Методическая разработка на тему: Занятия с детьми с ЗПР | Социальная сеть работников образования — занятия психолога с детьми зпр

06.08.2018

Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:

Занятия с детьми с ЗПР
методическая разработка на тему

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
razvivayushchie_zanyatiya_s_detmi_s_zpr.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с

ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.

1. повышение уровня развития памяти

2. повышение уровня развития внимания

3. повышение уровня развития мышления

4. повышение уровня развития восприятия

Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации.

Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Результатами работы по данной программе ожидается повышение уровня развития познавательных психических процессов у детей с ЗПР таких как память, внимание, мышление, восприятие. Определить результативность проведенной работы поможет сравнительный анализ результатов первой и итоговой диагностики, которая будет проведена после всех предусмотренных программой занятий. Результаты сравнительного анализа помогут сделать вывод о том, была ли достигнута поставленная нами цель и были ли решены поставленные нами задачи, а так же позволит внести необходимые изменения и дополнения в программу, если это будет необходимо.

Учебно — тематический план №

Диагностика познавательной сферы

1. Психодиагностический блок.

Цель: выявление уровня развития познавательных процессов.

1. «10 слов» (исследование памяти)

2. «Запомни картинки» (исследование памяти)

3. «Разрезные картинки» (исследование восприятия)

4. «Последовательность событий» (исследование восприятия)

5. «4 лишний» (исследование мышления)

6. «Классификация» (исследование мышления)

7.«Простые аналогии» (исследование мышления)

8. «Таблицы Шульте» (исследование внимания)

9. «Пиктограмма» (исследование воображения).

10.«Лабиринты Вегнера» (исследование мышления)

Далее необходимо описать каждую из вышеперечисленных методик.

1. Методика «10 слов».

Методика направлена на исследование запоминания. Испытуемого просят запомнить перечень слов и воспроизвести его. Процедура повторяется 10 раз. Далее через 30 минут испытуемого снова просят воспроизвести запомнившиеся ему слова.

Перечень слов: гора, хлеб, лес, кот, вода, окно, стол, стул, брат, дом.

2. Методика «Запомни картинки».

Методика направлена на исследование запоминания.

Испытуемова просят запомнить картинки и кто на них нарисован.

3. Методика «Разрезные картинки».

Методика направлена на исследование восприятия. Испытуемому предъявляют картинку, разрезанную на несколько частей и просят собрать. Параллельно можно предъявлять такую же целую картинку.

4.Методика «Последовательность событий».

Методика направлена на исследование восприятия и мышления. Испытуемому предъявляют ряд картинок и просят разложить их по порядку в соответствии с сюжетом.

5. Методика «4 лишний».

Методика направлена на исследование мышления. Испытуемому предъявляют картинку, на которой изображены 4 предмета. Необходимо назвать лишний предмет и объяснить почему он является лишним.

Методика направлена на исследование мышления. Перед испытуемым раскладывают картинки и просят разложить их по группам. Свои действия испытуемый должен озвучить, каждую группу необходимо назвать и объяснить, почему в неё вошли именно эти предметы.

7. Методика «Простые аналогии».

Методика направлена на выявление способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений. Испытуемым предъявляется перечень задач, где необходимо по заданной аналогии соотнести слова.

8. Методика «таблицы Шульте».

Испытуемому предъявляются 5 таблиц, на каждой из которых в хаотичном порядке расположены числа от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее, в порядке возрастания, найти и указать числа. Фиксируется время работы с каждой таблицей.

9. Методика «Пикторамма».

Испытуемому предъявляется перечень слов. Каждое слово испытуемый должен зарисовать определённым образом. Спустя час после того, как все слова будут изображены, он должен по зарисовкам воспроизвести каждое слово.

2. Психокоррекционный блок.

Цель: коррекция познавательных психических процессов.

1. развитие процессов мышления

2. коррекция памяти

3. коррекция внимания

4. коррекция восприятия.

1) «Восстанови пропущенное слово».

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова —теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

2) «Запомни фигуры».

Приготовьте набор карточек с различными изображениями.

Объясните, что для того, чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т.е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Попросите ребенка внимательно посмотреть на образец и запомнить его. Затем предложите ему нарисовать по памяти эти фигурки в том же порядке. Предполагаемое время показа для первой последовательности — 2 с, для второй — 3 — 4 с, для пятой — 6-7 с.

Например, чтобы запомнить ряд геометрических фигур, их надо разделить на группы. На бланке могут быть изображены треугольники, круги, квадраты, перечеркнутые по-разному. Таким образом, эти фигуры можно разделить на группы в зависимости от их формы и/или типа перечеркивания. Теперь их легко запомнить и воспроизвести.

Приготовьте бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.

Объясните ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.

4) «Запомни нужные слова».

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

6) «Закончи словосочетания».

Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:

хитрая, рыжая. ; настольная. ; репчатый. ; спелое сладкое. ; душистое туалетное. ; куриное. ; зеленый. ; желторотый. ; колючий. и т.п.

7) «Сравнение понятий».

Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька.

Молоко жидкое, а сметана.

Трава низкая, а дерево.

Зима холодная, а лето.

Сажа черная, а мел.

Сахар сладкий, а перец.

8). «Новые словечки».

Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:

Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?

На что он похож? От чего сильно отличается?

Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?

Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?

Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?

К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?

Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. «Ребенок при этом следит за правильностью ответов.

Психолог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.

Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.)

То, рыжая, то серая, а по названию — белая. (Белка.)

Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.)

Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.)

Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.)

11) «Угадай животное».

Спросите ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как. ; трусливый, как. ; колючий, как. ; верный, как. ; зоркий,

как. ; мудрый, как. ; сильный, как. ; голодный, как. » То же — с любыми другими явлениями природы и т. п.

12) «Закончи предложение».

Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова.

Животное, которое мяукает, называется.

Птица, которая каркает, называется.

Дерево, на котором растут яблоки, называется.

Дерево, которое украшают к Новому году, называется.

Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов.

13) «Составляем определения».

Задание можно выполнять устно или (для школьников) в письменном виде:

а) блюдце — это. масленка — . груша — . берлога — . врач — . рано — . сумерки — . шептать — . плакать — . озеро — . зябко — . аккуратно — .

б) лечит людей. овощи растут. самолет ведет. выше всех летает. быстрее всех бегает. выходит на охоту ночью.

14) «Назови причину».

Объясните ребенку, что у всего, что происходит, у любого явления, есть причина, т.е. есть ответ на вопрос: «Почему так бывает?». Приведите пример: лед — он появляется, когда очень холодно и замерзает вода. Попросите ребенка назвать причину таких явлений, как наводнение, двойка, мама взяла зонт, листва облетает и т.д.

Важным оказывается показать ребенку разнообразие последствий, вытекающих из одного и того же события реальной жизни. И наоборот — однозначное следствие из разных причин.

15) «Составление рассказа по серии картинок».

Перед ребенком выкладывается серия картинок (по сказке или житейской истории), аналогичных сюжетам Н.Радлова или Х. Бидструпа, представленных в «Альбоме». Вначале они предъявляются в правильной смысловой последовательности; ребенок должен составить рассказ. При необходимости можно задать наводящие вопросы.

Следующим важным этапом является намеренное «нарушение порядка» при раскладывании серии картинок. Цель — наглядная демонстрация того, что изменение порядка картинок (событий) полностью меняет (вплоть до полной нелепицы) сюжет.

Наконец, ребенок должен самостоятельно из перемешанных карточек выстроить событийный ряд и составить рассказ.

16) «Составление рассказа по сюжетной картине».

Работа над пониманием смысла картины также начинается с воспроизведения сюжета с опорой на вопросы. Затем ребенок самостоятельно составляет рассказ.

17) «Прослушай, прочти и перескажи».

Прослушивание (прочтение) коротких рассказов (басен) с последующим пересказом и беседой о смысле произведения, его морали.

18) «Пословицы и поговорки».

Работа над пониманием пословиц и поговорок, прямо отражающих наличие причинно-следственных связей. Например: «Лес рубят, щепки летят», «Что посеешь, то и пожнешь», «Готовь летом сани, .а зимой — телегу».

19) «Подбери следующее».

Попросите ребенка подобрать слово, которое должно обозначать явление, идущее вслед за названным:

первый — . завтрак — . июль — . лето — . январь — . зима — . седьмой — . 1998 — . и т.п.

20) «Расставь события по порядку».

Я ложусь спать; я обедаю; я смотрю телевизор; я чищу зубы; я играю в футбол и т.д. Листья опадают; распускаются цветы; идет снег; созревает клубника; улетают перелетные птицы и т.д.

Через год; позавчера; сегодня; завтра; месяц назад и т.д.

21) «Время и антивремя».

Каждому из участников предлагается описать какое-либо событие: экскурсию, вчерашнее происшествие, кинофильм и т.п. Сначала — правильно, а затем — задом наперед, от конца к началу.

Крайне важно включать в коррекционные занятия эстафеты, которые проводятся по обычным, традиционным правилам. Содержанием каждого этапа эстафеты должны быть упражнения из тех, что описаны выше, прежде всего в 1-м и 2-м разделах настоящего пособия

22) «Прочти спрятанное предложение».

На образце, помещенном ниже, представлено задание, в котором слова, составляющие искомое предложение, спрятаны среди других букв.

Понятно, что задача будет усложняться по мере увеличения текста.

23) «Закончи предложение».

Ребенку предлагается: «Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово».

У дерева всегда есть. (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть. (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть. (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть. (художник, рама, подпись).

24) «Найди сходство и различия».

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей — воробей, лето —зима, стул—диван, береза —ель, самолет—автомобиль, заяц — кролик, очки — бинокль, девочка — мальчик и т.д.

25) «От частного к общему».

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или

млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?» — и обосновать свой ответ.

27) «От общего к частному».

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить «дерево», стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями — более частные, например живая —неживая. Затем от слова живая — соответственно ветви: растения — животные—люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние —дикие или: птицы—змеи—рыбы —насекомые и т.д.

28) «Подбери общее понятие».

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша — . ; стул, шкаф — . ; огурец, капуста — . ; ботинок, сапог — . ; кукла, мячик — . ; чашка, тарелка — . ; кошка, слон — . ; нога, рука — . ; цветок, дерево — . ; окунь, щука — . ; роза, одуванчик — . ; март, сентябрь — . ; дуб, береза — . ; фонарь, лампа — . дождь, снег — .

То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

29) «Разложи по группам».

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

30) «Классификация по обобщающему слову».

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

31) «Лишнее слово».

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: «Какое слово лишнее? Почему?».

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия:

горох — абрикос — арбуз — апельсин — вишня; пчела — воробей — бабочка — страус — сорока; зуб —рука —шея —палец —нога; снежинка —сосулька —айсберг—льдина— сугроб; улица —квартира —город —страна—Земля; младенец-юноша — мужчина — старик — мальчик; молчать — говорить — кричать — шептать.

33) «Распутай узел».

Ребенку мысленно нужно «развязать» узлы (рис. 25) и рассказать, как он это делает.

Надо пройти так, как шел садовник (см. рис. 26). Он обошел по порядку все яблони (на рисунке — точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки.

35) «Методы Равена и Айзенка».

Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис. 28): «Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?»

3. Консультативный блок

Проведение индивидуальных консультаций.

4. Аналитический блок

Осуществление анализа полученных результатов, формулирование выводов.

У одной хозяйки мыши поели в погребе сало. Тогда она заперла в погребе кошку. А кошка поела и сало, и мясо, и молоко.

Вопросы для обсуждения:

1. О чём говорится в рассказе?

2. Почему рассказ называется «Плохой сторож»?

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и полетела в голубятню. Голуби её приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи.

Муравей и голубка.

Муравей хотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Попалась лисица в капкан, оторвала хвост и ушла. И стала она придумывать, как бы ей свой стыд прикрыть. Созвала она лисиц стала их уговаривать, чтобы отрубили хвосты.

-Хвост,- говорит,- совсем некстати, только напрасно лишнюю тяжесть за собой таскаем.

Одна лисица говорит:

-Ох, не говорила бы ты так, кабы не была куцая!

Куцая лисица смолчала и ушла.

Волк видит — коза пасётся на каменной горе, и нельзя ему к ней подобраться, он ей и говорит:

-Пошла бы ты вниз, тут и место поровнее, и трава тебе для кора много слаще.

А коза и говорит:

-Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь,- ты не о моём, а о своём корме хлопочешь.

Волк убегал от собак и хотел спрятаться в канаву. А в канаве сидела лисица, она оскалила зубы и сказала:

-Не пущу тебя – это моё место. Волк не стал спорить, а только сказал:

-Если бы собаки небыли так близко, я бы тебе показал, чьё то место, а теперь, видно, твоя правда.

Пришел раз ёж к ужу и сказал:

-Пусти меня, уж, в своё гнездо на время.

Уж пустил. Только как залез ёж в гнездо, не стало житья ужатам от ежа. Уж сказал ежу:

-Я пустил тебя только на время, а теперь уходи, ужата мои колятся о твои иглы, и им больно.

-Тот уходи, кому больно, а мне и тут хорошо.

Задумали звери построить мост. Каждый из них подал своё предложение. Заяц сказал:

— Мост нужно строить из прутьев. Во-первых, его легче строить, а во- вторых, дешевле обойдётся.

-Нет,- возразил медведь,- если уж строить, то обязательно из столетних дубов, чтобы мост был крепкий и долголетний.

-Разрешите, — вмешался осёл в разговор.- Какой мост сроить, это мы потом решим. Сначала нужно решить самый принципиальный вопрос: как его строить, вдоль или поперёк реки?

Изучение и коррекция логической памяти.

Необходимо соотнести словосочетания и построить предложение.

Барабан восход солнца

Села на цветок пчела

Грязь лучший отдых

Произошёл на фабрике висел на стене

В горах древний город

В комнате отвратительное качество

Сон очень жарко

Металлы железо и золото

Наша страна причина болезни

Принёс книгу передовое государство.

Барабан висел на стене.

Пчела села на цветок.

Грязь — причина болезней.

Трусость — отвратительное качество.

Восход солнца в горах.

На фабрике произошёл пожар.

В комнате очень жарко.

Лучший отдых – сон.

Москва – древний город.

Железо и золото – металлы.

Куй железо, пока горячо.

Цыплят по осени считают.

Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Лучше меньше, да лучше.

Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Тише едешь, дальше будешь.

Не в свои сани не садись.

Не всё то золото, что блестит.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии/ Власова Т.А., Певзнер М.С. – М.: Просвещение, 1973.

2. Коррекционная педагогика/ Под.ред. Пузанова Б.П. – М.: Просвещение, 1979.

3. Кащенко В.Г. Педагогическая коррекция/ Кащенко В.Г. – М.: ВЛАДОС., 1994.

4. Козлов Н.И. лучшие психологические игры и упражнения/ Козлов Н.И – Екатеринбург, 1998.

5. Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. Я не хочу молчать/ Леонгард Э.И, Самсонова Е.Г, Иванова Е.А. – М.:ВЛАДОС, 1996.

6. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.

7. Елизаров А.Н. Концепции и методы психологической помощи/ Елизаров А.Н. Ось – 89, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспектлогоритмического занятия с детьми 6-7 лет, с логопедическим заключением «Общее недоразвитие речи (IIIуровня). Стертая дизартрия». Учитель-логопед Белорукова В.Н.Тема: Овощи. Фрукты.«Веселое .

Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей» Е.А.Стребе.

Данный конспект индивидуального логопедического занятия по формированию слоговой структуры слов рассчитан на работу с детьми 5-6 лет с логопедическим заключением ОНР. Занятие проводится в игровой форм.

Методическая разработка — Виды, типы и формы занятий с детьми.

В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего возраста. Материалы даны в соответствии с «Программой воспитания в .

В сборник собраны игры, помогающие в освоении ритма, в работе над развитием дыхания, вокальных навыков, дикции, а так же упражнений, направленные на развитие мышечной активности и раскрепощение рук.

Источник: http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/01/31/zanyatiya-s-detmi-s-zpr

Наталья Романова — Расту, играя. Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития

Описание книги «Расту, играя. Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития»

Описание и краткое содержание «Расту, играя. Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития» читать бесплатно онлайн.

Психолог в начале своей карьеры сталкивается с трудностями поиска информации. Хочется найти такое пособие, где все занятия были бы ранжированы по сложности, проверены практикой, понятны ребенку и интересны. А книга была бы, что называется, «бери и сразу проводи занятие». Но такой мне не встречалось. Из одного пособия я брала задания, из другой – пальчиковую гимнастику, из третьей – потешки и игры. За 10 лет работы у меня сложилась своя система занятий. Все занятия адаптированы для детей с ЗПР.

Коррекционные занятия для детей с задержкой психического развития

© Наталья Романова, 2017

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Занятия в пособии «Расту, играя» построены от простого к сложному с повторением пройденного материала. Продолжительность занятий 25—30 минут в присутствии мамы. Конспекты поурочных занятий можно использовать полностью или адаптировать под возраст, возможности ребенка и владение навыками.

По окончанию курса ребенка можно перевести на групповые занятия. Он будет подготовлен в комфортных для него условиях с собственным ритмом занятий и сможет безболезненно влиться в детский коллектив.

Методика прошла длительную проверку, удобна для педагогов-психологов и полезна для ребенка с ЗПР.

Перед занятием уберите все отвлекающие материалы, игрушки. Учебные материалы после завершения задания убираются полностью. Ребенок может попросить оставить игру или пальчиковых героев сказок. Выделите на это время. Не начинайте другое задание, пока малыш занят предыдущим.

Все, что понадобиться в эти 25—30 минут, готовьте заранее, чтобы не было пауз. Бывает, что какое-то упражнение не идет. Не настаивайте, вернитесь к нему в следующий раз. По мере усвоения материала, не допускайте, чтобы ребенок не доделывал упражнение.

Занятия совмещают в себе творческую, интеллектуальную, музыкальную, физическую составляющие. Двух раз в неделю будет достаточно с отработкой или закреплением родителями домашнего задания. Чаще занятия не проводите. Иначе будет плохо усваиваться новый материал.

Как правило, ребенка с поставленным диагнозом ЗПР приводят к психологу в 3 года. Он заметно отстает в развитии и в речи (речи может и не быть). Занятиями психолог должен побуждать ребенка взаимодействовать и говорить. Ведь следующий этап – занятия с логопедом, который подключится через пару месяцев.

В этом курсе 47 занятий. Возможно, они не все вам понадобятся, и ребенок сможет раньше перейти в группу, не заканчивая весь курс. Через 15 минут от начала делайте музыкальную паузу: с ребенком выполняйте несложную зарядку или танцуйте, играйте в мяч, кружитесь с лентами, обручем, шагайте по дорожкам со следами рук и ног, пролезайте через туннели, ползайте как червяки, улитки, прыгайте как заяц, летайте как ракета и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: игрушка на руку (например, заяц).

Инструкция: «Покажи на себе и на зайце те части тела, которые я назову».

Идите от простого (голова, рука, нога) к сложному (колено, кисть, локоть).

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: картинка геометрических фигур разных цветов.

Инструкция: «Найди только красные геометрические фигуры».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: фигурки медведя и зайца.

Инструкция: «Выбери себе игрушку. Если ты медведь, то говори «ой-ой», если ты заяц, то говори «ай-ай».

(После выбора игрушки, вторая достается Вам).

«Я буду читать стихотворение, а ты помогай.

У медведя дом большой – ой-ой, ой-ой,
А у зайки – маленький – ай-ай, ай-ай.
Мишка наш пошел домой – ой-ой, ой-ой,
Да и крошка-заинька – ай-ай, ай-ай».

Потом поменяйтесь игрушками и повторите стихотворение.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: любые куклы или мягкие игрушки.

Инструкция: «Наши игрушки долго играли и устали, они хотят спать. Давай споем им колыбельную, чтобы они уснули: а-а-а, баю-бай».

Ритмично качайте кукол и пойте.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Материалы: мяч.

Инструкция: «Я буду катить (кидать) мяч тебе, а ты – мне».

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: карточка контуров.

Инструкция: 1 вариант «Кто здесь спрятался?

2 вариант «Покажи рыбу, цветок и т.д.?»

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.4.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: вырезанные из картона круги разного цвета, лист белого картона с нарисованной нитью, клей, влажные салфетки.

Инструкция: «Сделай маме красные бусы».

Если ребенок не попал на линию, укажите ему на это.

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: любая крупа, емкость, где помещаются две ладони одновременно.

Инструкция: «Повторяй за мной. Я буду делать упражнение на столе, а ты – в сухом бассейне».

(Делайте скользящие движения ладонями вверх-вниз одновременно, потом влево-вправо).

После этого дайте ребенку время поиграть с крупой.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: предметные карточки «Фрукты» и «Овощи».

Инструкция: «Отложи фрукты на компот, а овощи на салат».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: контур дома, камешки или пуговицы.

Инструкция: «Построй дом для зайца, выкладывая камешки по контуру дома».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: «султанчик».

Инструкция: «Подуй так, чтобы веточки дерева затрепетали, подуй как ураган».

Повторите несколько раз.

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: упр.3.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: наборы фруктов и овощей.

Инструкция: «В одну сторону отложи только красные фрукты и овощи, в другую – желтые».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Материалы: шнурок и большие бусины разного цвета.

Инструкция: «Сделай бусы по образцу».

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур из картона разных цветов.

Инструкция: «Построй из геометрических фигур домики для гномов по образцу».

Каждый раз проговаривайте название фигуры.

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: цветные карандаши, незаконченный рисунок.

Инструкция: «Пусть дождик польет грибы».

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: матрица Равена.

Инструкция: «Найди заплатку для коврика».

УПРАЖНЕНИЕ 7

Материалы: настольная игра. Например, лото, найди пару, чей хвост, мозаика, чей детеныш, часть от целого, пазлы, классификация предметов, контурное изображение, маленький – средний – большой и мн. др.

Домашнее задание: рисовать вертикальные линии см. упр.4.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Материалы: контуры двух мячей, цветные карандаши.

Инструкция: «Раскрась большой мяч красным цветом, а маленький – желтым».

УПРАЖНЕНИЕ 2

Инструкция: ритмично стучите по столу ладонями и кулаками, читая стихотворение.

«Левой-правой, левой-правой,
На парад идет отряд.
Барабанщик барабанит
Полтора часа подряд».

Пусть ребенок простучит ритм без Вашей помощи.

УПРАЖНЕНИЕ 3

Материалы: набор геометрических фигур.

Инструкция: «Выбери все квадраты и треугольники».

УПРАЖНЕНИЕ 4

Материалы: барабан, бубен, колокольчик, маракас (погремушка), гусли.

Инструкция: сначала ребенок знакомится с названиями музыкальных инструментов и их звуками.

«Отвернись, а я поиграю. На чем я играла?»

Ребенок, повернувшись, должен показать или назвать инструмент.

УПРАЖНЕНИЕ 5

Проверить домашнее задание из предыдущего занятия.

УПРАЖНЕНИЕ 6

Материалы: квадраты 15×15 см с написанными цифрами от 1 до 5.

Инструкция: выложите цифры подряд на полу.

«Прыгай на каждую цифру, а я буду считать».

Источник: http://www.libfox.ru/676282-natalya-romanova-rastu-igraya-korrektsionnye-zanyatiya-dlya-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya.html

Программы работы психолога с детьми овз

Создание положительного эмоционального настроя на труд, снятие эмоционального напряжения.

Развитие познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Создание доброжелательной, комфортной атмосферы на занятии.

Ход занятия психолога детского сада с ребенком ЗПР

1. Упражнение — приветствие. (2 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального настроя на работу

Ход упражнения: Психолог сообщает ребенку, что очень рад его видеть и хочет поздороваться по особому – «ладошка с ладошкой». Ребенок кладет руки ладошками вверх, а психолог здоровается с ним по имени и легонько хлопает своими ладонями по ладошках ребенка.

2. Упражнение «Загадочные картины» (5 мин.)

Цель: развитие воображения, внимания.

Ход упражнения: ребенку дается карточка с силуэтными изображениями, наложенными друг на друга. Нужно определить, что изображено и раскрасить их в разные цвета.

занятия психолога с детьми зпр

3. Физкультминутка (3 мин.)

Буратино потянулся (встать на носочки, поднять руки вверх),

Раз нагнулся, два нагнулся (нагнуться, руки перед собой).

Руки в стороны развел (развести руки в сторону),

Ключик, видимо, не нашел (повернуть голову влево, а затем вправо).

Чтобы ключик нам достать,

Следует нам на носочки встать. (Встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться).

4. Упражнение-игра «На что похоже?» (5 мин.)

Цель: развитие внимания, мышления, воображения.

Ход занятия: ребенку предлагаются карточки с изображением геометрических фигур (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, круг) и предметные картины, напоминающие различные формы (например, мяч похож на форму круга и т.д.). Нужно подобрать соответствующие формы у предлагаемых предметов.

5. Релаксация (5 мин.) Упражнение «Я-Цветок»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Я — цветок. Я очень маленький. Я маленького роста. Я утром просыпаюсь после великолепного сна, раскрываю свои лепестки, возвращаюсь к солнышку, умываюсь росой. Мои лепестки играют с ветерком. Вокруг меня — замечательные ароматы.

6. Рефлексия. (3 мин.)

— Что нового узнал на занятии?

— Какая игра понравилась больше всего?

7. Прощание. (2 мин.)

Психолог, взявшись за руки с ребенком, прощается со словами:

Источник: http://psichologvsadu.ru/rabota-psikhologa-s-detmi-s-ovz/programmy-raboty-psikhologa-s-detmi-ovz/505-zanyatie-1-s-rebenkom-zaderghko-psichicheskogo-razvitiya

Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития.

Пояснительная записка

Дети с ЗПР имеют ряд особенностей в психофизическом развитии, общении. Эти особенности не позволяют эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки. При ЗПР не только существенно замедляется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.

Предложенные в программе упражнения рассчитаны на один год работы с младшими школьниками. По аналогии с этими упражнениями учителя, воспитатели и психологи могут составлять задания, используя иной дидактический материал, меняя способы предъявления заданий. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.

Данные упражнения способствуют развитию познавательных психических процессов ребёнка. И это очень важно, потому что ребёнок получает возможность нормально и полноценно развиваться, входить в мир человеческих отношений и не чувствовать себя ущербным. Правильно построенная система коррекционных мероприятий позволяет сократить разрыв в развитии познавательной сферы между детьми.

Целью данной программы является развитие познавательной сферы детей с

ЗПР, таких психических процессов как память, мышление, внимание, восприятие.

1. повышение уровня развития памяти

2. повышение уровня развития внимания

3. повышение уровня развития мышления

4. повышение уровня развития восприятия

Используемые методы и техники: беседа, наблюдение, тестирование, индивидуальные коррекционные занятия, индивидуальные консультации.

Целевая аудитория: программа предназначена для младших школьников.

Форма работы: индивидуальная, занятия будут проходить в кабинете педагога-психолога.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия с детьми, с задержкой психического развития. »

Цель: развитие психических процессов.

Развитие зрительной памяти.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие мелкой моторики.

1. Пальчиковая гимнастика

«Профессии» автор Крупенчик

Каменщик из кирпичей Стену строит. Дом ничей.

(Кладём правую руку на левую, левую — на правую и т. д. всё выше и выше.)

Я — маляр, я стены крашу,

(Расслабленной кистью водим вверх-вниз.)

(Движения рукой влево-вправо.)

Я — электрик. Свет включу,

(«Включаем свет, нажимая на выключатель».)

Только лампочку вкручу.

(«Вкручиваем лампочку» — вра­щательные движения кистью правой руки.)

Приходите в новый дом

И живите долго в нём!

(Развести руки в стороны.)

Детям должны ответить на вопрос-действие и назвать представитель какой профессии выполняет это действие:

Кто лечит детей?

Кто шьет одежду?

Кто рисует картины?

Кто летает в космос?

Кто водит машину?

3. «Найду букву»

Детям раздаются по листку бумаги, на котором нарисованы хаотично согласные и гласные буквы, и выполняют следующие действия:

Подчеркнуть, синим карандашом согласные буквы, кранным гласные, цифры простым

Отметить сначала первую букву своего имени, своей фамилии,

Найди не правильную букву.

занятия психолога с детьми зпр

4. «Разрезные картинки»

Дети собираю разрезные картинки, называют, какой предмет получился и говорят к какой профессии это предмет относится.

занятия психолога с детьми зпр

5. Физкультминутка

«Мы – шоферы» автор Е.А. Алябьева

Едем, едем на машине,

Руки в виде руля

Нажимаем на педаль.

Нажимаем одной ногой

Газ включаем, выключаем,

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли.
Вправо, влево. Чистота!

Ладони в вправо-влево

Волосы ерошит ветер.

Мы шоферы — хоть куда!

Кулаки вперед, большой палец вверх.

Отслеживая и «распутывая» линии на предложенной психологом картине, дети переносят фигуры в новые места и заполняют пустые кружки.

занятия психолога с детьми зпр

7. «Посмотри и запомни»

В течении 5 секунд детям показываются фигуры из палочек с установкой запомнить, затем дети складывают такие же фигуры из палочек.

занятия психолога с детьми зпр

8. Работа в тетради

Дети должны в тетради нарисовать по клеточкам такую же фигуру, которую нарисовал психолог.

Источник: http://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/konspiekt-individual-nogho-zaniatiia-s-diet-mi-s-zadierzhkoi-psikhichieskogho-razvitiia

Программа для детей 9-12 лет с зпр

Дата20.04.2016
Размер43,39 Kb.
ТипПрограмма
Коррекционно-развивающая программа для детей 9-12 лет с ЗПР

  1. Пояснительная записка:

Коррекционо-развивающая работа подразумевает занятия психолога с детьми. Показания к коррекции связаны с личностными особенностями ребёнка и с запросами взрослых: родителей или учителя. От кого бы ни поступил запрос, в начале коррекции проводится диагностика ребёнка. После чего намечаются пути коррекции. Дети с задержкой психофизического развития (ЗПР) являются наиболее сложными в диагностическом отношении. В настоящее время эта категория детей всесторонне изучена, как с клинической стороны, так и с психолого-педагогической.

В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности.

В исследованиях дефектологов указывается, что при ЗПР имеет место неравномерность формирования психических функций, причем возможно как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических процессов. В результате изучения психических процессов и возможностей в обучении детей с ЗПР выявлен ряд специфических особенностей в их познавательной, эмоционально-волевой деятельности, поведении всей личности.

Выявлены следующие черты: повышенная истощаемость и в результате нее низкая работоспособность; незрелость эмоций, воли, поведения; ограниченный запас общих сведений и представлений; бедный словарь; несформированность навыков интеллектуальной деятельности; игровая деятельность сформирована не полностью. Восприятие характеризуется замедленностью, дети многое не замечают в окружающем мире. Замедлены прием и переработка поступающей через органы чувств информации. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Наглядный материал такие дети запоминают лучше, чем словесный. У детей снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны по сравнению с нормально развивающимися детьми.

У детей с ЗПР не сформированы основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки». Речь у детей с ЗПР внешне удовлетворяет требованиям бытового общения. Но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками наблюдается бедность словаря, низкая осведомленность, преемственность грамматики.

Данная программа коррекционно-развивающей работы по развитию познавательных процессов младших школьников с задержкой психического развития состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Данная программа основана на иерархическом принципе психологической коррекции «сверху – вниз», заключающимся в создании оптимальных условий развития высших психических функций путем компенсации нарушенного звена. (Кабанова, 1997).

Коррекционная работа основана на идее взаимодействия развития, пространственных представлений и произвольной регуляции со свойствами внимания.

Коррекционная программа включает задания и упражнения:

• по развитию и коррекции отклонений в когнитивной сфере;

• на развитие свойств внимания;

• на развитие объема механической и смысловой памяти;

• ориентацию в пространстве тела;

• отвлечённую ориентировку в пространстве;

• пространственную ориентировку в плане;

• пространственную ориентировку в листе бумаги;

• на обучение самоконтролю;

• на развитие произвольности;

Разработка коррекционной программы осуществлялась на основе намеченных теоретических положений Л.М. Веккера о том, что внимание является одним из компонентов произвольной регуляции психической (в первую очередь познавательной) деятельности.

Цель:

  • Коррекция и развитие высших психических функций.

Задачи:

  • развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость;

• развивать слуховую и зрительную память;

  • развивать целостность восприятия

1. Принцип развивающего обучения . Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.

3. Принцип постепенности . Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

4. Принцип доступности . Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

5. Деятельностный принцип . Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка
Методологической основой программы являются следующие положения:

1. Образовательный уровень — начальный.

2. Ориентация содержания — практическая.

3. Характер освоения — развивающий.

4. Возраст обучающихся — 9-12 лет.

5. Форма организации учебно-воспитательного процесса — урок.

6. Периодичность — 1 урок в неделю.

8. Продолжительность одного урока – 35-40 минут.
Программа составлена на основе рекомендаций и разработок:

  1. Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми»;
  2. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). — М., 1992.
  3. А.А. Осиповой, Л.И. Малашинской «Диагностика и коррекция внимания. Стимульный материал».

Тематический план занятий

ЗанятияЗадачи занятияСодержание занятия
1.— развитие наблюдательности

— развитие зрительной памяти

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Что изменилось».

— Игра «Ищи безостоновочно».

— Корректурная проба. Проверка ошибок.

— Игра «Запомни порядок».

3. Рефлексия занятия.

2.— развитие концентрации внимания;

— развитие устойчивости внимания;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Найти ошибки в алфавите.

— Игра «Запомни пары слов».

— Игра «Заметить все».

3. Рефлексия занятия.

3.— развитие концентрации внимания;

— развитие мелкой моторики;

— развитие мышления.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Какой предмет самый большой».

— Игра «Найди и продолжи закономерность».

— «Найди лишнюю фигуру».

3. Рефлексия занятия.

4.— развитие устойчивости и произвольности внимания;

— развитие слуховой памяти

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Зашифрованные цвета».

3. Рефлексия занятия.

5.— развитие концентрации внимания;

— развитие устойчивости и произвольности внимания;

— Развитие зрительной памяти;

— развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Все наоборот».

— Задача «Нарисуй бусинки правильно».

3. Рефлексия занятия.

6.— Развитие концентрации внимания;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Что нового».

— Игра «Нарисуй правильно».

— Игра «Скажи на оборот».

— Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

7.— Развитие концентрации внимания;

— развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Найди игрушку».

— Игра «Кто лучше нарисует».

3. Рефлексия занятия.

8.— Развитие произвольного внимания.

— Развитие слуховой памяти;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

-Упражнение на распределение внимания.

— «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

9.— Развитие зрительной памяти;

— Развитие зрительного внимания;

— Развитие устойчивости внимания;

— Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

3. Рефлексия занятия.

10.— Развитие слуховой памяти;

— Развитие концентрации внимания;

— Развитие зрительного внимания;

— Развитие мелкой моторики.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Упражнение «Все помню».

3. Рефлексия занятия.

11.— Развитие переключаемости внимания;

— Развитие зрительной памяти;

— Развитие зрительного внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Упражнение на устойчивость и переключение внимания (животные – растения).

— «Найди несоответствия на картинке».

— «Раскрась вторую часть картинки».

3. Рефлексия занятия.

12.— Развитие концентрации и устойчивости внимания.1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Упражнение «Цифровая таблица».

3. Рефлексия занятия.

13.— Развитие устойчивости внимания;

— Развитие скорости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Упражнение «Цифровая таблица» (с пропусками).

— Игра «Птица – не птица».

— Игра «Летела корова».

3. Рефлексия занятия.

14.— Развитие скорости внимания;

— Развитие помехоустойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра на внимание «Хлоп – топ».

— Игра «Маленький жук» (Мысленный графический диктант).

— Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).

15.— Развитие наблюдательности;

— развитие устойчивости внимания;

— развитие помехоустойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Что изменилось».

— Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно считать хлопки).

— «Найди буквы алфавита».

3. Рефлексия занятия.

16.— Развитие помехоустойчивости внимания;

— Развитие концентрации внимания;

— Развитие слуховой памяти.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Упражнение на распределение внимания (рисовать и одновременно решать примеры).

— Решение арифметических задачек в уме.

3. Рефлексия занятия.

17.— Развитие концентрации и устойчивости внимания.

— развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Дотронься до…»

— «Продолжи ряд фигур»

3. Рефлексия занятия.

18.— Развитие концентрации внимания;

— развитие ассоциативной памяти.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

— Упражнение «Пары слов».

19.— Развитие слуховой памяти;

— Развитие концентрации внимания;

— Развитие зрительного внимания;

— Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

— Игра «Запомни фигуры»

3. Рефлексия занятия.

20.— Развитие скорости переключения внимания;

— Развитие логического мышления;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Парные корректурные пробы;

— «Найди лишнюю фигуру»;

3. Рефлексия занятия.

21.— Развитие наблюдательности;

— развитие устойчивости внимания;

— развитие помехоустойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Упражнение «Хлопни в ладоши»;

— Игра «Что изменилось»;

— Параллельные корректурные пробы;

3. Рефлексия занятия.

22.— развитие устойчивости и концентрации внимания;

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

— Продолжи ряд фигур;

— Игра «Хлопни в ладоши»;

— «Прослушай рассказ и ответь на вопросы»

23.— Развитие концентрации внимания;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

— «Составь рассказ из предложений»;

— «Определи чувства человека на картинке»;

— «Найди лишнее слово»;

— «Назови общим словом».

24.— Развитие скорости переключения внимания;

— Развитие концентрации внимания;

— развитие устойчивости внимания.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

— Упражнение «Докрась вторую половину»;

— Упражнение «Числовой квадрат»;

— Упражнение «Арифметические задачи в уме»;

3. Рефлексия занятия.

25.— развитие мелкой моторики рук;

— развитие концентрации внимания;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

— Упражнение «Перепиши без ошибок»;

3.Рефлексия занятия.

26.— развитие концентрации и устойчивости внимания;

— развитие мелкой моторики;

— развитие наблюдательности.

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

— Игра «Что нового».

— Игра «Нарисуй правильно».

— Игра «Скажи на оборот».

— Упражнение на распределение внимания.

3. Рефлексия занятия.

27.— Развитие мышления;

— развитие концентрации и устойчивости внимания.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Упражнение «Тренируем пальчики».

— Упражнение «Метод словесных ассоциаций»

— Упражнение «Дорисуй вторую половину»

— Упражнение «Зашифрованный рисунок»

— Упражнение «Составь рассказ»

— Упражнение «Рассказ по цифрам»

3. Рефлексия занятия.

— Развитие концентрации и устойчивости внимания;

— Развитие мелкой моторики;

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Упражнение «Дорисуй вторую половину»;

— Упражнение «Срисуй правильно»;

— Упражнение «Расшифруй поговорку»;

3. Рефлексия занятия.

29.— Развитие концентрации внимания;

— Развитие мелкой моторики.

1. Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть:

— Игра «Умный коврик»;

3. Рефлексия занятия.

30.— развитие концентрации внимания;

— развитие мыслительной операции «сравнение»

Источник: http://psihdocs.ru/programma-dlya-detej-9-12-let-s-zpr.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2017-2023 © Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статьи

Контакты