Конспект-online, текстовый хостинг с элементами социальной сети — задачи психолога
25.07.2018webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Задачи психолога
webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.
Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.
Чем может быть полезен webkonspect.com:
- простота создания и редактирования конспекта (200 вопросов в 3 клика).
- просмотр конспекта без выхода в интернет.
- удобный текстовый редактор позволит Вам форматировать текст, рисовать таблицы, вставлять математические формулы и фотографии.
- конструирование одного конспекта совместно с другом, одногрупником.
- webkonspect.com — надёжное место для хранения небольших файлов.
Источник: http://webkonspect.com/?id=189&labelid=63179&room=profile
Задачи психолога
Есть такая профессия — ПСИХОЛОГ
Область профессиональной деятельности психолога.
Область профессиональной деятельности определена специфической проблематикой, которой занят профессиональный психолог. Эта проблематика предъявляет ряд совершенно особых требований к личности психолога, которая становится его главным профессиональным инструментом в работе как с индивидом, группой или целыми организациями и сообществами.
Психология призвана исследовать и постигать самое ценное и сокровенное, чем наделен человек — его душу, сложный, неповторимый и уникальный внутренний мир. Еще Аристотель утверждал, что учение о душе – это знание о самом совершенном, возвышенном и удивительном. И в самом деле, для науки нет более сложного предмета для изучения, чем человеческая психика.
Психолог занимается поиском ответов на интереснейшие вопросы о том, почему человек ведет себя так, а не иначе, почему он к одному стремится, а другое отвергает, почему счастлив или несчастлив, как управлять собой и быть эффективным в общении с другими.
Быть психологом
Очевидно, что человек всю жизнь исследующий природу и свойства души и сам становится не совсем обычным человеком. Ведь профессия требует от психолога, чтобы он сам умел делать то, чему учит. И психологов специально обучают умению управлять собой, искусно слушать и понимать, подмечать неочевидное, быстро вникать в суть проблемы и помогать находить решение. Психолог – все время совершенствуется, умеет и любит учиться – читает специальную литературу, встречается с коллегами, занимается собственными исследованиями. Профессиональный психолог не советчик и не великий Учитель, но помощник, который умеет принимать клиента таким, какой он есть и помогает найти решение проблемы или выход из трудной ситуации. Главное, что делает психолог – общаясь с клиентом, создает условия, при которых клиент начинает понимать себя, разбирается в себе, обнаруживает ресурсы для своего развития и самостоятельно принимает верное решение. Быть психологом – это значит любить свою профессию, постоянно открывать новое в себе и окружающих, помогать людям становиться лучше и счастливее.
Психологию можно разделить на два основных направления – теоретическую и практическую. Однако настоящий психолог развивается в обоих направлениях, то есть работает и как психолог-исследователь (в науке) и как психолог-практик (помогая людям решать совершенно конкретные задачи и трудности).
Задачи профессиональной деятельности психолога.
Задачи профессиональной деятельности определяются тремя основными типами деятельности психолога:исследованием (порождением нового научного знания),обследованием (изучением тех или иных психических свойств и состояний) и преобразованием(коррекцией, развитием, формированием). В плане задач, таким образом, психолог выступает в двух основных (условно разделяемых) ролях: как психолог-исследователь и как психолог-практик.
Психолог-исследователь работает обычно в институтах и лабораториях, изучая свойства восприятия, эмоциональных состояний, волевой регуляции и потребностей, закономерностей мышления и поведения, возрастные особенности, межличностные отношения и так далее (всего более 100 отраслей психологии). Зачастую психолог-исследователь работает и со студентами – как преподаватель каких-либо психологических дисциплин. Основная задача психолога-исследователя – создать новое знание, открыть нечто новое о внутреннем мире человека и его поведении.
Психолог-практик работает во всех сферах личной (внутренний мир, семья, отношения с окружающими) и общественной жизни человека – в образовании, медицине, спорте, бизнесе, юриспруденции, военном деле, религиозной практике, рекламе, дизайне, информационных технологий, искусстве, политике, сфере развлечений и так далее. Основная задача психолога-практика уже не открытие нового знания о человеческой душе, а в том, чтобы помочь человеку, опираясь на уже существующие в психологии знания. В зависимости от сферы деятельности психологи проходят разную специализацию. Самые активно развивающиеся сейчас специализации – это организационная, клиническая, юридическая психология, психология в образовании. В последнее время появляются и новые специализации в психологии, например, психология экстремальных ситуаций. Психологи востребованы в современном обществе в самых разных сферах и эта востребованность с каждым годом только усиливается.
Источник: http://studopedia.ru/13_6343_zadachi-professionalnoy-deyatelnosti-psihologa.html
Основная задача и миссия психологии как науки
- Станислава Стариковская
- 19.08.2016
- 9618
- 0 Комментариев
Психология — наука, которая помогает быть счастливым. Кроме задач и целей психологии, у нее есть высокая миссия. Каковы же основная задача и миссия психологии как науки?
Наука о психике
Психология – относительно молодая наука, ей всего полтора века. Хотя корни психологии уходят в глубокое прошлое, официально она была признана отдельной наукой лишь в конце XIX века, когда в 1879 году немецкий физиолог В. Вундт основал первую в мире психологическую экспериментальную лабораторию. С тех пор психологические знания не просто носят умозрительный характер, они стали экспериментально-доказуемыми и подтверждаемыми исследованиями.
Само название науки «психология» переводится с древнегреческого как «наука о душе». Ψυχή — «душа», λόγος — «учение».
Более двух тысяч лет назад Аристотелем был написан трактат «О душе». Так душа стала предметом изучения психологии, тогда еще являвшейся частью философии. В XVII веке понятие «душа» трансформируется в «сознание». Вплоть до конца XIX века ученых в основном интересовало, как человек познает и осознает мир и себя. В начале ХХ века предмет изучения науки психологи вновь изменяется. Теперь ученых интересует не эфемерное понятие души, и не сознание, а поведение личности. Многочисленные эксперименты, проводившиеся в то время, имели целью выявить закономерности рефлексов, реакций, действий и поведения индивида.
Сегодня психология – это наука, изучающая законы и закономерности развития и функционирования психики.
Психика – функция мозга, заключающаяся в активном отражении объективного мира, позволяющая регулировать и организовывать жизнедеятельность.
Психика – субъективный образ объективного мира. Субъективный, то есть принадлежащий субъекту, зависящий от него, его жизненного опыта, мировоззрения, целей. Поэтому внутренний мир каждого человека уникален, он – «зеркало», в котором отражается внешний мир и отражается у каждого по-разному в зависимости от того как человек настроит свое «зеркало».
Если единственный инструмент познания психика – психика (ведь даже самые точные показания приборов все равно интерпретирует живой человек), а единственный инструмент познания личности другого человека – собственная личность, не трудно догадаться, почему не только «чужая душа потемки», но и свой внутренний мир бывает трудно понять.
Не даром древние греки над входом в храм Аполлона в Дельфах разместили табличку с надписью «Познай самого себя!». Работа над собой – самая сложная, но самая нужная работа.
Миссия психологии
Психология — сложная наука, она имеет множество школ и направлений. Некоторые их них:
- психоанализ
- фрейдизм
- бихевиоризм
- гештальтпсихология
- гуманистическая психология
- трансактный анализ
- нейролингвистическое программирование
- трансперсональная психология
- системно-векторная психология,
- когнитивная и многие другие.
Все они по-разному подходят к изучению психической природы человека, по-разному определяют предмет и объект своего изучения, используют разные методы и приемы работы с клиентами. Но в совокупности эти учения образуют невероятную «мозаику» психологических знаний.
Помимо теоретической, фундаментальной психологии есть прикладная и практическая психология, занимающаяся применением теоретических знаний на практике.
Таким образом, в наше время психология не только занимается изучением и исследованием психики, но также реализует полученные знания на практике. Есть теория и практика психологии, тесно взаимодействующие друг с другом.
Миссию психологии как науки можно было бы обозначить как объединение всех сфер человекознания в единую концепцию.
Психология тесто связана с общественными, естественными, философскими и даже техническими науками.
Знание психологии человека нужно и учитывается везде, поэтому существует так много отраслей психологии:
- общая
- педагогическая
- детская
- дифференциальная
- социальная
- возрастная
- клиническая
- инженерная
- космическая
- юридическая
- военная
- специальная
- психология труда
- психология власти
- организационная
- психопатология
- психофизиология и прочие.
У каждой из них свой объект и предмет изучения, цели и задачи, но все они служат во благо той или иной сферы человеческой деятельности.
Практические психологи занимаются психологическим консультированием, коррекцией, профилактикой, реабилитацией, просвещением, психотерапией, а также проводят психологические тренинги.
Миссия практического психолога – создание оптимальных условий для раскрытия личностного потенциала индивида. Призвание психолога – помогать людям.
Задачи психологии
Основной задачей психологии как науки является изучение общих законов и закономерностей формирования, развития и функционирования:
- психических познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь),
- состояний (эмоции, чувства, установки),
- свойств (способности, темперамент, характер, мотивы, цели, воля).
Изучать особенности психики нужно для того, чтобы лучше понимать ее природу и учиться управлять психическими явлениями.
Также в качестве задач психологии определяется:
- изучение физиологических механизмов, лежащих в основе функционирования психики;
- изучение зависимости психики от объективных условий жизни;
- изучение влияния особенностей психической деятельности на оптимальное формирование личности и эффективное взаимодействие людей;
- внедрение полученных психологических знаний в жизнь с целью повышения эффективности различных областей практики;
- улучшение психического здоровья людей и их общей удовлетворенности жизнью.
Задачи практического психолога, работающего с клиентами, определяется им самостоятельно, и различаются в каждом конкретном случае.
Прикладные задачи практической психологии определяются спецификой учреждения, в котором работает психолог, чаще всего ими становятся: психологическое обеспечение оптимального функционирования организации, труда работников, составление обучающих программ, пособий, программ подготовки и переподготовки кадров, разрешение конфликтов, улучшение психологического климата и прочее.
И теоретики и практики психологии помогают людям разрешать различные психологические проблемы, совершенствоваться личностно и улучшать качество жизни.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Ждем Вашей оценки
Понравилась запись? Поделитесь с друзьями
Знание, Наука, Психика, Психология, Субъект, Субъективный
Источник: http://ourmind.ru/osnovnaya-zadacha-i-missiya-psixologii-kak-nauki
Задачи психолога-консультанта в организации. Формы работы
В общем смысле, то, что носит разные названия — психология менеджмента, психологический консалтинг (в организациях), управленческое консультирование — имеет одну цель — сделать труд людей (и организаций в целом) более эффективным.
Традиционно в психологии менеджмента, точнее в управленческом (организационном) консалтинге, выделяют два направления:
2. Клинически-консультативное.
Организационно-индустриальное направление делает
упор на изучение крупных коллективов, психологических аспектов социальных процессов (групповые процессы, иерархия структур и т.п.).
Клинически-консультативное — специализируется на работе с конкретными личностями, фокусируется на индивидах, теории личности и оценке индивидуальных характеристик. Общий девиз этого направления: «Хорошие работники — процветающая фирма» (см.: Тобиас, 1997).
Управленческое консультирование — понятие более широкое, оно включает в себя помощь в решении управленческих проблем любого типа.
Психологическое консультирование организаций 163
В задачи психолога-консультанта в организации входит:
улучшение психологического климата в организации (повышение «боевого духа» сотрудников, формирование доброжелательной атмосферы);
совершенствование практики подбора кадров;
модернизация организационной структуры;
оказание поддержки сотрудникам в развитии их способностей;
сплочение сотрудников в единую команду;
помощь людям в преодолении стрессов;
достижение соответствия между внутренним складом человека и его работой;
снижение текучести кадров;
оценка производственных программ с точки зрения психолога;
проведение разумной политики поощрений и наказаний на фирме;
консультирование руководителей по психологическим аспектам деятельности предприятия на рынке (включая переговоры, рекламу, маркетинг и т.д.).
Формы работы консультанта в организации, в принципе, остаются теми же, что применяются в иных сферах консультирования и практической психологии. К ним относятся: индивидуальные консультации, психодиагностика, обучение (лекции, семинары, тренинги).
Однако применение этих форм имеет свою специфику, расширяется и диапазон ролей, которые может играть консультант в организации.
Мы предлагаем выделить следующие роли консультанта:
4) медиатор (посредник);
Психологическое консультирование организаций
Отчасти этот список совпадает со списком Л.Тобиаса, который выделяет 4 роли:
Тобиас также замечает: «У каждой роли свое лицо, и хороший профессионал всегда знает, какое лицо ему нужно подать, чтобы быть максимально полезным клиенту» (Тобиас, 1997).
Кроме понимания своей роли для психологов-консультантов, работающих с организациями, особенно важно соблюдение таких этических требований как
Работа консультанта в организации просто невозможна без выполнения этих требований этики, так как изначально существует (и является нормальным) противоречие между «трудом» и «капиталом», рабочими (сотрудниками) и работодателем. Поэтому при появлении консультанта (все равно, внешнего или внутреннего) у исполнителей может возникать страх, например, быть уволенным, пониженным в должности и т.п.. руководители же всячески пытаются использовать консультанта в своих целях. Например, оценить и переместить работников, распределить их с большей отдачей, а кого-то действительно уволить. Соответственно, психолог-консультант (консультант по управлению) должен не занимать изначально чью-либо позицию и постоянно помнить об этических требованиях.
Следующий момент, на котором необходимо остановиться, это разграничение психологического консультирования по личным и организационным проблемам.
Можно сказать, что отличие психолога-консультанта, работающего с личными проблемами, от психолога-консультанта, работающего с организациями, проходит там
же, где пролегает линия, разделяющая частную жизнь и трудовую деятельность, хотя между ними много общего.
Так например, работа психолога-психотерапевта отличается от работы консультанта-медиатора (посредника) следующими моментами:
Психолог-психотерапевт, работая с клиентом, помогает ему разрешить межличностный конфликт через преодоление внутриличностного конфликта или осознание своих личных проблем и их влияния на возникновение конфликтных отношений. Иными словами, психологи-консультанты пытаются работать со структурными факторами и ценностями личности. Результатом такой работы должно быть изменение личности и, как следствие, изменение отношения человека к конфликту (изменение поведения в конфликте). Причем работа психолога-психотерапевта может быть очень трудоемка и длительна по времени, но часто не дает возможности найти способ конструктивного удовлетворения интересов, ущемленных в возникшей конкретной ситуации межличностного конфликта. Медиатор же не занимается анализом индивидуальных психологических особенностей участников спора и не дает психологических консультаций клиентам, а лишь помогает человеку осуществить следующее: осознать конфликт прежде всего с точки зрения того, что собственно произошло и какие интересы ущемляются или могут быть ущемлены в будущем; понять, что именно стороны хотели бы изменить и получить в результате переговоров и что они готовы сделать Для этого. Тем не менее, часто возникают случаи, когда клиенты нуждаются в первую очередь в психотерапевтической помощи. Медиаторы-психологи, имеющие соответствующую подготовку, могут ее оказать или направить клиента к другому специалисту (Конфликтология, 1999).
Еще одна тема, нуждающаяся в прояснении, — это отличие организационного консультирования от организационного развития.
Организационное развитие определяется У. Френчем и С. Беллом как «. долговременная работа по усовершенствованию процессов решения проблем и обновления в
166 |
организации путем более эффективного совместного регулирования культурных постулатов организации (норм поведения, чувств, отношений и ценностей) — при помощи агента перемен, или катализатора (им как раз может быть внешний консультант), применяя теорию и технологию прикладной науки о поведении, включая исследование действием» (Мескон, Альберт, Хедоури, 1993).
Связь организационного консультирования и организационного развития в том, что обновление организации обязательно связано с решением проблем в организации. Агент изменений — консультант — может помочь определить то, что мешает выполнять работу, как можно выполнять ее более эффективно и т.п. То есть, организационное консультирование выступает как начальный этап организационного развития, как то, что ему предшествует или его сопровождает.
Следующий термин и область знания, перекликающаяся с консультированием в организации — это супервизия (Зс1ггеуо§8, 2000; Зиретзюп. 1996).
Распространенное рабочее определение супервизии как раз говорит о том, что супервизия — это консультирование, направленное на профессиональную деятельность, целью которого является увеличение целенаправленности профессиональных действий, повышение квалификации и повышение степени удовлетворенности собственной работой.
Выделяют следующие цели супервизии:
— предупреждение синдрома помощника и переутомле
ния (синдрома сгорания);
— разработка более осознанного подхода к требовани
ям, предъявляемым работой;
— возможность повышения квалификации;
— оптимизация процесса обучения (Спегтзз, 1979).
С организационным консультированием пересекаются такие формы супервизии как коллективная и организационная супервизия.
Коллективная супервизия — работа с коллективом сотрудников по поводу конкретных эпизодов, отношений в коллективе, организационных и концептуальных вопросов.
167 |
Психологическое консультирование организаций
Организационная супервизия — работа с целыми организациями, коллективами, подразделениями или отдельными руководителями, при которой рассматриваются вопросы структуры, коммуникации и культуры на предприятии.
Соответственно рассматриваются уровни, на которых работает супервизия:
1) индивидуальный/личностный уровень (например, бло
кирование, возникающее от того, что начальница напо
минает мать);
2) интеракционный уровень (отношения с другими вы
зывают блокирование, рассматриваются групповые роли,
групповое давление, переносы, близость и дистанция);
3) системный/институционный уровень (так как струк
тура провоцирует психосоматические заболевания и вызы
вает другие сложности, здесь рассматриваются действую
щие в коллективе правила, нормы и табу, структурные
проблемы руководства и пр.).
В последние годы начинает выделяться как самостоятельная сфера или как вид супервизии — супервизия (сопровождение) руководителя, называемая особым термином — коучинг (от англ, соасп — тренер, инструктор) 1996).
12.2. Типичная схема
работы с организацией
Примерная (достаточно типичная) схема работы психолога-консультанта с организацией включает несколько этапов:
1 . Приглашение консультанта заказчиком, первичное описание проблемы. Общий контракт.
Точно так же, как в ситуации обращения к психотерапевту, предъявленная проблема (жалоба) — это далеко не все. Работа психолога-консультанта состоит в том, чтобы заняться очевидной для заказчика проблемой, но одновременно не упустить из виду те факторы, которые ее создали и будут продолжать порождать аналогичные проблемы, если не раскрыть их источник.
Психологическое консультирование организаций
Лестер Тобиас пишет: «Шефу предъявляется примерно следующее: самый быстрый и надежный способ разобраться в сути дела — изучить психологию каждого из ответственных лиц компании. Тогда становится ясно, почему они построили организацию такой, как она есть, почему они взаимодействуют друг с другом именно так и, наконец, почему команда, состоящая из таких людей, склонна сталкиваться с таким типом проблем» (Тобиас, 1997).
Далее тот же автор отмечает, что первым на очереди должен стоять генеральный директор (первый руководитель любой структуры), поскольку именно он задает общий моральный климат в коллективе. Затем начальники рангом пониже — заместители директора, руководители отделов и т.п.
На первом этапе работы большое значение имеет общий контракт (консультант — руководитель организации).
Например, руководителю сообщается, что каждый служащий фирмы (организации, учреждения) получит от консультанта устный или письменный отчет по результатам его психологического обследования. Все вольны делать из него те выводы, которые считают нужными. Цель консультанта — внутреннее благополучие и развитие способностей людей. У каждого будет выбор: предоставить ли консультанту разрешение сообщить результаты наверх или нет, и с какой степенью подробности.
Подчеркивается конфиденциальность (консультант не может стать источником информации о ком-либо!). Доступ к отчетам строго ограничен. Он возможен только при оценке претендентов на то или иное место, или при проведении исследования только для руководства. Об этом испытуемые обязательно предупреждаются.
2. Установление отношений доверия, контракт с каждым обследуемым.
Прежде всего необходима доверительная, вдумчивая беседа (в т.ч. об истории жизни, родителях, учебе и т.д.), создающая неподдельный эмпатический контакт, хотя и не развивающийся в подобие терапии, но способствующий хорошим, теплым человеческим отношениям.
Что касается заключения контракта, то здесь имеется в виду проговаривание различных условий работы консультанта и клиента: конфиденциальность, место, время и т.п.
3. Психологическое обследование.
Обследование служит одновременно многим целям: описывает и прогнозирует стиль и качество исполнения производственных задач, является «зеркалом» трудовой биографии человека и стимулом для его личностного роста, может становиться своеобразным пособием для непосредственного руководителя данного сотрудника и, что очень существенно, может положить начало доверительным взаимоотношениям с психологом-консультантом.
Психологическое обследование дает человеку повод по-новому поразмыслить о своей жизни. Оно является средством, с помощью которого консультант пытается уловить логику развития того, кто перед ним, предположить наиболее вероятные точки кризисов, области стагнации, способы преодоления трудностей или ухода от них.
При этом цель консультанта — помочь увидеть, куда ведут те или иные шаги (решения, поступки, стиль поведения), и предложить реальные альтернативы.
Могут быть рассмотрены следующие характеристики клиента:
— понимание себя и окружающих,
— общения (склонность к доминированию—подчине
нию, доброжелательность, способность к сотрудни
честву, такт, гибкость и т.п.).
— деловые (технические, организаторские навыки, стиль
управления и т.д.).
Для обследования могут использоваться, любые тесты, применяемые в других областях психологической практики, такие как СМИЛ, Кеттелла, Люшера и т.д.
Психологическое консультирование организаций
Однако в ряде случаев более адекватными будут психодиагностическое интервью, анкетирование, использование провокативных вопросов, наблюдение в деятельности и т.д. Кстати, тестирование и оценка без наблюдения за клиентом, например только путем выдачи бланка через третье лицо, по нашему мнению, вообще непрофессиональны.
При организационно-индустриальной направленности консультанта большее внимание будет уделено организации в целом, ее структуре, организационной культуре и т.д.
4. Отчет по обследованию
Отчет излагается в устной или письменной форме.
Устно изложить быстрее, это форма более информативная, гибкая, позволяет уточнить все неясные детали. Письменный отчет позволяет сделать более глубокий анализ отдельных черт характера клиента и может быть использован (при договоренности) более широким кругом лиц; в нем могут составляться психологические портреты (характеристики) отдельных личностей. Мне представляется более адекватным сочетание письменного отчета с устными пояснениями к нему.
Л. Тобиас рекомендует указывать в отчете только правду, имея в виду, по-видимому, отсутствие приукрашивания или, напротив, моментов, занижающих оценку.
Начинать отчет лучше с позитивных черт, сильных сторон личности, успехов. Но достоинства и недостатки всегда связаны. Понимать это важно как для клиента, так и для руководства. Важно правильно представлять себе истинное положение дел, чтобы принимать своевременные и наименее болезненные решения.
Тон отчета должен быть спокойным, прямым, но мягким. Не наклеивайте ярлыки. Описывая отрицательные стороны, указывайте пути их преодоления.
Заключительная часть содержит основные выводы. Важно, чтобы рекомендации основывались на реальном понимании психологических потребностей человека и свидетельствовали о том, что консультант действует в его интересах, а не только в интересах его нанимателя.
5. Беседы по результатам психологических обследований. Индивидуальные консультации. Рекомендации руководству по программам дальнейшего изучения или развития организации (или по отдельным сотрудникам, например кандидатам на вакантное место).
В среднем собеседование длится около 2 часов. Одной из тем является отчет о психологическом обследовании.
Л. Тобиас придерживается эклектического подхода: «. Иногда полезно с пониманием выслушать, иногда гораздо важнее интерпретировать услышанное, а не просто оказать эмоциональную поддержку; бывает, что клиенту необходима некая внешняя объективная точка зрения на предмет его сомнений, а бывает — хотя и очень редко, — что нужен просто совет» (Тобиас, 1997).
Он также считает, что беседа может принимать разные направления — от практических вопросов, связанных с отношениями на работе, до уходящих в детство корней высокого уровня тревожности; от семейных проблем до далеко идущих честолюбивых устремлений; от физического самочувствия до содержания «внутреннего диалога» клиента.
Соответственно, для одного клиента будет полезным обучение релаксации и конкретным психотехникам управления стрессом, для другого больше подходит позитивное переформулирование его проблемы и использование терапевтических метафор. Кому-то можно предложить специальные «домашние задания», как это делается в обычной краткосрочной психотерапии.
Тобиас пишет: «Во всех случаях я пытаюсь помочь клиентам достичь более высокого уровня осознавания своих особенностей и их связи с жизненной ситуацией» (имеется в виду, конечно же, связи с профессиональной ситуацией, ситуацией на работе) (Тобиас, 1997).
При организационно-индустриальном подходе, по-видимому, основной упор будет сделан на рекомендациях группе, коллективу, совместной работе по выработке новой стратегии (целей, задач), изменению структуры организации и т.п. Нам представляется интересным и адекватным сочетание преимуществ того и другого подходов.
Психологическое консультирование организаций
Несколько иная, но сходная схема принята в управленческом консультировании. Процесс консультирования включает: подготовку, диагноз, планирование действий, внедрение (изменения в методы работы), завершающий этап (оценка, отчет и т.п.)
Примеры проблем
Проблемную ситуацию, складывающуюся в организации в целом, часто характеризуют как кризис в развитии организации. В качестве организации может рассматриваться отдельная фирма, предприятие, офис, акционерное общество, банк, компания (страховая, туристическая и др.), а также структурные единицы (комитеты, отделы и т.п.) системы государственного управления. Причем практика показывает, что кризисы не только возможны, они отражают собственные ритмы развития каждой отдельной организации (Антикризисное управление, 2000).
В развитии организации могут выделяться этапные циклы развития. Каждый из этапов чреват и кризисом (обычно в периоды между этапами цикла развития).
В литературе приводятся различные подходы к выделению циклов развития. Наиболее рациональным, по мнению Э. М. Короткова, является 5-этапный цикл развития, в котором выделяются:
1. Эксплерентный этап.
2. Патиентный этап,
3. Виолентный этап.
4. Коммутантный этап.
5. Леталентный этап.
Первый этап — зарождение фирмы. Это этап скрытого развития будущей целостности. Например, фирма еще не сложилась окончательно, но уже поставляет на рынок экспериментальные образцы, новые идеи и услуги. Это, как правило, рискованная деятельность. Поэтому здесь существует опасность кризиса, которая заключается в том, что фирма может исчезнуть уже на этапе своего возникновения.
Приведем далее характеристику фирмы-эксплерента, описывающую как причины кризиса на этом этапе, так и факторы возможного развития.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник: http://cyberpedia.su/17x1042b.html
Задачи практической психологии и направления деятельности практического психолога
Говоря о задачах практической психологии, следует выделять разные уровни:
1) научно-исследовательские задачи связаны с целью разработки методологических
основ деятельности практического психолога;
2) прикладные задачи диктуются необходимостью психологического обеспечения
оптимального функционирования учреждений и организаций (составление обучающих
программ, пособий и учебников, разработка психологических рекомендаций и
методических материалов, программ подготовки и переподготовки кадров и т.п.);
3) практические задачи определяются конкретными проблемами непосредственно по
месту профессиональной деятельности.
Человек, находясь в стремительно изменяющихся условиях своего существования, нуждается в психологической помощи и поддержке. Такая поддержка может относиться к условиям жизнедеятельности, а может носить и личностную ориентацию, и усиление психологической составляющей имеет не меньшую значимость, чем социальная и экономическая составляющие. Уровень жизни тесно связан с качеством жизни, т.е. возможностью оптимального развития и реализации каждой личности. Главное богатство общества — человек, а конечным критерием экономического и социального прогресса выступает мера развития человека и удовлетворения его потребностей, развития его творческого потенциала. Поэтому центральная задачапрактической психологии -обеспечение личностного развития каждого человека, осуществляемая при решении более частных задач:
— выявление психического ресурса, здоровья и психологических характеристик
конкретного человека, семьи, коллектива;
— изучение психологических трудностей и помощь в их преодолении;
— социально-психологическое сопровождение в жизни и деятельности людей;
— оказание реальной помощи клиенту и выработка рекомендаций для самостоятельного
решения им различных психологических проблем;
— просвещение и совершенствование психологической культуры населения;
— оптимизация системы психологической работы и повышение собственной
профессиональной компетентности.
Основные направления деятельности практического психолога — организационно-методическая, исследовательско-аналитическая, психотерапевтическая, консультативно-просветительская, а также совершенствование профессиональной компетентности и условий труда. В совокупности они охватывают вопросы психодиагностики, развития и психокоррекции, психологической реабилитации, психогигиены, психопрофилактики, психологического сопровождения труда и жизни социальных субъектов, психологического консультирования и просвещения, совершенствования профессиональной компетентности психолога и условий его труда. Все эти направления взаимосвязаны и на практике дополняют друг друга. Для определения особенностей этих направлений важно выделить из них основные:
1. психопрофилактика, подразумевающая работу по предупреждению дезадаптации
персонала организации или детей в образовательном учреждении, просветительскую
деятельность, по созданию благоприятного психологического климата в учреждении,
снятию психологической перегрузки людей и т.п.;
2. психодиагностика, важнейшей целью которой является добывание психологической
информации о человеке или группе;
3. психологическая коррекция, понимаемая как целенаправленное воздействие на те
или иные сферы психики клиента, ориентированные на приведение её показателей в
соответствии с возрастной или иной нормой;
4. психологическое консультирование, целью которого является создание условий для
преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных
обстоятельствах;
5. психотерапия, направленная на оказание помощи клиенту в продуктивном изменении
личности в случаях серьёзных психологических проблем.
Дата публикования: 2014-11-18 ; Прочитано: 5078 | Нарушение авторского права страницы
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .
Источник: http://studopedia.org/4-100446.html
- Мне нужен психолог - мне нужен психолог
- Как самоизоляция влияет на психику | Блог Medical Note о здоровье и цифровой медицине - как самоизоляция влияет на психику
- Как найти и выбрать хорошего психолога - как найти хорошего психолога
- Профессия психолог - работа психологом
- Чем отличается психиатр от психотерапевта - чем отличается психиатр от психотерапевта
- Специфика работы педагога-психолога с детьми «группы риска»; Студопедия - работа психолога с детьми группы риска
- Психика и сознание - психика и сознание в психологии
- Рождение психоанализа - основатель психоанализа
- Ольшанский Дмитрий Александрович — психоаналитик в Петербурге - дмитрий ольшанский психоаналитик
- Криминальная психология | Блог 4brain - криминальный психолог
Добавить комментарий