Основные особенности психики и поведения человека; Студопедия — особенности психики человека

17.03.2020

Более того, знаковые системы выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Психическая деятельность опосредствована, по аналогии с инструментальной вооруженнос­тью материальной человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Это убедительно подтверждают многочисленные эксперименталь­ные исследования, например восприятия, памяти, мышления, вообра­жения. Поэтому развитие высших психических функций — это не столько количественное увеличение, «созревание» их как таковых, по отдельности, сколько расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредствования, развитие межфункциональных связей и отношений между ними. Сформировавшиеся психические про­цессы являются в той или иной степени знаковыми, речевыми, а потому специфически общечеловеческими.

Особенности психики человека

Как отмечалось в гл. 1, человеческая психика существует в не­коей целостности. Это личностная, субъектная, неразделимая сис­темность, интегрированность. Психику производит и несет в себе живой человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект, а не какие-то его части или аспекты. Однако при всей разноголосице подходов к пониманию перечисленных терминов, связанных с обоб­щенной категорией человека, понятие личности является одним из узловых, базовых и наиболее употребляемых в отечественной лите­ратуре по психологии. Хотя трактовка данного понятия, конечно, далеко не однозначна.

Эволюция не линейный процесс постепенного количественного приращения свойств или признаков (см. гл. 3). Это обязательное наличие скачкообразных, качественных изменений, подобных само­стоятельным ответвлениям от общего, к тому же спиралевидного «древа жизни». Расхождение, отстояние между современным чело­веком и животными являются непереходимыми. Сообразно таким представлениям человеческая психика и поведение имеют ряд прин­ципиальных особенностей, качественно отличающих человека от всего другого живого на Земле. Эти отличия вовсе не означают биологической изолированности человека. Напротив, реальные свя­зи, взаимодействия и отношения человека с миром составляют ос­нову жизни, задают специфику самой человеческой психики.

1. Главной особенностью человека как вида является его социальность. Человек появился, сформировался вместе с обществом, и социум возник вместе с человеком. Эти категории, явления не отделимы, не существуют вне своего единства. Последнее не означает
конечно, что у человека нет биологической специфики (например, всеядность, прямохождение). Но и его биологические особенности в значительной мере обусловлены социально, точнее, объединены с ними в некое жизненное единство. Человек существует в среде не только природной, биологической, но и социальной. Его психику «производит» не только нервная система, но и социальные взаимо­действия и отношения людей.

Ни одна высшая психическая функция у человека не является полностью унаследованной или врожденной, гарантированной, однозначно предопределенной биологическими механизмами. Каждая из них есть результат прижизненного формирования и разви­тия в процессе социального бытия, в котором возникают особые психологические феномены, механизмы и закономерности. Л.С. Выготский писал, что для индивида всякая психическая функция появляется и проявляется дважды. Для новорожденного ребенка она существует как принадлежащая всему человечеству (интерпсихически). Носителями речи, мышления, переживаний, сознания выступают окружающие люди. И только по мере развития, формирования, социализации личности эти психические функции переходят во внут­реннее, интрапсихическое существование, т.е. становятся принад­лежащими конкретному субъекту.

У человека формируется особый вид социогенных, психических образований, обусловленных его исключительно социальной приро­дой. Такие психологические феномены обеспечиваются соответству­ющими биологическими, нервными субстратами, но они в опреде­ленном смысле «отрываются» от исконной биологической жизни, переходя на уровень более широкой, социальной категории челове­ческой жизни. Известно, что человек совершает поступки, которые никак не связаны с сохранением и продолжением собственной жизни, даже идут против нее во имя реализации нравственных идеалов. Психологи говорят, что только человек может делать бессмыслицу. Животное этого делать не умеет. Здесь имеется в виду необяза­тельность наличия в поведении индивида четкого биологического смысла, когда, к примеру, физически изнемогающий человек продол­жает с трудом работать во имя исполнения своих общественных обязанностей. Подобное возможно потому, что человеку присущ особый вид социогенных потребностей, т.е. таких, которые не име­ют порой даже опосредствованной связи с потребностями биологи­ческими. Человек освобождается от неукоснительно строгого сле­дования своим неустранимым физиологическим нуждам. В резуль­тате его поведение становится свободным. Психика и поведение приобретают специфически человеческую направленность, вследствие чего отражаются предметы, совершаются действия, не име­ющие прагматически узкого значения выжить. Отражаемый, созда­ваемый, преобразуемый человеком мир, по существу, неограниченно расширяется для него. Появляются психологические предпосылки для возникновения науки и культуры, искусства и религии, челове­ческой духовности.

2. Второй и также социально обусловленной особенностью че­ловеческой психики и поведения является присвоение, активное усвоение индивидом общечеловеческого опыта, исторически сло­жившегося в жизни и деятельности предшествующих поколений. Этот опыт не механически транслируется от несущего источника к пассивно воспринимающему приемнику. Он активно перерабаты­вается, присваивается, интериоризуется во взаимодействии челове­ка и мира.

Выделяют два средства, две формы такой «передачи» опыта: это предметы и орудия труда, деятельности в целом, а также знаки, язы­ки и речь.

Любые орудия труда (молоток, швейная игла, столовая ложка, токарный станок) несут в себе «обучающую» функцию, поскольку предопределяют собой и конечный результат, и саму логику дей­ствий человека с предметами окружающего мира. Материальная деятельность человека вооружена орудием как средством, т.е. она опосредствована. Считается, что у животных нет орудий труда, и палка, используемая, например, обезьяной для доставания плода, выступает лишь «биологическим удлинением руки» (Л.С. Выгот­ский), поскольку эта палка перестает существовать для животного вне конкретной, биологически значимой ситуации. Животные не хранят орудия труда, не изготавливают их впрок.

Чтобы сделать орудие труда, нужно предвидеть его будущее ис­пользование, предугадать его смысл или то, для чего оно будет нужно. Для этого необходима работа не только мышления, но и сознания.

Предметы внешней деятельности становятся материализацией, кристаллизацией человеческой мысли, всей психики. Человек рож­дается и существует в материальном предметном мире, который в значительной мере создан предшествующими поколениями. Дома и улицы, картины и музыка, одежда и мебель, дворцы и трущобы — все это не просто создает индивиду объективную окружающую среду. Это немалая, порой ведущая часть его собственно психоло­гического окружения, которое несет в себе людской опыт, т.е. обя­зательно обучает и воспитывает. Человек живет в мире вещей и предметов, которые имеют некоторое постоянное назначение. Они опосредствуют поведение и психику человека.

Однако психологически центральным средством сохранения и передачи опыта являются искусственно созданные человечеством знаки, языки и речь. Знак (в самом универсальном виде — слово) заменяет собой предмет (вещь, явление, качество, действие) и пото­му производит психологическое «удвоение» мира. С одной стороны, есть объективный мир реальных предметов. С другой стороны, столь же объективный мир его символических заменителей, с которыми человек может работать самостоятельно. Созданное человеком слово не просто заменяет мир, оно как бы анализирует его, раскладывая на составные части, предметы-слова. В самой возможности такого обращения с отражаемым объективным миром заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения.

Более того, знаковые системы выступают внутренними средствами, орудиями самой человеческой психики. Психическая деятельность опосредствована, по аналогии с инструментальной вооруженнос­тью материальной человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Это убедительно подтверждают многочисленные эксперименталь­ные исследования, например восприятия, памяти, мышления, вообра­жения. Поэтому развитие высших психических функций — это не столько количественное увеличение, «созревание» их как таковых, по отдельности, сколько расширение, усложнение их внутреннего знакового опосредствования, развитие межфункциональных связей и отношений между ними. Сформировавшиеся психические про­цессы являются в той или иной степени знаковыми, речевыми, а потому специфически общечеловеческими.

3. Отсюда вытекает еще одна характерная особенность челове­ческой психики, заключающаяся в наличии возможности, способ­ности отражения абстрактных признаков или свойств предме­тов объективного мира. Это мысленное обобщение отраженного мира до уровня выделения объективно существующих связей и закономерностей. Человек отражает то, что не дано в виде чув­ственного, наглядного опыта. Например, человеку физически не­возможно воспринять скорость света, увидеть устройство солнечной системы, определить температуру в тысячу градусов. Но человек может все это представить, сформулировать в виде разнообраз­ных объективных и мысленных знаковых моделей. Отсюда для человека возможно истинное познание мира, в чем заключается еще одна сторона свободы человеческой психики и поведения. Это свобода познания мира и себя в нем. Потому для личности характерны фантазии и творчество, предвидение и прогноз, управ­ление и самоуправление.

Источник: http://studopedia.ru/18_22002_osnovnie-osobennosti-psihiki-i-povedeniya-cheloveka.html

Особенности психики человека

Напомним в общих чертах особенности и основные компоненты структуры психики человека. Определение его психики и коренные отличия её от психики животных приведены в начале главы.

Психика человека более сложна и многообразна по своим проявлениям, поскольку формируется под влиянием социума и как следствие включает в себя социально обусловленные приобретения. В самом общем виде это неразрывная связь человеческой психики с сознанием и наличие высших психических функций: произвольных процессов и воли. Обычно в структуре человеческой личности выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства личности.

Психические процессы — это психические явления, характеризующиеся кратковременным протеканием при сохранении однородности структуры (от долей секунд при переключении внимания до минут при процессах мышления, речи).

Психический процесс — это динамическое отражение действительности, имеющий начало, развитие и конец, проявляющийся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные: ощущения, восприятие, представления, память, мышление, внимание, воображение, речь; эмоционально-волевые: эмоции, чувства, активные и пассивные переживания; волевые: решение, волевое усиление, борьба мотивов, исполнение и т. д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

Психические состояния — это психические явления, характеризующиеся более длительным временем протекания при сохранении однородности структуры. Это определившийся на данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности (от часов, до дней и месяцев).

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например, активность, бодрость, уныние, усталость, утомленность, напряжение и стресс, настроение и др.; 2) эмоциональные состояния (эйфория, тревога, страх, паника и др.) [1] .

Интересные исследования имеются об особом, творческом состоянии личности, которое называют вдохновением.

Психические свойства личности — это психические явления высшего уровня, ставшие постоянными и устойчивыми, выступающие регуляторами и характеризующие особенности поведения и деятельности человека.

Каждое психическое свойство связано с биосоциальной сущностью и природой человека, формируется, развивается, изменяется на протяжении всей жизнедеятельности личности. Свойства личности многообразны и индивидуально своеобразны.

В общем виде в отечественной психологической литературе основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь показаны на рис. 7.

особенности психики человека

Рис. 7. Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь

Психические свойства личности тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены, представляют собой синтезированную целостность и образуют сложные структурные психические образования, к которым обычно относят:

Направленность, способности и характер являются преимущественно социально обусловленными подструктурами. Наряду с другими подструктурами они образуют неповторимую индивидуальность личности любого человека.

Источник: http://studme.org/202108/psihologiya/osobennosti_psihiki_cheloveka

Особенности психики человека

Психика — свойство головного мозга человека (и других животных), обеспечивающее способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

К психике относятся чувства, мысли, переживания, намерения человека, составляющие его субъективный внутренний мир. Этот внутренний мир, в свою очередь, внешне проявляется в действиях и поступках, составляющих поведение человека. В поведении проявляются личность человека, особенности его характера, темперамента, потребности, вкусы, обнаруживается его отношение к предметам и явлениям окружающей действительности. Поведение способствует лучшему приспособлению к окружающей среде.

Инстинктивное (врождённое) поведение — совокупность сформировавшихся в ходе филогенеза, наследственно закреплённых, врождённых, общих для всех представителей вида (видоспецифических) компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности организма.

Инстинкты — сложные формы поведения, состоящие из комплексов чётко скоординированных движений и поз, звуковых и других сигналов, секреторных процессов, явлений терморегуляции, изменения окраски и др., совершающихся в определённой последовательности. В поведении человека немало инстинктивных действий, особенно много их у детей (сосание молока, хватательный рефлекс и др.).

2. Высшая нервная деятельность

Психические процессы человека связаны с деятельностью высших отделов ЦНС: коры больших полушарий, подкорковых ядер переднего мозга и некоторых образований промежуточного мозга. Первым предположения о связи сознания и мышления человека с рефлекторной деятельностью его головного мозга высказал русский физиолог И. М. Сеченов. Другой известный русский физиолог И. П. Павлов развил эти представления и обобщил их в виде учения о высшей нервной деятельности (заменив термин «психическая деятельность»), основанной на безусловных и условных рефлексах.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — совокупность взаимосвязанных нервных процессов, происходящих в головном мозге и обеспечивающих поведенческие реакции животных и человека.

Физиология высшей нервной деятельности изучает процессы, происходящие в головном мозге во время восприятия, переработки и воспроизведения информации, обучения, эмоциональных и различных поведенческих реакций.

Восприятие внешней информации начинается с воздействия определённого стимула на рецепторы сенсорной системы. Рецептор преобразует энергию стимула в нервный импульс и передаёт её по чувствительным нервам в нервный центр.

В соответствующих зонах коры завершается начавшееся в рецепторах различение стимула и возникают зрительные, звуковые и другие ощущения. По мере поступления сведений информация будет связываться со следами сходных событий, сохранившихся в памяти. Если сигнал похож на что-то известное, восприятие приводит к узнаванию, в противном же случае происходит осознание нового аспекта реальности и фиксация его в памяти.

3. Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение

Безусловные рефлексы — врождённые, относительно постоянные реакции организма на действие внешней и внутренней среды, осуществляющиеся при помощи нервной системы; нервные центры безусловных рефлексов лежат в разных отделах спинного и головного мозга.

На основе безусловных рефлексов осуществляются регуляция и согласование деятельности разных органов и их систем и поддерживается само существование организма. У человека существует небольшое число подобных рефлексов, необходимых в основном для выживания. Многие из них осуществляются ещё до того, как произойдёт осознание (одёргивание руки или ноги при воздействии, причиняющем боль, чихание и др.). На основе безусловных рефлексов формируются условные.

Условные рефлексы возникают в результате формирования связи между специфическим стимулом, вызывающим определённый безусловный рефлекс, и каким-либо условным (индифферентным) стимулом.

При выработке рефлекса условный раздражитель должен предшествовать безусловному; после формирования условный рефлекс запускается при появлении только одного условного раздражителя. Условные рефлексы образуются в процессе жизнедеятельности организма, они индивидуальны и непостоянны, легко развиваются или исчезают при изменении условий среды. В основе их образования лежит установление связи (посредством вставочных нейронов) между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителей. Рефлекторная дуга условного рефлекса включает рецепторы, воспринимающие условное раздражение, чувствительный нерв, передающий возбуждение в головной мозг, участок коры, который воспринимает раздражение, второй участок коры, связанный с центром безусловного рефлекса, двигательный нерв и рабочий орган. Образование условных рефлексов позволяет вырабатывать целесообразные реакции организма на внешние раздражители, что важно для приспособления к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. На выработке условных рефлексов основана дрессировка животных.

При изменении условий существования в организме образуются новые условные рефлексы, а выработанные ранее затухают или исчезают благодаря процессу торможения. Существуют два вида торможения условных рефлексов — внешнее (безусловное) и внутреннее (условное). Внешнее торможение происходит в случае действия постороннего раздражителя, не связанного с данным условным рефлексом. Его значение заключается в обеспечении реакции на наиболее важный в данной ситуации стимул. Внутреннее торможение рефлекса развивается постепенно в случае многократного неподкрепления условного раздражителя безусловным. Благодаря внутреннему торможению в ЦНС обеспечивается угасание биологически нецелесообразных реакций. Образование новых условных рефлексов и исчезновение старых позволяют организму менять своё поведение, приспосабливая его к изменившимся условиям окружающей среды.

4. Познавательная деятельность мозга

Обучение — это появление адаптивных изменений индивидуального поведения в результате приобретения опыта; приобретённое поведение, характерной чертой которого является способность меняться в зависимости от условий (в отличие от врождённого поведения).

Обучение может происходить на разных уровнях: одни виды научения осуществляются на уровне рецепторов или спинного мозга, для других необходимо участие огромного количества нейронов головного мозга.

При повторении определённой последовательности действий на протяжении длительного времени возникает единая система последовательных условных рефлексов — динамический стереотип (например, разнообразные двигательные навыки: ходьба, бег, умение писать, пользование ложкой и др.). Динамические стереотипы облегчают выполнение многократно повторяющихся действий и тем самым освобождают отделы мозга для творческой работы.

Навыки — выработанные в процессе обучения и тренировки последовательности действий, оптимальные для данной деятельности. Они выполняются автоматически (подсознательно). В их основе лежит формирование динамического стереотипа. Сформированные навыки очень тяжело поддаются изменению. Навыки облегчают работу мозга, повышают его работоспособность; кроме того, они могут переноситься на другой (подобный прежнему) вид деятельности.

Привычки — типичные действия или черты поведения человека, ставшие его потребностью. Вместе с навыками они составляют основу поведения. Привычки также базируются на динамическом стереотипе. Различают положительные и отрицательные (вредные) привычки.

Многие формы социальной активности формируются путём обучения, связанного с мышлением (см. «Мышление и речь»).

5. Сон и его нарушения

Человек может находиться в двух тесно связанных друг с другом функциональных состояниях: бодрствования и сна.

Бодрствование — состояние, насыщенное активной деятельностью, взаимодействием организма с внешней средой, целенаправлённым поведением. Важнейшие признаки бодрствования — сознание и мышление.

Сон — состояние, характеризующееся отсутствием целенаправлённой деятельности и отключённостью от сенсорных воздействий внешнего мира. Наиболее важный признак сна — понижение активности нервной системы (прежде всего коры головного мозга).

Сон — важное защитное приспособление организма от переутомления нервной системы и истощения нервных клеток. Продолжительность сна взрослого человека — 7—8 ч в сутки (у новорождённых — 20 ч в сутки).

Фазы сна. Во время сна мозг проходит пять различных стадий активности, повторяющихся с определённой цикличностью (за ночь проходит 4—5 таких циклов). В течение первых четырёх фаз (медленный сон) понижается электрическая активность коры, расслабляются скелетные мышцы, отсутствуют движения глаз, снижается обмен веществ и активность различных физиологических систем. Медленный сон длится 1—1,5 ч. Пятая фаза сна (быстрый сон) напоминает состояние бодрствования: повышена электрическая активность коры, происходят быстрые движения глаз, наблюдается напряжение мимических и некоторых скелетных мышц, активизируется деятельность внутренних органов. Быстрый сон длится 10—25 мин. Именно в этот период человек видит сновидения, его нервная система может решать творческие задачи, требующие применения нестандартных алгоритмов обработки информации. Затем весь цикл повторяется.

Нарушения сна. Снохождение (лунатизм) и ночные страхи возникают в фазы медленного сна и обычно продолжаются несколько минут. При снохождении человек часто блуждает вокруг одного места, его действия некоординированны. Ночные страхи сопровождаются пронзительным криком, возбуждением внутренних органов (возрастает частота сердечных сокращений) и двигательным возбуждением. Эти расстройства чаще всего наблюдаются у детей. Ночные кошмары. — состояния интенсивной тревоги и страха, связанные с эмоционально насыщенными сновидениями.

У детей кошмары отражают временные трудности в различении реальности и фантазии, у взрослых они связаны с психологическими факторами. Во время сна может быть недержание мочи — ночной энурез. Встречается он в основном у детей. При некоторых нарушениях сна наблюдается патологическая сонливость (нарколепсия и гиперсомния). Иногда во время сна может происходить остановка дыхания (апноэ), характеризующаяся полным прекращением газообмена иногда более чем на 1 мин. Наиболее распространённым нарушением сна является бессонница (инсомния), при которой может нарушаться засыпание, поддержание сна или наблюдается раннее пробуждение. Причинами бессонницы являются эмоциональные конфликты, стрессы, некоторые заболевания, нарушение режима дня, кофеин и др. Нередко бессонница возникает в процессе старения человека.

6. Биологическая природа и социальная сущность человека

Человек является биосоциальным существом, поэтому на его поведение оказывают влияние врождённые и культурные признаки. Врождённые признаки обусловлены генетическим наследованием; их эволюция протекает у человека так же, как у других животных.

Культурное наследование — приобретение новых признаков благодаря обучению. Культурное наследование не является исключительной особенностью, присущей только человеку. Так, например, передаются песня у певчих воробьиных, приёмы охоты у многих представителей отряда Хищные, умения использовать несложные орудия труда у шимпанзе. Однако только у человека главные свойства, обеспечивающие приспособление к среде, стали передаваться культурно. Новые культурные признаки могут передаваться не только из поколения в поколение, но и между неродственными особями.

особенности психики человека

Таким образом, в связи с важностью культурного наследования для человека можно сказать, что он обладает двумя природами: биологической (основанной на генетическом наследовании) и социальной (поддерживаемой культурным наследованием). Социальная природа развивается только на соответствующей биологической основе и влияет на её дальнейшую эволюцию.

7. Сознание человека

Поведение человека регулируется взаимодействием сознания, подсознания и неосознанного.

Сознание — специфическая человеческая форма отражения действительности в виде знаний, которые с помощью второй сигнальной системы могут быть сообщены и переданы другим людям (в том числе и другим поколениям).

Подсознание — явления психики, в данный момент находящиеся вне сознания, но органически с ним связанные; при изменении условий они легко переходят в сферу сознания.

Неосознанное — психические явления, не осознаваемые человеком (инстинкт, интуиция, автоматизм и др.).

8. Память

Память — способность живых систем к получению и использованию опыта. Всё, с чем сталкивается человек в течение своей жизни, оставляет в коре больших полушарий следы, которые и лежат в основе памяти. Память неразрывно связана с обучением, обеспечивающим постоянное пополнение и изменение знаний, приобретение новых навыков.

Типы памяти в зависимости от времени хранения информации:

  1. Сенсорная — непосредственный след возбуждения в сенсорной системе от внешнего воздействия, служащий для первичного анализа и дальнейшей обработки сенсорных событий. Часть информации затем поступает в более длительную память, а остальная затирается вновь поступившими сигналами. Длительность сенсорной памяти — доли секунды.
  2. Кратковременная — запоминание и сохранение информации на короткий срок (несколько секунд либо минут) после однократного и непродолжительного восприятия. Используется для решения мгновенных задач.
  3. Промежуточная — обладает большим объёмом, чем кратковременная, и сохраняет информацию в течение нескольких часов. В ней фиксируются пространственно-временные отношения элементов необходимой для запоминания информации.
  4. Долговременная — обеспечивает наиболее длительное сохранение информации. В ней фиксируются знания и образы, способности к чтению и письму, профессиональные навыки. Этот тип памяти наиболее устойчив к повреждениям мозга.

9. Эмоции

Эмоции — субъективные реакции на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Эмоции влияют на процессы восприятия, памяти, мышления, сознания, обучения и определяют поведение человека. Характер эмоции определяется актуальной потребностью и прогнозированием возможности её удовлетворения. Так, низкая вероятность удовлетворения потребности делает эмоцию отрицательной (страх, ярость), а возрастание вероятности по сравнению с ранее имевшимся прогнозом — положительной (удовольствие, радость). Эмоциональное состояние человека и его физическое здоровье тесно взаимосвязаны. При частом испытывании отрицательных эмоций, равно как и при сдерживании любых эмоций, происходят психические и физиологические расстройства. Поэтому для снятия эмоционального напряжения необходима смена окружения и вида деятельности, умеренная физическая активность и т. д.

Воля — это сознательное управление эмоциями и поступками, активизация деятельности для осуществления задуманного.

10. Мышление и речь

Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Благодаря мышлению человек может не только приспосабливаться к условиям среды, но и предвидеть их изменения и учитывать это в своём поведении.

Мышление является высшей ступенью познания действительности и формируется на основе ощущений и восприятий. В ходе мышления происходит переход от конкретного к общему, формируются понятия — символические обобщённые представления предметов, людей или событий, имеющих хотя бы одну общую черту. Усвоенные понятия хранятся в долговременной памяти.

Мышление проявляется, главным образом, при решении проблем, выдвигаемых жизнью. Решение любой проблемы включает четыре этапа: изучение условий задачи; создание общего плана предполагаемых действий; разработка тактики решения задачи; сопоставление найденного решения с исходными данными. Решение проблем (и соответственно мышление) всегда даёт человеку новые знания.

Мышление человека непосредственно связано с речью, для развития которой было необходимо появление специального речевого аппарата.

Речь — уникальное свойство человека, первоначально возникшее для коммуникации между людьми в ходе их совместной деятельности.

Таким образом, первоначальная функция речи — вовлечение человека в социальную среду. Однако впоследствии речь стала использоваться в качестве знаково-символического представления о предметах и явлениях окружающего мира и отражения собственных чувств. Эта функция чрезвычайно важна для мышления и памяти.

В зависимости от соотношения в мышлении слова, образа и действия выделяют мышление:

Все названные виды мышления тесно связаны друг с другом. У человека они могут быть развиты в разной степени. У ребёнка первым развивается наглядно-действенное, затем наглядно-образное и, наконец, словесно-логическое мышление. Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение,

В процессах мышления принимают участие различные зоны коры головного мозга и низшие нервные центры. Планирование действий (одна из функций мышления) происходит в передних участках лобных долей, в результате объединения и переработки информации, получаемой и расшифровываемой в других зонах.

11. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей.

Иногда эти потребности объединяют в общую потребность в самовыражении. В иерархии потребностей эстетические считаются высшими, и именно на их уровне люди больше всего различаются между собой. Содержание и степень развития эстетической потребности имеют значение для характеристики личности. К примеру, эстетическая потребность определяет, каким видом искусства в большей степени интересуется человек: музыкой, танцами, а может быть, живописью. Интеллектуальная потребность даёт возможность развиваться и уметь логически объяснить различные явления, понять принцип их действия. Творческая потребность даёт человеку возможность проявить себя путём создания чего-либо, выразить накопленный опыт или же мысли через творение.

12. Цели и мотивы деятельности

Деятельность начинается с определения объективного явления — цели. Цель выступает как переработанная личностью динамическая модель будущего результата деятельности.

Вторым звеном структуры деятельности выступают мотивы. Здесь мотив выступает как психическое явление, является осознанным толчком к определенной деятельности и побудительной причиной действия.

Мотив тесно связан с целью, потому что он является побуждением или устремлением достичь ее. Но мотивы могут отделяться от целей и перемещаться на саму деятельность (игра, работа «из любви к искусству») или на один из ее результатов. Мотивы человеческой деятельности могут быть различными: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные.

13. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.

Личность — прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, его чувства и поведение. Личность состоит из связанных и взаимодействующих между собой относительно устойчивых компонентов: темперамента, характера, способностей, мотиваций, интересов и склонностей и др.

Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности. Основные компоненты темперамента: общая активность индивида, его подвижность и эмоциональность.

Типы темперамента:

  1. Холерический — сильный, неуравновешенный тип. Процесс возбуждения преобладает над торможением. Холерики энергичные, смелые в своих суждениях и склонны к решительным действиям, но иногда опрометчивы.
  2. Меланхолический — слабый, тормозной тип. Процесс торможения преобладает над возбуждением. Меланхолики плохо приспосабливаются к условиям окружающей среды, склонны к невротическим расстройствам, пассивные, уязвимые, подавлённые.
  3. Сангвинический — сильный, уравновешенный, подвижный тип. Возбуждение легко сменяется торможением и наоборот. Сангвиники характеризуются высокими адаптивными возможностями и устойчивостью в условиях тяжёлых жизненных ситуаций. Они эмоционально уравновешенны, энергичны, любознательны, с большим самообладанием и сдержанностью в характере.
  4. Флегматичный — сильный, уравновешенный, инертный тип. Процессы возбуждения и особенно торможения сменяются медленно. Флегматики имеют трудности при переключении с одного вида деятельности на другой. Они эмоционально сдержанные, спокойные, настойчивые, постоянные в привычках и наклонностях.

Эти типы редко встречаются в чистом виде, большинство людей имеет черты всех типов с преобладанием одного из них.

Характер — целостный и устойчивый индивидуальный склад психической жизни личности, возникающий в результате взаимодействия наследственных задатков с окружающей средой и проявляющийся в деятельности, общении и типичных способах поведения. Это одна из самых важных характеристик индивидуальности.

Знание характера индивида позволяет прогнозировать его поведение и корректировать ожидаемые действия и поступки. Некоторые черты характера: искренность, доброжелательность, чуткость (взаимоотношения между людьми); скромность, чувство собственного достоинства, эгоизм (отношение к самому себе); аккуратность, трудолюбие, инициативность (отношение к труду). Несмотря на относительную устойчивость, характер может меняться под влиянием социального воспитания и окружающей среды.

Способности — совокупность психофизиологических свойств, необходимых для успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Способности имеют наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде задатков; различия в задатках связаны с анатомо-физиологическими и функциональными особенностями нервной системы. Способности необходимо выявлять и развивать.

14. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

Обучение — это главный фактор в психическом развитии человека, причем здесь играют значение 2 основных момента:

  1. Психическое развитие зависит – от того, чему учат, т.е. психологи доказали, что, изменяя содержание обучения, можно существенно изменить и развитие ребенка.
  2. Психическое развитие зависит – от того, как учат, т.е. от метода обучения, от организации учебного процесса.

Формирование личности молодого человека, усваивающего социальный опыт, происходит не автоматически, а путем изменения его внутреннего мира, его внутренней позиции, которая опосредствует все воспитательные воздействия.

Психологи придают обучению значение основного фактора, ведущего за собой развитие. При этом они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть открыты ребенком без участия взрослых. Именно взрослые передают ребенку знания о предметах, о зафиксированных в обществе способах их использования, т.е. обучают ребенка.

Это конспект по теме «Психология и поведение человека». Выберите дальнейшие действия:

Источник: http://uchitel.pro/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0/

Химия, Биология, подготовка к ГИА и ЕГЭ

Личностью можно считать человека, достигшего определенного уровня социального развития.

Причины психологического состояния:

Психологические особенности личности человека:

Темперамент — врожденная особенность нервной системы человека, является природной основой проявления психологических качеств личности.

Впервые определение темперамента «темперамент» предложил еще Гиппократ

особенности психики человека

Это он предложил деление на 4 вида темперамента человека:

Это деление не лишено физиологической основы.

особенности психики человека

сила — индивид работоспособен даже при интенсивной, напряженной деятельности; легко восстанавливается, практически не реагирует на какие-то слабые внешние раздражители;

уравновешенность — индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке; легко подавляет свои желания;

подвижность — индивид легко реагирует на изменение ситуации и быстро приобретает новые навыки.

Определенные сочетания этих компонентов объясняют деление на темпераменты, предложенные Гиппократом.

Характер — совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания.

Темперамент — врожденная характеристика, характер — приобретается, формируется в течение жизни человека.

особенности психики человека

Характер человека может меняться под влиянием воспитания и самовоспитания

Интерес — определенная направленность сознания, получение информации в определенной области знаний.

Одним более интересны точные науки, другим — гуманитарные и т.д.

Склонность — предрасположенность к определенному виду деятельности

Идеально, когда интересы и склонности совпадают.

Способности — индивидуальные психические свойства личности, являющиеся необходимым условием при выполнении той или иной деятельности.

Если способности не развивать, то они деградируют, угасают.

Источник: http://distant-lessons.ru/psixologicheskie-osobennosti-lichnosti-cheloveka.html

Кратко об общей характеристике психики человека

Психика – свойственное высокоорганизованным позвоночным животным, обладающим корой головного мозга, психическое отражение объективной действительности и объективизирование отраженного в поведении, а человеком – и в деятельности.

Развивается психика человека как результат его практического взаимодействия с внешним миром в процессе деятельности, которая и определяет дальнейший прогресс всех психических процессов.

Основной особенностью высших психических процессов является их опосредованность. Это качество самым непосредственным образом связано с социально-исторической детерминацией психики, поскольку функцию опосредования обеспечивают «психологические орудия», роль которых выполняют знаки. Посредством знаков происходит, с одной стороны, овладение собственным поведением, то есть развивается произвольность, с другой стороны, происходит приобщение к культуре.

В развернутом во времени психическом отражении выделяют формы, механизмы и содержание.

Формы психического отражения характеризуют тип ответа психики человека на внешнее воздействие. Различают три формы психического отражения:

— эмоциональная форма — это такое отражение взаимодействия человека со средой, когда основной ответной реакцией со стороны психики является переживание (эмоция радости или огорчения, гнев или страх и т.п.);

— познавательная форма реализуется в виде формирования знания;

— волевое отражение реализуется в форме действия, направленного на преодоление разнообразных трудностей.

Если эмоция отражает мир с точки зрения биологического выживания организма, то знание как форма отражения открывает для человека объективные закономерности. В простейшем случае оно реализуется путем формирования в психике идеального подобия (образа, модели) предмета или явления, воспринимаемого человеком.

Сознательный уровень психики (сознание) представляет собой высший уровень отражения, при котором человек заранее ставит определённую цель, соответствующую его потребностям, объективным условиям реальной действительности (включая свои способности и возможности и адекватный прогноз последствий ее достижения намеченной цели), и твёрдо управляет своей внутренней (психической) и внешней (практической) деятельностью по её (цели) достижению.

Сознание— это знание вместе с кем-то, это способность отвечать на внешние стимулы и расшифровывать их так, как принято обществом. Осознать — значит приобрести потенциальную возможность сообщить, передать с помощью знаков (символов) своё знание другому, в том числе другим поколениям, в виде памятников культуры.

Однако, кроме открыто признаваемых нами (то есть осознанных) причин, руководящих нашими действиями, существуют еще тайные причины, в которых мы не признаемся себе, а за этими тайными есть еще более тайные, потому что они неизвестны нам самим.

Бессознательный уровень психического отражения — это самый низкий уровень, при котором человек не осознаёт, каким образом его психика осуществляет отражение реальной действительности. Например, палец внезапно коснулся необычайно горячего предмета — рука мгновенно отдергивается прежде, чем мы почувствуем боль или осознаем опасность. Мы не осознаём, а следовательно, и не замечаем как реагирует наш зрачок на свет и темноту.

Подсознательный уровень отражения является промежуточным между бессознательным и сознательным. В подсознание вытесняются, например, действия, доведенные до автоматизма. Однако в экстремальных ситуациях этот «материал» может быть «затребован» в сознание. Вы идёте домой, поднимаетесь по лестнице, подходите к двери. В вашей руке уже нужный ключ — как он в ней оказался вы не заметили, это произошло само собой, сознание только отметило результат.

Если форма отражения характеризует тип реакции организма, а уровень — степень осознанности, то механизм психического отражения отвечает на вопрос: каким образом, в соответствии с какими закономерностями при взаимодействии человека с окружающей действительностью формируется ответная реакция организма? Различают механизмы эмоционального, познавательного и волевого отражения.

Итак, формы, уровни и механизмы психического отражения – это органически взаимосвязанные характеристики, описывающие разные аспекты единого явления, единой открытой иерархизованной системы — психики человека. Иногда вместо слова «психика» употребляется словосочетание «психические явления», которые подразделяются на следующие:

психические процессы — элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности (они наиболее кратковременны — от доли секунды до десятков минут); это внутренняя «механика» психической жизни (эмоциональные, познавательные и волевые процессы);

психические состояния — более сложные психические явления, длящиеся от нескольких часов до нескольких недель (например, состояния бодрствования, работоспособности, усталости, раздражительности, рассеянности и т.д.);

свойства личности — характер, темперамент, способности, навыки, умения, убеждения, мировоззрение, идеалы.

Важно отметить, что психические процессы, состояния и свойства личности взаимосвязаны и взаимозависимы. Свойства темперамента и психические процессы, например, предопределяют то или иное психическое состояние, а состояние, в свою очередь, часто повторяясь, может стать склонностью, привычкой или чертой характера. Состояния бодрости и активности обостряют внимание и ощущения, а подавленность и пассивность ведут к рассеянности, поверхностным восприятиям и вызывают преждевременную усталость. Психические процессы также могут включаться один в другой, например, ощущение возбуждает внимание и мышление; восприятия сопровождаются представлениями и воображением; эмоции могут вызывать или подавлять волевые усилия.

Таким образом, мы приходим к следующим выводам:

1. Психология — это наука о психике и психической деятельности человека. Она изучает факты, закономерности и механизмы психической деятельности человека.

2. Психика — это внутренний мир человека: образы, его мысли, чувства, стремления, желания, убеждения, мировоззрение, идеалы.

3. Психика — это высшая форма отражения, присущая материи в лице многомиллионного ансамбля клеток головного мозга. Это всего лишь свойство высочайшим образом организованной материи.

Однако есть две особенности нашей психики, которые полностью еще не особзнанны.

Особенность первая: являясь свойством мозга, психика отражает не его работу непосредственно, а внешний мир, объективную реальность. Иными словами, нами ощущается не «работа» нервных клеток мозга, не передача нервного импульса из отдельных частей мозга в другие, а лишь конечный результат деятельности мозга, благодаря чему в сознании воссоздаются образы окружающего внешнего мира, то есть картина внешнего мира. И речь идет не о «фотографическом» отображении действительности, а об активном процессе, в котором образы внешнего мира преломляются через индивидуальный опыт субъекта.

Особенность вторая: картина внешнего мира предстает в сознании как нечто отдельное от субъекта, то есть образы внешнего мира не сливаются с переживанием своего «Я», которое ощущается как нечто отдельное от среды и до известной степени противопоставленное ей.

Интересно, что это свойство психики имеет определенную аналогию с одним из наиболее простых проявлений живого, а именно с имунными реакциями. Сущность этих реакций, как вам известно, составляет способность организма к отделению «своего» белка от «чужого». Противопоставляя себя внешней среде, организм как бы сопротивляется её хаотичным воздействиям. На уровне психики свойство противопоставлять себя внешней среде обеспечивает индивидуальность психической сферы человека, неповторимость его внутреннего мира.

Данная особенность психики находит своё отражение в смысловой структуре слова «сознание», то есть «вместе со значением». Сознаниеотличается от знания тем, что предполагает наличие субъекта, обладающего знанием, что может быть передано словосочетанием: «Я знаю…»

Внимание! Для желающих проверить себя в наличии способности адекватно оценивать поведение других людей предлагается тест «Хороший ли Вы психолог?».

Для работы предъявляются 12 предложений и по три варианта ответов. Выберите свой ответ по каждому предложению (запишите соответствующую букву). Работать с каждым предложением следует «оперативно», долго не раздумывая. Обязательно необходимо отреагировать на все без исключения 12 предложений.

1. Люди, которые придают очень большое значение соблюдению правил поведения и никогда не нарушают вежливого тона, — это: а) вежливые люди; в) строго воспитанные люди; с) неискренние, потому что скрывают свой истинный характер.

2. Вы знаете супругов, которые почти что никогда не ссорятся. Вы считаете, что: а) они счастливы; в) равнодушны друг к другу; с) не совсем доверяют один другому.

3. Вы видитесь с человеком впервые, и он сразу начинает рассказывать анекдоты. Вы подумаете, что он: а) шутник; в) чувствует себя неуверенно и пытается таким образом преодолеть своё состояние; с) хочет произвести хорошее впечатление.

4. Вы говорите с каким-то человеком на тему, интересную вам обоим. Ваш собеседник сопровождает разговор нервными движениями рук, выраженными жестикуляцией и пантомимикой. Вы убеждены, что: а) это выдаёт его внутреннее напряжение; в) он очень устал; с) он неискренен с вами.

5. Вы решили узнать получше кого-то из своих знакомых. Считаете, что полезнее всего для этого: а) оказаться с ним в одной компании; в) понаблюдать как он работает; с) увидеть его в затруднительном положении.

6. Вы находитесь в ресторане с человеком, который даёт официанту большую сумму «на чай». Вы у6еждены, что он хочет: а) произвести впечатление; в) заработать уважение персонала; с) что он добряк.

7. Вы знаете многих людей, которые никогда не начинают разговора первыми. Вы считаете, что: а) они скрытные и нарочно не хотят разговаривать; в) они мнительные и не считают нужным говорить с вами; с) они боязливые.

8. Есть люди, с которыми Вы даже не говорили, но вынесли суждение по их физиономии. По вашему мнению, низкий лоб означает: а) глуповатость; в) твердолобость; с) ничего особенного не значит.

9.Что Вы думаете о человеке, который не смотрит собеседнику в глаза? Считаете, что у него: а) комплекс неполноценности; в) что он неискренен; с) что он рассеян.

10. Вы знаете и таких людей, которые, если случается что-нибудь, сразу же заявляют, что они это заранее знали и по этой причине ничего не предпринимали. Вы считаете их: а) за особенно характерные личности; в) за людей, которые чувствуют себя не очень уверенно и поэтому хвалятся; с) за людей, которые ничем не хотят себя обременять.

11. Вы знаете человека очень хорошо материально обеспеченного, но который всегда покупает самые дешевые вещи. Вы считаете, что: а) он скромен; в) он бережлив; с) он скуп.

12. Наверное, Вам доводилось судить о других только по внешнему виду. На Ваш взгляд, полные люди: а) симпатичнее других, потому что веселы и добросердечны; в) совсем несимпатичны, потому что ленивы и бесцеремонны; с) они такие же, как и остальные: одни добры, другие — ленивы, третьи — лицемерны[2].

Носитель народной мудрости — язык связывает слово «потребность» с тем, что отсутствует, с тем, чего в данный момент нет, в чем имеется надобность, нужда. Не случайно рядом со словом «потребность» чаще всего стоит слово «удовлетворение».

Удовлетворить потребность — это значит ликвидировать отсутствие чего-то, дать нужное. Удовлетворение потребности, следовательно, как правило, предполагает активную деятельность нуждающегося субъекта, цель которой — восполнить недостающее, снять противоречие между желаемым и реально наличествующим.

Таким образом, мы можем принять к сведению первое «рабочее» определение потребности:

Потребность — это состояние субъекта, складывающееся на основе противоречия между имеющимся и необходимым (или представляющимся субъекту необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия. Информативны и другие определения:

— потребность как переживание человеком недостатка чего-то, отражающегося в его сознании и вызывающего стремление к устранению данного недостатка;

— потребность возникает как переживание нужды в определенных предметах, видах деятельности, отношениях и т.п.;

— потребность отражается в сознании человека как мотив его возможного поведения;

— потребность — это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий существования, которая выступает источником активности личности;

— потребность — свойство организма человека «требовать» для своего нормального функционирования строго определенные условия, без которых он не может поддерживать состояние внутреннего равновесия (гомеостазиса). Для человека такими условиями являются:

— условия, необходимые для жизни и развития человека как естественного организма (на уровне индивида);

— условия, необходимые для жизни и развития человека как индивидуальности (социальные и др.);

— условия, необходимые для жизни и развития человека как личности (духовные).

Таким образом,потребность — это необходимость (нужда) выравнивания отклонений от параметров жизнедеятельности, оптимальных для человека как биологического существа, как индивидуальности и как личности. Потребности человека определяют направленность его психики, вызывают повышенную чувствительность ее к определенным сторонам действительности («Кому поп, кому попова дочка»).

Когда мы говорим «потребность», то мы имеем в виду такую реальность нашей психики, которая состоит как бы из 2-х «половинок». Первая из них находится в самом организме и именуется «потребностным состоянием» (это и есть субъективное переживание нужды!). Вторая же «половинка» (то, в чем проснулась нужда) находится вне нашего организма, во внешнем, сложно устроенном мире (предмет потребности).

«Потребностное состояние» имеет свой специфический «язык»: здесь слова, которыми мы оперируем в быту, никакого значения не имеют. Потребностное состояние «дает о себе знать» прежде всего эмоциями, а основной формой такого «крика» проснувшейся потребности будет являться субъективно переживаемое эмоциональное напряжение, эмоциональный дискомфорт, тревожность («что-то не то», «чего-то не хватает»). В других случаях «потребностное состояние» переживается нами как «хандра», «дурное настроение» и т.п.; мы порой не отдаем себе отчета в том, что в таких случаях, в сущности, все связано с отсутствием определенного объекта какой-то нашей потребности.

Правда, в длительной многовековой эволюции за жизненно важными потребностями, такими как потребность в воде, пищевая потребность, потребность самосохранения, закрепились специфические и всеми одинаково понимаемые эмоциональные переживания. Например, если данный человек стал испытывать чувство голода, значит, он должен принимать пищу, и если он этого не сделает, то организм будет страдать и может погибнуть. Но таких жизненно важных потребностей у нас не так уж много. Кстати, все они относятся к инстинктам, то есть генетически закрепленным механизмам адаптации.

Но у современного человека имеется множество других потребностей. Как он узнает о них? Обнаружено, что каждая из потребностей «пробивается» в наше сознание с большим трудом, то есть осознается нами да­леко не сразу, а по этапам, по «ступенькам»:

влечение – смутное, слабо дифференцированное эмоциональное переживание потребности;

желание – начало осознания того, к чему в потенции нас влечет;

интерес– окрашенное положительной эмоцией сосредоточение внимания на тесно связанных с актуальной потребностью объектах;

склонность– здесь к интересу уже присоединяется волевое стремление (тенденция действовать) в направлении объекта интереса;

страсть— сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его сил и устремлений.

Каждая из этих «ступенек» может мотивировать поведение человека.

Итак, циклически «просыпающаяся» в организме человека нужда в каких-то условиях часто не «информирует» сознание о предмете этой нужды. В психологии принято обозначать эту субъективно переживаемую

нужду как потребностное состояние. С отражением в сознании человека предмета нужды потребностное состояние переходит в качественно иной психологический ранг — ранг опредмеченной потребности, то есть потребности, нашедшей свой предмет — мотив. С этого момента человек побуждается к деятельности, конечная цель которой — удовлетворение потребности. Попытаемся схематизировать сказанное:

потребностьвлечениежеланиемысльдействие
(чувство)

Парадокс заключается в том, что человек, как правило, не осознает всей этой цепочки из 5-ти звеньев. На 4 этапе этой последовательности (мышление) он устанавливает для себя цель. И в дальнейшем ему самому именно этот момент осознания цели кажется отправной точкой, побуждением к деятельности. При этом чувственная (эмоциональная) мотивация этой деятельности остается нераскрытой. А между тем, как указывал Ф. Энгельс, поступки человека вытекают из его потребностей, а не из его мышления. Мышление лишь промежуточный этап между потребностью и достигнутым результатом.

«Влечение ставит задачу мышлению (интеллекту) для своего удовлетворения и пользуется им как рабочим аппаратом. Оно (влечение) давит на мышление, приковывает его к нахождению способов своего удовлетворения и заставляет его до тех пор работать в нужном направлении, пока не найден удачный исход»[3].

Великими русскими учеными И.М.Сеченовым и И.П.Павловым был обнаружен и экспериментально «выверен» один из основных механизмов работы головного мозга и «функционирования» психики. Таким основным механизмом является условный рефлекс. Как был экспериментально обнаружен этот механизм на животных?

Одновременно с дачей кормушки с пищей голодной собаке зажигается яркая электролампочка. После съедания животным пищи лампочка выключается. И так каждый раз при каждом кормлении. Через 15-20 таких сочетаний пищи не дают, а только лишь включают электрическую лампочку — слюна у собаки выделяется! Образовалась условная связь (в коре головного мозга) между безусловным раздражителем (пищей) и условным (свет от лампочки). А если теперь при каждом включении лампочки включать одновременно электрозвонок, то после 20-25 таких сочетаний слюна будет выделяться у собаки на один лишь звонок («2-й этаж условной связи»). И так можно этот путь продолжить («третий этаж» и т.д.).

А теперь вернемся к разговору о потребностях. Как этот принцип работы мозга — выработка условной связи — реализуется здесь? Итак, потребностное состояние. часто осознается человеком ложно, и тогда этот человек будет убежден в том, что цель своих действий, а точнее, своей деятельности, он якобы осознает, но.

Например, иногда, благодаря предыдущему опыту организма, связанное с голодом выделение пищеварительных соков и спазмы стенок желудка принимаются за боль желудка, вследствие чего этот человек умышленно отказывается от еды (считая, что от принятия пищи боль усилится).

В чем тут секрет? Индивид находится в состоянии напряжения, вызванного неудовлетворением какой-то потребности, которая «не пробилась» еще в сознание, то есть не осозналась. Если при этом действие какою-то внешнего раздражителя и проведенная индивидом деятельность уменьшат или снимут это напряжение, образуется условная связь между этим раздражителем, деятельностью и уменьшением (снятием) данного эмоционального напряжения. Произошло «научение». С этого времени индивид каждый раз, когда будет повторяться аналогичное напряжение, будет стремиться именно к этому раздражителю и будет считать, что он «знает», как надо себя вести в подобных случаях.

Вот еще пример такой «ловушки». Ребенок, которого родители кормили на коленях, подрастает настолько, что может уже сам есть за столом. Родители едят. Ребенок, предоставленный самому себе в ситуации, в которой он всегда был предметом исключительного внимания окружающих, начинает капризничать. Теперь родителям достаточно снова заняться его кормлением, чтобы у ребенка возникла условная связь между его капризами и концентрацией на нем внимания родителей. Таким образом, капризы ребенка будут награждаться, а послушание наказываться.

Именно по такому пути, в зависимости от среды и собственных черт личности, может формироваться индивидуальный набор способов удовлетворения потребностей.

Потребность — это не только нужда, но и отражение этой нужды в сознании, то есть осознание ее, «внутренний образ» необходимого. Формируясь в осознании, этот «образ необходимого» может быть весьма различен у разных людей.

Сформированные конкретной социальной средой привычки, представления, взгляды, образ жизни — все это сообщает «образу необходимого» ярко выраженную индивидуальную окраску.

Скажем, потребность в пище — это объективная нужда организма. А что жизненно необходимо для нашего организма? Всего-навсего вот что: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли. Теперь давайте вспомним сцену завтрака героев романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» Константина Левина и Стивы Облонского. Как по-разному эта нужда проявляется у них, если первому совершенно безразлично, чем и как утолить голод («Мне все равно. Мне лучше всего щи и каша.»), то сибарит Облонский относится к выбору меню, как к наисерьезнейшему делу («Устрицы должны быть не остендские, а фленбургские, шампанское — с «белой печатью.»).

«Голод есть голод, — пишет К.Маркс — однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов»[4].

Из этого высказывания вытекает необычайно важное для нас положение: способы удовлетворения потребности сами могут стать потребностью. Например, собирание книг, которое вначале удовлетворяло познавательную потребность в знаниях, может стать само (то есть сам факт собирания) по себе потребностью, перейдя в библиофилию (страсть к собиранию книг — это уже предмет интереса психиатров). Кстати, К.Маркс обращал внимание и на эту закономерность:

«Сама удовлетворенная потребность, действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям, и это порождение новых потребностей есть первое историческое дело»[5].

Если вы собираетесь научиться разбираться в мотивах поведения людей, необходимо знать, что на почве удовлетворения основных физиологических (общих для всех людей) потребностей формируются у каждого конкретного человека новые потребности — индивидуальные, перечень которых бесконечно велик.

На процесс индивидуализации потребностей оказывают влияние следующие факторы:

1.Конкретизация способов удовлетворения потребностей основывается на том, что каждая потребность удовлетворяется определенным способом и что число этих способов ограничено у конкретного человека, так как готовность пользоваться неэффективными или вредными способами угасает, тогда как использование других способов закрепляется. Кстати, в этом и заключается формирование индивидуальных черт характера.

2. Ментализация (осознание) основывается на отражении в сознании содержания потребности или нескольких ее аспектов. Именно осознание предмета потребности делает возможным участие самого человека в конкретизации способов удовлетворения потребностей и может существенно влиять на ход деятельности, удовлетворяющей потребность. Например, если мне удастся осознать, что мой способ поведения в данной ситуации есть результат удовлетворения определенной потребности, у меня может появиться творческий поиск других, более отвечающих моему самосознанию способов действия.

3. Социализация способов удовлетворения потребностей основывается на подчинении их определенным ценностям культуры, в рамках которой течет наша жизнь.

Итак, конкретизация, ментализация и социализация определяют то, что можно назвать индивидуальным стилем жизни конкретного человека. А он у каждого человека является показателем его жизненного опыта, личностных возможностей и богатства преображения.

Венский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд в свое время заявил, что такой «самой важной» потребностью у человека является сексуальная потребность. Однако его же ученики были с этим не согласны. А. Адлер, например, в качестве фундаментальной потребности человека называл «стремление к превосходству», Салливен — «потребность в нежности», Хорни — «бегство от исходного страха» и т.д.

В 50-60-х годах нашего столетия широкое распространение получила теория мотивации американского социального психолога Маслоу. Его заслуга состояла в том, что он один из первых попытался выстроить систему потребностей личности, то есть в основу был положен принцип иерархии:

1) потребность в самореализации (самоутверждении);

2) потребность в уважении;

3) потребность в любви (принадлежности к кому-либо);

4) потребность в безопасности и благополучии;

5) физиологические потребности.

Принцип иерархии по Маслоу состоит в том, что потребности вышележащей ступени становятся актуальными для индивида лишь после того, как удовлетворены потребности нижележащие. Образно это можно сравнить с пятиступенчатой ракетой, от которой в процессе «полета» последовательно отделяются низшие ступени, пока, наконец, ведущим мотивом для личности не становится одна, главная потребность — в самореализации.

Н.Н.Михайлов для популяризации знаний по этому вопросу предлагает структуру потребностей человека представить в виде многоэтажного дома. На нижних этажах этого дома располагаются материальные (физиологические) потребности, служащие как бы фундаментом, основой, на которой вырастают духовные запросы человека. И чем прочнее будет этот «фундамент», то есть чем полнее будут удовлетворяться материальные запросы человека, тем больше будет реальных возможностей для духовной деятельности, тем он будет свободнее, независимее от материальных забот[6].

«Верхние этажи» этого здания занимают духовные потребности (общественно-политические, познавательные, нравственные, эстетические, потребность в мировоззрении и др.). «Каркасом» же здания потребностей является потребность в труде — это доминантная потребность человека, по мнению автора. А родовой потребностью у человека является потребность в самореализации. (Гегель называл ее «всеобщей и материальной»).

Так вот, в этом «здании потребностей» человека потребность в самореализации будет выполнять роль лифта, курсирующего между этажами. В зависимости от того, в удовлетворении каких потребностей осуществляется самореализация человека (то есть на каком этаже остановился «лифт»), мы можем судить о направленности социальной ориентации личности этого человека. Иными словами, потребность в самореализации является поливалентной («многовалентной). Что такое «валентность»? «Валентность» — свойство потребностей в процессе их удовлетворения вступать в комбинации (соединяться) с другими потребностями, в результате чего нередко происходит замещение первоначально удовлетворяемых потребностей другими, более насущными для субъекта. Можно говорить о трех формах проявления валентности потребностей:

Кумуляция (накопление) — поскольку одна и та же деятельность индивида может быть мотивирована поливалентно, то в процессе этой деятельности нередко удовлетворяются самые различные потребности. В процессе осуществления деятельности в результате этого и происходит накопление (кумуляция) потребностей. Например, одна и та же деятельность — забота об одежде — может быть продиктована потребностью в тепле и потребностью самоутверждения.

Компенсация — одна и та же потребность может быть удовлетворена различными способами, в различных видах деятельности. Например, игра с собачкой, просмотр телепередачи, прием гостей, философская дискуссия — все эти столь различные понятия могут тем не менее быть способом реализации одной потребности — потребности в общении. Иными словами, неудовлетворение определенной потребности в одном из видов деятельности и связанное с этим чувство неудовлетворенности можно хотя бы частично возместить (компенсировать) путем удовлетворения этой (или близкой к ней) потребности в другом виде деятельности, иным способом. Еще пример: человек может быть плохим работником и не пользоваться уважением в коллективе, однако потребность в уважении и самоуважении может компенсироваться им в другой сфере, скажем, в семье или дружеской компании. Основой удовлетворения этой потребности в данном случае будет являться уже не трудовая деятельность, а занятия в сфере досуга.

Особым проявлением замещения потребностей выступает отношение, которое связано с подавлением потребностей и которое может быть названо сублимацией. Подавление потребности может проистекать из-за отсутствия объекта удовлетворения, неприемлемости для индивида способа удовлетворения или невозможности реализовать данную потребность наиболее адекватным способом. Подавленная потребность остается неудовлетворенной, хотя субъект и пытается реализовать ее, избирая для этого иной объект и иной способ удовлетворения. Жизнь полна примеров подобной сублимации, и не случайно к ней так часто обращаются художники и писатели. Невозможность удовлетворения потребности в любви порождает у тургеневского Герасима сублимацию этой потребности в привязанности к собачке. Настя из пьесы Горького «На дне» стремится «заместить» аналогичную потребность чтением бульварных романов и сочинением романтических историй.

Таким образом, кумуляция, компенсации и сублимация являются механизмами превращения действительных потребностей в ложные, неразумные. Понятно, что этот механизм приводится в действие лишь при определенных условиях, иногда налицо регрессирующее воздействие социальных факторов: определенной нравственной атмосферы в семье, отрицательного влияния на индивида ближайшего личностного окружения, неправильного воспитания.

В современных учебниках по психологии принято подразделять все потребности человека на три блока: физиологические потребности, социальные потребности и духовные потребности. Каждый из блоков в свою очередь включает свой «веер» потребностей. Так, в физиологический блок включаются потребности в пище, воде, кислороде, сохранении температурного режима и др.; в социальный блок — в общении, престиже, социальном статусе, в авторитете, сочувствии, взаимопонимании и др.; в блок духовных потребностей — в эстетическом наслаждении, в смысле жизни, в самореализации и др.

У человека этот комплекс потребностей образует сложную потребностно-мотивационную систему, обеспечивающую реализацию основного закона жизни – процесса удовлетворения потребностей.

Итак, если юрист имеет намерение (а оно будет принудительно диктоваться характером профессиональной деятельности) разобраться в мотивах противоправного (да и законопослушного) поведения конкретного человека, он должен знать, что «никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей» (К.Маркс)[7]. И мысли, и чувства, и поступки людей зависят от этого основного закона жизни. Понимает, осознает ли это человек — это вопрос другого свойства.

Отсюда следует, что отождествлять понятия «мотив поведения» и «мотивация поведения» будет не совсем правильно.

Эмоции и противоправное поведение

Дата публикования: 2014-11-19 ; Прочитано: 1769 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с) .

Источник: http://studopedia.org/4-147527.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *