Ребёнок стал очень нервным и раздражительным — почему ребенок психует
27.07.2018- Почему ребенок стал раздражительным и нервным
- «Казнить нельзя помиловать», или что делать, если ребёнок нервный и непослушный
- Не воспитание, а испытание — капризный ребенок
- Что делать, если ребенок очень нервный и возбудимый? Советы родителям, как справиться с нервозностью у детей
- 38mama.ru — для родителей Иркутска, с любовью!
Такое отношение к малышу данного возрастного периода может привести к нанесению ран самому себе или издевательствам над теми, кто слабее.
Почему ребенок стал раздражительным и нервным
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о решении проблемы повышенной возбудимости детей. Бывает, что поведение ребёнка меняется постепенно, малыш всё больше нервничает, а бывает, что состояние сильной раздражительности возникает спонтанно, когда, на взгляд родителей, ничего не предвещает беду. Но, как известно, дыма без огня не бывает. И на самом деле такая повышенная возбудимость в большинстве случаев является ответной реакцией организма на какой-то раздражитель, а, следовательно, можно найти причину, которая вызывает такое поведение. В этой статье мы об этом поговорим, а также о том, как себя вести, чтоб не допустить подобных изменений в характере малыша и что делать, если ребёнок уже стал раздражительным и нервным.
Причины раздражительности
Важно учитывать возраст ребёнка, когда начались изменения в характере, и появилась сильная раздражительность. Это связано с тем, что разные возрастные периоды могут иметь отличительные причины, провоцирующие то, что малыш становится очень нервным.
- Период до трёхлетнего возраста. Причиной могли послужить:
- длительная родовая деятельность, которая сопровождалась асфиксией у малыша;
- неблагоприятные условия окружающей среды, в которых находилась мамочка в момент вынашивания беременности;
- раздражительность может быть симптомом развития эндокринных заболеваний;
- начало патологических процессов органов нервной системы;
- болезни сердечно – сосудистой системы;
- длительный период прорезывания первых зубов;
- требование от ребёнка того, что ему не под силу;
- постоянный пример родителей, которые проявляют свою раздражительность.
- Дети от четырёх до шести лет. Причинами повышенной раздражительности являются:
- тотальный контроль;
- завышенные требования.
Такое отношение к малышу данного возрастного периода может привести к нанесению ран самому себе или издевательствам над теми, кто слабее.
- Возраст от семи лет до подросткового периода. Характерными причинами становятся:
- напряжённые отношения с одноклассниками или сверстниками во дворе, состояние постоянного стресса;
- неуважение учителей, высмеивание ребёнка;
- завышенные ожидания родителей, которые хотят видеть в своём ребёнке отличника.
- Подростковый период характеризуется такими причинами раздражительного поведения:
- гормональные изменения в организме;
- проблемы в отношениях со сверстниками, особенно с девочками;
- неуверенность в своих силах.
Также можно выделить основные причины, независимо от возрастных периодов. Если ребёнок с раннего детства постоянно раздражительный, то, возможно, имеет место генетическая предрасположенность. В других случаях самыми частыми причинами становятся:
- Недостаток внимания. Ребёнок своим поведением хочет сделать всё, чтоб его, наконец, заметили. Так происходит, когда родители заняты своими делами и практически не проводят с малышом времени.
- Желание ребёнка быть независимым и самостоятельным. Оно и так проявляется, а если дома сильный контроль каждого движения и поступка малыша, ситуация усугубляется.
- Когда каждый родитель пытается воспитывать ребёнка по-своему.
- Если ребёнка превозносят, все вокруг него бегают. А потом что-то меняется, он идёт в коллектив, где много таких же малышей или у него появляется младший братик, сестричка. И всё внимание переходит к нему. Вот тогда и начинаются приступы раздражительности.
- Постоянные ссоры в семье, в которые поневоле втянут малыш. Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.
К счастью, мой сын рос нормальным ребёнком, без изменений в поведении. А вот в моём детстве был соседский мальчик, которого раздражало всё вокруг. Ему тогда было десять лет. Сначала родители делали вид, что ничего страшного не происходит. Его мама говорила, что, видимо, это раньше времени начался переходной возраст, поэтому он так себя ведёт. Но потом все соседи начали ей говорить, что это не нормально и, если она не в силах сама справится, должна обратиться к психологу. В итоге, встреча со специалистом состоялась.
Оказалось, что мальчика регулярно позорила перед всем классом учительница физкультуры. Дело в том, что Петя был худеньким и слабеньким, не мог вскарабкаться по канату или отбить мяч во время волейбола, да и вообще, все занятия проходили провально. И вместо того, чтоб поддержать ребёнка, помочь ему освоиться, укрепить мышечную систему, педагог смеялась и позорила его перед всем классом, нанося сильный удар по психике ребёнка.
Оказалось, мальчик даже пытался прогуливать занятия, но злосчастная учительница его находила и вела на урок. Как только причина того, что Петя стал сильно нервным и раздражительным, была выявлена, проведена психологическая реабилитация – мальчик снова стал нормальным. Кстати, учительница так и осталась безнаказанной, директор не поверил словам Петиных родителей и сказал, что педагог она отличный, таких поискать ещё надо. И дети молчали, видимо было стыдно, ведь они тоже насмехались над мальчиком.
Поэтому родителям больше ничего не оставалось делать, кроме как перевести Петю в другую школу и отдать мальчика в спортивную секцию, где он смог окрепнуть и стал даже участвовать на спортивных соревнованиях.
Признаки
- Малыш с избыточной возбудимостью будет в постоянном движении. Кажется, что его интересует всё вокруг, но это только видимость. Он не доводит начатое дело до конца, его хватает буквально на пять минут, потом он бросает одно дело и берётся за другое, с которого тоже переключается практически мгновенно.
- Когда ребёнок устаёт или при смене обстановки, появлении чужого человека, может вести себя сверхвозбуждённо и даже начинать кричать.
- Такие малыши постоянно что-то говорят, не умолкают. Очень часто задаются вопросы, причём по всякому пустяку, но ребёнок не дожидается ответов, переключается на другое занятие или задаёт уже новый вопрос.
- Возможно появление нервного тика, бессонницы, даже взрослый малыш может страдать энурезом.
Важно вовремя распознать такое состояние и начать действовать. Практически всегда такой процесс обратим, только в редких случаях виной может быть какое-то отклонение, порой неизлечимое.
Ребёнок стал нервным, что делать
- Изменение дневного распорядка. Если такой не имеется, то его создание. Очень важно, чтоб день раздражительного малыша был распланирован и включал в себя все необходимые занятия.
- Не стоит идти на поводу у ребёнка, который своими истериками или слезами пытается получить желаемое.
- Хвалите малыша за минуты спокойствия и правильного поведения. Если вы ставите ребёнку какие-то условия, придерживайтесь их. Если сказали, что через пять минут, если малыш не встанет с компьютера, то вы его выключите, значит так и делайте. Не нужно сначала угрожать ребёнку, а потом забывать о своих словах. Так малыш не будет серьёзно относиться к словам родителей, не станет с вами считаться.
- Не стоит категорично запрещать делать то или иное. Нужно постараться объяснить малышу причину такого запрета.
- Важно, чтоб у малыша были пропорциональными умственные и эмоциональные нагрузки.
- Если вы куда-то собираетесь с раздражительным ребёнком, не торопитесь, делайте всё постепенно. Спешка для таких детей не хороший советчик.
- Покажите малышу на личном примере, как можно справляться с непонятной ситуацией, как нужно вести себя в обществе.
- Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить. Не нужно ставить завышенные планки. Пусть малыш развивается нормально, всему своё время. Хвалите его даже за маленькие достижения и не ругайте за наименьшие провалы.
- Старайтесь вовремя выявлять причину раздражительности малыша и начинайте правильно на неё реагировать. Ведь, если сейчас всё пустить на самотёк, упустить время, подобное поведение может стать привычным для ребёнка, и он таким и вырастит. Кроме того, это может оказать непоправимое влияние на нежную психику малыша, а, следовательно, скажется на его общем состоянии здоровья.
Профилактика
Гораздо проще не доводить до крайностей, не ждать, пока малыш станет истинным бунтарём и его раздражительности не будет предела, а своевременно позаботиться о правильном поведении и воспитании ребёнка.
Так меры, направленные на предостережение развития повышенной раздражительности, в себя включают:
- Минимизируйте тотальный контроль. Очень важно, чтоб малыш, который хочет совершать самостоятельные поступки, смог этого достичь. Когда вы перекрываете ребёнку кислород, не даёте поступать, как он считает нужным – вызываете сильную раздражительность.
- Подружитесь с собственным малышом. Очень важно быть другом для своего ребёнка. Малыш должен видеть, что его понимают и поддерживают.
- Старайтесь избегать ссоры и конфликты в семье. Ребёнок очень чувствительно всё воспринимает и начинает остро реагировать на проявления подобного типа.
- Важно уметь идти на компромиссы. Случается, что папа отстаивает свою точку зрения, а мама – свою. Родители не приходят к согласию, а всё это происходит на глазах малыша и ребёнок становится нервным и раздражительным.
Теперь вам известно, что может вызывать повышенную раздражительность и лишнюю нервность даже у самого спокойного малыша. Возьмите это на заметку и соблюдайте все меры, чтоб не допустить такого с вашим ребёнком. Также вы теперь знаете, что делать, если ребёнок уже чересчур раздражительный. Придерживайтесь рекомендаций и у вас всё наладится. Здоровья вам и вашим деткам!
Источник: http://zdorovyemalisha.ru/psyhologiya/rebyonok-stal-ochen-nervnym-i-razdrazhitelnym.html
«Казнить нельзя помиловать», или что делать, если ребёнок нервный и непослушный
Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.
А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.
Признаки беды
А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.
Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:
- Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
- Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
- Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению нервного тика, энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
- Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.
Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.
Первопричины и источники раздражительности
Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:
Желанием ребёнка привлечь к себе внимание
Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.
Формированием у малыша собственного «Я»
Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:
- С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
- С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
- С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
- С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.
И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.
Отсутствием единой модели воспитания в семье
Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.
В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.
Низким уровнем социализации
Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.
Семейными конфликтами
Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.
Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.
Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.
Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив
Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.
Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.
Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:
- арт-терапия;
- телесное ориентирование;
- лечение сказками;
- и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.
Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.
В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит анафилактический шок.
Профилактика
Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.
Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.
- Станьте друзьями
Если ребёнку нужны внимание и забота, дайте их ему. Станьте для него не только родителем, но и верным товарищем с которым и невзгоды можно разделить, и последней конфетой поделиться не жалко.
- Ослабьте контроль
Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.
- Найдите компромисс
Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.
- Перестаньте ссориться
Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.
Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).
Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?
Источник: http://vse-pro-detey.ru/nervnyj-rebenok/
Не воспитание, а испытание — капризный ребенок
«Не хочу!», «Нет!», «Дай!» — он то и дело надувает губки, льет горючие слезы, не слушает возражения и не воспринимает уговоры. Это ваш капризный ребенок. Почему он стал таким и что делать?
Разберемся в ситуации
Для начала отметим: грудничок плачет или капризничает всегда вполне естественным причинам. Голод, некомфортные условия, зачесалась ручка, промокли штанишки, что-то болит и малыш зовет на помощь.
Но ваше чадо растет, его потребности увеличиваются. Поэтому появляются первые капризы. Психологи уже давно выяснили, что виной тому – кризисы разных периодов жизни.
Выделяют три кризных периода:
- Кризис первого года
Ребенок вместе с первыми шагами начинает проявлять самостоятельность, ведь его возможности растут. Кроха может бурно реагировать на непонимание близких, даже бросаться в истерику;
- Кризис в три года
Называется по-другому «Я сам». Малыш осознает себя как отдельную личность, старается все делать по-своему: сам кушает, куда-то идет, пытается построить свои отношения с родителями. Любые «нет», которые противоречат его «установкам», может воспринимать очень бурно: постоянно психует по любым поводам, капризничает, «устраивает концерты».
- Кризис школьника
С 7 лет начинается сложный период в жизни маленького человека и его семьи. Меняются ценности, внутренний мир, появляются новые переживания, идеи, часто не совпадающие с принципами родителей.
Поведение ребенка приобретает такие черты: конфликтность, капризность, он бурно реагирует на замечания мамы или папы, часто противоречит и спорит.
Иногда малыш капризничает просто потому, что устал. Насыщенный день, новые впечатления – и вот уже глаза на мокром месте и прочие «прелести» поведения.
Ошибки воспитания
Многие родители сами виноваты в том, что их ненаглядный сынок или прелестная принцесса стали «неуправляемыми». А все начинается с семьи. Грудничок не рождается капризным ребенком. Чаще всего все идет из семьи.
Проанализируйте ситуацию, главные «проколы» мамы и папы:
- Постоянная ругань между супругами. Даже грудничок, как губка, впитывает негативную энергетику семьи. И если вы сами постоянно психуете, то, как собираетесь бороться с капризами своего чада?;
- Неверно налаженный режим, быт. Представьте: малыш ложится, когда ему вздумается, спит то в своей кроватке, а в следующий раз вместе с вами. До четырех лет кормят с ложки, лишь бы поел. Дите идет в сад, а не может одеть даже штаны. И вдруг вы начинаете заставлять ребенка идти в кровать в 10 вечера, кушать самому, с формулировкой «так надо». Конечно, это вызовет протест;
- «Пусть только отвяжется». Истошные крики в магазине «купи» напрягают, и многие идут на уступки, удовлетворяя капризы ребенка. Будьте уверены, он запомнит это. В следующий отказ приобрести ему понравившуюся вещь вызовет еще большую истерику.
Таких ситуаций на самом деле больше. Надо просто постараться не допускать подобных проблем.
Правила поведения
Нужно запомнить главное: капризный ребенок – это не навсегда. Все в наших руках. Чтобы капризы прекратились, специалисты рекомендуют следующие методы:
- Бездействие. Если маленький актер впал в истерику, не старайтесь его успокоить, не кричите, просто отвернитесь и не смотрите на него. Если находитесь дома, уйдите в другую комнату, пусть психует. Через некоторое время спектакль закончится;
- «Даю добро!». В глазах уже стоят слезы, начинается хныканье. Не надо бороться. Просто скажите: «Хочешь реветь? Давай, мы все на это посмотрим, я тебе разрешаю». Часто такой прием срабатывает, ведь малыш решил привлечь к себе внимание, вызвать жалость, но ничего не выходит;
- Учитесь общаться, находить компромиссы. Не надо в торговом центре просто говорить «нет». Уже по пути объяснить, зачем мы туда идем, что будем покупать. Скажите, что игрушка не будет куплена не потому, что ты такой плохой и не послушный, а по другой причине, не связанной с ним.
Важно! Если капризы ребенка постоянны, с течением времени увеличиваются, то покажите малыша невропатологу.
На заметку
Попробуйте переводить конфликтную ситуацию в шутку, рассмешить или переключить внимание. Капризный ребенок – не наказание свыше. Это всего лишь один из этапов вашей совместной жизни.
Литература, которую стоит почитать:
- Ю. Б. Гиппенрейтер: «Общаться с ребенком. Как?»;
- Эда Ле Шан: «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»;
- Масару Ибука: «После трех уже поздно»
Сегодня на рынке существует масса книг по воспитанию детей. Однако, будьте терпеливы и спокойны во время капризов – это залог успеха.
Источник: http://mamaipapa.org/psihologiyaj/kaprizyi.html
Что делать, если ребенок очень нервный и возбудимый? Советы родителям, как справиться с нервозностью у детей
Автор: Дарья Суртаева · Опубликовано 26.02.2019 · Обновлено 26.02.2019
Поведение каждого ребенка в той или иной мере непредсказуемо и даже непонятно для родителей. Правда, мало, кто обеспокоен таким положением вещей. То, что ребенок очень нервный, часто списывают на особенности возраста, надеются, что перерастет. Более того, некоторые даже поощряют вредность и капризы малыша, так как пытаются дать ему все, что нужно.
В любом случае, воспитание ребенка — ответственная и сложная задача, которую необходимо выполнять родителям. На их плечах лежит ноша социализации, которая адаптирует маленького человека к самостоятельной жизни, коммуникациям с другими людьми и правильному поведению.
Если дети стабильно не слушаются родителей, постоянно капризничают, ведут себя нервно и даже агрессивно, независимо от их воспитания, следует обязательно обратиться к врачу. Эти симптомы могут свидетельствовать о развитии невроза, который нужно обязательно лечить.
- 1 Почему ребенок не слушается
- 2 Особенности каждого возрастного периода
- 3 Практические советы
Почему ребенок не слушается
Независимо от того, сколько лет малышу или даже школьнику, нервное поведение и непослушание может иметь общие корни. Все причины, которые вызывают у детей подобную картину, являются психогенными и связаны с особенностями детской психики.
Важную роль играет повышенная нервная возбудимость у ребенка. Это физиологическое качество, которое влияет на темпы реагирования, темперамент человека. Возбудимость нервной системы контролирует силу аффективных реакций и нервных срывов у детей.
Известно, что одни дети фактически рождаются таковыми и вредничают с самого маленького возраста. Другие же, наоборот, в какой-то момент становятся непослушными, агрессивными. В первом случае это врожденные особенности маленькой личности, которая только формируется. Во втором, реакция на внешние условия, воспитание или некоторые события в жизни семьи.
Подобное поведение может наблюдаться постоянно, как составляющая характера, а может формировать приступы. Нервные срывы у детей — результат накопившегося психоэмоционального напряжения, которое пытается найти выход.
В каждом отдельном случае детских капризов, истерик и даже слез кроется подсознательный фактор, который объясняет, почему ребенок нервный.
Важно уметь распознавать эти факторы и во время корректировать поведение. В противоположном случае, оно будет переноситься во взрослую жизнь.
Основные факторы, которые могут вызывать изменения в поведении детей:
- Недостаток внимания. Часто нервные дети ощущают острую необходимость в общении с другими людьми, они нуждаются во взаимодействии даже тогда, когда ещё не умеют говорить. Часто в возрасте до 3 лет родители ведут себя с малышом, как с обычной куклой, которую нужно умыть, покормить, переодеть и уложить спать. Возможно, в темпе современного мира не хватает времени на общение или этому не уделяется достаточно внимания, но общие тенденции свидетельствуют о том, что с детьми стали меньше разговаривать. Эту связь, которая так необходима малышу, заменяют дорогими игрушками, конструкторами и мультфильмами, сказки читаются через наушники, воспитательные уроки возложены на детские мультфильмы и сериалы. Таким образом, дети не получают нужного внимания от других и пытаются достичь этого любым доступным способом.
- Значимость. Даже самые маленькие дети нуждаются в признании их собственного мнения. Постоянное навязывание ребенку своих указаний ведет к принижению значимости детской личности. Даже в возрасте до 3 лет малыши нуждаются в самовыражении, они начинают осознавать свою индивидуальность, отождествлять себя с другими людьми и требовать от них соответствующего отношения. Если к ребенку относятся, как к безвольному человеку, не спрашивают мнения и всячески принижают его важность, это может вызвать ответную бунтарскую реакцию. Постоянный приказной тон, лидерское отношение к малышу будут провоцировать изменения поведения.
- Самооценка. Важное значение для ребенка имеет также уверенность в себе. В детском возрасте самооценка довольно хрупкая и легко поддается влиянию посторонних мнений. Если часто говорить малышу, что он не способный, ущербный или непослушный, соответственно его поведение будет равняться на эти мнения. Именно поэтому, слова, брошенные со злости в адрес ребенка, быстро забываются родителями, но очень долго помнятся детьми. Если хорошие действия не оцениваются похвалами, нервный ребенок не чувствует необходимости поступать правильно и придерживаться установленных правил.
- Месть. Для ребенка психоэмоциональные реакции довольно просты и не подвергаются анализу. Если обидеть его, он захочет отомстить. Если же похвалить, соответственно будет стараться обрадовать ещё раз. Необходимо помнить, что самоотдача у ребенка всегда в несколько раз сильнее. Обычная обида может обернуться бунтарским поведением, непослушанием. Если ребенок начал внезапно капризничать, вести себя агрессивно, следует обратить внимание, не обижен ли он. Необходимо помнить, что даже родители ошибаются и обычные извинения перед ребенком никак не принижают их репутацию, а показывают хороший пример поведения.
Обязательно следует учитывать, что подобную симптоматику включают в психические расстройства детского возраста. Поэтому, если ситуация усугубится, нужно обратиться за помощью к врачу.
Особенности каждого возрастного периода
Плохое поведение, капризы и даже представления, которые устраивает ребенок время от времени — признаки непослушания и нервозности детей.
В зависимости от конкретного возраста, наблюдаются те или иные поведенческие изменения. Также следует учитывать особенности и этапы развития личности, которые проходят в детстве:
- До 3 лет. Чаще всего, если ребенок нервный в этом периоде, это врожденная особенность поведения. Младенец постоянно плачет, вредничает, наблюдаются нарушения сна. В некоторых случаях может наблюдаться аллергия на нервной почве у ребенка. Огромное значение имеет также рождение младшего брата или сестры в семье. Тогда внимание к старшему значительно сокращается, ему передается роль более взрослого в семье и это не всегда по душе самому ребенку. Он начинает нервничать, беспокоиться, пытается любыми способами привлечь внимание. Часто дети говорят, что у них болит живот или усиливают другие симптомы, чтобы вызвать сочувствие. В некоторых случаях даже учатся манипулировать другими людьми с помощью слез, капризов и нервного состояния.
- От 3 до 4 лет. Представляет собой ранний дошкольный период, который характеризуется познанием уже не самого себя, а мира вокруг. Ребенок задает массу вопросов, интересуется всем, что его окружает, знакомится с другими правилами социума, кроме тех ограничений, которые устанавливают родители. Также в возрасте 3-4 лет он начинает взаимодействовать с другими детьми, ходит в детский сад или кружки, начинает отождествлять себя с определенными группами людей. Обычно, наблюдаются бунтарские проявления, упрямство и бессмысленные ультиматумы. Ребенок начинает сопротивляться тому, что говорят другие, делая все противоположно указаниям. В 3-4 года такой негативизм свидетельствует о сопротивлении, которое он пытается создать, как способ влияния на свою жизнь.
- От 5 до 7 лет. В этом возрасте ребенок относится к старшему дошкольному периоду. Он довольно спокоен и нервных срывов у детей практически не бывает за эти 3 года. Развиваются в основном познавательные процессы, которые стимулируют ребенка к учебе, он начинает понимать свою успешность и возможности, пытается доказать, что он лучше и работает над этим. Силен дух соревнования, поэтому неудачи в процессе изучения чего-либо или даже в играх могут привести к изменению поведения ребенка.
- От 8 до 10 лет. За это время учеба и познания нового мира успевают наложить свой отпечаток на впечатления ребенка. Формируется осознание себя, как части общества, развивается свое мнение насчет важных философских вопросов. В этом периоде может проявляться скрытая агрессия, которую ребенок выплескивает дома или на уроках. Наблюдается плохое поведение, как следствие неверно выбранных идеалов. До 10 лет это не страшно и легко скорректировать родителям самостоятельно.
- От 10 лет до 16. Фактически в эту группу входят дети и подростки, которые имеют некую степень свободы действий. Они способны очень остро реагировать на неблагоприятные условия, некоторые ситуации в их жизни. Для детей от 10 до 16 лет практически каждая проблема видится ужасной и неразрешимой, следственно их действия полны демонстративности и радикальности. Нужно быть особенно осторожными, так как поведенческие изменения сопровождаются гормональными перестройками, перепадами настроения.
Практические советы
Абсолютно все родители рано или поздно сталкиваются с проблемой одного или нескольких сложных периодов в жизни их ребенка. Поначалу, естественно, стараются закрывать на это глаза, но когда изменения в поведении выходят из-под контроля, нужно что-то с этим делать. Каждый родитель должен знать, как вести себя с нервным ребенком, чтобы не ухудшить ситуацию.
Самое важное — это избегать нервных срывов у своего чада. Они могут быть опасными, как для детей, так и для окружающих. Именно поэтому, в воспитании нервных детей нужно придерживаться нескольких советов врача:
- Спокойствие. Категорически нельзя срываться на ребенке или вымещать свою злость агрессивным поведением. Следует разделять все рабочие моменты и помнить о воспитании прежде, чем кричать на детей за свое плохое настроение.
- Извинения. Одна из важных форм взаимодействия родителей и ребенка. Благодаря этому, маленький человек познает, что такое ошибка и почему нельзя этого повторять. Кроме того, если извиняются родители, он осознает важность просьбы прощения.
- Терпение. Важная черта хорошего родителя. Не сразу получается научить ребенка вести себя правильно или донести до него нужную мысль. В большинстве случаев для этого нужно терпение и время. Капризы, упрямство ребенка — это его способ высказаться и следует это уважать. Если относиться терпеливей к подобным проявлениям, можно увидеть скрытый посыл в таком поведении.
- Пример. Дети наследуют поведение их родителей постоянно, ведь они единственное звено с внешним миром. Если отец или мать ведут себя неправильно, вызывающе, употребляют нецензурную лексику, очень скоро ребенок будет делать так же. Поэтому, важно следить не только за детьми, но и за собой.
- Роли. Нельзя безмерно баловать ребенка и ставить его в центре семьи. Следует распределять важность каждого человека, к которому он имеет отношение. Ребенок должен понимать, что все внимание не всегда должно доставаться ему, уметь делиться и спокойно воспринимать то, что он далеко не единственная забота родителей.
- Выбор. Важно, чтобы дети чувствовали свою значимость и важность. Нельзя принимать абсолютно все решения за них. Даже в три года нужно спрашивать малыша, что он бы хотел на ужин, как бы он хотел одеться. Естественно, эти желания должны проходить критику, но обязательно следует объяснять, почему в этот раз к нему не прислушались.
- Отказ. Каждый запрет или правило, которое устанавливается, касаемо детей, должно быть четко аргументировано. «Потому, что я так сказал» — совершенно не подходит для ребенка. Чтобы в следующий раз не возникало подобных ситуаций, следует объяснять, что именно считается неверным в этой схеме поведения. Чтобы отказы и правила не воспринимались слишком остро, следует настроить доверительные отношения с ребенком, создать авторитет, располагая к себе, а не устрашая.
- Общение. Контакт и доверительный разговор имеют огромное значение даже, если это грудной ребенок. Дети и их представления о мире очень хрупки, поэтому доверительные отношения с родителями сформируют крепкую схему поддержки. Только пообщавшись, можно понять, как воспитывать нервного ребенка правильно. Категорически нельзя перекладывать таких детей и их воспитание на плечи педагогов в садиках, школах. Близкий родной человек быстрее найдет тот способ, который поможет ребенку открыться.
Дети по своей сути склонны к изменчивому поведению и аффективным реакциям, их психические процессы ещё не созрели и только начинают функционировать. Именно поэтому, каждый родитель должен знать, что делать если его ребенок нервный и непослушный. Если повышенная возбудимость во время не будет замечена и скорректирована, может развиться гиперкинетический синдром у ребенка, который считается заболеванием психического спектра и нуждается в квалифицированной помощи.
Поэтому, так важно уделять ребенку максимум внимания и в случае длительного проявления симптомов, обратиться за помощью.
Источник: http://vseostresse.ru/nervnye-rasstrojstva/nervnyj-rebenok.html
38mama.ru — для родителей Иркутска, с любовью!
Новости:
- Помощь, ЧаВо
- Частые вопросы и ответы, решение проблем
- Справка по функциям форума
- [Правила]
- Правила форума
- Регистрационное соглашение
- Правила разделов
- Войти
- Регистрация
- ПАПА+МАМА= сайт для родителей Иркутска »
- Консультации специалистов »
- Детский психолог (Модератор: Незабудка) »
- Ребенок психует и не хочет делать уроки
Автор Тема: Ребенок психует и не хочет делать уроки (Прочитано 11923 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Ближайшие семинары:
- —
Источник: http://38mama.ru/forum/index.php?topic=160561.0
- ПСИХИКА; Большая российская энциклопедия - электронная версия - психика в философии
- Психотерапевт – что лечит врач, приём и консультация - психотерапевт это кто
- Топ самых необычных психических расстройств - странные психические расстройства
- Конспект-online, текстовый хостинг с элементами социальной сети - задачи психолога
- Мне нужен психолог - мне нужен психолог
- Как самоизоляция влияет на психику | Блог Medical Note о здоровье и цифровой медицине - как самоизоляция влияет на психику
- Как найти и выбрать хорошего психолога - как найти хорошего психолога
- Профессия психолог - работа психологом
- Чем отличается психиатр от психотерапевта - чем отличается психиатр от психотерапевта
- Специфика работы педагога-психолога с детьми «группы риска»; Студопедия - работа психолога с детьми группы риска
Добавить комментарий