Психика как системное качество головного мозга — психика как системное качество головного мозга

11.08.2018

В целом основные положения теории отражения, сложившиеся в отечественной психологии сводятся к следующим (Н.И.Чуприкова):

1. Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение Психика есть свойство или функция головного мозга. Абудучи свойством мозга и завися от качества нер

Название1. Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение Психика есть свойство или функция головного мозга. Абудучи свойством мозга и завися от качества нер
Дата конвертации20.02.2013
Размер74.89 Kb.
ТипДокументы
Мозг и психика

1. Психика как свойство мозга. Функции психики и их значение

Психика есть свойство или функция головного мозга. А будучи свойством мозга и завися от качества нервной системы, психика сама в свою очередь выполняет несколько функций:

1. Основная функция психики — отражение окружающего мира. При этом психическое отражение обладает рядом особенностей: ● отражение носит субъективный характер, ● отражение всегда активно, обладает избирательностью, ● отражение носит вневременной характер (возможно отражение прошлого, настоящего и будущего). Иными словами, психика есть субъективный образ объективного мира.

По мнению А.Н.Леонтьева, отражение — не просто результат воздействия объекта на субъект, а результат взаимодействия двух процессов: воздействие объекта на субъект и активность субъекта по отношению к воздействующему объекту.

2. С отражением связана вторая функция психики — регулятивная, суть которой в обеспечении той или иной целенаправленной и целесообразной деятельности и поведения.

Таким образом, психика – это отражательная (познавательная) и регулирующая поведение деятельность мозга.

3. И, наконец, только человеческой психике (сознанию), свойственна еще одна функция — проективная (планирование деятельности, прогноз или предвидение результата). Эта функция приобретается в процессе жизни и развития в человеческом обществе. Предвидение результата в психологии получило название опережающего отражения, а образ предстоящего действия — акцептора действия.

Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, опережающее отражение есть высший уровень отражения. Его возникновение он связывает с изменением характера деятельности, а именно с переходом от приспособительной деятельности к деятельности продуктивной (преобразующей), особенность которой заключатся в наличии цели, подчиняющей процесс выполнения деятельности.

В своих работах С.Л.Рубинштейн выделил три линии связи психики с миром: 1) по отношению к внешнему миру психика есть его отражение; 2) по отношению к мозгу – его функция; 3) по отношению к поведению – его регулятор на основе отражения внешнего мира и внутренних состояний.

В целом основные положения теории отражения, сложившиеся в отечественной психологии сводятся к следующим (Н.И.Чуприкова):

1. Мир – сложная закономерно развивающаяся система, в которой прошлое, настоящее и будущее связаны.

2. В мире существуют свойства и отношения, доступные чувственному познанию (познанию с помощью органов чувств) и не доступные, которые отражаются в мышлении.

3. Для организации адаптивного приспособительного поведения требуется постоянная интеграция результатов отражения внешней среды и внутренних состояний.

4. Отражение активно (например, на уровне чувственного познания – прислушивание, ощупывание, обнюхивание и т.п.).

5. Отражение избирательно, его результаты зависят от множества внешних и внутренних условий. Поэтому отражение одного и того же объекта в разных условиях и ситуациях может быть существенно различным, что обеспечивает адекватность отражения и поведения.

6. Психическое отражение имеет свои собственные законы.

7. У человека отражение связано с творчеством.

Соответственно поведение всегда таково, какова складывающаяся в мозге субъекта картина его внешнего и внутреннего мира. А особенность психологии в том, что она изучает психику не как нечто непосредственно данное, а опосредованно, через анализ ее внешних проявлений (поведение).

  1. Проблема локализации психических функций в коре головного мозга

Органом сознательной деятельности человека является кора больших полушарий. В связи с этим фактом учеными активно разрабатывается проблема локализации психических функций в коре. Решение этого вопроса имеет почти двухвековую историю.

1. Первая попытка представить локализацию психических способностей была предпринята в начале XIX века французским ученым Галлем. Его точка зрения сводилась к следующему: у каждой способности есть свой участок коры головного мозга, который разрастается при развитии этих способностей. Им была разработана специальная область науки — френология, в соответствии с которой, по мнению Галля, на основе изучения выпуклостей на черепе можно делать выводы об индивидуальных способностях человека. Это было первым представлением о локализации психических функций в головном мозге.

Основу современного учения о локализации функций в коре головного мозга заложил французский исследователь Брока, выделивший в 1861 году двигательный центр речи (3-я лобная извилина левого полушария). Позднее ученый Вернике открыл другой центр — речеслуховой — височная зона левого полушария. Так, начиная с 70-х годов XIX века клинические наблюдения показали, что поражение отдельных участков коры головного мозга приводят к нарушению определенных психических функций. В результате в 1934 году немецкий психиатр К.Клейст составил «локализационную карту», в которой даже самые сложные психические функции соотносились с определенными участками коры головного мозга.

2. Позднее оказалось, что прямая локализация сложных психических функций в определенных участках коры головного мозга — несостоятельная идея. Было установлено, что поражение органических участков коры головного мозга, как правило, приводит к нарушению целой группы психических процессов. И как следствие появилась идея, в соответствии, с которой психические процессы являются функцией всего мозга в целом.

3. Последующие исследования, однако, показали несостоятельность и этой точки зрения. Было установлено, что кора головного мозга высоко дифференцированный аппарат. Так, затылочная область коры является зрительной зоной, обеспечивающей анализ и синтез зрительных раздражений; верхние отделы височной области — слуховая зона коры, осуществляющая анализ и синтез слуховых раздражений; передняя часть теменных отделов обеспечивает анализ и синтез осязательных раздражений и раздражений, возникающих в мышечно-суставном аппарате. Вместе с тем работы Александра Романовича Лурия и Петра Кузьмича Анохина доказали, что чем сложнее психическая функция, тем меньше она локализирована. Иначе говоря, в случае более сложных психических процессов, функция представляет собой сложную совместную деятельность целой системы органов. Например, такая сложная функциональная система как ходьба или чтение не может быть локализована.

Чтобы понять мозговую организацию сложных психических процессов нужно знать принципы функциональной организации человеческого мозга. Эти принципы были разработаны А.Р.Лурия. Согласно его точки зрения головной мозг человека обеспечивает прием, переработку информации, создание программ собственных действий и контроль за их успешным выполнением и всегда работает как единое целое. Нарушение функционирования любой части неизбежно сказывается на его работе.

3.Учение о блоках мозга А.Р.Лурия

В головном мозге А.Р.Лурия выделил 3 блока, согласованное функционирование которых приводит к успешной организации сознательной деятельности человека, регуляции его поведения.

Итак, мозг имеет вертикальную дифференциацию.

I блок мозга (образование древней коры: гипоталамус, ретикулярная формация) — блок тонуса коры, энергетический блок мозга. Он способствует сохранению напряжения (тонуса), необходимого для работы высших отделов; обеспечивает процессы обмена и избирательную активацию (усиление сигналов, которые важны в данный момент). Нарушения этого блока приводят к усталости, высокой утомляемости, сниженного внимания и работоспособности, а в крайних вариантах и к гибели организма.

II блок мозга (задние отделы обоих полушарий: теменные, височные, затылочные) — блок приема, переработки и хранения информации, поступающей через органы чувств. Структурно этот блок неоднороден: первичные зоны обеспечивают анализ раздражителей, вторичные зоны — синтез информации; третичные зоны — ее хранение. Нарушения этого блока приводят к искажению информации, ориентации в пространстве, отсутствию логики.

III блок мозга (передние отделы полушарий — лобные доли) — блок программирования, регуляции и контроля деятельности. Он корректирует действия и поведение, сличая эффект выполнения с исходными намерениями. С ним связаны функции самоконтроля и саморегуляции посредством речи.

Поражение лобных долей не приводит ни к параличам, ни к нарушению движений и чувствительности. Наблюдения А.Р.Лурия показали, что двусторонние поражение лобных долей мозга приводит к тому, что теряется возможность удерживать намерения, сохранять сложные программы действий, тормозить не соответствующие программам импульсы и регулировать деятельность, подчиненную этим программам, у больных отсутствует возможность сличать результат и намерение, осознание ошибок.

4. Асимметрия мозга. Проблемы доминанты

Помимо дифференциации вертикальной мозг имеет и горизонтальную дифференциацию — межполушарную асимметрию. Известно, что кора головного мозга человека состоит из правого и левого полушария, сходных по анатомическому строению, но функционирующих по разному. Еще И.П.Павлов разделил всех людей на два типа: первосигнальных (художественный тип); второсигнальных (мыслительный тип).

Позднее ученые, установили, что одно полушарие (левое) считается главным (доминантным) в отношении важнейших психических функций (мышление, память, воля, речь, письмо, чтение, счет). Другое полушарие (правое) — вспомогательным (субдоминантным). Такое разделение получило название межполушарной асимметрии мозга.

Правое полушарие — чувственное, принцип его деятельности — чувственное отражение мира. Оно отвечает за восприятие своего тела (положение в пространстве) и в целом за ориентацию в пространстве и времени, за узнавание лиц, за ритмико-музыкальные способности. Это база конкретно-образного мышления, его работа связана с отрицательными эмоциональными состояниями. Левое полушарие — аналитическое, действует на основании анализа, подчиненного законам логики. Оно связано с деятельностью абстрактно-логического мышления, с понятиями, а также с положительными эмоциональными состояниями.

Вместе с тем применительно к каждому конкретному человеку можно говорить о трех видах мозговой доминанты: правополушарный тип; левополушарный тип; смешанный тип (амбидекстрия — отсутствие доминанты). При этом обнаружено, что с мозговой доминантой связана доминанта телесная (ведущий глаз, ведущая рука, ведущая нога). И эта связь носит перекрестный характер (к примеру, при доминировании правого полушария, ведущей рукой является левая).

Считается, что левополушарные люди в большей степени живут будущим, тогда как правополушарные – в основном ориентированы на прошлое.

В целом на сегодняшний день гораздо лучше изучен мозг мужчин, поскольку мозг женщин стали изучать сравнительно недавно. При этом установлено, что у мальчиков и мужчин гораздо ярче выражена межполушарная асимметрия, тогда как мозг девочек и женщин более пластичен и, следовательно, сохранен, поскольку у них существует большая взаимозаменяемость полушарий. Это связано с тем, что в женском мозге лучше развито мозолистое тело (пучок нервных волос, соединяющий полушария друг с другом), поэтому информация легче поступает из одного полушария в другое, а в случае нарушения одного из полушарий, его функции легче берет на себя другое. Иными словами, мозговая асимметрия больше выражена у мужчин, их мозговая доминанта более стойкая, тогда как у женщин доминанта переходная и наблюдается более гибкое использование мозга.

Источник: http://koledj.ru/docs/index-1566.html

Психика как системное качество головного мозга

Еще в VI веке до н. э. врач из Кротоны Алкмеон заметил, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга. Позднее эту мысль поддержал Гиппократ. В начале XX в. оформились две науки – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Большой вклад в понимание этих связей внес И. М. Сеченов, позднее его идеи развил И. П. Павлов.

Человеческая сложноорганизованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках головного мозга, температура тела, обмен веществ и т. д. Существует множество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать психика человека не будет. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное постоянство внутренней среды, которое является одним из основных свойств всего живого, получившим название гомеостаз. Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма с окружающей средой. Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом и принимают участие в возникновении психических явлений.

Нервная система человека состоит из двух разделов – центрального и периферического. Центральный, в свою очередь, состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Вся остальная часть нервной системы относится к периферическому разделу. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации. Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Особую роль в головном мозге играют правое и левое полушария, которые, в свою очередь, состоят из лобной, теменной, затылочной и височной долей. Специальные функции выполняет гипоталамус – особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Р. Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия). Оказалось, что у обычного человека левое полушарие «управляет» речью, письмом, вербальной памятью, счетом, логическими рассуждениями. Правое же полушарие «отвечает» за музыкальный слух, восприятие пространственных отношений, зрительных образов, выражение и распознавание эмоций. Это явление называют асимметрией головного мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных ракурсов, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.

Исходя из материалистической позиции вся материя, начиная от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей – человеческим мозгом, обладает качеством отражения, т. е. способностью реагировать на воздействия. На определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения, выполняющая функцию поиска способов взаимодействия с окружающей средой.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – мозга человека. Основными функциями психикиявляются:

• регулирование;

• сохранение целостности организма.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функции регуляции поведения». Как следствие, осуществляется адаптация живого организма к условиям окружающей среды. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.

На рис. 3 приведена структура психики, которая касается, прежде всего, ее сознательного уровня. Следует, однако, помнить о наличии бессознательного уровня в структуре психики. Бессознательными могут быть как процессы психического отражения, так и процессы регулирования.

психика как системное качество головного мозга

Рис. 3.Функциональная структура психики (по В. А. Ганзену)

Источник: http://studopedia.ru/3_197470_psihika-i-osobennosti-stroeniya-golovnogo-mozga-struktura-psihiki.html

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Категории

  • Астрономия
  • Биология
  • Биотехнологии
  • География
  • Государство
  • История
  • Лингвистика
  • Литература
  • Менеджмент
  • Механика
  • Образование
  • Охрана труда
  • Педагогика
  • Политика
  • Право
  • Психология
  • Социология
  • Физика
  • Химия
  • Экология
  • Электроника
  • Электротехника
  • Энергетика
  • Юриспруденция
  • Этика и деловое общение

Психология Мозг и психика

РЕФЛЕКСИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСОЗНАНИЯ

Следует подчеркнуть социальный характер само­сознания. Ребенок, а потом и взрослый человек реагируют на то, как смотрят, как оценивают его окружающие люди. Каждый социальный контакт формирует, корректирует мне­ние человека о себе. Оценки самого себя через тех, с кем при­ходится контактировать дома, на работе, в магазинœе и т.п., делают самооценку многогранной. При этом эта многогран­ность является системой, которая основывается на целост­ности и системности самой личности. Целостность и констант­ность своего «я», когда человек остается самим собой и узнает себя в различных ситуациях, предопределяет независимость личности от среды.

Главная функция самосознания — сделать доступными мотивы и результаты поступков, оценить себя. В случае если же са­мооценка не удовлетворяет человека, то он приходит к идее самосовершенствования либо старается вытеснить эти непри­ятные оценки из своей памяти, из своего сознания.

3. Фрейд считал, что «Я» — это центр сознательной адап­тации к среде, включающий восприятие, интеллект и моторику (Фрейд, 1924).

Самосознание делает возможным возникновение рефлексии. Рефлексия — это одно из проявлений самосозна­ния, это имитация мыслей другого, что позволяет предвидеть поведение другого человека. Это именно то, что выражается фразой «Поставь себя на его место». Заметьте разницу меж­ду детской ролевой игрой и рефлексией. В игре — имитация поведения, а при рефлексии — имитация мыслей.

(5) Физиологические основы психики человека (мозг и психика, мозг и сознание).

Материальным субстратом протекания психических процес­сов, является нервная система. Здесь следует заметить, что на формирование психических образов оказывают влияние многие факторы — организм целиком, физическая среда, социальные условия. При этом собственно психические образы являются следствием деятельности нервной системы, идеальным порождением материального субстрата͵ оказывающим обратное влияние на нервную систему, а посредством ее и на организм. В свою очередь, вступая во взаимодействие со средой, организм изменяет и ее.

Особую роль в построении психических образов играет головной мозг, кото­рый представляет собой скопление тел нервных клеток, соединœенных между со­бой особыми отростками — аксонами и дендритами. Наиболее важной особен­ностью нервных клеток является их способность проводить нервные импульсы, в которых кодируется информация, поступающая из организма и внешней сре­ды, а также способность сохранять следы этих воздействий.

Идея о связи психических явлений с деятельностью головного мозга вы­сказывалась очень давно, еще в античные времена. Так, Алкмеон из Кротоны (VI в. до н. э.) в результате наблюдений и хирургических операций пришел к вы­воду, что мозг есть орган души. Он обнаружил, что из мозговых полушарий «идут к глазным впадинам две узкие дорожки». Он утверждал, что мозг достав­ляет нам ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представлений, достигших непо­колебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой прочности» (Ярошевский М. Г., 1985).

Не всœегда, однако, душевная жизнь связывалась с деятельностью мозга. В част­ности, живший намного позже Алкмеона великий античный философ Аристо­тель считал, что мозг является аппаратом, охлаждающим и регулирующим жар крови. Гиппократ рассматривал мозг как орган психики, но считал его желœезой. Римский врач Гален (II в. н. э.) связывал разумную, рассудочную деятельность с мозгом, но иные психические явления локализовал в других органах: эмо­ции — в сердце, а вожделœения (в современной терминологии — мотивацию) — в печени.

С накоплением сведений о строении организма и функциях отдельных орга­нов крепло убеждение в том, что именно головной мозг отвечает за психические явления. Постепенно проблема локализации в организме превратилась в про­блему локализации в органе (в средние века психическую жизнь связывали с желудочками мозга), а затем вместе с процессом дифференциации психических явлений — в проблему локализации отдельных психических феноменов в отде­лах мозга. В конце XVIII в. австрийский врач и анатом Ф. Галль, впервые опи­сав серое и белое вещество мозга, также впервые попытался разместить всœе «ум­ственные силы» и качества человека в коре больших полушарий головного моз­га. С этого времени именно кора стала рассматриваться в качестве субстрата психической деятельности. Рассуждения Галля были, однако, слишком прямо­линœейными: составив список из 27 базовых «способностей», он каждую из них связал с определœенным участком коры. Далее он рассуждал: если у человека раз­вита данная способность, то соответственно развит и соответствующий участок коры, который, оказывая давление на находящийся над ним участок черепа, приводит к образованию в данном месте «шишек» и «бугров» способностей. Со­ставив карту способностей человека, Галль получил, как ему казалось, инстру­мент для их диагностики. Учение Галля о локализации «способностей» — фре­нология — приобрело широкую популярность, на десятилетия овладев умами его современников.

Только спустя приблизительно полтораста лет стало отчетливо ясно, в чем заключалась ошибка Галля. Он в качестве единичных способностей рассматри­вал психические образования, в формировании которых принимает участие ог­ромное количество более частных психических функций, которые, в свою оче­редь, формируются при участии еще более простых психических операций. Не­которые из перечисленных им «способностей», к примеру речь, арифметический счет, рассматриваются в настоящее время как высшие психические функции чело­века, осуществление которых возможно при выполнении множества частных операций. Вот эти частные операции локализованы в определœенных участках коры. Οʜᴎ (к примеру, различение фонем) могут входить составной частью в различные целостные психические акты, образуя на время их совершения функциональную систему, соответствующую высшей психической функции более высокого порядка, к примеру письму.

Для того чтобы показать связь между элементарными и высшими психиче­скими функциями, кратко опишем процесс письма, отдельные его функциональные компоненты и их локализацию в коре головного мозга по современным данным.

1. Чтобы написать слово, нужно вначале проговорить его, а для этого — рас­членить его на фонемы (отдельные звуки). Процесс различения фонем лока­лизован в левой височной области коры. Поражение этой зоны приводит к тяжелым расстройствам письма у европейцев, а, скажем, у китайцев — нет, так как иероглиф связан не с отдельной фонемой, а с целым понятием.

2. В процессе написания слова в скрытой форме принимает участие и собственно арти­куляция (проговаривание), управление которой локализовано в нижних от­делах двигательной области коры. При их поражении человек не может пра­вильно сформировать слово (вместо халат — хадат, стол — слот).

3. Далее, чтобы изобразить букву, крайне важно ее себе представить, т.д. «пере­кодировать» фонему в графему, что и осуществляется в затылочных и теменно-затылочных отделах коры, при поражении которых человек не может отыскать нужную букву (оптическая аграфия).

4. Написание слова требует также обеспечения плавности тончайших движе­ний и размещения букв в определœенной последовательности, за что отвеча­ют нижние отделы премоторной зоны.

5. И, наконец, написание слова или буквы редко бывает самоцелью, обычно с их помощью мы записываем свои мысли, в связи с этим письмо — это разновид­ность речи, что в свою очередь означает, что фактором, направляющим пись­мо и сохраняющим свой контроль на протяжении всœего акта письма, являет­ся замысел или намерение. Замысел и контроль любой целœенаправленной деятельности связаны со сложнейшей по своей структуре активностью лоб­ных отделов коры. Одна больная с поражением лобных отделов в своем письме выдающемуся нейрохирургу Н.Н. Бурденко написала: «Дорогой профессор, я хочу вам сказать, что я хочу вам сказать, что я хочу вам ска­зать. » и т.д. на четырех листках писчей бумаги (Лурия А.Р., 1970). Итак, для осуществления какой-то целœенаправленной деятельности, разные отделы мозга, отвечающие за выполнение элементарных психических функций, на время ее выполнения объединяются. После ее осуществления они же могут участвовать в деятельности иных функциональных систем.

Другие выделœенные Ф. Галлем «способности» и вовсœе являются результатом деятельности всœего мозга как целого, к примеру «алчность», «хитрость», «воров­ство», «дружба».

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мозг представляет собой сложнейшую нейрональную систе­му, в пространстве которой реализуются нервные процессы, протекающие в определœенном режиме и составе, порождающие психические процессы, которые в свою очередь оказывают регулирующее влияние на нервные процессы и дея­тельность всœего организма в целом.

Было бы грубой ошибкой связывать психические процессы только с корой больших полушарий головного мозга. Психика является продуктом деятельно­сти всœей нервной системы. В формировании психических явлений принимают участие и кора, и скопления нервных клеток (так называемые ядра) в толще больших по­лушарий, и более древние образования (тот же гипоталамус), и так называемый ствол головного мозга, располагающийся в черепе, но представляющий собой видоизмененное продолжение спинного мозга, и, наконец, сенсорные (чувству­ющие) органы. Каждый из этих отделов вносит свой вклад в осуществление пси­хической деятельности.

Идея функциональной организации высших психических функций человека делает понятным, что: а) нарушение одних и тех же видов психической деятель­ности может встречаться при различных по локализации повреждениях мозга и б) одно и то же локальное повреждение мозга может привести к поражению це­лого комплекса, казалось бы, очень разнородных функций.

Выдающийся отечественный нейропсихолог (нейропсихология это область психологии, изучающая связи между психическими явлениями и соответствую­щими им участками мозга) А.Р. Лурия выделил три наиболее крупных отдела мозга, которые он назвал блоками, существенно отличающимися друг от друга по своим основным функциям в организации целостного поведения.

Первый блок, включающий в себя те участки, которые наиболее тесно и мор­фологически, и функционально связаны с древними отделами, управляющими состоянием внутренней среды организма, обеспечивает тонус всœех вышелœежа­щих отделов мозга, ᴛ.ᴇ. его активацию. Упрощая, можно сказать, что данный отдел является основным источником, в котором побудительные силы животных и человека черпают энергию для действий. При его повреждениях у человека не возникает нарушений ни зрительного, ни слухового восприятия, он по-прежне­му владеет всœеми полученными ранее знаниями, его движения и речь остаются сохранными. Содержанием базовых нарушений при этом являются именно нарушения психического тонуса: человек проявляет повышенную психическую истощаемость, быстро впадает в сон, внимание колеблется, нарушается органи­зованный ход мыслей, изменяется его эмоциональная жизнь — он становится либо чрезмерно встревоженным, либо крайне безразличным.

Второй блок включает в себя кору больших полушарий, располагающуюся кзади от центральной извилины, ᴛ.ᴇ. теменные, височные и затылочные отделы. Повреждение этих отделов при сохранном тонусе, внимании и сознании прояв­ляется в разнообразных нарушениях ощущений и восприятия, модальность ко­торых зависит от конкретных зон поражения, обладающих высокой специфич­ностью: в теменных отделах — кожная и кинœестетическая чувствительность (больной не может узнать на ощупь предмет, он не чувствует взаимного распо­ложения частей тела, ᴛ.ᴇ. нарушается схема тела, в связи с этим теряется четкость движений); в затылочных отделах — нарушается зрение при сохранении осяза­ния и слуха; в височных долях — страдает слух при сохранном зрении и осяза­нии. Таким образом при поражении этого блока нарушается способность стро­ить полноценный чувственный образ окружающей среды и своего собственного тела.

Третья обширная зона коры занимает у человека треть от общей поверхнос­ти коры и располагается кпереди от центральной извилины. При ее поражении наступают специфические нарушения: при сохранении всœех форм чувствитель­ности, сохранности психического тонуса нарушается способность к организации движений, действий и осуществлению деятельности по определœенной заранее программе. При обширных повреждениях нарушается речь и понятийное мышление, играющие важнейшую роль в формировании этих программ, поведение теряет характер произвольности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, с определœенными оговорками можно сказать, что выявлен­ные специфические функции названных отделов мозга соответствуют трем вы­делœенным нами в начале основным компонентам психики, составляющим це­лостную психическую деятельность при выполнении отдельного приспособительного акта — активация (побуждение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ переживается в форме мотива), образ и действие.

Помимо перечисленных функциональных различий между отделами мозга можно указать еще на функциональные различия между двумя полушариями. Большие полушария головного мозга — парный орган, однако в отличие от дру­гих парных органов в организме они не обладают характером взаимозаменяемо­сти. Каждое из полушарий выполняет собственные функции в организации пси­хической деятельности. В самой общей форме можно сказать, что в левом полу­шарии осуществляется создание логически непротиворечивой картины мира, которая является результатом дискретных, ᴛ.ᴇ. связанных с использованием знаков (слов), аналитических, в форме последовательных операций, процессов. В правом полушарии происходит одномоментное «схватывание» воспринимае­мых свойств и связей, ᴛ.ᴇ. с известными оговорками — интуитивное постижение окружающего. В левом полушарии происходит процесс категоризации и обоб­щения с использованием знаков, в правом — формирование и опознание высо­коиндивидуализированных образов предметов, явлений и ситуаций. Совмест­ная их работа дает всœестороннюю, логически упорядоченную и в то же время целостную картину мира.

Читайте также

Рефлекторная деятельность мозга. Кора больших полушарий. Строение нервной системы и психика. Взгляды идеалистов и материалистов на природу психики. Тема 1.2. Психика и ее развитие План:1. Взгляды идеалистов и материалистов на природу. [читать подробенее]

Нервная система в функциональном и структурном отношении делится на перифери­ческую и центральную нервную системы. Центральная нерв­ная система — совокупность связанных между собой нейро­нов. Она представлена головным и спинным мозгом. На разрезе головного и спинного. [читать подробенее]

Соотношение физиологического и психологического Сознание и мышление человека, его идеалы и духовные потребности, планы и образы окружающей действительности, какие бы возвышенные чувства у нас ни вызывали, прозаически связаны с функционированием вещественного. [читать подробенее]

Лекция 11. Существует множество определений психики. Некоторые из них приведены ниже. Психика – 1. Общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых в психологии [Немов, с. 564]. Психические явления – это психические познавательные процессы. [читать подробенее]

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции Методологические основы психологии. Место психологии в системе наук. Грани взаимодействия психологии и медицины. Общая характеристика основных психологических школ и направлений (обзор) 1. Психика: определение. [читать подробенее]

РЕФЛЕКСИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОСОЗНАНИЯ Следует подчеркнуть социальный характер само­сознания. Ребенок, а потом и взрослый человек реагируют на то, как смотрят, как оценивают его окружающие люди. Каждый социальный контакт формирует, корректирует мне­ние человека о. [читать подробенее]

Тема 2. Понятие психических свойств. Структура личности. Индивид, личность, индивидуальность Тема 1. Введение в психологию Место психологии в системе науки и практики. Житейская и научная психология. Соотношение теоретической и практической психологии. Цели и задачи. [читать подробенее]

Тема 2. Понятие психических свойств. Структура личности. Индивид, личность, индивидуальность Тема 1. Введение в психологию Место психологии в системе науки и практики. Житейская и научная психология. Соотношение теоретической и практической психологии. Цели и задачи. [читать подробенее]

Или Тема 1. Предмет и методы психологии Содержание семинарских занятий (ЧАСТЬ 1)Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики. Понятия. [читать подробенее]

Или Тема 1. Предмет и методы психологии Содержание семинарских занятий (ЧАСТЬ 1)Цель занятия:проанализировать основные этапы исторического развития и современное состояние психологии и ее предмета, раскрыть специфику методов изучения психики. Понятия. [читать подробенее]

Источник: http://oplib.ru/random/view/843373

Психика и особенности строения головного мозга. Структура психики

Еще в VI веке до н. э. врач из Кротоны Алкмеон заметил, что психические явления тесно связаны с работой головного мозга. Позднее эту мысль поддержал Гиппократ. В начале XX в. оформились две науки – физиология высшей нервной деятельности и психофизиология, которые занялись изучением связей между психическими явлениями и органическими процессами, происходящими в мозге человека. Большой вклад в понимание этих связей внес И. М. Сеченов, позднее его идеи развил И. П. Павлов.

Человеческая сложно-организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях, к которым относятся: уровень содержания кислорода в крови и клетках головного мозга, температура тела, обмен веществ и т. д. Существует множество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать психика человека не будет. В процессе эволюции живых организмов у них выработалась способность сохранять относительное постоянство внутренней среды, которое является одним из основных свойств всего живого, получившим название гомеостаз[20]. Это равновесие не является статичным, оно представляет собой результат активного взаимодействия организма с окружающей средой. Для поддержания гомеостаза у позвоночных животных сформировалось несколько регуляторных систем: иммунная, эндокринная, нервная. Все системы поддержания гомеостаза работают в тесном взаимодействии друг с другом и принимают участие в возникновении психических явлений.

Нервная система человека состоит из двух разделов – центрального и периферического. Центральный, в свою очередь, состоит из головного мозга, промежуточного мозга и спинного мозга. Вся остальная часть нервной системы относится к периферическому разделу. Все отделы нервной системы участвуют в переработке получаемой информации. Но с высшими психическими функциями, с мышлением и сознанием связана, прежде всего, работа головного мозга. Особую роль в головном мозге играют правое и левое полушария, которые, в свою очередь, состоят из лобной, теменной, затылочной ивисочной долей. Специальные функции выполняет гипоталамус – особое, расположенное в основании головного мозга образование, в котором происходит слияние нервных и эндокринных элементов в единую нейроэндокринную систему. Как часть нервной системы гипоталамус контролирует состояние внутренней среды организма.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия полушарий мозга. Впервые эти отношения были экспериментально изучены в 60-е гг. XX в. профессором психологии Калифорнийского технологического института Р. Сперри (в 1981 г. за исследования в этой области ему была присуждена Нобелевская премия). Оказалось, что у обычного человека левое полушарие «управляет» речью, письмом, вербальной памятью, счетом, логическими рассуждениями. Правое же полушарие «отвечает» за музыкальный слух, восприятие пространственных отношений, зрительных образов, выражение и распознавание эмоций. Это явление называют асимметрией головного мозга. Именно специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных ракурсов, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого.

Исходя из материалистической позиции вся материя, начиная от неживой, неорганической, и заканчивая самой высшей – человеческим мозгом, обладает качеством отражения, т. е. способностью реагировать на воздействия. На определенном этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения, выполняющая функцию поиска способов взаимодействия с окружающей средой.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи – мозга человека.

Основными функциями психикиявляются:

• регулирование;

• сохранение целостности организма.

Эти функции взаимосвязаны и взаимообусловлены: отражение регулируется, а регулирование основано на информации, полученной в процессе отражения. «Единство психики как системы выражается в общей ее функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, она выполняет функции регуляции поведения»[21]. Как следствие, осуществляется адаптация живого организма к условиям окружающей среды. Тесная взаимосвязь указанных функций обеспечивает целостность психики, единство всех психических проявлений, интеграцию всей внутренней психической жизни.

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно:

1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.

психика как системное качество головного мозга

Психическое состояние (англ. mental state) – «внутренняя целостная характеристика индивидуальной психики, относительно неизменная во времени»

Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психические состояния формируются на основе психических процессов и характеризуют состояние психики в целом. На рис. 1.3представлены классификации разновидностей психических состояний по различным основаниям

Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом – трудно и неэффективно.

Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).

Наиболее изученными являются: 1) общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности, 2) эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т.д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.

психика как системное качество головного мозга

Рис. 1.3.Разновидности психических состояний

По преобладанию психических процессов психические состояния делятся на гностические, эмоциональные и волевые.

· К гностическим психическим состояниям относят: любознательность и любопытство, удивление и изумление, недоумение и сомнение, озадаченность, мечтательность, заинтересованность, сосредоточенность и т.д.

· Эмоциональные психические состояния это — огорчение и грусть, злость и обида, удовлетворенность и неудовлетворенность, бодрость и радость, обреченность и угнетенность, подавленность и отчаяние, страх и робость, влечение и страсть, аффект и т.д.

· Волевые психические состояния: активность и пассивность, решительность и нерешительность, уверенность и неуверенность, сдержанность и несдержанность, рассеянность, спокойствие и т. д.

Все эти состояния подобны соответствующим психическим процессам и свойствам личности, в чем проявляется одна из важнейших закономерностей психологии.

Психические состояния бывают так же: трудовые (готовность, апатичность, воодушевление, энергичность и т.д.), учебные (внимательность и невнимательность, сосредоточенность, заторможенность), спортивные (собранность, расслабленность, скованность, уверенность и т.д.) при этом все психические состояния делятся на: оптимальные, стрессовые, депрессивные и внушенные.

Высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности являются свойства личности.

Психические свойства – «индивидуально-психологические особенности, определяющие постоянные способы взаимодействия человека с миром». Они характеризуются устойчивостью и постоянством, обусловливают неповторимость человека и являются основой его личности (примеры свойств: темперамент, характер, способности личности).

Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека.

Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности.

Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. Для примера приведем некоторые интеллектуальные свойства – наблюдательность, гибкость ума; волевые – решительность, настойчивость; эмоциональные – чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:

1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека); 2) темперамент (систему природных свойств личности – подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, – характеризующую динамическую сторону поведения); 3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности) и, наконец, 4) характер как систему отношений и способов поведения.

Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, то есть система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Сознание человека является продуктом общественных условий.

Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности.

В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.

Психические образования – результат развития психики человека; они являются результатом приобретения им жизненного и профессионального опыта. Примеры психических образований: знания, компетенции, привычки, убеждения, ценности.

Психические процессы, состояния и свойства образуют основной понятийный «каркас» современной психологической науки

Заключение

Таким образом, подводя итог, следует отметить то, что структура психики человека сложна и многогранна. Все составляющие ее связаны между собой и с возрастом, в процессе постоянного обучения совершенствуются. Психика каждого человека имеет сугубо индивидуальные особенности и черты. Человек сознательно может совершенствовать отдельные качества своего характера, однако, наибольшее влияние на его формирование будет оказывать социум.

Психика человека на протяжении многих лет подвергалась исследованиям со стороны ученых, которые постоянно продолжаются и в наши дни, однако нельзя сказать, что сознание человека уже достаточно изучено. С постоянным развитием общества, постоянно развивается и совершенствуется и человеческое сознание, а значит, в будущем будет еще долго изучаться.

В результате эволюции нервная система и в первую очередь головной мозг достигли уровня развития, позволяющего человеку заниматься трудом. Под воздействием труда, носящего коллективный харктер, у человека начали развиваться психические процессы. Обусловившие возникновенике сознания – высшего уровня психического развития. Основными условиями возникновения и развития сознания являются соответствующий уровень биологического развития, надичие социального окружения и коллективный труд. (МАУГЛИ).

Сознание — это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий человеку как социальному существу.

Сознание изучают многие науки – философия, антропология, нейрофизиология, социология, психология, физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.

Сознание не дается человеку автоматически при его рождении, оно развивается в ходе его взаимодействия с другими людьми, в ходе усвоения социального опыта.

Таким образом, правомерно утверждать, что оно рождается в бытии, отражает бытие и творит бытие.

В психологии различают несколько видов сознания человека:

житейское – формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;

проектное – охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;

научное – опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;

эстетическое – связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;

этическое – определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.

Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.

психика как системное качество головного мозга

Формы сознания:

По масштабу сознания выделяют индивидуальное (сознание отдельного человека) и общественное (групповое) сознание, отражающее схожесть картины мира у людей, принадлежащих одной социальной группе.

По типам психических явлений рассматривают сознание как процесс и сознание как состояние

Сознание как процесспоток одновременно протекающих произвольных и непроизвольных психических процессов.Произвольные процессы находятся в «фокусе внимания» субъекта и полностью им контролируются; непроизвольные процессы находятся на «периферии сознания» и являются слабоуправляемыми.

Сознание как состояние – уровень психофизиологической активности организма, определяющий степень реализации функций сознания. Выделяют состояния активного(бодрствование), пассивного (сон) и измененного (гипнотические и наркотические состояния) сознания.

К функциям сознания относятся следующие.

1. Функция отражения.

2. Функция целеполагания.

3. Творческая функция (творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений).

4. Функция оценки и регуляции поведения и деятельности.

5. Функция построения отношения к миру, другим людям, себе.

6. Духовная функция – обусловливающая становление индивидуальности и развитие духовности.

7. Рефлексивная функция, являющаяся основной, характеризующей сознание функцией.

Свойства сознания человека:

· активность – активная деятельность человека и его активное воздействие на окружающий мир определяется сознанием;

· избирательность – сознание направлено на конкретные определенные объекты реального мира;

· обобщенность, отвлеченность – сознание человека, в отличие от сознания животных, оперирует обобщенными и абстрактными понятиями;

· целостность – сознанию человека присуща целостность, которая нарушается при некоторых видах психических заболеваний;

· константность – устойчивость сознания, обусловленная свойствами личности и определяемая памятью;

· динамичность – способность сознания изменяться под воздействием протекающих психических процессов, которые могут закрепляться в новых психических свойствах и состояниях личности;

· искаженность – при отражении действительности сознанием происходят частичные потери и искажения информации, обусловленные индивидуальными особенностями восприятия человека и сформированной у него моделью мира;

· индивидуальный характер – отличия сознания каждого человека от сознания других людей, обусловленные генетическими различиями, социальной средой, образованием, накопленным опытом;

· рефлексивность – сознанию присущи способность к самонаблюдению, самоанализу и самооценке.

Эмпирические характеристики сознания:

· пространственная – способность осознавать себя в окружающем пространстве, перемещаться в нем и изменять его;

· временная – способность создавать виртуальный временной континуум «прошлое – настоящее – будущее» и оперировать мысленными образами, моделируя события в нем;

· информационная – способность осознавать информационные потоки, отслеживать взаимосвязи между ними, обрабатывать информацию и принимать решения.

· энергетическая – способность задействовать энергетический потенциал организма в критических условиях.

Дата добавления: 2015-06-05 ; просмотров: 1686 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/3-70338.html

Psinovo.ruсайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.

  • Коррекционное занятие детей с задержкой психического развития Размещено
  • Презентации для дошкольников
  • Психологический анализ урока
  • Возрастная периодизация Д. Б. Эльконина
  • Эмоционально-волевая сфера дошкольника
  • Функции образования и их роль в современном обществе
  • Психолого-педагогическая характеристика учащегося 9 класса
  • Знание того, как личные черты характера могут повлиять на финансы, станет
  • Психология жестов утверждает, что Ни один человек не способен
  • Они наблюдали за контактом отцов и детей в 474 американских
  • К помощи дельфинов прибегают некоторые специалисты, сталкиваясь
  • В течение двадцати лет специалисты исследовали
  • Определения психологии
  • Предмет психологии
  • Психологические термины
  • Объект психологии
  • Разделы психологии
  • Место психологии в системе наук
  • История психологии
  • Кто такой психолог?
  • Здоровые новости
  • ПОМОГИ САЙТУ!

Психика как функция коры больших полушарий головного мозга

Содержание: Введение I. Психика как функция головного мозга а) проблема соотношения психики и мозга б) основные положения системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ) в) структурно-функциональные принципы работы мозга II. Характеристика сознания человека: а) понятие «сознание»; б) основные характеристики сознания Заключение Литература Введение Наивысшей, свойственной только человеку функцией головного мозга, выражающейся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира является сознание. Прежде чем дать характеристику главной функции головного мозга, в данной работе рассмотрим понятия о психике, историю формирования и теории взаимосвязи психики и мозга; структурно-функциональные принципы работы мозга; I. Психика как функция головного мозга Первоначально раскроем понятие «психика» в общепсихологическом смысле. Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социально-культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становиться личностью1. Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субъекта) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности.

Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков психика обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождение в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения.

Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, предсталяющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависит от внеземных начал. а) Проблема соотношение психики и мозга Проблема соотношения психики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания. Долгое время мозг считался своеобразным «черным ящиком», а в сознании большинства людей принципиальное различие между душой и телом было незыблемо. Но постепенно мозг стали рассматривать как материальный субстрат психики, имеющий сложную организацию.

Первые попытки представить психические процессы как функции определенных участков мозга предпринимались еще в средние века, когда философы и натуралисты считали возможным такие функции как воображение, мышление, память, в три мозговых желудочка. Но истинное исследование проблемы взаимосвязи мозга и психических функций началось в XIX в., и в настоящее время можно выделить четыре основных подхода, сложившееся в науке, которые по разному отвечали на главный вопрос: как же связны психические функции с мозгом. Это узкий локализационизм (или психоморфологическая концепция), антилокализационизм (или концепция эквипотенциальности), эклектическая концепция и теория системной локализации высших психических функций (ВПФ). Появление узкого локализационизма связывают с именем известного австралийского анатома Френсиса Галя (1758-1828).

Заметив, что отдельные заболевания связаны с повреждением тех или отдельных участков мозга, он предложил, что «сложные способности человека интимно связаны с отдельными, строго ограниченными участками мозга, которые, разрастаясь, образуют соответствующие выпуклости на черепе, позволяющие определить индивидуальные различия в способностях человека». Ф. Галль считал, что существуют определенные соотношения между особенностями психического склада людей и формой их черепа. Эту зависимость он объяснял различиями в интенсивности роста разных областей коры. Сотрудник Галя Шпурцхейм распространял данные идеи под названием «френология» и добился их широкого признания.

В первой четверти XIX в. Френология была популярна не меньше, чем сто лет спустя – психоанализ. По сути это была первая попытка привязать конкретную функцию к строго ограниченному участку мозга, но к сожалению, теория не опиралась на серьезные исследования и подверглась обоснованной критике. Коренной перелом в исследовании мозга наступил в 1861 г., когда французский анатом Поль Брока описал больного с грубыми нарушениями моторной речи (больной не мог произнести ни одного слова при полной сохранности движения губ, языка, гортани). Сделав после смерти больного вскрытие, он предположил, что дефект был вызван опухолью в задней трети лобной извилины левого полушария.

Таким образом впервые клинически была доказана связь психической функции с определенным участком мозга. В 1873 г. немецкий психиатр Карл Вернике описал случай, когда поражение другого участка мозга (задней трети верхней височной извилины левого полушария) вызывало четкую картину нарушения понимания слышимой речи. В эти же годы были найдены «центр понятий», «центр письма», «центр ориентировки в пространстве». В 1934 году на материале черепно-мозговых ранений времен первой мировой войны К. Клеймен составил карту локализации психических функций.

Е. Д. Хомская выделяет основные положения узкого локализационизма: — функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность , которая соотносится с определенным участком мозга; — мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных «центров», каждый из которых целиком заведует определенной функцией; — под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое. К сожалению, представители данного направления не могли объяснить известные клинические факты: почему при поражении отдельных участков мозга могли нарушаться одновременного несколько психических функций и почему одна и та же функция страдала при поражении разных участков.

Представителями другого направления антилокализационизма были физиологи М. Флуранц, К. Гольдштейн, Гольц, К. Лешли и психологи Вюрцбургской школы. Мишель Флуранц утверждал, что мозг неразделим на отдельные части, кора однородна и равноценна, как любая железа. И мозг продуцирует психику так же как печень – желчь.

Они пришли к выводу, что нарушение функции не зависит от места повреждения («закон эквипотенциальности»), но пропорционально величине повреждения («закон действия массы»). Рассмотрим основные методологические положения антилокализационистов: — психическая функция есть неразложимая на компоненты психическая способность; — локализация функции представляет собой непосредственное соотнесение психического и морфологического; — мозг — это однородное целое, равноценное и равнозначное для всех психических функций во всех отделах; — психическая функция равномерно связана со всем мозгом. Дж. Хьюлингс Джексон высказывал предположение, что к мозговой организации сложных форм психических процессов следует подходить с позиции уровня их построения, и предположил иерархических подход к строению нервных центров.

Эти положения были развиты позже фон Монаковым, Хэдом, Гольшдтейном. Согласно эклектической концепции локализовать в определенных участках можно лишь относительно элементарные сенсорные или моторные функции, а высшие психические функции связаны со всем мозгом равномерно. Существовала и откровенно идеалистическая теория, которой придерживались такие крупные физиологи, как Г. Гельмгольц, Ч. Шерингтон, Э. Эдриан, Дж. Экла, отрицавшие саму возможность связать мозг и психику. Ни одно из рассмотренных направлений исследования не позволяло выявить подлинные механизмы психической деятельности человека.

Для решения этой задачи необходимо было пересмотреть методологическую основу изучения взаимосвязи психических функций и мозга. Итогом стало появление теории системной динамической локализации психических функций А. Р. Лурия.

Данная концепция основана на понимании психических явлений как системных качеств физиологических функций. Основополагающим является принцип динамической организации психических функций, сформулированный И. П. Павловым и развитый А. Р.Лурия и Л. С. Выготским.

Павлов выделил в коре больших полушарий «ядерные зоны анализаторов» и «рассеянную периферию» и совместно с А. А. Ухтомским сформулировал принцип динамической локализации функций как сложного взаимодействия возбудительного и тормозного процессов на различных элементах системы анализатора, благодаря чему создается ответная деятельность организма. А. Р. Лурия и Л. С. Выготский пересмотрели такие понятия, как «функция», «локализация» и «симптом».

Центральное для нейропсихологии понятие «высшие психические функции» было введено Л. С. Выготским, а затем подробно разработано А. Р. Лурия. «Под высшими психическим функциями (ВПФ) понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности»2. Благодаря этому подходу психическую функцию стали рассматривать не как простую способность, не как отправление той или иной ткани мозга, как психологическую систему, обладающую сложным психическим строением и включающую много психологических компонентов. Такое понимание функции как функциональной системы основывается, во-первых, на представлении подвижности входящих в ее состав частей (наличие постоянной задачи, осуществляемой с помощью меняющихся средств) и во-вторых, на том, что сложный состав функциональной системы всегда включает целый набор афферентных (настраивающихся) и эфферентных (осуществляемых) компонентов.

С этой точки зрения локализация ВПФ представляет собой системный процесс на основе многокомпонентного состава функциональной системы. ВПФ, как сложные функциональные системы, должны охватывать сложные функциональные системы совместно работающих зон мозга, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов.

Системное представление о локализации ВПФ отличается следующими особенностями: — ВПФ имеют опосредованный характер (опираются исторически сложившиеся вспомогательные внешние средства, которые оказываются существенными факторами установления функциональной связи между отдельными участками мозга, объединяющимися в единую функциональную систему); — локализация ВПФ не является устойчивой, меняясь как в процессе развития ребенка, так и на последовательных этапах упражнения. А. Р.Лурия и Л. С.Выготский сформулировали концепцию системной динамической локализации ВПФ, согласно которой любая психическая деятельность человека является сложной функциональной системой, обеспечиваемой целым комплексом совместно работающих аппаратов мозга.

Эти функциональные системы формируются в онтогенезе и могут динамически перестраиваться в зависимости от конкретной задачи. Они имеют двойной принцип строения – вертикальный и горизонтальный. Таким образом психическая функция любой сложности осуществляется при участии целого ряда корковых зон, подкорки, активизирующей системы мозга и, следовательно, не может быть локализована в каком-то одном участке коры.

Один и тот же аппарат может перестраиваться для обеспечения разных видов деятельности. б) Основные положения системной динамической локализации высших психических функций: -каждая психическая функция представляет собой сложную функциональную систему и обеспечивается мозгом как единым целым. При этом различные мозговые структуры вносят свой специфический вклад в реализацию этой функции; — различные элементы функциональной системы могут находиться в достаточно удаленных друг от друга участках мозга и при необходимости замещают друг друга; -при повреждении определенного участка мозга возникает «первичный» дефект – нарушение определенного физиологического принципа работы, свойственного данной мозговой структуре; — как результат поражения общего звена, входящего в разные функциональные системы, могут возникать «вторичные» дефекты.

В настоящее время теория системной динамической локализации ВПФ является основной теорией, объясняющей взаимосвязь психики и мозга. в) Структурно-функциональные принципы работы мозга Кора головного мозга представляет собой поверхностный слой, покрывающий полушария головного мозга и образованный преимущественно вертикально ориентированными нервными клетками, их отростками, пучками афферентных и эфферентных нервных волокон и клеток нейроглии.

Шестой слой (афферентный) состоит из мелкозернистых клеток, связан с органами чувств. Пятый слой (эфферентный) включает в себя гигантские пирамидные клетки, генерирующие импульсы к клеткам.

В четвертый слой коры приходят волокна, несущие импульсы, возникающие в периферических рецепторах. Эти три слоя образуют первичные или проекционные зоны коры. Поверхность полушарий изрезана глубокими щелями и бороздами, которые разделяют ее на доли: лобную, теменную, затылочную, височную. Соответственно выделяют теменную (общечувствительную), затылочную (зрительную), височную (слуховую) первичные зоны коры.

Их основная функция – прием и анализ возбуждения, поступающего от периферических рецепторов. Нормальный доношенный ребенок рождается с уже сформированными первичными зонами коры больших полушарий. Над каждой первичной зоной коры надстраивается система вторичных зон, в которых преобладают более сложные по своему строению второй и третий слои коры.

Они состоят из клеток с короткими аксонами, поэтому возбуждение не выходит за их пределы, а циркулирует внутри слоя, обеспечивая, таким образом, ассоциативные функции, т. е. способность к установлению ассоциаций (синтезу возбуждения). Третий слой состоит из мелкозернистых клеток с короткими аксонами, а второй – из пирамидных клеток с короткими аксонами.

Выделяют вторичные теменные (общечувствительные), затылочные (зрительные) и височные (слуховые) зоны коры. Вторичные зоны созревают к 2-3 годам. На границах между корковыми представительствами отдельных чувствительных зон коры больших расположены клетки первого слоя (клетки с короткими аксонами).

Этот слой образует третичные или ассоциативные зоны коры, основной функцией которых является вторичный синтез возбуждения. В коре головного мозга можно выделить две группы третичных зон: задняя или височно-теменно-затылочная и передняя. Третичные зоны коры обеспечивают совместную работу корковых звеньев отдельных анализаторов – наиболее сложные интегративные функции коры головного мозга.

Задние третичные созревают к 6-7 годам, а передние – к 14-15 годам. Все эти системы мозга работают в тесном взаимодействии друг с другом.

А. Р. Лурия подчеркивает, что отдельные слои коры неравномерно распределены в топографически различных участках коры головного мозга. Число исходных клеток невелико, однако характер объединения нейронов, их связи друг с другом, их расположение позволяет бесчисленное количество вариантов связей. Е. Д. Хомская, опираясь на современные представления об основных принципах организации мозга как субстрата психики, обосновывает два основных принципа теории локализации высших психических функций: -принцип системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга); — принцип динамической локализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни). А. Р.Лурия предложил структурно-функциональную модель мозга как субстрата психической деятельности.

Согласно этой модели, весь мозг можно разделить на три структурно-функциональных блока: — энергетический блок; — блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации; — блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Любая ВПФ осуществляется при обязательном участии всех трех блоков.

Каждый блок характеризуется особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе его работы, и той ролью, которую он играет в обеспечении психических функций. Первый блок – это блок регуляции энергетического тонуса и бодрствования.

Только в условиях оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные системы связей, программировать деятельность, осуществлять контроль над ней. Аппараты, регулирующие и обеспечивающие тонус коры, находятся не в самой коре, а в лежащих ниже стволовых и корковых отделах мозга: ретикулярная формация ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, лимбическая система, область гиппокампа.

Е. Д.Хомская говорит, что функциональное значение первого блока в обеспечении психических функций заключается в следующем: — в регуляции процессов активности, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической деятельности (активирующая функция); — в передаче регулирующего влияния мозговой коры на нижележащие стволовые образования (модулирующая функция). За счет нисходящих волокон ретикулярной формации высшие отделы коры управляют работой нижележащих аппаратов, модулируя их работу и обеспечивая сложные формы сознательной деятельности. При поражении ретикулярной формации снижается продуктивность ВПФ, в первую очередь – непроизвольного внимания и памяти, нарушается активность, сон.

В случае массивных поражений стирается грань между сном и бодрствованием, человек находиться в полусонном состоянии, у него страдает ориентировка во времени и месте. Первый блок мозга участвует в обеспечении психической деятельности, в первую очередь в организации внимания, памяти, эмоционального состояния в целом; участвует в регуляции эмоциональных (страх, гнев, боль, удовольствие) и мотивационных состояний; воспринимает и перерабатывает разнообразную интероцептивную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния. Второй блок – блок приема, переработки и хранения информации расположен в наружных отделах новой коры (неокортекс) и занимает ее задние отделы, включая в свой состав аппараты затылочной, височной и теменной коры.

Она включает: — первичные зоны (обеспечивающие прием и анализ поступающей извне информации), — вторичные зоны (выполняющие функции синтеза информации от одного анализатора), — третичные зоны (основной задачей которых является комплексный синтез информации). Третий функциональный блок мозга – блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата.

Обеспечению этих задач и служит третий блок мозга. Аппараты третьего блока расположены кпереди от центральной лобной извилины и включают в свой состав моторные, премоторные, префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Этот блок оказывает модулирующее влияние на первый и на второй блоки, что приводит к активности коры головного мозга, так и к изменению порогов ощущения и восприятия. Каждая форма сознательной деятельности всегда является сложной функциональной системой и осуществляется, опираясь на совместную работу всех трех блоков мозга, каждый из которых вносит вклад в обеспечение всего психического процесса в целом.

Первый блок участвует в формировании мотивов любой сознательной деятельности, второй – обеспечивает операциональную сторону деятельности, а третий – отвечает за формирование целей и программ деятельности. Нарушение работы каждого из блоков обязательно приводит к дезинтеграции психической деятельности в целом, но каждый раз по-разному, так как приводит к нарушению соответствующих стадий деятельности.

В организации любой психической функции принимает участие как левое, так и правое полушарие, но при этом каждое из них вносит свой специфический вклад. Под функциональной асимметрией понимается различное по характеру и неравное по значимости участие левого или правого полушария мозга в осуществлении психических функций. Клинические наблюдения показали, что речевые нарушения возникают преимущественно при поражении левого полушария, в то время как поражение правого приводит к появлению своеобразного симптомокомплекса, включающего нарушение схемы тела, выпадение поля зрения, нарушение пространственной ориентировки.

II. Характеристика сознания человека. а) Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущей только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстоящих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование сознания индивида.

Сознание характеризуется: активностью, интенциональностью (направленность на предмет), направленность к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого сознания), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. Сознание любого индивида уникально, оно обуславливается внешними пол отношению к сознанию и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социально системы, в которой существует индивид)3. б)А. В.Петровский в структуре сознания выделяет следующие основные характеристики: Сознание есть совокупность знаний об окружающем мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания.

К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания. Закрепление в сознании различий субъекта и объекта.

Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя.

Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания. Четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения.

В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных качеств сознания является язык. Язык – это особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание.

Будучи усвоен конкретным человеком, язык становиться реальным сознанием этого человека. Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета.

Оставаясь психическим (отсюда ясно, что понятие психики шире, чем понятие “сознание”, “социальное”), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличии от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна и оценка их результата. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека. Сознание — наивысшая, свойственная только человеку функция головного мозга, выражающаяся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира4.

Заключение Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социально-культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становиться личностью.

В работе рассмотрели проблемы взаимоотношения психики и мозга. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Литература: Введение в психологию / Под общ.

А. В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с. Краткий психологический словарь/Ред.

-сост. Л. А. Карпенко; под. общ.

ред. А. В. Петровского, М. Г, Ярошевского. -2 изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.

– 512 с. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Ведение в психофизиологию. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 400 с. Общая психология / Сост. Рогов Е. И. – М.: Гуманит.

изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 448 с. Репина Н. В., Воронцов Д. В., Юматова И. И. Основы клинической психологии.

– Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 480 с. 1 Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под.

общ. ред. А. В. Петровского, М. Г, Ярошевского. -2 изд.

, с. 279. 2См. Репина Н. В., Воронцов Д. В., Юматова И. И. Основы клинической психологии, стр.254.

3 Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л. А. Карпенко; под. общ.

ред. А. В. Петровского, М. Г, Ярошевского.

-2 изд., с. 354 4 Общая психология сост. Рогов Е. И, стр 43- 61. 18 Похожие рефераты: Характеристика методов психического исследования.

Психика и нервная система Организационные и эмпирические методы. Головной мозг и его зоны.

Источник: http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/psichika_kak_funktsiya_kori_bolshich_polushariy_golovnogo_mozga.html

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *