Как работатет психоанализ | Методы психоанализа | Приемы Психоанализа | Психоаналитик | Психоанализ — ваше отношение к психоанализу

02.09.2019

Психоанализ основан на идее о том, что нами во многом руководит бессознательное. Об этом самом бессознательном и делаются попытки составить картину на основе мелочей, ничего не значащих на первый взгляд поступков, сновидений. Опытнейший бизнесмен, глава International Management Group и знаток психологии Марк Маккормак писал о том, что на переговорах люди, как правило, надевают маски и поэтому информацию об их сущности лучше стараться получать в переходные моменты. Например, перед самым началом переговоров, или в конце, когда люди уже прощаются. По его словам, по тому, как человек прощается или здоровается, как он занимает свое место, как садится в кресло можно понять гораздо больше о его сущности, чем от двухчасовых переговоров. Поэтому не удивляйтесь, если аналитик будет обращать ваше внимание на то, что вам кажется мелочами — как вы приходите, как прощаетесь, на опоздания, на ваши позы и язык тела, на то, как вы формулируете ваши высказывания.

Сайт Психоаналитика

Метафорично о психоанализе

Фрейд о психоанализе

Статьи / Стихи / Интервью

Видео Решетникова М.М.

Видео программа

Вопрос / Ответ

Видео с Гарольдом Штерном

Анализ

Психотерапия

Тренинг

  • Интервенция
    в психоанализе

    Семинары

    Курсы

  • повышения квалификации

    Главное правило психоанализа

    Главное правило психоанализа, с которым вас ознакомят в самом начале работы, предельно простое – говорить все, что приходит в голову без каких-либо ограничений, по крайней мере, стараться. В общении с аналитиком нет запретных слов и тем.

    Многие воспринимают посещение аналитика как походы к врачу, но начало анализа еще можно сравнить с беседой со случайным попутчиком в поезде. Человеку, с которым нам доведется ехать в одном купе при наличии доверия, некоторой симпатии и желания слушать с его стороны мы можем со спокойной душой рассказать о себе самое неприятное или сокровенное. Во-первых, потому что мы не пересекаемся с ним в повседневной жизни и маловероятно, что мы его когда-то увидим снова, а следовательно, нам все равно что он о нас подумает, а во-вторых у нас нет сформировавшегося отношения, которое могло бы помешать нам освободиться от груза переживаний.

    Аналитик в самом начале анализа, в некотором роде, и есть такой случайный попутчик, к которому мы чувствуем некую симпатию (иначе бы мы к нему вообще не пошли), с которым мы не пересекаемся в обычной жизни (что крайне желательно и является частью профессиональной этики — не брать друзей и знакомых), который хочет и умеет слушать (подразумевается по определению). Более того, аналитик заведомо не будет вас осуждать, критиковать или поучать.

    Несмотря на то, что психоанализ процесс вроде бы формальный (в том смысле, что вы обращаетесь за помощью к специалисту и оплачиваете его услуги) у вас, тем не менее, начнет формироваться определенное отношение к аналитику, как и к любому другому человеку, с которым вы периодически общаетесь. Через некоторое время, выговорившись и выложив все что наболело вы, скорее всего, обнаружите, что выполнять такое, в сущности, простое правило весьма не просто.

    Вы заметите, например, что появились темы, о которых вам не хочется говорить или вам просто-напросто перестанет что-либо приходить в голову. Вы можете отметить, что вам уже далеко не все равно как реагирует аналитик на то, что вы рассказываете. Не все равно, что он о вас думает. Мысленно возвратившись в наш иллюстративный поезд, представим, что вы едете в поезде, скажем, пару месяцев – за это время у вас сложатся вполне определенные отношения с вашими соседями. Кого-то вы станете недолюбливать, кого-то подозревать, кому-то завидовать, с кем-то искать дружбы, кому то подражать, кого то избегать или ревновать.

    У вас появится эмоционально окрашенное отношение к аналитику. Оно может быть самым разным, но оно уже не будет нейтральным с легким налетом симпатии, как это было в начале. Это может быть зависть, злость, стыд, влюбленность, презрение, вы можете желать ему понравится, или наоборот, насолить, что-то скрыть или преподать себя в определенном свете.

    Отношение к аналитику

    Отношение к аналитику будет формироваться в основном по законам вашей психики, так как аналитик в традиционном психоанализе придерживается нейтральной позиции. Аналитик не будет вас критиковать осуждать поучать или давать советы. Скорее всего, будет воздерживаться от рассказов о себе и своей жизни или каких либо суждений по различным поводам.

    Это нужно для того, чтобы как на чистой доске вы смогли увидеть ваши собственные сценарии отношений и стереотипы восприятия. Чтобы было видно, какова ваша роль в сложностях и проблемах, от которых вам хотелось бы избавиться. Все ваши внутренние конфликты, все стереотипы неизбежно проявятся в отношениях с аналитиком и именно на примере этих отношений вы сможете не просто интеллектуально понять их, а прочувствовать в действии, задуматься над их адекватностью ситуации и увидеть их автоматический характер и всеобъемлющий характер.

    Например, вы заметите, что не можете похвастаться перед аналитиком новой покупкой, хотя это вертится на языке и это как раз то, что приходит в голову, поскольку вы опасаетесь, что аналитик будет завидовать вам. Но если вам ничего неизвестно о личных качествах аналитика задайте себе вопрос – откуда у вас знание о том, что аналитик будет завидовать и чем зависть аналитика для вас опасна? Не происходит ли это из вашего прошлого опыта и не применятся ли без разбору ко всем, с кем вам приходиться общаться. Задача аналитика — показать вам эти сценарии взаимоотношений, усвоенные вами в прошлом, сделать так, чтобы вы сами их увидели и прочувствовали.

    Например, клиент, молодой привлекательный и успешный мужчина в ходе анализа выразил уверенность о том, что его аналитик (женщина) несомненно, пользуется большим успехом у мужчин, и скорее всего имеет несколько любовников, на фоне которых он явно проигрывает. При этом он ничего не знал о реальной личной жизни аналитика. В ходе последующего анализа он сам впервые понял, что таким образом он воспринимает любую понравившуюся ему женщину и смог задуматься над тем, когда и как у него сформировался именно такой стереотип восприятия.

    Решение проблем путем советов

    Самый распространенный жанр психологических колонок в прессе — советы. Однако психологические проблемы не решаются путем советов и приобретения интеллектуальных знаний. Вы можете прочитать книжку о депрессии и понять, как запускается депрессивный механизм – но депрессия от этого не пройдет, равно как и не появится.

    Всем известна поговорка — «друг познается в беде». По другой версии – в радости. Это значит, что человек ярче всего раскрывается в эмоционально напряженной ситуации. Об этом всем известном факте пел, например, Высоцкий – «парня в горы тяни, рискни – там поймешь, кто такой».

    Важнейшая функция нашей психики — переработка психического напряжения. Способы переработки индивидуальны. Каждый прибегает к многократно испытанным приемам, сформированным в течение всей жизни. Например, человеку в автобусе наступили на ногу. Кто-то начнет кричать и возмущаться, закатит истерику, другой промолчит, но в своем воображении пустит в обидчика очередь из «калашникова» и успокоится, а третий объяснит это тем, что человек устал, плохо стоит на ногах, а потому простительно, что он наступает на ноги. У четвертого просто-напросто заболит голова и он скажет «а, мне не до этого, у меня голова болит».

    Изменение отношения к аналитику

    В ходе психоанализа, когда ваше отношение к аналитику уже перестало быть нейтральным, вы не останетесь равнодушным ко многим ограничениям и правилам работы. Например, вас может бесить необходимость встречаться в строго определенное время или вас будет расстраивать то, что за пропущенные сессии берется оплата или то, что сессию не продлевают, если вы опаздываете. Отказ аналитика давать советы может восприниматься как пренебрежение, нежелание помочь. Молчание аналитика с одной стороны позволяет пациенту сосредоточится на своих переживаниях, с другой стороны может раздражать, восприниматься как проявление недовольства или свидетельство угрозы. Создается как бы в лабораторных условиях мягкая, но фрустрирующая, иногда очень напряженная ситуация.

    В этом одно из отличий психоанализа, например, от утешительных бесед с друзьями за рюмкой. Задача психоанализа не просто снять напряжение, облегчить сиюминутные страдания здесь и сейчас, но понять природу мучительных переживаний и разрешить внутренний конфликт, извлечь корень страданий. Для этого вы должны увидеть сами в действии как ваша психика справляется с разнообразными напряженными ситуациями.

    На все эти ограничения, на любые события в ходе анализа вы будете реагировать сугубо индивидуальными способами, многократно испытанными в ходе всей вашей жизни, способами которых вы часто уже давно не замечаете. Настолько они стали автоматическими и воспринимаются вами как нечто абсолютно естественное и само собой разумеющееся.

    Способ выражения чувств действиями

    С психическим напряжением не обязательно справляются с помощью слов. Мы нередко выражаем действиями то, что не можем выразить словами. Способов выражения чувств действиями бесчисленное множество. Это и язык телодвижений и манера говорить и просто-напросто самые разнообразные поступки. Например, если нас некто приглашает на день рождения, а мы затаили обиду на этого человека, мы можем, не выражая наших чувств словами, просто проигнорировать приглашение. В этом примере мы, скорее всего, отдаем себе отчет в том, что происходит. Но очень часто чувство, выраженное действием, ускользает от нашего понимания. Часто подобные непонятные самому человеку действия носят навязчивый характер, так как их действительный смысл не ясен самому человеку.

    Проблемы доставляет именно то, что ускользает от понимания — обычно человек говорит в таких случаях – все понимаю, а сделать ничего не могу. Например, пациентка постоянно провоцировала своего мужа тем, что периодически не приходила домой ночевать. Муж оставался невозмутим. Пациентку с одной стороны это раздражало, с другой стороны она сама не понимала, почему она продолжает так делать, чего она хочет этим добиться. В ходе анализа она вспомнила, что когда ей было 14 лет она подверглась сексуальным домогательствам пришла домой и сообщила об этом родителям они же сделали вид что ничего не произошло и она начала сомневаться уж не привиделось ли ей все это. Провоцирование мужа, таким образом, являлось постоянным проигрыванием этой ситуации. Она никак не могла добиться от него той реакции, которая ей была нужна от родителей, когда ей было 14 лет.

    Нами руководит бессознательное

    Психоанализ основан на идее о том, что нами во многом руководит бессознательное. Об этом самом бессознательном и делаются попытки составить картину на основе мелочей, ничего не значащих на первый взгляд поступков, сновидений. Опытнейший бизнесмен, глава International Management Group и знаток психологии Марк Маккормак писал о том, что на переговорах люди, как правило, надевают маски и поэтому информацию об их сущности лучше стараться получать в переходные моменты. Например, перед самым началом переговоров, или в конце, когда люди уже прощаются. По его словам, по тому, как человек прощается или здоровается, как он занимает свое место, как садится в кресло можно понять гораздо больше о его сущности, чем от двухчасовых переговоров. Поэтому не удивляйтесь, если аналитик будет обращать ваше внимание на то, что вам кажется мелочами — как вы приходите, как прощаетесь, на опоздания, на ваши позы и язык тела, на то, как вы формулируете ваши высказывания.

    Как известно на анализе нет каких бы то ни было ограничений на высказывания – есть ограничения на действия — человек должен находится на кушетке и стараться все свои чувства по возможности максимально выражать словами. Но часто слова не могут вместить всех чувств, или у клиента просто нет слов для их выражения потому что он никогда не осознавал их и не выражал словами, а просто вел себя определенным образом, сообщая другим о своих чувствах своим поведением.

    Поскольку все общение с аналитиком ограничено стенами кабинета и временем сессии, в распоряжении клиента не так уж много средств для выражения чувств действиями. Единственный доступный способ – нарушать правила работы. Так называемый сеттинг (весь набор правил работы время, оплата и т.п.) как раз и служит для того, чтобы и вы и аналитик смогли увидеть, как вы выражаете то, что не можете выразить словами.

    Например, клиент может не говорить о своих агрессивных чувствах к аналитику, а выражать их опозданиями или пропусками без предупреждения. Манипуляции с расписанием работы – единственный инструмент, с помощью которого клиент может выразить то, что не может сказать, но именно благодаря скромности этого арсенала психоанализ и является терапевтической, безопасной ситуацией, в которой возможно развитие.

    Отношения с аналитиком – это арена, на которой человек впервые позволяет себе испытать чувства, недоступные ему ранее. Впервые пробует вести себя по другому, опробует новые модели поведения по мере того, как осознает смысл и происхождение привычных ему стереотипов поведения.

    Например, человек, склонный к депрессии, то есть всегда предпочитающий брать вину на себя, избегающий выражения гнева и осознавший пагубный характер такого стереотипа и его происхождение именно с аналитиком впервые осмеливается вести себя по иному, выражать гнев и возлагать ответственность на другого. В повседневной жизни есть масса обстоятельств, затрудняющих такие попытки, так как все мы связаны определенными обязательствами на работе и в личной жизни и мы, как правило, в той или иной степени зависим от этих обязательств.

    Психоанализ часто называют лечением разговором. Я бы сказал, что это скорее лечение отношениями. У большинства людей никогда не было опыта отношений, при которых они могли бы говорить абсолютно все, что приходит в голову, выражать любые свои чувства, в том числе и тому человеку, к которому они относятся без боязни последствий.

    Отношения, которые формируются между вами и аналитиком в ходе прохождения психоанализа – уникальные отношения, предоставляющие человеку поддержку и помощь профессионала и возможность для развития. Большинство людей, к сожалению, не имели и не имеют опыта подобных отношений. Психоанализ — трудный процесс, требующий терпения, времени и сильной мотивации к изменению, но ваше упорство будет вознаграждено сторицей, так как успех в анализе сказывается во всех сферах жизни — в работе, в любви и дружеских отношениях, в творчестве. Так же как и внутренний конфликт, будучи не разрешенным, влияет на все сферы.

    Заключение (рекомендации)

    В заключение хотел бы дать несколько рекомендаций тем, кто решил обратиться к аналитику.

    1. При выборе аналитика доверяйте, прежде всего, собственным чувствам. Вы должны почувствовать, что с этим человеком у вас могут сложится доверительные отношения.
    2. Крайне желательно, чтобы аналитик не был вашим другом или хорошим знакомым. Чем меньше вы пересекаетесь с ним в обычной жизни и чем меньше о нем знаете, тем лучше.
    3. Поинтересуйтесь, входит ли аналитик в какое-либо из профессиональных сообществ.
    4. Профессиональный аналитик никогда не будет давать вам советов и наставлений, даже по вашей просьбе.
    5. Профессиональный аналитик никогда не будет давать гарантий относительно продолжительности анализа (типа: «гарантированно вылечу за 2 месяца»).
    6. С вами обязательно четко обговорят условия работы: количество встреч в неделю, время, продолжительность, условия оплаты, правила отмены занятий.
    7. С вами проведут несколько предварительных встреч (как правило, 3-5) после которых и вы и аналитик примете решение относительно будущей совместной работы и заключите устный контракт.

    /Сокращенный текст. Лынов С./

    Источник: http://www.nizam-vlad.ru/popul.html

    Ваше отношение к психоанализу

    Психоанализ развивался преимущественно вне основного русла академической психологии. Подобная ситуация сохранялась в течение длительного времени. Американская академическая психология не восприняла психоаналитическую доктрину. В редакционной статье без подписи в «Журнале аномальной психологии» (fournal of Abnormal Psychology) за 1924 год высказывалось явное раздражение этим «нескончаемым потоком работ европейских психологов о бессознательном» (Fuller. 1986. P. 123). В данной статье они едва упоминались как совершенно недостойные внимания. Понятно, что в такой ситуации очень немногие психоаналитические работы удостаивались публикации в профессиональных изданиях. Подобная дискриминация продолжалась в течение, по меньшей мере, 20 лет.

    Многие академические психологи обрушились с яростной критикой на психоанализ. В 1916 году Кристина Лэдд-Фрэнклин писала, что психоанализ — это продукт . Следует отметить, что данное суждение было вынесено в тот период, когда все немецкое воспринималось с большим подозрением на фоне германской агрессии в первой мировой войне. Роберт Вудворт из Колумбийского университета назвал психоанализ «жуткой религией», которая даже здравомыслящих людей приводит к совершенно абсурдным заключениям. Джон Б. Уотсон вообще определил фрейдовскую позицию как шаманство, вуду (цит. по: Homstein. 1992. P. 255, 256).

    Несмотря на все эти едкие нападки на психоанализ со стороны лидеров академической психологии и отношение к нему как к еще одной «безумной» теории, все же некоторые фрейдовские идеи в начале 20-х годов пробили себе дорогу в американские учебники по психологии. Проблема защитных механизмов, а также явного и скрытого (латентного) содержания сновидений вполне серьезно обсуждалась в психологических кругах (Popplestone & McPherson. 1994). Однако, поскольку безусловно доминирующей школой оставался бихевиоризм, психоанализ в целом попросту игнорировался.

    Однако, в 30-40-е годы психоанализ получает неожиданно широкое распространение среди публики. Сочетание секса, насилия и скрытых мотивов, а также обещание излечить от широкого спектра разнообразных эмоциональных расстройств выглядит весьма привлекательно, почти неотразимо. Официальная психология в ярости, поскольку, с ее точки зрения, люди могут спутать психоанализ и психологию, полагая, что они занимаются одним и тем же. Официальным психологам претила сама мысль, что кто-то может посчитать, что секс, сновидения и невротическое поведение — это и есть все, чем занимается психология. «В 30-е годы многим психологам стало ясно, что психоанализ — не просто еще одна безумная идея, а серьезный конкурент, угрожающий самым основаниям научной психологии, по крайней мере, в сознании широкой читающей публики» (Morawski & Homstein. 1991. P. 114).

    Для того, чтобы справиться с этой угрозой, психологи решили проверить психоанализ на предмет его соответствия строгим критериям научности. Они провели «сотни исследований, чья изобретательность могла поспорить лишь с бесполезностью полученных результатов» (Homstein. 1992. P. 258). Подобный шквал исследований, хотя, по большей части, и плохо исполненных, доказал, что психоанализ существенно отстает от уровня экспериментальной психологии, по крайней мере, с точки зрения самих приверженцев экспериментальной психологии. В итоге это позволило им вновь занять позицию «арбитров и блюстителей психологической истины» (Motawski & Homstein.1991. P. 114). Вдобавок эти исследования показали, что и академическая психология может представлять интерес для широкой публики, поскольку занимается, по существу, теми же вопросами, что и психоанализ.

    В 50-е и 60-е годы многие бихевиористы занимались тем, что переводили психоаналитическую терминологию на язык своей концепции. Можно сказать, что начало этой тенденции положил сам Уотсон, когда определил эмоции всего лишь как набор привычек, а неврозы — как результат неудачного стечения обстоятельств. Скиннер также обращался к фрейдовской идее защитных механизмов психики, описывая их как форму оперантного обусловливания.

    В конце концов психологи усвоили многие из фрейдовских идей, которые даже со временем вошли в основной корпус психологических теорий. Признание роли бессознательных процессов, значимости обращения к детскому опыту, исследование действия защитных механизмов — вот далеко неполный список психоаналитических идей, получивших широкое распространение в современной психологии.

    Источник: http://studopedia.ru/6_75262_vzaimootnosheniya-psihoanaliza-i-psihologii.html

    Ваше отношение к психоанализу

    Группа: Редакторы форума
    Сообщений: 1031
    Страничка
    Из: Москва

    Здравствуйте, Вадим! Я могу говорить о своём отношении к психоанализу. Бесспорно, заслуга Фрейда в том, что он говорил о влиянии бессознательного (вытесненного когда-то) на сознательную (сегодняшнюю) жизнь.
    Есть много ценного в психоаналитическом подходе, хотя есть и сексуальная тематика, с явными, порой, «перегибами», а также работа со сновидениями. Сама я не работаю в русле психоанализа. Хотя минимальное знание основ ( влияние бессознательного), бесспорно, помогает в работе.И не каждая психоаналитическая литература легко читается.
    На меня сильное впечатление и влияние оказала книга Каролин Эльячефф «Затаённая Боль. Дневник психоаналитика.» (детский психоанализ), 1999 г. В ней известный французский психоаналитик рассказывает об опыте работы в учреждении для детей-сирот, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей, имеющих родителей, но временно помещаемых в ясли.
    Очень советую почитать.

    Сообщение отредактировал Елена Громова — 24.11.2008, 20:50

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 338
    Страничка
    Из: Санкт-Петербург

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 9

    Здравствуйте, Елена. Спасибо вам за совет. Книгу прочту обязательно.

    Уважаемая Неля, с целью узнать современные психоаналитические практические наработки, которые могут пригодится в работе, я и задал вопрос.

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 792
    Страничка
    Из: г. Всеволожск, Ленинградская область

    Хоть я и не более опытный православный психолог, но позволю себе сделать комментарий на Ваше сообщение.

    Полезное можно найти наверное во всем, однако, в одном его больше, в другом его меньше. И в процессе обретения полезного можно ненароком проникнуться идеями далеко не полезными. Это если речь идет именно о православном аспекте, а не психотерапии вообще.
    Предлагаю статью: http://www.donor.org.ua/index.php?module=a. ;c=1&id=254 на тему «Влияние мировозренческих установок на содержание деятельности и творчества основателей психотерапевтических школ».

    Этим самым я не призываю отрицать опыт накопленный в других психотерапевтических школах, но обозначаю проблему которая может возникнуть при попытке копировать их методы и методики.

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 338
    Страничка
    Из: Санкт-Петербург

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 792
    Страничка
    Из: г. Всеволожск, Ленинградская область

    Проблема здесь вот в чём. Для того, чтобы понять как работает психоанализ, нужно вникнуть в его суть, а это требует некоторого погружения в эту «секту». Но, безусловно, в психоаналитической терапии есть моменты, которые никак идеологически не связаны с самим учением хотя и приписываются к заслугам психоанализа.
    В принципе, З.Фрейд выступил в роли компилятора идей существовавших задолго до него, НО попытался их объединить одной идеей — руководящим принципом удовольствия. Идея тоже не нова, если вспомнить три С: славолюбие, сребролюбие и сластолюбие. Только если в святоотеческом учении с этой страстью — сластолюбием, надо бороться, то в учении З.Фрейда на нее нужно уповать. С точки зрения действия этой страсти он и пытался рассмотреть всю психическую жизнь человека. И соответствующая терапия направлена не на то, что бы с ней бороться, а на то, чтобы ее пытаться направлять в нужное русло, но, не в коем случае, не препятствовать ее реализации, иначе это станет причиной психопатологии.
    Поэтому тут есть очень много подводных камней.

    Проективные методики это уже не психоанализ, так же как и эго-психология.

    Сейчас, когда психотерапевтические направления довольно много впитали в себя из других направлений, врядли можно говорить об исключительности чего-то в психоанализе. Все, что нужно уже и так взято. Так же как и современные психоанализ уже достаточно впитал в себя из других направлений. Если посмотреть психоаналитическую терапию психотического пациента, то от психоанализа, как такового, там практически ничего не осталось, кроме декларации психотерапевтом приверженности определенным идеям или школе. В тоже время их заслуги приписываются именно психоанализу, хотя психоанализ изначально работает с проблемами триадных отношений (Эдипов комплекс), а по самой же классификации в психоанализе, психотическая патология относится к диадным отношениям (до Эдипова комплекса). Вообще, существует достаточно много парадоксов в методах и методиках, которые пытаются, все-же, продвинуть как психоаналитические. По всей видимости, благодаря раскрученному бренду.
    Про отечественный психоанализ вообще говорить не охота. Тут каждый «сам себе режиссер».

    Потом, в психоналитической работе с пациентом ОСОБОЕ внимание уделяется работе с переносом и контрпереносом. Не думаю, что этот подход созвучен подходам основанным на святоотеческом учении о человеке. Скорее противоположен.

    При желании можно привести еще много примеров.
    Так вот я и думаю. Стоит ли без особой нужды копаться в этой куче «всего», чтобы найти крупицу полезного. Потом придется долго «отмываться».

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 9

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 792
    Страничка
    Из: г. Всеволожск, Ленинградская область

    Посоветовать врядли смогу, т.к. для этого, во-первых, нужно знать о работе с какой психопатологией идет речь, во-вторых, метод (ы) должен быть созвучен душе специалиста, иначе могут возникнуть проблемы уже у него самого. В виду этого, личный опыт одного не играет особой роли для другого. А если учесть, что в психологию зачастую идут люди уже «ненормальные», т.к. нормального человека все эти вопросы мало беспокоят — он живет, реализуется, получает удовольствие от жизни, а когда наступают невзгоды, то в состоянии с ними сам справится, то последнее (методы) наиболее актуальны. От это застрахован, пожалуй, психолог, работа которого основана на формальных подходах — тесты, опросники и т.п.

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 3

    Я работю социальным работником в психиатрической лечебнице открытого типа. Я недавно закончил учиться и работаю всего лишь 2 месяца.

    У нас работают с переносом и контрпереносом. У меня вызывыет сомнение, на сколько этот метод помогает пациентам. Каждый день мы говорим о том, какие чувства у нас вызвал тот или иной пациент и исходя из этого делаем вывод, что то же чувствует и пациент. Если честно, недавно меня начало раздражать, как все коллеги (врачи, психотерапевты) только и говорят об этих чувствах. Неужели это может как-то помочь?

    Один коллега прочти всем без исключения пациентам ( а иногда и коллегам) преписывает клинические диагнозы: расстройства личности по МКБ 10. Даже в личном разговоре анализиерует коллег. И если бы за этим следовал какой-то конструктивынй совет, то можно было-бы еще как-то понять мотивы моего коллеги. Но за каждым таким анализом следует свего рода упрёк или насмешка в сторону тех коллег, которых он анализиерует.

    Кроме того в нашей команде как-то не очень отзываются о религии и церкви вообще. Понимают под этим тоже только своего рода психотерапию или то, что только помогает пациентам держаться. Я заметил, как эти мыслишки и сомнения тоже начали подкрадываться ко мне.

    Мои вопросы:
    Как можно работать и не пропитываться идеями и представлениями своих коллег?
    Как относиться к тому, когда тебя анализируют без твоей просьбы?
    Как можно позиционировать себя без того, чтобы встретить осуждение коллег?

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Редакторы форума
    Сообщений: 1031
    Страничка
    Из: Москва

    Здравствуйте!
    На мой взгляд, Ваш последний вопрос обобщает два предыдущих. Ответ я бы дала Вам такой.
    Да, можно. Можно позиционировать себя без того, чтобы встретить осуждение коллег, работать и не пропитываться идеями и представлениями своих коллег.
    Для этого важно сохранить свою внутреннюю цельность и убеждённость, и при этом относиться с уважением к выбору и позициям коллег. Относиться с уважением — это не значит принимать их взгляды.
    Но это в Вашей ситуации сделать будет не просто. Вы, судя по всему, в меньшинстве. Это потребует от Вас больших внутренних сил и смелости. Хороший личный психотерапевт помог бы Вам с этим справиться. Или если бы Вы прошли длительный курс психотерапии и спокойнее относились бы к взглядам, которые Вам не близки, при этом сохраняя свой взгляд на вещи. А так есть опасность постепенного эмоционального «выгорания» в работе.

    По поводу того, как относиться к тому, когда тебя анализируют без твоей просьбы, я бы сказала так.
    Вы в праве сказать о своём несогласии с этим явлением, попросить учесть Ваше мнение, и впредь, без Вашего согласия не анализировать и не интерпретировать Вас и Ваше поведение и не ставить диагнозы.

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 792
    Страничка
    Из: г. Всеволожск, Ленинградская область

    1. Заниматься своим делом, согласно своим убеждениям. Вы же социальный работник, а не психотерапевт.
    2. Как к дилетантству. Так поступают люди, только прикоснувшиеся к изучению данного метода.
    3. см. п.1.

    Сообщение отредактировал Станислав Загудаев — 26.10.2011, 13:56

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 3

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 3

    Здравствуйте!
    На мой взгляд, Ваш последний вопрос обобщает два предыдущих. Ответ я бы дала Вам такой.
    Да, можно. Можно позиционировать себя без того, чтобы встретить осуждение коллег, работать и не пропитываться идеями и представлениями своих коллег.
    Для этого важно сохранить свою внутреннюю цельность и убеждённость, и при этом относиться с уважением к выбору и позициям коллег. Относиться с уважением — это не значит принимать их взгляды.
    Но это в Вашей ситуации сделать будет не просто. Вы, судя по всему, в меньшинстве. Это потребует от Вас больших внутренних сил и смелости. Хороший личный психотерапевт помог бы Вам с этим справиться. Или если бы Вы прошли длительный курс психотерапии и спокойнее относились бы к взглядам, которые Вам не близки, при этом сохраняя свой взгляд на вещи. А так есть опасность постепенного эмоционального «выгорания» в работе.

    По поводу того, как относиться к тому, когда тебя анализируют без твоей просьбы, я бы сказала так.
    Вы в праве сказать о своём несогласии с этим явлением, попросить учесть Ваше мнение, и впредь, без Вашего согласия не анализировать и не интерпретировать Вас и Ваше поведение и не ставить диагнозы.

    Спасибо за ответ!
    Я бы прошёл курс психотерапии, но скептически отношусь к психоанализу. Хотя, может не обязательно идти к психотерапевту, который занимается психоанализом.

    Мне Ваша точка зерния по душе: с уважением относиться к убеждениям других.

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Редакторы форума
    Сообщений: 1031
    Страничка
    Из: Москва

    Вовсе не обязательно проходить курс именно в психоанализе.
    Я прошла курс личной терапии у процессуального терапевта, а моя подруга-коллега, которая работает в психоанализе, уже в который раз ездит на консультации к моему психологу, хотя изначально собиралась проходить курс терапии у психоаналитика.
    Важно, чтобы это был грамотный и опытный человек, которому Вы сможете довериться как специалисту.

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 658

    Интересная дискуссия, но по моему одна из очень важных особенностей психоанализа в ней НЕ отмечена.
    Попробую восполнить пробел. Как метод психоанализ и в частности Юнгианский в принципе нельзя назвать «сектой» или «сектантским», поскольку в его основе лежат более-менее объективные закономерности и подходы, отражающие общие тенденции проявления и взаимодействия сознательного и бессознательного, которые легли в основу целого ряда современных западных научных школ, подходов и методов. К тому же тем же самым К.Г. Юнгом одним из первых в середине прошлого века в его Тавистокских лекциях была дана относительно непротиворечивая общая структура и схема (концентрическая) устройства человеческой психики, в которой показано место сознательного и бессознательного.
    К тому же в одной из своих наиболее скандальных книг «Красной книге», Юнг практически откровенно признаётся в том, что верит в Бога и восхищается образом Христа, но не более того (восхищения).
    Любопытная деталь. Перед входом в свой дом Юнг повесил табличку с надписью — «Vocatus atque non vocatus deus aderit» — «Званый или нет, Бог присутствует здесь».
    В своей Красной книге он пишет: «Я сделал эту надпись, чтобы напоминать себе и моим пациентам: «Timor dei initium sapientiae» (Пс. 3:10). Это еще один, не менее важный Путь, вовсе не к «Христианству», а к самому Богу. — и это, похоже, важнейший вопрос».
    Эта фраза говорит по сути обо всём и в частности о том, что Юнг не продвинулся в своём «боговедении» далее Ветхого Завета, а так и остался умным фарисеем (простите за сравнение).
    Ещё две его цитаты из этой же Красной книги, которые уже более конкретно говорят о том, что в своём исследовании Юнг очень близко подошел к пониманию христианства:
    «Но мы знаем, что древние говорят с нами образами. Потому мое мышление советовало мне повторять! за Христом, а не подражать ему, потому что он – это Путь. Если я следую Пути, я не подражаю ему. Но если я подражаю Христу, он – моя цель, а не мой Путь. Но если он мой Путь, я, таким образом, иду к его цели, что ранее было показано мне в таинствах. Так что мое мышление говорило со мной запутанным и неясным образом, но советовало мне подражать Христу»
    (Красная Книга Карл Густав Юнг стр. 366).
    «Путь привел его (Христа) ко кресту, ведь и путь человечества тоже ведет на крест. Мой путь тоже ведет ко кресту, но не к Христову, а к моему , который есть образ жертвоприношения и жизни. Но поскольку я все еще был слеп, я склонялся к тому, чтобы подчиниться огромному искушению подражать и смотреть по ту сторону Христа, как если бы он был моей целью, а не моим Путем»
    (Красная Книга Карл Густав Юнг стр. 367).
    Из этих околодуховных откровений одного из отцов психоанализа видно, что он всё же разобрался в общих отличиях подражания Христу и Пути Христа, но так и НЕ разделил самого Учения о Спасении, а пытался его воспринимать и анализировать исключительно рационально т.е. умозрительно, сохраняя в сознании и душе все мирские качества и ценности светского человека.
    В этой связи сам метод психоанализа — это по существу метод анализа мирского и светского сознания, причём, сознания именно западного типа, которое насквозь пропитано лицемерием, прагматикой, рационализмом и эгоизмом в их уникальном сочетании.

    Говоря более простыми словами, метод психоанализа — этот метод анализа бездуховного и безнравственного сознания или голой (логической) структуры психики, как грубой и поверхностной оболочки души. Т.е. метод психоанализа в принципе НЕ связан и НЕ имеет ничего общего с анализом состояния души, которое по сути и определяет все качества личности.

    Именно поэтому для православного человека и психолога в т.ч. метод психоанализа НЕ приемлем в чистом его виде прежде всего по той причине, что православное сознание ориентировано на свою (христианскую) систему ценностей, которая принципиально отличается от юнгианской и западной (модели и концепции) и соответствует Святоотеческому учению отцов Восточной церкви.

    В тоже время иметь общее представление о методе психоанализа по-моему НЕ вредно )

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 792
    Страничка
    Из: г. Всеволожск, Ленинградская область

    1. Для сына протестантского пастора обращение к теме Бога и Христа закономерно. В то же время Юнг позволял себе ругань в отношении католической и протестантской церквей и отказывался работать с пациентами изъявляющими желание посещать церковь.
    2. Основные свои «заслуги» Юнг приобрел после разрыва с Фрейдом и отказа от практики психоанализа. Разрыв с Фрейдом был вызван принципиальным несоответствием воззрений Юнга с воззрениями основателя психоанализа. Основное из них — отрицание главенства эдипова комплекса, а следовательно и примата сексуальности.
    3. В замен движущей силы сексуального влечения Юнг предложил некую другую движущую силу. Природа этой силы раскрывается в увлечении Юнга, под влиянием своего деда, древнегерманским язычеством (мифами), в более зрелые годы его увлечением модной тогда философией буддизма, а так же личных и постоянных спиритических практиках, к которым, кстати, негативно относился Фрейд. Поэтому можно говорить о сильном влиянии оккультизма на теории Юнга. В принципе, представления о коллективном бессознательном Юнга и основаны на его спиритическом опыте.
    4. С Фрейдом его роднит тот культ, который он создал себе в Цюрихе.
    5. Следует отметить его явный антисемитизм и сотрудничество с нацистскими властями Германии.
    6. Красная книга была написана в период после его разрыва с Фрейдом. Этот период по словам самого же Юнга он был «охвачен психозом», от которого кстати довольно долго лечился и даже, на собственном опыте, разработал метод исцеления от состояния, которое в психиатрии называется диссоциативное расстройство идентичности или множественная личность. Кстати, примечательный факт, что красную книгу любят эзотерики и они ее даже перевели на русский язык и выложили на своих сайтах, почти сразу после того, как она стала доступна широкой общественности в 2009 году. Удивительно ли для нас такое расстройство личности у человека увлекающегося оккультизмом?
    7. С научной точки зрения юнгианство не выдерживает никакой критики. Это метод аналогии и символизма. Впрочем это его роднит с психоанализом.

    Юнга не корректно называть психоаналитиком, т.к. его воззрения принципиально отличаются от психоаналитической теории и, более того, критиковались самим основоположником психоанализа и послужили причиной разрыва. Это свое оккультно-мистическое направление психологии, которое очень любят эзотерики, участники MLM-пирамид, сторонники «NewAge» и, из частной практики, люди склонные к диссоциативному расстройству личности.

    ваше отношение к психоанализу

    Группа: Участники
    Сообщений: 658

    Согласен, Станислав, однако настораживает обилие именно современных юнгианских школ на западе, которые подчёркнуто именуются психоаналитическими. В принципе юнгианский психоанализ и был создан для удовлетворения потребностей именно западного светского сознания, как наиболее прагматичного (эгоистичного) и поверхностного в понимании природы души. Этому типу сознания традиционно гораздо ближе те алгоритмы и логические схемы психических процессов, в которых центральное место занимает Я — суть человеческое эго во всей его порочности. При этом именно Я во всей его целостности и сохранности и выступет олицетворением высшего смысла любого поиска. Именно поэтому данному типу секулярного сознания очень близки ветхозаветные оккультные идеи (мистические) и в том числе Юнгианского символизма в основе которых лежит культ Я и личного могущества.

    Православному психологу, владеющему основами православия, принципиально невозможно пользоваться этими идеями и подходами в чистом виде, поскольку они лежат в совершенно иной ценностной (нравственной) и мировоззренческой (когнитивной) плоскости, которую можно назвать прелестью, магией, New Age или той же эзотерикой.

    Вообще есть один яркий факт, который очень красновречиво и лучше любых аргументов говорит о полной несостоятельности, как самой психоаналитической модели, так и её отцов, пришедших в конце своей жизни к тупику, поскольку именно конец жизни (смерть) и является для любого человека показателем силы его жизни, праведности его жизни, а также понимания и нахождения им высшего смысла жизни.

    Данный факт связан с тем, как! и от чего! ушел из жизни Зигмунд Фрейд — один из отцов-основателей психоанализа. Так вот мучительно страдая от рака нёба, вызванного курением, перенеся несколько сложных и болезненных операций, Зигмунд Фрейд попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию. Зигмунд Фрейд ушел из жизни в результате принятия тройной дозы морфина 23 сентября 1939 г. в своём доме в Лондоне в возрасте 83 лет.

    Т.е. Фрейд фактически кончил жизнь самоубийством, что является тягчайшим грехом.

    Источник: http://dusha-orthodox.ru/forum/index.php?showtopic=53

    Психоанализ

    Что такое психоанализ?

    Более ста лет назад Зигмунд Фрейд, австрийский врач невролог, предложил новое понимание человеческой психики и ее влияния на поведение и здоровье. Исследования не начались единовременно, а скорее стали естественным продолжением попыток помочь особой категории больных, считавшихся на тот момент неизлечимыми. Проводя много времени с больными, выслушивая их, он предположил, что причины заболевания носят психический характер и кроются в неосознаваемых пациентами переживаниях. Открывая эти переживания, понимая их природу, удавалось избавиться от приносящих страдания соматических симптомов.

    Понятие «бессознательное» существовало и ранее, однако именно в конце ХIХ века, началось активное изучение его влияния, как на повседневную жизнь так и на психическое и соматическое здоровье человека, а метод, позволяющий заглянуть в бессознательное был назван психоанализом.

    Предложенное Фрейдом понимание человека, во многом противоречило общепринятому взгляду. Скрываемые в бессознательном образы, фантазии и желания казались жуткими и неприемлемыми, а признание их существования грозило человеку опасностью быть свергнутым с пьедестала разумности в неуправляемую пучину самого отвратительного и животного.

    Прикосновение к внутреннему миру пугало возможностью выпустить скрываемых демонов на волю. Однако, как показало время, психоанализ не только не отобрал у человека разум, но позволил стать более креативным и человечным, несмотря на признание темных сторон, которые бушуют, порой, в его душе.

    Современный психоанализ представляет собой довольно много течений и направлений, имеющих сходства и различия. Фрейд, как основатель заложил прочный фундамент и задал много вопросов, ответы на которые еще не найдены. Развитие продолжается, техники меняются, одни идеи отбрасываются, как устаревшие, другие приходят им на смену. В центре остается возможность человека сделать свою жизнь свободнее от внутренних и внешних конфликтов, любить, жить интересно и плодотворно, используя максимум своих ресурсов.

    Психоанализ дает возможность задуматься и увидеть мир и себя в нем менее искаженным, а значит, повысить уровень спонтанности и независимости. Вероятно, вследствие таких возможностей, данный метод был запрещен в России в 30-е годы двадцатого века, а отечественная школа, признанная коллегами в других странах, практически прекратила свое существование до 1990 года, когда была вновь создана Российская психоаналитическая ассоциация. В настоящее время продолжается интеграция наших специалистов с мировым психоаналитическим сообществом, а обучение отечественных психоаналитиков проходит в рамках международных обучающих программ.

    Тонкошкурова Любовь Александровна

    Врач-психиатр, психоаналитический психотерапевт

    ваше отношение к психоанализу

    Врач-психиатр, психоаналитический психотерапевт

    Опыт работы – 14 лет

    Кандидат Международной Психоаналитической Ассоциации

    Член Санкт-Петербургского Психоаналитического Общества

    Сотрудник кафедры психотерапии и сексологии СЗГМУ им. И.И. Мечникова

    Запись на консультацию по телефону:

    У термина ПА имеется три разных значения, которые порой смешиваются, пересекаются и дополняют друг друга.

    • Психологическая теория
    • Психотерапевтический метод
    • Философское течение

    Психоаналитическая теория включает в себя понимание психического развития человека, взгляд на его психику и влияние психических факторов на поведение человека в самом широком смысле, т.е. на действия, мысли, отношения, происходящие события, физическое самочувствие и т.д.

    Данная теория в разных ее вариациях лежит в основе большинства современных психотерапевтических концепций.

    Психоанализ, как метод лечения подразумевает интенсивную работу – частота встреч от 3 до 5 в неделю с продолжительностью курса от 6 месяцев до нескольких лет. В качестве одного из инструментов используется кушетка, на которой анализируемый может удобно устроиться и погрузиться в свои ощущения и размышления.

    Однако, ни частоты встреч, ни длительности лечения, ни использования кушетки недостаточно, чтобы анализ состоялся. Все перечисленное – лишь формальные признаки и инструменты, дающие возможность паре аналитик-анализанд достичь желаемого понимания и изменений в случае умелого их использования. Но самая суть анализа, все же, состоит во взаимодействии с аналитиком, в способности совместно создать ту терапевтическую ситуацию, которая поможет узнать душу конкретного человека.

    Как правило, в результате такой работы достигаются глубокие и стойкие изменения.

    Наиболее приближенным к психоанализу способом лечения является психоаналитическая (психодинамическая) психотерапия.

    Психоанализ как философия. Являясь влиятельным и мощным средством лечения психических расстройств, ПА также оказал воздействие на способ видения человеком себя и окружающего мира. Он вошел в повседневный быт многих людей, стал частью их культуры, дал возможность более свободной и творческой жизни, повышая одновременно способность учитывать не только свои интересы, но и видеть других людей, которые находятся рядом.

    Преимущества психоанализа

    Как же получается, что вот уже более ста лет, столь трудоемкий и дорогостоящий метод не только остается востребованным, но продолжает развиваться, адаптируясь к современным социальным и экономическим условиям, дает питание и поддержку практически всем другим видам психотерапии, сохраняясь под натиском краткосрочных и не столь сложных в подготовке специалистов вариантов работы?

    Психоанализ, в отличие от психоаналитической психотерапии не ставит своей прямой задачей избавление от симптомов и решение жизненных проблем. Он является способом изучить себя, располагая инструментами, недоступными другим направлениям. Отсюда большая продолжительность и высокая интенсивность взаимодействия со специалистом – всем процессам, необходимым для данной задачи требуется время, чтобы развернуться в полном объеме и разрешиться. Именно это и позволяет человеческой психике использовать недоступные ранее ресурсы, получая иной уровень свободы и возможностей. Как параллельный процесс мы ожидаем также и избавления от мучающих симптомов и решения сложных жизненных задач и повышения уровня и качества жизни.

    Эффективность психоанализа

    Мнения, касательно эффективности психоанализа, как лечебного метода, разнятся от резко негативных до восторженных (роль психоанализа в теории изучения психики и в философии, более однозначна). Негатив, в основном, связан с длительностью и дороговизной, а также обвинением в шарлатанстве и лженаучности. Восторженность чаще всего вызвана нахождением в процессе психоанализа и некоторой эйфорией от ощущаемых и ожидаемых изменений, и является частью процесса, к концу которого превращается в более спокойное отношение, как к методу, дающему много возможностей, но и имеющему свои ограничения. К слову сказать, особо негативные отзывы, также могут быть связаны с текущим процессом психоанализа и являться его частью, требующей внимания и изучения, видоизменяясь в процессе работы и приобретая все то же спокойное и ровное отношение.
    Для научного изучения эффективности постоянно предпринимаются попытки, публикуются статьи и данные исследований, ознакомиться с которыми не представляет особых трудностей. Сложность лишь в том, что критерии оценки чрезвычайно размыты, а эмоциональная включенность участников обсуждений и изысканий порой столь велика, что искажает получаемые результаты.
    Выскажу свое отношение. Опыт моего личного анализа и работы с пациентами однозначно показывают его высокую эффективность для личностного развития, понимания происхождения тех или иных жизненных сложностей, избавления от тяжелых психологических состояний и симптомов. Неудачи встречаются и зачастую связаны с преждевременным прерыванием курса. Однако, нужен анализ, конечно же не всем, а в ряде случаев есть гораздо более простые и быстрые способы справиться с мешающим симптомом, поведением или ситуацией. Скажем, в случае желания избавиться от курения или конкретного, единичного страха полета вряд ли стоит прибегать к психоанализу.

    Наиболее оправдан анализ в случае желания наладить свою любовную жизнь, максимально реализоваться в работе и творчестве.
    Что касается лечения ряда симптомов, таких как фобии или панические атаки, легкие реактивные депрессии и др. облегчение наступает чуть медленнее, однако отдаленные результаты надежнее.
    Есть и ряд сложных для лечения состояний, в случае которых психоанализ и психоаналитическая психотерапия остаются основным средством помощи. Это, в частности, относится к нервной анорексии, неврозу навязчивых состояний, шизофрении, ряду сексуальных нарушений, психосоматической патологии и др. В этих случаях, психотерапия часто сочетается с медикаментозным лечением.
    Незаменим анализ и в случае ранних, травмирующих переживаний.
    В случае бесплодия, особенно неясной этиологии, когда у обоих партнеров не удается обнаружить патологии, влияющей на зачатие, в результате аналитической работы меняются те психические механизмы, которые препятствуют наступлению беременности и обнаружить которые не в силах самые современные медицинские обследования.

    Как пройти психоанализ?

    Определитесь, с какой целью вы планируете начать анализ.

    • Избавиться от психического заболевания или тяжелого психологического состояния
    • Изменить свою жизненную ситуацию (личные отношения, профессиональная состоятельность, материальное благополучие)
    • Повысить творческий и жизненный потенциал (способность к творчеству не только востребована практически в любой профессиональной сфере, но и является важной составляющей психического здоровья человека, удовлетворяя потребность в развитии и самореализации)
    • Обучение

    В первых трех случаях, Вам необходимо записаться на прием и обсудить свои представления, желания и ожидания со специалистом. В процессе беседы Ваши намерения прояснятся, после чего можно будет принимать решение и приступать к работе.
    Получить подробную информацию о возможностях получения образования, признанного международным психоаналитическим сообществом в Санкт-Петербурге Вы можете, связавшись с нами.

    Рекомендуем к просмотру:

    Славой Жижек. Почему психоанализ важен как никогда

    Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

    Источник: http://www.kushetka.com/articles/psihoanaliz/psihoanaliz/

    Зигмунд Фрейд и психоанализ. Психоанализ о человеческих отношениях

    ваше отношение к психоанализуВ то время как Эго-психология намечала пути теоретического понимания пациентов, психологические процессы которых описывались структурной моделью психики(Я, Сверх-Я, Оно), некоторые теоретики в Европе, особенно в Англии, были привлечены другими типами бессознательных процессов и их проявлениями. Некоторые, например, Мелани Кляйн, работали с детьми, а также с пациентами, которых Фрейд рассматривал бы как слишком сильно “нарушенных”, чтобы быть подвергнутыми психоанализу.

    Представители этой, так называемой “Британской школы” психоанализа пришли к выводу, что им необходим другой язык описания наблюдаемых процессов. Их работы были противоречивы на протяжении долгого времени, частично из-за личностных качеств, склонностей и убеждений представителей школы, частично благодаря тому, что трудно писать последовательно о примитивных явлениях. Теоретики объектных отношений пытались справиться с трудностями, возникающими при попытке переложить довербальные, дорациональные процессы на язык, управляемый логикой. Хотя уважение к силе бессознательного, несомненно, относит их к разряду аналитиков, они расходились с Фрейдом в определенных вопросах. Например, Фейербейрн начисто отвергал биологизм Фрейда, утверждая, что люди ищут не столько удовлетворения желаний, сколько установления взаимоотношений. Другими словами, ребенок не столько сфокусирован на получении материнского молока, сколько на восприятии заботы о самом себе и чувстве теплоты и привязанности как части этого восприятия.

    Психоаналитики, находившиеся под влиянием Шандора Ференци (такие, как Michael и Alice Balint, которых иногда относят к “Венгерской школе” психоанализа), занимались изучением примитивного опыта любви, одиночества, творчества, интеграции собственного “Я” – явлений, не вписывающихся в рамки структурной теории. Люди с подобной ориентацией уделяли внимание не столько тому, какое желание не получило должного обращения в детстве, или тому, какая фаза была плохо пройдена, или какие защитные реакции Эго доминируют, сколько тому, каковы были главные объекты в мире ребенка, как он их переживал, как они и их чувственные аспекты были интернализованы и как их внутренние образы и репрезентации (представления о них) продолжали существовать в бессознательном взрослого. В традиции объектных отношений тема эдипова комплекса вырисовывалась не так отчетливо, как тема сепарации и индивидуации. Интересно, что работы Отто Ранка во многом предвосхитили работы по объектным отношениям, которые появились позднее. Однако, поскольку Ранк отклонился от основной дороги развития психоанализа после своего мучительного разрыва с Фрейдом, его наиболее важные наблюдения были позднее открыты вновь.

    Представлениям самого Фрейда не были чужды разработки теории объектных отношений. Понимание важности объектов, с которыми актуально имеет дело ребенок, и того, как младенец их переживает, просматривается в его концепции “семейного романа”, в указании на то обстоятельство, что эдипова фаза может протекать очень различно в зависимости от личностей родителей и, наконец, во все возраставшем внимании к роли взаимоотношений в лечении. Ричард Стерба, один из последних аналитиков, хорошо знавших Фрейда, указывал, как сильно теория объектных отношений обогатила первоначальные наблюдения Фрейда, подразумевая, что Фрейд приветствовал бы развитие этого направления психоанализа.

    К середине XX-го века формулировки теории объектных отношений Британской и Венгерской школ нашли высокую степень подтверждения в работах американских терапевтов, называвших себя “межличностными психоаналитиками”. Эти теоретики, в число которых входили Гарри Стак Салливан, Эрих Фромм, Карен Хорни, Клара Томпсон, Отто Уилл, Фрида Фромм-Райхманн и другие, как и их европейские коллеги, пытались работать психодинамически с серьезно нарушенными пациентами. Они отличались от заокеанских аналитиков по объектным отношениям в основном степенью подчеркивания внутренней природы ранних объектных отношений: американские терапевты делали меньший акцент на стойком сохранении бессознательных образов ранних объектов и их отдельных сторон.

    Фрейд сделал шаг в сторону межличностной теории лечения, когда перестал смотреть на переносы пациента как на отклонения, которые следует объяснять, добиваясь их уничтожения, и начал рассматривать переносы как контекст, необходимый для лечения: “Невозможно разрушить что либо заочно или через образ”. Убеждение, что эмоциональные связи между терапевтом и пациентом составляют наиболее существенный фактор терапии, широко принимается среди современных терапевтов, определяющих себя как приверженцев ориентации на отношения. Это убеждение подтверждается также значительной эмпирической работой над результатами психотерапии.

    Концепции взаимоотношений позволяют психотерапевтам распространить свою эмпатию на тонкую область переживания клиентами межличностных отношений. Они могут находиться в состоянии психологического слияния с другой личностью, где собственное “Я” и объект эмоционально неразличимы. Они могут пребывать в диадическом пространстве, в котором объекты ощущались как объекты “за” и “против”. Или же клиенты рассматривают другие личности как личности, совершенно не зависимые от них. Переход ребенка от симбиотического мироощущения (раннее младенчество) через борьбу “я-против-вас” (около двух лет), через более сложные идентификации (три года и старше) стал в этой теории преобладающим по сравнению с оральной, анальной и эдипальной озабоченностью данных этапов. Эдипова фаза рассматривается как веха в когнитивном развитии, а не только в психосексуальном, и на этой фазе происходит существенный скачок, победа над младенческим эгоцентризмом – понимание того обстоятельства, что взаимоотношения двух людей (в классической парадигме – родителей) могут не иметь ничего общего с самим ребенком (с его собственным “Я”).

    Появление концепций европейских теоретиков объектных отношений и американских межличностных психоаналитиков возвестило о значительных успехах, достигнутых в терапии, поскольку психология многих пациентов, особенно страдающих от наиболее истощающих типов психопатологий, с трудом поддается анализу в терминах Ид, Эго и супер-Эго. Вместо целостного Эго с присущими ему функциями самонаблюдения, такие пациенты, по-видимому, имеют различные “состояния Эго” – состояния, когда они чувствуют и ведут себя совершенно по-другому, чем в другое время. Находясь в тисках этих состояний, они неспособны объективно рассматривать то, что происходит с ними, и настаивают, что их теперешнее эмоциональное состояние является естественным и неизбежным в сложившейся ситуации.

    Врачи, пытавшиеся помочь таким трудным больным, обнаружили: лечение проходит успешнее, когда удается выяснить, какой “внутренний” родитель или какой-либо другой важный ранний объект активизируется в каждый данный период вместо того, чтобы попытаться относиться к пациенту таким образом, как если бы тот обладал непротиворечивым собственным защищенным “Я”, которое можно было бы привлечь на свою сторону. Итак, появление теории объектных отношений имело большое значение для расширения сферы и углубления лечения. Психотерапевты смогли теперь прислушиваться к позиции “интроектов”, этих интернализированных других, которые влияли на ребенка и продолжали жить во взрослой личности и от которых пациент не был еще достаточно отделен.

    В подобной формулировке характер может рассматриваться как обоснованно прогнозируемые паттерны собственного поведения, повторяющие действия ранних объектов, или как бессознательное стремление заставить других вести себя подобно объектам раннего детства. “Устойчивая нестабильность” пограничной личности становится более теоретически понятной и, следовательно, лучше поддается психотерапии. Благодаря метафорам и моделям теорий объектных отношений, отфильтрованным через внутренние образные и эмоциональные реакции терапевта при общении с пациентом, практик получил теперь дополнительные средства для понимания происходящего в терапии, особенно в тех случаях, когда наблюдающее Эго пациента ранее было недоступным. Например, когда встревоженный пациент разражался параноидальной обличительной речью, терапевт мог понимать эту реакцию следующим образом: пациент чувствует себя жестоко и несправедливо критикуемым ребенком. Новое понимание контрпереноса, достигнутое в психоаналитическом сообществе, является отражением накопленных психотерапевтами клинических знаний и откровений теоретиков, пишущих о своих внутренних реакциях на пациентов.

    В Соединенных Штатах можно выделить Гарольда Сирлза, откровенно описавшего естественные контрпереносные бури в статье 1959 года (статья посвящена попыткам психотиков вывести психотерапевта из себя). В Британии Дональд Вуд Винникотт стал известен своими самыми смелыми самораскрытиями (например, в хорошо известной статье 1949 года “Ненависть в контртрансфере”). Фрейд рассматривал сильную эмоциональную реакцию на пациента как свидетельство неполного знания аналитика о самом себе, а также как свидетельство неспособности поддерживать эффективно позитивное, врачебное отношение к другой присутствующей личности.

    Вразрез с этой привлекающей своей рациональностью позицией психоаналитики, работавшие с психотическими клиентами и теми пациентами, кого мы сейчас назвали бы пограничными, сделали наблюдение, что наилучшим средством для понимания этих переполненных чувствами, дезорганизованных, отчаянных, мучающихся людей была их собственная интенсивная обратная реакция контрпереноса. В этом русле Генрих Ракер, южноамериканский психоаналитик, находившийся под влиянием Кляйн, предложил клинически бесценные категории согласующегося (конкорданного) и дополняющего (комплементарного) контрпереноса. Первый термин обозначает ощущение (эмпатическое) терапевтом того обстоятельства, что пациент, будучи ребенком, чувствовал по отношению к раннему объекту; второй термин обозначает, что чувства терапевта (неэмпатичные, с точки зрения клиента) соответствуют переживаниям объекта по отношению к ребенку.

    Процесс бессознательной индукции эмоциональных состояний, сравнимых с воспринятыми (ассимилированными) в раннем младенчестве, может показаться довольно мистическим. Но на данный феномен можно смотреть и с вполне с рациональной точки зрения. Давайте вспомним, что общение между младенцем и другими людьми в большинстве своем невербально. Люди, имеющие дело с детьми, узнают об их потребностях на основании эмоциональных, интуитивных реакций. Невербальные коммуникации могут быть невероятно мощными, и каждый, кто имел дело с новорожденными, был тронут до слез или неожиданно влюблялся, может подтвердить это. Аналитическая теория предполагает: всякий раз, входя в контакт, мы прибегаем к нашему опыту раннего младенчества, предшествующему и предвосхищающему формальное, логическое общение, которое мы с легкостью облекаем в слова. Феномен параллельных процессов, проистекающий из тех же эмоциональных и довербальных источников, был обширно документирован в клинической литературе по супервидению.

    Такое превращение контрпереноса из препятствия в достоинство представляет собой один из наиболее значительных вкладов теории объектных отношений. Спустя некоторое время было осознано чрезвычайное значение контререноса для правильной оценки структуры личности.

    Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.

    Источник: http://www.psystatus.ru/article.php?id=140

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *