Что такое сознание — что такое психика определение
28.02.2020Мерное человеческое сознание благожелательно, а не агрессивно и всегда ориентировано на поиск разумного компромисса.
Что такое сознание. Определение сознания и его виды
На начальном этапе развития сознания я бы определил его как различение альтернатив без осознания их разделения. Это мое определение инстинктивного, животного сознания.
Сознание животных характеризуется тем, что они живут в мире противоположностей, альтернатив, различают их (день и ночь, съедобно-несъедобно, хищник-жертва), но при этом не разделяют их и не отделяют себя от них.
Для любого зверька он является продолжением того мира, в котором он существует, зверек не разделяет себя и мир, не может выделить себя от мира, абстрагироваться от него. Он, как ребенок, крайне эгоцентричен, живет по принципу – я и есть мир.
Сознание животных стимульно-реактивное, аналитическое, инстинктивное, но не дихотомическое.
А ведь только абстрагирование, разделение альтернатив, разделение мира на противоположности и дает возможность познавать этот мир как независимый от исследователя объект, а впоследствии управлять им на основе информации, полученной путем его познания. Поэтому животные только адаптируются к миру, в котором они существуют, но не в состоянии адаптировать его под себя. Инстинктивное сознание – этот первый этап эволюции сознания.
На втором этапе возникает демоническое, полярное сознание. Оно характеризуется не только различением альтернатив, но уже и разделением единого мира на альтернативы, противоположности, с последующим дальнейшим разделением противоположностей на полярности, духовное и материальное добро и зло.
Кстати, определение сознания как разделение альтернатив предложено квантовым физиком Михаилом Менским, определение которого я частично использовал в этой работе.
Таким образом, гармоничные природные противоположности в демоническом сознании поляризуются и превращаются в духовное и материальное зло, борющиеся друг с другом за абсолютную власть, за первичность и вторичность.
При этом демоническое сознание абсолютизирует свободу выбора, но полностью игнорирует свою кармическую ответственность за выбор, скидывает ее на кого и что угодно, только бы скинуть с себя.
Но индивидуальная свобода воли (разделение альтернатив) неизбежно подразумевает ответственность (понимание закона гармоничного взаимовыгодного взаимодействия и взаимосвязи альтернатив). Ведь если нет свободы выбора своего поведения, то нет и ответственности за этот выбор.
Таким образом, демоническое сознание можно охарактеризовать как полярность, полярное сознание на принципе двойного разделения реальности: разделения единого мира на противоположности и противоположностей – на полярности, добро и зло.
Эволюция демонического сознания может идти только в сторону мерного, человеческого сознания, в противном случае демоническая цивилизация самоуничтожается и все начинается с нулевого цикла, с инстинктивного сознания.
Теперь о том, чем же отличается человеческое сознание от демонического сознания. Человеческое сознание – это мера, мерное сознание.
Мерное сознание – это различение и разделение альтернатив (противоположностей) при осознании необходимости их взаимовыгодного взаимодействия, взаимосвязи и постепенной полной интеграции друг в друга до состояния осознанной целостности.
Человеческое мерное сознание обладает свободой выбора при полном осознании своей ответственности за сделанный выбор, что ведет к осознанному выбору во благо себе и другим, а затем к целостному выбору, к развитию в направлении своей психической целостности, что означает постепенный уход от полярного мировосприятия.
Мерное человеческое сознание благожелательно, а не агрессивно и всегда ориентировано на поиск разумного компромисса.
Агрессивность возникает только в том случае, если деление противоположностей не уравновешивается процессом их взаимной интеграции, а происходит дальнейшее деление противоположностей на полярности с противопоставлением их друг другу уже не как противоположностей, а как полярностей, духовного и материального зла.
Абсолютным злом, которое творит полярное сознание, является стравливание полярностей между собой, их бессмысленная и братоубийственная война за абсолютную власть, вместо плодотворного сотрудничества вечно борются между собой личность и государство, свобода и порядок, многообразие и единство, вечность и время, Бог и Диавол.
Источник: http://www.sunhome.ru/psychology/17389
Характеристика психических процессов
Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии, этапы развития. Ощущение и восприятие: типы, свойства. Виды мышления. Мыслительный процесс. Личность и её структура в системе социальных отношений. Проявления темперамента. Виды общения.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.07.2010 |
Размер файла | 30,3 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Содержание
1. Введение
2. Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии.
a) Основные этапы развития психологии.
b) Методы психологии.
c) Ощущение: общая характеристика.
d) Восприятие: типы, свойства.
e) Виды мышления. Мыслительный процесс.
3. Личность и её структура в системе социальных отношений.
a) Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».
4. Проявления темперамента.
a) Три подхода к определению темперамента.
5. Виды общения. Техника и приёмы общения.
6. Список литературы.
1.Введение
Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов — познавательные, эмоциональные и волевые — образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы — ощущение, восприятие, мышление, воображение, память — формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно — во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил — во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно — сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.
Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность — обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
2.Определение психологии как науки, предмет и задачи психологии
Психология — научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное применение приобретённых знаний. Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология — наука о душе, о внутреннем мире человека, о психике. Задачи психологии: 1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерностей; 2) научиться управлять психических явлениями; 3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности; 4) быть теоретической основой практики психологической службы. Предмет психологии: человек, его внутренний мир и поведение; душевные, психических явления, сознание.
a) Основные этапы развития психологии
«Психо»- душа. Психология начала свой путь с определения её как наука о душе, более 2 тыс. лет назад с труда Аристотеля трактат «О душе». В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т.е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Таким образом, психология в 16-18 вв. была наукой о сознании. Позднее, в 17-19 вв. сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека. В 1879г. в Лейпцигском университете создана первая экспериментальная психологическая лаборатория (Вильгельм Вундт). В 1885 г. — лаборатория Бехтерева. Так наука о сознании стала наукой о поведении. В 20 в. Психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. Психология — наука об объективных закономерностях проявления и механизмов психики.
b) Методы психологии
Методы психологии должны обладать валидностью и надёжность.
Валидность — соответствие конкретного исследования принятым стандартам.
Надёжность — это кач-во метода, позволяющее получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода. Существует несколько классификаций психологич. методов.
Классификация по Б.Г.Анальеву: 1 гр. — организационные методы (сравнительный метод, лонгитюдный метод [многократное обследование одного и того же человека на протяжении длительного времени], комплексный метод). 2 гр. — эмпирич. методы (наблюдение [внутреннее, внешнее, включённое, свободное], эксперимент [естественный, лабораторный], опрос, анкетирование, тест, беседа, анализ продуктов деятельности). 3 гр. — методы обработки данных (включает в себя количественный и качественный анализ). 4 гр. — интерпретационные методы (генетический и структурный анализ).
c) Ощущение: общая характеристика
Ощущения — самые простые из всех психических явлений.
Ощущение — элементарный психич. процесс, представляющий собой субъективное отображение живым существом простейших свойств окружающего мира виде психических явлений. Органы чувств — анализаторы — с рождения человека приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей.
d) Восприятие: типы, свойства
Восприятие — процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающеё в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.
Объективизация — локализация образа в пространстве (хар-ный для воспр-я процесс).
Воспр-е предполагает различные ощущения, протекает вместе с ощущениями, но не может быть сведено к их сумме.
e) Виды мышления. Мыслительный процесс
Мышление — психич. процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач, с творческим преобразованием действительности. Итогом мышления является не образ, а некоторая мысль, идея.
Основные виды мышления:
1) Теоретическое понятийное мышление — мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств.
2) Теоретическое образное мышление — отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы.
3) Наглядно-образное мышление — мыслит. процесс, который непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти.
4) Наглядно-действенное мышление — сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным решением задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами.
3.Личность и её структура в системе социальных отношений
Личность — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.
Структура личности по К.Платонову:
1) биологич. подструктура (задатки, особенности высшей нервной деят-ти, св-ва темперамента; половые, возрастные св-ва личности и т.д.) формируется путём тренировки;
2) подструктура форм отражения (познават. процессы, психич. фун-ии) формируется путём упражнения;
3) подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки) приобретается путём обучения;
4) направленность личности — понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление её поведения (включает в себя направленность, отношения, моральные черты, мотивацию; формируется путём воспитания).
Социализация — процесс усвоения индивидом социального опыта, системы соц. связей и отношений.
Стадии социализации:
1) первичная социализация — стадия адаптации;
2) стадия индивидуализации;
3) стадия интеграции;
4) трудовая стадия;
5) послетрудовая стадия.
a) Понятия «индивид», «личность», «индивидуальность»
Человек — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудие труда и пользоваться ими в процессе жизнедеятельности.
В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека; это понятие характеризует отдельно взятого человека; в процессе социальных отношений индивид превращается в личность.
Личность — человек в совокупности социальных приобретённых качеств.
Личность — социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в рез-те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества.
Индивидуальность — неповторимость, уникальность свойств человека, которая выражается в наличие разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях темперамента и характера.
Темперамент — закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности.
Основные проблемы в изучении темперамента связаны с раскрытием его биологических основ, с установлением его генетической природы.
Слово «темперамент» в переводе с латинского «temperamentum» означает «надлежащее соотношение частей».
4.Проявления темперамента
О темпераменте можно судить по внешним проявлениям:
· по эмоциональной возбудимости (проявлению радости, гнева), по силе эмоций (поверхностные или глубокие чувства),
· по проявлению тревожности,
· по способности концентрации внимания,
· по непроизвольным движениям,
· по пластичности (быстрая приспособляемость к новому) / ригидности (поступать по привычным образцам поведения),
· по резистентности (сопротивляемости) в поведении: легко сливаются с ситуацией (К.Левин «полевое поведение») или нет (не позволяют собой манипулировать), что является показателем жизненной силы,
· по эмоциональному предпочтению (например, стремление к смене обстановки или предпочтение неизменной среда, покою).
1. Три подхода к определению темперамента
Существует несколько подходов к определению темперамента: гуморальный (связь темперамента с обменом веществ), соматический или конституциональный (связь темперамента со строением тела), по типу нервной системы.
Гуморальная концепция темперамента была предложена в Древней Греции врачами Гиппократом и Галеном в V-IV в.в. до н.э. В ее основе — преобладание той или иной жидкости в теле (в зависимости от работы желез внутренней секреции): кровь (сангва) — сангвиник (живой, энергичный), слизь (флегма) — флегматик (хладнокровный, медлительный), желчь светлая (холе) — холерик (вспыльчивый, импульсивный), желчь темная (мелан) — меланхолик (сензитивный, сентиментальный). Классическим примером различных типов темперамента являются герои Александра Дюма «Три мушкетера»: Атос (сангвиник), Партос (флегматик), Арамис (флегматик), Д’Артаньян (холерик).
В истории наук известны типологии людей в зависимости от очертания лица (физиогномика), от строения черепа (френология Галля) и от формы кисти рук и складок кожи.
Немецкий психиатр Э.Кречмер считал, что по строению тела человека можно судить о его реакции на раздражители. Он предложил соматическую концепцию темперамента. Исходя из этой концепции выделяются три типа конституции и соответственно три типа темперамента:
1.тип конституции — циклотимический темперамент: полный, невысокого роста с короткой шеей, легко контактирует с окружающими, дружелюбен, принимает быстрые решения под влиянием минуты, не склонен к самоанализу, поэтому может пострадать самоконтроль;
2.атлетический тип конституции — иксотимический темперамент: высокого или среднего роста, широкие плечи, хорошо развитая грудная мускулатура, отличается спокойствием, сдержанными жестами, но может неожиданно «взрываться», реалистичен во взглядах, трудно приспосабливается к новому;
3.астенический тип конституции (лептосоматический) — шизотимический темперамент: худощавый, высокого роста, тонкая кожа, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой, замкнутый, мало податливый к изменению взглядов, трудно приспосабливается к новому.
Справка. Э.Кречмер обратил внимание на четыре группы психических качеств, связанных, по его мнению, с темпераментом: психастезия — чрезмерная чувствительность/нечувствительность по отношению к психическим раздражениям, фон настроения — оттенок удовольствия/неудовольствия в психических переживаниях (веселый — печальный), психический темп — ускорение или задержка психических процессов или их специального ритма, психомоторная сфера (общий двигательный темп) — подвижность/заторможенность, специальный характер движений (быстрый, мягкий, закругленный и т.п.).
У. Шелдон также считал, что от внешнего вида зависит психологический облик, а внешний вид определяется преобладанием развития в организме одной из трех тканей зародышевой клетки: эндодермы (из нее развиваются внутренние органы, органы пищеварения), мезодермы (из нее развиваются скелет и мускулатура), эктодермы (из нее развиваются нервная система, эпителиальные ткани, волосы, ногти).
1.Эндоморфный тип телосложения — висцеротоник: имеет большой живот, маленькие конечности, он добродушный и покладистый, дружелюбный и приветливый, легко выражает чувства, у него проявляется тяга к людям в тяжелую минуту, мягкость при опьянении;
2.Мезоморфный тип телосложения — соматотоник: имеет могучее телосложение, «грудь колесом», уверен в осанке и движениях, любовь к приключениям, скрытность в чувствах и эмоциях, тяга к действиям в тяжелую минуту, часто неспокоен и агрессивен при опьянении;
3.Эктоморфный тип телосложения — церебротоник: худой, высокий, осанка скована, социально заторможенный, интроверт, необщительный, скрытный, тяга к одиночеству в тяжелую минуту, устойчивость к действию алкоголя, чувствительный, творческий.
Справка. Ян Стреляу приводит несколько основных критических замечаний к конституциональным типологиям: игнорируется роль социальных условий в формировании психических свойств человека, отождествляются личностные черты с признаками темперамента, обусловленными конституцией, неправомерно переносятся закономерности, установленные для группы больных людей, на всю популяцию.
И.П. Павлов в основу деления на типы положил врожденные свойства нервных процессов возбуждения и торможения. Он выделил такие свойства нервной системы (НС), как: сила возбудительных и тормозных процессов, которая определяет работоспособность нервной клетки (чувствительность), уравновешенность/ неуравновешенность процессов возбуждения и торможения, подвижность — скорость смены процессов возбуждения торможением и наоборот (время реакции).
Четыре типа генетически детерминированной нервной системы (НС) являются физиологической основой темперамента.
Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00063616_0.html
Определение психики
Определение психики более не все, что утверждается в психологии, может быть сразу воспринято, осознано и понято путем сверки этих утверждений с опытом, полученным в результате наблюдения над собой и анализа своих переживаний. Под переживаниями в психологии, кстати, понимаются не только эмоции по поводу какого-то события, но и любое событие, непосредственно представленное в сознании субъекта в данный момент. Термином «психика» в психологии обозначают все феномены внутренней, духовной душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Читатель уже наверняка заметил, что в данном тексте термины «душа» и «психика» используются как равнозначные.
Действительно ли понятия «душа» и «психика» эквивалентны? Здесь стоит вспомнить о том, что значение любого термина, слова, т. е. понятие, с которым данное слово или термин находится в более или менее однозначной связи, раскрывается по своему содержанию только в определенном контексте. Все зависит от того, в какую систему включено данное понятие, не говоря уже о том, какой смысл придает данному термину конкретный человек. Повторное обращение к проблеме отношений между словом и его значением здесь вовсе не уловка и не стремление увести внимание читателя в сторону от разговора по существу.
Дело как раз в том, что, как будет показано ниже, человек как сознательное существо действительно живет в символической среде, т. е. в мире, определяемом его спосооностью к категоризации воспринимаемых явлений, и эта способность в свою очередь во многом определяется особенностями его словоупотребления. Если обратиться к этимологии слова «психика», то можно обнаружить полное тождество значений слов «психика» и «душа», поскольку слово «психика» производно от греческих слов psyche(душа) и psychicos(душевный). Однако возникновение новых слов для обозначения однородных явлений неслучайно. Новое слово подчеркивает и новый аспект в их понимании.
В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались скорее как неделимое целое и не был еще накоплен опыт выделения множества составляющих его элементов и их обозначений, весь этот внутренний мир и обозначался общим термином (словом) душа. В обыденном сознании так происходит и в настоящее время, когда, например, об эмоциональном переживании неопределенности говорят «душа не на месте», а об эмоциональной разрядке, сопровождающей удовлетворение какой-то потребности — «на душе легче стало».
По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов специфическими терминами произошло усложнение представлений о душе, и для обозначения всего комплекса этих явлений постепенно, главным образом в профессиональной среде, утвердился термин «психика».
Источник: http://www.kalitva.ru/152851-opredelenie-psixiki.html
- Психолог для нави - NaVi Forum - Киберфорум Na`Vi Forum, игровое сообщество, Киберспортивный форум Natus Vincere - психолог нави
- Профессионально-важные качества студентов-психологов - профессионально важные качества психолога
- Портал психологических изданий - психолог журнал
- Психологи Мурманска — психологическая помощь - психолог мурманск
- Профессиональный стандарт педагога-психолога — КиберПедия - стандарт педагога психолога
- Психические свойства; Студопедия - психические свойства человека
- Посоветуйте хорошего психолога - взрослого, семейного, детского - посоветуйте психолога
- Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект; Студопедия - элементарная сенсорная психика
- В чем разница между психологом, психоаналитиком и психотерапевтом? - психолог и психоаналитик в чем разница
- Психолог Яковлев Сергей Валерьевич - психолог яковлев
Добавить комментарий