Психика, поведение, деятельность — психика и поведение

31.07.2018

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Размещено на реф.рф
Она отличается от вызванной лишь естественными потребностями активности животных тем, что порождается и потребностями в познании, творчестве, в самосовершенствовании и др.

Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти всœе они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целœенаправленного обучения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, главные отличия деятельности человека от активности животных можно обозначить пятью основными признаками (см. 1)—5) в табл. 3.2).

Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Поведение не всœегда является целœенаправленным, а также не предполагает создания определœенного продукта и часто носит пассивный характер.

Размещено на реф.рф
Деятельность же всœегда целœенаправленна, активна, нацелœена на создание некоторого продукта. В случае если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична.

В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:

Мотив — ϶ᴛᴏ то, ради чего осуществляется деятельность. Мотивы деятельности человека очень разнообразны: органические, материальные, социальные, духовные и др.

Цель — ϶ᴛᴏ продукт деятельности. Целью должна быть либо реальный физический предмет, либо знания, умения и навыки, либо результат творчества, к примеру произведение искусства, мысль, теория.

Предмет — ϶ᴛᴏ то, с чем человек непосредственно имеет дело во время какой-либо деятельности, к примеру, предметом трудовой деятельности переводчика является предназначенный для перевода текст, летчика – самолет, повара – пищевые продукты, а предметом учебной деятельности студента – знания, умения и навыки.

психика и поведение

Средства — ϶ᴛᴏ те инструменты, которые использует человек во время какой-либо деятельности. Чем более совершенными являются средства деятельности, тем более продуктивной и качественной становится сама деятельность.

психика и поведение

Рис. 4.Структура деятельности (Действия — ϶ᴛᴏ относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целœей, подчинœенных общему замыслу.)

Любая деятельность имеет определœенную структуру (рис. 4). В психологии выделяют основные виды деятельности:общение, игра, учение и труд.

Основные свойства деятельности:

♦ предметность – свойственна в развитой форме лишь человеческой деятельности; проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, фиксированной в схемах действия, понятиях языка, ценностях, социальных ролях и нормах;

♦ субъектность – выражается в обусловленности психического образа субъекта прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, мотивами.

Деятельность имеет социальную, общественно-историческую природу и всœегда носит опосредованный характер.

Размещено на реф.рф
Результатом человеческой деятельности являются какие-либо преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке.

Психика, поведение, деятельность — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Психика, поведение, деятельность» 2017, 2018.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/372874_psihika_povedenie_deyatel_nost

Психика, поведение и деятельность

Рассмотрение суждений о природе и механизмах проявлений психики человека. Сознательное отражение информации об окружающем ее мире. Психика, поведение и деятельность человека. Внешние проявления физиологических процессов, связанных с общением людей.

РубрикаПсихология
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления22.10.2016
Размер файла30,0 K

психика и поведение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Минский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Республика Беларусь)

Кафедра Гуманитарных наук

по дисциплине «Психология»

Студент Аверченков Е.В., 2164Э15, Ми-ЗЭЭ-502

Руководитель Максимчик А.Н

1. Психика и организм

2. Психика, поведение и деятельность

Список использованных источников

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика — это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией — вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности , сохранение целостности организма , регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

1. Психика и организм

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство — высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция — это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира — человеческоговосприятия , чувств , памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга — этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

2. Психика, поведение и деятельность

Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:

· отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки); психика сознательный поведение физиологический

· внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);

· действия, которые имеют определенный смысл;

· поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

Поступок — действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).

Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.

Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.

Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.

Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:

· верхний уровень — уровень особых видов деятельности;

· самый низший уровень — уровень психофизиологических функций.

Действие — основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.

Действие имеет подобную деятельности структуру: цель — мотив, способ — результат. Различают действия:

· сенсорные (действия по восприятию объектов);

· моторные (двигательные действия);

· мнемические (действия памяти);

· внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);

· умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия: сенсорные (чувственные), центральные (мыслительные) имоторные (двигательные).

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что человек представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками и средствами действия. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал мнемической функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Сенсомоторные процессы — это процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения. В этих процессах различают четыре психических акта:

· сенсорный момент реакции — процесс восприятия;

· центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;

· моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения;

· сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представления о движении с выполнением движения. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы — это процессы, связывающие выполнение движения с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному действию.

Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Биологической основой психики является нервная система человека. Нервная система выполняет функции системы, регулирующей деятельность всего организма. Благодаря нервной системе человек в состоянии получать информацию о внешней среде, анализировать ее и формировать адекватное ситуации поведение, т.е. успешно, адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства.

Основные функции психики человека следующие: 1) отражение; 2.) регуляция; 3) коммуникация.

Множество исследований психики, ее функций, говорят о том, что тема эта изучена подробно. Все классифицировано, разложено по полочкам. За время существования человечества, функции психики человека практически не изменились. Сам же человек не остался таким, каким был, например, тысячу лет назад. Долгое время темп развития человека оставался примерно одинаковым. Это позволяло психике успешно справляться с проблемами, приспосабливаться к новым условиям жизни, принимать новые явления, усваивать новые понятия.

Что происходит в современном мире? Темп развития общества не просто ускорился, а ускорился кардинально. И это стремительное ускорение продолжается.

Революционные процессы развития техники настолько сильно и быстро изменяют наш уклад жизни, что психика современного человека не всегда успешно выполняет все свои функции. В результате некоторые люди не успевают адаптироваться к новым условиям, «выпадают» из современной жизни. Наверное, нам нужно понять, как использовать те возможности нашей психики, которые еще не задействованы.

Списки использованных источников

3. Еникеев, Марат Исхакович Общая и социальная психология : Учебник / Марат Исхакович Еникеев. — 2, перераб. и доп. — Москва : Издательство «НОРМА» ; Москва : Издательский Дом «ИНФРА-М», 2010. — 640 с.. — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://inf.mesi.ru/d.aspx?id=220529

4. Кравцова, Елена Евгеньевна Педагогика и психология : Учебное пособие / Елена Евгеньевна Кравцова. — Москва : Издательство «ФОРУМ», 2009. — 384 с.

5. Дельгадо Х. Мозг и сознание; Пер. С англ. Л.Я. Белопольского; Под ред. И с предисл. Г.Д. Смирнова М.,Мир 2006

Размещено на Аllbеst.ru

Подобные документы

Формирование и эволюция сознания в филогенезе. Содержание концепции Леонтьева-Фарби о становлении низших форм поведения и психики. Изучение культурно-исторической теории Выготского о развитии психики. Рассмотрение физиологических основ психики человека.

контрольная работа [33,3 K], добавлен 05.10.2010

Совершенствование психических механизмов адаптации организмов к среде в процессе эволюции. Психика человека как отражательно-регуляционная деятельность. Характеристика процессов памяти человека. Понятие и анализ ощущения, восприятия и представления.

контрольная работа [22,1 K], добавлен 20.09.2010

Истоки психики живых существ и становление низших форм поведения и психики. Гипотезы развития уровней психического отражения животных и человека. Индивидуальное поведение простейших. Концепция сущности и происхождения психического Пьера Тейяра де Шардена.

контрольная работа [40,2 K], добавлен 25.05.2009

Психика как отражение субъектом объективного мира. Взаимосвязь психических реакций с поведением живого существа. Характеристика уровней развития психики живых организмов. Проблема происхождения психики. Специфика развития психики животных, зоопсихология.

реферат [28,9 K], добавлен 25.09.2011

Личностные особенности состояния человека после перенесенного инфаркта миокарда: поведение, психика, состояние нервной системы. Медицинская реабилитация больных сердечно-сосудистыми заболеваниями, трудоспособность как критерий оценки ее эффективности.

курсовая работа [34,6 K], добавлен 21.08.2011

Психика человека. Сознание представляет собой единство форм познания человека и его отношения к тому, что он отражает. Ощущение, память, мышление, настроение, мечта, склонность, настойчивость, принципиальность, формы проявления сознания человека.

реферат [24,6 K], добавлен 30.05.2008

Эволюция психики как результата эволюции материии. Механизмы проявления психики. Осмысление основных этапов развития психики у животных, сенсорная и перцептивная психика. Развитие психических функций человека как основы его активности и поведения.

контрольная работа [23,3 K], добавлен 13.12.2008

Психика как субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, регулирование взаимодействия человека с внешней средой. Психические свойства и процессы (познавательные, эмоционально-мотивационные, личностные характеристики).

реферат [27,0 K], добавлен 22.06.2009

Психика человека и его мозг — важнейшая часть психического отражения и активности личности. Мотивационная функция психики, побуждение человека к активности и поддержанию её на определенном уровне. Качество труда и зарплата, стиль руководства и коллектив.

контрольная работа [23,6 K], добавлен 17.05.2012

Эмоции – своеобразные состояния психики, накладывающие отпечаток на жизнь, деятельность, поступки и поведение человека. Разновидности эмоциональных состояний. Понятие аффекта, стресса, фрустрации. Проблема контроля в зависимости от особенностей человека.

реферат [19,7 K], добавлен 23.03.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00726495_0.html

Психика и поведение человека

психика и поведение

Презентация составлена для проведения НЕСКОЛЬКИХ уроков биолгии, для 8 класса. В презентации содержится материал нескольких параграфов по учебнику Драгомилова

Просмотр содержимого документа
«Психика и поведение человека»

психика и поведение

ПСИХИКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Высшая нервная деятельность

психика и поведение

Высшая нервная деятельность

психика и поведение

Особенности высшей нервной деятельности человека:

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведениепсихика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

Нервные импульсы, возникающие при раздражении рецепторов на языке и в слизистой оболочке рта веществами пищи поступают по чувствительным нейронам в центр слюноотделения продолговатого мозга. Отсюда возбуждение по эфферентным (двигательным) нейронам передается к слюнным железам, и они начинают выделять слюну. Это дуга безусловного слюноотделительного рефлекса.

психика и поведение

психика и поведение

Рефлексы, приобретаемые организмом в течение жизни и образующиеся в результате сочетания безразличных раздражителей с безусловными, И.П. Павлов назвал условными рефлексами.

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

Приобретённое поведение. Элементарная рассудочная деятельность

психика и поведениепсихика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

Сознание и мышление

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

Развитие речи обусловило возможность абстрагирования, обобщения, оперирования понятиями.

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведениепсихика и поведение

Различные виды эмоций вызывают соответствующие физиологические изменения в организме.

психика и поведение

психика и поведение

Индивидуальные особенности ВНД. Типы ВНД. Темперамент

психика и поведение

психика и поведение

Различные варианты сочетаний этих свойств позволяют выделить четыре типа ВНД (темперамента): холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

Обычно в человеке сочетаются черты разных темпераментов, но доминирует один из них.

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

Учёные подразделяют интеллект на три категории:

психика и поведение

Обучение и память

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

психика и поведение

Источник: http://multiurok.ru/files/psikhika-i-povedenie-cheloveka.html

Становление поведения и психики

Читайте также:

  1. F60-F69 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых
  2. III. Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.
  3. Авторитаризм — источник отклоняющегося поведения
  4. Аддиктивный тип девиантного поведения
  5. Альтруистические программы поведения
  6. Анализ поведения конфликтующих сторон и посредника.
  7. Анализ случаев нарушения безопасности движения с установлением виновных и конкретных нарушений правил и порядка работы
  8. Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
  9. Апперантный бихевиоризм Скиннера. Функциональный анализ опперантного поведения.
  10. Билет 25. Объединение русских земель вокруг Москвы и становление Московского государства. Иван III. Культура Руси в XIII-XV вв.
  11. Билет 39. Причины падения самодержавия. Февральские события 1917 г. Установление двоевластия.
  12. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики

Как же начиналось и шло развитие психики и поведения у животных?

Материалистически точно ответить на этот вопрос сейчас, когда на Земле давно уже не осталось практически никаких следов этих процессов, невозможно. Ныне живущие простейшие существа — обладатели элементарных форм психического отражения — это не те, с которых, вероятно, начиналась эволюция психического. Ведь вместе с человеком и другим живым миром они прошли миллионы лет эволюции, и вряд ли можно рассчитывать на то, что за такое колоссальное время они не изменились. Мы сейчас в лучшем случае можем высказывать более или менее вероятные предположения о том, как все это было, начиналось и шло.

Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психиче­ского отражения, начиная от простейших животных и кончая чело­веком, предложил А. Н. Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена К. Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева — Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно той концепции, делится на ряд стадий и уровней (табл. 1). Выде­ляется две стадии элементарной сенсорной психики и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, вторая — три уровня: низший, высший и наивысший.

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)

Стадии и уровень психического отражения, его характеристикаОсобенности поведения, связанные с данной стадией и уровнемВиды живых существ, достиг­ших этого уровня развития
1. Стадия элементарной сен­сорной психики
А. Низший уровень. Примитивные элементы чувствительности. Развитая раздражимость. Б. Высший уровень.Наличие ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования — челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Не сформированная способность реагирования на биологи чески нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность. Б.Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятные ус­ловия среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде. Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие мол­люски (улитки), некоторые другие беспозвоночные.
II стадия перцептивной психики
А. Низкий уровень. Отра­Аний внешней действительности в форме образов предметов. Интеграция, объединение воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования — челюсти. Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание определенной «картины мира». В. Наивысший уровень. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочноисследовательской, подготовительной фазы. Спо­собность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).А.Формирование двигательных навыков. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползанье, ходьба, бег, прыжки, лазанье и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение Б.Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. В. Выделение специализи­рованных органов манипу­лирования: лап и рук. Раз­витие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.А. Рыбы и другие низшие позвоночные, насекомые, членистоногие и головоногие моллюски. Б. Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие). В. Обезьяны, некоторые; другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).

Эксперимент с обезьянами на решение задач. Было выявлено двух фазное решение: подготовительная и завершающая фаза

Раздражимость – свойство живых организмов реагировать на биологически значимое воздействие.

Чувствительность – способность организма запомнить и реагировать на воздействие среды, не имеющие непосредственного значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Каждая из стадий и соответствующие ей уровни характеризуют­ся определенным сочетанием двигательной активности и форм пси­хического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование дви­жений ведет к улучшению приспособительной деятельности организ­ма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется прими­тивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у живот­ных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Та­ким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших живых существ. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в доста­точно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздейст­вия среды повышением уровня своей активности, изменением направ­ления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готов­ность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целе­направленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением пер­вых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением спо­собности к приобретению и закреплению жизненного опыта через Условно-рефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувст­вительность. Двигательная активность совершенствуется и приобре­тет характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в резуль­тате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря ественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно четких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущен. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения меж ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

Следующий, высший уровень перцептивной психики включат высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-дейсвенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уж образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготоительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широ­кий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуа­ции. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготов­лению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулиро­вания становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве . Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.

Описав эти стадии и уровни, К. Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)

Источник: http://studall.org/all-92437.html

ПОВЕДЕНИЕ, ПСИХИКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК БАЗОВЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

Поведение

На протяжении всей своей жизни человек взаимодействует с окружающим миром и оказывает на него воздействие. Все, что мы не делаем, является поведением. Существует множество определений поведения, но все они могут быть сведены к двум основным линиям понимания этого явления. Во-первых, поведение — это реакция организма на изменение среды, во-вторых, это проявление отношения к кому-либо или чему-либо (рис. 1.7).

психика и поведение

Рис. 1.7. Две основные линии понимания поведения как явления

В психологии поведение рассматривается как целеориентированная активность животного организма, которая служит для контакта с окружающим миром с целью удовлетворения индивидуальных потребностей.

В основе конкретного поведения лежит та или иная органическая или культурная потребность животного организма или человека, над которой надстраиваются исполнительные действия, обеспечивающие ее удовлетворение.

Поведение можно разделить: на проявленное (внешнее) — система взглядов, убеждений, установок, потребностей, т.е. мировоззрение, коэффициент интеллекта, жизненный опыт, способы мышления, особенности эмоционального реагирования, самооценка, волевые качества, черты характера и свойства темперамента; скрытое (внутреннее) — следствие поведения внутреннего, то, что воспринимается зрением, слухом, а иногда и осязанием: жесты, мимика, позы, речь и телодвижения (рис. 1.8).

Развитие форм поведения обусловлено усложнением условий среды обитания. Для человеческого поведения характерно использование знаков, символов, речи, служащих для его управления.

Можно выделить несколько уровней поведения (рис. 1.9).

Самая простая форма поведения — это таксисы, которые проявляются в общей механической реакции организма на тот или иной источник раздражения (полет насекомых в темноте к свету и пр.). С развитием нервной системы появляются рефлексы — опосредованная нервной системой закономерная ответная реакция организма на раздражитель (расширение зрачков в темноте, чихание, слюноотделение и пр.).

Инстинктивное поведение представляет собой совокупность сформировавшихся в процессе филогенеза, наследственно закрепленных компонентов поведения, составляющих основу жизнедеятельности вида (постройка гнезда, миграция лососевых рыб, плетение паутины, сексуальное поведение и пр.). Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта, получение возможности на его основе изменять свое поведение. Рассудочная деятельность, способность к умозаключениям позволяет решать проблемы, возникающие в повседневной жизни, путем мысленного установления связи между различными элементами данной ситуации, без предварительного научения. В психологии используется также термин «социальное поведение», т.е. поведение в социальных ситуациях (в присутствии других людей, действительном или подразумеваемом).

психика и поведение

Рис. 1.8. Виды проявлений поведения человека

психика и поведение

Рис. 1.9. Уровни поведения по Детье и Стеллару (1961 ) 1

Источник: http://studref.com/596430/psihologiya/povedenie_psihika_deyatelnost_bazovye_psihologicheskie_kategorii

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *