Психические свойства; Студопедия — психические свойства человека
23.02.2020Всем живым существам присуща первая сигнальная система — реакция на раздражение органов чувств (прикосновение, обоняние, вкус, зрение, слух). Только человек имеет вторую сигнальную систему, такую как реакцию на слова, словосочетания, которые он чувствует, видит или говорит.
Психические свойства человека
Психические состояния
Существенно влияют на жизнь человека сравнительно продолжительные душевные переживания, то есть психические состояния,которые являются проявлением эмоциональной стороны жизнедеятельности.
Эмоции — это психические процессы, которые отображают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживания.
Проявление эмоциональной жизни человека происходит в таких состояниях, как аффекты, собственно эмоции, чувства, настроение и стресс.
Аффект — это сильнейшая эмоциональная реакция. Аффект полностью захватывает человека и подчиняет его мысли и движения. Он всегда ситуационный, интенсивный и относительно короткий. Аффект возникает как следствие какого-то сильного потрясения.
Собственно эмоции — это более продолжительные реакции и те, что возникают не только вследствие события, которое произошло, а и те, что предполагаются или вспоминаются.
Чувства — стойкие эмоциональные состояния, которые имеют четко обозначенный предметный характер и выражают отношение как к конкретному событию или людям, так и к воображаемому явлению.
Настроение — наиболее стойкое эмоциональное состояние. Настроение отражает общее отношение к восприятию или не восприятию человеком мира. Настроение может быть производным от темперамента.
Стресс — это неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную ситуацию; это физиологическая реакция, которая мобилизует резервы организма и готовит его к физической активности типа противостояния, борьбы, бегства.Стрессовая реакция имеет разное проявление у разных людей: активное — возрастает эффективность деятельности, пассивное — эффективность деятельности резко уменьшается. Эмоциональная уравновешенность благоприятно влияет на жизнедеятельность человека, уменьшает его склонность к опасности.
Все психические свойства человекаможно классифицировать по двум основным признакам: атрибутам и чертам.
Атрибуты — это неотъемлемые свойства, без которых человека нельзя вообразить и без которых он не может существовать (пол, возраст, темперамент, здоровье, язык, направленность).
Пол — это совокупность анатомо-физиологических признаков организма, которая обеспечивает продолжение рода и дает возможность различать в большинстве организмов женские и мужские особенности. Отличия полов: генетические, морфологические, физиологические, психологические.
Возраст — понятие, которое характеризует период (продолжительность) жизни человека, а также стадии его жизни. Отсчет возраста ведется от рождения до физической смерти. Можно выделить четыре подвида возраста: хронологический, биологический, социальный и психологический.
Психологический возраст тесно связан с понятием психологического времени, а именно с тем, как человек сам оценивает во внутреннем мире свой возраст. Так, молодые люди (от 20 до 40 лет) оценивают себя старшими, чем они есть, и так же — других. После 40 лет наблюдается обратная тенденция — люди воспринимают себя младшими, чем они есть. И чем старшими они становятся, тем более «молодеют», и лишь биологический возраст напоминает о настоящих годах.
Возрастная психология определяет, что взрослым человек становится после 25 лет (понимание полной ответственности за свою жизнь, за свои решения, за свои действия).
Различают такие периоды развития взрослого человека:
— ранняя зрелость (25-35 лет) — включение во все сферы человеческой деятельности, социальная и профессиональная адаптация, первый психологический кризис переоценки жизненного пути;
— средняя зрелость (35-45 лет) — поиски ответа на основные вопросы: что такое жизнь? О чем мечтал? Чего достиг? Переоценка целей и достижений, кризис средины жизни — осознание того, что не все реализовано, цели не достигнуты, и т.д.;
— поздняя зрелость (45-60 лет) — глубинное обновление личности, происходит концентрация интересов на себе, появляется чрезмерная забота о себе; в 50-60 лет — наблюдается высокая производительность, наличие второго пика творчества;
— преклонный возраст (60-70 лет);
— старость(70-90 лет);
— долгожительство(после 90 лет).
Темперамент — это черта, которая определяет нашу индивидуальность.
Если наблюдать за людьми, то можно увидеть, что они отличаются один от другого своим поведением: по-разному проявляют свои чувства, неодинаково реагируют на раздражители внешней среды. Эти особенности проявляются в умственной и практической деятельности. В некоторых видах деятельности от типа темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик) может зависеть не только ход выполнения, но и конечный результат. В нормальных условиях темперамент имеет проявление лишь в особенностях индивидуального стиля. В экстремальных ситуациях влияние темперамента на эффективность жизнедеятельности существенно усиливается, так как предварительно усвоенные формы поведения становятся неэффективными и необходима дополнительная мобилизация организма, чтобы справиться с неожиданными или сильными влияниями — раздражителями.
При определении типа темперамента целесообразно пользоваться такими формулами:
1) «Доверяй, но проверяй» потому, что сангвиник имеет:
— плюсы – жизнерадостность, увлеченность, чуткость, дружелюбие;
— минусы – склонность к зазнайству, рассеянности, легкомысленности, поверхностности, высокомерию, ненадежности, склонность к обещаниям и их не выполнению, требует постоянного контроля.
2) „Ни минуты покоя”потому, что холерикимеет:
— плюсы – энергичность, увлеченность, пристрастие, подвижность, целенаправленность;
— минусы – вспыльчивость, агрессивность, нездержанность, нетерпимость, конфликтность, способность направлять свою активность на коллектив и разлагать его изнутри.
3)«Не подгоняй»потому, что для флегматика характерны:
— плюсы – стойкость, постоянство, активность, терпимость, самообладание, надежность;
— минусы – заторможенность, равнодушие, «толстокожесть», сухость, нетерпимость к работе в режиме дефицита времени, его нельзя подгонять, он только сам рассчитывает свое время и делает дело в своем ритме.
4)«Не навреди»потому, что у меланхолика:
— плюсы – высокая чувственность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию;
— минусы – низкая трудоспособность, подозрительность, ранимость, замкнутость, стыдливость; на него нельзя кричать, чересчур давить, давать резкие и жесткие указания, поскольку он чрезвычайно восприимчивый к интонации и очень ранимый.
При организации рабочих пар учитывают, что наиболее эффективна работа в парах: холерик-сангвиник; сангвиник-меланхолик; меланхолик-флегматик.
От типа темперамента зависит, как сам человек реализует свои действия. Темперамент проявляется в особенностях психических процессов, влияет на скорость воспроизведения и прочность запоминания, подвижность умственных операций, стойкость и переключение внимания и т.п. На базе темперамента у человека формируются его черты, качества, и во многом — жизнь.
Черты –это стойкие свойства и особенности поведения, которые проявляются постоянно и повторяются в разных ситуациях (ум(интеллект), настойчивость, смелость, нежность, самостоятельность и т.п.). Они существенно влияют на жизнедеятельность человека и его безопасность.
Интеллект (толк, ум, благоразумие) в общем понимании это мыслительные способности человека. Сущность интеллекта сводится к способности человека выделить в ситуации существенные особенности и адаптировать к ним свое поведение, т.е. умение ориентироваться в условиях, которые сложились, и применительно к ним действовать.
К важнейшим характеристикам интеллекта относятся: глубина,критичность, гибкость, широта ума, скорость, оригинальность, любознательность.
Жизнедеятельность человека вообще и любая деятельность в частности невозможны без ответственности ее субъекта.
Ответственность — это понятие, которое отображает объективный, конкретно-исторический характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления выдвинутых взаимных требований. Ответственность определяет отношение человека к обязанностям и к следствиям своего поведения.
Базовые черты конкретного человека можно определить с помощью тестов. Для лиц мужского пола характерными являются такие черты: суровость, реалистичность, настойчивость, ответственность, базовая готовность к росту и изменениям, высокий самоконтроль поведения, формальность в контактах.
Для женского пола — сердечность, гибкость, низкий самоконтроль поведения, интерес к участию в общественных делах, низкий уровень самостоятельности, доброта.
Знание собственных черт — это путь не только к эффективной деятельности, а и возможность избежать опасностей или уменьшить их влияние на организм человека, сохранить здоровье.
Характер — это стабильные черты личности, которые формируются и проявляются в ее деятельности, общении и предопределяют типовые для нее способы поведения. Характер является совокупностью определенных черт личности. Существует несколько подходов к классификации характера человека, но нас интересует классификация по отношению к определенным аспектам деятельности: к работе; к другим людям, коллективу, обществу; к самому себе; к вещам.
Итак, цепи действий (поведение) и привычек формируют характер, а тот, в свою очередь, определяет результативность и эффективность жизнедеятельности человека, и его безопасность.
Всем живым существам присуща первая сигнальная система — реакция на раздражение органов чувств (прикосновение, обоняние, вкус, зрение, слух). Только человек имеет вторую сигнальную систему, такую как реакцию на слова, словосочетания, которые он чувствует, видит или говорит.
Уровни развития нервной системы определяют типы поведения человека. Человеку присущи такие виды поведения: инстинкт, привычки,сознательное поведение.
Инстинктивное поведение — это действия, поступки, которые наследуются видом «Ноmо sаріеns». На этом уровне концентрируется вся информация, накопленная в ходе эволюции человечества. К известным действиям и поступкам инстинктивного поведения человека принадлежат те, которые связаны с самосохранением, продолжением рода и т.п.
Поведение по привычкам — это действия, которые сложились и применяются во время обучения до автоматизма или путем проб и ошибок, или путем тренировок. Как следствие человек вырабатывает привычки, у него формируются привычки и под контролем сознания (тренировка), и без него (пробы и ошибки).
Сознательное поведение — высший уровень психического отображения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, который характеризует его духовную активность в конкретных исторических условиях.
Познав психику человека, можно найти путь к повышению безопасности его жизнедеятельности.
Источник: http://studopedia.ru/1_98088_psihicheskie-svoystva.html
Психические свойства человека
Возникновение и формирование психических свойств человека как его способностей, характера, интересов и склонностей. Отличительные признаки типов высшей нервной деятельности индивида. Основные типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.
Рубрика | Психология |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 27.02.2011 |
Размер файла | 25,8 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. Психические свойства человека
Тема данной контрольной работы занимает важное место при изучении психологии личности.
Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности.
В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других. Проблемное изложение темы обуславливается тем, что проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга.
Конечно, «тесная связь психики и деятельности головного мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир». То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического.
Поэтому в работе необходимо рассматривать основные формы проявления психики человека не просто как результат работы нашей нервной системы, а в первую очередь, как результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми.
Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в действительности они связаны друг с другом и составляют единое целое.
1. Психические свойства личности
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть что-нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал когда-нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.
Психические свойства человека не являются чем-то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека — его способности, его характер, его интересы и склонности — вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это — особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живет, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется.
Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и — что особенно важно — мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т.е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т.е. на основе каких-либо определенных задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трем признакам:
1) сила основных нервных процессов — возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры;
2) равновесие между возбуждением и торможением;
3) подвижность этих процессов, т.е. способность их быстро сменять друг друга.
Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.
Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека.
Таким образом, следует различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.
Индивидуальность человека — его характер, его интересы и способности — всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошел. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определенной деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живет, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, — писали Маркс и Энгельс, — это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей».
Никогда еще история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда. Решающим условием для развития всех этих качеств явилось мировоззрение партии Ленина-Сталина, в духе которого росло, воспитывалось и развивалось сознание передового советского человека.
Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «. Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».
Обусловленные личным жизненным путем человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.
В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, все большее значение приобретает самовоспитание, т.е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.
Словом «характер» обозначается совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде всего зависит, как ведет себя человек в различных жизненных ситуациях. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерном» человеке.
Психические свойства личности, из которых слагается характер, и которые позволяют с известной вероятностью предугадать поведение человека при определенных условиях, называются чертами характера. Мужество, честность, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Считая, что один человек обладает мужеством, а другому свойственна трусость, мы тем самым говорим, что следует ожидать от того и другого при столкновении с опасностью. Указывая на инициативность человека, мы хотим этим сказать, какое отношение к новому делу следует ожидать от него.
Характер проявляется как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он эти цели осуществляет. Личность человека, по словам Энгельса, характеризуется не только тем, что он делает, но и тем, как он это делает.
Два человека могут выполнять одно и то же дело и преследовать при этом одну и ту же цель. Но один будет работать с энтузиазмом, «гореть» тем, что он делает, тогда как другой будет работать добросовестно, но равнодушно, руководствуясь лишь холодным сознанием долга. И это различие в том, как два человека выполняют одно и то же дело, нередко имеет глубокое характерологическое значение, отражая устойчивые особенности индивидуальности этих двух людей.
Характер человека прежде всего определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и, наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение в мировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком в его чувствах.
Отсюда понятна тесная связь характера с мировоззрением и убеждениями человека. Из твердых убеждений рождается ясность целей, которые человек себе ставит, а ясность целей является необходимым условием последовательности действий.
Характер связан со всеми сторонами психической жизни. Чертами характера могут быть индивидуальные особенности и познавательных процессов, и чувств, и воли, если только они приобретают существенное значение в психическом складе данного человека, если они влияют на его линию поведения, определяют свойственный ему способ действия.
Такие признаки, как наблюдательность или критичность ума, нередко бывают не просто особенностями процессов восприятия или мышления у данного человека, а существенными чертами его личности. Критичность ума Онегина или Андрея Болконского, несомненно, является чертой характера.
Однако преобладающее значение в характере имеют особенности воли, как той стороны психики, которая непосредственно выражается в действиях и поступках. Все волевые качества, которые мы разбирали выше, приобретают значение черт характера, если они составляют устойчивые свойства личности. Можно, конечно, проявить в отдельном случае решительность или настойчивость, не будучи ни решительным, ни настойчивым человеком. Но как только решительность становится постоянным признаком волевых действий данного человека, она тем самым становится и чертой характера.
Значительная часть черт характера имеет сложную природу и включает в себя особенности и познавательной, и эмоциональной, и волевой сферы. Это относится к таким, например, чертам, как мужество, трудолюбие, инициативность, скромность и другие.
Анализ отдельных черт характера и их классификация составляют одну из самых сложных задач психологии. Здесь мы укажем на некоторые важнейшие группы черт характера.
Во-первых, наиболее общие черты характера, образующие психический склад личности. Таковы, например, следующие важнейшие черты: принципиальность, последовательность, мужество, честность, дисциплинированность, активность.
Во-вторых, черты, в которых выражается отношение человека к другим людям. Сюда входят такие черты, как общительность (и противоположная ей черта — замкнутость), откровенность (и противоположная ей скрытность), чуткость, способность к товарищескому отношению (та черта, которая имеется в виду, когда говорят о человеке: «он хороший товарищ»), вежливость и целый ряд других.
В-третьих, черты, выражающие отношение человека к самому себе. Таковы: чувство собственного достоинства, скромность (и противоположные ей — самомнение, заносчивость), обидчивость, застенчивость (которая иногда бывает результатом большой скромности, а иногда — результатом большого самолюбия), эгоцентризм (т.е. наклонность постоянно иметь в центре внимания себя и свои переживания), эгоизм (т.е. наклонность заботиться по преимуществу о своем личном благе) и другие.
В-четвертых, черты, выражающие отношение человека к труду, к своему делу. Сюда входят: инициативность, настойчивость, трудолюбие (и противоположная черта — лень), любовь к преодолению трудностей (и противоположная черта — боязнь трудностей), добросовестность, аккуратность и другие.
Характер еще менее, чем какие-либо другие качества личности, является врожденным и неизменным свойством. Черты характера не только проявляются в действиях и поступках, они и образуются, формируются в них. Чтобы стать аккуратным, надо систематически поступать аккуратно, чтобы стать вежливым, надо постоянно вести себя вежливо. Мужество формируется в процессе совершения мужественных поступков, а чертой характера оно становится тогда, когда такие поступки перестают быть случайными эпизодами в жизни человека и превращаются в привычный, нормальный для него образ действия.
Нет такого характера, которого нельзя было бы переделать. Поэтому бессмысленно ссылаться в оправдание какого-либо дурного поступка на недостатки характера. Человек сам несет ответственность за свой характер.
психический характер склонность темперамент
Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический.
Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся:
1) в эмоциональной возбудимости (быстрота возникновения чувств и сила их),
2) в большей или меньшей тенденции к сильному выражению чувств вовне (в движениях, речи, мимике и т.д.),
3) быстроте движений, общей подвижности человека.
Холерический темперамент характеризуется быстро возникающими и сильными чувствами, сангвинический — быстро возникающими, но слабыми чувствами, меланхолический — медленно возникающими, но сильными чувствами, флегматический — медленно возникающими и слабыми чувствами. Для холерического и сангвического темпераментов характерны, кроме того: 1) быстрота движений, общая подвижность и 2) тенденция к сильному выражению чувств вовне. Для меланхолического и флегматического темпераментов, наоборот, характерны: 1) медленность движений и 2) слабое выражение чувств.
Типичных представителей каждого из темпераментов можно охарактеризовать следующим образом.
Холерик — человек быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам.
Сангвиник — человек быстрый, подвижной, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяются.
Меланхолик — человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства.
Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.
Характерные черты темпераментов объясняются теми свойствами высшей нервной деятельности, которые кладутся в основу деления типов высшей нервной деятельности:
1) силой нервных процессов,
2)уравновешенностью или неуравновешенностью процессов возбуждения и торможения,
3) подвижностью нервных процессов.
Так, например, вспыльчивость холерика, его склонность к бурным аффективным вспышкам объясняются отсутствием равновесия между процессами возбуждения и торможения, преобладанием возбуждения над торможением. Такой тип нервной системы называется «возбудимым», или «безудержным», типом. Различие между эмоциональной живостью и общей подвижностью сангвиника, с одной стороны, и эмоциональной невозмутимостью и общей медлительностью флегматика — с другой, объясняется различиями в степени подвижности нервных процессов.
Было бы ошибкой думать, что всех людей можно распределить по четырем основным темпераментам. Лишь немногие являются чистыми представителями типов холерика, сангвиника, меланхолика или флегматика; у большинства же мы наблюдаем сочетание отдельных черт одного темперамента с некоторыми чертами другого. Один и тот же человек в разных ситуациях и по отношению к разным сферам жизни и деятельности может обнаруживать черты разных темпераментов.
Каждый их темпераментов имеет свои положительные и отрицательные стороны. Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флегматика — вот примеры тех ценных свойств личности, наклонность к которым связана с отдельными темпераментами. Но не всякий холерик энергичен и не всякий сангвиник отзывчив. Эти свойства надо выработать в себе, а темперамент лишь облегчает или затрудняет эту задачу. Холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие. Чтобы использовать ценные стороны своего темперамента, человек должен научиться владеть им, подчинять его себе. Если же, наоборот, темперамент будет владеть человеком, управлять его поведением, то при любом из темпераментов возникает опасность развития нежелательных черт личности. Холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к постоянным «взрывам». Сангвинический темперамент может привести человека к легкомыслию, склонности разбрасываться, недостаточной глубине и устойчивости чувств. При меланхолическом темпераменте у человека может выработаться чрезмерная замкнутость, наклонность целиком погружается в собственные переживания, излишняя застенчивость. Флегматический темперамент может сделать человека вялым, инертным, зачастую безучастным ко всем впечатлениям жизни. Осознание положительных и отрицательных сторон своего темперамента и выработка умения владеть и управлять ими составляют одну из важнейших задач воспитания характера человека.
Способностями называют такие психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Способностью мы называем, например, наблюдательность, которая имеет большое значение в деятельности писателя, ученого, педагога. Способностями мы называем зрительную память, имеющую прямое отношение к работе художника-живописца; эмоциональную память и эмоциональное воображение, играющее большую роль в творчестве писателя; техническое воображение, необходимое в деятельности инженера или техника; музыкальный слух. Способностями мы можем назвать те качества ума, которые составляют условие успешного выполнения многих видов деятельности.
Однако, как указывалось ранее, врожденный тип нервной деятельности не остается неизменным, а в ходе жизни развивается, меняется, вследствие чего нужно различать врожденный тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в условиях жизни. Свойства нервных процессов, характеризующие сложившийся в результате развития тип нервной деятельности, имеют важнейшее значение для понимания физиологической основы способностей. От силы, равновесия и подвижности процессов возбуждения и торможения зависит быстрота и прочность образования разного рода систем временных связей. Следовательно, эти свойства нервных процессов имеют важнейшее значение для успешности выполнения человеком той или иной деятельности.
Одним из характерных признаков хороших задатков к развитию какой-нибудь способности является раннее и притом самостоятельное, т.е. не требующее специальных педагогических мероприятий, проявление этой способности. Известно, что некоторые дети задолго до начала систематического обучения рисованию или музыке обращают на себя внимание своими способностями к этим предметам. Так, например, у Римского-Корсакова музыкальный слух ярко проявился уже к четырем годам. Способности к изобразительной деятельности начали проявляться у Репина, Сурикова, Серова в возрасте 3-4 лет.
В таких случаях часто говорят о «врожденных», или «природных», способностях. Однако и в этих случаях врожденными могут быть только задатки, т.е. некоторые анатомо-физиологические особенности, благоприятствующие развитию способностей. Даже и самые способные в музыкальном отношении дети должны научиться правильно петь или узнавать мелодии; даже и самые одаренные к рисованию дети должны научиться рисовать. Особенность этих детей заключается лишь в том, что процесс этого научения происходит у них в столь раннем возрасте, так быстро и легко, в большинстве случаев в ходе игры, что ускользает от внимания родителей и педагогов.
Не следует смешивать одаренность к какой-нибудь деятельности с мастерством в этой деятельности. Одаренность есть природные предпосылки способностей; мастерство же есть совокупность знаний, умений и навыков, т.е. сложнейших систем временных связей, возникающих в мозгу в ходе жизни как результат обучения в широлова. И способности — это не то же самое, что знание, умение, навыки. О многих начинающих писателях можно сказать, что они обнаруживают большие способности, но о них еще нельзя сказать, что они обладают большим писательским мастерством.
Проводя различие между одаренностью, способностями и мастерством, мы должны в то же время подчеркнуть теснейшую связь между ними. От одаренности зависит развитие способностей и вместе с тем легкость и быстрота приобретения мастерства. Приобретение мастерства в свою очередь содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие необходимых знаний и умений тормозит развитие соответствующих способностей.
Никакая отдельная способность не может обеспечить успешное выполнение деятельности. Одна только наблюдательность, как бы она ни была совершенна, или одно лишь эмоциональное воображение, как бы сильно оно ни было, не делают еще хорошего писателя. Наличие самого прекрасного музыкального слуха не говорит еще о том, что обладатель его может стать хорошим музыкантом, так же как наличие одного лишь технического воображения не говорит еще о том, что человек может стать хорошим инженером-конструктором. Успешность выполнения любой деятельности зависит всегда от целого ряда способностей. Так, например, для работы писателя первостепенное значение имеют и наблюдательность, и образная память, и целый ряд качеств ума, и способности, связанные с письменной речью, и способность к сильному сосредоточению внимания, и целый ряд других способностей.
Если наличие одной ярко выраженной способности еще не говорит о высокой одаренности в данной области, то и слабость какой-либо одной способности никогда не может быть основанием, чтобы признать себя непригодным для данной деятельности. Можно сделаться большим писателем, имея в юности плохую словесную память, или большим художником, имея плохую зрительную память. Если другие способности, требующиеся для данной деятельности, достаточно ярко выражены, то человек получает возможность много и относительно успешно заниматься этой деятельностью, а этим создаются благоприятные условия и для развития отстающей способности. В результате она может «выровняться» настолько, что не останется никаких следов первоначальной ее слабости.
Очень поучительна с этой стороны биография величайшего из ораторов древности, Демосфена. В юном возрасте ему довелось услышать выступление одного выдающего оратора. Он был потрясен тем, какое огромное воздействие на людей может оказывать искусство красноречия, и решил во что бы то ни стало добиться в нем успеха. После тщательной подготовки под руководством лучших учителей он сделал попытки выступать публично, но потерпел полную неудачу и был осмеян народом. Он понял, что неудача эта совершенно законна и что он имеет ряд недопустимых для оратора недостатков: слабый голос, неправильное произношение, короткое дыхание, заставляющее его делать частые паузы, нарушающие смысл фраз, неловкость движений, запутанное построение речи и т.д. Для большинства людей этого было бы достаточно, чтобы признать себя неспособным к ораторской деятельности и отказаться от первоначальных намерений. Иначе поступил Демосфен. С беспримерной энергией и упорством принялся он за преодоление своих недостатков. Чтобы усилить свой голос и добиться более глубокого дыхания, он упражнялся в произнесении длинных речей на бегу или при восхождении на гору. Чтобы устранить недостатки произношения, он брал в рот мелкие камешки и добивался того, чтобы и при этом условии речь его была чистой и внятной. Он устроил себе специальное подземелье, в котором наедине и подолгу мог заниматься упражнениями в ораторском деле. Иногда он оставался в этом подземелье по два-три месяца; чтобы не позволить себе выйти оттуда, он сбривал волосы с половины головы, придавая себе такой вид, который не давал возможности показаться на людях.
Страстная любовь к делу, вера в свой талант и исключительная сила воли дали возможность Демосфену преодолеть недостаточность целого ряда важнейших способностей. Имя его окружено славой одного из величайших ораторов всех времен.
Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность очень широкой компенсации одних свойств другими, так что недостающая способность может быть в очень широких пределах замещена другими, высоко развитыми у данного человека. Иначе говоря, в основе одинаково успешного выполнения одной и той же деятельности могут лежать совершенно различные сочетания способностей. Это обстоятельство открывает действительно беспредельные возможности развития человека.
Из всего сказанного следует, что недостаток одной какой-либо частной способности никогда не должен останавливать человека, если склонности, интересы и другие способности серьезно побуждают его заняться данной деятельностью.
Разбирая вопрос о творческой деятельности, мы видели, что творчество — это всегда большой и напряженный труд. В противоположность этому мы можем сказать, что талант — это «любовь к самому процессу работы», любовь к труду. Склонность и способность к труду — важнейшие слагаемые подлинной талантливости.
То своеобразие одаренности, которое отличает каждого человека, является залогом ценности человека для общества. Не бывает людей, ни к чему не способных. Каждый человек имеет определенную, характерную для него одаренность, обеспечивающую возможность успешного осуществления определенных видов деятельности. Широта интересов и забота о всестороннем развитии способностей — самые важные условия для того, чтобы эта одаренность могла проявиться возможно раньше и определеннее.
В заключении стоит отметить, что данная работа имеет практическое значении. Знание особенностей психических явлений очень важно для каждого человека. С помощью психических процессов мы познаем мир. Описанные в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти, речи подскажут каждому как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как это важно для познавательной деятельности. Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности. Психические свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, рода занятий, увлечений, хобби. Вот почему необходимо определить основные черты своего характера, узнать к какому типу темперамента вы относитесь. Все эти знания помогут реализовать себя в жизни и найти свое призвание.
Список используемой литературы
1. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. — 325 с.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений в 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — 688с.
3. Сластенин В.А., Каширин В.П.Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2001. — 480с.
4. Радугин А.А. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: Центр, 2003. — 256с.
5. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 423С.
6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 576с.
Источник: http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00115212_0.html
Психические свойства
Каждой личности присущи психические свойства, под которыми понимаются постоянные явления психического плана, оказывающие значительное влияние на жизнедеятельность индивида. К тому же, благодаря таким свойствам, можно смело давать социально-психологическую оценку личности.
Основная характеристика психических свойств
Уникальность характера каждого человека формируется на протяжении всего жизненного пути в результате пережитого опыта, взаимоотношений с окружающим миром.
Психические свойства человека оказывают немалое влияние на его и материальные, и духовные потребности. К тому же от степени их развития зависит умение формировать цели.
Классификация психических свойств
В их структуру входят:
- Направленность — довольно сложное свойство, что включает в себя потребности человека, его цели, мотивы, которые, в свою очередь, определяют характер его занятости, жизненной деятельности. Именно внутренние побуждения личности составляют ее основную часть. Они демонстрируют, к чему стремится личность, с какой целью выполняются действия. Помимо этого, она олицетворяет все личностные способности, направляя тем самым деятельность человека в определенное русло. Направленность как один из видов психических свойств, подразделяется на мотивы, потребности и цели.
- Мотив. Само слово с латыни переводится, как «двигаю». Это побуждение, проявляющееся внутри человека. Главная его задача — подтолкнуть личность к выполнению определенного действия. Ожидаемый результат такого побуждения — достижение поставленной цели. Если говорить о конкретике каждого мотива, то она определяется условиями жизнедеятельности. Когда меняются социальные условия, происходят перемены в развитии определенного ряда мотивов. Эффективность влияния мотивов на поступки человека зависит от их направленности и содержания. Стоит отметить, что они могут быть как простыми (обычные желания), так и сложными (идеалы).
- Потребность иными словами можно назвать человеческой нуждой в духовном или материальном. Она способна побуждать индивида к действию. По своей классификации бывает: духовной (стремление к знаниям, коммуникационным навыкам), материальной (одежда, предметы интерьера, еда и пр.). Если потребности животных расположены на уровне инстинктов, то человеческие меняются на протяжении всего жизненного пути.
- Цели. На них весомое влияние оказывают материальные и духовные потребности. В зависимости от длительности своего существования, они бывают: перспективными (рассчитанные на ближайшие недели, месяцы), жизненными, оперативными (в кратчайшие сроки), долговременными (один год и более). Во взрослой жизни именно жизненная цель определяет эффективность осуществления всех остальных.
- Темперамент. Различают 4 его вида: сангвинический (таким людям свойственна небывалая активность, быстрота реакции, энергичность, интерес ко всему неизведанному, значимому), холерический (частая смена настроения, эмоциональные вспышки, мгновенное принятие решений), флегматический (медлительные личности с невыразительными жестами и мимикой, легко справляются со сложной рутинной работой), меланхолический (легкоранимые личности, настроение влияет на их деятельность, склонны к сопереживанию),
- Характер включает в себя индивидуальные особенности человека, что формируются в зависимости от типа нервной системы, направленности, эмоционального интеллекта, ума.
Психические состояния и психические свойства
Благодаря психическим состояниям человек взаимодействует с окружающим миром в определенный конкретный момент. Они имеют временный характер (сейчас вы во гневе, через пару часов веселитесь), разнообразны по своей природе, оказывают или положительное, или отрицательное воздействие на вашу трудовую деятельность.
Источник: http://womanadvice.ru/psihicheskie-svoystva
Психика человека
- Психология как наука
- История психологии
- Предмет и задачи психологии
- Методы психологии
- Отрасли психологии
- Психологическая структура личности
Психика (от греч. psychikos — душевный) — форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении, деятельности регулятивную функцию.
Структура психики человека
![]() |
Добавить комментарий