Срочная психологическая помощь — срочная психологическая помощь

30.07.2018

позвонив по номеру +7 (925) 486-72-03 (телефон, WhatsApp, Viber)

Срочная психологическая помощь

срочная психологическая помощь

Когда оказывается срочная психологическая помощь?

Срочная психологическая помощь (в отличие от долгосрочной психологической поддержки) — достаточно непродолжительная, «восстановительная» форма психологических услуг, помогающая человеку обрести душевную (психологическую, эмоциональную) устойчивость.

Записаться на консультацию Вы можете:

позвонив по скайпу (логин — t89254867203)

позвонив по номеру +7 (925) 486-72-03 (телефон, WhatsApp, Viber)

и мы с Вами сможем обсудить удобный формат и время консультации.

Длительность консультации — 60 минут.

Стоимость консультации — по договоренности.

Формат срочной психологической помощи, как правило, используется в двух случаях:

Восстановление при сильных нагрузках

Восстановительный эффект достигается за счет того, что во время откровенного рассказа клиента о трудностях, психолог помогает клиенту, во-первых, отреагировать эмоциональное напряжение, и во-вторых, провести самоанализ мыслей, действий, отношений. Эмоциональная разрядка клиента составляет одну из важнейших задач психолога, поскольку позволяет снять душевное страдание, восстановить силы, разобраться с собственными проблемами и найти пути их решения. Для достижения данного эффекта психолог использует «экспресс-методы» психологического воздействия и различные приёмы релаксации (психологической разгрузки).

Краткосрочная помощь при психотравмирующем событии

Основные задачи психолога по оказанию помощи при острых стрессовых реакциях можно сформулировать следующим образом:

Психолог использует следующие методы в работе с клиентом, пережившим психотравмирующее событие — психологическое сопровождение, эмоциональная поддержка, ведение и информирование, психологическое вмешательство:

Срочная психологическая помощь всегда оказывается в сжатые сроки (от 2-х до 8-ми встреч с клиентом в зависимости от характера стресса и личностных особенностей человека).

Обратите внимание, что:

Источник: http://practic-psychologist.ru/service/kratkosrochnaya-psikhologicheskaya-pomoshch/

Срочная психологическая помощь

срочная психологическая помощь

Есть случаи, когда человеку нужно срочно получить консультацию психолога. Причины, почему консультация нужна срочно могу быть разные: это может быть как тяжелая трагедия, неожиданно случившаяся в жизни человека, так и неприятная иногда даже бытовая ситуация, которая сильно выбила из равновесия.

В случае, если речь идет о человеке в состоянии острого горя или шока, полученного в результате острого психотравмирующего события, помощь психолога требуется для того, чтобы облегчить переживание кризиса, способствовать психологической проработке очень сильных и тяжелых чувств связанных с психотравмой. Это помогает снизить риск стойких психопатологических последствий травматического события. В случае, если помощь не будет оказана человеку вовремя велик риск развития посттравматического стрессового расстройства.

Человеку, оказавшемуся в сложном эмоциональном состоянии, например, из-за ссоры, разрыва отношений, конфликтной ситуации с кем-то из близких или на работе, необходимо избавиться от переполняющих его эмоций, разделить их с кем-то, получить поддержку, почувствовать, что есть кто-то и на твоей стороне. Беседа с психологом поможет хотя бы отчасти вернуться в состояние душевного равновесия, понять суть сложившейся ситуации, наметить способы выхода из нее, в случае если изначально она воспринимается клиентом как тупиковая и безвыходная.

Однако далеко не все специалисты, психологи и психотерапевты, могут принять пациента в тот же день, когда он обратился.

Куда же можно обратиться в случае, когда специалист нужен немедленно.

  1. Московская служба психологической помощи населению.

Номер неотложной помощи в Москве: 051. Работает круглосуточно, бесплатно, с городского номера. Так же в Московской службе можно получить очную консультацию. Номер для записи: +7(499)173-09-09.

Экстренная помощь: +7(499)177-34-94. Для москвичей услуги психотерапевтов и психологов предоставляются бесплатно.

  1. Экстренная медико-психологическая помощь в кризисных ситуациях

Круглосуточно для взрослых: +7(499)791-20-50

Круглосуточно для детей: +7(499)624-60-01

  1. Телефон доверия экстренной психологической помощи: +7(495)575-87-70
  2. Кризисный центр для женщин и детей.

Телефон доверия: +7(499)977-20-10 работает по будням с 10 до 18 часов)

  1. Независимый благотворительный Центр пережившим сексуальное насилие «Сестры»

Тел. доверия: +7(499)901-02-01 работает по будням с 10 до 20 часов.

Источник: http://cathexis.ru/srochnaya-psihologicheskaya-pomoshh/

Путь к совершенству

срочная психологическая помощь

Экстренная психологическая помощь по телефону

Экстренная психологическая помощь по телефону.

срочная психологическая помощьВ этой статье я рассказывала вам, мои читатели, о психологической помощи и как не ошибиться в выборе лекаря души. Сегодня я хочу рассказать вам о службе, оказывающей экстренную психологическую помощь по телефону. То есть о Телефоне Доверия – кризисной линии, по которой квалифицированные психологи окажут экстренную психологическую помощь в любое время суток. На Телефон Доверия могут обратиться и взрослые и дети, оказавшиеся один на один с кризисной ситуацией.

В следующем выпуске статьи слушайте интервью с руководителем Телефона Доверия Удмуртской Республики Тугашевой Натальей Леонидовной.

Чем же психологическая помощь, оказываемая очно, когда человек заранее записывается или договаривается с психологом о встрече, отличается от, так называемой, заочной помощи, оказываемой по телефону.

На кризисную линию человек может позвонить в любое время дня и ночи в том случае, когда ему необходима срочная психологическая помощь и он не может самостоятельно выйти из тупика создавшейся ситуации. Ведь не всегда может рядом оказаться человек, которому можно довериться. Поэтому и существует экстренная квалифицированная психологическая помощь по телефону, где консультант -психолог поможет человеку снять острую душевную боль, поговорив с ним и поддержав его в трудной ситуации.

А для чего же тогда существует очная психологическая помощь – спросите вы. Для того, чтобы найти выход из затянувшейся ситуации (это можно сравнить с хроническим заболеванием), из которой человек не видит выхода самостоятельно. В этом случае человек может несколько раз приходить на встречу с психологом и искать решение из создавшейся ситуации с помощью квалифицированного специалиста, в данном случае.

Многие заблуждаются и звонят на Телефон Доверия довольно часто, ради развлечения. Понятно, если это детская линия, дети могут развлекаться по телефону, что свойственно их возрасту. Хотя и дети, развлекаясь, звонят на кризисную линию не просто так. Значит, что – то тревожит их, просто они боятся об этом говорить напрямую или не знают с чего начать. В нашей стране, к сожалению, и взрослые люди не умеют пока обращаться за помощью в психологические службы, считая это пустой тратой времени. Хорошо, если человек сам находит в себе силы выйти из трудной ситуации, а если нет?

Так вот, когда взрослые люди занимают кризисную линию, развлекаясь или просто болтают или говорят о своих болячках, например, уже в тысячный раз разным консультантам Телефона Доверия и ничего при этом не меняя в своей жизни, они зачастую забывают о том, что в это время может звонить человек, находящийся между жизнью и смертью, к примеру. Человек, которому действительно нужна экстренная психологическая помощь. А если это ребенок или подросток… Только задумайтесь на минуту!

Некоторые люди вовсе разучились думать о других, а если случается что – то с ними, начинают удивляться, почему именно они попали в неприятную ситуацию или ситуацию конфликта. Вселенная дает нам понять, что мы сделали что – то не так, что надо изменить свое отношение к окружающим нас людям и тогда добро и душевная теплота окружающего мира вернется к нам сторицей. Вселенная компенсирует абсолютно все моменты нашей жизни, нашего отношения к людям. ко всему живому на Земле. Жаль, что мы иногда об этом не задумываемся.

Так же и с экстренной психологической помощью по срочная психологическая помощьтелефону. Если вам очень плохо и вы не видите выхода из создавшегося положения, звоните на горячую линию Телефона Доверия в любое время суток. А если вам просто скучно, то не занимайте линию пустыми разговорами, поверьте, консультанту – профессионалу необходимы силы для оказания квалифицированной помощи человеку, находящемуся с острой кризисной ситуации один на один и сейчас не может дозвониться.

Расскажите и объясните это своим детям. Давайте научим наших детей ценить человеческую жизнь с самого раннего детства. Мы же все хотим, чтобы наши дети как можно скорее пришли к совершенству, с которым они появились на свет, но мы взрослые «благополучно» даем им быстро забыть об этом. Давайте поможем нашим любимым детям любить и уважать чувства других.

Дорогие мои читатели, поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Не все люди знают, куда им можно обратиться за психологической помощью в любое время суток, тогда, когда в их душе царит беспросветная мгла.

Номера анонимного Телефона Доверия в городе Ижевске:

8(3412) 658 — 072

8(3412) 658 — 073

Единый в России бесплатный анонимный Телефон Доверия для детей и подростков:

8 800 2000 122.

А я, в свою очередь, желаю вам жизнь без кризисов, друзья.

Источник: http://v-izhikowa.ru/ekstrennaya-psihologicheskaya-pomoshh/

Экстренная психологическая помощь

Психология поведения человека в экстремальных ситуациях. Психические расстройства во время чрезвычайных ситуаций. Факторы, влияющие на формирование психопатологических проявлений невротического уровня. Психическая адаптация к экстремальным условиям.

РубрикаПсихология
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления08.06.2013
Размер файла637,6 K

срочная психологическая помощь

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стихийные бедствия, катастрофы, аварии, применение противником в случае войны различных видов оружия создают ситуации, опасные для жизни, здоровья и благополучия значительных групп населения. Эти воздействия становятся катастрофическими, когда они приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания значительного числа людей. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет стихийные бедствия (катастрофы) как ситуации, характеризующиеся непредусмотренными серьезными и непосредственными угрозами общественному здоровью. На людей, находящихся в экстремальных условиях, наряду с различными поражающими факторами действуют и психотравмирующие обстоятельства, представляющие собой обычно комплекс сверхсильных раздражителей, вызывающих нарушение психической деятельности в виде так называемых реактивных (психогенных) состояний. Следует подчеркнуть, что психогенное воздействие экстремальных условий складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

Возможность возникновения и характер психогенных расстройств, их частота, выраженность, динамика зависят от многих факторов: характеристики экстремальной ситуации (ее интенсивности, внезапности возникновения, продолжительности действия); готовности отдельных людей к деятельности в неблагоприятных условиях, определяемой их личностно-типологическими качествами, профессиональной, психологической устойчивостью, волевой и физической закалкой; организованности и согласованности деятельности в экстремальных условиях; поддержки окружающих; наличия наглядных примеров мужественного преодоления трудностей[1].

Ученые отечественной психологии, внесшие большой вклад в изучение данной проблемы: Решетников М.М., Малкина-Пых И.Г., Лебедев В.И., Теплов Б.М., Кузнецов О.Н., Короленко Ц.П.

Целью данной работы является изучение особенностей проявления перспективной функции общения в экстремальных условиях.

Объект исследования — общение в экстремальных условиях.

Предмет исследования — рассмотрение особенностей поведения в экстремальных ситуациях.

1) Анализ современного состояния проблемы изучения поведения и общения в экстремальных условиях.

2) Раскрытие методик общения с людьми, находящимися в экстремальных условиях.

3) Изучение возможности возникновения и характер психогенных расстройств.

Основные методы исследования: анализ, сравнение, синтез, обобщение.

1. Психология поведения человека в экстремальных ситуациях

1.1 Психология экстремальных ситуаций

Психология экстремальных ситуаций — это одно из направлений прикладной психологии. Оно исследует проблемы, связанные с оценкой, предвидением и оптимизацией психических состояний и поведения человека в стрессовых ситуациях.

Стресс (данный термин переводится с английского как «давление, напряжение») — это понятие, используемое для обозначения широкого круга состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Стрессоры обычно делят на физиологические (боль, голод, жажда, чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура и т.п.) и на психологические (факторы, действующие своим сигнальным значением, такие как опасность, угроза, обман, обида, информационная перегрузка и т.п.).

В зависимости от вида стрессора и характера его воздействия выделяют различные виды стрессов, в наиболее общей классификации — физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда человек, несущий большую ответственность за последствия принимаемых им решений, не справляется с поиском нужного алгоритма, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе. Яркие примеры информационных стрессов дает работа операторов технических систем управления.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих физической безопасности человека (войны, преступления, аварии, катастрофы, тяжелые болезни и т.п.), его экономическому благополучию, социальному статусу, межличностным отношениям (потеря работы, средств существования, семейные проблемы и т.п.).

Независимо от разновидности стрессоров, психологи изучают те последствия, которые они вызывают на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. За редкими исключениями, последствия эти отрицательные. Происходят эмоциональные сдвиги, деформируется мотивационная сфера, изменяется ход процессов восприятия и мышления, нарушается двигательное и речевое поведение. Особенно сильное дезорганизующее воздействие на человеческую деятельность производят эмоциональные стрессы, достигшие степени аффекта в той или иной его форме (импульсивной, тормозной или генерализующей). Сила аффекта такова, что они способны тормозить любые другие психические процессы. Более того, аффекты навязывают человеку определенные стереотипные способы «аварийного выхода» из экстремальной ситуации, соответствующие форме проявления аффекта. Однако подобные способы, сформировавшиеся за миллионы лет биологической эволюции вида «хомо сапиенс» (бегство, оцепенение, неуправляемая агрессия), оправдывают себя только в типичных биологических условиях, но не в социальных!

Следовательно, оптимизация психических состояний и поведения человека в экстремальных ситуациях должна предусматривать соответствующую психологическую подготовку. В противном случае нечего надеяться на то, что пребывающий в стрессовом состоянии индивид будет действовать рационально, энергично, быстро, настойчиво [2].

Г. Селье [3] понимал под стрессом симптомокомплекс физиологических реакций, представляющих неспецифическую реакцию систем на повреждающий фактор (стрессор). Вначале в качестве стрессоров рассматривались различные внешние физические или химические факторы, повреждающие ткань. Концепция стресса исходила из того, что физиологические реакции, вызываемые воздействием на организм стрессора, имеют защитный характер и полезны для организма. В дальнейшем эта точка зрения подвергалась пересмотру в плане того, что стрессовые реакции оказываются также вредными для организма.

В словаре психологических терминов под стрессом понимаются экстремальные физические и психические нагрузки различного происхождения. Ответ организма на них проявляется в адаптационном синдроме, имеющем 3 стадии (по Г. Селье): I стадия — реакция тревоги; II — стадия сопротивления; III — истощения.

В свою очередь в стадии реакции тревоги выделяют 2 фазы: а) начальная фаза непосредственного влияния патогенного фактора (фаза шока). Протекает с падением артериального давления, снижением температуры; б) фаза противодействия шоку.

Впервые в психологии понятие стресса было введено согласно А. Лазарусу в 1944 году [4]. История вопроса начинается с периода второй мировой войны. Врачи, психологи и психиатры, работающие в армии США, встречались с проблемами нарушений адаптации к службе и психическими расстройствами, возникавшими в условиях военных действий. Психофизиологические изменения выступали, таким образом, не в связи с физическими травмами, а с воздействием комплекса социально-психологических факторов. Большое значение для популяризации концепции имели исследования С. Гринкера, Г.О. Шпигеля, представивших анализ психологических факторов.

1.2 Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций

Классификации психических заболеваний диагностических и синдромальных оценок, по существу, не применявшихся до середины XX столетия. К их числу относятся:

· Посттравматические стрессовые расстройства.

А также предболезненные невротические проявления, реакции на острый стресс, расстройства адаптации, стресс боевой обстановки и ряд других. Являются ли перечисленные расстройства «новыми» болезнями нашего столетия? Ответы на этот вопрос в существующей литературе неоднозначны. С нашей точки зрения, речь идет лишь о расстановке акцентов психопатологических нарушений у больших групп людей, в первую очередь порожденных издержками современной цивилизации и социальными конфликтами. Эти нарушения в феноменологическом плане описывали и раньше, однако их специально не обобщали и не выделяли. Происходило это главным образом потому, что общество не было готово воспринять социальные причины, ухудшающие психическое здоровье, и осознать необходимость соответствующих профилактических и реабилитационных мероприятий.

Психогенные расстройства, наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф, рассмотрим в таблице 1.

Таблица 1. Психогенные расстройства

Реакции и психогенные расстройства

Непатологические (физиологические) реакции

Преобладание эмоциональной напряженности, психомоторных, психовегетативных, гипотимических проявлений, сохранение критической оценки происходящего и способности к целенаправленной деятельности

Психогенные патологические реакции

Невротический уровень расстройств — остро возникшие астенический, депрессивный, истерический и другие синдромы, снижение критической оценки происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Психогенные невротические состояния

Стабилизированные и усложняющиеся невротические расстройства — неврастения (невроз истощения, астенический невроз), истерический невроз, невроз навязчивых состояний, депрессивный невроз, в ряде случаев утрата критического понимания происходящего и возможностей целенаправленной деятельности

Острые аффективно-шоковые реакции, сумеречные состояния сознания с двигательным возбуждением или двигательной заторможенностью

В последние годы анализ состояния психического здоровья населения свидетельствует о росте непсихотических, так называемых пограничных психических расстройств, в первую очередь невротических и соматоформных расстройств и реакций адаптации, непосредственно связанных с негативными изменениями социально-экономической ситуации и духовной жизни широких слоев населения. При этом за последние 10 лет общее число инвалидов вследствие психических расстройств (основную группу которых составляют больные с непсихотическими расстройствами) возросло. Проведенное обследование отдельных выборочных групп населения показало, что, во-первых, значительная часть больных, особенно с невыраженными невротическими расстройствами остается вне поля зрения специалистов и, во-вторых, наибольшее число больных наблюдается в группах пострадавших во время и после чрезвычайных ситуаций.

Сотрудники ГНЦ (Государственный научный центр) уделяют большое внимание медико-психологической и психиатрической помощи населению, подвергшемуся стрессовым воздействиям, в том числе пострадавшим после стихийных бедствий, катастроф, локальных войн, межнациональных конфликтов.

В этих случаях особенно наглядно выявляется системный характер динамики биологических и личностно-типологических механизмов в формировании психофизиологических нарушений невротического уровня, рассмотренные на рисунке 2.

Рисунок 2 — Основные факторы, влияющие на формирование психопатологических проявлений невротического уровня

Учет всего комплекса спасательных, социальных и медицинских мероприятий дает возможность схематически выделить три периода развития ситуаций, которые вызывают различные психогенные нарушения.

Первый — острый период — характеризуется внезапно возникшей угрозой собственной жизни и гибели близких. Он продолжается от начала воздействия до организации спасательных работ (минуты, часы). Мощное экстремальное воздействие затрагивает в этот момент в основном жизненные инстинкты (самосохранение) и приводит к развитию неспецифических, внеличностных психогенных реакций, основу которых составляет страх различной интенсивности. В это время наблюдаются преимущественно психогенные реакции психотического и непсихотического уровня. Особое место в этот период занимают психические расстройства у получивших травмы и ранения. В таких случаях требуется квалифицированный дифференциально-диагностический анализ, направленный на выявление причинно-следственной связи психических нарушений как непосредственно с психогениями, так и с полученными повреждениями (черепно-мозговая травма, интоксикация вследствие ожога и др.).

Во втором периоде, протекающем при развертывании спасательных работ, по образному выражению, начинается «нормальная жизнь в экстремальных условиях». В это время в формировании состояний дезадаптации и психических расстройств значительно большее значение имеют особенности личности пострадавших, а также осознание ими не только продолжающейся в ряде случаев жизнеопасной ситуации, но и новых стрессовых воздействий, таких как утрата родных, разобщение семей, потеря дома, имущества. Важным элементом пролонгированного стресса в этот период является ожидание повторных воздействий, несовпадение ожиданий с результатами спасательных работ, необходимость идентификации погибших родственников. Психоэмоциональное напряжение, характерное для начала второго периода, сменяется к его концу, как правило, повышенной утомляемостью и «демобилизацией» с астенодепрессивными проявлениями.

В третьем периоде, начинающемся для пострадавших после их эвакуации в безопасные районы, у многих происходит сложная эмоциональная и когнитивная переработка ситуации, оценка собственных переживаний и ощущений, своеобразная «калькуляция» утрат. При этом приобретают актуальность также психогенно-травмирующие факторы, связанные с изменением жизненного стереотипа, проживанием в разрушенном районе или месте эвакуации. Становясь хроническими, эти факторы способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств. Наряду с сохраняющимися неспецифическими невротическими реакциями и состояниями в этот период начинают преобладать затянувшиеся и развивающиеся патохарактерологические изменения, посттравматические и социально-стрессовые расстройства. Соматогенные психические нарушения при этом могут носить разнообразный «подострый» характер. В этих случаях наблюдается как «соматизация» многих невротических расстройств, так и в известной мере противоположные этому процессу «невротизация» и «психопатизация», связанные с осознанием имеющихся травматических повреждений и соматических заболеваний, а также с реальными трудностями жизни пострадавших.

Наиболее часто наблюдаемые при жизнеопасных ситуациях во время и после стихийных бедствий и катастроф психогенные расстройства можно объединить в 4 группы — непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы (см. таблицу 1).

Во все указанные периоды развитие и компенсация психогенных расстройств при чрезвычайных ситуациях зависят от трех групп факторов: особенность ситуации, индивидуальное реагирование на происходящее, социальные и организационные мероприятия. Однако значение этих факторов в различные периоды развития ситуации неодинаково. На рисунке 2 схематически показан удельный вес динамически изменяющихся факторов, в первую очередь влияющих на психическое здоровье во время и после любой чрезвычайной ситуации. Представленные данные свидетельствуют о том, что с течением времени теряет непосредственное значение характер чрезвычайной ситуации и индивидуальные особенности пострадавших и, напротив, возрастает и занимает основополагающее значение не только собственно медицинская, но и социально-психологическая помощь и организационные факторы. Из этого следует, что социальные программы в решении вопросов охраны и восстановления психического здоровья у пострадавших после чрезвычайных ситуаций имеют первостепенное значение [5].

1.3 Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой

Проблема состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой (стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты) в последние годы вызывает серьезную озабоченность ученых и практиков всего мира. Однако до настоящего времени основное внимание исследователей было направлено преимущественно на изучение последствий подобных ситуаций — медико-психологических, экономических, социально-политических и т.д. Вероятно, следует признать, что, несмотря на значительный объем достаточно обоснованных данных о воздействии различных экстремальных факторов и особенностях организации спасательных и антитеррористических операций, ряд аспектов проблемы, в частности, динамика состояния и поведения пострадавших и заложников до настоящего времени принадлежат к наименее исследованным. Вместе с тем именно специфика реакций пострадавших, а также их динамика во времени во многом определяют стратегию и тактику антитеррористических операций, спасательных, медицинских и медико-психологических мероприятий как непосредственно в период чрезвычайной ситуации, так и в последующем.

В публикации излагаются обобщенные результаты изучения состояния, психических и поведенческих реакций, а также деятельности людей, подвергшихся воздействию экстремальных факторов. Основные данные были получены в процессе исследований, проведенных во время и после войсковых операций сопровождавшихся значительными потерями в Афганистане (1986), землетрясения в Армении (1988), катастрофы двух пассажирских поездов в результате взрыва газа под Уфой (1989), спасения экипажа подводной лодки «Комсомолец» (1989), а также обследования военнослужащих и спасателей, находящихся на реабилитации после антитеррористических операций и аналитического изучения материалов других аналогичных ситуаций (исследования проводились совместно с кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником Барановым Ю.А., доктором психологических наук и кандидатом медицинских наук, профессором Корзуниным В.А., доктором философских наук, профессором Мухиным А.П., доктором педагогических наук, профессором Науменко Е.Б., доктором медицинских наук, профессором Чермяниным С.В.) [6].

В связи со спецификой условий и с учетом этических принципов, к обследованию привлекались преимущественно потерпевшие, военно-служащие и спасатели, которые либо не нуждались в оказании неотложной медицинской помощи, либо принадлежали к категории пострадавших с легкими и средними степенями тяжести поражений. В силу этого большинство полученных данных характеризовались определенной фрагментарностью, а целостные представления формировались путем сопоставления разрозненных наблюдений.

Полученные данные позволили выделить в динамике состояния пострадавших (без тяжелых травам) 6 последовательных стадий:

1 «Витальных реакций» — длительностью от нескольких секунд до 5 — 15 минут, когда поведение практически полностью подчинено императиву сохранения собственной жизни, с характерными сужением сознания, редукцией моральных норм и ограничений, нарушениями восприятия временных интервалов и силы внешних и внутренних раздражителей (включая явления психогенной гипо- и аналгезии даже при травмах, сопровождавшихся переломами костей, ранениях и ожогах 1-2-й степени до 40% поверхности тела). В этот период характерна реализация преимущественно инстинктивных форм поведения, в последующем переходящих в кратковременное (тем не менее — с очень широкой вариативностью) состояние оцепенения. Длительность и выраженность витальных реакций в существенной степени зависит от внезапности воздействия экстремального фактора.

Если спасти близких не удавалось, это определяло течение всех последующих стадий, специфику состояния и прогноз психопатологии на весьма протяженный период. Последующие попытки рационального разубеждения в том, что инстинктивным формам поведения невозможно противостоять или противодействовать, оказывались малоэффективными, и нами применялись другие специальные методы, которых мы не будем касаться в этой публикации. Апеллируя к последним трагическим событиям, следует признать, что, отчасти, аналогичная ситуация наблюдалась после внезапного взрыва мины и начала массового расстрела заложников.

2 «Стадия острого психоэмоционального шока с явлениями сверхмобилизации». Эта стадия, как правило, развивалась вслед за кратковременным состоянием оцепенения, длилась от 3 до 5 часов и характеризовалась общим психическим напряжением, предельной мобилизацией психофизиологических резервов, обострением восприятия и увеличением скорости мыслительных процессов, проявлениями безрассудной смелости (особенно при спасении близких) при одновременном снижении критической оценки ситуации, но сохранении способности к целесообразной деятельности.

В эмоциональном состоянии в этот период преобладало чувство отчаяния, сопровождавшееся ощущениями головокружения и головной боли, а также сердцебиением, сухостью во рту, жаждой и затрудненным дыханием. Поведение в этот период подчинено почти исключительно императиву спасения близких с последующей реализацией представлений о морали, профессиональном и служебном долге. Несмотря на присутствие рациональных компонентов, именно в этот период наиболее вероятны проявления панических реакций и заражение ими окружающих, что может существенно осложнять проведение спасательных операций. До 30% обследованных, при субъективной оценке ухудшения состояния одновременно отмечали увеличение физических сил и работоспособности в 1,5-2 и более раз. Окончание этой стадии может быть как пролонгированным, с постепенным появлением чувства истощения, так и наступать внезапно, мгновенно, когда только что активно действующие люди оказывались в состоянии близком к ступору или обмороку вне зависимости от ситуации.

3 «Стадия психофизиологической демобилизации» — ее длительность до трех суток. В абсолютном большинстве случаев наступление этой стадии связывалось с пониманием масштабов трагедии («стресс осознания») и контактами с получившими тяжелые травмы и телами погибших, а также прибытием спасательных и врачебных бригад. Наиболее характерными для этого периода являлись резкое ухудшение самочувствия и психоэмоционального состояния с преобладанием чувства растерянности (вплоть до состояния своеобразной прострации), отдельных панических реакций (нередко — иррациональной направленности, но реализуемых без какого-либо энергетического потенциала), понижение моральной нормативности поведения, отказ от какой-либо деятельности и мотивации к ней. Одновременно наблюдались выраженные депрессивные тенденции, нарушения функции внимания и памяти (как правило, обследованные вообще не могут сколько-нибудь ясно вспомнить, что они делали в это время но, естественно, эти пробелы затем «заполняются»). Из жалоб в этот период ведущими являлись тошнота, «тяжесть» в голове, ощущения дискомфорта со стороны желудочно-кишечного тракта, отсутствие аппетита, резкая слабость, замедление и затруднение дыхания, тремор конечностей.

4 Последующая динамика состояния и самочувствия пострадавших во многом определяется спецификой воздействия экстремальных факторов, полученными поражениями и морально-психологической ситуацией после трагических событий. Вслед за «психофизиологической демобилизацией» (при относительно высокой индивидуальной вариативности сроков) с достаточным постоянством наблюдалось развитие 4-й стадии — «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. Однако по результатам объективных данных и включенного наблюдения у абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание «выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. Этот феномен, входящий в систему естественных механизмов психологической защиты («отторжение воспоминаний путем их вербализации»), в ряде случаев приносил пострадавшим существенное облегчение.

Следовало бы особо отметить, что предоставление возможности «выговориться» (дебрифинг) относится к наиболее важным компонентам профилактики психопатологии и успешности последующей реабилитации. При этом дебрифинг наиболее эффективен, если он проводится до введения транквилизаторов и до того, как пострадавшим предоставлена возможность сна (то есть — в первые сутки); естественно — если для этого имеются возможности и достаточное количество квалифицированных специалистов, способных проводить дебрифинг. В случаях, когда дебрифинг оказывается по тем или иным причинам отложенным, происходит консолидация следов памяти, сопровождаемая рядом психопатологических феноменов, хорошо известных специалистам. Однако это не снижает самостоятельной значимости методически обоснованного дебрифинга на последующих этапах. Один специалист может квалифицированно провести в день не более 5-6 (максимум — 10) индивидуальных дебрифингов, что определяет расчет сил и средств психологических служб экстренного реагирования.

5 «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой стадии выявлено не было. Клинических форм психопатологии, за исключением транзиторных и ситуационных реакций, в «острый» период (до двух недель) после воздействия экстремальных факторов не наблюдалось. Основными формами транзиторной психопатологии (по ведущему признаку) у пострадавших, как правило, являются (рассмотрим на рисунке 4):

Рисунок 4 — диаграмма форм транзиторной психопатии

6 В более поздние сроки (через месяц) у 12% — 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие, а признаки астеноневротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем определялись у 75% пострадавших («стадия отставленных реакций»). Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов. Отдаленные последствия, которые можно было бы выделить в самостоятельную (7-ю) стадию, нами не изучались.

Несколько слов о модификации общества. Усиление базисной тревоги и ухудшение психофизиологического состояния людей, даже находящихся в тысячах километров от трагедии — это общеизвестный факт, в основе которого лежит неизбежное психоэмоциональное включение субъекта в любое наблюдение. Неизбежное психоэмоциональное включение формирует феномен «соучастия» и последующие идентификации. Основной формой идентификации в культурном сообществе является идентификация с жертвами и пострадавшими, что предполагает необходимость широкой социальной терапии. Однако, в некоторых случаях возможна защитно-бессознательная «идентификация с агрессором» (особенно у молодых людей), что может приводить к росту правонарушений и преступности [7].

2. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

экстремальный расстройство психопатологический помощь

2.1 Психическая адаптация к экстремальным условиям

Стержневой проблемой экстремальных условий является адаптация. Психическая переадаптация в экстремальных условиях, дезадаптация и реадаптация к обычным условиям жизни подчиняются закономерному чередованию этапов.

Схема этапов психической адаптации и дезадаптации в измененных условиях существования

Анализ этапов психической переадаптации, реадаптации и дезадаптации при воздействии психогенных факторов позволил выявить следующее. Независимо от того, предстоит ли человеку пройти испытание нервно-психической устойчивости в условиях сурдокамеры, или выполнить парашютный прыжок, или осуществить полет в космос и т.д., — во всех случаях четко выделяется «подготовительный этап». На этом этапе человек собирает сведения, позволяющие составить представление об экстремальных условиях, уясняет задачи, которые ему предстоит решать в этих условиях, овладевает профессиональными навыками, «вживается» в ролевые функции, отрабатывает навыки, обеспечивающие совместную операторскую деятельность, и устанавливает систему отношений с другими участниками группы.

Чем ближе по времени человек приближается к барьеру, отделяющему обычные условия жизни от экстремальных («этап стартового психического напряжения»), и к другому барьеру, который отделяет необычные условия существования от обычных условий жизни («этап завершающего психического напряжения»), тем сильнее психическая напряженность, выражающаяся в тягостных переживаниях, в субъективном замедлении течения времени, в нарушениях сна и вегетативных изменениях. В числе причин нарастания психической напряженности при приближении к указанным барьерам четко прослеживаются информационная неопределенность, предвидение возможных аварийных ситуаций и умственное проигрывание соответствующих действий при их возникновении.

При преодолении барьера, отделяющего обычные условия жизни от измененных, барьера, отделяющего измененные условия от обычных, возникают положительные эмоциональные переживания (эйфория, гипоманиакальность), сопровождающиеся повышенной двигательной активностью. В появлении этих состояний участвуют как психологические, так и физиологические механизмы. Нами показано, что при преодолении указанных барьеров устраняется информационная неопределенность и человек оказывается избыточно информированным.

На рубеже преодолеваемого психологического барьера человек находится в состоянии психического напряжения, обусловливаемого необходимостью волевым усилием подавлять подкорковые эмоции. Преодоление психологического барьера, особенно сопряженного с угрозой для жизни, влечет за собой состояние эмоционального разрешения, в основе которого лежит снятие тормозящего влияния коры на подкорку и индуцирование в ней возбуждения. При каждом повторном преодолении психологического барьера эмоциональные реакции сглаживаются и стенизируются. Это обусловливается достаточно полной информационной обеспеченностью, уверенностью в материальной части, в средствах спасения и в правильности своих действий при возникновении аварийных ситуаций.

Исследования советских физиологов и психологов показали, что успешная психическая деятельность обеспечивается не отдельными корковыми образованиями и нижележащими подкорковыми структурами, а функциональными объединениями («функциональными органами», «ансамблями»).

На этапах острых психических реакций «входа» и «выхода» при воздействии измененной афферентации возникают дереализационные феномены, сопровождающиеся выраженными эмоциональными реакциями. Нарушается также координация движения. В основе этих нарушений лежит рассогласование функциональных систем психофизиологической организации человека, сложившихся в процессе онтогенеза или длительного пребывания в измененных условиях существования.

Этап острых психических реакций входа сменяется этапом психической переадаптации, критериями которой служит устойчивая система взаимоотношений в изолированной группе. Одной из особенностей этапа психической переадаптации является формирование новых функциональных систем в центральной нервной системе, позволяющих адекватно отражать реальную действительность в необычных условиях жизни. Другой особенностью этого этапа является актуализация необходимых потребностей и выработка защитных механизмов, обеспечивающих реакции на воздействие психогенных факторов. По своим психофизиологическим механизмам этап переадаптации имеет много общего с этапом реадаптации, восстановления процессов отражения, системы отношений и координации движений, адекватных для обычных условий жизни. И чем длительнее срок пребывания в измененных условиях, тем труднее и дольше происходит реадаптация к обычным условиям жизни.

При жестком и длительном воздействии психогенных факторов, а также при отсутствии мер профилактики этап психической переадаптации сменяется этапом неустойчивой психической деятельности. На этом этапе появляется ряд необычных психических состояний, характеризуемых эмоциональной лабильностью и нарушениями ритма сна и бодрствования [8].

2.2 Психогенные реакции и расстройства, возникающие в экстремальных условиях при стихийных бедствиях, катастрофах и во время войны

Важное место занимает вопрос о динамике психогенных расстройств, развившихся в жизнеопасных ситуациях. Ему посвящено достаточно много специальных исследований. В соответствии с работами Национального института психического здоровья (США) психические реакции при катастрофах подразделяются на четыре фазы: героизма, «медового месяца», разочарования и восстановления.

Героическая фаза начинается непосредственно в момент катастрофы и длится несколько часов, для нее характерны альтруизм, героическое поведение, вызванное желанием помочь людям, спастись и выжить. Ложные предположения о возможности преодолеть случившееся возникают именно в этой фазе.

Фаза «медового месяца» наступает после катастрофы и длится от недели до 3-6 мес. Те, кто выжил, испытывают сильное чувство гордости за то, что преодолели все опасности и остались в живых. В этой фазе катастрофы пострадавшие надеются и верят, что вскоре все проблемы и трудности будут разрешены.

Фаза разочарования обычно длится от 2 мес до 1-2 лет. Сильные чувства разочарования, гнева, негодования и горечи возникают вследствие крушения различных надежд.

Фаза восстановления начинается, когда выжившие осознают, что им необходимо налаживать быт и решать возникающие проблемы самим, и берут на себя ответственность за выполнение этих задач.

У многих людей, переживающих реальные тяжелые жизнеопасные ситуации, действительно наблюдаются указанные фазы психогенных реакций. Это подтверждается рядом исследователей. В частности, предлагается рассматривать психогенные нарушения при стихийных бедствиях с позиций «ключевых взаимосвязанных концепций стресса и кризиса, утрат и горя, социальных и эмоциональных ресурсов, кооперации и адаптации». Диагностические установки при идентификации расстройств могут быть нивелированы при рассмотрении ситуации в динамике.

Выделяются три фазы:

Предвоздействие, включающее в себя ощущение угрозы и беспокойства. Эта фаза обычно существует в сейсмоопасных районах и зонах, где часты ураганы, наводнения; нередко угроза игнорируется, либо не осознается.

Фаза воздействия длится от начала стихийного бедствия до того момента, когда организуются спасательные работы. В этот период страх является доминирующей эмоцией. Повышение активности, проявление само- и взаимопомощи сразу же после завершения воздействия нередко обозначается как «героическая фаза». Авторы утверждают, что паническое поведение почти не встречается — оно возможно, если пути спасения блокированы.

Фаза послевоздействия, начинающаяся через несколько дней после стихийного бедствия, характеризуется продолжением спасательных работ и оценкой возникших проблем. Авторы довольно подробно описывают содержание этой фазы, проблемы, встающие перед пострадавшими, психические расстройства, которые преобладают. Новые проблемы, возникающие в связи с социальной дезорганизацией, эвакуацией, разделением семей и т.п., позволяют ряду авторов считать этот период «вторым стихийным бедствием».

Рассматривая психические нарушения с позиций эмоционального стресса, Ф. Хокинг подчеркивает, что тяжелый стресс может вызвать непредсказуемые реакции. По его мнению, трудно измерить «внешний стресс и его взаимодействие с субъектом».

Следует отметить, что многие авторы обращают внимание на коллективность психической травмы при стихийном бедствии, определяя ее как «массивный коллективный стресс». При этом стихийное бедствие, воздействуя на ткань социальной жизни, разрушает связи людей и уменьшает чувство общности. Такая постановка проблемы заставляет учитывать взаимодействие и взаимовлияние индивидуальных и коллективных форм реагирования, решать вопросы, относящиеся к области социальной психологии [9].

2.3 Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

Рост числа экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога.

В рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии оформилось понятие «психическая травма» (психотравма). Событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода.

Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы и беженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы, гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомасштабные природные и техногенные катастрофы.

Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю.

Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом.

Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических болезней и травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность их последствиями для психосоциального и душевного здоровья населения. Из людей, перенесших психотравму, 80% нормально функционируют, а у 20% через некоторое время (2-6 месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессиональной, психосоматической.

Незамедлительное психотерапевтическое вмешательство, как можно ближе по времени к перенесенной травме, позволяет предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса в хроническую форму.

По наблюдениям исследователей, на психическое состояние наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности или случайному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все же тяжелее, чем природные катаклизмы [10].

Правила первой помощи для психологов:

1 В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Сразу скажите пациенту, что вы ожидаете от терапии и как долго продлится работа над проблемой. Надежда на успех лучше, чем страх неуспеха.

2 Не приступайте к действиям сразу. Осмотритесь и решите, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи. Уделите этому секунд 30 при одном пострадавшем, около пяти минут при нескольких пострадавших.

3 Точно скажите, кто вы и какие функции выполняете. Узнайте имена нуждающихся в помощи. Скажите пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4 Осторожно установите телесный контакт с пострадавшим. Возьмите пострадавшего за руку или похлопайте по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется. Займите положение на том же уровне, что и пострадавший. Не поворачивайтесь к пострадавшему спиной.

5 Никогда не обвиняйте пострадавшего. Расскажите, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.

6 Профессиональная компетентность успокаивает. Расскажите о вашей квалификации и опыте.

7 Дайте пострадавшему поверить в его собственную компетентность. Дайте ему поручение, с которым он справится. Используйте это, чтобы он убедился в собственных способностях, чтобы у пострадавшего возникло чувство самоконтроля.

8 Дайте пострадавшему выговориться. Слушайте его активно, будьте внимательны к его чувствам и мыслям. Пересказывайте позитивное.

9 Скажите пострадавшему, что вы останетесь с ним. При расставании найдите себе заместители и проинструктируйте его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10 Привлекайте людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи. Инструктируйте их и давайте им простые поручения. Избегайте любых слов, которые могут вызвать у кого-либо чувство вины.

11 Постарайтесь оградить пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Давайте любопытным конкретные задания.

12 Стресс может оказать негативное влияние и на психолога. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений и профессиональной супервизии. Группы супервизии должен вести профессионально подготовленный модератор [12].

При осуществлении экстренной психологической помощи необходимо помнить, что жертвы стихийных бедствий и катастроф страдают от следующих факторов, вызванных экстремальной ситуацией:

1 Внезапность. Лишь немногие бедствия ждут, пока потенциальные жертвы будут предупреждены — например, постепенно достигающие критической фазы наводнения или надвигающийся ураган, шторм. Чем внезапнее событие, тем оно разрушительнее для жертв.

2 Отсутствие подобного опыта. Поскольку бедствия и катастрофы, к счастью, редки — люди часто учатся переживать их в момент стресса.

3 Длительность. Этот фактор варьирует от случая к случаю. Например, постепенно развивавшееся наводнение может так же медленно и спадать, а землетрясение длится несколько секунд и приносит гораздо больше разрушений. Тем не менее у жертв некоторых длительных экстремальных ситуаций (например, в случаях угона самолета) травматические эффекты могут умножаться с каждым последующим днем.

4 Недостаток контроля. Никто не в состоянии контролировать события во время катастроф: может пройти немало времени, прежде чем человек сможет контролировать самые обычные события повседневной жизни. Если эта утрата контроля сохраняется долго, даже у компетентных и независимых людей могут наблюдаться признаки выученной беспомощности».

5 Горе и утрата. Жертвы катастроф могут разлучиться с любимыми или потерять кого-то из близких; самое наихудшее это пребывать в ожидании вестей обо всех возможных утратах. Кроме того, жертва может потерять из-за катастрофы свою социальную роль и позицию. В случае длительных травматических событий человек может лишиться всяких надежд на восстановление утраченного.

6 Постоянные изменения. Разрушения, вызванные катастрофой, могут оказаться невосстановимыми: жертва может оказаться в совершенно новых и враждебных условиях.

7 Экспозиция смерти. Даже короткие угрожающие жизни ситуации могут изменить личностную структуру человека и его «познавательную карту». Повторяющиеся столкновения со смертью могут приводить к глубоким изменениям на регуляторном уровне. При близком столкновении со смертью очень вероятен тяжелый экзистенциальный кризис.

8 Моральная неуверенность. Жертва катастрофы может оказаться перед лицом необходимости принимать связанные с системой ценностей решения, способные изменить жизнь, — например, кого спасать, насколько рисковать, кого обвинять.

9 Поведение во время события. Каждый хотел бы выглядеть наилучшим образом в трудной ситуации, но удается это немногим. То, что человек делал или не делал во время катастрофы, может преследовать его очень долго после того, как другие раны уже затянулись.

10 Масштаб разрушений. После катастрофы переживший ее, скорее всего, будет поражен тем, что она натворила с его окружением и социальной структурой. Изменения культурных норм заставляют человека адаптироваться к ним или остаться чужаком: в последнем случае эмоциональный ущерб сочетается с социальной дезадаптацией [13].

Заключение

Из приведенных в качестве примеров наблюдений и из анализа общего состояния людей, переживших сильное землетрясение, ураган или катастрофу, следует важное для планирования и организации спасательных мероприятий заключение — подавляющее большинство людей после внезапно возникшей жизнеопасной ситуации даже при отсутствии физического повреждения вследствие психогенных расстройств являются (особенно в первый период развития ситуации) практически нетрудоспособными. Это позволяет ставить вопрос о выводе при первой же возможности из зоны бедствия переживших катастрофу специалистов и о планировании спасательных и первых восстановительных работ главным образом силами людей, прибывающих из непострадавших районов. Однако опыт показывает, что решение о замене в зоне бедствия специалистов, особенно занимающих руководящее положение, должно приниматься с учетом индивидуальной оценки их состояния. Вероятно, допустима в ряде случаев не замена специалистов и руководителей, а временное прикомандирование к ним соответствующих дублеров.

Специальный обобщенный анализ позволяет проследить определенную динамику возникновения и развития отдельных психопатологических проявлений у пострадавших, зависящих от этапа внезапно развившейся экстремальной ситуации. Непосредственно после острого воздействия, когда появляются признаки опасности, у людей возникают растерянность, непонимание того, что происходит. За этим коротким периодом при простой реакции страха наблюдается умеренное повышение активности: движения становятся четкими, экономными, увеличивается мышечная сила, что способствует перемещению многих людей в безопасное место. Нарушения речи ограничиваются ускорением ее темпа, запинками, голос становится громким, звонким. Отмечается мобилизация воли, анимация идеаторных процессов. Мнестические нарушения в этот период представлены снижением фиксации окружающего, нечеткими воспоминаниями происходящего вокруг, однако в полном объеме запоминаются собственные действия и переживания. Характерным является изменение ощущения времени, течение которого замедляется и длительность острого периода представляется увеличенной в несколько раз. При сложных реакциях страха в первую очередь отмечаются более выраженные двигательные расстройства. При гипердинамическом варианте наблюдается бесцельное, беспорядочное метание, множество нецелесообразных движений, затрудняющих быстрое принятие правильного решения и перемещение в безопасное место. Иногда отмечается паническое бегство. Гиподинамический вариант характерен тем, что человек как бы застывает на месте, нередко стараясь «уменьшиться», принимая эмбриональную позу, садится на корточки, обхватив голову руками. При попытке оказать помощь либо пассивно подчиняется, либо становится негативистичным. Речевая продукция отрывочна, ограничивается восклицаниями, в ряде случаев имеет место афония. Воспоминания о событии и своем поведении у пострадавших в этот период недифференцированны, суммарны.

Наряду с психическими расстройствами нередко отмечаются тошнота, головокружение, учащенное мочеиспускание, ознобоподобный тремор, обмороки, у беременных женщин — выкидыши. Восприятие пространства изменяется, искажаются расстояние между предметами, их размеры и форма. Порой окружающее представляется «нереальным», причем это ощущение сохраняется в течение нескольких часов после воздействия. Длительными могут быть и кинестетические иллюзии (ощущение качающейся земли, полета, плавания и т.д.).

В данной работе подробно рассмотрены особенности поведения человека, попавшего в экстремальные условия, а также факторы, влияющие на психику в этой ситуации. Подробно описаны методы общения с людьми находящимися в стрессовом состоянии. Опираясь на исследования выдающихся ученых-психологов, рассмотрели возможности возникновения и характер психогенных расстройств.

Список источников

1 Александровский Ю.А. Психогении в экстремальных ситуациях. — Москва, 1991.

2 Психология экстремальных ситуаций http://psy.rin.ru/cgi-bin/article. pl? >

3 Ганс Селье. Стресс без дистресса. — Москва: «Прогресс», 1979.

4 Арнольд Лазарус Мысленным взором: Образы как средство психотерапии / Пер. с англ. Е.В. Курдюковой. — Москва: Независимая фирма «Класс», 2000.

5 Психические расстройства во время и после чрезвычайных ситуаций http://art.thelib.ru/science/directions/psihicheskie_rasstroystva_vo_vremya_i_posle_chrezvichaynih_situaciy.html

6 Чермянин С.В., Корзунин В.А., Юсупов В.В. Диагностика нервно-психической неустойчивости в клинической психологии: методическое пособие — Санкт-Петербург: «Речь», 2010.

7 Решетников М.М. Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой // http:// www.portalus.ru/modules/philosophy/rus_readme.php? subaction=showfull&id=1108725875&archive=0212&start_from=&ucat=1&.

8 Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. — Москва: 1989.

9 И. Малкина-Пых. Экстремальные ситуации. — Москва, 2006 г.

10 Давыдовский И.В. Общая патология человека, 2 изд. — Москва: 1969.

11 Фестингер Леон Теория когнитивного диссонанса СПб. — Ювента: 1999.

12 Есина Е.А. и Мусин М.Н Вопросы контроля влияния факторов экологических стрессов на функциональное состояние основных органов и систем человека.

13 Кузнецов О.Н., Лебедев В.И.: Достоевский о тайнах психического здоровья — 1994

14 Ромек В.Г., Конторович В.А. Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. — Санкт-Петербург: «Речь», 2004 г.

Источник: http://revolution.allbest.ru/psychology/00266273_0.html

Скорая и срочная помощь психолога

В этом разделе психологи центра «Мир Вашего Я» отвечают на самые распространенные Ваши вопросы. Когда нужна срочная психологическая помощь? В каких случаях следует обратиться за помощью к психологу? Какой метод терапии (психологической помощи) вам подходит и какой метод психологической работы вам выбрать.
Скорая и срочная психологическая помощь , выезд психолога на дом, тел. 8 (499) 251-94-96, 250-20-79, (495) 920-07-50. А так же Viber и WhatsApp +7(985) 920-07-50, срочные консультации и помощь психолога по скайпу .

срочная помощь психолога, скорая психологическая помощь

Психоаналитическое направление, психологическая помощь

Психоаналитическая терапия — это наиболее глубокий метод работы, (психологическая помощь) метод который помогает справиться не только с душевной болью, а главным образом, с причиной вызвавшей её. Природа функционирования нашей психики такова, что в связи с жизненными ситуациями, в которые мы попадаем, психика склонна искажать реальность в угоду себе. Но в какой-то момент, такое искажение начинает приносить душевное страдание. Психоанализ предполагает исследование, понимание своей души, оказывает психологическую помощь, что ведет к глубоким личностным изменениям. Задача терапевта – помочь клиенту осознать вытесненные в бессознательное чувства и переживания, воспроизвести ранний опыт, проанализировать вытесненные конфликты и реконструировать базисную личность. Этот метод позволяет жить по-другому: наслаждаться жизнью, строить более гармоничные отношения, реализовать свой внутренний потенциал, о существовании которого человек даже не догадывается. Основатель метода З.Фрейд говорил: «Истина сделает вас свободными».

Гештальт-терапия и консультирование

Гештальт-терапия и консультирование. В пер. с нем. gestalt — «фигура», «целостность». Мы воспринимаем действительность в виде целостных образов, которые получили название «гештальты». Наш мозг не способен осознавать всё одинаково, на чём-то мы акцентируем внимание, а что-то напротив не замечаем. Незавершенным «гештальтом» может быть: Например: отношения, которые давно в прошлом, но всё таки не дают покоя, неоконченное образование, измена, потеря ребенка. Задача психолога выявить «неоконченные гештальты» (которые постоянно возвращают человека в прошлое и не дают почувствовать удовлетворения от происходящего в настоящий момент). В современной Европе гештальт-терапия (психологическая помощь) одно из самых популярных и эффективных направлений, позволяющее с меньшими временными и соответственно материальными затратами (по сравнению с психоаналитическим подходом), получить психологическую помощь и «ключ» от собственной жизни.

Консультирование, психологическая помощь, методом символдрамы

Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия) – это краткосрочный метод психотерапии и психологической помощи, цель которого помочь клиенту лучше разобраться в себе, обратиться к своим внутренним ресурсам, к тому энергетическому потенциалу, который позволяет не только найти решение проблемы, но и позволить изменить свою жизнь к лучшему. Кататимно-имагинативная психотерапия, является высокоэффективным методом при краткосрочном лечении стрессов, неврозов и психосоматических заболеваний. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободный или заданный психотерапевтом мотив. Психотерапевт (психолог) при этом выполняет сопровождающую функцию, оказывая психологическую помощь. Его присутствие, возможность клиента в любой момент прекратить процесс переживания образов, делает этот метод безопасным.

Адлерианское направление

Трансформировать цели жизни клиента, помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми.

Терапия поведения

Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

Рационально-элгоциональная терапия

Устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход, научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Ориентированная на клиента терапия

Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности, поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность.

Экзистенциальная терапия, психологическая помощь

Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности, побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним, идентифицировать блокирующую свободу. Экзистенциальный подход основывается на признании «человеческого» в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Психологическая помощь и экзистенциальная психотерапия помогает человеку жить более полноценно, насыщенно, осмысленно, понимать уникальность своей жизненной ситуации, осознавать свою свободу и собственные возможности, брать ответственность за последствия своих действий. Экзистенциальная терапия дает возможность человеку увидеть корни проблем в своей жизни, в тех способах, которыми он создает и строит собственную жизнь. Экзистенциальный терапевт начинает психотерапию с предположений об источниках страдания клиента, и обращается с уважением к его индивидуальности, оказывая психологическую помощь.

Психологическая помощь и список причин для обращения за консультацией к психологу

В этом разделе психологи центра «Мир Вашего Я» отвечают на Ваши вопросы. Когда нужна срочная психологическая помощь? Когда нужно прийти на прием к психологу и кто ставит диагноз? Следует обращать внимание на изменение психологического состояния близких и знакомых людей, может быть — им пора прийти к психологу, получить консультацию и психологическую помощь. Далее мы перечислим существенный список причин для обращения за психологической помощью и консультацией.

Срочная психологическая помощь психолога и психотерапевта

Психические состояния.

Стресс, депрессия, суицид, печаль, страх, навязчивые состояния, потеря сознания, нарушения восприятия тела, неудовлетворенность собой или своей внешностью, нарушения памяти, проблемы взаимоотношений с людьми, нарушение сна, потеря смысла жизни, горе, утрата, сильный стресс, неуправляемый гнев, чувство вины, стыда, ночные кошмары, семейные кризисы, несчастная любовь, измены, разводы, обида, сожаления, психологические последствия изнасилования, посттравматические переживания, психологические травмы.

Психосоматические симптомы.

Мнительность или выдуманные болезни, функциональные нарушения отдельных органов, головные боли, боли в области плеч и рук, жалобы на боли в сердце, боли в спине, ожирение, булимия, неутолимый голод, анорексия, отказ от еды, боли в области желудка и трудности при глотании, головокружения, потливость, болезненный предменструальный синдром, психологические последствия аборта, астма и астматический бронхит, проблемы с мочеиспусканием, энурез, гипертония, ревматизм, псориаз, нейродермит, язва желудка и двенадцатиперстной кишки.

Сексуальность, психологическая помощь.

Нарушение полового влечения, сексуальные функциональные нарушения, сексуальные перверзии (гомосексуализм, садизм, мазохизм и т.д.), желание переменить пол.

Злоупотребление лекарствами, табаком, алкоголем или наркотиками.

Источник: http://www.psychologist.ru/your_questions/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *