Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности — Сайт помощи психологам и студентам — факты и закономерности развития психики человека изучает

13.09.2019

Решающее значение для психологии имеет ее связь с обще­ственными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, ис­кусствоведением, юридической и другими общественными на­уками, приводит к постановке проблем, по существу, психоло­гических.

Psinovo.ruсайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности

Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.

Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности.

Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.

В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности.

В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.

Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею.

Психика всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.

Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии?

Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: конкретной деятельности; развития; отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).

Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ).

В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т. п. Педагогическая психология имеет своим предметом изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся Мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т. д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.

Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.

Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т. п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т. д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т. п. Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т. д. Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.

Психология торговли – выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п. В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности, факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т. д.) Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами. Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического воспитания – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную.

Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуются принципы развития. Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств Личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.

Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т. д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения. Психология аномального развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии: олигофренопсихологию — науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.

Сравнительная Психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении.

Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам) важнейшие формы и механизмы поведения. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии – этологии.

Социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Задачи современной психологии В настоящее время наблюдается бурное развитие психологи­ческой науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.

Основной задачей психологии является учение законов психической деятельно­сти в ее развитии. В течение последних десятилетий значитель­но расширился фронт психологических исследований, появи­лись новые научные направления и дисциплины.

Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно по­являются новые гипотезы и концепции, психология обогащает­ся новыми эмпирическими данными. Б. Ф-Ломов в книге «Ме­тодологические и теоретические проблемы психологии», харак­теризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоя­щее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и бо­лее глубокой) разработке методологических проблем психоло­гической науки и ее общей теории» (С. 4). Область явлений, изучаемых психологией, огромна.

Она ох­ватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения от­дельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже доста­точно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтой фиксации наблюдений.

Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их система­тизацию и многое другое.

Ее конечная цель состоит в том, что­бы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и воз­никают методологические проблемы.

Если теоретическое ис­следование опирается на нечеткую методологическую (фило­софскую) позицию, то возникает опасность подмены теорети­ческого знания эмпирическим. В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма.

Б. Ф. Ло-мов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психо­логической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщ­ность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории пси­хологии: категория отражения, категория деятельности, катего­рия Личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое».

Выявление объ­ективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки. Как известно, прежние десятилетия психология была пре­имущественно теоретической (мировоззренческой) дисципли­ной.

В настоящее время ее роль в общественной жизни сущест­венно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе обра­зования, в промышленности, государственном управлении, ме­дицине, культуре, спорте и т. д. Включение психологической на­уки в решение практических задач существенно изменяет и ус­ловия развития ее теории.

Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастаю­щей ролью так называемого человеческого фактора. Под «чело­веческим фактором» понимается широкий круг социально-пси­хологических, психологических и психо-физиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.

Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств лично­сти, — направленное на раскрытие объективных законов, кото­рым они подчиняются, имеет первостепенное значение для со­здания научной базы, решения общественной задачи, совер­шенствования организации обучения и воспитания. Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых пси­хологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования.

В настоящее время такая служба находится на стадии ее офор­мления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Современная психология и ее место в системе наук От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования пси­хологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их ре­зультаты.

Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефило­софской направленности самой классификационной схемы. Сле­дует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.

В настоящее время наиболее общепри­нятой считается нелинейная классификация, предложенная ака­демиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость свя­зей между науками, обусловленных их предметной близостью.

Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины ко­торого представляют науки естественные, социальные и фило­софские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с пред­метом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треуголь­ника.

Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном от­ношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.

Остановимся подробнее на описании содержательных харак­теристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов пси­хической деятельности в ее развитии.

Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая дея­тельность и формируются психические свойства личности. Пси­хика, как известно, есть отражение объективной действитель­ности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.

В то же время любая деятельность людей всегда закономер­но зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Матери­алистическая психология дает действительное научное обосно­вание взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга.

Благодаря образова­нию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объ­ективной действительности. Таким образом, устанавливая закономерные зависимости пси­хических явлений от объективных условий жизни и деятельно­сти человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий.

Следовательно, пси­хология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физио­логия высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» орга­низма со средой.

Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, за­коны работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные свя­зи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучив­ший основные виды психической деятельности человека, не ог­раничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах про­текают. Но для овладения основами психологической науки зна­ния физиологии совершенно недостаточно.

Превращению психологии в самостоятельную науку способ­ствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому бы­ло положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода’ (Г. Фех-нер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психо­логических знаний составила рефлекторная теория (И. М. Сече­нов, И. П. Павлов, а также работы крупнейших советских физи­ологов: Л. А. Орбели, П. К-Анохина, К. М. Быкова, Н. И. Красно­горского, а. а. ухтомского, НА.

Берншгейна, И. С. Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современ­ной психологии «казали эволюционные идеи Ч. Дарвина.

Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых су­ществ к изменяющимся условиям среды, понять происхожде­ние высших форм психической деятельности из низших. Психолог должен достаточно отчетливо представлять разли­чия в существовании растений и животных.

Нужно ясно пред­ставлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляю­щего неизмеримо большие требования к активной ориентиров­ке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в прин­ципах существования, между миром насекомых и высших по­звоночных.

Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенно­стей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою био­логическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой ме­ре не могут быть сведены к фактам биологии.

Решающее значение для психологии имеет ее связь с обще­ственными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, ис­кусствоведением, юридической и другими общественными на­уками, приводит к постановке проблем, по существу, психоло­гических.

Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о ме­ханизмах индивидуального и группового поведения людей, за­кономерностях формирования стереотипов поведения, привы­чек, социальных установок и ориентации, без изучения настро­ений, чувств, психологического климата, без исследования пси­хологических свойств и особенностей личности, ее способно­стей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д. Ко­ротко говоря: в исследованиях социальных процессов возника­ет необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных про­цессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов.

Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной ис­тории, протекают в условиях сложившейся в истории предмет­ной деятельности, опираются на те средства, которые сформи­ровались в условиях труда, употребления орудий и языка. Сказанное делает ясным, какое огромное значение для пси­хологии имеет ее связь с общественными науками.

Если реша­ющую роль в формировании поведения животного играют био­логические условия существования, то такую же роль в форми­ровании поведения человека играют условия общественной ис­тории. Современная психологическая наука, изучающая преж­де всего специфически человеческие формы психической дея­тельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материа­лизма, обобщающего основные законы развития общества.

Толь­ко тщательный учет общественных условий, формирующих пси­хическую деятельность человека, позволяет психологии обре­сти прочную научную основу. И особо следует остановиться на связи психологии с педаго­гикой.

Разумеется, эта связь существовала всегда, еще КД. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его на­до всесторонне изучить».

Здесь особенно наглядно видно прак­тическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор Педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной по­мочь учителю.

В развитии всех областей педагогики (общей те­ории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возни­кают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в це­лом имеют существенное значение для решения фундаменталь­ных педагогических проблем, таких, как определение содер­жания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д. В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить совре­менного школьника?

Что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможно­сти и резервы психического развития человека на разных воз­растных ступенях и где их границы.

Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.

А достижение этой це­ли предполагает изучение закономерностей формирования лич­ности: ее направленности, способностей, потребностей, миро­воззрения и т. д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занима­ет промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.

Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретиче­ские принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и со­циальная психология).

Но, несмотря на свою, порой кажущую­ся «несовместимость», они все тем не менее относятся к еди­ной области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психи­ческих.

Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и те­оретически разрабатывающая основные психологические про­блемы. Главный объект исследования всей системы психологи­ческих дисциплин один и тот же.

Это — человек, его психиче­ские процессы, состояния и свойства. Похожие рефераты: Современная психология: ее задачи и место в системе наук Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.

В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности.

Метки: педагог, мышление, психология, личность, социальный

Источник: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/predmet_i_zadachi_psichologii_psichologiya_kak_nauka_izuchaet_fakti_zakonomernosti.html

Психология как наука

Основные этапы развития психологии — науки, изучающей факты, закономерности и механизмы психики. Задачи, отрасли и прикладные области психологии. Методы изучения человека. Наблюдение, эксперимент и беседа, их назначение и особенности проведения.

РубрикаПсихология
ПредметПсихология
Видпрезентация
Языкрусский
Прислал(а)Чук
Дата добавления19.02.2014
Размер файла57,5 K

факты и закономерности развития психики человека изучает

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Предмет, объект и основные категории психологии как научной дисциплины. Методы изучения общей психологии: наблюдение, беседа, эксперимент, тесты. Разделение отраслей психологии по принципу развития, отношения к личности и обществу, видам деятельности.

реферат [92,9 K], добавлен 23.10.2014

Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

курсовая работа [36,2 K], добавлен 28.07.2012

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Предмет, задачи и структура современной психологии, этапы ее развития. Важнейшие особенности психического отражения действительности. Сознание как высшая форма психики человека.

лекция [22,2 K], добавлен 17.09.2013

Особенности психологии в системе наук. Классификация методов психологического исследования. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факты. Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психики в филогенезе.

шпаргалка [56,4 K], добавлен 22.09.2010

Становление психологии как науки от античности до наших дней: 1) психология как наука о душе; 2) как наука о сознании; 3) психология как наука о поведении; 4) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

реферат [38,1 K], добавлен 28.11.2010

Место психологии в системе наук. Методы получения знаний в житейской и научной психологии: наблюдение, размышление, эксперимент. Отрасли психологии: детская, возрастная, педагогическая, социальная, нейропсихология, патопсихология, инженерная, трудовая.

реферат [35,6 K], добавлен 12.02.2012

Особенности возрастной психологии как науки, изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении жизни человека. Предмет исследования возрастной психологии, ее основные разделы. Главные задачи возрастной психологии.

презентация [284,0 K], добавлен 11.02.2015

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики — особой формы жизнедеятельности человека; основные направления: механизмы и закономерности психики, формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта.

шпаргалка [66,1 K], добавлен 24.01.2012

Экспериментальная психология как самостоятельная наука. Предмет, задачи и методы экспериментальной психологии. Эксперимент: виды, этапы проведения. Методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки его результатов.

реферат [26,9 K], добавлен 23.03.2013

Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные отрасли современной психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Постулаты ассоцианизма Аристотеля, Т. Гоббса. Основы идеалистического понимания души.

презентация [176,8 K], добавлен 23.11.2011

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00369731.html

Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психо­логии.

В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии человека.Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии — зоопсихология.

Психология изучает психические явления:психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессыописывают три основные сторо­ны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются по­знавательные процессы, чувства и воля. К познаватель­ным процессам относятся ощущение, восприятие, память,мышление, воображение, с помощью которых мы узна­ем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди по­знавательных процессов занимает внимание, которое при­сутствует во всех процессах и позволяет сконцентрировать­ся, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком сво­его отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавлива­ют личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регу­ляцию поведения, возможность действовать по сознатель­но поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния— относительно устойчивые пси­хические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления пси­хики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчет­ливо.

Психические свойства— наиболее устойчивые и суще­ственные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся осо­бенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Психические процессы, психические состояния и пси­хические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. На­пример, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и за­крепляться в таком качестве личности, как любознатель­ность.

Единство всех сторон психической жизни человека слу­жит основанием для его активности. Активность— общее свойство живых организмов, основное условие их суще­ствования. Жить — значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддер­живать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития.Активность обеспечивает поведениечеловека — его вза­имодействие с окружающей средой, обусловливаемое вне­шними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осоз­нано человеком, определяться сознательно поставленны­ми целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность— сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды дея­тельности человека — игра, учение, труд, творчество. Имен­но в деятельности формируются основные свойства лич­ности, развиваются ее способности. Изучая психику чело­века, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней прояв­ляется, формируется и развивается человек.

Итак, психология — наука, которая изучает психику. Пси­хика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его ак­тивности, выражающуюся в его поведении и деятельности.,

1.2. Предыстория научной психологии >

Когда говорят о научной психологии, всегда отмечают^ что она имеет короткую историю и длительное, богатое прошлое. Официальную историю научной психологии при­нято отсчитывать с 70-х годов XIX в. Однако вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других жи­вых существ, волновали людей с самого начала истории человечества.

Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему пони­мать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, вла­деть собой. Так возникло представление о душе, которую часто изображали в виде крылатого существа. Душа неза­висима от тела, она может жить собственной жизнью, например, пока человек спит. Душу связывали с дыхани­ем, которое исчезало у мертвого человека. Считалось, что душа покидает человека вместе с последним дыханием. Это представление отразилось в мифах разных народов и во взглядах древних философов.

Древнегреческие философы представляли душу как не^ что, похожее на пламя или движение воздуха. Душа от*дельного человека лишь слабый отпечаток мировой души -Космоса. Душа — основа идей древнегреческих философов Гераклита(ок. 544-483 до н.э.), Демокрита (ок.460 ок. 371 до н.э.), Платона(428-348 до н.э.), Аристотеля(384-322 до н.э.) и др.

Психология возникла как наука о душе, и в дальней­шем в течение многих веков психологическое знание на­капливалось в рамках философской мысли. Одним из глав­ных вопросов, который волновал философов, размышляв­ших над сущностью человеческой, была проблема связи души и тела. Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаи­моотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказы­вать влияние на тело, но не наоборот.

Французский философ Р.Декарт(1596-1650) также считал, что душа и тело имеют разную природу и действу­ют по разным законам. Тело, по мнению Декарта, матери­ально и действует по законам механики. Душа же немате­риальна, и ее главное свойство — способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может вли­ять на тело, но и тело может воздействовать на душу.

В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естествен­ных наук вместо понятия «душа» в науке появилось поня­тие «сознание». Психология стала наукой о сознании. Со­знание включало мысли человека, его чувства, потребно­сти, желания — все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.

Отсюда возник очень важный вопрос, как, под влияни­ем чего формируется сознание человека.Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на орга­ны чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощуще­ния могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоциа-низма.

Соответственно понималось и развитие человека. Извест­ный английский философ Дж. Локк(1632-1704), считав­ший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощу­щениях», рассматривал сознание ребенка при рождении как tabula rasa — чистую доску, на которой жизнь оставля­ет свои письмена. Эта идея Дж. Локка получила значитель­ное отражение в разнообразных психологических и педа­гогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий средыдля развития и воспитания человека. Поэтому Дж. Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе фор­мированию положительного отношения к хорошим поступ­кам и отрицательного — к плохим.

1.3. Возникновение научнойпсихологии

В течение тысячелетий философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении, чувствах. Однако эти ответы были чисто теоретическими. В XIX в. раз­витие научной мысли во многих отраслях привело к пони­манию ценности знания, полученного эксперименталь­ным, опытным путем. Так развивались, например, физи­ка, химия. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело разви­тие физиологии.

Историю научной психологии принято считать с 1879 г. -года открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832-1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной пси­хологической лаборатории. Психология стала экспери­ментальной наукой.

В. Вундт, Э. Титченер(1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это слож­ное явление на отдельные элементы — ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому назва­ние структурализма.

Представителей другого направления — функционализ­ма — интересовал прежде всего вопрос, как действует, как функционирует психика. Наиболее яркими предста­вителями этого направления были Ф. Гальтон(1822-1911), У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952). Функ­ционалисты основывались на эволюционной теории Ч. Дарвина и считали, что роль сознания — в приспособле­нии человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов — понять функцию сознания, то, как оно по­могает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи. Функционалисты много вни­мания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.

Так, У. Джеймса очень интересовали привычки, он счи­тал, что они имеют большое значение для развития. В сво-ей книге для учителей он подчеркивал, что вся наша жизнь слагается из конкретных привычек — практических, эмо­циональных, умственных. А потому главные усилия учите­ля должны быть направлены на то, чтобы выработать у ребенка именно те привычки, которые в дальнейшей жизни принесут ему наибольшую пользу. Люди воспитываются для действия, материалом же, из которого действия со­стоят, служат привычки 1 .

Огромный вклад У. Джеймс внес в психологию эмо­ций, ему принадлежат также первые исследования само­сознания и самооценки, в частности, знаменитая форму­ла самоуважения как отношения успеха, которого дости­гает человек, к его притязаниям.

Для учителей, воспитателей писали свои книги и дру­гие представители функционализма. Так, американский психолог Д. Дьюи (1859-1952) посвятил свою книгу про­блемам развития мышления. В предисловии к ней отме­чал, что школы обременены множеством предметов, из которых каждый, в свою очередь, представляет массу ма­териалов и принципов. Задача преподавателей усложни­лась благодаря тому, что они убедились в необходимости иметь дело с индивидуальностью каждого ученика, а не с их массой.

И структурализм и функционализм занимались изуче­нием явлений, доступных осознанию.

Одновременно в конце XIX — начале XX в. было пред­принято множество попыток создать физиологическую психологию, изучить психологические явления физиоло­гическими методами. Однако эти попытки во многом ока­зались неудачными, поскольку точные, однозначные, объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими — расплыв­чатыми, изменчивыми, противоречивыми. Это заставило многих ученых сомневаться в возможности научного изу­чения психологических явлений.

В результате психология разделилась на два направления. Одно с помощью точных научных методов пыталось изу­чать такие относительно простые психологические про-

‘ См.: Джеймс. У. Беседы с учителями о психологии. — М., 1998. -С 60-61.цессы, как ощущение и восприятие. Второе рассматрива­ло высшие психические процессы — память, мышление, которые такими способами изучены быть не могли. Для этих целей был создан особый метод исследования — инт­роспекция (от лат. introspectare — смотреть внутрь), т.е. на­блюдения человека за тем, как действует его психика и субъективное описание этого.

Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки. В начале XX в. возникли два направления, совер­шившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений — бихевиоризм — обратилось к изучению внеш­него поведения, другое — психоанализ — к изучению бессоз­нательных процессов.

Источник: http://mylektsii.ru/3-95489.html

Педагогическая психология — это наука, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания

Современная психология распространяет поле своей деятельности на широкие массы общественности. Эта наука охватывает в своем содержании огромное количество разветвлений и направлений, которые отличаются своей тематикой и характером функционирования. Академическая и практическая, фундаментальная и прикладная, гуманитарная и естественнонаучная, здоровая психология и психотерапия – каждая из перечисленных групп включает себя еще множество подгрупп, имеющих довольно-таки весомое значение для социума. И не последнее место среди них занимает педагогическая психология в системе педагогических наук.

История педагогической психологии

Как и любая самостоятельная наука, педагогическая психология имеет историю своего становления. Ее начало было положено еще в конце девятнадцатого века и обозначило формирование трехэтапного развития.

Первый этап становления педагогической психологии как науки был обоснован необходимостью рассмотрения ребенка в центре воспитания и обучения, при этом основную роль играло именно воспитание. Это были первые попытки научного осмысления и анализа поведенческих аспектов ребенка в свете применяемых к нему воспитательных мер. Была впервые предложена целостная концепция развития человека ввиду психологического подхода в педагогической методике, воздействующей на детей.

Второй этап характеризовался преобразованием педагогической психологии в отдельную научную отрасль. В это время проводятся эксперименты по разработке специальных педагогических систем, открытию лабораторий, на основании которых происходит изучение физических и моральных способностей ребенка, определяются методы преподавания конкретных дисциплин и отрабатываются методики распределения детей в стационарные школы и отдельно в школы для лиц с умственной отсталостью.

Третий этап развития педагогической психологии как науки предусматривал создание психологической теории обучения на основе наработок методологической базы. Деятельность специалистов была направлена на написание теоретических трудов, решение задач конкретного обоснования теории, которая была бы более приземленной и применимой к системе обучения. Иными словами, создавались такие направления педагогики, в рамках которых выявлялись общие проблемы процесса воспитания и образования: формы обучения, сотрудничество между педагогами различных категорий, коммуникации, управление приобретенными знаниями.

факты и закономерности развития психики человека изучает

Что являет собой педагогическая психология

Педагогическая психология в системе педагогических наук – это комплекс теоретических и практических навыков и умений, направленных на совместное функционирование в единой рабочей системе двух видов деятельности, именуемых педагогикой и психологией. Предметно данное определение означает раздел психологии, направленный на изучение методики образования, воспитания и формирования в человеческом сознании теоретической базы подаваемого материала.

Педагогическая психология – это наука о методах, способствующих повышению эффективности выполнения образовательных заданий, действенности педагогических мероприятий, направленных на улучшение психологических аспектов преподавания. Данный раздел психологии тесно связан с социальной и когнитивной наукой о человеческом мышлении и сознании. Если говорить проще, педагогическая психология – это наука, дающая возможность современным воспитателям, учителям, педагогам проводить обучение и воспитательные мероприятия на таком уровне, который предполагает склонение учебного процесса к психологическому анализу, наблюдению, пространственному мышлению.

В чем заключается принципиальное различие данного понятия, синтезирующего в себе два отдельных направления науки? Данный вопрос раскрывается в рассмотрении определения в свете конкретно психологии и отдельно педагогики.

факты и закономерности развития психики человека изучает

Предмет педагогической психологии

Из каких основных аспектов состоит педагогическая психология как наука? Предмет, задачи и структура данного понятия будут рассмотрены нами ниже.

Предметом педагогической психологии считается совокупность фактов, механизмов и закономерностей в работе над освоением социального и культурного опыта человека, закономерностей интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности. Другими словами, это та методологическая основа, за счет которой происходят обучающие и воспитательные процессы в разрезе аналитической умственной деятельности.

Предмет педагогической психологии в системе психологических наук предопределяет разделение данной науки на следующие элементы:

факты и закономерности развития психики человека изучает

Задачи педагогической психологии

Задачи педагогической психологии формируются в непосредственной связи психологии с педагогической наукой и практикой. Трудно было бы себе представить взаимодействие механизмов психологического воздействия на различные категории педагогики в виде воспитания, развития, обучения и образования без конкретной постановки задач к выполнению:

факты и закономерности развития психики человека изучает

Структура педагогической психологии

Педагогическая психология – это наука о закономерностях развития социума в рамках постоянного наблюдения, анализа, изменений в психике, которые возникают в ходе образовательного процесса. Как объемный сегмент теоретико-практической деятельности, данный вид психологии имеет определенные составляющие в своей структуре:

факты и закономерности развития психики человека изучает

Педагогическая психология в науке. Особенности явления

Связь психологии с педагогической наукой и практикой обоснована необходимостью не только теоретического восприятия учащимся в образовательном процессе, но и возможностью дальнейшего применения приобретенных на уроках навыков и умений в практической деятельности.

Как проявляет себя педагогическая психология в науке? Нужно отметить, что своим существованием данная отрасль предопределяет трансформацию образования в особую социальную функцию, регламентирующую формирование специфического типа деятельности, назначение которого – подготовка подрастающего поколения к жизни на основе квалифицированного приобщения к человеческим культурным ценностям. Иными словами, суть педагогической психологии в науке заключается в том, чтобы доступно донести до обучающихся познавательную информацию в таком виде, чтобы это было действенно и применимо ими впоследствии на практике.

Основы психологии педагогической науки закладывают в сознании нынешней молодежи ту полезную методологическую базу и в таком психологически понятном и качественном виде, что из необразованных и еще не сформированных личностей впоследствии получаются высокоразвитые, интеллектуально подкованные люди.

Педагогическая психология на практике

Если говорить о месте педагогической психологии при практическом применении в жизни, здесь также нельзя не отметить колоссальный вклад в современную педагогику образовательных учреждений. Как это работает? К примеру, преподаватель зашел в аудиторию для прочтения очередного курса лекций. Монотонно написал на доске тему, обозначил аннотацию и приступил к диктовке. Студенты безучастно записали полученную информацию, даже не вникая в написанное. Такая педагогика лишена какого-либо стимулирующего воздействия на то, чтобы учащимся в действительности стал интересен читаемый предмет.

В это время в соседней аудитории проходит намного более занятная лекция. Педагог применяет психологическое воздействие на студентов, задает им вопросы, при этом они сами выдают информацию, которая должна на сегодняшний день быть им донесена. Игра с ассоциативным мышлением, приведение примеров с психологическим подтекстом и необходимостью развивать логику – все это на примере педагогической психологии приводит к тому, что учащимся становится интересен зачитываемый предмет, они и легко и быстро усваивают полученную методологическую базу в очень удобной для них форме подачи.

Так, связь психологии с педагогической наукой на практике позволяет совершенствовать образовательный процесс и выводить его на принципиально новый уровень.

факты и закономерности развития психики человека изучает

Взаимосвязь психологии с педагогикой

Как видно из вышесказанного, слияние психологии и педагогики в единую науку порождает свои полезные плоды. Внедрение психологического подхода в современную педагогическую подачу информации студентам в общем русле образовательного процесса положительным образом сказывается на том, как усваивается теория учащимися и как она потом применяется ими на практике. Ведь педагогическая психология – это наука о закономерностях становления развития человека в современных условиях обучения и воспитания, и она, как и все другое, требует от педагогов идти в ногу со временем для достижения требуемого результата и донесения до учащихся качественной информации.

Значение педагогической психологии

Результативность работы педагогической психологии обоснована значением ее сущности. Значимость данной отрасли науки проявляется в ряде аспектов, непосредственно влияющих на нынешнее общество:

Так, нетрудно оценить значимость в современном образовательном процессе педагогической психологи. Эта наука о закономерностях восприятия человеком развивающей его разум информации в условиях обучения и воспитания помогает сегодня смоделировать принципиально новое, интеллектуально высокоразвитое общество.

факты и закономерности развития психики человека изучает

Потребность в педагогической психологии

На сегодняшний день педагогическая деятельность обусловлена потребностью в ней нынешнего социума. Почему она так необходима в образовательной системе? Какими конкретно потребностями обоснована необходимость применения педагогической психологии на практике?

Как наука, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, педагогическая психология обусловлена массой человеческих потребностей. Применяемые ею методы благотворно влияют на становление человека как личности: наблюдение, устные и письменные опросы, методы анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперименты – все это, несомненно, выводит образовательный процесс на новый уровень. И заслуга повышения эффективности образования в учебных заведениях по праву должна быть отдана педагогической психологии. Последняя в современных реалиях получает все большее значение в сфере воспитания и обучения представителей подрастающего поколения.

Источник: http://fb.ru/article/380296/pedagogicheskaya-psihologiya—eto-nauka-izuchayuschaya-zakonomernosti-razvitiya-cheloveka-v-usloviyah-obucheniya-i-vospitaniya

Современная психология: место в системе наук

Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Предмет, задачи и структура современной психологии, этапы ее развития. Важнейшие особенности психического отражения действительности. Сознание как высшая форма психики человека.

РубрикаПсихология
ПредметПсихология
Видлекция
Языкрусский
Прислал(а)Наталья
Дата добавления17.09.2013
Размер файла22,2 K

факты и закономерности развития психики человека изучает

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Методологические основы психологии, сознание как высшая форма психического развития, присущая только человеку. Место психологии в системе наук, закономерности проявления и развития психики человека. Характеристика методов психологических исследований.

реферат [29,9 K], добавлен 22.04.2010

Научная и житейская психология: различия в целях, методе, языке. Этапы становления научной психологии, ее место в системе наук. Методы психологического исследования. Сознание — высшая форма психического отражения. Теория бессознательного в теории Фрейда.

учебное пособие [152,0 K], добавлен 15.03.2010

Становление психологии как науки от античности до наших дней: 1) психология как наука о душе; 2) как наука о сознании; 3) психология как наука о поведении; 4) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

реферат [38,1 K], добавлен 28.11.2010

Особенности психологии в системе наук. Классификация методов психологического исследования. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факты. Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психики в филогенезе.

шпаргалка [56,4 K], добавлен 22.09.2010

Функции и структура психики, этапы ее развития. Особенности психического отражения. Психика и специфика строения мозга. Сознание — высшая ступень развития психики. Психические состояния человека. Краткая характеристика методов исследования в психологии.

лекция [278,0 K], добавлен 12.02.2011

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики — особой формы жизнедеятельности человека; основные направления: механизмы и закономерности психики, формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта.

шпаргалка [66,1 K], добавлен 24.01.2012

Предмет, задачи, отрасли и методы психологии. Психика и ее развитие. Задачи и место современной психологии в системе наук. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Психические познавательные процессы. Деятельность и сознание личности.

курс лекций [126,3 K], добавлен 09.09.2009

Рассмотрение основных этапов развития психологии как науки. Ознакомление с направлениями развития психологии. Изучение особенностей психики как способности к отражению окружающей действительности. Характеристика сознания и бессознательного человека.

презентация [434,6 K], добавлен 20.09.2015

Психология как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека, ее принципы и содержание, предмет и методология исследования. Структура и отрасли психологии, история ее возникновения и развития, современность.

контрольная работа [197,4 K], добавлен 18.06.2014

История появления термина «психология», ее сущность и место в системе наук. Исследование механизмов и закономерностей психики человека, а также процесса формирования психологических особенностей личности. Предмет психологии в традиционных представлениях.

реферат [61,2 K], добавлен 25.02.2012

Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625b3bd78b4c43a89521306c26.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *