Основные принципы психологии — принципы психолога

06.04.2019

вания и уровню анализа получаемых

Основные принципы психологии

__ детерминизм

ПСИХИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И ИЗМЕНЯЕТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ

ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАХОДЯТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ. СОЗНАНИЕ ОБРАЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

‘—————————————————————— в Ыделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоя- Те льно развивающиеся направления На Учных исследований.

Основной базисной отраслью пси-

хологии является психология челове-

ка изучающая основные формы пси-

хической деятельности и составляю-

щие основу всех психологических дисциплин. Она раскрывает сущность, структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, как соотносится психика и мозг и др.

Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.

Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизм, единство сознания и деятельности, развития.

Эти принципы являются одной из важнейших основой классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип единства сознанияи деятельности,то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.

Если за основу положить принцип развития,то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная.

Если в основу классификации положить отношение человека к обществу — принцип детерминизма — можно выделить социальную психологиюи психологию личности.Отрасли психологии, рассматривающие естественно-научные основы психической деятельности человека, принято объединять в биологические отрасли.

К ним относятся: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная психология (психология индивидуальных различий).

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным.Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из

объективной природы психического.

Методы должны отличаться валид-ностьюи надежностью.Под валидно-стью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

Система методов объединена наличием общей методологии науки.

Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.

принципы психолога

Рис. И.4. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследований

ЭТАПЫ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

принципы психолога

Рис. II.5. Этапы психологического исследования

2. Место проведения исследования Должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и ин-женерно-психологическим требовани-ям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3- Техническое оснащение иссле-

дования должно соответствовать ре-

шаемым задачам, всему ходу исследо-

вания и уровню анализа получаемых

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.

5. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8. Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал. Каков характер ошибок?

Основные методологические принципы,которые необходимо соблюдать при любом методе:

метод должен исходить из диалек-тико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

научный метод психологии должен быть объективным;

соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву): 1

1 Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976. С. 23-35.

I группа — организационные методы.Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

IIгруппа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

IIIгруппа — методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) икачественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа — интерпретационные методы,включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов ит.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение(см.) обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.

Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение (см.).

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент (см.). Перечислим его достоинства:

исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;

исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;

в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);

эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на:

констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и

обучающий (формирующий) (см.), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.

Ограниченность констатирующего эксперимента (невозможность проследить процесс приобретения

Источник: http://pdnr.ru/a23809.html

Основные этические принципы деятельности психолога

Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда. Принцип этической и юридической правомочности деятельности психолога.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.01.2014
Размер файла29,0 K

принципы психолога

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Анализ современных публикаций, так или иначе освещающих проблематику профессиональной подготовки психологов-практиков, показывает, что ведущими темами в них выступают две, в равной степени взаимосвязанные и взаимонезависимые проблемы: этическая и психотехническая. Подобное положение вещей легко объяснимо спецификой самого содержания деятельности психолога-практика.

Каждый человек со своими переживаниями в конкретной житейской ситуации, пусть даже типичной, единичен и уникален и, в отличие от экспериментальных условий, не защищен. Ни клиент, ни психолог-практик не могут остановить поток жизни, изменить ситуацию или, на худой случай, просто констатировать ее безвыходность, как, скажем, исследователь прерывает эксперимент, констатируя его безрезультатность, или меняет его условия.

Всякое неквалифицированное использование инструментария психодиагностики, психологического развития, психокоррекции и психологического консультирования может нанести непоправимый вред жизни и деятельности конкретного человека или коллектива, дискредитировать саму психологическую службу.

В этих целях важно руководствоваться рядом правил, которые выступают социально-правовыми и профессионально-этическими нормами деятельности практических психологов.

1. Социально-правовые и профессионально-этические нормы деятельности практических психологов

«Кодекс чести» (профессиональная этика, деонтология психологов практиков) требует разработки общих правил и принципов поведения, оценки профессионального соответствия, а также соблюдения определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защиту интересов личности клиента.

Он включает в себя множество нравственных вопросов, возникающих в нестандартных и вместе с тем обычных в работе практического психолога ситуациях: как распоряжаться личностной информацией при работе с членами одной семьи (супругами, родителями и детьми), при решении конфликтов в производственном коллективе; насколько позволительно делиться собственными взглядами и ценностями, чтобы не допустить навязывания их клиенту или отчуждения клиента; как определить границы принятия мировоззрения клиента и пределы отказа от собственных ценностей без ущерба для собственного «Я» и т.д. и т.п.

Во-первых, вся работа практического психолога должна иметь четкую целевую ориентацию. Важно хорошо представлять особенности объекта, время и условия работы. Все это поможет лучше организовать проводимые мероприятия, согласовать их с реальными задачами или жизненными потребностями. Здесь не следует допускать поспешности в проведении диагностических мероприятий, в формулировании выводов и рекомендаций. Результаты только в том случае будут близки к истине, если они получены вследствие комплексного, всестороннего анализа.

Методики, которыми психолог не овладел в достаточной мере, по которым чувствует слабость подготовки, использовать нецелесообразно. Особо осторожно следует подходить к практическому применению психотерапевтических методов воздействия. Главным правилом работы психолога должен стать принцип «Не навреди!». В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.

Во-вторых, вся исследовательская деятельность практического психолога должна носить прикладной характер и быть органически связанной с процессами жизни и деятельности своего клиента. Здесь следует проявлять в высшей степени корректность. Прежде всего не допускать грубости, неуважительного отношения к человеку, укладу коллективной психологии как в повседневных отношениях, так и при проведении психологической работы. Необходимо добиваться доверительного и доброжелательного взаимоотношения с любым клиентом. При этом корректность должна соблюдаться и в использовании психологического инструментария.

Полученная информация не может быть использована ни в корыстных целях, ни для злоупотребления служебным положением кем бы то ни -было, ни в каких-либо иных целях, наносящих вред человеку, коллективу, интересам дела. Следует всегда помнить, что информация, которой владеет психолог, — это оружие особого характера .

В-третьих, охватывать психологическим влиянием весь уклад труда и жизни, добиваться компетентной реализации своих должностных функций. При этом тесно взаимодействовать со всеми административными институтами и общественностью. Оперативно доводить полученную информацию до тех субъектов, которые способны оказать позитивное влияние на решение проблемы. Важно также дать конкретные предложения по ее использованию и мерах, которые необходимо предпринять. Своевременность в работе психолога — важное условие ее результативности.

В-четвертых, постоянно совершенствовать свою профессиональную компетентность, пополнять арсенал средств и методов работы, добиваясь овладения современными психотехнологиями. Профессионализм практического психолога — основа успешности его труда.

Таким образом, труд практического психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Все они объединены единой социальной целью, которая должна достигаться при оптимальной активизации ресурса социального субъекта.

Специфические психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала: психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями психолога, так и характером труда, спецификой объекта. Одним из обязательных условий деятельности психолога-профессионала является соблюдение определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защиту интересов личности клиента.

2. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда

Успешность реализации деятельностного подхода в труде практического психолога основывается на достаточно прочной профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстает как феномен, обусловленный действием общих, особенных и единичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активности психолога в конкретной сфере труда — образовательной, управленческой, производственной, коммерческой и т. п.

Наблюдая за политиком, руководителем, бизнесменом и просто человеком, вступившим в XXI век, осознаешь потребность каждого из них в помощи профессионального компетентного психолога.

Профессионализм в этой сфере деятельности открывает каналы для проникновения в глубинную природу отдельно взятого субъекта труда и жизни, всевозможных связей и отношений в коллективах и общесоциальных объединениях. На этой основе обеспечивается выявление и использование эффективных средств влияния на морфологическом, психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Таким образом, профессионализм практического психолога можно назвать стержневым компонентом избранного им вида деятельности.

Понятие «профессионализм практического психолога» обусловлено реальными детерминантами и индивидуальными особенностями конкретного человека, включенного в совокупность всех взаимосвязей.

Важно отметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность практического психолога, обусловливает ее цель. В данном случае цель — это вполне определенное представление о возможном результате выполняемой деятельности. Если учесть характер реальных условий, то перед практическим психологом возникает целый ряд проблем и задач, которые необходимо решить для получения конкретного результата.

Чтобы пройти дистанцию от представления о результате (цели) до его реального воплощения (продукта деятельности), необходимо выполнить вполне определенные действия, которые в соответствии с отведенной ролью принято называть функциями. Эти функции выполняет конкретный человек, выступающий субъектом (активным действующим лицом) деятельности.

Вполне очевидно, что способность практического психолога эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием — профессиональная компетентность, или профессионализм.

Профессиональная позиция практического психолога выступает совокупным детерминантом его активности. Кроме того, она может служить мерой конгруэнтности в выполняемой профессиональной деятельности. Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сфера избранной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций современной психологии и акмеологии , то в такой позиции фокусируются основные интересы психолога и социально значимые интересы общества и клиента. Такая позиция может считаться оптимальной. Она способна стимулировать наивысшую продуктивность профессиональной деятельности практического психолога.

Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых должен быть компетентен психолог, включает также знания о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Не обойтись ему и без знаний о способах компенсации собственных недостатков.

Профессиональная компетентность характеризуется сформированностью у практического психолога единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств) и профессиональных позиций. Здесь знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Причем достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых — индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций.

Следовательно, профессиональная деятельность практического психолога, являясь важнейшей стороной его труда, требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда.

компетентность этический правомочность психолог

3. Основные этические принципы деятельности психолога

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.

Изучение Этического кодекса входит в базовую профессиональную подготовку практического психолога-руководителя психологической службы.

Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Этические принципы призваны обеспечить:

— решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;

— защиту законных прав людей, с которыми психологи вступают в профессиональное взаимодействие: обучающихся, воспитанников, студентов, педагогов, супервайзеров, участников исследований и др. лиц, с которыми работает психолог

— сохранение доверия между психологом и клиентом;

— укрепление авторитета психологической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

Основными этическими принципами являются:

— Принцип этической и юридической правомочности.

— Принцип квалифицированной пропаганды психологии.

— Принцип благополучия клиента.

— Принцип профессиональной кооперации.

— Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществ.

Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.

Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Принцип этической и юридической правомочности.

Психолог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению психологической деятельности.

В случае расхождения между нормами данного Кодекса и обязанностями, вменяемыми ему администрацией образовательного учреждения, психолог руководствуется нормами данного Кодекса. Подобные случаи доводятся до сведения администрации учреждения, где работает психолог, и профессиональной психологической общественности (методического объединения) или областного научно-методического совета службы практической психологии.

Нормы данного Кодекса распространяются только на профессиональные отношения психолога с клиентом и другими субъектами образовательного процесса.

Психолог может выполнять свои обязанности официального эксперта в соответствии с законом. При этом на него полностью распространяются нормы данного Кодекса.

Принцип квалифицированной пропаганды психологии

В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.

Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

Психолог обязан пропагандировать достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.

Принцип благополучия клиента.

В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.

В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Принцип профессиональной кооперации.

Работа психолога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.

Психолог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов и обследуемых лиц.

Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях — на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Принцип информированности клиента о целях и результатах обследования.

Психолог информирует клиента о целях и содержании психологической работы, проводимой с ним, применяемых методах и способах получения информации, чтобы клиент мог принять решение об участии в этой работе. В случаях, когда психологическая процедура осуществляется с детьми до 16 лет, согласие на участие в ней ребенка должны дать родители или лица, их заменяющие.

В процессе профессиональной деятельности психолог высказывает собственные суждения и оценивает различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы клиента в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны клиента.

Психолог должен информировать участников психологической работы о тех аспектах деятельности, которые могут повлиять на их решение участвовать (или не участвовать) в предстоящей работе: физический риск, дискомфорт, неприятный эмоциональный опыт и др.

Для получения согласия клиента на психологическую работу с ним психолог должен использовать понятную терминологию и доступный для понимания клиента язык.

Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено клиенту только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.

В ходе обследования психолог должен выявлять и подчеркивать способности и возможности клиента.

Таким образом, правовые этические принципы Кодекса призваны оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.

Итак, труд практического психолога, являясь особым видом труда в современном обществе, содержит как общие, так и специфические признаки. Все они объединены единой социальной целью, которая должна достигаться при оптимальной активизации ресурса социального субъекта. Специфические психологические особенности (качества) выражают сформированность всех компонентов психики профессионала: психических процессов, свойств, состояний, образований, которые позволяют ему осуществлять избранную деятельность. Их специфический характер определяется как природными особенностями психолога, так и характером труда, спецификой объекта.

Профессиональная деятельность практического психолога, являясь важнейшей стороной его труда, требует многопланового анализа как самостоятельного явления. Она находится в самой тесной связи с другими видами его деятельности, повседневным общением, личностным развитием и результатами совокупного труда.

Одним из обязательных условий деятельности психолога-профессионала является соблюдение определенных этических норм, направленных, прежде всего, на защиту интересов личности клиента. Эти нормы изложены в этическом Кодексе психолога и призваны оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации.

1. Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). — Киев: КГПИИЯ. — 1991.- 256с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе (серия Практическая психология в образовании)- М., Совершенство, 2001. — 264с.

3. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии Вопр. психологии, 2000, N6 — C. 9-16

4. Рабочая книга практического психолога Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Дергача, Л.Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 640 с.

5. Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания Вопр. психологии, 2003, N 6. — С. 20-30.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

Понятие «профессионализм практического психолога». Правовые и профессионально-этические нормы деятельности психологов. Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда. Этические принципы деятельности психолога.

реферат [25,7 K], добавлен 02.05.2011

Основные направления деятельности специального психолога. Требования к личности и профессиональной подготовке специального психолога. Профессионально-этические нормы деятельности специального психолога. Основная цель практической психологической работы.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 12.07.2015

Общая характеристика деятельности профессионального психолога. Специфика подготовки практических психологов. Проблема выявления социально-психологических и психофизиологических требований к кандидатам на службу в МВД. Направления деятельности психологов.

реферат [35,2 K], добавлен 19.04.2010

Необходимость психологического вмешательства как основа деятельности практического психолога. Содержание психологической помощи клиентам, типы их взаимодействия с психологом. Этические элементы практической психологии и требования к личности психолога.

контрольная работа [25,9 K], добавлен 18.06.2014

Этические проблемы в работе психолога. Знаменитые последователи З.Фрейда. Шандор Ференци. Эрих Фромм. Анна Фрейд. Преподавательская деятельность психолога. Деятельность психолога направлена к достижению гуманитарных и социальных целей. Статус психолога.

реферат [41,8 K], добавлен 23.11.2008

Общие и специальные требования к личности педагога-психолога. Создание имиджа профессионального психолога. Этические принципы психологической и педагогической деятельности. Виды помощи педагога-психолога и правила ведения диагностики и консультирования.

реферат [25,1 K], добавлен 28.08.2011

Цели и задачи образовательного учреждения. Принципы в работе психолога образователного учреждения. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Этические принципы и правила работы практического психолога. Кабинет психолога.

отчет по практике [106,9 K], добавлен 27.02.2007

Проблема соответствия психологических исследований нормам этики. Требования к деятельности психолога в эксперименте по отношению к испытуемому. Психологические эксперименты, неоднозначные с этической точки зрения. Обязанности профессионального психолога.

реферат [22,7 K], добавлен 04.02.2013

Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня профессиональной деятельности психолога. Практическая этика в профессиональной деятельности практического психолога. Качество профессиональной подготовки психолога.

курсовая работа [32,2 K], добавлен 30.09.2004

Идеология, принципы, направления и особенности деятельности клиники. Задачи профессиональной деятельности психолога. Этические принципы и правила работы практического психолога. Рекомендации для родителей по взаимодействию с агрессивными подростками.

отчет по практике [45,4 K], добавлен 04.07.2012

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00355161_0.html

Принципы профессиональной этики психолога

Автор Татьяна в 24/10/2015 . Опубликовано Карьера в области психологии Последнее обновление: 24/10/2015

принципы психологаПсихологи оперируют огромным объемом научных и профессиональных знаний о человеческом поведении и самовосприятии, и используют эти знания для улучшения состояния как отдельных людей, так и общества в целом. Психологи признают и защищают гражданские и общечеловеческие права, центральное место среди них занимает свобода научных изысканий и самовыражения в исследовательской, образовательной и публицистической деятельности. Они желают помогать людям формировать обоснованное мнение и принимать взвешенные решения. С этой целью они исполняют большое количество разнообразных ролей — роли исследователя, преподавателя, врача, психотерапевта, консультанта, социального работника или даже судебного эксперта.

Профессиональная этика психолога представляет собой совокупность принципов и стандартов, на которых психологи строят свою профессиональную и научную деятельность. Наиболее общие стандарты, охватывающие большую часть сложных ситуаций, с которыми может столкнуться в своей работе психолог, содержатся в так называемом кодексе этики. Цель его заключается в обеспечении защиты отдельных индивидов и групп, с которыми работают психологи, а также донесении до широкой публики этических принципов.

Разработка гибкого свода этических принципов для работы психолога требует определённой самоотверженности и стремления до конца жизни безукоризненно им следовать; необходимо поощрять поведение, соответствующее нормам этики, среди студентов, работников и сотрудников; необходимо своевременно и открыто решать любые проблемы, возникающие в этой сфере.

Основные принципы этики психолога

Предназначение данных принципов заключается в том, чтобы направлять и вдохновлять психолога на соответствие самым высоким профессиональным идеалам.
В отличие от стандартов, эти принципы не представляют собой обязательств и не должны служить основой для каких-либо санкций. Использование с данной целью принципов противоречит их смыслу и предназначению.

«Делай благо» и «не навреди»

Психолог стремится не только принести пользу тому, с кем работает, но и убедиться в том, что эта работа не приносит никакого вреда. Любые действия в рамках этой профессии направлены на достижение благополучия и соблюдения прав тех, с кем психологу доводится взаимодействовать — будь то пациенты или животные, участвующие в исследованиях. Если случается конфликт между обязанностями или принципами психолога, он старается разрешить его тем способом, который позволит сократить или минимизировать ущерб. Поскольку научные и профессиональные суждения и действия психолога могут оказывать существенное влияние на жизни других людей, он старается оградить свою профессиональную деятельность от любых факторов (личных, финансовых, социальных, организационных или даже политических), которые способны вмешаться и портить это влияние. Психолог старается контролировать также воздействие собственного физического и душевного состояния на способность помогать тем, с кем он работает.

Лояльность и ответственность

Психолог устанавливает доверительные отношения с теми, с кем работает. Он осознает свою профессиональную ответственность перед обществом и конкретными группами населения, с которыми он работает. Психолог придерживается профессиональных стандартов проведения, четко разграничивает свои роли, понимает ответственность за свое поведение и старается разрешить конфликты интересов, которые могут привести к ущербу. Психолог консультируется и сотрудничает с другими профессионалами и организациями, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности тех, с кем работает. Он задумывается о соответствии поведения коллег в профессиональных и научных кругах нормам этики.

Часть своего личного времени психолог старается уделять работе на безвозмездной основе.

Честность

Психолог старается обеспечить точность, честность и прямоту своих взглядов и действий в научной, образовательной и практической деятельности. Он не позволяет себе обман, мошенничество, введение в заблуждение или преднамеренное искажение фактов. Психолог старается сдерживать свои обещания и избегать неразумных или непрозрачных обязательств. В ситуациях, когда, для того чтобы увеличить пользу или минимизировать вред, обман всё-таки оправдан с точки зрения этики, психолог обязан ещё раз взвесить его необходимость, возможные последствия и свои обязанности по исправлению этих последствий.

Справедливость

Психологи признают что искренность и справедливость должны характеризовать всех людей, имеющих доступ к психологическому знанию и получающих пользу от пользования им. Психолог выносит обоснованные решения и старается не допустить, чтобы его ошибки, ограниченность компетенции и опыта, приводила к несправедливым действиям.

Уважение прав и достоинства других

Психолог признает и уважает достоинство и значимость каждого человека, его право на частную жизнь, конфиденциальность и самоопределение. психолог осознает, что для защиты прав людей или групп людей, чья уязвимость может мешать их реализации, необходимо предпринимать дополнительные меры. В своей работе психологи учитывают культурные, индивидуальные и ролевые различия между людьми, включая те, что основаны на возрастных, половых, расовых, религиозных, физических, языковых и социоэкономических факторах. Психологи стараются исключить влияние предрассудков на рабочий процесс, и не участвуют в деятельности, заведомо обусловленной предубеждениями.

Источник: http://aboutyourself.ru/psycareer/principy-professionalnoj-etiki-psixologa.html

Основные принципы психологии

Основные принципы психологии

Лекция 4. Основные принципы психологии.

Методы психологического исследования

Интегративная методология, опираясь на целостное видение человека в перспективе его материального, социального, духовного роста, предусматривает при психосоциальной работе с клиентом раскрытие его потенциальности, развитие интуиции, творчества, высших состояний сознания, личностных ресурсов. Принцип многомерности истины. Любая теория, концепция, терапевтический миф, учение, идея, житейское суждение о психической реальности при кажущейся их полноте и универсальности справедливы лишь при определенных обстоятельствах и с известной долей вероятности. Следует помнить, что как самые гениальные психологические теории, так и заявления некоторых клиентов о «сглазе», «порче» являются в первую очередь попыткой структурировать и транслировать собственный внутренний опыт.

Организационные методы Сравнительный метод — (метод «поперечного среза») заключается в сопоставлении различных групп людей по возрастам, образованию, деятельности и общению. Например, две большие группы людей, одинаковых по возрасту и полу (студенты и рабочие), исследуются одними и теми же эмпирическими способами добывания научных данных, и полученные данные сопоставляются между собой. Лонгитюдный метод (метод «продольного среза») состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. К примеру, многократное обследование студентов на протяжении всего срока обучения в вузе. Комплексный метод — способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук, что позволяет устанавливать связи и зависимости между явлениями разного рода, например, физиологическим, пси¬хическим и социальным развитием личности.

Эмпирические методы. Обсервационные методы Наблюдение (внешнее) — метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики. Самонаблюдение (интроспекция) — наблюдение человека за собственными психическими явлениями.

Экспериментальные методы Эксперимент отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведения изучаемого. Лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. Естественный эксперимент — психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Формирующий (обучающий) эксперимент — метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.

Основные принципы психологии

ПСИХИКА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ОБРАЗОМ ЖИЗНИ И ИЗМЕНЯЕТСЯ С ИЗМЕНЕНИЕМ ВНЕШНИХ УСЛОВИЙ

ЕДИНСТВО СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОЗНАНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАХОДЯТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ ЕДИНСТВЕ. СОЗНАНИЕ ОБРАЗУЕТ ВНУТРЕННИЙ ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

ПСИХИКА МОЖЕТ БЫТЬ ПРАВИЛЬНО ПОНЯТА, ЕСЛИ ОНА РАССМАТРИВАЕТСЯ В НЕПРЕРЫВНОМ РАЗВИТИИ, КАК ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рис. II.3. Основные принципы психологии

Большое значение приобретает Учет психологического фактора при организации трудовой деятельности людей.

В настоящее время психология представляет собой сложную, весьма разветвленную систему наук. В ней в Ыделяется много отраслей, представляющих собой относительно самостоя- Те льно развивающиеся направления На Учных исследований.

Основной базисной отраслью пси-

хологии является психология челове-

ка изучающая основные формы пси-

хической деятельности и составляю-

щие основу всех психологических дисциплин. Она раскрывает сущность, структуру и функции человеческой психики, раскрывает законы, по которым она развивается в филогенезе и онтогенезе. Объясняет, какую роль в психическом развитии играет врожденное и приобретенное, биологическое и социальное, как соотносится психика и мозг и др.

Выделение («отпочкование») различных отраслей психологии и приобретение ими относительной самостоятельности происходит, во-первых, в результате усложнения социальной жизни и деятельности и, следовательно, запросов практики. Во-вторых, это происходило, по мере развития методов психологических исследований и накопления научных знаний в соответствующих областях.

Современная психология опирается на следующие принципы: детерминизм, единство сознания и деятельности, развития.

Эти принципы являются одной из важнейших основой классификации психологии на отдельные отрасли. Если за основу положить принцип единства сознанияи деятельности,то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: педагогическая, медицинская, юридическая и т.д.

Если за основу положить принцип развития,то можно выделить следующие отрасли: сравнительная, возрастная, специальная.

Если в основу классификации положить отношение человека к обществу — принцип детерминизма — можно выделить социальную психологиюи психологию личности.Отрасли психологии, рассматривающие естественно-научные основы психической деятельности человека, принято объединять в биологические отрасли.

К ним относятся: психофизиология, нейропсихология, дифференциальная психология (психология индивидуальных различий).

Каждая наука имеет свой предмет и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

«Метод — это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки» (С.Л. Рубинштейн).

Методы психологического исследования должны отвечать следующим требованиям: научный метод прежде всего должен быть объективным.Его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики, исходя из

объективной природы психического.

Методы должны отличаться валид-ностьюи надежностью.Под валидно-стью имеется в виду такое качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Под надежностью имеются в виду качества метода исследования, позволяющие получить одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

Система методов объединена наличием общей методологии науки.

Каждый этап становления психологии как науки имел свое понимание методов исследования. Исходя из основных методов, часто определяется и предмет психологии.

1. Планирование исследования включает подбор и апробацию методов и методик. Разностороннее и многоуровневое рассмотрение вопросов должно учитывать все многообразие факторов (внешних и внутренних), влияющих на протекание и эффективность подлежащей исследованию психической деятельности. Планирование — это также составление логической и хронологической схем исследования, выбор контингента и количества испытуемых или необходимого числа измерений (наблюдений), это план математической обработки и описания всего исследования и т.д.

принципы психолога

Рис. И.4. Взаимосвязь методологии, методов и методик исследований

принципы психолога

Рис. II.5. Этапы психологического исследования

2. Место проведения исследования Должно обеспечивать изоляцию от внешних помех (по меньшей мере эти влияния необходимо учитывать), отвечать санитарно-гигиеническим и ин-женерно-психологическим требовани-ям, т. е. обеспечивать определенный комфорт и непринужденную рабочую обстановку.

3- Техническое оснащение иссле-

дования должно соответствовать ре-

шаемым задачам, всему ходу исследо-

вания и уровню анализа получаемых

4. Подбор испытуемых должен обеспечить их качественную однородность.

5. Исследователь (или экспериментатор) неизбежно влияет на ход проводимой работы на всех ее этапах, от планирования до выводов и рекомендаций.

6. Инструкция составляется еще на стадии планирования работы. Инструкция должна быть четкой, краткой, однозначной.

7. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным).

8. Обработка результатов исследования — это количественный и качественный анализ и синтез полученных в ходе исследования данных.

Основным принципом построения психологического исследования является принцип качественного анализа особенностей протекания психических процессов. Важно не только, сколько и какие задачи выполнил испытуемый, главное — как он работал. Каков характер ошибок?

Основные методологические принципы,которые необходимо соблюдать при любом методе:

метод должен исходить из диалек-тико-материалистического представления о предмете науки, отражать его специфику;

научный метод психологии должен быть объективным;

соблюдение генетического (эволюционного) принципа;

необходимость научных обобщений с учетом индивидуальных различий.

В психологии выделяются четыре группы методов (по Б.Г. Ананьеву): 1

1 Ананьев Б.Г. О методах современной психологии. В кн.: Психологические методы. Л., 1976. С. 23-35.

I группа — организационные методы.Они включают сравнительный метод (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.д.); лонгитюдный метод (многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени); комплексный метод (в исследовании участвуют представители разных наук; при этом, как правило, один объект изучают разными средствами. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности).

IIгруппа — эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа), анализ продуктов деятельности, биографические методы.

IIIгруппа — методы обработки данных, включающие: количестенный (статистический) икачественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.

IV группа — интерпретационные методы,включающие генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов ит.п.) и структурный (устанавливает структурные связи между всеми характеристиками личности) методы.

Наблюдение(см.) обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности. Поступки и слова подробно записываются, а затем анализируются. Для научного наблюдения характерны не простая фиксация факта, а переход от его описания к объяснению. Для такого наблюдения необходим четкий план.

Запись может быть сплошной и выборочной. Сплошная запись используется, когда изучается личность в целом, выборочная — где фиксируются лишь отдельные проявления психической деятельности.

Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение (см.).

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент (см.). Перечислим его достоинства:

исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых;

исследователь может целенаправленно изменить условия и течение психических процессов;

в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции);

эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие закономерности развития психических процессов.

В зависимости от степени вмешательства экспериментатора в протекание психических явлений эксперимент делится на:

констатирующий, в котором выявляются определенные психические особенности и уровень развития соответствующего качества, и

обучающий (формирующий) (см.), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств. Он может иметь обучающий и воспитывающий характер.

Ограниченность констатирующего эксперимента (невозможность проследить процесс приобретения

Основные принципы психологии

Отечественной психологией были выделены три философские идеи, имевшие важное значение для разработки основных принципов психологического исследования и понимания человеческого сознания:

1. Психика, сознание могут быть объективно познаны опосредованною через деятельность человека и продукты этой деятельности.

2. Деятельность человека играет определяющую роль в формировании психики человека таким образом, что предметный мир, порождаемый человеческой деятельностью, обусловливает всё развитие человеческой психики.

3. Деятельность человека и его психология имеют общественный характер. Психика человека — продукт истории.

Исходя из выше сказанного, отечественными учеными были сформулированы основные принципы психологической науки:

1. Принцип последовательного детерминизма (причинной обусловленности) — означает, что психика обусловлена объективной действительностью, деятельностью мозга, образом жизни. Важнейшее следствие этого принципа. — понимание общественно-исторического характера человеческого сознания.

2. Принцип единства сознания и деятельности — означает, что сознание и деятельность не противоположны и не тождественны, а образуют единство (С. Л. Рубинштейн (1930-е гг.)). Один из основных принципов деятельностного подхода в психологии. В его контексте деятельность и сознание рассматриваются не как две формы проявления чего-то единого, различающиеся по средствам эмпирического анализа, а как две инстанции, образующие нерасторжимое единство.

3. Принцип развития психики в деятельности означает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и результат деятельности. Усвоение общественного опыта и выступает в качестве специфической для человека формы психического развития. Выражаясь словами С. Л. Рубинштейна, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности же и формируется.

4. Личностный принцип — выдвигает требование рассматривать психические явления не как абстрактно взятые, а как включенные в жизнь человека, понимаемого в качестве общественного существа.

5. Принцип отражения — в познании любой области действительности надо соблюдать требование объективности, в объяснении исследуемого предмета исходить из него самого, из присущих ему свойств и отношений. Раскрывает гносеологическую характеристику психических явлений, их характеристику как идеальных (не материальных) явлений.

6. Рефлекторный принцип — деятельность организма есть закономерная рефлекторная реакция на стимул. Он раскрывает физиологическую основу психических явлений.

7. Принцип развития — психика постоянно количественно и качественно развивается и изменяется.

8. Принцип активности — поведение человека — это реализация внутренних программ, а не только приспособление к среде.

9. Принцип культурно-исторической обусловленности психики — означает признание социокультурной обусловленности психики человека и, как следствие, критика физиологической психологии, с одной стороны, и синтетический (целостный) взгляд на человека познающего во всех его психических проявлениях — с другой.

Но на первом месте у наших учёных стоял философский принцип материалистического монизма (всё имеет единственное начало, единственную основу — материальную). Противоположность монизму — дуализм; а комплексный подход — плюрализм.

Основные принципы психологии

Психология (psyche – душа, logos – учение, наука) – наука о психике, закономерностях ее проявления, формирования и развития (отечественные психологи так трактуют предмет психологии: Леонтьев, Ломов, Рубинштейн).

До настоящего времени не предложено ничего лучшего. По крайней мере, в этом определении фиксируется, что существует некая особая реальность, отличная от прочих видов реальности, которая может быть изучена с помощью научных методов. У каждого человека существует своя субъективная реальность: переживания, чувства, мысли, сны.

Психология – наука о психических явлениях:

  1. познавательные (ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь);
  2. эмоционально – волевые (эмоции, воля).
  1. психические состояния человека (бодрость, усталость, настроение, стрессовое состояние);
  2. психические свойства (темперамент, способность, характер, направленность личности).

Вывод: психология – наука о психических процессах, состояниях и свойствах (развивает это понятие Немов и др.)

Фрейдисты определяют психологию как науку о бессознательном и его влиянии на человека (Ид, Эго, Суперэго – Бессознательное, Сознательное, Нормы в обществе)

Бихевиористы – как науку о поведении человека и животных (S стимул – R реакция), что повлияло на развитие экстремальной психологии.

Гештальтпсихологи рассматривают психологию как науку, изучающую целостные процессы.

Вывод: нет однозначного подхода к определению предмета психологии.

Объект психологии – человек, животное, группа людей.

  1. Качественное изучение всех психических явлений.
  2. Анализ формирования и развития всех психических явлений.
  3. Изучение психологических механизмов психических явлений.
  4. Содействие планомерному внедрению психологических знаний в практику жизни и деятельности людей.

Источник: http://psiholog4you.ru/osnovnyie-printsipyi-psihologii/

Правила психологии

от Любопытный · Апрель 22, 2013

принципы психолога

Есть основные правила психологии, нарушив которые, мы рискуем быть не понятыми и превратить все в искусственное препятствие на пути к правильному пониманию своей позиции. Некоторые из этих правил общения очень просты, знакомы каждому с детства.

7 Правил психологии

Первое правило психологии — Зеркало.

Окружающие меня люди — мои зеркала. Они отражают особенности моей собственной личности, часто не осознаваемые мною. Например, если кто-то мне хамит, значит, я так хочу, я это позволяю. Если кто-то снова и снова обманывает меня, значит, я склонна к тому, чтобы поверить любому. Так что обижаться не на кого.

Второе правило психологии — Выбор.

Я осознаю, что все происходящее в моей жизни — есть результат моего собственного выбора. И если сегодня я общаюсь со скучным человеком, значит, я сама скучная и занудливая. Нет плохих и злых людей – есть несчастные. Если я разгребаю их проблемы, значит, мне это нравится. Так что не к кому предъявить претензии. Я сама причина всего, что происходит со мной. Автор и творец своей судьбы — я сама.

Я согласна с тем, что могу ошибаться. Не всегда мое мнение или мои поступки другие люди должны считать правильными. Реальный мир не только черное и белое, есть еще светло-серое и темно-белое. Я не ИДЕАЛ, я просто хороший человек и имею право на ошибку. Главное – суметь признать её и вовремя исправить.

Четвертое правило психологии — Соответствие.

Я имею ровно то, и ровно столько, чему я соответствую, чего заслуживаю, не больше, не меньше, касается ли это отношений с людьми, работы или денег. Если я не могу любить человека на полную катушку, смешно требовать, чтобы этот человек ТАК любил меня. Так что все мои претензии бессмысленны. И вместе с тем, когда я сама решаю измениться — меняются и окружающие меня люди (в лучшую сторону)

Пятое правило психологии — Зависимость.

Мне никто ничего не должен. Я же способна и могу бескорыстно помочь всем, кому могу. И мне это в радость. Чтобы стать доброй, надо стать сильной. Чтобы стать сильной, надо поверить в то, что я всё могу. А я верю!

Шестое правило психологии — Присутствие.

Я живу здесь и сейчас. Прошлого нет, потому что каждую следующую секунду наступает настоящее. Будущего нет, потому что его еще нет. Привязанность к прошлому приводит к легкой депрессии, преодолеть, которую достаточно сложно, озабоченность будущим порождает тревогу. Пока я живу настоящим, я НАСТОЯЩАЯ. Есть повод порадоваться.

Седьмое правило психологии — Оптимизм.

Пока мы ругаем жизнь, она проходит мимо. Глаза видят, ноги ходят, уши слышат, сердце работает, Душа радуется. Мой фитнес — солнечное лето, луг и речка. Пока я двигаюсь, пока ветер овевает кожу — я живу. Когда я смотрю телевизор, лежа на диване, или общаюсь с френдами в ЖЖ — я не в этом, а в потустороннем мире.

Так же интересно будет прочитать Интересные факты о психологии человека, чтобы лучше понять себя и других.

Если вам понравилось статья «Правила психологии», пожалуйста, оставьте свои комментарии или отзывы.

Источник: http://hzbolshe.ru/psixologiya/pravila-psixologii.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *