Психоанализ и психотерапия — психоанализ себя
09.03.2020Психотерапию можно определить как решение психологических проблем человека при опоре на его собственные силы и возможности в ходе специально организованного общения. Пациент здесь выступает как активный субъект своего исцеления.
Это видео недоступно.
Очередь просмотра
Очередь
- Удалить все
- Отключить
Психоанализ и психотерапия. Как себе помочь?
Хотите сохраните это видео?
- Пожаловаться
Пожаловаться на видео?
Выполните вход, чтобы сообщить о неприемлемом контенте.
Понравилось видео?
Не понравилось?
Текст видео
Психоанализ, психология, психотерапия для женщин: http://lady.pravda.ru/articles/psycho/
Психоанализ как лечебный метод особенно популярен и распространён был в XX веке в Европе и Америке
Сегодня психотерапия – это активно развивающиеся области теории и практики во всем мире. У нас в стране до сих пор психотерапия может отождествляться либо с психиатрией, либо с магией и шаманством. В первом случае у человека возникает страх несмываемого пятна в биографии, во втором – наивные ожидания немедленного чуда, что проблемы человека чудесным образом может решить кто-то или что-то другое.
Вообще можно выделить четыре основных метода лечения психических проблем —
1. Психотерапия.
2. Лекарственная терапия.
3. Физиотерапия (к примеру, электрошок).
4. Изменение поведения с использованием гипноза, релаксации или эмоциональной разрядки.
Нетрудно увидеть, что во всех методах, кроме первого, пациент остается пассивным объектом лечения, чья основная задача состоит в выполнении рекомендаций врача. Психотерапевт в отличие от врача использует исключительно диалогические методы, он воздействует на психику, а не на мозг.
Психотерапию можно определить как решение психологических проблем человека при опоре на его собственные силы и возможности в ходе специально организованного общения. Пациент здесь выступает как активный субъект своего исцеления.
Методы психотерапии, помогающие решить психологическую проблему, можно подразделить на несколько классов: аналитические (позволяющие понять первопричину проблемы и помочь человеку в ее осознании), обучающие (формирующие новые поведенческие навыки, эмоциональные реакции и убеждения), развивающие (пробуждающие творческую активность), трансформирующие (направленные на изменение личности), моделирующие (позволяющие работать с проблемой здесь и сейчас) и другие вспомогательные методы (релаксация, медитация, игры, тренинги). Надо заметить, что профессиональный психотерапевт знает и частично комбинирует эти методы, беря за основу один.
Источник: http://www.youtube.com/watch?v=bh7-k2uXfgE
psiho_analiz
Психоанализ — это всерьез и надолго
Психоаналитики не астроэнергоаналитики и не волшебники, мы не делаем фокусов.
Результат психоанализа во многом зависит от условий, в которых проходят встречи с аналитиком. Они всегда четко определены (аналитики называют эти правила «сеттингом»): пациент приходит в одно и то же место, в заранее определенное время и делает это от трех до пяти раз в неделю. Условия проведения психоанализа 5 раз в неделю по 50 минут на кушетке — таковы требования классического психоанализа (Фрейд работал сначала с пациентами 6 раз в неделю).
Современный психоанализ не предъявляет столь жестких требований к сеттингу — сегодня достаточным считается проведение 3-х сессий (посещений) в неделю по 50 минут (однако, чем выше частота, тем выше эффективность).
Допускается также проводить 2 сессии в неделю не на кушетке, а в кресле (лицом-к-лицу). Посещение реже 3-х раз в неделю формально считается не психоанализом, а психоаналитической психотерапией.
Выбор конкретного сеттинга зависит от возможностей пациента и показаний.
Для этого Фрейдом была создана техника свободных ассоциаций. Пациент лежит на кушетке или сидит в кресле и просто говорит, что ему приходит в голову.
Можно рассказывать о своем прошлом (в том числе и о детстве), о текущих событиях жизни, делиться своими планами на будущее, описывать свои фантазии и, конечно, сновидения, рассказывать о своих опасениях и страхах. Запретных тем нет. Можно говорить без опасений — потому что это никто не слышит, кроме психоаналитика — а психоаналитик никому ничего не расскажет (психоаналитик нигде не пересекается в реальной жизни пациента — это важное требование психоанализа, и конечно же, существует профессиональная этика).
Можно говорить все без опасений, потому что это только психоанализ — а психоаналитик только психоаналитик. И, естественно, если пациент может говорить ВСЕ, что приходит ему в голову, он может говорить все, что он думает и о своем психоаналитике.
Психоанализ — это реальные переживания в нереальной ситуации, ситуации безопасности и доверия, которая никогда не встречается в реальной жизни (ведь психоаналитик существует только в той комнате, в которой ведет прием, ведь реально он не существует).
Метод свободных ассоциаций — основное открытие Фрейда. С одной стороны — это естественная потребность любого человека, говорить то, что приходит ему в голову. Но в реальной жизни взрослый человек лишен такой возможности — небезопасно говорить все что приходит в голову (даже близкому человеку).
Маленький ребенок, который только научился говорить, всегда говорит все, что ему приходит в голову. До тех пор, пока родители и другие взрослые, шокированные его искренностью , не приучают его скрывать свои мысли. Пациенту, конечно, требуется некоторое время, чтобы восстановить утраченную в далеком детстве способность говорить все, что приходит в голову.
Для этого ему необходимо удостовериться, что он, в самом деле, может говорить все, что захочет, и не будет за это наказан (как в детстве и как реально происходит в реальной жизни). Поэтому говорить сначала может быть сложно. Трудности в том, чтобы свободно говорить все, что приходит в голову — могут иметь и другие причины.
Это значит можно поговорить о том, почему Вам трудно говорить.
Конечно психоаналитик, также как случайный попутчик внимательно Вас слушает. Но психоаналитик не выйдет из купе и не сойдет с поезда на следующей станции, как случайный попутчик, оставив своего собеседника со своими переживаниями и тяжелыми мыслями, зря растревоженными воспоминаниями, не дав ему договорить, и так не успев ничего сказать.
Психоаналитик едет с Вами до той же станции, до которой едете Вы: он всегда в своем кабинете — и если Вы с ним договорились, что он будет принимать вас по вторникам и пятницам в 19:40 — Вы неизменно будете его обнаруживать в этом кабинете в назначенное время в течение месяцев и лет (при необходимости) — такое постоянство очень важно, что кардинально отличает психоаналитика от эфемерного случайного попутчика, исчезающего через несколько станций.
Сама по себе возможность говорить, не контролируя что говоришь, приносит облегчение — эффект случайного попутчика. Но случайный попутчик — это еще не психоаналитик. Просто выговориться, когда тебя слушают — этого еще не достаточно.
Разучившись говорить правду (прежде всего самому себе), человек репрессировал многие свои чувства, желания и убеждения — потеряв часть себя. Благодаря возможности говорить правду, психоаналитик становится этой утерянной частью, которую пациент получает назад, выслушивая, в свою очередь, психоаналитика
Пациент проецирует на него свои бессознательные желания, чувства и конфликты и переживает их с новой силой. Например, он может злиться на аналитика, потому что тот (как ему кажется) долго молчит. Но в результате анализа этих чувств обнаруживает, что его злость на самом деле была направлена на собственную мать, которая когда-то, в детстве, наказывала его молчанием за любую провинность.
Перенос прежних конфликтных взаимоотношений и фантазий из прошлого в психоаналитический кабинет позволяет вспомнить, пережить и переосмыслить то, что было вытеснено в бессознательное на разных этапах жизни. Таким образом только в психоанализе идет работа с переносом, ни в психотерапии, ни в психиатрии ни в любой разновидности психологии терапевт не становиться объектом для переноса!
Он как бы заходит внутрь игры, становиться производным психики пациента, на разных этапах психоанализа пациент может относиться к аналитику как к отцу, сестре или матери и воссоздает отношения которые складывались между ними. Само по себе это не очень ценно. Но ценно то, что в безопасных условиях «психической лаборатории», можно изменить сложившиеся способы и паттерны мышления и эмоций.
Психоаналитик находиться не только внутри игры, но также частично снаружи процесса и поэтому может наблюдать и интерпретировать и исправлять сложившуюся ситуацию терапии.
Но не менее важно для результата работы, чтобы и аналитик улавливал эмоции, которые возникают у него в ответ на переживания пациента (такие реакции называются «контрпереносом»). Это помогает ему понимать даже самые глубокие бессознательные переживания пациента и интерпретировать их, то есть преобразовывать бессознательное в осознаваемое.
В результате психоанализа пациент с удивлением открывает, что кто-то может к нему тепло относиться, искренне помогать ему, верить в него. В конечном счете он начнет строить свою жить, обладая этим новым опытом.
Источник: http://psiho-analiz.livejournal.com/1254.html
Психоанализ себя
В статье «Моя жизнь и психоанализ»3игмунд Фрейд писал: «Я родился 6 мая 1856 г. в Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем».
Его главный труд Толкование сновидений увидел свет в 1899 г. С тех пор в психологии восходили, сменяя друг друга, различные научные авторитеты. Но ни один из них не вызывает поныне такой неугасающий интерес, как Фрейд и его учение.
Объясняется это тем, что его работы, изменившие облик психологии в XX столетии, осветили коренные вопросы устройства внутреннего мира личности, ее побуждений и переживаний, конфликтов между ее вожделениями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, кипящий пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний.
Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии.
По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией – предсознательным.
Душевные процессы человека бессознательны. Бессознательное – особая психологическая реальность, присущая человеку, – существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.
В работе «Я и Оно» выделил три слоя структуры человеческой психики: Оно, Я и Сверх-Я (или Я-идеал).
1. Оно – это бессознательный слой психики, представляющий из себя «кипящий котел инстинктов». В него входят биологические по своему происхождению реакции, инстинкты и влечения. Главное содержание Оно составляет так называемое либидо – половое влечение. В конечном счете именно либидо определяет все поведение человека. Бессознательное проявляется прежде всего в сновидениях, в грезах, случайных ошибочных действиях, шутках и оговорках, а также в психических отклонениях. Анализ бессознательного позволяет найти действительные причины и стимулы поведения человека, которые на уровне сознания кажутся случайными, беспричинными.
2. «я» – сознание человека. Это сознательное начало, которое ограничивает биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Общество с древности стало накладывать на человеческое поведение такие ограничения, которые не позволяют прямо и открыто удовлетворять все биологические потребности. Задача Я – такое удовлетворение импульсов Оно, которое не шло бы вразрез с требованиями социальной реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность к Оно, содержащему страсти.
3. «сверх-я» – влияющая на личность внешняя реальность. Сверх-Я – это переживания и чувства, возникшие в результате воздействия внешнего мира на сознание человека. К ним относятся совесть, чувство вины, религиозные чувства – то есть выработанные обществом идеи и настроения, которые стали составной частью человеческой личности, регулирующей ее поведение. Если Оно, согласно Фрейду, имеет биологическое происхождение, то Сверх-Я – чисто социальное явление.
С точки зрения Фрейда в основе поведения человека лежит конфликт между Я и Оно, разворачивающийся под воздействием Сверх-Я. Иными словами, биологические инстинкты и влечения человека (слой Оно) вступают в конфликт с внешним социальным контролем поведения (он действует через слой Я) и с собственной совестью и моралью человека (слой Сверх-Я).
На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, который пришёл на замену фрейдизма. Уже в годы своего формирования фрейдизм подвергся критике со стороны ряда психологов, социологов и философов, в том числе ближайших учеников Фрейда. В результате этой критики возник неофрейдизм. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.
НЕОФРЕЙДИЗМ — одно из направлений в психоанализе, представители которого подвергли пересмотру некоторые идеи З. Фрейда и сосредоточили свое внимание не на биологических, а на культурных и социологических детерминантах невротических заболеваний.
Во-первых, они не согласились с утверждением Фрейда о чисто биологической природе Оно. Этот бессознательный слой психики в действительности управляется не только биологическими влечениями. Он изменяется под воздействием социальной среды. Так, сексуальное поведение человека сильно отличается от сексуального поведения животных. Также, Фромм выявил, что в отличие от людей, такой вид поведения, как немотивированная агрессия у животных вообще не встречается.
Во-вторых, неофрейдизм отказался от идеи пансексуализма, то есть объяснения всего поведения человека с помощью полового инстинкта. Так, К.Г. Юнг понимал либидо не как сексуальную энергию, а как психическую энергию вообще. Сексуальные инстинкты не являются единственным стимулом человеческого поведения.
В-третьих, неофрейдисты опровергли утверждение, что Оно и сознание Я всегда находятся в состоянии конфликта между собой. Такой конфликт действительно наблюдается у больных-невротиков, однако у здорового человека Оно, Я и Сверх-Я вполне могут находиться в состоянии гармоничной взаимосвязи.
Источник: http://studopedia.ru/14_54289_psihoanaliz-zfreyda-i-neofreydizm.html
Психоанализ себя
Психоаналитик Андраханова Наталья Владимировна, тел. 8 903 994 35 11 |
|
|
Добавить комментарий