Ольшанский Дмитрий Александрович — психоаналитик в Петербурге — дмитрий ольшанский психоаналитик

18.07.2018

Сотрудник Института Клинической медицины и Социальной работы им. М.П. Кончаловского (Санкт-Петербург) и Institut des Hautes Études en Psychanalyse (Paris). Один из учредителей Группы Лакановского Психоанализа.

Дмитрий ольшанский психоаналитик

дмитрий ольшанский психоаналитик

Ольшанский Дмитрий Александрович (Санкт-Петербург)

Сотрудник Института Клинической медицины и Социальной работы им. М.П. Кончаловского (Санкт-Петербург) и Institut des Hautes Études en Psychanalyse (Paris). Один из учредителей Группы Лакановского Психоанализа.

В 2005 завершил курс дидактического психоанализа с членом Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии, с 2007 продолжаю работать с аналитиком Парижского Психоаналитического Общества.

Собственную клиническую практику начал в 2006 году. В настоящее время работаю с пациентами с невротическими расстройствами, фобиями, тревогами, зависимостями, проблемами отношений и коммуникации

Кабинет находится по адресу: набережная реки Фонтанки, д. 59.

Договориться о встрече можно по
тел.: 8 911 988 922 1
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Источник: http://www.planetapsy.ru/psihologi-sankt-peterburga/olshanskiy-dmitriy-aleksandrovich

Дмитрий Ольшанский: Маховик российской пропаганды внедряет в сознание любой абсурд

Деятели культуры все чаще говорят, что россияне очень манипулятивны. О том, что на самом деле происходит с нашим обществом, о психологии творчества и идеальной для России идеологии «Авангарду» рассказал психоаналитик, сотрудник Института клинической медицины и социальной работы имени Кончаловского (Петербург) и Institut des Hautes Études en Psychanalyse (Париж) Дмитрий Ольшанский.

дмитрий ольшанский психоаналитик

Известный психоаналитик, автор книг о метапсихологии и психоанализе. После окончания курса дидактического психоанализа сначала в Петербурге, а затем в Париже начал частную клиническую практику. Окончил Уральский госуниверситет (философский факультет), Петербургский госуниверситет (религиоведение) и Восточно-Европейский институт психоанализа.

В этом году Дмитрий Ольшанский вместе с коллегами создал Группу Лакановского психоанализа. Она стала первым в России профессиональным партнерством психоаналитиков лакановского толка.

Любимое место в Петербурге?

— Улицы, фонари, аптеки.

— Ленинградцы — вот это порода, а петербуржцы пока только формируются.

Три фильма, которые помогут выйти из депрессии?

— «Ностальгия» Тарковского, «Персона» Бергмана, «Меланхолия» Ларса фон Триера.

Три книги, которые помогут понять себя и других?

— Коран, «Формальная логика» Чупахина и Бродского, «Три очерка по теории сексуальности» Фрейда.

Список людей, состояние которых превышает 1 млрд долларов. Перечень ежегодно составляет американский журнал Forbes.

Мартин Лютер (1483—1546)

Христианский богослов, видный деятель Реформации, основатель протестантизма. Лютеровский перевод Библии сыграл важную роль в формировании общенационального немецкого языка. Сам Лютер оказал большое влияние на духовную жизнь Германии. Он отрицал роль церкви и духовенства как посредников между человеком и богом. «Спасение» человека, утверждал он, зависит не от выполнения «добрых дел», таинств, обрядов, а от искренности его веры.

Скоро будет издана ваша новая книга. О чем она?

— Книга «Пре-Текст. Работы по семиотике и теории языка» выйдет в издательстве EGRO. Это сборник моих работ по лингвистике и литературоведению, написанных под влиянием теории психоанализа, но еще до того, как я занялся клиникой. Там я использую аналитические методы для анализа концепций «мир как текст» Августина, «смерть автора» Барта, «диалогизм» Бахтина, «первоначало» Деррида и «чистота текста» Эко. Думаю, всем, кто занимается теорией постструктурализма, книга будет небезынтересна.

Поговорим о психологии творчества. Есть мнение, что настоящее искусство всегда печально. Как считаете, может ли искусство развлекать и радовать публику? Или эти вещи несовместимые?

— Нет настоящего и ненастоящего искусства. Есть просто искусство. И развлекать — совсем не его задача, для этого есть Диснейленд. Но и вгонять в печаль оно не обязано, для этого есть «Эхо Москвы». Искусство, на мой взгляд, вообще находится в иной плоскости, оно не обязано прямо порождать эмоции. Повторюсь, для эмоций есть масса других источников. Например, Беккет или Малевич, как правило, вызывают у зрителей мало эмоций, но это не мешает им быть самыми великими мастерами в истории человечества. Художник — это творец, его задача создавать новую реальность, новый мир, новую систему чувственности, а не апеллировать к старой. Поэтому искусство может вызывать самые разные эмоции: кто-то может засмеяться, другой — заплакать, третий — останется равнодушен или будет негодовать. Все варианты допустимы.

Что касается стереотипа «художник должен быть печальным», то это тоже вопрос техники. Кому-то нужны страдания, чтобы творить, а кому-то подавай радость и веселье. В истории масса примеров, когда художники были богатыми и развратными. Например, у Рафаэля каждый день были кутежи, и время от времени он что-то еще рисовал. При этом один из самых великих художников эпохи Возрождения! Микеланджело вообще был одним из самых богатых людей своего времени, сегодня он точно входил бы в . Леонардо да Винчи был обласкан герцогом Миланским. А уж в ХХ веке художники жили в своих замках, владели поместьями. Не думаю, что творческий человек обязан страдать.

А должно ли современное искусство обязательно провоцировать и быть оппозиционным?

— Искусство должно создавать собственную реальность, оно не обязано бороться с призраками этого мира: политической властью, капиталом, потребительством, безвкусицей. Иногда так бывает, что искусство входит в конфликт с той реальностью, в которой живет художник, но это происходит не всегда. И тем более сам художник не обязан лезть на рожон и во что бы то ни стало быть оппозиционным. Посмотрите на самых революционных мастеров прошлого века — Джойс, Малевич, Целан, Бэкон, Кейдж, Лакан — никто из них не выходил на демонстрации и не устраивал потасовок с полицией. Но каждый из них был революционером, перевернул наш разум и нашу систему чувств. Вот это и есть искусство.

А некоторые глупые выходки, которые часто называют перформансами, не имеют ни малейшего отношения ни к искусству, ни к феминизму, ни к политике, ни к здравому смыслу. Искусство вообще лежит в иной плоскости, нежели сопротивление.

Откуда вообще у человека возникает потребность к творчеству? Речь не о зрителе, а именно о творце.

— У кого-то есть такая потребность, у кого-то ее нет. Знаю многих людей, которые мечтают заработать миллион долларов и больше ничего в жизни не хотят. Можно позавидовать этим счастливым людям, у них есть смысл жизни. Ни творчество, ни поиск себя, ни смысл жизни их не интересуют, они просто хотят приобрести какой-то объект (яхту, дорогую машину, домик на острове), и все у них будет прекрасно, программу пребывания на этой планете они выполнили. Отнимите у такого человека веру в объекты, скажите, что все желания навязаны ему телевизором, а товарный фетишизм — это всего лишь морковка, за которой он бежит как ослик в цирке общества потребления, и вы рискуете развязать психоз. Во всяком случае, я знаю несколько таких примеров.

Путешествия тоже навязаны телевизором? Сегодня многие считают их синонимом достатка и счастливой жизни.

— Согласен, путешествие — одно из самых распространенных увлечений нашего времени. А вот 100-150 лет назад люди не путешествовали. Почему? Хотя были паровозы, пароходы и даже самолеты уже почти стали массовым явлением. Возможности передвигаться были. Но не было мотивации. Кто вообще путешествовал? Это были или чахоточные княжны, которые ездили на воды лечиться (вспомните «Героя нашего времени» Лермонтова), или «изгнанники» (вспомните южную ссылку Пушкина, единственное его путешествие в Молдавию). По доброй воле люди никуда не ездили.

Кто был первым путешественником в истории человечества? Каин. Который в наказание за убийство брата был принужден скитаться и нигде не находить себе пристанища. Посмотрите на картины, изображающие Каина: вы увидите очень несчастного человека, с изможденными мышцами и с лохмотьями кожи, которые буквально висят на его теле. Вот он — идеальный путешественник, вечный страдалец. И то, что сегодня кажется нам самым желанным, раньше считалось самым суровым наказанием.

Почему взгляды так сильно изменились?

— Еще в 1930-е годы американские маркетологи выяснили, что в путешествиях человек тратит в два раза больше денег, чем когда живет дома. Поэтому идеальный потребитель — это путешественник. Следовательно, чтобы люди тратили больше, надо им в голову вложить, что путешествовать — это очень круто. Сегодня мы видим результат этой пропаганды: любой молодой человек хочет путешествовать. Все просто. То, что мы называем прекрасным или отвратительным, чего желаем или боимся, — все это результат тех призраков, которые преподносит нам идеология.

А какая идеология наиболее актуальна для современной России?

— У нас на всех уровнях царят разгильдяйство и недоразумение. Русский авось — вот господствующая идеология. сказал, что труд — это миссия человека, и он должен относиться к своей профессии как к служению, человек спасается через труд, и в протестантский рай попадают только работяги. Посмотрите, самые процветающие страны в современном мире — это страны по преимуществу протестантские: США, Германия, Великобритания, Нидерланды, Швеция. Там господствует идеология труда. В Швеции так вообще социализм.

Кстати, в Советском Союзе было такое же священное отношение к труду, работающий человек (независимо от профессии) априори был более уважаемым, чем неработающий. Это в корне отличается от того, что мы имеем в нашей стране сегодня. К сожалению, труд абсолютно не ценится, считается, что работают только дураки, а успешный человек лежит целый день в своем бассейне и пьет свежевыжатый сок. А такого не бывает. Лично знаю некоторых людей, входящих в русский список Forbes, так у них каждая минута расписана на несколько лет вперед. Нравится им это или нет — другой вопрос, но бездельников-олигархов я никогда не видел.

А нашей молодежи преподносится не идея труда как источника прибыли, а этакая эзотерическая мистика, что нужно правильно визуализировать, посылать нужные сигналы в космос, представлять себе свою мечту, и тогда она сама собой сбудется. Почитайте молодежные соцсети, и вы увидите пренебрежение к образованию, знаниям и труду, но при этом фантастическое желание разбогатеть! В Европе я такого не вижу, почти во всех странах у власти социалисты, и общество тяготеет к идее равного распределения труда и доходов, любая работа там уважаема. Почему бы нам не вспомнить свои социалистические ценности? Нужно возвращать почет к труду.

Вы согласны с тем, что российское общество манипулятивно?

— Очень манипулятивно. У русских довольно низкий барьер сопротивляемости информации. Два года назад никто и подумать не мог, что русские и украинцы будут друг о друге говорить то, что они говорят сейчас. Но прямо на наших глазах, за пару лет, общественное мнение целой страны развернулось на 180 градусов.

Имея такой опыт, можно сказать, что при желании и той силе, с которой работает маховик российской пропаганды, даже самая абсурдная идея может быть внедрена в сознание людей. Если кто-то захочет, чтобы Чебурашка стал президентом России, за полгода очень легко так обработать общественное сознание, что 80% населения проголосуют за него на предстоящих выборах. То же самое можно сказать и про однополые браки: если кому-то сильно понадобится их легализовать — за пару месяцев можно будет внедрить в сознание людей, что гомосексуальные семьи — это очень круто, и на гей-парады выйдут столько же людей, сколько сегодня поддерживают Путина (не исключаю, что это будут те же граждане).

В 90-е годы у нас было весьма лояльное отношение к гомосексуальным союзам, а последние три-четыре года кому-то сильно понадобилось «плющить» геев в России. Зачем — уже другой вопрос. Россиянам рассказываются мифы о каком-то голубом лобби, которое пытается захватить нашу родину, об инопланетном жидо-массонско-гомосексуальном заговоре, про страшный Пентагон и бездуховную Гейропу. Без улыбки на все это, конечно, смотреть нельзя. И мне даже не жаль тех людей, которые в это верят. Если человек добровольно отказывается от головного мозга — это его выбор, и будем его уважать.

Возьмите газеты 1930-х годов и увидите то, что происходит у нас сегодня. Чтобы сплотить нацию вокруг какой-нибудь бредовой идеи, нужны две инстанции — враги извне и враги изнутри. Вот вам и ответ: америкосы и геи. Внешний враг и враг внутренний.

Для чего это делается?

— Очень просто: чтобы легализовать насилие внутри страны и оправдать свою агрессию во внешней политике. Например, если ты вышел на улицу и просто так ударил прохожего по голове — получишь два года колонии. А если ты вышел на улицу, ударил прохожего по голове, а потом сказал, что тем самым боролся с пропагандой гомосексуализма и отстаивал наши духовные скрепы, — получишь орден.

По-моему, России нужно развивать идеологию гуманизма. Все люди равны, всех создал бог, все имеют право на жизнь. И начать с того, чтобы хотя бы не ненавидеть своих ближних — людей, которые ничего плохого тебе не сделали.

Как-то в интервью вы сказали: «Могу назвать себя счастливым человеком. Но ничего хорошего в счастье нет. Как говорил Лакан, счастье еще никому не помогало. Я под этим подпишусь. Быть счастливым приятно, но совершенно бесполезно». Почему?

— Я не знаю людей, которые принципиально менялись бы тогда, когда становились счастливыми. Счастье — пилюля, которая утешает, но абсолютно ничего не дает. Наоборот, когда у тебя счастье начинает трескаться, ты начинаешь что-то менять в своей жизни. Человек обращается к самому себе, когда он несчастлив, когда ему чего-то не хватает — тогда он начинает развиваться, стремиться к чему-то. Поэтому я советую всем оставаться несчастными. Будьте несчастливы, и тогда вы будете меняться! Тогда ваша жизнь будет интересной и неожиданной.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Источник: http://avangard.rosbalt.ru/texts/2015/08_August/olshanskyDmitry.html

Дмитрий ольшанский психоаналитик

Дмитрий Александрович ОЛЬШАНСКИЙ

Психоанализ как мировоззрение

Вспоминаю такую притчу: разговаривают буддийский монах и европейская женщина.
— Ты кто? – спрашивает её монах
— Я менеджер, — отвечает та.
— Но я не спрашивал, кем ты работаешь, я спросил «кто ты»?
— Я женщина, замужем и мать двоих детей.
— Но я не спрашивал, какой у тебя пол и семейный статус, я спросил «кто ты»?
— Ну, я человек… — недоумевает она
— Это всего лишь название биологического вида. Но не ответ на вопрос «кто ты?»

О чём нам говорит эта притча? – О том, что в нашей жизни мы практически всегда выступаем под теми или иными масками: «работник», «потребитель», «семьянин», «родитель», «ребёнок», «пациент», «любовник», «зритель» и пр. Но очень редко мы бываем самими собой. А кабинет психоаналитика – это одно из тех мест, где ты не обязан играть никаких ролей и пытаться быть кем-то. Ты можешь просто побыть самим собой… Хотя бы попробовать.

Психоанализ как практика самопознания

В фокусе нашего внимания находится истина человеческой жизни. Психоанализ и был создан теми людьми, которые не довольствовались просто успешным исполнением всех требований и навязанных социальных ролей «быть успешным потребителя», «быть успешным семьянином», «быть успешным винтиком системы и клеточкой внутри матрицы»… Психоанализ создан для тех, кто не хочет быть такими как все. А желает найти себя. Свой уникальный внутренний мир, и своё место в мире внешнем. Найти свою самобытность и то, чем тыне похож на всех остальных. То самое своё, что не измеряется всеобщими координатами «полезности», «счастливости» и «реализованности-на-пирамиде-маслоуности». Психоанализ создан охочими до истины людьми и для таких людей.

На сегодняшний день, психоанализ является наиболее эффективной практикой самопознания.

Психоанализ как клинический метод

Большинство людей приходят к психоаналитику, чтобы разобраться в себе. Но, конечно, есть и те, кто обращается с конкретным запросом или жалобой: например, панические атаки, страх полётов, проблемы в семье или отсутствие интереса ко всему на свете, и психоанализ, конечно, может «вылечить» эту проблему, никакой сложность в этом нет, но психоанализ на этом не заканчивается, а только начинается. Когда проблема устранена, это хорошая возможность заняться анализом своего внутреннего мира.

Себя я отношу к тем любопытным людям, которые хотят знать истину. Поэтому сперва я занимался наукой, изучая философию, религии и языки, преподавал в университете, работал переводчиком, но однажды понял, что нет ничего интереснее, чем твой собственный внутренний мир, а язык бессознательного – это самая сложная, красивая и изысканная из всех знаковых систем.

Тогда я сам обратился к психоаналитику с тем, чтобы разобраться в своём внутреннем мире и посвятил этому несколько лет жизни. Это было временами неожиданно, временами изумительно, временами болезненно… и всегда по-разному. Сейчас я точно знаю, что нет ничего интереснее, чем истина твоего бессознательного, и, быть может, это одна из тех вещей, ради которых и стоит жить.

Сейчас я сам принимаю пациентов и делюсь этим опытом с ними. И, с моей помощью, психоанализ помогает другим людям узнать себя лучше.

дмитрий ольшанский психоаналитик

ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЁМ МОЖНО по

тел. 8 911 988 922 1

e-mail [email protected]

приём проходит по адресу:
набережная реки Фонтанки, 59

М. Невский проспект /Гостиный двор
М. Сенная площадь / Садовая / Спасская
М. Владимирская / Достоевская

ОБРАЗОВАНИЕ

2002, июнь: Уральский государственный университет, Философский факультет
2004, июнь: Санкт-Петербургский государственный университет, Отделение религиоведения
2007, июнь: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, Кафедра теории психоанализа (дипломная работа «Структура психотического языка»)

2006, май: Образовательная программа «Лакановская клиника психозов» (Университет Ренн-2, Франция – Московский государственный психолого-педагогический университет): http://www.univ-rennes2.fr/
2007, октябрь: Стажировка в Школе Лакановского Психоанализа (Париж): http://www.ecole-lacanienne.net
2008, июнь-июль: Стажировка в Школе Лакановского Психоанализа (Париж): http://www.ecole-lacanienne.net
2008, июль: Образовательный семинар «Ординарные Психозы. Теория, Клиническая практика и Литература» (Университет Париж-VIII Сан Дени, Факультет Психоанализа): http://www.univ-paris8.fr

дмитрий ольшанский психоаналитик

2006, декабрь: Начало частной практики

2007, апрель — 2008, октябрь: Принимающий «Зелёного острова» (аналитическая работа с семьями с детьми от 0 до 3 лет)
[газета «Мой район»: http://www.mr7.ru/articles/5281/]

2007, август: Психоаналитическая практика в Институте клинической медицины и социальной работы им. М.П. Кончаловского

2007, ноябрь — 2009, июнь: «Перенос в аналитической клинике Лакана»;
плюс-один: Ги Лё Гофэ (Школа Лакановского Психоанализа, Париж)

2009, октябрь: «Лакановская клиника психозов»;
плюс-один: профессор Прадо де Оливейра (Париж)

КНИГИ

дмитрий ольшанский психоаналитик

Дмитрий Ольшанский. Психоаналитические концепции у Жака Деррида.
Берлин: LAMBERT Academic Publishing, 2011 — 132 C.

заказать онлайн:
https://www.ljubljuknigi.ru/store/ru/book/Психоаналитические-концепции-у-Жака-Деррида/isbn/978-3-8433-2170-9

дмитрий ольшанский психоаналитик

Дмитрий Ольшанский. Утверждать и наслаждаться.
СПб: Издательство Восточно-Европейского Института Психоанализа, 2013 — 64 С.

дмитрий ольшанский психоаналитик

Дмитрий Ольшанский. Сцены сексуальной жизни. Психоанализ и семиотика театра и кино
Санкт-Петербург: Алетейя, 2016 – 386 С.

дмитрий ольшанский психоаналитик

Дмитрий Ольшанский. Пре-Текст. Работы по семиотике и теории языка
Ижевск: Издательский дом ERGO в издании

1. Ольшанский Д.А. Модернизм в психологии и психоанализе // Ежегодник Практическая психология — 2000 Екатеринбург, 2000. С. 48 — 52;

2. Olshansky D. Narratives of the Self and Identity // Journal of the Philosophical Society The Philosopher. (London, UK), No. 2, 2003. — p. 22 — 26;

3. Ольшанский Д.А. Психоанализ и поэтический язык в борьбе за реальность // Психоаналiз Часопис № 2 (7), 2005. — С. 161 — 173;

4. Ольшанский Д.А. Взгляд и желание в структуре женской сексуальности у Л.Н. Толстого и В.В. Набокова // Журнал Новый Берег . (Копенгаген, Дания). № 15, 2007. — С. 42 — 52;

5. Olshansky D. Aesthetics of Silence. In Memorian of Maurice Blanchot (1907 — 2003) // Journal Philosophy and Society No. 2 (33), 2007 — p. 263 — 267;

6. Ольшанский Д.А. От лингвистики Якобсона к клинике Фройда: метонимия и метафора в психотическом языке // Журнал Credo New № 3 (51), 2007. — С. 191 — 212;

7. Olshansky D. A Note on Ideology and Intertextuality from Althusser to Kristeva // Journal Philosophy and Society No. 1 (35), 2008 — p. 333 — 343;

8. Ольшанский Д.А. Симптом социальности в клинике Фройда // Журнал Credo New № 3 (55), 2008. — С. 151 — 160;

9. Olshansky D. Way Beyond Freud: Postmodern Psychoanalysis Observed // Canadian Journal of Psychoanalysis Vol. 16, No. 1, Spring 2008. — p. 112 — 121;

10. Ольшанский Д.А. Истерическая социальность: Работа переноса в случае Доры // Психоаналiз. Часопис № , 2008. — С. 106 — 114 ;

11. Olshansky D. Aesthetics of the Other in Freud and Derrida // Facta Universitatis – Series Philosophy, Sociology, Psychology and History No. 1, 2009. P. 69 – 92;

12. Ольшанский Д.А. Игра и оптика субъекта: от Фройда к Лакану // Журнал Credo New № 4 (60), 2009. – С. 203 — 215;

13. Ольшанский Д.А. Наслаждение в языке разрушение границ дискурса при психозе // Журнал Credo New № 1 (61), 2010. – С. 176 — 182;

14. Ольшанский Д.А. Клинический случай. К вопросу о пяти основых анализах Зигмунда Фройда // Журнал Холизм и здоровье. № 3, 2010. — С. 53-57;

15. Ольшанский Д.А. Функция означающего в психотическом дискурсе // Журнал Психотерапия № 4 (88), 2010. — С. 53-56;

16. Ольшанский Д.А. Четвёртое измерение психоанализа. Жан-Поль Валабрега // Вестник психоанализа. № 2, 2010. — С. 164-167;

17. Ольшанский Д.А. Сопротивления психоанализу: от Фройда к Деррида и обратно // Ежегодник истории и теории психоанализа. Т.4, 2010. — С. 63-67;

18. Ольшанский Д.А. Влечение к смерти и влечение взгляда у Льва Толстого // Журнал LiteraruS, № 3, 2011. — С. 97-101;

19. Ольшанский Д.А. Введение в «Тревогу» Лакана // Синий диван. Философско-теоретический журнал, № 16, 2011. — С. 250-256;

20. Ольшанский Д.А. Лакан в России // Журнал Холизм и здоровье. № 5, 2011. – С. 34-39;

21. Сабина Шпильрейн. Краткий анализ одной детской фобии (перевод с немецкого) // Вестник психоанализа. № 1, 2011. — С. 284-287;

22. Ольшанский Д.А. Быть мужчиной или казаться мачо // журнал Наша психология, № 12-1 (57-58), 2011-12. — С. 64-69;

23. Точки тела. Семиотика театра // Петербургский театральный журнал. № 1 (67), 2012. — С. 191-192;

24. Счастье как форма извращения // журнал «Наша психология», № 9 (66), сентябрь 2012. — С. 92-97;

25. О ревности // Мамин Журнал, № 5, лето 2012, С. 51;

26. Психоанализ пластической хирургии // Холизм и здоровье. № 2 (7), 2012. – C. 34-38;

27. Пикап. Секс и машина // журнал «Наша психология», № 3 (71), март 2013. — С. 98-103;

28. Юлия Кристева. Лакан или историческое значение психоанализа // Вестник психоанализа, № 1, 2012. — С. 247-252;

29. «Ещё…» один семинар. Введение в ХХ книгу семинаров Жака Лакана // Вестник психоанализа, № 1, 2012. — С. 253-257;

30. Выпил и свободен. Психология алкоголизма // журнал «XXL», № 1, 2013. — С. 72-73;

31. Предисловие. Субъект современного детектива. От «оно говорит» к «они знают» // Амирян Т. Они написали заговор. Конспирологический детектив от Дэна Брауна до Юлии Кристевой. М: Фаланстер, 2013. C. 7-11;

32. Пчёлы против мёда. О вреде запретов в нашей жизни // журнал «Наша психология» № 10 (78), 2013, С. 114-116;

33. Психоанализ бреда // Холизм и здоровье. № 1 (8), 2013. – C. 48-54;

34. Мертвый фаллос Гедды Габлер. О спектакле Камы Гинкаса в Александринском театре // Личность и культура, № 5, 2013. — С. 82-84;

35. Мазохизм: мазки перверсии на полотне истерии // Психоаналiз. Часопис. № 1 (15), 2011. – С. 74– 82;

36. Почему человек не животное? // журнал «Наша психология» № 6 (74), 2013, С. 74-79;

37. Антропология как базовая наука // журнал «Логос», № 2 (92), 2013, С. 248-255;

38. Капризы наших любимых // Невские страницы здоровья, № 10 (101), 2014, С. 14-17;

39. Субстанции тела // Петербургский театральный журнал, № 3 (77), 2014, С. 14-18;

Источник: http://olshansky.sitecity.ru/stext_1409033900.phtml

Ольшанский Дмитрий Александрович

дмитрий ольшанский психоаналитик

Рейтинг: 6

лакановский психоанализ

Город: Санкт-Петербург (Ленинградская обл., Россия)

Метро: Владимирская, Гостиный двор, Звенигородская, Невский проспект, Садовая, Сенная площадь, Спасская

Адрес приема: наб. реки Фонтанки, 59

Режим работы: с 12ч00 до 22ч00 , психоанализ всегда работает только tête-a-tête

Приблизительная стоимость консультации: 2500-3000

— диплом Восточно-Европейского Института Психоанализа (Санкт-Петербург) — дидактический анализ в Парижском Психоаналитическом Обществе — регулярные стажировки в Школе Лакановского Психоанализа (Париж)

Психоанализ как мировоззрение

Вспоминаю такую притчу: разговаривают буддийский монах и европейская женщина.
— Ты кто? – спрашивает её монах
— Я менеджер, — отвечает та.
— Но я не спрашивал, кем ты работаешь, я спросил «кто ты»?
— Я женщина, замужем и мать двоих детей.
— Но я не спрашивал, какой у тебя пол и семейный статус, я спросил «кто ты»?
— Ну, я человек… — недоумевает она
— Это всего лишь название биологического вида. Но не ответ на вопрос «кто ты?»

О чём нам говорит эта притча? – О том, что в нашей жизни мы практически всегда выступаем под теми или иными масками: «работник», «потребитель», «семьянин», «родитель», «ребёнок», «пациент», «любовник», «зритель» и пр. Но очень редко мы бываем самими собой. А кабинет психоаналитика – это одно из тех мест, где ты не обязан играть никаких ролей и пытаться быть кем-то. Ты можешь просто побыть самим собой… Хотя бы попробовать.

Психоанализ как практика самопознания

В фокусе нашего внимания находится истина человеческой жизни. Психоанализ и был создан теми людьми, которые не довольствовались просто успешным исполнением всех требований и навязанных социальных ролей «быть успешным потребителя», «быть успешным семьянином», «быть успешным винтиком системы и клеточкой внутри матрицы»… Психоанализ создан для тех, кто не хочет быть такими как все. А желает найти себя. Свой уникальный внутренний мир, и своё место в мире внешнем. Найти свою самобытность и то, чем тыне похож на всех остальных. То самое своё, что не измеряется всеобщими координатами «полезности», «счастливости» и «реализованности-на-пирамиде-маслоуности». Психоанализ создан охочими до истины людьми и для таких людей.

На сегодняшний день, психоанализ является наиболее эффективной практикой самопознания.

Психоанализ как клинический метод

Большинство людей приходят к психоаналитику, чтобы разобраться в себе. Но, конечно, есть и те, кто обращается с конкретным запросом или жалобой: например, панические атаки, страх полётов, проблемы в семье или отсутствие интереса ко всему на свете, и психоанализ, конечно, может «вылечить» эту проблему, никакой сложность в этом нет, но психоанализ на этой не заканчивается, а только начинается. Когда проблема устранена это хорошая возможность заняться анализом своего внутреннего мира.

О себе

Себя я отношу к тем любопытным людям, которые хотят знать истину. Поэтому сперва я занимался наукой, изучая философию, религии и языки, преподавал в университете, работал переводчиком, но однажды понял, что нет ничего интереснее, чем твой собственный внутренний мир, а язык бессознательного – это самая сложная, красивая и изысканная из всех знаковых систем.

Тогда я сам обратился к психоаналитику с тем, чтобы разобраться в своём внутреннем мире и посвятил этому несколько лет жизни. Это было временами неожиданно, временами изумительно, временами болезненно… и всегда по-разному. Сейчас я точно знаю, что нет ничего интереснее, чем истина твоего бессознательного, и, быть может, это одна из тех вещей, ради которых и стоит жить.

Сейчас я сам принимаю пациентов и делюсь этим опытом с ними. И, с моей помощью, психоанализ помогает другим людям узнать себя лучше

Источник: http://psynavigator.ru/psihologi/olshanskij-dmitrij-aleksandrovich-

Стратегии: психоаналитик Дмитрий Ольшанский

Психоаналитик Дмитрий Ольшанский об отсутствии объективной реальности, шизофрении и инфантильности современного человека

дмитрий ольшанский психоаналитик

Публика в России не дифференцирует такие понятия как психоанализ, психиатрия, психотерапия и психология, зачастую мешая их ещё и в одну кучу с магией и целительством. Чем вызвано подобное восприятие и каково положение психоанализа в России сегодня?

Мне сложно говорить за весь психоанализ, но определенные предубеждения о том, что у нас нет психоаналитиков, безусловно существуют по той причине, что становление психоаналитика — довольно длительная процедура. Нужно делать дидактический анализ, нужно самому побывать в роли пациента. Естественно, что в Советском Союзе, где психоаналитиков не было и дидактический психоанализ делать было не у кого, практикующим аналитиком стать было невозможно. Поэтому психоанализ во многом стал прикладной дисциплиной. Но есть люди, пришедшие в анализ с клиническим интересом, осознающие границы между философией и анализом, а также необходимость дидактического психоанализа. У них уже был опыт работы в психиатрических клиниках с реальными шизофрениками, и в какой-то момент они поняли, что медицинские способы воздействия просто не работают.

Медицинские способы не работают, но разве психоанализ способен помочь шизофренику? Кажется, одним из симптомов шизофрении является непонимание того, что с тобой происходит, а если психоанализ дело добровольное, подвергать анализу шизофреника насильно мы не можем.

Все, чем мы обязаны знаниям о шизофрении, принадлежит шизофреникам. Исследования о шизофрении в психоанализе начались в 1911 году, когда Зигмунд Фрейд обратился к книге «Воспоминания невропатологического больного» Шребера. Этот человек был трижды госпитализирован с различными диагнозами, а во время второй госпитализации написал книгу о своем заболевании и попытке излечение посредством создания бреда. В определенном смысле он передал послание urbi et orbi* «Если кто-то из врачей сможет понять, что со мной происходит, будет здорово; я сам не могу». До сих пор любое исследование о шизофрении отсылает к этой книге Шребера.

Люди вообще предпочитают не знать, что с ними происходит: это верно и для психотиков, и для невротиков. Сопротивление самоанализу не является специфической чертой шизофрении, для невроза это куда более распространено. Реально страдающий человек не может не замечать, что он страдает. Для невротика гораздо проще все списать на обстоятельства жизни или факт, что встретил «не того человека». А ситуация, когда не можешь соприкасаться с реальностью иначе, чем с помощью своего бреда, для самого человека очевидна, и он обращается за помощью.

Что же касается взаимодействия психоанализа и шизофрении, можно вспомнить Лакана, который более пятидесяти лет работал в психиатрической больнице. Да, конечно, шизофрения не лечится, но она не лечится и медикаментозно. Однако психоанализ может позволить человеку использовать свой недуг; например, известны случаи, когда шизофреники становились поэтами и художниками в ходе психоанализа. Те психиатры, с которыми я общаюсь, делятся, что у них просто нет возможности всех выслушать. Они не понимают, о чем говорят шизофреники. Шизофреникам очень часто требуется человек, который будет говорить с ними говорить и их понимать, и часто им оказывается именно психоаналитик.

А тому, кто шизофренией пока не страдает, но каждодневно испытывает метафизическую тошноту, как быть? Вот вам не кажется, что избежать диктата власти можно лишь ускользая от определенной идентичности, отказываясь от любой этнической, религиозной, сексуальной, идеологической идентификации?

Что вы подразумеваете под «властью»?

Собственно, государственный аппарат.

И как власть вам насаждает бисексуальную ориентацию, например?

Хорошо, попробуем без терминологии: как возможно следовать своим желаниям с одной стороны и не стать их заложником, с другой, и вообще нужно ли это?

А как вы отличаете свои желания от желаний власти? Когда вы приходите что-то покупать, то как отличаете тот сахар, который именно вам нужен, от того, что насаждает вам реклама? Вы говорите о диктатуре желания, потом о собственном желании.

И все-таки: как не стать рабом собственных желаний?

Это очень сложный вопрос. Я приведу один пример из жизни своего друга. Он пытается купить сок в супермаркете со словами «мне больше всего нравится такой-то сок, но это же не мое желание, это реклама вдолбила, что я его должен купить, поэтому я не буду покупать то, что хочу — это не мое истинное желание». Получается, ты как апулеев осел не можешь ничего выбрать потому, что за тебя уже все «похотели», и ты ненавидишь этого Большого Другого. Классический пример обсессивного невроза. Я ему говорю: «Да тебе просто нужен жестокий Господин, который тебя постоянно траблит».

Ну, а если не отвлекаться на примеры, как бы вы лично описали текущую реальность? Что бы ответили Фассбиндеру на слова «не можешь изменить реальность, опиши ее»?

Ответил бы словами Маркса: «Хватит болтать о реальности, измени ее». На самом деле, вы ведь понимаете, что это невозможный вопрос. Реальность не нуждается в описании. Определенные грани реальности можно выразить языком и, в общем, поэтому Лакан переходит на более позднем этапе своего творчества от просто интерпретации к проблеме «реального» и реальности и говорит о том, что ты должен сделать что-то такое, что изменит психическую реальность.

А есть еще какая-то?

Кто-то утверждает, что существует реальность объективная и, надо признаться, небезосновательно..

Да, это интересный вопрос. Мне часто говорят: мол, ты там, у себя в голове можешь думать все, что угодно, а потом когда выйдешь на улицу, и тебя треснут доской, поймешь, что такое объективная реальность. Конечно, но ведь боль — абсолютно субъективное ощущение. Например, под гипнозом ее не ощущаешь. А когда ты страдаешь, ты и есть субъект. Фрейд писал, что боль показывает границы меня самого: она вроде бы приходит извне, но ощущаю я ее внутри. Например, ребенок, который впервые испытывает голод и зовет маму криком, устанавливает таким образом границы собственного тела — вроде бы голод у меня внутри, но мне нужен кто-то извне, кто сможет его утолить.

Возвращаясь к вопросу о желании и насущном: помогает ли психоанализ обрести себя хотя бы отчасти, если почти доказано, что обрести себя можно только умирая?

Психоанализ позволяет человеку потерять себя наиболее интересным образом. Существует множество способов, помогающих себя собрать. Вы привели пример с властью, которая действительно предоставляет возможности себя собрать через идентичность, через религию, философию и пр. Психоанализ — одна из немногих практик, которая допускает в мире человека пустоту и бессмыслицу. Мы не можем позволить себе тратить время, заниматься глупостями, одним словом, ощутить свободу от смысла. Того, что вы назвали властью. Найти себя как раз совсем несложно. Вот сегодня открыли новый торговый комплекс, и он весь завешен рекламой, в которой ты видишь себя. От зубных щеток до одежды ты весь там. Купишь зубную щетку — проблема исчезнет. Масс-медиа и масс-культура устроены тем же образом: всюду я нахожу себя. Мне должно нравиться или не нравиться на выставке, у меня нет выбора, потеряться негде. Если перенести это на политическую власть, получается то же самое. Я должен проголосовать за того, кого уже выбрали, и это касается не только России.

Вы ходите на выборы?

Как же тогда обозначаете для себя свою позицию? Зачем вообще голосуете?

Именно потому, что это бессымысленно. Я бы не хотел уходить в подполье и делать вид, что от меня ничего не зависит. Занимаю стоическую позицию: делаю все, что от меня зависит в данном случае. То, как я участвую в политической жизни, и составляет мою форму презрения к тому, что у них происходит. Если бы я совсем не ходил на выборы, это было бы бОльшим уважением по отношению к власти, или если бы я на полном серьёзе принимал участие в этих играх — это было бы попросту наивно. В одном рассказе Довлатова есть такой диалог. Седьмого ноября приятель ему говорит: сегодня большой коммунистический праздник, и сегодня мы пить не будем, потому что все пьют. На что Довлатов отвечает: за что это им такое уважение? Каждый день пьем, а сегодня не будем.

А где вообще заканчивается психоаналитик и начинается человек? К примеру, склонный к суициду анализант прерывает сеансы и не отвечает на звонки, как долго ждет психоаналитик. Его подобная ситуация должна вообще волновать?

Конечно, это очень индивидуально. Если это яркий эротизированный перенос, и человек каждый день говорит: я так жду вашего звонка, это один момент. Вообще, мне в голову приходит мысль о том, что психоаналитик должен занимать позицию здравого смысла, и тут же эта мысль вызывает во мне протест. В то же время не стоит занимать параноидальную позицию, пытаясь контролировать пациента. Если есть гуманистический посыл у психоанализа (хотя, не думаю, что он есть), то безусловно психоанализ учит брать ответственность за то, что с тобой происходит, а не сваливать вину на «обстоятельства» и «предрасположенности». Мне часто говорят, что психоанализ избаловал общество. Современный человек предельно инфантилен, он не может позволить себе пронести, как раньше, проблему через всю жизнь. Проблему необходимо устранить, чтобы стать хорошим покупателем, потребителем, налогоплательщиком.. Но психоанализ работает с людьми, которые готовы взять на себя ответственность. Человек понимает: это моя проблема, я ее создал, я ее решаю, а вы мне помогаете.

Кто ваши любимые режиссеры?

Бергман, Тарковкий, отчасти Гринуэй. Они не снимают завершённое кино, готовое для потребления, а всегда оставляют островок пустоты внутри кадра. В процессе работы они делают что-то с самим собой (это такой субъективный эксперимент), передают зрителю свою нехватку. Произведение искусства должно обнаружить то, чего у меня нет, создавать событие, которое не попадает ни в категорию «нравится», ни в категорию «не нравится», найти принципиальное насовпадение субъекта с самим собой — в этом его функция. Когда подобное событие происходит с самим режиссером, это достойно внимания.

Это можно сказать о многих хороших режиссерах.

Кто такие «хорошие» режиссеры? Что такое хорошо? Как отличить хорошее от плохого? Однажды меня спросил об этом трехлетний ребенок, и я не знал, что ему ответить.

________________________________
*Urbi et Orbi — Городу и к Миру (лат.)

Источник: http://www.be-in.ru/people/14144-psycoanalist_Dmitry_Olshansky/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *