Психика и организм — психика и организм

11.03.2020

Как гласит пословица: «В здоровом теле здоровый дух». Доказано, что значительные изменения характера человека могут способствовать появлению длительных хронических заболеваний. Многие врачи замечали, что первые признаки болезни можно заметить в период серьезных жизненных неудач. Связь психики и организма человека можно заметить в так называемых чудесах, которые случаются с людьми. Например, человеку поставили страшный диагноз, но он не впал в депрессию и окружил себя положительными эмоциями. Через определенное время врачи были удивлены чудесному исцелению.

Психика и организм

психика и организм

Психика и организм человека неразрывно связаны и имеют влияние друг на друга. Информация, которую получает мозг, непосредственно действует на человека, в тоже время, работа психики обусловлена активными действиями. Например, когда мозг получает сигнал о предстоящей опасности, уровень адреналина в крови увеличивается, сердце начинает биться быстрее и человек готов к конкретным действиям, которые направлены на сохранение здоровья и жизни. В этом и выражается взаимосвязь психики и организма.

Другой пример: когда в организме находиться недостаточное количество витаминов группы В, что способствует появлению депрессии.

Психика и организм в психологии

Учеными было предложено много теорий, которые отражали связь между психикой и телом. Особое внимание было уделено психологическим отличиям мужчин и женщин. Например, мужчины выделяются хорошей координацией движений, а также пониманием математики. Что касается женщин, то у них ярко выражена социальная ориентация, скорость восприятия и память.

Мозг является главным механизмом, который имеет способность отражать окружающий мир. Ученые считают, что первые переживания были негативными и сигнализировали они о возможных проблемах и даже гибели организма, а также позитивные, свидетельствующие об устранении или миновании опасности. В итоге появилась первая форма, которая отражает связь психики и организма – эмоции. В течение эволюции человека возникли простейшие образы, развилось понимание и мышление.

Влияние психики на организм и здоровье человека

психика и организм

Как гласит пословица: «В здоровом теле здоровый дух». Доказано, что значительные изменения характера человека могут способствовать появлению длительных хронических заболеваний. Многие врачи замечали, что первые признаки болезни можно заметить в период серьезных жизненных неудач. Связь психики и организма человека можно заметить в так называемых чудесах, которые случаются с людьми. Например, человеку поставили страшный диагноз, но он не впал в депрессию и окружил себя положительными эмоциями. Через определенное время врачи были удивлены чудесному исцелению.

Ученые длительное время проводили исследования влияния психики на внутренние органы человека. Эксперименты показали, что в состоянии гипноза можно изменить количество и состав желудочного сока, повлиять на состояние кровеносных сосудов и др.

Источник: http://womanadvice.ru/psihika-i-organizm

Психика и организм

Человек, в отличие от животных, имеет двойственную природу – биологическую и социальную. С биологической точки зрения его поведение определяется необходимостью сохранения жизненно важных внутренних условий, однако формы удовлетворения возникающих при этом потребностей определяются социально. Социальная сущность человека проявляется в наличии у него личности – совокупности социально обусловленных и социально значимых психологических свойств.

Психика – это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности («Психология. Словарь»). Являясь предметом психологической науки, психика отражает систему чувственных и умственных образов, мотивов, действий, отношений между людьми и личности.

В психике человека выделяют 3 стороны:

экзопсихика отражает все, что происходит вне организма человека

эндопсихика отражает все, что происходит внутри организма человека

итнеропсихика отражает все, происходит внутри самой психики.

Отражение внешней и внутренней среды психикой происходит на уровнях: осознания, подсознания, бессознательном уровне.

В содержательном плане выделяются следующие сферы психического отражения: познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психомоторная.

Основными свойствами психики человека является:

— вторичность по отношению к материальному миру

Основные функции психики человека:

1) функция отражения объективной реальности

2) функция регуляции всех жизненных процессов в организме человека

3) взаимодействие личности с внешней средой

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зави­симости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. В настоящее вре­мя науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство — высочайшую пластичность, т.е. умение приспосабливаться к са­мым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изу­чающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конституции человеческого тела, влияющие на психику. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона.

Немецкий психолог Э. Кречмер (1888—1964) в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» попытался найти те связи, кото­рые существуют между строением тела человека и его психологичес­ким складом. На основе большого объема клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личностные (характе­рологические) особенности. Система Э. Кречмера предназначалась в первую очередь для диагностики психических заболеваний, она позволяла предвидеть направление и формы негативных изменений психики индивида.

В психологической практике получил наибольшее распространение вариант этой системы, предложенной американским психологом У. Шелдоном. В основе этого варианта лежат системы антропометри­ческих показателей («компонентов телосложения»), соответствие ко­торым оценивается по семибалльной шкале: единица — минимум, се­мерка — максимум их выраженности у конкретного индивида. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», то есть основных моделей строения человеческого тела, максимально не похожих друг на друга.

Подробно изучены психологические раз­личия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ори­ентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, больше скорость восприя­тия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выра­жена социальная ориентация. С помощью более детальных иссле­дований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозоли­стого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское на­чало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на боль­шую психическую устойчивость.

Напротив, творческие художественные способности и возмож­ность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимущества­ми правому полушарию своего мозга.

Мужское начало связано с необходимостью адаптации к со­вершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психо­логическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаще встречаются не только сверхталантливые, но и психически больные или совершенно никчемные особи. Следовательно, можно утверждать, что особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью.

Самым очевидным образом связь органического и психического обнаруживают неизбежные для каждого из нас процессы физиологичес­кого старения. Изменения при этом происходят хотя и медленно, мало за­метно, но неуклонно. Аккуратность и любовь к порядку превращаются в мелочную педантичность, бережливость в скупость, твердость в тупое упрямство. Нивелируются индивидуальные черты, сужается кругозор, утрачиваются связи с внешним миром и аффективная отзывчивость, взгляды и высказывания принимают шаблонный характер, растут эго­центризм, черствость, подозрительность, недоверчивость, злобность и бестактность, то есть все то, что психиатры называют сенильными черта­ми, признаками необратимого регресса личности.

Источник: http://studopedia.ru/6_166635_psihika-i-organizm.html

ЛЕКЦИЯ 2. ПСИХИКА И ОРГАНИЗМ

План:

1. Принципы и уровни психического отражения.

2. Стадии развития психики в филогенезе.

3. Общие сведения о нервной системе и деятельности нейронов.

Принципы работы психики

Итак, мы знаем, что психика — это отражательная деятельность мозга; она отражает явления внешней и внутренней среды (т.е. создает их образы) и регулирует поведение организма на основе этих образов. Субъективно переживаемое чувство голода, а не объективное истощение запасов организма побуждает нас питаться; знающий трассу водитель снижает скорость заранее перед опасным поворотом.

Чтобы понять, как работает психика и почему она устроена именно так, зададимся вопросом: а является ли она необходимой для жизни? Нет, существуют непсихические способы регуляции. Например, растения тянутся к свету, потому что клетки с освещенной стороны растут быстрее. Корни растения тянутся вниз, потому что его рост регулируется ауксином — жидкостью, которая под воздействием силы тяжести тянется вниз. Эти способы реакции на физико-химические воздействия среды называются тропизмы (от греч. «поворот, направление»). Фототропизм — реакция на свет, хемотропизм — реакция на определенное вещество. Тропизмы могут быть положительными и отрицательными. У живых организмов такие реакции называются таксисы. Растения и животные отражают воздействия окружающей среды, то есть обладают свойством раздражимости.

Раздражимость — это универсальное свойство биосистем реагировать на изменения факторов внешней и внутренней среды изменением структур и функций. Там, где регуляция происходит только на основе раздражимости, психика не требуется. Критерием наличия психики является чувствительностьспособность реагировать на биологически нейтральные свойства среды.

А зачем организму способность реагировать на биологически нейтральные свойства и события среды? Это целесообразно лишь в том случае, если такие свойства и события связаны с биологически значимыми свойствами и событиями. Например, сладкий вкус пищи означает наличие в ней глюкозы, а это основной источник энергии для организма человека и млекопитающих. Изображение морды собаки или значки примерно такого вида: «Осторожно, злая собака!» сами по себе не опасны, но дают знать, что посещение территории чревато повреждением тканей организма. Следовательно, важнейшей задачей психики является выделение биологически нейтральных стимулов для упреждающего реагирования на биологически значимые стимулы. Этот способ взаимодействия с окружающей средой, конечно, более адаптивен, чем реакция непосредственно на значимые раздражители. Но как устанавливается связь между сигналом (т. е. биологически нейтральным явлением) и событием (биологически значимым явлением)?

Наш мир закономерен, насыщен причинно-следственными связями. Следовательно, психика должна (и может) отражать и учитывать закономерные связи действительности. Чем более сложные и отдаленные связи она может улавливать и использовать для регуляции поведения, тем выше уровень ее развития.

Как она это делает? Закономерные связи характеризуются большей частотой, чем совпадения. Психика реагирует на частоту повторения, и если вслед за событием А случилось событие Б, и так произошло несколько раз подряд, делается вывод, что связь существует, и надо ее учитывать. Связь обнаружится тем скорее, чем меньше временной промежуток между А и Б. Если между А и Б вклиниваются другие события, наличие связи уловить сложнее. Поэтому, даже если мы видим логическую связь между событиями, далеко отстоящими друг от друга во времени (например, непосещение занятий в университете — проблемы в конце семестра; курение в 20 лет — плохой цвет лица в 30), нам сложно в нее «поверить», мотивировать себя. Чем более развито сознание человека, тем проще ему руководствоваться отдаленными целями.

Скорость обнаружения связи между А и Б зависит и от того, насколько важно событие Б для организма; другими словами, актуализирована ли у него соответствующая потребность. Мы ловим каждое слово любимого человека, но не обращаем внимания на слова случайного знакомого. Турист любуется красотами незнакомого города, но после 5-часовой прогулки он видит не памятники архитектуры, а только продуктовые магазины и кафе. Механизмы внимания расставляют приоритеты в потоке поступающей информации.

Если событие Б очень значимо для организма, бывает достаточно одного-единственного раза, чтобы связь (есть она в действительности или нет) была установлена. Так возникают фобии и приметы. Например, человек пострадал от действий другого, имеющего характерную внешность или имя. В дальнейшем люди со схожими чертами или с таким же именем будут вызывать у него безотчетную неприязнь. «Пуганая ворона куста боится», говорят в народе, или «Обжегшись на молоке, дует на воду».

Способность психики улавливать события в окружающей среде зависит от врожденных способностей организма (см. п. «Этапы развития психики в филогенезе»). Если организм существует в сложной, богатой событиями среде, он должен быть способен улавливать связи соответствующего уровня. У организмов, способных к обучению, психика начинает функционировать более активно, на более высоком уровне отражения, если усложнилась окружающая среда. Так, интеллект человека является примерно на 50% врожденной способностью, но в остальном зависит от условий обучения, воспитания, частоты его применения и разнообразия выполняемых задач.

Уровни психического отражения

Как воспринимается информация из внешнего мира? Это происходит на трех уровнях, соответствующих трем этапам развития психики в филогенезе.

На первом уровне деятельность животных отвечает отдельным свойствам объектов в силу существенной значимости этих свойств с воздействиями, от которых зависит жизнь животного. А.Н. Леонтьев в своей работе «Очерки развития психики» приводит такой пример: если жабу некоторое время кормить червями, а потом положить перед ней кусочек мха и палочку, она набросится на палочку; если же предварительно кормить ее пауками, то она больше заинтересуется кусочком мха. То есть она будет реагировать на форму, так как обычно ее пища имела подобную форму. В данном примере очевидно, что у жабы есть память, но можно обходиться и без способности фиксировать прижизненный опыт. Это возможно благодаря инстинкту — врожденной гибкой программе специализированного поведения, которая активируется при определенных условиях и даже способна корректировать себя в определенных пределах, в зависимости от наличных условий. Например, пишет Л.Б. Ительсон, старшие птицы вьют гнезда более умело, чем молодые; а брачное поведение животных рассчитано не просто на представителей другого пола, но на наиболее привлекательных особей из доступных. Ведущим психическим процессом является ощущение.

На втором уровне совокупность значимых свойств объекта объединяется в комплекс признаков, то есть образ объекта. Поскольку выделяются именно значимые свойства, образ, формирующийся в результате, подходит для всех объектов данного класса (карандаш вообще; яблоко вообще). Следовательно, навык(условный рефлекс), приобретенный во взамодействии в одним объектом данного класса, можно переносить на все подобные объекты. Это существенно повышает адаптивность организма. Такой уровень деятельности обеспечивают психические процессы восприятия, памяти и представления.

На третьем уровне организм реагирует не на сам предмет, а на значение этого предмета в данных условиях. То есть поведение субъекта обусловлено не биологическим значением объекта, а его практическим значением. Для этого необходима способность устанавливать связи между объектами, видеть, как этот объект соотносится с другими. Например, палка сама по себе обезьяне не интересна. Но если нужно снять пищу, подвешенную высоко, то обезьяна воспользуется палкой. Деньги сами по себе — это куски бумаги или металла. Но мы видим в них возможность удовлетворить многие наши потребности; и т. д. Способность вырабатывать новые для особи формы поведения называется интеллектом. Психический процесс, отвечающий за такое поведение — это мышление.

Итак, каждому из трех уровней психического отражения соответствует свой тип приспособительного поведения: I — инстинкт, II — навык, III — интеллект. Четкой границы между соседними уровнями нет; высшие формы I уровня обладают зачатками II; высшие формы II уровня имеют элементы поведения III уровня (интеллектуальными). Эти три уровня и соответствующие им три стадии развития психики представлены далее в таблице.

Стадии развития психики в филогенезе:

сенсорная, перцептивная, интеллектуальная

Ниже приведенная таблица основана на концепции развития психики А.Н. Леонтьева, уточненной и доработанной К.Э. Фабри. Согласно этой концепции, для каждой стадии характерно определенное сочетание двигательной активности и формы психического отражения. Повышение эффективности движений увеличивает адаптивность организма. Чем большими жизненными ресурсами располагает организм, тем больше его возможности развития нервной системы. Это, в свою очередь, делает возможным развитие новых видов деятельности и новых форм отражения. Так происходит эволюция – от низших форм, управляемых на основе раздражимости и элементарных форм чувствительности, до высших, вооруженных интеллектом.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, его характеристикаОсобенности поведения, связанные с данной стадией и уровнемВиды живых существ, достигших этого уровня развития
I. Стадия элементарной сенсорной психики А. Низший уровень. Развитая раздражимость + примитивные элементы чувствительностиА. Животное выраженно реагирует на биологически значимые свойства среды изменением скорости и направления движения. Несформированная способности реагирования на биологически нейтральные свойства. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.А. Высокоразвитые простейшие (инфузории), многие низшие многоклеточные, живущие в водной среде.
Б. Высший уровень. Наличие ощущений + способность к формированию элементарных условных рефлексов. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей.Б. Животное выраженно реагирует на биологически нейтральные свойства среды. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды + активно искать благоприятные. Поведение обусловлено в основном жесткими программами. Некоторую роль играет прижизненный опыт и научение.Б. Кольчатые черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
II. Стадия перцептивной психики. А. Низший уровень. Внешний мир отражается в форме образов предметов, расположенных в пространстве. Свойства предмета складываются в его целостный образ. Главный орган манипулирования — челюсти.А. Активный поиск благоприятной среды, избегание неблагоприятной, развитое защитное поведение. Развитая и разнообразная двигательная активность ( ходьба, бег, прыжки, ныряние, ползание, лазанье, полет). В поведении преобладают генетически запрограммированные компоненты + способность к формированию двигательных навыков.А. Насекомые. Рыбы, другие низшие позвоночные, а также членистогие и головоногие моллюски.
Б. Высший уровень. Появление элементарных форм мышления (способность решать задачи).Б. Поведение управляется сложными инстинктивными программами + прижизненно формирующимися навыками.Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие).
В. Наивысший уровень (интеллектуальный). В практической деятельности выделяется подговительная фаза: ориентировочно-исследовательская. Появляется способность решать одну задачу разными методами, а также переносить найденное решение в новые условия. Создание и использование орудий. Способность к познанию окружающей среды независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практической деятельности (инсайт).В. Выделяются специализированные органы манипулирования: лапы и руки. Развиты исследовательские формы поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (дельфины, собаки).

Животное высшего уровня способно функционировать на предыдущих уровнях развития психики; высшие уровни отражения и деятельности включаются по мере необходимости. Так, интеллектуальное поведение характеризуется следующими свойствами:

1. Включается в ситуациях, где привычные способы достижения цели непригодны.

2. Его цель — изменить ситуацию так, чтобы она свелась к одной из привычных, для которых имеются эффективные способы реагирования.

3. Поиск новых действий, отвечаюших новым отношениям вещей, осуществляется на основе прошлого опыта: происходит перенос операций в новые условия.

4. Следовательно, поведение регулируется отношениями вещей в данной ситуации, что требует возможности улавливать эти отношения и сравнивать их.

5. Чтобы перенос действия был эффективным, его результаты должны сопоставляться с целью действия — способность к экстраполяции.

6. Данная способность дает возможность «действовать» во внутреннем, психическом плане, избегая проб и ошибок в реальности (при наличии определенного опыта).

7. Благодаря этому интеллектуальное поведение выглядит как «внезапное»: решение задачи происходит внезапно, ему не предшествует видимая деятельность — поиск, пробы, ошибки.

Как мы видим, эта способность присутствует и у высших животных, и у человека. В чем же принципиальная отличие людей? Сложность устройства головного мозга позволяет нам существовать в четвертом измерении — времени. Мы можем реагировать на образы объектов, отсутствующих в поле восприятия; предвосхищать развитие событий, происходящих не прямо здесь и сейчас, а представленных в нашем сознании; отражать абстракции, классы предметов, явления «вообще», свободные от своего конкретного воплощения. Совокупность этих образов нашего внутреннего мира называется сознание. Сознание — это наивысший уровень психического отражения, доступный только человеку как общественно-историческому существу (подробнее см. Главу 9 «Сознание, воля и деятельность»).

Надо сказать, что за время создания концепции Леонтьева-Фабри были получены новые данные и созданы новые концепции. Так, согласно результатам недавних исследований, некоторые виды врановых птиц отличаются интеллектом, сопоставимым с интеллектом приматов. А Ю.М. Орлов задается вопросом о критериях сознания: «. Когда спорят о том, есть ли у животных сознание, то подойти к этому вопросу можно так. Решают ли они жизненные задачи с помощью информации, приобретаемой о мире, который их окружает и в котором они живут? Если да, то они имеют сознание, а если нет, то у них сознания нет. Поэтому можно сказать, что каждое живое существо, каким бы оно примитивным ни казалось, должно принимать решения по крайней мере между двумя альтернативами, во-первых, действовать или не действовать в данный момент и, во-вторых, какое из двух или более действий, находящихся в репертуаре поведения этого существа, выбрать. Можно спорить о том, каков здесь уровень сознания, как это живое существо накапливает информацию, как ее перерабатывает. В этих спорах следовало бы принять во внимание одно обстоятельство, а именно: признание сознания у животных плохо согласуется с существованием такого учреждения, как мясокомбинат. . Разумеется, различия между сознанием человека и сознанием животного существенны. Но и различия между сознаниями разных людей иногда значительны до такой степени, что для изучения этих особенностей появилась целая отрасль, именуемая дифференциальной психологией». Л.Б. Ительсон отмечает, что поведение, игнорирующее течение времени и обусловленное лишь текущим моментом, «. мы наблюдаем в отношении к реальности у маленьких детей, а также у некоторых людей, которые «живут сегодняшним днем». Разница, правда, в том, что первые еще не поднялись от уровня обезьяны, а вторые сознательно к нему спустились».

Итак, граница между стадиями развития психики определяется теми видами отражения, которые преобладают в поведении организма, качественно влияют на его жизнедеятельность. Способность к отражению обусловлена, в свою очередь, сложностью нервной организации организма. Как на физическом уровне происходит сложнейшая деятельность по отражению явлений и событий окружающей среды? Рассмотрим в общих чертах функционирование нервной системы.

Нервная система человека

Главная задача нервной системы человека — обеспечивать интеграцию между внутренним состоянием, внешними условиями и действиями индивида. Отсюда вытекает необходимость для нервной системы иметь выход к внешнему миру и к внутренним органам; иметь центр обработки информации, а также доступ к управлению движениями. Центр обработки информации — это и есть центральная нервная система. Она состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Все остальные нервные клетки и пути — это периферическая нервная система.

Нервные пути, несущие информацию из внешней и внутренней среды в мозг, называются афферентными. Те же, которые доносят импульсы к действию из мозга в периферические отделы, называются эфферентными.

Основными отделами ц.н.с. являются передний мозг, средний мозг, задний мозг, спинной мозг. Эти отделы имеют структуры, отвечающие за психическую деятельность человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечок, продолговатый мозг.

Высшие психические функции — мышление и сознание — локализованы в коре больших полушарий головного мозга. В долях больших полушарий головного мозга (лобной, теменной, затылочной, височной) расположены сенсорные центры (обрабатывающие информацию о внешней и внутренней среде, поступающую от рецепторов) и двигательные — управляющие работой скелетных мышц. Зрительные ощущения обрабатываются в затылочной доле коры больших полушарий. Слуховые ощущения — в височных долях, обнятельные — в переднем мозгу, и т. д.

Большие полушария различаются по своим функциям (это явление называется «функциональная ассиметрия»). Левое полушарие отвечает за речь и связанные с ней функции: чтение, письмо, счет, абстрактное мышление и логическую память, а также за произвольную регуляцию психических процессов и состояний. Правое полушарие выполняет задачи, для которых логическое мышление и речь не требуются: пространственное воображение, образное мышление, эмоции, интуиция.

Головной мозг является продолжением спинного мозга. Изучая животных, находящихся на разных ступенях эволюции, можно видеть, как постепенно увеличивалась и усложнялась передняя часть спинного мозга. У человека это сложнейшее образование, состоящее из примерно 150 млрд нервных клеток. Мозг взрослого человека весит в среднем 1,5 кг. Его объем составляет примерно 1500 см3, площадь коры больших полушарий — около 2500 см2. У человека самая высокая относительная (к массе тела) масса головного мозга — 32 (у дельфина — 16, у слона — 10,4, у обезьян — от 2 до 4). По абсолютной массе только кит и слон обладают большим по массе мозгом (6-7000 и 5700 грамм соответственно).

Клетки мозга можно поделить на два типа: 90% (100-140 млрд) — это глиальные клетки («глия» — в переводе с греч. «клей»), и 10% (10-15 млрд) — это нейроны. Глиальные клетки белого цвета и в 3-4 раза мельче нервных клеток (нейронов). Их функция — защищать и питать нейрон, который занимается исключительно передачей, обработкой, преобразованием, хранением информации. Нейроны не способны делиться, поэтому с возрастом их число уменьшается. Причина неспособности понятна — будучи хранителями прижизненного опыта, нейроны не могут передать его при делении. Если бы нейроны умирали и заменялись новыми, для человека это означало бы невозможность научения и развития личности. Поэтому с возрастом нейронов становится все меньше, и пустующие пространства заполняются глией, которая способна к делению. Сложные задачи, возложенные на нейроны, обуславливают сложность их строения.

Строение нейрона

Так как задачи нейронов разнообразны, их внешний вид также различаются. Они могут иметь форму звезды, пирамиды, дерева. но всегда можно выделить 3 части нейрона.

1 — тело нейрона (сома). Его длина меньше 0,022 см, он весит не более 1/100000 грамма. Однако в нем происходят сложнейшие химические реакции. Мембрана (стенки тела нейрона) проницаема, и ее способность пропускать ионы (калия или натрия) зависит от фазы деятельности нейрона; а это, в свою очередь, обусловлено получением информации.

2 — многочисленные короткие отростки, отходящие от тела нейрона — это дендриты (в переводе «древоподобные»). Они воспринимают раздражения, отвечают за получение информации.

3 — аксон («хлыст», в переводе с греческого) — это «выход» нейрона, он передает информацию дальше. Длина аксона может достигать 1 м, что связано с необходимостью передачи информации.

Рис. 1. Строение нейрона

Но остается вопрос, как именно происходит передача информации? Это действительно сложно организованный процесс. Рассмотрим его подробнее.

Принцип работы нейронных сетей

Являясь проводниками, нервы должны передавать импульс, не ослабляя его. Эта задача решается следующим образом.

Чтобы нейрон мог воспринять информацию, он должен находиться в фазе покоя. В фазе покоя нейрон заряжен отрицательно. Это происходит благодаря тому, что мембрана впускает ионы натрия в количестве в 10-20 раз меньшем, чем ионы калия. Величина потенциала покоя нейрона = -70-80 милливольт.

Нейроны, ответственные за получение информации (рецепторные) реагируют на раздражение (звук, свет, давление и т. д.) снижением электрического потенциала. При достижении определенной величины происходит изменение проницаемости мембраны. Избыток ионов калия выходит наружу, тогда как внешние ионы натрия устремляются внутрь тела нейрона. В результате у основания аксона возникает участок с положительным потенциалом около +40 милливольт. Разность потенциалов вызывает перемещение ионов в следующий участок. Так электрический импульс распространяется вдоль аксона. Его скорость колеблется от 1 до 100 м/с. Когда импульс передан, ионы натрия снова начинают выкачиваться наружу, и через 0,001-0,002 сек. Нейрон снова приобретает отрицательный заряд, то есть снова готов к восприятию сигнала. Таким образом, цикл работы нейрона выглядит так:

1. фаза покоя (нейрон заряжен отрицательно, снаружи ионы натрия);

2. фаза возбуждения (ионы натрия входят в нейрон, и он перезаряжается);

3. рефракторная фаза («лишний» натрий выкачивается из нейрона, и он восстанавливает отрицательнй потенциал). В этой фазе нейрон не реагирует ни на что, так как ему нечем реагировать;

4. фаза сверхчувствительности (нейрон откликается даже на слабейшее воздействие);

1. и вновь фаза покоя.

А как импульс передается от одного нейрона к другому? Нейроны не соприкасаются друг с другом. На кончиках дендритов и аксонов находятся круглые бляшки — синапсы (в переводе с греческого «застежка», «пуговичка»). Между синапсами соседних нейронов всегда есть пространство. Под влиянием пришедшего сигнала синапс выделяет в межклеточное пространство особые химические вещества — нейромедиаторы («медиатор» = «посредник»). В зарубежной литературе их называют «нейротрансмиттеры». Названия этих веществ вам, скорее всего, знакомы: это адреналин, норадреналин, дофамин, серотонин, глицин и др. Соседний нейрон реагирует на выброс медиатора повышением проницаемости мембраны для ионов натрия, то есть приходит в фазу возбуждения. Как только нейромедиатор выполнил свою задачу, выделяются антимедиаторы, которые его разрушают. Межклеточное пространство готово к передаче новых сигналов.

Разные нейромедиаторы воздействуют на разные нервные цепочки, и сообщают разную информацию. Одни приводят организм в возбуждение, другие способствуют расслаблению, замедляют или активизируют психическую деятельность, изменяют эмоциональный фон.

Наркотические вещества (психотомиметики) по химической структуре сходны с нейромедиаторами. Попадая извне в организм, они засоряют межнейронное пространство, так как выброс антимедиаторов в таких случаях не предусмотрен. Нейроны постоянно находятся в состоянии возбуждения, образуются хаотичные, случайные замыкания межнейронных связей. В небольших дозах это приводит к подъему настроения, ускорению умственной активности, необычным ощущениям. Более сильные воздействия приводят к дезорганизации нервной деятельности (галлюцинации, сбои в обмене веществ организма, непроизвольные движения и т. д.). нейроны истощаются и при отмене препарата надолго погружаются в рефракторную фазу. На эмоциональном уровне это переживается как депрессия: полная потеря интереса к происходящему вокруг, гнетущее настроение, замедление умственной и двигательной активности, субъективное восприятие жизни как невыносимой тяжести (подробнее см. Лекцию «Психические состояния»). Таким образом, психоактивные вещества не прибавляют энергии и радости, а как бы берут ее взаймы из будущего.

Литература:
Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. Минск, Харвест, 2003 — 896 с.
Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х кн. Книга 1. М., «Владос», 2002.

|следующая лекция ==>
Задачи судебной экспертизы|В периоде слева направо

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 844 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/9_56047_lektsiya—psihika-i-organizm.html

Связь психики и организма человека

Взаимозависимость физического самочувствия и психического состояния человека. Загадка «женской интуиции». Мозг человека — главный отражатель объективного мира. Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза. Психология конституциональных различий.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления12.11.2010
Размер файла42,8 K

психика и организм

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство Образования и Науки Российской Федерации

Федеральное Агентство по Образованию

Марийский Государственный Технический Университет

Кафедра истории и психологии

по дисциплине: Психология и педагогика

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды. Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией — вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести много. Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере.

Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды. Человеку всегда была свойственна любознательность. Поэтому он всегда пытался понять природу явлений и вещей, окружающих его. Кроме того, люди пытались ответить на вопросы, касающиеся их самих: что такое переживание, которые им приходится испытывать; видения, приходящие во сне; что будет после смерти? Скорее всего, здесь следует искать корни религиозных обрядов, которыми люди пытаются защитить себя от неизвестного. Здесь же находятся и корни философии — основы всех наук и психологии как дочерней науки. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Психология известна каждому человеку как система жизненных явлений. Она представлена ему в виде собственных ощущений, представлений, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств.

Основные психологические явления мы непосредственно обнаруживаем у в себе и других людей. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической жизни. Психология освещает изменение взглядов людей на понятие о душе. Каждая социальная формация определяет типичную для той или иной эпохи картину психической жизни закономерности этой смены и составляют следующую задачу психологии — душа бестелесная сила, управляемая организмом, т.е. изучается причинность всего. В данной контрольной работе я попытаюсь определить связь психики и организма человека.

Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство — высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования.

Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны. В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой.

Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток.

Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость. Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями.

Эмоция — это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира.

Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира — человеческого восприятия, чувств, памяти и воли. Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

Психика, поведение и деятельность

Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

ь отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);

ь внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

ь действия, которые имеют определенный смысл;

ь поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок — действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл. Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее). Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности. Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход. Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

ь верхний уровень — уровень особых видов деятельности; уровень действий;

ь уровень операций;

самый низший уровень — уровень психофизиологических функций. Действие — основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия:

ь сенсорные (действия по восприятию объектов); моторные (двигательные действия); волевые;

ь мнемические (действия памяти);

ь внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания). Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) и моторные (двигательные). Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

ь сенсорный момент реакции — процесс восприятия;

ь центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения; сенсорные коррекции движения (обратная связь). Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека. Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком. Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию. Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза

Филогенез (от греч. «филэ» — племя, род; «генезис» — происхождение) — развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

* антропопсихизм — психика присуща только человеку;

* панпсихизм — всеобщая одухотворенность природы (психика присуща всей природе, в том числе и неживой);

* биопсихизм — психика — это свойство живой природы (присуща и растениям);

* нейропсихизм — психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;

мозгопсихизм — психика присуща только организмам с трубчатой нервной системой, имеющим головной мозг (при таком подходе, у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга). Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, то есть, способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и тому подобное), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс — закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности.

Трудовая деятельность имеет продуктивный характер: труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте (то есть, происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей). Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества. Труд — это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для трудовой деятельности характерно:

ь употребление и изготовление орудий труда, их сохранение для последующего использования; продуктивный характер и целенаправленность процессов труда;

ь подчиненность труда представлению о продукте труда — трудовой цели, которая как закон определяет характер и способ трудовых действий;

ь общественный характер труда, осуществление его в условиях совместной деятельности;

труд направлен на преобразование внешнего мира. Изготовление, употребление и сохранение орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» — специфические и человеческие, общественно исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Отличительные особенности психики человека еще в большей степени проявляются в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» — сущее; «генезис» — происхождение) — развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы. Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение. Возрастные ступени развития можно было бы сравнивать с историческими ступенями в развитии органической жизни и геологическими эпохами в истории развития Земли.

Возрастному развитию присущи два свойства — метрическое и топологическое. Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы). В процессе изучения временного аспекта возрастного развития были выявлены такие закономерности, как неравномерность и гетерохронность. Неравномерность возрастного развития выражается в том, что развитие отдельных психических функций осуществляется разными темпами. Гетерохронность же связана с тем, что отдельные стороны психической функции развиваются разновременно.

Не менее важным, чем метрическое, является топологическое свойство возрастного развития. Оно означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида. Поскольку возрастное развитие как целостное образование представляет собой сложную динамическую систему, ее качественные топологические особенности могут быть определены путем изучения структурных особенностей, взаимосвязей ее различных сторон, выделения ведущих, системообразующих факторов, с которыми связана специфика данного периода жизни. Каждый период онтогенетического развития характеризуется определенными возрастными особенностями.

Возрастные особенности — это специфические свойства психики индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида. В психологии существует множество возрастных классификаций онтогенетического развития человека (например, классификации, охватывающие весь жизненных цикл человека от младенчества до старости). Наряду с общими классификациями существуют и частные классификации, которые посвящены отдельным отрезкам жизни.

Структура психики

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

v психические процессы; психические состояния;

психические свойства. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. Окончание одного психического процесса тесно связано с началом нового процесса. Отсюда — непрерывность психической деятельности. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные (к ним относятся ощущение и восприятие, представление, память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые — решение, исполнение, волевое усилие и так далее. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и так далее).

Наиболее изученными являются:

Ш общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности);

Ш эмоциональные состояния или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и другие).

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются психические свойства личности. Под психическими свойствами личности следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в процессе практики, являясь результатом отражательной и практической деятельности. Свойства личности многообразны. Они классифицируются в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых формируются:

v интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума;

v волевые свойства — решительность, настойчивость;

эмоциональные свойства — чуткость, нежность, страстность, эффективность и тому подобные. Психические свойства не сосуществуют вместе, они синтезируются и представляют собой сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

v жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

v темперамент, то есть, систему природных свойств личности (подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности), характеризующую динамическую сторону поведения;

v способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

v характер как систему отношений и способов поведения.

Основные формы проявления психики человека и их взаимосвязь.

Сознание и его структура

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. Функции сознания заключаются в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций — формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивается и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком.

Выделяют два слоя сознания:

Ш бытийное сознание, включающее в себя: биодинамические свойства движений, опыт действий, чувственные образы;

рефлективное сознание, включающее в себя значение и смысл. Значение — содержание общественного сознания, усваиваемое человеком, (это могут быть операционные значения, предметные, вербальные, житейские и научные значения — понятия). Смысл — субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и значение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, то есть, образ действий должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (рефлективного сознания). Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Сознание рождается в бытии, отражает бытие, творит бытие.

Основной функцией сознания является рефлексивная, характеризующая сущность сознания. В качестве объекта рефлексии может выступать:

ь отражение мира;

ь мышление о нем;

ь способы регуляции человеком своего поведения;

ь процессы рефлексии;

личное сознание. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит:

Ш операционное и предметное значение;

осмысленное и предметное действие. В словах, языке объективировались формы мышления, которые овладевают людьми через использование языка. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания — сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Соотношение сознания и бессознательного. Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного. Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное. Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения. Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений». Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту. Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом. Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения. Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:

Ш когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

Ш когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

Ш когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти из этой ситуации оптимальный выход;

когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий. Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию). Другие представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (например, двигательные умения и навыки — ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и тому подобное). Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному. Третий тип бессознательных явлений — это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали. Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов. В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

ь бессознательное состояние — экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);

ь сон — состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей;

бодрствование — состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания — восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляции. К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания — гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).

Психология конституциональных различий

Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови и клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.д. существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет. Огромное значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности. Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса. Широко известно: больные туберкулезом отличаются удивительной умственной работоспособностью, склонностью к легкой эйфории, хорошим настроением и повышенной половой возбудимостью, хотя это мало соответствует их тяжелому, иногда безнадежному состоянию. Дело в том , что продукты жизнедеятельности туберкулезной бациллы подавляют чувство усталости, их действие напоминает легкое алкогольное опьянение. Совершенно другая картина наблюдается при хронических заболеваниях печени. Уже одно поступление желчи в кровь ( а это происходит, когда человек заболевает желтухой) сопровождается значительными изменениями в его психике: подавленностью, раздражительностью, тоскливым настроением, апатией, угнетением интеллектуальных функций. Отсюда известно понятие «желчный характер», отражающее многовековой опыт наблюдений за тем как влияют заболевания печени на поведения человека. Особенно много легенд связано с подагрой, которую некоторые исследователи считают первопричиной одаренности многих знаменитостей. Основная причина этой болезни — отложение в суставах кристалликов соли мочевой кислоты. В результате при движении возникают страшные боли, так как суставы постоянно воспаляются. Недаром буквально перевод греческого слова «подагра» означает — «капкан для ног». Какова связь между подагрой и интеллектуальными возможностями человеческой психики? Подагра приводит к значительному повышению в крови уровня мочевой кислоты, химический состав которой очень близок к пуринам, веществам, возбуждающим нервную систему и сердечную деятельность (например, кофеин, теофеин, теофиллин, которых много в кофе и чае). Для нужд медицины кофеин извлекают из пыли чайного листа или синтезируют из мочевой кислоты, полученной из куриного помета. Следовательно, увеличение в организме мочевой кислоты стимулирует психическую активность. Поэтому подагрики, как правило, отличаются необычайной работоспособностью, целенаправленностью, умеют упорно добиваться поставленной цели. Их успехи — плоды напряженного труда. Весьма верно, что мочевая кислота сыграла значительную роль в становлении человеческой психики. Вещество это токсично, и у всех млекопитающих существует специальный фермент — приказа, расщепляющая мочевую кислоту. Только человекообразные обезьяны гориллы и мы, люди, лишены приказы. У нас в крови мочевой кислоты в десятки раз больше, чем у животных. Именно она помогает нашим нервным клеткам работать эффективнее. Очевидно, приказу утратили ископаемые обезьяны, и благодаря этому их мозг стал работать значительно интенсивнее, получил возможность успешнее развиваться. В современной психологии большое внимание уделяется определению связи между морфологическими особенностями индивида и его психикой. Наибольшую известность приобрели конституциональные типологии человеческой психики Э. Кречмера и У. Шелдона. Немецкий психолог Э. Кречмер (1888-1964) в своей знаменитой работе «Строение тела и характер» попытался найти те связи, которые существуют между строением тела человека и его психическим складом. На основе большого количества клинических наблюдений он пришел к выводу: тип телосложения предопределяет не только формы психических заболеваний, но и наши основные личные ( характерологические) особенности. По мнению Э. Кречмера, существуют только три основных варианта человеческой аномалии, встречающиеся, конечно, не только в чистом виде, но и в различных комбинациях. Астенический тип — худые, с узкими плечами и тонкими руками, с бледной кожей и плоской грудной клеткой люди. С детства очень слабые и нежные люди, очень быстро растут, не обнаруживая в течении всей жизни, ни малейшей склонности к увеличению объема мышц или жировой прослойки. Атлетич
еский тип
— характеризует сильным развитием скелета и мускулатуры, упругой кожей, мощной грудной клеткой, широкими плечами, уверенной осанкой. Пикнический тип — отличается развитием внутренних полостей тела (головы, груди, живота) и склонностью торса к ожирению при слабом двигательном аппарате. Средний рост, плотная фигура, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, сидящей между плечами, основательный, массивный живот. Система Э. Кречмера предназначалась в первую очередь для диагностики психических заболеваний, она позволяла предвидеть направление и формы негативных изменений психики индивида. В психологической практике получил наибольшее распространение вариант этой системы, предложенной американским психологом У. Шелдоном. В основе этого варианта лежат системы антропометрических показателей («компонентов телосложения»), соответствие которым оценивается по семибальной шкале: единица — минимум, семерка — максимум их выраженности у конкретного индивида. Как и Э. Кречмер, У. Шелдон пришел к выводу о существовании трех «соматотипов», то есть основных моделей строения человеческого тела, максимально не похожих друг на друга.

Первый тип (эндоморфный) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, ярко выраженными отложениями жира.

Для второго (мезоморфного) типа характерны широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество подкожного жира, мощная голова.

Третий тип (эктоморфный) олицетворяет худой человек, с вытянутым лицом, тонкими длинными руками и ногами, слабой мускулатурой и хорошо развитой нервной системой. Степень адекватности облика конкретного человека каждой из этих моделей телосложения и оценивается по семибальной системе. Например: 1-1-7, следовательно, данного индивида можно уверенно назвать эктоморфным. Трем основным соматотипам соответствуют, по У. Шелдону три варианта психической конституции человека. Эндоморфному типу телосложения соответствует висцеротонический темперамент (лат. Viscera — внутренности, то есть функциональное преобладание органов пищеварения); мезоморфному — соматотоник (греческ. Soma — тело); эктоморфный соматотип предполагает церебротонический темперамент ( cerebrum от латин. Мозг). Сравнение этих психологических особенностей индивида рассмотрим в виде таблицы (таб.1)

Чрезмерное развитие внутренних органов тела, сложение относительно слабое, с избытком жировой ткани

Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00087815_0.html

Готовый реферат

«Психика и организм.»

Отзывы

Поделиться

Издревле люди задумывались, о том, что такое человек, и какова его природа, сначала, в эпоху первобытнообщинного строя человек сравнивал себя с каким-то животным — тотемом, или с растением, предметом и наделял этот тотем какими-либо качествами человека, а себя качествами животного. Затем, после перехода на более высокую стадию развития общества, пришло понимание себя, как части окружающего мира, части мира, созданного богами, после появляется концепция души, которая преобладает довольно продолжительное время, но затем, когда продвигаются в перед естественные науки, приходит понимание, благодаря труду многих ученых, философов, так называемой психологической реальности, и осознание процессов психики, и уже в конце прошлого — нынешнем веке появляется научное описание психики человека и научное понимание протекающих в организме и разуме процессов. Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат — наука психология.

В данной работе мы попытаемся вкратце ответить и рассмотреть такие вопросы как: биологические основные психики; функции психики; структура психики.

1. Биологические основы психики………………………………………………………1-4 стр.

1. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов. Под ред. А.А. Радугина. М., 2000.

2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов. СПб., 2000.

3.Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. Минск, 2000.

4.Психология. Учебник для гуманитарных вузов. Под ред. А.А. Дружинина. СПб., 2000.

Похожие работы:

Одним из пагубных последствий химизации всех сфер человеческой деятельности является то, что к угрозе применения химических веществ в военных конфликтах добавляются проблемы химической опасности мирного .

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека. Как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представляется ему в виде .

НИТРАТЫ (от греч. nitron — селитра) (хим.) — соли и эфиры азотной кислоты HNO3, которые накапливаются в продуктах и воде при избыточном содержании в почве азотных удобрений. Нитраты .

Введение
Согласно данным Государственного доклада «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за 2006 г., в группу наиболее широко распространенных факторов профессиональной вредности .

Поиск по базе выполненных нами работ:

© 2001-2020 Все права защищены. « ПроРектор — дипломные и курсовые на заказ »,ООО «Проректор»

Источник: http://prorektor.ru/planv.php?id=V15048

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *