Методы психоанализа, основные методы психоанализа, методы классического психоанализа — психоанализ методы исследования

03.09.2019

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Методы психоанализа, основные методы психоанализа, методы классического психоанализа

Метод психоанализа
Психоанализ возник на заре XX века благодаря усилиям известного венского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда, и был одновременно и революционным подходом к пониманию многих психических феноменов, объяснению природы человеческих чувств и переживаний, и методом, позволяющим помочь людям с самыми различными психологическими проблемами, начиная от проблем обыденной жизни и кончая глубокой психопатологией.

https://youtube.com/watch?v=KvwKoADVeKk

Он помог понять, что так называемый «сознательный» взрослый, более или менее успешно действующий в «реальности», является только частью всей личности. Под его рациональным (логическим) всегда лежит бессознательное (алогичное), и Фрейд сумел показать, какое могучее влияние оказывают неосознаваемые мысли, чувства и скрываемые даже от самого себя желания и влечения на здоровье его пациентов.

Рациональное в каждом из нас подчинено принципу реальности. Оно, как правило, соответствует социальным эталонам поведения, и всегда делает определенный шаг в определенном времени. Бессознательное — подчинено всегда социально отвергаемому, но, тем не менее, властному принципу удовольствия; оно алогично, в нем нет причинно-следственных отношений, нет противоречий, нет времени. Наиболее ярким примером проявлений бессознательного являются наши сновидения, где мы почти всегда сталкиваемся с персонажами и событиями, в реальной жизни несовместимыми и даже несуществующими. Но, как Вы сможете убедиться в процессе анализа, такая алогичность присутствует не только в сновидениях.

В процессе психоанализа бессознательное пациента становится доступным для самонаблюдения, осознается. Открывается и воспринимается глубинная сущность каждого из нас, в результате чего происходит исцеление, облегчение страданий и духовный рост.

Почему же все больше людей избирают психоанализ в качестве предпочтительного метода психотерапии?

Даже если Вы читали какие-то работы Фрейда, видели образы аналитиков в фильмах и слышали то, что рассказывали другие о своем собственном «анализе», Вы все равно не знаете того, что в действительности происходит во время психоаналитических сессий и никогда не поймете этого, не испытав. В психоанализе нет стандартных приемов. И все, что будет происходить, исходно обусловлено спецификой именно Вашей личности и Вашей индивидуальной историей развития, которая всегда уникальна и неповторима.

Психоаналитика очень мало интересует диагноз или отдельные симптомы заболевания. В центре его внимания всегда будет Ваша личность в целом — и ее «хорошая», и ее «плохая» составляющие. Психоанализ не ставит в качестве своей основной цели просто «убрать» тот или иной симптом, который, как свидетельствует практика, через некоторое время может проявиться вновь в том же или ином виде. Главная задача — установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития. Самосознание и самопонимание — вот два самых важных ключа к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию адекватных стереотипов поведения.

Однако, также как без зеркала мы не можем увидеть некоторые части своего тела (например, нос, уши, заглянуть себе в глаза), так и без аналитика, которому мы рассказываем наши эмоции и переживания, нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств.

Любая личность детерминирована своей историей. В этой истории могут быть очень яркие и светлые, но нередко — одновременно — и темные, и даже мрачные страницы. В силу своего образования и практики, психоаналитики знают, что о многом из своей истории Вы вообще никогда и ни с кем не говорили, а если говорили, то скорее всего Вы еще никогда не были выслушаны до конца или сами предпочли рассказать далеко не все. Что-то в Вашей индивидуальной истории может быть настолько неприемлемым, что даже Вы сами не можете помнить об этом.

Чаще всего пациент обращается за помощью потому, что он (или она) испытывает какую-то эмоциональную (нередко — приобретающую характер непереносимой) боль. Обычно первой целью такого обращения является желание избавиться от неприятных чувств, навязчивых мыслей или переживаний, затяжной депрессии или тревоги, неудач в общении — профессиональном, бытовом или сексуальном. И лишь в процессе лечения пациент, как правило, начинает понимать, что все эти проявления — лишь вершина айсберга.
Психоанализ нередко называют «лечением разговором», потому что основное содержание регулярных встреч с аналитиком — это именно беседа о всех Ваших чувствах, поступках, мечтах, фантазиях, сновидениях и переживаниях — в прошлом и настоящем. Во время анализа можно и нужно говорить обо всем: о своих текущих проблемах и заботах, о работе, о взаимоотношениях с другими, о своих чувствах, о детстве, о своих родителях, своих мечтах и фантазиях (даже если они кажутся Вам извращенными или преступными), о юношеских годах или о том, что именно в данный момент кажется наиболее важным. Помощь аналитика в процессе этой в некотором смысле односторонней беседы позволяет пациенту узнать гораздо больше об источниках своих проблем, и о том, как изменить свою жизнь к лучшему.

ПСИХОАНАЛИЗ — направлении психологии, основанное в конце XIX века австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом.

Психоанализ в классическом виде представляет собой работу, подразумевающую частоту встреч 4-5 иногда 6 раз в неделю. Пациент при этом принимает положение лёжа на кушетке, а психоаналитик находится у изголовья кушетки таким образом, чтобы пациент его не видел или видел небольшую часть его одежды, тела.Психоаналитик имеет возможность видеть пациента, а пациент его нет.

Первоначально психоанализ возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни — сновидений, ошибочных действий, остроумия — были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих психологических механизмов.

Основной предпосылкой психоанализа является разделение психики на сознательное и бессознательное. Поведение и мышление человека предопределяют бессознательные влечения, уходящие корнями в травмирующие переживания детства или вступающие в столкновение с существующими в обществе нравственными и культурными нормами. Так возникают внутрипсихические конфликты. Разрешение этих конфликтов осуществляется путем вытеснения из сознания «дурных», но естественных влечений и желаний. Вытесненные из сознания влечения и желания не исчезают бесследно. Они загоняются в глубины человеческой психики и так или иначе, рано или поздно дают знать о себе, вызывая напряжения.

Процесс психоанализа состоит в изучении и реорганизации личности; делается это для того, чтобы индивид мог хранить свои напряжения с меньшими затруднениями, пока не придет время их снять. Необходимо сделать подсознательное сознательным и привести под наблюдение неудовлетворенные напряжения. Считается, что для того, чтобы полностью провести этот процесс, он должен длиться, по меньшей мере, год и составлять от трех до шести сеансов в неделю каждый продолжительностью около часа. Если исследование длится менее года, то эффективное проведение процесса почти невозможно.

Метод группового анализа
В последние годы активно развивается метод группового анализа, когда один аналитик работает одновременно с группой из 7-10 человек. По мере установления доверия между членами группы, формируется специфическое (терапевтическое) сообщество людей, стремящихся понять и принять друг друга, развивается способность слушать другого и уверенность, что каждый будет услышан. Одновременно усваиваются рациональные стереотипы межличностных отношений, нормативы общения и преодолеваются психопатологические комплексы.

Детский психоанализ
Отличия детского психоанализа весьма существенны. Во-первых, о проблеме ребенка обычно заявляет не он сам, а кто-то из взрослых, и он же приводит маленького пациента (иногда 3-5, а иногда 6-12 лет) к психотерапевту. Как правило, психоанализ с детьми проводится в форме игры в специально оборудованной для этого комнате — с игрушками, конструкторами, пластилином, кистями и красками, и даже песочницей. Важнейшее условие успешности детской терапии — установление доверительных отношений с ребенком, на что уходит несколько первых сессий. При этом аналитик никогда не навязывает ребенку форму общения — ребенок сам избирает ее, иногда предпочитая говорить языком мимики, жеста, рисунка, цвета или действия. Но каково бы ни было поведение ребенка, включая агрессивность, он всегда безусловно принимается терапевтом.

Значительное внимание в процессе детского психоанализа уделяется изучению семейного фона и общению со взрослыми, поведенческие особенности которых (чаще всего — невольно) провоцирует появление психопатологических комплексов у детей. Но осознание и даже исключение тех или иных негативных причин взрослыми далеко не всегда и не автоматически приводит к позитивным сдвигам в поведении детей. Коррекция однажды возникшей психопатологии или отклоняющегося поведения ребенка требует длительной и кропотливой работы. Детский психоанализ — это, вероятно, самая трудная и самая ответственная область психотерапии, и как правило, детские психотерапевты — это исходно очень терпеливые, добрые, отзывчивые и искренние люди. И если они порекомендуют Вам параллельно с Вашим ребенком самим пройти курс психотерапии, постарайтесь им поверить.

Более подробнуюую информацию о методе психоанализа Вы можите получить, познакомившись с работой Решетникова М. М. Что такое психоанализ? Популярное изложение. — СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1998. — 24 с.

психоанализ методы исследования

Методы психоанализа, основные методы психоанализа, методы классического психоанализа

Источник: http://i-putnik.com/metody-psikhoanaliza/

Тема 15: Психоанализ как метод исследования.

1. Основные принципы психоаналитического исследования.

2. Понятие ошибочного действия. Этиология ошибочного действия.

3. Природа сновидения. Функции сновидения.

4. Образования сновидения.

5. Работа сновидения.

6. Толкование сновидений.

Темы рефератов:

Символика сновидения (фрейдистский подход).

Литература:

1. Гамбургер А. Сновидение//в кн. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. — Спб, 2001.

2. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.

3. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. – СПб., 1995.

4. Современная теория сновидений. М., 1994.

5. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. М., 1995.

6. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

7. Фрейд З. Толкование сновидений. – М., 1994.

Тема 16: Психоанализ как метод терапии.

1. Аналитическая ситуация.

2. Перенос и контрперенос.

4. Лечебный альянс.

5. Негативная терапевтическая реакция.

Темы рефератов:

1. Болезнь и здоровье с точки зрения психоанализа.

2. Развитие понятия перенос в психоаналитической терапии.

Литература:

1. Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. Воронеж, 1994.

2. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. – СПб., 1995.

3. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. Спб, 2001.

4. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. – М., 1995.

5. Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. – М., 1992.

Тема 17: Основные понятия аналитической психологии К.Г.Юнга.

1. Сознание. Эго-направленность.

2. Эктопсихика. Эктопсихические функции.

3. Эндопсихика. Эндопсихические функции.

4. Индивидуальное бессознательное. Понятие комплекса.

5. Комплекс и Эго.

Темы рефератов:

1. Концепция психологических типов К.Г. Юнга.

2. Ассоциативный эксперимент.

Литература:

1. Гловер Э. Фрейд или Юнг?.Спб, 1999.

2. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 1997.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб, 1997.

4. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

5. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. М., 1998.

Тема 18: Психология коллективного бессознательного.

1. Коллективное бессознательное. Понятие архетипа.

2. Основные архетипы коллективного бессознательного.

3. Самость и индивидуация.

Темы рефератов:

1. Символ и его функция в аналитической психологии.

2. Сновидения и их толкование в аналитической психологии.

3. Понимание личностного развития в аналитической психологии.

4. Особенности аналитического процесса в аналитической психологии в аналитической психологии.

5. Проблема рода/пола в аналитической психологии.

Литература:

1. Гловер Э. Фрейд или Юнг?.Спб, 1999.

2. Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. М., 1997.

3. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. Спб, 1997.

4. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

5. К.Г.Юнг о современных мифах. М., 1994.

Тема 19: Индивидуальная психология А.Адлера.

1. Комплекс неполноценности.

2. Стремление к превосходству.

4. Типы личности.

5. Социальный интерес.

6. Порядок рождения.

Темы рефератов:

1. Сны и их толкование в индивидуальной психологии А.Адлера.

2. Ценность семьи и брака в индивидуальной психологии А.Адлера.

3. А. Адлер. Концепция агрессивного характера.

4. А. Адлер. Психология власти.

Литература:

1. А. Адлер Наука жить. Киев, 1997.

2. А. Адлер Понять природу человека. Спб, 1997.

3. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб, 1997.

Тема 20: Неофрейдизм.

1. Представления о природе человека в неофрейдизме.

2. Представления о развитии человека в неофрейдизме.

3. Представления о деформациях личностного развития во фрейдизме.

4. Неофрейдизм: новый подход к терапии.

5. Неофрейдизм и марксизм.

Темы рефератов:

1. Идеология и психология авторитарной семьи.

2. Церковь и подавление сексуальности.

3. Теория сексуальной революции в творчестве В. Райха.

4. Концепция естественной рабочей демократии в творчестве В. Райха.

5. Концепция деструктивности в творчестве Э. Фромма.

6. Э. Фромм: психология любви.

7. Развитие человека и свобода в творчестве Э. Фромма.

Литература:

1. Райх В. Сексуальная революция. — СПб: Университетская книга, 1997.

2. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М.: Прогресс, 1993.

3. Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб: Университетская книга, 1997.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

5. Фромм Э. Искусство любви. – Мн.: ПОЛИФАКТ, 1990.

6. Фромм Э. Иметь или быть. – М., 1990.

7. Фромм Э. О душе современного человека

8. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.

9. Хорни К. Наши внутренние конфликты.

10. Хорни К. Невротическая личность нашего времени.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997.

Тема 21: Бихевиоризм.

1. Методологические основания бихевиоризма.

2. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона.

3. Бихевиоризм Э. Ч. Толмена

4. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера.

5. Социально-когнитивное направление.

Темы рефератов:

1. Коннекционизм Э.Ли Торндайка.

2. Концепция когнитивных карт Э.Ч. Толмена.

3. Бихевиоризм К.Л. Халла.

4. Б.Ф. Скиннер: эффективность контроля за поведением.

5. А. Бандура: теория викарного научения.

6. Дж. Роттер: концепция человеческих потребностей.

7. Бихевиоральная психотерапия.

Литература:

1. История психологии. Хрестоматия. Под ред. П.Я. Гальперина. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб: Питер Пресс, 1997.

3. Шульц Д., Шульц С.Э. История современной психологии. – СПб: Евразия. 1998.

4. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины ХХ в. – М.: Academia. 1996.

психоанализ методы исследования

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

психоанализ методы исследования

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

психоанализ методы исследования

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Источник: http://cyberpedia.su/7x4bd.html

Психоанализ как метод работы

Комментарии 1

Мне нравится 2

Психоанализ, как метод лечения и исследования разработан в конце XIX — начале XX века австрийским неврологом и в дальнейшем психоаналитиком Зигмундом Фрейдом. В основе этого метода, Фрейд различал три уровня:

  1. Метод исследования, опирающийся на бессознательное. В основе данного метода лежат свободные ассоциации.
  2. Метод лечения, опирающийся на это исследование.
  3. Совокупность теорий, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения.

Выбор термина «психоанализ», Фрейд объяснял, исходя из аналогии работы химика, где симптомы и все психические действия имеют весьма сложную природу, составляющие их элементы это определенные побуждения, о которых человек ничего не знает. В процессе психоанализа происходит определенная работа по истолкованию, где важным становится исследование не общего, а частного: различных мыслей, образов сновидений, на основе которого пациент (анализант) может высказать свободные ассоциации.

Можно сказать, что прием свободных ассоциаций это основа психоаналитической техники. Фрейд шел к открытию свободных ассоциаций постепенно, начиная с «Исследования истерии», где настойчивый поиск патогенного элемента сменяется спонтанным выражением. Затем, он использует данный прием в собственном анализе сновидений, где часть сна становится исходной точкой для образований ассоциативных цепочек, ведущих к значимым мыслям.

Как-правило, значимые мысли это такие мысли о которых в обычной жизни мы ничего не хотим знать. Это могут быть различные переживания, внутренние конфликты и душевные страдания. Часто они могут не доставлять неудобств, а проявляться в скрытой форме: в сновидениях, в творчестве или приводить к различным симптомам. В определенный момент времени они могут оказаться тем, что затрудняет течение повседневной жизни.

Метод свободных ассоциаций предназначен для выявления в бессознательном определенного порядка. Термин бессознательное, Фрейд изберет, чтобы показать, что эти мысли не присутствуют в сознании, а проявляют себя лишь в форме компромиссных образований, прошедших определенную цензуру. Таким образом — симптом мыслится в форме компромисса, понять который можно с помощью свободных ассоциаций.

Психоанализ это метод, опирающийся на индивидуальность человека, где нет заранее готового знания. В процессе каждый может говорить о чем-то своем, но на деле говорить полностью свободно оказывается непросто, возникают различные препятствия в виде того, что ничего не приходит в голову или появляются различные мысли, которые мешают говорить свободно. Эти препятствия называют сопротивлением, разрешив которые, удается продолжить свободно говорить далее, узнавая что-то новое о себе и находя новые способы решения проблем..

Психоаналитик слушает особым образом, обращая внимания на различные детали, которые могут прояснить ситуацию и увидеть причину проблемы. Но психоанализ это не просто выяснение причин. Это также реальная помощь в виде определенной поддержки, которая начинается с того самого момента, когда психоаналитик начинает слушать и принимать все, что говорится, не занимая какую-либо сторону, но при этом оставаясь на стороне пациента.

Психоаналитик не дает каких-то специальных заданий или общих советов, но при этом он тоже иногда говорит. Психоанализ — речевая практика, пациент (анализант) говорит, а психоаналитик отвечает, учитывая также те отношения, которые формируются. Чувствовать и понимать, что происходит в работе с пациентом, помогает свой собственный пройденный психоанализ и супервизия практики, где психоаналитик прорабатывает свои собственные конфликты и симптомы, чтобы не привносить их в работу с пациентами.

Психоаналитик определенным образом «расставляет пунктуацию» в речи пациента, отмечая определенные моменты в речи и обозначая что-то по новому, что может расширить понимание и снизить степень страдания. В процессе психоанализа возникают различные повторения, прорабатывая которые, находя новые решения, получая поддержку в различных состояниях и ситуация, человек, проходящий анализ, учится принимать и понимать себя, узнавая что-то новое о себе, о своих потребностях и желаниях и в процессе находит индивидуальные решения, чтобы изменить свою жизнь.

Отдельно стоит отметить, что сегодня психоанализ — это более 20 различных концепций с разными взглядами на психическую жизнь и лечение. Психоанализ постоянно меняется и развивается. Практика психоанализа меняется вместе с пациентами и с теми процессами, которые происходят в современности. Но именно сегодня психоанализ актуален, как никогда, поскольку учитывает изменчивость субъекта, позволяя сохранять индивидуальность, не поддаваясь на рамки стандартизации и унификации.

Если обычно в психологии есть разделение на норму и патологию, то психоанализ работает с любыми видами психического страдания. В отдельных случаях, бывает, что не обойтись без медикаментозной поддержки, но решение это, как и любое другое решение принимается либо совместно, либо самостоятельно пациентом. Основное внимание в любом случае будет уделяться тому, что любой симптом это продукт психической деятельности отдельного человека, а не диагноза, характера, болезни, устройства мозга и т.д.

Отношение к симптому в психоанализе, какой-бы он ни был, отличается от медицинского в том, что нельзя устранить просто симптом и привести человека к некому идеалу здоровья. Симптом это часть человека, это определенная защита от болезненных переживаний, убрав только его, можно получить другой симптом.

Психоанализ работает не с отдельным симптомом, а с человеком в целом, с его личной историей, с тем, что он говорит, чтобы не убрать симптом, а постепенно трансформировать. Можно сказать, что есть отдельный внешний симптом на который человек жалуется и тот симптом, который он открывает для себя только в анализе. Запрос, с которым пришел человек к психоаналитику может меняться в процессе психоанализа.

Сегодня психоанализ работает с самыми разными проблемами и ситуациями. Его техника адаптируется для каждого человека. Индивидуальные решения в психоанализе и понимание это определенная совместная работа, как психоаналитика и пациента. Психоаналитик, тот человек, который умеет слушать и слышать важные вещи для человека, находя то, что можно сказать в отдельный момент времени, в данном конкретном анализе и с конкретным пациентом. Но это определенный процесс, который требует времени и участия обеих сторон, где именно пациент (анализант) является активным участником процесса, рассказывая о себе и своих проблемах, и имеет желание в них разобраться.

Психоанализ это достаточно сложный процесс, и в нем могут возникать различные трудности, но обсуждая их, можно многое прояснить о себе и своей ситуации, увидеть что-то по новому. Побочным эффектом от психоанализа является избавление от мучающих симптомов, более полное проживанию своей жизни, появление и реализация способности к творчеству, спонтанность, спокойствие, улучшение отношений и удовольствие от жизни

Источник: http://psynavigator.ru/publikacii/3469

Психоанализ как метод лечения 47

Фрейд обнаружил, что ассоциации в методе свободных ассоциаций далеко не всегда были столь уж свободными. Рано или поздно пациенты доходили до определенной точки, дальше которой не могли или не хотели пойти. По мнению Фрейда, подобное сопротивление* свидетельствовало о том, что мы имеем дело с воспоминаниями, которых пациент стыдится, или по отношению к которым испытывает отвращение. В этом случае сопротивление выступает как форма защиты сознания от слишком болезненных переживаний. Собственно, появление боли свидетельствует о том, что анализ вплотную подошел к подлинному источнику расстройства и нужно продолжать искать иные пути движения в этом направлении.

Открытие Фрейдом феномена сопротивления привело его к формулировке одного из важнейших принципов психоанализа — принципаподавления*. Он описывал процесс подавления как выталкивание или вытеснение неприемлемых по каким-либо причинам идей, воспоминаний или желаний из сферы сознания. При этом данные воспоминания и желания продолжают существовать и действовать, но на уровне бессознательного. По мнению Фрейда, принцип подавления является единственно приемлемым объяснением феномена сопротивления. Неприятные идеи или импульсы выталкиваются из сознания и насильно удерживаются вне его пределов. Задача врача в подобной ситуации состоит в том, чтобы помочь пациенту восстановить в сознании вытесненный материал. Это даст человеку возможность встретиться с этими переживаниями лицом к лицу и научиться их контролировать.

Фрейд также обнаружил, что одним из важных условий успешности лечения неврозов было установление близких личных отношений между врачом и пациентом. Ранее мы уже отмечали, что в случае Анны О.

Еще одним существенным моментом лечебного метода во фрей-довском психоанализе является анализ сновидений. По мнению Фрейда, сновидения представляют собой замаскированную форму удовлетворения подавленных желаний. Их суть состоит в том, чтобы служить своеобразным осуществлением желания. Сны имеют как явное, так и скрытое, латентное содержание. Явное содержание — это то, что человек рассказывает о своем сновидении, припоминая события, происходившие во сне. Однако, настоящий смысл сновидения заключен в его латентной части и вскрывается лишь в процессе символического истолкования.

По убеждению Фрейда, пациенты могут выразить свои подавленные желания — латентное содержание сновидений — исключительно в символической форме. И хотя некоторая часть подобных символов имеет личностный характер и относится только к данному пациенту, тем не менее, значительная часть символов присуща всем людям (см. табл.13.1). Несмотря на универсальность приводимых символов, толкование конкретных сновидений требует знания специфических для данного пациента проблем.

Таблица 13.1. Символизм сновидений, или события и их латентное психоаналитическое значение.

Символ Здание с ровным, однородным фасадом Здание с выступами, рельефом, балконами Король и королева Мелкие животные Дети Играть с детьми Лысина, удаление зубов Любые продолговатые объекты (например, крупные ветви деревьев, зонтики, галстуки, змеи, свечи) Любые объекты, допускающие вкладывание в них чего-либо (например, коробки, ящики, духовые шкафы, чуланы и кладовки, пещеры, карманы одежды) Подниматься по лестнице, водить автомобиль, ехать на лошади, пересекать мост Купание Отправляться в путешествие Оказаться голым в толпе Полет ПадениеТолкование Мужское тело Женское тело Родители Дети Гениталии Мастурбация Кастрация Мужские гениталии Женские гениталии Половые сношения Роды Смерть Желание быть замеченным Желание быть предметом восхищения Желание вернуться в то состояние, когда Человек чувствовал себя в безопасности и под защитой (как это было в детстве)

Не все сновидения возникают из эмоциональных конфликтов. Некоторые из них имеют куда более прозаические причины: температура воздуха в спальне, контакт с партнером, перегрев тела непосредственно перед отходом ко сну. А потому и не все сновидения содержат в себе скрытый или символический материал.

Без стремления помогать

Несмотря на то, что психоанализ получал все большее признание как метод лечения, самого Фрейда это не слишком интересовало. Он вообще не собирался ограничиваться только лечением: в его намерения входило прежде всего понимание фундаментальной динамики поведения человека. Сам себя он считал в большей степени исследователем, чем терапевтом, а методы свободных ассоциаций и толкования сновидений рассматривал преимущественно как способы сбора данных. То, что эти методы обладали к тому же и терапевтическими качествами, по мнению Фрейда, имело лишь вторичное значение.

Скорее всего по причине недостатка личного интереса к лечению на лечебных сеансах, как сообщают пациенты, Фрейд выглядел вялым, индифферентным, говорил короткими, отрывистыми фразами. Он обычно ставил свое кресло в головах у кушетки пациента, чтобы пациенты его не видели. Иногда он даже засыпал во время сеансов. «У меня нет особого стремления помогать им», — заметил Фрейд однажды (цит. по: Jones. 1955. P. 446). Его страстью и подлинным интересом всегда было научное исследование, создание теории функционирования человеческой личности.

Источник: http://studepedia.org/index.php?post=61850&vol=2

ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

страница3/3
Дата28.04.2016
Размер222,5 Kb.
ПСИХОАНАЛИЗ КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Метод психоанализа необходимо рассматривать в связи с системой Фрейда в целом, иначе в нем трудно ориентироваться и можно повто­рить те ошибки, которые уже сделаны. 3. Фрейд в своих работах далеко ушел от первоначальных узкомедицинских наблюдений над сексуально-патологическими явлениями и, как ум большого теоретического раз­маха, подошел к последним широчайшим обобщениям. Правда, теперь, когда здание системы Фрейда подходит под купола, оно много теряет в своей оригинальности, не так блестяще и неожиданно, как первона­чальные части — теория ошибок, сновидений, остроумия: многое вызы­вает в памяти величественные метафизические системы Платона, Шопен­гауэра и др.; но зато в системе фрейдизма отдельные стороны становят­ся понятнее, и легче решить, что может быть использовано для целей литературоведения.

Таким образом, решению задачи, указанной в теме данной статьи, необходимо предпослать хотя бы коротенькое изложение системы Фрей­да. Ее, когда она уже построена, удобнее излагать, начиная с наиболее широких обобщений, сообщенных в книгах Фрейда: «Я и Оно», «Психо­логия масс и анализ человеческого Я», «Тотем и табу».

По мнению Фрейда, в основе человеческой психики лежат два перво­начальных, дальше неразложимых, влечения: сексуальное влечение и вле­чение к смерти ‘. Они во всем противоположны — любовь и ненависть:

первая организует, объединяет, ведет к продолжению жизни; вторая — разъединяет, разрушает, ведет к уничтожению жизни. Осторожный Фрейд не говорит прямо, но близко подходит к утверждению, что и материально-биологические силы притяжения, и отталкивания суть проявления влечений любви и ненависти. «Каким образом влечения того и другого рода,— говорит Фрейд (стр. 40. «Я и Оно»),— соединяются друг с другом, смешиваются и сплавляются — остается пока непред­ставимым; но что смешение происходит постоянно и в большом масш­табе, без такой гипотезы нам по ходу наших мыслей не обойтись. Вследствие соединения одноклеточных элементарных организмов в мно­гоклеточные живые существа удается нейтрализовать влечение к смерти отдельной клеточки и с помощью особого органа отвлечь разрушитель­ные побуждения во внешний мир. Этот орган — мускулатура, и влечение к смерти проявляется, таким образом,— вероятно, впрочем, лишь части­чно — как инстинкт разрушения, направленный против внешнего мира и других живых существ».

Представляется соблазнительным этот дуализм — сексуального и разрушительного — влечения свести к монизму эроса, причем в этом случае инстинкт разрушения пришлось бы определить отрицательно, как удовлетворенное эротическое стремление. В самом деле, на это пред­положение подталкивает и умирание некоторых видов животных при размножении, и состояние человека после полового акта, похожее на умирание. Но Фрейд не находит возможным сделать этот вывод, образ­но подчеркивая только то обстоятельство, что весь шум жизни поднима­ется неудовлетворенным эросом. Все остальные чувства человека — нежность, родительские чувства, дружба, ненависть и т. д.— представля­ют собой самые разнообразные виды транспонирования (переложения), сублимирования (переработки) упомянутых первоначальных и нераз­ложимых влечений — любви и ненависти. Фрейд подчеркивает, что, таким образом, исходное положение его системы сходно с платоновским учением об эросе: поражает только непривычного читателя медицинская терминология, кажущаяся буржуа скабрезной и дразнящая его.

Заложенное в глубине человеческой личности эротическое влече­ние — стихийно, слепо, неоформленно, во всем видит только хворост для своего огня. Эту стихию Фрейд называет безлично «оно»: опять было бы соблазнительно признать, по старым философским образцам, безличное эротическое влечение общим единым началом для всех людей, разбивающимся на индивидуальные ручейки, но Фрейд, если не ошиба­емся, обходит решением этот вопрос.

Эротическая стихия «оно», направляясь изнутри к внешнему миру, дифференцирует (выделяет) из себя «Я — сознание», посредника между собою и внешним миром. «Я — сознание», в противоположность «оно», зрячее, т. е. значит, что для «оно» можно и чего нельзя. «Я — созна­ние» — чувство реальности, обуздывающее «оно», служащее как бы сложной плотиной между «оно» и внешним миром. Фрейд остроумно сравнивает «я» с седоком, который управляет буйной лошадью; но было бы иллюзией думать, что этот седок направляет лошадь, куда хочет: на самом деле происходит обратное — лошадь влечет за собою всадника, и всаднику только кажется, что он едет по своему усмотрению; в дейст­вительности же на его долю выпадает только следить за тем, как бы стихийное слепое «оно» не разбилось в своем бешеном галопе при столкновении с внешним миром.

Как же выполняет «Я — сознание» свои функции по обузданию «оно»? Ответ на этот вопрос позволяет нам вплотную подойти к пробле­ме архитектоники личности так, как ее мыслит Фрейд. «Я — сознание» вытесняет в область бессознательного биологически опасные представ­ления (влечения) ‘ и старается заменить их другими. Таким образом, получается следующая архитектоника личности: стихийное «оно», «Я — сознание» — посредник между «оно» и внешним миром,— и система бессознательных вытесненных представлений. Последняя (система выте­сненных представлений), определенным образом сконструированная, и выполняет функцию обуздания «оно»: запрещает «оно» то или другое, отводит его влечения в безопасное русло. Эту систему вытесненных представлений, являющуюся вместе с тем системой запрещений, Фрейд называет, по причинам отчасти уже сейчас понятным, «Я — идеалом», совестью, долгом. Причем Фрейд подчеркивает то колоссальное значе­ние, которое имеют при построении «Я — идеала» социальные элемен­ты: железная традиционность норм нравственности и права. Фрейд не говорит об этом, но можно было бы, на основании приводимого им материала, систему «Я — идеала» рассматривать отчасти как систему родовой памяти: система сексуальных запрещений передается из поколе­ния в поколение. Как показывает историко-культурное исследование Фрейда «Тотем и табу», племена, находящиеся на самых первых стадиях культурного развития, знают уже крайне жесткую систему сексуальных запрещений. Недаром система «Я — идеала», совесть иначе, переживает­ся как безличная, внешняя стихия.

Присмотримся теперь к содержанию отношений между «оно», «Я — сознанием» и «Я — идеалом».

Сексуальное влечение в первые моменты внеутробной жизни ребенка направляется на него самою: ребенок сам является объектом своих сексуальных влечений (автоэротизм). Этот «нарцизм» 2 , как называет его Фрейд, выражается в сексуальном отношении ребенка к своему телу, по-разному выражающемуся. Обычно в этот период сексуальное чувство связано с актами дефекации (физиологические отправления). Замечено, что дети искусственно задерживают выделения, для того чтобы потом острее испытать сексуальные чувства. Кроме того, к выделениям своим дети относятся как к чему-то близкому, как к части своего тела. Ясно, что такие влечения детей встречают обычно решительное сопротивление со стороны окружающей среды: из таких столкновений уже в этот период складывается система «Я — идеала», в самых разнообразных формах оказывающая сильнейшее влияние в последующие годы на поведение человека. Фрейд строит цельную характерологию, в которой черты упрямства, скупости, аккуратности, распущенности, мотовства и т. д. объясняются тем или иным отношением человека к процессам дефекации в детском периоде (см. 3. Фрейд, «Психология и учение о характерах». Гос. Изд. 1924 г.).

В дальнейший период сексуальное чувство ребенка направляется на мать, если ребенок мужского пола, или отца, если ребенок — девочка ‘. ( Причем отец (мать) рассматривается, как соперник, с известной дозой недоброжелательности или просто враждебности (Эдипов комплекс) 2 . • Но отношения к отцу не просто враждебны: эта враждебность сменяется ‘ нежностью либо существует одновременно с ней; отношения ребенка к отцу амбивалентны, выявляясь то той, то другой стороной.

Как только возникает «Эдипов комплекс», система «Я — идеала» начинает свою работу по вытеснению сексуальных чувств к матери и враждебности к отцу. Это вытеснение производится самыми разнооб­разными приемами. Наиболее нормальным представляется тот, при котором заторможенное сексуальное влечение направляется на посто­роннюю женщину, которая всегда бессознательно замещает мать, но без препятствий к сексуальной цели. Что касается отца, то враждебная установка по отношению к нему преодолевается чувством гордости за отца, преклонением пред его могуществом ребенок идентифицирует (отождествляет) себя с отцом. Он и ранее был склонен заменить матери отца, но теперь сексуальное влечение исключается.

В случаях осложнения сексуальное влечение может искать самых разнообразных путей: нарцизма, гомосексуализма 3 и т. д. Было бы громоздко вслед за Фрейдом повторять все сложнейшие и запутаннейшие приемы замещения «Эдипова комплекса». Достаточно отметить, что, по мнению Фрейда, вся последующая сексуальная жизнь человека строится по образу «Эдипова комплекса».

При невозможности найти нормальное разрешение «Эдипова комп­лекса» возникает ряд неврозов, также самых разнообразных: начиная от разного рода фобий (страхов) и кончая садизмом и мазохизмом. При неврозах у больного обычно появляется серия симптомов (некоторых действий), причина и смысл которых тщательно скрыты. Попытки вра­чей выяснить причину симптомов путем расспросов самих больных встречаются с препятствием: больные всячески, правда бессознательно, мешают добраться до истинной причины. Расспросы больного, анализ всплывающих в его сознании представлений (психоанализ) приводит в конце концов к источнику болезненных симптомов — «Эдипову комп­лексу». Теперь, когда больной сам знает причину болезненных симптомов, он обычно освобождается от них: знание действует катартически (очищающе).

В трудных, плохо поддающихся лечению случаях неврозов, происте­кающих из неразрешенного нормально «Эдипова комплекса», «Я — идеал» или совесть — преследует человека, мучает его (угрызения сове­сти), приводит, как уже было сказано, к ряду фобий, к меланхолии или, как бы изнеможденное само в борьбе, сливается с «Я — сознанием», и то, ликующее освобожденное от запретов, впадает в манию влечения.

Сексуальная точка зрения последовательно проводится Фрейдом и на общественные и на космологически-религиозные отношения че­ловека. Такие организации, как войско и церковь, цементируются се­ксуальными чувствами входящих в эти организации единиц к царю, главнокомандующему (и ко всякому начальнику вообще) и ко Христу. Отношения к царю, начальнику суть сублимированные отношения к от­цу, то любовно-почтительные, то ненавистные. То же касается и «отца небесного»: отсюда двоякое отношение к нему — религиозное и ате­истическое, подобно амбивалентным чувствам к отцу. «Церковь,— го­ворит Фрейд,— отличается демократизмом именно потому, что перед Христом все равны, все пользуются в одинаковой мере его любовью. Не без глубокого основания однородность христианской общины со­поставляется с семьей, и верующие называют себя братьями во Христе, т. е. братьями по любви, уделяемой им Христом. Несомненно, что связь каждого индивида с Христом является и причиной их привя­занности друг к другу. То же относится и к войску: главнокоман­дующий — это отец, одинаково любящий всех своих солдат, и в силу этого они объединены друг с другом товарищеской привязанностью. Войско отличается по структуре от церкви тем, что оно состоит из ступеней таких масс. Каждый командир является как бы начальником и отцом своей части, каждый унтер-офицер — своего взвода» («Пси­хология масс», стр. 35).

Если влечение к отцу сублимируется (претворяется) в любовь к богу, царю и начальнику, то влечение к матери сублимируется в любовь к родине и — шире — к матери-земле.

Подводя итоги конспективно изложенной фрейдовской теории, при­ходится отметить, что она включает в себя ряд неравноценных момен­тов: одни представляются плодотворными и достаточно обоснованными гипотезами, другие менее плодотворны и менее обоснованны. К плодо­творным гипотезам я отношу фрейдовскую гипотезу динамического бессознательного, с ее индивидуальными и социальными функциями; ко вторым — собственно сексуальную теорию и главным образом гипотезу «Эдипова комплекса». К счастью, эти стороны теории Фрейда не связа­ны друг с другом неразрывно: настолько, что теорию динамического бессознательного можно излагать, совершенно не касаясь проблем спе­цифически сексуальных, как это делает и Фрейд, излагая теорию оши­бочных действий, остроумия и отчасти сновидений. Резюмируя громад­ный материал, предложенный Фрейдом, мы также сформулируем эти части фрейдизма отдельно, чтобы выделить то, более или менее бесспорное, что у Фрейда имеется и что может быть использовано литературо­ведением теперь же.

Вытесненные представления, как было указано, образуют систему бессознательного. Содержание этого понятия у Фрейда совершенно иное, чем в старой психологии. Старая психология либо совершенно отрицала понятие «бессознательного», либо чисто словесно обозначала им некоторый Х (неизвестное) в явлениях сознания: именно старая психология говори­ла о забытых представлениях, что они до своего воспроизведения хра­нятся в бессознательном; таким образом, в этом случае сознательное мыслилось чем-то вроде ящика, в котором до поры до времени склады­вались представления.

По Фрейду, вытесненные представления не лежат бездеятельными;

они организуются в некоторую систему, которая динамична, пружинит, обладает силой: толкать человека на одни поступки и удерживать от других. Бессознательные представления сплошь и рядом врываются в сознание, правда, сублимированные, искаженные, как бы переведенные на другой язык, транспонированные в символические значки, но при известном опыте мы всегда можем за маской открыть подлинное лицо. С помощью особой операции, называемой Фрейдом психоанализом, мы можем добраться до самых глубин бессознательного, самые глубокие слои его мы можем поднять в сферу сознания; с помощью разбора тех представлений, которые всплывают в сознании человека по поводу какого-нибудь непонятного симптома, мы добираемся до значения его, до того бессознательного намерения, которое в симптоме выражено. Если, напр., академик в своей речи говорит, что он «не склонен» (вместо не способен) оценить научные заслуги своего предшественника, то психо­анализ дает возможность установить подлинные чувства говорящего к своему предшественнику. Аналогичными примерами заполнены трак­таты Фрейда об ошибочных действиях, остроумии и сновидениях. То обстоятельство, что бессознательное в той или иной форме вмешивается в жизнь сознания, обнаруживается в нем и, следовательно, подвержено наблюдению,— позволяет быть понятию бессознательного понятием позитивным, а не метафизическим.

В динамическом бессознательном, как уже было указано, большую роль играют социальные и родовые моменты. Системы религии, нравст­венности (совести) и т. п., входящие составными частями в «Я — идеал», являются такими социально-родовыми моментами динамического бес­сознательного. Отсюда объективный характер моральных и религиоз­ных представлений, действующих принудительно, как внешняя сила. В установлении позитивного характера моральных и религиозных цен­ностей, в развенчании того мистического ореола, которым эти ценности окружались и окружаются, в анализе техники, с помощью которой эти ценности создаются,— большая заслуга фрейдизма, и кое-чему здесь марксистам можно и следует поучиться. Марксистская теория обладает бесспорно правильным положением, по которому идеология (искусство, религия, нравственность и т. п.) рассматривается как надстройка над базисом производственно-экономических отношений; но большие затру­днения в некоторых случаях представляет показать технику этой над­стройки. Правда, фрейдовская теория при истолковании идеологических надстроек исходит из другого базиса — сексуального, но думается, что приемы истолкования могут быть использованы и марксистской теорией.

Что касается сексуальных моментов фрейдовской теории, то они, как было сказано, и более спорны и менее плодотворны, за исключением психиатрии, значение для которой фрейдовской теории, по-видимому большое, мы не беремся оценить. Основной порок сексуальной части фрейдовской теории заключается в некоторой недоговоренности ее. Признавая основным изначальным элементом жизни человека сексуаль­ное влечение, Фрейд только вскользь указывает, что наряду с ним имеются иные могучие стимулы поведения, как, напр., голод, причем взаимоотношений этих иных стимулов с сексуальным влечением не устанавливает. Но все наблюдаемые факты жизни организуют односто­ронне, сводят их исключительно к сексуальному влечению, игнорируя другие стимулы поведения человека, как будто бы их вовсе и не было. Это было бы методически законно лишь в том случае, если бы Фрейд совершенно ясно и недвусмысленно заявил, что все стимулы человечес­кого поведения нацело и без остатка могут быть сведены к сексуальному влечению: в противном случае односторонняя организация фактов под углом сексуального влечения, при искусном проведении производящая впечатление гипнотически убеждающее, тем не менее методологически незаконна. Это особенно касается ядра сексуальной истории — «Эдипова комплекса», применение которого в литературоведении дало наибо­лее отрицательные и монотонные результаты. В конечном счете оказы­вается, что все писатели питали сексуальные чувства к матери и нелю­бовь к отцу и все творчество их представляет собою различное варьирование этого лейтмотива.

Таким образом, фрейдовская теория динамического бессознательного позволяет внести ясность в запутаннейшие вопросы психологии творческого процесса, в вопросы взаимоотношения между художником и созданным им произведением, между произведением и действитель­ностью; она позволяет установить органический взгляд на совокупность произведений художника как на некоторое единство.

1 «Снотолкование» 1900 г. Есть русский перевод (1911 г.); «Психопатология обыденной жизни»; русск. пер. 1925 г. «Острота»; русск. пер. 1925 г. «Три очерка по сексуальной теории»); русск. пер. «Очерки по психологии сексуальности», ГИЗ (год не указан). Наконец, три основных тома «Статей по теории нервозов» и еще целый ряд других менее важных работ.

Источник: http://psihdocs.ru/m-1994-v-voloshinov-frejdizm-kriticheskij-ocherk.html?page=3

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *