Перцептивная стадия развития психики — перцептивная стадия развития психики
12.03.2020Понятие о психике и ее биологической основе, способность психики отражать объективный мир. Анализ проблем восприятия, хранения и переработки информации. Стадии развития психики животных. Объяснение причин происхождения, возникновения и развития сознания.
Перцептивная стадия развития психики
Общая характеристика сенсорной стадии развития психики. Формы отражения в сенсорной и перцептивной стадиях. Основные формы поведения в перцептивной стадии. Особенности строения представителей различных уровней перцептивной стадии развития психики.
Рубрика | Психология |
Вид | презентация |
Язык | русский |
Дата добавления | 31.10.2017 |
Размер файла | 38,9 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.
Подобные документы
Низший уровень психического развития. Движения простейших. Общая характеристика психической активности. Высший уровень развития элементарной сенсорной психики. Нервная система. Пластичность поведения. Перцептивная психика. Сенсорные способности, таксисы.
лекция [123,2 K], добавлен 10.11.2008
Характеристика различных философских подходов к пониманию и толкованию природы и проявлению психики. Психика человека, ее свойства и принципиальные отличия. Стадии и уровни развития психики и поведения животных. Формирование психики в филогенезе.
реферат [36,2 K], добавлен 23.07.2015
Структура психики по З. Фрейду, ее топографическая модель. Отражение и регулирование как основные функции человеческой психики. Формы психического отражения: сенсорная, перцептивная и интеллектуальная. Особенности психики человека, феномены восприятия.
реферат [1,6 M], добавлен 18.02.2012
Человек как высшая ступень жизни на Земле, роль и значение психики в его жизни. История возникновения и развития психики теории ее происхождения как реакции на внешние раздражители. Стадии становления и развития психики в условиях усложнения жизни.
контрольная работа [19,7 K], добавлен 31.03.2009
Общая характеристика сенсорно-перцептивной сферы. Ощущение и восприятие как психические процессы: характеристика и свойства. Развитие сенсорно-перцептивной сферы младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках по предмету «Человек и мир».
курсовая работа [111,6 K], добавлен 24.06.2011
Проблема выделения критериев психического. Гипотеза Леонтьева-Фабри о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе. Развитие форм поведения в филогенезе: инстинктивное и индивидуально-изменчивое поведение, навык и интеллектуальное поведение.
курсовая работа [51,7 K], добавлен 10.07.2015
Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.
контрольная работа [23,3 K], добавлен 13.12.2008
Функции и структура психики, этапы ее развития. Особенности психического отражения. Психика и специфика строения мозга. Сознание — высшая ступень развития психики. Психические состояния человека. Краткая характеристика методов исследования в психологии.
лекция [278,0 K], добавлен 12.02.2011
Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики. Гипотезы развития уровней психического отражения животных и человека. Индивидуальное поведение простейших. Концепция сущности и происхождения психического Пьера Тейяра де Шардена.
контрольная работа [40,2 K], добавлен 25.05.2009
Понятие о психике и ее биологической основе, способность психики отражать объективный мир. Анализ проблем восприятия, хранения и переработки информации. Стадии развития психики животных. Объяснение причин происхождения, возникновения и развития сознания.
реферат [26,3 K], добавлен 22.04.2010
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к началу текста
- вернуться к подобным работам
- Рубрики
- По алфавиту
- Закачать файл
- Заказать работу
- Вебмастеру
- Продать
- весь список подобных работ
- скачать работу можно здесь
- сколько стоит заказать работу?
Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.
Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00845023_0.html
Вторая стадия развития– стадия перцептивной психики
Тема «Становление психики и поведения животных»: внеаудиторная самостоятельная работа.
Ü´ Обработайте учебную информацию, опираясь на текст учебников.
|
Первая стадия развития– стадия элементарной сенсорной психики
Задание 1. Запишите, для каких видов живых существ характерен данный уровень развития
Низший уровень. | ||
Характеристика уровня психического отражения | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ |
1.Развитая раздражимость. 2. Примитивные элементы чувствительности как зачаточной формы психического отражения, возникающего в ходе развития простой раздражимости. | Четкие реакции на биологические значимые свойства среды через изменения скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. | ?……. |
|
Задание 2. Запишите особенности поведения, характерные для живых существ, достигших высшего уровня стадии элементарной сенсорной психики.
Высший уровень. | ||
Характеристика уровня психического отражения | Особенности поведения, связанные с данной стадией и уровнем | Виды живых существ |
Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. | ?…………….. | черви улитки |
Задание 3. Сравните определения понятия «инстинкт». Выберите, на ваш взгляд, наиболее удачное и отметьте его с помощью ü.
Инстинкт- это…
p –совокупность врожденных форм поведения и психики животных и человека.
p – это поведение, отвечающее наследственно программированным, стереотипным формам действий, посредством которых животное без специального обучения приспосабливается к условиям окружающей среды.
p – наследственно закрепленная, структурно и функционально довольно жесткая система целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.
Вторая стадия развития– стадия перцептивной психики.
Задание 4. Запишите виды двигательных навыков, характерных для животных, находящихся на низком уровне перцептивной стадии развития психики.
Источник: http://lektsii.org/8-19446.html
Стадия перцептивной психики.
Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшествующей стадии.
Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, но к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают.
Выделение в деятельности операций (особый состав или сторона деятельности, отвечающая условиям, в которых дан побуждающий ее предмет) указывает на то, что воздействующие на животного свойства, прежде как бы рядоположенные для него, начинают разделяться по группам: с одной стороны, выступают взаимосвязанные свойства, характеризующие тот предмет, на который направлена деятельность, а с другой стороны, выступают свойства предметов, определяющих самый способ деятельности, т.е. операцию. Если на стадии элементарной сенсорной психики дифференциация воздействующих свойств была связана с простым их объединением вокруг доминирующего раздражителя, то теперь впервые возникают процессы интеграции воздействующих свойств в единый целостный образ, их объединение как свойства одной и той же вещи. Окружающая действительность отражается теперь животным в форме более или менее расчлененных образов отдельных вещей.
Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомических взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Если на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств приводила к выделению среди них доминирующих органов, то у позвоночных животных ведущие органы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благодаря одновременно происходящей перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первоначально (у рыб, амфибий, рептилий) передний мозг является чисто обонятельной формацией, составляя как бы продолжение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удельный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств.
Одновременно развиваются и органы внешних движений — эти «естественные орудия» животных, позволяющие осуществлять сложные операции, требуемые жизнью в условиях наземной среды (бег, лазание, преследование добычи, преодоление препятствий и т.п.). Двигательные функции животных также все более кортикализуются (переходят в кору головного мозга), так что полное развитие операций у животных происходит уже в связи с развитием коры.
При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные представления. Вопрос о существовании у животных представлений до сих пор служит предметом споров. Однако огромное число фактов убедительно свидетельствует о том, что животные имеют представления.
Стадия ручного мышления.
Стадия интеллекта (ручного мышления) характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления.
Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение как отдельных вещей, так и их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.
Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.
К.Э. Фабри, опираясь на более поздние зоопсихологические исследования, выделяет в первых двух стадиях развития психики еще по два уровня, а стадию развития интеллекта не выделяет в отдельную, а относит ее к стадии перцептивной психики.
Еще есть классификация, которая не претендует на многое, но, тем не менее, позволяет показать, от каких условий зависит развитие психики животных. Самые примитивные животные – это наименее активные.
Первый этап – травоядные, которые добывают пищу, переходя с место на место и находя ее; где пищи нет, там они не живут. Эти животные ведут мирный образ жизни и вынуждены активно приспосабливать к окружающему только из-за необходимости защиты от хищников.
Второй этап – жизнь в более сложных условиях. Это жизнь травоядных животных, которым приходится жить на деревьях, перемещаться с одного дерева на другое, что требует точности движений, а, соответственно, более высокой психической организации. Нужно следить за окружающим полем, чтобы не стать добычей для какого-нибудь животного.
Третий этап – это активная охота за подвижной, живой добычей. Здесь нужно изобретать уловки для того, что не спугнуть добычу; нужна еще более точная координация действий; а также элементы «этикета», потому что присутствует стадная жизнь. Все это важные факторы, которые усложняют условия существования и резко повышают уровень психического развития животных.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Источник: http://cyberpedia.su/3×702.html
Стадии развития психики(перцептивная стадия)
страница | 28/74 |
Дата | 26.03.2018 |
Размер | 142,68 Kb. |
20.Стадии развития психики(перцептивная стадия). |
Для этой стадии характерно отображения предметов как целого, а не отдельных их свойств, как это наблюдается на сенсорном этапе развития психики. Например, если самца оградить от пищи, то он будет реагировать не только на предмет, куда направлена его деятельность (на еду), но и на условия, при которых эта деятельность происходит, то есть пытаться преодолеть препятствие. На сенсорном этапе такой реакции на условия, при которых происходит жизнедеятельность животных, не бывает.
Стадия перцептивной психики свойственна млекопитающим. Она предопределяется существенными анатомо-физиологическими изменениями в организме: развитием больших полушарий головного мозга, и особенно их коры и дистантных анализаторов (зрительного, слухового), усилением интеграционной деятельности коры.
Условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий на уровне перцептивной психической деятельности является основой для образования воображения. Продолжительность хранения образов памяти увеличивается с эволюцией позвоночных животных. Так, при однократном возбуждении образная память действует: у крысы — по 10-20 секунд, у собаки — до 10 минут, у обезьяны — до 16 — 48 часов.
Продолжительность хранения образов памяти — ценная особенность перцептивного уровня развития психики. Эта особенность является важной предпосылкой возникновения интеллектуального поведения животных.
На стадии перцептивной психики происходят сложные изменения в процессах различения и обобщения представлений. Возникают дифференциация и обобщение образов предметов. Эти обобщения — не сумма отдельных ощущений, вызванных одновременным действием воздействий, свойств различных предметов, а их единство, своеобразная интеграция, которая является основой для переноса операции из одной конкретной ситуации в другую, объективно похожую на нее, что существенно усложняет поведение животных на данном этапе психического развития.
Успешность дифференциации и обобщения зависит не столько от степени сходства, как от биологической роли того, что влияет на животное. Развитие обобщения на стадии перцептивной психики связано с развитием интегративной зон коры больших полушарий головного мозга, которые объединяют движения в целостную операцию (двигательные поля), ощущения в целостный образ (сенсорные поля).
Источник: http://psihdocs.ru/1-obshaya-harakteristika-psihologii-kak-nauki.html?page=28
Этапы развития психики в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект
Следуя логике излагаемого подхода, примитивные формы психики можно обнаружить даже у мельчайших одноклеточных животных. Уже ресничные инфузории демонстрируют способность к пластичности поведения, проявляющейся в форме привыкания. Так, инфузории в естественных условиях безразличны к фактору освещенности. Когда этих одноклеточных животных помещали в емкость с водой, половина которой была затемнена, а половина освещена, и фиксировали время их пребывания в разных областях, показатели были примерно равными: инфузории с равной вероятностью проводили время как в затемненной, так и в освещенной частях сосуда (свет — абиотическое воздействие). С другой стороны, температура воды является для инфузорий значимым биотическим воздействием. Они активно перемещаются в ту часть водной среды; которая характеризуется оптимальными температурными показателями (теплота — биотическое воздействие). Исследователи многократно сочетали засвечивание определенного участка капли воды с оптимальной температурой. Спустя некоторое время температурный фактор убирали: сосуд опять был поделен на темную и светлую области одинаковой температуры. Оказалось, что инфузории про-
водят в 4,5 раза больше времени в освещенной части сосуда! Они •«научились» связывать свет и температуру, т.е. проявили себя как существа, обладающие психикой!
Первичная, наиболее примитивная стадия психики, которая свойственна огромному количеству видов живых существ от простейших насекомых до некоторых позвоночных, получила название элементарной сенсорной психики. Элементарная сенсорная психика характеризуется тем, что животное реагирует на отдельные изолированные абиотические свойства объектов. На данной стадии активность животного носит целостный нерасчлененный характер, его поведение представляет собой однофазный акт, протекающий от возникновения ощущения к результату. Способность к обучению минимальна и в основном выражается в привыкании.
Известный отечественный зоопсихолог К.Э. Фабри выделяет низший и высший подуровни элементарной сенсорной психики. При переходе на более высокий подуровень наблюдается усложнение поведения и развитие поисковой активности. Более того, именно на стадии возникновения высшего уровня элементарной сенсорной психики наблюдается своеобразный «прорыв» в развитии нервной системы — она дифференцируется, появляются ее разнообразные формы: сетчатая, кольцевая, радиальная. Рыбы, рептилии, земноводные обладают наиболее филогенетически древними структурами головного мозга.
Типичными носителями элементарной сенсорной психики являются насекомые. Ярким примером проявления элементарной сенсорной психики является пищевое поведение паука, для которого значимым абиотическим свойством пищи служит вибрация паутины. Хорошо известно, что стоит обездвижить муху и осторожно поместить ее на паутину, как она теряет пищевую ценность для паука. Как было замечено М. Холзапфелом (М. Holzapfel, 1935), голодный паук будто бы «не замечает» аппетитную жертву и может погибнуть от голода, находясь в непосредственной близости от пищи.
В том, что для носителей элементарной сенсорной психики абиотическое свойство субъективно выступает в неразрывной целостности с биотическим, убеждает эксперимент, проведенный на американских сомиках (А.В. Запорожец, И.Г. Диманштейн, 1939). Аквариум разделялся проницаемой для запаха перегородкой. В перегородке находилось отверстие, а пища помещалась в противоположной стороне аквариума. Сначала рыбы устремлялись непосредственно на запах пищи и, естественно, натыкались на перегород-
ку. Тогда они немного изменяли траекторию движения и повторяли попытки до тех пор, пока случайно не находили верный путь к пище. После этого перегородку убирали. Как вы думаете, менялось ли поведение рыб? Ничего подобного! Они продолжали добираться до пищи по окружному пути, хотя могли без всяких препятствий достичь ее напрямую (рис. 9). Такого парадоксального поведения нельзя обнаружить у более высоко организованных животных, находящихся на высших стадиях развития психики. Полученные факты подтверждают, что для сомиков «путь» к пище субъективно являлся как бы частью пищи, ее устойчивым свойством, которое они обнаружили при проведении опыта.
Рис. 9, а. Траектория движения рыбы при выработке реакции обходного маневра
Важно отметить, что на элементарной сенсорной стадии развития психики воздействия должны носить последовательный характер (проще говоря, один объект — одно свойство). Разнообразие свойств объекта, которое облегчает ориентировку на более высоких стадиях развития психики, лишь «путает» животное.
Иллюстрацией может служить дальнейшее исследование поведения рыб. В серии экспериментов, подобных описанным выше, рыбы научались реагировать на положение отверстия в прозрачной перегородке, которое служило «дверью» в контейнере с пищей. После многочисленных проб, когда рыбы усваивали, где именно находится отверстие, его дополнительно помечали черной рамкой. Казалось бы, подобные действия должны были повысить эффектив-
ность нахождения пищи, ведь теперь рыбы не только «помнили» место, где находилось отверстие, но и видели метку. На самом деле все происходило по-другому. Время достижения пищи не только не сократилось, оно увеличилось в четыре раза! Рыбам пришлось устанавливать совершенно новую связь «метка — пища» вместо «положение отверстия — пища», причем две эти реакции вступали в конфликт друг с другом.
Вернемся к настойчивым сомикам, которые предпочитают двигаться к своей цели обходным путем. Большинство млекопитающих повели бы себя в аналогичной обстановке по-другому. Они бы бросились к пище, не обращая внимания на выработанную реакцию. В чем же заключается суть изменений их психики, которые позволяют им легко решать задачу, непосильную для рыб и насекомых? Дело в том, что они достигли более высокой стадии развития психики, получившей название перцептивной.
Перцептивная психика характеризуется способностью реагировать не на изолированные свойства объектов, а на целостные предметы. Действительность воспринимается в форме образов вещей. Например, в одном из исследований на глазах у кролика в ящик помещался кочан капусты. Экспериментатор незаметно заменял в ящике капусту на морковку. Затем кролику позволяли залезть в ящик и съесть находящийся там предмет. Несмотря на то, что в естественной ситуации морковь является таким же привлекательным пищевым стимулом, как и капуста, кролик всем своим видом демонстрировал «удивление» и продолжал поисковую активность. Другими словами, кролик «ожидал» найти капусту, а не пищу «вообще», т.е. воспринимал пищу «предметно».
Объект для носителей перцептивной психики выступает отдельно от условий, в которых он дан восприятию. В образе предмета интегрируются его многочисленные свойства, так что одновременное восприятие нескольких свойств предмета делает его в большей степени представленным в психике животного. Как заметил А.Н. Леонтьев: «Для собаки имеют одинаковый смысл и раздавшееся завывание волка, и запах его следов, и показавшийся вдалеке силуэт зверя». Другими словами, пища для таких животных — это пища, а преграда — преграда. Они связаны ситуацией, но в принципе независимы друг от друга. В активности животных появляется новая структурная единица — операция. Операции — это акты, содержание которых отвечает не самому предмету потребности, а условиям, в которых он находится. Перцептивная стадия характеризуется бурным развитием головного мозга, возникновением коры больших
Рис. 9, б. Траектория движения рыбы после того, как перегородка убрана
полушарий. На разных уровнях перцептивной стадии развития психики стоит большинство позвоночных животных.
Важной особенностью перцептивной стадии развития психики является тот факт, что основу всех форм поведения составляют инстинктивные действия, т.е. генетически наследуемые элементы поведения. Вопреки распространенному мнению, инстинкты не являются «машинообразными», раз и навсегда закрепленными реакциями. Большую роль в реализации инстинктов играет научение. Известно, например, что певчие птицы не поют, если не слышат пения своих старших собратьев, у домашних животных, выросших среди людей, часто нарушено половое поведение. К.Э. Фабри писал: «На стадии перцептивной психики каждый поведенческий акт формируется в онтогенезе путем реализации генетически фиксированных компонентов видового опыта в процессе индивидуального научения» (см. подробнее об инстинктивном поведении гл. 4).
На перцептивной стадии развития психики появляются многообразные виды активности животных, в первую очередь навык и игра. Навык определяется как закрепленные, стабилизированные операции. Многие животные эффективно переносят сформированные навыки из одной ситуации в другую. Каждый, кто держит дома кошку или собаку, знает, что стоит ей научиться открывать лапой дверь в одну из комнат, как она вскоре испробует этот навык на всех дверях в квартире.
В игре операции отделяются от деятельности и приобретают самостоятельный характер. Играя, молодые животные «отрабатывают» операции, которые пригодятся им в дальнейшем.
Наиболее высокоорганизованные млекопитающие (человекообразные приматы) достигают самой высокой стадии развития психики в животном мире — интеллектуальной. Исследованиями интеллекта человекообразных обезьян («ручного мышления») активно занимались представители гештальтпсихологии. Наиболее широкую известность приобрели работы В. Келлера, проведенные им на острове Тенерифе.
Интеллектуальная стадия развития психики предполагает отражение мира в форме целостных ситуаций, состоящих из нескольких компонентов. Животное способно не просто воспринять предметы, но и установить значимые связи между ними. Интеллектуальная стадия развития психики характеризуется следующими особенностями: 1) активное использование «орудий»; 2) явление инсайта, т.е. мгновенного нахождения решения задачи без видимой наблюдателю фазы проб и ошибок; 3) закрепление эффективного способа ре-
щения после единственной удачной попытки; 4) возможность переноса способа решения на широкий класс схожих задач; 5) способность решать «двухфазные» задачи, т.е. к объединению в рамках одной задачи двух уже сформированных операций. Например, вне клетки, где находится обезьяна, кладут банан. Несколько ближе кладут длинную палку. Еще одна палка, более короткая, находится в зоне досягаемости обезьяны. Чтобы достать банан, животному необходимо сначала с помощью короткой палки притянуть к себе длинную, взять ее, а уж потом, орудуя длинной палкой, достать банан. Обычно обезьяны достаточно легко справляются с подобными заданиями.
Хотя некоторые видные исследователи, например К.Э. Фабри, отрицали существование интеллектуальной стадии развития психики у высших животных, в последнее время получены данные, что человекообразные обезьяны, имеющие головной мозг со значительно развитой корой больших полушарий, могут достичь некоторых успехов в овладении зачаточными формами «речи».
Известно, что большинство животных издают звуки. Стадные животные пользуются звуком для коммуникации. Однако такая сигнализация носит характер эмоционального заражения. Так, зебра, почуяв запах хищника, издает ржание определенного типа, которое пугает остальных членов группы и заставляет их спасаться бегством. Ни одно из животных, находящихся на перцептивной стадии развития психики, не способно к образованию связи между конкретной фонемой и предметом внешнего мира. Проще говоря, ржание зебры обозначает «страх», но никогда не обозначает предмета (льва или охотника), вызвавшего этот страх.
Первые опыты по развитию голосовой речи у обезьян также не привели к заметным успехам. Одной из причин неудачи оказалось то, что звуковой репертуар обезьян насчитывает всего около 13 звуков, причем эти звуки значительно отличаются от тех, что составляют основу фонем человеческой речи. Но как только исследователи попробовали, что в качестве единиц речи использовать жесты (подобно жестовому языку глухонемых) или другие знаки, обезьяны стали обнаруживать способность к построению примитивных предметных сообщений. Так, шимпанзе Уошо освоила 132 знака, комбинируя из них связные цепочки в 2—5 слов (А. Гарднер, Б. Гарднер, 1969). Впоследствии авторы показали, что эффект обучения не мог быть сведен к простой дрессировке. Уошо отвечала на вопросы даже тогда, когда экспериментаторы не знали содержания вопроса, который задавали и, соответственно, не могли невербально подсказать
Глава 3. Психика и организм
правильный ответ. Более того, Уошо сама выдумывала новые «слова» для обозначения незнакомых объектов. Так, впервые увидев лебедя, она назвала его «водяной птицей», а арбуз — «сладким питьем». Феноменальные способности Уошо проявлялись и в том, что она могла обобщать конкретные значения слов и переносить общее значение слова на схожие в каком-то смысле объекты. Так, овладев словом «цветок» на примере конкретных растений, впоследствии она называла «цветком» запах табака (который ей нравился) и запах вкусной пищи. Супруги Дэвид и Анна Примак (1978) научили шимпанзе Сару читать и писать. Сара пользовалась пластмассовыми фигурками абстрактной формы и составляла предложения на магнитной доске! Сара выучила 120 символов и комбинировала из них различные сочетания (рис. 10).
Экспериментатор — Саре А) ■’ Б)
3.1. Возникновение и развитие психики в филогенезе
Источник: http://vikidalka.ru/1-33810.html
- Гиппенрейтер Ю - психолог гиппенрейтер
- Психика и организм - психика и организм
- Переподготовка на психолога - переподготовка на психолога
- Психоанализ и психотерапия - психоанализ себя
- Психолог Ирина Калинина — психологическая помощь в Москве - нужна помощь психолога
- Чем отличается мужчина – психолог от женщины – психолога - психолог женщина
- Колледж психологии, педагогики | поступить 9, 11 классов, переводом, очно, заочно, дистанционно - учиться на психолога после 9 класса
- Филогенез психики - филогенез психики это
- Эрик Берн Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных скачать книгу fb2 txt бесплатно, читать текст онлайн, отзывы - психоанализ для начинающих берн
- Психолог в Барнауле, психологическая помощь, психотерапевт - психолог барнаул
Добавить комментарий