Известные психологи — русские психологи

15.03.2020

Мелани Кляйн – известнейший психолог, крупный специалист в области детского психоанализа, основательница отдельной психоаналитической школы, исследователь, автор игрового метода в психоанализе, ей также принадлежит создание и развитие теории объектных отношений.

Известные психологи

Институт имеет Государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности

Форма документов, выдаваемых в нашем институте, соответствует всем требованиям государства. Образец диплома/удостоверения вы можете увидеть на странице любой программы в блоке «Стоимость».

Вы можете оплатить обучение в рассрочку. Дополнительные скидки предусмотрены для групповых заявок на обучение (от 3 чел).

26 направлений обучения по педагогике и психологии, более 450 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

Отто Ранк

Отто Ранк (Розенфельд) — крупный представитель психоаналитического направления психологической науки, один из ближайших учеников З. Фрейда, неутомимый исследователь, автор психоаналитической теории о травме рождения, преподаватель, доктор наук.

Франц Александер

Влиятельный американский специалист-психоаналитик и медик венгерского происхождения, один из крупнейших в мире исследователей в области психосоматики, создатель Чикагского психоаналитического общества, автор важных научных трудов – Франц Габриэль Александер.

Карл Ясперс

Всемирно известный врач-психиатр, психолог, философ немецкого происхождения, один из крупнейших представителей экзистенциального направления философии и психологии – Карл Ясперс.

Лидия Ильинична Божович

Имя Лидии Ильиничны Божович – выдающегося русского ученого времени СССР, психолога, крупного исследователя в области психологии (возрастной и развития), а также педологии, одной из учениц Льва Семеновича Выготского, профессора, доктора наук – известно сегодня во всем мире.

Петр Борисович Ганнушкин

Петр Борисович Ганнушкин – крупный русский исследователь в области психиатрии и психологии, создатель отдельного подхода к пониманию и классификации психических расстройств, результаты его работ стали основой для современных классификаций акцентуаций характера.

Дейл Карнеги

Дейл Карнеги – всемирно известный американский психолог, крупный исследователь в области психологии коммуникации и взаимодействия между людьми, успешный оратор, талантливый и очень популярный писатель, выдающийся преподаватель, автор ряда бестселлеров, побивших рекорды популярности по всему миру.

Станислав Гроф

Станислав Гроф – известнейший современный психолог, психиатр, ученый – исследователь, создатель отдельного направления психологической науки – пренатальной и перинатальной психологии, а также оригинальной психотерапевтической методики холотропного дыхания, автор многочисленных публикаций, обладатель ряда премий и наград за вклад в науку, профессор.

Фриц Перлз

Яркий, харизматичный, неординарный человек, бунтарь, неутомимый исследователь, психоаналитик, выдающийся психолог, родоначальник популярного в современном мире психотерапевтического направления – гештальт-терапии – все это по праву относится к Фредерику (Фрицу) Перлзу.

Мелани Кляйн

Мелани Кляйн – известнейший психолог, крупный специалист в области детского психоанализа, основательница отдельной психоаналитической школы, исследователь, автор игрового метода в психоанализе, ей также принадлежит создание и развитие теории объектных отношений.

Алексей Николаевич Леонтьев

Алексей Николаевич Леонтьев – известный во всем мире психолог, один из крупнейших советских психологов, неутомимый искатель истины, талантливый ученый, профессор и один из основателей психологического факультета МГУ, человек, обладавший выдающимися личностными качествами.

Источник: http://ippt.ru/biblioteka/izvestnye_psihologi/

Русские психологи

Отечественные психологи

Владимир Иванович
( 1857 — 1927 )

русские психологи

— известный русский невролог, невропатолог, психолог, психиатр, морфолог и физиолог нервной системы .

Иван Петрович
( 1849 -1936)

русские психологи

— великий российский естествоиспытатель, физиолог, лауреат Нобелевской премии. Сеченов
Иван Михайлович
(1829-1905)

русские психологи
— российский ученый, создатель физиологической школы, член-корреспондент, почетный член Петербургской АН.

Л азурский
Александр Федорович
(1874-1917)
русские психологи
— известный русский врач и психолог, профессор . П остроил систему классификации личностей , одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

Блонский
Павел Петрович

(1884 — 1941)
русские психологи
— российский педагог, психолог и философ. В качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение, тесно связанное с социальными отношениями. Автор одной из классификаций видов памяти. Занимался также проблемами развития мышления, сексуального развития.

Рубинштейн
Сергей Леонидович

(1889-1960)

русские психологи

-выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный подход в философии, психологии

Мясищев
Владимир Николаевич

русские психологи

советский психолог. Разрабатывал концепцию отношений личности, восходящую своими корнями к воззрениям А.Ф.Лазурского .

Выготский
Лев Семенович

(1896-1934 )

русские психологи

выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры

Теплов
Борис Михайлович

(1896 – 1965)

русские психологи

— советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии.

Петр Яковлевич

русские психологи

— доктор педагогических наук по психологии, профессор , выдающийся отечественный психолог, заслуженный деятель науки РСФСР.

Автор концепции планомерно поэтапного формирования умственных действий и трактовки психологии как науки об ориентировочной деятельности субъекта

Занков
Леонид Владимирович
(1901-1977 )

русские психологи

известный педагог, психолог, дефектолог. Занимался исследованием детей с задержкой умственного развития

Создатель дидактической системы развивающего обучения. Действительный член АПН РСФСР (1955), действительный член АПН СССР (1968)

Блюма Вульфовна
(1900 — 1988)

русские психологи

п сихолог, доктор психологических наук , профессор.

Работая в школе К. Левина, выявила зависимость продуктивности запоминания от динамики потребностей субъекта («завершенности» действий), получившую известность в психологии как «эффект Зейгарник»

Леонтьев
Алексей Николаевич

(1903 — 1979)
русские психологи

известнейший советский психолог

Эльконин
Даниил Борисович

— доктор психологических наук, профессор, выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологи

Божович
Лидия Ильинична

(1908-1981)
русские психологи

ученица Л.С.Выготского, известный советский психолог, сотрудница Харьковской деятельностной школы.

Лурия
Александр Романович
( 1902 -1977 )

Профессор, доктор педагогических наук, доктор медицинских наук .

Наталья Александровна
(1905-1984)

русские психологи

— видный отечественный психолог.

Талызина
Нина Федоровна

русские психологи

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН СССР, действительный член АПН СССР, действительный член РАО.

Источник: http://www.psyvoren.narod.ru/fotoalbom2.htm

Менее 30 дней

осталось до конца вашей подписки

Продлите подписку сейчас и не пропустите ни одной самой важной книги, способной изменить вас и ваш бизнес!

Получить в подарок обзор книги «Законы влияния» Сьюзан Вайншенк.

Получите бесплатно обзор этой книги на свой email прямо сейчас.

Оставьте свой email и вы сможете скачать «Алгоритм написания текстов»

Спасибо!

Мы будем отправлять вам только интересные и полезные новости!

Спасибо!

Обновите страницу, чтобы статья открылась для чтения.

Спасибо!

Файл доступен вам по ссылке.

Apple

для вас идеален формат epub. Абсолютно все устройства Apple автоматически его распознают и открывают через стандартное приложение iBooks.

Android

для вас подойдут и формат epub и формат fb2. Мы советуем использовать приложения MoonReader , FbReader , EbookReader.

Файлы откроются в этих приложениях, они всегда будут в вашем доступе. Вы сможете настроить визуально текст для своего комфорта.

Если вам привычно читать формат pdf и возникают проблемы, то мы подскажем, как их решить.

Windows

мы советуем формат epub и приложение EbookReader .

Файлы откроются в приложении, будут всегда у вас под рукой, вы также сможете настроить шрифт и яркость.

Если вы предпочитаете читать с экрана компьютера или в распечатанном виде, то рекомендуем скачивать формат pdf.

Для электронных книг мы советуем формат epub или pdf. Вам необходимо будет скачать файлы сначала на Пк, а затем перенести их в память электронной книги через карту памяти или шнур USB.

Спасибо!

Письмо с обзором придет на Вашу почту в течение 10 минут. Проверьте папку «Спам» или «Нежелательная почта».

Если письмо так и не пришло — напишите нам на kratko@knigikratko.ru, мы оперативно его продублируем.

Спасибо!

Вы скачали уже три обзора книг. Для вас доступ к дальнейшему скачиванию закрыт. Вы сможете читать обзоры, только оформив подписку.

Спасибо!

В течение пары минут вы получите на свой e-mail письмо с бесплатным обзором.

Спасибо!

С Праздником вас!

Мы отправили вам 3 бесплатных обзора на указанный e-mail. Внимательно проверьте папку «Спам» или «Нежелательные» вашего почтового ящика. Если там все же нет письма с книгами – то пишите нам на kratko@knigikratko.ru – мы оперативно вам их пришлем!

Заказ подписки

Оставьте ваши данные для оформления подписки.

Заказ подписки

17 лучших книг великих психологов, которые изменили нашу реальность

русские психологи

Откройте любые газету или журнал, и вы там найдете термины, предложенные Зигмундом Фрейдом. Сублимация, проекция, перенос, защиты, комплексы, неврозы, истерии, стрессы, психологические травмы и кризисы и т.д. – все эти слова прочно вошли в нашу жизнь. И также прочно в нее вошли книги Фрейда и других выдающихся психологов. Предлагаем вам список самых лучших – тех, которые изменили нашу реальность. Сохраните себе, чтобы не потерять!

Эрик Берн — автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом играем друг с другом в игры, используя три роли: Взрослый, Родитель и Ребенок. Подробнее об этой популярной во всем мире концепции читайте в обзоре бестселлера Берна «Игры, в которые играют люди», представленном в Библиотеке КнигиКратко.

Эдвард де Боно, британский психолог, разработал метод, обучающий эффективно мыслить. Шесть шляп — это шесть разных способов мышления. Де Боно предлагает «примерить» каждый головной убор, чтобы научиться думать разными способами в зависимости от ситуации. Красная шляпа — это эмоции, черная — критика, желтая — оптимизм, зеленая — творчество, синяя — управление ходом мыслей, а белая — факты и цифры. Обзор его книги вы можете прочитать в Библиотеке КнигиКратко.

3. Альфред Адлер. Понять природу человека

Альфред Адлер — один из самых знаменитых учеников Зигмунда Фрейда. Создал свою концепцию индивидной (или индивидуальной) психологии. Адлер писал, что на поступки человека влияет не только прошлое (как учил Фрейд), но и будущее, а точнее цель, которую человек хочет достичь в будущем. И уже исходя из этой цели, он преобразует свое прошлое и настоящее. Иными словами, только зная цель, мы можем понять, почему человек поступил так, а не иначе. Возьмем, к примеру, образ с театром: только к последнему акту мы понимаем поступки героев, которые они совершили в первом акте. О всеобщем законе развития личности, предложенном Адлером, вы можете прочитать в статье: «Я – Наполеон! При каких условиях чувство неполноценности перерастает в болезнь».

Доктор медицины, психиатр и психоаналитик Норман Дойдж посвятил свои исследования пластичности мозга. В своем главном труде он делает революционное заявление: наш мозг способен менять собственную структуру и работу благодаря мыслям и действиям человека. Дойдж рассказывает о последних открытиях, доказывающих, что человеческий мозг пластичен, а значит, способен самоизменяться. В книге представлены истории об ученых, врачах и пациентах, которые смогли добиться удивительных трансформаций. Тем, у кого были серьезные проблемы, удалось без операций и таблеток вылечить заболевания мозга, считавшиеся неизлечимыми. Ну а те, у кого не было особых проблем, смогли значительно улучшить работу своего мозга. Подробнее в обзоре, представленном в Библиотеке КнигиКратко.

Сьюзан Вайншенк — известный американский психолог, специализирующийся на поведенческой психологии. Ее называют «Леди Мозг», поскольку она изучает последние достижения в области неврологии и человеческого мозга и применяет полученные знания в бизнесе и повседневной жизни. Сьюзан рассказывает об основных законах психики. В своем бестселлере она выделяет 7 основных мотиваторов человеческого поведения, которые влияют на нашу жизнь. Подробнее об этом в обзоре по книге «Законы влияния», представленном в Библиотеке КнигиКратко.

6. Эрик Эриксон. Детство и общество

Эрик Эриксон — выдающийся психолог, который детализировал и дополнил знаменитую возрастную периодизацию Зигмунда Фрейда. Периодизация жизни человека, предложенная Эриксоном, состоит из 8 стадий, каждая из которых заканчивается кризисом. Этот кризис человек должен правильно пройти. Если не проходит, то он (кризис) добавляется в нагрузку в следующий период. О важных возрастных периодах жизни взрослых людей вы можете почитать в статье: «3 переломных момента в жизни, после которых открывается второе дыхание».

Знаменитая книга известного американского психолога Роберта Чалдини. Она стала классической в социальной психологии. «Психологию убеждения» рекомендуют лучшие ученые мира как пособие по межличностным отношениям и конфликтологии. Обзор по этой книге представлен в Библиотеке КнигиКратко.

8. Ганс Айзенк. Измерения личности

Ганс Айзенк — британский ученый-психолог, один из лидеров биологического направления в психологии, создатель факторной теории личности. Наиболее известен как автор популярного теста на уровень интеллекта — IQ.

Психолог Дэниел Гоулман полностью изменил наше представление о лидерстве, заявив, что для лидера «эмоциональный интеллект» (EQ) важнее IQ. Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность выявлять и понимать эмоции, как собственные, так и чужие, а также способность использовать эти знания, чтобы управлять своим поведением и отношениями с людьми. Лидер, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно будет проигрывать лидеру, умеющему управлять эмоциями. Почему так происходит, вы можете прочитать в обзоре по книге Гоулмана «Эмоциональное лидерство», представленном в Библиотеке КнигиКратко.

Знаменитый социолог Малкольм Гладуэлл представил ряд любопытных исследований, посвященных интуиции. Он уверен, что интуиция есть у каждого из нас, и к ней стоит прислушиваться. Наше бессознательное без нашего участия обрабатывает огромные массивы данных и на блюдечке выдает самое верное решение, которое нам остается только не пропустить и использовать с толком для себя. Однако интуицию легко спугнуть отсутствием времени для принятия решения, состоянием стресса, а также попыткой описать словами свои мысли и действия. Обзор по бестселлеру Гладуэлла «Озарение» есть в Библиотеке КнигиКратко.

11. Виктор Франкл. Воля к смыслу

Виктор Франкл — всемирно известный австрийский психолог и психиатр, ученик Альфреда Адлера и основатель логотерапии. Логотерапия (от греческого «Logos» – слово и «terapia» – забота, уход, лечение) — это направление в психотерапии, возникшее на базе тех выводов, которые Франкл сделал, будучи заключенным концлагеря. Это терапия поиска смысла, это тот способ, который помогает человеку найти смысл в любых обстоятельствах его жизни, в том числе и в таких крайних как страдания. И здесь очень важно понять следующее: чтобы найти этот смысл, Франкл предлагает исследовать не глубины личности (как считал Фрейд), а ее высоты. Это очень серьезная разница в акценте. До Франкла психологи в основном пытались помочь людям, исследуя глубины их подсознания, а Франкл настаивает на полном раскрытии потенциала человека, на исследовании его высот. Таким образом, акцент он делает, говоря образно, на шпиль здания (высота), а не на его подвал (глубины).

12. Зигмунд Фрейд. Толкование сновидений

Зигмунда Фрейда представлять не надо. Скажем только несколько слов о его главных выводах. Основатель психоанализа считал, что ничего не происходит просто так, всегда надо искать причину. А причина психологических проблем кроется в бессознательном. Он придумал новый метод, который вводит в бессознательное, а значит, изучает его – это метод свободных ассоциаций. Фрейд был уверен, что все проживают Эдипов комплекс (для мужчин) или комплекс Электры (для женщин). Становление личности происходит именно в этот период — с 3 до 5 лет. Если вы хотите узнать об этом подробнее, читайте статью: «Эдипов комплекс: главная битва человека, которая определяет всю его жизнь».

13. Анна Фрейд. Психология Я и защитные механизмы

Анна Фрейд — младшая дочь основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Основала новое направление в психологии — эго-психологию. Главной её научной заслугой считают разработку теории защитных механизмов человека. Также Анна значительно продвинулась в изучении природы агрессии, но всё-таки самым весомым ее вкладом в психологию было создание детской психологии и детского психоанализа.

14. Нэнси МакВильямс. Психоаналитическая диагностика

Эта книга — Библия современного психоанализа. Американский психоаналитик Нэнси МакВильямс пишет, что все мы до некоторой степени иррациональны, а значит, про каждого человека необходимо ответить на два основных вопроса: «Насколько псих?» и «В чем конкретно псих?» На первый вопрос позволяют ответить три уровня работы психики (подробности в статье: «3 состояния психики, которые показывают, здоров ли человек или есть патология»), а на второй — типы характера (нарциссический, шизоидный, депрессивный, параноидный, истерический и т.д.), подробно изученные Нэнси МакВильямс и описанные в книге «Психоаналитическая диагностика».

15. Карл Юнг. Архетип и символ

Карл Юнг — второй знаменитый ученик Зигмунда Фрейда (об Альфреде Адлере мы уже рассказывали). Юнг считал, что бессознательное — это не только все самое низшее в человеке, но и самое высшее, например, творчество. Бессознательное мыслит символами. Юнг вводит понятие коллективного бессознательного, с которым человек рождается, оно у всех одинаковое. Когда человек появляется на свет, он уже наполнен древними образами, архетипами. Они переходят из поколения в поколение. Архетипы влияют на все, что происходит с человеком.

16. Абрахам Маслоу. Дальние пределы человеческой психики

Абрахам Маслоу — всемирно известный психолог, пирамиду потребностей которого знают все. Но Маслоу знаменит не только этим. Он первым описал психически здорового человека. Психиатры, психотерапевты, как правило, имеют дело с психическими отклонениями. Эта область довольно хорошо изучена. А вот психическое здоровье мало кто исследовал. Что значит — быть здоровым человеком? Где грань между патологией и нормой? Подробности в статье: «10 критериев психической нормы: как понять, здоровы ли вы?»

Мартин Селигман — выдающийся американский психолог, основатель позитивной психологии. Всемирную известность ему принесли исследования феномена выученной беспомощности, то есть пассивности перед лицом якобы неустранимых неприятностей. Селигман доказал, что в основе беспомощности и ее крайнего проявления — депрессии — лежит пессимизм. Психолог знакомит нас с двумя своими главными концепциями: теорией выученной беспомощности и представлением о стиле объяснений. Они тесно связаны. Первая объясняет, почему мы становимся пессимистами, а вторая — как изменить стиль мышления, чтобы из пессимиста превратиться в оптимиста. Обзор книги Селигмана «Как научиться оптимизму» представлен в Библиотеке КнигиКратко.

Источник: http://www.knigikratko.ru/articles/17-luchshih-knig-velikih-psihologov-kotorye-izmenili-nashu-realnost

Русский психолог онлайн. Шесть причин обращения к русскому психологу за границей.

русские психологи

русские психологи Русский психолог онлайн. Шесть причин обращения к русскому психологу за границей.

Если вы переехали на постоянное место жительство в Америку или Канаду, то прежде всего вы как эмигрант, оторванный от родных культурных ценностей, чувствуете большой психологический стресс и потрясение. Новое место жительство непременно будет насыщать вас как позитивными эмоциями, так и негативными. Через это проходит каждый человек, который решился переехать за границу. Обычно это называется «культурным шоком», и он начинается сразу при въезде в новую для него страну. И по больше части с ним трудно справится в одиночку. Стоит заметить, что русские переселенцы разных волн воспринимали и воспринимают эмиграцию тремя способами:

Источник: http://vashe-soznanie.ru/konsultatsiya-psihologa/russkij-psixolog-onlajn-shest-prichin-obrashheniya-k-russkomu-psixologu-za-granicej.html

Рубинштейн С.Л. — великий русский психолог

Детство и юность Сергея Леонидовича Рубинштейна. Обучение в Германии, проблема методологии познания в его философских трудах. Преподавательская деятельность под началом Ланге. Путь становления ученого как психолога. Научная работа во время войны.

РубрикаПсихология
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления13.06.2011
Размер файла18,5 K

русские психологи

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рубинштейн С.Л. — великий русский психолог

рубинштейн психолог ученый

Родился 18 июня 1889 года в Одессе. Его родители принадлежали к высокообразованным кругам российской интеллигенции. Содержание большой семьи — у Рубинштейнов было четверо сыновей — требовало от отца огромных усилий. Он был крупным адвокатом, имевшим широкий социальный, экономический, юридический кругозор, имел огромную практику.

Мать Сергея Леонидовича сумела передать сыновьям все лучшее, что несла в себе культура 19 века. Сергей, с детства страдавший болезнью сердца, получил свое первое образование в семье — он блестяще знал мировую литературу, очень рано познакомился с русской и западной философией, увлекался математикой, свободно владел тремя европейскими языками, читал на греческом и латинском.

Нравственно-этические проблемы, поставленные Л. Толстым, Ф. Достоевским, Н. Бердяевым, очень рано стали для него проблемами жизненными.

Проведенное дома детство, судьба семьи, оказавшейся в одиночестве в мелкобуржуазной процветающей среде, затем отказ царя на его прошение учиться в университетах России как лицу еврейского происхождения и вынужденный отъезд в Европу для обучения в университетах Германии — все это наложило отпечаток на его личность.

В двадцать лет он уезжает в Германию, где в Университетах Берлина, Фрайбурга и Марбурга с 1909 по 1913 годы изучает философию, социологию, математику, естествознание, а также логику и психологию. Кроме подлинно энциклопедического образования, Сергей Леонидович, творчески овладел, чтобы затем блестяще применять на протяжении всей жизни, методом, методологией — «логикой» организации знания, способами его получения. Он научился применять философские конструкты в качестве методологии научного познания. Его учителями были крупнейшие представители неокантианства — Герман Коген и Пауль Наторп.

Однако, освоив присущую им культуру и искусство мышления, Сергей Леонидович не стал ни последователем своих учителей, ни продолжателем марбургской школы. Досконально овладев гегелевским и кантовским методом, он специально посвятил свою первую кандидатскую (по старым критериям докторскую) диссертацию проблеме метода («К проблеме метода»), в которой сумел преодолеть рационализм гегелевского мышления, формализм и априоризм Канта и неокантианства и извлечь жемчужину диалектического метода и как философского и как научной методологии. Применив гегелевский метод и концепцию познающего субъекта для преодоления основной формалистической парадигмы марбургской школы, он по-новому поставил проблему методологии познания.

После возвращения в 1913г. в Одессу, он берется за скромный труд преподавателя психологии и логики в гимназии, решает трудные проблемы материального положения семьи, отказавшись от блестящих предложений возглавить любую кафедру философии и логики в университетах Европы.

Поворотным моментом в его судьбе стала встреча с Н.Н. Ланге — известным русским психологом, возглавлявшим в то время кафедру философии и психологии в Одесском университете. Н.Н. Ланге способствовал приглашению С.Л. Рубинштейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом. С.Л. Рубинштейн начинает читать курсы лекций по теории познания, логике, психологии, философским основам математики, теории относительности Эйнштейна. После смерти Н.Н. Ланге в 1922г. он возглавляет кафедру, уделяя огромное внимание и методам преподавания, и в целом организации и реорганизации образования на Украине.

Однако период творческого расцвета и успешной деятельности очень быстро прерывается конфликтом с дореволюционной профессурой. К середине 20-х годов Рубинштейн вынужден отказаться от руководства кафедрой, чтения лекций и перейти на должность директора Одесской публичной библиотеки.

Таким образом, если первый период его научной деятельности, датируемой 1911-1923 годами является этапом его становления как философа, открывающего «технологию» (выражаясь современным языком) философского и научного мышления, способами сравнения и синтеза различных знаний, искусством абстракции и обобщения, то второй этап (1925-1935) — это период его становления как психолога.

С трудами К. Маркса, их первыми переводами в России и оригиналами за рубежом Сергей Леонидович познакомился очень рано. Но извлечь из марксовой теории не ее полит-экономическое и тем более не социальное, а собственно философское содержание, он смог только определив основные координаты собственной концепции.

В 1930г. судьба С.Л. Рубинштейна опять резко меняется благодаря встрече с ленинградским психологом М.Я. Басовым, пригласившим его в Ленинград, где вначале он работал заместителем директора публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, а затем стал заведующим кафедрой психологии Пединститута им. А.И. Герцена. Это десятилетие жизни С.Л. Рубинштейна, с одной стороны было, вероятно, наиболее оптимальным с точки зрения его собственного жизненного и творческого пути и одновременно трудным — как продолжение выпавших и на его долю и на долю многих советских психологов испытаний. В начале 30-х годов он публикует свою концепцию сознания и деятельности в статье «Проблемы психологии в трудах К. Маркса» (1934), а на следующий год выходит в свет его первая монография «Основы психологии» (1935). В этих работах он дает свою интерпретацию системы идей, заключенных во впервые опубликованных в 1927-32 ранних рукописях К. Маркса. В этот период он заявил о себе как психолог.

Рубинштейн приступает к созданию своего первого фундаментального труда по психологии, ее «Основ». Назначение и форму этой книги невозможно понять, не раскрыв тех задач, которые ставил перед собой Рубинштейн. И в совокупности задач воспроизводства науки как целого в качестве основного звена в этот период он выделяет задачу подготовки кадров психологов на методологической философской основе. Закладывая теоретически основы психологии будущего, он берет на себя ответственность за подготовку кадров. Поэтому его «Основы психологии» (1935) — не философско-психологический трактат, а прежде всего учебник для будущих психологов, который является обобщением опыта теоретических и эмпирических исследований предшествующего периода.

Не дожидаясь выхода в свет этого учебника, он садится за написание следующего — «Основ общей психологии». И если первые «Основы психологии» все годы, прошедшие с момента их издания, служили единственным учебным пособием в университетском преподавании психологии, то новая книга «Основы общей психологии» становится средоточием научной жизни всей советской психологии — учебной, организационной, исследовательской. В этом труде он (как отмечается в одной из рецензий) впервые всесторонне и обоснованно представил психологию как относительно законченную систему в свете материалистической диалектики. В этом труде профессор С.Л.Рубинштейн по существу подвел итоги развитию советской психологии за 25 лет… и наметил новые пути ее дальнейшего плодотворного развития на основе марксистско-ленинской методологии.

«Уже с самого начала войны Рубинштейн проявил большое личное мужество, добровольно оставшись в осажденном Ленинграде для того, чтобы в качестве проректора организовать работу Пединститута в тяжелейший период вражеской блокады. В первую, самую трудную блокадную зиму 1941-42 гг. он работал над новым, дополненным изданием своих «Основ» (оно вышло в свет в 1946г.). Он принимает активное участие в организации обороны города, в помощи населению, научным работникам. Вместе с другими ленинградскими психологами он организует консультационную помощь делу обороны Ленинграда, разработке системы маскировки контуров архитектурных памятников, а деле радиолокации. Он готовит информацию для командования о концепции Е. Крюгера, опираясь на свое знание лейпцигской школы, об особенностях психологии фашизма. В 1942 году он назначается командиром специального эвакуационного состава, вывезшего из Ленинграда большую группу ученых. Проявленные им героизм и мужество отмечаются правительственными наградами.

Таким образом, ленинградский период включает не только разработку С.Л. Рубинштейном основ психологии как нового типа знания и нового способа его организации в научную систему

«Основы общей психологии» — одним из важных методологических стержней этого труда становится рассмотрение психики, сознания и личности с позиций принципа развития. В труде Рубинштейна раскрываются в единстве все существующие аспекты развития: от исторического и онтогенетического до жизненно-биографического. Система психологии разрабатывается и представляется через иерархию все усложняющихся в деятельности психических процессов и образований, включая личность в качестве высшего уровня. Сама деятельность субъекта также рассматривается в процессе ее становления и совершенствования: на разных этапах усложнения жизненного процесса деятельность принимает новые формы и начинает строиться по-новому. Принцип единства сознания и деятельности выступает в «Основах общей психологии» в конкретизированном виде. Раскрытие их единства осуществляется в аспекте функционирования и развития сознания в деятельности. Проявление сознания в деятельности есть одновременно развитие сознания через деятельность, а также его формирование. Генетически последовательные стадии развития получают свою качественную определенности не в зависимости от их случайно складывающегося соотношения, а во взаимодействии с действительностью. Применительно к человеку это и является формированием сознания в деятельности в зависимости от активности субъекта деятельности. На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейн дает методологическое определение природы психики как единства отражения и отношения, познания и переживания, гносеологического и онтологического. В этой же работе Рубинштейн дает развернутую характеристику сознания как высшего уровня организации психического. Он раскрывает сознание через диалектику индивидуального и общественного, показывает его соотношение и с общественным сознанием, и с реальным бытием индивида. Сознание выступает как регулятор деятельности, осуществляя три взаимосвязанные функции — регуляции самих психических процессов, регуляции отношений субъекта к миру и регуляции деятельности как целостного проявления субъекта. Сознание, таким образом, выступает как высшая способность действующей личности.

По переезде в Москву Рубинштейн снова оказывается поставленным перед задачей организационно-теоретической интеграции психологии, но уже в качестве директора Института психологии АПН СССР. Одновременно он создает кафедру психологии в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова. На эту кафедру им были приглашены А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, ученица К. Левина Б.В. Зейгарник, П.Я. Гальперин и др. Трудно переоценить роль этой кафедры в деле подготовки отечественных психологов, которая теперь могла опираться на разработанные С.Л. Рубинштейном основы психологии. Научные исследования, развернутые на кафедре, непосредственно смыкались с подготовкой новых кадров, образуя целостный цикл развития и воспроизводства психологической науки.

В 1943 году С.Л. Рубинштейн избирается членом-корреспондентом Академии наук СССР, что означало признание роли психологии как самостоятельной науки. У него возникает замысел создания нового современного психологического института, в котором можно было бы реализовать теоретически и эмпирически новые принципы психологического познания, которые оказались несовместимы с эмпирическими челпановскими традициями. В 1945 году ему удается сделать первый шаг к достижению этой цели создать сектор психологии в Институте философии АН СССР. Своих учеников С.Л.Рубинштейн ориентирует на изучение истории отечественной психологии, психологического наследия И.М. Сеченова, линию которого им постепенно восстанавливается. Сам Рубинштейн, завершив в середине сороковых годов подготовку второго издания «Основ общей психологии», продолжает методологическое осмысление проблем мировой психологии, осуществляет анализ основных направлений американской и западно-европейской психологической мысли, определяет дальнейший курс развития отечественной психологии, ее первоочередные задачи.

В сороковые годы под влиянием требованием войны начинается становление связи психологии и практики.

В этот период перед ним открывается возможность интеграции теоретического и эмпирического уровней науки (методологии, теории, эксперимента), обеспечения единства ее функционирования и воспроизводства. В этот период Рубинштейн уже завершил работу над следующей книгой «Философские корни психологии», в которой давался глубокий методологический анализ и прослеживались тенденции развития мировой психологической науки, ее современное состояние, направления семантики, философии языка и многие другие. Он обращается к осмыслению философско-психологических проблем, перед которыми остановилась советская наука сороковых годов, пытаясь рефлексировать ее противоречия и трудности. Рубинштейн ставит перед собой очередную задачу разработки методологической основы, дающей теоретическую самостоятельность психологии в период невозможности отстаивания организационной самостоятельности официальной науки .

«В 1947 и 1948 гг. начались гонения на Рубинштейна и многих других советских ученых. Его обвинили в космополитизме, в преклонении перед иностранщиной, в недооценке отечественной науки и культуры. Был рассыпан набор его новой книги «Философские корни психологии» (М., 1947 изд-во АН СССР).

Хотя гонения на Рубинштейна не кончились, он упорно и систематически работал над новой философско-психологической рукописью «Бытие и сознание», продолжающей его, рассыпанную в верстке, книгу «Философские корни психологии».

Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание» (1957) разрабатывает принцип детерминизма как ключевой для философии, психологии и самой социальной жизни метод, решая задачи психологии не только в философском, но и в социальном и мировоззренческом контексте. На основе предложенного им принципа детерминизма он дает философское обоснование роли внутреннего как ведущего в соотношении с внешним, применяя это положение для отстаивания самостоятельности психологии и специфики ее предмета.

Таким образом, развивая свою философско-психологическую теорию деятельности, он формулирует философский принцип детерминизма (внешние причины действуют только через внутренние условия) начиная с середины сороковых годов («Философские корни психологии»). Рубинштейн получает возможность опубликовать эти результаты только после 1955г.

Период творчества С.Л. Рубинштейна 50-х годов делится на два этапа — первый из них представлен тремя широко известными книгами «Бытие и сознание» (1957), «О мышлении и путях его исследования» (1958), «Принципы и пути развития психологии» (1959), второй — не опубликованный при жизни и увидевший свет только через 13 лет после смерти автора рукописью книги «Человек и мир». Первый этап представляет собой разработку методологических и конкретно-научных проблем психологии, второй — обращение к собственно философской проблеме человека и ее отстаивание как центральной проблемы человеческой жизни и перспективы развития гуманитарных наук. Этот этап его творчества является последней главой его жизни и трагической судьбы. Он скоропостижно скончался 11 января 1960 года на семьдесят первом году жизни.

Размещено на Allbest

Подобные документы

С.Л. Рубинштейн как российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии, краткий очерк его жизни и личностного становления. Направления научной деятельности и достижения психолога.

реферат [17,4 K], добавлен 22.04.2011

Этические проблемы в работе психолога. Знаменитые последователи З.Фрейда. Шандор Ференци. Эрих Фромм. Анна Фрейд. Преподавательская деятельность психолога. Деятельность психолога направлена к достижению гуманитарных и социальных целей. Статус психолога.

реферат [41,8 K], добавлен 23.11.2008

Тенденции становления и развития психологической науки. Школа С.Л. Рубинштейна, его теоретические представления. Принцип единства сознания и деятельности. Принципы развития и детерминизма. Философские проблемы бытия и свободы человеческой личности.

реферат [30,2 K], добавлен 30.10.2009

Модели профессиональной деятельности практического психолога, проблема его индивидуального стиля. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития психолога-профессионала. Проблема тенденции развития профессиональных деструкций в развитии психолога.

реферат [23,7 K], добавлен 28.06.2012

Направления работы психолога в МОУ СОШ №172. Изучение уровня удовлетворенности изучаемыми предметами и познавательной активности. Определение уровня умственного развития учащихся по методике Э.Ф. Замбицявичене. Коррекционная, развивающая работа психолога.

отчет по практике [105,3 K], добавлен 22.07.2010

Общее понятие и классификация профессиональной деятельности. Общественно-историческое разделение труда. История становления профессии «психолог», ее характеристика, требования, особенности деятельности и сферы самореализации на современном этапе.

реферат [21,0 K], добавлен 03.02.2009

Ознакомление с условиями работы, направлениями деятельности и структурой санатория; изучение документации, регламентирующей деятельность учреждения и отражающие работу с ребенком и его проблемами. Анализ диагностического материала в работе психолога.

отчет по практике [39,8 K], добавлен 23.09.2010

Общая характеристика деятельности профессионального психолога. Специфика подготовки практических психологов. Проблема выявления социально-психологических и психофизиологических требований к кандидатам на службу в МВД. Направления деятельности психологов.

реферат [35,2 K], добавлен 19.04.2010

Краткая характеристика предприятия. Психология как основа работы с персоналом. Участие психолога в решении вопросов научной, социальной и производственной жизни. Должностная инструкция психолога. Положение о психологической службе ОАО «ФСК ЕЭС».

отчет по практике [27,1 K], добавлен 12.07.2011

Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона — эго-психолога XX века, постфрейдиста. Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда. Виды идентичности. Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства).

контрольная работа [31,1 K], добавлен 13.03.2016

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00133431_0.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *