Леонтьев, Алексей Николаевич — психолог леонтьев алексей николаевич

28.08.2019

С 1941 года Алексей Николаевич — профессор МГУ, с 1950 – зав. кафедрой психологии философского факультета, а с 1966 по 1976 гг. — декан созданного им факультета психологии МГУ.

Леонтьев, Алексей Николаевич

Алексею Николаевичу Леонтьеву – заслуженному профессору Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, одному из выдающихся российских психологов XX-го столетия – 5 февраля 2003г. исполнилось бы 100 лет.

психолог леонтьев алексей николаевич

Алексею Николаевичу Леонтьеву – заслуженному профессору Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, одному из выдающихся российских психологов XX-го столетия – 5 февраля 2003г. исполнилось бы 100 лет.

Алексей Николаевич Леонтьев родился в Москве 5 февраля 1903 года в семье служащего. После окончания реального училища он поступил на факультет общественных наук Московского университета, который закончил в 1924 году.

Еще в университете Леонтьев увлекся философией. Позже под влиянием Г.И.Челпанова он обратился к психологии.

В том же 1924 году Леонтьев пришел на работу в Психологический институт, где даже после вынужденного ухода Челпанова продолжали работать первоклассные ученые – Н.А.Бернштейн, А.Р.Лурия, Л.С.Выготский. Так сложилась знаменитая «тройка» — Лурия, Леонтьев и Выготский.

В начале 30-х годов Наркомздрав Украины предложил Л.С.Выготскому, А.Р.Лурия и А.Н.Леонтьеву организовать отделение психологии в психоневрологической академии в Харькове. Эту группу ученых фактически возглавил А.Н.Леонтьев, который начал развивать собственный вариант теории Выготского. Он провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память и др.).

В Харькове Леонтьеву пришлось одновременно возглавлять кафедру психологии в пединституте и отдел психологии в НИИ педагогики. Так возникла знаменитая Харьковская школа психологии.

Л.С.Выготский, незадолго до смерти, весной 1934 года попытался собрать всех своих учеников и последователей в лаборатории во Всесоюзном институте экспериментальной медицины (ВИЭМ). Но Выготский умер летом 1934 года, и руководителем лаборатории стал А.Н.Леонтьев.

Еще с конца 1920-х годов над наукой стали сгущаться тучи. И Леонтьев после доклада на ученом совете о психологическом исследовании речи был уволен из института, а лаборатория закрыта.

В июле 1936 года грянуло печально знаменитое постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Это постановление означало полный разгром отечественной психологии.

Особенно досталось Л.С.Выготскому (правда, уже посмертно). На дело жизни выдающегося ученого в то время вылилось очень много грязи. Однако ни Лурия, ни Леонтьев, ни другие подлинные ученики Выготского, как на них ни давили, не отказались ни от своего друга, ни от его идей.

В институт психологии возвращается К.Н.Корнилов, и берет Леонтьева на работу. Но, ни о каких методологических разработках речи не идет. И Леонтьев приходится продолжать исследования, начатые Харьковской школой: восприятием рисунка и фоточувствительностью кожи.

В 1940 году Леонтьев защитил докторскую диссертацию на тему «Развитие психики». Эта работа послужила основой для книги «Проблемы развития психики», которая была отмечена Ленинской премией.

Леонтьев выдвинул общепсихологическую теорию деятельности – новое направление в психологической науке. На основе предложенной им схемы структуры деятельности, стал изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание), а также стали производится исследование сознания и личности.

В годы Великой Отечественной войны, в конце 1941 года в Кисегаче и Кауровске (недалеко от Свердловска) были созданы два экспериментальных госпиталя восстановления движений после ранения. Первый возглавил А.Р.Лурия, второй — А.Н.Леонтьев. Там работали А.В.Запорожец, П.Я.Гальперин, С.Я.Рубинштейн и многие другие советские психологи.

Важность их работы заключалась в том, что на полученном материале была продемонстрирована не только практическая значимость теории деятельности, но и перспективность физиологической теории Н.А.Бернштейна. А практическим результатом работы экспериментальных госпиталей было то, что время возвращения раненых в строй сокращалось в несколько раз за счет использования техник, разработанных на базе деятельностного подхода и теории Бернштейна.

С 1941 года Алексей Николаевич — профессор МГУ, с 1950 – зав. кафедрой психологии философского факультета, а с 1966 по 1976 гг. — декан созданного им факультета психологии МГУ.

С начала 1950-х годов Леонтьев становится академиком-секретарем Отделения психологии АПН, затем академиком-секретарем всей академии, а в дальнейшем и ее вице-президентом.

Начиная с 1954 года, Леонтьев много сил и времени уделяет международным связям. В тот год большая делегация советских психологов (Леонтьев, Теплов, Запорожец, Соколов, Костюк) после длительного перерыва приняла участие в очередном Международном психологическом конгрессе в Монреале.

И в 1966 году благодаря усилиям А.Н.Леонтьева состоялся Международный психологический конгресс в Москве.

В конце жизни Леонтьев много раз обращался к истории психологической науки. Он оставался до конца своих дней (Алексей Николаевич умер 21 января 1979 года) верен памяти своего учителя – Л.С.Выготского и стремился популяризировать его творчество, выявить в нем наиболее перспективные идеи, а также показать преемственность идей Выготского и его школы.

Труды Леонтьева регулярно переиздаются и являются неотъемлемой частью обучения психологов.

Он вошел в историю как выдающийся ученый, талантливый педагог, воспитатель теоретиков, причем не только как автор оригинальной системы их эффективной подготовки, но и как создатель крупной, авторитетной теоретической школы со своим стилем, почерком, традициями.

О работах Леонтьева, о Леонтьеве-человеке, создателе одной из лучших в мире школ психологии, написано множество книг, статей, воспоминаний близко знавших его учеников и сотрудников. Феноменальная личность, Ученый с большой буквы – таким остается Алексей Николаевич Леонтьев в нашей памяти.

Источник: http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/article.php?nid=10124

Биография Леонтьева Алексея Николаевича

психолог леонтьев алексей николаевич

Леонтьев Алексей Николаевич (5 февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности. Ученик Л. С. Выготского. В 1924 году окончил МГУ им. М. В. Ломоносова.

С 1941 года — профессор МГУ и с 1945 — заведующий кафедрой психологии философского факультета. В 1948 году вступил в коммунистическую партию. С 1950 года — действительный член АПН РСФСР, а уже с 1968 года — АПН СССР. Основал в 1966 году факультет психологии МГУ и руководил им 1960-70-е годы. Сын — А. А. Леонтьев.

При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Критики отмечают тот факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), он последовательно проводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно».

В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.

Источник: http://www.biografguru.ru/about/leontev/?q=3535

Алексей Николаевич Леонтьев

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке «Стоимость».

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел).

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

психолог леонтьев алексей николаевичАлексей Николаевич Леонтьев родился в Москве в феврале 1903 года в семье Николая Владимировича и Александры Алексеевны. Родители Алексея Николаевича были служащими и происходили из мещанской и купеческой семей. Они стремились сделать все, чтобы их сын получил хорошее образование. Благодаря этому, юный Алексей поступил в Московский университет. Успешное окончание им факультета общественных наук в возрасте 21 года ознаменовало начало блестящей научно-исследовательской карьеры, ведь первые научные труды им были разработаны еще в стенах альма-матер.

По окончании обучения Леонтьева ждала аспирантура. Тогда же он познакомился с выдающимися исследователями своего времени в области психологической науки – Львом Семеновичем Выготским и Александром Романовичем Лурией. Научно-исследовательский союз этих троих талантливейших ученых был недолгим (распавшись после смерти Выготского), однако очень плодотворным: они опубликовали ряд научных статей, которые имели огромный успех и признание.

Пятью годами позже Леонтьеву посчастливилось познакомиться со своей будущей супругой, с которой они поженились вскоре после знакомства. В браке у них родился сын. Супруга Алексея Николаевича всегда ему помогала и поддерживала его начинания.

В 1931 году по причине политического скандала Леонтьев был уволен и не имел возможности найти себе подходящее место для научных исследований в Москве. Однако ему, а также Лурии и Выготскому пришло предложение поработать на Украине, в городе Харьков. Это был отдельный и очень успешный пятилетний этап его научной деятельности (Леонтьев получил звание профессора, возглавил группу психологов и др.).

После этого он переехал обратно в Москву, стал одним из основателей психологического факультета МГУ, занимал должность декана факультета. Научные интересы А. Н. Леонтьева лежали в различных областях психологической науки, включая вопросы развития психики, психологии творчества и творческой деятельности, психологии конфликта и др.

А. Н. Леонтьев был многократно награжден за научную деятельность и научные работы, которые продолжают сохранять свою ценность и актуальность. Современники Леонтьева подчеркивали его необычайную принципиальность, стремление к истине, не зависящей от политического строя, честность, смелость, любовь к науке. Ушел из жизни в январе 1979 года.

Источник: http://ippt.ru/biblioteka/izvestnye_psihologi/aleksej_nikolaevich_leontev/

100 ВЕЛИКИХ ПСИХОЛОГОВ

Страниц: 185

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПСИХОЛОГИ.1
АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ1
БЕРНШТЕЙН НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.2
БЕХТЕРЕВ ВЛАДИМИР МИХАИЛОВИЧ.4
БЛОНСКИИ ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ.7
БОЖОВИЧ ЛИДИЯ ИЛЬИНИЧНА.9
ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ.10
ВВЕДЕНСКИЙ НИКОЛАЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ.11
ВЫГОТСКИЙ ЛЕВ СЕМЕНОВИЧ.13
ГАЛЬПЕРИН ПЕТР ЯКОВЛЕВИЧ.15
ГАННУШКИН ПЕТР БОРИСОВИЧ.17
ГРОТ НИКОЛАИ ЯКОВЛЕВИЧ.19
ДАВЫДОВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ.21
ЗАНКОВ ЛЕОНИД ВЛАДИМИРОВИЧ.22
ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ.24
ЗЕЙГАРНИК БЛЮМА ВУЛЬФОВНА.26
КРАВКОВ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ.27
ЛАЗУРСКИЙ АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ.29
ЛАНГЕ НИКОЛАИ НИКОЛАЕВИЧ.31
ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ.32
ЛОМОВ БОРИС ФЕДОРОВИЧ.34
ЛУРИЯ АЛЕКСАНДР РОМАНОВИЧ.36
ОХОРОВИЧ ЮЛИАН ЛЕОПОЛЬД.38
ПАВЛОВ ИВАН ПЕТРОВИЧ.40
ПЕТРОВСКИЙ АРТУР ВЛАДИМИРОВИЧ.42
РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ.44
РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.46
СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ.48
СМИРНОВ АНАТОЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ.50
ТЕПЛОВ БОРИС МИХАЙЛОВИЧ.51
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ.53
УХТОМСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ.55
ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ НИКОЛАЕВИЧ.58
ШПЕТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ.59
ЭЛЬКОНИН ДАНИИЛ БОРИСОВИЧ.61
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПСИХОЛОГИ.63
АБРАХАМ КАРЛ.63
АДЛЕР АЛЬФРЕД.64
АЙЗЕНК ХАНС ЮРГЕН.66
АРИСТОТЕЛЬ.68
БЕРГСОН АНРИ.70
БЕРН ЭРИК.72
БИНЕ АЛЬФРЕД.75
БИНСВАНГЕР ЛЮДВИГ.77
БРЕЙЕР ЙОЗЕФ.78
БРЕНТАНО ФРАНЦ.80
БЮЛЕР КАРЛ.82
ВАЦЛАВИК ПАУЛЬ.83
ВЕРТГЕЙМЕР МАКС.85
ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ.86
ГАЛЬТОН ФРЕНСИС.88
ГЕЛЬМГОЛЬЦ ГЕРМАН ФОН.90
ГРОФ СТАНИСЛАВ.92
ДЖЕМС УИЛЬЯМ.93
ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ.95
ДЬЮИ ДЖОН.97
ЖАНЕ ПЬЕР.99
КЕЛЕР ВОЛЬФГАНГ.101
КЕЛЛИ ДЖОРДЖ АЛЕКСАНДР.103
КЕННОН УОЛТЕР БРЕДФОРД.104
КЕТТЕЛЛ РЕЙМОНД БЕРНАРД.106
КЛЯЙН МЕЛАНИ.108
КРЕЧМЕР ЭРНСТ.110
ЛАКАН ЖАК.112
ЛЕВИ-БРЮЛЬ ЛЮСЬЕН.114
ЛЕВИН КУРТ.115
ЛИНДЕМАНН ЭРИХ.117
ЛИРИ ТИМОТИ.119
ЛОМБРОЗО ЧЕЗАРЕ.120
ЛОРЕНЦ КОНРАД.122
МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ.123
МАСЛОУ АБРАХАМ ХАРОЛЬД.125
МИД МАРГАРЕТ.127
МИЛЛЬ ДЖОН СТЮАРТ.129
МОРЕНО ДЖЕКОБ ЛЕВИ.131
МЭИ РОЛЛО РИЗ.132
ОЛПОРТ ГОРДОН.134
ПЕРЛЗ ФРИЦ.136
ПИАЖЕ ЖАН.138
РАНК ОТТО.140
РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ.142
РОДЖЕРС КАРЛ РЭНСОН.144
САЛЛИВЕН ГАРРИ СТЭК.145
СКИННЕР БЕРРЕС ФРЕДЕРИК.147
СОНДИ ЛЕОПОЛЬД.149
ТОЛМЕН ЭДВАРД ЧЕЙС.151
ТОРНДАЙК ЭДВАРД ЛИ.153
УОТСОН ДЖОН.155
ФЕРЕНЦИ ШАНДОР.156
ФЕСТИНГЕР ЛЕОН.158
ФЕХНЕР ГУСТАВ ТЕОДОР.160
ФРАНКА ВИКТОР.161
АННА ФРЕЙД.163
ФРЕЙД ЗИГМУНД.165
ФРОММ ЭРИХ.168
ХОЛЛ СТЭНЛИ ГРЕНВИЛЛ.171
ХОРНИ КАРЕН.173
ЭББИНГАУЗ ГЕРМАН.175
ЭРИКСОН ЭРИК.176
ЮМ ДАВИД.178
ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ.181
ЯСПЕРС КАРЛ.183
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.184
Содержание.185

Под влиянием теории эволюции Чарльза Дарвина у Ланге возникает понимание психического мира как развивающегося по методу «проб и ошибок». Он выделял ряд стадий в развитии психики, соотнося их с изменениями, которые претерпевает нервная система’ стадию недифференцированной психики, стадию дифференцированных ощущений и движений инстинктивного типа, стадию индивидуальною приобретения опыта, а завершающей является стадия развития психики у человека как социокультурного существа.

По мнению Н.Н.Ланге, душа человеческой личности «на 99 % есть продукт истории и общественности». Проявлением жизни социокультурного мира является язык, а слово — главный фактор психического развития человека как существа общественного и исторического. Обосновывая роль движений и действий в психической жизни человека, Ланге считал, что любой психический процесс включает в себя и двигательный компонент, т.е. является психомоторным.

Ланге называл свою психологию «биологической», или «реальной», и понимал ее соответственно Психические акты он рассматривал как своеобразные способы приспособления организма, которые возникают и развиваются в ходе эволюции. Они необходимы для существования человека, а значит, играют вполне реальную роль в его жизни. Как следствие, внимание Ланге понимал как «процесс усиления или изменения восприятия» и отказывался от разделения его на активное и пассивное, как это было принято в Европе.

В дальнейшем Ланге развивал эти взгляды, что нашло выражение в изданной в 1918 г. «Психологии». Эта книга посвящена объективно-субъективному истолкованию психологии, которая определяется Ланге как наука о сознании, что подразумевает ее субъективность. С другой стороны, по мнению Ланге, события психического мира представляют собой такую же реальность, как и физические и физиологические процессы в живых организмах. Они представляют собой явления сознания как непосредственного переживания индивидом своей объективной психической жизни. На этом основывается главный постулат психологии Ланге о соединении объективной и субъективной точек зрения в понимании психологии. По его мнению, без объективности она не могла бы стать наукой, а без субъективности теряет свой предмет.

Ланге подчеркивает 2 основные функции сознания и на основании этого выделяет два его типа:

1) «гедоническое сознание», отвечающее за переживание чувства боли или удовольствия и осуществляющее оценку результатов рефлекторных движений;

2) «предвидящее сознание», или память. Оно осуществляет приспособление организма к предвидению явлений на основе прошлого опыта.

Николай Николаевич Ланге умер в Одессе в 1921 г., не успев выпустить переиздание своей «Психологии». Он был мыслителем широкого профиля: занимался не только психологией, но и философией, историей. Большое значение для науки имеет его моторная теория внимания. Но не только научное творчество Николая Николаевича Ланге важно для психологической науки в России. Жизнь и работа в Германии в экспериментальной лаборатории Вильгельма Вундта произвела на него огромное впечатление. Он поставил себе задачу — создать в России экспериментальную психологию — и всю жизнь добивался этого. Развитие этой идеи после смерти Ланге продолжил С. Л. Рубинштейн.

ЛЕОНТЬЕВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ.

Алексей Николаевич Леонтьев родился в Москве 5 февраля 1903 г., его родители были обыкновенными служащими. Естественно, они хотели дать Алексею хорошее образование. Поэтому неудивительно, что научная деятельность Алексея Леонтьева берет начало еще со студенческих лет. В 1924 г. он заканчивает факультет общественных наук Московского университета, где Г.И. Челпанов читал общий курс психологии.

Челпанов руководил в те годы Институтом психологии при МГУ, возглавляя группу студентов для исследовательской работы. Именно в стенах этого университета Алексеем Николаевичем были написаны первые научные работы — реферат «Учение Джемса об иде-омоторных актах» и работа о Спенсере. По окончании университета Алексей Николаевич стал аспирантом Института психологии. Здесь в 1924 г. и происходит встреча А.Н. Леонтьева с Л.С. Выготским и А. Р. Лурией.

И в скором времени началась их совместная работа, поскольку эти три человека с выдающимися способностями быстро нашли общий язык, и их союз предвещал много полезного. Но, к большому сожалению, эта деятельность прервалась. Умер Лев Семенович Выготский. За столь короткий срок совместной работы результаты их деятельности оказались все же впечатляющими.

Источник: http://online-books.net.ua/book/334/read/32/

Леонтьев Алексей Николаевич

психолог леонтьев алексей николаевич

Дата рождения:05.02.1903

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) — выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

Книги автора:

Деятельность. Сознание. Личность

психолог леонтьев алексей николаевич

Монография посвящена жизни и деятельности выдающегося отечественного психолога и организатора науки, лауреата Ленинской премии Алексея Николаевича Леонтьева (1903-1979). Опираясь на уникальные источники, в том числе на архивные материалы и воспоминания современников, авторы реконструируют жизненный путь ученого в широком историческом контексте, дают методологический анализ его научной концепции, представляют его как живого человека со своими индивидуальными чертами и особенностями. В приложение включены.

Лекции по общей психологии

психолог леонтьев алексей николаевич

Обработанные стенограммы курса лекций по общей психологии, читавшегося А.Н.Леонтьевым в 1973-75 гг. на факультете психологии МГУ. Публикуются впервые по магнитофонным записям и машинописным стенограммам из архива А.Н.Леонтьева. Психологам, студентам психологических специальностей. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др. Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое.

Биологическое и социальное в психике человека (Проблемы развития психики)

Статья из сборника: Леонтьев. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. 4-е издание. — М., 1981. — С.193-218.

Потребности, мотивы и эмоции

Это полная версия мини-книги А.Н. Леонтьева Потребности, мотивы и эмоции. Та самая книга, которую студенты тщательно конспектируют. Знаменита сложностью и сжатостью мысли на прочитанное предложение.

Публикуемый материал является хронологически одним из последних, если не последним, оригинальным научным текстом, принадлежащим А. Н. Леонтьеву. Он представляет собой «домашнюю лекцию», подготовленную по моей просьбе и прочитанную лично мне, его внуку, в 1978 г. Содержание лекции вряд ли требует специальных комментариев, поскольку она была рассчитана на слушателя, имеющего минимальную психологическую подготовку (я тогда был студентом 1-го курса ф-та психологии МГУ), и отличается предельно доступной формой.

Эволюция, движение, деятельность

психолог леонтьев алексей николаевич

Очередной том работ из научного наследия А.Н. Леонтьева (1903–1979) включает в себя работы 1940-х гг., посвященные двум большим проблемам – возникновению и эволюции психики в животном мире и восстановлению движений руки после военной травмы. Многие включенные в том работы стали библиографической редкостью.Специалистам и студентам в области общей психологии, эволюционной биологии, физиологии человека.

Источник: http://bookap.info/author/7

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *