Основные функции психолога в детском саду — психолог в детском саду
11.06.2019Анализируя протоколы, психолог делает выводы о реальном положении ребенка среди сверстников, выделяет наиболее благополучных и наиболее неблагополучных детей, наметить характеристики каждого ребенка, выявить случаи неудачно или неполно сложившихся взаимоотношений для любого ребенка.
Основные функции психолога в детском саду
Екатерина Ильина
Основные функции психолога в детском саду
Основные функции психолога связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.
Задачи работы психологаможно подразделить на две группы: участие в воспитательном процессе в целом, работа в направлении его «психологизации», просвещение персонала детского сада и родителей: передача знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т. п. Вторая группа задач связана с индивидуальной работой с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определяет особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценивает индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития.
Результатами такой работы являются рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. К этой группе задач относится и определение готовности ребенка к школе, проведение соответствующей коррекционной работы.
Участие психологав воспитательной работе:
1) Психологическое просвещение. лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т. п. Начиная работу в детском учреждении, психолог информировал коллектив и родителей о своих функциях и задачах, дал представление о том, какую помощь он может оказать.
Темы консультаций и выступлений на педсоветах и родительских собраниях: «Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии»;«Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп»; «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»; «Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка»;«Создание условий для эмоционального благополучия ребенка»; «Особенности подхода к «трудным» детям»; «Адаптация ребенка к детскому учреждению».
2)Помощь воспитателям в организации жизни детей в группе: оптимальное деление на подгруппы во время занятий, совместной и игровой деятельности. Выбор видов деятельности для того или иного ребенка.
3)Помощь в осуществлении индивидуального подхода к детям: проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Психолог обращает внимание воспитателей и на тех, кто, не будучи «помехой», отличается личностным неблагополучием, — застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые должны быть приняты для улучшения его эмоционального состояния, психолог и воспитатель вырабатывают в каждом конкретном случае совместно.
4) Психолог намечает и реализовывает ряд специальных видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми.
Адаптация детей к детскому саду.
Организация подготовки к приему новичков, помощь воспитателям в выборе методов и приемов для завоевания расположения к себе детей,выборе заманчивых игр и развлечений при приеме детей:
До поступления новичка в группу психологи воспитатель знакомиться с родителями и ребенком, стараются установить с ними контакт, узнать об условиях его развития в семье. В ознакомительной беседе с родителями узнают, каковы характерные черты поведения ребенка, его склонности и интересы.
Психолог проводит беседу с родителями об особенностях адаптационного периода, дает рекомендации по взаимодействиям с ребенком в этот период.
На основе наблюдений за вновь прибывшими детьми, психолог помогает воспитателю найти индивидуальный подход к каждому из них.
Психолог помогает воспитателям правильно подобрать игрушки и специально организовать окружающую среду в групповой комнате таким образом, чтобы они не слонялись без дела, не скучали, чтобы у них был выбор действий, чтобы они играли, рисовали, лепили, смотрели картинки, ухаживали за животными. Иными словами, создать условия для возникновения у детей потребности в содержательной деятельности.
Результатом данной работы педагога-психолога является быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям пребывания в детском саду, снижение процента заболеваемости в этот период (по сравнению с предыдущими показателями).
Исследование и коррекция взаимоотношений детей в группе.
Важной задачей психолога является диагностика взаимоотношений детей друг с другом. Для этого рекомендуется использовать методику,с помощью которой определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге.
Анализируя протоколы, психолог делает выводы о реальном положении ребенка среди сверстников, выделяет наиболее благополучных и наиболее неблагополучных детей, наметить характеристики каждого ребенка, выявить случаи неудачно или неполно сложившихся взаимоотношений для любого ребенка.
После обследования педагог-психолог определяет основные пути коррекции взаимоотношений между детьми, дает рекомендации воспитателям и специалистам группы по организация и руководство разными видами их совместной деятельности и прежде всего сюжетно-ролевой игрой, так как повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении ребенка в группе сверстников.
Педагог-психолог может организовать прямую работу по обучению способам правильного общения и реагирования.
Организация разновозрастного общения.
Так как в ДОУ функционируют разновозрастные группы, работа педагога-психолога затрагивает вопросы взаимоотношений и взаимодействия между разновозрастными группами детей.
1)рекомендации воспитателям по организации жизни детей в группах: выбор методов и приемов.
2) Подготовка детей перед переходом в следующую группу, проведение специальных совместных бесед старших и младших детей.
Диагностическая работа психолога.
Организация и проведение индивидуальных обследований проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдая за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима формирует первоначальное общее представление о ребенке.
Основная цель обследования — создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.
Результатом диагностической работы являются рекомендации для педагогов и родителей, которые составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.
Перспективы работы: продолжать работу по взаимодействию педагога-психолога, воспитателей и специалистов. Создать уголки психолога на стендах информации для родителей во всех возрастных группах. Проводить работу с родителями по информированию о работе и функциях психолога в ДОУ.
Оформление кабинета-психолога в ДОУ Оформление кабинета психолога в дошкольном учреждении должно отвечать ряду требований – это комфортность, гармоничность, доверительность.
Приглашает психолог Психолог в детском саду должен не только знать возрастные особенности психического развития дошкольников, но и разбираться во всевозможных.
Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/osnovnye-funkci-psihologa-svjazany-s-ohranoi-fizicheskogo-i-psihicheskogo-zdorovja-detei.html
Психолог в детском саду
Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.
- Основными видами деятельности детского психолога являются:
- психологическое просвещение,
- психологическая профилактика,
- психологическое консультирование,
- психологическая диагностика,
- психологическая коррекция.
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых (воспитателей, родителей) и детей к психологическим знаниям. В обществе недостаточно распространены психологические знания, не всегда выражена психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках. В педагогических коллективах, как и семьях, возможны конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушиваться друг к другу, понять, простить, уступить и пр. Поэтому практическому психологу важно повышать уровень психологической культуры тех людей, которые работают с детьми. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить воспитателей, родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснить результаты психологического исследования, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях. Психологическое просвещение может проходить в виде лекций, бесед, семинаров.
Психологическая профилактика — мало разработанный на сегодняшний день вид деятельности детского практического психолога. Она направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в детском саду (и других учреждениях) психологических условий, необходимых для полноценного психологического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях. Основная сложность, с которой может встретиться психолог — это непонимание педагогическим коллективом и родителями важности психологической профилактики. Подобное непонимание можно объяснить тем, что существует много проблем с отдельными детьми и коллективами, которые необходимо срочно и поэтому воспитатели и родители могут не задумываться о том, что может произойти в будущем. Психолог должен стараться прогнозировать возможность появления проблем и проводить работу в направлении их предупреждения. Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом особенностей каждого возрастного этапа. Он также выявляет такие психологические особенности ребенка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном и личностном развитии. Психолог должен следить за соблюдением в детском саду условий, необходимых для нормального психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе, а также предупреждать возможные осложнения в психологическом развитии и становлении личности детей в связи с их переходом на следующую возрастную ступень.
Специфика психологического консультирования состоит в том, что оно сосредотачивается на решении профессиональных проблем. В процессе консультирования рассматривается только то что имеет отношение к решению главной задачи психологической службы образования — максимально содействовать психическому, личностному развитию каждого ребенка. Заведующие детскими садами, воспитатели, родители и другие люди получают консультацию постольку, поскольку имеют отношение к ребенку. Их проблемы рассматриваются только в связи с проблемами детей, а не сами по себе.
В обязанности детского психолога входит также выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития ребенка возрастным нормативам. Поэтому в деятельности практического психолога значительное место занимает психодиагностика. Задача психологической диагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим, а также воспитателям, родителям. Набор методик психодиагностики исследование памяти
оценка уровня восприятия
диагностика свойств личности и психических состояний
оценка биологической зрелости и физического здоровья
Каждый практический психолог системы образования имеет двойное подчинение. По административной линии он подчиняется заведующему детским садом, по профессиональной — психологическому Центру, где работают специалисты-психологи. У него свободный график работы, он сам составляет свой план работы, соотнося его с планом работы воспитателей.
Рабочий день психолога длится 6 часов и может, например, чередоваться через день — работа с 8.00 до 14.00 или с 13.00 до 19.00 часов. психолог проводит как групповые, так и индивидуальные занятия и консультации.
Источник: http://testoteka.narod.ru/got/articles/01.html
ЗАЧЕМ ПСИХОЛОГ В ДЕТСКОМ САДУ?
Зачем психолог в детском саду?
Для чего нужен психолог в детском саду?
Какие функции он выполняет?
Как помогает воспитывать и развивать детей (ведь именно этим и занимается дошкольное образовательное учреждение, ДОУ)?
В чем заключается работа психолога в детском саду?
Не так уж и далеко ушли те времена, когда такого специалиста как психолог и вовсе не было в детских учреждениях, и некоторые считают, что и сейчас можно было бы без него обойтись.
Другие же приписывают психологам несвойственные им функции из области медицины: психоневролога, психиатра, психотерапевта или специальной педагогики: дефектолога, логопеда. Психолог же, при возникновении такой необходимости, может лишь порекомендовать обратиться к этим специалистам.
Если психолог и работает с какими-либо проблемами в развитии, все они не выходят за рамки так сказать нормального, здорового (психологически) человека. Поэтому не стоит бояться, обратившись к психологу, получить «клеймо» (для себя или ребенка) какого-то «не такого». Все люди индивидуальны и особенны, и хороший специалист всегда поможет определить эти особенности, разобраться в них и использовать их (учесть) на благо формирования и развития личности, счастливой личности.
Итак, говоря простым языком, психолог ДОУ (дошкольного учреждения) — это специалист, который взаимодействует с детьми и взрослыми (педагогами, родителями, специалистами) с целью создания наиболее благоприятных условий для развития и воспитания каждого ребенка.
Что мы подразумеваем, говоря благоприятные условия? Это и непосредственная коррекционно-развивающая работа с ребенком, и благоприятный эмоционально-психологический климат в семье (психолог оказывает содействие созданию необходимого психологического комфорта; возможно, способствуя изменению стиля воспитания и приемов воспитательного воздействия) и детском саду, и организация всей жизнедеятельности ребенка (соответствующий режим, методы, приемы взаимодействия и прочее) с учетом именно его индивидуальных и возрастных особенностей.
Каковы основные направления работы психолога дошкольного учреждения?
• Изучение особенностей развития (интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер) детей, для наилучшего содействия их развитию и воспитанию.
• Непосредственное участие в создании благоприятных эмоционально-психологических условий для всех участников учебно-воспитательного процесса и реализации коррекционно-развивающих программ.
• Повышения уровня психологической грамотности, психологической культуры и педагогов, и родителей.
Основные виды деятельности, функции психолога ДОУ
Диагностическая работа. Некоторые почему-то считают, что это основной вид деятельности детского психолога, состоящий в постоянных тестированиях. Тогда как психодиагностика это только один из видов деятельности психолога, в котором тестирование занимает не такую уж значительную его часть. Гораздо информативнее для психолога ДОУ бывают данные, собранные путем наблюдения, бесед и прочее. Для чего нужна эта функция? Для определения индивидуальных и возрастных особенностей детей, выявления проблем психического развития и причин возможных отклонений, с целью создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка (с последующим предоставлением рекомендаций и разработкой коррекционных программ и прочее). Как правило, психодиагностика является частью общей системы диагностики детей ДОУ, в которую входит также педагогическая и медицинская ее составляющие.
Коррекционно-восстановительная и развивающая работа. Этот вид деятельности будет проходить тем успешнее, чем правильнее будут выявлены причины того или иного отклонения, той или иной проблемы, установлен потенциал развития, разработана необходимая коррекционно-развивающая программа (по каждому случаю). Эта функция психолога ДОУ, как правило, наиболее обширная и включает в себя такие формы работы, как индивидуальные занятия с ребенком, групповые занятия (занятия определенных коррекционных групп, подгрупповые и фронтальные развивающие занятия), тренинговые и тематические занятия со взрослыми (педагогами, специалистами, родителями). Этот вид деятельности психолога в детском саду можно также разделить на непосредственное воздействие психолога на ребенка (вышеупомянутые занятия) и косвенное (воздействие через сверстников и взрослых: педагогов, родителей). Хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые читатели, вот на что: считаю, какой бы удачной и талантливо организованной не была коррекционно-восстановительная работа (прямое воздействие психолога), если она не будет поддержана организацией необходимой среды (психологическая атмосфера в семье ребенка и группе детского сада, выполнение рекомендаций психолога и прочее), преобладанием косвенного воздействия над более эпизодическим непосредственным воздействием психолога, то она не даст того возможного и полноценного желаемого результата. Ведь занятия с психологом это все же более кратковременный процесс по сравнению с остальной частью жизнедеятельности ребенка.
Остальные виды деятельности психолога в детском саду постараюсь обозначить более кратко.
Психологическое консультирование. Данный вид деятельности психолога ДОУ направлен на оказание психологической помощи рекомендательного характера (родителям, педагогам, администрации) в процессе коммуникативного взаимодействия преимущественно по поводу проблем ребенка и особенностей его развития.
Психологическое просвещение и профилактика. Задачами данного вида деятельности психолога детского сада являются просвещение педагогов и родителей, повышение их психологической культуры с целью обеспечения их информированности о возрастных и индивидуальных особенностях детей, условиях, необходимых для их наиболее благополучного психического развития. Это направление деятельности психолога носит профилактический (предупреждающий) характер.
Организационно-методическая работа или поддержка деятельности ДОУ. Это и непосредственное участие психолога детского сада в подготовке и проведении различных образовательных и методических мероприятий, помощь в организации наиболее конструктивной и продуктивной системы взаимодействия членов педагогического коллектива и прочее.
В данной статье я постаралась, не вдаваясь в детали и профессиональные тонкости, обозначить всю разносторонность и необходимость деятельности такого специалиста, как психолог ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) — психолог в детском саду .
Итак, подведем итог вышесказанному. Основная задача психолога в детском саду, работа психолога в детском саду, заключается в создании наиболее благоприятных условий для охраны психического и физического здоровья детей, эмоционально-психологического комфорта для эффективного воспитания и развития каждого ребенка, его способностей (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей), при соблюдении очень важного принципа «не навреди».
Рекомендуем ознакомиться со следующими статьями:
Источник: http://rastivmeste.ru/zachem-psiholog-v-detskom-sadu/
Методика подготовки и проведения психологического занятия в детском саду
Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Суть деятельности психолога в ДОУ
Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.
Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития
Несколько слов о терминологии
Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся
- память;
- мышление;
- речь;
- воображение;
- восприятие.
Цели и задачи занятий по психологии в детском саду
Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:
- развивать психологические функции малышей;
- способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
- оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
- диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
- заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).
Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.
Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный
Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста
Возрастная группа | Задачи |
Младшие (первая и вторая) |
|
Средняя |
|
Старшая |
|
Подготовительная |
|
Формы психологических занятий в ДОУ
В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.
Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей
Таблица: классификация форм занятий по психологии
Принцип классификации | Вид занятия (его суть) | Примеры |
По количеству участников | Групповое (направлено на воспитание чувства коллектива, а также обогащение опыта общения) | Задания в основном носят групповую форму. Так, в начале рассмотрения темы «Давайте жить дружно» дети подготовительной группы вместе поют песенку «Настоящий друг». |
Индивидуальное (направлено на коррекцию поведенческой линии) | Тема «Почему я дерусь» для воспитанников средней (реже второй младшей) возрастной группы организуется в форме беседы психолога и малыша в присутствии воспитателя. Беседу можно выстраивать от лица сказочного персонажа, который рассказывает от первого лица ситуацию, сложившуюся в отношениях малыша со сверстниками. | |
Совместное для детей и родителей | В старшей группе урок на тему «Как мы преодолеваем конфликты дома» уместно организовать с обеими сторонами потенциальных инициаторов конфликта. Занятие построено на решении проблемных ситуаций (к примеру, малыш разбил дорогую для мамы вазу или ребёнок страдает оттого, что в разговоре взрослые его всегда перебивают, не дают договорить до конца) в форме сюжетно-ролевой игры «Семья». | |
По направлению образовательного процесса | Познавательное (направлено на расширение представлений о том или ином объекте или явлении) | В старшей группе занятие «Геометрические фигуры» построено на упражнениях, развивающих психологические функции. Например, задание «Геометрический квартал», цель которого развивать логическое мышление. Дети рассматривают дома страны Геометрии и отвечают на вопросы («Какая геометрическая фигура в каком домике живёт?», «У кого самый высокий/низкий дом?» и пр.). |
Развивающее (может быть направлено на развитие эмоциональной сферы или коррекцию того или иного потенциального отклонения) | На занятии «Радуга эмоций» во второй младшей группе дети выполняют блок упражнений психогимнастики. Например, игра- упражнение «Повернись, повернись и улыбнись»: дети показывают мимикой и жестами хорошее настроение и плохое, а затем комментируют, когда у них может быть то одно, то другое. | |
По методике проведения | По О.В. Хухлаевой, автору программы «Тропинка к своему я». Методика направлена на создание условий для повышения уровня психологической сопротивляемости негативным факторам окружающей среды. | Тема «Мои чувства. Радость» в старшей группе. Педагог рассказывает о том, что такое радость, малыши, закрыв глаза под музыку, представляют себе образ радости и рисуют её цветными карандашами. |
Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.
Видео: фрагмент индивидуального занятия с психологом
https://youtube.com/watch?v=U0iLb7Kp5JY
Приёмы на занятиях по психологии
Педагог-психолог, реализуя цели и задачи своей области деятельности, в работе использует группы приёмов, которым пользуются все педагогические работники детского сада. А точнее:
- наглядными для упорядочивания и реализации чувственного восприятия объектов окружающего мира, а также с целью мотивировать малышей на работу;
- речевыми для упорядочивания и осуществления мыслительной деятельности малышей;
- практическими для упорядочивания и реализации практической активности ребят;
- игровыми в качестве основной формы взаимодействия с детьми.
Рассмотрим набор приёмов для каждой из этих групп.
Наглядные приёмы
Поскольку зрительный канал восприятия у дошкольников является самым информативным, пренебрегать обеспечением достаточного уровня наглядности на занятиях, а также рекомендациями по оформлению кабинета психолога и соответствующей зоны предметно-развивающей среды педагогу нельзя.
Картинки, игрушки
Иллюстрации по разным темам, стенгазеты и плакаты (для старших дошкольников, родителей) – всё это помогает детям легче воспринять и лучше запомнить материал занятия. Например, систематизируя с детьми старшей группы знания эмоций, на уроке обязательно должен быть плакат с изображением основных переживаний: радости, грусти, волнения и пр. А также, если нет подходящих игрушек, в виде картинок к детям могут приходить персонажи-гости.
Что касается игрушек, то в кабинете психолога должна быть одна постоянная игрушка, хорошо знакомая детям, которая презентовала бы тот или иной проблемный вопрос, то есть мотивировала бы малышей на работу. К примеру, Петрушка может стать «героем» занятий в младшей группе, который:
- скучает по маме и отказывается кушать;
- не хочет делиться игрушками;
- кусается (щипается, толкается и т. д.).
На психологических занятиях картинки также широко используются, как и на уроках другой образовательной направленности
Демонстрация
Суть этого приёма заключается в том, что психолог личным примером показывает тот или иной вид работы на занятии. Это могут быть элементы психогимнастики, к примеру, в задании «Повернись, повернись и улыбнись» педагог показывает, как нужно поворачиваться, кому улыбаться и пр. Или порядок выполнения задания игры. Например, как находить пары из картинок, на одной из которых ситуация — мальчик забирает игрушку у товарища, а на другой её следствие — тот, у кого отняли, плачет. После этого взрослый комментирует порядок описания получившегося цельного сюжета.
Использование ИКТ
В контексте наглядности речь идёт о приёме показа: психолог организует для детей просмотр видеороликов или мультимедийных презентаций по теме. Так, для ребят 2–6 лет упражнение на развитие интуиции, чувственного восприятия, мышления можно представить в виде слайдов. В работе по развитию памяти с ребятами 3–6 лет игры и упражнения также могут быть оформлены в презентацию.
Например, обсуждая с малышами старшего дошкольного возраста вопрос о важности уступать друг другу, педагог предлагает посмотреть забавный ролик: животные, движущиеся навстречу друг другу, решают вопрос, как пройти узкий мост. После просмотра дети с помощью взрослого формулируют вывод о важности вовремя уступить, найти решение, которое устроит всех.
Видео: мультфильм о том, как важно уступать друг другу
Организация психологической зоны в группе
Педагогу-психологу, как правило, выделяется отдельный кабинет в детском саду. Однако зачастую это помещение небольших размеров, поэтому пригодно только для проведения индивидуальных занятий. И основная работа проводится в помещении групп, поэтому одна из зон предметно-развивающей среды организуется под работу психолога, где оборудование и материалы группируются под направления работы с психологом.
Таблица: наполнение уголка психологии в группе
Направление работы | Наполнение уголка |
Диагностика |
|
Групповые и индивидуальные занятия |
|
Работа с родителями |
|
Важные нюансы оформления кабинета психолога
Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления:
- для оформления стен лучше выбирать один или два варианта из трёх возможных цветовых решений (жёлтый, настраивающий на контакт с психологом, освежающий зелёный или светло-зелёный — успокаивающий);
- в комнате должен быть стол и стулья, а также мягкие 2–3 кресла для детей;
- в помещение стоит сделать одну акцентную деталь, например, фальш-окно с изображением волшебного леса с несколькими расходящимися в разные стороны дорогами — дети смогут придумывать свои маршруты по этим тропинкам, развивая фантазию и воображение, проникаясь занятиями;
- в кабинете (а лучше на двери снаружи) можно разместить почтовый ящик, куда свои вопросы и пожелания могли бы отправлять родители и педагоги.
Видео: оформление кабинета педагога-психолога
Речевые приёмы
Развитие речи у малышей напрямую связано с совершенствованием психологических функций. Поэтому слово выполняет только задачу передачи информации детям, но и выступает в качестве инструмента воздействия на ребёнка с целью формирования у него богатого словарного запаса, воспитания культуры общения.
Объяснение
Это приём на занятиях по психологии сводится в основном к тому, что педагог разъясняет суть упражнения или порядок игровых действий. Так, например, в средней группе на занятии «Подарок для Ёжика» психолог предлагает малышам сыграть в игру, развивающую координацию, внимание, воображение и восприятие, «Дикие и домашние животные». Объяснение условий можно сформулировать так: «Ребята, давайте поставим стулья так, чтобы они образовали круг. Теперь занимаем свои места. Я буду показывать вам картинки с животными, а вы, увидев домашнюю зверушку, должны будете похлопать руками по коленям. Если же я показываю дикого зверя, то вам нужно потопать ногами».
Объяснение является важным приёмом в работе педагога-психолога
Стихотворения
Стихотворения на занятиях по психологии обычно используются в качестве ритуала приветствия, то есть для мотивации малышей. Например, во второй младшей группе на уроке, посвящённом изучению многообразия эмоций, педагог вводит малышей в тему стихотворением о короле Боровике:
- Шёл король Боровик Через лес напрямик Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.
После того как малыши прослушали рифмовку, педагог задаёт вопрос о настроении, в котором пребывал король, и, выслушав, ответы детей, предлагает проиллюстрировать действия Боровика по тексту стихотворения. Увидев много «сердитых Боровиков», психолог берёт волшебную палочку и приглашает ребят присоединиться к созданию хорошего настроения у всех присутствующих. Таким образом, дошкольники оказываются включёнными в сюжет занятия, а значит, в разработку темы.
Это интересно. Отдельное место в методической копилке педагога-психолога отводится шуточным стихам-мирилкам, ценность которых в том, что они позволяют, с одной стороны, мгновенно включиться в решение проблемы, то есть помирить ссорящихся, а с другой, мотивировать остальных малышей на работу (если предполагается групповая форма деятельности). Вот один из примеров «мирилки»: Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь. Ну а если подерусь,- В грязной луже окажусь! Картотеку коротких стихотворений для примирения малышей можно найти здесь.
Стихотворения благоприятно влияют на развитие речи, тренируют память
Загадки
Загадки на психологических занятиях обычно используются для игр. Например, в старшей группе на уроке по теме «Космос» ребята узнают, что космические тела могут быть разных форм и размеров. В этой связи педагог предлагает повторить, что такое форма, и сосредотачивается на рассмотрении геометрических фигур, повторение которых организуется в форме загадок:
- «Три вершины тут видны, Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! – Что ты видишь? — …» (треугольник);
- «Эта форма у клубка, У планеты, колобка. Но сложи её немножко, И получится лепёшка!» (овал);
- «Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни …!» (точек).
Беседы
Диалогическая форма приёма позволяет обсуждать тот или иной вопрос по теме, учиться соглашаться или не соглашаться с чужой точкой зрения, осваивать навык продуктивного общения, то есть выстаивать свои высказывания логично и чётко, а также давать возможность товарищу или педагогу донести своё мнение. Примеры бесед по психологии со старшими дошколятам можно найти здесь.
Беседа может использоваться и в работе с родителями. В этом случае психологу пригодится картотека тезисов, на основании которых можно создать композицию разговора.
Это интересно. В методике проведения занятий разных учебно-воспитательных направлений беседы по психологии как отдельный жанр могут не оговариваться, они включаются в перечень картотек познавательных и этических разговоров во всех группах.
Беседы приучают малышей культурно вести диалог
Чтение и обсуждение прочитанного
Чтение может быть формой индивидуальной работы: ребёнок зачитывает отрывок, который ему показал педагог. Либо же групповой, когда дети самостоятельно ищут информацию в тексте по заданию взрослого.
Сказки
Сказкотерапия — это отдельное направление психологии, воздействующее на психику малыша с целью коррекции проблем личностного развития. Например, сказки для борьбы со страхами, с жадностью и пр. Интересные примеры историй на разные темы представлены в картотеке сказок для малышей.
Практические приёмы
Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся:
- рисунки (в двух вариантах — как средство выполнения задания, например, при проведении индивидуального рисуночного тестирования, и как способ отобразить суть занятия, например, нарисовать героя занятия, к примеру, Волка, Медведя, мальчика Петю, девочку Машу и др.);
- аппликации, поделки (применяются тогда, когда тема занятия довольно обширна, а выполнение рисунка как раз таки также способствует развитию воображения, выделение ключевой для конкретного занятия темы и пр.);
- проекты (в виде стенгазет, буклетов и пр.), посвящённые конкретизации проблемы какой-либо темы, например, «Герои сказок, которые в начале были злые, а потом подобрели» при рассмотрении вопроса о добре и зле.
На психологических занятиях практические приёмы используются в групповых формах работы
Арт-терапия
Потенциально эффективным практическим приёмом, объединяющим творчество и игру, является арт-терапия (лат. art — искусство, греч. therapeia — лечение). Этот приём ещё называют лечение творчеством: арт-терапия знакомит с миром вокруг, помогает решить целый ряд проблем психологического характера (борется с агрессией, страхами, упрямством, помогает преодолеть кризисные ситуации). Цель приёма — гармонизировать способы самовыражения и самопознания личности при помощи создания оригинальных художественных образов и благодаря этому осознания своей неповторимости.
Таблица: техники арт-терапии
Техника | Суть |
Марания | Дети создают изображения (вход в пещеру, басен для дракона и пр.) красками, используя подручные материалы, в том числе ладони, пальцы, то есть в образной форме забывает о запретах и табу. |
Штриховка | Нанесение хаотичных линий карандашами или мелками и чтение случайно созданных образов. Важность техники заключается в том, что каждый малыш действует в своём темпе, а такой природный психофизиологический ритм тонизирует и настраивает малыша на деятельность. |
Кляксография | Среди нескольких видов этой техники малышам особенно нравится получать оттиск при помощи нитки. Нитку окунаем в краску, кладём между двух половинок сложенного листа, оставив свободный кончик, прижимаем и вытягиваем нитку. Создание таких образов развивает фантазию ребят, к тому же полученный результат — это своего рода сюрпризный момент. |
Рисование на мокрой бумаге | Лист смачивается водой, а затем хаотично наносятся мазки краски. Наблюдение за растекающимися красками дарит детям положительные эмоции. |
Рисование пластилином | Выкладывание изображений по контуру пластилином. Эта техника довольно сложная, но особенно эффективной она оказывается в работе с гиперактивными детьми. |
Рисование пальцами | Помогает пережить необычные тактильные ощущения (обмакивание пальца в густую краску, нанесение её на лист), развивает фантазию и расширяют образ своего я. |
Фотогалерея: примеры рисунков в разных техниках арт-терапии
Игровые приёмы
Игры являются мощным педагогическим приёмом решения поставленных задач в работе с детьми. Психолог использует этот способ взаимодействия с воспитанниками детского сада в нескольких видах:
- для снятия эмоционального напряжения (например, игра «Обзывалки», в которой малыши передают друг другу мяч и придумывают необидные прозвища – «А ты огурец!», «А ты арбуз!», заканчивается игра кругом словами «А ты моя радость!»);
- шутки-минутки или физкультпаузы (педагог разъясняет суть задания, дети выполняют движения под текст рифмовки);
- для проживания эмоциональных состояний (в игре «Дожди» дети средней группы, собравшись в круг, по заданию психолога имитируют разные вида дождя — летний моросящий, ливень, с грозой, с ветром и т. д.);
- для формирования навыка общаться без конфликтов (в игре «Дракон кусает свой хвост» малыши становятся друг за другом, первый — это голова, последний — хвост, первый старается схватить последнего, а задача остальных не расцепиться при этом);
- для обучения действенным способам общения (в игре «Как нужно попросить игрушку» малыши работают в парах — один держит игрушку и отдаёт ей только тогда, когда действительно хочет это сделать, а второй подбирает такие слова, чтобы обладатель игрушки как можно скорее согласился с ней расстаться);
- игры для социального признания (в игре «Король» каждый малыш на 3–4 минуты становится королём, чьи приказы, кроме обидных или унизительных, все остальные участники должны выполнить, после завершения круга педагог беседует с участниками о том, понравилось ли им быть королями и почему);
- для снятия конфликтности (дети предлагают свои варианты способов примирения сказочных персонажей);
- для развития чувственной сферы (в игре «Рассказы по фотографиям» дети описывают, какие чувства испытывают изображённые на фото люди, высказывают предположения относительно причин именно таких проявлений);
- для нейтрализации агрессивности (в игре «Шарик» дети становятся в круг и имитируют надувание шарика, следят за тем, как он «увеличивается», затем малыши, поворачиваясь влево, вправо, показывают свои «шарики» друг другу);
- игры с гиперактивными малышами (игра «Говори» предполагает, что малыш будет отвечать на разные вопросы, но только после команды педагога «Говори!», взрослый же специально делает паузы разной продолжительности между заданием и командой к ответу).
В публикации педагога Метелевой О.В. можно найти обширную подборку по каждому виду игр.
В песочнице дети практикуются в ведении диалога
Методика организации занятия по психологии
Как и урок любого образовательного направления, занятие по психологии организуется на основании документации, в которой описаны принципы и требования к способам реализации целей и задач работы психолога в ДОУ. И, прежде всего, это рабочая программа, опирающаяся на образовательную программу детского сада и на рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также целый ряд нормативных документов.
Как составить рабочую программу по психологии
Психолог работает со всеми детьми ДОУ, поэтому программа разрабатывается для проведения занятий сразу с ребятами младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
В целевом разделе программы рассматривается:
- миссия реализации программы;
- принципы составления программы;
- психолого-педагогические особенности детей разного дошкольного возраста;
- панируемые результаты деятельности психолога.
Для каждой возрастной группы в рабочей программе указывается:
- результаты психологической диагностики по образовательным областям («Познание», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») с указанием диагностируемых параметров, названием методики и перечня методических источников для её проведения;
- какая развивающая работа и психологическая коррекция по разным образовательным областям планируются;
- календарно-тематический план работы (занятия по психологии проводятся 1 раз в неделю, начиная с первой младшей группы).
Пример составления рабочей программы по психологии, а также образцы составления календарно-тематических планов представлены в публикации педагога-психолога Долговой С.Г.
Календарно-тематический план помогает структурировать работу по отдельным темам, а также подбирать под сиюминутное значение
Временной план занятия по психологии
Поскольку формально занятие по психологии не отличается от уроков по другим образовательным областям, то и хронометраж будет единым.
Таблица: хронометраж занятия с психологом в детском саду
Этап занятия (содержание) | Хронометраж (минуты) | |||
Младшая группа | Средняя | Старшая | Подготовительная | |
Вводный (введение в тему) | 2 | 3 | 2 | 3 |
Основной (разработка темы, физкультпауза или шутка-минутка) | 11 | 15 | 20 | 23 |
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в средней и старших группах добавляется рефлексия). | 2 | 2 | 3 | 4 |
Итог | 15 | 20 | 25 | 30 |
Таблица: Аноприкова Г., конспект занятия по психологии в первой младшей группе (фрагменты)
Этап | Суть |
Вводный | Приветствие «Руки вверх мы поднимаем» Руки вверх мы поднимаем, А потом их опускаем. А потом их разведём И к себе скорей прижмём. Хлоп раз, ещё раз, Мы похлопаем сейчас. А теперь скорей, скорей Топай, топай веселей. > |
Основной | |
Психолог: — Я сегодня получила необычное письмо, от кого, пока неясно, для этого надо отгадать загадку: Деревянный озорник, Из сказки в нашу жизнь проник, Любимец взрослых и детей, Смельчак и выдумщик затей, На земле и под водой, Ищет ключик золотой. (Буратино) Выставляется картинка Буратино. | |
Основной | Психолог: — Правильно, давайте откроем письмо и прочитаем, что в нём. «Здравствуйте, дорогие, ребята! Помогите мне, пожалуйста, выполнить несколько заданий, чтобы хорошо подготовиться к школе» — Поможем Буратино? — Поможем Психолог: — Первое задание. Выложите из счётных палочек три квадрата. Сделайте так, чтобы у вас получилось шесть треугольников. Затем, чтобы получился квадрат и два треугольника. Дети выполняют задание. Психолог: — Молодцы! |
Психолог: Второе задание. Внимательно рассмотрите буквы в путанице, обведите разными карандашами, какие буквы спрятались. А теперь давайте выложим эти буквы на магнитной доске. О, А, К, П, М, Н (дети по очереди выставляют буквы на доске)…> | |
Заключительный | |
![]() ![]() ![]() ![]() |
Проекты, разрабатываемые длительное время
Для их организации требуется больше времени с чётким обозначением трёх этапов разработки темы:
- подготовительного;
- реализующего замысел;
- отчётного.
Иллюстрацией к каждому из этих этапов может быть проект Герасимович Т.А. «Неделя психологии».
Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп. В итоге от сотрудничества педколлектива и родителей с педагогом-психологом во многом зависит развитие личности ребёнка в дальнейшем.
Источник: http://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/rabota-psihologa-v-detskom-sadu-s-chego-nachat.html
Что должен делать хороший психолог в детском саду
В детском дошкольном учреждении психолог – практически основной специалист. В задачи данного педагога входит наблюдать за малышами от самого поступления их в детский сад и до дня выпуска. Давайте разберем немного подробнее, что же именно должен делать психолог в детском саду. Перед настоящим профессионалом стоят 4 важнейшие задачи.
Диагностика
Одной из должностных обязанностей психолога считается диагностирование малышей, которое нужно осуществлять как минимум дважды в год, что дает возможность следить за развитием того или иного ребенка.
Если в том есть необходимость, диагностику также можно проводить и во время учебного периода, в этом могут нуждаться, к примеру, детки с проблемами в учебе.
Когда психолог проводит диагностику, им применяются различные методы исследования процессов в психике человека: восприятие, память, мышление, внимание и пр. Чтобы получить общую схему развития всех малышей, специалист сравнивает полученные результаты с общепринятыми усредненными нормами, актуальными для детей дошкольного возраста.
Психологическо-педагогическо-медицинское консультирование
В детских садах существует комиссия специалистов под названием ПМПК, которая работает с малышами, имеющими проблемы развития. Подобные детки сразу выделяются на общем фоне коллектива после обработки информации и получения результатов диагностики. В эту комиссию психолог входит в обязательном порядке.
Одной из главных задач психолога-педагога является определения уровня психологической зрелости малышей. Доврачебный контроль состояния детской психики осуществляется методом исследования психологом результатов каждого ребенка, написания им заключения для родителей и педагогов.
Консультирование в семье
Также немаловажная задача психолога-педагога в детском саду – консультация родителей малышей. Если у ребенка найдены какие-либо проблемы психологического характера, специалист вызывает для беседы его родителей или опекунов .
Также консультации психолога проводятся не только для мам и пап, чьи дети ходят в детский сад, но и для родителей детей, имеющих проблемы с самоорганизованностью. Разумеется, при этом первоочередной задачей является личное общение специалиста с ребенком.
Задачей психолога во время проведения консультаций является освещение всех возможных вариантов выхода из создавшегося положения, при котором у ребенка имеются определенные проблемы в поведении или учебе. Также его обязанность – дать родителям понять, что лишь совместная работа детского дошкольного учреждения и семьи сможет привести к положительному результату.
Когда происходит взаимодействие с семьями детей, психолог-педагог таким образом делает родителей более грамотными в психологическом отношении. Этот момент положительно влияет на отношения в семье каждого ребенка.
Психолог помогает и остальным педагогам
Кроме того, что данный специалист работает с малышами и их родителями, также он проводит и работу с остальным коллективом учреждения. На различных мероприятиях (семинар, собрание, педсовет)рассказывает подробнее о различных приемах и методах повышенной эффективности, которые дадут возможность самым лучшим образом построить всю работу с детьми.
Все сотрудники детского сада имеют возможность приходить к психологу не только с рабочими вопросами, но и с личными. Что, разумеется, благоприятствует поддержанию здорового микроклимата в коллективе.
Источник: http://detochki-doma.ru/chto-dolzhen-delat-horoshiy-psiholog-v-detskom-sadu/
- Этап - Психология как наука о фактах, закономерностях и механизмах психики; Студопедия - наука о закономерностях развития и функционирования психики
- Кабинет педагога-психолога - кабинет педагога психолога
- Влияние цвета на психику человека - как цвет влияет на психику человека
- Психика и центральная нервная система; Студопедия - нервная система и психика
- Причины нервных расстройств человека: 9 мифов | Фактор Роста - психика расшатана
- Меню школьного психолога ВКонтакте | Меню школьного психолога - психолог вконтакте
- Современный психоанализ - современный психоанализ
- Триггер: это что такое в психологии, понятие и определение, психологические установки в маркетинге, какое влияние они оказывают на человека, примеры из жизни - кто такой триггер в психологии
- Развитие психики животных; Студопедия - развитие психики животных
- Специалист психологического центра - Волков Павел Валерьевич - психолог волкова
Добавить комментарий