Основоположником психоанализа | — основателем учения о психоанализе являлся

03.03.2020
  1. Оно
  2. Я
  3. Сверх-Я

Кто является основоположником психоанализа?

основателем учения о психоанализе являлся

Кто является основоположником психоанализа, Вы узнаете из этой статьи.

Кто из ученых основоположник психоанализа?

Вначале стоит отметить, что психоанализ, как наука, возник на рубеже XIX—XX веков. Несмотря на споры и дискуссии о психоанализе, все-таки его влияние на общественное и индивидуальное сознание, разные направления гуманитарных и естественнонаучных наук, религию и философию, искусство и медицину нельзя переоценить. Для каждого образованного человека очень важно и нужно знать все основные концепции и идеи, которые составляют психоаналитическое учение.

Зигмунд Фрейд — основатель психоанализа. Данная теория основывается на утверждении Фрейда о том, что в душевной природе человека перерывов и непоследовательности быть не может. Любое желание, любая мысль, любой поступок обязательно имеет свою причину, которая обусловленная бессознательным или сознательным намерением.

Поскольку основоположником психоанализа является Фрейд, то он утверждал, что прошлые события нашей жизни имеют непосредственное влияние на наше будущее. И если даже человек глубоко убежден в том, что душевные переживания безосновательны, то всегда можно найти скрытые связи, которые в той или иной мере объединяют некоторые события.

Он разделил психику человека на 3 области:

Основные действующие силы человеческой психики, согласно психоанализу, — это инстинкты. Они направляют в любой цели. Двумя главенствующими инстинктами являются:

Также согласно теории психоанализа личность индивида обусловлена такими структурами:

  1. Оно
  2. Я
  3. Сверх-Я

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, что основателем психоанализа является Зигмунд Фрейд.

Источник: http://kratkoe.com/kto-yavlyaetsya-osnovopolozhnikom-psihoanaliza/

Основателем учения о психоанализе являлся

Основателем школы психоанализа является австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1859-1939). По его собственным словам, он первым проник в «преисподнюю психики». В противоположность господствовавшему в XIX веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Результатами этой борьбы являются человеческие поступки. Поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами.

Согласно Фрейду, психика личности включает в себя три структур­ных элемента; сознательное — Суперэго («сверх-Я»), подсознательное — Эго (Я) и бессознательное — Ид (оно).

Суперэго представляет собой мораль личности, основой которой является сначала мораль родителей, затем — учителей и авторитетов.

Принимая на себя функций нравственного сознания, Суперэго оценивает поведение личности с точки зрения «добра» и «зла».

Антиподом Суперэго выступает Ид. Ему Фрейд отводит особую роль. По мнению ученого, бессознательное служит источником всех психических сил и энергии личности. Оно — «кипящий котел» инстинктов, страстей, влечений, на основе которых формируются эмоциональные переживания и даже комплексы, например известный эдипов комплекс. (Пове­дение царя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери Фрейд объяснил вытесненным из детской жизни половым влечением к матери и связанным с этим влечением агрессивным отношением к отцу).

Согласно Фрейду, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного, но все равно продолжают действовать без ведома человека, поскольку они никогда не перестают стремиться к полному удовлетворению.

Между сознательным и бессознательным находится третий элемент структуры личности- Эго.

По своему содержанию он включает в себя, прежде всего психические процессы мышления и памяти, в результате которых происходит отбор и сортировка желаний, влечений, «бессознательного» в соответствии с реалиями «внешнего» мира.

Основная функция Эго — поддерживать равновесие между Ид и Суперэго. Если Эго сильное, оно способно не только определить требования Ид, но и преодолеть давление со стороны Суперэго. Если Эго не справляется с такой задачей, то происходит дестабилизация личности, которая сопро­вождается отрицательными эмоциями и переживаниями.

Для того чтобы помочь человеку справиться с ними, Фрейд разрабо­тал специальные способы психической защиты.

Основные из них следующие:

1. Вытеснение в область бессознательного неприятной информации или чувства. Например, действия менеджера вызвали у работника гнев или злость, и ой, чтобы не совершить в состоянии раздражения поступка, за который потом будет стыдно, вытесняет свое чувство в область бессознательного, то есть попросту старается не думать о случившемся.

2. Перенесение. Этот способ заключается в том, что человек переносит свои ощущения или чувства на других людей. Вместо того чтобы сказать: «Я ненавижу его (ее)», он может сказать: «Он (она) ненавидит меня».

3. Сублимация. Данный метод защиты основывается на том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой; при этом замещение цели приносит личности равное удовлетворение.

4. Рационализация. Она предполагает поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия.

Основные выводы теории Фрейда получили дальнейшее развитие в трудах других видных представителей школы психоанализа, прежде всего А. Адлера, Э.Фромма, К.Хорни и К.Юнга.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) начал научную деятельность в кружке Фрейда. Однако он очень скоро разошелся со своим руководителем и начал развивать собственные идей, которые постепенно сформировались как теория индивидуальной психологии.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер в отличие от Фрейда считал, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей судьбой. Они являются архитекторами своей собственной жизни.

Важным положением в теории Адлера является идея, согласно которой все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности; врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Одним из важнейших принципов теории личности Адлера является идея о том, что каждый человек страдает чувством неполноценности, По мнению ученого, это чувство берет свое начало в детстве. Ребенок переживает длительный период зависимости от родителей. Это вызывает у него глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении.

Чувство неполноценности является источником всех устремлений личности к саморазвитию, росту и компетентности. На основе его у человека появляется стремление к превосходству: великая потребность, по словам ученого, возвыситься от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Хотя Адлер считал это качество у людей врождённым, оно, по его мнению, должно воспитываться и развиваться, чтобы из теоретической возможности стать реальной данностью.

Согласно адлеровской теории, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство или совершенство. Этот стиль наиболее ярко проявляется в установках и поведении личности при решении трех основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности к ним Адлер разделял людей на четыре типа.

1. Управляющий тип.К нему относятся люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для таких людей характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные наркоманы и правонарушители — два примера людей, относящихся к управляющему типу.

2. Берущий тип.Как следует из названия, люди с подобной установкой относятся к внешнему миру паразитически и удовлетворяют, часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса. Их основная забота в жизни — получить от других как можно больше, не давая ничего взамен.

3. Избегающий тип.У людей, которые относятся к этому типу, не хватает ни социального интереса, ни активности. Поэтому их поведение определяет более боязнь потерпеть неудачу, чем стремление к успеху. Для них характерно избегание всяких жизненных проблем.

4. Социально-полезный тип.Этот тип человека — воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем, соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает работу, дружбу и любовь как социальные проблемы. Люди, относящиеся к такому типу, осознают, что решение трех основных жизненных задач – работа, дружба, любовь, − требуют сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад для обеспечения блага других.

С другими критериями к психологии личности подошел немецко-американский ученый Эрих Фромм (1900-1980).

Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Фромм выделил пять социальных типов характера, которые существуют в современных обществах и разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые). К первому классу относятся:

Источник: http://studopedia.ru/6_30181_teorii-psihoanaliza.html

ПСИХОАНАЛИЗ

Основателем психоаналитической философии является Зигмунд Фрейд (1856-1939). Психоаналитическая философия развивалась от практики психотерапии к общей социально-философской теории. Самое серьезное внимание Фрейд уделил таким основным философским вопросам, как «что есть человек?», «что есть культура, каково ее влияние на человека?», «что есть добро и зло?».

Психоаналитическая философия ориентирована, прежде всего, на выявление основ человеческого бытия, принципов жизнедеятельности индивида и мотивов поведения личности. Главной особенностью психоаналитической философии является утверждение о том, что бессознательное это та сфера психического, где происходят существенные и значимые для человеческой жизни процессы, которые определяют поступки, побуждения и переживания человека. Своей задачей Фрейд и его последователи Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980) считали всестороннее изучение бессознательного. В связи с этим можно говорить о другой важной особенности психоаналитической философии, которая заключается в убежденности, что познание бессознательного освобождает человека от власти иррационального начала жизни и является условием благополучной жизни, как отдельной личности, так и общества в целом.

Учение З. Фрейда о человеке, культуре и религии.Основными работам З. Фрейда являются «Толкование сновидений», «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Я и Оно», «Будущее одной иллюзии».

Человек, в понимании З.Фрейда, это, прежде всего, природное существо. Он полностью разделял теорию Дарвина о происхождении человека из природного мира и полагал, что специфика человеческого бытия полностью исчерпывается биологическими аспектами его жизни. Инстинкты действуют как на телесном, так и на психическом уровнях. Психическое выражение инстинктивных влечений Фрейд назвал «бессознательное», или «Оно».

В представлении Фрейда, структура личности состоит из трех составляющих – Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я (неосознаваемые моральные требования).

Оно характеризуется следующими особенностями. Во-первых, является хранилищем психической энергии инстинктов, во-вторых, имеет собственный принцип деятельности, который Фрейд назвал «принцип удовольствия».

Оно Фрейд считал архаическим, то есть древним, бессознательным базисом психики, доставшимся нам от животных предков. В этой сфере бессознательного есть очень мощный первичный импульс – импульс продолжения рода, с помощью которого природа обеспечивала воспроизведение новых поколений живых существ. Со временем безграничную власть первичных импульсов начинает жестко ограничивать внешний мир. Под влиянием этого мира в психике человека формируется новый элемент – Я.

Я олицетворяет собой сознание, рациональность. Эта инстанция развивается из Оно, по мере того, как ребенок начинает осознавать свою личность. Я выполняет три основных функции: 1) руководит контактом с реальностью. Именно Я воспринимает внешний мир: видит, слышит и т. д.; 2) планирует деятельность человека, руководствуясь «принципом реальности»; 3) вытесняет желания и влечения Оно, которые никак не согласуются с реальностью. Вытесненный материал уходит из Я, но не исчезает из психики, а становится бессознательной ее частью. С точки зрения Фрейда, вытесненное желание в дальнейшем будет проявлять себя в сновидениях, оговорках, в каком-то непонятном поступке или в болезненной форме в виде невроза или психоза.

В структуре личности есть еще один важный элемент – Сверх-Я. Формируется он под воздействием нравственных требований общества. Сверх-Я выступает судьей, который четко следит и дает оценки всем желаниям и поступкам человека. Наряду с совестью и самонаблюдением, Сверх-Я наделено такой функцией, как носитель идеала-Я. Этот элемент представляет традиции народа, включает ценности поколений.

В психоаналитической философии отношения между этими тремя элементами предстают как весьма сложные и многообразные. Раскрывая взаимодействие Я и Оно, Фрейд использует в качестве аналогии образ всадника и коня. В своей работе «Я и Оно» он пишет: «В своем отношении к «Оно» «Я» похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего его по силе коня; разница в том, что всадник пытается это собственными силами, а «Я» – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет; так и «Я» превращает волю «Оно» в действие, как будто бы это была его собственная воля».

Взаимоотношения между Я и Сверх-Я оказываются не менее сложными. Сверх-Я по отношению к Я является своего рода моральным цензором, гарантом неподчинения слабого Я силам бессознательных влечений Оно.

По Фрейду, представления человека о свободе воли иллюзорны, поскольку за волевыми решениями и вообще сознательными актами скрываются совсем иные – подлинные и неосознаваемые – мотивы поступков. Истолкования же собственных действий чаще всего оказываются рационализациями, т.е. такими объяснениями, которые человек «придумывает» и которые вполне удовлетворяют его сознание.

Значительный мировоззренческий потенциал психоаналитической философии связан, прежде всего, с осмыслением взаимоотношений между человеком и культурой. Фрейд утверждает, что культура основывается на принуждении и на подавлении инстинктивных импульсов, потому неизбежно вызывает страдание. Культура имеет мощные средства принуждения, к ним относятся религия, нравственные идеалы, произведения искусства и литературы. Однако Фрейд считает, что уничтожить, отказаться от них человек не имеет возможности, поскольку они необходимы для организации совместной жизни людей.

В работе «Неудовлетворенность культурой» Фрейд отмечал, что человек находится в сложном, противоречивом положении. С одной стороны, культура – источник его страданий, с другой – она необходимое условие жизни в обществе. Самым лучшим выходом из этого положения Фрейд считает увеличение культурной значимости научного знания. «Мы верим в то, что научная работа имеет возможность узнать кое-что о реальности мира, благодаря чему мы в состоянии увеличивать нашу мощь, уменьшать наши страдания и в соответствии с чем устраивать нашу жизнь». Именно наука, по мнению Фрейда, поможет человеку примириться с требованиями культуры. С помощью психоанализа человек научится управлять бессознательными импульсами и, значит, уменьшится «репрессивная» функция культуры. В связи с этим основную цель психоанализа Фрейд формулировал так: «Там, где было Оно, должно стать Я». На пути к этой цели произойдет также освобождение культуры от религиозных представлений, так как они «иллюзия» и не соответствуют реальности. Религию, утверждает Фрейд, нужно считать общечеловеческим неврозом, который будет преодолен в ходе развития человечества.

Психоанализ вызвал и продолжает вызывать споры относительно вопроса о его научной ценности. Сам Фрейд и сторонники классического психоанализа считали его такой же наукой, как, например, физика или химия. Однако существуют серьезные возражения против такой позиции. Так, один из крупнейших методологов науки в ХХ столетии К.Поппер считал, что психоанализ не отвечает требованиям науки. Те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, представляют собой не экспериментальные наблюдения, но словесные ассоциации, воспоминания, эмоционально окрашенные истолкования событий. Психоаналитик вообще лишен возможности объективированного наблюдения – он не может проверить истинность утверждений пациента.

Для некоторых философов (П.Рикёр, Ю.Хабермас) психоанализ – это, прежде всего, герменевтика – искусство истолкования сновидений, текстов художественных произведений, явлений культуры. С критикой различных сторон психоаналитической концепции выступили К.Ясперс, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, Э. Мунье и другие. Независимо от приведенных оценок антропологические и социально-философские взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, философию, психологию первой половины ХХ в.

Необходимо отметить, что во многом философская позиция Фрейда не однозначна. С одной стороны Фрейд верил в конечное торжество разума и науки, с другой стороны, рассуждал о безграничном могуществе бессознательного и инстинктов, трактовал их как первоисточник всех явлений культуры. Психоанализ Фрейда справедливо критикуют за преувеличение значения репрессивной (подавляющей) функции культуры, хотя оценка взаимоотношений культуры и личности как противоречивых не лишена оснований. В целом созданное Фрейдом учение показало, насколько сложным предметом философского исследования является человек.

В дальнейшем многие идеи Фрейда подверглись переосмыслению. Ряд сторонников Фрейда, первоначально разделявших его теоретические взгляды, не только высказали критические замечания по их поводу, но и стали создателями своих собственных теорий. В них психоанализ Фрейда трансформируется. Уменьшается роль биологического аспекта бытия человека, пересматривается содержание и функции бессознательного, рассматриваются такие важные явления человеческой жизни, как свобода воли, ответственность, смысл жизни, духовность. Наиболее значительный вклад в дальнейшее развитие психоаналитической философии внесли Карл Густав Юнг (1875–1961) и Эрих Фромм (1900–1980).

Учение Карла Густава Юнга о человеке и коллективном бессознательном.Как и у Фрейда, в центре внимания Юнга оказывается бессознательное. Однако он не был согласен с мнением Фрейда о том, что содержание бессознательного определяется инстинктивными влечениями и что одной из главных задач культуры является их подавление.

Юнг исходил из того, что, наряду с индивидуальным бессознательным, являющимся главным объектом исследования классического психоанализа, существует коллективное бессознательное. Вводя коллективный уровень бессознательного, Юнг делает акцент на существовании в структуре личности универсальных, коллективных компонентов психики. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище многовекового опыта духовного развития всего человечества и состоит из архетипов (термин Юнга).

Происхождение архетипов Юнг связывал с переживанием повторяющихся повседневных ситуаций, будь то физическая опасность или ежедневно повторяющиеся социальные отношения. «Поскольку такие ситуации регулярно повторяются, то есть являются типичными, они дают начало архетипам», – писал в своей работе «Структура души» Юнг. Например, регулярно воспроизводящиеся в обществе семейные взаимоотношения создают такие архетипы, как архетип «Великой матери», «Священного брака». Юнг описал множество других архетипов, назовем лишь некоторые из них: «Тень», (архетип тёмной стороны личности), «Анимус/Анима» (психический образ женщины в мужчине и наоборот), «Самость» (архетип предназначения человека). В мифологии, сказках, традициях и ритуалах по поводу рождения, смерти, в образах материнства и отцовства – во всем этом и многом другом обнаруживаются архетипы.

Итак, в отличие от Фрейда, Юнг большое значение придал коллективно-историческому опыту человечества. Если основатель психоанализа видел в культуре систему запретов, то Юнг понимает культуру как систему архетипических символов, которые объединяют культурное наследие человечества и опыт отдельной личности, создают перспективу развития личности. Юнг стал рассматривать сознание и бессознательное как равноправные и взаимодополняющие сферы психики.

Концепция человека и проблема бессознательного в учении Эриха Фромма.Творчество Фромма стало новым этапом в развитии психоаналитической философии. Фромм пересмотрел ряд фундаментальных положений в учении Фрейда и, в частности, его трактовку бессознательного. Фромм считал, что в понимании специфики бытия человека следует исходить не из индивидуального бессознательного (Фрейд) и не из коллективного (Юнг), а из социального бессознательного.

По мнению Фромма, социальное бессознательное – это те идеи, настроения, переживания человека, нормы и правила его поведения, которые сформированы под влиянием общества. Таким образом, личность развивается в соответствии с требованиями, которые предъявляет ему общество. В своей работе «Иметь или быть?» Фромм показывает, что способ жизни большинства людей в современном мире следует назвать «модусом обладания». Его основой является общество потребителей. Данный тип общества формирует у человека необходимые для своего успешного функционирования черты характера: стремление приобретать, владеть и извлекать прибыль. Иной способ существования человека в мире – это модус бытия, который предполагает установку личности на саморазвитие и реализацию собственных способностей. Этот модус является подлинным способом существования человека в мире, в отличие от модуса обладания.

Особое внимание в учении Фромма уделено проблеме свободы человека. Тема свободы относится к числу наиболее значимых в философском знании. Многие философы разных эпох размышляли о свободе человека. Свобода – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей. Люди стремятся к свободе, поскольку только в ней можно реализовать свою индивидуальность, свое внутренне духовное богатство. Вместе с тем важно различать свободу и своеволие. Свобода – нравственный императив. Она предлагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение своих действий.

В книге «Бегство от свободы» Фромм всесторонне анализирует проблему свободы и приходит к выводу, что для ее решения имеют принципиальное значение вопросы: «свобода от чего?» и «свобода для чего?». Фромм рассматривает историю человечества как процесс возрастания «свободы от». Он писал: «Оковы устранялись одна за одной. Человек взял верх над природой, которая предположительно должна им повелевать, и стал ее властелином; он освободился от церковного ига и абсолютной и неоспоримой власти государства». В итоге, по мнению Фромма, создаются условия для перехода к «свободе для», которую он понимает как свободу для развития индивидуальности человека, повышения уровня самосознания, активной и самостоятельной социальной жизни. Однако для реализации «свободы для» существуют препятствия как со стороны общества потребления, которое ориентирует человека на «модус обладания», так и со стороны самой личности, нежелающей брать ответственность за свою жизнь. Фромм описал различные социально значимые механизмы бегства от свободы (термин Фромма) – конформизм, тоталитаризм, деструктивность. И все-таки Фромм верил, что человечество сумеет найти путь к гуманному и разумному обществу, которое будет помогать реализовывать человеку «свободу для», а сам человек выберет «модус бытия» или, говоря словами Фромма, обретет «мужество быть».

Подводя итог, необходимо отметить, что в процессе развития психоаналитической философии произошел отказ от идеи Фрейда о фундаментальном значении инстинктов в человеческом существовании. Юнг и Фромм были ориентированы на изучение культурных, духовно-нравственных, а не биологических компонентов человеческой природы. В их учениях рассматриваются вопросы взаимосвязи культуры и этапов исторического развития общества с духовностью человека.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования)

Экзистенциализм – это направление в современной западной философии, возникшее в ХХ веке как попытка создания нового, по сравнению с существующим, мировоззрения, отвечающего взглядам современного человека.

Экзистенциализм как философия утвердился в Европе между двумя мировыми войнами и до конца 60-х годов оставался своего рода модой. Это течение выросло из иррационализма, из «философии жизни» ХIХ века и название свое получило от понятия «экзистенция», то есть существование, которое было впервые введено датским философом С.Кьеркегором, и означало способ бытия человеческой личности.

Философия как специфическая область знания всегда ставила и решала на каждом этапе своего развития экзистенциальные проблемы. Она возникает и формируется как размышление человека о самом себе, о своем существовании, о сущности своего бытия, о смысле жизни, о месте и роли человека в мире, в котором он живет, о ценностях, которые определяют его жизненную позицию.

Экзистенциализм как философское течение ХХ века продолжает эту сторону философского знания, когда человек является главным предметом философии. Это течение представляет собой порождение определенного периода современной истории, отражение ситуации, в которой оказалась Европа в итоге Первой мировой войны и после Второй мировой войны, в условиях духовного кризиса, военной, экономической, политической, моральной катастроф. Поэтому можно сказать, что в целом это философия, отражающая исторические катастрофы и место конкретного человека в них и в их последствиях.

Как течение философской мысли экзистенциализм возник в Германии после I мировой войны, и его основателями считались Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер; вторая волна экзистенциализма появилась во Франции после II мировой войны, и его представители – Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Представителем русского экзистенциализма ХХ века является Н.А.Бердяев, хотя в западном мире распространена точка зрения, что основателем экзистенциализма является Ф.М.Достоевский. Различают также экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев) и атеистический (Сартр, Камю). Хайдеггер со своим учением, именуемым «фундаментальная онтология», никогда не относил себя к экзистенциализму, хотя своими идеями предопределил его развитие.

Экзистенциализм как направление современной мысли не является системой определенных философских взглядов, а представляет собой способ философского мышления, часто выраженный в литературной форме. Хотя на различные учения экзистенциализма накладывают отпечаток национальные, исторические, личностные особенности авторов, тем не менее, можно выделить некоторые общие черты, характерные для всех его представителей:

· исходной точкой всякого знания является анализ конкретного бытия человеческой личности, которое представляет собой единственную подлинную действительность;

Так, Ясперс, как и все экзистенциалисты, считает, что в основе философии должно лежать не абстрактное бытие, а бытие конкретной человеческой личности. А Хайдеггер, например, пишет, что в традиционной философии бытие слишком часто понимали как наиболее абстрактную из всех категорий: как высшее существо, как первопричину или просто как набор качеств, свойственных сущему вообще. Он отмечает, что люди – единственные существа, которые ставят вопрос о бытии вообще, только для них бытие является личной, экзистенциальной проблемой. Поэтому, начиная свое исследование проблемы бытия, Хайдеггер считает, что таким началом является фактическая повседневная жизнь человека, а сами люди и есть неповторимые проявления бытия.

Сартр исходит из того, что человеческая реальность является совершенно уникальной в мире, несопоставимой ни с какими другими видами сущего. Он заостряет внимание на субъективном мире человека, на проблемах индивидуального бытия личности. Действительное познание человека состоит в том, чтобы рассматривать его, прежде всего, как индивидуальное бытие. Это дает возможность понимания и осознания уникальности, неповторимости человеческой личности.

· утверждение о том, что существование (экзистенция) предшествует сущности, то есть сначала человек появляется на свет, существует, что-то делает, думает, а потом определяет сам себя, свою сущность, стремясь к своей индивидуальной цели;

По Сартру, например, ничто в мире не может стать причиной человеческого бытия, человеческая реальность детерминирует саму себя целиком, человек есть причина самого себя. Поэтому он провозглашает тезис: существование предшествует сущности. Сначала человек рождается, а потом творит себя каждым своим действием и поступком. То, чем человек станет, определяется его индивидуальным выбором, а не чередой каких-то внешних или даже внутренних причин. Человек просто существует, так как нет никакой природы, которая могла бы определить способ его жизни, нет никаких норм и предписаний, даже «божественных идей», определяющих, что должен делать человек в своей жизни. Человек должен постоянно творить себя, следовательно, постоянно ставить под вопрос свое существование, сам формировать свою личность, индивидуальность и придавать смысл своей жизни. Человек сам определяет свою сущность, он свободен в том, каким хочет видеть мир, в котором он живет, каким он сам хочет стать,и именно свобода позволяет человеку как можно лучше распорядиться своей жизнью.

· одним из основных является понятие «экзистенция» способ бытия человеческой личности, центральное ядро человеческого Я, благодаря которому оно выступает как неповторимая человеческая личность и рассматривается как процесс и «открытая возможность»;

Существование имеет две разновидности:

1) неподлинное существование, где в качестве сущего выступают вещи, природа, материальное производство, социальные связи. Эта среда противостоит человеку, и он, забывая о своей сущностной определенности, живет как «живая вещь».

Так, Ясперс, критикуя современное положение человека в обществе, его безликое существование среди массы лю­дей, считает, что отдельный индивид стал про­стым колесиком в огромной машине современного государ­ства, утратил свою самостоятельность, ока­зался во власти чуждых, неподлинных форм существования. Хайдеггер, например, отмечает, что погруженный в мир человек не может в полной мере быть самим собой; в этом случае человеческое существование определяется бытием вещей, природной или социальной средой , а это, по его мнению, есть неподлинное существование. При неподлинном существовании возникает такой «объективный взгляд» на личность, когда она вполне оказывается заменимой другой личностью. Это Хайдеггер называет феноменом усредненности. Такая реальность нивелирует личность, каждый уже сам хочет быть похожим на других, не хочет выделяться из толпы, а поэтому невозможно никого сделать ответственными за свои поступки.

По Сартру, человек может и должен полагаться только на самого себя, не уповая ни на какие внешние обстоятельства, не подчиняясь никаким авторитетам, не ориентируясь на традиции и установки. Но это имеет обратную сторону: у человека появляется чувство тревоги,так какон «заброшен» в мир, ему приходится жить вместе с другими и для других, формируя жизнь сообразно своему выбору. У человека также появляется страхза выбор собственных ценностей, за принятие собственных решений, поэтому человек пытается объяснить свои действия объективными обстоятельствами, якобы не зависящими от него причинами, скрыться за какой-нибудь социальной ролью.Это есть неподлинное существование,которое человек принимает в результате свободного выбора. Одной из форм неподлинного существования является социальная жизнь человека, когда общество противостоит свободному развитию личности.

С точки зрения Камю, мир неразумен, так как является внечеловеческой реальностью, не имеющей ничего общего с нашими желаниями и нашим разумом; он также иррационален по своей сути, но при этом вполне познаваем. Индивид очень часто находится во власти этого мира, оказывается погруженным в рутину повседневной жизни, и постепенно им овладевает скука, меланхолия, хандра. В какой-то момент человек начинает осознавать абсурдность своего существования и задается вопросом: как жить без высшего смысла? Такое осознание скуки повседневного существования, бессмысленности жизни, ее иррациональности Камю и называет чувством абсурда. При этом философ подчеркивает, что абсурд одинаково зависит и от человека, и от мира – это единственная связь между ними, он проявляется только в их совместном присутствии, существовании, столкновении.

Поэтому человеку, который знает о конечности своего существования, необходимо возвыситься посредством свободного выбора от неподлинного существования к подлинному. Но этот переход не может осуществиться автоматически или путем естественного взросления человека; его внутреннее ядро раскрывается в пограничных ситуациях,которыми могут быть страдание, страх, вина, борьба, болезнь или даже смерть, но не собственная, а близких людей.

2) подлинное существование, или экзистенция, – это особый вид существования, открывающий трансцендентную возможность выхода за пределы обыденности, прорыв к «собственной возможности бытия», переход от обезличенного бытия к самобытию, от неподлинного к подлинному существованию.

Хайдеггер считает, что осознание конечности бытия человеком очень важно для его жизни, понимания ее смысла, и осознание феномена смерти позволяет человеку перейти от неподлинного существования к подлинному. По Ясперсу, обретение экзистенции, подлинного существования связано с «экзистенциальной коммуникацией». Это такое общение между людьми, которое означает внутрен­нюю, свободно избранную связь людей, где они открываются друг другу как самоценные и неповторимые личности, а не играют роли, предписанные им обществом. К экзистенциальной коммуникации человек приходит только в результате предварительного сосредоточения в са­мом себе, осознания своих действительных устремлений и желаний.

Сартр считает, что подлинное существование человека связано с реализацией фундаментального проекта, которым и является сам человек. Проект– это замысел, устремленность, цель, на которую ориентирует человек свою деятельность и который всегда незавершен, пока жив человек. Он всегда открыт для новых возможностей, он должен себя постоянно делать, творить, изобретать и нести ответственность за фундаментальный проект своей жизни. Никто не может быть виноват, если проект не сможет реализоваться, причину надо искать лишь в себе, а не списывать на обстоятельства.

Согласно Камю, единственным способом подлинного существования может быть бунт–это протест против всего, что угнетает, подавляет человека, унижает его достоинство, против несправедливости человеческого удела, против абсурдности жизни.

· наиболее развитым понятием философии экзистенциализма является понятие свободы;

Обретая себя как экзистенцию, человек впервые обретает и свою свободу, которая заключается в том, чтобы он не выступал как вещь, формирующаяся под влиянием естественной и социальной необходимости, а «выбирал» самого себя, формировал себя каждым своим действием и поступком.

Наиболее ярко эта проблема отражена в творчестве Сартра. Во- первых, он считает, что человек изначально свободен, «обречен» на свободу, «осужден» быть свободным, так как с самого рождения он не ограничен никакими установками, рамками, предписаниями. Во-вторых, человек делает свободный нравственный выбор, «выбирает себя» в процессе развития. И этот выбор, который каждый человек вынужден делать постоянно, определяется личной ответственностью.Поэтому для Сартра свобода означает ответственность, которая лежит на самом человеке за его существование, за то, кем он станет, каким содержанием наполнит свое существование.

Но человек ответствен не только за свою индивидуальность, он отвечает за всех людей. Каждый из нас, создавая образ человека, каким он хотел бы быть, в то же время создает образ человека, каким он должен быть, то есть такой образ, который значим для всей эпохи в целом. Значит, ответственность человека распространяется на все человечество. Он пишет: «выбирая себя, я выбираю человека вообще». Сартр считает, что бытие человека есть свобода, она не зависит от других людей, но как только начинается действие, каждый должен желать свободы других, более того, человек обнаруживает, что свобода целиком зависит от свободы других людей, а свобода других зависит от его свободы.

Таким образом, в реальной жизни оказывается, что только ответственность определяет свободный, осознанный выбор человека и для Сартра совершенно очевидно, что свобода – это, прежде всего, ответственность. Человек есть деятельный, активный индивид, который никогда не может уклониться от выбора и принятия полной ответственности за этот выбор.

· проблема смысла жизни пронизывает творчество всех философов экзистенциалистов. Камю, например, утверждает, что абсолютной, высшей ценностью является сама жизнь человека и его достоинство. Жизнь – единственная ценность, которая не может быть подвергнута никакому сомнению, и ее нужно постоянно насыщать смыслом. А источником смысла и является жизнь каждого человека; она самоценна, неповторима и уникальна. В этом и состоит утверждение гуманизма, который экзистенциалисты считают сутью своего учения.

Таким образом, в философии экзистенциализма выражается деятельная, активная позиция, которая заключается в том, что каждый свободный человек рассматривается как неповторимая, уникальная личность, которая несет ответственность за все свои поступки, а не оправдывает себя обстоятельствами. Человек есть то, чем он сам решил быть в этом мире.

Идеи экзистенциализма оказали огромное влияние на всю культуру ХХ века и продолжают оказывать и сейчас, так как в нем отражены основополагающие принципы человеческого существования в условиях, когда многие люди склонны вести «неподлинное существование». Эти идеи можно обнаружить не только в творчестве философов, но и экзистенциально мыслящих писателей во всем мире.

Источник: http://helpiks.org/2-22585.html

Что такое психоанализ?

Психоанализ, как теория человеческой психики и вид терапевтической практики был основан Зигмундом Фрейдом в конце XIX века и продолжает активно развиваться психологами в настоящее время. Психоанализ имеет четыре основные области применения:

  1. в качестве теории того, как работает разум;
  2. в качестве метода лечения психических проблем;
  3. как метод исследования;
  4. как способ рассмотрения культурных и социальных явлений: литературы, искусства, кино, театра, политики.

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия рекомендован прежде всего для тех, кто чувствует себя захваченным повторяющимися психическими проблемами, которые препятствуют развитию потенциала и нарушают опыт достижения удовлетворения в отношениях с близкими людьми, семьей и друзьями, а также достижению успеха и самореализации в своей работе, решения повседневных задач.

Беспокойство, запреты и депрессии часто являются признаками внутренних конфликтов, которые приводят к трудностям в отношениях, влияя на личные и профессиональные решения. Корни этих проблем часто находятся глубже возможностей естественного осознания и поэтому оказываются неразрешимыми без психотерапии.

С помощью психоаналитика пациент может получить новое понимание о бессознательных частях этих нарушений. Разговор с психоаналитиком в безопасном атмосфере ведет пациента к все большей осведомленности о своих ранее неизвестных частях внутреннего мира (мысли, чувства, воспоминания, мечты), давая облегчение от психической боли, способствуя развитию личности, и получая опыт осознанности и самокоррекции, который помогает укрепить доверие пациента в достижении собственных целей в жизни. Эти положительные эффекты психоанализа продолжают развиваться и после завершения анализа.

Основные открытия и нововведения Фрейда

основателем учения о психоанализе являлся

Работая с больными истерией пациентами, Фрейд пришел к пониманию, что в симптомах, от которых страдали истерики, воплощается смысл, одновременно и скрытый и явный. Со временем он обнаружил, что все невротические симптомы являются посланниками, несущие вытесненные, а значит бессознательные психические содержания. Это подтолкнуло его к разработке «лечения разговором», который произвел революцию в отношениях между пациентом и терапевтом. Фрейд видел своих пациентов шесть раз в неделю, слушал и отвечать им на то, что они говорили ему, когда они лежали на кушетке. Приглашая пациентов высказывать все, что приходило голову, Фрейд получал ассоциации, которые вели к подавленным детским переживаниям, желаниям и фантазиям, ставших источником бессознательных конфликтов. Когда эти конфликты осознавались, они могли быть проанализированы, в следствии чего симптомы растворялись. Эта процедура стала не только мощным методом лечения, но и эффективным инструментом для изучения человеческой психики, которая привела к разработке все более сложных психоаналитических теорий о том, как работает разум, а в последние годы и исследованиям на новом поле — нейропсихоанализу.

Первые открытия Фрейда привели его к некоторым новаторским концепциям:

Бессознательное. Психическая жизнь выходит за рамки того, что мы можем непосредственно сознавать, и за рамки того, что мы могли бы потенциально осознать, приложив усилия (рамки предсознательного). Большая часть нашего ума находится в бессознательном состоянии, и это часть доступна только с помощью психоанализа.

Ранние детские переживания являются сплавом фантазий и реальности; они характеризуются страстными желаниями, необузданными порывами и инфантильными тревогами. Например, голод вызывает желание поглотить все, который при этом сосуществует со страхом быть поглощенным окружающими. Желание контроля и независимости сплавлено со страхами манипулирования или бросания. Сепарация от заботливого окружения угрожает остаться покинутым, беспомощным и одиноким. Любовь одного родителя грозит риском потери любви другого. Ранние желания и страхи приводят к конфликтам, которые, когда они не могут быть решены, подавляются и становятся бессознательными.

Психосексуальное развитие. Фрейд обнаружил, что поступательное созревание функций организма, сосредоточенные в эрогенных зонах (рот, анус, гениталии), происходит параллельно с удовольствиями и страхами, получаемыми в отношениях с заботящимся окружением, и с развитием структур психики ребенка.

Эдипов комплекс является основным комплексом всех неврозов. Ребенку в возрасте от четырех до шести становится известно о сексуальном характере отношений родителей, из которых он исключен. Возникшие чувства ревности и соперничества должны быть разъяснены, вместе с вопросами о том, кто мужчина, а кто женщина, кого любить и на ком жениться, как происходит зачатие ребенка и как происходит рождение, что ребенок может делать по сравнению со взрослыми или не может делать. Решение этих сложных вопросов будет формировать характер взрослого ума и Супер-Эго.

Вытеснение сила, которая удерживает в бессознательном опасные фантазии , связанные с неразрешенными детскими конфликтами .

Сновидение как исполнение желаний. Чаще всего сновидения выражают выполнение инфантильных сексуальных желаний или фантазий, которые скрываются в абсурдных, странных и бессмысленных сценах, требующих анализа, чтобы выявить их бессознательное значение. Фрейд назвал толкование сновидений королевской дорогой в бессознательное.

Перенос является вездесущей тенденцией человеческого ума в рассмотрении и определении какой-либо новой ситуации в шаблонах предыдущего опыта. В психоанализе перенос имеет место, когда пациент рассматривает аналитика, как родительскую фигуру, с которой могут вновь воскреснуть основные инфантильные конфликты или травмы, как будто это происходит в оригинальных детско-родительских отношениях.

Свободные ассоциации описывают появление мыслей, чувств и фантазий, когда они свободны от ограничений страха, вины и стыда.

Эго, Ид и Супер-Эго. Эго — это структура психики, определяемая сознанием, осуществляющая вытеснение, интегрирующая и консолидирующая различные импульсы и тенденции прежде, чем они будут переведены в действие. Ид является бессознательной частью ума, место вытесненных и непознаваемых следов памяти о раннем периоде жизни. Супер-Эго — руководитель ума и совести, хранитель запретов, которых нужно придерживаться, и идеалов, к которым необходимо стремиться.

Развитие психоанализа после Фрейда. Современный психоанализ

основателем учения о психоанализе являлсяКлассические и современные Фрейдисты. Зигмунд Фрейд (1856-1939) создал модель психики с несколькими основными теоретическими предположениями: душевная жизнь питается энергией двух базовых влечений (в ранней теории это сексуальное влечение и влечение я или самосохранение; в последующем пересмотре это влечение к жизни и влечение к смерти, или либидо и агрессия). Эти влечения отражают определенные требования тела к психике, выраженные в желаниях и потребностях, стремящихся к определенным объектам, которые могу принести удовлетворение. Результаты этих взаимодействий (включая представления о важных объектах и отношениях) структурируют всю психику, создавая все более сложные комплексы и образования, которые в конечном счете разделяются на три основные части. В своем первой топографической модели Фрейд говорил о системах бессознательного, предсознательного и сознательного; во второй структурной модели он говорил уже об Эго, Ид и Супер-Эго. Структуры психики регулируют энергию влечений в соответствии с принципом удовольствия (гомеостаз). Метапсихология психоанализа выражает психические функции в связи с их динамическими (дисков), экономическими (энергия), топическими (структуры) аспектами.

основателем учения о психоанализе являлся

Шандор Ференци (1873-1933) и венгерская школа психоанализа подчеркнули важность рассмотрения и признания реальной детской травматизации, специфических ранних отношений мать-ребенок, включающих «путаницу языков» (путаница между детской потребностью в привязанности и сексуальными потребностями взрослого), которые серьезно влияют на психическое развитие, а позднее и на психопатологию. Ференци сосредоточился на взаимных, интерсубъективных процессах между пациентом и аналитиком, и на важной роли честности и внутренней работы (самоанализ) аналитика в аналитическом взаимодействии.

основателем учения о психоанализе являлся

Эго-психология. Анна Фрейд (1895-1982), Хайнц Хартманн (1884-1970) и некоторые другие аналитики сосредоточили свое внимание на деятельности сознательного и бессознательного Эго, на особой роли Эго в бессознательных защитах, влиянии защит на психические процессы. Хартманн описал бесконфликтные зоны Эго, которые выполняют такие важные задачи, как осознанность, моторная функция, логическое мышление, речь, сенсорное восприятие и проверка реальности — все это жизненно важные функции, которые могут быть повторно втянуты в невротические конфликты. Путем систематического анализа защит, психоанализ ориентируется на укрепление Эго пациента, чтобы увеличить контроль импульсов, усилить способность к разрешению конфликтов, способность переносить разочарования и болезненные аффекты. Хартманн добавил к четырем фрейдистских метапсихологическим моделям генетическую и адаптационную модели.

основателем учения о психоанализе являлся

Классические и современные кляйнианцы. Мелани Кляйн (1882-1960) концептуализировала раннее младенчество, когда начинают проявляться примитивные импульсы, как опыт ранних объектных отношений. Направленное внутрь влечение к смерти воспринимается как атакующая сила и вызывает персекуторную тревогу (страх уничтожения). Деструктивные импульсы фантазийно помещается во вне (проекция) в разочаровывающий объект (плохая грудь), сопровождаемые страхом возмездия. С другой стороны, удовлетворяющий объект (хорошая грудь) идеализируется и отщепляется от плохого объекта. Эта первая фаза называется параноидно-шизоидная позиция, которая характеризуется расщеплением, отрицанием, всемогуществом, идеализацией, а также проекцией и интроекцией. Растущий способность Эго к интеграции приводит к депрессивным тревогам, когда деструктивные импульсы повреждающие хороший объект (грудь) вызывают желание возмещения (репарации). Эта вторая фаза называется депрессивной позицией. Современная кляйнианцы признали, что эти фазы не ограничиваются младенчеством, но образуют непрерывную динамику в психике между сменой то параноидно-шизоидной, то депрессивной позициями.

основателем учения о психоанализе являлся

Бионовское ответвление кляйнианской школы. Уилфред Бион (1897-1979), продолжая исследования и Фрейда и Кляйн разработал новый язык для собственной теории мышления. Он выдвинул идею, что психика младенца сперва сталкивается с сырыми чувственными впечатлениями и эмоциями, которые он назвал бета-элементы. Эти элементы не несут смысла и должны быть переработаны. Важной является роль заботящегося объекта (контейнера — container), который принимает бета-элементы (content — принимать), перерабатывает и преобразует их в альфа-элементы, и возвращает ребенку. Младенец интроецирует их вместе с преобразующей альфа-функцией, таким образом развивая собственную альфа-функцию — способность к символизации, запоминанию, мечтанию и размышлению. Психические патологии рассматривались им в связи с нарушениями в этих основных функциях мышления.

основателем учения о психоанализе являлся

Теория объектных отношения Винникотта. Дональд Винникотт (1896-1971) описал как осуществление удерживающей среды (холдинг) «достаточно хорошей матери» позволяет младенцу создавать представления о себе и других. В переходном пространстве между младенцем и матерью ребенок находит и создает переходные объекты (например, любимое одеяльце), которые осуществляют функцию матери, но не являются ею. Это переходное или потенциальное пространство между субъективной внутренней реальностью и объективно воспринимаемой внешней действительностью становится доступной в качестве внутреннего пространства, где возможно переживание жизни, создание новых идей, образов, фантазий, искусства, формирование культуры. Если мать эмпатично отвечает на спонтанные жесты младенца, у ребенка развивается истинная самость со способностью к игре и творчеству. Однако, если мать постоянно неверно истолковывает жесты младенца в соответствии с ее собственными потребностями, истинная сущность ребенка остается скрытой под щитом ложной самости, помогающая выжить, но вызывающая в последующем развитии ощущение нереализованности, неспособности быть настоящим.

основателем учения о психоанализе являлся

Французский психоанализ бурно развивался в диспутах с Жаком Лаканом (1901-1981) и его идеями (значение языка, фаллоса, желания и Другого, концепциями воображаемого, символического и [недостижимого] реального). Его призыв к возвращению к Фрейду инициировал серьезные дебаты и разработки основных понятий Фрейда, и в конечном счете установил первостепенную роль фрейдовской метапсихологии в понимании человеческой психики. Это, в свою очередь, плодотворно повлияло на развитие новой концепции теории соблазнения, акцент на влечениях жизни и смерти, и теорию нарциссизма. Признание важности теории влечений обозначило акцент на сексуальности, субъективности, языке желания, структурирующей функции Эдипова комплекса, в частности с вниманием роли третьего в отношениях. Это привело к идее третичного процесса, в котором бессознательные (первичные) и сознательные (вторичные) процессы сосуществуют и творчески сочетаются.

основателем учения о психоанализе являлся

Сэлф-психология была основана в Соединенных Штатах Хайнцом Кохутом (1913-1981), который исследовал индивидуальное чувство самости, в частности, в связи с развитием и регулированием нарциссизма. Он подчеркнул важную роль заботы, которую дают ребенку родители (а позднее аналитик), эмпатически отражая состояния ребенка и позволяя себя идеализировать (идеализированный, близнецовый переносы), тем самым поддерживая ребенка (позже пациента) в качестве сэлф-объекта, пока ребенок не усвоит (интернализует) свои регулирующие функции. Параллельно со структурной моделью Фрейда (Эго, Ид и Супер-Эго) и теорией влечений Кохут предложил собственную модель структуры Самости.

Психоаналитический метод

Психоанализ — лечение разговором, основан на методе свободных ассоциаций, фундаментальном правиле, когда пациента приглашают высказывать все, что приходит на ум, без таких ограничений, как: уместность, пристойность, чувство стыда или вины и других вариантов неодобрения. Придерживаясь этого правила, мыслительные процессы пациента создают удивительные связи, открывают недоступные сознанию взаимосвязи желаний и защит, приводят к бессознательным корням до сих пор неразрешимых конфликтов, которые начинают проявляться и оформляться в переносе. Прослушивание ассоциаций аналитиком происходит с помощью похожего психического процесса — свободно парящего внимания, когда аналитик следует за сообщениями пациента, замечая — порой как в грезах наяву — собственные ассоциации, в ответ на ситуацию пациента (контрпереносные реакции, то есть реакции на перенос пациента).

Интеграция всей полученной информации происходит посредством внутренней работы аналитика, оформляясь в картину переносно-контрпереносной ситуации, которая обнаруживает в терапевтических отношениях определенный гештальт (бессознательную фантазию), который в итоге совместно переживается и аналитиком и пациентом. С помощью интервенций аналитика — интерпретаций того, что происходит здесь и сейчас на сессии — возникнет новое понимание (инсайт) страдания пациента. Повторное применение нового понимания в похожих ситуациях, в которых возникают похожие конфликты, помогает пациенту в распознавании мыслительных процессов, порождающих конфликты. Разрешая эти конфликты и помещая их в перспективу, ум пациента освобождается от старых запретов, открывая место для нового выбора.

Сеттинг

Описанный выше метод лучше всего применяется в классической условиях: пациент комфортно лежит на кушетке, высказывая все, что приходит на ум, не отвлекаясь на аналитика, который, как правило, сидит позади кушетки. Это позволяет обоим участникам психоанализа погрузиться в выслушивание и вчувствование того, что происходит на сессии. Пациент погружается в свой внутренний мир, возрождая воспоминания, возвращаясь к важным переживаниям, рассказывая о снах и фантазиях — вынося все, что поможет пролить свет на жизнь пациента, его историю, работу ума.

Аналитические сессии длятся, как правило, 45 — 50 минут. Все соглашения об условиях (расписание, частота посещений, плата за сессию) обсуждаются с самого начала анализа и обязательны как для пациента, так и для аналитика.Сроки для окончания анализа трудно прогнозировать — в среднем для классического анализа можно ожидать от трех до пяти лет. Тем не менее, пациент и аналитик свободны в любое время решить, прервать или прекратить анализ.

Классическая психоаналитическая терапия предназначена для реализации потенциала взрослого пациента-невротика, который в целом адаптирован к требованиям современным жизни и работы. Для того, чтобы углубить аналитический процесс, психоаналитические сессии осуществляются три, четыре или пять раз в неделю. Высокая частота психоаналитического лечения применяется также для лечения психопатологий, например, тяжелых нарциссических и пограничных расстройств личности.

Психоаналитическая или психодинамическая психотерапия со взрослыми с более низкой частотой (один или два раза в неделю) может проводиться лицом к лицу. Цели терапии в этом случае в большей степени фокусируются на решении определенного рода проблем: трудности в отношениях или работе, депрессии или тревожных расстройства. Даже если происходят переносные и контрпереносные реакции в психоанализе, они не интерпретируются, рассмотривая и решая непосредственно текущие проблемы в жизни пациента. Иногда оба участника психоаналитической психотерапии могут решить на каком-то этапе лечения углубить работу и переходят к психоанализу с более высокой частотой.

Источник: http://yamiev.ru/chto-takoe-psixoanaliz/

Что такое психоанализ?

На бессознательном уровне скрыты основные желания и инстинкты человека. Конфликт между ними и правилами поведения в обществе провоцирует нервные расстройства. Психоанализ поможет выяснить неосознанные мотивы поведения, избавиться от напряжения.

основателем учения о психоанализе являлся

Психоанализ помогает выявить скрытые желания и потребности

Определение психоанализа в психологии и философии

Психоанализ (в переводе от psychoanalysis) — теория о работе психики человека, предложенная Зигмундом Фрейдом. Термин относится и к методу лечения психологических расстройств, основанному на предположениях австрийского ученого.

Основатели и представители психоанализа

Основоположником теории стал Зигмунд Фрейд. Свои наблюдения ученый изложил в книге «Толкование сновидений», где предположил существование бессознательной части психики. Предложенные Фрейдом идеи называют классическим психоанализом.

Постепенно основывались и развивались ответвления от изначальной теории.

основателем учения о психоанализе являлся

Карл Юнг — представитель аналитической психологии

Основываясь на трудах Фрейда, его ученики и последователи разрабатывали собственные направления. Школы расширяют изначальную теорию, выделяют отдельные ее части, изменяют постулаты.

Психоаналитические направления

Аналитическая психология была сформирована учеником Фрейда Карлом Юнгом. В основе направления лежит идея об общих бессознательных образах. По наличию единых моделей людей делят на этносы, народы. Образы наполняются в зависимости от индивидуального опыта, но общие очертания остаются неизменны.

Гуманистический психоанализ в отличие от классической теории ставит на 1 место общественное влияние. Карен Хорни поддерживает психическое равенство полов. Главной причиной расстройств считается неподходящее окружение в детские годы.

Характероанализ основывается на идее Вильгельма Райха о формировании устойчивых реакций индивида. Предметом изучения является характер, составляющий совокупность правил поведения, выработанных человеком.

основателем учения о психоанализе являлся

Жак Лакан — основатель структурного психоанализа

Структурный психоанализ основан Жаком Лаканом. Теория развивает идеи Фрейда, акцент ставят на структуру языка пациента. Согласно методу достичь результата в психотерапии можно с помощью изучения лингвистики.

Психоаналитическая теория Фрейда

Относительно классической теории главную роль в формировании психики индивида играют инстинкты. Задачей терапии является раскрытие бессознательных желаний пациента и работа с ними.

Методы психоанализа

Практический смысл психоанализа – если кратко и понятно, помочь пациенту разобраться в бессознательных желаниях понять причину своего поведения. Эксперименты помогли выяснить значение неконтролируемых реакций: ассоциаций, структуры речи, языка тела, ошибок человека.

В 20 веке теория Фрейда применялась для лечения неврологических больных.

Сфера применения современного психоанализа значительно шире, разделяют 3 направления:

Топографическая модель уровней сознания

Фрейд выделял 3 уровня:

основателем учения о психоанализе являлся

Фрейд определил 3 уровня сознания различные по своим функциям

Задачей психоаналитика является открытие пациенту предсознательного уровня и попытка проникнуть в область бессознательного.

Структура личности

В этой области также выделено 3 составляющих.

  1. Ид (Оно). Отвечает за примитивные стремления, инстинкты. Фрейд разделял их на стремление к жизни — эрос или либидо — и танос — стремление к смерти. Классическая теория считает Оно важнейшим фактором формирования личности. Этот полностью бессознательный раздел отвечает за желания человека, а их неудовлетворение приводит к психическим расстройствам.
  2. Суперэго. Раздел относится к осознанной и предсознательной части. Суперэго учитывает привитые человеку социальные нормы поведения: культуру, совесть, мораль. Правила общества подавляют Ид, заставляют считать желания постыдными, неправильными, что приводит к нервным расстройствам.
  3. Эго (Я). Находится в осознанном и предсознательном слоях психики. Эго стремится найти компромисс между Ид и Суперэго. Основная задача — осуществить желания, не выходя за рамки моральных норм, совести.

Зигмунд Фрейд особо выделял важность Оно, но часть последователей ученого выдвигала на первый план Эго.

Психологические защитные механизмы

Конфликт между Ид и Суперэго приводит к формированию защитных реакций. Психотерапевтические сеансы указывают пациенту на уловки сознания, помогают проанализировать их причины.

  1. Отрицание и вытеснение. Нежелательная информация не воспринимается, вытесняется из сознания.
  2. Проекция. Человек начинает видеть в другом человеке собственные желания, эмоции, которые считает для себя неприемлемыми.
  3. Идентификация. Индивид неосознанно копирует качества других людей, которые считает правильными. Особенно ярко проявляется у детей, для них это способ усвоить социальные нормы.
  4. Рационализация. Если признание истинных причин приводит к потере уверенности, расстройству, человек пытается придумать ложные, кажущиеся рациональными объяснения.
  5. Изоляция. Травмирующие мысли обособляются, вызывающие неприятие события отделяются от эмоций.
  6. Регрессия. Человек возвращается к предыдущим ступеням психического развития. Реакция вызвана желанием получить удовольствие прежними, работающими в детстве способами.
  7. Сублимация. Перевод энергии в приемлемое для общества русла. Вместо удовлетворения существующих желаний Ида человек переводит либидо в другие сферы деятельности: спорт, творчество.
Стадии психосексуального развития

Двигателем развития личности Фрейд считает сексуальное желание. Либидо лежит в основе формирования человека с младенческого возраста.

основателем учения о психоанализе являлся

Существует 5 стадий психосексуального развития человека

Выделяются стадии:

Критерием разделения являются способы получения удовольствия, стадии формирования сексуального желания.

Структурные механизмы психики

Субъекта образуют 3 составляющих механизма:

Комплексы

Понятие «комплекс» применяется по отношению к последствиям внутреннего конфликта между желаниями и ожиданиями общества. Проблема проявляется в агрессивном поведении, чувстве собственной неполноценности.

основателем учения о психоанализе являлся

Комплекс Эдипа — тяготение к матери и отторжение отца

Фрейд выделял:

На их фоне развивались еще 2 комплекса:

Избавление от комплексов необходимо для ускорения развития личности.

Плюсы и минусы психоанализы

К достоинствам относятся:

Развитие науки и технологий позволило увидеть недостатки теории Фрейда.

Основным минусом считается преувеличение значения сексуальных желаний, которым Фрейд отвел ведущую роль.

Метод видеокомпьютерного психоанализа

Имя основателя метода — Аннуашвили — навсегда запечатлелось в истории. Суть способа анализа проста, техника фотографирует человека и создает 2 «вторичных» изображения. Картинки складываются из отраженных половинок лица, каждая из которых отражает состояние полушария мозга.

Классическая теория Зигмунда Фрейда начала развитие психоанализа. Ее сущность во влиянии бессознательного на жизнь человека. Для анализа бессознательных желаний психоаналитик использует неконтролируемые реакции: ассоциации, движения, речь, выражение лица. Еще в начале своего развития психоанализ подвергся критике. Специалисты из сфер нейробиологии, когнитивной психологии, философии сознания и теории познания уверены, что метод не имеет научных оснований. Большинство рассматривают теорию как псевдонаучную.

Источник: http://lechusdoma.ru/psihoanaliz/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *