Носов; И я помогаю: какое краткое содержание для читательского дневника? — какой из рассказов носова начинается с суеверия

29.10.2019

«И я помогаю» — это история про девочку Ниночку пяти лет. Ниночка живет с мамой, которая каждый день уходит на работу, а также с бабушкой, которая обучает, как заплетать косички или показывает, как пишутся буквы. Еще у девочки есть папа, он летчик в Арктике, возвращается домой во время отпуска.

Носов «И я помогаю»: какое краткое содержание для читательского дневника?

Николай Носов «И я помогаю». Как написать краткое содержание рассказа?

Какое краткое содержание рассказа Носова «И я помогаю»?

Что писать в читательский дневник?

Николай Носов пишет много интересных рассказов для детей. В них он повествует о приключениях своих героев, обязательно каждый рассказ чему-то учит.

«И я помогаю» — это история про девочку Ниночку пяти лет. Ниночка живет с мамой, которая каждый день уходит на работу, а также с бабушкой, которая обучает, как заплетать косички или показывает, как пишутся буквы. Еще у девочки есть папа, он летчик в Арктике, возвращается домой во время отпуска.

Пока папы нет дома, от него ждут вестей, — тогда мама всем читает послания по вечерам, а потом дружно пишут ответ для папы. И несут к почте, чтобы бросить в ящик.

Однажды бабушка с Ниночкой отправились солнечным днем на почту отправить папе письмо, пока мама на работе. Шли по пустырю, увидели груду железа. Бабушка заметила, что много металлического лома, который школьники могут забрать и сдать государству. Так они ему помогают переплавить старое железо на новые вещи. Ниночка интересуется, зачем школьники помогают, а потом спрашивает, делал ли так же ее папа? Потом бабушка замечает, что когда девочка подрастет, то тоже будет помогать, если захочет.

Бабушка забыла разговор, а девочка держит в уме. На другой день Ниночку бабушка отпустила погулять во дворе. Девочка увидела ребят, которые что-то искали. Она узнала, что ребята ищут железо, поэтому вызвалась помочь: показать, где много железа. Мальчики с Ниночкой шли, как показывала девочка, но сначала та перепутала проходной двор, который нужен, потом еще несколько раз ошиблась и сказала, что совсем заблудилась. Все же помощница узнала нужный проходной двор, где они находились, поэтому вывела на пустырь, где лежало железо. Там ребята познакомились с Ниной и назвали имена: Валера и Андрюха, а девочка сказала, что надо произносить «Андрюша». Она хотела Андрюше дать носовой платочек, чтобы не шмыгал, но мальчик показал, что у него есть свой. Дети отнесли лом в школу.

Тем временем бабушка потеряла внучку. Дети из двора искали девочку, а соседка посоветовала обратиться в милицию. Там записали приметы (голубое платьице и белый передничек с красным вышитым зайчишкой), отпустили бабушку. На обратном пути бабушка увидела мальчиков, которые вели Ниночку, очень обрадовавшись. Мама узнала, что Ниночка потерялась и нашлась, так как звонили из милиции, интересовались, не отыскали ли девочку?

какой из рассказов носова начинается с суеверия

Потом были разговоры о «железе», а девочка нарисовала картинку папе, как там люди ждут самолет, она же с железной трубой находится рядом, с надписью: «и я помогаю».

Рассказ простой, небольшой. Детям будет познавательно его изучить, сделать к нему картинки.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/3314435-nosov-i-ja-pomogaju-kakoe-kratkoe-soderzhanie-dlja-chitatelskogo-dnevnika.html

Из какого рассказа Носова читатель узнаёт,как не нужно вести себя в кинотеатре?

какой из рассказов носова начинается с суеверия

Рассказ «Замазка» Н.Носов

Другие вопросы из категории

Читайте также

задуматься рассказ носова «красное вино Победы»?

1)Почему Зевс так жестоко наказывает Прометея?
2)Кто сочувствует Прометею,кто пытаеться его ободрить,поддержать ?
3)О чём рассказывает Прометей Океанидам ? Какой вывод он делает в конце рассказа?
4)Прочитай слова Прометея о его делах во имя людей (Прокоментируйте их)
Не думайте,что гордость заставляет
Меня молчать.Но я терзаюсь сердцем
При зрелище позора моего.

Кто,как не я,богам всем этим новым
Сполна их почести распределил.
Но я молчу о том,что вам известно,
А про страданья смертных расскажу.
Ведь я их сделал,прежде неразумных,

Разумными и мыслитель научил.
Я не в упрёк им это говорю,
Но объяснить хочу вам всё значенье
Моих благодеяний . Раньше люди
Смотрели и не видели и,слыша ,
Не слышали ,в каких то грёзах сонных
Влачили жизнь ; не знали древоделья,
Не строили домов из кирпича ,
Ютились в глебине пищер подземных ,
Бессолнечных,подобно муровьям ,
Они тогда ещё не различали

Примет зимы , весны -поры цветов
И лето плодоносного ;без мысли
Свершали всё-а я им показал
Восходы и закаты звёзд небесных.
Я научил их первой из наук-

Науке чисел и грамоте;и дал им
и творчесскую память.матерь Муз ,
И первым я поработил ярму
животных диких;облегчая людям
Тяжёлый труд телесный ,я запряг
В повозке лошадей ,узде послушных,-
Роскошного богатства красоту .
Никто,как я ,бегущие по морю
Льнокрылые измысли корабли .
И это всё изобретя для смертных ,

Для самого себя я не могу
Придумать средство вырваться из бедствий !
5)Чтобы выведать у Прометея тайну своей судьбы,Зевс посылаетк нему гермеса .Перечитайте диолог гермеса и Прометея .Какими предстают оба героя?
6)Как совершилось космическая месть Зевса ?Как вы понимаете последние слова Прометея ?
7)Расскажите о Промитее , оцените его хорактер,поступки,отношение к людям,ненависть к тирании и диспотизму
8)Каким вы представляете Зевса? какие чувства он вызывает он вызывает у всех гкроев ,кроме Прометея ?Почему Эсхил не показал его в транедии?
9)Что прославляет и что осуждает Эсхил в нравственном облике противостоящих друг другу Прометея иВласти и Силы,помощников Зевса?
10)Как в образе Прометея соединяеться героическое и трагическое ?Почему гибель героя не вызываут у вас пессимизма?

А) Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет
То заплачет, как дитя.
Б) Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.

блиин помогите пожалуйста, я вообще решить не могу!(((

Источник: http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/2219353_iz-kakogo-rasskaza-nosova-citatel-uznaetkak-ne-nuzno-vesti-seba-v-kinoteatre/

Статья «Приметы войны в произведениях Е.И.Носова»

«На рассвете меня будили журавли…»- так начинает свой рассказ «За долами, за лесами» Евгений Иванович Носов. В их крике ему всегда слышалась некая печаль, в нем «было что-то глубинное, как в сильном женском меццо-сопрано, какой-то русалочий полувопль, таинственный и печальный». Не слышит его бабка Евдокия, которая говорит: «А я и не слышу…Глухая стала…А то, может, и обвыклася. Всю-то жисть кричат дак…»Наверное, все-таки обвыклась…

Журавлиный крик как образ проходит красной нитью не только через этот рассказ Е.И.Носова. Он незримо присутствует в каждом его произведении. Журавли «беззвучно махали широкими крыльями, время от времени гортанно перекликаясь, и голос их, протяжный и печальный ,казалось, заполнял собой все небо и всю землю, проникал в самые глухие лесные чащи и в самые бездонные глубины озер». Их крик проникал в самое сердце Е.И.Носова, напоминая ему о погибших товарищах. Никогда в его душе не затихала эта боль. Потому и будили его журавли, и слышал он в их крике печаль. Не обвыкся еще. И не обвыкнется. Ибо это удел всех, кто прошел дорогами войны и остался жив.

«Свое слово о войне Е.И.Носов сказал поздно»,- так примерно говорят о нем. И они неправы. Как же они неправы! Так может говорить лишь человек, знакомый с творчеством писателя лишь понаслышке. Война в каждом его произведении. Только в разном обличье. Она- в трудной послевоенной жизни, когда главной силой были бабы, дети и старики, она- в воспоминаниях оставшихся в живых, она- в горьком вдовстве…Всюду мы видим ее приметы. Приметы войны в произведениях Е.И.Носова. Это отдельная тема. И все же перелистаем страницы его произведений, чтобы еще раз в этом убедиться.

В рассказе « В чистом поле за проселком» кузнец Захар, после смерти которого осиротела деревенская кузница,- бывший солдат. «Три его медали(он на войне служил сапером)школьники несли на красных подушечках».

Хранит каждый уголок души и сердца память о погибшем муже героини рассказа «Во субботу, день ненастный». «Да сразу-то не убило. На побывку опосля ранения приезжал…А уж потом его, под самый конец». Вспоминая о его умелых, мастеровых руках , она- вся разрумянилась, запылала худым темным лицом и сквозь заветренность и не в пору ранние морщины пробилось что-то далекое, девичье, какое-то стыдливо-радостное смущение». Раскрывая свою душу, женщина словно воочию вернулась в довоенное прошлое, когда была счастлива. Она бережет фуганок, оставшийся от мужа. «Вот все берегу…От самой войны… Просили продать- не продала…Стамески да коловоротья, мелочь всякую- так Витька порастаскал, позабельшил, не углядела. Бывало, ругаюсь: «Витя, сынок, да что же ты делаешь, струмент растаскиваешь. Работать пойдешь, как батька. Где тади возьмешь какой струмент? Отец его по штучке собирал да копил…А уж и вырос Витька, а не заинтересовался етим. Оно если бы при отце, дак видел бы, как тот работает. Может, и поимел интерес. А так, что ж, лежит мертвый струмент, сам он ничего не покажет, не расскажет…Не привилось ему отцово. Так вот и висит на стенке. И не нужен, а продать чегой-то не могу, чегой-то жалко…! Висит на стенке… Как самая дорогая реликвия, как пожелтевшая от времени фотография, дороже которой нет ничего на свете. Это память о погибшем муже и отце. Оттого и жалко, что «струмент» этот – часть ее души, а может, и вся душа, которая и жива-то потому, что он все эти горькие вдовьи годы согревал ее воспоминанием о муже. В одном лишь ошибается моя героиня, что сам он ничего не покажет, не расскажет». Он уже рассказал. И эта реликвия дороже всяких слов.

Председатель колхоза Павел Чепурин из повести «Шумит луговая овсяница»- бывший фронтовик. «Был он еще молодой. Но уже успел навоеваться , схлопотать контузию и шрам от виска до подбородка». Война оставила свой след не только на его лице, но и в душе. С нее словно начался в его жизни другой отсчет времени, поэтому и не может он пробиться сквозь войну, чтобы вспомнить свои мальчишеские годы. «А я другой раз силюсь представить что-нибудь из тех лет, закрою глаза и вижу совсем не то…Какие-то балки огненные рушатся…Люди бегут…Черные против огня…бегут и падают…» Годы те, по признанию самого героя, «остались по ту сторону» И не связываются они с теперешними потому, что Павел Чепурин пошел на войну мальчишкой, из девятого класса, в семнадцать лет. «Перевязал веревочкой свои физики-химии и потопал… Думал, приду-доделаю…Я даже девчатам письма не писал: не успел завести»,- делится он с Анфиской. Ушел на войну мальчишкой, а вернулся взрослым, потому что хлебнул и повидал столько, сколько с лихвой хватит на всех, кто не видел войны. Осознавая это, Павел говорит: « Из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность». Память героя бережно хранит, как пришел он с войны домой, как обступили его мать и сестренки, как «набежали родственники: одни бабы». Из семьи Чепуриных ушло на войну девятеро. И все остались там. «От самой Польши до Москвы могилы Чепуриных тянутся. А потом еще в обратном порядке».

Неуловимой печалью проникнут рассказ Е.И.Носова «И уплывают пароходы, и остаются берега». Его герой Савоня ощущает потребность быть среди людей. «Он не числился ни в каком штате… Появлялся же он здесь по потребности своей тоскующей и общительной души, как заводятся обычно на Руси такие люди подле шумных и толкучих мест». И, как пишет автор, «теперь уже немногие помнят, как на Троицу сорок четвертого об двух костылях с тощим вещмешком за плечами, в котором погромыхивали два кирпича ячневого концентрата, кисет сэкономленного пиленого госпитального сахара да топор, выменянный у одного дедка в Ярославле, где пребывал на излечении, Савоня сошел на отчий берег». С тех пор много воды утекло: выросли и разлетелись дети, умерла жена Ульяна… А вместе с ней «отошла» и часть Савониной души. В тот день «хмурым небом летели журавли, вскрикивая прощально». И вновь журавли… Как символ печали и скорби.

Обелиски… Еще одно напоминание о войне. Сколько их по всей нашей необъятной России! Не счесть. Это то немногое, что могут сделать живые для павших: увековечить их память. Об открытии обелиска идет речь и в повести Е.И.Носова «Шопен, соната номер два». Для ребят из заводского оркестра, которые приехали играть на его открытии, это рядовой случай. А вот их руководитель дядя Саша знает не понаслышке, что за этим обелиском… Тридцать лет назад здесь разгорелась небывалая битва: «В августе сорок третьего, будучи молодым лейтенантом, тогда еще просто Сашей, он заскочил на несколько дней домой и успел захватить следы этого побоища на южном фасе». Видел он тогда, как к маленькой станции Прохоровка свозили изувеченные танки, которые образовали гигантское кладбище. «Теперь этого танкового кладбища нет. Оно распахано и засеяно, а железный лом войны давно поглотили мартены. Заровняли и сгладили оспяные рытвины от мин и фугасов, и только по холмам остались братские могилы». Осталась еще одна примета войны, которую минуют «плуги, оставляют нетронутыми рыжие плешины среди пашни»; пастухи, выгоняя скот, не дают ему «топтать куртинки могильной травы». Иногда « просеменит меж хлебов к такому месту старушка из окрестной деревни, постоит, склоненно, в немом раздумье…» И сам дядя Саша, случалось, набредал на такой островок, подолгу сидел здесь в долгом молчании, и казалось ему, что «зарытые в землю кости все прорастают то тут, то там белыми обелисками и будто сам он…прорастает одним из них». И вот пророс один из таких обелисков. На ег о открытие пришли бывшие фронтовики из здешних деревень. «Старые солдаты, смущаясь, исподволь разглядывали друг на друге боевые награды». Говорит речь старый военком, которого хорошо знают фронтовики. «Еще в самом начале войны …он потерял семью-жену и двух девочек…» Дядя Саша не слышал того, что говорили, он все еще вчитывался в «имена людей, никому здесь не известных и уже давно не существующих, заглянувших в сегодняшний мир спустя много лет в виде знаков алфавита». Говорили много, но никто не сказал лучше «женщины, видно, из колхозниц — в зимней суконной шали, с заветренным лицом» : «Я вам так скажу, товарищи, моих полегло двое. А я хоть и живая, а тоже поранетая на всю жисть…» Выдохнув эти слова, она «вдруг закрылась грубыми негнущимися пальцами, какие бывают от бурака и стылой осенней земли». А затем, не найдя больше слов, но все еще во власти своей старой боли «вдруг подхватила мальчика, подняла под мышки и, повернув его к обелиску, выкрикнула в полуплаче:

— Смотри, Витька! И запомни! Вот она какая, война.

Хочется долго-долго молчать после слов этой женщины. Она выразила боль всех матерей и вдов, чьи сыновья и мужья полегли на полях сражений. Дядя Саша в финале повести играет со своими ребятами для таких же вдов шопеновскую сонату. Старая женщина, потерявшая в войну мужа и всех сыновей, «отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери». Потому что «именно об этой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою». Вечная скорбь матерей и жен — вот еще одна примета войны в произведениях Е.И.Носова.

Приметы войны в каждом его произведении. Их не может не быть: пока он жив, пока живы ветераны-фронтовики, для них всегда будут кричать журавли, будить их по утрам, «и голос их, протяжный и печальный», всегда будет звучать как реквием по погибшим товарищам. Помните, как в песне:

Источник: http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/127937-statja-primety-vojny-v-proizvedenijah-einosov

Николай Носов рецензии на книги

Иногда в жизни всё же можно возвращаться к своей первой любви.

Так получилось у меня с Незнайкой. И именно на Луне. Для меня эта книга когда-то послужила условным переходом из детского сознание во взрослое. Это было так волшебно. Детские герои книг и пластинок (это отдельный вид искусства!) вдруг выросли и попали во взрослую жизнь с настоящими масштабными проблемами и приключениями.
И вот, когда от книги уже наверняка остались только эмоции и лишь схема сюжета, я решила прочитать этот не совсем детский роман-сказку заново.

В самом начале повеселило то, как Носов описал распри в научном мире через историю бедного Знайки, теории которого не принимались, освистывались с трибун и в прессе и т.д. В то время вообще как-то остро стоял вопрос научных споров, защит диссертаций, мнений, теорий. Следующим поколениям уже сложнее будет это понять. Даже сейчас это всё немного гротескно выглядит.

Далее следует ситуация национального «авось» и, несмотря на великие приготовления к полёту, на Луну, улетели совсем не те, кто готовился, и кто этого был достоин. Вот как хотите, вроде высмеивал Носов западное политическое устройство, а вышла такая дикая сатира на самих себя! Переводя на взрослый язык этот сюжет – скорее всего «запускатели» ракеты напились до состояния «невесомости» и перепутали всё.

Два улетевших товарища выбраны неслучайно. На «Запад» (т.е. Луну) автором были отправлены два самых сомнительных члена описанного общества: один — веселый разгильдяй и драчун, другой — слабый телом и духом обжора. Попав в условия разлагающегося забугорья они и приспосабливаться к этим условиям стали совершенно по-разному.

Луна встречает героев неприветливо. Капитализм бушует и щелкает жадными челюстями. Морально стерильные герои-земляне видят разгул бандитизма, коррупции, классового расслоения, бюрократии и т.д. Частная собственность и деньги решают всё. Приключения Незнайки приобретают уже совсем недетский характер. А то, как они с товарищами (чуть не написала — подельниками) создают первую финансовую пирамиду и свой офис, кажется не с запада списано уже, а с нашего (на момент написания) будущего. Вообще, впечатление осталось именно такое – Носов, смеясь над Западом, предсказал печальные 90-е у себя на Родине. Но как бы ни было, роман соединяет в себе утопические черты социума Коротышек на Земле и антиутопию, творящуюся на Луне.

Тем не менее, приключения очень захватывающие и эмоциональные. Наверное, до старости будет представляться летающая в невесомости манная каша, возгласы Незнайки и других героев «Братцы!» и разные говорящие имена: Пончик, Селёдочка, Козлик, Шпунтик и т.д.

Как не свалить на детские книжные впечатления свой выбор профессии? Доктор Пилюлькин всегда существовал особняком: при любых социальных потрясениях, ссорах, катаклизмах, чьих-то проделках, он, что называется оставался «вне политики, вне конкуренции». В нем нуждались всегда. Правда, и вел он себя вполне достойно, спокойно, мудро и профессионально. В общем, образ доктора удался, не придерешься.

В целом, впечатления детства хоть и подкорректировались более глубоким пониманием происходящего и то, что под этим подразумевалось, остались такими же веселыми и светлыми. Это моя супер-книга на все времена.

P.s. «По проекту инженера Клёпки была построена большая одёжная фабрика, которая выпускала множество самой разнообразной одежды, начиная с резиновых лифчиков и кончая зимними шубами из синтетического волокна» — вопрос! – Кто знает, что такое резиновые лифчики?!) Это вообще из какого измерения?)

#са_май (Задание 1 – путешествия/ в названии и на обложке есть что-то связанное с небом/обложка синего цвета + Тема – роман/ два героя на обложке)
#книжный_марафон2020

Источник: http://readly.ru/author/16813/reviews/

Урок-размышление по рассказу Е.Носова «Кукла»

какой из рассказов носова начинается с суеверия

Данный урок был проведен с целью рассмотрения не только содержания произведения, но также воспитания у учащихся чувства сострадания, протеста против эгоизма, равнодушия, а главное — формирование понимания поступков и мотивов поведения героев. На уроке использован материал, подготовленный учащимися (иллюстрации, презентации).

Просмотр содержимого документа
«Урок-размышление по рассказу Е.Носова «Кукла»»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: Урок-размышление по рассказу Е.И.Носова «Кукла».

Цель: обучить учащихся целостному анализу эпического произведения.

Образовательные:

— раскрыть идейно-художественные особенности рассказа;

— показать, какие проблемы поднимает Е.И.Носов в рассказе;

— научить устанавливать связь событий исторически-военного времени с

событиями, описываемыми в рассказе.

Развивающие:

— развивать умение самостоятельно делать выводы, подбирать для

— совершенствовать навык выразительного чтения.

Воспитательные:

— воспитывать у учащихся чувство сострадания, протест против эгоизма,

— формировать понимание поступков, мотивов поведения людей.

Оборудование: мультимедиапроектор, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Словарь лексических трудностей художественной литературы» под редакцией В.И.Макарова, Н.П.Матвеевой, презентации, иллюстрации.

Он освещает проблемы,

существенно важные для

Родины, волнующие народ…

Сегодня у нас очень важный урок. Нам необходимо повнимательнее присмотреться к тому, что находится рядом с нами с самого детства. Мир, в котором мы живём, огромен. Мы сталкиваемся с добром и злом, хамством и цинизмом, предательством, любовью и ненавистью.

Как не потеряться в этом мире? Как остаться нравственно чистым душой человеком?

Я предлагаю вам посмотреть презентацию, прослушать музыкальное сопровождение и определить тему и задачи нашего урока.

Презентация.

Какова тема урока?

— На какие важные вопросы мы должны ответить? («… как жить и что делать», обсудить нравственные проблемы, поднятые Е.И.Носовым в рассказе «Кукла», постараться понять поступки людей и мотивы их поведения).

3. Чтение стихотворения Вероники Тушновой «Кукла» (1943г).

Много нынче в памяти потухло,

а живет безделица, пустяк:

девочкой потерянная кукла

на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов

низко плыл, в равнину уходя.

Теплый дождь шушукался в березах,

но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку,

молча шли, без света и воды,

полные внезапной и жестокой,

горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила

и рвалась из материнских рук,—

показалась ей такой красивой

и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,

и толпа, к посадке торопясь,

куклу затоптала у теплушки

в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,

и разлуки не поймет она.

Так хоть этой крохотной потерей

дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:

это не игрушка, не пустяк,—

это, может быть, обломок детства

на железных скрещенных путях.

— О чём заставило задуматься услышанное вами стихотворение?

— Есть ли что-то общее между рассказом Е.Носова и стихотворением?

— Какова цель, что хотели донести авторы до читателей?

4. Групповая исследовательская работа.

1 группа выясняет значение слов, смысл которых не совсем понятен (работает со «Словарем лексических трудностей художественной литературы».

2 группа анализирует отрывок со слов « В природе было

ещё солнечно…» до конца второго абзаца.

3 группа анализирует отрывок со слов «Поехал и не узнал реки… заканчивая словами «… большую околевшую рыбину…».

5. Лексическая работа.

Кукла… Какой смысл несёт в себе это слово? Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Кукла,ы. род.мн.ч. кукол, ж. Детская игрушка в виде фигурки человека, а также фигура человека или животного в специальных театральных представлениях.

— Скажите, а кукла это одушевлённое существительное или нет?

Итак, вы обратили внимание на фразу «детская игрушка в виде фигурки человека»? Значит сегодня мы будем говорить не просто о кукле – игрушке, а о кукле-фигуре человека.

— Что вы ещё можете сказать о кукле? ( Нет души, красота только внешняя. А человек – разумное существо, он может быть добрым и злым, совершать различные поступки и т.п.

Я, думаю, не ошибусь, если скажу, что мы все считаем кукол детскими игрушками. Но даже в древние времена к кукле относились по-иному. Существовало поверье, что если у куклы есть лицо, то она схожа с человеком, а это означает, что есть и душа. Их использовали в различных языческих обрядах, они были оберегами. Вы, наверное, помните сказку про Василису и её куколку?

— Душа… Что это? Это внутренний, психический мир человека, его сознание.

— Приведите примеры выражений со словом душа. ( В доме ни души; живой души нет; душа болит,радуется; в чём только душа держится; жить душа в душу; вложить душу; души не чаять и т.п.)

Человек рождается безгрешным. Однако став взрослым, он научится зависти, жестокости. Как сохранить эту чистую душу? Как не превратиться в циничного человека? И, наконец, как остаться просто человеком? Эти вопросы должны волновать каждого из нас.

Люди противопоставлены куклам по нравственным ценностям: уважение, сострадание, милосердие – бессердечию, душевной глухоте, чёрствости. Крик о помощи, сердечная боль, возмущение равнодушием людей, губящих все, что их окружает, — таков лейтмотив рассказа, который предстоит нам обсудить.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

6. Слово предоставляется группам исследователей.

— Почему автор начинает свой рассказ с пейзажных зарисовок? (Потому что он любит родную землю и в пейзажных зарисовках подчёркивает величие природы).

— А что можно сказать о современных людях? Как они относятся к окружающему их миру? ( Описывая места, где оставил «следы» своего пребывания человек, автор показывает бездушное отношение человека к природе, привлекает внимание к экологической проблеме нашего времени).

— Только ли к природе равнодушен человек в рассказе Е.Носова? (Нет. Кто-то сжёг шалаш Акимыча. Рассказчик, когда приехал и не обнаружил своего давнишнего приятеля, даже испугался, жив ли Акимыч).

— Вы обратили внимание, что на фоне сменяющейся природы рассказчик знакомит нас с Акимычем? Кто он для рассказчика? Только приятель? (Нет. Зачитать со слов «На берегу, в тростниковом шалаше, мне не раз…).

Однако встретившись с Акимычем, рассказчик был поражён увиденным. «Акимыч,бледный, с мучительно одеревеневшими губами, казалось, не признал меня вовсе. Видно, его что-то вывело из себя…»).

-Что же вывело из себя Акимыча? ( Чтение эпизода со слов «…Вот гляди…).

— Как вы думаете, кто и зачем так поступил с куклой? (Жестокие, равнодушные, циничные люди).

— Можно ли сказать, что такие случаи единичны? Докажите.

— Как воспринимает Акимыч глумление над куклой? ( Как серьёзную трагедию, потому что кукла имеет человеческий облик).

« Так мне нехорошо видеть это! Аж сердце комом сожмётся… Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины… Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик –то человеческий».

— Что ещё глубоко ранит душу Акимыча? (« А люди идут мимо…).

Давайте перечислим этих людей:

парочки, которые мечтают о детках;

матери, которые везут малышей а колясках;

детишки, которые привыкают к святотатству;

А главное – учителя: «Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха…»

— Почему же эти люди остались безучастными к случившемуся? (Потому что они оказались равнодушными. Сначала равнодушно проходят мимо изуродованной куклы, а потом мы сталкиваемся с людьми, которые становятся абсолютно безразличными к человеческому горю. «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят. А от них дети того набираются»).

— А вы знаете, что такое равнодушие?

— Как характеризуют душевное состояние Акимыча эпитеты «сутуло, согбенно»?

— Зачем Акимыч хоронит куклу? Возможно, это выглядит как-то странно. ( Зачитать со слов «Он сутуло, согбенно перешагнул кювет…).

Похороны куклы имеют символическое значение: он хоронит не только подобие человека, Акимыч пытается похоронить зло, сотворённое руками человека.

— Какую гуманистическую идею утверждает в своём рассказе Е.И.Носов?

Кукла – это не просто игрушка. Она хранит память об ушедших поколениях, о близких и родных, о том времени, в котором находилась с нами. Она учит ценить то, что годами окружает нас. Эксперимент над куклами – то же самое, что и над людьми, потому что большое зло всегда начинается с малого. И ещё. Куклу создана неживой, но в руках детей она «оживает», ребёнок таким образом через игру постигает науку, носящую название ЖИЗНЬ.

7.Выставка рисунков, выполненных учащимися. (Комментирует учитель изобразительного искусства).

Перед нами выставка работ, выполненных учениками вашего класса. Давайте рассмотрим, что на них изображено, какими приемами и изобразительными средствами.

Цель этой выставки – выразить и показать свое отношение к прочитанному произведению Е.Носова «Кукла» не только с помощью литературного языка, но и посредством изобразительного искусства- рисунка.

Первые три работы выполнены в жанре пейзажа. На них ученики изобразили природу, какой она была раньше, – первозданная, девственная, не тронутая рукой человека: чистые реки, неотравленный воздух, зеленые и густые леса. Постепенно природа меняется под воздействием пагубного вмешательства человека. Мы видим изменения: вырубленные леса, грязная вода в реках, мусор и кострища в лесах. Все это усугубляется и подчеркивается темными цветами красок, мрачным колоритом рисунков. Очень удачно показан диалог двух персонажей произведения: Акимыч задумчиво сидит у костра, а рассказчик стоит рядом и внимательно слушает. Вечереет. Цветовое решение соответствует эмоциональному .

На следующих рисунках показана кукла. Здесь одна из учениц использовала технику и стиль реализма. Изобразила игрушку такой, какой она описана автором произведения, при этом подчеркивая драматизм ситуации темным, мрачным цветом. Другая ученица выполнила работу в стиле аниме, ее кукла смотрится современной, и это подчеркивает актуальность проблемы и на сегодняшний день. Работа графическая, что еще больше усиливает эффект увиденного.

Ещё на одном рисунке Акимыч собирается похоронить изуродованную куклу. Тем самым как бы зарыть в землю все человеческие пороки. Работа построена композиционно правильно, удачно подобрано цветовое решение. Фигуры людей пропорциональны и органичны в движении. Ребята отлично справились с заданием.

8. Рассказ заканчивается такими словами: «Всего не закопать…». Как вы понимаете их?

— Сначала рассказ назывался «Акимыч», а позднее «Кукла». Почему автор изменил название?

— В каких литературных произведениях встречалась кукла?

10. Сравнение рассказа Е.И.Носова «Кукла» и стихотворения К.Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала…

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла…

На человека ты, кукла, вполне походила!

— Какой мы можем сделать вывод?

В обоих произведениях говорится о брошенной кукле. Правда в стихотворении куклу бросил ребенок. Его действия можно были неосознанными. А в рассказе Е.И.Носова над куклой надругались взрослые или подростки. Значит это сделано осознанно и достойно осуждения.

Итак, ребята, давайте сделаем выводы: какой урок преподаёт Е.И.Носов своим рассказом «Кукла»?

Рассказ заставил меня задуматься…

Я люблю природу…

Окружающий меня мир – это не только…

13. Реклама книг Е.И.Носова (Презентация, подготовленная учеником).

15. Заключительное слово учителя.

Скоро прозвенит звонок, и вы уйдёте. Хочется верить, что то, о чём мы говорили сегодня, затронуло струны вашей души, и вы всегда будете помнить о нравственности. А в чём смысл жизни, я хотела бы сказать словами Сергея Острового:

В жизни по – разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённого солнца достать

И подарить людям.

Звучит песня «Папа подари мне куклу» (исп. Сахно Анастасия).

14. Домашнее задание:1) написать отзыв на рассказ Е.И.Носова «Кукла»; 2) письмо-обращение от имени куклы.

Источник: http://multiurok.ru/files/urok-razmyshlieniie-po-rasskazu-ie-nosova-kukla.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *