Специфика работы педагога-психолога с детьми «группы риска»; Студопедия — работа психолога с детьми группы риска

21.07.2018

— нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

Работа психолога с детьми группы риска

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».

Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалиастов

К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере, педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития, дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным поведением, леворукие дети, одаренные дети и многие другие.

Поведение детей «группы риска», часто характеризуется как отклоняющееся. Отклоняющееся (девиантное) поведение —поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Основные виды отклоняющегося поведения личности (по Е.В.Змановской):

1. Делинквентное (противоправное, антиобщественное) поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.

2. Зависимое (аддиктивное) поведение- это наиболее распространенный вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью. Часто аддиктивное поведение характеризуют по объекту зависимости:

— химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);

— нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

— игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);

— религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).

3. Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют:

— собственно суицидальные действия;

— суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).

Суициды делятся на три основные группы:

— Истинный суицид.Направляется желанием умереть, не бывает спонтанным, хотя иногда и выглядит довольно неожиданным. Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие такого состояния человека могут не замечать. Другой особенностью истинного суицида являются размышления и переживания по поводу смысла жизни.

— Демонстративный суицид. Демонстративный суицид не связан с желанием умереть, а является способом обратить внимание на свои проблемы, позвать на помощь, вести диалог. Это может быть и попытка своеобразного шантажа. Смертельный исход в данном случае является следствием роковой случайности.

— Скрытый суицид (косвенное самоубийство).Вид суицидального поведения, не отвечающий его признакам в строгом смысле, но имеющий ту же направленность и результат. Это действия, сопровождающиеся высокой вероятностью летального исхода. В большей степени это поведение нацелено на риск, на игру со смертью, чем на уход из жизни. Такие люди выбирают не открытый уход из жизни «по собственному желанию», а так называемое суицидально обусловленное поведение. Это и рискованная езда на автомобиле, и занятия экстремальными видами спорта или опасным бизнесом, и добровольные поездки в горячие точки, и употребление сильных наркотиков, и самоизоляция.

4. Агрессивное поведение (деструктивное)— форма социального поведения, включает закономерное прямое или опосредованное взаимодействие м/у людьми, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Ведущие признаки агрессивного поведения:

— выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях;

— тенденция к разрушению;

— направленность на причинение вреда окружающим людям;

— склонность к насилию (причинению боли).

Обобщая все перечисленные признаки, можно говорить о том, что агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.

Виды агрессивных проявлений:

1) физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против др. лица или объекта;

2) вербальная агрессия. — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

3) прямая агрессия. — непосредственно направленная против к.-л. объекта или субъекта;

4) косвенная агрессия. — действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

5) инструментальная агрессия., являющаяся средством достижения к.-л. цели;

6) враждебная агрессия. — выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

7) аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

8) альтруистическая агрессия., имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.

Агрессия — как состояние психологической защиты личности в процессе социализации выполняет ряд важных функций. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

Подростковая агрессия— чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе и т.п.). Изощренную жестокость проявляют также жертвы гиперопеки; избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки, жестокость для них своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ни могут объяснить.

Специфической особенностью агрессивного поведения в подростковом возрасте является его зависимость от группы сверстников на фоне крушения авторитета взрослых. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным. Также одной из причин агрессивного поведения в подростковом возрасте является гармональная перестройка организма.

Источник: http://studopedia.ru/9_78202_spetsifika-raboti-pedagoga-psihologa-s-detmi-gruppi-riska.html

СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»
рабочая программа по психологии на тему

— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».

— Познакомить с опытом работы с детьми «группы риска» в СОШ №6.

— Обсудить влияние системы воспитательной работы на работу с детьми «группы риска».

—Обсудить влияние эмоционального выгорания педагогов на появление (?) детей «группы риска».

Скачать:

ВложениеРазмер
seminar1.docx149.17 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР «Работа педагога – психолога с детьми «группы риска»

— Обсудить факторы и критерии, определяющие детей «группы риска».

— Познакомить с опытом работы с детьми «группы риска» в СОШ №6.

— Обсудить влияние системы воспитательной работы на работу с детьми «группы риска».

—Обсудить влияние эмоционального выгорания педагогов на появление (?) детей «группы риска».—

  1. Вступительное слово педагога – психолога

Работа с детьми «группы риска» — один из самых актуальных аспектов работы педагога – психолога. Особое внимание обращает на себя возрастающее число обучающихся с патологией, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Безусловно, таким детям необходима педагогическая реабилитации и коррекция.

Психологи и ученые отмечают изменения в детско – родительских отношениях. Наблюдается ситуация «разорванных связей». «Разорванные связи» — отсутствие коллектива в развитии ребенка (распад дворовой компании, класса, семьи). «Разорванные связи» не передают опыт сотрудничества. Падение родительской эффективности. Меняется категория детства. Поменялась детская литература (новые сюжеты, вестернизация; не борьба со злом, а использование силы, ловкости.

Данные с 2005 по 2010

  1. Достаточно снизилась когнитивное развитие дошкольников

Дивергентное мышление снизилось с хорошего до слаборазвитого. Дивергентное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления , применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Исследованиями дивергентного мышления занимались Е. Торранс, Д. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Груббер, И. Хайн, А. Б. Шнедер, Д. Роджерс.

  1. Снижение общей энергичности детей. Одновременно возрастание эмоционального дискомфорта.
  2. Снижение уровня развития сюжетно – ролевой игры.
  3. Падение любознательности и воображения.
  4. Неразвитость тонкой моторики.
  5. Снижение произвольности.
  6. У многих детей – «экранная зависимость». 60% родителей вместе с детьми проводят досуг у телевизора.
  7. Низкий уровень развития внимания.
  8. Многие дети не могут занять себя сами.
  9. Выросло количество детей, находящихся в аффективной напряженности.
  10. Увеличивается количество одаренных детей.
  11. Общее недоразвитие – 22,5%.
  12. Дисгармоничное развитие — 26,5%.
  13. 65% детей (леворуких, гиперактивных, астеничных и т.д.), требующих индивидуального подхода.
  14. Меняются ценностные ориентации. Чуткость, терпимость, сопереживание – занимают последнее место по данным социологического опроса. Первое место – решительность, умение добиваться своего.
  15. Появляются: общая астенизация(общая психическая и физическая слабость), эмоциональная неустойчивость, ГРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – общее ослабление опорно – двигательного аппарата.
  1. Обсуждение критериев и факторов, определяющих детей «группы риска».

Упражнение «Ассоциации» . Какие ассоциации у вас вызывают слова «группа риска»? Ведущему необходимо выявить представление о детях «группы риска». — Что для вас ДГР?

«Мозговой штурм». Работа в командах. Обсуждение результатов.

  1. По каким критериям можно отнести детей к «группе риска»?
  2. Какие факторы определяют «группу риска»? а) семья ( дисгармоничная семья); неблагополучная семья (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.;

низкий материальный уровень и плохие условия проживания;

низкий образовательный и культурный уровень родителей;

неправильное отношение и ошибки в воспитании ( неприятие ; гиперсоциальное воспитание; тревожно-мнительное воспитание; эгоцентрический тип восприятия);

отрицание самоценности ребенка;

б) продолжительные заболевания и тяжелые травмы;

в) неблагополучная ситуация в отношении подростка со сверстниками;

г) индивидуальные особенности (гиперактивность , леворукость);

д) эмоциональные нарушения (агрессивность, тревожность, импульсивность, психическая неустойчивость);

е ) дидактогенный фактор (при контакте с учителем, склонному к конфликтному стилю общения или авторитарному у детей может возникать состояние повышенной школьной тревожности, которое может в школьные неврозы)

  1. Как Вы думаете, является ли эмоциональное выгорание педагогов фактором, определяющим «группу риска»?
  2. В чем, по вашему мнению, состоит психолого – педагогическая помощь ДГР?
  3. Каков, по – вашему мнению, может быть состав коррекционной группы ДГР?
  4. С какими детьми «группы риска» возможна только индивидуальная работа?

Мультимедийная презентация «Работа педагога – психолога с ДГР»

Ведущий. Названные критерии можно объединить в несколько групп. Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов.

В группы риска входят дети и подростки из-за самых разнообразных показателей. Это могут быть: 1 – генотипические особенности и врожденные дефекты; 2 – социальные условия; 3 – особенности развития личности – дети и подростки с «социальным риском» нарушений возрастного психического и личностного развития.

  1. 1) дети, находящиеся на воспитании в семьях с низким уровнем социальной адаптации;
  2. 2) дети с высокой наследственной отягощенностью в сфере психических заболеваний (эндогенные психозы);
  3. 3) дети с гипердинамическим синдромом;
  4. 4) дети, находящиеся в условиях депривации;
  5. 5) дети, имеющие эмоциональные нарушения: агрессивные дети; эмоционально – расторможенные дети; тревожные дети.
  6. 6) леворукие дети.

Педагогическое сопровождение учащихся Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью. Помощь учащемуся в учебно-познавательной деятельности. Обеспечение постоянной связи с семьей. Осуществление тесной связи с педагогами-предметниками. Проведение тематических классных часов и мероприятий с привлечением учащихся «группы риска». Активизация творческой, трудовой, спортивной и др. деятельности. Проведение индивидуальной работы с учащимися «группы риска». Осуществление групповой поддержки детям «группы риска».

Вовлечение в кружки, секции, клубы. Профилактические беседы. Осуществление контроля за посещаемостью и успеваемостью. Социально-педагогическое с опровождение. Формирование правовой культуры подростков. Вовлечение в обществено-полезную деятельность. Социально-педагогическая помощь педагогам в работе с детьми «группы риска» и семье, у частие в школьном ПМПк. Координация работы между субъектами образовательного процесса и различных служб. ОДН, КД Н, ЦРП, ЦРБ. Должен изучать совместно с практическим психологом выявляет медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявлять позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка. Тесное сотрудничество с социальным педагогом благотворно влияет на результативность данной деятельности. Мы изучаем индивидуальные особенности ребенка и выявляем его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяем их причины, отслеживаем истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследуем условия и особенности отношений с социумом, жизнедеятельности ребенка.

Проведение диагностического минимума с целью выявления детей «группы риска» определенной категории. Выявление индивидуальных особенностей личностной и мотивационной сфер, выявление разного рода отклонений в поведении и отставании в учении (выделение «группы риска»). Формирование коррекционных групп и проведение коррекционно – развивающих занятий. Разработка индивидуальных программ психологического сопровождения Психологическое просвещение педагогов. Консультирование — индивидуальное; групповое по результатам диагностики с целью разработки рекомендаций. Психологическое просвещение родителей. Консультирование родителей. Участие в школьном ПМПк.

Учитель – логопед. Обследует состояния речи детей, осуществляет работу по исправлению звукопроизношения, по развитию словарного запаса, устранению оптической дисграфии и дислексии, восполнению пробелов в знаниях русского языка.

Учителя-предметники . Организация работы по коррекции знаний. Организуют дифференцированный подход в работе с обуч-ся.

Заместитель директора по УВР и ВР. Реализация разно уровневой модели содержания образования. Рациональная организация педагогического процесса. Вовлечение в общественополезную деятельность.

Осуществляет текущий контроль за соблюдением режима работы школы с детьми «группы риска».

Данные по Наро –Фоминской СОШ № 6 с углубленным изучением отдельных предметов.

  1. Дети из неблагополучных семей —
  2. Опекаемые дети-
  3. Обучающиеся, стоящие на учете в одн; на внутришкольном учете —
  4. Тревожные дети (5 кл.) —
  5. Агрессивные подростки ( 6,7,8 кл) —
  6. Леворукие —
  7. Общее недоразвитие речи —
  8. Низкий уровень психологической готовности (1 кл.)

Источник: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2013/03/29/seminar-rabota-pedagoga-psikhologa-s-detmi-gruppy-riska

Работа психолога с учащимися «группы риска»

Задачи:

— Исследовать психические проблемы у учащихся.

— Составить коррекционные программы, по результатам диагностики.

— Проводить коррекционные занятия с детьми, в соответствии с проблемными ситуациями.

— Проводить профилактическую работу с родителями и детьми.

— Отслеживать изменения в поведении учащихся, по результатам проведенной работы

Просмотр содержимого документа
«Работа психолога с учащимися «группы риска»»

Работа психолога с учащимися «группы риска»

Цель: профилактика и преодоление отклонений в социальном, психологическом здоровье и в развитии учащихся.

— Исследовать психические проблемы у учащихся.

— Составить коррекционные программы, по результатам диагностики.

— Проводить коррекционные занятия с детьми, в соответствии с проблемными ситуациями.

— Проводить профилактическую работу с родителями и детьми.

— Отслеживать изменения в поведении учащихся, по результатам проведенной работы.

Ожидаемый результат: морально – устойчивый, дисциплинированный, мотивированный на учебную деятельность учащийся.

— Кто такие дети «группы риска»?

Слово риск означает возможность, вероятность чего – либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти либо не произойти.

Дети «группы риска» находятся под воздействием нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Выделяют 2 аспекта:

Риск для общества, который создают дети данной категории.

Риск, которому сами дети постоянно подвергаются в обществе: риск потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного здоровья.

Факторы риска:

1. Медико – биологические;

2. Социально – экономические;

Категории детей:

Дети с проблемами в развитии;

Дети, оставшиеся без попечения родителей;

Дети из неблагополучных, асоциальных семей;

Дети из семей, нуждающихся в социально – экономической

и социально – психологической помощи и поддержке.

Критерии постановки на внутришкольный учет:

— Социальное неблагополучие семьи;

Отставание в развитии;

— Проявление элементов асоциального поведения (агрессивность, конфликтность, драчливость, жестокость, гиперактивность)

Психологическая неуравновешенность (неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, проблемы во взаимоотношениях в семье, со сверстниками и взрослыми, проявление невротических реакций, трудности в общении, демонстративность в поведении);

Педагогическая запущенность (отсутствие интереса к учению, несоответствие образу школьника);

Употребление ПАВ (разовый случай).

Динамика изменения численности

детей «группы риска» с 2015 по 2019 г г.

2015 — 2016 2016 — 2017 2017 — 2018 2018 — 2019

Содержание работы психолога по работе с учащимися «группы риска»

Родители

Учащиеся

Учителя

— Просвещение (беседы, собрания, лектории);

-Диагностика (анкеты, тесты);

-Вовлечение родителей в участие в школьных мероприятиях;

— Посещение уроков родителями.

Коррекция (тренинги, коррекц.упр.);

Составление индивид.плана раб.с особо трудн.учащ.

Просвещение (беседы, круглые столы, публичн. чтения, лекции );

Привлечение участкового, инспектора;

Вовлечение учащихся в мероприятия, кружков. и секцион.деят ;

Ежедневная проверка домашн.задания., дневника;

Отслеживание изменений в повед.учащ. (ведение дневников записей работы)

— Составление характеристики по итогам работы.

-Просвещение (тематич.сообщения на совещаниях);

-Индивидуальные беседы с классн.руководит., учит.предметниками-Консультации;

-Собрания «на троих»;

Диагностический материал

-Анкета по выявлению трудновоспитуемых в группе ;

-Методика по выявлению уровня самооценки учащихся;

-Мотивация учебной деятельности (анкета)

-Диагностика межличностных отношений (социометрия);

-Выявление уровня агрессивности, враждебности у учащихся (метод.Кука – Медлея, метод. Кактус, тест руки)

-Диагностика эмоциональной сферы личности («Несуществующее животн.», шкала тревожности, ДДЧ);

-Диагностика особенностей семейных взаимоотношений («Рисунок семьи», «Незаконченные предложения»;

-Определение типа темперамента, акцентуированных черт характера (Айзенк, Леонгард — Шмишек);

-Анкеты по изучению мнения подростков по проблеме зависимостей и табакокурения;

-Анкета «Социально-психологический портрет современной семьи»;

-Родительское отношение к детям (Тест- опросник А.Я Варга, В.В Стоилин.)

-Диагностика суицидальной направленности подростков 8 — 11 кл. (тест ИСН);

— Изучение творч. способностей учащихся (тест «Определение стиля мышления», тест «Семь типов , диагн. креативности Рензулли, карта одаренности);

— Диагностика интеллектуального развития учащихся (Тест Штур, субтест Р. Амтхауэра.);

— Диагностика профессиональной направленности личности (Тест «Карта интересов»).

Информационная карта на учащихся «группы риска»

Источник: http://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/rabota_psikhologa_s_uchashchimisia_gruppy_riska

Работа психолога с детьми группы риска

Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и правильно организованная психолого-педагогическая помощь играет важную роль в предотвращении деформации личности ребенка.

Поэтому следует проводить раннее выявление детей «группы риска». Как ни кто другой, они требуют пристального внимания и изучения их индивидуальных особенностей, а так же разработки программ коррекционного развития (устранение главных причин, сопутствующих причин, помощь и поддержка одноклассников).

Актуальной остается и проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.

Схема психолого-медико-педагогического сопровождения может выглядеть следующим образом (рис.1):

работа психолога с детьми группы риска

Рисунок 1 — Схема психолого-медико-педагогического сопровождения детей «группы риска»

В школе работа с детьми «группы риска» начинается с просветительской деятельности: на педагогическом совете социальный педагог и психолог знакомят педагогов школы с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или «группе риска». Методические рекомендации для педагогов и специалистов образовательных учреждений по организации работы с детьми группы риска / Сост. Мокрицкая С.Н. и др. — Н. — Вартовск: МУ «Центр развития образования», 2009. — С. 3-8.

Начальный этап работы с детьми «группы риска»начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами и т.п.).

В начале учебного года классными руководителями заполняются на каждого учащегося психолого-педагогические карты учащихся и социально-психологические характеристики семей, которые дают первоначальную информацию о ребенке. Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:

1 этап. Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива. Классный руководитель изучает:

личные дела учащихся;

результаты медицинского обследования;

результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;

результаты диагностирования педагога-психолога;

жизнедеятельность учащихся вне школы.

Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:

кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;

кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен;

какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;

в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся.

2 этап. Выявление учащихся «группы риска». Классному руководителю необходимо узнать особенности коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту учащегося. Классный руководитель:

составляет карту класса по выявлению детей «группы риска» (Приложение №1);

выявляет учащихся «группы риска» в соответствии с классификацией;

составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

3 этап. Планирование работы с учащимися «группы риска». Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или «группе риска» (Приложение 2). При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем.

4 этап. Реализация плана воспитательных мероприятий. Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени.

Особая роль в работе с детьми «группы риска» отводится социальному педагогу. Основные требования к планированию работы социального педагога представлены в Приложение 3. Можно выделить этапы работы социального педагога с учащимися «группы риска»:

1. Социальный педагог на основании банка данных классных руководителей формирует общий банк данных по школе учащихся «группы риска».

2. Социальный педагог планирует работу с учащимися и семьями группы риска, включая взаимодействия с классными руководителями, специалистами школы.

3. Социальный педагог изучает с педагогом-психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.

4. Социальный педагог изучает материальные и жилищные условия подопечных. Ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.

5. Социальный педагог за определенный период (срок устанавливает администрация образовательного учреждения). Отслеживает результаты реализации плана мероприятий по работе с детьми «группы риска».

Социально-педагогическую работу социальный педагог осуществляет согласно своей профессиональной компетенции с учетом выявленной проблемы ребенка в следующих формах:

индивидуальная форма:

беседы с ребенком и его родителями на морально-нравственную тематику, оценку поведения в социальном окружении, в школе, отношение к родителям/между родителями;

социально-педагогическое консультирование по выявлению и разрешению проблем детско-родительских, детско-детских отношений;

методы внушения, убеждения, контроля.

групповая форма:

групповые беседы по проблемам организации безопасности жизнедеятельности ребенка в социальном контексте;

обучение правилам самозащиты в экстренных случаях;

проведение социально-педагогических тренингов в зависимости от выявленных проблем (совместно с психологом), с привлечением работников ИДН, компетентных специалистов в области санитарно-гигиенической службы и т.п.

Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются оптимизация общения учащихся со сверстниками и взрослыми, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой:

изучение положения ребенка в окружающей социальной микросреде;

выявление положительных и отрицательных качеств личности ребенка, его склонности и способности;

определение уровня обучаемости;

изучение состояние физического здоровья ребенка;

установление степени искажений духовных потребностей;

изучение основных ценностных ориентиров ребенка.

Организация психологической помощи детям группы риска включает:

изучение психологического своеобразия детей «группы риска», особенности их жизни и воспитания, умственного развития и отношение к учению, волевого развития личности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.

выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителей, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.

психологическое консультирование с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть, неуверенность в общении с другими.

коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания.

Накопление данных психологического изучения детей с различными недостатками показало, что каждый тип нарушенного развития имеет определенную, только ему свойственную психологическую структуру. Поэтому, начиная работу по выявлению детей «группы риска», прежде всего, необходимо четко сформулировать критерии, по которым ребенка можно отнести к «группе риска», и в соответствии с ними подбирать методики. Желательно ограничиться двумя, максимум тремя критериями, иначе либо выявленная группа будет чрезмерно разнородной, либо возникнет множество спорных ситуаций: относится ребенок к «группе риска» или нет.

Необходимо помнить, что ни в коем случае нельзя принимать решение на основании одной методики, нужно составить диагностическую батарею. Так, например, «группой риска» в начальной школе могут стать дети-левши или дети с выраженными элементами левшества. Для выявления этих детей нужно собрать информацию у учителей и родителей и провести диагностические методики, направленные на выявление ведущей руки.

Психологу очень важно понимать, что возможности диагностических методик ограничены и весьма затруднительно получить на основании результатов диагностики исчерпывающую картину. Поэтому, при наличии перед психологом такой задачи как выявление детей «группы риска», помимо диагностики, необходимо опираться на экспертные оценки педагогов и результаты наблюдений за детьми.

Таким образом, в своей работе педагог-психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, беседа с родителями и учителями, с самим учащимся проективные методы.

Выявление детей «группы риска» ведется в течение всего учебного года регулярно комплексной методикой, которая включает в себя:

изучение школьной документации;

запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних;

беседы с учителями, учащимися, родителями, соседями, опросы мнений;

наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье;

а также методами педагогической диагностики, например:

1) методика определения уровня воспитанности классного коллектива;

2) методика изучения сформированности классного коллектива;

3) самоуправление в классном коллективе;

4) методика изучения социализированности личности учащегося;

Выводы по раннему выявлению детей «группы риска» будут более точными, если к педагогической диагностике личности учащегося привлечь самих учащихся. На практике оправдали себя следующие методы самоизучения и самооценки:

1) сочинения по определенной тематике и составленному плану;

2) самохарактеристики и самоинтервью «Познай себя»;

3) игры, направленные на самопознание (Приложение 5).

Пакет валидных методик рекомендованных для диагностической работы в начальной школе представлен в Приложении 4.

Раз в четверть классным руководителем и психологом, по результатам наблюдений и анализа диагностики отклоняющегося поведения заполняется карта наблюдений, которая помогает определить сферы и степень неблагополучия ребенка, и является основой для разработки коррекционной программы работы с учащимся с учетом выявленной проблемы ребенка.

Кроме того, при организации работы с детьми «группы риска» можно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе со всеми детьми этой категории. Там же. — С. 3-8.

Во-первых, особенно велика ответственность педагога, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно — житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями.

Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

основная отличительная особенность детей «группы риска» заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов (у них есть семья, родители, они посещают обычные образовательные учреждения), но фактически в силу причин различного характера, от них независящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере базовые права, закрепленные Конвенцией ООН о правах ребенка и другими законодательными актами, — права на уровень жизни, необходимой для их полноценного развития, и права на образование;

в отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения;

в отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения;

дети «группы риска» (одаренность, слабая обучаемость или нездоровье) могут быть установлены только профессионально подготовленными специалистами;

адекватное психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в «группу риска».

для работы с учащимися «группы риска» необходимо сотрудничество всех педагогов школы. Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем ребенка, качественно организовывать профилактическую работу. Каждый из них должен понимать, что взаимодействие разных специалистов в решении проблем детей и подростков является трудной задачей, но это единственное, что позволит рассматривать проблемы с разных сторон, учитывать разные точки зрения на одну и туже проблему.

Источник: http://studbooks.net/1685075/psihologiya/vyyavlenie_soprovozhdenie_detey_gruppy_riska

Профилактическая работа психолога с детьми группы риска в школе

работа психолога с детьми группы риска

Просмотр содержимого документа
«Профилактическая работа психолога с детьми группы риска в школе»

Аналитическая справка

по результатам профилактической работы педагога-психолога

с детьми, состоящими на различных видах профилактического учета

В первом полугодии 2018- 2019 учебного года с целью профилактики правонарушений была проведена работа педагога — психолога по следующим направлениям:

Диагностическое направление.

Анализ развития познавательных способностей, проблем личностного развития, взаимодействие родителей и детей дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности, а также как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках проведения диагностической работы с учащимися и их родителями проводилось следующее тестирование:

С учащимися, состоящими на профилактическом учете в ПДН ОМВД, проводятся следующие диагностики:

Диагностика эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера);

Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методика «ДДО»);

Самооценка психических состояний (Г. Айзенк);

Социограмма семьи (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис);

Рисунок «Несуществующее животное»;

Диагностика, направленная на выявление мотивации к обучению;

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин).

С учащимися, состоящими на внутришкольном учете, а также на контроле классного руководителя:

Диагностика профессиональных интересов и склонностей (методика «ДДО»)

Диагностика уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)

Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона)

Самооценка психических состояний Г. Айзенк

Диагностика самооценки Дембо – Рубинштейна;

Вывод. По результатам диагностической работы по данным направлениям было выявлено: повышенный уровень тревожности и аутоагрессии данной категории учащихся, результатом чего является чувство собственной некомпетентностии негативная самооценка;переживание эмоциональной отверженности отдельных учащихся в семье; сниженная мотивация к обучению и низкий уровень концентрации внимания.

Диагностическая работа с данной категорией детей позволило спланировать дальнейшую развивающую и консультативную работу.

Коррекционно-развивающее направление.

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 3 – 5х, 6 – 10х классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот период было проведено 19 групповых коррекционно-развивающих занятий.

А также, коррекционно-развивающая работа велась в индивидуальном режиме с учащимися 3 – 5х, 6 – 10х классов. Проведено 32 индивидуальных занятия.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

С учащимися, состоящими на внутришкольном учете и на контроле классного руководителя:

коррекция эмоционального состояния;

работа со стрессовыми состояниями;

работа с агрессией;

развитие коммуникативных навыков;

С учащимися, состоящими на профилактическом учете в ПДН ОМВД

коррекция эмоционального состояния;

работа со стрессовыми состояниями;

работа с агрессией;

развивающие занятия, направленные на коррекцию волевого самоконтроля, способности личности к самообаданию.

Все учащиеся, состоящие на различных видах профилактического учета вовлечены во внеурочную деятельность, посещают объединения дополнительного образования, а также участвуют в общешкольных воспитательных мероприятиях.

Консультативное направление

За прошедший период было проведено 22 консультации для учащихся, а также 9 – для педагогов школы, и 16 консультаций для родителей учащихся.

Процесс консультирования проходит в два этапа:

а) первичное консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется запрос;

б) повторное консультирование – для получения объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме.

В процессе консультирования решались следующие задачи:

трудности в общении со сверстниками;

эмоционально-поведенческие трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.);

проблемы в детско-родительских отношениях;

трудности в профессиональном самоопределении;

консультации по результатам групповой диагностики.

В ходе работы с родителями на консультациях разбирались проблемы внутрисемейных отношений, низкая мотивация обучения детей, противоправное поведение подростков, с получением дальнейших рекомендаций для эффективного взаимодействия.

Вывод. В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности.

Просветительская деятельность.

Данное направление деятельности реализуется в следующих формах:

1) По результатам проблем,выявленных в ходе консультирования, касающихся взаимоотношенийродителей и детей, организовановыступление на педагогическом совете и методическом объединении классныхруководителей. Тема выступления — «Взаимодействие семьи и школы». Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической грамотности педагогического коллектива.

2) Выступления на родительских собраниях. Всего было проведено 4 выступленияна общешкольных родительских собраниях.

Темы проведенных выступлений: адаптация учащихся 1х, 5х классов, «Безопасное поведение в сети Интернет», «Как помочь ребенку сдать ЕГЭ»

3) Групповые и индивидуальные просветительские консультации учащихся 9, 11 классов по вопросам профессионального самоопределения и подбору учебных заведений.

4) Размещение информации на сайте школы, оформление стенда «Уголок психолога»

Реализацию просветительской деятельности можно считать качественной и успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты: полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также совершенствование способов подачи информации.

Источник: http://multiurok.ru/index.php/files/profilakticheskaia-rabota-psikhologa-s-detmi-grupp.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *