Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности — Сайт помощи психологам и студентам — факты и закономерности развития психики человека изучает
13.09.2019- Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.
- Психология как наука
- Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психологии.
- Педагогическая психология — это наука, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания
- Современная психология: место в системе наук
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических.
Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.
- Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития Размещено
- Презентации для дошкольников
- Психологический анализ урока
- Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина
- Эмоционально-волевая сфера дошкольника
- Функции образования и их роль в современном обществе
- Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 класса
- Знание того, как личные черты характера могут повлиять на финансы, станет
- Психология жестов утверждает, что Ни один человек не способен
- Они наблюдали за контактом отцов и детей в 474 американских
- К помощи дельфинов прибегают некоторые специалисты, сталкиваясь
- В течение двадцати лет специалисты исследовали
- Определения психологии
- Предмет психологии
- Психологические термины
- Объект психологии
- Разделы психологии
- Место психологии в системе наук
- История психологии
- Кто такой психолог?
- Здоровые новости
- ПОМОГИ САЙТУ!
Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности
Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействия объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познают законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.
Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности.
Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа». Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолировано друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностью личности.
В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействующие между собой, постепенно превращаются в устойчивые психические образования, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека обусловлены его жизнью и деятельностью как общественного существа, как личности.
Современная психология рассматривает психику как свойство особой формы организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности в мозгу. Физиологические процессы, проходящие в мозгу человека, являются основой психической деятельности, но они не могут быть отождествлены с нею.
Психика всегда имеет определенное содержание, т. е. то, что она отражает в окружающем человека мире. Поэтому психику человека следует рассматривать не только с точки зрения их содержания.
Современная психология представляет собой ряд научных дисциплин, находящихся на разных степенях формирования, связанных с различными областями практики. Как же классифицировать эти многочисленные отрасли психологии?
Одна из возможностей классификации содержится в сформулированном выше принципе развития психики в деятельности. Исходя, из этого в качестве основания классификации отраслей психологии может быть избрана психологическая сторона: конкретной деятельности; развития; отношения человека (как субъекта развития и деятельности) к обществу (в котором осуществляется его деятельность и развитие).
Если принимать первое основание классификации, то можно выделить ряд отраслей психологии, изучающих психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Психология труда изучает психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда (НОТ).
В задачу психологии труда входит исследование профессиональных особенностей человека, закономерностей развития трудовых навыков, выяснение влияние на трудящегося производственной обстановки, конструкции и расположения приборов и станков, средств сигнализации и т. п. Педагогическая психология имеет своим предметом изучения психологических закономерностей обучения и воспитания человека. Она исследует формирование у учащихся Мышления, изучает проблемы управления процессом усвоения приемов и навыков интеллектуальной деятельности, выясняет психологические факторы, влияющие на успешность процесса обучения, взаимоотношения между педагогом и учеником и отношения в ученическом коллективе, индивидуально-психологические различия учащихся, психологические особенности учебно-воспитательной работы с детьми, обнаруживающими отклонения в психическом развитии, психологическую специфику работы со взрослыми в процессе их обучения и т. д. К разделам или узким областям педагогической психологии относятся: психология обучения, психология воспитания, психология учителя, психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Медицинская психология – изучает психологические аспекты деятельности врача и поведение больного. Она подразделяется на нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену, разрабатывающих систему мероприятий для обеспечения психического здоровья людей.
Юридическая психология – рассматривает психологические вопросы, связанные с реализацией системы права. Она подразделяется на судебную психологию, исследующую психические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, особенности поведения обвиняемого, психологические требования к допросу и т. п.); криминальную психологию, занимающуюся психологическими проблемами поведения и формирование личности преступника, мотивами преступления и т. д.; пенитенциарную или исправительно-трудовую психологию, изучающую психологию заключенного в исправительно-трудовой колонии, психологические проблемы воспитания методами убеждения и принуждения и т. п. Военная психология исследует поведение человека в условиях боевых действий психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды, контрпропаганды, психологические проблемы управления боевой техникой и т. д. Психология спорта рассматривает психологические особенности личности и деятельности спортсменов, условия и средства их психологической подготовки, психологические параметры тренированности и мобилизационной готовности спортсмена, психологические факторы, связанные с организацией и проведением соревнований.
Психология торговли – выясняет психологические условия воздействия рекламы, индивидуальные, возрастные и другие особенности спроса, психологические факторы обслуживания клиентов, исследует вопросы психологии моды и т. п. В последнее время началась разработка проблем психологии, научного творчества (особенности творческой личности, факторы стимулирующие творческую активность, роль интуиции в осуществлении научного открытия и т. д.) Своеобразный раздел психологии научного творчества составляет эвристика, к задачам которой относится не только исследование закономерностей творческой (эвристической) деятельности, но и разработка методов управления эвристическими процессами. Наконец, следует назвать психологию художественного творчества (в области литературы и искусства) и эстетического воспитания – область, значение которой не вызывает сомнения, но пока еще слабо изученную.
Если за основу классификации ветвей психологии принять психологические аспекты развития, то перед нами выступит ряд ее отраслей, в которых реализуются принципы развития. Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и психологических качеств Личности развивающегося человека, разветвляется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека, геронтопсихологию.
Возрастная психология исследует возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, факторы развития личности и т. д. Одна из центральных проблем возрастной психологии – проблема обучения и умственного развития и их взаимозависимость широко обсуждается психологами, которые заняты отыскиванием надежных критериев умственного развития и определением условий, при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения. Психология аномального развития или специальная психология, разветвляется на патопсихологию, исследующую отклонения в процессе развития психики, распад психики при различных формах мозговой патологии: олигофренопсихологию — науку о патологии психического развития, связанную с врожденными дефектами мозга; сурдопсихологию – психологию формирования ребенка при серьезных дефектах слуха, вплоть до полной глухоты; тифлопсихологию – психологию развития слабовидящих и незрячих.
Сравнительная Психология – отрасль психологии, исследующая филогенетические формы психической жизни. В области сравнительной психологии осуществляется сопоставление психики животных и человека, устанавливается характер и причины существующих сходств и различий в их поведении.
Разделом сравнительной психологии является зоопсихология, которая изучает психику животных, принадлежащих к различным систематическим группам (видам, родам, семействам) важнейшие формы и механизмы поведения. Врожденные механизмы поведения животных составляют объект специального изучения в сравнительно новой отрасли биологии – этологии.
Социальная психология – изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Задачи современной психологии В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею.
Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.
Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б. Ф-Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории» (С. 4). Область явлений, изучаемых психологией, огромна.
Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к проcтой фиксации наблюдений.
Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей – это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое.
Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы.
Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (философскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим. В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма.
Б. Ф. Ло-мов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория Личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое».
Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки. Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной.
В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т. д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории.
Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психо-физиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания. Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования.
В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов. Современная психология и ее место в системе наук От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты.
Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология.
В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б. М. Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью.
Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф. Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б. Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.
Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.
Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга.
Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности. Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий.
Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма со средой.
Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода’ (Г. Фех-нер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л. А. Орбели, П. К-Анохина, К. М. Быкова, Н. И. Красногорского, а. а. ухтомского, НА.
Берншгейна, И. С. Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии «казали эволюционные идеи Ч. Дарвина.
Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших. Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных.
Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования, между миром насекомых и высших позвоночных.
Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических.
Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т. д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов.
Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка. Сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками.
Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества.
Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу. И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой.
Разумеется, эта связь существовала всегда, еще КД. Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить».
Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор Педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю.
В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д. В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника?
Что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества.
А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т. д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.
Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология).
Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических.
Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же.
Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства. Похожие рефераты: Современная психология: ее задачи и место в системе наук Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии.
В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Предмет и задачи психологии Психология, как наука изучает факты, закономерности.
Метки: педагог, мышление, психология, личность, социальный
Источник: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/predmet_i_zadachi_psichologii_psichologiya_kak_nauka_izuchaet_fakti_zakonomernosti.html
Психология как наука
Основные этапы развития психологии — науки, изучающей факты, закономерности и механизмы психики. Задачи, отрасли и прикладные области психологии. Методы изучения человека. Наблюдение, эксперимент и беседа, их назначение и особенности проведения.
Рубрика | Психология |
Предмет | Психология |
Вид | презентация |
Язык | русский |
Прислал(а) | Чук |
Дата добавления | 19.02.2014 |
Размер файла | 57,5 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Предмет, объект и основные категории психологии как научной дисциплины. Методы изучения общей психологии: наблюдение, беседа, эксперимент, тесты. Разделение отраслей психологии по принципу развития, отношения к личности и обществу, видам деятельности.
реферат [92,9 K], добавлен 23.10.2014
Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.
курсовая работа [36,2 K], добавлен 28.07.2012
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Предмет, задачи и структура современной психологии, этапы ее развития. Важнейшие особенности психического отражения действительности. Сознание как высшая форма психики человека.
лекция [22,2 K], добавлен 17.09.2013
Особенности психологии в системе наук. Классификация методов психологического исследования. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факты. Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психики в филогенезе.
шпаргалка [56,4 K], добавлен 22.09.2010
Становление психологии как науки от античности до наших дней: 1) психология как наука о душе; 2) как наука о сознании; 3) психология как наука о поведении; 4) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
реферат [38,1 K], добавлен 28.11.2010
Место психологии в системе наук. Методы получения знаний в житейской и научной психологии: наблюдение, размышление, эксперимент. Отрасли психологии: детская, возрастная, педагогическая, социальная, нейропсихология, патопсихология, инженерная, трудовая.
реферат [35,6 K], добавлен 12.02.2012
Особенности возрастной психологии как науки, изучающей закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении жизни человека. Предмет исследования возрастной психологии, ее основные разделы. Главные задачи возрастной психологии.
презентация [284,0 K], добавлен 11.02.2015
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики — особой формы жизнедеятельности человека; основные направления: механизмы и закономерности психики, формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта.
шпаргалка [66,1 K], добавлен 24.01.2012
Экспериментальная психология как самостоятельная наука. Предмет, задачи и методы экспериментальной психологии. Эксперимент: виды, этапы проведения. Методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки его результатов.
реферат [26,9 K], добавлен 23.03.2013
Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психологии как науки. Основные отрасли современной психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Постулаты ассоцианизма Аристотеля, Т. Гоббса. Основы идеалистического понимания души.
презентация [176,8 K], добавлен 23.11.2011
Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00369731.html
Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психологии.
В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии человека.Исследованием психики животных занимается специальная отрасль психологии — зоопсихология.
Психология изучает психические явления:психические процессы, психические состояния и психические свойства.
Психические процессыописывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память,мышление, воображение, с помощью которых мы узнаем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо.
Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события.
Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.
В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.
Психические состояния— относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.
Психические свойства— наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.
Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательность.
Единство всех сторон психической жизни человека служит основанием для его активности. Активность— общее свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить — значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития.Активность обеспечивает поведениечеловека — его взаимодействие с окружающей средой, обусловливаемое внешними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осознано человеком, определяться сознательно поставленными целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.
Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность— сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды деятельности человека — игра, учение, труд, творчество. Именно в деятельности формируются основные свойства личности, развиваются ее способности. Изучая психику человека, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней проявляется, формируется и развивается человек.
Итак, психология — наука, которая изучает психику. Психика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его активности, выражающуюся в его поведении и деятельности.,
1.2. Предыстория научной психологии >
Когда говорят о научной психологии, всегда отмечают^ что она имеет короткую историю и длительное, богатое прошлое. Официальную историю научной психологии принято отсчитывать с 70-х годов XIX в. Однако вопросы о природе человека, о том, что отличает его от других живых существ, волновали людей с самого начала истории человечества.
Первоначально возникло представление о том, что в теле человека существует нечто, позволяющее ему понимать то, что он видит и слышит, дает ему возможность думать и чувствовать, добиваться намеченной цели, владеть собой. Так возникло представление о душе, которую часто изображали в виде крылатого существа. Душа независима от тела, она может жить собственной жизнью, например, пока человек спит. Душу связывали с дыханием, которое исчезало у мертвого человека. Считалось, что душа покидает человека вместе с последним дыханием. Это представление отразилось в мифах разных народов и во взглядах древних философов.
Древнегреческие философы представляли душу как не^ что, похожее на пламя или движение воздуха. Душа от*дельного человека лишь слабый отпечаток мировой души -Космоса. Душа — основа идей древнегреческих философов Гераклита(ок. 544-483 до н.э.), Демокрита (ок.460 —ок. 371 до н.э.), Платона(428-348 до н.э.), Аристотеля(384-322 до н.э.) и др.
Психология возникла как наука о душе, и в дальнейшем в течение многих веков психологическое знание накапливалось в рамках философской мысли. Одним из главных вопросов, который волновал философов, размышлявших над сущностью человеческой, была проблема связи души и тела. Очень долго господствовала точка зрения, что природа души и тела совершенно различна, а их взаимоотношения подобны связям между кукловодом (душой) и куклой (телом), т.е. считалось, что душа может оказывать влияние на тело, но не наоборот.
Французский философ Р.Декарт(1596-1650) также считал, что душа и тело имеют разную природу и действуют по разным законам. Тело, по мнению Декарта, материально и действует по законам механики. Душа же нематериальна, и ее главное свойство — способность мыслить, помнить и чувствовать. Однако не только душа может влиять на тело, но и тело может воздействовать на душу.
В XVII-XVIII вв. благодаря бурному развитию естественных наук вместо понятия «душа» в науке появилось понятие «сознание». Психология стала наукой о сознании. Сознание включало мысли человека, его чувства, потребности, желания — все то, что человек находит, думая о себе, обращая взгляд внутрь себя.
Отсюда возник очень важный вопрос, как, под влиянием чего формируется сознание человека.Предполагалось, что все, существующее во внешнем мире, воздействует на органы чувств, благодаря чему возникают ощущения. Ощущения могут сочетаться между собой с помощью цепочки ассоциаций. Это направление получило название ассоциа-низма.
Соответственно понималось и развитие человека. Известный английский философ Дж. Локк(1632-1704), считавший, что «в сознании нет ничего, чего не было бы в ощущениях», рассматривал сознание ребенка при рождении как tabula rasa — чистую доску, на которой жизнь оставляет свои письмена. Эта идея Дж. Локка получила значительное отражение в разнообразных психологических и педагогических теориях, основывающихся на представлении о ведущей роли внешних воздействий, воздействий средыдля развития и воспитания человека. Поэтому Дж. Локк придавал большое значение воспитанию, в том числе формированию положительного отношения к хорошим поступкам и отрицательного — к плохим.
1.3. Возникновение научнойпсихологии
В течение тысячелетий философская мысль ставила и решала психологические проблемы, давала свои ответы на вопросы о сущности человека, о его мышлении, чувствах. Однако эти ответы были чисто теоретическими. В XIX в. развитие научной мысли во многих отраслях привело к пониманию ценности знания, полученного экспериментальным, опытным путем. Так развивались, например, физика, химия. Наибольшее значение для возникновения психологии как экспериментальной науки имело развитие физиологии.
Историю научной психологии принято считать с 1879 г. -года открытия немецким физиологом В. Вундтом (1832-1920) в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Психология стала экспериментальной наукой.
В. Вундт, Э. Титченер(1867-1927) и др. считали, что для изучения сознания необходимо расчленить это сложное явление на отдельные элементы — ощущения, образы и чувства и выявлять структурные отношения между ними. Теория, разрабатываемая ими, получила поэтому название структурализма.
Представителей другого направления — функционализма — интересовал прежде всего вопрос, как действует, как функционирует психика. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Гальтон(1822-1911), У.Джеймс (1842-1911), Д.Дьюи (1859-1952). Функционалисты основывались на эволюционной теории Ч. Дарвина и считали, что роль сознания — в приспособлении человека к окружающему миру. Поэтому главное для психологов — понять функцию сознания, то, как оно помогает человеку приспосабливаться к окружающему миру, решать жизненные задачи. Функционалисты много внимания уделяли практическому применению психологии, в том числе и в практике обучения. Они стали писать книги специально для педагогов.
Так, У. Джеймса очень интересовали привычки, он считал, что они имеют большое значение для развития. В сво-ей книге для учителей он подчеркивал, что вся наша жизнь слагается из конкретных привычек — практических, эмоциональных, умственных. А потому главные усилия учителя должны быть направлены на то, чтобы выработать у ребенка именно те привычки, которые в дальнейшей жизни принесут ему наибольшую пользу. Люди воспитываются для действия, материалом же, из которого действия состоят, служат привычки 1 .
Огромный вклад У. Джеймс внес в психологию эмоций, ему принадлежат также первые исследования самосознания и самооценки, в частности, знаменитая формула самоуважения как отношения успеха, которого достигает человек, к его притязаниям.
Для учителей, воспитателей писали свои книги и другие представители функционализма. Так, американский психолог Д. Дьюи (1859-1952) посвятил свою книгу проблемам развития мышления. В предисловии к ней отмечал, что школы обременены множеством предметов, из которых каждый, в свою очередь, представляет массу материалов и принципов. Задача преподавателей усложнилась благодаря тому, что они убедились в необходимости иметь дело с индивидуальностью каждого ученика, а не с их массой.
И структурализм и функционализм занимались изучением явлений, доступных осознанию.
Одновременно в конце XIX — начале XX в. было предпринято множество попыток создать физиологическую психологию, изучить психологические явления физиологическими методами. Однако эти попытки во многом оказались неудачными, поскольку точные, однозначные, объективные физиологические показатели трудно было соотнести с субъективными, психологическими — расплывчатыми, изменчивыми, противоречивыми. Это заставило многих ученых сомневаться в возможности научного изучения психологических явлений.
В результате психология разделилась на два направления. Одно с помощью точных научных методов пыталось изучать такие относительно простые психологические про-
‘ См.: Джеймс. У. Беседы с учителями о психологии. — М., 1998. -С 60-61.цессы, как ощущение и восприятие. Второе рассматривало высшие психические процессы — память, мышление, которые такими способами изучены быть не могли. Для этих целей был создан особый метод исследования — интроспекция (от лат. introspectare — смотреть внутрь), т.е. наблюдения человека за тем, как действует его психика и субъективное описание этого.
Подобная ситуация привела к кризису психологии как науки. В начале XX в. возникли два направления, совершившие переворот в психологической науке. Одно из этих направлений — бихевиоризм — обратилось к изучению внешнего поведения, другое — психоанализ — к изучению бессознательных процессов.
Источник: http://mylektsii.ru/3-95489.html
Педагогическая психология — это наука, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания
Современная психология распространяет поле своей деятельности на широкие массы общественности. Эта наука охватывает в своем содержании огромное количество разветвлений и направлений, которые отличаются своей тематикой и характером функционирования. Академическая и практическая, фундаментальная и прикладная, гуманитарная и естественнонаучная, здоровая психология и психотерапия – каждая из перечисленных групп включает себя еще множество подгрупп, имеющих довольно-таки весомое значение для социума. И не последнее место среди них занимает педагогическая психология в системе педагогических наук.
История педагогической психологии
Как и любая самостоятельная наука, педагогическая психология имеет историю своего становления. Ее начало было положено еще в конце девятнадцатого века и обозначило формирование трехэтапного развития.
Первый этап становления педагогической психологии как науки был обоснован необходимостью рассмотрения ребенка в центре воспитания и обучения, при этом основную роль играло именно воспитание. Это были первые попытки научного осмысления и анализа поведенческих аспектов ребенка в свете применяемых к нему воспитательных мер. Была впервые предложена целостная концепция развития человека ввиду психологического подхода в педагогической методике, воздействующей на детей.
Второй этап характеризовался преобразованием педагогической психологии в отдельную научную отрасль. В это время проводятся эксперименты по разработке специальных педагогических систем, открытию лабораторий, на основании которых происходит изучение физических и моральных способностей ребенка, определяются методы преподавания конкретных дисциплин и отрабатываются методики распределения детей в стационарные школы и отдельно в школы для лиц с умственной отсталостью.
Третий этап развития педагогической психологии как науки предусматривал создание психологической теории обучения на основе наработок методологической базы. Деятельность специалистов была направлена на написание теоретических трудов, решение задач конкретного обоснования теории, которая была бы более приземленной и применимой к системе обучения. Иными словами, создавались такие направления педагогики, в рамках которых выявлялись общие проблемы процесса воспитания и образования: формы обучения, сотрудничество между педагогами различных категорий, коммуникации, управление приобретенными знаниями.
Что являет собой педагогическая психология
Педагогическая психология в системе педагогических наук – это комплекс теоретических и практических навыков и умений, направленных на совместное функционирование в единой рабочей системе двух видов деятельности, именуемых педагогикой и психологией. Предметно данное определение означает раздел психологии, направленный на изучение методики образования, воспитания и формирования в человеческом сознании теоретической базы подаваемого материала.
Педагогическая психология – это наука о методах, способствующих повышению эффективности выполнения образовательных заданий, действенности педагогических мероприятий, направленных на улучшение психологических аспектов преподавания. Данный раздел психологии тесно связан с социальной и когнитивной наукой о человеческом мышлении и сознании. Если говорить проще, педагогическая психология – это наука, дающая возможность современным воспитателям, учителям, педагогам проводить обучение и воспитательные мероприятия на таком уровне, который предполагает склонение учебного процесса к психологическому анализу, наблюдению, пространственному мышлению.
В чем заключается принципиальное различие данного понятия, синтезирующего в себе два отдельных направления науки? Данный вопрос раскрывается в рассмотрении определения в свете конкретно психологии и отдельно педагогики.
- Педагогическая психология – это наука о психологических факторах, предполагающих изучение закономерностей возникновения, развития и функционирования психологии взаимодействующих с учениками педагогов. В то же время частная психология имеет более обширное понятие и распространяет поле своей деятельности на различные области – психология отношений, психология семьи, психология брака и т.д.
- Педагогическая психология – это наука о педагогике, представляющая собой совокупность процессов обучения и воспитания социума в разрезе мыслительных, аналитических, сознательных и поведенческих концепций. В то же время частная педагогика попросту заключает в себе набор методик и навыков работы с воспитанниками и учениками на уровне подачи им материала в качестве опорных знаний.
Предмет педагогической психологии
Из каких основных аспектов состоит педагогическая психология как наука? Предмет, задачи и структура данного понятия будут рассмотрены нами ниже.
Предметом педагогической психологии считается совокупность фактов, механизмов и закономерностей в работе над освоением социального и культурного опыта человека, закономерностей интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности. Другими словами, это та методологическая основа, за счет которой происходят обучающие и воспитательные процессы в разрезе аналитической умственной деятельности.
Предмет педагогической психологии в системе психологических наук предопределяет разделение данной науки на следующие элементы:
- воспитание – самая первая и самая важная необходимость, которая должна подлежать анализу, наблюдению, освоению в ракурсе психологических факторов;
- развитие – становление человека как личности происходит в неразрывной связи двух обязательных компонентов воздействия – педагогики и психологии;
- обучение – вытекает из предыдущей категории, предполагая, что ни один качественный процесс развития личности не происходит без соответствующего обучения;
- образование – продолжает категорию обучения, предусматривает предопределение механизмов и условностей в освоении теоретической базы для последующего применения этих знаний на практике.
Задачи педагогической психологии
Задачи педагогической психологии формируются в непосредственной связи психологии с педагогической наукой и практикой. Трудно было бы себе представить взаимодействие механизмов психологического воздействия на различные категории педагогики в виде воспитания, развития, обучения и образования без конкретной постановки задач к выполнению:
- Положительное влияние обучения и воспитания на развитие человека как личности – работа по установлению взаимосвязи между теоретическими знаниями, подаваемыми педагогами, с практикой, на которой он должен проявить полученный багаж информации, прививаемой учителями и профессорами, не должна пройти бесследно.
- Закрепление полученных знаний в сознании обучаемого – вся подаваемая информация должна быть впитана учеником или студентом как губкой для достижения желаемого результата, а именно для применения своих знаний в правильном русле при дальнейшей практике.
- Организация учебного процесса в максимально удобной для восприятия подаче – данная задача педагогической психологии как науки предполагает, что ученикам школ и студентам вузов намного легче воспринимать информацию, если она подается в интересной форме, на ярких жизненных примерах, ведь, ко всему прочему, при этом развивается ассоциативное мышление.
- Повышение индивидуальных навыков педагога – получаемые от учителя или преподавателя знания должны быть подтверждены методологической базой, поэтому наблюдение за механизмом его работы должно осуществляться на должном уровне, ведь каждый педагог как квалифицированный специалист должен нести в массы исключительно достоверную информацию.
- Усовершенствование психологических основ дальнейшей модернизации образовательного процесса – образовательная система должна функционировать на высшем уровне и постоянно совершенствоваться, модернизироваться для того, чтобы формировать действительно образованное, интеллектуально развитое общество.
Структура педагогической психологии
Педагогическая психология – это наука о закономерностях развития социума в рамках постоянного наблюдения, анализа, изменений в психике, которые возникают в ходе образовательного процесса. Как объемный сегмент теоретико-практической деятельности, данный вид психологии имеет определенные составляющие в своей структуре:
- Образовательная деятельность – охватывает сектор педагогической психологии, предусматривающий единство учебной и педагогической деятельности.
- Учебная деятельность с объектом педагогической психологии в лице обучающегося. Сложно представить себе образовательный процесс без стороны, для которой подается информация (студент, ученик).
- Психология педагогической деятельности. Не менее сложно представить процесс обучения без подающего знания оратора в лице учителя, педагога.
- Психология учебно-педагогического взаимодействия – слаженная работа ученика и учителя, студента и преподавателя приводит к объективному обмену информацией между ними.
Педагогическая психология в науке. Особенности явления
Связь психологии с педагогической наукой и практикой обоснована необходимостью не только теоретического восприятия учащимся в образовательном процессе, но и возможностью дальнейшего применения приобретенных на уроках навыков и умений в практической деятельности.
Как проявляет себя педагогическая психология в науке? Нужно отметить, что своим существованием данная отрасль предопределяет трансформацию образования в особую социальную функцию, регламентирующую формирование специфического типа деятельности, назначение которого – подготовка подрастающего поколения к жизни на основе квалифицированного приобщения к человеческим культурным ценностям. Иными словами, суть педагогической психологии в науке заключается в том, чтобы доступно донести до обучающихся познавательную информацию в таком виде, чтобы это было действенно и применимо ими впоследствии на практике.
Основы психологии педагогической науки закладывают в сознании нынешней молодежи ту полезную методологическую базу и в таком психологически понятном и качественном виде, что из необразованных и еще не сформированных личностей впоследствии получаются высокоразвитые, интеллектуально подкованные люди.
Педагогическая психология на практике
Если говорить о месте педагогической психологии при практическом применении в жизни, здесь также нельзя не отметить колоссальный вклад в современную педагогику образовательных учреждений. Как это работает? К примеру, преподаватель зашел в аудиторию для прочтения очередного курса лекций. Монотонно написал на доске тему, обозначил аннотацию и приступил к диктовке. Студенты безучастно записали полученную информацию, даже не вникая в написанное. Такая педагогика лишена какого-либо стимулирующего воздействия на то, чтобы учащимся в действительности стал интересен читаемый предмет.
В это время в соседней аудитории проходит намного более занятная лекция. Педагог применяет психологическое воздействие на студентов, задает им вопросы, при этом они сами выдают информацию, которая должна на сегодняшний день быть им донесена. Игра с ассоциативным мышлением, приведение примеров с психологическим подтекстом и необходимостью развивать логику – все это на примере педагогической психологии приводит к тому, что учащимся становится интересен зачитываемый предмет, они и легко и быстро усваивают полученную методологическую базу в очень удобной для них форме подачи.
Так, связь психологии с педагогической наукой на практике позволяет совершенствовать образовательный процесс и выводить его на принципиально новый уровень.
Взаимосвязь психологии с педагогикой
Как видно из вышесказанного, слияние психологии и педагогики в единую науку порождает свои полезные плоды. Внедрение психологического подхода в современную педагогическую подачу информации студентам в общем русле образовательного процесса положительным образом сказывается на том, как усваивается теория учащимися и как она потом применяется ими на практике. Ведь педагогическая психология – это наука о закономерностях становления развития человека в современных условиях обучения и воспитания, и она, как и все другое, требует от педагогов идти в ногу со временем для достижения требуемого результата и донесения до учащихся качественной информации.
Значение педагогической психологии
Результативность работы педагогической психологии обоснована значением ее сущности. Значимость данной отрасли науки проявляется в ряде аспектов, непосредственно влияющих на нынешнее общество:
- изучение методики обучения и воспитания, которые кардинальным образом меняют форму подачи теории и максимально повышают эффективность выполнения образовательных задач;
- положительное влияние на качество предоставления учащимся информации в виде повышения уровня квалификации и улучшения эффективности педагогических мер;
- улучшение психологических аспектов преподавания, находящее свое отражение в более быстрой адаптации и усвоению предмета учащимися.
Так, нетрудно оценить значимость в современном образовательном процессе педагогической психологи. Эта наука о закономерностях восприятия человеком развивающей его разум информации в условиях обучения и воспитания помогает сегодня смоделировать принципиально новое, интеллектуально высокоразвитое общество.
Потребность в педагогической психологии
На сегодняшний день педагогическая деятельность обусловлена потребностью в ней нынешнего социума. Почему она так необходима в образовательной системе? Какими конкретно потребностями обоснована необходимость применения педагогической психологии на практике?
- Биопотребность – основывается на обеспечении индивидуального и видового предопределения человека как существа разумного.
- Соцпотребность – необходимость в принадлежности к социальной группе и занятии в ней конкретной ниши.
- Идейная потребность – обоснованность познания мира в целом и поиски своего «я» в системе общественной идеологии.
- Потребность в овладении знаниями – реализация своих нужд через усвоение общественного опыта.
- Потребность в познаниях – обусловлена умственной деятельностью.
Как наука, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания, педагогическая психология обусловлена массой человеческих потребностей. Применяемые ею методы благотворно влияют на становление человека как личности: наблюдение, устные и письменные опросы, методы анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперименты – все это, несомненно, выводит образовательный процесс на новый уровень. И заслуга повышения эффективности образования в учебных заведениях по праву должна быть отдана педагогической психологии. Последняя в современных реалиях получает все большее значение в сфере воспитания и обучения представителей подрастающего поколения.
Источник: http://fb.ru/article/380296/pedagogicheskaya-psihologiya—eto-nauka-izuchayuschaya-zakonomernosti-razvitiya-cheloveka-v-usloviyah-obucheniya-i-vospitaniya
Современная психология: место в системе наук
Психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Предмет, задачи и структура современной психологии, этапы ее развития. Важнейшие особенности психического отражения действительности. Сознание как высшая форма психики человека.
Рубрика | Психология |
Предмет | Психология |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Прислал(а) | Наталья |
Дата добавления | 17.09.2013 |
Размер файла | 22,2 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Методологические основы психологии, сознание как высшая форма психического развития, присущая только человеку. Место психологии в системе наук, закономерности проявления и развития психики человека. Характеристика методов психологических исследований.
реферат [29,9 K], добавлен 22.04.2010
Научная и житейская психология: различия в целях, методе, языке. Этапы становления научной психологии, ее место в системе наук. Методы психологического исследования. Сознание — высшая форма психического отражения. Теория бессознательного в теории Фрейда.
учебное пособие [152,0 K], добавлен 15.03.2010
Становление психологии как науки от античности до наших дней: 1) психология как наука о душе; 2) как наука о сознании; 3) психология как наука о поведении; 4) психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.
реферат [38,1 K], добавлен 28.11.2010
Особенности психологии в системе наук. Классификация методов психологического исследования. Основные этапы развития психологической науки. Психические явления и психологические факты. Предмет и задачи общей психологии. Этапы развития психики в филогенезе.
шпаргалка [56,4 K], добавлен 22.09.2010
Функции и структура психики, этапы ее развития. Особенности психического отражения. Психика и специфика строения мозга. Сознание — высшая ступень развития психики. Психические состояния человека. Краткая характеристика методов исследования в психологии.
лекция [278,0 K], добавлен 12.02.2011
Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики — особой формы жизнедеятельности человека; основные направления: механизмы и закономерности психики, формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта.
шпаргалка [66,1 K], добавлен 24.01.2012
Предмет, задачи, отрасли и методы психологии. Психика и ее развитие. Задачи и место современной психологии в системе наук. Психика и мозг человека: принципы и общие механизмы связи. Психические познавательные процессы. Деятельность и сознание личности.
курс лекций [126,3 K], добавлен 09.09.2009
Рассмотрение основных этапов развития психологии как науки. Ознакомление с направлениями развития психологии. Изучение особенностей психики как способности к отражению окружающей действительности. Характеристика сознания и бессознательного человека.
презентация [434,6 K], добавлен 20.09.2015
Психология как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека, ее принципы и содержание, предмет и методология исследования. Структура и отрасли психологии, история ее возникновения и развития, современность.
контрольная работа [197,4 K], добавлен 18.06.2014
История появления термина «психология», ее сущность и место в системе наук. Исследование механизмов и закономерностей психики человека, а также процесса формирования психологических особенностей личности. Предмет психологии в традиционных представлениях.
реферат [61,2 K], добавлен 25.02.2012
Источник: http://knowledge.allbest.ru/psychology/2c0a65625b3bd78b4c43a89521306c26.html
- Что делать, если вам необходимо пройти психофизиологическое обследование? - как пройти психолога
- Ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик - Памяти вольноопределяющегося Марека — LiveJournal - ярбух фюр психоаналитик унд психопатологик
- Развитие психики ребенка - психика ребенка
- Детский психолог в Москве - консультации, помощь, цены - психолог для ребенка
- Уровень тестовых заданий - в психоанализе выделяют следующие уровни психики
- Ребенок 2 года часто психует и капризничает: когда закончится этот сложный период - ребенок 2 года часто психует
- Фильмы: Полицейский психолог - полицейский психолог
- Общее и индивидуальное в психике человека; Студопедия - общее и индивидуальное в психике человека
- Детский психолог в Москве, консультация детского психолога в Москве - детский психолог
- Педагогика и психология - квалификация педагога психолога
Добавить комментарий