Психические явления: формы, явления и свойства, методы, классификация, особенности, характеристика, мышление, как называется, структура — психическим явлением является

09.08.2018
  • целостность (отдельные части могут преобразовываться в целые образы);
  • предметность (образ воспринимается, как предмет, расположенный в пространстве и времени);
  • обобщенность (воспринимаемые образы распределяются по категориям);
  • постоянство (образы воспринимаются по неизменным свойствам);
  • осмысленность (понимание объекта, его характеристик и предназначения);
  • избирательность (предмет воспринимается по принципу приоритетности одних образов перед другими);
  • иллюзорность (в некоторых случаях образы могут восприниматься ошибочно).

Что представляют собой психические явления

То, как человек воспринимает окружающий мир, как реагирует на внешние стимулы, обусловлено психическими явлениями.

Термин “психические явления” возник из психологии и философии. Явлениями в философии называют воспринимаемые через ощущения стимулы. Их можно наблюдать. А психология через явления рассматривает проявления человека.

психическим явлением является

Можно выделить две группы психических явлений:

Классификация психических явлений

Структура психических явлений сложна и многообразна. Классификация психических явлений кратко состоит из трех групп. Но в иды психических явлений требуют подробного рассмотрения.

Психические процессы динамичны. У каждого процесса есть фаза начала, развития и завершения. В момент, когда заканчивается один процесс, начинается новый. Поэтому психика непрерывна в своей динамике.

Различают познавательные, волевые и эмоциональные процессы.

Познавательные психические процессы способствуют развитию знаний об окружающей среде.

Ощущения помогают воспринимать простейшие воздействия окружающей и внутренней действительности на организм. Через ощущения человек понимает качества и характеристики предметов. Такой процесс возможен при наличии нервной системой. Он не зависит от того, как хорошо она развита.

Эволюционное значение ощущений в том, чтобы доставлять в нервную систему значимые стимулы. Чтобы стимул возымел воздействие у него должна быть определенная сила – абсолютный нижний порог. Это минимальный показатель, при котором возникает реакция. При этом, каждая система понимает разные по величине ощущения. Иногда ощущения адаптируются к воздействиям – нижний порог изменяет свою величину. Тогда, сила воздействия должна увеличиваться, чтобы человек воспринял сигнал. При этом, наш организм меньше адаптирован к боли. Это важный эволюционный момент. Боль выполняет сигнальную функцию, сообщая нам о нарушениях.

Чарльзом Шерингтоном были выделены виды ощущений:

Восприятие похоже на ощущения. При ощущении человек понимает отдельные свойства предметов. А при восприятии – их целостный образ. Восприятием более сложный процесс. Поэтому они характерны для некоторых, сложно организованных, представителей фауны. При этом, восприятие зависит от особенностей индивида: его жизненных интересов, условий обитания, умений и навыков.

Образ восприятия формируется за счет выделения и классификации признаков предмета. Затем в памяти осуществляется поиск схожих данных. Если результат положительный, образ объекта попадает в категорию по выделенным свойствам.

Для восприятия характерны:

Представление является дополнением к ощущениям и восприятию. Но, в отличие от последнего, отражает предметы, которых нет в фокусе восприятия в текущий момент. Образ этих предметов зафиксирован когда-то в памяти.

Для представления характерны:

Воображение работает совместно с представлением. На основе этих двух процессов создаются новые образы. При этом, они могут быть нереальными элементами фантазий.

Для воображения важна эмоциональная среда. Эмоции питают воображение. От них зависит, будет ли фантазия окрашена радостью или жаждой мести.

Мышление относится к высшим познавательным процессам. В ходе мышления человек меняет действительность и создает новые знания.

Мышление непосредственно связано с разными сторонами человеческой личности. Оно развивается в практической деятельности. В его основании работа головного мозга и рефлексы. Мышление не может существовать отдельно от речи.

Мышление предполагает операции по преобразованию информации:

Мышление влияет на интеллект.

Интеллект состоит из всех психических процессов, описанных ранее. Он включает способности к счету, к пониманию речи и умению подбирать слова. Наделяет способность ориентироваться в пространстве и на местности. А также, умение рассуждать и запоминать.

Интерес к интеллекту будоражил умы многих ученых. Первый тест по определению уровня интеллекта разработал Дэвид Векслер еще в 1939 году. Первая его шкала была создана для оценки способностей у взрослых. А через десять лет появилась шкала для детей.

Интеллект обусловлен генетической составляющей, самочувствием матери во время вынашивания ребенка, экологией, социальным уровнем семьи.

Память обеспечивает связь между прошлым и настоящим человека. В ней фиксируются опыт и образы, с которыми когда-либо взаимодействовал человек.

Память бывает генетической (память поколений) и прижизненной.

Прижизненная память классифицируется по разным основаниям.

По участию воли в процессе запоминания:

По способу запоминания:

По времени хранения:

Процесс памяти происходит в несколько этапов:

На запоминание информации влияют:

Внимание обеспечивает сосредоточенность. Для внимания всегда нужен объект.

Волевые психические процессы. При участии воли человек достигает целей. Воля управляет деятельностью.

Эмоциональные психические процессы. Эмоции выражают степень удовлетворенности человека и сопутствуют всем процессам психики.

В рамках эволюции они выступают в качестве защитного механизма. Например, эмоция страха помогает нам выживать. Когда нам что-либо угрожает, страх мобилизует наш организм. Возникает реакция защиты или призыв к бегству от опасности.

  1. Психические состояния являются текущей характеристикой личности. Они зависят от внешних событий и физиологии человека. При этом, для психических состояний характерна рефлексия – они переживаются и оцениваются исключительно внутри. Зависят состояния от активности человека.

Психические состояния можно разделить на несколько видов:

Психические свойства. Через них понятно, каким образом может себя повести определенный человек. Психические свойства определяют качества человека.

К ним относятся:

Почти все психические состояния, кроме темперамента, который дается человеку при рождении, подвержены процессу интериоризации. При отражении внешнее превращается во внутреннее содержание.

Направленность личности определяется социальной средой. У человека формируются аналогичные ценности, характерные и для его окружения.

Характер также подвержен интериоризации. Через разные события человек приобретает качества, которые могут проявляться в его поведении при общении с другими людьми.

Наблюдается закономерная и необходимая зависимость психических явлений. На примере познавательных психических процессов видно, что один вытекает из другого или зависит от него. Этот факт обусловлен уровнем развития психики. А. Н. Леонтьев вывел закономерность, по которой, чем более сложно организованная психика, тем больше психических процессов для нее характерно.

Что интересно, для психики характерны неосознаваемые психические явления. Они протекают автоматически. Это значит, что психика может функционировать беспрерывно.

Источник: http://onona.online/psihologiya/psihicheskie-yavleniya

Виды психических явлений и их взаимосвязь

Будучи идеальной, психика обнаруживает себя в особой группе явлений, называемых психическими, которые представляют собой основные формы существования психического. В современной психологической литературе выделяют четыре основные вида психических явлений (или четыре основные формы существования психического), это: психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы – это основной способ существования психического. Они обеспечивают первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности, являются предельно пластичными и динамичными, имеют четное начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Исходя из функциональной необходимости обеспечения деятельности человека, выделяют познавательные (обеспечение предметности деятельности), эмоциональные (обеспечение субъективности деятельности) и волевые(обеспечение активности деятельности) процессы.

Психические процессы – это элементарные психические явления, включенные в более сложные виды психической деятельности. Они наиболее кратковременны, их продолжительность от долей секунд до десятков минут. Это те «кирпичики» (или элементы), из которых состоит процесс психического отражения или процесс функционирования психики человека.

Психические состояния – это целостная характеристика психической активности людей в определенных условиях, при выполнении ими конкретных задач. Каждый компонент психики (познавательный, эмоциональный, волевой) по-разному представлен в том или ином состоянии. Свое название «психическое состояние» получает от ведущего компонента: познавательное состояние (размышление, сосредоточенность и т.д.), эмоциональное (радость, печаль и т.д.), волевое (решительность, настойчивость и т.д.). Человеку свойственны самые разнообразные психические состояния, их общее число насчитывает несколько сотен. Можно сказать, что собственно жизнь человека и есть смена одного состояния другим.

Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

Психические свойства выступают в виде системных качеств человека, они формируются и проявляют себя в деятельности. Синтез свойств психики приводит к формированию обобщенных макрохарактеристик человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.

Каждая из этих макрохарактеристик, взаимодействуя с другими, отражает включенность человека в приоритетные сферы жизнедеятельности, в которой целенаправленная активность обеспечивает получение вполне определенных результатов.

В макрохарактеристике «индивид» отражена вся совокупная психофизиологическая основа человека, «личность» выражает его социализацию, иначе говоря, освоение социального опыта.

Деятельностная активность человека представлена в макрохарактеристике «субъект деятельности». И, наконец, на неповторимую самобытность человека как целостного феномена указывает интегративная макрохарактеристика «индивидуальность».

Все эти макрохарактеристики человека образуют его целостный психологический портрет, качественные признаки которого возникают, формируются, развиваются и появляются во взаимодействии с другими людьми, предметным миром, собственным «Я». К психическим свойствам человека относятся: направленности («Что хочет человек?»), способности («Что может человек?»), темперамент и характер («Как проявляется человек?»).

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относятся знания, умения, навыки, а также различные психологические качества (интересы, стремления, установки, жизненные позиции и т.п.).

Психические явления– это постоянные регуляторы деятельности и поведения, возникающие в ответ на воздействия (раздражители), которые имеют место сейчас (ощущения, восприятия) или когда-то были в прошлом опыте (память, представления), обобщающие эти воздействия и предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение), усиливающие или ослабляющие деятельность (чувства, воля), обнаруживающие различия в поведении людей (темперамент, характер, направленность личности, способности, знания, умения).

Все психические явления у человека связаны друг с другом и влияют друг на друга, так как они представляют собой различные стороны (аспекты) функционирования единой целостной системы – сознания человека. Кроме того одни виды психических явлений могут порождать другие, становясь их причиной. Например, индивидуальные особенности какого-нибудь психического процесса у ребенка нередко вызывают негативную реакцию окружающих, что может привести к часто повторяющимся у него состояниям огорчения и разочарования, а это, в свою очередь, может превратиться в психическое свойство, например, в неадекватную самооценку.

психическим явлением является

Рис. 2.5 Основные виды психических явлений.

Сознание человека

Сознание– высший уровень развития психики, это высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека.

Сознание человека обеспечивает:

а) знание об окружающем мире через познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение и внимание;

б) различение субъекта и объекта (выделение «Я» и «НЕ-Я») – самосознание;

в) осуществление целеполагающей деятельности;

г) появление определенных отношений (чувств, эмоциональных отношений).

Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык.

Сознание – это высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми, это единство всех психических процессов, состояний и свойств человека как личности. Можно сказать, что сознание человека рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.

Сознание человека имеет следующие особенности:

— категорийность – отражение мира через призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на основе концептуальных схем;

— отражение существенных взаимосвязей, наиболее значимых в данной ситуации;

— осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений;

— обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания;

— сознание – концептуальная модельсобственной личностии построения взаимодействий с действительностью на этой основе.

Рассматривая соотношение понятий «психика», «психическое» и «сознание», «сознательное», следует иметь ввиду, что психическое шире, чем сознательное. Сознательное – это высший уровень психического, но кроме него есть другой уровень – бессознательное.

Оно включает в себя два уровня:

1) подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;

2) собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным. К проявлениям бессознательного относятся сны, галлюцинации, ответные реакции, которые вызываются реально существующими, но не осознаваемыми раздражителями; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.

Низший и высший уровни психики (бессознательное и сознательное) всегда и обязательно присутствуют в процессе психического отражения окружающей действительности у каждого человека.

Источник: http://megaobuchalka.ru/4/7495.html

Психические явления

Психические процессы целостные акты психической деятельности, отличающиеся отражательно-регуляционной спецификой

Познавательные —ощущение, восприятие, мышление, воображение, память

психическим явлением является

Психические состояния Психические свойства текущее своеобразие психической типичное для индивида своеобразие деятельности (псих. процессов) , его психической деятельности обусловленное содер. (объектом) Темперамент деят. и его личностной значим. —индивидуальные особенности псих. деятельности, обусл. врожденным

Мотивационные типом высшей нервной деятельности, актуализированные потребности динамика реал. психических процессов и их модификации: установки, (сангвиники, холерики, флегматики, интересы, желания, стремления. меланхолики) влечения, страсти Направленность

Эмоциональные —иерархия потребностей и устойчивых эмоциональный тон ощущений, мотивов повед., ценностных ориентаций эмоциональный отклик, настроение, и установок стресс, аффект, фрустрация Характер

Волевые —обобщенные способы поведения, инициативность, решительность, тип адаптации к среде целеустремлен., настойч. и др. Способности

Уровни организованности —психофизиологические регуляционные психической деятельности возможности, проявляющиеся (внимание) в конкретных видах деятельности

Психические свойства личности —типичные для данного человека особенности его психики.

К психическим свойствам личности относятся:

1) темперамент; 2) направленность; 3) способности и 4) характер.

Личность —индивид, включенный в общественные отношения, это социальное качество человека, тогда как индивид —это отдельный представитель биологического рода homo sapiens (таковым является новорожденный).

Каждая личность имеет неповторимые сочетания психических особенностей —психический склад; это и составляет ее индивидуальность.

Понятие “человек” более широкое, чем понятие “личность”. Оно включает в себя и понятие “индивид”, и понятие “личность”.

Психические процессы, состояния и свойства человека —это единое проявление его психики.

И исходным психическим образованием, проявляющимся и в свойствах личности, и в различных психических состояниях, являются психические процессы.

Возникновение и развитие психики
Развитие психики в процессе эволюции

Психика возникла на определенном этапе развития жизни как механизм активного взаимодействия живых существ с окружающей средой.

По мере эволюционного развития у животных формируется специальный орган психики —нервная система, обеспечивающая отражение окружающего мира и регуляцию поведения.

Первоначальной формой психического отражения и регуляции поведения являются инстинкты.

Инстинкты —комплекс врожденных реакций, стимулом для которых являются отдельные биологически значимые свойства окружающей среды. Этот этап развития психики называется еще и этапом элементарного анализа.

Паук, сидящий в паутине, набрасывается на запутавшуюся в ней муху.

Сигналом, вызывающим реализацию этой программы действия, является вибрация. Достаточно приложить к паутине вибрирующий камертон, чтобы паук высунулся из гнезда и бросился на него. Лягушка, подстерегая свою жертву, набрасывается лишь на летающую мошку —сигналом к ее действию является мелькание.

С развитием коры головного мозга появились новые, индивидуально-изменчивые формы поведения, основанные на образно-концептуальном отражении окружающего мира.

Поведение высокоорганизованного животного регулируется психическим образом конкретных условий среды.

У высокоорганизованных животных наряду с инстинктами возникает способность ситуативного, предметного отражения действительности, способность отражения отношений, связей между элементами данной ситуации, на основе чего вырабатывается гибкая программа поведения. Эти животные приобретают индивидуальные навыки (закрепленные в идивидуальном опыте действия, которые дают положительный эффект в определенных ситуациях).

Наиболее высокоразвитые животные (приматы, собаки, дельфины и др.) способны даже на отдельные интеллектуальные действия.

Источник: http://www.sunhome.ru/psychology/14830

Психология как наука

Предмет психологии

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем — поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда.

В первом из них предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Согласно второму предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Рассмотрим первый подход к предмету психологии (рис. 1.3).

психическим явлением является

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Основные виды психических процессов приведены в табл. 1.1.

Таблица 1.1. Виды психических процессов

Вид психических процессовС какими психическими явлениями связаныПримеры
Познавательные психологические процессыСвязаны с восприятием и переработкой информацииОщущение, восприятие, представление, внимание, речь, мышление
Эмоциональные психологические процессыСвязаны с отношением человека к себе и окружающему мируЭмоции, чувства, настроение, аффекты, переживания
Волевые психологические процессыСвязаны с направленностью деятельности человека, с определением его целей, принятием решений и преодолением препятствийВолевой акт, принятие решения, напряжение воли

Помимо вышеприведенной, существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем — на внутренние и внешние (рис. 1.4).

психическим явлением является

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояния активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми (рис. 1.5).

психическим явлением является

Рис. 1.5. Разновидности психических состояний

О степени влияния негативных психических состояний могут говорить следующие примеры:

Отметим, что оба эти состояния носят промежуточный характер, так как, с одной стороны, являются внутренними психическими переживаниями, а с другой стороны, имеют выраженное внешнее проявление.

Помимо негативных групповых психологических состояний, имеются и позитивные, например, сплоченность коллектива предприятия или благоприятный психологический климат внутри организации.

Третья группа психических явлений, выделяемая в рамках первого подхода — психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Они определяют неповторимость человека и являются основой его личности. Когда мы называем человека смелым, вспыльчивым, честным или азартным, то этими словами описываем именно устойчивые свойства личности.

Некоторые авторы считают, что в рамках данной классификации можно дополнительно выделить еще один вид психических явлений: психические образования — то, что становится результатом развития психики человека. Последние формируются в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта. К ним относят: знания, навыки, умения, привычки, установки, взгляды, убеждения и т. д.

Согласно второму подходу предметом психологии являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности (рис. 1.6).

психическим явлением является

Рис. 1.6. Предмет психологии (вторая версия)

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр. Психический факт (оптической иллюзии) продемонстрирован на рис. 1.7: на первый взгляд кажется, что верхний отрезок больше нижнего, хотя они равны между собой.

Примером психического закона является закон Вебера — Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения».

психическим явлением является

Рис. 1.7. Пример оптической иллюзии

Другой пример: закон изменения скорости развития двигательного навыка. На рис. 1.8 виден экспоненциальный характер изменения скорости развития двигательного навыка — скорости работы на клавиатуре: сначала результат растет очень быстро, а затем замедляется.

психическим явлением является

Рис. 1.8. Кривая выработки двигательного навыка

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: http://pro-psixology.ru/obshhaya-psixologiya/1005-psixologiya-kak-nauka.html/3

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

психическим явлением является

Главное меню

Психология как наука. Классификация психических явлений.

В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения понятие «душа» и «психика» — одно и тоже. Однако с развитием культуры и особенно науки значение этих понятий разошлись.

Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», необходимо рассмотреть психические явления (факты внутреннего, субъективного опыта).

Все психические явления делятся на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психический процесс —это акт психической деятельности, имеющий свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

Психическое отражение —это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы —это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

Психические процессы подразделяются на познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение) , эмоциональные и волевые.

Вся психическая деятельность человека —это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

Психическое состояние —это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

Психические состояния являются относительно устойчивой интеграцией всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью. Психические состояния проявляются в общей организованности психики.

Психическое свойство личности —это общий функциональный уровень психической активности в зависимости от условий деятельности человека и его личностных особенностей.

Все психические свойства подразделяются на четыре вида:

1. Мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти).

2. Эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния —стресс, аффект, фрустрация).

3. Волевые состояния —инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

4. Состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Таким образом, одним из методов изучения психических явлений является самонаблюдение, т.е. изучение того, что переживается субъектом и непосредственно открывается его сознанию.

В дальнейшем современная психология выделяет и включает в круг своего рассмотрения целый ряд форм проявления психики – психологические факты. Среди них – факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, наконец, творения человеческих рук и разума, т.е. продукты материальной и духовной культуры.

Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. В процессе развития психология расширяет круг изучаемых ею феноменов.

Наука – это получение знаний с соответствиями с определенными правилами и это система знаний, полученных в соответствии с определенными правилами.

Таким образом, объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.

Психология — наука об общих психических закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности.

Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Отрасли психологии трудно поддаются классификации в силу множественности факторов, определяющих их появление.

1. В качестве базовой выступает общая психология, в рамках которой осуществляется обоснование и разработка ее общих принципов и методов, вырабатывается категориальная система Y, проводятся теоретические и экспериментальные исследования, направленные на выявление наиболее общих психологических закономерностей. Внутри общей психологии можно выделить разделы, связанные с более частными по отношению к психике вообще объектами: психология личности, психология мышления, психология эмоций и т.д.

2. Социальная психология — изучает закономерности бытия личности в социума, во взаимодействии с другими людьми, в группе, формирование и развитие групп, межличностные и межгрупповые отношения и взаимодействия.

3. Возрастная психология — рассматривает закономерности психического развития на протяжении онтогенеза в связи с возрастными особенностями (психология детская, подростковая, юношества, среднего возраста, пожилого возраста и старости.)

4. Патопсихология выявляет закономерности психики при аномальном развитии, обусловленном психическими или соматическими заболеваниями.

5. Педагогическая психология изучает закономерности развития индивида и группы в условиях специально организованного педагогического управления этим процессом, а так же специфику педагогической деятельности.

6. Сравнительная психология и зоопсихология рассматривает развитие психики в филогенезе, выявляет особенности психики человека и животных.

7. Психология труда изучает закономерности развития личности в трудовой деятельности (инженерная, авиационная, психология управления).

8. Психофизиология изучает физиологические механизмы психической деятельности.

По различным основаниям в качестве отраслей психологии выделяют так же специальную психологию, психодиагностику психотерапию, психологию спорта, историческую психологию, медицинскую психологию и др.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и включает более частные дисциплины. Все отрасли отличаются друг от друга, но при этом сохраняют общий предмет исследования — факты закономерности, механизмы психики.

Взаимосвязи психологии с другими отраслями науки прочны и закономерны.

С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей.

Исторические науки показывают, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.

Физиология и антропология позволяют более точно понять строение и функции НС, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики.

Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально- и социально-психологическим качествам людей.

Медицинские науки помогают психологии осмыслить патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии.

Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

С другой стороны, психология, изучая условия и специфику протекания психических явлений и процессов, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений и процессов.

Особенности психологии как науки.

1. Психология – наука о самых сложных явлениях, которые известны человечеству.

2. Психология в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

3. Особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

4. Психология – одна из наиболее перспективных наук.

Существует три основания выделения отраслей психологии:

1. Классификация по виду деятельности (труда, инженерная, пилота, оператора труда…);

2. Классификация по выделению субъекта деятельности (детская, патопсихология, геронтопсихология…);

Источник: http://psyvision.ru/help/psikhologiya/36-psyhology/333-psynayka

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *