Психоанализ как основа методологии изучения литературы | Статья в журнале «Молодой ученый» — основой изучения психоанализа является

14.01.2020

3. Гамбургер А. Психоанализ и литература // Ключевые понятия психоанализа. Пер. с нем. — СПб.: Б&К, 2001. — С. 293–300.

Психоанализ как основа методологии изучения литературы

основой изучения психоанализа является

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 27.01.2015 2015-01-27

Статья просмотрена: 3682 раза

Библиографическое описание:

Шевченко, Н. И. Психоанализ как основа методологии изучения литературы / Н. И. Шевченко. — Текст : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83). — С. 995-998. — URL: https://moluch.ru/archive/83/15184/ (дата обращения: 04.05.2020).

Психоанализ как метод исследования художественной литературы лишь относительно недавно появился в поле зрения литературоведов, вызвав ряд критических и оценочных (как положительных, так и отрицательных) характеристик. Поскольку психоаналитический метод находится на грани интерференции (наложения) смежных наук, в частности психологических и литературоведческих дисциплин, он продолжает активно развиваться, предлагая новейшее направление анализа творчества писателя, литературного произведения и новейшего литературного процесса как такового.

Ключевые слова: психоанализ, метод исследования художественной литературы.

Психоанализ сегодня является одним из важнейших методов современного не только отечественного, но и зарубежного литературоведения. Он, пожалуй, больше других заслуживает подробное изучение специфики функционирования и особенностей самой методики исследования.

Становления психоанализа как отдельного нового и весьма перспективного метода ознаменовали 10–20-е годы XX века. Первоначально он возникает как теоретическое основание врачебной психотерапевтической практики. Отправной точкой для его дальнейшего развития стали взгляды. З. Фрейда, который под психоанализом понимал «работу, посредством которой мы возвращаем в сознание вытесненные психические смыслы» [7, с. 395].

Традиционно историю психоанализа связывают с именами З. Фрейда и К. Г. Юнга. Именно вклад этих ученых в разработку метода имел фундаментальное значение. В противовес сублимативной теории, которую отстаивал З. Фрейд, К. Г. Юнг приходит к тому, что индивидуальное и коллективное бессознательное составляют единое синтетическое целое. Бессознательное, по мнению ученого, появилось в коллективном психическом опыте еще в период истоков человеческой истории. К. Г. Юнг представляет бессознательное как нечто специфическое и творческое, как некий психический первоисточник, подчеркивая, что оно является главным источником свойственных всем людям основных мотивов и архетипов переживаний.

Именно Юнгу принадлежит введение термина архетип в научный оборот. Этой дефиницией психоаналитик характеризовал первоначальный структурный элемент бессознательного, который и определяет все психические процессы человека. Архетипу он придавал особое значение, указывая на его всеобщее содержание и называя его универсальным символом.

Лишь впоследствии идеи, которые разрабатывались известными психоаналитиками, проникли в другие области человеческого знания, в частности, и в литературоведение. Считаем этот факт не случайным, поскольку объектом изучения литературоведения как науки является «сущность и функционирование в обществе художественной литературы» [1, с. 167], а психоанализ, исследуя в основном глубинные явления, а также внешнее проявление бессознательных душевных движений, призван заглянуть в творческую мастерскую автора.

Посредством утверждения теоретических концепций, проверенных и описанных в психоаналитических исследованиях, исследователи литературы имеют возможность отыскать внутренние побуждения автора к созданию художественного текста и определенной системы образов, что ему присуща. Ведь художественный текст — явление синтетическое. Он является результатом творческой деятельности писателя, синтезируя и давая понять переход идеального в материальное, общего в частное, бессознательного в сознательное, внутреннего во внешнее. То есть художественный текст как литературоведческая категория имеет в своей основе такие характеристики, которые не могли оставаться вне поля зрения психоаналитиков.

Для существования художественного текста необходимо высвобождение творческой энергии автора. Следующим шагом является процесс материализации, когда энергия (идеальное) становится материально выраженной. Эта материальная сфера, в свою очередь, представляет речевое (словесное) оформление текста. В таком аспекте изучения ярким примером применения психоаналитических техник является женская интеллектуальная проза.

Немецкий психоаналитик А. Гамбургер (род. 1954) выделил такие продуктивные отношения, которые связывают психоанализ и литературу:

1. Психоаналитическая рецепция (лат. Rесерtio — принятие) литературы, то есть заимствование концепций и понятий из литературы и литературоведения.

2. Психоанализ как литература, то есть как «часть целебного литературного дискурса, развитие которого наметился в эпоху романтизма».

3. Психоаналитическая интерпретация литературы.

4. Психоаналитическое влияние на литературу [2, с. 293].

Н. Зборовская, очерчивая возможности и перспективы психоаналитического толкования литературы, акцентирует внимание (вслед за А. Гамбургером) на четырех продуктивных отношениях: психоаналитической рецепции, интерпретации, влиянии на литературу, психоанализе как литературе. [5, с. 103]. По нашему мнению, такой широкий подход дает полное представление о методе, раскрывая полный спектр его возможностей.

Роль искусства в свете психоанализа — психокатарсис: благодаря высокоразвитой способности к сублимации художник направляет энергию низших влечений на художественную деятельность и таким образом связывает мир своих фантазий и желаний с реальным миром, исцеляясь от невротических симптомов и помогая исцелиться (очиститься) своим читателям от подобных невротических внутренних напряжений. Благодаря этому писатель, стремясь к исцелению человеческих душ, является бессознательным психотерапевтом своего времени.

Психоанализ как анализ связи между переживаниями раннего детства и особенностями творческой деятельности писателя, его внутренних психических конфликтов и толкования языка бессознательного стал нетрадиционным герменевтическим методом исследования литературы. Выработав аналитическую методику толкования текста снов, З. Фрейд сориентировал психоаналитическое литературоведение на расчленение явных смыслов. Художественное произведение рассматривали как способ маскировки бессознательного: художник прибегает к эстетическому обману, подавая свои скрытые желания в образной форме. Разоблачить этот обман — интерпретационная задача психоаналитика.

Основным недостатком классического психоаналитического толкования является его пренебрежение формой. Ведь если психоаналитик знает, что художник маскирует свои бессознательные влечения, соблазняя читателя «чисто формальным, то есть эстетическим удовольствием», то, очевидно, его меньше всего интересует тайна мастерства, он будет игнорировать такую «формальность»: для исследователя художественная форма — лишь приманка, которую надо отбросить ради объекта исследования побудительных мотивов фантазирования. Психоаналитический метод в своей основе ориентируется на нетрадиционный идейное содержание произведения. Недаром, анализируя произведения искусства, З. Фрейд подчеркивал, что вопрос мастерства находится вне психоаналитического исследования. Так, в работе «Достоевский и отцеубийство» он высоко оценивал Достоевского как писателя, ставил его наравне с Шекспиром; «Братья Карамазовы» считал самым грандиозным романом из когда-либо созданных, величайшим достижением мировой литературы, однако при этом отмечал, что «психоанализ вынужден сложить оружие перед проблемой писательского мастерства» [6, с. 285].

Психоаналитический метод как интерпретация прежде всего содержания был остро раскритикован Юнгом, который обращал особое внимание на форму (символ, образ, архетип и т. д.). Однако психоанализ содержания у З. Фрейда направлялся также к психоанализу формы. Свидетельством этого является основательное психоаналитическое исследование («Юмор и его отношение к неосознанному»), которое Л. Выготский назвал классическим образцом всякого аналитического исследования [4, с. 112].

Психоанализ не мог обойти вниманием форму, поскольку снятие скрытой психической напряжения в душе художника возможно только тогда, когда он найдет подходящую для этого художественную форму. Ведь муки творчества как психические мучения часто связаны с неудовлетворенностью в форме, что не дает разрядиться душевному напряжению в полной мере. Ненахождение соответствующей формы — это закрепление невротического состояния, обусловленого низким качеством сублимации.

Фрейдовский психоанализ художественного творчества уделяет равное внимание анализу личности, проводится по образцу психотерапевтического анализа (желание творчества воспринимается через невротический конфликт) и анализа произведения, в которых сливаются позиции автора и психоаналитика: автор бессознательно «интерпретирует» собственную невротическую ситуацию, занимает психотерапевтическую позицию относительно своей психики; психоаналитик, идя за голосом «души» автора, выводит эту интерпретацию на поверхность сознания.

Методика психоаналитического литературоведения расширяется в связи с расширением объекта исследования. «Методика психоаналитической литературной интерпретации, — отметил немецкий психоаналитик А. Гамбургер, — зависит от ориентации толкователя на личность автора, содержание текста, форму текста, восприятие текста» [3, с. 295]. Ориентация на личность автора предполагает проявление неосознанных структур авторской психики, следовательно, причинно-следственные взаимосвязи авторской психобиографии. Ориентация на содержание текста должна раскрыть связи между латентным смыслом художественного текста и динамикой влечений автора. Ориентация на форму и восприятия текста связаны с развитием психоаналитической методики, которая активизирует позицию читателя.

1. Восточнославянская филология: достижения и перспективы: Сборник материалов IV Всеукраинской студенческой научной конференции конференции. — Кривой Рог: Издательский дом, 2007. — Ч. П. — 248 с.

2. Гаккебуш В. Ответ председателю Русского психоаналитического о-ва д-ру М. В. Вульфу // История психоанализа в Украине. — Х.: «Основа», 1996. — С. 228–303.

3. Гамбургер А. Психоанализ и литература // Ключевые понятия психоанализа. Пер. с нем. — СПб.: Б&К, 2001. — С. 293–300.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. — М.: «Наука», 1968. — 312 с.

5. Зборовская Н. Психоанализ и литературоведение. — К.: Академиздат, 2003. — 392 с.

6. Фрейд 3. Достоевский и отцеубийство // Фрейд 3. Художник и фантазирование. — М.: «Наука», 1995. — С. 285–291.

7. Фрейд З. Введение в психоанализ: курс лекций / Пер. с нем. П. Таращук. — К.: «Основы», 1998. — 709 с.

Источник: http://moluch.ru/archive/83/15184/

Основы психологии и педагогики. Психоанализ

основой изучения психоанализа является

Психология и педагогика это две неразрывно связанные между собой области знаний о человеке, его особенностях и принципах развития. Изучение педагогики невозможно без знаний основ психологии, в то же время изучение психологии должно опираться на фундаментальные знания педагогики.

Термин «психология» происходит от греческого слова «психе», что в переводе означает «душа». Психология изучает духовный, внутренний мир человека. Самостоятельной эта область знаний стала лишь во второй половине девятнадцатого века, выделившись в науку из философии. Принято связывать начало развития психологии с открытием в 1879 году в Лейпциге немецким психологом В. Вундтом первой в мире лаборатории экспериментальной психологии.

Объектом психологии является совокупность разнообразных носителей психических явлений, среди которых основными являются деятельность, поведение и взаимоотношения людей в малых и больших социальных группах. Предметом психологии является происхождение, закономерности развития и функционирования психики. Главными задачами психологии являются понимание сущности психических явлений, управление этими явлениями, использование полученных знаний для повышения эффективности прочих отраслей науки и практики, создание основы практики психологической службы.

Современная психология представляет собой целый комплекс научных дисциплин и научно-практических направлений. Общее их количество на сегодня включает сорок наименований. Помимо человека психология занимается изучением психических особенностей животных, но эта область знаний не имеет никакого отношения к педагогике, поэтому мы ее опустим.

Основными отраслями психологии являются детская психология, социальная психология, педагогическая психология, психология труда, медицинская психология, юридическая психология, экономическая психология, военная психология и патопсихология. Из названий уже понятно, что представляет собой каждая из этих отраслей. Что касается патопсихологии, то она занимается изучением различных отклонений в развитии психики, вызванных нарушением мозговой деятельности.

К главным методам психологии относятся методы сбора информации, обработки данных и психологического воздействия. К первому типу методов можно отнести наблюдение, опрос, тест, эксперимент, изучение документов и биографический метод. Ко второму типу относятся статистический анализ и прочие математические методы исследования. Третий тип методов включает дискуссию, внушение, убеждение, тренинг, релаксацию и прочие методы воздействия.

основой изучения психоанализа являетсяВосприятие человеком окружающей действительности и осознание своей роли в ней формируется из двух составляющих, это психика и сознание. Психика представляет собой способность человека отражать окружающий его объективный мир в его связях и отношениях. Это отражение носит субъективный характер и обладает избирательным свойством. То есть человек преобразует объективную реальность в субъективные ощущения этой самой реальности, основываясь на собственной индивидуальности в процессе своей жизнедеятельности.

Психика включает в себя три основные группы психических явлений, это психические процессы, психические состояния и психические свойства человека. Первая группа состоит из таких процессов как познавательные, эмоциональные, мотивационные, волевые и другие. Ко второй группе относят творческий подъем, радость, сон, усталость, стресс и тому подобные состояния человеческого организма. К психическим свойствам человека относятся темперамент, характер, целеустремленность личности.

Психическая деятельность человека во многом зависит от индивидуальных особенностей его организма, а также от особенностей функционирования коры головного мозга, в которой разделяют три типа активных зон. Первый тип это сенсорные зоны, в которых происходит восприятие информации, полученной от органов чувств и рецепторов. Ко второму типу зон относятся моторные зоны, отвечающие за работу мускулатуры, координирующие движения и действия человека. К третьему типу относятся ассоциативные зоны, в которых происходит сопоставление и переработка всей полученной информации.

Основатель психоанализа, знаменитый австрийский психолог, психиатр и невролог Зигмунд Фрейд, определял структуру психики тремя основными уровнями, это бессознательное, предсознательное и сознательное. Современный психоанализ представляет собой достаточно сложную область научных знаний, основанных на новейшей психодинамической теории и получивших многочисленные эмпирические подтверждения.

Психоаналитики своими исследованиями подтвердили тот факт, что сознание является главным свойством человека, отличающим его от животного, в особенности самосознание, то есть осознание своей собственной личности в окружающем мире. Сознание это наивысший уровень отражения действительности человеком, определяющий мысленное предварительное построений действий, умозаключений, просчет возможных последствий, контроль и управление собственным поведением, а также способность осознания того, что происходит вокруг него и в нем самом. При этом самосознание является неотъемлемым признаком сознания, служащим для самооценки и определения себя как личности.

Источник: http://paidagogos.com/osnovyi-psihologii-i-pedagogiki-chast-1.html

Объять необъятное: основные школы психоанализа

«Психология, сводящаяся к копанию в мелочах, ошибочна. Люди ищут себя, изучают. Чтобы познать себя, чтобы самоутвердиться. Психология есть действие, а не самокопание»
Альбер Камю

Однажды возникнув, любое явление развивается. Этот закон природы применим ко всему, в том числе и к психоанализу. Поэтому не стоит удивляться, что вскоре после основания школы психоанализа Зигмунда Фрейда его последователи стали одну за другой открывать свои, разрабатывая все новые и новые направления. Каковы же они?

Откуда есть пошла.

Психоанализ — это не только не вся психотерапия, но даже не единственная из ее школ. Тем не менее, направлений в самом психоанализе великое множество. Зигмунд Фрейд разработал теоретический базис, опробовал его практическое применение, а также подвел философское обоснование и создал метод лечения. Все ближайшие соратники Фрейда признавали наличие бессознательного, были согласны с тем, что конфликт в психике приводит к ее расстройству, а при осознании бессознательного (влечения, страха, потребности) человек уменьшает внутреннее напряжение, а иногда и снимает сам внутренний конфликт. Терапия, основанная на классическом психоанализе, занимает долгие годы и требует регулярных и достаточно частых встреч пациента с врачом.

Однако этот базис, хоть и стал неоспоримой основой, оказался для многих категорически недостаточным. Мы уже говорили о направлениях, которые разрабатывали ближайшие соратники и последователи Фрейда — Адлер, Юнг и Фромм. Но число тех, кого интересовали все более широкие — или, напротив, узкие и глубокие — аспекты психоанализа, постоянно и неуклонно росло.

Зигмунд Фрейд выдвинул ряд идей, но, увы, не попытался свести их в единую систему, сосредоточив внимание на понятии Оно и эдиповом комплексе и упуская вопрос объектных отношений. А именно это понятие в психоанализе становится ключевым в 1940-х годах.

Эгоисты

Кроме уже упомянутых «столпов» психоанализа внимания заслуживают очень многие. И, к сожалению, у нас нет возможности рассказать вам о биографии, научных воззрениях и практических достижениях всех крупных психоаналитиков за последние более чем сто лет.

Одним из первых значительных ответвлений от классического психоанализа стала так называемая эго-психология (или персонологическая психотерапия). Такое название данная школа получила потому, что главный упор в изучении был смещен с Оно, которое больше всего интересовало самого Фрейда, на Эго. Основными представителями этого направления стали дочь Зигмунда Анна Фрейд, а также Хайнц Хартманн и Эрик Эриксон.

В центре интересов как самой Анны, так и ее последователей были детский психоанализ, принципы развития личности и ее защитных механизмов. Названия статей и книг говорят сами за себя: «Введение в психоанализ для педагогов» (1926), «Эго и механизмы защиты» (1936), «Психоаналитическое лечение детей» (1946), «Нормальное и патологическое в детстве: оценка развития» (1965). С точки зрения исследователей, Я (или Эго) является средоточием страха и органом конфликта с окружающим миром. Но одновременно же Я — куда более независимо от Оно, нежели считал сам Фрейд. Я не только заведует нашими страхами, но и помогает человеку адаптироваться к окружающему миру, а самой личности помогает достичь автономии. Анна Фрейд занималась изучением защитных механизмов Эго, Хартманн сделал упор на рациональное мышление и действие, Эриксон изучал стадии развития личности, выделив несколько возрастных фаз, перемежающихся возрастными кризисами.

Еще один нео

Помимо Эриха Фромма ярким представителем неофрейдизма стал Гарри Салливан, выдающийся американский психиатр и основатель трансперсонального психоанализа. Он, как и Фромм, предпринял попытку объединить сразу несколько направлений: психиатрию, психоанализ, психологию, социологию, философию и культурологию. Но если Фромм в итоге сводил все к дихотомии «любить или быть любимым», то Салливан, увлекшийся исследованиями шизофренических расстройств, пришел к выводу, что для того, чтобы понять природу психопатологии и помочь человеку, мало изучать лишь его личность.

Салливан считал, что на формирование психического расстройства оказывает влияние огромное количество социокультурных факторов. А само развитие индивидуума происходит в процессе взаимодействия человека с эмоционально значимыми для него людьми. Именно эта идея и легла в основу теории интерперсональных отношений.

Основной задачей для Гарри Салливана стало сближение психиатрии и социальных наук, потому что развитие человеческого Я он мыслил только в рамках взаимодействия этого Я с социумом и усвоения им социальных оценок и ролей. Очень многое для своей теории Салливан взял у Фрейда, кроме того, среди своих вдохновителей он называл Джорджа Герберта Мида, Джона Дьюи, Чарльза Кули, а также Рут Бенедикт и Эдварда Шапиро.

Согласно воззрениям Салливана, человек представляет собой сложнейшую биосоциальную систему. Развитие индивидуума он представлял как процесс непрекращающегося обмена информацией между личностью и окружающим миром. Только родившись, каждый из нас испытывает потребность в контакте с другими людьми, и эта потребность биологическая. Отсутствие такого контакта не только нарушает процесс развития, но и ведет к психопатологическим нарушениям.

Ситуации взаимодействия с миром, в которые мы попадаем на протяжении всей жизни, с момента рождения и до смерти, являются повторяющимися. И каждый усваивает определенный алгоритм действий — реакции на определенную ситуацию.

Еще одним важным фактором для развития человека является тревога. Салливан выделяет два ее типа: а) биологически обусловленный «нормальный» страх при восприятии реальной угрозы и б) приобретенная тревога, не связанная с реальными опасностями, которая вызывает дезорганизующее напряжение. Без первой невозможно существование, такой страх — залог выживания. Вторая — мощнейший блок в развитии творческого потенциала личности и причина тяжелых нарушений во взаимодействии с обществом.

Большое внимание Салливан уделял вопросу защитных механизмов, в частности сновидениям, мифам и мифологемам, причем как общим для всего человечества, так и личным мифам, которые, согласно его воззрениям, являются персональной защитой для каждого из нас.

Салливан намного опередил свое время, его идеи лежат в основе групповой и семейной терапии, которая начала развиваться только в конце ХХ века.

Из материнских рук

Возможно, для человечества было счастьем, что долгие века официально миром правили мужчины! Ведь схватки между женщинами порой выходят куда более свирепыми, нежели между самыми доминантными представителями сильного пола. Одно из таких сражений произошло и на полях психоанализа, когда в непримиримой борьбе идей сошлись две представительницы пола прекрасного и, как принято считать, слабого — Анна Фрейд и Мелани Кляйн.

основой изучения психоанализа является

Обе они изучали развитие человека в ранний, «доэдиповский» период, начиная буквально с младенчества и до начала полового созревания. Но если Анна Фрейд сделала упор на исследование защитных механизмов, оставаясь, в принципе, в русле классического психоанализа, то оригинальные взгляды, идеи и методы Мелани Кляйн подвергались жесточайшей критике со стороны сторонников ортодоксального направления. Этот раскол в британской школе психоанализа сохраняется и по сей день.

Мелани Кляйн первой из психоаналитиков высказала идею о том, что основным фактором развития личности являются отношения младенца с матерью, а также конфликт между инстинктами жизни и смерти. Влечение к жизни порождает способность любить и проявление либидо, влечение к смерти — деструктивные импульсы и агрессию.

«Всю мою жизнь можно уместить в одно предложение: «Я работала с детьми»» Анна Фрейд

Взгляды Кляйн были не просто революционными — для большинства ее современников, даже тех, кто сам был психоаналитиком, они были шокирующими. Она стала фактически создательницей детского психоанализа. С детьми работала и Анна Фрейд, но и она полагала, что до семилетнего возраста психоаналитическая работа с ними невозможна. Кляйн же создала методику и технику для проведения анализа состояния детей всех возрастов.

Аналогом метода свободных ассоциаций для детей стала игра. Именно в ней, по мнению Кляйн, дети выражали свои желания, фантазии, проблемы и опыт. Игрушки становились для малышей символом внешних и внутренних объектов, ассоциируясь у них как с теми, кто представляет угрозу или несет агрессию, так и с теми, кто дает им защиту и убежище.

основой изучения психоанализа является

Мелани Кляйн огромное внимание уделяла изучению эмоций негативных и разрушительных: ненависти, зависти, агрессии. Она считала, что с самого рождения ребенок испытывает чувства страха, неуверенности и угнетения и с самого рождения в нем начинают срабатывать механизмы переноса и контрпереноса. Агрессия, жадность, желание причинить зло — ребенок не хочет представлять себя таким и инстинктивно переносит эти «плохие» эмоции на ближайшее окружение, а это в большинстве случаев — его мать. И потому так важна для развития личности материнская любовь, тепло материнских рук, понимание и готовность защищать, ведь только это помогает индивидууму, еще и не осознающему полноценно не только самого себя, но даже ту, кто дала ему жизнь, разделяя, расщепляя образ матери на плохой и хороший, не просто преодолеть изначальную агрессию и депрессивный настрой, но и начать развитие в позитивную сторону.

Кляйн дала возможность психотерапевтам работать с пациентами совсем юного возраста, ввела понятия проективной идентификации, проекции и интроекции, доказала существование у ребенка в доэдиповом периоде мощного и агрессивного Супер-Эго. Но особое значение для дальнейшего развития психоанализа имело то, что она фактически заложила основы теории объектных отношений.

Мелани Кляйн изначально получала образование в области истории и искусства. В возрасте 32 лет, находясь в депрессии, она обращается к психоаналитику Шандору Ференци и начинает интересоваться этой методикой. Пройдя курс психоанализа, Кляйн занялась самостоятельной практикой; первыми ее «объектами» были собственные дети.

Главней объекта зверя нет!

Теоретические построения Мелани Кляйн настолько сильно потрясли мир психоанализа, что стали основой для зарождения целой школы, получившей потом название британской, так как все ученые, работавшие в этом направлении, проживали в Великобритании. Их имена теперь известны всему медицинскому миру: Винникотт, Спитц, Боулби, Балинт, Фейрбейрн, Гантрип и другие.

Представители британской школы полагали, что не влечения играют главную роль в формировании психики, а характер отношений с матерью и другими значимыми фигурами в окружении ребенка — объектами. А потому это направление получило название теории объектных отношений.

Наиболее известным представителем теории объектных отношений является Дональд Вудс Винникотт (1896-1971). Детский врач по образованию, он оставил педиатрию, чтобы заняться психоанализом. Основой его концепции было выделение внешней и внутренней реальности для личности и разграничение внутренней реальности и фантазии. Сам Винникотт говорил: «Понятие „психическая реальность» не оставляет места для фантазий; понятие „внутренняя реальность» предполагает существование и внутреннего, и внешнего мира, а следовательно, также существование ограничивающей мембраны».

Внутренняя реальность не существует изначально, она формируется в три этапа: интеграция, персонализация и реализация. Младенец не интегрирован в реальность, и при определенных условиях он может так и остаться не включенным в окружающий мир или снова вернуться в состояние неинтегрированности.

«Без любви ребенка можно вскормить. Но воспитание, лишенное любви и человеческого тепла, никогда не позволит ему стать самостоятельным человеком» Дональд Винникотт

В существование врожденных фантазий и интрапсихических структур Винникотт не верил. Самым важным с его точки зрения был контакт ребенка и матери. Мать — главный объект для младенца и его проводник в реальный мир, единственная, кто дает ему возможность приобрести качества личности.

Ребенок проходит несколько стадий зависимости: абсолютная (когда он не контролирует то, что происходит, а только принимает заботу и защиту), относительная (выражает потребности и осознает связь между требованием и его удовлетворением) и путь к независимости (у ребенка возникает возможность обходиться без реальной заботы, накапливаются воспоминания о заботе и развивается доверие к внешнему миру). Если мать отсутствует, ребенок сначала переносит потребности на переходный объект, потом отказывается и от него, обретая самостоятельность.

Дональд Винникотт считал, что родители (в первую очередь мать) могут «позволить себе» небольшие ошибки в процессе воспитания подрастающего поколения, так как это необходимо для развития ребенка и формирования у него адекватного представления о мире.

Еще одно направление в психоанализе возглавил Хайнц Кохут (1913-1981). В конце 1960-х годов он основал собственное направление в психоанализе и психотерапии, которое получило название психологии самости, или «селф-психологии». Основные положения этой теории изложены в трех его работах: «Анализ Я» (1971), «Восстановление самости» (1977), «Как лечит анализ?» (1984).

Основные понятия теории самости следующие. Я («селф», самость) — это ядро личности, которое развивается в процессе взаимодействия врожденных способностей и взаимоотношений личности с окружением, значимыми для нее людьми.

Значимые объекты переживаются как часть нашего Я и обозначаются как «селф-объекты». На субъективном уровне «селф-объект» воспринимается как Другой. Я (самость) взрослого человека может быть зрелым или патологическим. Зрелая личность обладает здоровыми амбициями, талантами, навыками, идеалами. При патологии Я проявляет себя как архаическое, с доминированием психических структур и особенностей, свойственных ребенку. Иногда Я оказывается фрагментированным, связи между отдельными частями личности нарушены, иногда — как опустошенное со снижением жизненной силы.

Теория самости разрабатывалась в процессе работы Кохута с пациентами, страдающими нарциссическими расстройствами. И это наложило определенный отпечаток на его концепцию. Основной проблемой у людей с нарциссическими расстройствами Кохут полагал глубокую неудовлетворенность потребности в уважении, одобрении и причастности к другим людям. В связи с этим он рассматривал Я как рефлексивную структуру, выполняющую функцию самоотображения и самоотношения. На одном полюсе Я находятся его претензии (потребность в достижениях, признании, господстве), а на другом — идеализированный образ родителей.

Опираясь на этот опыт работы, Кохут вывел теорию дефицита, отличающуюся от фрейдовской теории конфликта. И целью психотерапии он считал не проработку конфликта, а оказание помощи по формированию новой психической структуры пациента.

Помимо изучения объектных отношений Кохут много времени уделял и изучению девиантного поведения у детей, считая его реакцией на лишения.

В системе Хайнца Кохута важнейшее место занимает понятие «эмпатия» — способность осознанно сопереживать другому человеку.

Отдельную нишу занимает в этом направлении один из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков современности — Отто Кернберг (1928 г. р.). В свое время он был большим приверженцем теории Мелани Кляйн, но за много лет сумел объединить ее постулаты с идеями Малер, Эриксона и ряда других исследователей, назвав в итоге собственную теорию эго-психологией. Но по сути он создал интегрированную теорию объектных отношений, адаптировав ее к лечению психических расстройств.

основой изучения психоанализа является

Объединив классическую и более поздние теории, Кернберг разработал психоаналитическую модель личности в состоянии нормы и патологии. Главную роль в развитии личности он отводит аффекту: «Аффекты связывают ряды недифференцированных Я-объект-репрезентаций таким образом, что постепенно создается сложный мир интернализированных объектных отношений, окрашенных удовольствием или неудовольствием». Два влечения психоаналитик считает главными: агрессивное и либидонозное. В любом человеке постепенно формируются две стабильные интрапсихические структуры — любовь и ненависть; согласованные между собой внутри, они образуют стабильные рамки психического опыта и дают человеку поведенческий контроль. Также Кернберг разработал собственную классификацию и характеристику ряда психических расстройств с точки зрения их связи с агрессией.

Кернберг выделяет три структурные организации личности: невротическую, пограничную и психотическую. Организация личности зависит от того, насколько человек воспринимает собственную идентичность, насколько развит механизм защитных реакций и насколько высока способность индивидуума воспринимать и осознавать реальность.

В настоящее время Отто Кернберг является одним из самых авторитетных и влиятельных психоаналитиков в мире.

Разумеется, это далеко не все направления современного психоанализа, но основные его тенденции. О некоторых школах — экзистенциальный психоанализ (Ж. П. Сартр, Л. Бинсвангер), структурный психоанализ (Ж. Лакан) и других — мы еще поговорим ниже, в отдельных главах.

Мелани Кляйн, Дональд Винникотт, Майкл Балинт считаются представителями так называемой теории объектных отношений, согласно которой мироощущение человека, его контакт с окружающим миром зависят от опыта, полученного в семье в младенческом возрасте. Эта версия делает больший акцент на «внешних объектах», нежели учение Фрейда.

Источник: http://sitekid.ru/chelovek/psihologiya/obyat_neobyatnoe_osnovnye_shkoly_psihoanaliza.html

Теоретические основы психоанализа.

Психоанализ в понимании Фрейда – это, во-первых, «название процедуры исследования процессов, которые почти недостигаемы никаким другим способом», во-вторых, «название метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений» и, наконец, в-третьих, определение «суммы психологической информации, полученной таким путем, постепенно собираемой в новую научную дисциплину».

Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каждом пациенте существует некая сила, сопровождающая лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна – защита. Задача психотерапевта, как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление.

Психоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, в обмолвках, в ошибочных действиях.

Техника психоанализа.

Классический психоанализ включает следующие основные этапы: продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс. основой изучения психоанализа являетсяосновой изучения психоанализа является

основой изучения психоанализа являетсяосновой изучения психоанализа является

Анализ сопротивления.

Сопротивление включает все силы организма, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить и достичь понимания.

Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:

· Перенести продукции пациента в их бессознательное содержание, то есть установить связь мыслей, фантазий, чувств, поведения пациента с их бессознательными «предками».

· Бессознательные элементы должны быть преобразованы в понимание, в истинное их значение.

· По мере достижения инсайтов они должны сообщать пациенту.

Общие положения.

Трансакционный анализ в узком понимании этих слов – это анализ взаимодействия двух или более людей; в более широком смысле – социально ориентированный психотерапевтический метод, конечной целью которого является формирование гармоничной, социально адаптированной личности.

Структурный анализ.

Родитель (Р) по Берну – это собрание догм и постулатов, которые он воспринимает в детском возрасте и которые сохраняет потом в течение всей жизни. Когда Родитель в человеке якобы молчит, он все-таки влияет на его поведение, выполняя функцию совести.

Ребенок (Ре) живет в человеке всю его жизнь и проявляется даже у стариков, когда те мыслят, чувствуют, реагируют на окружающее точно так же, как делали это а детстве.

Взрослое состояние Я (В) также не имеет отношения к возрасту человека. Это способность личности хранить, использовать и перерабатывать информацию на основе предыдущего опыта.

Цель структурного анализа заключается главным образом в том, чтобы дать ответы на вопросы: Кто я? Почему поступаю именно так? Какой частью моего Я действует (или должна действовать) в данной ситуации, чтобы принести пользу, а не поражения?

Анализ трансакций.

Трансакция – это воздействие двух или более людей. Она начинается с транзакционного стимула – того или иного знака, свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человека воспринято другим. Человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действиям – транзакционной реакцией.

Все транзакции делятся на:

· Дополнителые. Когда стимул, посланный человеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию.

· Пересекающаяся. Когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.

Кроме простейших транзакций, какими является дополнительные и пересекающиеся, существует двухуровневые транзакции – угловые и двойные, при которых один уровень видимый – то, что произносится, а второй – скрытый, или психологический, — то, что имеется в виду (подтекст).

Источник: http://megalektsii.ru/s860t11.html

Основой изучения психоанализа является

Психоанализ в свое время смог перевернуть понятие личности человека в психологии. Со временем последователи учения ввели новые термины и понятия, которые облегчили работу с психикой человека, направленную на поиски неосознанных мотивов и скрытых страхов.

Психоанализ в психологии связывают, прежде всего, с именем Зигмунда Фрейда. Карл Густав Юнг продолжил учение, сильно углубившись в него и добавив много нового. Психоанализ Зигмунда Фрейда.

Законы психологии являются глубинными и многогранными. Именно психоанализ выступает как один из самых действенных методов в области изучения психики. Когда в свое время Фрейд основал данное направление, мир психологии буквально перевернулся, так как получил совершенно новое понимание психики человека.

основой изучения психоанализа является

Ученый выделил в психике три основных компонента:
— сознательная часть;
— предсознательное;
— бессознательное.
По его мнению, предсознательное является хранилищем множества желаний и фантазий. Его части можно перенаправить в область сознательного, если обратить на одно из желаний внимание. Те моменты жизни, которые индивид не может осознать, так как это явно противоречит моральным принципам и установкам, либо выступает как слишком болезненное, располагается в бессознательном.
Бессознательная часть отделена от двух остальных частей сознания цензурой. В психологии психоанализ изучает взаимосвязь между сознательным и бессознательным.

основой изучения психоанализа является

В дальнейшем в психологической науке были выделены следующие средства психоанализа:
— анализ случайных действий, относящихся к симптоматическому типу, которые происходят в обыденной жизни;
— анализ при помощи свободных ассоциаций;
— анализ при помощи толкования снов.

основой изучения психоанализа является

Психоанализ и практическая психология.

При помощи различных учений психологической науки люди могут находить ответы на множественные вопросы, рожденные в глубинах души. Психоанализ направлен на то, чтобы подтолкнуть к поискам ответа, который чаще всего узкий и частный. Психологи во всем мире по большей мере работают с мотивациями клиента, эмоциями, отношением с действительностью, миром чувств и образами. А вот аналитики сконцентрированы на бессознательном человека.
Независимо от явных отличий, в практической психологии и психоанализе есть общие черты. Например, в книге Райгородского «Психология и психоанализ характера» есть описание социальный и индивидуальных характеров. Он не забывает о типологии психоанализа, так как внутренний мир любого индивида начинается в области бессознательного.
В социальной психологии у психоанализа появилось название, как «аналитическая психология». Она направлена на исследования личностных поступков, с учетом роли социальной среды, а также мотивов.

основой изучения психоанализа является

Сознание и подсознание.

Человеческий разум подразделяется на 2 уровня: сознание и подсознание. В тот момент, когда человек думает, размышляет, активным участником этого процесса становится сознательный разум. Следующим пунктом назначения мыслей становится подсознание.
Подсознание отвечает за различные эмоции. Если мысли были позитивные, соответственно, и эмоции будут такими же, и наоборот. Считается, что подсознание наиболее таинственная и малоизученная сфера.
Поведение человека в той или иной ситуации определяется подсознанием. Его основной задачей является обеспечение выживания его владельца в разных жизненных ситуациях, в том числе, и экстремальных.
Этот процесс контролируется человеческими инстинктами, которые, в свою очередь, являются частью подсознания. В опасных для жизни ситуациях, первым делом любой человек пытается, прежде всего, спасти свою жизнь, а уж потом других людей. Это нельзя называть эгоизмом, так как такие процессы контролируются не самим человеком, а его подсознанием. Так уж распорядилась природа.

Источник: http://titcat.ru/psikhoanaliz-v-psikhologii/

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *