Сущность психики и психического — Психология и педагогика — психика и психология

05.08.2018

П — психология; СП — социальная психология

Сущность психики и психического

Наука — общественное явление, составная часть общественного сознания, форма познания человечеством природы, общества, человека, основанная на накоплении достоверных знаний о них и дающая возможность осуществлять более эффективную жизнедеятельность. Чтобы соответствовать своему назначению, она должна отвечать строгим требованиям науковедения — науки о науке, теории науки, учения о функционировании науки как целостной системы, обобщающей весь опыт человеческого познания и его успешного осуществления. Психология — сложившаяся наука, обладающая всеми исходными позициями, отвечающими этим требованиям (рис. 2.2).

Объектом исследований психологии [1] являются человек и группы людей. Но они многогранны, и различные их особенности изучаются разными человековедческими науками — философией, социологией, антропологией, этнографией, физиологией, медициной, педагогикой, психологией и др. Каждая из наук изучает эти объекты избирательно, со своих позиций, под особым углом зрения и вычленяет интересующую ее грань, качественную особенность, носящую название предмета исследований. Психологическая наука, специально и избирательно изучая свой предмет, учитывает при этом достижения других наук и в свою очередь питает их своими данными.

психика и психология

Рис. 2.1. Структура знаний и направлений исследований психологической науки:

П — психология; СП — социальная психология

Предметом избирательных исследований психологической науки выступают психологические [2] особенности человека и групп людей.

психика и психология

Рис. 2.2. «Пирамида науки»

Психика — особая форма движения материи, объективной реальности, качественно своеобразное системное свойство высокоорганизованного и целостно функционирующего материального объекта — мозга. Качественное своеобразие этого свойства заключается в психическом отражении, возможности мозга удваивать окружающий человека мир, представлять его в субъективной, идеальной форме — в виде ощущений, образов, чувств, мыслей, идей, побуждений и других явлений психической природы. Психика — субъективный образ объективного мира, понимания человеком себя в нем и регуляции взаимосвязей с ним [3] . Это мир в человеке и человек в мире.

Свойство психического отражения кажется необъяснимым чудом, но тем не менее в материальном (неживом) мире есть предпосылки его возникновения. Мир — это не только объекты и явления, но и их отношения, взаимосвязи, взаимные влияния. Так, Земля и Луна, представляя собой особые небесные тела, находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии. Земля силой притяжения удерживает Луну на орбите, заставляя вращаться вокруг себя. Но и Луна влияет на Землю, вызывая, например, ежедневные приливы и отливы на морях и океанах, поднимая и опуская уровень воды местами более чем на Юм, что, в свою очередь, влечет в зоне береговой линии вторичные следствия геологической, биологической, климатической и иной природы. Метеорит, падая на Землю, разбивается сам, но оставляет на ней и свой след — взрывную волну, воронку, частицы и др. Лава, истекающая из кратера вулкана, спускается по его склонам, сжигая все на своем пути, но и движение лавы меняется под влиянием рельефа, а другие предметы, поглощая тепло, приводят к ее остыванию и переходу из жидкого состояния в твердое.

Так же происходит всегда и везде в материальном мире: в результате взаимодействия объекты и явления как-то меняют друг друга, и в этих изменениях находит отражение факт существования другого объекта или явления и их свойств (тяжести, плотности, размера, химического состава, скорости движения и пр.). Важно и другое: изменения, происходящие в объекте иди явлении под воздействием другого, — не просто «какие-то», а носящие в себе признаки воздействующего. Хорошо известный всем пример: металлические опилки, рассыпанные по бумаге, при поднесении к ним магнита перемешаются и образуют рисунок магнитных силовых линий. Если поднести северным полюсом, будет один рисунок, если южным — другой, при удалении — третий, при приближении — четвертый, при поднесении более сильного магнита — пятый и т.д. Иначе говоря, в изменениях предмета или явления под влиянием другого (след воздействия) отражаются особенности воздействующего предмета или явления. Другой пример: удар топора по дереву оставляет на нем зарубку — след, форма и размеры которого соответствуют особенностям топора и силы удара, т.е. физически «отражают», «моделируют» особенности воздействия. Если ударить по дереву другим предметом, то и след от него будет другим. Во всех случаях взаимодействия характер изменений одного объекта (явления) каждый раз зависит от особенностей другого, а также собственных свойств изменяющегося объекта (явления), его свойства «отражать», «моделировать» воздействие (так, след обуви прохожего на глине, песке и асфальте будет разным). По особенностям следа, даже не зная, кто его оставил, можно дать описание многих свойств воздействовавшего объекта [4] .

Описанные связи и зависимости в общем виде проявляются и у человека. Его ощущения, образы и многие другие психологические феномены — следствие непосредственного воздействия окружающей действительности, ее предметов и явлений на органы чувств и мозг человека. В последних происходят изменения физиологического [5] характера (электрические, химические, гуморальные [6] ), кодирующие с присущим им особенностями специфику воздействуюших предметов и явлений. Форма, вид, качественные особенности таких изменений зависят от особенностей предметов и явлений, а также от свойств мозга отражать их своеобразными процессами биологической, физиологической и психологической природы.

Человеческая психика, ее отражательные и регулятивные возможности, величие сознания подготовлены длительной эволюцией жизни и животного мира на Земле. Если хронологически описать их историю в трех томах по 1000 страниц в каждом, то первое упоминание о человеке появилось бы только на середине 999-й страницы третьего тома. Остальное время — предыстория человеческой психики. Все началось с появления на Земле одноклеточных организмов, обладающих первичной раздражимостью, т.е. возможностью отвечать на те или иные воздействия среды процессами, поддерживающими существование их путем химических изменений и защитных перемещений. С появлением высокоорганизованных живых существ, с более совершенной нервной системой и психическими проявлениями повышалась и способность ориентироваться в окружающем мире и поддерживать свое существование. Высшие животные — обезьяны, собаки, дельфины — обладают психикой, которой присущ довольно высокий уровень восприятия, памяти, внимания, непосредственной ориентировки в обстановке, обучения своих детенышей, обмена информацией с помощью сигналов (зачатки речи; даже у ворон насчитывается до 70 звуков-сигналов, понимаемых стаей).

Развитие человеческой психики и достижение ею современного уровня происходило вместе с развитием человека, накоплением знаний от поколения к поколению, возникновением и совершенствованием человеческого языка, орудий и способов охоты и труда, сельского хозяйства и промышленности. Совершенствовалось и психическое отражение. У человека оно далеко от зеркального. Если бы было иначе, то не надо было бы учиться. Достаточно было бы взглянуть на что-то из окружающего, чтобы сразу понять. Психическое отражение — всегда процесс и результат активного внутреннего моделирования действительности человеком, его усилий по построению мысленного образа, максимально адекватного ей, психического «уподобления» этого образа объективной действительности путем использования имеющегося арсенала психических средств — качеств, процессов, знаний, представлений, слов и др. В динамике психического отражения происходит постепенное приближение субъективного образа к окружающей действительности и его объектам, явлениям с объективно присущими им особенностями. Действительность все глубже и точнее отражается в образе, т.е. происходит процесс ее познания.

Однако любая модель (например, восковая фигура, робот и пр.), даже самая лучшая, остается лишь моделью, а не самим объектом, лишь в чем-то похожим на него, но всегда не тождественным во всем ему, более бедным, не исчерпывающим всех его свойств и особенностей. Это относится и к психическому отражению: оно всегда останется идеальным, субъективным явлением, т.е. зависящим не только от того, что отображается, но и от особенностей человека — субъекта отражения, а поэтому не во всем совпадающим с действительностью, но совершенствующимся в практике преодоления этого расхождения. Чем более развита психика конкретного индивида, чем большим арсеналом средств познания действительности и регуляции своего поведения он располагает, чем богаче его знания, интеллект, познавательные способности и активность, тем совершеннее и успешнее отражение, понимание окружающего и себя в нем. Этот арсенал приобретается каждым индивидуально в процессе прижизненного совершенствования, обучения, получения образования, воспитания, интеллектуального и культурного развития.

Источник: http://studref.com/582278/psihologiya/suschnost_psihiki_psihicheskogo

Психика и психология

Лекция 3. Психика

Существуют различные точки зрения на сложнейший и многогранный феномен, каким является психика. Есть два различных философских подхода к пониманию и толкованию природы и проявлению психики: материалистический и идеалистический. В отечественной психологии, как правило, исходят из позиций диалектического материализма. Приведем ряд определений психики:

¦ «форма активного отражения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию» («Психологический словарь»);

¦ «существующее в различных формах свойство высокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности, обеспечивающие их ориентацию и деятельность» («Словарь практического психолога»);

¦ «свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия)» (Р. С. Немов);

¦ «особое свойство высокоорганизованной материи … продукт деятельности, функция мозга, отражение объективного мира» (П. Я. Гальперин).

Итак, психика[17] – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Из этого определения следуют основные свойства психики:

1) психика – это свойство только живой материи, причем не просто живой, а живой высокоорганизованной материи;

2) главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна получать информацию об окружающем мире и создавать образ – копию материальных объектов реального мира;

3) получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, т. е. живая высокоорганизованная материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения внешней среды и воздействия ее объектов.

Психика человека обеспечивает активное взаимодействие его с окружающим миром. Сущность психики состоит в отражении действителъности. Психическое отражение действительности характеризуется следующими особенностями:

• оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов;

• оно избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, в котором ищет способ реализации своих потребностей и интересов;

• оно непрерывно как движение от простого созерцания к абстрактному мышлению, к более полному и глубокому познанию мира.

Таким образом, психика – это «субъективный образ объективного мира».

1. Эволюция психики

Для того чтобы понять природу психики, важно ответить на вопрос: когда и почему возникла психика, как она развивалась в ходе эволюции?

Исходя из материалистического понимания психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящий момент представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Приверженцы идеалистического направления считают, что психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно.

1. Развитие психики животных

Одна из гипотез относительно стадий развития психики была предложена А. Н. Леонтьевым, а позднее доработана К. Э. Фарби. В современной науке она известна как концепция Леонтьева – Фарби. Согласно этой концепции история развития психики и поведения животных делится на две стадии, которые, в свою очередь, включают в себя несколько уровней (табл. 3.1).

С позиций материализма психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения, которые проявлялись через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через собственный рост и размножение, далее добавились чувствительность и способность к научению.

Изменившиеся условия жизни послужили толчком к изменению организма, появлению у него способностей отражать мир, лучше ориентироваться в окружающей действительности. Таким образом, в процессе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством. Улучшение структуры и функций нервной системы послужило основным источником развития психики.

2. Развитие психики человека

Развитию психики человека способствовали три основных достижения человечества:

1) появление орудий труда, с помощью которых человек получил возможность не только воздействовать на окружающую среду, но и глубже познавать ее;

2) производство предметов материальной и духовной культуры, передававшихся и воспроизводившихся из поколения в поколение, и, как следствие, передача способностей, знаний и умений по наследству;

Стадии развития психики

психика и психология

3) возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию, а также управлять своими познавательными процессами.

В психологии рассматривают два процесса развития психики:

онтогенез[18] – процесс развития психики отдельного, индивидуального организма;

филогенез[19] – процесс возникновения и исторического развития психики животных в ходе истории человечества.

Кратко можно сформулировать так: онтогенез – происхождение психики отдельных, конкретных особей, а филогенез – происхождение психики «рода».

В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:

младенческий (от рождения до 2 лет);

предшкольный (от 2 до 3 лет);

дошкольный (от 3 до 6 лет);

младший школьный (от 6 до 11 лет);

подростковый (от 11 до 16 лет);

первый период юности (от 16 до 17 лет);

второй период юности (от 17 до 22 лет);

первый период зрелости (от 22 до 35 лет);

второй период зрелости (от 35 до 60 лет);

пожилой возраст (от 60 до 75 лет);

старческий возраст (от 75 до 90 лет);

долгожительство (от 90 лет и далее).

Приведенная классификация развития психики не является единственной. При изучении других психологических дисциплин, например педагогической психологии, можно встретиться с иной классификацией, но основное содержание, характеристики, закономерности везде одинаковы.

2. Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики

Еще в VI веке до н. э. врач из Кротоны Алкмеон заметил, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга. Позднее эту мысль поддержал Гиппократ. В начале XX в. оформились две науки – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Большой вклад в понимание этих связей внес И. М. Сеченов, позднее его идеи развил И. П. Павлов.

Человеческая сложно-организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках головного мозга, температура тела, обмен веществ и т. д. Существует множество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать психика человека не будет. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное постоянство внутренней среды, которое является одним из основных свойств всего живого, получившим название гомеостаз[20]. Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма с окружающей средой. Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом и принимают участие в возникновении психических явлений.

Нервная система человека состоит из двух разделов – центрального и периферического. Центральный, в свою очередь, состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Вся остальная часть нервной системы относится к периферическому разделу. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации. Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Особую роль в головном мозге играют правое и левое полушария, которые, в свою очередь, состоят из лобной, теменной, затылочной и височной долей. Специальные функции выполняет гипоталамус – особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Р. Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия). Оказалось, что у обычного человека левое полушарие «управляет» речью, письмом, вербальной памятью, счетом, логическими рассуждениями. Правое же полушарие «отвечает» за музыкальный слух, восприятие пространственных отношений, зрительных образов, выражение и распознавание эмоций. Это явление называют асимметрией головного мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных ракурсов, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.

Исходя из материалистической позиции вся материя, начиная от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей – человеческим мозгом, обладает качеством отражения, т. е. способностью реагировать на воздействия. На определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения, выполняющая функцию поиска способов взаимодействия с окружающей средой.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – мозга человека. Основными функциями психики являются:

• регулирование;

• сохранение целостности организма.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функции регуляции поведения»[21]. Как следствие, осуществляется адаптация живого организма к условиям окружающей среды. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.

На рис. 3 приведена структура психики, которая касается, прежде всего, ее сознательного уровня. Следует, однако, помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования.

психика и психология

Рис. 3. Функциональная структура психики (по В. А. Ганзену[22])

3. Психика, поведение, деятельность

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Одной из важнейших проблем, которой занимается психология, является проблема генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека[23]. Направление в науке, занимающееся исследованиями в этой области, получило название: социобиология (в США) и этология человека (в Европе). Среди ученого сообщества в настоящее время есть и сторонники этого направления, есть и его противники, так как отсутствуют убедительные, прямые доказательства непосредственной генетической детерминированности большинства видов и форм поведения человека.

Поиски ответа на вопрос, что же на самом деле зависит от среды, а что – от генотипа, начались с появления работы английского ученого Ф. Гальтона «Наследование таланта и характера» (1865). В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. развернулись исследования хромосом человека, что положило начало второму этапу разработки проблемы генетической обусловленности психики и поведения. Область науки, занимающейся исследованиями в этом направлении, называется генетикой поведения.

Все живые организмы, стоящие на более высокой ступени эволюционного развития, отличаются от организмов, стоящих на более низких ступенях, степенью активности. Жизнь во всех ее формах связана с движениями, и по мере ее развития приобретает все более совершенные формы. Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.

Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.

Деятельность человека носит не только потребительский, но и продуктивный характер. Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения.

Таким образом, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).[24]

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всегда является целенаправленным, а также не предполагает создания определенного продукта и часто носит пассивный характер. Деятельность же всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель – это продукт деятельности. Целью может быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, например произведение искусства, мысль, теория.

Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности, например, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

психика и психология

Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

Рис. 4. Структура деятельности (Действия – это относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности: общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

¦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

¦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всегда носит опосредованный характер. Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Источник: http://www.plam.ru/psiholog/psihologija_i_pedagogika_kurs_lekcii/p4.php

Психология – наука о психике и психических явлениях. Психология

Дата01.06.2016
Размер23,43 Kb.
Психология – наука о психике и психических явлениях.

Психология – это наука о явлениях, закономерностях, механизмах психики человека и животных
Психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания в XIX веке.

Психика – особая форма отражения окружающего мира, свойственная высокоорганизованной материи (человеку и животным). Для человека, обладающего высшей формой психики – сознанием, дается еще одно определение психики:

Психика человека — это субъективный образ объективного мира, который возникает в процессе взаимодействия человека с окружающей его средой и другими людьми.

Предмет психологии менялся в ходе ее формирования как отдельной науки. Сначала предметом ее изучения была душа, потом сознание, затем – поведение человека и его бессознательное и т. д., в зависимости от тех общих подходов, которых придерживались психологи на определенных стадиях развития науки.

В настоящее время на предмет психологии есть два взгляда. Согласно первому из них, предметом изучения психологии являются психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Согласно второму, предметом данной науки являются факты психической жизни, психологические законы и механизмы психической деятельности.

Психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния входят в структуру психики.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения, они имеют начало, течение и конец. Обычно выделяют три их разновидности: познавательные, эмоциональные и волевые. Существует и иная классификация психических процессов. Согласно ей, психические процессы делят на индивидуальные и групповые, а затем – на внутренние и внешние.

На основе психических процессов могут формироваться психические состояния, которые характеризуют состояние психики в целом. К ним относятся, например, состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения. Психические состояния влияют на течение психических процессов. Они могут быть внешними и внутренними, индивидуальными и групповыми.

Третья группа психических явлений являются психические свойства, которые характеризуются большей устойчивостью и постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности и поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенности развития психических процессов и преобладающие (наиболее характерные для человека) психические состояния определяют неповторимость человека, его индивидуальность.

К фактам психической жизни можно отнести скорость сенсомоторной реакции, некоторые процессы ощущения и восприятия действительности (например, оптические иллюзии), факты психологической защиты устоявшихся убеждений, эмоциональные реакции, возникающие при поступлении новой информации и пр.

Примером психического закона является закон Вебера-Фехнера, касающийся относительных порогов ощущений: «интенсивность ощущения пропорциональна

Механизмы психических явлений наиболее трудно выявлять и исследовать. К настоящему времени они изучены мало, однако прогресс психологии связан именно с этим направлением. Примером может является возникновение чувства удовольствия при повышении электрической активности определенных центров гипоталамуса в промежуточном мозге.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей формирования, развития и проявления психических явлений и процессов.

Частными задачами психологии являются:

1) изучение механизмов психических явлений и процессов;

2) анализ закономерностей развития психических явлений и процессов в процессе онтогенеза, социального взаимодействия людей и трудовой деятельности;

3) содействовать внедрению знаний психологической науки в практику жизни и деятельности людей.
Основные направления психологии

Психоанализ – преобладающая роль подсознания в психической жизни человека.

Бихевиоризм – поведение как основной объект исследования и отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики.

Гештальтпсихология – попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), несводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология – воспринимает человека как активного, свободного, креативного и автономного субъекта, обладающего стремлением к самореализации.

Вариант основного метода
Наблюдение

Внешнее (наблюдение со стороны)

Внутреннее (самонаблюдение или интроспекция)
Свободное
Стандартизированное
Включенное
Стороннее
Опрос

Устный

Письменный
Свободный
Тесты

Тест-опросник

Тест-задание
Проективный тест
ЭкспериментЕстественный
Лабораторный
Моделирование

Математическое

Логическое
Техническое
Кибернетическое

Метод наблюдения основывается на планомерном наблюдении за деятельностью людей, которое проводится в обычных жизненных условиях без какого-либо преднамеренного вмешательства со стороны наблюдателя.

Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее наблюдение (интроспекция или самонаблюдение), т. е. наблюдение за своими переживаниями, является одним из специфических методов, применяемых только в психологии.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями.

Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.
Опрос представляет собой метод, основанный на получении необходимой информации от самих обследуемых путем вопросов и ответов. Выделяют три основных вида опроса: устный, письменный (анкета) и свободный.

Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.

Наиболее распространенная форма письменного опроса— анкета.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками.
Метод психологической диагностики, использующий стандартные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу, называется тестированием.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Т.о. специфической характеристикой тестирования является стандартизация процедуры. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых. Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества. Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение.
Эксперимент — целенаправленное и организованное восприятие, регистрация и последующий анализ поведения изучаемого объекта Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступное. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими.
Аристотель является создателем первой психологической системы, изложенной в трактате «О душе».

Источник: http://psihdocs.ru/psihologiya—nauka-o-psihike-i-psihicheskih-yavleniyah-psiholo.html

Психика и организм

психика и психология

Психика и организм человека неразрывно связаны и имеют влияние друг на друга. Информация, которую получает мозг, непосредственно действует на человека, в тоже время, работа психики обусловлена активными действиями. Например, когда мозг получает сигнал о предстоящей опасности, уровень адреналина в крови увеличивается, сердце начинает биться быстрее и человек готов к конкретным действиям, которые направлены на сохранение здоровья и жизни. В этом и выражается взаимосвязь психики и организма.

Другой пример: когда в организме находиться недостаточное количество витаминов группы В, что способствует появлению депрессии.

Психика и организм в психологии

Учеными было предложено много теорий, которые отражали связь между психикой и телом. Особое внимание было уделено психологическим отличиям мужчин и женщин. Например, мужчины выделяются хорошей координацией движений, а также пониманием математики. Что касается женщин, то у них ярко выражена социальная ориентация, скорость восприятия и память.

Мозг является главным механизмом, который имеет способность отражать окружающий мир. Ученые считают, что первые переживания были негативными и сигнализировали они о возможных проблемах и даже гибели организма, а также позитивные, свидетельствующие об устранении или миновании опасности. В итоге появилась первая форма, которая отражает связь психики и организма – эмоции. В течение эволюции человека возникли простейшие образы, развилось понимание и мышление.

Влияние психики на организм и здоровье человека

психика и психология

Как гласит пословица: «В здоровом теле здоровый дух». Доказано, что значительные изменения характера человека могут способствовать появлению длительных хронических заболеваний. Многие врачи замечали, что первые признаки болезни можно заметить в период серьезных жизненных неудач. Связь психики и организма человека можно заметить в так называемых чудесах, которые случаются с людьми. Например, человеку поставили страшный диагноз, но он не впал в депрессию и окружил себя положительными эмоциями. Через определенное время врачи были удивлены чудесному исцелению.

Ученые длительное время проводили исследования влияния психики на внутренние органы человека. Эксперименты показали, что в состоянии гипноза можно изменить количество и состав желудочного сока, повлиять на состояние кровеносных сосудов и др.

Источник: http://womanadvice.ru/psihika-i-organizm

Психика в психологии. Что это, понятие, определение, структура, функции, расстройства, свойства, болезни

Психика (в дословном переводе с древнегреческого языка означает «душевный» или «жизненный») в психологии — это совокупность сложных жизненных процессов и явлений, связанных с эмоциональными ощущениями, восприятием мира, окружающих людей, состоянием памяти и организации мыслительного процесса.

Кроме психологической составляющей данная область знаний охватывает медицину и философию.

Что такое психика в человеческой психологии?

Психика в человеческой психологии — это одна из активных форм отображения объективной реальности, которая осуществляется конкретным субъектом, интегрированным в социум. Восприятие и обработка информации происходит путём взаимодействия с предметами окружающей среды и высокоорганизованными живыми существами.психика и психология

Отличительной особенностью наличия здоровой психики в психологической составляющей психологии является действие регулятивной функции, которая принимает участие в координации поведенческой деятельности и соблюдении общепринятых правил. Фактически это внутренний мир человека, формирование которого происходит на протяжении всей его жизни.

Научная трактовка

Психика в психологии — это индивидуальное свойство человеческого организма, заключающегося в способности к самостоятельному восприятию окружающего мира, построению объективной реальности, а также регуляции своего поведения и деятельности.

С научной точки зрения психика характеризуется наличием основных качеств в виде целостности, психоэмоциональной активности, стремления к развитию и познанию окружающего мира, саморегуляции своих действий, коммуникативности с другими высокоорганизованными существами, способностью к быстрой адаптации в новых условиях.

Изучением психики и процессов, которые она охватывает, занимается самостоятельная наука психология.

Тело или психика: что первично?

Согласно общепринятой научной теории, такое свойство человеческого организма, как психика, появилось на определённом этапе биологической эволюции.

Тело было первичной материей, которая на протяжении нескольких тысяч лет проходила множественные этапы своего усовершенствования и адаптации к новым условиям постоянно меняющейся окружающей среды. По мере увеличения и развития головного мозга центральная нервная система человека приобретала новые функциональные возможности.психика и психология

Высокоорганизованные организмы получили возможность более широкого восприятия мира, осмысливать полученную информацию, налаживать новые коммуникативные связи, создавать собственную картину объективной реальности, а также принимать самостоятельные решения в условиях сложившейся ситуации.

Появление психики сыграло важную роль в дальнейшем развитии человечества. С религиозной точки зрения люди изначально были созданы с развитыми центрами головного мозга, отвечающими за наличие психического аспекта и сознания.

Свойства психики

Свойства психики — это совокупность индивидуальных психологических особенностей, присущих отдельному человеку, которые определяют его уже сформировавшиеся способы коммуникации с объектами окружающей среды. Данный аспект включает в себя взаимодействия с неодушевлёнными предметами, а также другими людьми.

Свойства психики являются индивидуально выраженными качествами, которые считаются неизменными в условиях временного пространства. В тот же момент они могут подвергаться радикальным изменениям под влиянием жизненного опыта, ряда биологических факторов, рода деятельности конкретного человека.

В таблице ниже перечислены, а также подробно описаны основные свойства психики, наличие которых характерно для каждого человека.психика и психология

Свойства психикиОписание
ТемпераментДанное свойство психики характеризуется непосредственным влиянием на душевные и психоэмоциональные качества человека. Выделяют 4 основных вида темперамента, среди которых меланхолический, сангвинический, флегматический и холерический. Это психическое свойство свидетельствует о степени возбудимости личности, уровне её жизненной энергии и способности к быстрому принятию решений. В большинстве случаев конкретный вид темперамента человека сохраняется на протяжении всей его жизни, но также может меняться под воздействием биологических факторов. Например, нарушение баланса половых гормонов, возникновение психических расстройств и заболеваний внутренних органов, влияющих на психоэмоциональную составляющую поведения.
ХарактерЭто свойство психики отличается структурой постоянных и стойких качеств конкретной личности, которые влияют на её отношение к окружающему миру, людям, а также определяют её поведенческие нормы. На формирование характера влияют условия, в которых рос и воспитывался человек, наследственная составляющая, факторы окружающей среды. Темперамент и характер имеют тесную связь
Индивидуальные способностиДанное свойство психики заключается в умении человеком реализовывать свои приобретённые навыки в процессы выполнения определённого рода деятельности. Индивидуальные способности личности развиваются на протяжении всей её жизни, но при условии обучения и изначального наличия соответствующих задатков.

Свойства психики — это личностные качества людей, которые подлежат обязательному изучению при составлении психологического портрета. Характер, темперамент и индивидуальные способности взаимосвязаны между собой, а также формируют индивидуальную особенность каждого человека.

Функции

Психика в психологии — это самостоятельная отрасль знаний, которая занимается изучением внутреннего мира человека, его поступков и отношения к своим действиям. психика и психологияИзвестные советские учёные Голиков Ю.Я., а также Костин А.Н., выделяли 3 основных функции человеческой психики. Это когнитивную, отражательную и регулятивную способность.

Отражательная способность

Отражательная функция психики заключается в построении индивидуального способа взаимодействия с окружающим миром.

Взрослый человек со здоровой психикой обладает способностью к построению коммуникаций с другими людьми, изучает объекты, находящиеся в его среде обитания, осмысливает полученную информацию, а затем вырабатывает для себя совокупность норм и правил, которыми руководствуется в процессе ежедневной жизнедеятельности.

Отражательная способность психики играет ключевую роль в период адаптации человека к новым условиям окружающего мира. Например, смена работы, знакомство с большим количеством людей, переезд на постоянное место жительства в другой город. Отражательная функция позволяет успешно преодолевать стрессовые ситуации, а также справляться с их последствиями.

Регулятивная способность

Регулятивная функция психики включает в себя способность человека к организации своей деятельности, контроль над психоэмоциональным состоянием, соблюдение поведенческих правил и норм, которые характерны для конкретного социального коллектива или общества.

Под воздействием регулятивной способности человек вырабатывает собственное отношение к условиям объективной реальности, которая его окружает.

По своему содержанию регулятивную функцию человеческой психики можно разделить на эмоциональную и осмысленную составляющую.

В первом случае речь идёт о психоэмоциональных реакций, присутствующих в поведении конкретной личности. Осмысленная составляющая регулятивной функции предусматривает обдумывание своих действий и поступков перед их совершением, во время активной деятельности или после её завершения.

Когнитивная способность

Когнитивная функция психики заключается в способности человека к мышлению и планированию сложных задач, выполнение которых требует использования предметов окружающей среды, приобретение новых знакомств, налаживание коммуникаций, соблюдение правил очерёдности и этапности действий.психика и психология

Когнитивная способность развивается только в процессе ежедневного обучения, получения новой информации из условий окружающей среды.

Данная функция психики тесно связана с интеллектуальной ступенью развития личности. Одни люди имеют высокие, а другие более низкие генетические задатки к когнитивным способностям, но все они без исключения требует их дополнительного развития.

Без наличия данной функции психики человек не может руководствоваться здравым сознанием, выполнять действия и принимать решения, соответствующие общепринятым правилам и нормам.

Структура психики

Психика в психологии — это сложная и целостная структура, базовые элементы которой описаны в таблице ниже.

Составляющие компоненты психической структурыХарактеристика отдельных элементов структуры психики
Психический процессЭто один из наиболее динамичных компонентов, который присутствует в психике любого человека. Психические процессы возникают и развиваются во время взаимодействия личности с предметами окружающей среды, общения с другими людьми, изучения и сбора новой информации. Отличительной особенностью данного компонента психики является то, что психические процессы являются непрерывными. Они продолжаются даже в то время, когда человек спит. Импульсы нервных окончаний, влияние внешних и внутренних факторов, появление новых потребностей, все это составляющие психических процессов различной направленности.
Психическое новообразованиеЭто отдельный структурный элемент психики, который включает в себя приобретаемые людьми навыки, знания и новые умения. Психические новообразования являются результатом продолжительной работы, обучения, жизненного опыта отдельного индивида. Массовая доля этого структурного элемента психики зависит от каждого человека в отдельности. Люди, занятые на производстве, работающие со сложным оборудованием, программным обеспечением, постоянно обновляют свои психические новообразования, приобретая дополнительные знания.
Психическое состояниеЭто часть общей структуры психики, которая характеризуется наличием общего психоэмоционального состояния человека. Это может быть бодрость, усталость, радость, гнев и порывы ярости, злоба, сожаление, усталость. Различные психические состояния индивида возникают не случайно, а создаются влиянием совокупности факторов, которые являются важными для конкретного человека. Например, состояние здоровья, успешность в бизнесе и на работе, потеря близкого человека, поощрение или наказание за содеянное. Общее психическое состояние разделяют на пессимизм и оптимизм.

Полноценное развитие всех структурных элементов психики позволяет человеку получать дальнейшее образование, приобретать новые навыки и способности, налаживать социальные связи, а также жить в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Стадии развития психики человека

Психика человека имеет 4 основных стадии развития, на каждой из которых индивид расширяет спектр своих возможностей, получает новую информацию, знания, меняет своё отношение к обществу и окружающему миру.

Элементарная сенсорная ступень

Элементарная сенсорная ступень характеризуется минимальным количеством навыков, необходимых для выживания. На данном этапе развития психика человека представляла собой совокупность сложных поведенческих норм, большая часть из которых основывалась на приобретённых инстинктах.психика и психология

Без специального обучения человек мог приспосабливаться к различным условиям окружающей среды, добывать себе пищу, конкурировать за ареал существования, продолжать род, защищать свою жизнь в случае возникновения опасности.

Перцептивная ступень

Перцептивная ступень развития психики уже не основывается на основе инстинктивного восприятия мира и связанных с ним ощущений. На данном этапе эволюции человек приобретает новые способности к более тщательному изучению объектов окружающей среды, сбору и анализу информации.

Появляются первые признаки индивидуального поведения, которое напрямую зависит от условий окружающей среды. Переход на перцептивную ступень развития психики связан с усложнением структуры центральной нервной системы и развитием коры головного мозга. На данном этапе человек не просто приобретает жизненный опыт, но также получает способность к самообразованию и обучению новым способностям.

Интеллектуальная ступень

Интеллектуальная стадия развития психики выводит людей на новый более конкурентный уровень.

Отличительные особенности этой ступени заключаются в том, что человек больше не руководствуется инстинктивными мотивами или первичными навыками, а получает способность анализировать сложившуюся ситуацию, находить взаимосвязь между определёнными предметами, искать пути решения конкретных задач.

На данном этапе развития психики происходит усиление когнитивной функции, улучшается память, обучаемость и усвоение новой информации.

Ступень сознания

Ступень сознания — это особенное состояние психики, которое характерно только для человека. Данная стадия развития позволяет индивиду иметь собственное субъективное мнение, переживать события, происходящие в окружающем мире, делать логические умозаключения и формировать внутреннее отношение к произошедшему. психика и психологияСознание является наивысшей формой психического отражения окружающей реальности.

Психические процессы

Психика в психологии — это целостная структурированная система, элементами которой являются психические процессы. Последние представляют собой группу ежедневных событий, которые объединены по функциональному признаку.

Выделяют следующие виды психических процессов:

В отличие от других структурных элементов психики вышеперечисленные процессы присутствуют в жизни человека ежедневно. Наиболее востребованными являются психические процессы познавательного типа, связанные с мыслительным процессом, общением с другими людьми, концентрацией внимания, работой воображения.

Состояния психики

Состояния психики — это совокупность режимов жизнедеятельности человеческого организма, которые отличаются между собой энергетическими характеристиками, эмоциональной составляющей, физиологической активностью внутренних органов и систем. Изменение состояний психики напрямую связано с влиянием внешних и внутренних факторов.психика и психология

Существуют следующие психические состояния, свойственные человеку:

В зависимости от разновидности состояний психики их продолжительность может носить краткосрочный, среднесрочный или длительный характер. Скорость изменения психических состояний зависит от особенностей характера и темперамента отдельного индивида.

Детская психика

Отличительные особенности детской психики заключаются в том, что на разных этапах развития ребёнка происходит формирование её структурных составляющих.

Качество и состояние здоровья детской психики напрямую зависит от того, в каких условиях происходит воспитание, какие методы при этом используются, получает ли ребёнок дошкольное образование, полноценное питание и заботу близких людей.

Формирование детской психики происходит путём возникновения внутренних и социальных кризисов, которые проявляются по мере достижения определённого возраста.

Что такое психологическая устойчивость и неустойчивость?

Психологическая устойчивость — это индивидуальная способность личности к преодолению стрессовых ситуаций и сложных жизненных обстоятельств, используя при этом только конструктивные методы решений.

Это свойство человеческого организма является врождённым, но также может быть развито с помощью специальных психологических тренингов. Психологическая неустойчивость индивида выражается в его неспособности адекватно противостоять возникающим трудностям, восстанавливаться после стрессовых ситуаций, возвращаясь к привычному ритму жизни.

Психические расстройства и болезни

Психиатрия является развивающейся наукой, которая изучает виды заболеваний психики, причины их возникновения и способы излечения.

Выделяют следующие виды психических расстройств и болезней:

Тяжесть психического заболевания определяется в индивидуальном порядке путём обследования пациента. В процессе диагностики устанавливаются причинные факторы, повлиявшие на неправильное формирование психики.

Как сделать психику устойчивее?

Для того, чтобы сделать свою психику более устойчивой в условиях стрессовых ситуаций, необходимо руководствоваться следующими правилами:

Психика человека — это сложное понятие, которое изучается в отдельных разделах психологии, медицины и философии. Сама по себе психика представляет совокупность беспрерывных душевных процессов и физиологических явлений, связанных с ощущениями, положительными и отрицательными эмоциями, восприятием окружающей среды, способностью запоминать и накапливать полезную информацию.

Психика имеет свою уникальную структуру, в состав которой входят психические процессы, новообразования и состояния. Люди с удовлетворительным психическим здоровьем имеют возможность адаптироваться к любым жизненным условиям, выходить из стрессовых ситуаций более сильными, способны принимать волевые решения без нарушения общепринятых поведенческих норм.

Видео о психике в психологии

Понятие и структура психики:

Источник: http://healthperfect.ru/psihika-v-psihologii.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *