Уровень тестовых заданий — в психоанализе выделяют следующие уровни психики

08.09.2019

[2] Отметим, что некоторые представители зарубежной психологии, как, например, Г.Оллпорт, высказали мысль, что психологические исследования личности не должны базироваться на данных, полученных у аномальных субъектов.

уровень тестовых заданий

1. Заполните пропуски в утверждениях:

· Психологический детерминизм это …………………………………………………

· В психоанализе выделяют следующие уровни психики ……………………………

· А. Адлер разрабатывал следующее направление в психологии ………………………

· Автор интерперсональной теории личности …………………………………………..

· По Юнгу структура личности включает ………………………………………………..

· По Адлеру личность базируется на ………………………………………………..

· Структура личности в психоанализе состоит из ………………………………

· Конгруэнтность личности по Роджерсу это ……………………………………………

2. Способность построения программы собственных действий на слу­чай появления тяжелой болезни, которая может изменить обычный жизненный стереотип, привести к инвалидности или смерти назы­вается…………………………………………………………..

3. Тип психического реагирования, который, как правило, возникает у пациента в ответ на диагностику злокачественного новообразова­ния назы­вается ………………………………………………………………………………………………………

4. Типичной психологической реакцией на сообщение о необходимо­сти проведения хирургической операции является …………………………………………………………….

5. Способность устанавливать и поддерживать необходимые контак­ты с другими людьми, в частности, в условиях лечебного взаимо­действия называется ………………………………..

6. Адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний, а также от дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений, называют:

7. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной адаптации субъекта, это:

8. Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксация на определенных видах деятельности, это:

9. В рамках какой теоретической ориентации может быть дано следующее оп­ределение психотерапии: «Психотерапия — это процесс взаимодействия меж­ду двумя или более людьми, один из которых специализировался в области коррекции человеческих отношений»? ……………………………………………………………………………………..

10. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера называется …………………………………………………………………………………………………

[1] Mapкс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 493.

[2] Отметим, что некоторые представители зарубежной психологии, как, например, Г.Оллпорт, высказали мысль, что психологические исследования личности не должны базироваться на данных, полученных у аномальных субъектов.

[3] Ермаков А.Л., Галатенко Н.А. Основы самостоятельной работы студента /Под ред. И.И. Рубина. М.: МГТА, 1996.

[4] Журавлева Ж.А.,Плотников Э.В., Филипьев ВА. СРС и ее роль в процессе становления личности молодого специалиста //Социальные проблемы формирования молодежи. Свердловск, 1989. С. 119-123.

[5] Большой энциклопедический словарь. с 1014

[6] Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками — эффективное средство самообразования // Вестн. Моск. ун-та. (Сер. II, Право), 1996. №4. С. 49-62; Зубащенко Е.М. Виды самостоятельной работы по формированию понятийного аппарата будущего учителя//. Самостоятельная работа в процессе подготовки учителя географии. Новосибирск, 1992. С. 110-128.; Каминская С.С. Исследование эффективности самостоятельной работы студентов // Вопросы обучения и воспитания в вузе. Томск, 1992. С. 70-97.

[7] Большой энциклопедический словарь. с. 345

[8] Воеводин Л.Д. Самостоятельная работа студентов над источниками — эффективное средство самообразования // Вестн. Моск. ун-та. (Сер. II, Право), 1996. №4. С. 49-62; Высоцкая Н.М. Реферативная работа студентов как средство формирования культуры чтения // Проблемы формирования культуры чтения. Тамбов, 1994. С. 137-138; Корнейчук В.И., Куравлев С.И., Взикян А.Х. Активизация самостоятельной работы студентов методом распределенной экзаменационной сессии //Проблемы высш. шк. 1990. Вып. 70, С. 21-27.

[9] Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Под ред. А.И. Щербакова. – М.: Просвещение, 1987.

[10] Салунди М.Э. Управление СРС: коэффициент баланса аудиторной и самостоятельной работ // Проблемы высшей школы. 1989. № 10. С. 95 – 107.

Дата публикования: 2015-02-28 ; Прочитано: 1379 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с) .

Источник: http://studopedia.org/9-116221.html

Тесты и задания лекции 10 Психические свойства

страница10/12
Дата15.02.2016
Размер315,82 Kb.
ТипСборник задач и тестов

Тесты и задания лекции 10 Психические свойства

1,2
Д
А) 1- человек, 2 – личность; Б) 1- феральный человек, 2 – личность; В) 1- личность, 2 – индивидуальность; Г) 1- индивид, 2 – человек; Д) 1 – психика, 2 – темперамент; Е) 1- темперамент, 2 – характер; Ж) 1 — подвижность нервной системы, 2 – темперамент; З) 1 – мотивы, 2 – генотип; И) 1- установки, 2 – фенотип.

Задание 2. Заполните пропуски в утверждениях:

Основные современные направления исследования в психологии личности это…….

Автором психоанализа является……….

Основное положение психоанализа — психологический детерминизм, это ……….

В психоанализе выделяют следующие уровни психики ………..

Структура личности в психоанализе состоит из ………

К.Г. Юнг разрабатывал следующее направление в психологии …………

По Юнгу структура личности включает ……………..

По Юнгу становление личности это ……………

В соответствии с учением К.Г. Юнга человека, ориентированного на самооценку, малообщительного, часто испытывающего трудности в социальной адаптации, называют ……

А. Адлер разрабатывал следующее направление в психологии ……….

По Адлеру личность базируется на ………………….

Автором теории отчуждения является…………

Теория отчуждения рассматривает дихотомию между побуждениями человека к …………… и к ………

Одним из ревизионистских течений психоанализа можно считать концепцию Эрика Берна, предлагающую анализировать фазы общения, это направление получило название ……

В рамках бихевиоризма рассматривают следующие две задачи психологии ……………

Когнитивный бихевиоризм ввел в известную формулу S-R промежуточную переменную, которая включала ………….

Гуманистическое направление психологии личности предлагает рассматривать в качестве моделей исследования …………….

Самоактуализации личности по А. Маслоу это……….

Конгруэнтность личности по К.Р. Роджерсу это ……….

Задание 3. Заполните пропуски в утверждениях:

Соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга человека определяет его …….

Слово «темперамент» переводится с латинского как ……………, а это означает что…….

Гуморальная теория темперамента предполагала разделить людей по наличию в их организме …..

Автором гуморальной теории считают ….

В рамках гуморальной теории появились четыре типа темперамента: сангвиник,…………….,…………… и ………

И.П. Павлов предложил свою теорию темпераментов, в основу которой были положены три параметра ВНД: сила, ……………… и ………….

В основе темперамента лежит тип нервной системы. Можно ли сказать, что темперамент является своеобразным «приговором» личности, определяющим все ее успехи и поражения?

Долго готовится, приступая к работе, но выполняет ее качественно ….

Необязательны, почти ничему не придают большого значения, люди веселого нрава, не поддающиеся панике ….

Стараются уклониться от работы в команде, соревнования, любой публичной активности….

Отличается беспокойством, тревожностью, пессимизмом….

Вдумчивый, спокойный внешне, рассудительный, склонен к длительному, тщательному выбору, внутренне обидчив….

Вспыльчивый, отходчивый, честолюбивый, деятельный…….

Любит общение, церемонии, стремится находиться в центре внимания и быть предметом поклонения….

«Характер» переводится с греческого как ……………. это свидетельствует о его …………………. образовании.

Устойчивые свойства и отношения субъекта с окружением, в основе которых лежат особенности темперамента и которые он приобретает в результате воспитания и взаимодействия со средой …..

Задача воспитания состоит в формировании такого характера, который бы помогал личности в системе социальных отношений. Такой характер называют …….

Если характер скорее мешает, чем помогает социальной адаптации личности, то его называют …..

Если отдельные черты характера при определенных обстоятельствах создают для человека трудности в отношениях и деятельности, то такой характер называют ……

Под направленностью личности человека понимают комплекс …..

Установки, носящие отрицательный характер, называют ……….

Опредмеченная потребность, движущая причина поведения …..

Их набор является общечеловеческим, а вои иерархия, в той или иной степени субъективна…..

Потребность — ………. мотив -…………., цель ………. Они могут совпадать?

Задание 4. Какие из приведенных высказываний кажутся Вам правильными? Ответ обоснуйте.

Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

Личность – это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

Личность – это индивидуально выраженное всеобщее.

Личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем.

Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Задание 5. Прокомментируйте фрагменты

«Чтобы быть личностью, нужно быть субъектом, социальным, общественно-ответственным субъектом» П.Я. Гальперин

«Личность в нас — это такое измерение, в которое мы входим, выходя из самих себя. Скорее даже — за пределы самих себя, своих возможностей, что возможно при постоянном самонапряжении»….«Человека без трансцендирования нет. Его нет без выхода за рамки природно-данного и без построения чего-то другого…» М.К. Мамардашвили.

«Необходимо подчеркнуть, что существование «…неповторимой индивидуальности, автономности личности невозможно вне исторически развивающейся системы социальных отношений» В.С. Степин.

«Индивидуальное развитие человека происходит благодаря усвоению транслируемого в культуре социального опыта. Неповторимость подлинной личности в том и проявляется, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражает «суть» всех других людей. В результате, «впервые создавая (открывая) новое всеобщее, она выступает как индивидуально выраженное всеобщее» Э.В. Ильенков.

Задание 6. Прокомментируйте приведенные фрагменты:

«Видя себя в других, не только любишь себя, но и ненавидишь» Г. Лихтенберг

«Тот самый пустой человек, кто наполнен собой» М. Ю. Лермонтов

«Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую» А. Каррель

«Достаточно мгновения, чтобы стать героем, но необходима целая жизнь, чтобы стать достойным человеком» Поль Брюла.

«Человек становится человеком только среди людей» Йоганнес Бехер.

«Человек, в сущности, дикое, страшное животное. Мы знаем его лишь в состоянии укрощенности, называемом цивилизацией, поэтому и пугают нас случайные выпады его природы» Артур Шопенгауэр.

«Личность есть неизменность в изменении. Субъект изменения остается одним и тем же лицом. Для личности разрушительно, если она застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни. И так же разрушительно для нее, если изменение в ней есть измена, если она перестает быть самой собой, если лица человеческого больше нельзя узнать» Н. Бердяев.

«Один видит в луже только лужу, а другой, глядя в лужу, видит звезды» Ф. Честерфилд

«Каждый человек имеет некоторый горизонт взглядов. Когда он сужается и становится бесконечно малым, то превращается в точку. Тогда человек говорит: «Это моя точка зрения» Давид Гильберт.

«Каждый человек есть вселенная, которая с ним родилась и с ним умирает: под каждым надгробным камнем погребена целая всемирная история» Г. Гейне.

«Все мы жертвы… Наши судьбы предопределены космическим жребием, ветрами звезд и непостоянными вихрями, что дуют с мельниц богов» Г.Л. Дитрих.

«Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склоняется передо мной»! И. Северянин.

«Тот, кто не поспевает в ногу с остальными, возможно слышит иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой, которая слышится ему – слабая, отдаленная» Торо.

«Я не знаю, чем я кажусь свету, но сам я сравниваю себя с ребенком, который, бродя по берегу моря, собирает гладкие камни и красивые раковины…» И. Ньютон.

Задание 7. Проанализируйте отрывки:

«Сверх-Я, Я и Оно – вот три царства, сферы области, на которые мы разложим психический аппарат личности… Оно – это темная, недоступная часть нашей личности;… Мы представляем себе, что у своего предела оно открыто соматическому, вбирая оттуда в себя инстинктивные потребности, которые находят в нем свое психическое выражение, но мы не можем сказать в каком субстрате… для процессов в оно не существует логических законов мышления, прежде всего тезиса о противоречии. Противоположные импульсы существуют друг подле друга, не отменяя друг друга и не удалясь друг от друга… Само собой разумеется, Оно не знакомы никакие оценки, никакое добро и зло, никакая мораль… Пользуясь популярными выражениями , можно сказать, что «Я» в душевной жизни представляет здравый смысл и благоразумие, а Оно неукротимые страсти. … «Я» является лишь частью Оно, частью целесообразно измененной близостью к грозящему опасностями внешнему миру…. В общем, «Я» должно проводить в жизнь намерения Оно, оно выполняет свою задачу, изыскивая обстоятельства, при которых эти намерения могут быть осуществлены наилучшим образом. Отношение «Я» к Оно можно сравнить с отношением наездника к лошади. Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определить цель и направление движения сильного животного. Но между «Я» и Оно слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается. …Сверх-Я является для нас представителем всех моральных ограничений, поборником стремления к совершенствованию, короче, тем, что нам стало психологически доступно из так называемого более возвышенного в человеческой жизни.» З.Фрейд.

«…в свете индивидуальной психологии уменьшается важность проблемы наследственности, так как важно не то, что человек наследует, а то что он делает со своей наследственностью в ранние годы, — иными словами, важен прототип, который формируется ребенком в его окружении. Наследственность, конечно же, ответственна за врожденные органические дефекты, но наша задача в данном случае заключается в том, чтобы облегчить частные трудности и поместить ребенка в более благоприятную ситуацию… мы считаем, что социальный интерес – это наиболее важный фактор в подходе к воспитанию и лечению… только смелые и уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемам жизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами. Чтобы быть человеком, необходимо быть подготовленным к социальному поведению. У трех типов детей (детей с поврежденными органами, избалованных и отвергнутых детей), формируется прототип с наименьшей степенью социальной общности. У них отсутствует такая ментальная установка, которая бы помогла им воплощать их жизненные планы или разрешать проблемы. Чувство поражения рождает в прототипе ошибочную установку в отношении жизненных проблем и тенденцию развивать личность в бесполезном направлении. В противоположность этому наша задача в лечении этих пациентов заключается в том, чтобы направить их поведение в полезную сторону и закрепить общую позитивную установку в отношении жизни и общества» А. Адлер.

«Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. И не ребенок, а только взрослый может достичь этого уровня развития в качестве спелого плода жизненных свершений, направленных на эту цель. Ведь достичь уровня личности означает максимально развернуть целостность индивидуальной сущности… Личность – высшая реализация врожденного своеобразия у отдельного существа. Личность – результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора. Воспитать человека таким – это, по-моему, немалое дело… Личность развивается в течение всей жизни человека из темных или даже вовсе необъяснимых задатков, и только наши дела покажут, кто мы есть. …Личность как полная реализация целостности нашего существа – недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы – не что иное, как указатели пути, но никак не цели.» К.Г. Юнг.

«Прежде чем приступить к обсуждению психологической проблемы эгоизма и себялюбия, следует указать на логическую ошибку в утверждении, что любовь к себе и любовь к другим взаимно исключают друг друга. Если любовь к ближнему как к человеческому существу – добродетель, то и любовь к себе добродетель, а не грех, поскольку я – ведь тоже человеческое существо. Не существует понятия человека, в которое не включался бы я сам. Учение, настаивающее на подобном исключении, внутренне противоречиво. Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего твоего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей личности, ее полноте и уникальности, любовь к себе, понимание своего собственного «я» неотделимо от уважения, любви и понимания другого. Любовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности другого… Любовь есть проявление собственной энергии, способности любить, а любовь к другому человеку – это актуализация и концентрация этой энергии по отношению к нему. Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом собственной любви и что главная задача найти именно этого человека, — ошибочна. Не верно и то, что любовь к нему, уж если повезет встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться только по отношению к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение…. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как к таковому. Своего рода «разделение труда» как говорит Уильям Джеймс проявляющееся, например, в том, что человек любит свою семью, но остается бесчувственным, когда речь идет о людях «посторонних», есть показатель изначальной неспособности любить… Любовь к себе и эгоизм не только не идентичны, они диаметрально противоположны. Эгоист любит себя так же мало, как и других; фактически он даже ненавидит себя. Действительно, эгоисты не способны любить других, но они неспособны также любить и самих себя. Эгоизм будет проще понять, если сравнить его с таким отношением к другому, которое характеризуется ненасытностью, как отношение чрезмерно заботливой и целиком поглощенной своей заботой матери к своему ребенку. Хотя она и считает, что горячо любит свое дитя, на самом деле ею владеет глубоко скрытая и подавленная враждебность к нему. Она сверхзаботлива не потому, что слишком сильно его любит, но потому, что вынуждена компенсировать свою неспособность вообще любить его» Э. Фромм.

«Будем подразумевать под термином личность все то, чем обладает индивид ( в действительности или в потенции) и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций. Под тем, чем он обладает, мы подразумеваем, во-первых, общую массу его организованных навыков, социализированные и урегулированные инстинкты, социализированные и умеренные эмоции и сочетания и взаимоотношения этих последних и, во-вторых, высокие коэффициенты как пластичности (способности образования новых навыков и видоизменения старых), так и способности удержания (готовность установления навыков функционировать после периода непользования ими). Рассматриваемый с другой точки зрения актив его – это так часть снаряжения индивида, которая служит его приспособлению и равновесию в настоящей среде и также потенциальные или возможные факторы, которые подготовили бы его подъем для того, чтобы справиться с изменившейся средой. Выражаясь подробнее, мы подразумеваем, что можем перечислить причины его настоящей неприспособленности в таких терминах, как «недостаточность навыков», «отсутствие общественных инстинктов» (инстинкт, неизмененный навыком), «бурность эмоций» или «недостаток или отсутствие эмоций», и что мы можем заключить, что с его настоящим снаряжением и эластичностью индивид не в состоянии достигнуть удовлетворительного приспособления ни к настоящей обстановке, ни, может быть, к какой-нибудь другой. В том случае, когда его потенциальный актив достаточен, мы можем перечислить и начать запечатление тех факторов, которые будут пригодны для его приспособления. Этот способ рассматривания личности требует как будто нормы для приспособленности и как будто предполагает, что такая норма действительно существует. Норма, которой мы пользуемся в настоящее время, носит практический характер и основана на здравом смысле. На практике мы в нашей обыденной жизни берем индивидов, с которыми знакомы, и отмечаем существенные факторы, на основании которых они могут занимать то место, которое занимают в социальной и общественной жизни. Чем лучше мы подготовлены, тем точнее мы можем отметить эти факторы. Вопрос о том, будем ли мы когда-либо иметь научные и точные нормы, может не занимать нас в настоящий момент… Изучение личности в той или иной форме существенно для каждого вида общественной жизни. Все мы ежедневно в своей жизни сталкиваемся с проблемами личности. Мы становимся лицом к лицу с серьезными проблемами личности, когда нам приходится высказать суждение по поводу выбора нашим ребенком товарища для игр, избрать компаньона на всю жизнь в предприятие или для университетской работы. Приступить к изучению или новой тренировке какого-либо индивида, личность которого больна или извращена. При менее серьезных обстоятельствах мы сталкиваемся с этой проблемой, когда помещаем двух людей вместе за обедом, или составляем список гостей для партии бриджа, или даже водя вместе двух наших близких друзей. Умные хозяйки очень хорошо понимают общественную сторону проблемы, но они скажут вам, что их успех вызывается не каким-либо особым вдохновением с их стороны, а тем обстоятельством, что они изучают интимные подробности жизни их друзей и хорошо о них осведомлены» Дж. Уотсон.

«Самоактуализированные люди обладают удивительной способностью радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык, которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувством новизны. Для такого человека закат солнца, пусть он даже видит его в сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его впервые; любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, может предстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем веку тысячу цветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи, благоволения судьбы не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы; его шестидесятилетняя жена кажется ему такой же красивой, как и сорок лет назад. Даже повседневность становится для него источником радости и возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг. Разумеется, это не означает, что они постоянно пребывают в экстатическом состоянии или прилагают осознанные усилия, чтобы добиться этого. Столь интенсивные чувства они испытывают лишь время от времени, и эти чувства настигают их внезапно. Человек может десяток раз переправиться через реку, а в одиннадцатый раз к нему вдруг возвращается то чувство трепетного восторга, которое он испытал, впервые увидев живописный ландшафт, открывшийся ему с парома» А. Маслоу.

«Наконец нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между психопатией и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезко выраженной форме те или иные психопатические особенности присущи почти всем «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией, количество несомненных психопатов является довольно значительным. Чтобы правильно оценить это обстоятельство, надо еще помнить, что в создании гениального произведения принимают участие два фактора: среда (эпоха) и творческая личность. Что многие психопаты именно благодаря своим психопатическим особенностям должны быть гораздо более чуткими к запросам эпохи, чем так называемые нормальные люди, после сказанного должно быть понятно само собой. Историю интересует только творение и, главным образом, те его элементы, которые имеют не личный, не индивидуальный, а общий непреходящий характер. Творческая личность, отступая на задний план, по своей биологической ценности вовсе не должна обязательно иметь то же положительное значение, какое объективно принадлежит в соответствующей области ее творению. Спор о том, представляет ли гениальная личность явление дегенерации или прогенерации, по существу, бесплоден и является в значительной мере результатом незакономерного смешения биологической и социологической точек зрения» П.Б. Ганушкин.

«Личность тем значительнее, чем полнее и шире представлена в ней – в ее делах, в ее словах, в поступках – коллективно-всеобщая, а вовсе не сугубо индивидуальная ее неповторимость. Неповторимость подлинной личности состоит именно в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая «суть» всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей, открывая для всех то, чего они не знают, не умеют, не понимают. Ее неповторимость не в том, чтобы во что бы то ни стало выпячивать свою индивидуальную особенность, свою «непохожесть» на других, свою «дурную индивидуальность», а в том, что, впервые создавая (открывая) новое всеобщее, она выступает как индивидуально выраженное всеобщее» Э.В. Ильенков.

Источник: http://psihdocs.ru/sbornik-zadach-i-testov-po-psihologii-i-pedagogike-pod-obshej.html?page=10

В психоанализе выделяют следующие уровни психики

39 ответов на горячие вопросы об отношениях.

Четкие практические рекомендации.

Ценные бонусы + Скайп-консультация в подарок.

Видеокурс

Пошаговый видеокурс «Как стать слабой: Как стать женщиной, о которой мужчина мечтает заботиться?»

Что значит стать «слабой» для мужчины?

Как быть, если из отношений уходят внимание и забота?

О какой женщине мужчина мечтает заботиться?

в психоанализе выделяют следующие уровни психики

Статистика

Статей на сайте: 607

Структура психики по Зигмунду Фрейду

На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия.

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух систем — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

При этом необходимой и крайне важной составной частью психической структуры является система бессознательного.

Именно она, по утверждению Фрейда, служит источником всех психических сил и энергий личности. В статье «Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе» Фрейд предложил для обозначения этой системы использовать сочетание «Ubw» (начальные буквы немецкого Unbewust — бессознательное).

Позднее в работе «Я и Оно» эта система получила обозначение «Оно».

Что же представляет собой бессознательное?

Прежде чем дать его определение, Фрейд делает замечание, что «психическое » и «сознательное» — понятия неидентичные. Их нельзя отождествлять, так как в психике человека наличествуют очень интенсивные скрытые представления, присутствие Которых человек не замечает и не осознает, но они проявляются в оговорках, ошибках памяти и речи, забывании имен и т.д.

Для практики делового общения это замечание Фрейда представляется очень существенным. Затянувшиеся паузы перед некоторыми словами, оговорки, обмолвки делового партнера могут свидетельствовать о некоторой неискренности его вербальных суждений, о скрытых и неосознанных его стремлениях.

Характеризуя бессознательное, как «закономерную неизбежную фазу процессов, которые проявляет наше психическая деятельность», Фрейд выделяет такие его важнейшие особенности, как:

1) оно — несловесное (невербальное);
2) «оно никогда не умирает», не теряет своей динамической силы и энергии;
3) ему закрыт прямой доступ в сознательное;
4) по динамике своего образования бессознательное, есть вытесненное (Verdrangung), формирующееся на протяжении всей Жизни человека без всякого участия сознания;
5) законы его функционирования отличаются от законов сознательной деятельности; бессознательное «как бы не обращает внимание» на смену дня и ночи, рождения и смерти, живет «все всевременно», — сразу прошлым, настоящим и будущим.

По своему содержанию бессознательное представляет внутреннюю стихию психических процессов, «кипящий котел» инстинктов, аффектов, базальных (врожденных) эмоций, влечений, на основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы — комплексы.

Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражении организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

— влечения «Я» цель которых — самосохранение индивида;
— сексуальные влечения (libido), цель которых — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

На основе влечений, и в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа, учение Фрейда о котором — одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа (или эдипова комплекса).

Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.

Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями «Я») и Танантосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной — продолжение рода — или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Это новое предложенное Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма А. Вейсмана.

Теперь и само бессознательное как система психической структуры обогащается в психоанализе Фрейда качественно новыми моментами. Оно представляется не чем-то низшим, темным аморальным в социально-психологическом смысле, а таким, которое способно нести сознательное и даже творческое начало.

Таким образом Фрейд подходит к обоснованию второй области психической структуры личности — «Идеал-Я» или “Сверх-Я» которое становится продуктивным источником психической силы и энергии для взаимодействия с реальностью и прежде всего с явлениями моральной и культурной жизни.

Важнейшим является и то, что система «Сверх-Я» формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения «добра» и «зла».

К проявлениям «Сверх-Я» можно отнести внезапное пробуждение совести» у человека, возникновение «безотчетного чувства вины», строгости и презрения к себе. Выступая как цензор, веления которого выполняются вытеснением, «Сверх-Я обнаруживает себя как моральная и даже «гиперморальная» (по терминологии Фрейда) психическая сила, которую сознание не может преодолеть Природа человека, по утверждению Фрейда, — как в отношении добра, так и в отношении зла далеко превосходит то, что он сам предполагает о себе.

Образование «Сверх-Я» Фрейд связывает с особым психическим механизмом — идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

В практике делового общения психические феномены Сверх-Я осуществляют нравственный контроль за поведением партнеров.

Зачастую в психической структуре личности происходит столкновение нравственных и прагматичных (выгодных для дела) суждений. Иногда партнеру приходится делать нравственный выбор, отказавшись от удачной деловой операции. Тем более, что партнеры в деловом общении выступают как личности, значимые друг для друга.

Поэтому желательно в деловом общении предпочесть правило «честь превыше прибыли», нежели низкий уровень этического поведения, сопряженный с очернительством и унижением конкурирующего с вами партнера.

Нередко в деловом общении происходит «сдвиг» моральных суждений, когда предложенная удачная деловая операция сопряжена с финансовыми махинациями, нарушения ранее заключенных договоров, обнаружением более «выгодного партнера».

В целом фрейдовская концепция «Сверх-Я» еще раз подтверждает тесную взаимосвязь этических и социально-психологических моментов делового общения.

В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет «предсознательное» «Я». Оно находится между «Сверх-Я» и «Оно» (бессознательным), связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре.

Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями «Оно».

Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и «Сверх-Я», психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание «принципом реальности» психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, — строго процензуровано.

По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.

Для делового общения психические процессы, происходящие в предсознательном, имеют особое значение. Во-первых, они способствуют психической ориентации в определенной ситуации делового общения, определяя пространственно-временные рамки общения и реальные условия коммуникации партнеров. Во-вторых, процессы предсознательного влияют, и весьма существенно, на диалоговую информационную фазу общения партнеров. Включая механизмы перцептивной фильтрации, они обеспечивают регистрацию и даже кратковременное запоминание той небольшой части информации, которая в данный момент общения наиболее существенна для партнеров.

Источник: Психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н. Лавриненко
Просмотров: 48679

Все материалы из данного источника: Лавриненко В.Н. ->

Понравился проект и хотите отблагодарить?
Просто поделитесь с друзьями, кликнув по кнопкам социальных сетей!

На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.

Человеческая психика, согласно Фрейду, включает в себя три области — системы психического: сознательное, бессознательное и предсознательное, которые находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия.

Вам также может быть интересно:

Будьте в курсе. Присоединяйтесь к нашему сообществу!

Источник: http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=212

Глава 3. Психодинамическое направление в теории личности: Зигмунд Фрейд.

Психоанализ: основные концепции и принципы.

Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой личности пронизывает все аспекты представлений Фрейда о человеческом поведении. Однако под всеми этими хитросплетениями и сложностями лежит относительно небольшое число исходных концепций и принципов, в которых отражается психоаналитический подход Фрейда к личности. Рассмотрим сначала его взгляды на организацию психики, которую часто называют «топографической моделью» Фрейда.

Уровни сознания: топографическая модель.

В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту «психическую карту», чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.

Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Например, сейчас ваше сознание может вмещать в себя мысли авторов, написавших этот текст, а также смутное ощущение надвигающегося голода. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Что бы в данный момент времени ни переживалось в сознании человека, это следует рассматривать как результат процесса избирательной сортировки, в значительной степени регулируемого внешними сигналами. Более того, определенное содержание осознается лишь в течение короткого периода времени, а затем быстро погружается на уровень предсознательного или бессознательного по мере того, как внимание человека перемещается на другие сигналы. Сознание охватывает только малый процент всей информации, хранящейся в мозге.

Область предсознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. Например, вы можете вспомнить все, что вы делали в прошлую субботу вечером; все города, в которых вам довелось жить; свои любимые книги или аргумент, который вы высказали вчера своему другу. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.

Самая глубокая и значимая область человеческого разума — это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного. Примерами того, что может быть обнаружено в бессознательном, служат забытые травмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю и подавленные сексуальные желания, которые вы не осознаете. Согласно Фрейду, такой неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд не первым обратил внимание на значение бессознательных процессов в поведении человека. Некоторые философы XVIII и XIX веков предполагали, что основное содержание внутреннего мира не доступно для осознания (Ellenberger, 1970). Однако, в отличие от своих идейных предшественников, Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или открыто выражаться в поведении, это встречает сильное внутреннее сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе. Эту догадку Фрейд использовал в своей работе с больными.

Структура личности.

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые «структуры» личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Взаимосвязь между этими личностными структурами и уровнями сознания (то есть, топографическая модель) изображена в виде диаграммы на рис. 3-1. На рисунке показано, что сфера ид полностью неосознаваема, в то время как эго и суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от ид.

Рис. 3-1. Связь структурной модели с уровнями сознания.

Ид. Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация, копуляция), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Будучи примитивным в своей основе, оно свободно от всяких ограничений. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической (преувеличенно себялюбивой) манере, невзирая на последствия для других или вопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели — этот факт может, как полагал Фрейд, представлять опасность для индивидуума и для общества. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.

Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь» (Freud, 1915-1917, р. 104). Ид выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст возможности голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах, а также в психической деятельности новорожденных младенцев.

Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, «себя» и «не-себя». Трагедия поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом (например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне). Такого рода смешение может привести к смертельному исходу, если не появятся какие-нибудь внешние источники удовлетворения потребности. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети усваивают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.

Эго (от лат. «ego» — «я») — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей ид, эго должно постоянно осуществлять дифференциацию между событиями в психическом плане и реальными событиями во внешнем мире. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности, если ему хочется снять напряжение. То есть он или она должны научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель достигается при помощи определенных действий, дающих ид возможность выражать свои инстинктивные потребности в соответствии с нормами и этикой социального мира — искусство не всегда достижимое. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т. д. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные стратегии в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид.

В отличие от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума. Например, выражение сексуальной потребности откладывается до тех пор, пока не появится подходящий объект и обстоятельства. Итак, когда объект и условия идеальны, поведением управляет принцип удовольствия. Принцип реальности вносит в наше поведение меру разумности. Эго, по контрасту с ид, различает реальность и фантазию, выдерживает умеренное напряжение, меняется в зависимости от нового опыта и участвует в рациональной познавательной деятельности. Опираясь на силу логического мышления, которое Фрейд называл вторичным процессом, эго способно направлять поведение в нужное русло, чтобы инстинктивные потребности удовлетворялись безопасным для самого индивидуума и для других людей образом. Таким образом, эго является «исполнительным органом» личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем. Как будет показано в дальнейшем, одной из основных целей психоаналитической терапии является высвобождение некоторого количества энергии эго, чтобы стало возможным решение проблем на более высоких уровнях функционирования психики.

Суперэго. Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе «социализации»; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. «super» — «сверх» и «ego» — «я»).

Суперэго — последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими «формирующими» фигурами. Будучи морально-этической силой личности, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Формально оно появляется тогда, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно»; узнает, что хорошо и что плохо, нравственно или безнравственно (примерно в возрасте от трех до пяти лет). Первоначально суперэго отражает только родительские ожидания относительно того, что представляет собой хорошее и плохое поведение. Каждый поступок ребенок учится приводить в соответствие с этими ограничениями, чтобы избежать конфликта и наказания. Однако по мере того, как социальный мир ребенка начинает расширяться (благодаря школе, религии и группам сверстников), сфера суперэго увеличивается до пределов того поведения, которое считают приемлемым эти новые группы. Можно рассматривать суперэго как индивидуализированное отражение «коллективной совести» социума, хотя восприятие ребенком реальных ценностей общества может быть искаженным.

Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют «непослушным поведением» и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка, когда он не сделал того, что должен был сделать. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что родители одобряют или высоко ценят; он ведет индивидуума к установлению для себя высоких стандартов. И, если цель достигнута, это вызывает чувство самоуважения и гордости. Например, ребенок, которого поощряют за успехи в школе, будет всегда гордиться своими академическими достижениями.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако этот принцип самоконтроля не служит целям принципа реальности. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Короче говоря, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.

Источник: http://bookap.info/genpsy/terlich2/gl24.shtm

Структура психики по Фрейду

в психоанализе выделяют следующие уровни психики

Фрейдизм, бесспорно, является самым популярным направлением в психологии, которое повлияло во время своего возникновения, и продолжает влиять и сегодня на художников, музыкантов, писателей, а также восхищает своей проницаемостью даже людей, далеких от психоанализа.

Существует структура психики по Фрейду, которая дает очень точный ответ всем нам в минуты острых душевных противоречий. Оказывается, все наши противоречия очень даже закономерны.

  1. «Оно» — по Фрейду это бессознательная психика, с которой человек рождается. «Оно» — это первичные человеческие потребности в биологическом выживании, половом влечении и агрессии. Именно «Оно» является страстью, побуждающей к властвованию над человеком звериных инстинктов. До возраста 5-6 лет ребенком руководит только бессознательное «Я», считающее, что жизнь лишь для удовольствий. Поэтому дети в этом возрасте капризны и требовательны.
  2. «Сверх-Я» — это полная противоположность «Оно» в психике по Фрейду. Это – человеческая совесть, чувство вины, идеалы, духовность, то есть, сверх человек. Когда «Оно» подавляется (сексуальное влечение), «Сверх-Я» позволяет ему сублимироваться в прекрасное, в искусство. «Сверх-Я» развивается в человеке по мере взросления, влияния общественных нравов, правил, морали.
  3. «Я» — это среднее между «Оно» и «Сверх-Я», это эго человека, его реалистичная натура. Главная задача «Я» — создание гармонии между удовольствиями и моралью человека. «Я» всегда сглаживает конфликт между двумя крайностями, применяя психологическую защиту.

По Фрейду функция защитных механизмов психики отводится именно «Я»:

  • подавление – мысли, желания, стремления вытесняются обратно в «Оно»;
  • рационализация – человек ищет логическую причину возникновения абсурдного желания;
  • обман «Сверх-Я» — удовлетворение желания без чувства вины;
  • удовлетворение влечения отчасти – например, старшеклассник, испытывающий влечение к учительнице и не имеющий возможности его реализовать начинает увлекаться ее предметом.

То есть, согласно Фрейду, наша жизнь – это стремление увеличить число удовлетворяемых влечений, при этом сводя к минимуму угрызения совести.

Источник: http://womanadvice.ru/struktura-psihiki-po-freydu

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2022 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты