Филогенез психики — филогенез психики это
06.03.2020Развитие самосознания человека
Филогенез психики это
Этот сайт создан для людей, которые хотят добиться успеха в этой жизни, для тех, кто намерен быть здоровым, счастливым и процветающим человеком в любых условиях
Этот сайт для тех, кто хочет на сто процентов реализовать свои потенциальные возможности, несмотря на любые трудности и препятствия.
- Страх, тревога, фобии
- Стресс
- Психология любви и секса
- Психология обмана
- Здоровье и долголетие
- Бизнес и карьера
- Искусство общения
- Психология выборов
- ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА
- САЙТЫ- ПАРТНЕРЫ
- Фестиваль ЗОЖ
Свежие статьи
- Общая психология — вопросы
- Психология управления персоналом
- Тренинг в организации — вопросы к зачету
- И.П.Павлов и НЛП
- Анатомия ЦНС и Нейрофизиология
Разные статьи
- Статьи по психологии Щербатых
- Психология религии
- Физиология
- Радиационная биология
- Стресс-менеджмент
Диванная комната
- Валерий Абанькин -стихи
- Стихи Вадима Шефнера
- Рассказы Ю.Щербатых
- Омар Хайям
- Любимые анекдоты
Понятие филогенез означает историческое развитие чего-либо в процессе эволюции. Развитие психики животных и человека шло параллельно развитию и усложнению их нервной системы. В порядке усложнения реакции организмов на внешние воздействия можно расположить в ряду:
1. Безусловные рефлексы
2. Инстинкты
3. Условные рефлексы 1 рода (классические «павловские»)
4. Условные рефлексы 2 рода (инструментальные рефлексы)
5. Рассудочная деятельность (интеллектуальные действия)
6. Разум, сознание, мышление.
Психологи выделяют две формы психического отражения, одна из них проявляется в чувственных образах, «напрямую» отражающих внешний мир, а другая проявляется в виде отвлеченных абстрактных понятий, фиксирующих только наиболее существенные стороны объекта.
От рассудочной деятельности животных к сознанию человека:
Животным приспосабливаются к внешней среди при помощи рефлексов, а у высших животных есть еще и рассудочная деятельность. Под этим термином понимают способность животных улавливать закономерности, связывающие предметы и явления окружающей среды, а также использовать знания этих закономерностей в новых условиях. Пример: когда обезьяна строит пирамиду из ящиков, чтобы достать подвешенный вверху банан.
Человеку помимо прочего присущи сознание и мышление. Сознание – есть высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку, связанная с речью и сформированная на основе человеческой практики. Мышление — это процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности.
Человек в отличие от животных может действовать не только методом «проб и ошибок». Прежде чем выполнить предметное действие он совершает действие в уме, а только потом реализует его во внешней среде
Психика и психические явления формировались в течение сотен миллионов лет в процессе эволюции жизни на Земле и естественного отбора. Этот длительный процесс можно разбить на несколько основных этапов (табл. 2.1):
Развитие сенсорных процессов животных
начиная с кишечнополостных животных и червей
· развитие органов рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющее более точно дифференцировать внешние раздражения;
· формирование способности примитивных животных распознавать воздействие внешних и внутренних раздражителей и дифференцированно отвечать на них;
· возникновение простейших психических явлений – ощущений;
· возникновение простейшего механизма реагирования – безусловного рефлекса;
Развитие перцептивных процессов животных
· у животных формируется сложная нервная система с большим количеством нейронов;
· наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
· большую роль играют инстинкты – сложно организованные цепи безусловных рефлексов, позволяющие осуществлять сложные виды поведения;
Развитие интеллектуальных действий животных (рассудочная деятельность)
у млекопитающих и ряда птиц
· появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели. при этом интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
· изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.
Развитие сознания человека
начиная с древнейших людей – Homo habilis -«Человека умелого»
· руки становятся органом труда – преобразования предметов по сознательно намеченному плану;
· появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
· появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности;
Развитие самосознания человека
начиная с современного человека — Homo sapiens – «Человека разумного»
· возникает процесс самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;
Подпишись на полезные рассылки по психологии и получи подарок: книгу «Стресс — молчаливый убийца. Что вы должны знать, чтобы не стать его жертвой».
Источник: http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/philogenez.html
Филогенез
Филогенез — историческое формирование организмов. В психологии филогенез понимается как: 1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных; 2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история и др. социальные дисциплины. Основные проблемы при изучении филогенеза таковы:
- 1) выделение главных этапов эволюции психики животных — в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект;
- 2) выявление общих факторов эволюции — условий перехода от этапа к этапу;
- 3) выделение главных этапов эволюции форм сознания — в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; психика онтогенез филогенез инстинкт
- 4) установление соотношения основных этапов филогенеза — в частности, человеческой психики, и онтогенеза.
В филогенетическом развитии психики выделяются три стадии:
1. Стадия элементарной сенсорной психики (сенсорика — это ощущения) — у простейших организмов, прежде всего многоклеточных, живущих в воде. Имеет два уровня: низший и высший. Животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Сначала, на этапе низшего уровня у животного есть только раздражимость как способность реагировать на воздействия среды изменением направления и скорости движения. Двигательная активность носит хаотичный характер, не целенаправленный.
Затем, на этапе высшего уровня развития сенсорной психики, у животного появляется чувствительность как способность реагировать на свойства среды и позволяющая иметь ощущение. Двигательная активность приобретает целенаправленный характер, поисковый (пищи, безопасности).
По А. А. Леонтьеву, критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности.
Благодаря чувствительности появляется способность образовывать условные рефлексы. На этой стадии приобретаются и передаются инстинкты — врождённые программы поведения. Элементарная сенсорная психика характерна для простейших, живущих, в основном, в водной среде.
2. Стадия перцептивной психики (перцепция — это восприятие). Имеет 3 уровня: низкий, высший, наивысший. Деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а предметами в целом. Воспринимаются не отдельные факторы, а целостные образы. Низкая стадия характерна для рыб, моллюсков (улиток), насекомых. Двигательные способности разнообразны; активно ищут положительных раздражителей и избегают отрицательных. Наряду с инстинктами появляются и сложные двигательные навыки.
На втором, высшем уровне перцептивной психики, наряду с инстинктивными формами поведения, появляются способности к научению благодаря появлению элементарного мышления. Это высшие позвоночные — птицы и некоторые млекопитающие.
3. Стадия интеллекта. Так называется наивысший уровень перцептивной психики. На наивысшем уровне в практической деятельности появляется способность к ориентировочно-исследовательской деятельности и её подготовке. Животные способны находить решение задач, запоминать эти методы и применять их в аналогичных ситуациях. Могут создавать примитивные орудия, усматривать причинно-следственные связи. Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. Эта стадия характерна для высших позвоночных животных — кроме обезьян, ещё и для птиц, собак, дельфинов, и др.
Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т. д.
Однако заметим, что интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов, не осознаются ими, не обобщаются и не передаются через речь, письмо и т. п. Передаются только через подражание действию, а не понимание результата.
Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врождённые и приобретённые в процессе жизни формы поведения животных.
Инстинкты — врождённые, т. е. наследственно закреплённые формы поведения. Например, комар откладывает личинки на любую блестящую поверхность, а не только на воду. Т. е. он не понимает значения воды для выживания личинок. Паук бросается не только на попавшую в паутину муху, но и на вибрирующий камертон. Лягушка набрасывается лишь на летящую мошку. В окружении неподвижно сидящих насекомых она умрёт с голоду. Птица высиживает «яйцо» из мела или камня, не отличая его от настоящего.
Инстинктивное поведение целесообразно только в стабильных условиях, типичных для способа жизни данного вида животных. Достаточно несколько изменить стандартные условия, чтобы инстинктивное поведение потеряло целесообразность.
Так, пчела будет продолжать откладывать мед в соты, даже если их дно срезано. Детёныши бобров, искусственно вскормленные и выросшие в помещении, начинают воздвигать плотину, если им дать строительный материал, хотя никакой надобности в этом уже нет.
Таблица 1 — Классификация инстинктов (по П. В. Симонову)
Приобретённые и закреплённые в упражнениях способы поведения животных называются навыками. Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.
Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян не доказано.
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.
Всё развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор).
Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях её жизни.
Интеллект обезьян качественно отличен от мышления человека.
Обезьяна решает совершенно конкретные задачи, связанные с непосредственно действующими на неё раздражителями. Осознать бессмысленность своих действий она не может. Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пытается использовать ту же лестницу и для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку посреди помещения. Обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д., но смысла своих действий не понимает.
Источник: http://studwood.ru/1542092/psihologiya/filogenez
Филогенез психики это
Филогенез – (от греч. Phyle – род, племя, вид и genos – происхождение) – историческое формирование группы организмов.
Филогенез психики – это процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Онтогенез – (от греч. – ontos – сущее) – процесс развития индивидуального организма. Изучается формирование основных структур психики индивида от зачатия до смерти.
Антропогенез – (от греч. – antropos – человек) – процесс происхождения человека (Homo sapiens). Изучаются и морфологические преобразования, и глубочайшие качественные изменения поведения и психики от человекоподобной обезьяны до современного человека.
Подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1. антропопсихизм (Декарт) – психика присуща только человеку;
2. панпсихизм(французские материалисты) – всеобщая одухотворенность природы; всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3. биопсихизм: психика – это свойство живой природы (присуще и растениям);
4. нейропсихизм (Ч.Дарвин) – психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5. мозгопсихизм (К.К.Платонов) – психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг;
6. критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности (А.Н.Леонтьев) – способности реагировать на жизненно незначимые раздражители среды (запах, звук и т.п.), которые являются сигналами для жизненно важных раздражителей (пища, опасность), благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы.
Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровня развития психического отражения предложил А.Н.Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена К.Э.Фабри. Так появилась концепция Леонтьева-Фабри.
Вся история развития психики согласно этой концепции делится на ряд стадий и уровней. Выделяются 2 стадии: 1) элементарной сенсорной психики (от лат. Sensys – чувство, ощущение) и 2) перцептивной психики (от лат. Perceptio – восприятие). При переходе от одной стадии к другой произошел гигантский скачок в поведении животных и в организации их нервной системы. Уровень психического отражения напрямую зависит от уровня организации нервной системы организма, чем она сложнее, тем совершеннее психика.
Название уровня отражения | Особенности психического отражения | Строение нервной системы | Представители животного мира |
1. Стадия элементарной сенсорной психики | |||
А. Низший уровень | Примитивные элементы чувствительности, развитая раздражимость | Диффузная (или сетчатая) | Простейшие (амеба) |
Б. Высший уровень | Наличие ощущений, способность к формированию элементарных условных рефлексов | Ганглиозная (или узловая) | Кольчатые черви, брюхоногие моллюски (улитки) |
2. Стадия перцептивной психики | |||
А. Низкий уровень | Отражение внешней действительности в форме образов предметов. Объединение свойств в целостный образ вещи. | Трубчатая | Рыбы, членистоногие, головоногие моллюски, некоторые насекомые |
Б. Высший уровень | Складывание определенной картины мира. Элементарные формы мышления, способность к научению. | Увеличение головного мозга, появление коры головного мозга | Высшие позвоночные, т.е. птицы и некоторые млекопитающие |
В.Наивысший уровень | Образный характер восприятия внешнего мира. Научение, исследовательская деятельность, создание примитивных орудий труда, гибкость мышления | Развитая кора головного мозга, увеличение лобных долей. | Обезьяны и дельфины |
Дальнейшее развитие психики происходит на уровне сознания. Представитель – человек.
Источник: http://studopedia.ru/4_110534_filogenez-i-ontogenez-psihiki.html
Филогенез и онтогенез психики
Развитие психики в филогенезе и в онтогенезе. Общие принципы и психодинамическая концепция возрастного психического развития. Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий, главные тенденции, стадии периодизации возрастного развития психики.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 28.01.2010 |
Размер файла | 30,1 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Развитие психики в филогенезе
2. Развитие психики в онтогенезе
2.1 Общие принципы возрастного психического развития
2.2 Психодинамическая концепция возрастного развития психики
2.3 Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики
Человек — высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.
Психика — это внутренний, субъективный мир человека, который возникает в процессе взаимодействия человека с внешним, объективным миром, в процессе активного его отражения. Развитие психики — это, прежде всего, закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Как и всякое явление в природе, психика имеет свою историю развития и законы, по которым это развитие происходило. Развитие было долгим, оно прошло длинный путь от низших и, следовательно, примитивных форм до высших совершенных. Существуют два пути истории развития психики: филогенез — историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальный), филогенез определяет онтогенез путем создания необходимых для него естественных предпосылок и социальных условий; онтогенез — развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи. Онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий непредсказуема.
Цель реферата — проанализировать процессы филогенеза и онтогенеза психики человека.
1. Развитие психики в филогенезе
Для исследования проблемы развития психики в филогенезе нужен объективный критерий психики, т.е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.
В истории естествознания было несколько теорий:
· теория «панпсихизма» = душой наделена вся природа, в том числе и неживая (камни);
· теория «биопсихизма» = психика есть у всего живого, в том числе у растений;
· теория «антропопсихизма» = психика есть только у человека, а животные и растения — просто живые автоматы;
· теория «нейропсихизма» — психика есть только у тех существ, у которых есть нервная система [5, с.169].
Здесь критерии и психическом являются внешними, т.е. психика приписывалась какому-либо существу не на основе определенного его поведения, а на основе принадлежности к определенному классу объектов.
Более современные теории не опускаются в поисках психики ниже животного мира и базируются на внутренних, функциональных критериях.
Гипотеза А.Н. Леонтьева [5, с.178-182]
В качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев предлагает рассматривать способность живых существ реагировать на биологически нейтральные воздействия, т.е. такие воздействия, которые сами по себе не полезны и не вредны для животного; животное ими не питается и они не разрушают его организм. Однако они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и являются их потенциальными сигналами (напр., определенный звук предупреждает об опасности). Таким образом, отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности живых существ — поведением.
С предложенным критерием связаны два фундаментальных понятия: «раздражимость» и «чувствительность».
Раздражимость — это способность живых существ реагировать на биологически значимые воздействия. (Напр., корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.)
Чувствительность — это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.
2 аспекта чувствительности:
· объективный (двигательное реагирование на объект);
· субъективный (внутреннее переживание, ощущение объекта). Функция ощущения — ориентировать организм относительно значимых условий среды, опосредовать его витальные приспособительные акты.
Раздражимость же не имеет субъективного аспекта.
Адаптивное значение психики: психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.
Возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.
А.Н. Северцов выделил 2 разных способа приспособления живых организмов к изменениям условий среды [5, с.185]:
1) путем изменения строения и функционирования органов;
2) путем изменения поведения
а) медленное изменение наследственных форм поведения — инстинктов;
б) развитие способности к индивидуальному научению («разумные действия» — быстрые изменения поведения в ответ на быстрые изменения среды).
Простейшие существовали в гомогенном растворе питательных веществ. Для их усвоения было достаточно простой раздражимости. Если биотических свойств, к которым были раздражимы организмы, было несколько, то реакция на одно из них могла подготавливать реакцию на другое. Какие-то свойства могли приобретать двоякую функцию: непосредственного участия в обмене веществ и сигнализации о другом жизненно важном воздействии.
Далее некоторые воздействия перестали быть витально значимыми сами по себе, однако организм продолжал на них реагировать. Это р обозначало появление чувствительности. Вместе с ней появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.
Главные тенденции развития психики:
— усложнение форм поведения (форм двигательной активности);
— совершенствование способности к индивидуальному научению;
— усложнение форм психического отражения.
Важные положения А.Н. Леонтьева:
1) Каждая новая ступень психического развития начинается с усложнения деятельности, практически связывающей животное с окружающим его миром. (Утверждение примата деятельности в развитии психического отражения.)
2) Имеет место несовпадение биологического и психического развития животных (животное, стоящее на более высокой ступени биологического развития, не обязательно обладает и более развитой психикой). Уровень психического развития животного определяется сложным соотношением таких факторов, как его морфология, условия жизни и поведенческая активность [5, с.189].
А.Н.Леонтьев выделяет 3 стадии периодизации эволюционного развития психики:
1) стадия элементарной сенсорной психики:
2) стадия перцептивной психики:
3) стадия интеллекта.
(1) Cтадия элементарной сенсорной психики:
— отражение отдельных свойств внешних воздействий;
— движения в сторону благоприятных условий среды — положительные таксисы, движение от неблагоприятных условий — отрицательные таксисы;
— элементарные формы индивидуального научения (эффекты привыкания и ассоциативное научение, т.е. выработка условных реакций).
(2) стадия перцептивной психики:
— отражение внешней действительности в форме не отдельных ощущений, а целостных образов вещей;
— чрезвычайное усложнение «предваряющих» форм поведения на пути к конечным биологическим целям (ритуалы);
— наличие «операций» — самостоятельных актов, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится (собака способна воспринять как независимые предметы пищу и преграду на пути к ней). Основные особенности психики животных:
1) основу всех форм поведения составляют инстинкты (инстинктивные действия) — генетически фиксированные, наследуемые элементы поведения.
2) неразумность инстинкта: если лишить смысла какое-то инстинктивное действие насекомого, то оно все равно завершает его и переходит к следующему. Инстинкт не разумен, а биологически целесообразен, и фиксирован (ригидность инстинкта).
3) инстинкт обусловлен действием внешних («ключевые стимулы», «пусковые ситуации») и внутренних (эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, приводящая к снижению порога их возбуждения) факторов.
Соотношение научения и инстинкта: по современным данным, многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе индивидуального развития животного (облигатное научение). (Напр., зяблик, снегирь и ряд других птиц не в состоянии воспроизвести песню своего вида, если они выросли в изоляции или в обществе других птиц.)
Большую пластичность поведения обеспечивает факультативное научение (дрессировка.)
Поведение животных отличается от поведения человека тем, что:
1) оно подчинено исключительно биологическим целям, законам и механизмам (в то время как людей объединяет совместная трудовая деятельность); они не могут руководствоваться идеальной целью;
2) животные неспособны изготавливать одни орудия труда с помощью других орудий труда;
3) отсутствует передача накопленного опыта поколений в материальной форме [5, с.197].
2. Развитие психики в онтогенезе
Развитие психики в онтогенезе — процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. В настоящее время можно говорить о том, что противоположности в ориентации или на врожденное, или на выученное (monada — tabula rasa) снимаются в таком понятии развития, в котором оно рассматривается как процесс: приводящий к изменениям все психологические структуры индивида; проходящий определенные, качественно специфические, стадии, в том числе в форме кризисов; имеющий как сенситивные в отношении внешних воздействий, так и относительно автономные периоды; строящийся целевым образом.
Вначале необходимо рассмотреть общие закономерности психического развития и его возрастной периодизации.
2.1 Общие принципы возрастного психического развития
В развитии психики ребенка выделяется ряд возрастных периодов с характерными особенностями формирования восприятия и мышления, других высших психических функций (ВПФ), а также свойственной для каждого из них сенситивностью, специфической восприимчивостью для развития определенных ВПФ, наиболее ярко проявляющейся в развитии речевых функций (сенситивные периоды). Выделяются также критические периоды, или кризисы развития (Л.С. Выготский [4]), через смену которых происходит возрастное развитие психики, подчеркивающие его неравномерность. При этом переход от одного периода к другому может проявляться в виде резкого изменения, «скачка» развития (А. Коссаковский [9]). Физиологически критический период характеризуется «преобразованием одного доминантного состояния, свойственного предыдущему возрастному периоду, в существенно новое доминантное состояние, требующееся в последующем возрастном периоде» (И.А.Аршавский [2, с.60]). Критичность развития ВПФ, приуроченного к определенному периоду, проявляется в необратимом, как принято считать, угасании возможностей эффективного развития соответствующих способностей после перехода возрастных границ данного периода (Я.Л. Коломинский [8]). В этой связи понятия сенситивных и критических периодов во многом близки и нередко объединяются. Известно, что неравномерность психического развития является его неотъемлемым, внутренне ему присущим свойством. При этом необходимо рассматривать ее не только во внешнем аспекте, как неравномерность темпов развития психики в целом — чередование периодов ускорения и замедления темпов развития, а в критические фазы возможность кратковременного регресса — но и во внутреннем, структурном аспекте, как асинхронность развития отдельных функциональных систем, либо различных подсистем внутри одной системы (межсистемная и внутрисистемная гетерохрония. Гетерохрония, являясь отражением внутренней противоречивости развития, может рассматриваться как его внутренний источник. Другим основополагающим принципом психического развития представляется принцип эпигенеза, являющийся общим системным принципом прогрессивного развития, формирования систем все более возрастающей сложности с переходом к более высоким уровням организации путем интеграции прежних способов организации с новыми с последующей их модификацией. Индивидуальность темпов развития, отсутствие единого унифицированного ритма развития для всех детей (А.Валлон, цит. по [6, с.196-197]) при сохранении общих закономерностей развития — перехода от одного периода к другому, наличия единого плана, или вернее, последовательности стадий развития позволяет говорить лишь об ориентировочных возрастных границах каждого периода, с выраженными индивидуальными вариациями. Размах вариации с возрастом имеет тенденцию к росту при переходе от одного периода к другому, соответственно возрастные границы периодов становятся более размытыми. Это связано с известной закономерностью уменьшения с возрастом роли генетических факторов развития с присущей им жесткой детерминированностью, и возрастания влияния факторов социальных, более вариабельных. При этом более значимую роль начинает играть индивидуальный опыт как фактор развития. В частности, подобное снижение влияния генетических факторов в период пубертатного созревания было показано Н.Г. Липовецкой с соавт. (1975 [11, с.214-215]). С возрастом уменьшается степень генетической обусловленности межиндивидуальной изменчивости таких черт темперамента и личности, как активность, эмоциональность, социабельность, экстраверсия и интроверсия, невротизм. Согласно эволюционногенетическому принципу филогенетически более молодые функции обладают большей индивидуальной изменчивостью. Подобный принцип может быть применим к описанию не отдельных ВПФ, а филогенетически различных функциональных подсистем, последовательно входящих в целостную мозговую организацию соответствующих ВПФ на разных этапах онтогенеза.
2.2 Психодинамическая концепция возрастного развития психики
В основе психодинамических концепций развития лежит выдвинутое еще З.Фрейдом предположение о том, что основные характеристики личности, ее базовая структура формируются в раннем детском возрасте, сохраняясь практически неизменными на протяжении всей последующей жизни. При этом отношение к людям, окружающим ребенка в первые годы жизни (в первую очередь родителям), впоследствии проецируется, переносится на других людей, значимых для индивида (т.н. трансфер), определяя тем самым его взаимодействия в социуме, семейные отношения и пр. Развитием данного положения являются представления А.Адлера об индивидуальном стиле жизни, связанном со стратегией самоутверждения, или жизненном плане, описываемом им как «самодовлеющая целенаправленность», из которой «проистекает целостность личности» [1]. В современных психодинамических схемах эти фрейдовские представления трансформировались в понятия о «жизненном сценарии» (Э.Берн [3]) или «исходной потенциальной способности к установлению отношений», образующей «незаполненную матрицу, в которую в ходе дальнейшего развития будут вписываться все последующие системы отношений» (Л. Шерток [18]). Известная фрейдовская периодизация личностного развития делает основной акцент на развитии либидо [16, с.123-202], рассматривая его как важнейшую движущую силу развития и описывая тем самым в основном развитие психосексуальное. Она включает 4 этапа: оральный (первый год жизни), анальный (приучение ребенка к регулированию физиологических отправлений, до 2-3 летнего возраста), фаллический (промежуточный, латентный) и генитальный (приуроченный к началу полового созревания). При этом, по мысли Фрейда, может происходить как бы «застревание» на определенных этапах развития, приводящее к формированию у взрослого индивида личностных черт, описываемых как «оральный характер» или «анальный характер». Одной из ведущих современных психодинамических концепций периодизации личностно-социального развития является схема Э. Эриксона (Э. Эриксон [21; 22]; Д. Элкинд [20]), с точки зрения которой психическое развитие индивида, формирование «идентичности» проходит через ряд психосоциальных кризисов. На каждом из нормативных кризисных этапов происходит выбор позитивного либо негативного варианта развития определенных личностных черт, определяющих в дальнейшем жизненную позицию человека, его отношения в социуме. Если внутренние конфликты, свойственные определенной стадии развития, остаются неразрешенными (негативный вариант развития), то в зрелом возрасте они могут проявляться в виде инфантилизма. При этом новые выборы накладываются, наслаиваются на уже произведенные и закрепленные в структуре личности (эпигенез). В контексте данной работы наибольший интерес представляют первые 4 этапа, являющиеся как бы развитием фрейдовской периодизации (см. табл. 1). Во многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в которых прослеживается эпигенетический принцип. Сюда в первую очередь необходимо отнести схему жизненных установок в трансактном анализе Э.Берна [3], лежащую в основе т.н. «жизненного сценария»: отношение к себе и близким «Я+/-» и «Ты+/-«, образующие в сочетании 4 базовые позиции — «Успех», «Превосходство», «Депрессивность», «Безнадежность»- дополняемые отношением к социуму — «Они+/-«). Данная схема, которая также складывается в первые годы жизни (Т.Харрис [17]), рассматривается М.Е.Литваком (1995 [12]) с добавлением установки «Труд+/-» (отношение к предметной деятельности) как «социоген» — стабильный личностный комплекс, формирующийся в возрасте до 5 лет и определяющий социальные взаимодействия индивида, его жизненный путь. В терминах психологии схема Э.Берна, являющаяся по сути метафорической, условной (разработанная для прикладных целей практической психотерапии, она далека от научной строгости) очевидно, непосредственно связана с «Я-концепцией». Согласно И.Н. Калинаускасу [7], «Я-концепция» тесно связана с типом личности и включает 3 основных блока: «Я как Я», «Я как другой», «Я как Мы (Они)», что перекликается с берновскими личностными установками «Я/Ты/Они». По мнению автора данной модели, описываемый ей тип личности складывается к 5-6-летнему возрасту, сохраняя в дальнейшем свою стабильность, и характеризуется индивидуально-типическим способом обработки информации. Во многом сходны с эриксоновской периодизацией и другие психодинамические схемы, в которых прослеживается эпигенетический принцип. К психодинамическим моделям развития личности, базирующимся на принципе эпигенеза, можно отнести
и 3-этапную модель В. Шутса [19], представляющую собой не только периодизацию возрастного развития, но и оригинальную метафорическую модель структуры личности (Присоединение — Контроль — Открытость). Эта схема имеет очевидную аналогию с известной в отечественной психологии концепцией трех компонентов социального развития личности в онтогенезе по А.В.Петровскому [13], включающей последовательно сменяющие друг друга процессы (1) адаптации, (2) индивидуализации и (3) интеграции.
2.3 Этапы формирования функциональной асимметрии полушарий и периодизация возрастного развития психики
Существующее многообразие представлений о периодизации развития психики, очевидно, может быть объединено на базе физиологического подхода. По нашему мнению, этапность развития функциональной асимметрии полушарий (ФАП) в онтогенезе является ведущим фактором, объясняющим закономерности возрастной динамики психического развития. При этом целесообразно рассматривать ФАП не только в аспекте межполушарных отношений (латеральная, качественная асимметрия), но и внутриполушарных взаимодействий (интегральная, количественно-топографическая асимметрия) в рамках синтетической доминантной модели межполушарного взаимодействия. Созревание ФАП представляется одним из узловых моментов изменения на разных этапах онтогенеза межцентральных отношений, выступающего в роли ведущего механизма возрастного развития психики. Формирование ФАП имеет несомненную связь с возрастными особенностями восприятия и мышления, лежащими в основе формирования типологических особенностей личности, в т.ч. с развитием индивидуально-типического когнитивного стиля (как предпочитаемых перцептивных стратегий, так и стратегий обработки информации), с развитием интеллектуального стиля, а также более широко — с формированием индивидуального стиля деятельности, тесно связанного с типологическими свойствами нервной системы. Объединяя перечисленные типологические деления различных ВПФ в рамках целостной индивидуально-типологической ментальной стратегии, представляется возможным связать ее формирование, параллельное развитию ФАП, с формированием юнговских личностных типов [14, с.12-15; 15, с.88-91]. Аналогично ведущей деятельности, определяющей развитие психики ребенка в каждый возрастной период (А.Н.Леонтьев [10]), в аспекте формирования ФАП можно рассматривать ведущее в развитии на данный период полушарие.
Таблица 1. Периоды возрастного развития и формирование ФАП.
Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00042071_0.html
Развитие психики в филогенезе
Филогенезом психология называет процесс изменения психики человечества в ходе его эволюции. Материальная, духовная культура человечества являются объективной формой воплощения достижений психического развития человека.
Развитие психики в филогенезе имеет свои тенденции и особенности. Основными тенденциями её развития являются следующие:
- Усложнение форм поведения – формы двигательной активности;
- Способность к индивидуальному научению и их совершенствование;
- Как следствие и как фактор предыдущих тенденций – усложнение форм психического отражения.
К особенностям развития психики относятся:
- На каждой новой ступени развития идет усложнение деятельности, связывающей животное с окружающим миром. Новая форма возникает сразу за усложнением и открывает дорогу для дальнейшего развития. Если на первой ступени зарождения психики предметом отражения были отдельные свойства предмета, то на следующей ступени возникали уже отношения между предметами;
- Существует несовпадение биологической и психологической линий развития животных. Это значит, что более высокая ступень развития животного совсем не говорит о высоком уровне развития его психики.
Отечественная психология рассматривает развитие психики в филогенезе на двух уровнях: физиологическом и элементарном психическом.
Главной отличительной особенностью психики человека является наличие сознания, а это единство высших психических функций, те самые качества, которые отличают человека от животного. Сознание и личность возникают на определенной стадии культурной эволюции человека.
Физиологический уровень развития психики
На этом уровне развития психики выделяется несколько этапов:
- Первый этап рассматривает начало зарождающейся на Земле жизни, когда уже наметились две основные формы изменчивости прообразов нервных клеток с окружающей средой. Одноклеточные организмы разделились на две самостоятельные ветви, реализуемые у растений и животных. На данном этапе простейшему организму присуща такая форма физиологического отражения окружающей среды, как раздражимость. Она лежит в основе разделения на ветви. Раздражимость представляет собой изменение физиологического состояния организма под влиянием тепловых, световых, химических раздражителей;
- На следующем этапе раздражимость вызывает процессы приспособления, которые уравновешивают состояние организма со средой. Мир растений остановился на физиологической форме отражения, а мир животных продолжил процессы усовершенствования, в результате чего сформировался новый тип раздражимости – чувствительность. Она выступает как общая способность организма к ощущению и защитному реагированию на действие раздражителя. С появлением чувствительности начинается эволюция психического отражения окружающего мира;
- В пределах третьего этапа развития психики возникают ощущения, проявляющиеся в отражении нервной клеткой конкретных температур, световых, химических характеристик предметов и явлений, воздействующих на неё;
- На последнем этапе возникает качественно новый вид физиологического отражения объективной действительности, в основе которой лежит объединение нервных ощущений в систему. В результате возникает восприятие. Продолжающееся объединение нервных клеток приводит к образованию нового совершенного органа – мозговой трубки, а затем спинного и головного мозга. Таким образом, наряду с физиологическим отражением появляется психическое отражение мира.
Элементарный психический уровень филогенеза
В рамках нескольких самостоятельных этапов рассматривается формирование элементарного психического уровня развития психики в филогенезе:
- На первом этапе возникают простейшие психические реакции организма животных, они получили название рефлексов, т.е. ответных реакций организма на действие раздражителя. Все акты сознательной и бессознательной жизни, как экспериментально доказал И.М. Сеченов, по способу своего происхождения являются рефлексами. Они имеют свое развитие – чувственное возбуждение, продолжающийся психический акт и мышечное движение;
- Формирование однообразных рефлексивных действий на внешние и внутренние раздражители происходит на втором этапе элементарного филогенеза. Еще И.П. Павлов установил, что рефлекс, лежащий в основе нервной деятельности живого организма, представляет собой не только физиологическое, но и психическое явление одновременно. Причем, он выделил условный рефлекс, т.е. временный и безусловный рефлекс – постоянный;
- Закрепление в организме и передача по наследству безусловных рефлексов происходит уже на третьем этапе эволюции. Это приводит к образованию инстинктов – совокупности врожденных компонентов психической деятельности человека и животных. Они проявляются в поведении и обеспечивают и обеспечивают их существование. На первых порах формирование инстинктов было обусловлено такими биологическими потребностями, как забота о питании, продолжении рода и др. В дальнейшем происходило их совершенствование, в результате чего появлялось новое содержание – ориентировочное, защитное, поисковое. Так как безусловных связей в изменчивой среде недостаточно, то важно учитывать, что безусловные рефлексы и инстинкты взаимодействие организма обеспечивают только со стабильной средой. В работе нервной системы более сложным процессом является образование условных рефлексов, которые стали основой приспособления живого организма к изменчивой, подвижной, многообразной среде. Условные рефлексы могут вырабатываться на сигналы безусловных раздражителей, но только через второй, третий, четвертый раздражители;
- На четвертом этапе дальнейшее развитие нервной системы дает возможность в рефлексивном поведении опираться на сочетание различных реакций одновременно действующих раздражителей. Организм совершенствуется, а вместе с этим изменяющиеся условия среды снимают устаревшие инстинктивные формы поведения и формируют новые, более совершенные;
- И, наконец, на четвертом этапе появляется новый вид психической деятельности – навык. Образование навыка было обусловлено способностью легко менять формы поведения.
Различие психики человека и животного
Главное отличие заключается в условиях её развития – животное развивается по законам биологической эволюции, а человек покоряется общественно-историческим законам развития. Анализ этих различий более понятно и наглядно будет выглядеть в виде таблицы, которая предложена ниже.
Разногласия психики человека и животного
По теории Ч. Дарвина, главным фактором превратившим обезьяну в человека, а стадо в общество, являлась трудовая деятельность, осуществляемая людьми при общем изготовлении и использовании орудий.
Источник: http://spravochnick.ru/psihologiya/sistema_psihologicheskih_nauk/razvitie_psihiki_v_filogeneze/
- Эрик Берн Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных скачать книгу fb2 txt бесплатно, читать текст онлайн, отзывы - психоанализ для начинающих берн
- Психолог в Барнауле, психологическая помощь, психотерапевт - психолог барнаул
- Путь провокатора - психолог фарелли
- Основоположником психоанализа | - основателем учения о психоанализе являлся
- Бесплатная психологическая помощь: что важно знать? Шаг вперед - помощь психолога
- Тимошенко Галина Валентиновна | Эко-центр психологического здоровья «Междуречье» - психолог галина тимошенко
- Структура психики человека - структура психики человека
- Консультация психолога Симферополь, детский и семейный психолог онлайн, помощь - психолог симферополь
- Что такое сознание - что такое психика определение
- Психолог для нави - NaVi Forum - Киберфорум Na`Vi Forum, игровое сообщество, Киберспортивный форум Natus Vincere - психолог нави
Добавить комментарий