мясо глухаря, «вспомнил, что мешок, который он взял для шишек, был из-под соли, и торопливо вывернул его»

    «он вспомнил, как часто глухаря берут с собакой…Васютка пал на четвереньки, затявкал…и стал осторожно продвигаться вперед»

    Воля. Мужество. Выносливость.

    Мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. «Кончались Васюткины силы. Хотелось лечь и не двигаться… Мальчик брел, почти падая от усталости». Васютка не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу «. отрезал мяса и, стараясь не смотреть на маленькую краюшку хлеба, принялся жевать», не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться.

    Васютка прошел трудный путь в темноте и холоде, но к Енисею все-таки вышел.

    Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем выжил, потому что не пал духом, потому что верил в себя.

    Но больше всего помогли Васютке выдержка, выносливость и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание.

    Что помогло выжить Васютке?

    Приобретенные навыки и умения

    «В свои тринадцать он уже много умел. Стрелял он и уток,и куликов, и куропаток, но глухаря подстрелить ему еще не удавалось».

    Умел разжечь костер даже в дождь

    Добыть и приготовить дичь

    Ориентировался по зарубинам и пометкам на деревьях

    Умел без компаса определить стороны света

    Знал особенности эха в лесу

    Знал, как сберечь в тайге припасы от грызунов

    Знал, как подготовить в лесу теплое место для ночлега

    Знал приметы погоды

    Умение преодолеть растерянность и страх в самом себе

    Умение вспомнить и оценить советы взрослых, знание таежных законов:

    Не расходовать зря патроны.

    Не съедать припасы все сразу

    Вспомнить в самую страшную минуту слова отца и деда: «Тайга хлипких не любит», «Природа не любит слабых и трусливых» Эти слова придали ему сил.

    «Откуда все же взялась в озере речная рыба?», «А если озеро проточное и из него вытекает речка, она … приведет …к Енисею».

    «Стал складывать в костер дрова: догадался, что у костра скорей его заметят»

    Стал стрелять из ружья, чтоб выстрелы привлекли внимание людей на рыбосборочном катере.

    Умение оценить знания и наблюдения рыбаков

    Речная рыба водится только в проточных озерах

    Тайга для Васютки – открытая книга. Он сумел прочитать эту книгу, и она указала мальчику выход из тупика.

    Умел по деревьям определять направления (север-юг,…) «Он знал, что лучше идти на север, а не на юг, где километровая тайга без конца и без края».

    Найти по типу леса реку.

    Знал, что лиственный лес обычно тянется по берегам Енисея.

    Знал, что стебли травы среди мха, мелкий кустарник свидетельствуют, что где-то вблизи водоем (болото, озеро)

    Знал, что свидетельствует о близости реки в тайге

    Васютка сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

    Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, приобретенные знания и любовь — любовь к своим родителям, к природе, к Родине.

    Какие выводы сделал Васютка, выйдя из леса?

    Никогда не падать духом! Не терять самообладания! Искать выход из трудных обстоятельств!

    Убедился в мудрости законов природы и необходимости их соблюдать.

    (Мать напоминала ему о том, что нельзя «переиначивать таёжные законы»: надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль.)

    Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого.

    Природа научила Васютку не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира.

    Научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

    Мальчик по достоинству оценил мудрость деда ( «С тайгой надо дружить» , « В тайге одному делать нечего») и те навыки, что передал ему отец.

    Что я думаю о Васютке и какие уроки я получила, общаясь с героем

    Герой — необычный мальчик. Симпатия, которую испытывает и автор к Васютке, читается между строк.

    Мне он тоже глубоко симпатичен. Несмотря на то, что учился Васютка средне и пошалить любил, и табачком баловался, он заслуживает уважения и даже восхищения. Он совершает ошибку и исправляет ее. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он беззащитный и в то же время сильный. Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание .

    Он сумел выдержать экзамен, который ему устроила тайга, оценить необходимость не только внимательно приглядываться к зарубкам на деревьях, когда окажешься в лесу, а сделать затеси и в своем сознании, в уме, «зарубить на носу» опыт, советы старших. За пять неполных дней повзрослел, изменился внешне: «Из воды на него глянул парнишка с заострившимися скулами. От дыма, грязи и ветра брови стали еще темнее, а губы потрескались». Но изменения произошли и в его внутреннем мире.

    Этот мальчик — мой ровесник, но я совсем не уверена, что сумела бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудилась в лесу. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает. Озеро, названное Васюткиным, — это память о мужественном поведении заблудившегося мальчика. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем. Озеро названо так не только потому, что мальчик Васютка нашёл озеро, а еще и потому, что он преодолел свой страх, преодолел холод, голод, одиночество. Он нашёл себя.

    Мне кажется, сделав своего маленького героя именно таким, наделив его характер мудростью и красотой души, может даже не совсем свойственной его возрасту, писатель хотел, чтобы читатели научились чему-то у Васютки.

    После внимательного, вдумчивого прочтения рассказа «Васюткино озеро» я поняла, что писатель Виктор Петрович Астафьев стал мне ближе и понятнее. Астафьев — прекрасный рассказчик. Подчиняясь магии его слов, я ощущала себя свидетелем происходящего.

    Оказавшись вместе с героем в трудных обстоятельствах и став свидетелем его поведения, поступков, я почувствовала к нему уважение. Возможно, сам Виктор Петрович Астафьев в детстве был похож на героя.

    Ему, как и ребятам нашего поколения, свойственна в какой-то степени

    проказливость, легкомысленность. Васютка не очень любил учиться, совершал глупости. Но, я считаю, он более самостоятелен, чем мы, сегодняшние. Он заботлив. А самое главное качество, самое важное у Васютки – это выносливость и сила духа. По-моему, благодаря этим качествам, правильному воспитанию и умению извлечь уроки из ситуаций, в

    которые он попадал, а также умению оценить знания и принять мудрые советы взрослых людей, Виктор Петрович Астафьев стал достойным человеком и замечательным писателем.

    Затеси- это зарубки на деревьях, указывающие в тайге путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце и в уме. Какие же зарубки остались в моем сознании?

    Мысленно проходя по таежным следам Васютки, анализируя поведение, поступки героя, я пришла к определенным выводам.

    Детство  это эмоции: радости и печали, слезы и счастье.

    Детство- это не только счастливая, беззаботная пора, согретая любовью и заботой родных людей.

    Детство является основой жизни, где закладывается характер человека, помогающий строить дальнейшую жизнь.

    Детство — это время познания мира, первых столкновений с жизненными трудностями.

    В детстве мы узнаем людей, учимся ценить опыт и знания старших. Детство не проходит. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», оно продолжает жить. Это не только воспоминание. Это часть взрослой жизни. В.П. Астафьев говорил: «Животворящий свет детства согревал меня».

    Источник: http://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-vasiutka-v-zierkalie-prirody

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *