Профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма; Студопедия — наркомания и токсикомания меры профилактики

06.03.2019

— заметное покраснение или бледность кожного покрова лица;

Наркомания и токсикомания меры профилактики

Профилактика пьянства и алкоголизма представляет собой комплекс взаимосвязанных социальных, педагогических, психологических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на превентивное выявление склонности военнослужащих к чрезмерному употреблению спиртных напитков, диагностику причин и стадии их алкоголизации, организацию психотерапии и лечения алкоголиков, создание психолого-педагогических, социальных и организационных условий, препятствующих развитию подобных явлений в частях и подразделениях. Профилактика пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации «О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1997 г. № 440.

Военнослужащий попадает в поле зрения социального работника как потенциальный клиент в случаях поступления заказа на работу с ним со стороны командиров, сослуживцев, членов семьи или самого военнослужащего, а также при условии формирования социономом самозаказа по результатам обследования воинских подразделений или отдельных военнослужащих.

Начальным моментом работы является социальная диагностика негативного явления. Целями диагностического этапа работы являются: выявление наличия и степени алкогольной зависимости, причин употребления спиртного, желания и самостоятельных попыток прекращения пьянства, характера влияния на клиента различных социальных групп и отдельных лиц, условий, провоцирующих тягу к алкоголю и др. Результатом такого изучения личности и социального окружения военнослужащего является диагноз, на основе которого осуществляется выбор целей, средств и методов социальной работы.

Для постановки точного диагноза соционому важно различать виды алкоголизма: первичный, вторичный, реактивный. Первичный алкоголизм — генетически обусловленное заболевание. Им страдает подавляющее число алкоголиков. Симптомы такого заболевания проявляются без каких-либо видимых причин и характеризуются неожиданным появлением у человека патологической, необоримой тяги к спиртному. Вторичный алкоголизм проявляется как следствие психических расстройств. Реактивный алкоголизм представляет собой своеобразный ответ организма и психики человека на жизненные кризисы.

На основе поставленного диагноза организуется лечение алкоголиков. Так, для излечения первичного алкоголизма порой оказываются достаточными мероприятия по детоксикации организма с последующим амбулаторным консультированием. Для излечения вторичного алкоголизма необходимо в первую очередь избавить больного от соответствующего психического расстройства. В случае реактивного алкоголизма осуществляется комплекс психотерапевтических мероприятий, направленных на купирование отрицательных переживаний человека.

Лечение не должно ограничиваться устранением фактов употребления алкоголя, для полного выздоровления необходима перестройка ценностно-ориентационных компонентов личности военнослужащего, формирование у него прочных установок на трезвость. В противном случае возможны рецидивы.

В последнее время в интересах лечения алкоголиков широко применяются методы выработки у пациентов рефлекторной тошнотно-рвотной реакции, сенсибилизации (повышение нетерпимости, непереносимости алкоголя) с помощью специальных препаратов: антабус (тетурам), эспераль (радотер), Т-21 и др. В случае употребления спиртных напитков при лечении названными препаратами наступает отравление организма: падает кровяное давление, наступает тахикардия, вызывается тошнота, рвота, возникают ощущение жара и чувство страха. Высокий эффект, как показывает практика, дает лечение по методу А.Р. Довженко, при котором подобно вшиванию в тело названных выше препаратов в психику человека «вшивается» страх. Этот страх выступает в виде психологического барьера на пути к употреблению алкоголя.

Тошнотно-рвотный рефлекс на спиртное формируется и с помощью суггестивной психотерапии. Социальному работнику важно знать практикующиеся методы лечения алкоголизма для того, чтобы иметь возможность рекомендовать клиентам наиболее приемлемые для них.

Лечение алкоголизма должно обязательно сопровождаться психотерапевтическим воздействием на больного. В этих целях применяются методы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии. При этом эффективными могут быть различные методы воздействия: психоаналитическое, нейролингвистическое, средствами гештальттерапии, гуманистической психологии, гипнотерапии, а также аутотерапии (аутогенная тренировка, самогипноз, настрой, медитация).

Не менее важными в плане профилактики пьянства и алкоголизма являются мероприятия социальной терапии, предполагающие решение таких задач, как формирование в воинских коллективах антиалкогольного общественного мнения, нетерпимости к пьяницам, коррекция социальной структуры воинских подразделений (включение пьяниц в коллективы трезвенников, выдвижение и поддержка лидеров с трезвеннической ориентацией, изменение социального статуса пьяниц и др.); привлечение лиц из «группы риска» к активной общественной деятельности, к участию в культурно-массовых и иных мероприятиях; участие семьи в социальной реабилитации алкоголика.

Организационные формы работы по профилактике пьянства заключаются в осуществлении строгого контроля за военнослужащими, склонными к употреблению спиртных напитков, со стороны командиров, ограничение им доступа к спиртным напиткам, создание пространственно-временных барьеров на пути к выпивке, прежде всего в рабочее время, применение различного рода санкций к пьяницам и т. п.

При работе с пьяницами и алкоголиками социальный работник должен соблюдать ряд правил. Во-первых, не проводить консультаций, мероприятий педагогического и психологического характера с лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Во-вторых, осуществлять психокоррекционные действия только с военнослужащими, изъявляющими желание измениться. В других случаях более эффективными окажутся организационные и социальные меры. В-третьих, помнить, что ни один человек не признает себя алкоголиком добровольно, поэтому следует ожидать сопротивления со стороны последнего при проведении с ним психодиагностических и психокоррекционных мероприятий. В-четвертых, для излечения алкоголика недостаточно вызвать у него отвращение к спиртному, необходимо создать вокруг него такую микросреду, которая всячески поощряла бы его трезвость, поддерживала его усилия в борьбе с алкогольной зависимостью, выставляла барьеры на пути к рецидиву. В-пятых, понимать и разъяснять должностным лицам, что алкоголизм — это стойкое заболевание всего организма, нервной системы, психики человека, что невозможно излечиться по приказу командира или посредством применения исключительно мер принуждения и наказания.

Таким образом, профилактика алкоголизма в воинских частях состоит из комплекса организационных, социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий. Она заключается в своевременном выявлении и оценке фактов злоупотребления военнослужащими спиртными напитками, создании социальных и организационных барьеров на путях развития этого негативного явления, оказании медицинской и психологической помощи больным, квалифицированном разъяснении военнослужащим и членам их семей физических, психологических и социальных последствий пьянства и алкоголизма.

Таким образом, профилактика наркомании — это важнейшая практическая задача военных руководителей и специалистов всех уровней, и в первую очередь социальных работников.

Для успешной борьбы с наркоманией в войсках необходимо, чтобы командиры, социономы, медицинские работники владели большими знаниями этой проблемы, чем сами злоупотребляющие, что даст возможность предупреждать и своевременно разрешать социальные проблемы военнослужащих, выявлять и перекрывать пути поступления наркосодержащих веществ в подразделения, своевременно обнаруживать лиц, склонных к употреблению дурманящих веществ и употребляющих их, вести профилактическую и коррекционную работу с ними. Поэтому весьма важным является знание социальным работником основных наркосодержащих веществ.

Важнейшим моментом профилактической работы является выявление военнослужащих, отличающихся высоким риском наркоманизации. Специалисты считают, что в «группу риска» целесообразно включать: выходцев из регионов с повышенным уровнем употребления наркотиков; лиц с наркоотягощенной наследственностью, имеющих опыт общения с наркоманами, алкоголиками, асоциальными и криминальными элементами, допускающих лояльные высказывания по отношению к наркоманам; военнослужащих, проявляющих страсть к азартным играм; воинов с симптомами пониженной адаптации к воинской службе; лиц, перенесших ранее тяжелые и продолжительные заболевания; военнослужащих, у которых были обнаружены различные снадобья, таблетки, смеси, медицинская техника.

По отношению к перечисленным категориям военнослужащих проводятся следующие мероприятия:

— индивидуальные диагностические беседы на предмет выявления отношения к наркотикам;

— поддерживание тесных связей с их родственниками в интересах получения соответствующей информации;

— посылка запросов в военкоматы и отделения милиции по месту жительства военнослужащего до армии;

— усиление контроля за их поведением.

Однако профилактическая работа не ограничивается исключительно первичной диагностикой молодого пополнения. Соционом, командиры подразделений осуществляют систематические действия по выявлению военнослужащих, употребляющих наркотики, и фактов их употребления: медосмотры, осмотры личного состава при помывке в бане, утренние осмотры, диагностические беседы, наблюдение, регулярные опросы военнослужащих.

В процессе осуществления названных мероприятий особое внимание уделяется выявлению следующих признаков употребления наркотиков и других психоактивных веществ:

— заметное покраснение или бледность кожного покрова лица;

— постоянное облизывание губ;

— тремор конечностей, мышечные подрагивания;

— краснота, блеск глаз, чрезмерное расширение или сужение зрачков;

— наличие в выдыхаемом воздухе устойчивого запаха химических веществ; испарение аналогичного запаха от одежды;

— наличие на руках и ногах вдоль вен следов уколов и кровяных капель на нижнем белье.

Особое диагностическое значение имеют татуировки. Они могут «рассказать» соционому о степени приобщения человека к наркотикам, о его роли в вовлечении других лиц в процесс наркоманизации, о статусе наркомана в среде себе подобных, о наличии в его биографии фактов нарушения закона.

О факте употребления наркосодержащих веществ могут свидетельствовать и симптомы, проявляющиеся в поведении военнослужащих. Специалисты обращают особое внимание на такие симптомы, как:

— неадекватная ситуации жестикуляция; сонливость в дневное время;

— неуверенная походка, нарушенная координация движений;

— признаки простуды (озноб, насморк);

— громкая речь, утрированная мимика и пантомимика;

— немотивированное почесывание тела;

— резкие колебания аппетита;

— широкая амплитуда и интенсивность изменения настроения;

— характерное курение в группах (длинные затяжки, держание папиросы между ладонями — «цыганочка»).

Важнейшим сигналом о возможном употреблении военнослужащим наркотических веществ является употребление им жаргонных выражений из языка наркоманов. Как показывает практика, наиболее часто наркоманами употребляются слова: винт, айс (первитин); гера (героин); глюки, мультики (видения в состоянии наркотического транса); джеф, марцефаль, мулька, мурцовка (эфедрон); дима (димедрол); дунуть (покурить анашу); дурь (гашиш); волокуша; кайф, таска, тащить, торчать (эйфория); кинуться (ввести наркотик внутривенно); кода (кодеин); кокнар (препарат из мака); колеса (препараты в виде таблеток); костыль (пластинка гашиша); косяк (сигарета с гашишем); ломка (наркотическое похмелье); кролик (втягиваемый в процесс наркоманизации); Мария, Марьянка, ханка (опий); марафет, кока, кокс (кокаин); Марфа (морфин); машина (шприц); париться (вдыхать пары ингалянтов); опилки, зимник, план, пластилин, чернушка (гашиш); пяточка (окурок папиросы с наркотиком); сенцо (маковая соломка); сонники (транквилизаторы); стекло (препараты в ампулах); травка, план, клевер, божья травка, Мэри Джейн, нот, грас, хей (марихуана); учитель (опытный наркоман); химия (препараты из мака, нашатырного спирта и ацетона); чифир (крепко заваренный чай); чухаться (чесаться вследствие сильного зуда, появляющегося после внутривенного введения наркотика); ширево (вводимые внутривенно опиаты); яма (источник получения наркотиков).

При условии внимательного и целенаправленного наблюдения социальный работник может обнаружить признаки кустарного производства наркотиков в воинской части. Это наличие: в подразделении — книг и библиотечных заказов на медицинскую литературу; кофемолок, мясорубок, дуршлагов, другой посуды, белья, бинтов, тампонов, пропитанных бурым веществом, с характерным запахом, растительными частицами; устойчивых специфических растительных и химических запахов от людей; темных налетов растительного происхождения у них под ногтями; в расположениях личного состава, в подвалах, на чердаках, в котельных и других местах — медицинских инструментов и препаратов, полиэтиленовых пакетов, бутылок, сохраняющих специфический запах, упаковок от средств бытовой и промышленной химии.

Предупреждение наркомании включает комплекс воспитательно-разъяснительных, социально-коррекционных, организационных и медико-санитарных мероприятий.

Опыт показывает, что как бы ни совершенствовались технологические схемы социальной работы, важнейшим их компонентом всегда будет разъяснение. В профилактике наркомании в воинских частях большое значение имеет деятельность социальных работников, командиров, воспитательных структур по разъяснению военнослужащим и членам их семей механизма действия наркотических средств, наличия фактора привыкания, психологических, социальных и медицинских последствий наркомании. Целью разъяснительной работы является формирование в воинских коллективах и семьях военнослужащих активного отрицательного отношения к наркотикам и наркоманам. Для этого практикуются лекции, доклады, беседы медицинских работников, психологов, социономов, лиц, имевших негативный опыт употребления психоактивных препаратов, демонстрация кино- и видеофильмов по антинаркоманической тематике и т. п. При проведении разъяснительных мероприятий социальный работник должен помнить о следующем: ни в коем случае нельзя вести речь обо всем многообразии доступных дурманящих средств, способах их добычи и производства.

Не меньшее значение в профилактике наркомании среди военнослужащих имеется планомерное и целенаправленное осуществление специальных организационных предупредительных мер. К ним относятся: постоянный контроль за имеющимися в воинской части наркосодержащими и дурманящими веществами; тщательный подбор лиц для работы на медицинских складах, складах ГСМ, в химчистках; проведение систематических проверок мест возможного кустарного производства и хранения наркосодержащих средств (подвалы, чердаки, котельные, столовые, подсобные хозяйства); осуществление в приемлемых формах плановых и внезапных проверок личного состава, особенно в выходные и праздничные дни; тщательное проведение утренних осмотров личного состава и осмотров при помывке военнослужащих; налаживание надежной системы информации о негативных явлениях в подразделениях; своевременное применение мер принуждения к лицам с симптомами наркоманического поведения, установление контроля за почтовыми отправлениями, приходящими в их адрес.

Нередко существенный результат в профилактике наркомании дают такие социально-коррекционные меры, как перевод военнослужащих, испытывающих тягу к дурманящим веществам, в разные воинские подразделения; выдвижение и поддержка лидеров коллективов, негативно относящихся к наркомании; искусственное снижение статуса негативных лидеров коллективов, способствующих наркоманизации военнослужащих. Роль социального работника как специалиста в области социальной коррекции особенно велика. Она проявляется в социально-диагностической, социально-профилактической и социально-коррекционной деятельности.

Медико-санитарные мероприятия по профилактике и преодолению наркомании среди военнослужащих должны быть направлены на раннее выявление, постановку точного медицинского диагноза, лечение, медицинскую реабилитацию и осуществление непрерывного медицинского контроля лиц с симптомами наркомании.

Таким образом, технология профилактики и пресечения наркомании в войсках включает комплекс разъяснительно-воспитательных, психологических, организационных и медико-санитарных мероприятий, направленных на выявление группы риска, каналов снабжения, фактов производства и употребления наркосодержащих препаратов, психолого-педагогическую, лечебно-реабилитационную работу с лицами, злоупотребляющими наркотическими средствами. Важнейшая роль в практической реализации этой технологии принадлежит социальному работнику воинской части, понимающему причины наркоманизации личности, владеющему методами выявления ее симптомов и эффективного социального воздействия.

Источник: http://studopedia.ru/10_175815_profilaktika-narkomanii-toksikomanii-i-alkogolizma.html

Профилактика наркозависимости

Развитое общество обладает множеством информационных и технических достижений, позволяющих улучшать и облегчать жизнь людей. Но одновременно с ростом преимуществ отмечается и увеличение проблем, которые серьезно вредят людям. К одной из самых страшных бед относят наркоманию.

Современная проблема наркозависимости достигла огромных масштабов. Ее разрастание идет в ужасающих темпах и порой обгоняет существующие и разрабатываемые способы борьбы с ней. В связи с этим в нашем обществе очень важна профилактика наркомании и токсикомании.

наркомания и токсикомания меры профилактики

На чем базируются профилактические меры

Профилактические мероприятия преследуют одну цель – создать крепкий и работающий комплекс мер. Именно при одновременном сочетании наиболее эффективных мероприятий от профилактики можно получить максимум пользы.

Наркотическая зависимость – человеческое состояние, при котором все мысли личности сосредоточены на поиске очередной дозы ради получения эйфорического наслаждения либо избавления от существующего дискомфорта (психического/физического).

Ради вожделенной дозы наркоман способен на все; он перешагивает через рамки приличия, нравственных ценностей. Наркозависимый идет на грабежи, разбойные нападения и убийства. Человек целиком находится под властью наркотического средства и подчиняется собственным больным потребностям. Его психическая личность наполняется эгоцентризмом, а физическая истощается.

наркомания и токсикомания меры профилактики

Итогом становится неизбежное падение вниз по социальной лестнице, потеря семьи, родственников и друзей. Круг общения наркозависимого наполняется антисоциальными личностями. Данный человек перестает быть интересными обществу и приносит одни только проблемы.

Поэтому общество старается всеми силами сократить рост и численность наркозависимых, используя все имеющиеся для этого цели, а лиц, уже зависимых от наркотиков, вернуть в полноценную жизнь.

Самым доступным методом достижения данных стремлений и является профилактика наркозависимости. Проводить ее следует, прежде всего, в школах, среди подростков. Ведь именно юные люди, находясь на сложном рубеже своего переходного возраста, падают жертвой наркотиков.

При грамотном походе и наличии доступной информации дети прекрасно способны сформулировать у себя истинную ценность наркотиков. Понять, что на самом деле представляют данные средства. И к чему приводит последствия употребления наркосодержащих веществ.

На кого направлена профилактика

Данные вопросы касаются каждого человека, в данном случае целевая группа здесь достаточно обширна и затрагивает большую часть населения. Особенно необходима профилактика среди тех лиц, которые являются «ядром» целевой аудитории. Это следующие люди:

  1. Подростки. Среди подрастающего поколения велик риск оказаться под пагубным влиянием лиц, распространяющих наркотики. Любопытные дети могут взять нарковещество на пробу. А их еще не до конца сформированная и устоявшаяся психика легко подвергается какому-то воздействию извне. Эта группа граждан наиболее уязвима перед наркотиками.
  2. Люди, которые уже успели хоть раз попробовать наркопрепараты.
  3. Лица, применяющие наркотические вещества на постоянной основе.
  4. Личности, которые прибегают к наркотикам по роду своей профессии (в частности занимающиеся проституцией).
  5. Созависимые. Это та группа людей, которые входят в социальный круг общения с наркозависимой личностью.

Так как наркоманию (токсикоманию, табакокурение) относят к разряду опасных, смертельных заболеваний, наибольший эффект можно получить при объединенной работе всех существующих структур:

  1. Медицинские специалисты проведением различных профилактических мероприятий.
  2. Законодательные власти своевременной разработкой законов и внесением корректировок в уже имеющиеся постановления, касающиеся борьбы с наркоманией.
  3. Силовые структуры обеспечивают контроль за выполнением существующих законодательных мер, проводят они и спецоперации по купированию распространения нарковеществ.
  4. Научные организации работают над созданием препаратов, которые могут быть полезными при лечении наркозависимых лиц.

Среди всех целей специалисты выделяют одну, наиболее важную – это первичная профилактика наркомании среди подростков. Проведение различных агитационных мероприятий, включая беседы, семинары, просмотр видеофильмов, является наиболее действенным методом, относящимся к профилактической работе.

Мероприятия по профилактике наркомании в учебных заведениях

От качества проводимой работы в данном направлении зависит непосредственно жизнь и существование потенциальных наркозависимых, лиц, их окружающих и самого общества. Именно поэтому меры, направленные на работу с подростками, должны тщательно подготавливаться и разрабатываться.

наркомания и токсикомания меры профилактики

История российской наркомании

В нашем государстве увлечение нарковеществами было широко распространено еще в начале XX века. Чаще в ходу были опиаты и кокаин. Но, к 30-м годам Советский Союз смог практически уничтожить данную проблему.

По данным статистики, в 60-х годах прошедшего века в СССР был зафиксирован наименьший процент наркозависимых.

В их число в основном входили люди, приобретшие зависимость в процессе лечения, морфинисты и пациенты психдиспансеров, которые употребляли наркотики по рецептам врача. Как власти смогли добиться такого успеха, учитывая, что профилактические мероприятия не проводились? Объяснений несколько:

В то далекое и «чистое» от наркопрепаратов время профилактические мероприятия базировались на пропаганде опасности использования морфия, как лекарства. А к редким наркоманам у граждан было скорее сочувствующее настроение, как к полностью ущербным личностям, инвалидам.

наркомания и токсикомания меры профилактики

Даже статьи в УК СССР о наркомании не существовало, ведь все объяснялось в идеальном формате, наркозависимых среди советских граждан нет и быть не могло. Но к 70-м годам прошедшего столетия власти уже не могли игнорировать растущий рост наркоманов. Наркотики поступали в основном из районов Средней Азии, где процветала традиция выращивания конопли и мака.

Проблему продолжали замалчивать, а ведь именно своевременная профилактика наркомании среди молодежи смогла бы тогда принести ощутимую пользу. Но пришел 80-й, который и стал переломным. Именно в тот период возник новый облик наркомана, как некоего героя. Среди наиболее распространенных наркотиков тех времен были:

Более того, наркозависимым стало просто модным быть. Обладать следами от инъекций и постоянно почесывать места инъекции вознеслось на пик популярности. Наркомания стала разрастаться с геометрической прогрессией. Быстро организовывались и налаживались наркотрафики, перевалочные базы и пункты распространения.

Наркоманы времен СССР превратились в некий предмет растущего интереса общества, ведь данные больные слишком ярко выделялись среди общей массы.

В 90-х на страну обрушилась настоящая эпидемия по распространению нарковеществ, особенно в подростковой сфере. В наши дни можно заметить незначительное уменьшение количества наркозависимых, но такое сравнение идет на показателях слишком высокой смертности среди наркоманов.

В целом в нашем современном мире тенденция к увеличению наркомании остается на высоком и опасном уровне. В РФ органы наркоконтроля утверждают, что порядка 5,5% всего населения являются наркоманами.

Нюансы подростковой работы

Беседы по профилактике наркомании среди молодежи должны стать важной и неотъемлемой частью профилактического освещения. Для этого в учебных заведения организуются и проводятся семинары, лекции, устраиваются просмотры документальных фильмов. Данная работа, чтобы возыметь успех должна вестись на регулярной основе.

наркомания и токсикомания меры профилактики

Грамотная профилактика наркомании среди подрастающего поколения станет главным сдерживающим фактором и позволит в разы уменьшить количество подростков, употребляющих наркотики.

Принципы профилактической работы, которые используют педагоги и соцработники базируются на заполнении существующих информационных пробелов. Данные мероприятия подразумевают также и организацию регулярно работающего потока информации и рекламы через СМИ о вреде наркомании. Вся поданная молодежи информация обязана обладать следующими критериями:

  1. Иметь позитивное русло без даже намека на депрессивность.
  2. Все существующие негативные данные обязаны отражать лишь итоги пагубного влияния наркосредств.
  3. Публикуемая информация в СМИ должна избегать различных сцен непосредственного использования наркопрепаратов.
  4. Любой преподносимый текст обязан быть простым в понимании и идти в качестве рекомендаций.
  5. Всю подготовку необходимых для работы материалов должны проводить специалисты: психологи, врачи-наркологи, представители правоохранительных органов, соцработники.
  6. Одновременно с профилактическими мерами борьбы, должна быть создана развитая сеть телефонизированный службы доверия, где проводится ежесуточное консультирование.

Телефонные службы, как один из методов профилактики

Точки телефонных линий, организованные в целях проводимой профилактики, способны стать связующим мостиком между населением. Также данные телефонные службы смогут помочь выявить существующие наркопункты. К телефонным линиям, работающим в данной сфере, можно отнести следующие службы:

  1. «Горячая линия». Ее целью становится детальная и подробная информация лиц по всем нюансам, связанным с зависимостями.
  2. Круглосуточный телефон для поддержки наркозависимых. Беседы ведутся там узкопрофильными специалистами в области наркологии, алко- и токсикозависимости.
  3. «Телефон доверия». От «горячей линии» данная служба отличается тем, что в ее случае за телефоном присутствуют опытные психологи, которые отвечают и консультируют всех желающих.

Следует понимать, что наркомания – это не индивидуальное занятие и привычка, а смертельная зависимость, приводящее к смертельным последствиям: СПИД, ВИЧ, гепатиты и венерические болезни. Сочетать употребление наркотической заразы и учебы просто нереально, поэтому лица, втянувшиеся в пагубное пристрастие, быстро становятся потенциально опасными.

наркомания и токсикомания меры профилактики

Для создания более результативной профилактики по выявлению, лечению и дальнейшей социальной адаптации зависимых лиц, требуется грамотная законодательная основа. Ведь необходимо знать, что будет и административное наказание за использование нарковеществ, и уголовная за распространение и хранение наркопрепратов. А также возможность полностью обследовать лиц, причастных к наркомании.

Виды профилактики

По классификации ВОЗ профилактика, касающаяся проблемы наркотического и другого вида зависимостей, подразделяется на три категории:

  1. Первичная.
  2. Вторичная.
  3. Третичная.

Первичная профилактика

В ее задачи входит создание предупреждающих условий для торможения распространения нарковеществ. В методике данного рода профилактических мер, специалисты выделяют следующие направления:

Вторичная профилактика

В целях данного вида работ специалистами проводятся необходимые мероприятия по раннему определению личностей, принимающих наркотики. Данные люди проходят необходимое лечение. Также проводят работы по возможному возникновению рецидивов и организации поддерживающей терапии.

Предрасположенность людей к наркотикам выявляется при наличии у человека определенных психопатических склонностей. Такой предрасположенностью обладают подростки:

Третичная профилактика

В основные задачи третичных профилактических мероприятий входит медицинская и социальная адаптация/реабилитация лиц, страдающих наркозависимостью. Данный вид профилактической деятельности предполагает и выявление имеющихся пунктов распространения нарковеществ. Так как у подростков отмечается высокий уровень солидарности, то вряд ли от них стоит ждать сведений о сотоварищах по наркозависимости.

В данных ситуациях используются способы фронтального исследования всего окружения данного человека. С целью определения круга наркоманов и истоков места, распространяющего наркотики. Очень важным в профилактических мероприятиях становится совокупность работы подростковой наркослужбы, комиссии по делам несовершеннолетних и соответствующих органов МВД.

https://youtube.com/watch?v=EaqZupzYFgU

Источник: http://vsezavisimosti.ru/narkomaniya/lechenie/profilaktika-narkozavisimosti.html

Профилактика наркомании

Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании.

Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей. Личность больного наркотической зависимостью становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего наркоман с невероятной скоростью «катится» к своей гибели.

Так как интересы наркомана сосредотачиваются только на добыче и употреблении наркотиков, в кругу его общения находятся, в основном, антисоциальные личности. Наркоман с опытом не имеет работы, друзей, семьи. Для общества он совершенно бесполезен и только доставляет проблемы. Поэтому общество не только ради своего комфорта, но и в гуманных целях стремится уменьшить рост наркомании и вернуть к полноценной жизни людей, зависимых от наркотиков.

И самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в школах. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания. Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления.

Профилактика наркомании среди подростков

От качества профилактической работы зависит жизнь потенциальных наркоманов, членов их семей и общества вообще. Поэтому профилактика наркомании у подростков не должна проводится халатно и «ради галочки».

В России в начале прошлого века наркомания имела широкое распространение. В употреблении были и кокаин, и опиаты. К концу 30-х годов Советский Союз практически полностью искоренил это явление, хотя никакие профилактические меры не проводились.

наркомания и токсикомания меры профилактики

Причиной невероятного успеха стал «железный занавес», изолировавший СССР от других стран, а также жесткий контроль над гражданами, массовые репрессии и невысокая степень коррумпированности чиновников. В 60-е годы процент наркоманов среди населения Советского Союза был мизерным. И в него входили, в основном, морфинисты, получившие зависимость во время лечения от тяжелых заболеваний, и пациенты психиатрических клиник, получавшие наркотики по рецептам врачей. Члены их семей и знакомые также входили в этот небольшой процент.

В то время профилактика наркомании сводилась только к предупреждению людей об опасности употребления морфия в качестве медикамента. К немногим в те времена наркоманам тогда было сострадательное отношение, как к ущербным людям.

Даже в уголовном кодексе Советского союза не было статьи об изготовлении и распространении наркотиков. Все преподносилось так, что наркомания в стране отсутствует. Но в южных районах государства традиция выращивания мака и конопли процветала. Эти культуры использовались как лекарства при некоторых заболеваниях и седативные препараты. Но к концу 70-х игнорировать резкое увеличение наркозависимых власти уже не могли.

Тогда профилактика наркомании в молодежной среде смогла бы значительно снизить количество наркоманов, но проблему замалчивали. 80-е годы стали периодом формирования нового образа наркомана. Молодежь употребляла внутривенно опий, эфедрин, первитин. Иметь следы от укола шприцем или томно почесывать место укола даже стало модно. Быстро налаживалась сеть распространения наркотиков. В свободной продаже за сущие копейки можно было купить сильнодействующие наркотические препараты.

Наркоманы стали предметом интереса общества, они выделялись из общей массы. В 90-х годах страну охватила настоящая эпидемия наркотической заразы среди подростков. По сравнению с тем временем, в наши дни количество наркоманов уменьшилось, но это только за счет высокой смертности. Но общая тенденция к наркотизации общества растет. В России служба наркоконтроля утверждает, что 5,5% населения страны – наркоманы. В Украине количество только тех, кто состоит на учете в наркодиспансерах, равняется 300 тыс. человек. А реальное количество наркозависимых больше раз в десять.

Мероприятия по профилактике наркомании

Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в школах проводятся лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики.

наркомания и токсикомания меры профилактики

Педагоги, психологи и социальные работники в своей работе по профилактике наркомании среди подростков и детей могут пользоваться методами, разработанными в России. Основной принцип этой методики основан на заполнении информационного вакуума и предполагает создание действующего и постоянно финансируемого потока рекламы и публикаций в СМИ о мерах профилактики наркомании и алкоголизма.

Информация по профилактике наркомании должна соответствовать следующим требованиям:

Также в комплексе мер по профилактике наркомании должно быть организовано телефонное консультирование.

Три телефонные службы, работающие в одной системе, смогут стать своеобразным информационным мостом для населения и помогут отслеживать координаты наркопунктов. Это следующие службы:

  1. «Горячая линия». Ее цель – информировать население по вопросам алкоголизма и наркомании, а также давать сведения о лечебных и реабилитационных учреждениях.
  2. Круглосуточный телефон поддержки для наркозависимых. На телефоне работают специалисты по химической зависимости.
  3. «Телефон доверия». От телефона поддержки отличается тем, что на вопросы отвечают и дают рекомендации профессиональные психологи.

Наркомания, как и алкоголизм – это не личное дело отдельно взятого человека. Из-за наркотизации у зависимых очень высокий риск заболевания СПИДом, венерическими болезнями, гепатитами, и не меньшая возможность их распространения.

Сочетать наркотики и учебу невозможно, поэтому молодежь, втянутая в наркоманию, быстро дезадаптируется в обществе, втягивается в криминал, теряет семью и становится потенциально опасной для окружающих.

Для обеспечения активной работы по профилактике алкоголизма и наркомании, остановки эпидемии и оказания посильной лечебно-реабилитационной помощи больным требуется соответствующая законодательная база. Ведь, в первую очередь, необходима административная ответственность за употребление наркотиков и возможность обследования подозреваемых в наркомании лиц. Первичная профилактика наркомании и реабилитация несовершеннолетних, употребляющих ПАВ, должны иметь широкую основу.

Виды профилактики наркомании

В терминологии ВОЗ различают первичную, вторичную и третичную профилактику. В задачу первичной профилактики ставят предупреждение употребления наркотиков. В методике этой профилактики существует четыре основных направления:

  1. активная воспитательная работа среди молодежи и подростков;
  2. санитарно-гигиеническое воспитание населения;
  3. общественная борьба с распространением и употреблением наркотиков;
  4. административно-законодательные меры.

Вторичная профилактика наркомании – это раннее выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, и их лечение, а также предупреждение рецидивов и проведение поддерживающей терапии.

В задачу третичной профилактики входит социально-трудовая и медицинская реабилитация больных наркоманией.

Предрасположенность к наркотизму определяется определенными патохарактерологическими особенностями личности. Склонность к употреблению наркотиков имеют подростки с неустойчивым, истерическим характером, терпимые к любым отклонениям от социальных и психических норм, склонные к депрессии, негативно настроенные к основным социальным требованиям.

Профилактика наркомании предполагает и активное выявление пунктов наркотизации. У молодежи сильно развито чувство солидарности, поэтому они употребляют наркотики в группе. Так что от обследуемого подростка вряд ли удастся получить сведения об его «товарищах» по наркотикам. Для этого следует использовать метод фронтального обследования ближайшего окружения нововыявленного потребителя наркотических препаратов.

Немаловажной в профилактике наркомании является санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Но по этому вопросу на сегодня нет единого мнения. Одни специалисты рекомендуют проводить медицинскую пропаганду в школе на протяжении всего учебного года. Другие считают необходимым ввести в учебную программу курс по профилактике наркозависимости.

Представителями наркологической службы в школах и вузах должны проводиться семинары по обучению преподавателей простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формированию у подростков настороженности к этой проблеме. Необходимы рассказы о реальных случаях тяжких последствий наркотизма – медицинских и социальных.

Особенно убедительны сообщения о тяжелых отравлениях, ранах, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Необходимо также акцентировать внимание подростков на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект и потомство.

Очень важным в профилактических мерах является взаимодействие подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД, а также комиссий по делам несовершеннолетних. Сотрудники милиции должны способствовать привлечению молодежи к обследованию и лечению от наркомании. Если подросток уклоняется от посещения наркологического диспансера, не поддается психотерапевтическому воздействию и является лидером группы наркоманов, то здесь необходимо принимать административные меры.

В настоящий момент, к сожалению, медицинская психология, наркология и социология не имеют достаточных знаний для выработки рациональной и эффективной системы профилактики наркомании и алкоголизма среди подростков. До сих пор нет научных данных о биохимических механизмах формирования наркотической зависимости. Эта проблема требует всестороннего изучения, только тогда будет возможна выработка эффективной стратегии профилактики наркомании.

В феврале 2000 г. в Красноярске было создано муниципальное учреждение «Молодежный центр профилактики наркомании», стратегией которого является воспитание психически здоровой личности, способной самостоятельно решать жизненные задачи без приема психоактивных средств. Этот центр ежегодно проводит городские акции, посвященные Всемирному дню борьбы с наркоманией, Всемирному дню борьбы с курением и флеш-моб, посвященный Всемирному дню Здоровья.

Источник: http://prozavisimost.ru/narkomaniya/profilaktika-narkomanii.html

Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения

Краткое описание содержания работы: Понятия и причины наркомании и токсикомании. Профилактика наркомании и токсикомании среди учащихся. Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков. Методы психотерапии, широко используемые в лечении наркоманов и токсикоманов.

Код ссылки для вставки в веб-сайты, социальные сети и блоги :

Тёплое место под солнцем)

Перед Вами представлен документ: Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения.

Пользовательское соглашение об использовании документа (вид: реферат, реферативный текст), именуемого как: Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения, опубликованного по адресу:
http://referat7.ru/neo/source/edu-content-101618.html.
Файл — реферат, реферативный текст на тему Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения является результатом учебной деятельности. Интеллектуальные права на данный (ую) реферат, реферативный текст принадлежат его автору. Данный документ представлен исключительно для ознакомительных целей, без вовлечения в коммерческий оборот. Копирование и публикация любой информации с данной страницы допустимы только при условии указания прямой индексируемой гиперссылки. Если Вы являетесь правообладателем информации, размещенной на этой странице и не согласны с её публикацией в открытом доступе — сообщите об этом администратору для решения данной проблемы. Загрузка и использование файла работы на тему «Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения» с веб-ресурса Referat7.ru означает согласие с данными пользовательскими соглашениям.

Наркомания и токсикомания. Меры профилактики и лечения

1. Понятия и причины наркомании и токсикомании

2. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся

3. Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ

Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, проблема наркомании, как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности, занимает одно из первых мест. Угрожающими темпами идет рост наркомании среди молодежи. Показатели молодежной наркомании бьют все новые и новые рекорды.

По данным официальной статистики в Кировской области фиксируется уровень заболеваемости наркоманией в 41,5 случаев на 100 000 населения. В реальности цифра намного выше, так как указанный выше уровень отражает число выявленных лиц и лиц, обратившихся за медицинской помощью. Медики также констатируют, что за последние годы значительно снизился возрастной порог первой пробы наркотиков — с 18 до 12 лет.

Сотрудники Госнаркоконтроля отмечают стремительное развитие химической промышленности, позволяющей в короткие сроки не только разрабатывать, но и производить в больших количествах вещества, вызывающие зависимость. Подобные «новинки» чаще всего проникают к нам из-за рубежа.

Тому яркий пример — курительная смесь «спайс», которая у нас в Кирове очень популярна среди молодежи. Зачастую оперативно оценить воздействие на организм человека и наносимый вред не всегда возможно по ряду причин. По мнению молодежи они, якобы не вызывают привыкания и не являются наркотиком. На самом деле — наличие в них наркотических средств доказано.

Так же вызывает опасение их доступность — после приема закона от 22 января, в клубах и развлекательных центрах города по сей день можно доступно купить подобную курительную смесь.

Данные СПИД-центра приводят еще одну страшную статистику — из 500 тысяч ВИЧ инфицированных — 80% заразились СПИДом при внутривенном введении наркотиков. Практически все 100% — молодежь, работоспособное население, будущее страны.

Таким образом, проблема наркозависимости и употребления психоактивных веществ имеет на сегодняшний день огромную социальную значимость. В связи необходимо вести работу на всех этапах — начиная от пропаганды здорового образа жизни и заканчивая работой с теми, кто уже вступил на путь зависимости от наркотиков.

1. Понятия и причины наркомании и токсикомании

Наркомания — это состояние периодической или хронической интоксикации, вызванной употреблением наркотических веществ и медицинских препаратов, которые включены в список наркотических лекарственных форм, утвержденный Министерством Здравоохранения Российской Федерации.

Токсикомания — злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков. Это различные химические, биологические и лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость.

С практической точки зрения все вещества, оказывающие то или иное влияние на центральную нервную систему и психику человека, можно подразделить следующим образом.

1. Вещества типа опиума( морфин, героин, синтетические аналоги морфина);

2. Кокаини препараты из него («крэк»);

3. Вещества, добываемые из индийской конопли( смолистый сок цветущих верхушек — гашиш, анаша, пыльца — « план», марихуана и части растения);

4. Снотворные, это в первую очередь производные барбитуровой кислоты( ноксирон, адалин, бромурал);

5. Стимуляторы центральной нервной системы, к этой группе препаратов относят также кофеин, чифир, эфедрин, допинги применяемые в спорте;

6. Транквилизаторы, которые при длительном применении в больших дозах вызывают наркотическое опьянение и непреодолимое стремление к дальнейшему приему препарата мепрабомат, димедрол;

7. Психомемитические средства, главнейший и опаснейший препарат этого ряда, самый сильнодействующий — ЛСД — диэтиламид лизергиновой кислоты, который после одноразового применения способен способствовать развитию психозов и стойкой зависимости;

8. Органические растворители и средства бытовой химии;

9. Атропиносодержащие препараты — атропин, белладонна, астматол, это группа включает также лекарственные препараты, содержащие атропин и применяемые в психиатрической практике для лечения шизофрении и психозов — циклодол, артан, рампаркин, галоперидол;

10. Ненаркотические анальгетики — верозон, пирафен, новоцефальгин;

11. Никотиносодержащие препараты.

Самый популярный наркотик в молодежных клубах — это «экстази». «Экстази» — наркотик, обладающий возбуждающим и галлюциогенным действием, который выпускается в форме таблеток [10]

Диагноз «полинаркомания» устанавливается при сочетании употребления двух или более препаратов при условии возникновения наркотической зависимости к обоим веществам. При « осложненной наркомании» кроме основного наркотического средства применяется другое лекарственное средство или вещество, не отнесенное к наркотическим.

Политоксикомания — злоупотребление двумя или более психоактивными веществами, не отнесенными к наркотикам [2].

Единой причины развития наркомании и токсикомании не существует, их множество и у каждого человека свои.

Мотивы наркомании и токсикомании:

— Удовлетворение любопытства относительно действия наркотического вещества;

— Испытание чувства принадлежности с целью принятым определенной группой;

— Выражение независимости, а иногда враждебного настроения по отношению к окружающим;

— Познание приносящего удовольствие нового, волнующего или таящего опасность опыта;

— Достижение «ясности мышления» или «творческого вдохновения»;

— Достижение чувства полного расслабления;

— Уход от чего-то гнетущего.

Одной из причин стремления к уходу от действительности с помощью наркотиков и ПАВ является нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения России, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации, приводит к состоянию так называемой «социальной депрессии», отсутствию чувства личной перспективы и значимости.

Отсутствие целостной информационной стратегии, ориентирующей молодое поколение страны на «сохранение» собственного здоровья и работоспособности, как основного и обязательного фактора собственного жизненного благополучия.

Неосторожное и зачастую легкомысленное обращение с материалами о наркотиках в отдельных средствах массовой информации, приводящее к формированию «нездорового» интереса к потреблению и потребителям, «позитивного» к ним отношения.

Недостаточно разработанная молодежная политика, отсутствие у молодежи реальных форм индивидуального самовыражения, сокращение «позитивных форм» досуга, излишняя коммерциализация досуговых и образовательных учреждений.

Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье. Влияние ближайшего окружения в рядя случаев является основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний. Алкоголизм одного или обоих родителей в современных условиях является более значимым фактором риска употребления наркотиков и ПАВ подростками. Недостаточная информированность родителей в вопросах формирования антинаркотических установок в сознании детей, дисгармоничные отношения в семье и т. д.

Употребление психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, способен обусловлено различными психологическими (или психиатрическими) причинами. Имеют значение личностные особенности (инфантилизм, пассивность, зависимость, демонстративность, эмоциональная неустойчивость). Большую роль играют определенные социальные факторы: низкий уровень образования и профессиональной квалификации, сопровождающийся отсутствием интереса к учебе, работе, безыдейность и бездуховность; неумение занять свой досуг, влияние окружающей микросреды, неблагополучная обстановка в семье, недостатки в воспитательной работе; низкий уровень медико-просветительной работы.

Наркомания — это болезнь коллективная. Если наркоман попадает в компанию, он способен «заразить» и других, т.к. наркоманы стремятся к тому, чтобы и окружающие попробовали наркотик, тоже приобщились к этому увлечению. Тяжело и покинуть компанию наркоманов, т.к. они не дают никому выбиться из их стада, преследуют, всячески стараются помочь вернуться к наркотизации. Наркомания — это болезнь молодых, т.к. до старости они просто не доживают.

А начинают употреблять наркотики чаще в подростковом возрасте, больше всего подверженном отрицательному влиянию. Подростковый возраст — это период самоутверждения, отрицания общепринятых авторитетов, выбора собственных ценностей, когда особое влияние оказывает среда товарищей, авторитет лидера «своей группы». Чувство своеобразного коллективизма, стремление не отстать от сверстников, порой просто любопытство и желание отведать запретный плод, безделье и скука — вот некоторые из причин приобщения подростков и молодых людей к наркотикам.

Диагноз «наркомания» устанавливается только в том случае, если присутствует определенный комплекс клинических признаков заболевания:

1. непреодолимое влечение к приему наркотиков (пристрастие к ним);

2. тенденция к повышению дозы принимаемого вещества (повышение толерантности);

3. психическая и физическая зависимость от наркотиков.

Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотических веществ. Чаще всего наблюдается так называемая негативная привязанность, при которой наркотик принимают с целью избавления от плохого самочувствия, напряжения и дискомфорта. Позитивная привязанность отмечается тогда, когда наркотик употребляют для получения приятного эффекта (эйфории, чувства бодрости, прилива сил).

Физическая зависимость означает тягостные, мучительные ощущения в организме, вызванные прерыванием наркотизации. Проявляется физическая зависимость абстинентным синдромом — синдромом воздержания от наркотика, который возникает обычно через 12-48 часов после прекращения приема наркотика. Наркоман не способен переносить это состояние, доставляющее ему страдания, и будет пытаться любыми путями достать наркотик.

Клиническая картина морфинизма ярко показывает все этапы развития наркомании, от начальных проявлений до исхода. Уже при однократном приеме опия или морфия возникает эйфория (повышенное безоблачное настроение, все представляется в розовом свете, ощущение тепла в теле), что и является поводом к дальнейшему употреблению этих веществ. Опий наркоманы либо вдыхают при курении, добавляя в сигареты, либо употребляют внутрь, либо — в инъекциях. Морфин и его аналоги используют только в виде подкожных и внутривенных вливаний. Доза принимаемого препарата быстро нарастает.

Явления абстиненции возникают через 8-18 часов после приема наркотика, если он не принимался повторно. Сначала появляется слюнотечение, слезливость, зевота, потливость. Затем присоединяется тремор, «гусиная» кожа, расширяются зрачки, исчезает аппетит. Через 36 часов после последнего приема наркотического средства начинается озноб, повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, появляется ломота в суставах, тошнота и рвота. Повышается тонус мышц брюшной стенки (живот, как «доска», иногда имитирует картину острого живота), возникают судороги мышц конечностей.

Максимально выражены симптомы зависимости от наркотика на 3-4 день, а постепенно стихают они к концу второй недели. Находясь в таком состоянии, больной возбужден, агрессивен, злобен, требует наркотиков или старается их достать любыми путями (идет на преступление). Прием определенной дозы морфия или опия снимает эти явления, и больному на некоторое время становится легче. Сначала наркоманы делают 1 инъекцию в день, затем 2-3 вливания.

При хронической интоксикации наркотическими препаратами изменяется внешний облик человека. Отмечается резкое похудание, волосы и ногти становятся ломкими, лицо одутловатым, кожа сухой с землистым оттенком. Зубы поражает кариес. На коже в местах вливаний препарата — следы уколов, рубцы, нагноения. Постепенно изменяется характер (личностная деградация).

Наркоманы становятся все более грубыми, эгоистичными, теряют интерес к работе, не исполняют семейных обязанностей. Поначалу они скрывают свое пристрастие к наркотикам, а затем начинают принимать их открыто. Для покупки наркотиков продают вещи из дома, совершают кражи, обманывают близких и знакомых. Добыча наркотика становится целью из жизни.

2. Профилактика нарко- и токсикомании среди учащихся

Химическая зависимость( наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:

— объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия);

— здоровье членов семьи (наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.

— уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта( уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик.

На основании наблюдения и анализа документов психолог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей.

Сбор и анализ информации. Психологу совместно с другими специалистами необходимо ответить на ряд вопросов: «Что происходит?», «Где происходит?», «Почему происходит?» «Что нужно делать?», «Что будет дальше, если…?»

Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Психолог организует информационные мероприятия, определяет периодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов (инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов).

Обучение. В ходе социально- педагогического взаимодействия психолог обеспечивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков [12].

Обучение организуется с учетом личностного развития подростков( при необходимости психолог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он способен проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.

Решение социальных и психологических проблем. Работники социально-психологической службы школы осуществляют патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность( контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Контроль. Контроль способен как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации (включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением.

Профилактика наркомании способен эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненные программы, различные по концептуальной основе и структуре.

Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия — развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая — развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая — разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ [11].

В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнести прежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста, школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической компетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований [5].

Перечислим существующие программы профилактики:

1 Программы формирования мотивации на изменение поведения.

2 Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий.

3 Коррекционные, модификационные программы.

4 Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики.

5 Программы развития социально- поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы, сеть анонимных наркоманов).

Профилактика зависимости от наркомании, и токсикомании способен первичной, вторичной и третичной [4].

К технологиям первичной профилактики относят социальные и педагогические — цель технологии предоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни, создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности, общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико- психологические — цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, формирование функциональной семьи.

Медико-биологические- цель проведения технологии определение генетических и биологических контингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне [8].

К технологиям вторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществления технологии формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения [6].

Медико — психологическая технология — цель выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществления технологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ, осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.

Медико — биологическая технология — цель нормализация физического и психического развития, био — химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия, оздоровительные мероприятия.

Технология третичной профилактики: Медико-психологические и психотерапевтические — цель технологии профилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертов поведения на более активные. Методы осуществления технологии проводится тренинг профилактики рецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, тренинг когнитивного развития.

Социальные и педагогические — цель формирование социально- поддерживающей среды. Методы осуществления технологии терапевтические сообщества, социальные программы, альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико — биологическая технология — цель нормализовать биологическое функционирование, физическое и психическое развитие. Метод осуществления технологии психофармакотерапия [9].

Раскрывая основные методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили, что на их основе разработаны и апробированы программы для детей и подростков, программы повышения антинаркотической компетентности для школьных учителей и родителей, программы медико- психологической подготовки школьных педагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств. Программы адаптированы к современным условиям/

Лечение проводится только в специализированном стационаре. Прежде всего больного лишают наркотика, либо сразу, либо постепенно в зависимости от длительности заболевания и величины принимаемой дозы. Такие наркотики как морфий, опий, барбитураты обычно отменяют, постепенно уменьшая дозы. Для купирования явлений абстиненции проводят дезинтоксикационную терапию, применяют психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы), ноотропил, пирроксан. Необходимо лечебное питание, витаминотерапия.

Если больной в период абстиненции чувствует себя хорошо, т.е. основания подозревать его в скрытом приеме наркотиков. Необходима психотерапия, трудовая и социальная реабилитация. Прежде всего следует отказаться от коллектива наркоманов, коренным образом изменить жизненные установки.

Это очень сложно, ибо «дружки» не дают покоя. Иногда необходимо поменять место жительства, сменить работу, профессию. Лечение от наркомании — процесс длительный. После пребывания в стационаре не менее 2 месяцев требуется еще длительная амбулаторная поддерживающая терапия. Только желание избавиться от болезни и установка на здоровый образ жизни могут привести к благоприятному исходу.

3. Направления работы клинического психолога с зависимыми от наркотиков и ПАВ

Основная проблема психологической работы с наркоманами заключается в ответе на вопрос: что можно сделать, чтобы они прекратили принимать наркотики? Психолог должен знать, что среди наркоманов есть три категории лиц:

— те, кто могут, но не хотят покончить с употреблением наркотиков;

— те, кто хотят, но сами не могут отказаться от одурманивающих веществ

— те, кто не хотят и уже не могут освободиться от пагубного пристрастия.

Принципы поведения в отношении этих трех категорий лиц кардинально различаются. В первом случае начальная задача заключается в том, чтобы вызвать у наркомана негативное отношение к употреблению одурманивающих веществ. Во втором случае прежде всего следует окружить наркомана заботой и контролем, чтобы помочь ему в преодолении сильного психического влечения к наркотикам, с которым он борется и от которого хочет избавиться. Наиболее трудный третий случай связан с одновременным выполнением обеих задач.
Какими же способами можно достичь их решения?

1-й вариант: Отдается предпочтение методам терпимости, партнерства, лечения, лишенного элементов принуждения и наказаний.

2-й вариант: Предусматривается применение жесткого режима по отношению к наркоманам.

Общее в обоих вариантах лечения — требование обязательного соблюдения принципа добровольности.

Психотерапия лежит в основе воздействий при первом варианте психологической помощи и применяется в различных вариантах. Клинический психолог, работающий с наркоманами и токсикоманами, волен выбирать любой метод психотерапии, в связи со своим характером, мировоззрением, интересами, те психотерапевтические методы, которые ближе его личности, его представлениям о психиатрии.

В работе с наркозависимыми можно использовать нейролингвистическое программирование, эриксоновские техники наведения транса, гештальттерапию, психоанализ, техники психосинтеза, методики изменения мотивации экзистенциальной психотерапии, джексоновские гуманистические группы и множество других методик. Любой из таких подходов способен как индивидуальным, так и групповым.

После того, как дезинтоксикация завершена, все усилия клинического психолога должны направлены на то, чтобы бывший наркоман изменил свои взгляды на мир, осознал необходимость полноценной жизни в обществе.

Это очень сложный процесс, и, в первую очередь, это не борьба с наркотиками, а борьба с желанием пациента убежать, спрятаться от страха реальной жизни. Важен сам климат психотерапии, т.е. проявление к человеку доброжелательности, понимание его проблем и прежде всего — как можно более частое и длительное пребывание в его обществе.

Родным и близким наркомана следует помнить, что наркотики лишь средство такого бегства. При использовании психологом современных психотерапевтических подходов речь идет об изменении характера, фактически о перевоспитании личности, и мгновенные результаты на этом пути невозможны.

Но любые результаты важны. Крайне важно, чтобы пациент начал задумываться о своей жизни, начал понимать, что за все, происходящее с ним, отвечает только он сам. Даже если видимый результат психотерапии отрицателен, и молодой человек сорвался и начал вновь употреблять наркотики, посеянное в его душе психотерапией зерно сомнения в собственном «праве колоться» обязательно «прорастет» и даст свой результат.

Клинические психологи, работающие с проблемами наркозависимости, говорят: главное на первом этапе лечения, чтобы в человеческой душе началась «борьба мотивов». Главное, чтобы беря в руки шприц или задумываясь об этом, молодой человек испытывал тяжкие колебания и сомнения. Если наркоман начал думать и сомневаться — это первый шаг к успеху терапии.

Среди многих направлений и вариантов современной психотерапии особого внимания заслуживает метод, основные принципы которого предусматривают следующее:

· восприятие подростка таким, каков он есть, признание его как личности и уважение к нему, невзирая на его поведение;

· естественность и аутентичность поведения психолога по отношению к своему подопечному. Не только восприятие его чувств, но и проявление собственных эмоций, вызванных откровенными признаниями подростка, при полном сохранении искренности.

Другой метод психотерапии, широко используемый в лечении наркоманов, заключается в изучении внутренних, индивидуальных переживаний подростка и формировании на этой основе его способности управлять своими эмоциями и ощущениями без применения наркотиков.

Психолог, изучая личностные особенности наркомана, должен обращать внимание как на его стремление к удовлетворению своих потребностей, так и на активность, связанную с самовыражением. Личность рассматривается психологом как единственная в своем роде индивидуальность, имеющая определенную цель жизни и активизирующая свои возможности.

Каждая встреча психолога и наркомана представляет собой совместное переживание, проходящее в атмосфере доверительности и дружеской близости, причем психолог служит для своего клиента образцом искренности. Чтобы достичь такого уровня сопереживания, необходимо овладеть искусством проявления своих чувств по отношению к самому себе и к другим, а также способностью восприятия чувств другого человека.

Весьма ценна система психотерапии, в которой ставится акцент на переживаемое наркоманом состояние, вызванное неумением найти смысл и цель жизни. Когда это состояние превысит определенный уровень, возникает особый вид невроза, который нередко становится причиной наркомании. Лечение такого невроза заключается в расширении круга духовных ценностей подростка, что облегчает ему возможность найти смысл своего существования.

Психотерапевтическая методика это как бы язык, на котором психолог разговаривает с пациентом. Системы таких языков складываются в реабилитационные программы.

Такие программы обычно разделяются не по применяемым в них психотерапевтическим методам, а по задачам, которые они ставят перед пациентами.

Главной задачей таких программ является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивления влиянию наркотической среды (наркоманов и продавцов наркотиков). Построение таких программ должно включать в себя:

· Развитие способности к самоосознанию и тренинг уважения к себе, как формы сопротивления влиянию наркотической среды;

· Тренинг идентификации, развитие способности выделять себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности;

· Развитие навыков самостоятельности и ответственности, умения принимать самостоятельные решения;

· Тренинг творческих способностей;

· Тренинг, направленный на умение бороться со стрессом без употребления лекарств и наркотиков;

· Развитие умения распознавать форму «агитации» наркотической среды и сопротивляться ей;

· Тренинг отказа, развитие способности сказать: «Нет»;

· Тазвитие навыков борьбы с депрессией и неудачами, тренинг активной личностной позиции.

· Программы физического развития организма — двигательные и дыхательные гимнастики.

В каждом из этих направлений речь идет о развитии, о расширении человеческих способностей. Причем именно тех из них, которые обучают человека адекватному отношению к действительности.

Таким образом, основной метод работы клинического психолога с наркоманами и токсикоманами — психотерапия, т. к. именно это направление предполагает борьбу не с наркотиком, а с желанием человека сбежать с его помощью от реальности. Ее задачей является, фактически, перевоспитание, изменение взгляда человека на мир. Пациент должен перестать паразитировать на реальности, он должен принять ее и начать сотрудничать с миром, в котором он живет.

За последнее время наркомания в России выросла почти в десять раз. Особую опасность обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди подростков. Каждый второй несовершеннолетний в возрасте 16 — 18 лет способен легко назвать знакомых или друзей, употребляющие те или иные наркотические или психоактивные веществ.

Столкнувшись впервые с серьезной проблемой своей наркозависимости, подросток не знает, как ему поступить. Пробуя или принимая наркотики, он отнюдь не желает себе вреда. Для большинства детей это лишь любопытный эксперимент со своим сознанием, который, как считают начинающие наркоманы, в любой момент можно прекратить. Но в своих играх с разумом они часто заходят слишком далеко, и тогда, когда очень хотят остановиться, уже не могут найти дорогу назад.

Именно их мы не должны бросать на произвол судьбы. Каждый человек имеет право на ошибки, тем более, если он их в последствии осознал. Нужно создавать и поддерживать уже существующие реабилитационные центры для таких людей.

Список используемой литературы

1. Ваисов С.Б.- Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство по реабилитации детей и подростков. Изд: Спб. Наука и техника, 2008-272с.

2. Галагузова М.А., Л.В.Мардахаева — Методика и технологии социального педагога М: Издательский центр « Академия», 2008-192с.

3. Еременко Н.И.- Профилактика вредных привычек. Изд. « Панорама» 2006-48с.

4. Коробкина З.В., Попов В.А.- Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Изд: « Академия», 2002-192с.

5. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления:- пособия для педагогов и родителей. М: Изд:- Владос- Пресс, 2003-352с.

6. Нейк А.- Наркотики. Изд: М: Секачев, 2001-128с.

7. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое руководство для педагогов и родителей. М: ТЦ.Сфера,2002-64с.

8. Сирота М.А. Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма М: Изд. центр « Академия», 2007-176с.

9. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. . М: ТЦ.Сфера,2002-64с.

10. Хажилина И.И.- Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М: Изд. Института Психотерапии,2002-228с.

11. Ципоркина И.В., Кабанова Е.А.- Практическая психология для подростков, или вся правда о наркотиках. М: АСТ — Пресс Книга, 2008- 288с.

12. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М: Издательский центр « Академия», 2008-272с.

Графика, формулы и прочие элементы работы могут отражаться некорректно. Работу в полном виде можно скачать с этого сайта бесплатно!
Хотите скачать файл с данной работой?
Другие документы по данной теме:
Поискать.
Учебники и литература:
Деловое общение. Титова Л.Г. 2006
Возрастная психология. Абрамова Г.С.
Социальная психология. Билеты
Введение в конфликтологию.
Психология — конспект лекций
100 величайших психологов
Психология личности

Далее в список учебных работ по дисциплине
Психология

Источник: http://referat7.ru/neo/source/edu-content-101618.html

Наркомания и токсикомания меры профилактики

наркомания и токсикомания меры профилактики наркомания и токсикомания меры профилактики

webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

Чем может быть полезен webkonspect.com:

  • простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
  • просмотр конспекта без выхода в интернет.
  • удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
  • конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
  • webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.

Источник: http://webkonspect.com/?id=18903&labelid=176524&room=profile

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2023 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты